Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Бедржих Сметана: биография. Основоположник чешской композиторской школы

Бедржих Сметана: биография. Основоположник чешской композиторской школы

Творческая деятельноcть Сме́таны протекала в условиях национального возрождения Чехии. На протяжении нескольких столетий (с 1620 г.) эта страна входила в состав австрийской монархии на правах угнетенной нации. Отсюда - ее экономическая отсталость, запрещение родного языка, принижение чувства национального достоинства.

С конца XVIII века в Чехии развернулось движение «будителей» - чешских просветителей (ученых, писателей, общественных деятелей), которые боролись за возрождение национальной культуры. Благодаря их усилиям на рубеже XVIII-XIX веков были основаны кафедра чешского языка в Пражском университете, Пражская консерватория, Органная школа.

Протест против иноземного гнета достиг кульминации в Пражском восстании 1848 года, которое было жестоко подавлено. Политические репрессии, последовавшие за его разгромом, вынудили многих деятелей чешской культуры покинуть родину. В их числе был и Сметана, который с 56-61 гг. жил в Швеции, в Гётеборге. Здесь он организовал симфонический оркестр, с которым выступал в разных странах как дирижер и пианист.

Новая волна освободительного движения, способствовавшая подъему чешской культуры, начинается в 60х годах XIX века. Этот подъём неразрывно связан с деятельностью Сметаны. По складу личности он был ярко выраженным лидером, натурой необычайно деятельной, энергичной. Он всегда находился в самой гуще общественных событий. Не было такой области чешской музыкально-общественной жизни, в которой Сметана не принимал самого активного участия. Только за одно десятилетие - 60е годы XIX века - он открыл первую чешскую музыкальную школу; возглавил созданный по его инициативе «Временный театр», на сцене которого ставились спектакли на чешском языке; руководил музыкальной секцией в союзе деятелей чешской культуры «Умелецка беседа» и крупнейшим хоровым обществом «Глагол Пражский», для которого сочинил множество хоров; был организатором и дирижером симфонических и хоровых концертов.

Подобно Глинке в России, Сметана «заложил фундамент» национальной оперы и программной симфонической музыки.

Оперное творчество

Интерес композитора к оперному жанру был постоянным и это объясняется не только его творческими склонностями: Сметана прекрасно понимал, что именно опера способна ярче всего выразить национально-освободительные устремления чешского народа. Уже в первой своей опере - «Бранденбуржцы в Чехии» - он обращается к самой актуальной теме современности, теме освободительной борьбы. Сюжет из истории Чехии воскрешал события XIII века, когда на чешской земле хозяйничали немецкие феодалы, и прямо перекликался с борьбой против австрийской монархии, которую вели современники композитора.

От «Бранденбуржцев...» героическая линия в оперном творчестве идет к «Далибору», а затем к «Либуше». Наиболее яркая среди всех трех героических опер - «Далибор». Ее содержание остро драматично. Главный герой - благородный рыцарь, который возглавил антифеодальное крестьянское восстание и был казнен по приказу короля. В либретто переплетены реальные исторические факты и образы народных легенд. Отдельные моменты оперы напоминают «Фиделио» Бетховена (смелая девушка, переодевшись в мужское платье, пробирается в тюрьму, чтобы спасти возлюбленного). Однако, дело не только в сюжете: бетховенский свободолюбивый пафос ощущается в самой музыке оперы.

Наряду с героико-патриотическими операми Сметана сочинял и комические. Это «Проданная невеста», «Две вдовы», «Поцелуй», «Тайна». В них показана повседневная жизнь простых людей из народа. Лучшая среди комических опер Сметаны - «Проданная невеста» (1866 г.), которая стала первой чешской оперой, получившей мировое признание. Ее герои словно выхвачены из жизни чешского села: это батрак Еник - находчивый и смекалистый; его невеста нежная и лукавая Маженка; глуповатый и избалованный Вашек, самоуверенный деревенский сват Кецал; расчетливые родители Маженки, мечтающие о богатом зяте и др.

Одним из главных участников происходящих в опере событий является народ. Вместе с Маженкой крестьяне осуждают Еника за мнимое отступничество, а в финале оперы от всего сердца поздравляют влюбленную пару. Вот почему такое важное место в «Проданной невесте» занимают народно-массовые сцены. Ими начинаются и завершаются все три действия оперы.

Воплощая народные характеры, композитор естественно опирался на типичные особенности чешской народной музыки, в первую очередь - чешских танцев (это полька, скочна, фуриант). Так, например, в характере польки выдержан жизнерадостный хор «Как же нам не веселиться», открывающий I действие. Его мелодия звучит как подлинная народная песня .

Вокальный стиль «Проданной невесты» во многом напоминает стиль русской классической оперы своей опорой на народную песенность (при том, что цитат почти нет) и отказом от внешней виртуозности (примером может служить ариозо Еника - № 81).

В области симфонической музыки Сметана отдавал предпочтение жанру программной симфонической поэмы (видимо, благодаря влиянию Листа, с которым познакомился еще в молодые годы). Главное симфоническое произведение Сметаны - грандиозный цикл из 6 симфонических поэм "Моя Родина" («Вышеград», «Влтава», «Шарка», «В чешских лугах и лесах», «Табор», «Бланик») .

Наибольшую популярность приобрела симфоническая поэма «Влтава», где тема Родины раскрывается через образ могучей реки. Как поясняется в авторской программе, музыка поэмы рисует весь путь Влтавы от самых ее истоков. Сочетание неизменного (образ реки) с изменчивым (картины и явления, сопутствующие течению Влтавы) вызвало обращение к форме свободного рондо

В отличие от русского фольклора, в чешском почти нет широких протяжных мелодий. Большинство чешских песен имеет танцевальный характер, отличается бодрой жизнерадостностью.

Цикл возник в первые годы глухоты (это страшное несчастье постигло композитора в 50-летнем возрасте), когда были созданы и другие замечательные произведения: струнный квартет «Из моей жизни», «Чешские танцы» для фортепиано.

Бедржих Сметана родился 2 марта 1824 г. в городке Литомьпыль (Чехия) в семье арендатора пивоварни. Отец Берджиха - Франтишек Сметана - приложил немало сил, чтобы приобщить все свое многочисленное семейство (у него было одиннадцать детей) к чешскому песенному фольклору. Кроме того, Франтишек обучил сына Бедржиха игре на скрипке. Однако позже Сметана младший предпочел скрипке фортепьяно (его учителем был Я. Хмелика).

Уже с юных лет у Бедржиха проявился незаурядный талант, а, главное, целеутремленность. "Я хочу стать Моцартом в сочинении и Листом в виртуозности", - записал он в своем дневнике.

В результате частых переездов семьи Сметана оказался в городе Немецкий Брод, где поступил в гимназию. Время, проведенное здесь еще больше сблизило Бедржиха с чешской культурой, чему в немалой степени поспособствовали его педагоги.

С 1830 г. он с успехом концертировал как пианист на родине и за рубежом.

В 1843 г. Сметана поступил в музыкальную школу Йозефа Прокша в Праге. В столице он активно посещал концерты Мошелеса, Тальберга, Клары Шуман, сочинял фортепьяные сочинения.

В 1846 г. композитор окончил обучение. А через два года его увлекли политические события 1848 г. (восстание против австрийцев). И хотя Сметана не принимал непосредственного участия в уличных боях, его эмоциональное состояние было выражено в "Песне свободы", написанной под впечатлением от происходящего.

В том же 1848 г. Сметана основал музыкальную школу в Праге. Из наиболее значительных произведений тех лет - польки.

Следующим шагом в его творческой эволюции было написание трио соль-минор для фортепьяно, скрипки и виолончели. Толчком к созданию этого первого его значительного камерного произведения стала личная трагедия. Сметана написал, что это трио является «воспоминанием о моем первенце, дочери Бедржишке, которая поражала всех своим музыкальным талантом, но была унесена безжалостной смертью в возрасте всего лишь четырех с половиной лет». Композитор безмерно любил свою старшую дочь (весьма одаренную музыкально) и тяжело переживал ее раннюю кончину.

В 1856 г. Сметану пригласили в шведский город Гетеборг, где он прожил в общей сложности пять лет. За время пребывания в Гетеборге Сметана написал три симфонические поэмы, из которых наиболее значительная и самобытная «Лагерь Валленштейна» (1858 г.)

Окончательно в Чехию Сметана вернулся в 1863 г. В течении последующих нескольких лет музыкант развил бурную общественную деятельность, выступал как хоровой и оперный дирижер, музыкальный критик и композитор.

С 1866 по 1874 гг. Сметана был главным дирижёром «Временного театра», возглавлял музыкальную секцию «Умелецкой беседы», работал с хором «Глагол Пражский» (писал для него произведения на чешские тексты).

В 1874 г. Сметана неожиданно оглох. Но несмотря на это в последующее десятилетие он создал едва ли не лучшие свои произведения: симфоническую поэму «Мою Родину», оперы(«Поцелуй»), фортепьянные циклы «Сны» и «Чешские танцы», оба струнных квартета и оркестровый «Пражский карнавал».

Свою жизнь Сметана доживал в лечебнице для душевнобольных в Праге.

Музыкальное наследие:

Оперы (все поставлены в Праге): "Брaндербуржцы в Чехии" (Branibori v Cеchach, 1863 г.), "Проданная невеста" (Prodana nevesta, 1866 г.), "Далибор" (Dalibor, сочинена 1867 г.), "Либуше" (Libusе, 1872 г.), "Две вдовы" (Dve vdovy, 1874 г.), "Поцелуй" (Hubicka, 1876 г.), "Тайна" (Tajemstvi, 1878 г.), "Чёртова стена" (Certova stena, 1882 г.), "Виола" (нe окончена, по "Двенадцатой ночи" Шекспира, соч. 1884 г.)

Камерно-инструментальные ансамбли : для cкpипки и фортепьно-фантазия (1843 г.), 2 дуэта "В родном краю" (Z domovi-ny, 1878 г.), фортепьянное трио (1855 г.), 2 струнного квартета (1-й, Из моей жизни-Z meho zivota, 1876; 2-й-1883 г.)

Хоры (мужские, с фортепьно): "Чешская песня" (Сeska pisen, слова Я. Гвезды, 1860 г.; 2-я редакция для смшанного хора с фортепьно, 1868 г.; 3-я редакция с оркестром, 1878 г.), "Три всадника" (Tri jezdci, cлова Ю. В. Яна, 1862 г.), "Отщепенец" (Odrodilec, cлова А. Мeтлинского, двойной мужской хор - 1863 г.; 2-я редакция, мужской хор - 1864 г.), "Земледельческая песня" (Rolnicka, cлова В. Трнобранского, 1868 г.), Торжественный хор (Slavnosti sbor, cлова Э. Цюнгеля, 1870 г.), "Песнь на море" (Pisen na mori, cлова В. Галопа, 1877 г.), 3 трёхголосных женских хора - "Прилетели ласточки" (Priletely vlastovicky), "Солнце село за гору" (Zapad slunce, оба на cлова И. Сладека) и "Моя звезда" (Ма hvezda. cлова К. Пешки, 1878 г.), мужские хоры на cлова И. Срб-Дeбрнова - "Приданое" (Veno, 1880 г.), "Молитва" (Modlitba, 1880 г.); 2 лозунга (Dve hesla, для "Глагола пражского", 1882 г.), "Наша песня" (Nase pisen, 1883 г.), 2 церковных хора - с органом a cappella

Произведения для фортепьяно: " Бравурный галоп" (1840 г.), кадриль (1841 г.), польки , в том числе "Из студенческой жизни" (Zе studentskeho zivota, 1842 г.) и "Воспоминание о Пльзени" (Vzроmkа nа Plzen, 1843 г.), Багатели и экспромты (8 пьес, 1844 г.), 8 прелюдий (1845 г.), 6 характерных пьес (Sest charakteristyckych skladeb, 1848 г.), соната (1849 г.), "Свадебные сцены" (Svatebni scdny, 1849 г.), "Листки воспоминаний" (Listky do pamatniku, 1851 г.), польки - 3 салонные (Tri polky salonni, 1855 г.), 3 поэтические (Poeticke, 1855 г.), "Видение на балу" (Videni nа plese, 1858 г.), "Беттина полька" (Bettina polka, 1859 г.), "Воспоминание о Чехии в форме полек" (Bzpominky nа Cechy ve forme polek, 1859 г.), 4 концертных этюда (1862 г.), концертная фантазия на темы чешских песен (1862 г.), Мечты (Sny, 1875 г.), Чешские танцы (Ceske tance, тетрадь I - 1877 г., тетрадь II - 1879 г.)

Произведения для фортепьно в 4 руки : 2 увертюры (1842 г.)

Музыка к спектаклям драматического театра: 2 увертюры для малого оркестра к кукольным драмам М. Копецкого "Доктор Фауст" (1862 г.) и "Ольдржих и Божена" (1863 г.), Фанфары к трагедии У. Шекспира "Ричард III" (для валторн, труб, тромбона, литавр, 1867 г.)

(1824-1884) чешский композитор

С именем Бедржиха Сметаны связана одна из блестящих страниц истории музыки прошлого столетия. Часто можно встретить высказывания: «Сметана - отец новой чешской музыки», «Сметана - чешский Глинка». Однако значение этого человека исключительно велико не только для Чехии - его музыка явилась драгоценным вкладом в сокровищницу мировой классики, завоевала признание во всех странах.

Бедржих Сметана родился в старинном городке Литомышль, расположенном в живописной местности на юго-востоке Чехии. Сюда в начале 1824 года переехал пивовар Франтишек Сметана со своей женой Барбарой, урожденной Линьковой. Он поступил на службу к графу Вальдштейну и поселился в доме, расположенном на холме, против старого замка. Неподалеку находился храм, башни которого вздымались высоко над городом.

Франтишек Сметана был простым и прямодушным человеком, горячо любил родину и страстно мечтал о том времени, когда она освободится от австрийского гнета. Прослывший за свои убеждения якобинцем, он воспитывал сына в духе свободолюбивых, демократических идей.

В 1836-1839 годах Бедржих обучался в гимназии, где находился под влиянием педагогов, которые воспитывали в молодых людях любовь и уважение к чешской национальной культуре. Музыка вошла в жизнь будущего композитора с детских лет. В родном городке, в других городах, деревнях и селах, где ему доводилось проводить лето, он часто мог слышать пение и игру на различных народных инструментах, без чего невозможно представить себе чешский народный быт. Его отец был страстным любителем музыки, неплохо играл на скрипке. В часы досуга у него собирались друзья, один из которых также играл на скрипке, другой - на альте, третий - на виолончели. Мальчик с огромным интересом слушал игру домашнего квартета.

Когда Бедржиху исполнилось четыре года, отец начал обучать его играть на скрипке и фортепиано. Год спустя мальчик уже мог исполнять партию скрипки в одном из гайдновских квартетов. Большие успехи он делал и в игре на фортепиано: уже в 1830 году Бедржих впервые выступил публично. Рано обнаружилось также и композиторское дарование мальчика: в восьмилетнем возрасте он начал сочинять небольшие пьесы.

В гимназические годы талант Бедржиха Сметаны уже привлек всеобщее внимание. В кругу знакомых юноша прославился как пианист, блестяще исполнявший произведения Шопена, Листа и других композиторов. Большим успехом пользовались среди молодежи его польки.

Замечательное дарование Сметаны росло и развивалось вполне самостоятельно. Он жил в провинции и не имел возможности систематически заниматься с опытными музыкантами-профессионалами, не появилась она и тогда, когда он на короткое время приезжал в Прагу в конце 1839 - первой половине 1840 года.

Бедржих Сметана долгие часы проводил за фортепиано, изучал произведения великих мастеров: Моцарта , Бетховена и особенно любимого им Шопена . Несколько позднее молодой музыкант познакомился с искусством Берлиоза и Листа , которое произвело на него неизгладимое впечатление.

В 1843 году Бедржих окончил пльзенскую гимназию. К этому времени он окончательно решил посвятить себя музыке. Его идеал - стать «Листом в технике и Моцартом в сочинении». Вступая на артистический путь, юноша мог рассчитывать лишь на свои собственные силы: к тому времени материальное положение семьи резко ухудшилось и родители не могли оказывать ему существенную помощь.

Скудные средства, которые он имел, быстро иссякли, и Сметана начал испытывать самую настоящую нужду. Бедствия юноши продолжались до тех пор, пока директор Пражской консерватории не рекомендовал его учителем музыки в семейство графа Туна. Бедржих Сметана оказался очень терпеливым учителем, хотя работать ему было нелегко, так как четверо из пяти графских детей не имели музыкальных способностей. Уроки продолжались по пять часов в день, зато Сметана получил возможность самому совершенствоваться в любимом искусстве. Когда семейство Туна находилось в Праге, он мог использовать свободное время для общения с музыкантами, а во время каникул, сопровождая учеников в поездках по стране, значительно расширил свое знакомство с чешской жизнью, искусством.

В Праге Бедржих Сметана берет уроки у одного из известнейших в то время чешских педагогов И. Прокша. Тот сразу же оценил талант юноши и охотно занимался с ним. Годы учения у Прокша дали молодому музыканту очень многое: ведь, несмотря на большие успехи, он не имел сколько-нибудь систематической теоретической подготовки. Под руководством Прокша Сметана приобрел профессиональное мастерство и в зрелые годы часто с благодарностью вспоминал своего учителя. В 1846 году Бедржих Сметана присутствовал на концертах Берлиоза и Листа и тогда же познакомился с этими великими музыкантами. Между ним и Ференцем Листом в дальнейшем возникла теплая дружба, которая продолжалась вплоть до смерти чешского композитора.

В 1847 году Бедржих Сметана оставил дом графа Туна. Он чувствовал себя созревшим для самостоятельной творческой работы, но его материальное положение оставалось тяжелым, небольших случайных заработков хватало ненадолго. К тому же он не имел рояля и был вынужден заниматься у друзей. Однако молодой композитор не терял бодрости, строил различные планы и, наконец, добился разрешения открыть в Праге музыкальную школу. Правда, никаких средств для этого у него не было, и Сметана обратился с просьбой о помощи к Листу, который ответил ему сердечным письмом и помог с изданием «Шести характеристических пьес». Вскоре они были напечатаны в Лейпциге. Это окрылило композитора, и он продолжил сочинять небольшие фортепианные пьесы. В 1849 году появились его «Свадебные сцены», написанные в «чисто чешском стиле».

Выдающимся творческим достижением Сметаны явились «Три салонные польки» и «Три поэтические польки». Незадолго до этого он написал «Триумфальную симфонию», единственное произведение этого жанра во всем его творческом наследии.

В 1849 году Бедржих Сметана сочетался браком с одаренной музыкантшей Катержиной. Их брак оказался счастливым.

Жена во всем помогала ему и поддерживала его творческие устремления. Молодая чета жила очень скромно, но их дом был открыт для друзей, которых здесь встречали приветливо и сердечно. В 1856 году у них побывал и Ференц Лист.

В семейном кругу Бедржих Сметана забывал про жизненные невзгоды, которых было немало. В то время Чехия все еще находилась под властью австрийцев, которые контролировали все области художественной жизни. В этой угнетающей обстановке Сметана не мог найти применение своим способностям, не имел возможности материально обеспечить свою семью. В конце концов он принял решение оставить родину и поехать в поисках работы в Швецию. Так в 1856 году Сметана отправился искать счастья и признания за рубежом.

Он прожил за границей пять лет. Композитор обосновался в шведском городе Гетеборге, рассчитывая получить здесь педагогическую работу. Эти надежды оправдались: после того как он дал в Гетеборге два концерта, в уроках не было недостатка. Чешского музыканта встретили приветливо, он быстро приобрел здесь много друзей и знакомых. С некоторыми из них переписывался и после отъезда из Гетеборга.

Бедржих Сметана активно занимался и дирижерской деятельностью, систематически выступал как пианист. Он быстро завоевал в Гетеборге всеобщее уважение и признание как первый музыкант города. Но сердцем он был на родине. Сметана постоянно читал чешские газеты и был в курсе всех событий, которые происходили в его стране.

В Гетеборге он написал три крупных произведения. Это симфонические поэмы «Ричард III» (1858), «Лагерь Валленштейна» (1859) и «Гакон ярл» (1861). В 1857 и 1859 годах композитор гостил в Веймаре у Листа. Жизнь Сметаны в Швеции протекала вполне благополучно. Он был признан, материально обеспечен, у него было много друзей, он имел возможность заниматься творчеством. Но в то же время ему пришлось пережить на чужбине много горестных дней и недель, омраченных тоской по родине и личными несчастьями. Перед отъездом в Швецию умерла первая дочь композитора. Через три года его поразил новый страшный удар: горячо любимая жена Катержина плохо чувствовала себя в чужой стране, с каждым годом ее здоровье ухудшалось и в начале 1859 года стало внушать самые серьезные опасения. Сметана думал, что в Праге, среди родных, ей станет лучше. Он отправился с ней в путь, но по дороге она скончалась в Дрездене. В Прагу композитор приехал вдвоем с дочерью и провел летние месяцы в семье брата Карла. Затем один возвратился в опустевшую гетеборгскую квартиру, оставив дочь на попечение бабушки.

В 1860 году Бедржих Сметана вторично женился, на Беттине Фердинандовой, сестре жены его брата. Весной 1861 года он окончательно вернулся на родину, поселился в Праге и принял самое активное участие в развитии чешской национальной культуры. В то время ему исполнилось тридцать семь лет, он был в полном расцвете сил и способностей. Прошедшие годы обогатили его жизненным и творческим опытом, выросло и окрепло его композиторское и исполнительское дарование. В течение восьми лет Сметана работал во Временном театре. Здесь состоялись премьеры его опер «Бранденбуржцы в Чехии», «Проданная невеста», «Две вдовы» и «Поцелуй». К этим операм следует добавить еще «Далибор» и «Либуше». А «Проданная невеста» стала первой чешской оперой, получившей мировое признание.

В жизни некоторых людей бывают годы, которые сразу и бесповоротно меняют ее течение. Таким рубежом для Сметаны стал 1874 год. Он принес композитору и творческие радости, и страдания, которые следовали за ним до конца его жизни. На него обрушилось несчастье - внезапная глухота. Чудовищный удар потряс композитора, в его жизни все переменилось, он сам стал другим, прежними остались лишь его талант и вдохновение.

27 марта 1874 года на сцене Временного театра состоялась премьера его оперы «Две вдовы», которая прошла весьма успешно. В пору полной глухоты композитор сочинил оперу «Поцелуй». Он создает симфонический цикл «Моя родина» - уникальное явление музыкального искусства.

Здоровье Бедржиха Сметаны то и дело вызывало беспокойство врачей. Некоторое время он был вынужден находиться в пражской психиатрической лечебнице. Силы композитора таяли с каждым днем. Сам он понимал это, но упорно сопротивлялся болезни, пытался работать, так как труд был единственной целью и опорой всей его жизни. В эти дни, когда здоровье Сметаны уже не давало никаких надежд на лучший исход, ему довелось пережить радость. 18 ноября 1883 года он присутствовал на открытии вновь отстроенного после пожара здания Национального театра. В переполненном зале снова прозвучала его опера «Либуше», имевшая громадный успех. Композитора неоднократно вызывали, и он снова почувствовал любовь и признание пражской публики. Но это было последнее его торжество - последний раз он присутствовал в театре, последний раз в полном сознании видел прекрасную Прагу, беседовал с друзьями.

Когда в начале 1884 года праздновали шестидесятилетие со дня его рождения, он был уже настолько болен, что не мог и помышлять о путешествии в город.

С каждым днем Бедржих Сметана чувствовал себя все хуже и хуже. Его мучили головные боли, он жестоко страдал от не смолкавшего ни на минуту шума в голове и ушах. Затем ко всему этому добавились галлюцинации. Композитор постепенно терял память, подчас не узнавал знакомых и, что было для него особенно тягостным, начинал ощущать бессвязность мышления. В конце января 1884 года он окончательно потерял сознание, вскоре его перевезли в Прагу и поместили в больницу для душевнобольных, где в мае этого же года он скончался.

Смерть Бедржиха Сметаны была воспринята чешским народом как тяжелейшая утрата. Его похороны привлекли огромное количество людей, среди которых были не только пражане, но и приезжие из других городов. Траурное шествие прошло по городу к Вышеграду, где и нашел вечное упокоение великий чешский композитор. Но жизнь его музыки только начиналась, и будущее принесло ему истинное бессмертие.

Сметана Б.

(Smetana) Бедржих (2 III 1824, Литомишль - 12 V 1884, Прага) - чеш. композитор, дирижёр, пианист, муз.-обществ. деятель. Учился игре на скрипке у отца, пивовара, любителя музыки. С 5-летнего возраста участвовал в домашнем музицировании, играя на скрипке. Игре на фп. вначале обучался под рук. Я. Хмелика, к-рый записал ранние композиторские опыты С. (записи утеряны). В 1830 впервые выступил публично как пианист; позднее учился у кантора Ф. Икавеца (фп.). В школьные годы в Праге и Пльзене С. играл в камерных ансамблях и оркестрах, сочинял для них танцы ("Луизина полька" и др., 1840-42). Затем совершенствовался в игре на фп. и изучал теорию композиции у известного чеш. педагога, слепого музыканта Й. Прокша в его школе в Праге (закончил курс обучения сочинением фп. сонаты g-moll). В эти годы С. познакомился с Г. Берлиозом, К. и Р. Шуманами, концертировавшими в Праге. Р. Шуман помог ему глубже понять музыку Шопена, ощутить патриотич. пафос творчества этого композитора. Фп. произв. Ф. Шопена и Ф. Листа С. исполнял во время первой конц. поездки по Чехии, предпринятой вскоре после окончания школы Прокша (концерты не имели успеха, и С. долго не выступал как пианист).
С сер. 1840-х гг. С. начал серьёзно заниматься композицией, зарабатывая на жизнь частными уроками фп. игры. Первое изданное произв.- "6 характерных пьес" для фп. (ор. 1, соч. 1848). Под впечатлением революц. событий в Праге в 1848 написал "Песнь свободы" для хора (её называли "чеш. Марсельезой"; распространялась среди восставших как листовка, позднее написан вариант для голоса с фп.), "Марш студенческого легиона" и "Марш Национальной гвардии" для симф. оркестра. Первое крупное симф. сочинение С.- "Торжественная увертюра" (1849). В 1849 С. открыл собств. муз. школу, в к-рой преподавала и его жена - пианистка Катаржина С. (урожд. Коларж), также ученица Прокша. Школа С. на протяжении многих лет была центром конц. и просветит. деятельности передовых чеш. музыкантов. В этот период С. сочинял преим. польки - "3 поэтические польки", "Нашим девушкам", "Свадебные сцены" и др. (все эти пьесы, в отличие от ранних, выходят за рамки жанра танц. музыки). Подобно Шопену, С. на основе нар. танца создавал поэтичные картины из нар. жизни.
Обстановка, сложившаяся в Чехии после подавления революции, смерть трёх дочерей и болезнь жены побудили С. временно оставить родину. В 1856-61 жил в Швеции; преподавал фп. игру и руководил муз. объединениями в Гётеборге, выступал как пианист и дирижёр, много сочинял. Под влиянием Листа, у к-рого С. неоднократно бывал в Веймаре, написал 3 программные симф. поэмы - "Ричард III", "Лагерь Валленштейна" и "Гакон Ярл" - первые значит. произв. чеш. музыки в этом жанре. Написанные на сюжеты произведений, созданных писателями разных стран, эпох и стилей (У. Шекспир, Ф. Шиллер, дат. поэт А. Эленшлегер), эти поэмы связаны идейной общностью; они отражают передовые свободолюбивые идеи борцов за независимость Чехии.
Вернувшись в Прагу весной 1861, С. возглавил движение за самобытное развитие нац. чеш. муз. культуры. Он организовывал концерты, выступал как дирижёр с муж. хором "Глагол пражский", для к-рого создал ряд хоров на слова чеш. поэтов, писал статьи, призывая к расширению муз. репертуара и популяризации музыки чеш. и др. слав. композиторов. Однако осн. усилия С. были направлены на создание нац. оперы. Это было особенно важно в период патриотич. подъёма, активизации т. н. будительского движения (возникло в кон. 18 в.; его деятели стремились к возрождению нац. культуры и чеш. языка, развитию к-рых препятствовали австр. власти). В Праге в эти годы шли гл. обр. нем. оперы. Однако с завершением строительства "Временного т-ра" возникла необходимость в чеш. репертуаре.
Поставив перед собой задачу заложить основы всех важнейших жанров нац. оперы, С. начал одноврем. работать над героико-патриотич. оперой "Бранденбуржцы в Чехии" и комической - "Проданная невеста" (обе на либр. К. Сабины), трагич. оперой "Далибор" и эпической "Либуше" (обе на либр. Й. Венцига).
Содержание первой оперы - изгнание чужеземцев из Чехии в 13 в. - живо ассоциировалось с современностью; музыка оперы, пронизанная песенно-маршевыми интонациями и ярко характеризующая нар. восстание, оказывала сильное воздействие на чеш. слушателя. Опера "Бранденбуржцы в Чехии" получила высокую оценку критики и была удостоена премии.
Музыка "Проданной невесты", основанная на интонациях чеш. нар. песен, а также танцев с их живыми ритмами (скочна, полька, дупак, фуриант), отличается проникновенным лиризмом; опера имела огромный успех, благодаря к-рому С. в 1866 получил пост гл. дирижёра оркестра "Временного т-ра" в Праге. По инициативе С. и под его руководством были поставлены оперы "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила" Глинки (дирижировать последней в Прагу по приглашению С. приезжал на премьеру в 1867 М. А. Балакирев), позднее - "Галька" Монюшки. С. продолжал быть активным организатором муз. жизни города - руководил муз. секцией "Умелецкой беседы", основал абонементные симф. концерты (проходили в здании т-ра), знакомившие чеш. публику с лучшими произв. мирового муз. иск-ва - включал в программы классич. музыку и сочинения совр. чеш. и др. слав. композиторов, в т. ч. орк. произв. М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского (позднее из абонементных концертов возникла Чеш. филармония).
В 1868 состоялась премьера оперы "Далибор", исполненной протеста против феод. гнёта (в основе сюжета - судьба благородного рыцаря, к-рый погиб, защищая угнетённых). Смелые модуляции, насыщенная звучность оркестра, героич. мелодии фанфарного характера дали повод реакц. критике упрекать С. в "вагнеризмах", отходе от традиций чеш. нац. музыки. Опера "Далибор" вскоре была снята с репертуара, и при жизни С. постановка не возобновлялась (клавир был издан друзьями С. незадолго до смерти композитора к его 60-летию). Патриотич. направленность творчества С. настораживала проавстрийски настроенные реакц. круги. Враждебные ему критики из лагеря т. н. старочехов препятствовали мн. патриотич. начинаниям С. В ответ на требование устранить С. с поста гл. дирижёра "Временного т-ра" с меморандумом в его защиту выступили представители передовой общественности (среди деятелей чеш. культуры - поэт Я. Неруда), высоко оценивавшие общенар. значение прогрессивной муз.-обществ. деятельности С. Начал выходить журн. "Dalibor", возглавивший кампанию по защите композитора и названный так в знак протеста против снятия оперы с репертуара. В 1874 С. создал комич. оперу "Две вдовы" (либр. Э. Цюнгеля), продолжавшую направление, к-рое он развивал в "Проданной невесте", но включавшую в муз. ткань интонации гор. песни. В том же году написаны первые 2 симф. поэмы из цикла "Моя родина", выдающегося произв. чеш. классики. (Симф. поэма "Вышеград" из этого цикла и опера "Две вдовы" были последними сочинениями, созданными композитором до наступления глухоты; С. полностью потерял слух в окт. 1874. Симф. поэмы "Влтава" - наиболее популярная из цикла "Моя родина", и "Шарка" были начаты при первых симптомах болезни.)
Вынужденный из-за глухоты оставить пост оперного дирижёра и испытывая материальные затруднения, С. поселился в доме мужа дочери, лесничего Й. Шварца в дер. Ябкенице (близ Праги). Однако он продолжал творч. деятельность, и в последние 10 лет жизни им были созданы: оперы "Поцелуй", "Тайна", "Чёртова стена" и I д. оперы "Виола" (все на либр. Э. Красногорской), а также "Пражский карнавал" для симф. оркестра, ряд вок. произв. (гл. обр. для муж. хора), 2 струн. квартета, "Чешские танцы" и др. фп. произв., а также последние симф. поэмы из цикла "Моя родина" - "Из чешских полей и лесов", "Табор", "Бланик". Согласно замыслу автора, музыка всего цикла должна была звучать единым гимном родине. Опираясь на традиции создателей романтич. программного симфонизма (гл. обр. Ф. Листа), С. в работе над симф. поэмами использовал историч. материалы, популярные нар. легенды и предания. Образы древней Чехии, символом к-рой является легендарный Вышеград - первооснова чеш. гос-ва, чередуются с поэтич. картинами природы и нар. празднеств. Через весь цикл проходит идея бессмертия и величия чеш. народа; воспеваются неприступная твердыня гуситов Табор и гора Бланик, в глубине к-рой спят воины, пока звук трубы не позовёт их на бой за освобождение родины. Музыка цикла ярко национальна, построена на интонациях чеш. нар. мелодий (в поэме "Табор" разрабатывается подлинная тема одной из лучших гуситских песен "Кто же вы, божьи воины?"). В сочинении ярко проявляются мастерство С. в области орк. колорита, его полифонич. иск-во (особенно в поэме "Из чешских полей и лесов"). В истории чеш. симфонизма цикл "Моя родина" занимает такое же важное место, как "Проданная невеста" в истории чеш. оперы. Этим циклом С. утвердил классич. традиции чеш. симф. музыки - демократизм, нац. самобытность, патриотич. устремлённость, традиции, получившие затем развитие в произв. А. Дворжака и сыгравшие решающую роль в формировании творчества чеш. композиторов след. поколений. (Из-за призывного, патриотич. характера музыки исполнение цикла "Моя родина" в оккупированной гитлеровцами Чехословакии было запрещено.)
Камерную музыку С. писал гл. обр. в периоды, связанные с трагич. событиями личной жизни. Свою скорбь, вызванную смертью первой дочери, он отразил в фп. трио. Потеряв слух, композитор излил свою горечь в 1-м струн. квартете "Из моей жизни", имеющем автобиографич. содержание. Но несмотря на субъективный характер чувств, выраженных в музыке, и трагич. окраску одного из финальных эпизодов (в болезненном состоянии композитор слышал мучившее его звучание - Аs-dur`ный секстаккорд в 4-й октаве; в квартете - это пронзительное верхнее е), музыка этого произв. отличается большими художеств. обобщениями; она говорит о мужественной борьбе с невзгодами, воспевает вечное обновление, радость творч. труда. Пражское об-во камерной музыки, куда С. представил это сочинение, сочло его технически неисполнимым. Лишь благодаря содействию друга С. поэта Й. Срб-Дебрнова 1-й струн. квартет был исполнен в 1878 в его доме, затем в публич. концерте (на альте играл А. Дворжак); вскоре квартет стал известен и в др. странах. 2-й струн. квартет по эмоциональному содержанию является продолжением 1-го; его программа - жизнь и страдания музыканта, потерявшего слух. Несмотря на полную потерю слуха, С. неск. раз выступил как пианист; сбор с концертов пошёл на восстановление здания сгоревшего Нац. т-ра. С той же целью С. 28 IX 1881 в последний раз дирижировал оркестром, будучи уверен, что оркестранты его не подведут, а имя привлечёт много слушателей.
Исполнение оперы "Либуше" состоялось в присутствии С. в 1883, в день открытия Нац. т-ра (автор назвал её "торжественной картиной"). Опера написана в монументально-эпич. стиле и посвящена воспеванию мудрости, славы и силы чеш. народа, это - муз. сказание о его деяниях и бессмертии; в опере отразились глубокие патриотич. чувства композитора. (Опера "Либуше", с её торжественной музыкой, исполняется в ЧССР в дни нац. празднеств; увертюра часто звучит как самостоят. симф. произв.)
25 II 1884 тяжело больной композитор вынужден был прекратить работу над партитурой оставшейся незавершённой оперы "Виола" (по "Двенадцатой ночи" Шекспира). Через два с половиной месяца С. умер. С. сыграл исключит. роль в развитии чеш. муз. культуры. Опираясь на опыт мастеров мирового муз. иск-ва, он творчески развил нац. муз. традиции, в т. ч. старших современников В. Томашека и P. Шкроупа. Произв. С., прозванного "чешским Глинкой", отличаются яркой нац. самобытностью, они положили начало расцвету чеш. нац. музыки и утвердили её мировое значение.
Реалистическое и в то же время обладающее романтич. чертами новаторское иск-во С. завоевало признание ещё при жизни композитора в разных странах, в т. ч. в России. 30 XII 1870 (11 I 1871) в Мариинском т-ре в Петербурге была впервые поставлена "Проданная невеста" (в СССР пост. в 1937; первая постановка - в Ленингр. Малом оперном т-ре); симф. камерные и хор. сочинения С. широко исполняются сов. оркестрами, ансамблями и хор. коллективами.
После смерти С. пачалась систематич. публикация его произв. В 1910-27 в Праге выходил прогрессивный муз. журн. "Smetana" (основан З. Неедлы). В ЧССР издаётся собрание сочинений С. (с 1940). Именем С. названы один из лучших конц. залов и Дом музыки в Праге. Здесь находится также Музей С., филиалы к-рого имеются в Литомишле и Ябкенице; Музей С. открылся и в Гётеборге. Ежегодно в день смерти С. исполнением симф. цикла "Моя родина" начинается междунар. муз. фестиваль "Пражская весна".
Основные даты жизни и деятельности

Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Композитор, вступивший в борьбу с глухотой, продолжавший творить вопреки болезни… ? Да, но такова и судьба Бедржиха Сметаны… Столкновение с болезнью – лишь одна из тех драматических ситуаций, которыми отмечен путь этого композитора, заложившего основы чешской композиторской школы. «Горечь жизни я вкусил в полной мере… но я испытал также минуты прекрасные, волшебные, да и величественные», – так говорил о своей жизни сам Сметана.

Бедржих Сметана появился на свет в Чехии… Увы, скорее, в Австрийской империи, частью которой была в то время Чехия. Уже почти две сотни лет чехи подвергались насильственному онемечиванию – на чешском языке не издавали книг, не было преподавания в школах и даже говорить на нем запрещалось. Впрочем, в доме Франтишека Сметаны – пивовара Литомишльского замка – этот запрет не соблюдался, зато здесь следовали давней традиции чехов, каковой является пристрастие к музыке. Отец будущего композитора играл на скрипке, и музыкальная атмосфера способствовала раннему проявлению способностей Бедржиха: игре на скрипке и фортепиано мальчик начал обучаться в пятилетнем возрасте, год спустя уже выступал, а в школьные годы уже сочинял музыку. Несмотря на столь явный талант, отец желал видеть сына экономистом. Бедржих отправился в Прагу, где поступил в академическую гимназию.

Но больше, чем уроки, увлекали юношу концерты и музицирование в кругу друзей. Важным событием в жизни молодого музыканта стал приезд Ференца Листа с концертами в Прагу. Потрясенный его исполнением, Сметана принимает решение бросить гимназию и полностью посвятить себя музыке.

В 1843 г. Бедржиху удается получить место домашнего учителя музыки детей графа Туна, и это избавляет его от материальных проблем, к тому же, в салоне этого страстного любителя музыки собираются интересные люди – общественные деятели, музыканты, здесь же Сметана встретился с и его супругой, когда те посетили Прагу. Но молодой музыкант жаждет деятельности, он предпринимает концертное турне по городам Чехии – но музыка композиторов-романтиков, не находит отклика у публики. Находясь в отчаянном положении, он написал Ференцу Листу, приложив к письму «Шесть характерных пьес», которые посвящались ему. Прославленный пианист-виртуоз и композитор получал немало подобных посланий, но пьесы Сметаны привлекли внимание, и стараниями Листа они были изданы в Праге.

Тяжелым ударом стало для Сметаны подавление восстания, вспыхнувшего в Праге 1848 г.: были арестованы и высланы многие его друзья. Принимал ли сам Сметана непосредственное участие в революционных событиях, точно неизвестно – но он определенно поучаствовал в них как композитор, создав «Песню свободы». В последующие годы Сметана много внимания уделяет созданию полек, поэтизируя этот жанр чешского музыкального фольклора.

1855-1856 гг. стали для композитора тяжелыми. Подобно многим другим соотечественникам, он возлагал большие надежды на бракосочетание императора с принцессой Елизаветой, которой приписывались демократические устремления, и в преддверии этого события он написал свою первую и единственную симфонию – «Триумфальную». Отправив ее в Вену, он не получил ответа, но премьера симфонии в Праге стала его дирижерским дебютом. Впоследствии композитор, убедившись в ложности своих надежд, запретил исполнять ее. В эти годы одна за другой умирают три дочери композитора и его друг Карел Гавличек, возвратившийся из ссылки. Единственным радостным событием становится встреча с , посетившим Прагу.

Политическая обстановка вынуждает композитора на некоторое время покинуть Чехию, и в 1856-1861 гг. Он живет в Гетеборге. В это время он создает симфонические поэмы по произведениям Фридриха Шиллера и Уильяма Шекспира, концертирует как пианист и дирижер. Вернувшись на родину, композитор начинает борьбу за открытие национального оперного театра. Его стараниями в 1862 г. в Праге создается Временный театр. На его сцене ставились оперы Бедржиха Сметаны, включая самую известную – «Проданную невесту», а в 1881 г. новый театр – Национальный – открывается постановкой его нового творения – оперы «Либуше».

Не в меньшей степени, чем в опере, талант композитора проявился в симфонической музыке. После «Триумфальной симфонии» он больше не писал в этом жанре, отдавая предпочтение поэме. Вершиной его творчества на этом поприще стал цикл поэм «Моя родина».

Деятельность Бедржиха Сметаны многообразна: он и преподавал, и руководил «Глаголом пражским» (хоровым обществом), и основал Филармоническое общество, и дирижировал оперными спектаклями. Предел этой кипучей деятельности положила только болезнь: в 1874 г. Сметана, теряющий слух и страдающий нервным заболеванием, покидает Прагу и проводит последние годы жизни в селе Ябкенице. Несмотря на прогрессирующее заболевание, он продолжает творить, создавая квартет «Из моей жизни» и иные сочинения.

Сметана скончался в 1884 г. На похоронах его в Праге собралась многотысячная толпа, звучал марш из «Далибора» и другие темы из его произведений. Памятники Сметане установлены в нескольких городах Чехии. Ежегодный музыкальный фестиваль «Пражская весна» открывается 12 мая – в годовщину его смерти, и в первый день фестиваля исполняется цикл «Моя родина».

Все права защищены. Копирование запрещено.