Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Культура Руси второй половины XIII – XIV века. Что мы узнаем из этой презентации? Возможные дополнительные вопросы на уроке

Культура Руси второй половины XIII – XIV века. Что мы узнаем из этой презентации? Возможные дополнительные вопросы на уроке

На сегодняшнем занятии вы узнаете о развитии русской культуры в тяжелый для нашей страны период золотоордынского ига.

Тема: Древнерусское государство

Урок: Культура Руси в XIII-XIV веках

В результате монгольского нашествия на Русь были утрачены замечательные памятники древнерусской культуры. В огне пожаров погибли произведения архитекторов и художников, летописцев и ремесленников. Многие талантливые мастера были угнаны в ордынский плен. Некому было передать новым поколениям копившиеся долгие годы традиции ремесла и зодчества. Например, в течение пятидесяти лет после монгольского нашествия на Руси не строили каменных зданий. Ушло в прошлое искусство белокаменной резьбы. Ювелиры навсегда утратили секрет перегородчатой эмали. Во Владимире, Киеве и других городах на время прекратилось летописание. Даже в Новгороде и Пскове, до которых монголы не дошли, культурная жизнь словно замерла. «Погибла наша красота, богатство наше досталось другим, дело нашего труда досталось поганым», - горевал один из писателей того времени.

Постепенное возрождение культуры русских земель началось в конце XIII века. Заново отстраивались города. В Твери, Новгороде, Москве, а потом и в других городах снова начали сооружать каменные здания. Возрождалось ремесло, создавались новые летописи.

Книги на Руси по-прежнему были рукописными. Их переписывали как в крупных городах - Москве, Новгороде, Твери, так и в небольших. Менялись правила письма и написание букв. В XIV веке начали использовать не только принятый ранее шрифт устав, но и полуустав. Написание его букв было не таким строгим, они могли иметь наклон, буквенная строка стала менее ровной. Сам процесс письма значительно ускорился. Теперь писец успевал сделать за день гораздо больше. С конца XIV века стала распространяться скоропись - буквы начали писать слитно. Кроме того, скоропись допускала сокращение слов.

В XIV веке на Руси появилась бумага, которую привозили из Италии и Франции. Она стоила дешевле пергамента, на ней было удобнее писать. Появление бумаги привело к тому, что книг стало гораздо больше.

Одним из самых крупных писателей Руси конца XIV - начала XV века был монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый. Часть жизни он провел также в Москве и Твери. Епифаний был одним из лучших книжных писцов своего времени, украшал книги выразительными миниатюрами. Он тщательно собирал сведения о великих современниках, об особенностях природы и жизни людей в разных русских землях. Епифаний писал свои произведения своеобразным витиеватым языком, что свидетельствовало, как полагали тогда, об особой учености автора. Его перу принадлежат жития Сергия Радонежского, Дмитрия Донского. Епифаний не случайно обратился к именам тех, кто сыграл такую видную роль в возрождении страны, борьбе за ее свободу. После Куликовской битвы тема героического подвига ее участников стала ведущей в русской литературе.

В Москве была написана летописная повесть о борьбе с Мамаем. Она получила широкую известность и вошла в состав многих летописных сводов. Автор повести воздавал должное личному мужеству Дмитрия Донского. «Хочу как словом, так и делом, быть впереди всех и перед всеми сложить свою голову за братьев и за всех христиан; тогда и остальные, увидев это, станут с усердием проявлять свое мужество», - говорит князь своим сподвижникам перед битвой. Автор летописной повести не только рассказывал о героических подвигах, но и анализировал причины победы над Мамаем. В его взглядах отразилось мировоззрение жителей русских земель того времени. По мнению писателя, победа на Куликовом поле предопределена Божьей волей, а князем Дмитрием движет, прежде всего, любовь к Богу и православной церкви. Божественное начало, идеалы христианского служения людям помогали жителям Руси укрепить свой дух в эпоху тяжелых испытаний, они находили их в чистоте и святости религии.

В конце XIV века появились первые поэтические произведения о Куликовской битве, которые в дальнейшем составили обширный литературный цикл - «Задонщину». Как предполагают ученые, начало ему положила песня, сочиненная рязанским боярином Софонием. Он был хорошо знаком с древнерусской литературой, «Задонщина» перекликается со «Словом о полку Игореве». «А уже соколы и кречеты, белозерские ястребы… возлетали они под синие небеса, загремели золотыми колокольчиками на быстром Доне, хотят напасть на многие стаи гусиные и лебединые. Это богатыри, русские удальцы, хотят напасть на великие силы царя Мамая».

Рис. 3. «Сказание о Мамаевом побоище» ()

Выдающиеся памятники архитектуры были созданы после возобновления каменного строительства зодчими Великого Новгорода. Первым из них стала церковь Николы на Липне. Она была построена в конце XIII века неподалёку от города на островке среди болот («липны»). Эта небольшая одноглавая церковь кажется стройной и возвышенной. Но при этом она сохраняет характерные для новгородских храмов черты, роднящие их с крепостными, оборонительными сооружениями.

В XIV веке новгородцы выработали особый архитектурный стиль, наиболее яркими памятниками которого являются церкви Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице. Эти постройки не столь значительны по размерам, как, например, Софийский собор. Простота их форм сочетается с величественностью. Стены украшались очень скромно, более нарядными были главы церквей. Строители использовали самые разные материалы: в ход шли известняковые плиты, валуны, кирпич. Это придавало постройкам особое своеобразие.

Зарождение каменного строительства в Москве относится ко времени правления Ивана Калиты. По его приказу в связи с переездом митрополита Петра построили первый (потом были и другие) Успенский собор. Князь хотел показать, что Москва стала духовным центром русских земель. Знаменитый Успенский собор во Владимире словно передал эстафету своему московскому собрату.

Рис. 4. Успенский собор (Москва) ()

Во времена Ивана Калиты построили Благовещенский собор, который стал усыпальницей московских князей. К концу XIV века Московский Кремль был застроен множеством одноглавых белокаменных храмов. Стал формироваться неповторимый архитектурный облик главного города Руси. К сожалению, постройки XIV века не дошли до наших дней.

Наши предки стремились бережно относиться к архитектурному наследию прошлого. При этом они не просто изучали и в чем-то повторяли старинные образцы. В конце XIV века было предпринято восстановление древних сооружений во Владимире, Переяславле-Залесском, Ростове.

Возрождение иконописи связано с именем приглашенного на Русь византийского мастера Феофана Грека. Он сумел соединить в своем творчестве образцы византийского искусства и выработанные русскими мастерами приемы. В конце XIV века Феофан работал в Новгороде и Москве, изучал владимирскую иконопись. Кисти художника принадлежат иконы Донской Богоматери, Святых Петра и Павла, Успения Богоматери. Феофан расписывал также стены храмов. Особенно сильное впечатление производят его фрески в Новгородской церкви Спаса на Ильине улице. Созданные художником образы кажутся суровыми, даже грозными, при этом они наполнены одухотворенностью, словно светятся изнутри.

У Феофана Грека учились многие русские художники. Самым талантливым из них был Андрей Рублев. Феофан и его ученики преобразили убранство русской церкви. На перегородке, отделяющей главное место в церкви - алтарь - от остальной ее части, художники создали иконостас. На нем в несколько рядов были помещены иконы. Теперь они приобрели строгий прядок, образовали единую композицию.

Пережив тяжелую эпоху монгольского нашествия, русский народ начал возрождать свою культуру. Литература и изобразительное искусство XIII-XIV веков были проникнуты стремлением к высоким духовным идеалам, идеей борьбы за освобождение Родины.

  1. Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М., 1966.
  2. Алпатов М.В. Феофан Грек. М., 1979.
  1. Historic.ru ).
  2. Русская академия правосудия ().
  1. Какие последствия монгольского нашествия пришлось преодолевать русскому народу?
  2. Как вы думаете, почему «Задонщина» начинается такими словами: «Пойдемте, братья и друзья, взойдем на горы киевские и величим землю Русскую»?
  3. Как вы думаете, почему специально для Успенского собора в Московском Кремле было сделано повторение Владимирской иконы Божьей Матери?
  4. Расскажите о жизни и творчестве Феофана Грека.

Культура русского возрождения.

С XIV века идея объединения русских земель становится доминирующей. Об этом говорит рост национального самосознания, что в немалой степени способствует расцвету русской культуры, это период синтеза локальных культур, государственно-политических институтов, собирание и осмысление ценностей и идеалов предшествующего этапа культурного развития. XV – XVI века – это время не только формирования единого русского государства, но и время становления русского национального характера. Для русского национального характера характерно проявление негативных крайностей. Большинство исследователей обозначают их как два начала: святого, человеческого и звериного. Наличие этих двух начал объясняется рядом культурологов тем, что русский человек не прошел трудностей морального выбора, взяв сразу из византийского православия идеал аскетизма и святости. Такая моральная позиция человека, не искушенного жизненными соблазнами, может легко вызвать переход на противоположные позиции, легко свалиться в отрицании морали вообще (отсюда русская смута XVII века, безнравственность нашего времени). Еще одна особенность: ненависть ко всему формальному и официальному, ко всему бюрократическому. Русский человек готов получить отказ и потерпеть неудачу, если с ним хорошо поговорили. Одним из отрицательных последствий этого качества является пьянство, распространенное в русском народе веками. Это способ дойти до такой степени расслабленности, при котором любая социальная форма в отношениях людей уходит прочь и позволяет общаться напрямую, на стыке душ, без оглядки. Еще одна черта: патриотизм, никогда в прежней истории, ни при каких режимах не оспаривался. Постоять за Отечество, пожертвовать собой ради Отечества – были главной ценностью русской нации. И только сегодня лозунги патриотизма и демократии разделились. Это привело к появлению национал-демократических движений, лишило демократию народной поддержки, в моральном плане позволило проявиться тем самым звериным чертам русского народа: частое присвоение общественных богатств, воровство, расхищение национального достояния, раболепие перед заграницей, работу на себя государственных чиновников, не прикрытые цели наживы наших предпринимателей и бизнесменов, сострадательность, чувство справедливости. Справедливость имела также негативные черты в русском народе, так как всегда вела к фактическому равенству по принципу «не то плохо, что моя корова сдохла, а что она у соседа жива», отсюда анекдоты, негативное отношение к новым русским.

Тема урока: Развитие культуры в русских землях во второй половине 13-14 в.

Цель: используя современные образовательные технологии создать у учащихся возможность познакомиться с возрождением культуры Руси на основе национального подъёма, вызванного победой в Куликовской битве.

Задачи урока:

1.Образовательная: познакомить учащихся с выдающимися достижениями культуры Руси 13-14 веков, показать важность сохранения культурных памятников истории нашей страны

2.Развивающая: создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы; продолжить развитие умений, работать с заданиями в форме ОГЭ; находить ответы на вопросы в учебнике.

3.Воспитательная: воспитывать чувство толерантности, патриотизма.

Виды деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, эстетическая, проблемно-поисковая.

Планируемые результаты:

Предметные: овладевать целостными представлениями о культурном пути Руси; описывать и оценивать памятники материальной и художественной культуры, объяснять их значение; характеризовать основные жанры литературы XIII-XIV вв.; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личностей и народов в истории своей страны;

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме;

Регулятивные: самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

Личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению России, уважительное отношение к историческому наследию; осмысливать роль и значение искусства в жизни человека.

Оборудование: Учебник История России А.В.Торкунова часть 2. «Просвещение» 2016 Проектор. Презентация «Развитие культуры в русских землях во второй половине 13-14 в.» Карта «Русь 12-15вв» Рабочая тетрадь. И.А.Артасов, А.А.Данилов и другие. «Просвещение» 2016 Индивидуальные задания. Сообщения учащихся. Задания. Предметы из школьного музея (рушник, корзинка, глиняный горшок…)

Тип урока: усвоение новых знаний.

План урока

1. Начало возрождения культуры в русских землях.

2. Книжное дело, летописание.

3. Устное народное творчество, литература.

4. Зодчество.

5. Живопись.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний

1. Игра-повторение. Я зачитываю депеши, а вы отгадываете, кто, кому и по какому случаю их мог послать…

1. «Хочу восстановить пошатнувшееся господство Золотой Орды над Русскими землями»? /Мамай/

2. В битве с Мамаем нас поддерживает церковный деятель, основатель Троице -Сергиева монастыря? /Сергий Радонежский/

3.Осмотрел я местность, приказал переправить свои полки на правый берег реки? /Дон/. 4.Пространство между Доном и рекой Непрядвой называлось? /Куликово поле./

5.Татар он с Руси прогнал. Слава добрая за ним до наших дней живёт. И князя этого народ нарёк? /Донским/

Вопрос? О каком событии идёт речь? Найдите и назовите подтверждения (слайд) Позади у воинов Непрядва, Слева - затуманившийся Дон И простор великий только на два, Только на два стана разделён. Вот сейчас - не в дальней дали где-то Здесь сойдутся, как гроза с грозой... Грянул поединок Пересвета, Вышедшего в бой с Темир-Мурзой

2.Устный опрос. - Москва – центр объединения северо-восточных земель. Какие факты об этом свидетельствуют? (запрет междоусобиц, отразила литовского князя Ольгерда, роль Сергия Радонежского)

Куликовская битва и её значение. - Событие 1382 года.

Каковы причины и последствия похода Тохтамыша на Москву?

III . Мотивационно-целевой этап

Определим тему урока. В этом нам поможет высказывание Владимира Солоухина (слайд) «Откуда же пришла красота в повседневный быт, в резьбу, в кружева, в вышивку, в песню, в танец, в живопись? Да из души человека, откуда же ей еще было прийти!» И предметы из школьного музея.

Памятники культуры учёные иногда называют памятниками истории. Справедливо ли это? Не противоречит ли истине? Попробуем ответить на эти вопросы на нашем уроке.

Тема урока: Развитие культуры в русских землях во второй половине 13-14 в. (записывают в тетрадь) (слайд)

Как вы думаете, о чём мы будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

Какие цели мы ставим на сегоднешнем уроке?

Как мы можем достичь поставленной цели?

Проблемный вопрос: (слайд) Как возрождение русских земель после монгольского нашествия сказалось на развитии русской культуры?

IV . Открытие нового материала

1. Начало возрождение культуры в русских землях

Как отразилось Батыево нашествие на культурной жизни Руси? (Ответы учеников)

После нашествия на Русь были утрачены замечательные памятники древнерусской культуры. В огне пожаров погибли произведения архитекторов и художников, летописцев и ремесленников. Многие талантливые мастера были угнаны в ордынский плен. Некому было передать новым поколениям копившиеся долгие годы традиции ремесла и зодчества. Например, в течение пятидесяти лет после монгольского нашествия на Руси не строили каменных зданий. Ушло в прошлое искусство белокаменной резьбы. Ювелиры навсегда утратили секрет перегородчатой эмали. Во Владимире, Киеве и других городах на время прекратилось летописание. Даже в Новгороде и Пскове, до которых монголы не дошли, культурная жизнь словно замерла.

«Погибла наша красота, богатство наше досталось другим, дело нашего труда досталось поганым», – горевал один из писателей того времени.

Ответьте на вопросы п.1 § 22 учебника. (Проверка выполнения задания)

Работая с п.1 § 22 учебника, предположите, какие факторы могли способствовать возрождению русской культуры. (освоение новых территорий, успехи в хозяйственном развитии, усиление Московского княжества, начало процесса объединения Северо-Восточной Руси, идея единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством)

2. Книжное дело, летописание

Постепенное возрождение культуры русских земель началось в конце XIII века. Заново отстраивались города. В Твери, Новгороде, Москве, а потом и в других городах снова начали сооружать каменные здания. Возрождалось ремесло, создавались новые летописи. Книги на Руси по-прежнему были рукописными. Их переписывали как в крупных городах – Москве, Новгороде, Твери, так и в небольших. Менялись правила письма и написание букв. В XIV веке начали использовать не только принятый ранее шрифт устав, но и полуустав. (слайд)Написание его букв было не таким строгим, они могли иметь наклон, буквенная строка стала менее ровной. Сам процесс письма значительно ускорился. Теперь писец успевал сделать за день гораздо больше. С конца XIV века стала распространяться скоропись – буквы начали писать слитно. Кроме того, скоропись допускала сокращение слов. В XIV веке на Руси появилась бумага, которую привозили из Италии и Франции. Она стоила дешевле пергамента, на ней было удобнее писать. Появление бумаги привело к тому, что книг стало гораздо больше. (слайд)

Работа в группах:

1 группа - Заполните схему «Материал для письма». В скобках укажите века их внедрения.

2 группа - Заполните схему «Изменение типа письма». В скобках укажите века их внедрения.

Обратите внимание на то, как выглядит устав, полуустав и скоропись.

Попробуйте написать по одной букве каждым типом письма.

Какой тип письма наиболее простой в написании?

Вспомните, для чего применялся устав

Предположите, для чего применялась скоропись.

В XII-XIII вв. существовали те же литературные жанры, что и во времена Киевской Руси, а вот число произведений выросло во много раз. Во время политической раздробленности возникло множество летописных центров: Псков, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Галич, Рязань, Ростов, Суздаль и др.

Почему летописи являются важнейшими источниками по истории Руси? (Ответы учеников)

Авторами хроник в Киевской земле были не только монахи, но и светские люди. Так, киевский боярин Пётр Бориславич, человек близкий к киевским князьям, составил как предполагают, свод 1146-1196 гг. Он включил в текст свои личные впечатления, письма Изяслава и его противников и союзников, договоры. Киевский свод содержал яркие описания личностей многих русских князей. В целом получился увлекательный рассказ, который был одновременно и военской повестью, и походным дневником, и романом в письмах.

Из северорусских письменных источников мы узнаём о новгородских и псковских вольностях, междоусобных войнах, в которых северные республики принимали участие. Новгородско-псковским хроникам было присуще внимание к бытовым деталям. Они подробно описывали наводнения, пожары, постройку дворов, крепостных стен, башен и т.д.

3. Устное народное творчество, литература

Наивысшего расцвета достиг в 14 веке былинный героический эпос.(стр 63) Сохранились былины Былины: -сказочный сюжет (это связано с тем, что события, изображенные в былине, почти стерлись в памяти людей); -достаточно большой объем; - герои - лирические богатыри. (слайд)

Вспомните былины о Садко. Как вы полагаете, почему в Новгородской земле появились именно такие герои? (Ответы учеников)

Работая с п.3 § 22 учебника, определите, какие новые литературные жанры стали популярны в XIII-XIV вв.

Появился и такой новый жанр устного народного творчества, как исторические песни . Главными героями здесь были обычные люди, которые боролись с захватчиками, либо девушки, попавшие в ордынский плен.

Примером таких песен является «Песнь о Щелкане», в которой рассказывается о восстании жителей Твери в 1327 году против баскака Щелкана.

Вспомните, кто такой баскак (это представитель ордынского хана на Руси)

Песня так описывает поведение Щелкана:

Брал он, млад Щелкан,

Дани-невыходы,

Царские невыплаты.

С князей - по сто рублей,

С бояр - по пятидесяти.

У которого денег нет,

У того дитя возьмёт;

У кого дитяти нет,

У того жену возьмёт;

У кого жены нет,

Того самого головой возьмёт.

Ещё один пример исторических песен – «Песнь об Авдотье Рязаночке»,которая освободила из плена ордынцев жителей Рязани и возродила город.

Основными жанрами в литературе Руси XIII–XIV веков стали воинская повесть и жития святых .Воинские повести основывались на реальных исторических фактах и рассказывали о боевых подвигах русского народа, а жития описывали жизнь и заслуги выдающихся деятелей русской церкви и князей, причисленных к лику святых.Одним из таких памятников русской литературы является «Повесть о разорении Рязани Батыем», которая включает в себя и рассказ о Евпатии Коловрате.

В основу этой повести легли подлинные события 1237 года, когда войско Батыя взяло Рязань и убило много горожан и княжескую семью.Уцелевшие жители собрали дружину, которую возглавил Евпатий Коловрат « И погнались вслед безбожного царя… И начали сечь без милости.И смешались все полки татарские. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими. Почудилось татарам, что мёртвые восстали.»

Одними из самых известных и популярных жизнеописаний того времени являются “Житие Александра Невского” и “Житие Михаила Тверского”.Восхваляли Александра Невского здесь, например, за победу на Чудском озере:

«…И возвратился князь Александр с победою славною,

и было много пленных в войске его,

и вели босыми подле коней тех, кто называет себя “божьими рыцарями”»

В чём отличие былины от исторической песни? Стр.58 учебник

ФИЗМИНУТКА (Ученики повторяют движения за учителем)

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парты сесть опять.

РАБОТА С РАБОЧЕЙ ТЕТРАДЬЮ И УЧЕБНИКОМ Рабочая тетрадь, страница 96, учебник страница58-59 Заполнить таблицу «Устное народное творчество».

4. Зодчество. (слайд)

Представьте, что мы совершаем экскурсию по Золотому Кольцу России. Поможет нам воссоздать облик древнерусской архитектуры мультимедийная презентация.

Выдающиеся памятники архитектуры были созданы после возобновления каменного строительства зодчими Великого Новгорода. Первым из них стала церковь Николы на Липне. Она была построена в конце XIII века неподалёку от города на островке среди болот («Липны»). Эта небольшая одноглавая церковь кажется стройной и возвышенной. Но при этом она сохраняет характерные для новгородских храмов черты, роднящие их с крепостными, оборонительными сооружениями.

В XIV веке нов новгородцы выработали особый архитектурный стиль, наиболее яркими памятниками которого являются церкви Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице. Эти постройки не столь значительны по размерам, как, например, Софийский собор. Простота их форм сочетается с величественностью. Стены украшались очень скромно, более нарядными были главы церквей. Строители использовали самые разные материалы: в ход шли известняковые плиты, валуны, кирпич. Это придавало постройкам особое своеобразие.

Зарождение каменного строительства в Москве относится ко времени правления Ивана Калиты. По его приказу в связи с переездом митрополита Петра построили первый (потом были и другие) Успенский собор.

Архангельский собор. (Сообщения учащихся)

Новый Московский Кремль (Сообщение учащихся)

Во времена Ивана Калиты построили Благовещенский собор, который стал усыпальницей московских князей. К концу XIV века Московский Кремль был застроен множеством одноглавых белокаменных храмов. Стал формироваться неповторимый архитектурный облик главного города Руси. К сожалению, постройки XIV века не дошли до наших дней.Наши предки стремились бережно относиться к архитектурному наследию прошлого. При этом они не просто изучали и в чем-то повторяли старинные образцы.

Особенности зодчества Пскова (слайд)

В тридцати километрах севернее Курска в местечке Свобода находится один из первых монастырей в курском крае - Святыня земли курской - Коренная Пустынь. Основание Коренной пустыни восходит к XIII веку. Предание гласит, что однажды в 1295 году некий охотник, житель города Рыльска, проходя берегом реки Тускари, обнаружил у корней дерева (отсюда название пустыни - Коренная) лежащую ликом вниз икону Богоматери «Знамение». Так была обретена чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская – Коренная, сыгравшая большую роль в истории курского края.

Охотник с несколькими товарищами построил на месте явления иконы деревянную часовню. Об этом событии узнал Рыльский князь Шемяка, который велел перенести икону в Рыльск, но она чудесным образом возвратилась обратно в часовню. К иконе часто приходил молиться священник по имени Боголюб. Однажды на него напали татары, сожгли часовню, а явленный образ Богоматери раскололи на две части и бросили их в разных местах. Священника увели в плен. Через много лет он сумел вернуться на родину и стал искать рассеченную икону. Найдя обе части, он сложил их вместе, и икона тотчас соединилась и стала совершенно целой. Слава о чудесной иконе дошла до царя Федора Иоанновича, который повелел устроить на месте явления иконы обитель.(слайд)

Предлагаю учащимся отметить самый понравившийся памятник архитектуры и объяснить свой выбор. Какие особенности русской культуры XIII–XIV веков в нём прослеживаются? (Ответы учеников)

Посмотрите на парты. Что вы там видите? (Картинки с изображением памятников). Вам необходимо определить, из какого он города и кто его автор и как называется. Эти сувениры вы оставите у себя и спросите родителей, знают ли они эти памятники культуры.

5.Живопись.

Возрождение иконописи связано с именем приглашенного на Русь византийского мастера Феофана Грека. (Сообщение учеников) (слайд)

Он сумел соединить в своем творчестве образцы византийского искусства и выработанные русскими мастерами приемы. В конце XIV века Феофан работал в Новгороде и Москве, изучал владимирскую иконопись. Кисти художника принадлежат иконы Донской Богоматери, Святых Петра и Павла, Успения Богоматери. Феофан расписывал также стены храмов. Особенно сильное впечатление производят его фрески в Новгородской церкви Спаса на Ильине улице. Созданные художником образы кажутся суровыми, даже грозными, при этом они наполнены одухотворенностью, словно светятся изнутри.У Феофана Грека учились многие русские художники. Самым талантливым из них был Андрей Рублев. Феофан и его ученики преобразили убранство русской церкви. На перегородке, отделяющей главное место в церкви – алтарь – от остальной ее части, художники создали иконостас. На нем в несколько рядов были помещены иконы. Теперь они приобрели строгий порядок, образовали единую композицию.

Работа с учебником стр. 61и Презентацией (слайд)

Описание иконы Донской Божьей Матери.

Что нового внёс в изображение Феофан Грек?

Работая с историческим документом на с. 62 учебника, ответьте на вопросы после него

Пережив тяжелую эпоху монгольского нашествия, русский народ начал возрождать свою культуру. Литература и изобразительное искусство XIII-XIV веков были проникнуты стремлением к высоким духовным идеалам, идеей борьбы за освобождение Родины.

Возвращение к проблемному вопросу поставленному в начале урока.

Русь отличает стремление к коллективности творчества, соборности, в то время как в Европе проявляется стремление к индивидуальности личности, искусство рано приобретает светские черты, поэтому там произойдет взлет человеческого гения в эпоху Возрождения. Русь же будет отстаивать свой путь развития. Православие вплоть до XIX века останется главной доминантой русской культуры

V .Подведение итогов урока

Проверим насколько вы хорошо усвоили новый материал

Выполнение тестовой работы.

VI . Рефлексия

Упражнение «3+1»: назвать три своих удачных действия на уроке и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

VII . Домашнее задание: п.22,

Рабочая тетрадь задания №2,3,6. Задания для самоконтроля.

Подготовить исследовательский проект «Взаимопроникновение культур разных народов, оказавшихся под властью Золотой Орды».

VIII . Закрепление:

Рабочая тетрадь задание №1

Этот урок я хочу закончить стихотворением Леонида Зеленского


Как русская душа она бездонна,
Понять её нельзя пытаться вскользь.

От чувства совести она неотделима,
Славянской веры, ценностей её,
Она как воздух нам необходима,
Как благодатное целебное питьё.

Культура русская щедра и многолика,
Разнообразна, как природная краса,
Талантами и мудростью велика,
И необъятна словно небеса.

Её всечеловечность помогает
Объединять народы матушки-земли,
А искренность сердца их согревает,
Как днём весенним в небе журавли.

Культура русская богата, животворна,
Духовностью пропитана насквозь,
Как русская душа она бездонна...
С ней никогда не буду жить я врозь.

Тест по истории Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV века, 6 класс

1 вариант

1. С какого времени, по мнению историков, после нашествия Батыя началось возрождение культуры в русских землях?

1) с начала XIII в.
2) со второй половины XIII в.
3) с начала XIV в.
4) со второй половины XIV в.

2. Новый материал для письма - бумага - заменил другой, более дорогой материал, который использовался ранее. Это

1) береста
2) пергамент
3) тростник
4) глиняные таблички

3.

А) летопись
Б) былина
В) устав
Г) эпос

Значение

1) тип письма, форма кириллицы с чётким геометрическим ри­сунком букв
2) совокупность произведений на­родного творчества
3) русская народная эпическая песня о богатырях
4) запись исторических событий по годам

4. Установите соответствие между литературными произведениями и городами, в которых они были созданы.

Произведения

А) Песня о Щелкане
Б) Былина о Садко

1) Новгород
2) Рязань
3) Тверь

5. Когда после нашествия Батыя возобновилось каменное строительство в русских городах?

1) в конце XIII в.
2) в начале XIV в.
3) во второй половине XIV в.
4) в начале XV в.

6. При сооружении новых зданий в Московском княжестве зодчие ориентировались прежде всего на архитектуру

1) Киева
2) Владимира
3) Новгорода
4) Рязани

7. Церковь Фёдора Стратилата, церковь Спаса Преображе­ния на Ильине улице - это памятники архитектуры го­рода

1) Новгорода
2) Москвы
3) Киева
4) Рязани

8. Известный иконописец Феофан Грек приехал на Русь из

1) Италии
2) Византии
3) Франции
4) Китая

9. Укажите произведение Феофана Грека.

1) фрески Успенского собора Владимира
2) иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
3) икона Владимирской Божьей Матери
4) киевская икона Богородицы Софии

10. В какое время в культуре Руси оформились иконостасы?

1) в первой половине XII в.
2) в начале XIII в.
3) в конце XIV в.
4) в начале XV в.

2 вариант

1. В чём выразился урон, нанесённый Батыевым нашестви­ем русской культуре?

1) появлении новых традиций, заимствованных на Востоке
2) развитии языка, появлении новых слов
3) исчезновении отдельных видов ремесла
4) складывании единства Русской земли

2. Новым материалом для написания книг, который ввозили на Русь с XIV в., была

1) береста
2) глина
3) бумага
4) каменная плита

3. Установите соответствие между термином и его значением.

А) эпос
Б) летопись
В) житие
Г) полуустав

Значения

1) жанр древнерусской литературы, рассказывающий биографии святых
2) форма кириллицы, которая исполь­зовалась с XV в., пришла на смену уставу
3) совокупность произведений народно­го творчества
4) исторический жанр произведений, представляющий собой погодовую запись событий

4. Установите соответствие между героями древнерусской литературы и городами, в которых появились произведения о них.

А) купец Садко
Б) Житие Михаила Ярославича
В) «Повесть о разорении Батыем…»

1) Тверь
2) Рязань
3) Новгород

5. Единственной постройкой конца XIII в., созданной после нашествия Батыя и сохранившейся до настоящего време­ни около Новгорода, является

1) церковь Фёдора Стратилата
2) церковь Спаса Преображения
3) церковь Николы на Липне
4) Изборская крепость

6. Единственный в XIV в. белокаменный Кремль в Северо­-Восточной Руси был построен в

1) Новгороде
2) Москве
3) Рязани
4) Тамбове

7. Чтобы подчеркнуть идею преемственности столичного положения Москвы, зодчие Москвы строили здания в стиле архитектуры города

1) Новгорода
2) Рязани
3) Владимира
4) Пскова

1) Сергий Радонежский
2) Феофан Грек
3) Симон Ушаков
4) Дионисий

9. Новой чертой оформления русского храма в конце XIV в. стало появление

1) скульптур
2) витражей
3) мозаики
4) иконостаса

10. К особенности культурного возрождения Руси в отличие от Возрождения в Европе относится

1) необходимость реформирования правил церковного бого­служения
2) критика папы римского и его окружения
3) культурное сближение Русских земель, национальный подъём
4) возрождение языческих культов

«Материал для письма»

«Изменение типа письма»

РУССКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ (XVII–XVIII ВЕКА)

Основная характеристика периода

В XVII в. расширяются контакты России с западными странами, в том числе с государствами Юго-Восточной Европы, благодаря чему в Россию пребывает все больше иностранцев. Формируется первое "окно в Европу". Это был век расширения Русского государства во все стороны. На западе – воссоединение с Украиной, на юге – присоединение области Войска Донского, на востоке – присоединение Сибири, на севере – освоение районов, близких к Северному Ледовитому океану. Спокойное накопление мощи прерывалось бунтами: крестьянским под руководством Степана Разина, медным и в конце века стрелецким, связанным с борьбой за власть. Эти бунты не были такими страшными, как Смутное время, и царской власти удавалось их быстро подавлять. С присоединением Казанского и Астраханского ханств, Украины и Сибири Русь становится Россией , а жители ее уже могут быть названы россиянами , поскольку в состав России в большом количестве входит и нерусское население. Впрочем, русские всегда выступали в России как государствообразующая нация.

Период с конца XVII столетия до золотого века русской культуры (XIX в.) называют русским Возрождением , находя в русской культуре этого времени наиболее характерные черты эпохи Возрождения: двуединый процесс национального самосознания и одновременно приобщения к мировой культуре (В. В. Кожинов).

Такое понимание русского Возрождения хорошо вписывается в контекст общевозрожденческого движения. Возрождение возникло на юге Италии в XIV в. (Данте, Боккаччо, Петрарка). На север Европы – во Францию, Испанию, Англию оно пришло в XVI – начале XVII в. Еще дальше в Россию Возрождение пришло в XVII–XVIII вв. под непосредственным влиянием петровских реформ. Оно возникло не сразу на всей территории, а последовательно шло с запада и, начавшись в южной России, к концу XVII в. достигло центра. Многие деятели Возрождения в Великороссии были выходцами с Украины и Белоруссии, куда Возрождение пришло раньше. Это соответствует общему движению Возрождения, которое, возникнув в Италии, затем двигалось на север и на восток. И если в Западной Европе Возрождение кончилось в XVII в., переходя в следующем веке в эпоху Просвещения, то в России Возрождение окончательно утверждается в XVIII в., соединяясь с Просвещением. Реформы Петра I были подготовлены в XVII в., когда произошло присоединение Малороссии, укрепились отношения с западными странами и в Москве появилась обширная Немецкая слобода, которая произвела на жившего по соседству в Измайлове мальчика – будущего российского императора – огромное впечатление. Те культурные изменения, которые произошли в России в XVII в. и перешли во многом благодаря Петру в XVIII в., подготовили в дальнейшем золотой век русской культуры.

Эпоха Возрождения характеризуется в первую очередь становлением самодостаточной личности. В России, где не было развитого гражданского общества и торжества закона, это привело к становлению специфически русского явления – интеллигенции. Для эпохи Возрождения характерно обособление и увеличение веса светского искусства. То же происходит и в России: возникают светская литература и архитектура, парсуна в живописи. В Европе с эпохи Возрождения начинается развитие капитализма и становление нации. В России в эпоху Возрождения также начинается зарождение капиталистических отношений и становление национального самосознания, чему способствовали и внутренние причины.

В начале XVII в. Россия испытала губительный социальный и государственный кризис, в результате которого остро встал вопрос о соотношении государства и народа. В Смутное время царской власти или вообще не было, или она переходила из рук в руки нескольких конкурентов. В подобных условиях неизбежно возникал вопрос о том, что делать населению, кому служить и служить ли вообще. Те, кто не желал никому служить, пополняли шайки разбойников, которые, увеличиваясь в объеме, доходили до масштаба народного восстания против государства как такового и всей высшей элиты и установленных ею порядков. В качестве примера можно привести восстание под руководством Ивана Болотникова. Такую же функцию ниспровергателей существующих порядков выполняли казаки, роль которых на Руси в Смутное время резко возросла. Сторонники порядка выбирали себе одного из претендентов на престол: Лжедимитрия I, Лжедимитрия II, Василия Шуйского, польского царевича Владислава, польского короля Сигизмунда. Но были и те, кто осознал в условиях отсутствия твердой власти, что помимо дилеммы: не служить вообще или служить одному из претендентов на трон – существует альтернатива: служить родной стране, отечеству, русской земле. Это способствовало росту национального самосознания, пониманию того, что есть единая нация и единая страна, которую должен защищать каждый. Рост национального самосознания привел к возникновению освободительного движения под руководством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Национальное самосознание было важно и в культурном отношении. Оно способствовало не только возрождению государства, но и русскому Возрождению в духовном смысле. На вершине русского Возрождения оно привело к созданию особого социального слоя – интеллигенции, призванной сыграть огромную роль в развитии России в последующие века.

Главный момент, отличающий русское Возрождение, как и Возрождение вообще, – усиление индивидуального личностного начала, которое проявляется во всех изображаемых событиях и произведениях. Происходит "открытие характера", внутреннего мира человека. Люди уже не делятся на абсолютно добрых или злых. Они становятся многообразными и изменчивыми, как разнообразен и изменчив окружающий мир. "Не бывает же убо никто беспорочен в житии своем" – говорится в хронографе 1617 г. Основу ренессансной лирики, по В. В. Кожинову, составляет единство личностного и национального. В эпоху Возрождения появляются нравственность, личный внутренний мир, личность в полном смысле этого слова.

Главные признаки русского Возрождения: появление новых видов и отраслей культуры – поэзии, парсуны, московского барокко, партесного пения, философии. В формальном смысле появляется авторство.

По утверждению Η. Н. Бахтина, "роль чужого слова, цитаты, явной и благоговейно подчеркнутой, полускрытой, скрытой, полусознательной, бессознательной, правильной, намеренно искаженной, ненамеренно искаженной, нарочито переосмысленной и т.д. в средневековой литературе была грандиозной. Границы между чужой и своей речью были зыбки, двусмысленны, часто намеренно извилисты и запутаны. Некоторые виды произведений строились, как мозаики, из чужих текстов".

Но вот человек вспомнил, что он создан по образу и подобию Бога, и решил возродить в себе божественный образ. Это и есть подлинное Возрождение, которое началось в XVII в. с украинского философа Григория Сковороды, а наибольшего развития достигло в конце XVIII в. у А. Н. Радищева в его "Путешествии из Петербурга в Москву". Без русского Возрождения не было бы золотого века русской культуры.

В середине XVII в. возникло движение ревнителей благочестия , которые предлагали "спасаться в миру", заводили школы и богадельни. Социальный элемент сближал это движение с европейской Реформацией. Но "боголюбцы" стремились к оцерковлению всего русского быта, в то время как Реформация двигалась в направлении обмирщения религиозной жизни. Из кружка "боголюбцев" вышли будущий патриарх Никон и главный его противник протопоп Аввакум. Когда Никон стал патриархом, он провел реформу русской церкви с целью приближения ее богослужения к обрядовой традиции других православных государств. Тех, кто не принял реформу Никона и придерживался в религиозной практике прежних правил и обычаев, стали называть старообрядцами. От четверти до трети населения сохранило верность древней традиции. Старообрядцы считали, что ничего в святоотеческих книгах исправлять не надо; напротив, во всех других странах все должно быть изменено в соответствии с правилами русской церкви.

Церковная реформа , разделившая народ на ново- и старообрядцев, была связана с тем, что, но мнению Никона, после воссоединения Украины с Россией и в предвидении дальнейшего расширения русских земель, следовало готовиться к созданию вселенской православной империи под эгидой русского государства. Различия между русским и греческим обрядами казались Никону препятствием к этому. Он решил унифицировать обряд, взяв за основу греческую практику, которая, кстати сказать, была введена на Украине и в Белоруссии. Реформа облегчила культурную ассимиляцию Великороссии и соединенных с нею других ветвей единой русской нации. Она также усилила влияние на Великороссию Украины, в которую возрожденческие тенденции проникли раньше.

В свое время культура распространилась из Киева на центральную Россию, теперь, в эпоху Возрождения, можно было говорить о второй волне влияния. В XVII в. было основано целое общежитие малороссийских ученых монахов в Андреевском монастыре, основанном в 1648 г. на берегу Москвы-реки близ Воробьевых гор (назван по находящейся в нем церкви Андрея Стратилата). Именно эти монахи приняли активное участие в переводе и исправлении богослужебных книг, в развитии просветительского и книжного дела в России. При монастыре была образована школа. В 1764 г. монастырь был упразднен.

Петр I, по словам А. Тойнби, "всколыхнувший нечеловеческим усилием всю Россию", ответил на польско-литовское давление, достигшее пика в Смутное время, когда поляки оккупировали и два года (с 1610 по 1612) удерживали Москву. Преобразования Петра I в культурном отношении не были переворотом в полном смысле слова. Европейский Ренессанс достиг пределов русского государства еще до рождения Петра, а первый театральный спектакль в России прошел в год его рождения. После Смутного времени на Печатном дворе (единственной тогда русской типографии) и в московских приказах (особенно в Посольском, имеющем дело с иностранцами) образовался круг людей, для которых литературная работа стала основной профессией. Это была как бы протоинтеллигенция, в конце русского Возрождения ставшая полноценной интеллигенцией.

"Чтение книг вошло у нас в великое употребление: ибо ныне не только просвещенное науками благородное общество, но и всякого звания люди с великою охотою в том упражняются: чего ради и выходит в публику немалое количество разного сочинения книг, наполненных или нравоучениями, или служащих для увеселения и препровождения от тоски праздного времени, которые охотно читают и самые поселяне, обучавшиеся грамоте, которых ныне уже довольно". Эти слова принадлежат писателю конца XVIII в. Матвею Комарову.

До Петра русский Ренессанс был в основном словесным, гуманитарным, Петр же придал ему практическую направленность. Поэтический "музей слов" Симеона Полоцкого дополняется Кунсткамерой, реальным музеем монстров и курьезов. При Петре были созданы флот, общедоступный театр, Академия наук, парки и парковая скульптура. Произошла секуляризация культуры. Петровские преобразования в культурном отношении ценны тем, что дали возможность развиваться русскому Возрождению в полном объеме. Главное культурное событие русской империи – появление интеллигента .

Хотя интеллигенция в полной мере сформировалась только в XIX в. с выходом на арену разночинцев, начало ее породил указ Петра III от 1762 г., по которому дворянство освобождалось от обязательной государственной службы. Тем самым из среды дворянства теперь могли выделяться свободные образованные люди, не являющиеся ни воинами, ни чиновниками. Они и создавали интеллигентские кружки. В интеллигенте соединились европейская образованность с русской сострадательностью и отзывчивостью. Недаром слово "интеллигенция" во всех словарях обозначается как специфически русское. Первым русским интеллигентом, по словам Н. А. Бердяева, был А. Н. Радищев, без которого не было бы великой русской литературы (а если выйти за рамки культуры, то, может быть, и русских революционеров тоже). Ф. М. Достоевский писал, что все мы (имея в виду писателей второй половины XIX в.) вышли из "Шинели" Гоголя. Но из чего вышла (была сшита) гоголевская "шинель"? Той боли за простого человека не могло бы возникнуть, если бы до Гоголя не было "Путешествия из Петербурга в Москву". Так что вся русская литература XIX в. – от Η. М. Карамзина до Л. Н. Толстого – это следствие "Путешествия" Радищева. Или, если сказать иначе, "Путешествие" Радищева и великая русская литература имеют один источник, коренящийся в специфически русской интеллигентности, – таланте сострадания и сочувствия к человеку как таковому. Таким образом, русская интеллигенция, в которой соединились европейская образованность с русским сочувствием, стала источником великой русской литературы XIX–XX вв.

Термин "интеллигенция" (лат. intelligentia, intellegentia – понимание, познавательная сила, знание), включенный в литературный обиход писателем П. Д. Боборыкиным в 1860-е гг., из русского перешел в другие языки. Стало быть, он обозначает российское явление – наличие большого числа образованных людей, находящихся в оппозиции к государственной власти (никто не причислит к интеллигенции Бенкендорфа). Интеллигенция в России – это посредница между государством и народом в условиях, когда нет самостоятельных законодательных учреждений и не действует закон как таковой. Русский человек внутренне свободен. Его свобода идет от широты Великой русской равнины. Уже при Ярославе Мудром Русь территориально превосходила всю Западную Европу. Чтобы внедрить необходимую организацию на таком обширном пространстве, требуется давление сверху, государственный авторитаризм. Но тогда становится необходим посредник, заменяющий отсутствующие социальные институты, – его роль и выполняет интеллигенция. Первым, кто открыто осуществил эту функцию, был А. Н. Радищев.

Смутное время показало слабость русского государства. Необходимость сопротивляться давлению Запада привела к русскому Возрождению и достойному ответу Петра I. Русские взяли у Запада то, что им было нужно для победы над ним, и реванш Петра I состоялся. Энергии Петра хватило на два века, а затем, после поражения в Крымской и Японской войнах, понадобился новый ответ на вызов. В диалектике внутренней свободы русского человека и внешней его организации таится разгадка того парадокса, о котором писал Н. А. Бердяев: "Почему самый безгосударственный народ создал такую огромную и могущественную государственность?"

Интеллигенция появилась под влиянием секуляризации литературы и, в свою очередь, способствовала ей. Как русскому человеку интеллигенту свойственна широта, как представителю гонкого культурного слоя интеллигенции – сострадание. Вот две основные черты русского интеллигента.

А. Ф. Лосев, размышляя о природе интеллигентности, писал: "Подлинная интеллигентность всегда есть подвиг, всегда есть готовность забывать насущные потребности эгоистического существования... ежеминутная готовность к бою и духовная, творческая вооруженность для него... Интеллигентность – это ежедневное и ежечасное несение подвига, хотя часто только потенциальное".

Начавшись с А. Н. Радищева, про которого Екатерина II сказала: "Это бунтовщик, хуже Пугачева", но который революционером не был, русская интеллигенция способствовала революции 1905 г., что ей поставили в вину "веховцы", а затем и революции 1917 г.

Русская культура второй половины XIII - XV веков.

Начало XIII века ознаменовалось резко возросшим давлением католичества на православный мир. В Новгородских и Прибалтийских землях активизировалась миссионерская деятельность католиков среди местного, прежде всего нерусского, населения. Тяжелый урон понесла культура. За столетие с середины XIII до середины XIV века резко снизилась грамотность на Руси. Истребление и увод в плен ремесленников привели к падению уровня ремесленного производства. Были забыты многие технические приемы и навыки, некоторые виды ремесла вообще исчезли. В археологическом инвентаре исчезли многие предметы, обычные для предшествующих эпох. Например, исчезли шиферные пряслица и сердоликовые бусы, стеклянные браслеты и амфоры-корчаги. Навсегда было утрачено искусство перегородчатой эмали, пропала полихромная строительная керамика, почти два века не было филиграни и тиснения металла.

Пострадало и русское зодчество, многие памятники были разрушены, на полвека прекратилось каменное строительство из-за отсутствия материальных средств и строителей. Когда же оно возобновилось, то оказались утраченными основные виды используемых ранее видов строительных материалов и техники, поэтому здания этого времени были недолговечны. Погибло огромное количество памятников письменности, пришло в упадок летописание, прикладное искусство, живопись.

В результате политических событий XIII-XIV веков различные части древнерусской народности оказались разделены, оторваны друг от друга. Вхождение в различные государственные образования затрудняло развитие экономических и культурных связей между отдельными регионами прежде единой Руси, углубляло различие в языке и культуре, существовавшее и ранее. Это привело к сложению на основе древнерусской народности трех братских народностей: русской, украинской и белорусской.

Основу культур этих народностей составляли традиции древнерусской культуры, что предопределило наличие в них общих черт, но вместе с тем каждая культура приобретала свои специфические черты, отражая складывающиеся этнические особенности народа и конкретные исторические условия его экономического, политического и культурного развития.

С XIV века появилось название Малая Русь, оно сначала относилось к Галицко-Волынской земле, а затем и к Поднепровью, подчеркивая неразрывную связь края со всей Русью. Название Украина стало употребляться чуть позже, хотя еще с конца XII века это слово встречается в летописи, для определения пограничного положения некоторых земель (например, Переяславского княжества). В дальнейшем это наименование приобрело новое значение и относилось в основном к среднему Поднепровью, а затем распространилось на все юго-западные земли Руси. Постепенно название Украина закрепилось в сознании народа и с XVI веке перешло в официальные документы и литературу.

В XIV веке появилось и новое название Белая Русь. Населявшие край жители называли себя русскими, лишь в XV веке за ними укрепилось название белорусы

2. Можно наметить несколько этапов историко-культурного процесса на Руси от второй половины XIII до конца XV в., соответствующих этапам общеисторического развития.

Первый этап (от монголо-татарского вторжения в 1237 г. - приблизительно до середины XIV столетия) характеризуется заметным упадком различных сфер материальной и духовной культуры; но вместе с тем уже в конце XIII столетия наблюдаются первые признаки начинающегося возрождения. В Твери, Новгороде, потом в Москве возобновляется каменное зодчество, появляются новые центры летописания (Москва, Тверь).

Второй этап (примерно с середины XIV до середины XV столетия) - это хозяйственный подъем Руси, укрепление местных государственных образований, подъем Москвы, Твери, Новгорода, Нижнего Новгорода, Рязани как крупных и сильных экономических и политических центров. Куликовская битва знаменует важный этап на пути освобождения страны от ига иноземных захватчиков и объединения ее под властью Москвы.

Новый этап в историко-культурном процессе относится ко второй половине XV в. и продолжается еще в начале XVI столетия. В это время происходит объединение русских земель, усиливается взаимопроникновение местных культур. Псковские зодчие появляются в Москве, местное летописание пристально следит за событиями в Москве. Становясь государственным центром страны, Москва превращается в центр формирующейся культуры русской народности. Предшествующий этап расцвета культуры местных центров обогатил культуру страны в целом, и теперь она сливается в общем потоке, хотя местные черты сказываются еще долго. Еще более расширяются и усиливаются связи со странами Запада, но культурному общению препятствуетцерковь с ее упорной борьбой против «латинства», против всего нового и иноземного. Это связано прежде всего с особенностями социально-экономической основы Российского государства, возникавшего и развивавшегося на базе феодализма и крепостничества.

Таким образом, XIV-XV вв. - время восстановления и подъема культуры русских земель, начало формирования культуры русской (великорусской) народности.

3. Главной темой УНТ становится борьба против татаро-монгльского ига, шведских и немецких захватчиков. Вокруг этих событий складываются целые циклы устных народно-поэтических произведений. Среди них - сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о подвигах Меркурия Смоленского, о Невской битве и Ледовом побоище.

Наивысшего подъема достигает героический былинный эпос. Герои древних былин начинают бороться с татарами.

В этот период оформляется новый жанр устного народного творчества - исторические песни. В отличие от былин герои и события в исторической песне изображаются более реально, и в них передается отношение народа к определенным событиям истории. В песнях отразился подвиг простых людей, пытавшихся остановить полчища Батыя: «Песнь о князе Романе и Марье Юрьевне»«Песнь об Авдотье Рязаночке», «Песнь о Щелкане Дуденьтьевиче» (отклик на восстание в Твери в 1327 году против Чол-хана).

Разновидностью этого жанра являются песни о татарском полоне, в основном о девушках полонянках, где в центре повествования не судьба государства, а частные человеческие судьбы («Девушка спасается от татар», «Мать встречает дочь в татарском плену» и др.).

Со второй половины XIV века начинается новый подъем русской культуры. Распространяется грамотность среди городских ремесленников и купцов. Есть многочисленные сведения об училищах для детей, которые существовали при храмах, а учителями было низшее духовенство. Обучение начиналось с 7 лет, учили письму, счету, церковному пению. В XV веке такие училища появляются и в сельской местности.

К уникальным находкам относятся берестяные грамоты второй половины XIII в. - «учебные тетрадки» Найдена и деревянная дощечка с азбукой, по которой учили новгородских ребятишек читать и писать.

Стены новгородских и псковских церквей покрыты многочисленными надписями, процарапанными на камне и очень похожими на письмо берестяных грамот. Люди верили, что надпись, начертанная на стене «божьего храма», поможет им или будет иметь силу клятвы Подъем культуры со второй половины XIV века сопровождался развитием книжного дела. Уже в XIV веке на Русь начали ввозить бумагу из Италии и Франции. Это был более удобный материал, чем береста, и более дешевый, чем пергамент. С появлением бумаги книги начали дешеветь и их стало больше. Книжные мастерские существовали не только при монастырях, но и в городах, где важными центрами письменности были княжеские и вечевые канцелярии. На Руси были профессионалы-писцы, многие из них были светскими людьми, не принадлежащими к духовному сословию. Орудиями письма были гусиные перья, для приготовления которых пользовались особыми «перочинными» ножами. Изменилась графика письма.В XIV-XV вв. вместо строгого «уставного» письма с его геометрически правильными четкими буквами появился так называемый «полуустав». Теперь линии букв потеряли прежнюю стройность, стали неровными, одинаковое расстояние между буквами не выдерживалось, появилось большое количество сокращенных слов. Обозначился наклон в почерке - знак того, что писали теперь размашисто и быстро. А в XV в. появилась так называемая «скоропись». Еще более стали сокращаться слова, буквы выносятся над строчкой, пишутся слитно, концы букв выходят за строчки - появляются «хвосты» и росчерки. Теперь уже нет единообразия в самом рисунке букв - пишут так, как удобнее и быстрее.

Страницы рукописных книг украшались цветными заставками и миниатюрами. Часто применялся «чудовищный» орнамент, составленный из изображений фантастических существ.

Книги изготовлялись, как правило, на заказ. Преобладали богослужебные книги. Появляются так называемые «четьи» книги, то есть книги, предназначенные для индивидуального чтения.

В этот период распространяются специальные устройства для счета - абаки. Распространяются математические понятия и терминология, появляется геометрия под названием землемерие, распространяются некоторые знания по медицине и фармакологии. Среди технических новшеств - башенные часы и водяная мельница, долгое время являвшаяся единственным двигателем на Руси.

5. Особенность средневековой литературы в том, что в основе произведений лежали конкретные исторические факты, а персонажи литературных произведений были реальными историческими лицами. Центральной темой литературы этого периода была борьба с татарами. Житийная литература проникнута публицистическими идеями о главной роли Москвы и княжеской власти, но при первенстве церкви.

В конце XIV века в житийной литературе получил распространение риторическо-панегирический (экспрессивно-эмоциональный) стиль или стиль «плетения словес». В тексты вводились пространственные и витиеватые монологи, авторские риторические отступления, рассуждения морально-богословского характера, больше внимания уделялось чувствам героя, его душевному состоянию. Появились психологические мотивировки поступков действующих лиц. Во второй половине XV века в русской литературе стал распространяться жанр сюжетной повести. Летописание. Подъем летописания относится к XIV-XV векам. В местных великокняжеских летописях обычно много внимания уделялось прошлому того или иного княжества при одностороннем подходе освещения событий объединения земель Руси. Таким образом, характерной чертой русского летописания был патриотизм в своеобразной религиозной окраске.

6. Каменное строительство, прекратившееся из-за татаро-монгольского нашествия, возобновилось лишь в конце XIII века. С этого времени ожили и получили новое развитие традиции областных архитектурных школ, сложившихся в предшествующий период.

В 1367 году в Москве Дмитрий Донской возводит единственный в XIV-XV веке во всей Северо-Восточной Руси каменный кремль.

Живопись второй половины XIII-XIV веков развивалась в едином русле с архитектурой. Монументальная живопись практически не сохранилась в результате многочисленных войн. Живопись начала XIV века приобретает сумрачный характер: заостренные лики, размягченность письма, схематичность образов. Новым для русской живописи было вторичное сближение с искусством Византии («Спас яркое око», «Борис и Глеб»). В конце XIV-начале XV веков ведущее место занимает Московская школа иконописи. Наиболее известным ее представителем был Андрей Рублев (около 1360-70 годов-около1430). XIV век ознаменовался появлением иконостаса. Его предшественником считают невысокие алтарные преграду, бывшую в некоторых храмах. Скульптура. Развивалось искусство резьбы на памятных и поклонных крестах. В середине высекался образ Христа, а на ветвях изображение Богородицы и Иоанна Предтечи и других святых или архангелов. В последней четверти XIV века в русской скульптуре появились первые произведения статуарного искусства.