Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Проблема духовной культуры прибалтики в 90 годы.

Проблема духовной культуры прибалтики в 90 годы.

ИЗМЕНЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ: В начале х гг. резко сократились государственные расходы на развитие культуры. Закрывались клубы и творческие центры, выставочные залы и кинотеатры, спортивные и туристические базы. Упали тиражи литературно - художественных журналов и газет, некогда имевших огромные аудитории. В условиях рыночной экономики наиболее динамично развивались лишь те сферы культуры, которые пользовались коммерческим успехом за счет популярности у массовой аудитории. Появились многочисленные частные издательства. Стремительно насыщался рынок книжной продукции и периодики, прежде всего изданиями развлекательного характера. На экраны и в печать широким потоком хлынула продукция зарубежной массовой культуры, порой не лучшего художественного качества. Популярными у потребителя стали такие символы западного повседневного быта, как ресторан быстрого питания « Макдоналдс », как продукция известных торговых марок « Кока - кола » и « Рибок » и др.


В отечественной молодежной культуре выделились субкультурные группы, ориентированные на заимствованные из зарубежного повседневного опыта стили поведения и одежды, подражание героям массовой культуры. Так, толкиенисты (поклонники романов Дж. Р. Р. Толкина) с нетерпением ждали появления на экране новых фильмов с приключениями своих кумиров. Айкидоки пропагандировали стиль жизни поклонников восточных единоборств. Панков отличали особые приметы в одежде и в общении друг с другом. Металлисты, рокеры и рэперы отстаивали свою приверженность различным направлениям в современной популярной музыке. Их манера одеваться копировала пристрастия в одежде их музыкальных кумиров. Популярными формами молодежного досуга стали развлекательные центры - клубы, дискотеки, воспроизводящие западные стандарты.


Во второй половине х гг. возросло предложение массовой культурной продукции отечественного образца. Стремительно развивалась сфера досуга. Появились отечественные телесериалы и коммерческие киноленты, видеоклипы и рекламные ролики. Книгоиздание и телевидение, производство и тиражирование аудиовизуальной продукции, шоу - бизнес. Продолжая традиции российского меценатства, крупнейшие компании и банки оказывали материальную поддержку музыкальным и театральным коллективам, издательским, образовательным и реставрационным проектам. Своего рода ответом на коммерциализацию массовых форм досуга стал рост интереса к отечественному культурному и духовному наследию, к религиозным и светским традициям. Верующим были возвращены сотни православных храмов и многие мечети. Повысилось внимание к культуре и традициям православия, ислама, буддизма, иудаизма и других вероисповеданий. Развивалась сфера религиозного образования и воспитания - от воскресных школ до семинарий, духовных академий и университетов, а также издательское дело.


В поисках устойчивых ценностных ориентиров люди обращались к историко - культурному наследию страны. Появились новые формы освоения отечественного наследия - историко - культурные инсценировки, воссоздающие эпизоды крупнейших исторических событий - Куликовской битвы, Бородинского сражения и др., пользующиеся неизменным успехом у зрителя. Культурный туризм становился одним из перспективных направлений экономического развития российских территорий вокруг памятников исторического наследия. Всего на конец истекшего столетия в России насчитывалось около 2000 государственных музеев, в том числе 90 заповедников. Особенности духовной жизни страны во многом определялись динамикой социальных и культурных перемен, происходивших в российском обществе в постсоветский период.


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И ПОСТМОДЕРНИЗМ.СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС: Большое влияние на развитие отечественной культурной жизни оказал постмодернизм. В нашей стране он сложился под влиянием современного западного искусства, традиций русского авангарда и неформального советского искусства времен « оттепели ». Характерными чертами постмодернизма являются фрагментарность, признание относительности любых ценностей, эклектическое сосуществование взаимоисключающих идей и концепций, ирония. Ему свойственны цитатность и повторение известных идей в новом художественном оформлении. Постмодернизм утверждает принципы всеобщей равнозначности всех явлений и сторон жизни, отсутствие иерархии ценностей, стилей и вкусов. Его отличает « всеядность » относительно каких бы то ни было творческих проявлений. В России постмодернизм стал своеобразным вызовом идеологизированным ценностям советского общества и поиском миропонимания в новых условиях развития страны.


Изменились роль и место литературы в общественной жизни. Она перестала быть центром общественных дискуссий. В литературном процессе произошло расслоение на произведения для массового читателя с откровенным поиском коммерческого успеха (детективы, любовные романы, стилизации в стиле фэнтези, документально - исторические хроники) и произведения словесности. Влияние писателей на формирование общественного мнения заметно упало, хотя многие из них публично выражали свои политические пристрастия и принимали активное участие в полемике.


Произведения А. И. Солженицына были изданы массовыми тиражами, однако попытки писателя говорить об « обустройстве России » не находили широкого читательского отклика. Продолжали выходить в свет произведения таких известных писателей советского периода, как В. Г. Распутин, В. И. Белов, Ч. Т. Айтматов, Ф. А. Искандер, Ю. М. Поляков, уделявших внимание традиционной для русской литературы социальной проблематике.


ТЕАТР, МУЗЫКА, КИНО: Переход на коммерческие принципы деятельности, уменьшение государственной поддержки и обострение конкуренции с шоу - бизнесом сократили аудиторию популярнейших в советский период театра и кинематографа. Тенденция к преодолению кризисных явлений наметилась к середине х гг. Возникли независимые театры и антрепризы (временные коллективы актеров), только в Москве выходило ежегодно около 1000 премьерных спектаклей. В театральных работах сочетались традиции прошлого и эксперимент с новейшими формами.


Режиссерский театр выдвинул целую плеяду замечательных мастеров - П. Н. Фоменко, Л. А. Додина, А. А. Житинкина и др. Известнейшие режиссеры Ю. М. Соломин (Малый театр), М. А. Ульянов (Театр им. Евг. Вахтангова), М. А. Захаров (« Ленком »), О. П. Табаков (МХАТ и театр - студия « Табакерка ») ориентировались не только на классический репертуар, но и на современную драматургию. Популярностью у любителей театра пользовались постановки по пьесам Г. И. Горина, Н. В. Коляды, Е. Гришковца. Незабываемые сценические образы создали популярные актеры Е. П. Леонов, И. М. Чурикова, А. Г. Абдулов.


Для современной отечественной музыки характерно смешение разных видов композиторской техники и языка, что создает основы для развития сугубо индивидуальной манеры ее исполнения. Высший уровень творчества музыкальная общественность по - прежнему связывает с именами А. Г. Шнитке, Э. В. Денисова, C.A. Губайдулиной. Во второй половине х гг. вновь повысился интерес к классическому исполнительству. Традиции отечественного пианизма продолжали М. В. Плетнев, А. Б. Любимов, Е. И. Кисин, Д. Мацуев. Образцы исполнительского мастерства самого высокого уровня демонстрируют Н. Г. Гутман (виолончель), Ю. А. Башмет (альт), Г. М. Кремер и В. В. Третьяков (скрипка). Лучшие отечественные дирижеры - Е. Ф. Светланов, Г. Н. Рождественский, B. А. Гергиев, Ю. Х. Темирканов, В. И. Федосеев - работали и в России, и за рубежом.


Ключевыми проблемами отечественного кинематографа кроме скудного финансирования оказались потеря обратной связи со зрителем из - за развала системы кинопроката, трудностей взаимодействия кинематографа и телевидения, а также медленных темпов внедрения новых технологий в кинопроизводство. Кинематограф в последние годы стал возвращаться к системе государственных дотаций. Удалось преодолеть тенденцию к сокращению национального кинопроизводства. Среди заметных черт в развитии отечественного кино можно выделить поиски нового героя, будь то в современности (« Брат » и « Брат -2», в главной роли С. С Бодров - мл.) или в героических эпизодах истории (« Звезда » Н. Лебедева). Появилось направление в киноискусстве, переосмысливающее историческое прошлое (« Хрусталев, машину!» А. Г. Германа и « Русский ковчег » А. Н. Сокурова, « Утомленные солнцем » и « Сибирский цирюльник » Н. С Михалкова).


ЖИВОПИСЬ, АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА: В развитии живописи и архитектуры в постсоветской России можно выделить два основных направления - новый традиционализм, или неотрадиционализм, т. е. применение уже апробированных стилистических приемов при современном техническом обеспечении, и новое искусство, тяготеющее к экспериментам с формой и материалом, к переосмыслению опыта общения художника со зрителем и с самим объектом творчества. К неотрадиционализму можно отнести получившее широкую известность творчество президента Академии художеств Российской Федерации З. К. Церетели. Его монументальные скульптурные композиции в Москве и других городах России внесли новые черты в городской ландшафт и вызвали в середине х гг. ожесточенную дискуссию.


В живописи и скульптуре развивается постмодернистское направление. В е гг. в галереях и выставочных залах широкое распространение получили новые формы творчества. Среди них: инсталляции - художественные объекты, сконструированные из самых разных материалов, в том числе и предметов быта; Используя эти средства, художник пытается донести свой замысел до аудитории. Искусство художников - постмодернистов рассчитано на быстрый эффект, эмоциональную, часто на грани эпатажа, зрительскую реакцию. Их художественная среда создавалась с помощью электронной музыки, света, элементов живой природы (деревья, кусты, вода и др.) и различных предметов быта (мебель, бумага, газеты и др.).


Громко заявило о себе технотронное искусство, превращавшее в объекты изображения новейшие технические достижения - калькулятор, компьютер, микросхему и др. Сами произведения искусства создавались с помощью современнейших технических средств, которые, в свою очередь, дали начало видеоарту (видеоискусству), компьютерной графике и анимации. Архитектурное творчество развивалось по двум основным направлениям. Первое было связано с поисками путей возврата к традиционному образу города, к лучшим достижениям прошлого. Символом воссоздания архитектурной среды стал храм Христа Спасителя в Москве, пропорции и внутреннее убранство которого до деталей воспроизводили облик разрушенного храма - памятника победы России в Отечественной войне 1812 г.


Строительство в Москве и других крупных городах постепенно отходило от безликой типовой застройки последних советских десятилетий. Важным его импульсом стало частное финансирование. Широкую известность приобрели, например, работы А. Е. Харитонова и E. H. Пестова в Нижнем Новгороде, воспроизводившие архитектурные образы эпохи модерна (здание банка « Гарантия » и др.). Другое направление архитектурного творчества, напротив, искало пути для создания городской среды, созвучной эпохе высоких технологий. Целый ряд новаторских проектов был осуществлен в столице. Например, жилой дом в Малом Левшинском переулке (арх. М. Э. Лабазов и A. M. Савин).


Процессы, происходящие в культурной жизни нашей страны, отражают трудности и противоречия эпохи радикальных перемен в политике и экономике, в социальной структуре и массовом сознании современного российского общества. К концу х гг. объемы государственных расходов на поддержание известнейших объектов культуры - ведущих музеев, выдающихся оркестров, крупнейших книгохранилищ и реставрационных фондов увеличились. Финансирование осуществлялось также за счет местных бюджетов и целевых программ (грантов).

Развитие отечественной культуры осуществлялось в новых условиях. Частное предпринимательство занимало все более прочные позиции в сфере культуры. Перестала существовать централизованная система управления культурной жизнью. Исчезли жесткий идеологический диктат и директивы «сверху». Была отменена цензура печати. Задачи государственной культурной политики заключались в поддержке различных отраслей культуры, в сохранении преемственности и лучших традиций литературы и искусства.

Социально-экономические реформы вызвали перемены в области отечественного образования. Окрепла возникшая в годы перестройки альтернативная образовательная система. Наряду с государственными учебными заведениями действовали негосударственные школы, лицеи, гимназии, колледжи. В первые годы нового столетия в Российской Федерации насчитывалось около 700 негосударственных общеобразовательных школ, что составляло немногим более 1% от общего их числа. Наиболее широкое распространение альтернативная форма школьного обучения получила в крупных городах – в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Школы и вузы постепенно отходили от унифицированной системы преподавания, от единых учебников по изучаемым дисциплинам. Разрабатывались новые программы, создавались многочисленные учебники, пособия, прежде всего по общественным наукам.

Увеличилась сеть негосударственных высших учебных заведений. В начале XXI в. они составляли 27–28% от общего числа вузов, в них обучались 8–12% всех студентов. Политические и экономические сдвиги вызвали перемены в структуре высшего образования. В соответствии с потребностями общества вузы увеличили подготовку специалистов в области менеджмента 1 . Увеличивалось число выпускников, пополняющих ряды экономистов, биржевиков, менеджеров, банкиров. Модернизация отечественного образования имела противоречивые последствия. Нехватка квалифицированных преподавательских кадров в негосударственных школах и вузах приводила в ряде случаев к падению качества образовательной подготовки.

Значительные трудности в своем развитии переживала отечественная наука. Российская Академия наук (преемница АН СССР) испытывала острую нехватку финансов для поддержки фундаментальных исследований. Были прерваны контакты с научными учреждениями бывших советских республик и стран Восточной Европы. Слабая материально-техническая база отечественной науки, низкая оплата труда заставили многих ученых покинуть страну и продолжить работу за рубежом. В таких нелегких условиях ученые РАН трудились над реализацией ранее составленных планов, участвовали в разработке новых, в том числе международных научных программ. Продолжались исследования космоса. С середины 80-х годов на околоземной орбите действовала международная космическая станция «Мир».

С конца 90-х годов положение дел в науке стало меняться к лучшему. Увеличились государственные ассигнования, направленные на нужды всех ее отраслей. Началась модернизация материально-технической базы исследований. Ежегодно присуждались государственные премии Российской Федерации за выдающиеся работы в области науки и техники. Достижения отечественной науки получили высокую оценку мировой общественности. В начале нового столетия лауреатами Нобелевской премии по физике стали отечественные ученые Ж.С. Алферов, В.Л. Гинзбург и А.А. Абрикосов. Открылись новые возможности для развития общественных наук – философии, истории. Так, исследователи получили доступ к документам по истории России, хранящимся в закрытых ранее архивах страны.

Происходили изменения в сфере художественной культуры. Уничтожение идеологических ограничений способствовало развитию свободы творчества. В литературе и искусстве происходило переплетение идей классической русской и массовой западной культур. Углублялась взаимосвязь духовной жизни, всех отраслей культуры с религией. Идеологический плюрализм и демократизация общества способствовали распространению разнообразных течений и стилей в литературе и искусстве.

Продолжателями реалистических традиций в литературе оставались В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.Г. Распутин. Заметным явлением в литературной жизни 90-х годов была публикация повестей и романов В.С. Маканина и произведений представителей постмодернизма в литературе Вен. Ерофеева, В. Пелевина и др. Получила развитие так называемая новая проза в ее различных направлениях – фантастического реализма, отстраненной прозы, новейшего реализма. Отказ от идеологического единомыслия вызвал появление многих группировок среди молодых поэтов (ироники, концептуалисты и др.). Современные авангардные течения получили распространение в музыке (композиторы Э.В. Денисов, А.П. Шнитке), театральном искусстве (режиссеры П.Н. Фоменко, Р.Г. Виктюк, Л.П. Додин), скульптуре (З.К. Церетели). Художественному творчеству представителей новых направлений в литературе и искусстве (постмодернистам) были присущи такие черты, как смешение художественных стилей и принципов, стремление мыслить символами, метафорами, использование элементов мистики, ироническое отношение к действительности.

Происходившие в культуре постсоветского периода перемены коснулись мира музеев, хранящих бесценные исторические и художественные коллекции. В Москве был открыт Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Открывались музеи, позволяющие непредвзято взглянуть на многие события прошлого, например, Музея российских благотворителей (Москва).

Одной из особенностей культурного строительства являлись развернувшиеся в масштабе всей страны работы по сохранению и восстановлению памятников прошлого. В 90-е годы были разработаны и стали претворяться в жизнь федеральные программы сохранения и развития памятников культуры и искусства. Главное внимание в них уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соответствии с программами проводились реставрационные работы по восстановлению памятников прошлого в Москве, Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Великом Устюге и других российских городах. Так, в короткие сроки в Москве был восстановлен храм Христа Спасителя, возведенный в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 г. и разрушенный большевиками в 1931 г. Активное участие в возрождении памятников прошлого принимала Русская Православная Церковь.

В связи с переводом на рыночные отношения жилищного строительства развернулось сооружение офисно-деловых, торговых и банковских зданий. В городах по индивидуальным проектам создавались малоэтажные жилые дома и частные коттеджи.

На рубеже XX–XXI вв. наметилось оживление во всех сферах культурной жизни. Было широко отмечено 200-летие со дня рождения А.С. Пушкина. Регулярно проводились Московские международные кинофестивали, Международный музыкальный конкурс имени П.И. Чайковского, расширялся культурный обмен с другими странами. Участились зарубежные поездки ведущих театральных коллективов и отдельных мастеров сцены. Вновь вошли в практику выставки зарубежных художников.

В целом, в данный период в творчестве наиболее талантливых представителей литературы и искусства были сохранены и приумножены лучшие традиции культурного наследия прошлого.

Определяющее влияние на современное состояние отечественной культуры оказали изменения, происходящие как в годы «перестройки», так и в последующий период. С возникновением политики «гласности» начинают преобладать тенденции возникновения к «подлинному социализму» («с человеческим лицом»). Появились произведения драматурга М. Шатрова (пьеса «Диктатура совести»), публициста Е. Яковлева, возглавлявшего газету «Московские новости», писателя Р. Медведева и др. В рамках отказа от жесткой цензуры на V съезде кинематографистов в мае 1986 г. было принято решение о показе ранее запрещенных фильмов. Вскоре процесс «гласности» вышел далеко за рамки определенного руководством КПСС курса «демократического социализма». Во второй половине 80-х гг. увеличиваются тиражи газет и журналов. Жур­нал «Новый мир» начал публикацию романов А. И. Солженицына «Архипе­лаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «В круге первом» и др. Читатели получили возможность познакомиться с ранее запрещенными в СССР произведения­ми: А. Платонова «Котлован», М. Булгакова «Собачье сердце», Б. Пастернака «Доктор Живаго», В. Гросмана «Все течет» и др. Наибольшую известность при­обрели произведения, посвященные критике сталинизма, - повести В. Распу­тина, В. Астафьева, романы Ч. Айтматова, Ю. Дудинцева, А. Рыбакова и др. После принятия на XIX партийной конференции резолюции «О гласно­сти» (1988 г.) была фактически ликвидирована цензура. Широкое развитие получили культурные, научные и образовательные обмены. Ликвидация «же­лезного занавеса» имела двойственное значение. Положительным явлением было получение возможности свободного выезда за рубеж. Одновременно в нашу страну хлынул поток произведений массовой западной культуры - боевики, фильмы ужасов, бульварные романы, порнографические издания и др. Закономерное явление сегодняшнего времени - «кассетная культура», где тиражирование и потребление «массовой культуры» осуществляется пу­тем личного волеизъявления индивида. Академик Д. С. Лихачев сравнил нашу современную культуру с ручной птицей, выпускаемой из «клетки», не знающей, как ей «тратить» свободу: «...и когда птицу выпускают из клетки, она сталкивается с двумя трудностя­ми. Прежде всего у нее слабые крылышки... И второе - у нее нет корма, хотя она привыкла в клетке его иметь». Где взять крепкие крылья? Как найти сме­лость отлететь от разрушенной клетки? Как привыкнуть жить без команды? В этих условиях постепенно на смену идеологическому диктату КПСС в науке, литературе, искусстве приходит диктат рынка, где платежеспособ­ный спрос является основным критерием оценки научного или художествен­ного творчества. Внедрение рыночных отношений в сферу культуры получило официаль­ное оформление с момента принятия в 1988 г. Министерством культуры СССР постановления «О переводе учреждений культуры на условия самофинан­сирования и хозрасчета». Важнейшей предпосылкой современной социокультурной ситуации яв­ляется «остаточный принцип» финансирования. В СССР «остаточный прин­цип» финансирования стал применяться в конце 20-начале 30-х гг., когда был взят курс на ускоренную централизацию, и ему в жертву принесен куль­турный уровень населения. Культура России в первой половине 90-х гг. развивалась в условиях резкого сокращения государственных ассигнований на ее нужды. Законодательство Российской Федерации закрепило за культурой 2% средств федерального и около 6 % местного бюджета. В этих условиях начала действовать програм­ма «Сохранения и развития культуры и искусства». Главное внимание в ней уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соот­ветствии с программой проводились реставрационные работы - по сохране­нию и восстановлению памятников прошлого в Москве, Новгороде, Великом Устюге. Реставрировались музеи С. А. Есенина в Константинове и декабрис­тов в Ялотуровске, усадьба А. К. Толстого в Брянской области. Десятилетия действия «остаточного принципа» привели к глубокому кри­зису культуры, осложненному стремительным развитием рыночных отноше­ний в 90-е гг. Дома культуры, библиотеки, театры, кинотеатры стали вынуж­дены искать небюджетные источники финансирования, заниматься поиском спонсоров, сдавать свои помещения в аренду коммерческим организациям. Тем самым были созданы экономические предпосылки для разрушения инф­раструктуры сферы культуры и постепенного превращения традиционных учреждений в особый вид коммерческих предприятий, ориентированных не на решение собственно культурных задач, а на получение прибыли. Начала сворачиваться деятельность кружков и коллективов художественной само­деятельности, одновременно увеличивалось количество «доходных» организа­ций: видеосалонов, пунктов проката аудио- и видеокассет. В настоящее время продолжается тенденция закрытия либо перепрофилирования учреждений культуры. Особенно неблагоприятная ситуация с социально-культурными учрежде­ниями складывается на селе. В сложившихся экономических условиях ак­ционерные общества на селе (в прошлом колхозы и совхозы) оказались неспо­собными содержать на своем балансе построенные ими Дома и Дворцы куль­туры, кинотеатры, творческие самодеятельные коллективы, финансировать демонстрацию кинофильмов, выездных спектаклей городских театров и т. д. Внедрение рыночных основ в сферу культуры ухудшило положение твор­ческой интеллигенции. Перед проблемой выживания были поставлены библио­текари, сотрудники музеев, парков, артисты театров - все, кто с повышением стоимости жизни оказался за чертой бедности. Низкая зарплата, неустойчивая ситуация, понижение социального статуса стимулировали массовый отток вы­сококвалифицированных кадров из учреждений культуры. Значительное чис­ло представителей творческой интеллигенции, особенно тех, кто уже обладал сценическим именем и известностью, ушли из творческих коллективов в ком­мерческие структуры, связанные с шоу-бизнесом или действующие на ком­мерческих началах. Часть из них эмигрировала за рубеж. Внедрение рыночных отношений сказалось на репертуаре. Появились произведения, заранее «обреченные» на успех благодаря конъюнктурной те­матике и учету потребностей новой «элиты», предпринимателей, коммерсан­тов, новой номенклатуры и т. д. Возросли цены на билеты, что сделало про­смотр спектаклей в престижных театрах практически недоступным. В то же время мы являемся свидетелями рождения новых театров, новых театральных трупп. Многие из них имеют небольшие залы, но, как правило, у них всегда аншлаги. Например, спектакли Марка Розовского полностью от­вечают его замыслу: «Я хочу, чтобы в свободном обществе торжествовал вы­сокий художественный вкус, а не подделка». Высокий художественный вкус не изменяет и таким талантливым режиссерам (в чьих театрах всегда аншла­ги), как Марк Захаров, Галина Волчек, Олег Ефремов, Юрий Любимов и т. д. Ин­тересны и драматургические поиски многих других деятелей театра, в первую очередь Романа Виктюка, ПетраФоменко, Сергея Арцибашева. Велика роль в развитии художественной культуры Большого театра в Москве, с его дея­тельностью связан расцвет балетного и оперного искусства. Русский балет (и это не преувеличение!) получи всемирное признание и является гордо­стью отечественной культуры. Внедрение рыночных отношений отрицательно сказалось на отечествен­ном киноискусстве. Такие киностудии, как «Мосфильм», «Ленфильм» и дру­гие, оказались не в силах конкурировать с десятками возникших коммерче­ских студий, кинообъединений и киноцентров. Коммерческие структуры ставят боевики, вестерны, триллеры, эротические ленты, то, что в настоящее время пользуется успехом у значигельной части зрительской аудитории. Тем не менее всеобщее признание получили такие произведения последних лет, как фильмы «Покаяние» Т. АбумЬе, «Иди и смотри» Э. Климова, «Частная жизнь» Ю. Райзмана. Глубоким проникновением в жизнь и заботы современ­ников отмечены фильмы Э. Рязанова, Н. Михалкова, Л. Шепитько и др. Противоречивое влияние рыночные отношения оказали и на книгоизда­тельскую деятельность. С одной стороны, произошло значительное увеличе­ние книжных тиражей. Люди приобрели возможность покупать книги сво­бодно, а не «из-под полы», «по знакомству» или выстаивая длинные очереди для того, чтобы оформить подписку на необходимые издания. Расширился ассортимент детской литературы, разнообразной по содержанию и оформле­нию. С другой стороны, разнообразие нынешней книжной продукции в зна­чительной степени мнимое. Издательства выпускают литературу приблизи­тельно одного и того же плана: фантастика, детективы, эротика. Книжный рынок в том виде, в котором он существует на сегодняшний день, зачастую отвергает литературу, обладающую высокими художественными достоин­ствами. Единственным механизмом его регулирования выступает прибыль, получаемая издателями и продавцами печатной продукции. В условиях духовного кризисаобщества были сняты запреты на отправле­ние религиозных культов и обрядм, на распространение религиозной литера­туры и религиозного обучения. Получили возможность проповедовать пред­ставители восточных и западныхрелигий и церквей (в том числе представля­ющие серьезную опасность для общества, такие как секта «Аум Синрике»). Коренным образом изменилось отношение к Русской православной церкви, ей были возвращены древние храмы и монастыри. В 1988 г. Русская право­славная церковь гласно и на официальном уровне отмечала тысячелетие при­нятия христианства на Руси. О добром влиянии церкви на нравственную жизнь людей стали говорить в газетах, журналах, по телевидению. При этом не обошлось без перегибов, без попыток реанимировать то, что уже нельзя вернуть к жизни. Вплоть до XIX в. религия служила фундаментом формирования мировоз­зрения, лежащего в основе той ми иной культуры в целом. Но язык религии, ее понятия все больше отдаляются от повседневного опыта, реальной жизни, становятся все более чужеродный по отношению к ней. Все меньше стано­вится точек соприкосновения между жизнью современного мира и церковной проповедью. Современному обществу необходимо другое мировоззрение, независимое от религиозных символов и мифов, опирающееся на науку. В сентябре 1997 г. был принят новый Закон о свободе совести и религиозных объединений. Религия превратилась в одну из сфер жизни общества, тогда как прежде она выступала в качестве объединяющей его силы. Теперь она су­ществует в одном ряду с искусством, наукой, философией и т. п.
  • 6. Россия в XVI в.
  • Присоединение казанского ханства.
  • 8. Опричина. Русская культура XVI в.
  • 9. Россия в начале XVII в. Крестьянская война в начале XVII в.
  • 10. Борьба русского народа против польских и шведских захватчиков в начале xviiв.
  • 11. Экономическое и политическое развитие страны в XVII в. Народы россии в XVII в.
  • 12. Внутреняя и внешняя политика в стране в первой половине XVII в.
  • 14. Продвижение русских в сибирь в XVII в.
  • 15. Реформы первой четверти XVIII в.
  • 16. Эпоха дворцовых переворотов.
  • 17. Россия в эпоху екатерины II: "просвещенный абсолютизм".
  • 18. Внешняя политика российской империи во второй половине XVIII века: характер, итоги.
  • 19. Культура и общественная мысль россии в XVIII в.
  • 20. Царствование павла I.
  • 21. Реформы александра I.
  • 22. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии (1813 - 1814 гг.): место в истории россии.
  • 23. Промышленный переворот в россии в XIX веке: этапы и особенности. Развитие капитализма в стране.
  • 24. Официальная идеология и общественная мысль в россии в I половине XIX века.
  • 25. Культура россии в I половине XIX века: национальная основа, европейские влияния.
  • 26. Реформы 1860 - 1870-х гг. В россии, их последствия и значение.
  • 27. Россия в годы царствования александра III.
  • 28. Основные направления и результаты внешней политики россии во II половине XIX века. Русско-турецкая война 1877 - 1878 г.
  • 29. Консервативное, либеральное и радикальное течения в общественном движении россии во II половине XIX века.
  • 30. Экономическое и социально-политическое развитие россии в начале xх века.
  • 31. Культура россии в начале хх века (1900 - 1917 гг.)
  • 32. Революция 1905 - 1907 гг.: причины, этапы, значение.
  • 33. Участие россии в I мировой войне, роль восточного фронта, последствия.
  • 34. 1917 Год в россии (основные события, их характер
  • 35. Гражданская война в россии (1918 - 1920 гг.): причины, участники этапы и итоги.
  • 36. Новая экономическая политика: мероприятия, итоги. Оценка сущности и значение нэпа.
  • 37. Складывание административно-командной системы в ссср в 20-30-егоды.
  • 40. Коллективизация в ссср: причины, методы проведения, итоги.
  • 41. Ссср в конце 30-х годов; внутреннее развитие,
  • 42. Основные периоды и события второй мировой войны и великой отечественной войны
  • 43. Коренной перелом в ходе великой отечественной войны и второй мировой войны.
  • 44. Завершающий этап великой отечественной войны и второй мировой войны. Значение победы стран антигитлеровской коалиции.
  • 45. Советская страна в первое послевоенное десятилетие (основные направления внутренней и внешней политики).
  • 46. Социально-экономические реформы в ссср в середине 50 - 60-х годов.
  • 47. Духовная и культурная жизнь в сср в 50 - 60-е годы.
  • 48. Общественно-политическое развитие ссср в середине 60-х половине 80-х годов.
  • 49. Ссср в системе международных отношений в середине 60-х середине 80-х годов.
  • 50. Перестройка в ссср: попытки реформирования экономики и обновления политической системы.
  • 51. Распад ссср: становление новой российской государственности.
  • 52. Культурная жизнь в россии 90-х годов.
  • 53. Россия в системе современных международных отношений.
  • 54. Социально-экономическое и политическое развитие россии в 1990-е годы: достижения и проблемы.
  • 52. Культурная жизнь в россии 90-х годов.

    Становление новых социально-экономических отношений оказывало глубокое воздействие на развитие российской культуры.

    Изменились взаимоотношения культуры с властью: исчезли централизованная система управления и единая политика в сфере культуры. Была отменена цензура печати. Резко сократились размеры государственных ассигнований на нужды культуры. Законодательство РФ закрепило за культурой 2% средств федерального и около 6% местного бюджета. Во всех сферах культуры утвердилось частное предпринимательство.

    В таких условиях происходило реформирование системы народного образования. В 1992 г. был принят Закон РФ "Об образовании", утвердивший гуманистические принципы обучения и воспитания молодежи. Окрепла альтернативная образовательная система. Наряду с государственными действовали негосударственные гимназии, лицеи, колледжи.

    В тяжелом состоянии находилась отечественная наука. Российская АН испытывала острую нехватку средств, были прерваны контакты с бывшими союзными академиями наук. В такой обстановке были выделены и ныне работают 110 целевых программ, в том числе "Российская космическая программа", программа конверсии и т. д.

    С начала 90-х годов стала претворяться в жизнь федеральная программа "Сохранение и развитие культуры и искусства", в которой главное внимание уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соответствии с программой проводилась работа по сохранению памятников прошлого в Новгороде, Великом Устюге и других городах. Были реставрированы Гостиный двор и Большой Кремлевский дворец в Москве.

    Новые тенденции появились в художественной культуре. Свобода творчества и идеологический плюрализм способствовали появлению разнообразных течений и стилей в литературе, живописи, скульптуре. Но нередко происходит переориентация многих учреждений культуры и ее деятелей на "массовое" потребление. Творческие люди становятся заложниками коммерциализации. Социальное расслоение общества обернулось страшной девальвацией образования, духовных ценностей, культуры в целом.

    В 1999 - 2004 гг. наметилось заметное оживление в культурной жизни России. Широко отмечалось 200-летие А. С. Пушкина. Возобновилось проведение ежегодных Московских международных кино фестивалей. Вновь вошли в практику выставки зарубежных художников.

    53. Россия в системе современных международных отношений.

    После распада СССР во внешней политике России выделилось два направления: 1) ближнее зарубежье и 2) дальнее зарубежье.

    Предстояло решать сложные вопросы формирования национальной армии и раздела имущества СССР, создания границ. В ближнем зарубежье оказалось не менее 25 млн. русскоязычного населения, проблемы защиты прав которого решаются в ходе межгосударственных контактов России с отдельно взятыми странами (особенно в государствах Балтии).

    Возникли сложности в отношениях с Украиной по вопросам о принадлежности Крыма, разделе Черноморского флота, статусе Севастополя. Ныне раздел флота произведен, достигнута договоренность о том, что российский Черноморский флот на правах аренды будет базироваться в Севастополе.

    За последнее время в рамках содружества Россия подписала свыше 500 документов по вопросам режима границ и торговли, расчетов за поставки сырья и товаров, совместного изучения космоса. Заключен Таможенный союз между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизстаном. Подписан договор о коллективной безопасности с 6 из 11 стран-членов СНГ.

    Однако не удалось добиться роста удельного веса стран - членов СНГ во внешнеторговом обороте России. И это при том, что Россия за последние годы предоставила им льготные кредиты на сумму почти в 20 млрд. долларов, а нефть, газ и продукты их переработки отпускала по ценам в 2 раза ниже мировых.

    В "большой" внешней политике для России было важно утвердиться в ООН, сохранить статус ядерной державы, добиться экономической поддержки Запада, наладить связи с крупными странами мира.

    Среди дипломатических достижений можно назвать следующие: принятие России в члены Международного валютного фонда, заключение договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ - 2) между РФ и США, подписанные важных соглашений с Китаем, установление тесного сотрудничества с ФРГ, Францией, Японией и др. Россия присоединилась к программе "Партнерство во имя мира", предложенной НАТО. В январе 1996 г. Россия была принята в Совет Европы.

    В отношениях Россия - Запад следует выделить Кэмп-дэвидскую декларацию (1992 г.), принятую на встрече Б. Н. Ельцина и Президента США Дж. Буша.

    В то же время Россия потеряла контроль над традиционными зонами своего влияния: Средняя Азия, страны СЭВ. США являлись единственной сверхдержавой, диктующей свою волю в большинстве регионов мира. Это наглядно проявилось во время событий в Югославии, Ираке. России не удалось воспрепятствовать включению в НАТО Польши, Чехии, Венгрии, Прибалтики.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Реферат по истории

    На тему: Культурная жизнь в 90-х годах

    Выполнил: Бухтеев Р.Е.

    Группа: 2Сг2-13

    1. Исторические условия развития культуры

    россия культура духовный традиционный

    В идеях и образах российской культуры, особенностях духовной жизни народа отразилась эпоха -- распад СССР и движение к демократии, смена моделей общественного развития и разрыв традиционных связей с мастерами культуры бывших союзных республик, противостояние ветвей власти в 1993 г. и изменение положения России в мире. Культура по-своему реагировала на провозглашенную творческую свободу и резкое сокращение государственных затрат на развитие учреждений культуры, открытость мировому культурному процессу и снижение общекультурного уровня населения, снятие цензурных ограничений и возросшую материальную зависимость от владельцев капитала.

    С 30-х гг. в СССР официально признавался только метод социалистического реализма. Однако в конце 80-х гг. социалистический реализм подвергся критике, многие деятели культуры обратились к авангардному искусству (концептуализм, постмодернизм, неоавангардизм). Искусство авангарда обращено к элите, узкому кругу знатоков и ценителей. Вместе с тем в 90-е гг. признание в России и за рубежом получили произведения литературы и искусства, созданные в традиционном реалистическом ключе.

    Открытие Запада не ограничилось знакомством с лучшими сторонами его культуры. В страну из-за рубежа хлынул поток низкопробных поделок, внесших свой вклад в падение нравов и рост преступности.

    Литература. Писателям старшего поколения в новых условиях пришлось нелегко. Творчество многих из них было отмечено чертами кризиса.

    Характерной особенностью стало обращение к публицистике: она давала возможность критически осмыслить начавшиеся в 90-е гг. общественные преобразования. Таковы сборник статей известного писателя-диссидента В. Максимова «Самоистребление», публицистические статьи А. Солженицына, Л. Бородина, В. Белова, стихи-размышления С. Викулова «Мой народ» и др.

    Литература 90-х гг. отразила растерянность, непонимание, ностальгию людей, порожденные распадом единого государства (повесть Ф. Искандера «Пшада» и др.). В ней нашлось место новым «героям» -- «новым русским», безработным, беженцам, бездомным (повесть 3. Богуславской «Окнами на юг: Эскиз к портрету новых русских»).

    Печаль по уходящей жизни, по идеалу патриархальной России звучат в творчестве В. Распутина. Он стал одним из родоначальников нового литературного направления постдеревенской прозы. «В одном сибирском городе», «Россия молодая» и другие его произведения посвящены городу, городской интеллигенции.

    Плодом многолетней духовной эволюции Л. Леонова стал его последний роман «Пирамида» (1994). Писатель говорит в этом произведении о противоречиях прогресса, своем отношении к православию и церкви.

    В романе «Прокляты и убиты» писатель-фронтовик В. Астафьев подводит итоги своим раздумьям. В романе показаны трагедия войны, одиночество «маленького человека», его ожесточение и страдания.

    В. Аксенов в романе «Новый сладостный стиль» обращает внимание читателей на свое видение внешнего облика и внутреннего состояния современного человека.

    Иные представления, жанры, художественные приемы отличают литературу, создаваемую новым поколением писателей. В 90-е гг. внимание читателей привлекли произведения ранее неизвестных или малоизвестных писателей В. Пелевина, А. Дмитриева, Ю. Буйды, А. Сорокина, Т. Толстой, А. Слаповского, Ю. Полякова и др.

    Одним из наиболее популярных молодых писателей стал В. Пелевин, создатель романов «Чапаев и пустота» и «Generation П», отмеченных фантастичностью сюжетов и иронично-гротескным отношением ко всему советскому. Свежим взглядом на окружающий мир и необычным сочетанием современной тематики с намеренно традиционным жанром сказания отличалось творчество Ю. Буйды («Люди на Острове», «Дон Домино»). Три поколения российской интеллигенции XX в. представлены в повести А. Дмитриева «Закрытая книга», в художественном отношении продолжающей традиции русской реалистической литературы.

    В духе постмодернизма работает поэт Дм. Пригов («Пятьдесят капелек крови»). Премии им. Аполлона Григорьева в 2000 г. была удостоена книга стихов поэта-авангардиста В. Со-сноры «Куда пошел? И где окно?». Лидерами метафорической поэзии 90-х гг. стали А. Еременко («Громадный том листали наугад») и И. Жданов («Пророк»).

    Кинематограф.

    В 90-х гг. мировой кинематограф вступил в новый век. Позиции французского и итальянского кинематографа были потеснены малобюджетным авторским кино. Новое направление отказалось от четких жанровых форм и сюжетных линий, за что и прозвано панк-режиссурой. Таковы работы испанца Педро Альмодовара («Кика», «Всё о моей матери»), использующего во время съемок ручную камеру, немца Ларса фон Триера («Рассекая волны», «Поющая во тьме»), японцев Такеси Китано («Фейерверк») и Такаси Миике («Кинопроба»), американцев Квентина Тарантино, Пола Андерсона («Ночи в стиле буги»), Тодда Солопдза («Счастье») и др. Популярны приемы, впервые использованные советско-французским режиссером О. Иоселиани в фильме «Фавориты Луны».

    Российскому кинематографу конец XX в. не принес значимых творческих открытий. С международными тенденциями его роднило лишь засилье криминальной тематики.

    Творческое затишье отечественного кинематографа было обусловлено глубоким финансовым кризисом. Резко сократилось производство российских кинолент. Тем более яркими, хотя и неоднозначными, были режиссерские открытия нового российского кинопоколения: П. Лунгина («Такси-блюз»), А. Балабанова («Про уродов и людей»), А. Хвана («Дрянь хорошая -- дрянь плохая»), С. Сельянова («Духов день») и др.

    В 90-е гг. были созданы ленты, вызвавшие большой общественный интерес: «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник» Н. Михалкова, «Кавказский пленник» С. Бодрова-старшего, «Страна глухих» В. Тодоровского, «Мусульманин» А. Хотиненко, «Молох» и «Телец» А. Сокурова и др.

    В конце 90-х гг. возродился Международный московский кинофестиваль. Ежегодно проводится Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи.

    Противоречия общественного развития оказали влияние и на музыкальную жизнь России. Тревожным явлением начала 90-х гг. стал отъезд за рубеж крупных деятелей отечественного музыкального искусства. С середины 90-х гг. многие из них, не теряя интенсивных творческих контактов с зарубежными театрами и оркестрами, возглавили ведущие российские творческие коллективы (В. Федосеев, В. Темирканов, В. Спиваков и др.). Международную известность и популярность приобрели Российский национальный оркестр, созданный выдающимся пианистом М. Плетневым, петербургский Мариинский театр, возглавляемый В. Гергиевым.

    Произошло серьезное обновление репертуара крупнейших оперных и балетных театров страны, осуществивших новые постановки музыкальной классики XX в. Расширился репертуар ведущих российских оркестров. Они познакомили слушателей с произведениями А. Шнитке, С. Губайдуллиной, В. Артемова, Э. Денисова и других композиторов.

    Заметными явлениями культурной жизни были концерты классической музыки на больших открытых площадках (первый в России концерт такого рода состоялся на Красной площади в 1992 г.). В. Гергиев в 1999 г. организовал концерт Оркестра Мира на Красной площади, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса: около двухсот крупнейших музыкантов мира выступили с программой шедевров классической музыки.

    Признание и известность получили оперные певцы Д. Хворостовский и О. Бородина, артисты балета А. Волочкова и Д. Вишнева, А. Лиепа и Н. Цискаридзе.

    90-е гг. отмечены формированием молодежной музыкальной культуры. Музыкальные коммерческие радиостанции ликвидировали дефицит музыкальной информации.

    В 90-е гг. в стране произошел бум танцевальной музыки, а рейв-дискотеки собирали до 10 тыс. участников. В 1999 г. был поставлен мюзикл «METRO», ставший заметным событием в музыкальной жизни Москвы.

    90-е гг. были переломными для отечественной рок-музыки. Популярный в советское время социальный рок (Ю. Шевчук, Б. Гребенщиков и др.) уступил место песням, драматизм которых отражает чувства, переживания, настроения молодежи -- любовь, одиночество, страх, мечты, надежды и разочарования. Лидером этого направления молодежной музыкальной культуры была группа «Мумий тролль» (И. Лагутенко). Популярна в молодежной среде стала «девочка с гитарой» Земфира. Москва 90-х гг. оказалась городом, открытым для молодых талантов со всей России.

    Много нового произошло в 90-е гг. в российской театральной жизни. Ушли в прошлое характерные для советского театра порядки: необходимость утверждать репертуарные планы и исполнителей, эзопов язык, приучивший и зрителей, и артистов искать скрытый смысл, двойное дно в каждой фразе и реплике. На первое место вышли художественные проблемы: режиссерские решения, яркость образов, способы их воплощения.

    Актеры получили возможность самостоятельно осуществлять театральные постановки. Известные молодые исполнители (А. Соколов, О. Меньшиков, С. Проханов, А. Табаков и др.) выступили в качестве режиссеров. Получили признание публики возникшие во второй половине 80-х гг. театры-студии, камерные драматические театры («Театр Луны», «Табакерка», «Театр-студия на Юго-Западе» и др.).

    Режиссеры стали смелее трактовать классические сюжеты. Государственной премией России был отмечен спектакль московского театра «На Покровке» «Женитьба» по пьесе Н. В. Гоголя. Лучшие традиции отечественной режиссуры продолжал театр под руководством П. Фоменко.

    Широкое распространение получили коммерческие постановки, сезонные спектакли с популярными артистами, спектакли-антрепризы. Появились и балаганные театры с характерным репертуаром.

    Изобразительное искусство.

    В российской живописи 90-х гг. развивались самые различные направления. Присущие советской эпохе картины социальной проблематики уступили место как абстракционистским, так и реалистическим живописным полотнам, пейзажам и натюрмортам. Возродилась утраченная в годы революции практика заказной живописи, когда жанровые картины создавались по заказу богатых клиентов и государства.

    Портретное искусство представлено творчеством как известных мастеров (А. Шилов и др.), так и молодых талантливых художников (Никас Сафронов и др.).

    Героями произведений стали исторические персонажи, прежде критически оценивавшиеся в исторической литературе (серия картин и памятников, посвященных Николаю II и царской семье, П. А. Столыпину, генералам белой армии).

    Получило развитие монументальное искусство. Президент Российской академии художеств 3. Церетели стал автором Мемориального комплекса на Поклонной горе и памятника Петру I в Москве.

    Открылись художественные галереи, основой которых стали коллекции живописи, переданные крупнейшими мастерами в дар Москве и другим городам страны. Впервые за многие годы появились частные художественные галереи (галерея М. Гельмана и др.).

    Возрождены традиции российского меценатства. На Родину вернулись художественные ценности, утраченные в годы революции и Великой Отечественной войны, в том числе фрагменты Янтарной комнаты из Екатерининского дворца в Царском Селе под Петербургом.

    Серия художественных выставок ведущих музеев России была организована в США, крупнейших европейских странах.

    Второе рождение переживает русское иконописное искусство. Росписи восстановленных в 90-е гг. храмов выполнены лучшими мастерами страны.

    Средства массовой информации.

    Радикальные перемены произошли в 90-е i г. в средствах массовой информации. Появились сотни новых газет и журналов.

    Отечественные радиостанции, вещавшие до 90-х гг. лишь в УКВ-диапазоне, вышли на международные стандарты диапазона FM. Появились первые коммерческие радиостанции.

    Были открыты первые частные телеканалы (REN TV, НТВ и др.). Практически во всех городах страны сформировалась система кабельного телевидения. Было создано Общественное российское телевидение, учредителем которого впервые выступило не только государство, но и частные лица и коммерческие структуры. Большое значение имеет деятельность телеканала «Культура», знакомящего зрителей с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры.

    Реальности XXI в. -- века информационного общества -- воплотились в развитии в России современных средств массовой коммуникации. Глобальной сетью Интернет в конце 90-х гг. пользовались около 4 млн. человек. Появились Интернет-кафе, позволившие пользоваться Интернетом тем, кто не имеет возможности приобрести персональный компьютер.

    2. Традиционные религии в современной России

    Кризис коммунистической идеологии на рубеже 80 -- 90-х п. вызвал бурный всплеск религиозных настроений в российском обществе. К середине 90-х гг., по данным опросов, до 34% взрослого населения страны считали себя верующими, а еще 35% колебались между верой и неверием.

    Началось возрождение традиционных для России религий -- православия, ислама, буддизма, иудаизма. По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог, дацанов. В Москве всего за пять лет был восстановлен храм Христа Спасителя, построенный в XIX в. на деньги миллионов простых людей в память о великой победе в Отечественной войне 1812 г. Он стал символом духовного возрождения России. Большим спросом пользовалась религиозная литература, издававшаяся большими тиражами.

    Возобновились массовые паломничества православных христиан и иудеев в Иерусалим, мусульман в Мекку.

    Приобщение миллионов людей к религиозным ценностям происходило непросто. В Россию активно проникают опасные для психики и здоровья людей секты и течения. Их нередко называют тоталитарными за использование запрещенных приемов воздействия на людей, калечащих их морально и физически.

    Таким образом, развитие отечественной культуры в 90-е и было противоречивым. Плодотворные перемены сочетались с трудностями и проблемами.

    Новое здание в Москве

    Документ

    Из конституции Российской Федерации (1993 г.)

    Статья 13.

    В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

    Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

    Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

    Статья 14.

    Российская Федерация -- светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

    Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Исследование характера и особенности влияния различных внешних и внутренних факторов на развитие российской культуры в 90-х годах, государственная политика в дано сфере. История памятников и музыки данного периода. Этапы становления русского рока.

      презентация , добавлен 11.12.2013

      Проблемы соотношения культуры и цивилизации. Культура как источник будущих конфликтов. Внутренние коллизии - неизбежный спутник развития явлений культуры. Будущее по Хантингтону: основные гипотезы. Социальная роль культуры и культурная катастрофа XX века.

      реферат , добавлен 04.01.2012

      Общая характеристика социально–экономических условий и особенностей развития духовной культуры народов Центральной Азии. Влияние русской культуры на развитие народов Центральной Азии. Развитие просвещения, печати, духовной культуры киргизского народа.

      дипломная работа , добавлен 16.02.2010

      Идеология и опыт социалистического строительства в духовной и художественной культуре первых лет Советской власти; соцреализм. Великая Отечественная война в истории культуры; архитектура, мода. Культурная политика в период оттепели, застоя и перестройки.

      реферат , добавлен 06.05.2012

      Понятие культурологии. Содержание. Структура. Науки, составляющие основу культурологи и ее взаимосвязь с другими науками. Закономерности развития культуры. Культурная жизнь в стране в середине 60-х до перестройки. Культура в России конца ХХ века.

      контрольная работа , добавлен 25.01.2008

      Мировоззрение и нравственные аспекты жизни русского народа до принятия христианства. Русский менталитет и роль христианства в жизни людей Древней Руси. Православие как основной определяющий фактор культурно-исторического развития современной России.

      реферат , добавлен 12.07.2015

      Общие характеристики стран России и Испании. Основные национальные, традиционные и религиозные ценности стран. Выводы о различии двух стран в сферах традиции, национальной кухни и религии. Демографическая ситуация в Испании и Российской Федерации.

      курсовая работа , добавлен 26.05.2015

      Кризис цивилизации и его последствия. Устойчивое развитие. Кризис и обратные связи. Конфликт культуры. Пути примирения. Экология культуры. Воссозданная панорама противоречивого взаимодействия современной цивилизации и культуры требует смыслового синтеза.

      реферат , добавлен 14.08.2004

      Стремление советского партийного аппарата к подавлению многообразия и созданию тоталитарной культуры. Доминирование метода социалистического реализма в художественной деятельности. Распространение западной культуры и постмодернизма в современной России.

      курсовая работа , добавлен 09.05.2011

      Определение российского менталитета как социологической категории. Основные черты характера русского народа. Условия формирования и развития менталитета русской культуры. Исторические, природно-географические особенности формирования менталитета в России.