Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Изменение ценностных ориентиров духовной жизни. Изменение духовных ориентиров

Изменение ценностных ориентиров духовной жизни. Изменение духовных ориентиров

XVII век Европа, пережившая Реформацию, переходит к новому мировоззрению, а Россия по сути еще Древняя Русь Главные ценности – «древнее благочестие» , устои, традиции Но растет интерес к наукам, к другим странам Растет взаимодействие с другими славянскими народами (белорусами, украинцами, поляками), испытывающими влияние западноевропейской культуры. Корина Илона Викторовна

XVII век - переходный период русской истории от эпохи Средневековья к Новому времени, когда, по словам современника «старина и новизна перемешались» . Характерные черты культуры: обмирщение культуры, т. е. усиление её светского характера усиление влияния европейской культуры. Корина Илона Викторовна

«Обмирщение» русской культуры В науке – рост интереса к изучению и обобщению опыта с целью применения его в жизни В литературе – появление светских жанров В архитектуре – сближение облика культовых и светских построек В живописи – постепенное разрушение иконографических канонов и формирование реалистических тенденций. Корина Илона Викторовна

ОБРАЗОВАНИЕ Расширялась система начального образования: открывали школы (училища) при монастырях, частные учебные заведения. создано несколько государственных школ. распространение среди знати получило домашнее образование. Специальные школы готовили служащих для центральных учреждений (Печатного двора, Аптекарского приказа и т. д.). В 1687 г. Москве основана первая высшая школа - Славяно-греко- латинская академия. . Корина Илона Викторовна

ОБРАЗОВАНИЕ Образование по-прежнему носило религиозный характер. Обязательным было заучивание наизусть церковных книг (часослов и псалтыри). Среди учебных курсов преобладали богословские дисциплины со второй половины века образование постепенно приближалось к практическим нуждам, более широкое распространение получили светские дисциплины. Корина Илона Викторовна

ПРОСВЕЩЕНИЕ В 1620 вышла первая рукописная газета "Куранты". Название появилось при Алексее Михайловиче. Корина Илона Викторовна

Симео н По лоцкий (1629 -1680) (в миру - Самуил Гаврилович Петровский. Ситнянович) - монах, писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик. Был наставником детей русского Алексея Михайловича от первого брака: Софьи и Федора. Корина Илона Викторовна

ЛИТЕРАТУРА публицистика Симеон Полоцкий стихи Вирши Симеона Полоцкого «учительные вирши» Кариона Истомина (1680 -е, 1690 -е гг.). драма Симеон Полоцкий «О Новуходоносоре царе» «Притча о блудном сыне» . Корина Илона Викторовна

ЛИТЕРАТУРА историческая «Сказание» келаря Троицеповесть Сергиева монастыря Авраамия Палицына. Посвящено Смуте «Повесть об Азовском сидении казаков» . Корина Илона Викторовна

ЛИТЕРАТУРА Сатирическая «Сказание о куре и лисице» повесть «Сказание о попе Савве и великой его славе» «Повесть о Шемякине суде» «Калязинская челобитная» «Повесть о Ерше Ершовиче» «Служба кабаку» . Корина Илона Викторовна

ЛИТЕРАТУРА Бытовая повесть Актуальной стала тема взаимоотношений старого и молодого поколений: «Повесть о Горе-Злочастии» , «Повесть о Савве Грудницыне» . . Корина Илона Викторовна

АРХИТЕКТУРА отказ от аскетической строгости и простоты стремление к внешней нарядности, живописности, декоративности. Корина Илона Викторовна

Архитектура «Нарышкинское» «Русское узорочье» (московское) барокко Ярусность Богатый декор Центричность Красочность «Восьмерики» на «четверике» Разнообразие и затейливость форм Колонны Наличники Фигурные фронтоны Белокаменные детали на красном фоне. Корина Илона Викторовна

Ру сское узо рочье (моско вское узо рочье) - архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке в России. Характерные черты: Богатый декор Красочность Разнообразие и затейливость форм Декор: Резные наличники окон (в том числе в виде кокошников), многоярусные кокошники по сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков» , витые столбики, полуколонки, гирьки, изразцы. . Корина Илона Викторовна

АРХИТЕКТУРА Запрет возводить шатровые храмы В 1652 г. патриарх Никон, пытаясь возродить строгие канонические традиции древнего зодчества, запретил возводить шатровые храмы. Образцом культового строительства был провозглашён храм Гроба Господня в Иерусалиме. Корина Илона Викторовна

«Нарышкинское» (московское) барокко Ярусность «Восьмерики» на «четверике» Колонны Наличники Фигурные фронтоны Белокаменные детали на красном фоне. Корина Илона Викторовна

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском (1667 -1668) г). Архитекторы Семен Петров, Иван Михайлов. Корина Илона Викторовна

Теремной дворец царя Алексея Михайловича. Зодчие Бажен Огурцов и Антип Константинов. Корина Илона Викторовна

Потешный дворец – единственный сохранившийся в Кремле архитектурный памятник боярского жилья. Здание построено в 1652 году для боярина Милославского – тестя царя Алексея Михайловича. Зодчий, неизвестен. Боярин Милославский прожил здесь 16 лет, и после его смерти палаты отошли казне, а с 1679 года их переделали под театр. Здесь устраивались различного рода «потехи» – увеселения для царской семьи. . Корина Илона Викторовна

Гражданское строительство каменные постройки, в которых также заметно увлечение декоративным оформлением фасадов Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова 1656- 1657. Корина Илона Викторовна

Живопись Нарушаются иконографические каноны Европейское влияние Симон Ушаков и Иосиф Владимиров вводят новшество: «живоподобие» с помощью светотени Изображение реальных лиц – уже не икона, но ещё не портрет. Корина Илона Викторовна

Симон Ушаков «Насаждение древа государства Российского» «групповой портрет» тех, кто способствовал объединению русских земель вокруг Москвы Символическое дерево – Успенский собор Его поливают Иван Калита и митрополит Петр Центр – Владимирская Богоматерь. Корина Илона Викторовна

Парсу на Парсу на (искажённое лат. persona - личность, особа) - первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания. Произведение переходного периода от иконописи к светской портретной живописи. Парсуна – портрет реального лица (царя, боярина, митрополита, иногда даже купца) , выполненный иконописными приемами. Парсуной не изображали простых людей, а изображали только каких то очень известных персон, или персон известных в своём округе. . Корина Илона Викторовна

Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков. По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции. Временем окончательного превращения парсунной живописи в западноевропейский живописный портрет считаются 1760 -е годы. . Корина Илона Викторовна

Художественная культура XVII века

Смена духовных ориентиров







«Бунташный век»

  • Большие и малые бунты, дворцовые перевороты, Смута, церковный раскол.
  • Средневековое искусство оттеснялось новыми светскими идеалами.

Авраамий Палицын

  • Келарь Троице-Сергиева монастыря. Знаменитый писатель и историк, автор повести об осаде Троицкого монастыря поляками. «Сказание» [ ,-описывает события 1584-1618 годов, насыщено фактическим материалом, создано около 1620 года .

Хворостинин И.А

  • Родом из ярославских удельных князей, в молодости поддерживал Лжедмитрия I, позже напишет « Словеса дней и царей и святителей Московских еже есть в России » - в котором даны характеристики современным ему государственным деятелям: Борису Годунову , Лжедмитрию I , Василию Шуйскому , патриарху Гермогену , и другим. В 1624 году Хворостинин написал ряд церковно-полемических работ с антиеретической и антикатолической направленностью.

Реформа Никона

  • Яркий противник изоляционизма, хотел, чтобы Москва стала центром вселенского православного христианства.
  • Реформу активно поддерживали дворяне, избрав путь европеизации

Повесть о Савве Грудцыне

  • Начинается с рассказа об осаде русскими войсками Смоленска 1632-1634.
  • О жизни Саввы, который разочаровался в любви и продал душу дьяволу
  • Заболев, раскаялся и был прощен Богом

Симеон Полоцкий

  • Деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин, придворный астролог. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора.
  • Стихотворный перевод Псалтири

Мир сей приукрашенный – книга есть велика, еже словом написал всяческих Владыка. Пять листов препространных в ней ся обретают, яже чюдна писмена в себе заключают.


Протопоп Аввакум

  • протопоп города Юрьева-Повольского, противник церковной реформы патриарха Никона . Духовный писатель, ему приписывают 43 сочинения - знаменитое « Житие »(писал о себе и от своего имени) «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Считается родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы. Старообрядцы почитают Аввакума священномучеником и исповедником .

Николай Павлович Дилецкий

  • Украинский и русский музыкальный теоретик, композитор. Автор книги «Грамматика пения мусикийского, или Известные правила в слоге мусикийском, в них же обретаются шесть частей или разделений». Музыкальные сочинения Дилецкого оказали влияние на развитие партесного пения в России.



Воздвижение Креста

Гурий Никитин (Гурий Никитич Кинешемцев) (ок. 1620 , Кострома - 1691 , там же) - русский живописец, крупнейший мастер фрески и иконописи второй половины XVII века, старшина артели костромских иконописцев.

Воздвижение Креста

Феодоровская икона Божией Матери со сказанием. 1680-е годы. Россия, Кострома.


Вчера коллективу Государственного комитета по делам национальностей и религий был представлен новый руководитель Александр Саган. По мнению сторонников назначения, с его приходом станет возможным урегулирование конфликтов между православными церквями. Оппоненты же считают, что господин Саган будет оказывать поддержку развитию деструктивных культов.

Вице-премьер по гуманитарным вопросам Иван Васюнык представил вчера коллективу Государственного комитета по делам национальностей и религий нового председателя Александра Сагана, до 2008 года работавшего советником президента Украины по религиозным вопросам.

Александр Саган родился в 1966 году в селе Плоске Тернопольской области, окончил исторический факультет Киевского педагогического университета. Является ведущим научным сотрудником отделения религиоведения Института философии НАН Украины, доктором философских наук и автором около 100 научных публикаций, в том числе двух монографий: «Вселенское православие: суть, история, современное состояние» и «Национальные проявления православия: украинский аспект».

Эксперты в области религиоведения относятся к назначению господина Сагана положительно. «Я рада, что приходят молодые, энергичные и неангажированные люди»,- заявила Ъ доктор философских наук, профессор Людмила Филипович. Она добавила, что, по ее мнению, первоочередная задача комитета во главе с господином Саганом - это способствование решению вопроса объединения православия и налаживание «партнерских отношений» между церковью и государством.

Между тем наряду с положительными отзывами о новом председателе комитета уже есть и резко отрицательные. Так, руководитель Днепропетровского городского центра помощи жертвам деструктивных культов «Диалог» Ян Щекатуров считает, что в условиях беспрепятственного распространения неокультов в Украине данное назначение вызывает глубокую тревогу. «Господин Саган известен как активный лоббист деструктивной организации - церкви сайентологии,- заявил господин Щекуратов.- Он является соавтором экспертного заключения, согласно которому эта церковь признается религиозной организацией, чьи формы и действия соответствуют законодательству Украины».

Сайентология - религиозное движение, основной постулат которого заключается в том, что человек является духовной сущностью - «тэтаном», последовательно занимающим материальные человеческие тела.

Представляя вчера Александра Сагана сотрудникам, господин Васюнык рекомендовал нового председателя Госкомнацрелигий как «самого известного специалиста в области научного и практического религиоведения». Сам господин Саган заявил вчера, что с пониманием относится к затянувшемуся «молчанию» комитета. Новый начальник поблагодарил сотрудников ведомства за то, что они выполняли работу, «даже несмотря на прошлогоднее недофинансирование», и пообещал, что кадровых перестановок не будет: «Нам еще нужно заполнить вакансии!» Приоритетным Александр Саган вчера назвал направление работы комитета, связанное с законотворчеством. Для этого, по его словам, будет создано специальное юридическое управление, которое займется доработкой двух концепций: государственно-церковных отношений и государственно-этно-национальной политики.

После представления новый глава Госкомнацрелигий отправился на совещание с Иваном Васюныком, курирующим работу ведомства. Предшественник Александра Сагана на посту председателя Госкомнацрелигий Георгий Попов на представлении не присутствовал.

Художественная культура
России XVII в.:
смена духовных ориентиров
.Корина Илона Викторовна

XVII век

Европа, пережившая Реформацию, переходит к
новому мировоззрению, а Россия по сути еще Древняя Русь
Главные ценности – «древнее благочестие»,
устои, традиции
Но растет интерес к наукам, к другим странам
Растет взаимодействие с другими славянскими
народами (белорусами, украинцами, поляками),
испытывающими влияние западноевропейской
культуры
.Корина Илона Викторовна

XVII век - переходный период русской
истории от эпохи Средневековья к Новому
времени, когда, по словам современника
«старина и новизна перемешались».
Характерные черты культуры:
обмирщение культуры, т.е.усиление её
светского характера
усиление влияния европейской культуры
.Корина Илона Викторовна

«Обмирщение» русской культуры

В науке – рост интереса к изучению и
обобщению опыта с целью применения его в
жизни
В литературе – появление светских жанров
В архитектуре – сближение облика культовых и
светских построек
В живописи – постепенное разрушение
иконографических канонов и формирование
реалистических тенденций
.Корина Илона Викторовна

ОБРАЗОВАНИЕ
Расширялась система начального
образования: открывали школы
(училища) при монастырях, частные
учебные заведения.
создано несколько государственных
школ.
распространение среди знати
получило домашнее образование.
Специальные школы готовили
служащих для центральных учреждений
(Печатного двора, Аптекарского приказа
и т. д.).
В 1687 г. Москве основана первая
высшая школа - Славяно-греко-
латинская академия.
.Корина Илона Викторовна

ОБРАЗОВАНИЕ
Образование по-прежнему носило религиозный характер.
Обязательным было заучивание наизусть церковных книг
(часослов и псалтыри).
Среди учебных курсов преобладали богословские
дисциплины
со второй половины века образование постепенно
приближалось к практическим нуждам практическим
нуждам, более широкое распространение получили
светские дисциплины
.Корина Илона Викторовна

ПРОСВЕЩЕНИЕ
В 1620 вышла первая
рукописная газета
"Куранты".
Название появилось при
Алексее Михайловиче
.Корина Илона Викторовна

ЛИТЕРАТУРА
Автобиографическое
произведение
«Житие протопопа
Аввакума, им самим
написанное».
.Корина Илона Викторовна

Симео́н
По́лоцкий
(1629-1680)
(в миру - Самуил
Гаврилович ПетровскийСитнянович) - монах,
писатель, богослов, поэт,
драматург, переводчик.
Был наставником детей
русского Алексея
Михайловича от первого
брака: Софьи и Федора
.Корина Илона Викторовна

ЛИТЕРАТУРА
публицистика Симеон Полоцкий
стихи
Вирши Симеона Полоцкого
«учительные вирши» Кариона
Истомина (1680-е, 1690-е гг.).
драма
Симеон Полоцкий
«О Новуходоносоре царе»
«Притча о блудном сыне»
.Корина Илона Викторовна

ЛИТЕРАТУРА
историческая «Сказание» келаря Троицеповесть
Сергиева монастыря Авраамия
Палицына.
Посвящено Смуте
«Повесть об Азовском сидении
казаков»
.Корина Илона Викторовна

ЛИТЕРАТУРА
Сатирическая «Сказание о куре и лисице»
повесть
«Сказание о попе Савве и великой его
славе»
«Повесть о Шемякине суде»
«Калязинская челобитная»
«Повесть о Ерше Ершовиче»
«Служба кабаку»
.Корина Илона Викторовна

ЛИТЕРАТУРА
Бытовая
повесть
Актуальной стала тема взаимоотношений старого
и молодого поколений:
«Повесть о Горе-Злочастии»,
«Повесть о Савве Грудницыне».
.Корина Илона Викторовна

АРХИТЕКТУРА
отказ от аскетической строгости и
простоты
стремление к внешней
нарядности, живописности,
декоративности
.Корина Илона Викторовна

Архитектура

«Русское узорочье»
Богатый декор
Красочность
Разнообразие и
затейливость форм
«Нарышкинское»
(московское) барокко
Ярусность
Центричность
«Восьмерики» на
«четверике»
Колонны
Наличники
Фигурные фронтоны
Белокаменные детали на
красном фоне
.Корина Илона Викторовна

Храмовая
АРХИТЕКТУРА
.Корина Илона Викторовна

Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) - архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке в России.

Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) -
архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке в
России.
Характерные черты:
Богатый декор
Красочность
Разнообразие и затейливость форм
Декор:
Резные наличники окон (в том числе в виде
кокошников), многоярусные кокошники по
сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков»,
витые столбики, полуколонки, гирьки, изразцы.
.Корина Илона Викторовна

.Корина Илона Викторовна

Гирька

.Корина Илона Викторовна

.Корина Илона Викторовна

.Корина Илона Викторовна

Церковь Николая Чудотворца в Берсеневе

.Корина Илона Викторовна

.Корина Илона Викторовна

.Корина Илона Викторовна

«Русское узорочье»

.Корина Илона Викторовна

церковь Иоанна
Предтечи в
Ярославле
.Корина Илона Викторовна

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках. 1679-1682гг
.Корина Илона Викторовна

Церковь Спаса Преображения в Кижах

.Корина Илона Викторовна

.Корина Илона Викторовна

Церковь рождества Богородицы в Путинках

.Корина Илона Викторовна

АРХИТЕКТУРА
Запрет возводить шатровые храмы
В 1652 г. патриарх Никон, пытаясь возродить
строгие канонические традиции древнего
зодчества, запретил возводить шатровые храмы.
Образцом культового строительства был
провозглашён храм Гроба Господня в Иерусалиме
.Корина Илона Викторовна

АРХИТЕКТУРА
.Корина Илона Викторовна

Воскресенский собор Новоиерусалимского
монастыря.
.Корина Илона Викторовна

церковь Ильи Пророка в Ярославле
.Корина Илона Викторовна

«Нарышкинское барокко»

.Корина Илона Викторовна

«Нарышкинское»
(московское) барокко
Ярусность
«Восьмерики» на
«четверике»
Колонны
Наличники
Фигурные фронтоны
Белокаменные детали
на красном фоне
.Корина Илона Викторовна

Храм Покрова
в Филях
.Корина Илона Викторовна

.Корина Илона Викторовна

Колокольня
Новодевичьего
монастыря
.Корина Илона Викторовна

.Корина Илона Викторовна

Гражданское строительство
.Корина Илона Викторовна

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском
(1667-1668) г).
Архитекторы Семен Петров, Иван Михайлов
.Корина Илона Викторовна

Современники называли его «восьмым чудом света».

.Корина Илона Викторовна

ДВОРЕЦ В КОЛОМЕНСКОМ
.Корина Илона Викторовна

.Корина Илона Викторовна

Теремной дворец царя Алексея
Михайловича.
Зодчие Бажен Огурцов и Антип Константинов
.Корина Илона Викторовна

.Корина Илона Викторовна

.Корина Илона Викторовна

.Корина Илона Викторовна

Потешный дворец

единственный сохранившийся в
Кремле архитектурный памятник
боярского жилья.
Здание построено в 1652 году
для боярина Милославского –
тестя
царя
Алексея
Михайловича.
Зодчий,
неизвестен.
Боярин
Милославский прожил здесь 16
лет, и после его смерти палаты
отошли казне, а с 1679 года их
переделали под театр.
Здесь устраивались различного
рода «потехи» – увеселения для
царской семьи.
.Корина Илона Викторовна

АРХИТЕКТУРА
Гражданское строительство
Поганкины палаты в Пскове
.Корина Илона Викторовна

Ростовский кремль

.Корина Илона Викторовна

Гражданское строительство
каменные постройки, в
которых также заметно
увлечение декоративным
оформлением фасадов
Палаты думного дьяка
Аверкия Кириллова
1656-1657
.Корина Илона Викторовна

Живопись

Нарушаются иконографические каноны
Европейское влияние
Симон Ушаков и Иосиф Владимиров вводят
новшество: «живоподобие» с помощью
светотени
Изображение реальных лиц – уже не икона,
но ещё не портрет
.Корина Илона Викторовна

Симон Ушаков

.Корина Илона Викторовна

Симон Ушаков. Троица Ветхозаветная

.Корина Илона Викторовна портрет вне зависимости от стиля, техники
изображения, места и времени написания.
Произведение переходного периода от иконописи к
светской портретной живописи.
Парсуна – портрет реального лица (царя, боярина,
митрополита, иногда даже купца) , выполненный
иконописными приемами. Парсуной не изображали
простых людей, а изображали только каких то очень
известных персон, или персон известных в своём
округе.
.Корина Илона Викторовна

Наиболее известным автором парсун считается
Симон Ушаков.
По стилю, приёмам и материалам живописи
парсуны первоначально ничем не отличаются от
икон, выполняются на иконных досках
Во второй половине XVII века парсуна часто
пишется на холсте в технике масляной живописи,
хотя манера исполнения продолжает содержать
иконописные традиции.
Временем окончательного превращения
парсунной живописи в западноевропейский
живописный портрет считаются 1760-е годы.
.Корина Илона Викторовна

Парсуна князя М. Скопина-Шуйского

Парсуна князя
М. СкопинаШуйского
.Корина Илона Викторовна

Царь Алексей Михайлович

Царь Фёдор Иоаннович
Царь Алексей
Михайлович
.Корина Илона Викторовна

Периодическая смена духовных ориентиров у православных, и причины этого явления.

Мы увидели, что топонимы с корнем Сара образуют на поверхности Евразии фигуру креста, который в целом совпадает с крестом святого Георгия с центром в Москве. Мы предположили, что топонимы с корнем Сара появились закономерным образом, как проявление религиозного убеждения строителей городов в защитной силе этого имени.

Сара. Нам хорошо известно это имя.

Согласно современной Библии, оно принадлежало праматери еврейского народа, жене патриарха Авраама. Вспомним, однако, что современную Библию редактируют вот уже более трёхсот лет те самые люди, единомышленники которых в самом начале XVIII века пошли на фальсификацию святоотеческого предания, изготовив подложную книгу «Соборное деяние». Логично в этих обстоятельствах поискать более убедительные сведения.

Вот, например, Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. Издание Общества для научных Еврейских изданий и Издательства Брокгауз-Ефрон. С.-Петербург.1908.

Статья «Авраамов Апокалипсис» сообщает читателю, что это книга, сохранившаяся, по-видимому, только на славянском языке и впервые изданная в 1863 г. Н. Тихонравовым (Памятники отреченной русской литературы 1, 32-78) по двум рукописям 14 и 15 вв.

В тексте фигурирует Азазел, изображенный как падший ангел (Сатана), уговоривший Адама и Еву есть от запрещённого плода – винограда. (с. 255-257).

Во-первых, мы узнали, что основополагающие христианские и еврейские предания сохранились исключительно на славянском языке и пришли к нам из дониконовской эпохи.

Во-вторых, имя падшего ангела слишком напоминает имя Исуса, чтобы это было простым совпадением.

В-третьих, проясняется весьма запущенная в философии проблема, что есть дерево познания добра и зла. Оказывается, русские 14 века прекрасно знали, что это виноградная лоза, плоды которой дают волшебный, но коварный напиток, способный вознести человека в рай, низвергнуть в ад, познать добро и зло в самом прямом, общепонятном бытовом смысле. Современное Евангелие также связывает имя Иисуса с употреблением вина в Кане Галилейской, но моральная оценка уже позитивная, превращение воды в вино названо началом чудес и явлением славы Своея. (Евангелие от Иоанна. Гл.2)

Какие последствия имело приобщение православных к вину спустя 200 лет?

В 1636 году послана была от царя грамота в Соловецкий монастырь: «Ведомо учинилось, что в Соловецкий монастырь с берегу привозят вино горячее и всякое красное немецкое питье и мед присный, и держат это всякое питье старцы по кельям, а на погребе не ставят, келарей и казначеев выбирают без соборных старцев и без черного собора те старцы, которые пьяное питье пьют, смуту чинят и выбирают потаковников.» 1

В том же году царь писал к строителю Павлова Обнорского монастыря: «В Павлове монастыре много нестроение, пьянство и самовольство, в монастыре держат питье пьяное и табак, близ монастыря поделали бани и харчевни, брагу продают, старцы бражничают и бесчинствуют». 2

Ученый серб Юрий Крижанич, представивший ко двору царя Алексея Михайловича свой обширный труд «Политичные думы», подробно описывает общественные беды и неустройства России:

все славяне расточительны и любят попировать, однако ни у немцев, ни у остальных славян, нигде на свете, кроме одной русской державы, не видно такого гнусного пьянства: по улицам в грязи валяются мужчины и женщины, миряне и духовные, и многие от пьянства умирают. 3

При этом Крижанич настоятельно советует:

У турок нам должно учиться трезвости, стыдливости и правосудию.

Как видим, пьянство в XVII веке было важнейшей общественной проблемой, описанной священником Крижаничем, она обозначена в святоотеческом источнике 14 века и затушевана в современной Библии. Налицо динамическое развитие воспитательных воззрений у духовных учителей во времени, измеряемом веками, но современные учителя ни в коем случае не признают свою ответственность или вину своего божества в спаивании народа. Отсюда вытекает необходимость для правящего слоя периодических крутых ломок устоявшихся представлений, идеологических реформ для уничтожения шлейфа ошибок и промахов предшественников на руководящих постах, накапливающихся со временем, что порочит идею власти в целом.

Показательны слова протопопа Аввакума, духовного вождя раскола, сказанные им вселенским греческим патриархам, которые приехали в Москву для убеждения противников никоновской реформы: Вселенские учителие! Рим давно упал и лежит невосклонно, и ляхи с ним же погибли, до конца враги быша христианом; (вспомним отсутствие Сар-городов на территории Литовского княжества. Прим. авт.) и у вас православие пестро; от насилия турского Магомета немощни есте стали; и впредь приезжайте к нам учиться; у нас божиею благодатью самодержство.

На просьбу царя помириться с вселенскими патриархами Аввакум ответил так: Со отступниками не соединюся. Ты мой царь, а им до тебя какое дело? Своего царя потеряли, и тебя проглотить сюды приволоклися. 4

Нам, спустя триста лет после этих провидческих слов, трудно понять, почему царь сослал Аввакума, начал учиться у немощных подданных турского Магомеда и презрел отечественных мыслителей, да так сильно, с уничтожением письменных свидетельств, что и само их существование в описываемую эпоху стало необходимо доказывать.

Возможно, причина указана выше. Никоновская реформа была самоцелью, необходимостью не приобрести новое хорошее, а уничтожить накопившееся за века своё старое, ошибочное, как например, воспоминания о церковном обычае причастия вином, от которого именно и пошло повальное пьянство. Уничтожить такое преступление правящей касты перед народом можно только вместе с исторической памятью в самом широком смысле, вместе с учителями, книгами, и даже буквами, которыми эти книги были написаны.

Если это так, то становится понятным, почему священные имена из одного века православной истории становятся запретными именами в другие века.

Вспомним, что одним из заметных деятелей никоновской реформы был киевский монах Арсений Сатановский, приглашенный в 1650 году в Москву для перевода Библии с греческой на славянскую речь и для риторского учения. 5 Явно образованный носитель этой фамилии, как и его царское окружение, не наделяли имя Сатана негативным смыслом. Настоящая фамилия Симеона Полоцкого (по происхождению из этого города) была Ситианович. 6 Уместно вспомнить одеяние европейского священника до папы включительно – сутану и титул магометанского властителя – султан (сутэн).

Возможно, что прозвище Симеона широко использовалось вместо фамилии именно по причине сомнительности фамилии в глазах потомков, а ведь этот православный учитель был воспитателем наследника престола Федора Алексеевича.

Совершенно естественно для идейных противников называть бога соперника его антиподом. Этот процесс превращения верховного бога идейного противника во врага рода человеческого прекрасно описан в современной научной литературе.

Например, Топоров (1981) отмечал, что этимологический анализ вскрывает тенденцию, касающуюся обозначения оппозиционной пары - верхнего (небесного) бога и его противника (бога зла, подземного мира), которая присутствует в мифологии уральских народов. Имя небесного бога имеет, как правило, исконное происхождение, имя же его демонического противника оказывается нередко заимствованным, в ряде случаев, с противоположным осмыслением. Например, коми Omol (антагонист верховного бога Ена) – Opәl (верховный небесный бог казымских ханты). У кетов, енисейского народа, имя отрицательного женского персонажа Калмесэм-Калбесэм отождествляют с именем верховного бога древних иранцев Ахура Мазда. 7

Таким образом, можно заключить, что в 14-15 веках славянские идеологи давали своему православному богу такие имена, которые сегодня, после никоновской реформы, не используются, или присваиваются антиподу.

Например, в имени страны Бессарабия ясен корень Сар, но к нему присоединено имя Бес. Неужели жители этой небольшой страны явно поклонялись вместо бога бесу? Это невозможно допустить, поскольку Бессарабия известна своими святыми православными учителями, святого Димитрия Бессарабского почитают православные на юге Румынии. Поэтому следует сделать вывод о том, что имя Бес не имело своего нынешнего негативного значения для тех, кто дал своей стране такое имя. Это имя и сегодня, в форме босс, используется во многих европейских языках в самом уважительном смысле.

Имея так много примеров изменения содержания и смысла древних имен, можно смело полагаться на прозорливость славянских святых отцов, которые не стали бы занимать бога у палестинских козьих пастухов и отнимать жену у бедуина, чтобы сделать её своим божеством.

Скорее, потомки пастухов и бедуинов могли записать древнее могущественное божество в собственные прабабушки, приватизировать общенародное достояние, так сказать, при удачном стечении обстоятельств очередной государственной перестройки в России.

Остаётся одно, понять, что через века взаимных поклёпов, упрёков, прямой лжи религиозных противников друг на друга, в именах городов, стран и православных святых до нас дошло одно из имён истинно православного божества Богоматери – Сара. Во Франции с этим именем, сир, обращались к королю. Русские называли своего главу – царь. Демократичные американцы называют так каждого мужчину – сэр.

Прочитав имя Сара справа налево, получим Рас. Отсюда Россия, как страна Богоматери Сары. Но почему надо читать наоборот? Почему Сербия и Сирия, Уссурия, Уссури, Миссури, Саар и Сарданья носят прямое имя, а мы обратное?

Возможно, потому, что именно наши православные святые отцы знали, когда надо читать слова прямо, а когда обратно, и меняли правила чтения, правописание, даже азбуку со временем, в соответствии со своими знаниями о природе вещей, которые явно были и есть до сего дня.

1 С.М.Соловьев. Сочинения. История России с древнейших времен. М.Мысль 1991. Книга V, с.306

2 Там же

3 С.М.Соловьев. Сочинения. История России с древнейших времен. М. «Мысль» 1991. Кн.VII. с.152

4 Там же с. 164

5 Там же с.142

6 Там же. С.144

7 Лушникова А.В. Модель Универсума древних календарей. (Лингвистическая реконструкция). М. Институт языкознания РАН. Изд. «Советский писатель».2004 с.171

Сергей Робатень, Формирование элементов позитивной государственной идеологии на базе религиозных представлений предков и современной физической картины мира. Часть 4 // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.15147, 11.03.2009