Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Итальянская нация. Народы Италии: культура и традиции

Итальянская нация. Народы Италии: культура и традиции

Бразилия - 3,2 млн чел
Аргентина Аргентина - 1,35 млн чел
США США - 16,3 млн чел
Уругвай Уругвай - 1,5 млн чел
Канада Канада - 1,45 млн чел
Венесуэла Венесуэла - 0,9 млн чел
Австралия Австралия - 0,85 млн чел
Швейцария Швейцария - 0,8 млн чел
Германия Германия - 0,6 млн чел
Перу Перу - 0,5 млн чел
Франция Франция - 0,35 млн чел
Бельгия Бельгия - 0,3 млн чел
Испания Испания - 0,15 млн чел
Чили Чили - 0,15 млн чел
Великобритания Великобритания - 0,13 млн чел
Эквадор Эквадор - 0,1 млн чел
Парагвай Парагвай - 90 тыс. чел
Румыния Румыния - 40 тыс. чел
ЮАР ЮАР - 35 тыс, чел
Хорватия Хорватия - 20 тыс. чел
Люксембург Люксембург - 19 тыс. чел
Мексика Мексика - 15 тыс. чел
Монако Монако - 10 тыс. чел Родственные народы испанцы , португальцы , французы , фриулы , романши , корсиканцы , ладины , арумыны , истрорумыны , молдаване , румыны , мегленорумыны Происхождение итало-римляне (италики , латины , этруски , умбры , самниты , оски , пицены , венеты ; лигуры ; нураги ; сикулы , греки), остготы , лангобарды

Происхождение

Первоначально Италия была населена племенами италиков , наиболее крупным из них были латины , населявшие область вокруг Рима, Лациум, оски , умбры , пицены , и др. На севере Италии в долине реки По проживали племена галлов, в Южной Италии поселилось большое количество греков, а также иллирийцы. В древности италики были создателями огромной Римской империи . Кроме того, центр Италии был населен этрусками , которые оказали значительное влияние на формирование культуры Италии . Впоследствии все эти народности во времена Империи смешались и были ассимилированы римлянами , единым языком их стал латинский.

Хозяйство

Италия - страна гористая, это определяет характер расселения и тип хозяйства. Это - одна из наиболее густо заселенных стран Европы (300-400 чел. на 1 км²), но большинство населения сосредоточено на равнинах, либо в промышленно развитых районах (север страны и Кампанья). Горные районы и юг страны заселены реже. Соответственно на севере население больше занято в промышленности, тогда как юг остается аграрным. Из отраслей хорошо развиты машиностроение, металлургия, химическая, текстильная, пищевая промышленности.

В сельском хозяйстве доминирует земледелие, что вообще характерно для южных стран, однако развито и скотоводство - мелкий рогатый скот - козы и овцы. Главные культуры: пшеница , кукуруза , сахарная свекла . Развиты садоводство (цитрусовые, оливки) и виноградарство . На севере страны преобладают крупные монопольные хозяйства, на юге - мелкие крестьянские. Сильна дифференциация между богатыми и бедными.

Национальный быт и традиции

Жилища итальянцев различаются. В Альпах - дом альпийского типа, двух- или трехэтажный, с каменным низом и деревянным верхом, с внешней лестницей на верхний этаж(позднее лестницы стали внутренними). В других районах преобладает дом италийского или латинского типа. Это двухэтажные каменные постройки, крыша - черепичная. На верхний этаж ведет внешняя лестница. Раньше хозяйственные помещения находились на нижнем этаже, теперь их размещают отдельно. Для небольших городов характерна кучевая планировка, где дома теснятся вокруг центральной площади. Конечно, на облике жилища сказываются социальные контрасты.

Национальный костюм итальянцев отличается яркостью и многообразием. Мужчины носили штаны чуть ниже колен, белую рубаху, куртку или безрукавку, женщины - длинную юбку в сборку или в складку, рубаху, часто вышитую, с широкими рукавами, и т. н. корсаж, то есть короткую кофточку, пестрый передник, шейный и головной платок. Обязательны были украшения. Это основные черты национального костюма, хотя в каждой местности были и свои разновидности. Сейчас везде носят современную одежду.

Кухня итальянцев, в отличие от костюма, не изменилась. Общее для неё - популярность макарон, риса, сыров и плодов моря. Макароны (по-итальянски - паста) имеют около 30 видов - спагетти , вермичелли , букатини, тальятелле , и др. Также много разновидностей сыра - рикотто, моцарелла, пекорино и т. д. блюда из риса могут готовиться с разными приправами, и называются ризотто. На десерт широко употребляются фрукты. Но ещё и каждая область славится каким-нибудь своим блюдом. В Лигурии - буридда, рыба, сваренная в масле с зеленью. В Ломбардии - бузекка, суп из требухи. В Умбрии - мадзафегати, сосиски из свиной печени. В Венеции - ризи э бизи, рис с горошком. В Риме - ньокки алла романа, клецки из картофеля. Неаполь - родина всемирно известной пиццы. Сейчас её продают во всем мире, есть специальные кафе - пиццерии. По производству вина Италия соперничает только с Францией. В основном, это сухие белые и красные вина, небольшая доля крепленых, десертных и игристых вин. Наиболее известно кьянти (Тоскана). В Сицилии - марсала, в Кампании - лакрима-кристи.

Давнюю историю имеет итальянский театр . В эпоху Возрождения возникла т. н. комедия масок (комедия дель арте). Первоначально спектакли исполнялись бродячими актёрами. Постоянными персонажами были остроумные слуги. Бригелла , Арлекин , Менегино и др., жадный купец Панталоне , трус Капитан , болтун Доктор и др.

В Италии впервые появилась опера . В 1637 году появился первый публичный театр в Венеции, в XVIII веке таких театров было в стране более 150. В Венеции было несколько театров, которыми владели местные аристократы.

В XVIII в. там соперничали два знаменитых драматурга, . Наиболее знаменитый памятник этого стиля - . Стиль барокко также зародился в Италии. Крупнейшие его представители - Итальянцы всегда отличались подвижностью, живостью, темпераментом. У них существует язык жестов, то есть когда итальянец говорит, то говорит он не только ртом, но и руками. Интересно, как описывали итальянцев писатели прошлого, например, Стендаль . Французы считали, что разврат во Франции процветал под влиянием «дурных итальянских нравов», особенно в период правления Екатерины Медичи , Кончини , Мазарини . Римляне в 19 в. были очень религиозны. Для мирян поприще честолюбия было закрыто, карьеру делали только священники. Было сильно влияние католической церкви.

В Риме давались роскошные балы, лучше, чем у Наполеона . У князя Боргезе для этого было 37 залов. Он давал бал каждую субботу.

Римская знать была разорена. Из-за лени вести свои дела аристократия разорена управляющими. В Венеции она доведена до нищенства.

Прежде в итальянских республиках каждый мог защищаться имеющимися у него средствами. В XVI в. Карл V уничтожил эту свободу. Недовольные бежали в леса, где их ремеслом стал грабеж. Италия славилась разбоем. Но разбойника крестьяне уважали больше, чем солдата, служившего папе. Для них он был борцом за свободу, разбойники боролись с правительством, презираемым всеми. В 1826 разбойники были уничтожены.

Ещё один обычай, завезенный испанцами, - чичисбейство, процветал в XVI-XVIII вв. Многие женщины имели чичисбея , то есть кавалера, с которым она появляется в обществе, когда муж занят делами. Если чичисбей был богат, он продвигал мужа, иногда наоборот, богатый муж способствовал чичисбею. Наполеон уничтожил этот обычай.

Римляне, на вид сдержанные, на деле неистовы. Князь, влюбившийся в жену плотника, побоится мужа, так как тот попросту его зарежет. В любом другом городе князь мог преспокойно предаваться амурным делам, заплатив мужу.

Иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на .
Эта отметка установлена 24 июля 2013 года .

Наиболее распространенные мужские имена: Адриа́но, Алесса́ндро, А́льдо, Амеде́о, Амери́го, А́нджело, Андре́а, Анто́нио, Ари́стиде, Беа́то, Берна́рдо, Винче́нцо, Витто́рио, Гаэта́но, Да́рио, Джа́комо, Джамбатти́ста, Джачи́нто, Джиро́ламо, Джова́нни, Джорда́но, Джо́рджо, Джузе́ппе, Джу́лио, Ди́но, Доме́нико, Гуальтье́ро, Гуарне́ро, Гулье́льмо, И́тало, Ка́рло, Ла́дзаро, Лодови́ко, Лоре́нцо, Луи́джи, Лу́ка, Луча́но, Ма́рио, Ма́рко, Ма́ссимо, Маури́цио, Микела́нджело, Мике́ле, Никколо́, Ора́цио, Отта́вио, Па́оло, Пье́тро, Ранье́ри, Раффаэ́ле, Рена́то, Рикка́рдо, Робе́рто, Рудже́ро, Сальвато́ре, Сильва́но, Сильве́стро, Си́львио, Томма́зо, Теодо́ро, Умбе́рто, Франче́ско, Че́заре, Эдмо́ндо, Эми́лио, Энри́ко, Э́тторе, Эудже́нио.

Женские: Андже́лика, Беатри́че, Бьянка, Вирджи́ния, Витто́рия, Дже́мма, Джи́на, Джорджи́на, Джова́нна, Джуди́тта, Джу́лия, Джусти́на, Гильельми́на, Гра́ция, Кла́удия, Кристи́на, Ла́ура, Лючи́я, Маддале́на, Маргари́та, Мари́я, Орте́нзия, Отта́вия, Паоли́на, Ро́за, Рози́на, Сиби́лла, Сильва́на, Теодо́ра, Фло́ра, Франче́ска, Челести́на, Э́ва, Э́лена, Эми́лия, Э́мма.

Исконно романские имена: Амедео (боголюб), Беато (блаженный), Витторио (победитель), Джачинто (гиацинт), Итало (итальянец), Лучано (светлый), Маурицио (мавр, тёмный), Оттавио (восьмой), Паоло (малый), Пьетро (камень), Сальваторе (спаситель), Сильвано, Сильвестро, Сильвио (лесной), Франческо (французский), Чезаре (цезарь, царь).

Греческие: Алессандро (защитник-муж), Никколо (победитель народа), Теодоро (боголюб), Этторе (Гектор), Эудженио (благородный), и др.

Довольно много германских имен: Америго (др. герм. Амальрих), Бернардо, Гуальтьеро, Гуарнеро, Гильельмо (это - нем. Вальтер, Вернер, Вильгельм), Карло, Риккардо (Рихард), Лодовико и Луиджи (два варианта имени Людвиг, или Луис), Энрико (Генрих) и др.

Ещё один слой имен - библейские: Джованни (Иван, Иоанн), Джузеппе (Иосиф), Микеле (Михаил), Раффаэле.

Большинство имен - общеевропейские, они есть во всех европейских языках, но имеют своё национальное звучание.

Фамилии итальянцев чаще всего оканчиваются на «и», Верди, Россини, Росси, Монигетти и т. д. Это - показатель множественного числа, то есть по-русски это звучало бы так: Петровы, Ивановы. В средние века была другая форма фамилий, в единственном числе, - Тинторетто, Тассо, Данте и т. д. Известные персонажи трагедии Шекспира, Монтекки и Капулетти, в изначальном варианте звучали как Монтеккио и Капеллетто. В средние века итальянцы употребляли отчество , например, Пьетро ди Джованни - Петр Иванович. Популярны (особенно в прошлом) «слившиеся» двойные имена - Джанбаттиста (букв. Иоанн-Креститель), Джанпаоло, Джанпьетро.

Итальянский народ прошел долгий и сложный процесс формирования.

В начале I тыс. до н. э. Апеннинский полуостров населяли народы, значительную часть которых составляли италийские племена, говорившие на языках индоевропейской языковой семьи. Среди них главенствующее положение заняли латины, жившие в Лациуме, где они основали (по преданию, в 753 г. до н. э.) город Рим ( Roma ). Латины прежде всего подчинили и романизовали близких им по языку умбров, обитавших в области верхнего течения реки Тибра, и осков, населявших Кампанью. В течение V-III вв, до н. э. латины покорили все остальные родственные им италийские племена: самнитов, марсов, вольсков, эквов и др. Севернее области своего обитания римляне столкнулись с неиталийскими народами. Наиболее значительным из них были этруски, или тирсены. Происхождение этого народа до сих пор окончательно не установлено. Наиболее вероятно, что этруски - выходцы из Малой Азии (из Трои), колонизовавшие в VIII в. до н. э. область современной Тосканы. Начиная с V в. до н. э. римляне постепенно подчинили этрусков. Они завоевали также венетов, живших на северо-востоке Италии (окончательно они были подчинены Риму в I в. до н. э.), и лигуров, населявших северо-запад страны (последние были покорены к I в. н. э.). В долине реки По жили многочисленные кельтские племена. К I в. до н. э. римляне завоевали и эту область. В дальнейшем кельты здесь были полностью ассимилированы римлянами как по языку, так и по культуре.

На юге полуострова и на островах (Сицилии, Сардинии, Корсике) римляне покорили разноязычные народы: греков, переселившихся сюда в VIII -VI вв. до н. э., япигов, карфагенян, сиканов. Эти народы долгое время сохраняли свои языки и оставили заметный след в лексике обитателей юга. Весьма значительным было также влияние греков на складывающуюся римскую культуру.

Жители почти всех завоеванных римлянами областей в I - II вв. н. э. говорили уже на латинском языке, точнее на так называемой народной латыни. Однако языки местного населения, в свою очередь, оказали влияние на вытеснявшую их латынь. Это прослеживается, в частности, в топонимике. Названия некоторых итальянских местностей имеют лигурское происхождение (например Arnasco , Badalasco , Barnasco , Berlasco и т. д.). Видимо, характерной чертой венетского языка была частица - este , сохранившаяся в названиях итальянских городов Tergeste (Trieste ) и Ateste ( Este ). В лексике современного итальянского языка, особенно в его диалектах, сохранились слова кельтского происхождения, например ломбардское riisca -бык, briigu - вереск, darbit - коса волос, leza - сани и др.

Упрочение власти Рима в Италии положило начало романизации, имевшей огромное значение в дальнейшей этнической истории Италии и Европы. Быстрая романизация покоренных Римом областей объясняется многими обстоятельствами. Рим выводил в эти области свои колонии. Будучи населены римлянами, они являлись постоянным фактором экономического, политического и культурного влияния на местное население. Покоренным народам предоставлялись права римского гражданства. В захваченных областях Италии размещались римские легионы, которые при долгом пребывании распространяли народный латинский язык. Кроме того, латинский письменный язык применялся здесь для административного управления.

Культура, созданная в эпоху расцвета Римской империи, наложила свою печать на духовное развитие стран Западной Европы и приобрела мировое значение. Особенно велика роль культурного наследия Древнего Рима в формировании итальянского народа, его культуры и языка.

В эпоху Римской империи народы Италии создали много выдающихся произведений зодчества, которые украшали Рим и другие города Италии и провинций (римский Форум, Капитолий, Колизей, триумфальные арки, термы, дворцы императоров и знати и т. д.) и отражали величие и богатство империи. Замечательны реалистические скульптурные портреты этого периода. В I в. до н. э. и в эпоху империи расцвела литература (лирика Валерия Катулла, философская поэма Лукреция Кара «О природе вещей», исторические исследования Цезаря «О гражданской войне» и «О галльской войне», знаменитые политические речи Марка Туллия Цицерона). Наибольшего расцвета и блеска литература достигла в эпоху Августа. Поэты воспевали величие империи и мудрость императора - учредителя порядка и мира на земле. К этому периоду относится творчество Публия Вергилия Марона и Горация Флакка, любовная лирика Овидия Назона и его «Метаморфозы». Важный исторический источник представляет собой сочинение Тита Ливия «Римская история от основания города», в котором он воспевает величие и «историческую миссию» Рима. Из прозаиков более позднего времени (I -II вв. н. э.) известны Плиний Старший, Плиний Младший, Марциан,

Тацит, Светоний, Апулей - писатель и философ. Начиная со II в. литера- тура процветала и в провинциях, в частности в Африке (Плавт, Саллюстий, Энний и др.). Последним крупным философом Древнего Рима был Аврелий Августин, ставший одним из основателей христианской религиозной догматики.

С завоеванием римлянами народов Апеннинского полуострова процесс этнического смешения в Италии не кончился. Еще до падения Римской империи (V в. н. э.) началось широкое смешение романизованного населения Апеннинского полуострова с «варварами». Римские императоры массами поселяли в Италии рабов и свободных людей различного происхождения. Например, император Марк Аврелий (II в. н. э.) поселил на землях империи маркоманнов, император Проб (в конце III в. н. э.) разрешил поселиться в Италии бастарнам, гепидам, остготам и некоторым другим германским племенам. В 370 г. в долине реки По были поселены побежденные алеманы, а в 377 г. на землях Северной Италии разместили готов и тайфалов. В этот же период постепенно оседала на земле, превращаясь в колонов, некоторая часть воинов-наемников, служивших в римском многоязычном войске. Римляне ассимилировали все эти племена, которые смешивались с ними и усваивали их язык и более высокую римскую культуру.

С V в. н. э. начинается еще более широкое смешение романизованного населения Италии с «варварскими» племенами, преимущественно германцами. В 402 г. с Балканского полуострова в Северную Италию проникли вестготы, в 410 г. их предводитель Аларих осадил и взял Рим. В 452 г. в Италию вступили полчища гуннов, разгромившие города северной части страны.

В 455 г. Рим был разграблен вандалами. В 476 г. один из начальников наемных варварских дружин Одоакр (из германского племени ругиев) принудил западноримского императора Ромула-Августула отказаться от престола. Это событие принято считать падением Римской империи.

В 488 г. в Италию вторглись остготы. В 493 г. их вождь Теодорих был провозглашен королем готов и италиков. Поход остготов был не просто военным набегом, но переселением в Италию большой массы германских и некоторых других племен, до этого подчиненных готам. Есть сведения, что с Теодорихом в Италию прибыло около 100 тыс. остготов и около 50 тыс. человек из других племен. Остготы создали обширное королевство, занимавшее пространство от Центральной Италии до Дуная. Оно просуществовало до 555 г., когда Италия была покорена византийцами. В 568 г. северная часть страны была завоевана восточногерманским племенем лангобардов (около 200 тыс. человек), вместе с которыми в Италию пришли и другие племена, в том числе саксы, свевы, гепиды. Население Апеннинского полуострова, истощенное налогами и гнетом византийских чиновников, не оказало серьезного сопротивления пришельцам, и к середине VII в. большая часть Италии находилась под властью лангобардов. Наиболее плотно заселили они северо-запад страны. Одна из областей здесь до сих пор называется Ломбардией. Лангобардское королевство просуществовало до 774 г., когда оно было завоевано королем франков Карлом Великим. Власть франков распространилась на всю Северную и значительную часть Средней Италии.

В VIII-IX вв. политическая карта Италии была весьма пестрой. В Северной и Средней Италии располагались франкские владения; с ними граничил так называемый Патримоний святого Петра (светское государство римских пап, существовавшее с 756 г.). Южнее находились лангобард- ские герцогства Спавето и Беневент и, наконец, самый юг страны занимали византийские провинции Апулия, Калабрия, Неаполь и Сицилия.

В дальнейшем на Апеннинский полуостров нахлынули новые волны пришельцев. В IX в. арабы, совершая набеги из Северной Африки и с Балеарских островов, постепенно овладели Сицилией. Затем начались их грабительские набеги на Южную и Центральную Италию и даже на Пьемонт и Лигурию. В конце IX в. в северные области страны вторглись венгры. К середине X в. они дошли до южных районов Италии. Опустошительные захваты венгров прекратились лишь во второй половине X в., когда южные области страны захватили норманны.

Сложные политические судьбы Италии отразились и на ее этнической истории. В течение шести насыщенных бурными событиями столетий (V - X вв.) римлян как народа не стало. В эти века происходило массовое смешение завоевателей с покоренным италийским населением. Последнее, обладавшее более высокой культурой, чем варвары, в значительной степени подчинило их своему культурному влиянию. Гунны и вандалы не оставили заметных следов ни в италийской культуре, ни в языке покоренного ими населения. От вестготов в италийский язык перешли лишь некоторые военные термины (например bando - отряд, guardia - стража, elmo - шлем) и слова, обозначающие кое-какую домашнюю утварь (naspo - мотовило, госса - прялка, spola - ткацкий челнок и некоторые другие). Вклад остготского языка в латинскую лексику тоже невелик.

Остготы сохранили в Италии рабовладельческие порядки. Теодорих, подчеркивавший свое уважение к римским обычаям и культуре, обнародовал «Эдикт короля Теодориха» - единое законодательство для римлян и готов. Этот документ был основан на римском праве и написан на латинском языке, который готы приняли в качестве официального языка.

Довольно значительный вклад внесли в римскую культуру византийцы. В период их господства некоторые греко-восточные элементы проникли в италийский костюм. Византийцы оказали влияние на культурную жизнь населения Италии, на италийскую живопись и архитектуру, на лексику сформировавшегося впоследствии итальянского языка.

Лангобардское завоевание привело к истреблению значительной части римской рабовладельческой знати, к гибели рабовладельческих порядков. Лангобарды несравненно больше, чем предыдущие завоеватели, обогатили латинскую лексику словами, впоследствии перешедшими и в итальянский язык. Это слова военного значения - strale (стрела), spalto (откос), palla (ядро); слова, относящиеся к жилищу (например, balco - бревно), или его меблировке (Ъапса - скамья, scranna - лавка, scaffa - шкаф и некоторые другие). Однако римская культура оказала на лангобардов несравненно большее влияние, чем лангобардская на италиков. Уже в VII в. лангобарды стали усваивать латинский язык, а позже переняли многие римские обычаи.

Большие социально-экономические последствия имело для Италии франкское завоевание. Франки принесли с собой уже сложившееся у них феодальное право и ускорили закрепощение крестьян.

В VI-X вв. в итоге перечисленных выше этнических столкновений и смешений стал формироваться итальянский народный язык, основу которого составляла народная латынь. Это было важной вехой в сложении итальянского народа.

Вероятно, итальянский язык долгое время оставался бесписьменным, так как официальным языком при всех правителях Италии этого периода была литературная латынь. Первыми письменными памятниками народного итальянского языка были несколько судебных актов второй половины X в., так называемые «Carta Сариапа» (960 г.), две « Carta di Теапо» (963 г.) и « Carta di Secca » (963 г.). Основной текст в этих актах написан по-латыни, но свидетельские показания записаны так, как они были произнесены, т. е. на итальянском языке того времени. Интересно, что фразы на народном языке здесь даны в нарочитом противопоставлении латинскому тексту: современники осознавали самобытность этого языка.

К XI в. в Северной и Средней Италии была полностью закончена ассимиляция германских элементов италийскими. В XII в. произошло поглощение романоязычным населением Южной Италии норманнов, а в XIII - греков и сарацинов (арабов).

В становлении итальянского народа и в формировании его культуры и языка большую роль сыграли североитальянские города. Благодаря очень удобному географическому положению, они рано начали вести крупную заморскую торговлю, что, в свою очередь, привело к развитию ремесел. Вследствие расширения обмена между разными областями страны стали устраивать ярмарки. Многие из них уже в XII в. имели общеитальянское значение. Возвышению и расцвету итальянских городов способствовали крестовые походы XII-XIII вв. Итальянские города оказывали крестоносцам военную (флот) и экономическую (финансы, продовольствие) поддержку и в обмен за то получали привилегии во всей восточной и центральной частях Средиземного моря. Развились не только портовые города, но и глубинные: Милан, Флоренция и др. Во всех городах Северной Италии очень рано развилась торгово-ремесленная буржуазия. Уже в начале XI в. города освободились от власти епископов, а затем и от власти феодалов. Горожане громили феодальные замки и заставляли феодалов не только платить дань, но и определенное время жить в городе и участвовать в его обороне. Развитие городов и рост их населения резко увеличили потребность в сельскохозяйственных продуктах, это привело к подъему сельского хозяйства. Осваивались новые земли, сооружались плотины и оросительные системы. Городская знать скупала феодальные земли, что также подрывало экономическую базу феодализма.

Развитие и усиление североитальянских городов вызвало реакцию в Германии. Император Фридрих I Барбаросса (1152-1190 гг.) пытался подчинить себе богатые города Северной Италии. Однако Милан, Кремона, Бергамо, Брешия, Мантуя, Феррара, Венеция и другие города, забыв свои распри, заключили союз против Германии (так называемая Ломбардская лига). К Лиге примкнули также римский папа и Сицилийское королевство. В 1176 г. объединенные силы союзников при Леньяно около Милана наголову разбили войско Фридриха, и он был вынужден фактически признать их независимость. Период войн итальянских городов с германским императором имеет важнейшее значение как эпоха становления итальянского национального самосознания; именно в это время в Италии впервые появляется тенденция к объединению.

Начиная с XIII в. главенствующую роль в торговле между различными частями страны стали играть города области Тосканы, главным образом Флоренция; тут сказалось центральное положение этой области. Именно здесь раньше всего стала ощущаться потребность в пользовании народным итальянским языком вместо бывшего до сего времени официальным латинского. Тосканский диалект стал языком итальянской деловой речи; первый памятник ее - мемориал флорентийских банкиров 1211 г. В XIII - XIV вв. тосканский диалект стал приобретать значение итальянского литературного языка. Уже во второй половине XIII в. во Флоренции и других городах Тосканы возникла лирика, известная под названием « dolce stil nuovo » («новый сладостный стиль»).

Истинными создателями итальянского литературного языка по праву считаются три великих писателя XIV в. («треченто») - Данте, Петрарка и Боккаччо, которые не только сами писали на тосканском диалекте, но и выступали за его превращение в общеитальянский национальный литературный язык. Данте, посвятивший защите единого итальянского языка специальный трактат «О народном красноречии», называл этот язык « volgare » (народный); он считал, что надо писать именно на нем, а не на латинском. На народном языке Данте написал бессмертную «Божественную комедию», Петрарка - свои сонеты, среди которых большую популярность приобрел в то время сонет «Италия моя», где поэт страстно призывал всех итальянцев к борьбе за избавление страны от чужеземного ига и к политическому объединению. Боккаччо тоже писал свои произведения на тосканском диалекте.

Итальянское изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения - величайший вклад в сокровищницу мировой культуры. Творчество итальянских архитекторов, живописцев и скульпторов было проникнуто идеями гуманизма, верой в духовное могущество человека.

С XIII в. в архитектуре победил готический стиль - сначала в церковной архитектуре Сиены и Ассизи, затем по всей Италии (Милан, Турин, Флоренция, Рим и т. д.). В эпоху Возрождения были созданы также архитектурные сооружения, в которых сказывалось влияние античности - Палаццо Питти, Палаццо Ручелли, Палаццо Строцци во Флоренции, Венецианский дворец и Ватикан в Риме и т. д. Величайшим зодчим Возрождения был Бра- манте (1444-1514 гг.).

В творчестве великих представителей искусства эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.), Микельанджело (1475-1564 гг.), Рафаэля (1483-1520 гг.), Тициана (1477-1576 гг.) и др.-наиболее ярко выразились эстетические идеалы итальянского народа. Любовь к природе, к жизни и ее наслаждениям наложила светский отпечаток на все итальянское искусство этой эпохи несмотря на господство религиозных и мифологических сюжетов. Все эти черты, вместе взятые, сделали изобразительное искусство и архитектуру Италии вершиной европейского Ренессанса, а его великих мастеров - недосягаемыми образцами для художников всех стран, приезжающих в Италию черпать мастерство и вдохновение.

К концу XV и началу XVI в. относится расцвет литературы итальянского Возрождения. «Государь», «Беседы» и «История Флоренции» Макиавелли (1469-1524 гг.) и «Неистовый Роланд» Ариосто (1474-1533 г.) - лучшие произведения этой эпохи. Из других можно указать также на сочинения Пьетро Бембо (1470-1547 гг.), Кастильоне (1478-1529 гг.), на сонеты Микельанджело Буонаротти, «Автобиографию» Челлини, «Жизнеописание» Вазари (1511-1574 гг.) и «Освобожденный Иерусалим» Тассо (1544-1595 гг.).

В эту эпоху у итальянцев пробудилось сознание необходимости политического и национального объединения. Появились произведения, посвященные истории страны, и политические трактаты, авторы которых осуждали сепаратизм и призывали к объединению страны под властью монарха. Наиболее ярко эти идеи отразились в трактате Макиавелли «Государь» (1513 г.) и в «Истории Италии» Гуиччардини (1530-е годы).

Однако стремление к политическому объединению страны в то время не могло быть успешным. Уже с XV в. и экономическая и политическая обстановка в Италии ухудшилась. Одной из главных причин этого было завоевание турками восточного Средиземноморья, а вследствие этого - падение торговли с Востоком и перемещение торговых путей из Средиземного моря в Атлантический океан. В XVI в. начался упадок итальянских республик.

Экономический упадок Италии привел к усилению ее политической распыленности. Этому в немалой степени содействовало и папство, которое натравливало одни итальянские государства на другие с целью подчинить их своему влиянию или захватить. Энгельс писал, что «в Италии папская власть - препятствие национальному единству» 1 .

Италия превратилась в объект борьбы между соседними государствами - Францией и Испанией. В 1494-1559 гг. эти страны вели между собой на территории Италии захватнические войны (итальянские войны), в результате которых большинство областей Италии оказалось под господством Испании.

В 1701-1714 гг. Италия была ареной военных действий, которые велись за так называемое испанское наследство. После этого преобладающее влияние в стране приобрела Австрия. Но и позднее (до середины XVIII в.) на территории Италии постоянно шли войны между испанскими Бурбонами и австрийскими Габсбургами, и политическая карта страны неоднократно перекраивалась.

В условиях феодальной раздробленности и политической разобщенности областей Италии все сильнее обосабливались диалекты итальянского языка. Значение общеитальянского языка падало, тем более что в период позднего Возрождения (XV - XVI вв.) большинство крупных ученых и писателей страны стало создавать свои произведения на латинском языке. В развитие итальянского литературного языка этого периода внесли свой вклад Леон Баттиста, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Галилео Галилей, обогатившие его новыми терминами и создавшие итальянскую научную литературу.

В XVI-XVII вв. велись споры о том, каким должен быть единый литературный язык Италии - чисто тосканским (главный сторонник Бембо) или его нужно создавать на основе лексики, отобранной из всех существующих диалектов (Кастильоне). В конце XVI - начале XVII в. победили сторонники тосканского диалекта, чему в немалой степени содействовали теоретические труды, создаваемые в флорентийской «Академии чистоты языка», и главным образом выпущенный ею огромный «Словарь итальянского языка». Но и после этого письменному литературному языку не легко было укрепиться в Италии, так как он по-прежнему должен был выдерживать борьбу как с латынью, так и с диалектами, на которых в последующие века создавалась обширнейшая литература.

Конец XVIII и начало XIX в. в Италии были временем перехода от феодальных отношений к капиталистическим. Борьба прогрессивных общественных сил Италии с феодально-абсолютистскими порядками тесно переплеталась с борьбой за национальное освобождение и объединение. В стране широко распространились идеи французской буржуазной революции.

В годы наполеоновских войн в Италии образовалось несколько республик, которые были поставлены в прямую зависимость от Наполеона. Непрерывные войны, политические перевороты и революционные выступления масс потрясали Италию. Расшаталась провинциальная замкнутость отдельных областей страны. Укрепилось политическое и национальное самосознание всех классов итальянского общества. Народ Италии стал сознавать себя единой нацией. Наиболее радикальные элементы итальянской буржуазии, дворянства и интеллигенции поднялись на борьбу против французских поработителей. В конце XVIII в. в стране стали создаваться тайные патриотические организации (например «Общество лучей» в Болонье и общество «Адельфи» в Милане). В начале XIX в. (1807-1812 гг.) борьба против французского господства приобрела широкий размах. Возникли тайные организации карбонариев. Членами карбонарских организаций были выходцы из всех слоев городского населения, солдаты, офицеры, либерально настроенные дворяне и крестьяне.

В 30-40-х годах XIX в. в итальянских государствах на фоне дальнейшего роста капиталистических отношений наступил новый подъем национально-освободительного движения. Сформировалось два основных его направления: буржуазно-демократическое и либеральное. Главой буржуазнодемократического направления стал Джузеппе Мадзини (1805-1872 гг.). В 1831 г. он создал в Марселе тайное патриотическое общество «Молодая Италия». Ядром общества была группа итальянских революционных эмигрантов, выходцев из прогрессивно настроенной буржуазии и интеллигенции. С 1832 г. Мадзини стал издавать журнал «Молодая Италия», который нелегально распространяли в Италии. Журнал оказал огромное влияние на формирование национального самосознания итальянского народа. Позднее тайные мадзинистские организации возникли и во многих областях Италии. К ним примкнули городские низы: ремесленники и рабочие.

Мадзини был сторонником объединения страны «снизу». Призывая народ к вооруженному восстанию, он требовал провозглашения единой Итальянской республики. Мадзинисты впервые в истории итальянского освободительного движения поставили главной задачей объединение Италии в назависимое государство с республиканским строем. «Молодая Италия» подготовила и организовала немало народных выступлений; все они, однако, кончились поражением.

Идею объединения Италии «сверху», вокруг Савойской династии (Пьемонт), пропагандировала либеральная группа так называемых альбертистов, сложившаяся накануне революции 1848 г. Главным идеологом ее был граф Кавур, глава правительства Пьемонта. Пытаясь предотвратить новую революцию, Кавур стремился объединить Италию на монархической основе с помощью иностранных государств. После окончания австро-франко-итальянской войны 1859 г. Италии была возвращена Ломбардия. В дальнейшем и другие районы страны постепенно присоединялись к Сардинскому королевству (Пьемонт). Огромную роль в объединении Италии сыграли народные массы, возглавляемые национальным героем Джузеппе Гарибальди. Революционный поход Гарибальди в Неаполь и Сицилию в 1860 г. имел решающее значение для создания в 1861 г. единого Итальянского королевства. Объединение завершилось в 1870 г.

После объединения Италии стало возможным практически решить вопрос о введении общего для всей страны литературного и разговорного языка* Большинство деятелей итальянской культуры во главе с Алессандро Ман- дзони (1785-1873 гг.) склонялось к введению в качестве такого языка уже испытанного веками и занявшего к этому времени господствующее положение в литературе тосканско-флорентийского диалекта.

Важным шагом в этом направлении было введение обязательного изучения литературного итальянского языка во всех школах. Так как политическое и культурное единство Италии отвечало интересам итальянского капитализма, все последующие буржуазные правительства активно содействовали внедрению общенационального литературного языка. Преподавание в школах, распространение литературы на общенациональном языке имели большое значение для развития культуры итальянского народа. В настоящее время на общеитальянском языке говорит подавляющее большинство населения Италии. На диалектах пишут очень мало, а говорят на них лишь в быту, в кругу семьи. Таким образом, экономическое и политическое объединение Италии заложило прочные основы и ее культурного единства. Утверждение единого языка было последним звеном в окончательном этническом оформлении итальянской нации.

В период национально-освободительного движения XIX в. основным направлением итальянской литературы стал романтизм. Теоретик и глава этого направления Алессандро Мандзони выступал поборником независимости и национального объединения Италии. Его произведения (роман «Обрученные», «Священные гимны», стихи и оды) оказали огромное влияние на итальянское общество. В освободительном движении итальянского народа большое значение имели труды Джоберти и Мадзини, а также критические статьи и сочинения Де Санктиса, видного патриота и деятеля Рисорджименто. Огромной популярностью в то время пользовался роман Джованьоли «Спартак» (1874 г.); борьба рабов Рима за освобождение вызвала горячее сочувствие у современников и участников гарибальдий- ских войн.

В XIX в. подлинного расцвета достигла и итальянская музыка, особенно оперная. Многие композиторы того времени откликнулись на передовые идеи национально-освободительного движения. Призыв к освобождению родины прозвучал в «Вильгельме Телле» Россини, в «Норме» композито- ра-лирика Беллини. К борьбе за изгнание иностранных поработителей г за освобождение и объединение Италии призывали арии и хоры из историко-патриотических опер великого итальянского композитора Джузеппе Верди («Набукко», «Ломбардцы в первом крестовом походе», «Эрнани» и др.). В XIX в. творили Доницетти, Пуччини, Леонкавалло.

С 70-х годов XIX в. в Италии довольно быстрыми темпами пошло развитие капитализма, вскоре вступившего в империалистическую стадию. Началась колониальная экспансия. В 1889 г. Италия захватила Сомали, в 1890 г. из ранее присвоенных земель образовала колонию Эритрею. После итало-турецкой войны 1911 - 1912 гг. Италия приобрела Ливию и До- деканезские острова.

После первой мировой войны, в которой Италия воевала на стороне Антанты, она получила по Сен-Жерменскому миру 1919 г. Трентино и Южный Тироль, а по Раппальскому договору 1920 г. Триест, Истрию и некоторые другие славянские земли на Адриатике.

Послевоенный экономический кризис, а также влияние Октябрьской революции вызвали большой революционный подъем среди итальянских трудящихся. В 1919-1920 гг. было много случаев захвата крестьянами помещичьих земель. В 1920 г. рабочие организованно брали в свои руки фабрики и заводы. Но социалистическая партия, пользовавшаяся тогда очень большим влиянием среди рабочих, предала их интересы и добилась возвращения~ фабрик капиталистам. Напуганная широким народным движением буржуазия передала власть фашистской партии Муссолини, которая при помощи безудержной демагогии получила поддержку и части отсталых рабочих, разочаровавшихся в социалистической партии. Коммунистическая же партия Италии была тогда еще слишком слаба.

С 1922 по 1943 г. страной правила фашистская диктатура Муссолини. В 1935 г. Италия начала агрессивную войну против Эфиопии и захватила ее. Вместе с нацистской Германией Италия организовала фашистский путч Франко в Испании (1936-1939 гг.) и путем прямой военной интервенции помогла ему захватить власть.

В 1937 г. Италия присоединилась к так называемому Антикоминтернов- скому пакту, за год до этого заключенному между Германией и Японией. В 1939 г. итальянские фашисты захватили Албанию. В июне 1940 г., объявив войну Франции и Англии, Италия вступила во вторую мировую войну на стороне гитлеровской Германии. В 1941 г. Италия начала войну с Югославией и с СССР. Но итальянская армия, брошенная на Советский Союз, была в 1942-1943 гг. разгромлена советскими войсками. В Италии начались антифашистские выступления народных масс. В июле 1943 г. в Сицилии высадились англо-американские войска. Все эти события привели к падению фашистской диктатуры Муссолини (25 июля 1943 г.). В сентябре 1943 г. Италия подписала пакт о перемирии со странами антифашистской коалиции. Немецко-фашистские войска оккупировали Северную и Центральную Италию.

Народные массы, возглавляемые Итальянской коммунистической партией, взяли дело освобождения страны от гитлеровских оккупантов в свои руки. Развернулось мощное движение Сопротивления, переросшее в национально- освободительную войну. В ходе ее создалось антифашистское единство всех демократических сил Италии. В апреле 1944 г. было образовано коалиционное правительство из представителей нескольких антифашистских партий, в том числе коммунистической и социалистической. В 1945 г. Италия была освобождена от гитлеровских захватчиков.

В июне 1946 г. после референдума Италия была провозглашена республикой. В июле 1946 г. было сформировано первое республиканское правительство. В него вошли представители коммунистической и социалистической партий и партии христианских демократов. В 1947 г. по мирному договору Триест был выделен в свободную территорию (в 1949 г. он вновь вошел в состав Италии), а Югославии переданы Истрия и некоторые другие славянские земли. Додеканезские острова были возвращены Греции, а некоторые районы на северо-западе страны отошли к Франции. В этом же году Де Гаспери сформировал правительство без социалистов и коммунистов. В 1948 г. Италия была включена в систему «плана Маршалла», в результате чего получила от США помощь в виде товаров. Это привело к ограничению независимости и суверенитета страны. В 1949 г. Италия несмотря на противодействие демократических сил присоединилась к Североатлантическому пакту (НАТО). Это усилило ее зависимость от заокеанской державы.

В 1959 г. Италия была принята в ООН. В том же году итальянское правительство заключило соглашение с США о размещении на территории страны американских баз, оснащенных ракетным оружием. Это вызвало волну протестов народных масс.

С середины 50-х годов во внешней политике Италии наметились новые тенденции. Часть монополистических групп выступала за свободу внешней торговли и расширение связей с СССР и другими социалистическими государствами. Развитию торговых отношений Италии с Советским Союзом способствовал торговый договор, заключенный в 1957 г. на пять лет. В 1960 г. было подписано советско-итальянское культурное соглашение.

В 60-х годах усилилось рабочее и крестьянское движение. Первое выступление трудящихся произошло летом 1960 г. в Генуе в ответ на попытку неофашистской партии «Итальянское социальное движение» созвать в этом городе съезд. Вскоре антифашистское движение приняло общенациональный характер. Митинги, стачки и демонстрации охватили всю страну.

В 1963 г. во время предвыборной кампании развернулась напряженная политическая борьба между Итальянской коммунистической партией и Христианско-демократической партией. ИКП разработала и опубликовала предвыборную программу, осуществление которой привело бы к значительному сдвигу влево. В области внешней политики итальянские коммунисты ставили главной задачей борьбу за мир и отказ от участия в военных блоках, во внутренней политике - продолжение начатой после второй мировой войны национализации монополистического производства, проведение аграрной реформы и возрождение отсталых южных областей страны.

Проведенные в апреле 1963 г. выборы в парламент показали, что влияние компартии значительно усилилось.

Всего: 130 млн чел
Италия - 56.4 млн чел
Бразилия - 23-25 млн чел
Аргентина - 15-20 млн чел
США - 18.1 млн чел
Уругвай - 1.5 млн чел
Канада - 1.45 млн чел
Венесуэла - 0.9 млн чел
Австралия - 0.85 млн чел
Швейцария - 0.8 млн чел
Германия - 0.6 млн чел
Перу - 0.5 млн чел
Франция - 0.35 млн чел
Бельгия - 0.3 млн чел
Испания - 0.15 млн чел
Чили - 0.15 млн чел
Великобритания - 0.13 млн чел
Эквадор - 0.1 млн чел
Парагвай - 90 тыс. чел
Румыния - 40 тыс. чел
ЮАР - 35 тыс. чел
Хорватия - 20 тыс. чел
Люксембург - 19 тыс. чел
Мексика - 15 тыс. чел
Монако - 10 тыс. чел
Армения - 1.5 тыс. чел
Россия - 1,5 - 3 тыс. чел

Хозяйство

Италия - страна гористая, это определяет характер расселения и тип хозяйства. Это - одна из наиболее густо заселенных стран Европы (300-400 чел. на 1 км²), но большинство населения сосредоточено на равнинах, либо в промышленно развитых районах (север страны и Кампанья). Горные районы и юг страны заселены реже. Соответственно на севере население больше занято в промышленности, тогда как юг остается аграрным. Из отраслей хорошо развиты машиностроение, металлургия, химическая, текстильная, пищевая промышленности.

В сельском хозяйстве доминирует земледелие, что вообще характерно для южных стран, однако развито и скотоводство - мелкий рогатый скот - козы и овцы. Главные культуры: пшеница , кукуруза , сахарная свекла . Развиты садоводство (цитрусовые, оливки) и виноградарство . На севере страны преобладают крупные монопольные хозяйства, на юге - мелкие крестьянские. Сильна дифференциация между богатыми и бедными.

Национальный быт и традиции

Жилища итальянцев различаются. В Альпах - дом альпийского типа, двух- или трехэтажный, с каменным низом и деревянным верхом, с внешней лестницей на верхний этаж(позднее лестницы стали внутренними). В других районах преобладает дом италийского или латинского типа. Это двухэтажные каменные постройки, крыша - черепичная. На верхний этаж ведет внешняя лестница. Раньше хозяйственные постройки находились на нижнем этаже, теперь их размещают отдельно. Для небольших городов характерна кучевая планировка, где дома теснятся вокруг центральной площади. Конечно, на облике жилища сказываются социальные контрасты.

Национальный костюм итальянцев отличается яркостью и многообразием. Мужчины носили штаны чуть ниже колен, белую рубаху, куртку или безрукавку, женщин -длинную юбку в сборку или в складку, рубаху, часто вышитую, с широкими рукавами, и т. н. корсаж, то есть короткую кофточку, пестрый передник, шейный и головной платок. Обязательны были украшения. Это основные черты национального костюма, хотя в каждой местности были и свои разновидности. Сейчас везде носят современную одежду.

Кухня итальянцев, в отличие от костюма, не изменилась. Общее для неё - популярность макарон, риса, сыров и плодов моря. Макароны (по-итальянски - паста) имеют около 30 видов - спагетти , вермичелли, букатини, тальятелле , и др. Также много разновидностей сыра - рикотто, моцарелла, пекорино и т. д. блюда из риса могут готовиться с разными приправами, и называются ризотто. На десерт широко употребляются фрукты. Но ещё и каждая область славится каким-нибудь своим блюдом. В Лигурии - буридда, рыба, сваренная в масле с зеленью. В Ломбардии - бузекка, суп из требухи. В Умбрии - мадзафегати, сосиски из свиной печени. В Венеции - ризи э бизи, рис с горошком. В Риме - ньокки алла романа, клецки из картофеля. Неаполь - родина всемирно известной пиццы. Сейчас её продают во всем мире, есть специальные кафе - пиццерии. По производству вина Италия соперничает только с Францией. В основном, это сухие белые и красные вина, небольшая доля крепленых, десертных и игристых вин. Наиболее известно кьянти (Тоскана). В Сицилии - марсала, в Кампании - лакрима-кристи.

В разных городах есть и свои местные праздники. Так, в Монтальчино проводятся стрельбы из лука. В Сиене празднуют Палио, где устраивают игры со знаменами (сбандьерата). В Дженцано проводится инфьората. Это значит «украшенная цветами», цветами украшаются улицы. Вообще в Италии любят представления и праздники, переодевания в средневековые костюмы.

Культура и искусство

Италия считается родиной многих видов искусства. Другие страны Европы подражали ей в архитектуре, живописи, заимствовали музыку. Итальянцев приглашали в Россию строить Кремль (Марк Фрязин , Фиораванти), Петербург (Трезини , Растрелли , Росси , Монигетти и др.)

Давнюю историю имеет итальянский театр . В эпоху Возрождения возникла т. н. комедия масок (комедия дель арте). Первоначально спектакли исполнялись бродячими актёрами. Постоянными персонажами были остроумные слуги. Бригелла , Арлекин , Менегино и др., жадный купец Панталоне , трус Капитан , болтун Доктор и др.

Богата итальянская литература. Здесь также известны три основоположника, Данте , Петрарка , Боккаччо . Перечислять имена и достижения итальянской культуры можно до бесконечности, и для этого требуется отдельная книга.

Итальянцы в прошлом

Итальянцы всегда отличались подвижностью, живостью, темпераментом. У них существует язык жестов, то есть когда итальянец говорит, то говорит он не только ртом, но и руками. Интересно, как описывали итальянцев писатели прошлого, например, Стендаль . Французы считали, что разврат во Франции процветал под влиянием «дурных итальянских нравов», особенно в период правления Екатерины Медичи , Кончини , Мазарини . Римляне в 19 в. были очень религиозны. Для мирян поприще честолюбия было закрыто, карьеру делали только священники. Было сильно влияние католической церкви.

В Риме давались роскошные балы, лучше, чем у Наполеона . У князя Боргезе для этого было 37 залов. Он давал бал каждую субботу.

Римская знать была разорена. Из-за лени вести свои дела аристократия разорена управляющими. В Венеции она доведена до нищенства.

Прежде в итальянских республиках каждый мог защищаться имеющимися у него средствами. В XVI в. Карл V уничтожил эту свободу. Недовольные бежали в леса, где их ремеслом стал грабеж. Италия славилась разбоем. Но разбойника крестьяне уважали больше, чем солдата, служившего папе. Для них он был борцом за свободу, разбойники боролись с правительством, презираемым всеми. В 1826 разбойники были уничтожены.

Ещё один обычай, завезенный испанцами, - чичисбейство, процветал в XVI-XVIII вв. Многие женщины имели чичисбея , то есть кавалера, с которым она появляется в обществе, когда муж занят делами. Если чичисбей был богат, он продвигал мужа, иногда наоборот, богатый муж способствовал чичисбею. Наполеон уничтожил этот обычай.

Римляне, на вид сдержанные, на деле неистовы. Князь, влюбившийся в жену плотника, побоится мужа, так как тот попросту его зарежет. В любом другом городе князь мог преспокойно предаваться амурным делам, заплатив мужу.

Венеция в XVIII в. была самым театральным городом. Из старых театров осталось только два: Театро Россини и Театро Гольдони(бывш. Сан-Лука). В XVIII в. в театр ходили не только смотреть спектакль, там можно было закусить, поиграть в карты. Свет во время спектакля не гасили. Сейчас итальянцы ходят в театр не так, как в России, от начала и до конца, они приходят к моменту исполнения любимых партий, а весь спектакль смотрят только туристы.

Театры Венеции XVIII века и их владельцы: Сан-Кассиано (семья Трон), Сан-Лука (Вендрамин), Сан-Моисе (Джустиниан), Сан-Джованни э Паоло, Сан-Джованни Кризостомо (Гримани), Сант-Анджело (Кондульмер).

Итальянские имена

Наиболее распространенные мужские имена: Адриа́но, Алесса́ндро, А́льдо, Амеде́о, Амери́го, А́нджело, Андре́а, Анто́нио, Ари́стиде, Беа́то, Берна́рдо, Винче́нцо, Витто́рио, Гаэта́но, Да́рио, Джа́комо, Джамбатти́ста, Джачи́нто, Джиро́ламо, Джова́нни, Джорда́но, Джо́рджо, Джузе́ппе, Джу́лио, Ди́но, Доме́нико, Гуальтье́ро, Гуарне́ро, Гулье́льмо, И́тало, Ка́рло, Ла́дзаро, Лодови́ко, Лоре́нцо, Луи́джи, Лу́ка, Луча́но, Ма́рио, Ма́рко, Ма́ссимо, Маури́цио, Микела́нджело, Мике́ле, Никколо́, Ора́цио, Отта́вио, Па́оло, Пье́тро, Ранье́ри, Раффаэ́ле, Рена́то, Рикка́рдо, Робе́рто, Рудже́ро, Сальвато́ре, Сильва́но, Сильве́стро, Си́львио, Томма́зо, Теодо́ро, Умбе́рто, Франче́ско, Че́заре, Эдмо́ндо, Эми́лио, Энри́ко, Этто́ре, Эудже́нио.

Предмет из серии "Народы мира"

Итальянцы (Народы мира)

Итальянцы (итал. italiani) - народ романской языковой группы, основное население Италии. Общая численность - 75-80 млн (2008). В Италии проживает 60 млн итальянцев. Итальянские меньшинства проживают в США (8,5-15 млн см. италоамериканцы), Аргентине (1,35 млн), во Франции (1,1 млн), Хорватии (19 тыс.), Монако (16 %), Сан-Марино (19 %), Словении (0,1 %), Бельгии (0,5 %), Германии (500 тыс.) Большая часть населения Италии - католики, хотя в последнее время растёт число атеистов. В истории католицизм играл очень большую роль для итальянцев, поскольку здесь находился и находится Папский Престол. В центре Рима расположено мини-государство - Ватикан, центр католической церкви. Язык - итальянский. Точную численность итальянцев и лиц итальянского происхождения подсчитать трудно.

Итальянцы (Народы мира)

Происхождение

Первоначально Италия была населена племенами италиков, наиболее крупным из них были латины, населявшие область вокруг Рима, Лациум, оски, умбры, пицены, и др. На севере Италии в долине реки По проживали племена галлов, в Южной Италии поселилось большое количество греков, а также иллирийцы. В древности италики были создателями огромной Римской империи. Кроме того, центр Италии был населен этрусками, которые оказали значительное влияние на формирование культуры Италии. Впоследствии все эти народности во времена Империи смешались и были ассимилированы римлянами, единым языком их стал латинский и религия христианство.
Во времена Римской империи в Италию ввозилось большое количество рабов со всего Средиземноморья, многие потомки которых в дальнейшем интегрировались в римское общество и сыграли большую роль в этногенезе итальянцев (особенно центральных районов страны, не испытывавшей в отличие от юга и севера масштабной экспансии других народов).
В V-VI веках сформировавшаяся итало-романская народность находится под постоянным влиянием германских этнических элементов. Ещё римские императоры нередко поселяли германцев на пустующих в Италии землях. 493-555 на территории Италии поселились остготы и создали своё королевство, однако из за своей малочисленности, и того что были большей частью истреблены во время византийско-остготских войн, готы особо не оказали влияния на этногенез итальянцев.
В 568 в северную Италию переселились лангобарды и основали на территории нынешней Ломбардии своё королевство, которое просуществовало до 774 г и было завоёвано другими германцами - франками. Лангобарды в начале истребляли местное романское население, особенно знать. Постепенно однако лангобарды усвоили римские обычаи, язык и культуру приняли католицизм и ассимилировались местным населением влившись в этнос итальянцев. В дальнейшем север Италии несколько столетий входил в состав Священной Римской империи, и только в XIII веке германское влияние на полуострове начало сокращаться.
Юг страны в течение раннего Средневековья оставался сначала под византийским, затем под арабским влиянием, что предопределило значительные культурные отличия южных итальянцев от северных.
В центральной Италии не селился ни один другой народ в связи с возникновением Папского государства и успешной его защитой Папами как от германцев, так и от арабов.
Таким образом из-за раздробленности и утрате единой государственности Северная Италия испытала влияние германской народности, а Южная - греков и арабов, однако местное население успешно ассимилировало все пришлые народности дав им свой язык, культуру, и религию.
На протяжении долгого времени Италия была раздробленной феодальной страной. Многочисленные государства постоянно перекраивались на различный лад. Наиболее крупные из них - герцогство Миланское, герцогство Феррарское, королевство Обеих Сицилий, в некоторые периоды - Неаполитанское, республика Генуя, республика Венеция, Романья и др. Единым государством Италия стала только в конце XIX века. Сейчас сохраняется деление страны на исторические провинции, а сами итальянцы делятся на этнические группы: тосканцы, сицилийцы, неаполитанцы, и прочие.
Области Италии: Ломбардия, Пьемонт, Фриули-Венеция-Джулия, Венето, Лигурия, Тоскана, Умбрия, Валле-д’Аоста, Трентино-Альто-Адидже, Эмилия-Романья, Марке, Абруцци, Молизе, Лацио, Кампания, Апулия, Базиликата, Калабрия, Сицилия, Сардиния.

Итальянцы в мире прослыли большими модниками и любителями кулинарии. Они прошли довольно долгий путь становления, сумев достигнуть больших высот. Сейчас Италия известна благодаря технологиям, автомобилям, науке. Изобретения итальянцев превосходят порой даже самые смелые фантазии. Чего только стоит изобретение первых коронок и пломб, которым насчитывается более 3000 лет.

История

История итальянского народа начинается с первого тысячелетия до н.э. Тогда территорию заселяли этруски. Именно они наряду с римлянами оказали серьезное влияние на становление современных итальянцев. Земли, которые заселяли вышеназванные народности, принято называть Апеннинами. Этруски правили центральной частью в 9–8 вв. до н.э. Им принадлежит создание алфавита, они стали развивать военное дело одними из первых в Европе, интересоваться наукой, политическим регулированием, формировать религию. Римляне восхищались этрусками и считали их своими вдохновителями.
Говоря о культурном вкладе этрусков в мировую историю, достаточно привести в качестве примера гонки на колесницах и бои гладиаторов. Римская архитектура во многом обязана именно этрускам, памятники и сооружения, находящиеся в Перудже, до сих пор сохранились в хорошем состоянии - прямое доказательство гениальности архитекторов.
Одним из самых значимых моментов в истории Италии стало зарождение Римской империи, начавшееся в середине 8 века до н.э. Изначально Рим был небольшим городом, сродни многим другим, разбросанным по Апеннинам. Однако развивая военное дело, римляне сумели достичь невероятной по тем временам мощи. Итогом такого развития стало массовое покорение новых территорий. Римляне победили этрусков, взяли Сицилию, Корсику, Сардинию, распространили влияние на Северную Африку и часть Азии.
Легионы римлян воздвигли Римскую империю в зенит мощи во время правления императора Августа. Причиной начала распада Римской империи стали внутренние противоречия. Процесс усиливался за счет присутствия варваров, периодически нападавших на города. Позже Римская империя распадается на Восточную и Западную. Появляются Константинополь и Рим - две могущественные столицы. Факт их появления только подчеркивает разрозненность. Результатом противостояния становится распад, который пришелся на конец 5 века нашей эры.
В том веке для Италии начинается темный период, когда завоеватели сменялись постоянно. Однако их влияние тоже помогло становлению итальянского народа. Итальянцы впитывали культуры франков, византийцев, остготов и арабов. Сохранение уже имевшихся построек, строительство новых, активное развитие архитектуры и живописи привело к началу эпохи Возрождения. Центрами мировой культуры стали Венеция, Генуя, Флоренция. Для периода эпохи Возрождения характерны разрозненность и одновременное укрепление самосознания. Результатом этих тенденций стало в 861 году создание Итальянского королевства. Постепенно в него вошли все города, включая Рим и Венецию.
20 век стал для Италии сложным периодом. Бенито Муссолини пропагандировал фашистский режим. Позже происходит свержение диктатуры и провозглашение республики.
В современной Италии по-прежнему существует довольно много противоречий, однако демократия считается главенствующим строем.

Традиции

  1. Итальянские традиции и обычаи примечательны экстравагантностью. Одна из самых известных традиций - сиеста. В буквальном смысле она означает перерыв на обед. Сиеста длится 3 часа. На этот период закрываются почти все заведения, в том числе коммерческие и государственные. В сиесту люди спят, отдыхают, общаются или едят. По отметкам многих экспертов, подобные мероприятия, проводимые ежедневно с часу до 4, обходятся Италии в огромные суммы. Ведь даже если считать будние дни, то за один год их число может достигать 260 дней. Нетрудно подсчитать, что суммарно сиеста за один год превышает целый месяц. И за этот период выработка труда в стране минимальна. Однако эту традицию итальянцы считают чуть ли не священной. По их мнению, невозможно работать без перерыва.
  2. Ужины в Италии тоже длятся долго. За столом должны собраться все родственники, после чего непременно следует прогулка по городу. Завтрак, обед итальянец может провести в одиночестве или в небольшой компании, но ужин обязательно требует присутствия членов семьи.
  3. Есть в Италии и немало праздников, которые отмечают во всем мире. Среди них Пасха, Новый год и Рождество. Влияние христианства традиционно велико на итальянское общество, поэтому многие люди Италии неукоснительно соблюдают религиозные обряды.
  4. Некоторые традиции способны приятно удивить, например, есть обычай, обязывающий выкидывать старые и ненужные вещи, а в новогоднюю ночь - разбивать посуду, чтобы выгнать накопившуюся за год негативную энергию. На Новый год в Риме многие прыгают с моста в реку Тибр «за удачей». Неаполитанцы обожают фейерверки. Главное праздничное блюдо в новогоднюю ночь - чечевица. Чем больше съешь, тем богаче станешь. Таким образом, традиции итальянцев довольно специфичны, поэтому разнятся от города к городу.

Жизнь


  • В жизни итальянцев помимо семейных отношений значительную роль играют отношения супружеские. Последние годы ознаменовали значительное влияние женщины в семейной жизни. Зачастую именно за ней стоит окончательное решение. Она управляет семейным бюджетом, воспитывает детей, заботится о муже. Однако в обществе главным всегда остается мужчина - женщине неприлично даже вступать в маленькие споры с ним. А вот в стенах родного дома все иначе. Наглядным примером такого жизненного уклада служат южане;
  • Активная жестикуляция, импульсивность, являющаяся ее следствием, распространены в Италии широко. Наиболее импульсивные люди встречаются в центре Италии. Сицилийцы воспринимают подобное поведение, как некультурное;
  • Итальянцы - народ общительный. Пообщаться они могут на любую тему: наука, мода, кулинария, политика, любовь. Главное, чтобы в позитивном ключе;
  • Пунктуальность несвойственна итальянцам. Опаздывать могут не только люди, но даже поезда, открывать магазины позже положенного часа считается вполне нормальным;
  • Галантность - распространенная черта. Обыкновенное дело, когда итальянец не просто указывает дорогу, а провожает вас до пункта назначения. Даже если он не поймет ваши речи, то непременно воспользуется жестами и улыбкой. Комплименты в отношении женщин всегда уместны. Даже на деловых мероприятиях;
  • Все итальянцы по утрам пьют кофе. Чай в Италии не настолько популярен, как в России;
  • Итальянцы очень любят брендовую одежду, хотя всячески поощряют молодых дизайнеров. Практически у каждого молодого итальянца есть хотя бы одна брендовая вещь в гардеробе;
  • Жизнь мужчины и женщины в Италии немыслима без парфюма. Это обязательный атрибут, к которому относятся не менее трепетно, как к любимой одежде;
  • Большинство людей умеет хорошо готовить. Кулинария считается распространенным хобби, многие итальянцы стараются позвать друг друга в гости, чтобы продемонстрировать кулинарное мастерство;
  • Наиболее популярным блюдом на обед является паста;
  • Излюбленный отдых - времяпрепровождение у моря;
  • В Италии распространен культ тела. Даже мужчины стараются выглядеть хорошо независимо от возраста;
  • Любимый спорт - футбол. Поклонников итальянской сборной много среди мужчин и женщин;
  • Самый важный человек для каждого итальянского мужчины - мама. Она часто воспринимается как авторитет, а ее слово иногда важнее отцовского;
  • Значительную часть времени люди в Италии проводят у зеркала. Подбор одежды и наведение марафета считаются крайне важными делами;
  • По натуре своей итальянцы являются романтиками;
  • Мужчины очень любят ухаживать за женщинами и готовы посвящать этому много времени;
  • Импульсивность - естественная черта итальянского характера. В общественных местах итальянцы говорят громко, не стесняясь проявлять эмоции. При этом никто не делает друг другу замечаний, воспринимая подобное поведение абсолютно нормально;
  • Итальянцы очень любят жестикулировать;
  • Режим играет важную роль. В Италии люди стремятся завтракать, обедать, ужинать в одно и то же время;
  • Традиционный обед обязательно проходит всей семьей за столом;
  • Итальянцы любят здороваться на улице с абсолютно незнакомыми людьми. Совершенно нормально встретить случайного прохожего, который махнет вам рукой, произнеся приветствие;
  • Создавать семьи у итальянцев принято после 30–35 лет. Это связано с обстоятельным отношением к жизни. По их мнению, сначала нужно получить постоянное жилье, что сделать непросто, так как в стране наблюдается жилищный кризис. Затем необходимо повысить квалификацию до нужного уровня, построить карьеру или бизнес;
  • Весьма специфическое отношение наблюдается к транспортным средствам. Дети с 14 лет могут получить водительские права на скутер, чтобы ездить по городу. Взрослые итальянцы часто любят обсуждать дорогостоящие автомобили отечественного производителя;
  • Магазины парфюма и одежды считаются лучшими для досуга. Итальянцы могут большими компаниями делать покупки;
  • Спешить - плохо. Истинный итальянец никуда не торопится, делает все не спеша.

Национальный костюм


Формирование народного костюма происходило под влиянием Византии и Франции. Из-за длительной разрозненности итальянского государства костюмы разных областей имеют отличия, одновременно прослеживаются общие черты.
Для костюмов горожан и жителей деревень характерна колоритность. Одежда была неизменно яркой, насчитывала множество стилей. Условно одежду можно было разделить на праздничную, повседневную и свадебную.
Основные элементы итальянского народного костюма - туника плюс широкая юбка. Туника по форме напоминает рубашку с вышивками и кружевами. Непременным атрибутом юбки является кайма. Девушки носили корсаж со специальными завязками. Передник всегда был ярким, имел пеструю расцветку. Еще один частый атрибут женского гардероба итальянок - платок. Его носили на шее или голове.
Мужчины носили рубашки свободного покроя. Чем более высокий статус имел мужчина, тем дороже была ткань, причем цвет мог быть разным - от ярко-красного до золотистого. Поверх рубашки носили жилет, а на ногах плотно прилегающие штаны, которые скорее напоминали колготы или лосины. Сапоги длиной выше колена делали из натуральной кожи.
Значимость достижений итальянского народа в области науки, искусства и культуры непереоценима. Их достижениями восхищается весь мир, их кухня считается во многом эталонной. История Италии достойна увековечивания в кинематографе и литературе. Эта нация во всех отношениях красива, а присущие им экспрессия и импульсивность только добавляют колорита. Они, как никакой другой народ, щепетильны к внешнему виду, детям и родственникам. Именно итальянцы являются прямым доказательством того, что люди поистине удивительны и прекрасны.