Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Музыкально драматическая школа николая витальевича лысенко. Николай лысенко

Музыкально драматическая школа николая витальевича лысенко. Николай лысенко

В 1934 году Островский закончил писать свой роман, принесший ему большую известность. Рассмотрим его краткое содержание. "Как закалялась сталь" - автобиографический роман, разделенный на 2 части. Каждая из них содержит 9 глав, в которых изображается последовательно детство, юность, зрелость и болезнь. Опишем лишь основные события, составляющие краткое содержание.

"Как закалялась сталь": начало событий романа

Павку Корчагина, кухаркина сына, за недостойный поступок (мальчик насыпал в тесто священника махры) выгоняют из школы, в результате чего он попадает "в люди". Мальчик заглянул в глубину жизни, оказался на дне ее. Когда новость о том, что царя свергли, ворвалась вихрем в его маленький городок, Павлу стало некогда думать об учебе. Он принялся тяжело работать. Мальчик вопреки запрету шефов неметчины, нахлынувшей внезапно, прячет, не раздумывая, оружие. Когда лавина банд петлюровцев заливает губернию, он видит многочисленные еврейские погромы, которые завершаются зверскими убийствами.

Беседы с Жухраем

Возмущение и гнев охватывают этого юного смельчака из произведения "Как закалялась сталь". Мальчик не может отказаться помочь Жухраю, матросу, который был другом его брата Артема, служившего в депо. Не раз матрос беседовал по-доброму с Павлом. Он говорил ему о том, что у мальчика имеются все данные для того, чтобы стать хорошим бойцом за дело рабочих, но он еще очень молод, поэтому имеет слабое понятие о классовой борьбе. Жухрай рассказывает ему о том, что начался пожар на всей Земле. Восстали рабы и должны пустить на дно старую жизнь. Однако нужна для этого отважная братва, крепкой породы народ, а не маменькины сыны.

Спасение Жухрая, Корчагин прячется у Тони

Следующими событиями продолжается краткое содержание. "Как закалялась сталь" - роман, в котором главный герой Павка Корчагин, мускулистый и крепкий, умеющий драться, спасает Жухрая из-под конвоя. За это его хватают петлюровцы по доносу. Павке страх обывателя, который защищает свой скарб, не был знаком, поскольку у него не было ничего. Однако его захватил "ледяной рукой" обычный людской страх, в особенности когда мальчик услышал от конвоира о том, что его собираются расстрелять. Павка испугался. Однако ему удается спастись, и мальчик прячется у Тони - знакомой девушки, в которую он влюблен. К несчастью, Тоня из "класса богатых", интеллигентка, дочь лесничего.

Отношения с Тоней

Павел из романа "Как закалялась сталь", пройдя в годы Гражданской войны первое боевое крещение, возвращается в город. Здесь создана была комсомольская организация. Павел становится активным членом ее. Проваливается его попытка привести Тоню в эту организацию. Девушка подчиняться Павлу готова, но не во всем. Она приходит слишком расфранченной на первое собрание комсомола, и главному герою тяжело смотреть на нее среди выцветших кофточек и гимнастерок. Павлу становится непереносимым дешевый девушки. Им обоим становится ясна необходимость разрыва.

Работа в ЧК

Непримиримость главного героя приводит его в ЧК. Ее возглавляет в губернии Жухрай. Но чекистская работа весьма разрушающе действует на нервы главного героя. Он часто падает в обморок, учащаются контузионные боли, и Павел едет после небольшой передышки в своем родном городе в Киев, где попадает также в Особый отдел, которым руководит Сегал.

Новая любовь Павла

Переходим к изложению событий второй части романа, который создал Островский. "Как закалялась сталь" продолжается описанием поездки главного героя с Ритой Устинович на губконференцию. Корчагина назначают этой девушке в телохранители и помощники. Одолжив кожаную куртку у Риты, Павел проталкивается в вагон, после чего втаскивает через окно молодую женщину. Рита была для него неприкосновенна. Это его политрук, его друг и товарищ, однако, она была все же женщиной. Павел впервые ощутил это у моста, и поэтому его волнует ее объятие. Павел Корчагин, не в силах справиться со своим чувством, отказывается от встреч с этой девушкой, которая обучает его политграмоте.

Строительство узкоколейки, болезнь

В сознании юноши мысли о личном еще дальше отодвигаются, когда он участвует в строительстве узкоколейки. Трудное время года - зима. В четыре смены работают комсомольцы. Они не успевают отдыхать. Бандитские налеты задерживают работу. Нечем кормить комсомольцев, недостает также обуви и одежды.

Тяжелой болезнью заканчивается работа для Павла. Его сражает тиф. Устинович и Жухрай, его самые близкие друзья, думают, что он умер, не имея сведений о Павле.

Павел возвращается в строй

Главный герой, которого создал Островский ("Как закалялась сталь"), оправившись после болезни, вновь оказывается в строю. Он возвращается в качестве рабочего в мастерские, где упорно трудится и наводит порядок, заставляя к недоумению начальства почистить и вымыть цех комсомольцев. По всей Украине, как и в городке, продолжается классовая борьба. Врагов революции ловят чекисты, они подавляют налеты бандитов. Корчагин совершает множество добрых дел, на заседаниях ячейки защищая своих товарищей, а подруг по партии - на темных улицах.

Пропагандистская работа

Павка, убивая сам и став свидетелем многочисленных смертей, научился ценить каждый прожитый день. Главный герой принимал как ответственные директивы собственного бытия уставные распоряжения и партийные приказы. В качестве пропагандиста он участвует в разгроме оппозиции рабочих, называя поведение родного брата "мелкобуржуазным". Он также участвует в словесных атаках на троцкистов, которые осмелились выступить против правящей партии. Его не хотят слушать, а ведь Ленин говорил, что следует сделать ставку на молодежь.

Встреча с Ритой Устинович

После смерти этого вождя тысячи рабочих в Шепетовке стали большевиками. Далеко вперед продвинуло Павла уважение партийцев, о чем необходимо непременно упомянуть, составляя краткое содержание.

"Как закалялась сталь" Островского - произведение, в котором рассказывается о встрече главного героя со своей возлюбленной спустя несколько лет. Однажды он оказался рядом с Ритой Устинович, членом ЦК, в Большом театре. Девушка узнала с удивлением о том, что Павел жив. Он говорит, что любил ее. Однако у Риты есть уже друг и маленькая дочурка.

Болезнь Павла

Главный герой болен, и его тщательно обследуют в санатории ЦК. Но приведшая к неподвижности тяжелая болезнь прогрессирует. Главного героя не в состоянии спасти никакие больницы и санатории. Корчагин, желая "остаться в строю", начинает писать.

Описывая краткое содержание по главам ("Как закалялась сталь"), следует отметить, что хорошие добрые женщины во время болезни находятся рядом с главным героем: Дора Родкина, Тая Кюцам. Павел думает о том, хорошо ли он прожил свои 24 года. Словно беспристрастный судья, главный герой проверял свою жизнь. Он решил с глубоким удовлетворением, что она прожита не так уж и плохо.

На этом заканчивается краткое содержание. "Как закалялась сталь" - произведение объемное, и всех подробностей сюжета в одной статье не охватить. В оригинале романа вы найдете множество интересных деталей, раскрывающих психологию героев и философскую мысль Островского.

Теперь вы знаете, о чем "Как закалялась сталь". Писатель умер через два года после опубликования произведения, в 1936 году, от тяжелой болезни. Роман этот, как уже отмечалось, является автобиографическим.

Как закалялась сталь
Краткое содержание романа
Автобиографический роман Николая Островского разделен на две части, каждая из которых содержит по девять глав: детство, отрочество и юность; затем зрелые годы и болезнь.
За недостойный поступок (насыпал священнику махры в тесто) кухаркина сына Павку Корчагина выгоняют из школы, и он попадает “в люди”. “Заглянул мальчик в самую глубину жизни, на ее дно, в колодезь, и затхлой плесенью, болотной сыростью пахнуло на него, жадного ко всему новому, неизведанному”. Когда в его маленький городок вихрем ворвалась ошеломляющая весть “Царя скинули”, Павлу вовсе некогда было думать об учебе, он тяжело работает и по-мальчишески, не раздумывая, прячет оружие вопреки запрету со стороны шефов внезапно нахлынувшей неметчины. Когда губернию заливает лавина петлюровских банд, он становится свидетелем множества еврейских погромов, заканчивавшихся зверскими убийствами.
Гнев и возмущение часто охватывают юного смельчака, и он не может не помочь матросу Жухраю, другу своего брата Артема, работавшего в депо. Матрос не раз по-доброму беседовал с Павлом: “У тебя, Павлуша, есть все, чтобы быть хорошим бойцом за рабочее дело, только вот молод ты очень и понятие о классовой борьбе очень слабое имеешь. Я тебе, братишка, расскажу про настоящую дорогу, потому что знаю: будет из тебя толк. Тихоньких да примазанных не люблю. Теперь на всей земле пожар начался. Восстали рабы и старую жизнь должны пустить на дно. Но для этого нужна братва отважная, не маменькины сынки, а народ крепкой породы, который перед дракой не лезет в щели, как таракан, а бьет без пощады”. Умеющий драться, крепкий и мускулистый Павка Корчагин спасает из-под конвоя Жухрая, за что его самого по доносу хватают петлюровцы. Павке не был знаком страх обывателя, защищающего свой скарб (у него ничего не было), но обычный человеческий страх захватил его ледяной рукой, особенно когда он услышал от своего конвоира: “Чего его таскать, пане хорунжий? Пулю в спину, и кончено”. Павке стало страшно. Однако Павке удается спастись, и он прячется у знакомой девушки Тони, в которую влюблен. К сожалению, она интеллигентка из “класса богатых”: дочь лесничего.
Пройдя первое боевое крещение в боях гражданской войны, Павел возвращается в город, где создана комсомольская организация, и становится ее активным членом. Попытка затащить в эту организацию Тоню проваливается. Девушка готова ему подчиняться, но не до конца. Слишком расфранченной она приходит на первое комсомольское собрание, и ему тяжело ее видеть среди выцветших гимнастерок и кофточек. Дешевый индивидуализм Тони становится непереносимым Павлу. Необходимость разрыва была ясна им обоим… Непримиримость Павла приводит его в ЧК, тем более в губернии ее возглавляет Жухрай. Однако чекистская работа действует на нервы Павла весьма разрушающе, учащаются его контузионные боли, он часто теряет сознание, и после короткой передышки в родном городе Павел едет в Киев, где тоже попадает в Особый отдел под руководство товарища Сегала.
Вторая часть романа открывается описанием поездки на губконференцию с Ритой Устинович, Корчагина назначают ей в помощники и телохранители. Одолжив у Риты “кожаную куртку”, он протискивается в вагон, а потом через окно втаскивает молодую женщину. “Для него Рита была неприкосновенна. Эго был его друг и товарищ по цели, его политрук, и все же она была женщиной. Он это впервые ощутил у моста, и вот почему его волнует так ее объятье. Павел чувствовал глубокое ровное дыхание, где-то совсем близко ее губы. От близости родилось непреодолимое желание найти эти губы. Напрягая волю, он подавил это желание”. Не в силах совладать со своим чувством, Павел Корчагин отказывается от встреч с Ритой Устинович, обучающей его политграмоте. Мысли о личном отодвигаются в сознании юноши еще дальше, когда он принимает участие в строительстве узкоколейки. Время года трудное – зима, комсомольцы работают в четыре смены, не успевая отдыхать. Работу задерживают бандитские налеты. Кормить комсомольцев нечем, одежды и обуви тоже нет. Работа до полного надрыва сил заканчивается тяжелой болезнью. Павел падает, сраженный тифом. Самые близкие друзья его, Жухрай и Устинович, не имея о нем сведений, думают, что он умер.
Однако после болезни Павел снова в строю. В качестве рабочего он возвращается в мастерские, где не только упорно трудится, но еще и наводит порядок, заставляя комсомольцев вымыть и почистить цех к вящему недоумению начальства. В городке и по всей Украине продолжается классовая борьба, чекисты ловят врагов революции, подавляют бандитские налеты. Молодой комсомолец Корчагин совершает немало добрых дел, защищая на заседаниях ячейки своих товарищей, а на темных улицах – подруг по партии.
“Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь, все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-нибудь трагическая случайность могут прервать ее”.
Став свидетелем множества смертей и убивая сам, Павка ценил каждый прожитый день, принимая партийные приказы и уставные распоряжения как ответственные директивы своего бытия. Как пропагандист он принимает участие и в разгроме “рабочей оппозиции”, называя “мелкобуржуазным” поведение своего родного брата, и тем более в словесных атаках на троцкистов, осмелившихся выступать против партии. Его не желают слушать, а ведь товарищ Ленин указывал, что надо делать ставку на молодежь.
Когда в Шепетовке стало известно, что умер Ленин, тысячи рабочих стали большевиками. Уважение партийцев продвинуло Павла далеко вперед, и однажды он оказался в Большом театре рядом с членом ЦК Ритой Устинович, с удивлением узнавшей, что Павел жив. Павел говорит, что он ее любил, как Овод, человек мужественный и безгранично выносливый. Но у Риты уже есть друг и трехлетняя дочурка, а Павел болен, и его отправляют в санаторий ЦК, тщательно обследуют. Однако тяжелая болезнь, приведшая к полной неподвижности, прогрессирует. Никакие новые лучшие санатории и больницы не в состоянии его спасти. С мыслью о том, что “надо остаться в строю”, Корчагин начинает писать. Рядом с ним хорошие добрые женщины: сначала Дора Родкина, потом Тая Кюцам. “Хорошо ли, плохо ли он прожил свои двадцать четыре года? Перебирая в памяти год за годом, Павел проверял свою жизнь как беспристрастный судья и с глубоким удовлетворением решил, что жизнь прожита не так уж плохо… Самое главное, он не проспал горячих дней, нашел свое место в железной схватке за власть, и на багровом знамени революции есть и его несколько капель крови”.


ЛЫСЕНКО НИКОЛАЙ ВИТАЛЬЕВИЧ - украинский ком-по-зи-тор, пиа-нист, ди-ри-жёр, хор-мей-стер, фольк-ло-рист, об-щественный дея-тель.

Из се-мьи по-ме-щи-ка. В 1865 году окон-чил ес-тественный факультет Ки-ев-ско-го университета. В 1867-1869 годах учил-ся в Лейп-циг-ской консерва-тории (по ком-по-зи-ции у Э. Ф. Рихте-ра и В. Р. Пап-пе-рит-ца, по фор-те-пиа-но у Э. Вен-це-ля и К. Рей-не-ке), в 1874-1876 годах - в Санкт-Пе-тер-бург-ской (класс ин-ст-ру-мен-тов-ки Н. А. Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва). В 1869-1874 годах жил в Кие-ве, вы-сту-пал в кон-цер-тах Ки-ев-ско-го от-де-ле-ния ИРМО как пиа-нист и ди-ри-жёр, был чле-ном его ди-рек-ции. Как пиа-нист вы-сту-пал так-же в Санкт-Пе-тер-бур-ге, Мо-ск-ве, за ру-бе-жом. В 1873 году за-пи-сал ре-пер-ту-ар коб-за-ря О. Ве-ре-сая, ор-га-ни-зо-вал его вы-сту-п-ле-ния в Кие-ве (1874) и Санкт-Пе-тер-бур-ге (1875); соз-дал в Санкт-Пе-тер-бур-ге украинский хор (1874-1876).

В Кие-ве (жил здесь с 1876 года) ос-но-вал Музыкальную-дра-ма-тическую шко-лу (1904; с 1918 года Музыкально-дра-ма-тический институт име-ни Н. В. Лы-сен-ко), в ко-то-рой впер-вые бы-ло вве-де-но пре-по-да-ва-ние иг-ры на бан-ду-ре, и музыкальное общество «Бо-ян» (1905). Осу-ще-ст-в-лял по-езд-ки с хо-ром (1893, 1897, 1899, 1902) по го-ро-дам Ук-раи-ны, спо-соб-ст-вуя раз-ви-тию лю-би-тель-ско-го хо-ро-во-го пе-ния. За-пи-сы-вал, изу-чал и об-ра-ба-ты-вал народные пес-ни - главным образом ук-ра-ин-ские, а так-же южно-славянских на-ро-дов.

Ос-но-во-по-лож-ник украинской ком-по-зи-тор-ской шко-лы. Эс-те-тические воз-зре-ния сфор-ми-ро-ва-лись под влия-ни-ем по-эзии Т. Г. Шев-чен-ко, му-зы-ки ком-по-зи-то-ров «Мо-гу-чей куч-ки». Ос-но-ва музыкального сти-ля - со-еди-не-ние ро-ман-тических тра-ди-ций с национальным фольк-ло-ром. Лысенко - ав-тор 10 опер, сре-ди ко-то-рых наи-бо-лее из-вест-на «На-тал-ка Пол-тав-ка» (либретто И. П. Кот-ля-рев-ско-го, 1889, Одес-са); са-мое мо-ну-мен-таль-ное про-из-ве-де-ние - опе-ра «Та-рас Буль-ба» (по Н. В. Го-го-лю , 1890, по-став-ле-на в 1924 году в Харь-ко-ве). Соз-дал много про-из-ве-де-ний на тек-сты Шев-чен-ко: для со-лис-тов, хо-ра и ор-ке-ст-ра (или фортепиано) - «Заповiт» («За-ве-ща-ние», 1868), «Бьют по-ро-ги» (1878), «Иван Гус» (1881), «Ра-дуй-ся, ни-ва не-по-ли-тая» (1883), «На веч-ную па-мять Кот-ля-рев-ско-му» (1895); 7 се-рий во-каль-ных и хо-ро-вых про-из-ве-де-ний «Му-зы-ка к "Коб-за-рю"» (все-го свыше 80; 1868-1901).

Сре-ди других со-чи-не-ний: ор-ке-ст-ро-вая, ка-мер-но-ин-ст-ру-мен-таль-ная, фортепианная му-зы-ка на украинские те-мы; кан-та-та «К 50-ле-тию смер-ти Шев-чен-ко» (cлова В. И. Са-мой-лен-ко, 1911); во-каль-ные про-из-ве-де-ния на сло-ва И. Фран-ко, Ле-си Ук-ра-ин-ки, М. П. Ста-риц-ко-го, А. Оле-ся, А. Миц-ке-ви-ча. Важ-ное ме-сто в украинской му-зы-ке за-ни-ма-ют его об-ра-бот-ки национального фольк-ло-ра : для го-ло-са с фортепиано (1868-1911), для хо-ра (1886-1903) и др.

Имя Лысеко при-свое-но Харь-ков-ско-му те-ат-ру опе-ры и ба-ле-та, Львов-ской кон-сер-ва-то-рии .

Его сын Ос-тап Ни-ко-лае-вич Лы-сен-ко , укринский му-зы-ко-вед. В 1930 году окон-чил Музыкально-дра-ма-тический институт име-ни Н.В. Лысенко. Пре-по-да-вал в Львов-ской (1945-1951) и Ки-ев-ской (1951-1968, с 1967 года до-цент) кон-сер-ва-то-ри-ях. Ав-тор книг, ста-тей, со-ста-ви-тель сборника ста-тей «М. В. Ли-сен-ко у спо-га-дах сучасникiв» (1968) и др.

Сочинения:

Збiрання творiв. Київ, 1950-1956. Т. 1-20

Лис-ти. Київ, 1964; Ха-рак-те-ри-сти-ка му-зы-каль-ных осо-бен-но-стей ук-ра-ин-ских дум и пе-сен, ис-пол-няе-мых коб-за-рем Ве-ре-са-ем. 2-е изд. К., 1978

Николай Витальевич Лысенко родился 1842 года в селе Гриньки на территории современной Полтавской области, умер от сердечного приступа 6 ноября 1912 года в Киеве. Великий украинский композитор, дирижер, пианист, педагог, активный общественный деятель и собиратель песенного фольклора.

8 заслуг Николая Лысенко перед украинским народом.

1. - основатель и одновременно легенда и вершина украинской классической музыки , такой же как для украинской литературы,

Имя Николая Лысенко в истории украинской культуры тесно связано с эпохой, на протяжении которой происходило становление украинской музыки, как профессионального вида деятельности творческих людей. В большинстве случаев Лысенко воспринимается именно как композитор, но его вклад в развитие украинского театра и культурного образования воистину огромен. В числе главных заслуг знакового для всей творческого человека можно назвать следующие пункты:

Как композитор Лысенко является основателем национальной композиторской школы в , его называют автором национального музыкального языка;

Во времена, когда украинский язык даже не изучался в школах, а патриотические движения были под строгим запретом имперской , Лысенко посвятил свою жизнь развитию украинской культуры;

Искусство Лысенко использовал в качестве оружия для борьбы за пробуждение национального самосознания родного народа. Достижению этой цели он посвятил всю собственную жизнь, свой талант блестящего пианиста-виртуоза и хорового дирижера, выдающегося педагога и бескомпромиссного в борьбе за общественного деятеля.

2. Самый виртуозный пианист Украины своего времени. Мастерство, которым владел Лысенко, поражало современников не только из числа соотечественников. Иностранные критики давали исполнению маэстро наивысшую оценку. Ярким доказательством высокого мастерства владения клавишами является сложность фортепианных произведений, написанных композитором. Изумительно мелодичные, продуманные до мелочей произведения пользуются неизменно высокой популярностью не только на украинской территории;

3. Николай Лысенко - величайший педагог украинской классической музыки. В 1904 году он открыл двери своей Музыкально-драматического школы в Киеве. Кроме непосредственно музыкального образования, в этом учебном заведении работали отделения украинской и российской драмы. Также в этой школе работал первый на всей территории Российской империи класс игры на народном инструменте. В учебном заведении Лысенко педагоги преподавали основы игры на бандуре (первый выпуск учеников, несмотря на трудности в организации, состоялся в 1911 году).

Школа, открытая композитором, затем выросла в Музыкально-драматургический институт, которому присвоено имя Лысенко. На протяжении временного промежутка с 1918 по 1934 год это учебное заведение являлось ведущим среди других, где преподавались базисные основы творчества. Выпускники Музыкально-драматургического института стали основателями украинского искусства и авторами главных достижений культуры 20 века.

4. "Музыкальный революционер", опередивший свое время . Его другие другие корифеи европейской музыки стали применять лишь по прошествии 10-20 лет после их появления в произведениях Лысенко.

Искусствоведы утверждают, что Николай Лысенко как пианист-виртуоз не просто формировал своим творчеством основы музыкального профессионального исполнительства, а всячески пытался вывести собственных слушателей «из хуторянской обстановки в самый широкий европейский мир». Написанная мастером "Украинская сюита" произвела настоящий фурор. До этого времени никто из композиторов не сочетал народное творчество и каноничные танцевальные формы.

Основанием для этого произведения являются элементы народного творчества, украинские народные песни. Но после огранки ювелиром-композитором каждая грань, все до единого музыкальные интонации засияли неповторимым светом. Затем музыканты, оценивая произведение, утверждали, что нельзя назвать сюиту обработкой народного творчества, поскольку это полноценное авторское музыкальное творение.

5. Лысенко прославил украинскую национальную музыку во всем мире . Его произведения по сей день исполняются на оперных и театральных сценах всего мира. Оперы, симфонии, рапсодии и другие его произведения сохраняют актуальность через много лет после жизни композитора.

6. Лысенко - один из первых руководителей "Украинского клуба" , отстаивавшего украинскую независимость (разумеется в рамках царской России программным требованием клуба была автономия Украины) и демократизацию политической жизни. Положивший собственную жизнь на алтарь борьбы за возрождение украинского национального духа и сознания. Одним из его самых сильных желаний было объединение нации с ее последующей борьбой за право быть собой, свободно говорить на родном языке и беречь собственные традиции.

7. Лысенко внес огромный вклад в этнографическое наследие Украины, собрав сотни образцов народного творчества (народных песен, обрядов), которые активно использовал в своих музыкальных произведениях. Работа с хоровыми коллективами давала возможность собирать данные о народном творчестве разных украинских регионов. В 1874 году он издал книгу с анализом казацких дум из репертуара известного бандуриста Остапа Вересая.

8. Лысенко - один из основателей украинского национального оперного театра в Киеве . Знаменательным событием в жизни не только композитора, но и всего украинского искусства была совместная работа Лысенко и его троюродного брата, драматурга Михаила Старицкого над опереттой «Ночь перед Рождеством» по мотивам произведения Гоголя. Впервые это произведение на сцене Киевского городского театра было исполнено аматорским театральным кружком 1874 года. Именно этот день вписан в историю украинского искусства, как дата рождения оперного театра в Украине.

В состав организационного комитета, который занимался постановкой оперетты, входят знаковые для Украины личности - Михаил Драгоманов, Павел Чубинский, Федор Вовк, Линдфорсов и другие особы. В Киеве, пребывающем под имперской властью, они открыто задекларировали собственную четкую проукраинскую позицию.

Декорации, созданные для постановки, повторяли интерьер украинской сельской хаты. Перед глазами зрителей, на одной из балок, поддерживающих крышу, была вырезана дата уничтожения Запорожской сечи царскими войсками. Не менее важно и то, что сама премьера состоялась ровно через 200 лет после трагического для Украины события. После этой постановки и до конца дней своих за Николаем Витальевичем внимательно наблюдало недремлющее око царских полицаев.

Можно с уверенностью сказать, что одними из самых убедительных свидетельств признания Николая Витальевича гением и героем является не только память о нем в сердцах благодарных потомков, но и исполнение его произведений в качестве национальных гимнов.

Лысенко является автором музыки 2 произведений, без которых невозможно себе представить украинскую нацию, эти песни утверждают духовное величие отдельного человека и всего народа. Композитор создал музыку, на которую положены слова самого знаменитого произведения «Вечный революционер». На протяжении довольно длительного времени после написания абсолютно безосновательно это творение использовалось в целях пропаганды советской властью, хотя прославляет на самом деле революцию духовную и не имеет ничего общего с коммунистическим переворотом.

Еще одним знаменитым творением композитора является музыка к стихотворению Александра Кониского « за Украину», больше известный как духовный гимн Украины «Боже, Великий, Единый». В 1992 году это произведение официально получило статус гимн украинской православной церкви Киевского патриархата. В конце 20 века песня воспринималась как второй государственный гимн независимой Украины.

Одним только написанием музыкальных произведений жизненный путь Лысенко не ограничивается. Огромное внимание он уделял развитию вокального искусства. Именно Николай Витальевич является основателем профессионального творческого образования в Украине.

Творческий путь Лысенко довольно часто называют продолжением подвига Тараса Шевченко. Начиная со студенческих годов, одним из основных направлений его деятельности было сбережение для потомков культурного наследия Шевченко. Незабвенному Кобзарю Лысенко посвятил ряд своих произведений, некоторая часть творчества поэта, положенная на музыку композитором, затем заняла достойное место в культурном наследии украинской нации.

Известно, что он принимал непосредственное участие в организации перезахоронения Тараса Шевченко, этот факт получил документальное подтверждение только в 21 веке. Но не только в этом прослеживается участие Лысенко в судьбе самого известного украинского поэта, культурно-просветительскую работу, которой при жизни занимался Шевченко, Лысенко продолжил и развил.

Отдавая дань памяти Тарасу Шевченко, Лысенко стал основателем новой концертной формы - смешанного концерта. В рамках этих мероприятий, которые организовывались ежегодно с 1862 года, композитор выступал как пианист и хоровой дирижер. В программу концерта включались не только его обработки фольклора и собственные произведения, но и творчество других авторов, посвященное Шевченко, стихи великого поэта и фрагменты театральных постановок по его произведениям. По прошествии многих лет подобные концерты зрителя уже удивить не могут, но начало эта форма берет из Шевченкиады, которая организовывалась Лысенко.

Творчество Николая Лысенко как неотъемлемая часть украинской культуры.

Исследователи творчества композитора констатируют, что он обращался к произведениям Шевченко около 100 раз. В произведениях Лысенко присутствует интерпретация их как в виде сольного исполнения, так и в более монументальных формах - вокальные сцены или даже кантаты, хоры с музыкальным оформлением или акапельные, вокальные ансамбли. Примечательно, что некоторые произведения из «Музыки к Кобзарю» Лысенко через короткое время после создания получали вечную жизнь, становились народными песнями.

Творчество Шевченко стало для композитора Альфой и Омегой. Написанную по просьбе львовского объединения «Просвита» музыку к «Заповиту» Лысенко называл своим первым произведением. Буквально накануне дня смерти написал композитор хор «Боже, нашими ушима чути твою славу» на текст шевченковского 43 «Псалма Давида».

Кроме 3 кантат и 18 хоров, на стихи Шевченко вокально-хоровая часть творческого наследия Лысенко включает также 12 оригинальных хоровых произведений на тексты украинских поэтов. Следует отметить, что в числе 12 хоров есть 2 произведения, также посвященных Шевченко, - «Жалібний марш» на слова Леси Украинки и кантата «До 50-х роковин смерті Т.Шевченка», приуроченная годовщине смерти гениального поэта.

За 70 лет жизни Лысенко написал 11 опер, кроме того, в соавторстве с театральными коллективами, зачинателями украинского театрального искусства, создал музыкальное оформление еще для 10 постановок. Истории создания опер композитора очень разные, некоторые из них, по мнению музыкальных критиков, нельзя считать элементами творчества Лысенко. К примеру, «Андришиада» является сочетанием популярных мелодий из других классических опер, своеобразный «капустник». В создании композитором «Наталки-Полтавки» критики сомневаются, поскольку рукописная партитура с автографом Лысенко не обнаружена.

Не любил Лысенко писать произведения на духовную тематику. Музыкальные критики утверждают, что причина нежелания композитора творить в этом жанре объясняется стремлением избежать необходимости писать музыку к словам на русском языке, чего композитор не делал принципиально. Несмотря на небольшую численность произведений, созданных Лысенко в духовном жанре, в списке произведения воистину шедевральные. К примеру, популярным религиозным песнопением является его хоровой концерт «Куди піду від лиця твого, Господи?», который исполняется не только в Украине, но и членами диаспоры за границей.

В хоровых произведениях и работе дирижера, по мнению экспертов, Лысенко достиг невиданных для своего времени высот мастерства. Его произведение «Туман хвилями лягає» (фрагмент оперы «Утопленная») и по прошествии многих десятилетий после написания считается жемчужиной хорового творчества. Известными хоровыми дирижерами стали и ученики композитора - Александр Кошиц, Кирилл Стеценко и Яков Яциневич.

Оперу «Тарас Бульба», которую создавал на протяжении 35 лет, в постановке Лысенко так и не увидел, хотя Петр Ильич Чайковский предлагал задействовать свои связи и добиться постановки произведения на Московской сцене. Михаил Старицкий предполагал затем, что причиной отказа было то, что композитор не хотел представлять свое детище публике на неродном языке.

Следует отметить, что от классического гоголевского сюжета в своей опере Лысенко отошел. Особу Тараса он подал в первую очередь как казака-патриота, сильного и стойкого. Одна из главных сюжетных линий произведения завязана вокруг конфликта между сыновьями казака Остапом и Андреем, проблеме их национальной самоидентификации.

Сын композитора вспоминал, что Николай Витальевич считал себя человеком непрактичным, с полным отсутствием административной жилки. Но это не помешало Лысенко собрать вокруг себя лучших педагогов своего времени в школе, где обучались преимущественно дети бедняков и людей среднего достатка. Дотации на обучение не выделялись, иногда для выплаты зарплат учителям композитор вынужден был влезать в долги. Через довольно короткое время в школе были собраны талантливые ученики со всей Украины, которые продолжили дело жизни маэстро.

В последние годы своей жизни композитор возглавлял первую легальную украинскую общественно-политическую организацию «Киевский украинский клуб». В 1906 году он создал «Объединенный комитет по сооружению памятника Тарасу Шевченко», в адрес которого поступали благотворительные пожертвования из , Канады, и европейских стран. Последней общественной акцией в деятельности Лысенко было празднование 50 годовщины смерти Шевченко.

По причине притеснений со стороны царского режима, мероприятия вынужденно перенесены из Киева в Москву. В результате в полиции появилось дело о закрытии Киевского украинского клуба и «привлечении совета старейшин во главе с учителем музыки Николаем Лысенко к ответственности за антиправительственную деятельность». Через 4 дня после возбуждения уголовного дела композитор умирает от сердечного приступа.

Главный смысл музыкально-просветительской деятельности Лысенко заключался в том, что работа с хорами давала возможность ездить по всей стране и собирать в составе хора особенных во многих отношениях людей. Начиная с созданного композитором в 1862 году хора студентов Киевского университета, всю жизнь он собирал в хорах «не просто басов или теноров, а в первую очередь сознательных ».

В полицейских донесениях шпионы сообщали, что Лысенко руководит не хором, а «кружком наиболее вредным в политическом отношении». Именно такое абсурдное обвинение в свое время стало причиной прекращения деятельности Хорового объединения, основанного композитором в 1871-1872 году. Но те только в собственном хоре он собирал людей, в которых видел потенциал для последующего возрождения украинской нации.

Вокруг национальной идеи он активно объединял творческую молодежь всюду, где только была возможность это сделать. Местом такого сбора интеллигентов-патриотов было и Киевское литературно-артистическое товарищество, созданное в 1895 году как некий форпост российской культуры. Со временем первоначальный характер члены объединения изменили по собственному усмотрению, превратив организацию в центр пропаганды украинской идеи и национальной культуры, что и стало причиной закрытия ее в 1905 году.

С легкой руки маэстро возник также кружок «Молодая литература», более известный украинской общественности, как «Плеяда молодых украинских литераторов». Из этого «гнезда» вылетели в большой мир Леся Украинка, Людмила Старицкая-Черняховская, Максим Славинский, Владимир Самойленко, Сергей Ефремов и многие другие литераторы и общественные деятели начала 20 века.

Композитор принадлежит к известному казацко-старшинскому роду. Предок его известен истории, как соратник Максима Кривоноса Вовгура Лис. Дворянские и имущественные права предводитель восстания получил от гетмана Демьяна Многогрешного. О предке композитора рассказывали, что он с небольшим отрядом казаков мог противостоять набегу турецкой орды, владел силой волка и хитростью лиса;

Рос будущий просветитель и музыкант, как обычное дитя дворян - в окружении бархата и кружевных тканей. Первые уроки музыки получил от матери, которая ранее проходила обучение в Смольном институте благородных девиц Петербурга. Из детства мальчик обучался 7 языкам, в первую очередь французскому;

Талант сына мать рассмотрела в раннем возрасте, в 5 лет он уже обучался игре на фортепиано, а в 9 лет отец ко маленького Николая издал в печатном виде его первое композиторское произведение, стилизованную польку;

После отмены крепостного права родители композитора обанкротились, на учебу Лысенко зарабатывал самостоятельно, работая мировым посредников в суде;

За всю свою жизнь большого капитала музыкант не скопил. Композиторская деятельность прибыли не приносила, зарабатывал Лысенко преподаванием, которое в сочетании с общественной работой занимало все его время. Писал композитор преимущественно ночью;

Знакомство с творчеством Шевченко у будущего композитора состоялось в 14-летнем возрасте. Летом он вместе с троюродным братом Михаилом Старицким гостил у дедушки, где молодые люди нашли запрещенный сборник стихотворений Кобзаря. Прочитанные произведения произвели на братьев неизгладимое впечатление. Искусствоведы уверены, что именно это событие помогло Лысенко определить собственное предназначение в жизни;

Всю жизнь композитор прожил на съемных квартирах. Средства, собранные друзьями в 1903 году для покупки жилья во время празднования 35-летия его творческой деятельности, потратил на открытие школы;

Похороны Лысенко историки называют первой демонстрацией украинского самосознания. В для присутствия на церемонии захоронения приехали люди из всех уголков Украины. Согласно историческим данным, приехали в Киев на похороны маэстро от 30 до 100 тысяч людей. Нынешний бульвар Шевченко был полностью забит людьми, даже на крышах и на деревьях сидели желающие проститься с украинским гением. После похорон царские полицаи массово уничтожали отснятые на церемонии фото- и видеоматериалы.

Хорошо известны украинскому обществу потомки Николая Лысенко. Сейчас Государственным академическим эстрадно-симфоническим оркестром руководит правнук композитора, протодиакон и тезка знаменитого предка, Николай Лысенко.

Биография Николая Лысенко.

1855 год - начало учебы в привилегированном учебном заведении - 2 гимназии Харькова, занятья игрой на фортепиано, приобретение славы пианиста. Окончил гимназию в 1859 году с серебряной медалью;

1864 год - окончил физико-математический факультет «по разряду естественных наук», в 1865 - получил степень кандидата естествоведения;

В 1867 году едет на учебу в консерваторию Лейпцига. Там знакомится с европейскими традициями музыкальной педагогики, которые затем хотел воссоздать в Киеве;

Октябрь 1868 года - издание первого выпуска обработок украинских народных песен, адаптированных для голоса с фортепианным аккомпанементом;

1869-1874 год - занимается творчеством, преподаванием и общественной деятельностью в Киеве;

1874-1876 год - для повышения мастерства в симфонической инструментовке обучается в консерватории Петербурга в классе Римского-Корсакова;

По возвращении в Киев занимается активной концертной деятельностью, после издания Энского указа украинские песни его хоры исполняют на иностранных языках;

В 1878 году занимает должность преподавателя игры на фортепиано в институте благородных девиц. В 1880 году начинается период особенно высокой активности в творческой деятельности;

В 1905 году Лысенко основывает хоровое товарищество «Боян», в 1908 возглавляет «Украинский клуб», не прекращает активной общественной деятельности даже несмотря на притеснения со стороны царского режима;

В 1912 году стало ясно, что многолетний напряженный рабочий ритм оказал объяснимое негативное влияние на здоровья композитора. За 4 дня после возбуждения против него уголовного дела за «антиправительственную деятельность» Лысенко умирает от неожиданного сердечного приступа.

Увековечивание памяти Николая Лысенко.

Имя Николая Лысенко носят известные в Украине заведения искусства и образовательной отрасли - Национальная музыкальная академия во , Академический оперный театр в , колонный зал Национальной филармонии, специализированная музыкальная школа в Киеве, Государственное музыкальное училище в Полтаве;

В честь Лысенко назван ведущий украинский камерный коллектив - струнный квартет, улицы в Киеве и Львове;

29 декабря 1965 года памятник композитору открыт возле Национальной оперы Украины на Театральной площади;

В селе Гриньки также установлен памятник Лысенко;

В 1986 году историко-биографический «І в звуках пам’ять відгукнеться…», посвященный страницам из жизни композитора, снят на киностудии Александра Довженко;

В 1992 году в честь 150-летия со Лысенко «Укрпочта» выпустила марку и конверт с его изображением;

В 2002 году Национальный выпустил юбилейную монету номиналом в 2 гривны в честь Лысенко. На реверсе изображен портрет композитора, на аверсе - фрагмент нотного текста «Молитва за Украину»;

Ежегодно украинским музыкантам присуждается Премия имени Лысенко, периодично в украинской столице проводится Международный конкурс имени великого маэстро;

По адресу Саксаганского 95 в Киеве, где композитор жил в 1898-1912 годах создан Дом-музей Николая Лысенко.

Как видно из фото, пользователи поисковой системы в ноябре 2015 года интересовались запросом «Микола Лисенко» 24 раза.

А согласно данному , можно проследить, как изменялся интерес пользователей Яндексе к запросу «Микола Лисенко» за последние два года:

Наивысший интерес по данному запросы был зафиксирован в сентябре 2014 года (6120 запросов);

_____________________

* Если вы обнаружили неточность или ошибку, просьба сообщить wiki@сайт .

** Если у вас есть материалы о других Украины, просьба выслать их на этот почтовый ящик

Украинский композитор, пианист, дирижёр, педагог, собиратель песенного фольклора и общественный деятель.


Николай Лысенко был родом из старинного казацкого старшинского рода Лысенко. Отец Николая, Виталий Романович, был полковником Орденского кирасирского полка. Мать, Ольга Еремеевна, происходила из полтавского помещичьего рода Луценко. Домашним обучением Николая занимались мать и известный поэт А. А. Фет. Мать учила сына французскому языку, изысканным манерам и танцам, Афанасий Фет - русскому языку. В пять лет, заметив музыкальное дарование мальчика, для него пригласили учительницу музыки. С раннего детства Николай увлекался поэзией Тараса Шевченко и украинскими народными песнями, любовь к которым ему привили двоюродные дед и бабушка - Николай и Мария Булюбаши. По окончании домашнего воспитания, для подготовки к гимназии Николай переехал в Киев, где учился сначала в пансионе Вейля, затем - в пансионе Гедуэна.

В 1855 году Николая отдали во вторую Харьковскую гимназию, которую он закончил с серебряной медалью весной 1859 года. Во время обучения в гимназии Лысенко частным образом занимался музыкой (педагог - Н.Д. Дмитриев), став постепенно известным в Харькове пианистом. Его приглашали на вечера и балы, где Николай исполнял пьесы Бетховена, Моцарта, Шопена, играл танцы и импровизировал на темы украинских народных мелодий. По окончании гимназии Николай Витальевич поступил на естественнонаучный факультет Харьковского университета. Однако через год его родители переехали в Киев, и Николай Витальевич перевёлся на кафедру естественных наук физико-математического факультета Киевского университета. Закончив университет 1 июня 1864 года, Николай Витальевич уже в мае 1865 года получил степень кандидата естественных наук.

Николай Лысенко

По окончании Киевского университета и непродолжительной службы Н. В. Лысенко решает получить высшее музыкальное образование. В сентябре 1867 года он поступил в Лейпцигскую консерваторию, считавшуюся одной из лучших в Европе. Преподавателями по фортепиано у него были К. Рейнеке, И. Мошелес и Э. Венцель, по композиции - Э. Ф. Рихтер, по теории - Паперитц. Именно там Николай Витальевич понял, что важнее собирать, развивать и создавать украинскую музыку, чем копировать западных классиков.

Летом 1868 года Н. Лысенко женился на Ольге Александровне О’Коннор, которая приходилась ему троюродной племянницей и была на 8 лет младше. Однако после 12 лет совместной жизни Николай и Ольга, официально не оформляя развод, расстались по причине отсутствия детей.

Закончив с большим успехом в 1869 году обучение в Лейпцигской консерватории, Николай Витальевич вернулся в Киев, где прожил, с небольшим перерывом (с 1874 по 1876 годы Лысенко совершенствовал мастерство в области симфонической инструментовки в Петербургской консерватории в классе Н. А. Римского-Корсакова), чуть более сорока лет, занимаясь творческой, преподавательской и общественной деятельностью. Он принимал участие в организации воскресной школы для крестьянских детей, позднее - в подготовке «Словаря украинского языка», в переписи населения Киева, в работе Юго-западного отделения Русского географического общества.

В 1878 году Николай Лысенко занимает должность преподавателя по фортепиано в институте благородных девиц. В том же году он вступает в гражданский брак с Ольгой Антоновной Липской, которая была пианисткой и его ученицей. С ней композитор познакомился во время концертов в Чернигове. От этого брака Н. Лысенко имел пятеро детей. Ольга Липская умерла в 1900 году после рождения ребёнка.

В 1890-е годы, кроме преподавания в институте и частных уроков, Н. Лысенко работал в музыкальных школах С. Блуменфельда и Н. Тутковского.

Осенью 1904 года в Киеве начала работать Музыкально-драматическая школа (с 1913 года - имени Н. В. Лысенко), организованная Николаем Витальевичем. Это было первое украинское учебное заведение, предоставлявшее высшее музыкальное образование по программе консерватории. На организацию школы Н. Лысенко использовал средства, собранные его друзьями во время празднования 35-летия деятельности композитора в 1903 году для издания его произведений и покупки для него и детей дачи. В школе Николай Витальевич преподавал фортепиано. И школа, и Н. Лысенко как её директор находились под постоянным надзором полиции. В феврале 1907 года Николая Витальевича арестовали, но уже на следующее утро отпустили.

С 1908 по 1912 годы Н. Лысенко был председателем правления общества «Украинский Клуб». Это общество проводило большую общественно-просветительскую деятельность: организовывало литературные и музыкальные вечера, устраивало курсы для народных учителей. В 1911 году Лысенко возглавил комитеты по содействию сооружению памятника Т. Шевченко к 50-й годовщине со дня смерти поэта, созданные этим обществом.

Николай Лысенко умер 6 ноября 1912 года, внезапно от сердечного приступа. Проститься с композитором пришли тысячи людей, прибывшие со всех регионов Украины. Отпевали Лысенко во Владимирском соборе. Хор, шедший впереди траурной процессии, составлял 1200 человек, пение его было слышно даже в центре Киева. Н. В. Лысенко похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Творчество

Во время обучения в Киевском университете, стремясь приобрести как можно больше музыкальных знаний, Николай Лысенко изучал оперы А. Даргомыжского, Глинки, А. Серова, знакомился с музыкой Вагнера и Шумана. Именно с этого времени он начинает сбор и гармонизацию украинских народных песен, так, например, он записал свадебный обряд (с текстом и музыкой) в Переяславском уезде. Кроме того, Н. Лысенко являлся организатором и руководителем студенческих хоров, с которыми выступал публично.

Во время обучения в Лейпцигской консерватории в октябре 1868 года Н. В. Лысенко издал «Сборник украинских песен для голоса с фортепиано» - первый выпуск своих обработок из сорока украинских народных песен, которые помимо практического назначения, имеют большую научно-этнографическую ценность. В том же 1868 году он написал своё первое значительное произведение - «Заповит» («Завещание») на слова Т. Шевченко, к годовщине со дня смерти поэта. Это произведение открыло цикл «Музыка к Кобзарю», который включал более 80-ти вокально-инструментальных произведений разных жанров, изданных семью сериями, последняя из которых вышла в 1901 году.

Н. В. Лысенко находился в центре музыкальной и национально-культурной жизни Киева. Входя в 1872-1873 годах в состав дирекции Русского музыкального общества, принимал активное участие в его концертах, проводимых по всей Украине; руководил хором из 50-ти певцов, организованным в 1872 году при «Филармоническом обществе любителей музыки и пения»; принимал участие в «Кружке любителей музыки и пения», «Кружке любителей музыки» Я. Спиглазова. В 1872 году кружок, руководимый Н. Лысенко и М. Старицким, добился разрешения на публичные постановки пьес на украинском языке. В том же году Лысенко написал оперетты «Черноморцы» и «Рождественская ночь» (позднее переработанная в оперу), прочно вошедшие в театральный репертуар, став основой украинского национального оперного искусства. В 1873 году была издана первая музыковедческая работа Н. Лысенко об украинском музыкальном фольклоре «Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Остапом Вересаем». В этот же период Николай Витальевич пишет много фортепианных произведений, а также симфоническую фантазию на украинские народные темы «Казак-Шумка».

В петербургский период Н. Лысенко принимал участие в концертах Русского географического общества, руководил хоровыми курсами. Совместно с В. Н. Пасхаловым Николай Витальевич устраивал концерты хоровой музыки в «Соляном городке», в программу которых входили украинские, русские, польские, сербские песни и произведения самого Лысенко. У него завязываются дружеские отношения с композиторами «Могучей кучки». В Петербурге им была написана первая рапсодия на украинские темы, первый и второй концертные полонезы, соната для фортепиано. Там же Лысенко начал работу над оперой «Маруся Богуславка» (неокончена) и сделал вторую редакцию оперы «Рождественская ночь». В Петербурге вышел его сборник девичьих и детских песен и танцев «Молодощи» («Молодые годы»).

Возвратясь в 1876 году в Киев, Николай Лысенко развернул активную исполнительскую деятельность. Он устраивал ежегодные «Славянские концерты», выступал как пианист в концертах Киевского отделения Российского музыкального общества, на вечерах Литературно-артистичного общества, членом правления которого он был, в ежемесячных народных концертах в зале Народной аудитории. Организовывал ежегодные шевченковские концерты. Из семинаристов и студентов, знакомых с нотной грамотой, Николай Витальевич заново организует хоры, в которых получили начала художественного образования К. Стеценко, П. Демуцкий, Л. Ревуцкий, О. Лысенко и другие. Денежный сбор от концертов шёл на общественные нужды, например, в пользу 183 студентов Киевского университета, отданных в солдаты за участие в антиправительственной демонстрации 1901 года. В это время им были написаны почти все его произведения для фортепиано крупной формы, в том числе вторая рапсодия, третий полонез, ноктюрн до-диез минор. В 1880 году Н. Лысенко начинает работу над самым значительным своим произведением - оперой «Тарас Бульба» по одноимённой повести Н. Гоголя на либретто М. Старицкого, которую завершит лишь спустя десять лет. В 1880-е годы Лысенко пишет такие произведения как «Утопленница» - лирико-фантастическая опера по «Майской ночи» Н. Гоголя на либретто М. Старицкого; «Радуйся, ниво неполитая» - кантата на стихи Т. Шевченко; третью редакцию «Рождественской ночи» (1883). В 1889 году Николай Витальевич совершенствует и оркеструет музыку к оперетте «Наталка Полтавка» по произведению И. Котляревского, в 1894 году он пишет музыку к феерии «Волшебный сон» на текст М. Старицкого, а в 1896 году оперу «Сапфо».

Среди авторских достижений Н. Лысенко необходимо также отметить создание нового жанра - детской оперы. С 1888 по 1893 годы он пишет три детские оперы по мотивам народных сказок на либретто Днепровой-Чайки: «Коза-Дереза», «Пан Коцький (Котский)», «Зима и Весна, или Снежная Королева». «Коза-Дереза» стала своеобразным подарком Николая Лысенко своим детям.

С 1892 по 1902 годы Николай Лысенко четыре раза устраивал гастрольные концерты по Украине, так называемые «хоровые путешествия», в которых исполнялись преимущественно его собственные хоровые произведения на тексты Шевченко и обработки украинских песен. В 1892 году выходит искусствоведческое изыскание Лысенко «О торбане и музыке песен Видорта», а в 1894 - «Народные музыкальные инструменты на Украине».

В 1905 году Н. Лысенко совместно с А. Кошицем организовал хоровое общество «Боян», с которым устраивал хоровые концерты украинской, славянской и западноевропейской музыки. Дирижёрами концертов были он сам и А. Кошиц. Однако из-за неблагоприятных политических условий и отсутствия материальной базы, общество распалось, просуществовав немногим более года. В начале XX века Лысенко пишет музыку к драматическим спектаклям «Последняя ночь» (1903) и «Гетман Дорошенко». В 1905 году им было написано произведение «Эй, за наш родной край». В 1908 году был написан хор «Тишайший вечер» на слова В. Самойленко, в 1912 году - опера «Ноктюрн», создаются лирические романсы на тексты Леси Украинки, Днипровой Чайки, А. Олеся. В последние годы жизни Николай Витальевич пишет ряд произведений из области духовной музыки, продолживших, основанный им ещё в конце XIX века «Херувимской» цикл: «Пречистая Дева, мать русского края» (1909), «Камо пойду от лица Твоего, Господи» (1909), «Дева днесь Пресущественного раждает», «Крестным древом»; в 1910 году на текст Т. Шевченко был написан «Давидов псалом».