Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Как называется вальс из балета щелкунчик. Балет "щелкунчик" - история создания волшебства

Как называется вальс из балета щелкунчик. Балет "щелкунчик" - история создания волшебства

СКАЗКА В МУЗЫКЕ

Пётр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик»

1-е занятие

Программное содержание . Познакомить детей с музыкой балета, с сюжетом сказки. Учить детей чувствовать характер музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали фрагменты из сказки-балета «Лебединое озеро». Давайте познакомимся с другим его балетом – «Щелкунчик».

Щелкунчик - это забавный человечек, который щелкает орешки своими игрушечными зубами. Его принесли в подарок детям среди других игрушек к Новому году. Он был одет в военный мундир. Девочке Мари он очень понравился. Она брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику нетрудно было их расколоть. Но её брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчик сломался. Мальчик швырнул Щелкунчика под ёлку и забыл о нём.

Мари положила Щелкунчика в кукольную кроватку и спела ему колыбельную. Когда праздник закончился и все дети отправились спать, Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила Щелкунчика, взяла его на руки и начала с ним разговаривать, утешать его.

И тут Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного царства Мышильда. Спасти его может только любовь девушки и победа над мышиным королём.

Вдруг послышалось шуршание, и изо всех щелей стали вылезать мыши. Их было целое полчище, во главе с мышиным королём. Щелкунчик смело вступил с ними в бой. Ему помогали оловянные солдатики с ёлки.

Дрались они храбро, отважно. Но вот мышиный король подобрался к Щелкунчику, и уже хотел было броситься на него, но Мари увидела это, сняла с ног башмачок и бросила в мышиного короля. Щелкунчик был спасён. Войско мышей разбито. Мари подбежала к Щелкунчику и сказала: «Ты не мог погибнуть, я ведь так люблю тебя».

Тут случилось чудо: Щелкунчик превратился в красивого принца, а Мари повзрослела. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку, и они отправились в его королевство. Это было не обычное королевство, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. В сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки, была здесь и фея Драже. Принц танцевал с Мари. Они были так счастливы!

Теперь, когда вы знаете сказку о Щелкунчике, давайте познакомимся с музыкой балета.

Начнём с танца Мари и принца в его королевстве сластей в конце балета. Послушайте эту музыку. (Звучит запись.) Какая она?

Д е т и. Музыка радостная, нежная.

П е д а г о г. Да, музыка эта счастливая, восторженная, радостная, ликующая и нежная. Зло побеждено. Доброта, преданность, любовь восторжествовали. Мы будем с вами слушать эту прекрасную музыку ещё и ещё раз. А сейчас вернёмся к началу балета.

Новогодняя ёлка наряжена. Дети водят хороводы вокруг ёлочки, рассматривают игрушки на ней, подарки. Звучит марш. (Звучит запись.) Какой это марш по характеру?

Д е т и. Весёлый, шуточный.

П е д а г о г. Да, он напоминает игрушечный, шуточный марш - отрывистый, лёгкий, весёлый. Этот марш чем-то перекликается с другим шуточным маршем П. Чайковского, из его «Детского альбома» - «Маршем деревянных солдатиков». (Исполняет его.) Чем они похожи?

Д е т и. Оба лёгкие, чёткие, отрывистые, как бы игрушечные.

П е д а г о г. В «Марше деревянных солдатиков» мы слышим, как шагают игрушечные солдатики - смело, бодро, но легко: ведь они деревянные, сказочные. Есть у них и свой оркестр, в котором барабанщик играет то на маленьком барабанчике, то на большом (исполняет фрагмент). В марше из балета «Щелкунчик» вы тоже почувствовали сказочность, игрушечностъ, лёгкость (исполняет фрагмент на фортепиано).

Чтобы усилить впечатление детскости, игрушечности, П. Чайковский вводит в оркестр детские музыкальные инструменты - трубы и барабаны (звучит запись).

2-е занятие

Программное содержание . Продолжать знакомить детей с музыкой балета. Учить узнавать прослушанные ранее музыкальные фрагменты, определять характер музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Послушайте фрагмент из балета П. Чайковского «Щелкунчик». Что это за музыка? (Звучит марш.)

Д е т и. Это марш, весёлый, шуточный.

П е д а г о г. Прислушайтесь к смене характера в средней части. Она звучит иначе, чем в начале и конце, возникает другое настроение (звучит фрагмент).

Д е т и. Как будто засверкали на ёлке блестящие снежинки, льдинки, огоньки.

П е д а г о г. Правильно, музыка звучит высоко, отрывисто, похожа на сверкающие огоньки или переливающиеся снежинки, она волшебная, сказочная. Мы чувствуем, что героев сказки впереди ожидают какие-то необыкновенные приключения. Музыка таинственная.

Но потом опять возвращается знакомая мелодия игривого, бойкого марша. Послушайте марш целиком (звучит запись).

А вот как звучит колыбельная, которую Мари пела Щелкунчику, когда дети ушли спать (исполняет колыбельную). Какая это музыка?

Д е т и. Спокойная, ласковая.

П е д а г о г. Да, колыбельная эта напевная, ласковая, мерно покачивающаяся, убаюкивающая (исполняет фрагмент повторно).

Часы бьют двенадцать… Но вдруг послышалось шуршание, скрип, возня. Со всех сторон показались мыши во главе с мышиным королём (исполняет фрагмент). Как звучала музыка?

Д е т и. Музыка таинственная, злая, тихая, осторожная, потом звучит все громче.

П е д а г о г. Мыши подходят все ближе - музыка становится громче, зловещая, страшная. А сейчас послушайте, как отважно и смело сражались Щелкунчик и игрушечное войско с мышами и их королём (звучит запись).

Наконец сражение выиграно. Мари спасла Щелкунчика от смерти, помогла победить мышиного короля, запустив в него свой башмачок. Вы помните, что после этого Щелкунчик превратился в прекрасного юношу-принца и отправился с Мари в путешествие в сказочное царство сластей.

Давайте вспомним танец Мари и принца, который они танцуют в сказочном королевстве. Мы его слушали в прошлый раз. (Звучит запись.)

Музыка такая счастливая, восторженная! Как ещё можно ее охарактеризовать?

Д е т и. Радостная, взволнованная, нежная.

3-е занятие

Программное содержание . Учить детей различать характер музыки, тембры музыкальных инструментов.

Ход занятия:

П е д а г о г. Послушайте фрагмент из балета П. Чайковского «Щелкунчик» и вспомните, что это за музыка (звучит танец Мари и принца).

Д е т и. Это танец Мари и принца.

П е д а г о г. Как звучит эта музыка?

Д е т и. Радостно, счастливо.

П е д а г о г. Прислушайтесь к основной мелодии. Она состоит из спускающихся подряд звуков, которые играют струнные инструменты - виолончели и скрипки, Но как красива эта простая мелодия! Она словно расцвечивается оркестром, звучит красочно, пышно. Звучание арф придаёт ей трепетность, взволнованность (звучит фрагмент).

А теперь прислушайтесь, как меняется характер музыки в разных частях этого танца (исполняется целиком).

Д е т и. В середине музыка звучит тихо, нежно, немного грустно.

П е д а г о г. В средней части мелодию играет деревянный духовой инструмент - гобой, нежно, легко, мягко, светло. Ему вторит другой духовой инструмент - фагот, более низко и сумрачно (звучит фрагмент). А затем мелодию подхватывают скрипки - трепетно, взволнованно. Мелодия как бы рвётся ввысь, звучит все более напряжённо (исполняется фрагмент).

К инструментам присоединяются тромбоны (медные духовые инструменты). Они звучат мощно, резко, угрожающе. Музыка как бы напоминает о пережитых волнениях, страданиях, о борьбе со злыми силами. (Звучит средняя часть.)

И наконец, звучит первая мелодия - торжественно, ликующе. Её ведёт весь оркестр - мощно, уверенно. (Звучит фрагмент.)

Но вот музыка затихает, словно растворяется, звучит зыбко, нежно и таинственно. На фоне «дрожащих» скрипок слышны отрывистые, низкие звуки оркестра.

4-е занятие

Программное содержание . Знакомить детей с вальсами из балета. Учить различать характер, настроение каждого произведения. Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы познакомились с несколькими фрагментами из балета «Щелкунчик», слушали марш, колыбельную, сцену появления мышей и сражения с ними (играет фрагменты).

Вы знаете также замечательную музыку танца Мари и принца в конце балета (исполняет фрагмент).

Сегодня мы послушаем несколько вальсов из этого балета. Мы сравнивали несколько вальсов из балета «Лебединое озеро» - нежный, полётный вальс лебедей и праздничные, торжественные вальсы, которые звучали на балу (играет фрагменты).

В балете «Щелкунчик» тоже есть вальсы. Мы сравним три вальса. Первый называется «Вальс снежных хлопьев». Он звучит в балете, когда принц пригласил Мари посетить его сказочное королевство. Они отправились в путь, и попали в зимний, заснеженный лес. Как звучит «Вальс снежных хлопьев»? (Дети слушают запись.)

Д е т и. Легко, нежно, тревожно, в музыке слышно, как ветер кружит снежинки.

П е д а г о г. Да, в музыке передана картина сказочного зимнего леса, мелькание лёгких, волшебных, сверкающих снежинок, а настроение этого вальса слегка встревоженное, смятённое, но одновременно и светлое.

Мари и принц вместе идут в чудесную, волшебную страну и, конечно, преодолеют все преграды.

Слышите, как звенят в оркестре звонкие треугольники и колокольчики, посвистывают нежные флейты, как будто блестят на солнце пушистые снежинки. Переборы арфы помогают передать картину метели, а «вьюжную» мелодию ведут трепетные скрипки. (Звучит фрагмент повторно.)

Но вот Мари и принц пришли в сказочную страну сластей. В их честь был устроен праздник с танцами. Зазвучал вальс цветов (включает запись) . Какой он?

Д е т и. Праздничный и нежный.

П е д а г о г. Да, во вступлении к вальсу слышна нежная арфа, а мелодия звучит то полётно и призывно (у валторн), то ласково, плавно (у скрипок). Она полна радости и красоты. (Фрагмент звучит повторно.)

В конце балета звучит ещё один вальс (исполняет его). Какой он?

Д е т и. Очень торжественный, праздничный.

П е д а г о г. Да, это самый радостный из трёх вальсов, звучит ярко, пышно, блестяще, радостно-взволнованно. Слышны торжественные удары тарелок, праздничное звучание всего оркестра. А мелодию вальса играют струнные инструменты, полётно, ликующе. А в средней части, прислушайтесь, как радостно, волшебно переливаются, позванивают колокольчики. (Звучит запись - фрагмент средней части.)

Послушайте фрагменты всех трёх вальсов.

5-е занятие

Программное содержание . Знакомить детей с музыкой танцев балета. Учить различать характер пьес, средства музыкальной выразительности. Формировать тембровый слух детей.

Ход занятия:

П е д а г о г. Сегодня мы послушаем новые фрагменты из балета «Щелкунчик». Давайте побываем на празднике в королевстве сластей. Нас встречает фея Драже. (Исполняется фрагмент.) Какая это музыка?

Д е т и. Волшебная, нежная.

П е д а г о г. Она вся переливается, звенит. Таково необычное звучание у музыкального инструмента, который называется челеста. Это французский музыкальный инструмент, похожий на фортепиано, но у него нежный и звенящий звук. П. Чайковский привёз этот инструмент в Россию и первым из русских композиторов использовал его.

Танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством.

Звучат на празднике и несколько других танцев. Испанский («Шоколад») - музыка эта быстрая, огненная, задорная, слышно щёлкание кастаньет. (Звучит запись.)

Затем - арабский танец («Кофе») - медленный, плавный, изящный, нежный, с позвякиванием бубна. (Звучит запись.)

Есть на этом празднике и китайский танец («Чай») - шуточный, словно прыгающий. На фоне низко звучащих фаготов мы слышим свистящую флейту. (Звучит запись.)

Есть и задорный, весёлый, удалой русский народный танец - трепак (звучит запись).

Танец пастушков - один из самых изящных и грациозных номеров балета. В нем спокойный темп, умеренная звучность. Движения танцующих отличаются гибкостью и пластичностью.

Вы можете сами попробовать передать характер каждого танца в движениях, соответствующих настроению музыки. Кому какой танец понравился больше, тот его и будет танцевать. (Дети делятся на группы по нескольку человек, импровизируют движения танцев.)

6-е занятие

Программное содержание . Закрепить знание детьми музыки балета «Щелкунчик».

Ход занятия:

П е д а г о г. Сегодня мы послушаем различные фрагменты из балета П. Чайковского «Щелкунчик». Вы будете называть, какую музыку из этого балета вам хотелось бы услышать. (Дети называют фрагменты, педагог исполняет их на фортепиано или включает запись.)

Можно устроить и концерт-угадайку. Я буду играть вам фрагменты из балета, а вы отвечайте, что это за музыка.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 37 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Чайковский. Балет «Щелкунчик»:
Па-де-де, mp3;
Марш, mp3;
Колыбельная Мари, mp3;
Появление мышей, mp3;
Битва Щелкунчика с мышиным королем, mp3;
Вальс снежных хлопьев, фрагмент, mp3;
Вальс цветов, фрагмент, mp3;
Заключительный вальс, фрагмент, mp3;
Танец Феи Драже, mp3;
Испанский танец «Шоколад», mp3;
Арабский танец «Кофе», mp3;
Китайский танец «Чай», mp3;
Русский танец «Трепак», mp3;
Танец пастушков, mp3;
Чайковский. Детский альбом. «Марш деревянных солдатиков», mp3;
3. Сопроводительная статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

  • Президент Зильбергауз
  • Его жена
  • Клара (Мари), их дочь
  • Фриц, их сын
  • Марианна, племянница президента
  • Советник Дроссельмейер, крестный детей Зильбергаузов
  • Щелкунчик
  • Фея Драже, повелительница сластей
  • Принц Коклюш (Оршад)
  • Мажордом
  • Матушка Жигонь
  • Мышиный король
  • Куклы: Маркитантка, Солдат, Коломбина, Арлекин
  • Родственники, гости в карнавальных костюмах, дети, слуги, мыши, пряничные и оловянные солдатики, куклы, игрушки, гномы, зайчики; феи, сласти, сестры принца Щелкунчика, паяцы, цветы, серебряные солдатики, пажи, мавры и др.

Действие происходит в одном из немецких княжеств в эпоху Гофмана (рубеж XVIII - XIX веков) и в сказочном городе Конфитюренбурге.

История создания

В 1890 году Чайковский получил заказ от дирекции Императорских театров на одноактную оперу и двухактный балет для постановки в один вечер. Для оперы композитор избрал сюжет полюбившейся ему драмы датского писателя X. Херца «Дочь короля Рене» («Иоланта»), а для балета - известную сказку Э. Т. А. Гофмана (1776-1822) «Щелкунчик и мышиный король» из сборника «Серапионовы братья» (1819-1821). Сказка была использована не в подлиннике, а во французском пересказе, сделанном А. Дюма-отцом под названием «История Щелкунчика». Чайковский, по свидетельству его брата Модеста, сам сначала «письменно изложил сюжет «Щелкунчика» со слов Всеволожского» и только затем приступил к совместной работе с хореографом Мариусом Петипа (1818-1910), сделавшим подробный план-заказ и балетмейстерскую экспозицию. Прославленный мастер, к тому времени служивший в России уже более сорока лет и поставивший множество спектаклей, давал Чайковскому самые подробные советы относительно характера музыки.

Работа композитора вынужденно прервалась весной 1891 года, когда Чайковский отправился в США на торжественное открытие Карнеги-холла. Даже на пароходе он сочинял, но, понимая, что к назначенному дирекцией сроку не успеет, еще из Парижа отправил Всеволожскому письмо с просьбой перенести премьеры «Иоланты» и «Щелкунчика» на следующий сезон. Только по возвращении из поездки работа пошла активнее. В течение января и февраля 1892 года Чайковский закончил и оркестровал балет. В марте в одном из симфонических концертов Русского музыкального общества была исполнена сюита из музыки к балету под управлением самого композитора. Успех был оглушающим: из шести номеров пять по требованию публики были повторены.

По сценарию и подробным указаниям тяжело заболевшего Петипа постановку «Щелкунчика» осуществил второй балетмейстер Мариинского театра Л. Иванов (1834-1901). Лев Иванович Иванов, окончивший в 1852 году Петербургское театральное училище, в это время заканчивал карьеру танцовщика и уже семь лет работал балетмейстером. Ему, помимо нескольких балетов, принадлежали постановки половецких плясок в «Князе Игоре» Бородина и танцев в опере-балете Римского-Корсакова «Млада». В. Красовская писала: «Танцевальное мышление Иванова не опиралось на музыку Чайковского, а жило по ее законам. <...> Иванов в отдельных элементах своей постановки как бы полностью растворяясь в музыке, из ее сокровенных глубин черпал всю спокойную, чистую, даже скромную пластику танца». «Нет в музыке «Щелкунчика» ни одного ритма, ни одного такта, который не перелился бы в танец», - отмечал А. Волынский. Именно в музыке находил балетмейстер источник хореографических решений. Особенно ярко проявилось это в новаторском симфонизированном танце снежных хлопьев.

Репетиции балета начались в конце сентября 1892 года. Премьера состоялась 6 (18) декабря. Критика была противоречивой - как положительной, так и резко отрицательной. Однако балет продержался в репертуаре Мариинского театра более тридцати лет. В 1923 году спектакль был восстановлен балетмейстером Ф. Лопуховым (1886-1973). В 1929 году он создал новую хореографическую версию спектакля. В первоначальном сценарии героиня балета именовалась Кларой, но в советские годы ее стали называть Машей (у Дюма - Мари). Позднее постановки балета на различных советских сценах осуществляли разные балетмейстеры.

Сюжет

Рождественский сочельник в доме Зильбергаузов. Гости собираются на праздник. В зал вводят Клару, Фрица и их маленьких гостей. Все восхищены нарядной елкой. Детям раздают подарки. Часы бьют полночь, и с последним их ударом появляется крестный Клары Дроссельмейер. Умелый мастер, он приносит в подарок огромные механические куклы - Маркитантку, Солдата, Арлекина и Коломбину. Дети радостно благодарят доброго крестного, но Зильбергауз, боясь, что они испортят подарки, приказывает унести их в его кабинет. Утешая огорченных Клару и Фрица, Дроссельмейер вынимает из кармана смешного маленького Щелкунчика и показывает, как тот грызет орехи. Дети радуются новой игрушке, но потом ссорятся из-за нее. Фриц заставляет Щелкунчика разгрызать самые твердые орехи, и у Щелкунчика ломается челюсть. Фриц раздраженно бросает Щелкунчика на пол, но Клаpa поднимает его, укачивает как маленького ребенка, укладывает на кроватку любимой куклы и укутывает одеялом. Зильбергауз велит вынести из гостиной мебель, чтобы устроить в ней общий танец. По окончании танцев детей отправляют спать. Гости и хозяева расходятся.

Лунный свет падает в окно опустевшего зала. Входит Клара: она не может уснуть, так как беспокоится о Щелкунчике. Слышатся шорох, беготня и царапанье. Девочке становится страшно. Она хочет убежать, но большие настенные часы начинают отбивать время. Клара видит, что вместо совы на часах сидит Дроссельмейстер, помахивающий полами кафтана как крыльями. Со всех сторон мерцают огоньки - глаза мышей, заполняющих комнату. Клара бежит к кроватке Щелкунчика. Елка начинает расти и становится огромной. Куклы оживают и бегают в испуге. Строятся в ряды пряничные солдаты. Начинается битва с мышами. Щелкунчик, поднимаясь с постели, приказывает бить тревогу. Раскрываются ящики с оловянными солдатиками, армия Щелкунчика строится в боевое каре. Мышиное войско атакует, солдатики смело противостоят натиску, и мыши отступают. Тогда в поединок вступает Мышиный король. Он готов уже убить Щелкунчика, но Клара снимает башмачок и бросает его в Короля. Щелкунчик ранит его, и тот вместе с остатком войска бежит с поля боя. Щелкунчик с обнаженной шпагой в руке подходит к Кларе. Он превращается в прекрасного юношу и просит девочку следовать за ним. Оба скрываются в ветвях елки.

Зал превращается в зимний лес. Крупными хлопьями падает снег, поднимается метель. Ветер подгоняет танцующие снежинки. Постепенно метель стихает, в лунном свете нарядно искрится снег.

Сказочный город Конфитюренбург. Во Дворце сластей Фея Драже и Принц Коклюш ожидают приезда Клары и принца Щелкунчика. Все подготовлено к торжественному приему дорогих гостей. Клара и Щелкунчик приплывают по реке в лодке из позолоченной скорлупы. Все почтительно кланяются прибывшим. Клара изумлена богатством раскинувшегося перед ней города. Щелкунчик рассказывает, что Кларе обязан своим спасением. Начинается праздник, в котором принимают участие повелительница сластей Фея Драже, Матушка Жигонь и другие сказочные персонажи.

Музыка

В своем последнем балете Чайковский обращается к той же теме, которая была воплощена в «Лебедином озере» и «Спящей красавице» - преодолению злых чар силой любви. Еще дальше идет композитор по пути симфонизации музыки, обогащения ее всеми возможными выразительными средствами. Удивительно естественно происходит здесь слияние выразительного и изобразительного, театральности и глубочайшего психологизма.

Сцену роста елки в I акте сопровождает музыка поистине симфонического размаха - вначале тревожная, призрачная, рисующая суету мышей и странные ночные видения, она постепенно ширится, расцветает прекрасной бесконечно разворачивающейся мелодией. Музыка тонко воплощает все происходящее и в последующей сцене: и окрики часового, и барабанный бой, и военные, хотя и игрушечные, фанфары, и мышиный писк, и напряжение схватки, и чудесное превращение Щелкунчика. Вальс снежинок прекрасно передает ощущение холода, игру лунного света и в то же время - разноречивые чувства героини, оказавшейся в таинственном волшебном мире. Дивертисмент II акта включает в себя различные танцы: танец шоколада (блестящий испанский), кофе (изысканный и томный восточный), чая (ярко характерный, насыщенный комическими эффектами китайский), а также живой, в народном духе, русский трепак; изящно стилизованный танец пастушков; комический танец Матушки Жигонь с вылезающими из-под ее юбки детишками. Вершина дивертисмента - знаменитый Вальс цветов с его разнообразием мелодий, симфоническим развитием, пышностью и торжественностью. Удивительно изящен и тонок танец Феи Драже. Лирической же кульминацией всего балета является адажио (в первоначальной постановке - Феи Драже и принца, ныне - Клары и Щелкунчика).

Л. Михеева

На фото: «Щелкунчик» в постановке Григоровича в Большом театре

Как полагалось в то время, критики отчаянно ругали новинку. И музыка не дансантна, и сюжет не для большого балета, да и главные роли исполняет зеленая молодежь из Театрального училища: Клару - Станислава Белинская, Щелкунчика - Сергей Легат. Итальянская балерина Антониетта Дель-Эра (фея Драже) также не произвела должного впечатления, станцевав свою партию всего на двух представлениях. В дальнейшем спектакль Иванова возобновлялся в родном театре дважды (1909, 1923), но уже с середины 1920-х годов навсегда сошел со сцены. Его сюжетная основа была ущербна прежде всего по отношению к главной героине, у нее отняли возможность выразить себя в танце. Да и финал всей истории оставался открытым: то ли Клара должна была проснуться, либо навечно оставаться в сказочном царстве сластей?

В качестве музыки Чайковского могли сомневаться только ретрограды-балетоманы. Критик Борис Асафьев писал о ней: «„Щелкунчик" - совершеннейшее художественное явление: симфония о детстве. Нет, вернее о том, когда детство - на переломе. Когда уже волнуют надежды еще неведомой юности... Когда сны влекут мысли и чувства вперед, а неосознанное - в жизнь только предчувствуемую. Словно раздвигаются стены детской комнаты и мысль-мечта героини и героя вырываются на свежий простор - в лес, природу, навстречу ветрам, вьюге, дальше к звездам и в розовое море надежд».

Эта характеристика композиторского замысла весьма проницательна, но к предложенному Петипа сюжету «Щелкунчика» такая музыка имеет весьма косвенное отношение. В партитуре второго акта немало трагических интонаций, характерных для симфонических сочинений Чайковского, но решительно не вяжущихся с бездумно-пряничной фабулой. Большинство последующих постановок «Щелкунчика», видоизменяя сценарий Петипа, пытались совместить его со своим пониманием музыки Чайковского. Однако, полная удача на этом пути, если и возможна, то пока не достигнута.

Следующим по времени балетмейстером, рискнувшим самостоятельно интерпретировать «Щелкунчика», стал Александр Горский . Хореограф разбил свой балет на три акта, перенеся в зимнюю сцену финальный дуэт. Танцевали его Клара и Щелкунчик. Последний акт представлял откровенный дивертисмент. В этом спектакле, как и во всех последующих отечественных постановках, не нашлось места фее Драже и ее верному кавалеру с нелепым именем Коклюш. Московская новинка, показанная в не слишком подходящем для балета 1919 году, прожила недолго.

Еще более решительным был Федор Лопухов , в 1920-х годах возглавлявший петербургский балет. В 1929 году он поставил «Щелкунчика» в 3 актах и 22 эпизодах - как «плод детского воображения». В пяти эпизодах показывались рождественские праздники, в четырех рассказывалась (по Гофману) история превращения юноши в Щелкунчика, а в остальных торжествовала неуемная фантазия Машиных снов. Заметим, что отныне в России героиню балета будут звать не Кларой, а Машей (у Гофмана - Мари). Там, где не хватало музыки, действие обходилось без нее, порой артисты обращались к зрителям с речами. Декорации являли собой восемь больших щитов на колесиках, выкрашенных в разные цвета. Авангардного «Щелкунчика» ругали, по признанию хореографа, «не только враги - им сам Бог велел, - а и единомышленники». Спектакль, безусловно, инспирированный режиссерскими решениями Всеволода Мейерхольда пьес русской классики, прошел всего 9 раз.

Естественно, что театр, где родился «Щелкунчик», хотел иметь этот балет в своем постоянном репертуаре. Новую постановку в 1934 году поручили балетмейстеру Василию Вайнонену . В своем спектакле он опирался на традиции балета времен Петипа и Иванова, умело чередуя большие классические ансамбли (вальс снежинок, розовый вальс, адажио Маши с четырьмя кавалерами) с характерными танцами и пантомимой. В целом новый спектакль придерживался старого сюжета, хотя корректив было предостаточно. Дроссельмейер в доме Штальбаумов (родителям Маши вернули «гофмановское» имя) помимо заводных кукол (Паяц, Куколка, Негр) показывает детям из-за ширмы кукольный спектакль: «Щелкунчик влюблен в принцессу, но ее преследует крысиный король. Принцесса в ужасе, Щелкунчик приходит на помощь и избивает крысиного короля».

Тем самым, зрителям, не читавшим литературного оригинала, должна быть понятнее предыстория грядущего ночного сражения. Сцена войны крыс и игрушек выделилась в отдельный акт и происходила в Машином сне. Картина с вальсом снежинок продолжала второй акт и происходила на «пустынной ночной улице». Сам вальс звучал и как лирическое отступление, посвященное волшебным узорам русской зимы, и как величание храброй девочки хором детских голосов. Третий акт начинался в лавке игрушек. Здесь таинственный карлик (переодетый Дроссельмейер) подшучивает над Машей, как бы в очередной раз испытывая ее, пока Щелкунчик-принц не прогоняет его. Игрушечная лавка преображается, начинается праздник. Характерные танцы сменяются розовым вальсом, затем Маша уже в классической пачке беззаботно танцует эффектное адажио с четырьмя кавалерами. Общая кода неожиданно обрывается, Щелкунчик застывает - сон окончен. В коротеньком финале зритель видит за окном спящую девочку. Ламповщик гасит уличные фонари...

Новый спектакль оказался удачным, более 70 лет он исполняется на родной сцене, превысив счет 300 представлений. Однако, не без изменений. В 1947 году крыс заменили на менее страшных мышей, исчез и карлик в начале последнего акта. В 1954 году появилась великолепная сценография Симона Вирсаладзе . Образ первой картины стал более волшебным, елка, то серебристо-розовая, то черная, соответствовала душевному состоянию героини, а праздник финального акта предстал более гармоничным, без излишней красивости. В целом «Щелкунчик» Вайнонена - Вирсаладзе стал классическим балетом XX века. В 1958 году театр подарил этот спектакль Хореографическому училищу, и с тех пор каждое новое поколение Академии русского балета танцует его на сцене театра на радость своим папам и мамам, а с ними - многочисленным зрителям.

Когда в 1966 году Юрий Григорович в московском Большом театре показал свой «Щелкунчик», многим показалось, что найдено идеальное решение партитуры Чайковского. Придерживаясь, в основном, сценария Петипа, хореографу удалось создать спектакль со сквозным действием. Его герои, окруженные друзьями-куклами, после нешуточной битвы пускаются в сказочное путешествие вверх по гигантской елке. Снежинки скрывают их от мышиной погони, друзья развлекают их «кукольными» пародиями на характерные танцы в старинных балетах. Близко к вершине в елочном храме происходит волшебное венчание Маши и Щелкунчика.

Необычно решал Григорович образ Щелкунчика. Собственно кукла появлялась уже в прологе в руках «летящего» на праздник Дроссельмейера, затем крестный дарил Маше живую куклу, «поломка» которой не могла оставить равнодушной ни девочку, ни зрителя. И наконец, после победы над полчищем мышей в алом одеянии возникал истинно сказочный герой-принц. Укрупнился и образ Дроссельмейера. Он испытывает души героев всем прекрасным и страшным, что бывает в хорошей сказке. Он одновременно милосерден и коварен, незаметен и вездесущ. С этим персонажем в спектакль приходит Гофман, точнее гофманиана, просветленная музыкой Чайковского. Спектакль Григоровича не сходит со сцены Большого театра почти 40 лет, он неоднократно с разными составами исполнителей показывался по телевидению, существует и снятый в 1977 году телефильм. Однако, поиски иных решений «Щелкунчика» продолжались.

За рубежом спектакль Льва Иванова впервые был реконструирован Николаем Сергеевым в Лондоне в 1934 году. Другой бывший питомец Мариинского театра Джордж Баланчин неоднократно участвовал в оригинальном петербургском спектакле - от детских ролей до танца буффонов. В своем «Щелкунчике» (Нью-Йорк Сити бэллей, 1954) он, сохранив сценарий Петипа с феей Драже и Конфитюренбургом, сочинил новые танцы и мизансцены. Однако, уже постановки Рудольфа Нуреева (Лондонский Королевский балет, 1968) и Михаила Барышникова (Американский театр балета, 1976) испытали влияние спектаклей Вайнонена и Григоровича.

С тех пор многочисленные рождественские представления «Щелкунчика» принципиально отличаются, либо танцевально-полноценной партией Клары и попыткой хоть некоторой гофманианы, либо сознательным акцентом на праздник в городе сластей во главе с феей Драже.

Существуют и более нетрадиционные решения старинного балета, однако, пожалуй, самое неожиданное было реализовано в 2001 году в Мариинском театре. Инициатором и постановщиком стал не хореограф, а художник Михаил Шемякин. В новом «Щелкунчике» ему принадлежат не только декорации и костюмы, но и активная переделка либретто, и даже мизансцены. На долю хореографа Кирилла Симонова осталось лишь сочинение отдельных танцев.

Уже в первых сценах перед нами предстает гротескный мир мещанского изобилия: огромные окорока, мясные туши, гигантские винные бутыли. Здесь рождественский праздник лишь повод обильной еды и выпивки, а танцы - удобный способ растрясти желудок. В этом мирке Маша - нелюбимая дочь, чье одиночество и болезненные фантазии не интересны ни родителям, ни гостям. Лишь Дроссельмейер из жалости дарит ей Щелкунчика, который становится ее долгожданным другом.

В сцене ночного сражения глаза зрителей буквально разбегаются. С игрушками сражается не жалкая стая мышей, а целое крысиное царство: семиглавый император с семьей, епископ со свитой, офицеры в камзолах и при шпагах, солдаты и даже артиллеристы. Традиционный бросок башмачка прекращает кровавый бой, и Маша со Щелкунчиком в огромном башмаке-самолете летят в иной, прекрасный мир. На их пути встает злая метель: женский кордебалет в черных трико, юбках и шапочках, на которых угрожающе колышутся снежные хлопья. Прекрасная музыка Чайковского, исполняемая в намеренно убыстренном темпе, неожиданно становится агрессивной. Под стать ей и яркий хореографический образ недоброй вьюги - несомненная удача балетмейстера. Преодолев эти испытания, герои прибывают во второй акт.

В городе карамельные колонны засижены мухами и гусеницами, шествуют огромные фигуры леденцов, человек-муха сражается со Щелкунчиком на шпагах. Маша, наконец, целует Щелкунчика, и он превращается в Принца. Па-де-де героев и общий вальс вселяют некоторую надежду, но финал устрашает. Посреди Конфитюренбурга вырастает многоэтажный торт, его венчают марципановые фигуры Маши и Щелкунчика, а в его средней части уже резвятся ненасытные крысята...

Справедливости ради следует сказать, что этот явно экспериментальный «Щелкунчик» пользуется устойчивым успехом у зрителей.

А. Деген, И. Ступников

На фото: «Щелкунчик» в постановке Шемякина в Мариинском театре

Дальнейшим шагом в творчестве Чайковского по пути симфонизации балета и насыщения танца конкретным образно-характеристическим содержанием явился «Щелкунчик» по сказочной повести Э.Т.А. Гофмана в свободном пересказе А. Дюма. Инициатива создания этого балета, как и «Спящей красавицы », принадлежала Всеволожскому, по наметкам которого был разработан подробный сценарный план Петипа. Хотя сюжет Гофмана сам по себе привлекал композитора, многое в том, как он оказался истолкован авторами балетного сценария, вызывало у него решительный протест.

Всеволожский и Петипа видели в сказке немецкого писателя-романтика прежде всего материал для эффектного и завлекательного зрелища. Действие двухактного балета исчерпывается первой его половиной; вторая часть представляет собой красочный дивертисмент в придуманном Всеволожским «Confitiirenburg’e» - «Городе сластей», куда ведут авторы либретто своих героев - девочку Клару и освобожденного от колдовских чар Щелкунчика. Больше всего смущал Чайковского именно этот «кондитерский дивертисмент». «...Ощущаю полную неспособность воспроизвести музыкально Confitiirenburg», - признавался он вскоре после начала работы над балетом. Но постепенно ему удалось найти свое решение, во многом независимое от сценария Всеволожского - Петипа, а кое в чем даже противоречащее ему. «Никакая сценическая постановка, - писал Асафьев, - до сих пор не была в состоянии превзойти увлекательность и занимательность сказочно-симфонического оркестрово-колоритного воздействия партитуры ». Необычайная по богатству красок и тембровой изобретательности, сочетанию острой характеристичности с сочной полнотой звучания и подлинным симфонизмом партитура «Щелкунчика» несомненно намного превосходит замысел либреттистов и постановщиков балета.

Несмотря на то, что главными действующими лицами «Щелкунчика» являются дети, балет этот не может быть отнесен к области детской музыкальной литературы. Как верно заметил Асафьев, это музыкально-хореографическое повествование не столько о детстве, сколько о том переломном моменте в жизни, «когда уже волнуют надежды еще неведомой юности, а еще не ушли детские навыки, детские страхи... Когда сны влекут чувства и мысли вперед, в неосознанное - в жизнь, только предчувствуемую». Мир беспечного детства с его играми, забавами, ссорами из-за игрушек показан в сценах зажигания елки, раздачи подарков, танцев и хороводов из первой картины первого действия. Во втором действии перед Кларой и Щелкунчиком, превратившимся в прекрасного принца, открывается новый волшебный мир, полный таинственной прелести, и детство остается уже позади. Связующую роль выполняет симфоническая картина жутких фантастических снов Клары, войны мышей и игрушек, где и совершается тот душевный перелом, о котором пишет Асафьев. Происходящее тут же превращение Щелкунчика отражает распространенный сказочный мотив: добро и любовь торжествуют над злым волшебством (Известную параллель к истории Щелкунчика представляет, например, сказка о Царевне-лягушке. Аналогичный мотив находит отражение и в «Спящей красавице».) .

Композитор находит яркие выразительные средства для обрисовки двух миров, сопоставленных в «Щелкунчике»: мира уютного бюргерского быта и таинственно влекущего, чарующего или пугающего и мрачно завораживающего фантастического мира. Начальные сцены веселого рождественского праздника в доме президента Зильбергауза резко контрастируют всему дальнейшему. Здесь преобладают простые и прозрачные оркестровые краски, привычные обиходные танцевальные формы (детский галоп, полька, вальс), порой с оттенком иронически окрашенной стилизации (выход родителей в щегольских нарядах времен Директории под звуки тяжеловесного менуэта, наивно-простодушный гросфатер). Элемент загадочного, чудесного вторгается в эту мирную обстановку в облике советника Дроссельмейера с его удивительными куклами. Музыкально он охарактеризован острыми причудливыми очертаниями мелодического рисунка, необычными комбинациями оркестровых тембров (например, альт и два тромбона), в которых слышится что-то смешное, нелепое и одновременно колдовское. Не случайно тема, сопровождающая выход Дроссельмейера, возникает затем в ночных кошмарах Клары.

С наступлением ночи оживает таинственный мир чудес и все окружающее предстает в необычном, тревожащем воображение свете. Тихая, нежная колыбельная Клары, убаюкивающей Щелкунчика, уже ранее проходившая дважды, теперь звучит по-новому благодаря наполненной оркестровой фактуре с арпеджиями арф, окутывающими простую бесхитростную мелодию мягким светом. Колорит музыки становится все более легким, мерцающим, вызывая ощущение прозрачной тьмы, освещаемой лучами лунного света (взлетающие пассажи флейты, арпеджии арфы). Но глухо, затаенно раздающийся сначала в густом низком регистре (бас-кларнет, туба), потом у высоких деревянных (флейта, гобой, кларнет) «стук судьбы» предвещает недоброе. Оживает ночная нечисть, выползают из своих щелей мыши и крысы («шуршащие» пассажи фагота и струнных басов), и в это время вдруг начинает расти елка, достигая огромной высоты. В музыке этот момент передан тремя мощными волнами нарастания, построенного на секвенционном развитии мотива, близко напоминающего тему любви из «Пиковой дамы», а также родственную ей тему скрипичного соло из антракта между двумя картинами второго действия «Спящей красавицы».

Значение данного эпизода не ограничивается рамками иллюстративного сопровождения сценического образа, исполненная страстным волнением музыка передает душевный рост юной героини, впервые испытывающей зарождение новых, ей самой не вполне еще понятных чувств и влечений. Растущая елка - только символ, внешнее аллегорическое выражение более глубокого психического процесса.

На этом оканчивается первая половина симфонической картины, второй ее раздел изображает войну мышей и игрушек. Мышиные шорохи и писки, здесь сплетаются с боевыми кличами кукольного войска (фанфарная тема гобоя), дробью маленьких барабанчиков, «наступательными» остинатными ритмами. Разгул ночной нечисти внезапно прекращается, когда Клара бросает свою туфельку в мышиного царя и тем спасает Щелкунчика, который затем превращается в прекрасного принца. Эта сцена непосредственно переходит в следующую картину - волшебный лес, куда переносится Клара вместе с принцем, их приветствуют гномы с зажженными факелами. Испытания остались позади, торжественная плавно развертывающаяся тема звучит с все нарастающей силой как гимн стойкости и чистоте чувства. Первое действие завершается ритмически своеобразным «Вальсом снежинок», с группировкой фраз по две четверти, идущей «поперек» тактового размера. Так начинаются странствования Клары и спасенного ею Щелкунчика: хрустальный звон челесты в светлой мажорной коде звучит как предвестник ожидающих героев чудес и радостей.

Вступление к этому действию рисует картину полноводной реки со вздымающимися волнами, по которым скользит ладья, привозящая Клару и принца в сказочный Конфитюренбург: светлая мелодия в духе баркаролы, основанная на звуках бесполутонового ряда, оплетается фигурацией арф, создающей иллюзию плавного покачивания плывущей лодки.

После рассказа всеми приветствуемого Щелкунчика о ночных происшествиях идет большой дивертисмент, состоящий из сюиты характерных национальных танцев: блестящий темпераментный испанский; томный арабский с лениво покачивающейся квинтой в басу и приглушенным звучанием засурдиненных струнных; остроумно инструментованный юмористический китайский (широкие пассажи флейты с размеренным аккомпанементом двух фаготов, напоминающим автоматическое покачивание головой фарфоровых куколок); лихой русский трепак, за которым следуют изящный танец пастушков с двумя солирующими флейтами, комически разухабистая пляска французских полишинелей, и, наконец, завершающий весь цикл пышный и поэтически увлекательный «Вальс цветов».

В эту атмосферу светлого праздничного торжества неожиданно вторгаются нотки страстного волнения и почти драматизма в танцевальном дуэте, непосредственно следующем за вальсом. Это кульминационныи момент в развитии линии двух юных героев (По плану Петипа дуэт предназначался для феи Драже - персонажа, искусственно введенного в связи с замыслом Конфитюренбурга, - и принца Оршад. В современном балетном театре его исполняют Клара и Щелкунчик, что гораздо логичнее драматургически и больше соответствует характеру музыки.) , перед которыми открывается новый большой мир человеческой жизни, одновременно и манящий и тревожащий. «...Здесь развивается мысль о сопутствующей мечтам и надеждам юности борьбе за жизнь» - так определяет Асафьев смысл этого балетного Adagio. Дуэт дополняют две сольные вариации - энергичная стремительная мужская в ритме тарантеллы и грациозная женская. Особенное внимание привлекает к себе вторая вариация, где внешняя холодноватость колорита (солирующая челеста, поддерживаемая легким аккомпанементом струнных и деревянных) соединяется с мягкой и нежной элегичностью. Завершается балет еще одним вальсом и апофеозом, в котором снова звучит безмятежно светлая ласковая тема вступления ко второму действию.

«Щелкунчик» впервые увидел свет на сцене Мариинского театра 6 декабря 1892 года вместе с «Иолантой ». Противоречие между тем, что представлялось взору публики на сцене, и высокой симфонической содержательностью музыки Чайковского, неблагоприятно сказалось на судьбе произведения. «Успех был не безусловный, - писал композитор вскоре после премьеры. - Опера, по-видимому, очень понравилась, - балет же, скорее, - нет. И на самом деле он оказался, несмотря на роскошь, скучноватым». За пестрым чередованием разнохарактерных фигур и эпизодов с трудом улавливалась линия сквозного действия, к тому же многое, особенно во втором действии, было не безупречно с точки зрения хорошего вкуса.

«После ряда удачных постановок, как „Пиковая дама“ и „Спящая красавица“, - вспоминал будущий директор императорских театров В. А. Теляковский, - появилась невообразимая по безвкусию постановка балета Чайковского „Щелкунчик“, в последней картине которого некоторые балетные артистки были одеты сдобными бриошами из булочной Филиппова». Почти единодушно отрицательными были и отзывы критики как о спектакле, так и о музыке Чайковского. Только в свете дальнейшего развития хореографического искусства в начале XX века новаторское значение «Щелкунчика» могло быть по-настоящему оценено, и начиная с 20-х годов этот балет занял прочное место в репертуаре отечественных музыкальных театров.

Этот двухактный балет написан великим русским композитором Петром Ильичом Чайковским. В основе сюжета лежит сказка Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

История создания

Либретто создано по сказке, автором которой является Э. Т. А. Гофман. «Щелкунчик», краткое содержание которого будет представлено в данной статье чуть ниже, - это одно из поздних произведений П. И. Чайковского. Этот балет занимает в творчестве композитора особое место, так как является новаторским.

Переложение сказки, по которому было создано либретто балета, сделал в 1844 году французский писатель Премьерный показ спектакля состоялся в 1892 году, 18 декабря, в Мариинском театре Санкт-Петербурга. В роли Фрица и Клары выступали дети, учившиеся в Петербургском Императорском театральном училище. Партию Клары исполняла С. Белинская, а партию Фрица - В. Стуколкин.

Композитор

Автором музыки к балету, как уже было написано выше, является П. И. Чайковский. Родился он 25 апреля 1840 года в Воткинске, это маленький городок в Он написал более 80 шедевров, среди которых десять опер («Евгений Онегин», "Пиковая дама", «Чародейка» и другие), три балета («Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»), четыре сюиты, более сотни романсов, семь симфоний, а также большое количество произведений для фортепиано. Пётр Ильич также вёл и был дирижёром. Сначала композитор обучался правоведению, но затем всецело посвятил себя музыке и в 1861 году поступил в Русское музыкальное общество (в музыкальные классы), которое в 1862 году было преобразовано в консерваторию.

Одним из преподавателей великого композитора был другой великий композитор - А. Г. Рубинштейн. П. И. Чайковский оказался одним из первых студентов Петербургской консерватории. Обучался он в классе композиции. После окончания обучения стал профессором только что открывшейся в Москве консерватории. С 1868 года выступал в качестве музыкального критика. В 1875 году был издан учебник гармонии, автором которого был Пётр Ильич. Скончался композитор 25 октября 1893 года от холеры, которой заразился, выпив некипячёную воду.

Персонажи балета

Главная героиня балета - девочка Клара (Мари). В разных редакциях балета она зовётся по-разному. В сказке у Э. Т. А. Гофмана она носит имя Мари, а Кларой зовут её куклу. После Первой мировой войны героиню стали называть Машей из патриотических соображений, а её брату Фрицу оставили поскольку он персонаж отрицательный. Штальбаумы - родители Маши и Фрица. Дроссельмейер - крёстный главной героини. Щелкунчик - кукла, заколдованный принц. Другие персонажи - фея Драже, принц Коклюш, Марианна - племянница Штальбаумов. Мышиный король трёхголовый, главный враг Щелкунчика. А также родственники Щтальбаумов, гости на празднике, игрушки, слуги и так далее.

Либретто

Знаменитый балетмейстер Мариус Петипа является автором либретто «Щелкунчик».

Краткое содержание первой сцены первого действия:

Последние приготовления перед рождественским праздником, суета. Действие происходит на кухне. Повара и кухарки готовят праздничные блюда, заходят хозяева с детьми, чтобы проверить, как идёт подготовка. Фриц и Мари пытаются полакомиться десертом, мальчика угощают конфеткой - он любимчик родителей, а от Мари отмахиваются. Действие переносится в гардеробную, где супруги Штальбаум выбирают наряды для праздника, дети вертятся рядом с ними. Фриц получает в подарок треуголку, а Мари остаётся ни с чем. В доме появляется гость - это Дроссельмейер. Так начинается балет «Щелкунчик».

Краткое содержание второй сцены первого действия:

Начинаются танцы. Крёстный Мари приносит подарки - механических кукол. Все разбирают игрушки. Мари достаётся Щелкунчик, которого никто не выбрал. Но девочке он нравится, потому что ловко колет орехи, к тому же она чувствует, что он не просто игрушка. Праздник завершается, гости расходятся, все кроме Мари. Она пробирается в гостиную, чтобы ещё раз посмотреть на Щелкунчика. В это время в комнате танцуют крысы, одетые как аристократы. Эта картина пугает Машу, и она падает в обморок. Часы бьют 12. Начинается интрига балета «Щелкунчик».

Краткое содержание третьей сцены первого действия:

Мари приходит в себя и видит, что комната стала огромной, а она теперь размером с ёлочную игрушку. Щелкунчик с армией игрушечных солдатиков вступает в бой с Мышиным королём и его мышами. Мари от испуга прячется в старый башмак своего дедушки, но, чтобы помочь Щелкунчику, она кидает в Короля крыс туфельку. Мышиный император в замешательстве. Щелкунчик наносит ему удар шпагой. Доброй Мари жалко побеждённого, и она перевязывает ему рану. Армия крыс разбита. В сказочное путешествие над ночным городом в старом дедушкином башмаке увозит Мари Щелкунчик.

Краткое содержание четвёртой сцены первого действия:

Щелкунчик и Мари прилетают на старое кладбище. Начинается метель, и злые снежинки вместе со своей Королевой пытаются погубить Мари. Дроссельмейер останавливает злую метель. А девочку спасает Щелкунчик.

Краткое содержание первой сцены второго действия:

Щелкунчик привозит Мари в сказочный город Конфитюренбург. Здесь полно конфет и пирожных. В городе живут забавные жители, которые очень любят сладости. Жители Конфитюренбурга танцуют в честь приезда дорогих гостей. Мари в восторге бросается к Щелкунчику и целует, и превращается в Принца Щелкунчик.

Краткое содержание эпилога:

Рождественская ночь прошла, и волшебный сон Мари растаял. Девочка и её брат играют с Щелкунчиком. К ним приходит Дроссельмейер, с ним его племянник, который похож на принца, в которого превратился Щелкунчик в сказочном сне Мари. Девочка кидается к нему навстречу, и он заключает её в объятия.

И, конечно, лучше увидеть постановку собственными глазами. Приобрести билеты на "Щелкунчик" вы можете через сервис http://bolshoi-tickets.ru/events/shelkunchik/ . Там же вся актуальная информация о датах постановок. Следите внимательно - афиша обновляется!

Самые значимые постановки

Премьерный показ состоялся 6 декабря 1892 года в Мариинском театре (балетмейстер Лев Иванов). Возобновлён спектакль в 1923 году, постановщиками танцев были Ф. Лопухов и В 1929 году балет увидел свет в новой редакции. На сцене Большого театра в Москве «Щелкунчик» начал свою «жизнь» в 1919 году. В 1966 году спектакль был представлен в новой версии. Постановщиком был балетмейстер Юрий Григорович.


Балет в двух действиях
Либретто (по сказке Э.-Т.-А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король») М. Петипа. Балетмейстер Л. Иванов.
Первое представление: Петербург, Мариинский театр, 6 декабря 1892 г.
Действующие лица:
Зильбергаус. Его жена. Клара (в современной редакции - Маша) и Фриц, их дети. Дроссельмейер. Бабушка. Дедушка. Няня. Щелкунчик. Щелкунчик-принц. Клара-принцесса. Фея Драже. Принц Коклюш. Мажордом.Куколка. Негр. Паяц. Мышиный король. Феи.
Действие первое
Небольшой немецкий городок. В доме Зильбергауса праздник. Множество гостей приглашено на елку. Роскошно убранная, она вызывает восторг детей Зильбергауса - Клары, Фрица и их маленьких гостей. Детвора резвится, любуясь полученными подарками.
Появляются гости. Часы бьют полночь. Но среди гостей не видно старика Дроссельмейера - крестного маленькой Клары. А вот и он! Его появление вносит новое оживление. Старый чудак всегда придумает что-нибудь забавное. Вот и сегодня он преподносит детям четыре большие механические куклы в костюмах маркитантки, солдатика, Арлекина и Коломбины. Заведенные куклы танцуют.
Дети в восторге, но Зильбергаус, опасаясь, что замысловатые игрушки испортятся, приказывает унести их до поры до времени. Это вызывает огорчение Клары и Фрица. Желая утешить детей, Дроссельмейер вынимает из чемодана новую смешную куклу - Щелкунчика. Она умеет раскалывать орехи. Старик показывает детям, как нужно приводить куклу в действие.
Озорной Фриц хватает Щелкунчика и вкладывает eму в рот самый большой орех. У Щелкунчика ломаются зубы, и Фриц бросает игрушку. Но Клара поднимает с пола изуродованного Щелкунчика, повязывает ему голову платком и укладывает спать на кровать любимой куклы. Гости исполняют старинный танец.
Бал окончен. Все расходятся. Детям пора спать.
Маленькой Кларе не спится. Она встает с постели и подходит к Щелкунчику, оставшемуся в темном зале. Но что это? Из щелей в полу появляется множество блестящих огоньков. Это глаза мышей. Как страшно! Их становится всё больше и больше. Комната наполняется мышами. Клара бежит к Щелкунчику искать защиты.
Лучи луны заливают своим волшебным светом зал. Елка начинает расти и достигает исполинских размеров. Куклы и игрушки оживают, зайчики бьют тревогу. Часовой у будки салютует ружьем и стреляет, куколки бегают в испуге, ища защиты. Появляется отряд пряничных солдат. Мышиное войско наступает. Мыши одерживают победу и с торжеством пожирают трофеи - куски пряников.
Щелкунчик приказывает зайчикам снова бить тревогу. Крышки слетают с коробок, в которых лежат оловянные солдатики: здесь и гренадеры, и гусары, и артиллеристы с пушками.
Мышиный король приказывает войску возобновить нападение и, видя неудачу, вступает в единоборство со Щелкунчиком. Клара снимает с ноги туфельку и бросает ее в Мышиного короля. Щелкунчик тяжело ранит своего врага, который вместе с мышиным войском спасается бегством. И вдруг из уродца Щелкунчик превращается в красивого юношу. Он становится на колени перед Кларой и предлагает ей следовать за ним. Они подходят к елке и скрываются в ее ветвях.
Действие второе
Зал превращается в зимний еловый лес. Все сильнее падает снег, поднимается метель. Ветер подгоняет танцующие снежинки. Образуется снежный сугроб из живых фигур искрящихся снежинок. Постепенно метель утихает, зимний ландшафт освещается лунным светом.
Конфитюренбург - дворец сластей. Фея Драже и принц Коклюш живут в сахарном дворце, украшенном дельфинами, из пастей которых бьют фонтаны смородинового сиропа, оршада, лимонада и других сладких напитков. Появляются феи мелодий, цветов, картин, фруктов, кукол, феи ночи, феи плясунов и сновидений, феи конфет-карамелек; появляются Ячменный сахар, Шоколад, пирожные, мятные лепешки, драже, фисташки и бисквиты. Все склоняются перед феей Драже, а серебряные солдатики отдают ей честь.
Мажордом расставляет маленьких мавров и пажей, у которых головы из жемчужин, туловища из рубинов и изумрудов, а ноги из чистого золота. В руках они держат горящие факелы.
В лодке в виде золоченой скорлупы медленно плывут по реке Клара и Щелкунчик. Вот они вышли на берег. Серебряные солдатики отдают им честь, а маленькие мавры в костюмах из перышек колибри подхватывают Клару под руки и помогают ей войти во дворец.
От лучей палящего солнца дворец на розовой реке начинает постепенно таять и наконец исчезает. Фонтаны перестают бить. Фея Драже с принцем Коклюшем и принцессами, сестрами Щелкунчика, встречают прибывших; свита почтительно им кланяется, а мажордом приветствует Щелкунчика с благополучным возвращением. Щелкунчик берет Клару за руку и говорит окружающим, что ей одной он обязан своим спасением.
Начинается праздник: танцуют Шоколад (испанский танец), Кофе (арабский танец), Чай (китайский танец), паяцы (танец буффонов), леденцы (танец трубочки с кремом). Полишинель танцует с матушкой Жигонь.
В заключение появляется фея Драже со своей свитой и принцем Коклюшем и принимает участие в танцах. Клара и принц Щелкунчик сияют от радости.
Апофеоз балета изображает большой улей с летающими пчелами, зорко охраняющими свое богатство.

ЗНАКОМСТВО С БАЛЕТОМ-СКАЗКОЙ

П. И. ЧАЙКОВСКОГО "ЩЕЛКУНЧИК".

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ : Знакомить детей с музыкой балета, с сюжетом сказки, учить детей чувствовать характер музыки. Прослушать фрагмент балета, танец феи Драже.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ПЕДАГОГ: Давайте познакомимся с балетом П. И. Чайковского "Щелкунчик".

Эта сказка необыкновенная. Не потому, что есть в ней злая колдунья и. прекрасный принц они встречаются и в других сказках. И не потому; что текут здесь Апельсиновые ручьи и "Лимонадные реки, зеленеют Цукатные рощи, и высятся Конфетные города, а с героями происходят разные превращения - и в других сказках много чудес;

Необыкновенная эта сказка потому, что она музыкальная. И рассказывать ее будет музыка - озорная и грустная, нежная и торжественная - расскажи тебе удивительную историю Щелкунчика и Мари.

Написал эту музыку замечательный русский композитор Петр Ильич Чайковский. Так вот, слушайте. Произошло все в новогоднюю ночь. ...Мари и Фриц, дети советника медицины Штальбаума, и их маленькие друзья толпились перед закрытыми дверьми, сгорая от любопытства: из гостиной уже давно доносились таинственные звуки - там, куда их пока не пускают, взрослые наряжают елку.

А новогодние подарки! Ах, какие, наверное, замечательные подарки расставляют там сейчав под елкой!

Щелкунчик - это забавный человечек, который щелкает орешки своими игрушечными зубами. Его принесли в подарок детям среди других игрушек к Новому году. Он был одет в военный мундир. Девочке Мари он очень понравился. Она-брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику нетрудно было их расколоть. Но ее брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчику сломался. Мальчик швырнул Щелкунчика под елку и забыл о нем. Мари положила Щелкунчика в кукольную кроватку и спела ему колыбельную. Когда праздник закончился и все дети отправил спать, Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила Щелкунчик взяла его на руки и начала с ним разговаривать, утешать его. Вдруг Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не. всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного царства Мышиного. Спасти его может только любовь девушки и победа над мышиным королем. Вдруг послышалось шуршание, и изо всех щелей стали вылезать мыши. Их было полчище, во главе с мышиным королем. Щелкунчик смело вступил с ними в бой. Ему помогали оловянные солдатики с елки. Дрались они храбро, отважно.

Но вот мышиный король подобрался к Щелкунчику и уже хотел было броситься на него, но Мари увидела это, сняла с ноги башмачок и бросила в мышиного короля. Щелкунчик был спасен. Войско мышей разбито. Мари подбежала к Щелкунчику и сказала: "Ты не мог погибнуть, ведь я люблю тебя". И тут случилось чудо: Щелкунчик превратился в красивого принца, а Мари повзрослела. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку - и они отправились в королевство. Это было не обычное королевство, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. В сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки, была здесь и фея Драже. Принц танцевал с Мари. Они были так счастливы! Давайте побываем" на празднике в королевстве сластей. Нас встречает фея Драже.

(ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ ФЕЙ ДРАЖЕ).

ПЕДАГОГ: Какая это музыка?

ДЕТИ: Волшебная, нежная.

ПЕДАГОГ: Она вся переливается, звенит. Таково необычное звучание у музыкального инструмента, который называется челеста. Это французский " музыкальный инструмент, похожий на фортепиано, но у него нежный и звенящий звук. П. И. Чайковский привез этот инструмент в Россию и первым из русских композиторов использовал его.

Танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством.

Вы все: можете попробовать передать характер танца в движениях, соответствующих настроению музыки.

ДЕТИ ДЕЛЯТСЯ НА ГРУППЫ ПО НЕСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК,

ИМПРОВИЗИРУЮТ ДВИЖЕНИЕ ТАНЦА.

ПЕДАГОГ: Вам понравилось? (ответы детей)

Какие же слова можно придумать рассказывая об этой музыке? (ответы детей).

А теперь я хочу вам дать задание. Послушайте внимательно музыку еще раз- и придумайте сказку "В гостя» у Феи Драже?

ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ.

Дети по - очереди рассказывают свои сказки.

В конце занятия детям предлагается потанцевать и подвигаться под музыку "Танец Феи Драже".

На следующих занятиях слушание музыки можно проводить "опираясь на три взаимосвязанных между собой темы:

1."Какие чувства передает музыка?"

2. "О чем рассказывает музыка?"

3."Как рассказывает музыка?"