Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Шекспир на советской сцене. Что представлял собой театр во времена Шекспира

Шекспир на советской сцене. Что представлял собой театр во времена Шекспира

Т ворческое наследие Шекспира включает 11 трагедий, 17 комедий, 10 исторических хроник, а также сотни стихотворений, сонетов и поэм. В пьесах английский драматург смешивает разные эпохи и народы, сопоставляет трагичное с комичным, нарушает единство времени и места. Пьесы Шекспира с успехом ставят в театрах всего мира. Предлагаем 6 спектаклей русских театров по произведениям Шекспира.

«Двенадцатая ночь»

В московском театре «Современник» спектакль поставил английский режиссер Питер Джеймс в 1975 году. Благодаря телевизионной версии 1978 года Марина Неелова предстала перед зрителем и в роли Виолы, и в роли брата-близнеца Себастьяна.

«Антоний и Клеопатра»

Шекспир обратился к древнеримской истории в первом десятилетии XVII столетия. На основе жизнеописания Марка Антония он создал свою трагедию «Антоний и Клеопатра». В 1608 году ее сыграли в лондонском Энтертейнмент-Стейшонерс-холле. В России спектакль «Антоний и Клеопатра» появился спустя почти 300 лет - в 1887 году в Малом театре.

Одной из самых запоминающихся постановок этой пьесы в России стал спектакль в Театре Вахтангова . Режиссер Евгений Симонов представил его в 1971 году. Через 9 лет вместе с режиссером Леонидом Пчелкиным Симонов перевел постановку в формат телеспектакля.

«Укрощение строптивой»

Комедию «Укрощение строптивой» драматург создал в 1593–1594 годах. В России ее впервые поставили в 1865 году в Малом театре. На советской сцене постановка «Укрощения строптивой» стала театральным событием в Академическом театре имени Ленсовета . В постановке Игоря Владимирова комедия обрела новое звучание: появились музыкальные вкрапления композитора Геннадия Гладкова, актеры в спектакле использовали современные изобретения: телефон, магнитофон, электробритву - а простые декорации художника Анатолия Мелкова объединили историзм и современность постановки.

«Ричард III»

Эту историческую пьесу Уильям Шекспир написал в 1591 году. Первая постановка «Ричарда III», о которой сохранилось точное свидетельство, состоялась в 1633 году. Спектакль в Вахтанговском театре поставил армянский режиссер Рачия Капланян в 1976 году. Он же выступил и сценографом. По его задумке, основную часть сцены занимал огромный деревянный трон, на котором и происходило все действие. На нем восседали претенденты на корону, по нему же скатывались обратно, убитые Ричардом III. Метафорическую сценографию дополнили костюмы художника Вячеслава Зайцева: в них он использовал все оттенки красного - от кроваво-красного, символа убийства, до пурпурного, знака королевской власти.

«Ромео и Джульетта»

«Ромео и Джульетту» Шекспир, предположительно, сочинил в 1594–1595 годах. На сцене трагедия о любви юноши и девушки из двух враждующих старинных родов приобретала новое звучание в постановках разных режиссеров.

По мнению Валерия Беляковича, его спектакль в Театре на Юго-Западе по стилистике стал народной трагедией. Шекспировский текст в переводе Пастернака и простая сценография Беляковича создали атмосферу, в которой образы героев раскрылись с точки зрения сегодняшнего дня. Впервые «Ромео и Джульетту» поставили в Театре на Юго-Западе в 1992 году. С тех пор спектакль закрепился в репертуаре.

«Гамлет»

Одну из самых известных пьес Шекспира в мировой драматургии впервые поставили в 1601 году. В России «Гамлета» литературно переработал Александр Сумароков в 1748 году. Через несколько лет эту интерпретацию шекспировского произведения поставили в Русском театре в Санкт-Петербурге.

Позднее режиссеры стали использовать более точные переводы, чаще всего Михаила Лозинского и Бориса Пастернака, но по-своему интерпретировали текст. В 2012 году на малой сцене Вологодского драматического театра состоялась премьера трагедии Шекспира «Гамлет» в постановке Зураба Нанобашвили. Режиссер трансформировал эту историю в малую площадку театра, включив зрителей в постановку.

Театр «Глобус» (англ. «Globe»), один из старейших лондонских театров, расположен на южном берегу Темзы.

Славная история театра Шекспира «Глобус» началась в 1599, когда в Лондоне, отличавшемся большой любовью к театральному искусству, один за другим строились здания публичных общедоступных театров. При сооружении «Глобуса» были использованы строительные материалы, оставшиеся от разобранного здания самого первого общественного лондонского театра (он так и назывался - «Театр»). У владельцев здания, труппы знаменитых английских актеров Бербеджей, истек срок земельной аренды; вот они и решили отстроить театр на новом месте. К этому решению, несомненно, был причастен и ведущий драматург труппы - Уильям Шекспир, к 1599 ставший одним из пайщиков театра Бербеджа «Слуги лорда-камергера».

Театры для широкой публики строились в Лондоне по преимуществу за пределами Сити, т.е. - за пределами юрисдикции лондонского муниципалитета. Это объяснялось пуританским духом городских властей, враждебно относящихся к театру вообще. «Глобус» представлял собой типичное здание общедоступного театра начала 17 в.: овальное помещение - в форме римского амфитеатра, огороженное высокой стеной, без крыши. Свое название театр получил от украшавшей его вход статуи Атланта, поддерживающего земной шар. Этот земной шар («глобус») был опоясан лентой со знаменитой надписью: «Весь мир лицедействует» (лат. Totus mundus agit histrionem; более известный перевод: «Весь мир - театр»).

Сцена примыкала к задней части здания; над ее глубинной частью возвышалась верхняя сценическая площадка, т.н. «галерея»; еще выше находился «домик» - строение с одним или двумя окнами. Таким образом, в театре было четыре места действия: просцениум, глубоко вдававшийся в зал и окруженный публикой с трех сторон, на котором разыгрывалась основная часть действия; глубинная часть сцены под галереей, где разыгрывались интерьерные сцены; галерея, которая использовалась для изображения крепостной стены или балкона (здесь появлялся призрак отца Гамлета или шла известная сцена на балконе в Ромео и Джульетте); и «домик», в окнах которого тоже могли показываться актеры. Это позволяло выстраивать динамичное зрелище, закладывая уже в драматургию разнообразные места действия и меняя точки зрительского внимания, - что помогало поддерживать интерес к происходящему на площадке. Это было чрезвычайно важно: не нужно забывать, что внимание зрительного зала не поддерживалось никакими вспомогательными средствами - спектакли шли при дневном свете, без занавеса, под непрерывный гул публики, оживленно обменивавшейся впечатлениями в полный голос.

Зрительный зал «Глобуса» вмещал, по разным источникам, от 1200 до 3000 зрителей. Точную вместимость зала установить невозможно - сидячие места для основной массы простолюдинов предусмотрены не были; они теснилась в партере, стоя на земляном полу. Привилегированные зрители располагались с некоторыми удобствами: по внутренней стороне стены шли ложи для аристократии, над ними помещалась галерея для зажиточных. Самые богатые и знатные сидели по бокам сцены, на переносных трехногих табуретах. Никаких дополнительных удобств для зрителей (включая туалеты) не было; физиологические нужды при необходимости справлялись запросто, по ходу спектакля - прямо в зрительном зале. Поэтому отсутствие крыши можно было расценивать скорее как благо, нежели как недостаток - приток свежего воздуха не давал задохнуться преданным поклонникам театрального искусства.

Впрочем, подобная простота нравов вполне отвечала тогдашним правилам этикета, и театр «Глобус» очень скоро стал одним из главных культурных центров Англии: на его сцене ставились все пьесы Уильяма Шекспира и других выдающихся драматургов эпохи возрождения.

Однако в 1613, во время премьеры шекспировского Генриха VIII, в театре случился пожар: искра от сценического пушечного выстрела попала в соломенную крышу над глубинной частью сцены. Исторические свидетельства утверждают, что жертв при пожаре не было, но здание сгорело дотла. Конец «первого Глобуса» символически ознаменовал собой смену литературно-театральных эпох: примерно к этому времени Уильям Шекспир перестал писать пьесы.

Вскоре здание было отстроено заново, уже из камня; соломенное перекрытие над глубинной частью сцены было заменено черепичным. Труппа Бербеджа продолжала играть во «втором Глобусе» до 1642, пока пуританским парламентом и лордом-протектором Кромвелем не был издан указ о закрытии всех театров и запрещении каких бы то ни было театральных увеселений. В 1644 пустовавший «второй Глобус» был перестроен в помещение под сдачу в аренду. История театра прервалась более чем на три века.

Идея современной реконструкции театра «Глобус» принадлежит, как ни странно, не англичанам, а американскому актеру, режиссеру и продюсеру Сэму Уанамейкеру (Sam Wanamaker). Он приехал в Лондон впервые в 1949, и около двадцати лет вместе со своими единомышленниками по крупицам собирал материалы о театрах Елизаветинской эпохи. К 1970 Уанамейкер основал Трастовый Фонд Шекспировского Глобуса, предназначенный для реконструкции утраченного театра, создания в нем образовательного центра и постоянной выставочной экспозиции. Работа над этим проектом продолжалась более 25 лет; сам Уанамейкер умер в 1993, почти за четыре года до открытия реконструированного «Глобуса». Ориентиром для воссоздания театра стали раскопанные фрагменты фундамента старого «Глобуса», а также - близлежащего театра «Роза», где ставились шекспировские пьесы в «до глобусовские» времена. Новое здание построено из древесины «зеленого» дуба, обработанного в соответствии с традициями 16 в. и расположено почти на том же месте, что и прежде - от старого «Глобуса» новый отстоит метров на 300. Бережная реконструкция внешнего вида сочетается с современным техническим оснащением здания.

Новый «Глобус» был открыт в 1997 под названием «Шекспировский театр "Глобус"». Поскольку, согласно историческим реалиям, новое здание выстроено без крыши, спектакли в нем проходят только весной и летом. Однако экскурсии в старейшем лондонском театре «Глобус» проводят ежедневно. Уже в нынешнем веке рядом с восстановленным «Глобусом» открыт тематический парк-музей, посвященный Шекспиру. Там размещена самая большая в мире выставочная экспозиция, посвященная великому драматургу; для посетителей организованы разнообразные тематические увеселительные мероприятия: здесь можно попробовать самому написать сонет; посмотреть бой на мечах, и даже принять участие в постановке шекспировской пьесы.

Со второго года обучения в Институте истории и политики МПГУ мы, студенты 201 и 206 групп, всецело погрузились не только в историю Средних веков, но и в творчество Уильяма Шекспира.

Возможность познакомиться ближе с наследием величайшего англоязычного писателя и одного из лучших драматургов мира предоставила нам Надежда Вячеславовна Симонова , доцент кафедры истории древнего мира и средних веков им. В.Ф. Семенова.

Желание расширить свои познания по довольно сложной для нас дисциплине предопределило начало «шекспировского сезона» уже в сентябре.

В результате за четыре месяца мы побывали в шести театрах (Театр на Юго-Западе, Московский драматический театр им. А.С. Пушкина, Центральный ордена Трудового Красного Знамени академический театр Российской армии, Московский драматический театр им. М.Н. Ермоловой, Московский академический театр сатиры, Московский художественный академический театр им. М. Горького) и посмотрели восемь спектаклей по произведениям Шекспира.

Первой локацией, по рекомендации нашего преподавателя Н.В. Симоновой , стал Театр на Юго-Западе. Открыл наш «шекспировский сезон» спектакль в постановке В.Р. Беляковича «Даешь Шекспира! » по комедии «Два веронца», после просмотра которого мы все остались в полном восторге.

Валентина Семенюк : «Больше всего меня поразила идея создания спектакля. Весело наблюдать за перевоплощением бездомных в шекспировских сеньоров, они дурачатся, переругиваются, насмехаются друг над другом, постоянно обращаются за подсказками к режиссёру… Мы верим, что немолодые тётки – действительно юные Джулия и Сильвия, и видим пароход, бросающий якорь в гавани, как в замкнутое пространство подземного перехода врывается воздух – добро пожаловать в Милан, жемчужину Средиземноморья, столицу мировой моды!».

Светлана Руднева : «На протяжении всего спектакля меня удивлял сюжет, который был очень оригинальным… Поразил профессионализм актеров, поскольку им действительно удалось показать, как менялась личность человека. Время, проведенное в театре, пролетело незаметно, поскольку я полностью погрузилась в “мир театра”».

Дарья Мараш : «Спектакль удивительным образом погружает зрителей вместе с его героями, в ренессансную Италию, стирая границы реальности нашей и героев. Нельзя было остаться равнодушным к иногда наивным поступкам и чувствам “подземного” маркиза или герцога. В итоге становится понятно, что все сюжеты на самом деле не ограничиваются ни местом, ни временем, и что все, что испытывали подлинные герои и их “подземные” братья, испытывают люди и сейчас, в том числе каждый из зрителей…».

После этого «дебюта» многие из нас сразу же купили билеты на пьесу в пяти действиях «Укрощение строптивой » .

Никита Левин : «Написана она была в 1593 г., но даже спустя несколько сотен лет не потеряла своей актуальности, которая выражается в вечном вопросе взаимоотношений мужчины и женщины. У всех нас она вызвала массу положительных эмоций».

Юлия Комарова : «Прекрасное впечатление остается после просмотра спектакля. Чувствуешь себя отдохнувшим и в хорошем расположении. Вечер гарантировано пройдет в легкой, непринужденной обстановке. Каждый обязан хотя бы раз в жизни посетить эту постановку…».

Некоторые студенты, проявив инициативу, посмотрели эту комедию в исполнении актеров Московского академического театра сатиры.

Анна Листратова : «Я в восторге от того, что творилось на сцене! Меня искренне порадовали прекрасно подобранные исторические костюмы, декорации, переносящие нас в Средневековье… На протяжении всего спектакля весь зал хохотал, все получали настоящее удовольствие от остроумных диалогов».

В начале октября наше внимание привлекли спектакли «Сон в летнюю ночь », в котором воедино сплелись динамичное эстрадное шоу и глубокий философский смысл шекспировской сказки, и «Макбет » о силе судьбы и о гибельном и преступном тщеславии. Посмотрели их мы опять же в Театре на Юго-Западе.

Дарья Мараш (о постановке «Сон в летнюю ночь»): «Несколько современный подход дал зрителю возможность полностью погрузиться в мир героев, Тесея, царицы амазонок Ипполиты, в мир фей и фавнов, мир неповседневного волшебства… Главный герой этого спектакля – любовь, которая в конце побеждает все…».

Алина Репида (о постановке «Сон в летнюю ночь»): «Искренне удивляюсь и восхищаюсь энергетике актёров. Всё время в движении, много песен, плясок, прыжков и кувырков… Я давно так не смеялась, просто до упаду – выражения лиц, ужимки и гримасы, кривляния и трюки, всё, лишь бы мы улыбнулись. Спектакль бесподобен!.. Спасибо нашему преподавателю Н.В. Симоновой».

Екатерина Гадыльшина (о постановке «Макбет»): «Я просто глазам не поверила, настолько С.И. Бородинов в совершенстве владеет искусством перевоплощения. Переход из одного состояния в другое потряс меня. Тем не менее взгляд приковывается к каждому из участников спектакля. Все, от движений актеров до их мимики, заставляет нас вместе с ними окунуться в те времена. Эмоции, которые я получила, невозможно передать словами… Подлинные шекспировские страсти ожидают каждого, кто придет в Театр на Юго-Западе на спектакль “Макбет”!».

В конце октября многие из нас посмотрели трагедию Уильяма Шекспира «Гамлет» в трех разных театрах.

Светлана Руднева (о постановке Центральном ордена Трудового Красного Знамени академическом театре Российской армии): «На меня произвел впечатление масштаб сцены. Из зала можно было охватить всю полноту описываемой картины. Благодаря декорациям и костюмам создается впечатление, что ты наблюдаешь эти события не из зала, а как будто живешь в той эпохе и просто смотришь все со стороны. Время, проведенное в театре, прошло очень быстро и интересно…».

Алина Репида (о постановке в Московском драматическом театре им. М.Н. Ермоловой): «В горле стоял ком, настолько меня захватила игра актера Петрова! А какой был великолепный монолог шекспировского Клавдия! Да, в этом спектакле нет технических и режиссёрских наворотов, но игра актёров – вот, что приковывает к себе взгляд! Ушла я из театра в замечательном настроении и с массой положительных впечатлений. Спектакль сильный!».

Екатерина Гадыльшина (о постановке в Театре на Юго-западе): «Спектакль, погружая зрителя в реалии суровой Дании времен принца Гамлета, в то же время проецируется на сегодняшнюю действительность. Точная и выразительная сценография рушит временные и территориальные границы между действием на сцене и залом. Игра актеров поражает воображение, а мастерство вдохновляет. Каждый на сцене восхитителен, изящен и грациозен. Эта постановка меня удивила, захватила, влюбила…».

В ноябре мы посетили два спектакля – в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина пьесу «Мера за меру », которая вызвала у нас амбивалентные эмоции, и в Московском академическом театре сатиры комедию « », приведшую нас в восхищение.

«Мера за меру » – пьеса Уильяма Шекспира, написанная предположительно в 1603 или 1604 году. В Первом фолио была отнесена к комедиям, хотя многие современные исследователи причисляют её к «проблемным пьесам». И мы не может с этим не согласиться.

Анна Листратова : «Не могу точно сказать и о характере пьесы, с одной стороны, это комедия, но с другой, она настолько наполнена мраком, проблемами, жестокостью, что скорее ее можно отнести к драме, причем очень серьезной. На мой взгляд, в спектакле было слишком много наготы. Хочу отметить блестящую игру актеров, они выложились на все сто процентов. Я даже забыла, что нахожусь в театре. Но не рекомендовала бы этот спектакль всем и каждому, поскольку он очень неоднозначен…».

А вот спектакль «Двенадцатая ночь, или Что угодно? » мы посчитали обязательным к просмотру каждым поклонником творчества Уильяма Шекспира.

Анна Листратова : «Актеры… Их игра была бесподобной! Зрители аплодировали им стоя, так отдаваться своему образу – это настоящее искусство. Подача была очень необычная – все действие происходит в таком «цирковом» формате – лица актеров разрисованы, прямо как в цирке, костюмы большинства героев напоминают наряды клоунов или шутов, используется цирковая атрибутика… Очень понравилось музыкальное сопровождение… Удивило и то, что актеры сами исполняли некоторые песни».

Под занавес мы оставили самое интересное – трагедию «Ромео и Джульетта ». Кто-то в первых числах декабря посетил уже такой родной для нас Театр на Юго-Западе, а кто-то – всем известный Московский художественный академический театр им. М. Горького. И те, и другие, что неудивительно, остались довольны.

Екатерина Гадыльшина (о постановке в Театре на Юго-Западе): «Было ощущение, что классическую пьесу показали как новую современную историю. Любой выходящий на сцену актер был наделен яркой индивидуальностью. Наибольшее восхищение у меня вызвали В.Г. Саркисова, исполняющая роль Джульетты, и А.В. Белов, играющий Ромео. Актеры великолепно показали несовместимость романтического идеала с реальной жизнью. Их дуэт в ночи любви был так идеально красив, так тонко сыгран и настолько лишен всякого намека на земную страсть, что казалось, будто действие происходило не на сцене… Вот так и надо ставить классику, чтобы она была понятна и воспринималась не только любителями утонченного английского слога…».

Но, к нашему великому сожалению, с середины декабря начала чувствоваться приближающаяся сессия, а значит, наш «шекспировский сезон» подошел к своему логическому завершению, оставив след в памяти и навсегда привив любовь как к театру, так и к произведениям Уильяма Шекспира. Его пьесы глубоко народны, в них выражены чаяния современного драматургу английского общества, но в то же время его творчество, сила которого заключается в утверждении величия человека, в многогранности образов, в психологической правде и глубине раскрытия чувств, вышло далеко за пределы национальной культуры и временных рамок.

Наряду с этим мы с уверенностью можем сказать, что творчество Уильяма Шекспира – это вершина литературы эпохи Возрождения. Он достиг величайшей для своего времени глубины в изображении больших исторических противоречий, борьбы старого с новым. В титанических образах он запечатлел борьбу темного и светлого начала как в обществе, так и в самом человеке. Его произведения не теряют своей остроты и всегда воспринимаются с большим интересом и волнением. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в наше время пьесы Уильяма Шекспира не сходят с подмостков не только московских театров, но и всего мира.

Студенты 201 и 206 групп
Института истории и политики МПГУ

Шекспир без конца!
И.В. Гете

Читатель любит тайны. Кто-то находит их в романах Агаты Кристи, кто-то наслаждается, читая Достоевского, а кто-то обращается к великому Данте. Тайны - то есть неизвестное, неизведанное - будоражат пытливый читательский ум (а иногда и не столь пытливый). Тайна - почти всегда залог успеха, будь то повествование, полное приключений, попытка разгадать Историю или просто чья-то уловка, использующая одно из древнейших стремлений человека - стремление узнавать.
Люди всегда исполняются восторгом, сталкиваясь с чьей-то гениальностью. Ученые, художники, поэты и писатели, политики... Если они признаны человечеством, они достойны такого поклонения. А если их жизнь еще и окутана тайной, то интерес и глубокое внимание к этим людям проживут очень и очень долго. Именно таким человеком был и остается по сей день Уильям Шекспир.

Один из исследователей творчества Шекспира утверждал, что все созданное им - не плод человеческого искусства, а естественное явление, как море, солнце, звезды, цветы... Столь же естественное явление, неразрывно связанное с историей человечества, - Театр. Вот таинственный миг резонанса судьбы - встреча Гения и мира, в котором ему суждено творить, уникальный момент, когда кажется, что именно так и не иначе все должно было быть.
Шекспир и театр. Театр Шекспира. Жизнь Шекспира. Жизнь - театр. Все эти комбинации мы попытаемся рассмотреть в этой небольшой статье. И пусть читатель сам решит, о чем же, собственно, она: о театре или о Шекспире, - ибо для нас эти два слова неразрывно сливаются друг с другом, как цветок и благодатная почва, дающая ему жизнь. Так что, перефразируя великого Гете, можно воскликнуть: “Театр без конца!”

Театр
Довольно глупо было бы начинать с какой-то даты основания, зарождения, открытия этого вида искусства, а точнее, одной из граней человеческого существования. Театр родился вместе с этим миром, по крайней мере, с тем миром, который знаем сейчас мы, и поэтому можно высказать предположение, что театру более 5000 лет. Но так как в ХХ веке люди страшно полюбили точные цифры и жить не могут без точки отсчета, возьмем за такую точку 500 год до н.э. - время возникновения первого греческого театра, который правильнее было бы назвать Инициатическим театром, театром Мистерий.
Театральные представления того времени были, скорее, священными праздниками, в которых участниками были все: и актеры, и зрители, а порой кажется, что и боги и Судьба благословляли каждое действие. Это был театр без декораций, без обилия сюжетов, театр, где, для того чтобы стать актером, сначала надо было стать жрецом.
Эсхил, Софокл, Еврипид подарили миру трагедию как театральный жанр. Уже в те времена появились специальные костюмы, бутафория, подмостки, различные сценические приспособления. Греческий театр навсегда утвердил великий канон, триаду основных жанров: Трагедия, Драма и Комедия.
Здесь мы остановимся и совершим большой «прыжок» во времени, минуя эпоху Римской Империи и Средние века, ибо нас ожидает XVI век - предмет нашего сегодняшнего внимания.

Театр
Средневековый театр, предшественник театра Шекспира, был достаточно распространенным явлением. На сцене в те времена разыгрывались преимущественно библейские сюжеты. Церковь периодически боролась с театром, и если не считать комедиантов, показывавших на площадях под открытым небом простенькие интерлюдии, то в основном средневековый театр ассоциируется с жанром «моралите» - назидательных драм, - появившимся в период перехода к Возрождению и существовавшим до конца XVI века.
В эти годы персонажи типичны, универсальны, а сюжеты продиктованы религией. Но в середине XVI века театр отдаляется от универсальной аллегории и пускает корни в народные традиции. И если говорить об английском театре, то он к концу XVI века становится любимым развлечением всех социальных классов. Для маленьких городков и деревень театр - событие, а для Лондона - неотъемлемая часть жизни елизаветинской столицы. Аристократы, ремесленники, торговцы, ученики - все спешат к театральным подмосткам, независимо от того, где они расположены. В эти годы появляется первая английская трагедия «Горбодук», действие которой напоминает классические античные образцы, а композиция - трагедии Сенеки: пятиактная структура, историческая или псевдоисторическая тема, обращение к пантомиме для объяснения содержания, смесь рифмованных и нерифмованных стихов, набор белых стихов, прерываемых рифмованными десятистишиями.
Пьесы в эти годы ставятся во временных театрах, размещающихся в больших залах дворцов или университетов или на постоялых дворах. Еще не существует театров, понимаемых как постоянное помещение, а бродячие актеры довольствуются немногим. (Впрочем, эти традиционные постоялые дворы по своей архитектуре очень близки к зданиям постоянных театров, которые появятся в Лондоне в самом конце XVI века.) На одном конце двора возводилась сцена, а расположенная под ее подмостками галерея с помощью простого оборудования могла превращаться в верхний уровнь драматического действия. Сам же двор позволял вместить большое количество зрителей, не говоря уже о привилегированных местах на галереях первого этажа.
В 1577 году Джеймс Бербедж и Джон Брайан соорудили здание, которое, не мудрствуя лукаво, окрестили «Театром». Через некоторое время рядом появился еще один театр под названием «Куртина». Это были арены под открытым небом, а сами сооружения, как и театр «Глобус», одним из пайщиков которого считают Шекспира, имели форму многоугольника, стремящегося к кругу. Здание, где актеры готовились к выходу на сцену, было частью этой округлой структуры. Чтобы улучшить естественное освещение, сцену строили с южной стороны этого здания. Над и под сценой находились специальные пространства, называемые «небо» и «ад» (для появления богов и злых духов соответственно). Для многих пьес приходилось специально пристраивать к сцене площадку, возвышающуюся над подмостками в виде балкона.

Шекспир
Один из популярных «анекдотов» о дебюте Шекспира в театре рассказывает, что своей блестящей карьерой Уильям был обязан проблеме загромождения пространства вокруг публичных театров перед спектаклями. Говорят, что он зарабатывал, занимаясь лошадьми благородных господ, приехавших на представление, и достиг в этом деле такого умения и проворности - да при том еще был способен поддержать разговор, - что его порекомендовали в театр, куда он был принят сначала на небольшие роли, а уж позднее зарекомендовал себя как писатель и драматург.
Пристально изучая те времена, мы не можем сказать, что Шекспир появился «на пустом месте». Конечно же, до него существовало немало талантливых поэтов, писавших и пьесы. Напомним, что сами спектакли имели очень скудные декорации, места действия отмечались надписями на табличках, драма знаменовалась черной драпировкой, женские роли играли мужчины. Авторы рассчитывали на живое воображение зрителей, которое должно было без всяких «спецэффектов» перенести действие пьесы в какое угодно время и место. Учитывая все это, можно представить, какое значение приобретал язык пьесы, стиль, легкость письма и, перво-наперво, идея, лежащая в ее основе. И вот тут-то не оказывается равных «плебею», который за шесть лет с 1592 по 1598 год, шагнув из безвестности, встает в один ряд с Овидием, Плавтом и Сенекой. К 34 годам им написаны 12 пьес, поэмы и сонеты, буквально вопиющие о его потрясающем разностороннем таланте и плодовитости.
Вот здесь и возникает один из основных вопросов исследователей шекспировского творчества. Ведь мы помним, что Уильям получил «среднее» образование, нигде специально не обучался, не имел одаренных покровителей - и вдруг такое знание истории, античных авторов, цитаты из Плутарха, Рабле и Джордано Бруно... Ведь это предполагает знание греческого, итальянского, французского, а может быть, и испанского языков или хотя бы неглубокое знакомство с ними. Но самое поразительное, что и все цитаты, и заимствованные сюжеты, и даже доработанные чужие пьесы таинственным образом оживают, становясь творением Гения поэзии и литературы. В его произведениях нет сухости и академичности, столь присущих пьесам его современников. Они не продукт ремесла, но порождение вдохновения и настоящего воображения, наполняющего самый заурядный сюжет подлинной жизнью, расписанной ярчайшими красками эмоций и чувств, насыщенной искрометным юмором; в них сквозит такая сила ума, что впору задуматься о магии и колдовстве, сопутствующих Шекспиру... Итак, его гений становится залогом появления великолепного театра.

Театр
В те времена труппы образовывались вокруг ядра артистов-пайщиков, которые владели оборотным капиталом и оплачивали наемный труд костюмера, суфлера-режиссера, музыкантов, кассиров, молодых учеников и тех, кого мы называем сейчас техниками сцены. Пайщики арендовали помещение для представлений, приобретали костюмы и реквизит, а также покупали у драматургов пьесы, которые становились их собственностью. Также пайщики должны были обучать учеников всем премудростям профессии: запоминанию, дикции, жестам и движениям, пению и игре на инструментах, особенно если учитывать, что женские роли в пьесах тогда играли именно актеры-ученики. Как правило, драматурги подгоняли пьесы под возможности труппы, то есть учитывали имеющиеся типы внешности, возраст, способности к пению и т. д.
Залогом расцвета театра стали, безусловно, ранние произведения Шекспира: «Два веронца», «Комедия ошибок», «Бесплодные усилия любви», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец”, «Ричард II», «Ричард III», «Генрих IV», «Тит Андроник», «Ромео и Джульетта». Вкусы того времени требовали от автора поэзии в духе итальянского Возрождения и драматических хроник английской истории, поэтому перед нами Шекспир - автор исторических пьес, а также поэм, сонетов и комедий на мотивы итальянских новелл.
В эти годы мы могли бы увидеть Шекспира - усердного ученика, берущего у своих учителей самое лучшее... и дающего завистникам почву для обвинений в заимствованиях у Грина и Лили, Марло и Пиля. Надо учесть, что нравы того времени существенно отличалось от нынешних. В среде писателей, поэтов и драматургов было абсолютно естественным заимствование сюжетов и тем, а часто и просто переработка, переделывание какой-либо пьесы или новеллы. Поэтому практически для всех сочинений Шекспира можно найти прототипы в исторических хрониках Холиншеда и, возможно, других авторов, в новеллах Боккаччо, в скандинавских легендах и трагедиях. Но все эти источники под пером гения расцвели, возродились, начали жить совершенно особенной «шекспировской» жизнью - яркой, красочной, глубокой и правдивой.

Шекспир
Одно из первых поприщ, на которых Шекспир снискал славу, - это комедии. Он пишет их параллельно с историческими хрониками. На первый взгляд, они сохраняют общие для всех авторов того времени мотивы, стиль, интриги. Герои и героини комедий, как правило, небогатые по содержанию типы, интрига сводится к внешним интересам: физическому сходству героев, переодеваниям и всякого рода неожиданностям. Но наряду с любовными шаблонами (а исключительный мотив комедий - любовь) в пьесах Шекспира проявляются идеи, суть которых - в переоценке общепринятых мнений, в характерах героинь и шутов. Он воспевает женщину сильную духом, нежную, но отважную, естественную и робкую, но великую в своей жертвенной любви. Джульетта, Юлия, Розалинда, Виола - такие разные и такие похожие своей самоотверженностью и сердечностью. Поэт воспевает красоту человеческой души, правдивость и искренность. Но Шекспир не был бы Шекспиром, если бы на фоне простеньких сюжетов комедий не показал все грани человеческой жизни. Шуты-философы, глупцы, педанты, ханжи, доблестные девушки, меланхолики-влюбленные и другие герои раскрывают психологический талант поэта, его пронзительный взгляд, проникающий в самую суть человеческих взаимоотношений, стремлений, мотивов и побуждений. Но по-настоящему этот талант проявился в другой области: хроники и трагедии. Именно здесь открывалась необозримая область страстей, эгоизма, политики, борьбы частных стремлений и государственных устоев, личной энергии и вековых преданий.

Театр
Необходимо упомянуть, что изначально трагедия служила средством очищения души, возможностью достичь катарсиса, освобождающего человека от страстей и страхов. Но в трагедии обязательно присутствуют не только люди с их мелочными и эгоистичными чувствами, но и универсальные законы, Судьба и боги, которые восстанавливают Порядок и Гармонию. Прохождение через страдания, победа над самим собой, триумф Духа, поправшего земное и порочное, - все это необходимые черты трагедии. Но за 2000 лет на земле многое изменилось, и жанр трагедии уже нес на себе отпечаток истории. И тем значительнее роль Шекспира, что на закате Возрождения он сумел вновь вдохнуть жизнь в этот театральный жанр. «Отелло», «Макбет», «Король Лир» и, конечно же, «Гамлет» уже 400 лет не сходят со сцены. Вот еще одна из тайн, окутывающих шекспировское творчество. Как может «образ» жить столь долго? Как может Гамлет, истомленный внутренней борьбой, который век затрагивать за живое сердца миллионов людей?
Может быть, разгадка в том, что создатель этих трагедий продолжает говорить с нами о вечных вопросах жизни и смерти, о нравственных ценностях, о борьбе Зла и Добра. И перед нами не просто драматург и поэт, но величайший философ, ученый, настоящий мудрец. Хочется верить, что любой, кто не поверхностно знаком с творчеством Шекспира, согласится с этими дифирамбами. Ведь не зря некоторые исследователи пишут о знании, мудрости, зашифрованных в творениях Шекспира. Может быть, стоит попробовать приподнять хотя бы одну из вуалей, скрывающих эту мудрость? Возможно, кто-то усмехнется, читая эти строки, которыми мы пытаемся отдать дань уважения одному из гениев Возрождения. К чему столь громкие слова, все эти высокопарности? Может быть, и ни к чему...
Шуршит, закрываясь, занавес, гаснет свет, а из-за кулис выглядывает смеющееся лицо шута или принца в траурном плаще... Мы возвращаемся в театр, возвращаемся в жизнь, так и не разгадав никаких тайн. А завтра вновь спектакль, в котором каждый сыграет свою роль - благородного Макбета, горделивого Лира, влюбленной Дездемоны...
Вот видишь, мы несчастны не одни;
На мировой необозримой сцене являются картины во сто раз
Ужаснее, чем на подмостках этих,
Где мы с тобой играем...

В 2016 году вся планета будет отмечать 400 лет со дня смерти величайшего английского драматурга Уильяма Шекспира. Уже осенью этого года театры мира начнут выпускать премьерные спектакли по мотивам шекспировских сочинений. Наша редакция тоже решила подготовиться к этому событию заранее, посвятив очередную главу «для чайников» теме «Эпоха Шекспира».

Какой была публика шекспировского времени?

Путешественники, посещавшие Великобританию, отмечали главным качеством жителей повышенную доверчивость. XVI век в Англии по праву считают эрой сплетен и суеверий. Несмотря на всплеск книгопечатания, утолявший интерес к знаниям знати, жизнь простолюдина была подчинена многоэтажному своду суеверий. Встав не с той ноги, неправильно перейдя дорогу, человек считал, что вызвал на свою голову все беды мира. А бед было невероятное множество. Шекспир жил, возможно, в худшем месте и времени истории. Страшные напасти преследовали жителей мрачного Альбиона! Бесконечные пожары, миграция полчищ крыс и комаров, беспорядочная половая жизнь, низкая культура гигиены и неочищенные сточные воды Темзы превратили Британию в центр самых противных заболеваний, известных человечеству: чумы, оспы, сифилиса, тифа и малярии.

Для борьбы с этими невзгодами чаще применялись магические ритуалы. Алхимия была общим хобби. Даже очень образованные люди тратили время на поиски философского камня. Судьбой безоговорочно управлял фатум, точнее, его наперсник на земле - гороскоп. Астрологи ценились выше знатоков медицины. Только после консультации с известным доктором астрологических наук Ди назначались благоприятные даты коронации королевы и особых дней для лечения зубной боли.
В отличие от знати, которая хорошо и кропотливо училась, простые жители не обращали никакого внимания на образование. Не умея ни читать, ни писать, они относились доверчиво ко всему. Верить в чудеса заставляли и частые возвышения по социальной лестнице. Уже не нужно было родиться пэром, чтобы стать богатым человеком и заиметь положение. История Шекспира - лишнее тому доказательство.


Дом, где родился Уильям Шекспир, Стратфорд, Великобритания

Можно ли кратко рассказать биографию Шекспира?

Родился Уильям в семье зажиточного горожанина провинциального Стратфорда. В школе до 14 лет успел научиться читать / писать по-английски, чуть-чуть по-латыни и немного по-гречески. Образование не продолжил, а получал знания из книг, которые проглатывал залпом. Недолго поработав школьным учителем, уже в 18 женился на женщине старше его на восемь лет, которая родила ему троих наследников. Пару раз был пойман за браконьерством, украшал злобными надписями заборы своих обидчиков, словом, вел себя неподобающим для провинциального болотца образом, отчего довольно скоро вынужден был его покинуть. Все пути вели в Лондон, привлекающий бурной жизнью и многими свободами. Известно, что к 1590-му году Шекспир устроился на работу в театр к лорду Адмиралу. 1594-1613 - служил в труппе Камергера. Сначала был «в найме», затем выкупал «паи», став со временем «совладельцем» театра. Выручка с продажи театральных билетов составляла главную долю доходов его семьи. После многолетних хлопот добился фамильного герба и дворянского звания. Вернулся после пожара в «Глобусе» в Стратфорд, где и умер.


Посмертная маска У.Шекспира найдена доктором Людвигом Бекером в 1849 году, Майнц

Каким был первый публичный Театр Лондона?

Первый театр Лондона, который Шекспир называл «домом», был построен в 1576 году английским актером и предпринимателем Джеймсом Бёрбеджем, отцом великого актера и друга Шекспира, Ричарда. Расположен он был в северном пригороде Лондона и пристраивался прямо к городской стене, на краю поля. Изображение той постройки не сохранилось, но есть описание: просторное, многоугольное, трехэтажное деревянное строение, открытое солнцу и дождю. Его фасад был покрыт известью и гипсом, а сам театр имел те же характеристики, что и построенный позже Глобус, и многие театры той эпохи: галереи с комнатами наверху, две наружных лестницы, стоящих по обе стороны от здания, и, ведущих в зону дорогих мест, а также яма вокруг сцены для обладателей дешевых билетов. В 1597 театр стал жертвой королевской цензуры, был закрыт на целый год и вскоре был разобран плотником по имени Питер Стрит. Актерской братии пришлось искать другой дом, отправившись на гастроли в сельскую местность.

Ньюингтон Баттс

На смену этому театру пришел новый - «Ньюингтон Баттс». Упоминается впервые в 1580 году, располагался в миле от Темзы, в графстве Суррей, рядом с полем для учебы стрельбе из лука. Один посетитель жаловался на то, какое «занудство добираться туда», хотя постройка стала первым зданием будущего театрального района Лондона. После вспыхнувшего 23 июня 1592 в районе Сотверка бунта, тайный совет закрыл «Ньюингтон Баттс» и другие театры по всему Лондону. Спустя время разрешение на игру в этом театре получили «Лорды Стрейнджские мужи», правда, сначала им не воспользовались, а вернулись туда лишь после того, как «прогорели» за пределами столицы. На сцене этого театра в июне 1594 г. стала выступать труппа Шекспира, названная «Чамберленские мужи» и исполняющая ранние пьесы великого автора.

А чем знаменит шекспировский театр «Глобус»?


Он появился в 1599-м году, будучи построенным для «Чемберленских мужей» по проекту Катберта Бёрбеджа, сына создателя театра, Джеймса, из деревянных балок разобранного Публичного Театра. Аренду за землю, на которой встал «Глобус», выплачивали братья Бербеджи и пятеро актеров, среди которых был и Уильям Шекспир. На сцене «Глобуса» и была сыграна большая часть шекспировских сочинений. 29 июня 1613 г. во время показа «Генриха VIII» сломалось крепление соломенной крыши, и весь театр оказался охваченным огнем. К реконструкции приступили уже после того, как Шекспир из Лондона уехал в Стратфорд. Новый «Глобус» уже с черепичной крышей был открыт в июне 1614 и просуществовал 30 лет. На его месте возвели доходное жилье. Здание восстановлено в 1997 году в двухстах метрах от бывшего местоположения. При этом по всему миру существует множество «копий» театра, шесть из них - в США.

Как выглядел «Глобус»?


По эскизам строения и раскопанному в 1989 году фундаменту можно представить круглое трехэтажное здание с внутренним открытым двором диаметром от 97 до 102 футов (29,6 - 31,1 метров) и стенами из трех этажей благоустроенных галерей общей вместимостью от полутора до трех тысяч человек. Выдвинутая прямо в зал сцена имела размеры 13 х 8 метров и была поднята над уровнем земли на 1,52 метра. Небольшая крыша, закрывающая тыл сценической площадки, опиралась на большие колонны.

Что служило декорациями?

Само трехэтажное здание театра, имеющее двери, колонны, окна и даже балкон. В крыше, как и в помосте сцены, прорубались люки для появления потусторонних сил. Не было занавеса, антрактов и дополнительного освещения. Минимум атрибутов быта - сундуки, стулья/трон, корзины. Особый упор делался на костюмы, порой чрезмерно экстравагантные и пышные.

Кто сидел на втором ярусе галереи?

Обладатели высоких титулов - герцог, граф, барон и сопровождающие.

Сколько стоил билет на спектакль?

Место на галерее стоило 2 пенса. За эти деньги можно было купить газету, упитанную курицу или фунт дорогого мыла. Билеты для «граундлингов», т.е. невзыскательных зрителей из «ямы», обходились дешевле, по цене 2 фунтов самой дешевой воловей говядины - 1 пенни.

Как проходило общение с публикой?

Кроме партнеров по сцене актеры могли адресовать речь почетным особам в галерее, но чаще говорили с завсегдатаями ямы, которые порой восхищались игрой, а иногда срывали представление, стаскивая со сцены силой нерадивого актера или осыпая оскорблениями героев. Известно, что сама королева Елизавета ругалась, как сапожник, могла плюнуть в обидчика или запустить туфлю в голову нерадивого советника.

Как относились к театру знать и простой люд?

Театр считался самым популярным досугом той поры. Учитывая, что места в галерее выкупались на целый год, и некоторым даже приходилось стоять в очереди ожидания, сделаем вывод, что у знати театр пользовался успехом. Про популярность развлечения у простого люда говорит толстый слой апельсиновых корок и скорлупы орехов, обнаруженных под сценой в земле во время раскопок в 1989 году.