Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Самоанализ занятия по литературному чтению в старшей группе «Сказки Александра Сергеевича Пушкина. Образец

Самоанализ занятия по литературному чтению в старшей группе «Сказки Александра Сергеевича Пушкина. Образец

Образец самоанализа занятия в ДОУ

Цель: Формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация социализация, художественное творчество, здоровье.
Задачи:
- Формировать представления детей об овощах, о месте прорастания и заготовке их на зиму;
- Закрепить умения детей описывать овощи по характерным признакам,
согласно схеме;
- Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;
- Расширять активный словарь, активизировать в речи детей названия овощей.
- Продолжать формировать у детей умение различать и называть цвета, упражнять в сличении предметов по цвету;
- Побуждать детей отвечать на вопросы, четко проговаривая слова.

Формировать умение детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию;
- Развивать зрительное восприятие и память, двигательное воображение и координацию движений;
- Развивать мелкую общую и мелкую моторику кистей рук;
- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- Создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей.
Организационная деятельность, подготовка к занятию
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - сидя на стульчиках, перемещение по группе во время поиска выхода из проблемной ситуации с зайцем – поход на огород, работа с тестом развитие мелкой моторики рук–сидя на стульчиках, поисковая деятельность - стоя, работа с крупой « Найди овощ», логоритмическое упражнение – «ходьба в огород». Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Дидактическая деятельность воспитателя:
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей Познание: Закрепляла умение описывать овощ по характерным признакам, согласно схеме; формировала умение различать и называть цвет; Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстник; активизировала словарь детей за счет слов- название овощей, упражняла в согласовании существительных, прилагательных; «Социализация» самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать.Художественное творчество: Совершенствовала умение детей скатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, закрепляла приёмы вдавливания, развивая мелкую моторику рук., Физическая культура; развивала двигательное воображение и координацию движений; Здоровье: формировала представления детей о витаминах и их значимости. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях,
Использование модели «Огород», помогло в интересной игровой форме реализовать основную обучающую задачу- формирование представления детей об овощах и месте их произрастания. Моя роль сводилась к обучению давать развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата.

В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде игровой проблемной ситуации « Угадай угощение?» так, чтобы в ходе его проверить качество усвоения материала.
В связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.

1.Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста.

Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы литературного языка.

Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений.

Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

Прямое сопереживанием героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста – перевертыши, небылицы.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду:

    чтение и рассказывание художественной литературы; заучивание стихотворений на занятиях;

    использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях.

М. М. Конина выделяет несколько типов занятий:

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

· чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

· чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

· чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

· настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);

· кукольный и теневой театр, фланелеграф;

· диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи:

· оно может быть логически связано с содержанием занятия (загадывание загадок);

· чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.

Подготовка к занятию включает следующие моменты:

·обоснованный выбор произведения с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;

·подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).

С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.

Далее идет работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции.

В предварительную работу входит и подготовка детей. Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения.

Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части. В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Показ иллюстраций
Книга, предназначенная для ребенка дошкольного возраста, обязательно содержит иллюстрации. Иллюстрации в такой книге занимают равноправное место с текстом, потому что ребенок сам не читает, книга обращается к нему прежде всего картинкой. Среди иллюстраторов детских книг есть замечательные художники: В.Лебедев (книги С. Я. Маршака «Детки в клетке», «Цветная книга» и др.), Е.Чарушин (книги «Большие и маленькие» Е. Чарушина, Л. Н. Толстого «Три медведя»), Е.Рачев (сказки «Два жадных медвежонка», «Рукавичка»), Д. Шмаринов (Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»).
В тех случаях, когда иллюстрации в книге крупные, хорошо видимые издали, их можно показать детям на занятии.
Для детей старшего возраста рекомендуется купить одно и то же произведение, но с рисунками разных художников, например, «Мойдодыр» К. Чуковского с рисунками В. Сутеева, Ю. Узбякова.
Разные рисунки к одному произведению обострят интерес детей, они начинают более внимательно рассматривать, сравнивать, обсуждать, иной раз даже спорить.
В группе шестилеток рекомендуется в течение года провести несколько занятий по рассматриванию иллюстраций в известных детям книжках. Для таких занятий можно рекомендовать следующие книги: «Дядя Степа» С. Михалкова (худ. Д. Дубинский), «Когда это бывает» А. Рылова (автор и художник), «Разные колеса» В. Сутеева (автор и художник).
Благодаря таким занятиям у детей закрепляется интерес к книге, воспитывается вкус и эстетическое восприятие, появляется усидчивость и целенаправленное внимание. Кроме того, дети узнают, что такое обложка, страница, переплет.

Беседа
Беседы с детьми после чтения проводятся с целью усиления воздействия художественного произведения на ум и чувства детей, для того чтобы дать им возможность вспомнить и вновь пережить содержание книги.
1. Беседа-ответы на вопрос, поставленный автором.
2. Беседа в связи с прочитанным.
Когда содержание произведения в какой-то мере связано с собственными впечатлениями детей или фактами из их жизни, воспитатель после чтения направляет детей на высказывания о своих впечатлениях, наблюдениях. Прочитав детям стихотворение Е. Благининой «Вот какая мама», можно предложить детям: «Расскажите, как вас мама наряжала на праздник».
Беседа после прочтения рассказа или сказки по вопросам воспитателя является одним из методических приемов обучения детей рассказыванию и помогает запоминанию текста.
Воспитатель должен заранее составить вопросы к такой беседе, чтобы, отвечая на вопросы, дети последовательно и полно передали содержание произведения. При проведении такого занятия нужно добиваться активного участия в нем всех детей, не требуя исчерпывающего ответа от одного ребенка. Если же ребенок ответил кратко и не передал в своем ответе всего содержания, задаются дополнительные вопросы, вызываются другие дети. В случае необходимости воспитатель сам напоминает то, что дети забыли, выразительно цитируя отдельные места книги.

Методика заучивания стихотворений

При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, обеспечить запоминание, научить выразительно читать перед слушателями, воспитывать любовь к поэзии.

При отборе стихотворений для заучивания учитывается их объем: 1-2 строфы для младших групп, несколько больше - для старших. Списки произведений, рекомендованных «Программой воспитания в детском саду», обеспечивают подбор произведений для заучивания их детьми. Кроме того, воспитатель может сам подбирать стихи из вновь вышедших, учитывая интересы детей. В среднем дети заучивают в течение месяца 1-2 стихотворения (на занятиях).

Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу, где дети также учатся выразительно передавать прослушанный текст. Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения. Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения.

За беседой вновь следует чтение воспитателя. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения. Затем стихотворение читают дети.

Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором. В начале занятия, обеспечивая многократное прослушивание текста, повторение поручают тем детям, которые быстро запоминают. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускает договаривание строки детьми с места.

Закончить занятие следует наиболее ярким исполнением: вызвать выразительно читающего ребенка, внести любимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение, и т. д.

Обычно заучивание не занимает всего времени, отведенного на занятие. Оставшееся время посвящают другой деятельности: дети повторяют выученные ранее стихи, слушают еще раз какое-либо прозаическое произведение, можно провести знакомое им упражнение или организовать игру по технике речи.

Психологи отмечают, что для заучивания стихотворения требуется 8-10 повторений, но желательно делать это не на одном и том же занятии, а на нескольких.

Чтение и рассказывание детям вне занятий

Вне занятий хорошо читать произведения о природе, лирические стихи, потешки, прибаутки и т. д. Иное произведение, прочитанное не на занятии, а в определенной ситуации, окажет более сильное воздействие на ум и чувства детей. Такое чтение можно предусмотреть и наметить в календарном плане, например прочитать во время прогулки стихи.

Пословицу не следует заучивать с детьми - нужно неоднократно употреблять ее к месту.

Загадка. Задача воспитателя состоит не в том, чтобы дети запомнили как можно больше загадок или научились быстро их отгадывать, а в том, чтобы, отгадывая, ребенок учился активно мыслить, сопоставлять, сравнивать.

Помимо народных загадок, доступных детям дошкольного возраста, используют и авторские. Воспитатель должен поощрять детей, которые самостоятельно пытаются составлять загадки, помогать им в этом, подсказывать нужные слова, фразы.

Одним из методов ознакомления с художественной литературой является инсценировка литературных произведений. Существует довольно много видов инсценировок: игра-драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры, театр игрушек, настольный картонажный или фанерный театр, фланелеграф и др. Дети могут быть и зрителями, и исполнителями. Вопросы содержания и методики инсценирования рассматриваются в специальной литературе – авторы Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко, А. Федотов, Г. В. Генов, Л.С. Фурмина и другие.

Другая группа методов и средств использования литературы вне занятий - развлечения, праздники.

В подготовительных к школе группах используются такие формы: литературные утренники и самодеятельные литературные концерты.

Утренник может быть посвящен юбилею или творчеству любимого детьми писателя. Тема утренника может быть и такой: «Русские народные сказки», «Советские поэты - детям», «Зарубежные сказки» и т. д.

Ребенку старшего дошкольного возраста доступны для восприятия и такие виды инсценировки, как балет и опера на сюжеты детских художественных произведений. создаваемые профессиональными артистами.

Для малышей устраивается так называемый спектакль игрушек. Спектакль игрушек-инсценировка сказки с помощью обычных кукол и игрушек.
Можно подготовить спектакль игрушек по сказкам «Три медведя» Л. Н. Толстого, «Теремок», «Заюшкина избушка», по народным песенкам «Кошкин дом», «Сидит, сидит зайчик», «Кисонька-мурысонька».

Много художественных произведений инсценировано для дошкольников средствами кино (диафильмы, мультфильмы, кинофильмы).

В методике показа диафильмов (он наиболее часто встречается в детских садах) важна предварительная подготовка детей к просмотру: чтение экранизированной сказки или другого произведения, близкого к ней по теме, рассматривание картин, близких по содержанию фильму, беседа с детьми. Эту работу проводят за несколько дней до показа. Перед демонстрацией диафильма желательно вступительное слово воспитателя. Рекомендуются различные приемы показа: речевое сопровождение сеанса, повторный показ в сочетании с детским рассказом. Эффективность зрелища будет выше, если воспитатель закрепит полученные впечатления в процессе рисования, лепки, в игре, беседе и т. д.

Каждый воспитатель должен владеть техникой и методикой показа детям кино и театральных спектаклей, твердо знать гигиенические нормы их проведения (длительность, посадка детей), соблюдать правила безопасности.

Уголок книги в группах

В целях воспитания у детей интереса к книге и самых элементарных умений пользоваться ею, т. е. рассматривать картинки, в каждой группе детского сада должен быть так называемый книжный уголок, место для хранения и рассматривания книг. Каждый ребенок должен иметь возможность взять любую книжку, сесть за стол, посмотреть картинки, поговорить о них с товарищами. Для книжного уголка выбирается у окна светлое, удобное место. В книжном уголке должна быть полка или витрина, чтобы выставлять книги.

Книги для каждой группы подбираются, соответственно программе детского сада. Дополнительная детская литература, выбранная воспитателем, хранится здесь же.
На витринке в средней группе могут быть любимые детьми книги из предназначенных для младшей группы, точно так же как в книжном уголке старшей группы должны быть любимые детьми книги, которые им читали в младшей и средней группах.
В младшей группе каждая книга имеется в нескольких экземплярах (двух, трех), чтобы одну и ту же книгу могли смотреть сразу несколько детей, чтобы у них не возникало столкновения из-за книги. Книги на витрине следует время от времени менять. Если воспитатель видит, что дети все реже и реже берут какую-либо книгу, ее нужно на время убрать, а потом снова выставить; тогда дети с новым интересом будут рассматривать ее.

Заучивание стихотворения «Снеговик» в средней группе

Программное содержание:

Учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.

Развивать словарь детей по теме Зима, упражнять в умении поддерживать диалог.

Развивать память, интонационную и мимическую выразительность.

Развивать правильный длительный речевой выдох.

Воспитывать интерес и навык к заучиванию стихотворений при помощи мнемотехники.

Предварительная работа: Развивающие игры, упражнения на развитие речи, речевые гимнастики, рассматривание иллюстраций и чтение стихов о зиме.

Словарная работа: давай дружок, солнце припечёт, снежный ком, превратится.

Оборудование: Мольберт, карта-схема, карточки с изображением зимы.

Ход занятия

Взаимодействие взрослого с детьми

Предполагаемые ответы и действия детей

Хотите я загадаю вам загадку?

«Снег на полях, лед на реках, ветер гуляет, когда это бывает?»

Поверим, правильно ли вы отгадали. (переворачиваю картинку на мольберте)

Подумайте и скажите, какое время года изображено на картинке и почему вы так решили?

Какое время года изображено на картинке

Почему ты так думаешь?

Посмотрите, здесь художник ничего не напутал?

Таня, скажи, пожалуйста, что лишнее здесь?

Молодцы, какие вы у меня внимательные.

А любите ли вы зиму и почему?

Я тоже очень люблю зиму, потому что можно и на санках и на лыжах покататься и снега много- много.

А что мы с вами делали из снега?

Молодцы, всё-всё вспомнили.

Дыхательная гимнастика.

Представьте, что вы снежинки, подул ветер и закружил их.

Ой, смотрите, снежинки и на вашей руке, сдуйте их.

Таня, вдох носом, выдох через рот. Молодец

Какие красивые и лёгкие снежинки кружились под музыку. Молодцы.

Давайте поиграем со словом «снежинка» скажем его весело (произносят), хорошо. А грустно, (произносят) молодцы. А теперь удивленно. А Кирилл как удивлённо скажет. Молодец. А громко(произносят) – ай молодцы, и тихо (произносят)– замечательно.

Ну а сейчас усаживайтесь на стульчики и отдохните

А я расскажу вам стихотворение.. Слушайте внимательно, обратите внимание, на какие слова я делаю ударение (т.е. говорю громче, чем другие).

Стихотворение называется «Снег идет», написала М.Познанская.

Тихо-тихо снег идет.

Белый снег мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

От калитки мы с трудом

К нам дорожку проведем.

Выйдет мама на порог

Спросит: «Кто бы это мог,

Провести дорожку к нашему порожку?»

(Задаю вопросы по содержанию стихотворения).

Как называется стихотворение?

Как же идет снег?

Какой снег?

Что мы сделаем во дворе?

От чего мы дорожку проведем?

Кто выйдет на порог?

Что она спросит?

Сегодня, ребята, мы будем заучивать стихотворение. Я буду читать стихотворение еще раз, а вы запоминайте и шепотом за мной повторяйте (читаю стих, выставляю схемы – рис. 1, рис. 2, рис. 3, рис. 4 (приложение 1)).

Ну как, понравилось стихотворение?

Сегодня, мы ещё раз попробуем выучить его с помощью рисунков-помощников. А вы мне помогайте.

(Рисую схему при повторном чтении).

Ну а теперь вместе расскажем и смотрим на таблицу.

(Хоровое проговаривание с опорой на таблицу, показываю каждую строчку).

Кто смелый, и расскажет нам выразительно?

Молодцы, почти все запомнили и сумеете его рассказать дома и друзьям.

Вспомните, как называется стихотворение?

Какие вы молодцы, ребята!

Скажите, а кто написал это стихотворение?

Засиделись, устали?!

Эй, ребята, не зевайте

Снежный ком быстрей катайте

Катим к вам, катим к вам,

А теперь катите нам.

(беру мяч, качу) Занятие переходит в игровое упражнение с прокатыванием мяча.

Зима, потому что снег и в шубе они.

Кругом снег

Ягодка, зимой не бывает.

Она растет летом

Я люблю, Лепить снежки, горку сделать, снеговика слепить

Горку, снежки, снеговика…

Под музыку дети кружатся

Сдувают с руки, вдох через нос, выдох через рот.

Произносят с различным выражение и мимикой.

(Дети садятся на стулья).

Снег идёт

Тихо-тихо снег идет.

Белый снег мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

От калитки мы с трудом

К нам дорожку проведем.

Выйдет мама на порог

Спросит: «Кто бы это мог,

Да, понравилось

Повторяют при виде рисунка

(индивидуальные ответы детей 5-6 человек.).

Снег идёт

М.Познанская.

Дети повторяют движения

Приложение

Опорные схемы к стихотворению «Снег идет» М. Познанской

Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4

Занятие по художественному чтению. Подготовительная группа.

Тема «Герои сказок»

Цели:

Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора, по описанию отгадывать героя. Развивать внимание, мышление, креативные способности детей.

Оборудование:

Кроссворд, жетоны, письмо от «Сказочных героев», посылка с «волшебными кружочками», медальки.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, пока вы спали, нам прислали посылку сказочные герои. Посмотрим что они прислали? Герои сказок предлагают нам поучаствовать в весёлой игре. Придумайте название своей команде, чтобы оно было красочным и сказочным, например: «Сказочники».

Воспитатель:

Нас ожидают с вами задания, которые нам прислали вот в этой посылке герои из сказок. За каждое правильно выполненное задание команда получает жетон, победит та команда, у которой окажется больше всего жетонов.

Воспитатель:

Послушайте 1-ое задание: «Отгадайте название сказки по короткому отрывку».

1) Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла…

Воспитатель: - Что это за сказка? (Федорино горе). Кто её написал? (К.И. Чуковский).

2). В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин,

По прозванью «Каланча».

По фамилии Степанов

И по имени Степан,

Из районных великанов

Самый главный великан.

Воспитатель:

Кто угадал название сказки? (Дядя Степа). Кто её написал? (С. Михалков).

3). Пела ночью мышка в норке:

Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Воспитатель:

Как называется эта сказка? (Сказка о глупом мышонке). Кто её написал? (С.Я. Маршак).

4). Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.

Воспитатель:

Что это за сказка? (Сказка о попе и о работнике его балде). Кто написал её? (А.С. Пушкин).

5). Жила была женщина; ей страх как хотелось иметь ребеночка, да где его взять? И вот она отправилась к одной старой колдунье и сказала ей: - Мне так хочется иметь ребеночка; не скажешь ли ты, где мне его взять? Отчего же! сказала колдунья. Вот тебе ячменное зерно; это не простое зерно, не из тех, что растут у крестьян на полях или что бросают курам; посади-ка его в цветочный горшок, увидишь, что будет!

Воспитатель:

Кто угадал сказку, как она называется? Кто автор сказки?

6). Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Воспитатель:

Кто знает название сказки? (Сказка о рыбаке и рыбке). Кто автор сказки? (А.С. Пушкин).

Воспитатель:

Молодцы, каждая команда справилась с первым заданием. А сейчас вам предстоит выполнить следующее задание: отгадать загадки. За каждую отгаданную загадку команда получает жетон.

1) На ветвях сидит не птица,

Над рекою в чаще:

Околдует, зазовет

И на дно утащит.

2) Над простым моим вопросом

Не потратишь много сил:

Кто мальчишку с длинным носом

Из полена смастерил.

3) Он хозяина любил,

Верно, он ему служил.

Сапоги носил и злого

Людоеда победил.

4) Чуть женой крота не стала

И усатого жука!

Вместе с ласточкой летала

Высоко под облака.

5) В золотых цветах лужайка,

Солнце светит в синеве.

Что любил носить Незнайка

У себя на голове?

6) Красный, пузатый,

В семье огородной

«Сеньором» себя

Называет он гордо.

Напрасно он злится,

Напрасно грозится:

Его Чипполино

Совсем не боится.

7) Много серебра и злата

В сундуках своих он прятал.

В мрачном он дворце живет

И чужих невест крадет.

8) С ним Малыш знаком давно,

Он к нему влетел в окно.

9) Стрела у Ивана,

Как птица в полете.

Жена у Ивана

Живет на болоте. Кто?

10). В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рожден.

Воспитатель:

Вижу, вы хорошо знаете сказки, каждая команда отгадала много загадок, тем самым справились с заданием.

Воспитатель:

А сейчас посмотрите на доску, какое задание приготовили вам сказочные герои? (кроссворд). - Верно, если правильно имена веселых человечков, то сможете узнать какая книга у них самая любимая.

Воспитатель:

Молодцы вы отгадали кроссворд, знаете много сказок, их героев. На этом наше путешествие подошло к концу. Сейчас каждая команда подсчитает жетоны и мы узнаем победителей.

У нас победила дружба. Герои из сказок за ваше участие приготовили вам небольшие сувениры. Каждый из вас получает медальки «Знаток сказок».

Литературный утренник в подготовительной группе КВН

«Все ребята любят сказки»

Цели и задачи:

Продолжать формировать у дошкольников интерес к художественной литературе.

Учить узнавать знакомые сказки по описанию, по иллюстрациям и с помощью загадок.

Воспитывать умение действовать сообща, одной командой и проявлять взаимовыручку.

Доставить детям радость.

Предварительная работа.

Воспитатель читает детям сказки разных народов (авторские и народные, по которым намечено проведение викторины, рассматривает вместе с детьми иллюстрации к ним, предлагает родителям почитать эти книги дома. Дети вместе с воспитателем придумывают названия команд и эскиз эмблемы. Дома, вместе с родителями, рисуют рисунки на тему «Мой любимый сказочный герой», для украшения зала. Воспитатель, в тайне от детей готовит атрибуты для проведения викторины.

Организация игры – викторины.

2 команды по 5 человек.

Болельщики, гости, ведущий – воспитатель группы, музыкальный руководитель.

Воспитатель проводит игровые конкурсы. Задаёт детям задание поочерёдно каждой команде. За каждый правильный ответ или удачно выполненное задание команда получает фишку. В конце викторины подсчитывается количество фишек, и подводятся итоги.

Конкурсные задания.

1 Конкурс «Сказочные загадки»

Бабушка девочку очень любила,

Шапку красивую ей подарила.

Девочка имя забыла своё,

Вы, подскажите имя её. (Красная шапочка)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор (Айболит)

Толстяк, живёт на крыше,

Летает он всех выше. (Карлсон)

Она красива и мила,

А имя ей дала зола (Золушка)

Возле леса, на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный,

На земле и под водой,

Искал он ключик золотой.

Всюду нос совал свой длинный.

Кто же это.? (Буратино)

2 Конкурс «Волшебный сундучок »

Кто находится в ящике? Герой какой сказки говорит эти слова?

Высоко сижу, далеко гляжу. Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. (Маша, из сказки «Машенька и медведь»

Отпусти ты, старче, меня в море. Дорогой дам за себя откуп. Откуплюсь чем только пожелаешь. (Золотая рыбка, из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»

3 Конкурс «Сделай правильный выбор»

Первая команда из разных игрушек выбирает только те, которые относятся к сказке «Зимовье зверей» (баран, свинья, гусь, бык)

Вторая команда те, которые относятся к сказке «Бременские музыканты» (кот, петух, собака, осёл)

Физкультминутка Воспитатель загадывает загадку

Щуку в проруби поймал,

Но домой её не взял.

К нам приехал он на печке.

Вас приветствует сердечно. (Емеля)

Заходит Емеля и танцует с детьми и зрителями русский народный танец.

Игра со зрителями «Угадай героев сказок Г. Х. Андерсена»

В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рождён. (Гадкий утёнок)

Он стойко беды перенёс,

Никто не видел его слёз.

Сгорел с прекрасной балериной.

Увы, печальная картина. (Оловянный солдатик)

Чуть женой крота не стала

И усатого жука!

Вместе с ласточкой летала,

Высоко под облака. (Дюймовочка)

4 Конкурс капитанов «Сложи картинку и назови сказку»

5 Конкурс «Узнай сказку по отрывку»

А за ними блюдца- блюдца дзинь - ля- ля, дзинь - ля- ля, и танцуют, и смеются, дзинь - ля- ля

Вдруг откуда не возьмись, маленький комарик,

И в руке его горит, маленький фонарик.

А рядом бегемотики, схватились за животики,

У них у бегемотиков, животики болят.

Мой милый, хороший, пришли мне калоши,

И мне и жене и Тотоше.

Игра закончена, подсчитываются фишки. Победители награждаются.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ

«СОСТАВЛЕНИЕ СКАЗОК» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Цель: Творческое составление рассказов Образовательные задачи:

Учить детей подбирать нужные слова

Учить составлять описательные рассказы

Учить говорить связно и выразительно

Задачи:

Развивать речь детей, творческое воображение детей. Воспитательные задачи:

Воспитывать уважение детей друг к другу.

Учить выслушивать рассказы товарищей.

Материал: Лист ватмана, фломастеры, желтые кружочки по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите шутки? Пусть у нас сегодня будет занятие-шутка. Хотя, может быть, в конце занятия окажется, что это вовсе и не шутка, а даже очень серьёзно. Ну что, начинаем шутить? Вы видите, что на доске нарисовано?

(ответы детей).

Воспитатель: Правильно, это кружок. А на что он похож? Дети: Это солнце, мячик, шарик, тарелка, яблоко и т.д.

Воспитатель: Это всё не то, что вы перечислили.

Это часть животного. Какая же это часть?

Дети: Это голова или глаз.

Воспитатель: Пусть это будет голова. Чья это голова?

Дети: Это голова кошки, зайца, лисы, собаки и т.д.

Воспитатель: Круг похож на голову зайца. Чего не хватает на голове зайца?

Дети: Не хватает глаз, усов, носика, ушей.

Воспитатель рисует части тела, которые называют дети.

Вопросы к детям:

Глаза у зайчика большие или маленькие?

Носик круглый или квадратный?

Уши длинные или короткие?

Воспитатель: Мы нарисовали зайчику голову. Чего ещё не хватает?

Дети: Туловища.

Воспитатель: Какой формы туловище зайца?

Дети: Круглой или овальной.

Воспитатель: (рисует туловище). Что теперь я должна нарисовать?

Дети: Лапки.

Воспитатель: Сколько у зайчика лапок?

Дети : Четыре.

Воспитатель: Что делает зайчик?

Дети: Зайчик идёт, бежит, стоит.

Воспитатель: Я согласна, пусть он бежит. Где бежит зайчик?

Дети: Зайчик бежит по лесу.

Воспитатель: Что я должна нарисовать, чтобы было видно, что это лес?

Дети: Деревья.

Воспитатель: Как много я должна нарисовать деревьев?

Дети: Много.

Воспитатель: Что ещё бывает в лесу?

Дети: Цветы, грибы, другие животные.

Воспитатель: Я нарисовала цветы и грибы. А вот какие животные встречаются

нашему зайчику?

Дети: Лиса, волк, ёжик, медведь, белка и др.

Воспитатель: Я сейчас нарисую ёжика. Что же у нас получилось? Лес, зайчик, ёжик, цветы и грибы. А ведь у нас с вами получилась смешная картина. Давайте придумаем ей название.

Дети : Заяц в лесу.

Физкультминутка

Заинька, повернись,

Серенький, повернись,

Вот так, эдак повернись (2р.)

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, эдак топни ножкой (2р.)

Заинька, попляши,

Серенький, попляши,

Вот так, эдак попляши (2 р.)

Сочинение сказки

Воспитатель: Мы нарисовали картинку. Теперь вам надо придумать по ней сказку.

Вопросы к детям:

О ком будет ваша сказка?

Как она будет начинаться?

Где живёт зайчик?

Куда он хочет пойти?

Что он там увидел?

Кого он встретил?

Что они делали вместе?

Чем закончилась ваша сказка?

Воспитатель: Когда вы будете рассказывать свои сказки, постарайтесь описать зайчика. Какой он? Вспоминайте, как мы его рисовали вместе с вами.

Рассказывание сказок детьми

Все сказки получают оценку. Поощряются сказки, непохожие на другие.

Воспитатель: Я думаю, что зайчику понравились бы ваши сказки. Он прислал вам свой привет в виде вот этих кружков. Они все желтого цвета, что это значит? Дети: Значит, зайчику понравились сказки?

Воспитатель: А вам понравилось занятие? Мне тоже понравилось, как вы занимались. Спасибо вам.

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

«КОЛОБОК»

(На ширме – избушка, вдалеке – лес)

А сейчас у вас в гостях

Кукольный театр,

Будут куклы вас смешить,

Куклам хлопать надо.

Театр открывается,

Сказка начинается.

(Выходит дед)

Я, ребята, старый дед,

Скоро будет мне сто лет,

Не хочу я есть блины,

Мне оладьи не нужны.

Вспомнить, детки, не могу,

Что же нужно старику?

Вы, ребята, помогите,

Что он хочет, подскажите.

Позабыл наш дед слегка,

Съесть он хочет…(Колобка)

Бабка, бабка, помоги,

Колобка мне испеки.

(Выходит бабка)

Не кричи ты так, дедуля,

За мукой уже иду я.

Вот смотри, муку купила,

Колобка тебе слепила.

(Появляется Колобок)

Колобок, Колобок,

Поживи у нас, дружок.

Я б лежал здесь до утра,

Только мне бежать пора.

Есть дела у Колобка,

До свидания, пока!

(Колобок катится в лес)

Колобок наш покатился,

И у зайки очутился.

(Появляется заяц)

Зайка Колобка схватил,

Закричал, что было сил:

Я – Зайчишка, прыг да скок!

Съем тебя я, Колобок!

Ты не ешь меня пока,

Есть дела у Колобка!

Колобок наш покатился

И у волка очутился.

(Появляется волк)

Волк-волчище рот открыл,

Закричал, что было сил:

Я – Волчище, Серый Бок!

Съем тебя я, Колобок!

Ты не ешь меня пока,

Есть дела у Колобка!

Колобок наш покатился

У медведя очутился.

(Появляется медведь)

Сразу Мишка заревел,

Колобку сказать успел:

Ты - весёлый Колобок?

Колобок, румяный бок?

А я – Мишка Косолапый!

Залезай ко мне на лапу!

Ты не ешь меня пока,

Есть дела у Колобка!

Колобок наш покатился,

У лисички очутился.

(Появляется лиса)

А Лиса ему сказала:

Я такого не видала!

Поиграй со мной часок,

Спой мне песню, Колобок.

Долго Колобок катился

И немного утомился.

Он на нос лисичке сел,

Песню долгую запел.

(Колобок садится на нос лисе)

Пел про то, как он родился,

Как он из муки слепился.

Пел про деда-старичка -

Слушала лиса пока.

Пел про бабушку-старушку -

Подняла повыше ушки.

Пел про зайца и про волка,

Про медведя и про ёлки,

Про грибы и про пенёчки,

Про цветочки и про кочки.

Про погоду петь он стал -

У Лисички нос устал.

(Лиса держит Колобка в руках)

Стал он петь Лисе про тучки -

У Лисы устали ручки,

Ножки у лисы устали…

(Колобок прыгает на землю)

Песню звери услыхали!

(Появляются все звери)

Стали песню подпевать,

Стали бабку с дедом звать.

(Появляются бабка и дед)

Бабка с дедом прибежали,

Колобочка увидали.

Обнимали, целовали,

А потом домой забрали.

Колобок сказал зверятам:

Приходите к нам, ребята!

Угощу вас пирогами!

Песни попоём мы с вами!

Дружно звери на прощанье

Им сказали:

ВСЕ ЗВЕРИ:

До свиданья!

Хорошо, что Колобок

В дом родной вернуться смог.

Мы же скажем на прощанье:

Будь послушным, Колобок.

Список использованной литературы:

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений.

2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 1981.

3. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб., 2004.

4. Ф.А. Сохин. Развитие речи детей дошкольного возраста рассказыванию – М.,1979г.

5 .В.В.Гербова. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. М.,1987г.

6.Гербова В.В., "Занятия по развитию речи в средней группе детского
сада".

7.Гербова В.В., "Занятия по развитию речи в старшей группе
летского саля".

Цель: закреплять знания детей о литературных жанрах книг; вызывать желание читать книги; учить бережно обращаться с книгами

Задачи:

1. Развивающая

Развивать интонационную речь, изображение и творческое восприятие

Развивать умение учавствовать в коллективном разговоре

Развивать умение составлять диалог

2. Обучающая

Учить детей при помощи эмоций и интонаций передавать образ героев

Закреплять знания детей о литературных жанрах книг

3. Воспитывающая

Способствовать созданию эмоционального настроения

развивать умение сочувствовать, сопереживать, радоваться, общаться

Создавать условия для самореализации

Актуализировать проблему необходимостьи бережного обращения с книгами

Приобщать детей к чтению художественной литературы

Словарная работа : энциклопедия, жанр, библиотека

Предварительная работа:

  • Беседа о жанрах книг;
  • Знакомство с пословицами, рассказами, загадками, стихами, сказками, потешками;
  • Беседа о бережном отношении к книгам;

Анализ целей и задач.

Занятие проводилось в подготовительной группе. Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

Анализ организации организованной образовательной деятельности.

В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети показали знания программного материла. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:

1. Словесный

2. Наглядно - демонстрационный

4. Игровой

и приемы: игровой, указания, показ, художественное слово, поощрение, беседа.

Все дети свободно обращались между собой. Я придерживалась позиции взрослый – «рядом» или «в стороне».

В начале занятия использовала приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность, детям было предложено помочь мальчику найти его книгу, таким образом дети были включены в деятельность. Данный прием соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. Были созданы условия для осознанного принятия детьми «детской» цели. (Фея пригласила детей в ее волшебную страну "Библиотеку"). «Детская» цель соответствовала индивидуальным особенностям, специфике личностных мотивов, эмоциональной сфере, познавательному интересу детей группы. При подготовке к занятию был подобран и изготовлен демонстрационный и раздаточный материал, с учетом возрастных особенностей, интереса детей. Продуманно расположение детей в пространстве. В работе с детьми использовала беседу, загадки на сообразительность, игры - все это способствовало эффективности занятия, мыслительной деятельности и развитию речи детей. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.

Анализ образовательной деятельности.

Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания. Объем информации был достаточный. Использовала сочетание методов самооценки. В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:

Групповая;

Индивидуальная.

Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности детей при подборе содержания, форм поддержки и стимулирования творческой деятельности. На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Все это подтверждают результаты деятельности.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждый этап занятия направлен на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Дети могли самостоятельно выбрать материал и способ действия при решении поставленной задачи.

Считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Кораблик»

Самоанализ

занятия по ознакомлению с художественной литературой

и развитию речи

Старшая группа

Воспитатель:

Мазепа Светлана Александровна

г. Удомля

2010 год

Характеристика группы.

В моей группе 23 человека, из них 13 девочек, 10 мальчиков. На занятии присутствовало 10 детей, согласно условиям конкурса.

Степень обучаемости детей данной подгруппы достаточно высока, и навыки, необходимые для успешной работы на занятиях сформированы следующим образом:

Высокий уровень обучаемости: 100% - 4 человека

Средний уровень обучаемости: 89% - 3 человека

78% - 3 человека

Низкий уровень: нет

Подгруппы детей не постоянны, видоизменяются.

Характеристика проекта.

Данное по блоку занятие знакомство с русской народной сказкой «Гуси-лебеди» первое. Чтение сказки я вынесла в предварительную работу, так как объем сказки велик по содержанию, тем самым сэкономила время для творческого задания детей.

Цель занятия: продолжить знакомство с русской народной сказкой «Гуси-лебеди». Закрепить умение детей отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать воображение; придумывание новых эпизодов сказки. Развитие умения обозначать свое отношение к персонажам сказки при помощи символических средств.

В свое занятие я внесла: игровую мотивацию – приход Сказочницы, проблемную ситуацию в конце занятия – «Какими бы были гуси, если жили бы не у Бабы-Яги, а у Маши с Ваней?» Занятие закончила стихотворными строчками, позволяющими детям более ярко осмыслить содержание, т.к. стихи способствуют более легкому запоминанию материала, а также активизируют внимание детей, которые прекрасно усваивают информацию на слух.

Краткое структурное изложение занятия: для лучшего усвоения программного материала я продумала посадку детей, пригласив их на импровизированную поляну из цветов, а также использовала технические средства: музыкальные произведения Петра Ильича Чайковского «Подснежник» (современная обработка с использованием голосов птиц).

Структура занятия предусматривала несколько блоков заданий, а именно:

  1. вхождение в сказку,
  2. беседа по содержанию сказки,
  3. творческое задание детей,
  4. итог занятия.

На занятии использовались следующие методы:

Словесные методы (это перцептивный аспект) были использованы неоднократно:

  1. при создании игровой мотивации «В гостях у Сказочницы»,
  2. беседа по содержанию сказки,
  3. придумывание новых эпизодов сказки,
  4. анализ выполненных работ.

Наглядные методы использовались в следующем моменте. Показ иллюстрации из сказки (книга-театр «Гуси-лебеди»)

Данный метод был направлен на детей, которые воспринимают информацию больше на зрительный образ.

Практические методы (перцептивный аспект). Выполнение творческого задания – создание ковриков для избушки Бабы-Яги, и для домика Маши и Вани.

Для снятия утомления детей провела короткую физкультурную минутку: пластический этюд «Бабочки».

Методы контроля . Так как занятие проводилось с подгруппой детей, и количество их было небольшим, то было уместно и возможно провести фронтальную проверку знаний и навыков детей. Индивидуальная помощь оказывалась только детям, нуждающимся в этом. На занятии использовались и методы стимулирования, итог подводился после каждой части занятия, в виде одобрения, похвалы.

Длительность занятия 24 минуты, что соответствует нормам Сан Пина.

Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи

были успешно выполнены.

Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.

Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнение задания.

Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Однако двое детей работали в своем темпе, и творческое задание выполнили чуть позднее из-за медлительности, в силу своих индивидуальных возможностей. Хотя это не свидетельствует о том, что навыков и знаний у них меньше.

Дети порадовали меня тем, что доброта детской души отразилась в их собственных сочинениях. Каждый герой был положительным.

Но, однако, дети удивили меня тем, что творческие рассказы были менее содержательны, чем могли бы быть. По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось, и они хотели бы иметь продолжение.


Задачи: отработать навыки составления программ наблюдения для аспектного анализа занятия; способствовать развитию рефлексивных навыков, умения анализировать, вносить коррективы в собственную деятельность.

Занятие 1. Методика работы с книгой в учреждении дошкольного образования (теоретический семинар).

1. Методы ознакомления с произведениями на занятиях (методический доклад).

2. Приёмы формирования восприятия произведений (практические рекомендации по использованию эффективных приёмов).

3. Методика заучивания стихотворений (памятка).

4. Формы работы с книгой вне занятий (сообщение из опыта работы).

5. Обзор методической литературы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой и фольклором «Эти книги помогут вам в работе».

6. Выставка-комментарий художественной литературы «Круг детского чтения».

7. Домашнее задание: составление карты анализа занятия по ознакомлению с художественной литературой и фольклором.

Занятие 2. Анализ и самоанализ современного занятия в учреждении дошкольного образования. Занятия по ознакомлению с художественной литературой как объект анализа (деловая игра).

1. Вводная часть «Анализ, самоанализ, рефлексия - это…» (блиц-анкета). Значение, формы анализа и самоанализа занятий (мотивация темы семинара заместителем заведующего).

2. Основная часть: работа в малых группах:

  • разработка карты анализа занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой;
  • просмотр занятия с детьми;
  • самоанализ педагога, который проводил занятие;
  • вопросы к педагогу и ответы на вопросы коллег с необходимым пояснением;
  • анализ занятия;
  • презентация выводов групп;
  • оценка работы экспертной группы;
  • выбор оптимального варианта анализа занятий по ознакомлению дошкольников с художественной литературой и фольклором.

3. Заключительная часть:

  • рефлексия «Продолжи предложение»;
  • подведение итогов работы заместителем заведующего.

4. Домашнее задание: составление конспектов занятий по ознакомлению с художественной литературой и фольклором.

Занятие 3. Знакомство дошкольников с художественной литературой (круглый стол).

1. Диалог с целью анализа проделанной работы:

  • раскройте цель работы по ознакомлению с художественной литературой и фольклором в учреждении дошкольного образования;
  • назовите особенности восприятия литературных произведений, характерные для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;
  • в чём заключается подготовка воспитателя дошкольного образования к чтению, рассказыванию художественных произведений;
  • раскройте содержание критериев при выборе книг для чтения и рассказывания дошкольникам;
  • дайте характеристику методов и приёмов ознакомления детей с художественной литературой;
  • докажите необходимость «стихотворного» воспитания детей;
  • выделите основные отличия методики заучивания на память стихотворений в младшем и старшем дошкольном возрасте.

2. Презентация конспектов по ознакомлению дошкольников с художественной литературой и фольклором.

3. Решение тестовых заданий.

Определите, в каком возрасте (младшем, среднем, старшем) используются следующие приёмы заучивания стихотворений, их выразительного чтения:

а) игровые;

б) чтение по ролям;

в) образец выразительного чтения;

г) объяснение и указание;

д) оценка детского чтения;

е) характеристика персонажей;

ж) многоразовое чтение (5-6 раз);

з) установка на запоминание.

ПАМЯТКИ ПО РАБОТЕ С КНИГОЙ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Структура занятия по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой

1. Вступительная часть - подготовка детей к восприятию произведения (показ обложки, картинки, напоминание аналогичного сюжета, короткая вступительная беседа, использование малых жанров фольклора, припоминание знакомых произведений данного автора, показ предметной наглядности, элементы инсценирования, создание игровых ситуаций, постановка проблемного вопроса, объяснение непонятных слов).

2. Основная часть - чтение художественного произведения, беседа с детьми по содержанию, использование различных приёмов, облегчающих его понимание детьми (рассматривание иллюстраций, повторное чтение и т.п.), упражнения в выразительной передаче речи.

Беседа после чтения с использованием вопросов, направленных на:

— понимание основного смысла произведения;

— воспроизведение содержания произведения.

Вопросы:

— связаны с образом героя;

— позволяют узнать эмоциональное отношение детей к герою, понять его настроение и эмоциональное состояние;

— обращают внимание на мотив поступка, внешний облик, портрет героя, на сравнение героев, их поведения, характера со знакомыми детям явлениями действительности;

— позволяют ввести дошкольников в ситуацию, которая сложилась в произведении, сделать их участниками событий;

— побуждают вспомнить, кто написал произведение;

— обращают внимание на речевые средства и особенности жанра.

3. Заключительная часть - возвращение непосредственно к тексту (повторное чтение произведения, если оно небольшое, или наиболее понравившихся детям эпизодов).

Виды занятий по ознакомлению с художественной литературой:

1) ознакомление детей с одним литературным произведением;

2) объединение рассказывания произведений одного литературного жанра на одну и ту же тему;

3) объединение одной темой произведений разных жанров: рассказ, стихотворение, басня, потешка и т.д.;

4) занятие с детской книжкой (старший дошкольный возраст): необходимо её наличие у каждого ребёнка.

Структура занятия по заучиванию стихотворений

1. Кратковременная вводная беседа. Подготовка дошкольников к восприятию стихотворения; обращение к эмоциональной образной памяти детей, показ предметов, игрушек, картинок, близких теме стихотворения.

2. Выразительное чтение стихотворения педагогом и повторение его. В старшей группе перед повторным чтением детей предупреждают, что стихотворение нужно будет заучить.

3. Разъяснительная беседа о самом стихотворении, форме его чтения.

4. Чтение стихотворения воспитателем дошкольного образования.

5. Чтение стихотворения детьми. Стихотворение заучивается целиком. Дети повторяют его индивидуально, а не хором (обычно это поручают тем, кто быстро запоминает). Заканчивается занятие наиболее ярким исполнением.

Литература:

1.Голицына, Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами / Н.С. Голицына. - М.: Скрипторий 2003, 2006.

2.Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада; под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979.

3.Тимофеева, Н.В. Занятие в детском саду: современные критерии, схемы анализа, конспекты занятий / авт.-сост.: Н.В. Тимофеева, Ю.В. Зотова. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2012.

Т. Доманцевич