с родился 29 ноября 1898 г. в Ирландии. Когда он был маленьким, его жизнь действительно можно было назвать счастливой и беззаботной. У него были отличные брат и мама. Мать учила маленького Клайва разным языкам, даже не забыв о латыни и, кроме того, воспитывала его так, чтобы он вырос настоящим человеком, с нормальными взглядами и пониманием жизни. Но потом случилось горе и мама умерла, когда Льюису не было и десяти лет. Для мальчика это было страшным ударом. После этого его отец, который никогда не отличался нежностью и весёлым характером, отдал парнишку в закрытую школу. Это стало для него ещё одним ударом. Он ненавидел школу и образование, пока не попал к профессору Керкпатрика. Стоит отметить, что этот профессор был атеистом, в то время как Льюис всегда отличался религиозностью. И, тем не менее, Клайв просто обожал своего учителя. Он относился к нему, как к идолу, эталону. Профессор тоже любил своего ученика и старался передать ему все свои знания. А профессор был действительно очень умным человеком. Он учил парня диалектике и другим наукам, передавая ему все свои знания и умения.
В 1917 году Льюис смог поступить в Оксфорд, но потом он ушёл на фронт и воевал на Французской территории. Во время военных действий писатель был ранен и попал в госпиталь. Там открыл для себя Честертона, которым стал восхищаться, но, на тот момент, так и не смог понять и полюбить его взгляды и понятия. После войны и госпиталя Льюис вернулся назад в Оксфорд, где оставался до 1954 года. Клайва очень любили студенты. Дело в том, что он настолько интересно читал лекции по английской литературе, что многие приходили к нему ещё и ещё, для того чтобы снова и снова поприсутствовать на его занятиях. В это же время Клайв писал различные статьи, а потом взялся и за книги. Первой большой работой стала книга, изданная в 1936 году. Она называлась «Аллегория любви».
Что же можно сказать о Льюисе, как о человеке верующем. На самом деле, история его веры не так уж проста. Возможно, именно поэтому он никогда не пытался никому навязывать свою веру. Скорее, он хотел преподнести её так, чтобы тот, кто хотел увидеть её, смог увидеть. В детстве Клайв был добрым, мягким и верующим человеком, но после смерти матери его вера пошатнулась. Затем он встретил профессора, который, будучи атеистом, являлся намного более умным и добрым человеком, нежели многие верующие. А затем наступили университетские годы. И, как говорил сам Льюис, вновь поверить его заставили люди неверующие, такие же атеисты, как и он. В Оксфорде у Клайва появились друзья, которые были такими же умными, начитанными и интересными, как он сам. К тому же, эти ребята напомнили ему о понятиях совести и человечности, потому что, придя в Оксфорд, писатель уже практически забыл об этих понятиях, помня лишь о том, что нельзя быть слишком жестоким и воровать. Но новые друзья смогли изменить его взгляды, и он вновь обрёл веру и вспомнил, кем он является и чего хочет от жизни.
Клайв Льюис написал множество интересных трактатов, рассказов, проповедей, сказок, повестей. Это и «Письма Баламута», и «Хроники Нарнии», и космическая трилогия, а также роман «Пока мы лиц не обрели», который Клайв писал в то время, когда его любимая жена очень тяжело болела. Льюис создавал свои истории, не пытаясь научить людей, как нужно верить в Бога. Он всего лишь пытался показать, где есть добро, а где зло, что всё наказуемо и даже после очень долгой зимы наступает лето, как оно наступило во второй книге «Хроник Нарнии». Льюис писал о Боге, о его сподвижниках, рассказывая людям про прекрасные миры. На самом деле, будучи ребёнком, сложно отличить, где символизм, а где метафора. Зато очень интересно читать о мире, который создал златогривый лев Аслан, где можно воевать и править, будучи ребёнком, где звери разговаривают, а в лесах живут различные мифические существа. Кстати, некоторые церковные служители относились к Льюису крайне негативно. Дело было в том, что он смешивал язычество и религию. В его книгах наяды и дриады были, по сути, такими же детьми Божьими, как звери и птицы. Поэтому церковь считала его книги неприемлемыми, если их рассматривать со стороны веры. Но так считали лишь некоторые служители церкви. Многие относятся к книгам Льюиса позитивно и дают их своим детям, ведь, по сути, не смотря на мифологию и религиозную символику, в первую очередь, Льюис всегда пропагандировал добро и справедливость. Но его добро не идеальное. Он знает, что есть зло, которое всегда будет злом. И, поэтому, это зло необходимо уничтожить. Но делать это не нужно из ненависти и чувства мести, а лишь ради справедливости.
Клайв Стейплз прожил не очень долгую, хотя и не очень короткую жизнь. Он написал множество произведений, которыми может гордиться. В 1955 году писатель переехал в Кембридж. Там он стал заведующим кафедрой. В 1962 году Льюиса принимают в Британскую академию. Но тут его здоровье резко ухудшается, он подаёт в отставку. И 22 ноября 1963 года Клайв Стейплз умер.
Для большинства Клайв Льюис прежде всего автор популярного цикла фэнтези-романов «Хроники Нарнии». Однако далеко не все знакомы с его научными работами и произведениями на религиозную тематику. Этот знаменитый англичанин ирландского происхождения посвятил более тридцати лет преподавательской деятельности, а, обратившись в зрелом возрасте к христианству, стал религиозными теоретиком. Его книги «Письма Баламута», «Просто христианство», «Пока мы лиц не обрели», «Чудо» являются духовными путеводителями для тысяч читателей по всему миру.
Клайв Стейплз Льюис родился 29 ноября 1989 года в североирландском Белфасте. Его отец Альберт Джеймс был стряпчим, мать Флора Августа вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием сыновей (у Клайва был старший брат Уоррен). Любовь к книгам, искусству, фольклору, лингвистике сформировались у маленького Клайва именно благодаря незамысловатой материнской педагогике. Сын обожал мать, а потому ее преждевременная смерть стала для него тяжелым ударом. На этом счастливое беззаботное детство Клайва Льюиса закончилось, началась суровая взрослая жизнь.
Когда Клайв пошел в первый класс, его осиротевшее семейство уже обосновалось в английском городе Уотфорд. Школу юный Льюис не любил. Ему претил чопорный догматизм частного учебного заведения, в особенности религиозная направленность образования. На тот момент десятилетний мальчик утратил веру в Бога, который не услышал ни одну из его детских молитв и отобрал самого дорогого человека - маму.
С отцом отношения у Клайва были натянутыми. Он не любил этого немногословного, сухого человека, который, надо сказать, предпочитал изрядно выпить. Так что, окончив среднюю школу, Клайв с радостью покидает отчий дом, чтобы отправиться в Оксфорд. Однако прелестью вольной студенческой жизни Льюис наслаждается недолго - практически сразу он отправляется на фронт.
Во время непродолжительной военной подготовки Льюис завязывает дружбу с пареньком по имени Пэдди Мур. Перед своим первым боем новобранцы клянутся позаботиться о семьях друг друга, если кто-то из них погибнет. В том бою убивают юного Пэдди Мура, а Клайв Льюис получает ранение и выписку «непригоден к военной службе по состоянию здоровья». Льюис сдерживает обещание, данное другу. После выписки из госпиталя он тут же отправляется к матери Пэдди миссис Мур. До самой смерти почтенной леди он поддерживает с ней самые теплые отношения, оплачивает образование младшей сестры Пэдди, помогает Мурам купить дом и живет в этом доме на правах названного сына и брата.
Вернувшись в Оксфорд, Льюис начинает пробовать себя в качестве поэта и даже выпускает в 1919 году сборник стихов под названием «Угнетенный дух». Однако всерьез о литературной карьере Льюис не задумывается. Через несколько лет он получает степень магистра, становится преподавателем английской литературе в родном Оксфорде и всецело посвящает себя науке.
1930 год становится для Клайва Льюиса переломным. Убежденный атеист, он неожиданно для всех знакомых обращается к позабытому с раннего детства христианству. Именно вера вдохновляет Льюиса на творчество, его первые литературные труды посвящены религии. С 40-х годов Льюис начинает печататься. В общей сложности писатель создал десять религиозных книг. «Страдание», «Письма Баламута», «Расторжение брака», «Чудо», «Пока мы лиц не обрели» и другие произведения автора пользуются широкой популярностью в Англии и за ее пределами.
Во время Второй мировой войны Льюис ведет радиопередачу на Би-би-си, посвященную вопросам религии. Позднее свои выступления он соберет в книгу под названием «Просто христианство».
Параллельно с религиозной темой Льюис начинает проявлять интерес к набирающим в те времена популярность фантастическим жанрам. Однажды он знакомится с неким профессором, который в свободное от работы время обожает выдумывать истории о волшебных мирах и народах, что живут в них. Беседы с профессором так вдохновляют Льюиса, что он начинает сочинять сам.
Чтобы обсуждать свои творческие идеи, профессоры и еще два десятка увлеченных энтузиастов создают литературную группу «Инклинги». Каждый четверг дискуссионный клуб собирается в Оксфордском университете, а по вторникам - в пабе The Eagle and Child. И так на протяжении 23 лет, вплоть до 1949 года.
Клуб посещает брат Клайва Льюиса Уоррен, который впоследствии нередко редактировал произведения своего знаменитого родственника. В компании «Инклингов» можно всегда увидеть писателя, литературного критика Чарльза Уильямса, писателя, филолога Оуэна Барфилда, поэта, автора биографий Адама Фокса, выдающегося ученого Чарльза Лесли Ренна. Возглавляют собрания идейные вдохновители «Инклингов» Клайв Льюис и тот самый профессор, который открыл для него мир фэнтези. Профессора звали Джон Рональд Руэл Толкин.
Первые фантастические произведения Клайва Льюиса были посвящены космической теме. В 1938 году он публикует роман «За пределы безмолвной планеты». Книга пользуется успехом и вдохновленный автор пишет еще два роман «Переланда» и «Мерзейшая мощь». Сегодня произведения печатаются в рамках единого цикла под названием «Космическая трилогия».
Magnum opus
Всемирную популярность и прочное место в пантеоне лучших писателей-фантастов принесла Льюису волшебная сказка о стране Нарнии, в которую можно попасть через дверь обыкновенного платяного шкафа, в которой животные говорят человеческими голосами и творятся чудеса.
Первая книга из цикла «Хроники Нарнии» вышла в свет в 1950 году под названием «Лев, колдунья и платяной шкаф». Успех книги предвосхитил самые смелые ожидания Льюиса, и он всерьез берется за разработку цикла.
За 6 лет автор выпускает еще шесть романов - «Племянник чародея», «Конь и его мальчик», «Принц Каспиан», «Покоритель зари» с подзаголовком «Плавание на край света», «Серебряное кресло» и «Последняя битва».
«Хроники Нарнии» наряду с «Властелина колец» Джона Толкина являются классическим образцом так называемого «высокого фэнтези». Цикл снискал массу положительных отзывов маститых литературных критиков, а его автор награжден престижной премией Карнеги.
С момента первой публикации было продано более 100 миллионов книг из серии «Хроник». В 1967 году мир Нарнии впервые появляется в телеверсии. Самым популярным является совместный проект Великобритании и США, стартовавший на студии Уолта Диснея в 2005 году. Фильм срежиссировал Эндрю Адамсон («Шрек», «Шрек 2»). В 2008-м и 2010-м создатели выпустили еще две экранизации «Принц Каспиан» и «Покоритель зари».
В 1956 году закоренелый холостяк Клайв Льюис женится на американке Джой Дэвидмен. Это событие стало полной неожиданностью для всех, кто знал Льюиса. Брак Льюиса и Дэвидмен был обречен еще до того, как влюбленные дали свои клятвы у алтаря. Причина тому - смертельная болезнь невесты.
Льюис делает предложение Джой в тот момент, когда она, страдающая от рака, прикована к больничной койке. Джой на 15 лет моложе Льюиса, у нее двое малолетних детей, безвестно пропавший бывший муж и раковая опухоль, стремительно разрушающая ее организм. Льюис хочет провести с любимой последние дни и готов воспитывать детей, когда Джой не станет.
Клайв Стейплз Льюис (Clive Staples Lewis, 29 ноября 1898, Белфаст, Северная Ирландия, Британская Империя — 22 ноября 1963, Оксфорд, Англия) — британский ирландский писатель, поэт, преподаватель, учёный и богослов.
Наиболее известен своими произведениями в жанре фэнтези, среди которых «Письма Баламута», «Хроники Нарнии», «Космическая трилогия», а также книгами по христианской апологетике, такими как «Просто христианство», «Чудо», «Страдание». Льюис был близким другом другого известного писателя — Дж. Р. Р. Толкина. Они оба учились в Оксфорде на факультете английского языка и литературы и были активными членами литературной группы, известной под названием «Инклинги». Льюис был крещён при рождении в англиканской церкви в Ирландии, но в подростковом возрасте утратил интерес к религии. Благодаря своему другу Дж. Р. Р. Толкину Льюис в возрасте 32 лет возвращается в англиканскую церковь (тот, будучи католиком, надеялся, что друг примет католицизм). Вера оказала сильное влияние на его литературные произведения, а радиопередачи на христианскую тематику во время Второй мировой войны принесли Льюису всемирное признание.
В 1956 он женился на американской писательнице Джой Дэвидмен. Она умерла от рака четыре года спустя в возрасте 45 лет. Льюис умер 22 ноября 1963 года от почечной недостаточности, не дожив одну неделю до своего 65-летия. Средства массовой информации практически не упоминали о его смерти, так как он и его приятель, британский автор Олдос Хаксли, умерли в тот же день, в который был убит президент США Джон Кеннеди. В 2013 году, в дату 50-летия его смерти, в его честь был установлен мемориал в Уголке Поэтов в Вестминстерском аббатстве.
Работы Льюиса переведены более чем на 30 языков, проданы миллионы копий. Книги, составляющие цикл «Хроники Нарнии» известны более всех остальных и популяризированы средствами массовой информации, легли в основу нескольких художественных фильмов. Его работы стали всеобщим достоянием в странах, где копирайт снимается после 50-лет со смерти автора, например, Канаде.
"В Боге каждая душа будет видеть свою первую любовь, потому что Он и есть эта первая любовь". - Клайв Стейплз Льюис
Клайв Стейплз Льюис (англ. Clive Staples Lewis; 29 ноября 1898, Белфаст, Северная Ирландия - 22 ноября 1963, Оксфорд, Англия) - английский и ирландский писатель, учёный и богослов. Известен своими работами по средневековой литературе и христианской апологетике, а также художественными произведениями в жанре фэнтези. Один из видных представителей Оксфордской литературной группы «Инклингов».
Родился 29 ноября 1898 года в Белфасте, в Северной Ирландии, в семье стряпчего, но большую часть жизни прожил в Англии.
После окончания школы в 1917 году поступает в Юниверсити-колледж Оксфорда, но вскоре бросает занятия и призывается в британскую армию младшим офицером. После ранения в Первой мировой войне в 1918 году демобилизуется и возвращается в университет, где заканчивает обучение.
В 1919 году под псевдонимом Клайв Гамильтон (англ. Clive Hamilton) выпускает сборник стихов «Угнетённый дух» (англ. Spirits in Bondage).
В 1923 году получает степень бакалавра, позже - степень магистра и становится преподавателем филологии.
В период с 1925-1954 - преподаёт английский язык и литературу в колледже Магдалены в Оксфорде.
В 1926 году под тем же псевдонимом Клайв Гамильтон выпускает сборник стихов «Даймер» (англ. Dymer).
В 1931 году Льюис, по собственному признанию, становится христианином. Однажды сентябрьским вечером Льюис долго беседует о христианстве с Дж. Р. Р. Толкином (ревностным католиком) и Хьюго Дисоном (беседа изложена Артуром Гривсом под названием «Они встали вместе»). Эта вечерняя дискуссия была важна для события следующего дня, которое Льюис описывает в «Настигнут радостью»: «Когда мы (Уорни и Джек) отправлялись (на мотоцикле в зоопарк Уипснейд), я не верил, что Иисус Христос есть Сын Божий, но когда мы пришли в зоопарк, я верил».
Работал в службе религиозного вещания Би-Би-Си во время Второй мировой войны. Книга «Просто Христианство» написана им по материалам его передач военного времени.
С 1933 по 1949 год вокруг Льюиса собирается кружок друзей, ставший основой литературно-дискуссионной группы «Инклинги», участниками которой стали Джон Рональд Руэл Толкин, Уоррен Льюис, Хьюго Дайсон, Чарльз Уильямс, доктор Роберт Хавард, Оуэн Барфилд, Уэвилл Когхилл и др.
В 1950-1956 публикуется цикл «Хроники Нарнии», принесший Льюису мировую славу.
В 1954 году переезжает в Кембридж, где преподает английский язык и литературу в колледже Магдалены, а в 1955 году становится членом Британской академии.
В 1956 году Льюис вступает в брак с американкой Джой Дэвидмен (1915-1960).
В 1960 году Льюис и Джой вместе с друзьями едут в Грецию, посещают Афины, Микены, Родос, Гераклеон и Кносс. Джой умерла 13 июля, вскоре после возвращения из Греции.
В 1963 году Клайв Льюис прекращает преподавательскую деятельность из-за проблем с сердцем и болезни почек.
Умер 22 ноября того же года, не дожив неделю до своего 65-летия. До смерти он оставался на своей должности в Кембридже и был избран почетным членом колледжа Магдалены. Похоронен во дворе церкви Святой Троицы в Хэдингтон Куэрри, Оксфорд.
Фэнтези
1. Кружной путь, или Блуждания паломникаангл.(англ. The Pilgrim"s Regress, 1933)
2. Цикл «Хроники Нарнии»:
3. Племянник чародея (англ. The Magician’s Nephew, 1955)
4. Лев, Колдунья и платяной шкаф (англ. The Lion, the Witch and the Wardrobe, 1950)
5. Конь и его мальчик (англ. The Horse and His Boy, 1954)
6. Принц Каспиан (англ. Prince Caspian: The return to Narnia, 1951)
7. Покоритель зари, или Плавание на край света (англ. The Voyage of the Dawn Treader, 1952)
8. Серебряное кресло (англ. The Silver Chair, 1953)
9. Последняя битва (англ. The Last Battle, 1956)
Научная фантастика
1. За пределы безмолвной планеты (англ. Out of the Silent Planet, 1938)
2. Переландра (англ. Perelandra, 1943)
3. Мерзейшая мощь (англ. That Hideous Strength, 1946)
Религиозные произведения
1. «Страдание» (The Problem of Pain, 1940)
2. «Письма Баламута» (The Screwtape Letters, 1942)
3. «Расторжение брака» (Great Divorce, 1945)
4. «Чудо» (Miracles: A Preliminary Study, 1947)
5. «Баламут предлагает тост» (Screwtape Proposes a Toast, 1961)
6. «Просто христианство» (Mere Christianity, 1952, на базе радиопередач 1941-1944 годов)
7. «Пока мы лиц не обрели» (Till We Have Faces, 1956)
8. «Размышления о псалмах» (Reflections on the Psalms, 1958)
9. «Четыре любви» (The Four Loves, 1960, о видах любви и христианском её понимании)
10. «Исследуя скорбь» (A Grief Observed, 1961)
Работы в области истории литературы
1. «Предисловие к «Потерянному раю»» (A Preface to Paradise Lost, 1942)
2. «Английская литература шестнадцатого века» (English Literature in the Sixteenth Century, 1955)
Работы в области филологии
1. «Аллегория любви: исследование средневековой традиции» (The Allegory of Love: A Study in Medieval Tradition, 1936)
Сборники стихов, изданные под псевдонимом Клайв Гамильтон
1. «Угнетённый дух» (Spirits in Bondage, 1919)
2. «Даймер» (Dymer, 1926)
Боль (1940)
Мерзейшая мощь (1946)
Клайв Стейплз Льюис (Clive Staples Lewis) - английский литератор и филолог.
1917 - поступает в Юниверсити-колледж Оксфордского университета, но вскоре бросает занятия, определившись младшим офицером в армию.
1918 - после ранения демобилизуется.
1919 - под псевдонимом Клайв Гамильтон (Clive Hamilton) выпускает сборник стихов «Угнетенный дух» (Spirits in Bondage).
Возвращается к занятиям в Оксфорде.
1923 - получает степень бакалавра, позже - степень магистра.
1925-1954 - преподаёт английский язык и литературу в колледже Магдалены в Оксфорде.
1926 - под псевдонимом Клайв Гамильтон (Clive Hamilton) выпускает сборник стихов «Даймер» (Dymer).
1931 - Льюис становится христианином. Однажды сентябрьским вечером Льюис долго беседует о христианстве с Дж. Р. Р. Толкином (ревностным католиком) и Хьюго Дисоном. (Беседа изложена Артуром Гривсом под названием «Они встали вместе»). Эта вечерняя дискуссия была важна для события следующего дня, которое Льюис описывает в «Настигнут радостью»: «Когда мы (Уорни и Джек) отправлялись (на мотоцикле в зоопарк Уипснэйд), я не верил, что Иисус Христос есть Сын Божий, но когда мы пришли в зоопарк, я верил».
1933-1949 - вокруг Льюиса собирается кружок друзей, названный «Инклинги». В кружок входят Дж. Р. Р. Толкин, Уоррен Льюис, Хьюго Дайсон, Чарльз Уильямс, доктор Роберт Хавард, Оуэн Барфилд, Уэвилл Когхилл и др.
1936 - филологический труд «Аллегория любви: исследование средневековой традиции» (The Allegory of Love: A Study in Medieval Tradition).
1938 - роман «За пределы безмолвной планеты» (Out of the Silent Planet) - первая часть своего рода «межпланетной» трилогии, посвященной космической борьбе добра со злом.
1942 - литературоведческая работа «Предисловие к «Потерянному раю»» (A Preface to Paradise Lost).
1943 - роман «Переландра» (Perelandra), вторая часть «межпланетной» трилогии.
1945 - «Великое расторжение брака» (Great Divorce) - современный аналог «Божественной комедии» Данте.
Роман «Мерзейшая мощь» (That Hideous Strength) - третья часть «межпланетной» трилогии.
1950-1955 - публикуются «Хроники Нарнии». Семь томов помимо прочего содержат рассказ о христианстве в доступной для детей сказочной форме. Самые яркие произведения этого цикла - «Лев, колдунья и платяной шкаф» (The Lion, the Witch and Wardrobe), «Племянник Чародея» (The Magician"s Nephew) и «Последняя битва» (The Last Battle).
1952 - Льюис впервые встречает Джой Дэвидмен, на пятнадцать лет его моложе (1915-1960).
1954 - начинает преподавать английский язык и литературу в колледже Магдалены в Кембридже.
1955 - выходит труд «Английская литература шестнадцатого века» (English Literature in the Sixteenth Century); он становится классикой и входит в многотомную «Оксфордскую историю английской литературы» (Oxford History of English Literature).
1956 - роман «Пока мы лиц не обрели» (Till We Have Faces) - переложение истории Амура и Психеи.
В больнице Льюис регистрирует брак с умирающей от рака Джой Дэвидмен. Смерть Джой, как думают, неизбежна.
1957 - Джой чудесным образом и неожиданно для всех выздоравливает.
1960 - Льюис и Джой вместе с друзьями едут в Грецию, посещают Афины, Микены, Родос, Гераклеон и Кносс. Джой умерла 13 июля, вскоре после возвращения из Греции.
22 ноября 1963 - Льюис умер в тот самый день, когда был убит президент Кеннеди и умер Олдос Хаксли. До смерти он оставался на своей должности в Кембридже и был избран почетным членом Колледжа Магдалены. Могила Льюиса находится во дворе церкви Святой Троицы в Хэдингтон Куэрри, в Оксфорде.
Широко известны религиозные сочинения Льюиса (ряд его трудов посвящен специальным теологическим и философским проблемам) и выступления по радио.
Книги: