Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Интересные факты о истории средних веков. Мужчины заставляли женщин носить пояса верности

Интересные факты о истории средних веков. Мужчины заставляли женщин носить пояса верности

  • 69.4k

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Средние века считаются одним из самых мрачных времен в европейской истории: многочисленные войны, болезни и, мягко говоря, не самая лучшая гигиена (что, кстати, довольно спорно) буквально выкашивали людей. Однако Средневековье - это не только беспросветный мрак, но и весьма интересная эпоха, о которой, как оказалось, мы знаем не очень много. Например, вы знаете, где проходит граница между Средними веками и Новым временем и когда на самом деле в Европе властвовала инквизиция? Если нет, то обязательно прочтите эту статью.

сайт собрал для вас несколько фактов о Средневековье, которые, мы надеемся, еще больше расширят ваш кругозор.

Когда начались и когда закончились Средние века?

«Вступление Мехмеда II в Константинополь», Жан-Жозеф Бенжамен-Констан, 1876 год.

По мнению ряда ученых, предполагаемая дата перехода приходится на 1453 год, когда под натиском турок-османов пала столица Византии Константинополь. Есть и еще одна очень популярная среди ученых хронологическая рамка, согласно которой Средние века длились ровно 1 000 лет - с 500 по 1500 год.

Сам же термин «Средние века» был введен в обращение итальянским историком Флавио Бьондо в том же 1453 году.

Правда ли, что существовали тайные рыцарские ордены?

Жак де Моле (1244–1314), последний магистр ордена тамплиеров.

Принято считать, что в Средние века существовали тайные рыцарские ордены. Однако это не совсем так: принадлежность к ордену считалась, выражаясь современным языком, престижной и никак не скрывалась, а, напротив, всячески подчеркивалась. Вообще же само понятие рыцарства обозначилось только в конце X века: Жак Ле Гофф , один из самых известных и влиятельных ученых-медиевистов, писал в своей книге «Цивилизация средневекового Запада» о том, что титул рыцаря появился в 971 году.

Несмотря на то, что рыцари, по мнению еще одного известного медиевиста Жоржа Дюби , прежде всего воины, рыцарские ордены мало чем отличались от монашеских: вступающие в них приносили обеты бедности и послушания, а в первых орденах еще и обет целомудрия.

Расцвет инквизиции пришелся не на Средние века

«Божия Матерь католических королей», Педро Берругете, 1493 год. За спиной короля Фердинанда (слева) изображен монах с лицом Торквемады.

Понятия «Средневековье» и «инквизиция» прочно связаны в нашем сознании между собой. Однако особый церковный суд, названный Инквизицией и призванный расследовать дела еретиков, появился только в 1215 году по распоряжению папы Иннокентия III. Своего же «расцвета» этот ставший карательным орган достиг только в 1483 году, когда пост Великого инквизитора созданной за 5 лет до этого Испанской инквизиции занял Томас де Торквемада, отличавшийся особой жестокостью.

Кстати говоря, одна из самых известных жертв инквизиции, Джордано Бруно, сожженный на костре в 1600 году, был приговорен к смерти вовсе не из-за утверждения, что Земля вращается вокруг Солнца. Джованни Мочениго, которого Бруно обучал мнемотехнике, написал на него донос, в котором обвинял философа в отрицании общепринятых религиозных догматов, то есть в ереси. Джордано Бруно отправили в тюрьму, где он провел 7 лет, а затем был казнен. В окончательном приговоре не было ни слова о его научных убеждениях.

Полосатая одежда - плохой знак

Носить полосатую одежду в Средние века было небезопасно. В 1310 году сапожник из французского Руана был казнен за то, что на один день осмелился облачиться в одежду в полоску. Носить такие вещи на законных основаниях не только могли, но и были обязаны актеры, музыканты, уличные женщины, еретики, шуты и прочие отщепенцы средневекового общества: этот отличительный знак позволял не перепутать их с приличными людьми.

Однозначного мнения о негативном отношении к полосатой одежде у современных ученых нет. Одни предполагают, что запрет восходит к библейской цитате из Евангелия от Марка 6:9 : «Но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд». Другие считают, что полосатая одежда маскирует фигуру и потому могла расцениваться как попытка скрыть свой истинный облик.

Зачем нужен был клюв на маске чумного доктора?

Известные всем чумные доктора носили специальную маску с клювом. Однако этот клюв нужен был вовсе не для устрашения: в нем носили разнообразные сильно пахнущие вещества, например ткань, пропитанную уксусом, цветы, травы или камфару. Считалось, что чума распространяется через особые «миазмы», а такой своеобразный фильтр должен был их остановить. Кстати, появился этот костюм только в XVII веке , так что никакого отношения к Средневековью он не имеет.

Первая известная науке пандемия чумы произошла в середине VI века и унесла жизни более 125 млн человек в Европе и Азии. Бушевала чума и в XIV веке: она была занесена из Восточного Китая и захватила всю Европу, дойдя до России, где, вероятно, из-за нее погибло население нескольких городов. В Европе от эпидемии умерло более 25 млн человек, что на тот момент составляло треть всех ее жителей.

Зачем нужны были отверстия в стенах соборов?

В некоторых соборах, построенных в Средние века, при реставрационных работах в стенах обнаружили небольшие отверстия - агиоскопы , через которые можно было увидеть происходящее внутри здания. Предназначены они были для тех, кто по каким-то причинам не мог попасть в собор, например для отлученных от церкви или больных проказой: в 1179 году на заседании Третьего Латеранского собора было принято решение не допускать прокаженных на службу, однако не лишать их духовного утешения.

Поэтому в наружных, а иногда и внутренних стенах стали прорубать круглые, прямоугольные или крестообразные отверстия, смотрящие на алтарь, благодаря которым больные проказой могли «посетить» церковную службу. Выходили они, как правило, либо на кладбища, либо на малозаселенные городские районы. С наступлением Нового времени, в XVI веке, когда эпидемия проказы сошла на нет, большая часть агиоскопов была замурована.

Почему винтовые лестницы закручены по часовой стрелке?

Винтовые лестницы в средневековых замках всегда были закручены по часовой стрелке. Делалось это на случай осады: дело в том, что при такой конструкции лестницы защитник замка мог наносить удары правой рукой, которая, как известно, у большинства людей является ведущей. Противнику же, который наступал с нижних ступеней, наносить удары той же рукой было неудобно., повествующий о языческом принце Иоасафе, который был обращен в христианство пустынником Варлаамом. Приняв новую веру, он обратил в нее и свой народ, а затем, оставив переданную ему по наследству власть, ушел в пустыню. , рассказанная в романе, имеет массу общих черт с индийскими сказаниями о Будде, поэтому исследователи сошлись во мнении, что европейский роман - это их переработка.

Память святого Иоасафа в православной церкви совершается 2 декабря, а в католической - 27 ноября.

Почему рыцари сражались с улитками?

В конце XIII века на полях рукописей , создаваемых в северных областях Франции, стали появляться рисунки с изображениями рыцарей, сражающихся с улитками. У ученых нет точных данных о том, почему эти создания настолько пришлись не по душе средневековым художникам, однако несколько версий все-таки существует. Одна из них была высказана библиофилом графом де Бастаром, который предположил, что улитка, появляющаяся из раковины, - это своеобразный символ воскрешения из мертвых, а рисунок - христианская аллегория.

По другой версии, улитка - это символ трусости и малодушия, которые художники высмеивали в подобных рисунках. Однако наиболее вероятной кажется теория о том, что улитка - это символ ломбардцев, которые в те годы враждовали с французами. В пользу этой версии говорит и тот факт, что во времена создания рисунков была популярна поэма «О ломбардце и улитке», главный герой которой вступил в «трудную» схватку с брюхоногим.

Интересный факт: слово «ломбард» появилось именно благодаря ломбардцам, которые в те времена часто занимались ростовщичеством, что, само собой, стало не последней причиной нелюбви к ним.

Иногда средневековье называют темными веками, будто бы противоставляя просветленной античности и эпохе Просвещения, которые шли до и после средних веков. По почему-то именно после этой относительно короткой эпохи, которая продолжалась одно тысячелетие и была исполнена войн и эпидемий, в Европе стала господствовать демократия, технический прогресс и возникло такое понятие, как права человека.

Изменения

Интересные факты о средневековье — важные изменения. Средние века характеризовались как время утверждения христианства. Именно с помощью религии произошло много изменений в сознании людей, что отобразилось и в изменениях обществе в целом.

Женщины были полностью уравнены в правах с мужчинами. Более того, женщина в идеалах рыцарства стала высшим существом, не достигаемым для понимания и настоящим вдохновением для мужчины.

Античность была исполнена такой тесной связью с природой, что ее фактически обожествляли и одновременно боялись. Античные боги по своим характеристикам отвечали природным местностям и стихиям (священные рощи, леса, вулканы, бури, молнии и тому подобное. Античность, несмотря на некоторый технический прогресс, характеризовалась малым количеством научных достижений. То есть была заложена основа научных знаний, но в целом открытий было мало и возникали они редко. В средние века человек перестал обожествлять природу и природные явления. Из иудаизма в христианство пришло учение, что природа создана для человека, и должна ей служить. Это стало основой технического прогресса.

Несмотря на тесное сотрудничество, религия и государство в средние века начали отделятся одна от другой, что стало основой светского государства и веротерпимости. Это выходило из принципа «Богу — Божье, а кесарю — кесарево».

В средневековье было заложено основы защиты прав человека. Как не странно, образцом правосудия был суд инквизиции, где обвиняемому давали возможность себя защищать, опрашивали свидетелей, старались максимально полно получить информацию, не применяя пыток. Пытки использовались лишь из-за того, что они были частью римского права, на котором основывалось средневековое правосудие. Как правило, большинство информации о жестокости инквизиции есть не что иное, как обычные выдумки.

Особенности общества

Иногда можно услышать, что средневековая церковь сдерживала развитие культуры и образования. Эта информация не соответствует действительности, поскольку именно монастыри имели большие собрания книг, при монастырях открывали школы, здесь сосредотачивалась средневековая культура, поскольку монахи изучали античных авторов. Кроме того, деятели церкви умели писать в то время, когда многие короли вместо подписи ставили крестик.

В средневековых западноевропейских храмах в стенах делали специальные отверстия для прокаженных и других больных, которым нельзя было контактировать с другими прихожанами. Через эти окна люди могли видеть алтарь. Это делалось для того, чтобы полностью не отбросить больных от общества и для того, чтобы они имели доступ к Литурии и церковным таинствам.

Книги в библиотеках были прикованы к полкам цепями. Это объясняется большой ценностью и денежной стоимостью книг. Особенно ценились книги, страницы которых были сделаны из телячьих шкур — пергамента и переписывались вручную. Обложки таких изданий украшались благородными металлами и драгоценными камнями.

Когда в городе Рим христианство получило убедительную победу, все дохристианские скульптуры были уничтожены. Единственная бронзовая скульптура, которую не тронули — конный монумент Марка Аврелия. Этот памятник сохранился благодаря тому, что его ошибочно считали скульптурой императора Константина.

В античное время пуговицы, как правило, использовались как украшения, а одежду скрепляли фибулами (застежки, которые похожи на английские булавки, только больших размеров). В средневековое время (около ХII столетия) пуговицы начали застегиваться в петли, их функциональное значение приближалось к теперешнему. Однако для состоятельных граждан пуговицы делали изысканными, часто с использованием благородных металлов, и их могли нашивать на одежду в больших количествах. Причем количество пуговиц прямо пропорционально зависело от статуса собственника одежды — на одном из камзолов короля Франции Франциска I было больше 13 тысяч пуговиц.

Интересной была женская мода — девушки и женщин носили острые конические шляпы высотой до одного метра. Это очень развлекало парней, которые пробовали чем-то кинуть, чтобы сбить шляпу. Также дамы носили долгие шлейфы на платья, длина зависела от состоятельности. Существовали законы, которые ограничивали длину этой декоративной части одежды. Нарушительницам мечем отрезали лишнюю часть шлейфа.

У мужчин уровень достатка можно было определить по сапогах — чем длиннее сапог, тем богаче был человек. Длина носков обуви могла достигать одного метра. С тех пор пошла пословица «жить на широкую ногу».

Пиво в средневековой Европе употребляли не только мужчины, но и женщины. В Англии каждый житель употреблял почти один литр в день (в среднем), что в три раза больше от сегодняшнего и в два раза больше, нежели в современного пивного рекордсмена — Чехии. Причиной было не всеобщее пьянство, а то, что качество воды было низким, а небольшое количество спирта, которое было в пиве, убивало бактерии и питье становилось безопасным. Пиво было популярно в основном в северных и восточных странах Европы. На юге, традиционно с римских времен пили вино — дети и женщины разбавленное, а мужчины могли иногда себе позволить пить неразбавленное.

Перед зимой в селах забивали животных и готовили мясо на зиму. Традиционным способом заготовки было соление, однако такое мясо было не вкусным и его старались приправить восточными пряностями. Левантийская (восточносредиземноморская) торговля была монополизирована турками-османами, поэтому специи были очень дорогими. Это побуждало к развитию мореплавания и поиска новых, океанских морских путей в Индию и другие страны Азии, в которых пряности выращивали и они там были очень дешевыми. А массовый спрос в Европе поддерживал высокие цены — перец был буквально на вес золота.

В замках винтовые лестницы были закрученными по часовой стрелке для того, чтобы те, которые находились сверху, имели преимущество в битве. Защитники могли наносить удары справа налево, атакующим этот удар был недоступным. Бывало так, что в роду мужчины были преимущественно левшами, тогда сооружали замки, в которых лестница закручивалась против часовой стрелки — например, немецкий замок Валлентштейнов или шотландский замок Фернихерст.

Популярные картины Средневековья редко глубоко вникают в подробности жизни обычных людей. Однако именно эти часто игнорируемые моменты могут быть экстраординарными. Кажется, современные учёные начинают понимать: когда речь заходит о жителях городов Средневековья, ничто не может считаться само собой разумеющимся.


Давно покончившие с примитивной сельской жизнью, люди во времена Средневековья имели свои обряды и обычаи и отличались довольно сложными взаимоотношениями. Возможно, что как раз мелкие бытовые детали и способны больше всего поразить воображение современного человека. Простые вещи могли довести общество до смертельного бешенства, а подход к браку и воспитанию детей имел мало общего с тем, что есть у нас сейчас.

10. Потревоженные могилы


Около 40 процентов захоронений средневековой Европы имеют следы значительных повреждений. Раньше в этом обвиняли бессовестных грабителей, однако недавние раскопки на двух кладбищах показали, что это могло быть и делом рук почтенных жителей. Австрийское кладбище Брунн-ам-Гебирге содержало 42 могилы лангобардов, германского племени шестого века. Все могилы, кроме одной, были повреждены, и характер повреждений везде был одним и тем же.

В большинстве могил отсутствовали черепа. В то же время в двух могилах было отмечено наличие у покойника двух черепов. Многие кости были перемешаны с помощью какого-то инструмента. Мотив этих действий не ясен, но возможно, что жители пытались таким образом воспрепятствовать возрождению нежити. Кроме того, есть версия, что черепа оставляли себе лангобарды, родственники покойных, в качестве напоминания о близких.

На английском кладбище Винналл II (седьмой и восьмой века) скелеты были связаны и обезглавлены, их ноги были согнуты или скрючены; кроме того, могилы содержали «лишние» человеческие кости. Первоначально считалось, что это было частью какого-то необычного похоронного обряда, однако выявлено много доказательств того, что все манипуляции производились значительно позднее похорон. Вероятно, что совершались они всё с той же целью - угомонить беспокойных покойников.

9. Брак было трудно доказать


Выйти замуж в средневековой Англии было легче, чем споткнуться о бревно. Всё, что требовалось для заключения брака - это наличие мужчины, женщины и их устное согласие на заключение союза. Если девушке уже исполнилось 12 лет, а юноше - 14, то не требовалось никакого согласия со стороны семьи. И ни одна церковь и ни один священник не участвовали в этом процессе.

Люди часто заключали брачный союз в любом месте, будь то в местном пабе или постели. (Вступление в сексуальные отношения автоматически считалось заключением брака.) Церковь предостерегала от опасностей такого поспешного супружества. Она предупреждала молодых людей о том, что им не следует злоупотреблять доверием девушек ради занятия с ними сексом. Как правило, если дело доходило до судебного разбирательства, связанного с супружескими отношениями, следовало доказать, что свадьба действительно была.

Если у пары не было свидетелей, то было трудно доказать добровольное заключение союза, именно по этой причине поощрялось присутствие священника. Развод мог состояться, в первую очередь, по той причине, что союз никогда и не был законным. Кроме того, причиной развода могло быть выяснение того обстоятельства, что один из супругов уже состоял в браке, что супруги оказались родственниками (отдалённые родственные связи часто просто придумывались) или что кто-то из супругов не был христианином.

8. Мужчин лечили от бесплодия


В древнем мире в случае отсутствия в семье детей обычно винили жену. Предполагалось, что так же было и в средневековой Англии, но исследователи обнаружили доказательства противоположного. Начиная с XIII века стали считать, что виновниками бесплодия могут быть и мужчины, в медицинских книгах того времени обсуждаются проблемы мужской репродуктивности.

На страницах книг излагаются весьма своеобразные рекомендации по определению бесплодного партнёра и способов его лечения. В частности, оба супруга должны были помочиться в отдельные ёмкости с отрубями, запечатать их на девять дней, а затем проверить их на наличие червей. Если оказывалось, что в лечении нуждается муж, то предполагалось несколько вариантов его излечения от «неподобающего семени». Например, один из рецептов предлагал высушить в земле свиные яички, после чего в течение трёх дней употреблять их вместе с вином.

Хотя врачи и относились с пониманием к бесплодию мужчин, средневековые суды были менее снисходительны. Жена могла развестись с мужем, если он был импотентом.

7. Отданные в ученики подростки доставляли много хлопот


В Северной Европе у родителей был обычай отдавать подросших детей в подмастерья, обычно обучение длилось в течение десяти лет. Таким образом семья избавлялась от лишнего рта, а мастер получал дешёвую рабочую силу.

Дошедшие до наших дней письма учеников тех времён показывают, что их жизнь была довольно суровой. Некоторые историки считают, что в ученики отдавали наиболее непослушных, так как родители надеялись, что обучение даст свой положительный эффект. Возможно, что мастера знали об этом, поэтому многие из них подписывали контракт, как ученик должен себя вести. Тем не менее, подмастерья приобрели дурную славу. Будучи вдали от семей, они возмущались своей трудовой жизнью и, связавшись с такими же недовольными, сбивались в молодёжные банды.

Чаще всего они играли в азартные игры и посещали бордели. В Германии, Франции и Швейцарии они бузили на праздниках, нарушали порядок и однажды даже устроили общегородской погром. На улицах Лондона происходили целые битвы между различными гильдиями, а в 1517 году они разграбили город. Вполне вероятно, что всё это происходило от разочарования. Многие понимали, что, несмотря на долгие годы обучения, у них нет никаких гарантий будущей работы.

6. Реальная жизнь стариков в Средневековье


В Англии начала Средневековья человек в возрасте 50 лет уже считался старым. Британские учёные описывали эту эпоху как «золотой век» людей преклонного возраста. Считалось, что общество почитало их за мудрость и опыт. В реальности это было не совсем так. Очевидно, что не было никакого понятия о том, чтобы позволить кому-то спокойно выйти на пенсию, пожилым людям приходилось доказывать свою ценность. Общество ожидало от них, что в обмен на уважение пожилые члены будут продолжать вносить свой вклад, особенно воины, благочестивые люди и признанные авторитеты. Солдаты продолжали сражаться, а рабочие - работать.

Средневековые авторы высказывают противоречивые мнения по поводу старости. Некоторые соглашаются с тем, что пожилые люди были духовными лидерами, в то время как другие называют их «столетними детьми». Собственно старость не заслужила хороших стихов. Тексты характеризуют её как «предвкушение ада». Ещё одно заблуждение состоит в том, что все умирали, не доживая до старости. Отдельные люди продолжали нормально жить даже в свои восемьдесят или девяносто лет.

5. Повседневная смертность


В Средние века не все погибали от насилия в обществе и постоянных войн. Люди гибли также от насилия в семье, несчастных случаев и слишком «активного отдыха». В 2015 году были исследованы записи средневековых коронеров Уорикшира, Лондона и Бедфордшира. Результаты позволили совершенно по-новому взглянуть на повседневную жизнь в этих районах.

Были реальные смерти от зубов свиней. В 1322 году двухмесячная Йоханна де Ирланде умерла в своей кроватке от того, что свинья укусила её за голову. Другая свинья убила мужчину в 1394 году. Несколько человек погибли по вине коров. Но, по записям коронеров, преобладали среди случайных смертей утопленники. Люди тонули во рвах, колодцах и реках.

Случались и убийства. Одна из историй подробно описывает, как в 1276 году Джоана Клариче перерезала горло своему мужу и буквально выпотрошила его мозг. Несколько человек погибли во время драк, но не меньше людей погибло и в результате падений. Люди падали с деревьев, крыш зданий и просто с ног, когда слишком сильно напивались. Одна женщина упала с кресла, на которое встала, пытаясь дотянуться до свечи. В 1366 году Джон Кук решил в шутку побороться со своим другом, но на следующий день умер от полученных травм.

4. Лондон считался одним из худших мест


Говоря о насилии, достаточно сказать, что никто не хотел перевозить в Лондон свои семьи. Это был самый жестокий город в Англии. Археологи долго размышляли над 399 черепами, датируемыми с 1050 по 1550 годы. Они принадлежали представителям разных социальных классов и были собраны с шести разных лондонских кладбищ. Почти семь процентов из них были с подозрительными физическими травмами. Большинство из них принадлежало людям в возрасте от 26 до 35 лет из беднейших слоёв общества. Кладбища показали, что насилия было вдвое больше, чем в любом другом регионе, при этом мужчины из рабочего класса часто становились жертвами самой крайней формы агрессии.

Записки коронеров дали некоторые представления и о быте того времени. Нереально большое количество убийств приходилось на воскресные вечера, когда большинство людей из беднейших классов находились в тавернах. Вполне вероятно, что пьяные споры часто приводили к фатальным результатам. Кроме того, только высшие классы могли себе позволить адвокатов или участие в поединках, где обе стороны имели возможность защищаться. Остальным приходилось улаживать разногласия или мстить с помощью неформальных методов.

3. Пристрастия читателей Средневековья


В XV-XVI веках все сферы жизни людей пронизывала религия. Особенно были популярны молитвенные книги. Используя технику, которая вычисляет количество отпечатков на поверхности страниц, искусствоведы поняли, что чем грязнее страница, тем большее количество читателей привлекло её содержание.

Чтобы понять, каковы были предпочтения того времени, а также возможные причины этого, было просмотрено несколько молитвенных книг. Наиболее загрязнённые страницы показали, что средневековые европейцы не так уж сильно отличались друг от друга. В одной рукописи была приведена молитва, посвящённая святому Себастьяну, которая, как говорили, спасала от чумы. Эта молитва перечитывалась много раз - очевидно, теми, кто опасался болезни. Много внимания также уделялось разным молитвам о личном спасении - намного больше, чем молитвам о спасении других.

Эти молитвенные книги хранились во многих домах и читались ежедневно. Однако есть и одна забавная подробность. Наиболее истрёпанными у всех книг оказались только первые страницы. Очевидно, чтения их оказывалось достаточным для того, чтобы людей начинало клонить в сон.

2. В Средневековье с кошек сдирали шкуры


Проведённое в 2017 году исследование показало, что в Испании была довольно распространена выделка кошачьих шкур. Это касалось как диких, так и домашних кошек.

1000 лет назад Эль Борделле был крестьянским посёлком. Среди его многочисленных средневековых находок есть ямы, которые, как полагают, использовались для хранения урожая. Но в некоторые из них были найдены кости животных, и неожиданно большое количество их, около 900 скелетов, принадлежало кошкам. Все они находились в одной и той же яме. Анализ костей показал, что они принадлежали особям в возрасте от девяти до двадцати месяцев - это лучший возраст для получения большой и неповреждённой шкуры. Ещё одним доказательством обдирания кошек были следы на костях. Они характерны для инструментов, с помощью которых обычно сдирали шкуры.

Это может заставить поёжиться любителей домашних животных, но в Северной Европе тоже убивали кошек ради изготовления одежды из их шкур. Тем не менее, исследователи полагают, что в Эль Борделле кошек могли убивать и в рамках религиозного ритуала. В яме с кошачьими скелетами были найдены также череп лошади, куриное яйцо и рог козла. Все эти предметы часто использовались в магических средневековых обрядах.

1. За полосатую одежду могли и убить


Полосы снова и снова входят в моду каждые несколько лет, но в то время подобный нарядный костюм мог привести к смерти. В 1310 году французский сапожник решил походить днём в полосатой одежде и был приговорён к смертной казни за это решение. Этот мужчина не совсем понимал, что полосы означают принадлежность к дьяволу, и он стал жертвой городского духовенства.

Добропорядочным гражданам надлежало любой ценой избегать полос. Доказательная база в документах XII и XIII веков показывает, что власти строго придерживались этой позиции. Полосатую одежду надлежало носить наиболее опустившимся проституткам, палачам, прокажённым, еретикам и, по определённым причинам, шутам. Даже инвалиды, внебрачные дети, евреи и африканцы освобождались от ношения полос.

Откуда взялась эта ненависть к полоскам, остаётся загадкой. Почему не пятна или клетка? Ни одна теория не может адекватно объяснить связь между сатаной и полосками. Одно из довольно натянутых объяснений ссылается на строчку из Библии: «Вы не будете носить на себе предмет одежды, который состоит из двух». Возможно, что чей-то средневековый мозг счёл этот отрывок как ссылку на полосы. Но какова бы ни была причина, к XVIII веку эта нетерпимость прошла.


Современные книги и фильмы о Средневековье не всегда правдиво рассказывают о повседневной жизни обычных людей в тот период. На самом деле многие аспекты быта того времени не совсем приглядны, да и подход к жизни средневековых граждан чужд людям XXI века.

1. Осквернение могил


В средневековой Европе было осквернено 40 процентов захоронений. Раньше в этом обвиняли только кладбищенских грабителей и расхитителей могил. Однако, обнаруженные недавно два кладбища показали, что, возможно, подобное делали обычные жители поселений. Австрийское кладбище Брунн-ам-Гебирге содержало 42 могилы времен Лангобардов, германского племени VI века.

Все они, кроме одной, были перекопаны, причем черепа из могил удаляли, или напротив - добавляли «лишние». Большинство костей были изъяты из могил с помощью какого-то инструмента. Мотив подобного неясен, но племя, возможно, пыталось воспрепятствовать появлению нежити. Также возможно, что Лангобарды хотели «обзавестись» памятью о своих потерянных близких. Это может быть причиной того, что более трети черепов пропали без вести.

На английском кладбище «Винналл II» (VII – VIII века) скелеты были связаны, обезглавлены, или у них были скручены суставы. Первоначально считалось, что это был какой-то странный похоронный обряд. Однако появляется все больше доказательств того, что подобные манипуляции происходили гораздо позже похорон, возможно, потому, что местные жители считали, что может появиться нежить.

2. Доказательства брака


Выйти замуж в средневековой Англии было легче, чем сварить суп. Все, что было нужно, это мужчина, женщина, и их устное согласие на брак. Если девочке было менее 12 лет, а мальчику менее 14 лет, то их семьи не давали согласия. Но при этом для бракосочетания не требовались ни церковь, ни священник.

Люди часто заключали браки прямо там, где достигли соглашения, будь то местный паб или постель (половые отношения автоматически приводили к браку). Но с этим была связана одна сложность. Если что-то пошло не так, а брак заключался тет-а-тет, но фактически было невозможно его доказать.

По этой причине супружеские клятвы постепенно начали приносить в присутствии священника. Развод мог произойти только в том случае, если союз не был законным. К основным причинам относились наличие брака с предыдущим партнером, родственные связи (учитывались даже далекие предки) или брак с нехристианином.

3. Мужчин лечили от бесплодия


В древнем мире обычным при бездетном браке обычно в этом винили жену. Предполагалось, что подобное имело место и в средневековой Англии. Но исследователи нашли факты, доказывающие противоположное. С XIII века мужчин также начали считать виновными в отсутствии детей, а медицинские книги того времени обсуждали мужские репродуктивные проблемы и бесплодие.

В книгах также содержится несколько странных советов для определения того, какой партнер бесплоден, и того, какое лечение следует использовать: обоим нужно было помочиться в отдельные кастрюли, полные отрубей, запечатать их на девять дней, а затем проверять наличие в них червей. Если в лечении нуждался муж, то ему рекомендовали принимать в течение трех дней высушенные яички свиней с вином. При этом всем жена могла развестись с мужем, если он был импотентом.

4. Проблемные ученики


В Северной Европе у родителей была привычка отправлять подростков из дома, отдавая их в ученичество, которое длилось десять лет. Так семья избавлялась от «рта, который нужно было кормить», а хозяин получал дешевую рабочую силу. Сохранившиеся письма, написанные подростками, показывают, что подобный опыт зачастую был травматичным для них.

Некоторые историки считают, что молодых людей отсылали из дома, потому что они были непослушными, а их родители полагали, что обучение окажет положительный эффект. Возможно, мастера знали о подобных трудностях, поскольку многие из них подписывали контракт, согласно которого подростки, взятые на обучение, должны были себя вести «подобающим образом».


Тем не менее, ученики получили плохую славу. Находясь вдали от своих семей, они возмущались своей жизнью, а связь с другими проблемными подростками вскоре привела к появлению банд. Подростки часто играли в азартные игры и посещали бордели. В Германии, Франции и Швейцарии они разгоняли карнавалы, вызывали массовые беспорядки и однажды даже заставили город платить выкуп.

На улицах Лондона постоянно происходили бурные битвы между различными гильдиями, а в 1517 году банды учеников разграбили город. Вполне вероятно, что к хулиганству приводило разочарования. Несмотря на все годы тяжкого обучения, многие понимали, что это не гарантия будущей работы.

5. Старики времён Средневековья


В ранней средневековой Англии человек считался пожилым в возрасте 50 лет. Британские ученые считали эту эпоху «золотым веком» для людей преклонного возраста. Считалось, что общество почитает их за мудрость и опыт. Это было не совсем так. По-видимому, не было даже такого понятия: позволить кому-то наслаждаться выходом на пенсию.

Пожилые люди должны были доказать свою ценность. В обмен на уважение общество ожидало, что пожилые члены будут продолжать вносить свой вклад в жизнь, особенно воины, священники и лидеры. Солдаты все еще сражались, а рабочие все еще работали. Средневековые авторы неоднозначно писали о старении.

Некоторые соглашались с тем, что пожилые люди духовно выше их, а другие унижали их, называя «столетними детьми». Сама старость же называлась «предвкушением ада». Другое заблуждение состоит в том, что в старости все были немощными и умирали, не достигая преклонного возраста. Некоторые люди все еще жили хорошо и в 80-90 лет.

6. Смерть каждый день


В средние века не все погибали от повсеместного насилия и войн. Люди также гибли от насилия в семьях, несчастных случаев и слишком обильных утех. В 2015 году исследователи просмотрели записи средневековых коронеров Уорикшира, Лондона и Бедфордшира. Результаты предоставили уникальный взгляд на повседневную жизнь и опасности в этих графствах.

К примеру, реальной была смерть от... свиньи. В 1322 году двухмесячная Йоханна де Ирланде умерла в своей кроватке после того, как свиноматка укусила ее за голову. Другая свинья убила человека в 1394 году. Коровы также были ответственны за гибель нескольких людей. По словам коронеров, наибольшее количество случайных смертей происходило из-за утопления. Люди тонули в канавах, колодцах и реках. Нередкими были убийства на бытовой почве.

7. Этот жестокий Лондон


Что касается кровопролития, никто не хотел перевозить семью в Лондон. Это было самое жестокое место в Англии. Археологи проверили 399 черепов, датируемых 1050 - 1550 годами, из шести лондонских кладбищ для людей всех классов. Почти семь процентов из них показали признаки подозрительных физических травм. Среди них большинство были людьми в возрасте от 26 до 35 лет.

Уровень насилия в Лондоне был вдвое больше, чем в любой другой стране, а кладбища показали, что мужчины рабочего класса постоянно сталкивались с агрессией. Записи коронеров показали, что неестественно большое количество убийств происходило в воскресенье вечером, когда большинство людей низшего класса проводили свое время в тавернах. Вполне вероятно, что часто случались пьяные споры с фатальными результатами.

8. Предпочтения в чтении


В XV-XVI веках религия проникла во все сферы жизни людей. Особенно популярными были молитвенные книги. Используя технику, которая определяет оттенки на поверхности бумаги, искусствоведы поняли, что чем грязнее была страница, тем больше читателей привлекало ее содержание. Понять, какими были предпочтения в чтении помогли молитвенные книги.

В одной рукописи была указана молитва, посвященная святому Себастьяну, которая, как говорят, была способна победить чуму. Другие молитвы о личном спасении также получили больше внимания, чем те, которые предназначались для спасения другого человека. Эти молитвенные книги читались ежедневно.

9. Свежевание кошек


В 2017 году исследование показало, что промышленность кошачьего меха также распространилась на Испанию. Эта средневековая практика была широко распространена и для нее использовали как домашних, так и диких кошек. Эль Борделлье был фермерским сообществом 1000 лет назад.

В этом месте сделали множество средневековых находок, среди которых были ямы для хранения урожая. Но в некоторых из этих ям нашли кости животных, причем около 900 их них принадлежали кошкам. Все кошачьи кости были свалены в одну яму. Всем животным было от девяти до двадцати месяцев, что является лучшим возрастом для того, чтобы получить большую, безупречную шкуру.

10. Смертельная полосатая одежда


Одежда в полоску становится модной каждые несколько лет, но в те дни нарядный костюм мог привести к смерти человека. В 1310 году французский сапожник решил носить полосатую одежду в течение дня. Он был приговорен к смертной казни за свое решение. Этот человек был частью духовенства города, которая сочла, что полосы принадлежат дьяволу. Благочестивым горожанам тоже пришлось избегать ношения полосатой одежды любой ценой.

Документация XII и XIII веков показывает, что власти строго придерживались этой позиции. Это считалось одеянием изгоев общества, проституток, палачей, прокаженных, еретиков и, по некоторым причинам, клоунов. Это необъяснимая ненависть к полоскам до сих пор остается загадкой, и нет даже ни одной теории, которая могла бы адекватно объяснить это. Какова бы ни была причина, к XVIII веку странное отвращение кануло в лету.

БОНУС


По материалам listverse.com