Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Собор Святого Петра – главный храм Ватикана. Собор святого Петра в Риме – главный храм католического мира

Собор Святого Петра – главный храм Ватикана. Собор святого Петра в Риме – главный храм католического мира

Собор Святого Петра – это главная церковь для более миллиарда католиков. Только представьте, больше чем 1 000 000 000 человек по всему миру считают это место святым и хотят попасть сюда. Для сравнения, православие насчитывает около 225 миллионов человек.

Поэтому, если вы собираетесь в Рим, то посетить Ватикан с этим собором почти необходимость, даже если вы не католик – эта достопримечательность мирового масштаба. А чтобы посещение было более интересным, ниже я расскажу интересные факты о храме и его историю создания.

История строительства церкви

До того как был построен собор, на этом месте расположились сады. Неподалеку был цирк императора Нерона. Цирк был одним из любимых мест горожан, там часто отдыхали и веселились. Однако параллельно правительством совершались гонения на первых христиан: истязали, ссекли кнутами и даже бросали львам на арене Колизея .

И вот однажды в 67 году нашей эры власти схватили одного из учеников Христа – Апостола Петра. Необходимо уточнить, что святой Петр прибыл в Рим в 43 году для того, чтобы объединить и поддержать римских христиан, Апостол Петр 24 года руководил Римской церковью.

И вот, в злосчастный 67 год святой был схвачен и приведён на судилище. Конечно судьи, поклонявшимся множеству божеств, вынесли смертный приговор апостолу, посчитав его веру неверной и чужой. После приговора святого Петра привели в цирк Нерона.

За какой-то год увеселительное место успели превратить в место казни, на этом месте уже замучали до смерти несколько сот христиан, теперь был черед Петра.

Но апостол не смутился перед смертью, и вместо обычной казни он пожелал мученическую смерть, как у Христа, на кресте. Похоронен святой был неподалеку, а близкие друзья Петра позже установили памятник на его могиле. Захоронение Петра стало первым культовым местом христиан – сюда приходили на исповедь или просто за советом.

Фото: Крупный план главного фасада

Строительство собора

После признания христианства, в 322 году император Константин велел построить базилику на месте распятия святого Петра, фактически она служила мавзолеем святого Петра.

В 1506 году папа Юлий II решил перестроить небольшую базилику в более престижный собор, который в действительности бы исполнял роль главной святыни христиан.

Разработку проекта поручили Донато Браманте, который и стал первым архитектором собора святого Петра в Ватикане. Позже к созданию церкви приложили усилие не один именитый мастер: Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло, Микеланджело Буонаротти и Джакомо делла Порта – непосредственно участвовали в возведении этого белоснежного чуда.

Чертёж от Антонио да Сангалло

Кстати говоря, Микеланджело долго отказывался от работы над собором, подкрепляя свои слова тем, что он не архитектор, хотя также Буонаротти не брался за роспись всем известной Сикстинской капеллы . Уже в последствие именно при Микеланджело Буонаротти работа продвинулась больше, чем за время всех предыдущих мастеров вместе взятых: практически с нуля были возведены стены, крыша и начата работа над огромным куполом.

Но каждый из предшествующих великих мастеров вносил свои идеи, которые отразились на конечном варианте чертежей Буаноротти, наиболее сильные изменения происходили в форме собора : изначальная идея была построить собор в виде греческого креста (с равными сторонами), затем латинского (с вытянутой нижней частью), затем опять греческого, но остановились всё-таки на латинском варианте.

Интерьер собора святого Петра создавал величайший зодчий Италии – Лоренцо Бернини.

Окончание строительства было ознаменовано освящением собора Урбаном VIII 18 ноября 1626 года. Тогда же был официально открыт собор и начались службы.

Архитектура собора

Размеры храма

Собор святого Петра поражает своим масштабом: высота – 136 метров, а ширина – 211. Долгое время имела статус самого огромного христианского собора в мире , однако статус был «отобран» 1990 году базиликой в городе Ямусукро, Кот-д’Ивуар, но по вместимости он все равно находится на первом месте среди всех церквей.

Вид на собор и мост Святого Ангела

Гордость собора – алтарь к гробнице Апостола Петра (у алтаря есть отверстие, так что каждый может взглянуть внутрь), но Петр не единственный кто тут погребен: на территории собора похоронены многие люди, причисленные к лику святых.

Алтарь с отверстием к гробнице апостола Петра

Перед входом в храм стоят статуи Святых Павла и Петра. В руке у Петра ключи от “царства небесного”, которые вручил ему сам Господь.


Фото: Статуя апостола Петра с ключом от небес. Статуя Павла находится правее.

Купол базилики

Шедевром архитектурного искусства является купол. Высота – 119 метров, а диаметр имеет 42 метра. Опирается купол на четыре огромных столба.

Внутри собора под куполом расположился шедевр Бернини – балдахин, высотой в 29 метров, на четырех витых колонах. Балдахин – это декоративный навес на столбах. Над каждой из четырех колон возвышаются статуи ангелов. Бронзу для балдахина взяли из Пантеона , демонтировав бронзовые конструкции, поддерживающие портик.


Балдахин – шедевр Бернини

Входы в собор

Храм имеет 5 дверей. Одна из дверей имеет очень интересное назначение. Эти врата – последние с правого бока, и называются они – Святые. Открывается эти врата только в особый “Святой” год. Все остальное время дверь замурована. Разбивается замурованная дверь перед Рождеством через каждые 25 лет. После тройного коленопреклонения и 3 ударов молоточка, врата открываются, и папа с крестом заходит в храм. После окончания Святого года врата бетонируются на 25 лет.

Полезная информация

Дресс-код

При входе в храм существует некий дресс-код: ноги и руки необходимо прикрыть, у женщин должна быть покрыта голова, а мужчина обязан снять головной убор.

Подняться на купол

  1. Во-первых, подъем делиться на 2 этапа: сначала по удобным и широким лестницам, и потом по узким и неудобным (для людей с широкими плечами или имеющие избыточный вес) лесенкам.
  2. Во-вторых, услуга платная – 7€ на лифте и 5€ пешком по ступенькам, причем лифт работает только на 1 этапе (остальные 320 ступенек необходимо подыматься пешком). Чтобы не простаивать в огромных очередях, лучше прийти к самому открытию (кассы начинают работать в 8:00), а ещё лучше за 5-10 минут.
  3. В-третьих, если вы всё таки решитесь, вы будете награждены незабываемыми видами с самой высокой точки Рима.

Часы работы

Время и часы работы собора Петра: открыт с 9.00 до 19.00 с апреля по сентябрь и до 18.00 с октября по март. В среду утром закрыт на папские приемы.

Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro) и большая площадь, окруженная колоннами - религиозный центр Ватикана (Stato della Città del Vaticano).

Ажурный кафедральный собор был построен в 17 веке грандами и Барокко: (Giovanni Lorenzo Bernini), (Michelangelo Buonarroti), Браманте (Donato Bramante), (Raffaello Santi). С тех самых пор и по нынешние времена базилика является самым значительным католическим храмом на планете, ежегодно привлекая миллионы прихожан к службам, отправляемым самим Папой Римским.

В 4 веке н.э. при императоре Константине I (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus) в Риме была возведена романская базилика. От раннехристианских построек уцелел только монумент, отмечающий средину площади Святого Петра, расположенную перед храмом.

Согласно христианским летописям, апостол Петр (греч. Απόστολος Πέτρος) принял мученическую смерть около 64-67 г. н.э. в Риме. Над могилой последователя Христа в 313 году был воздвигнут первый алтарь первой базилики.

Базилика Константина пережила несколько реконструкций и к 16 веку значительно обветшала. Понтифик Юлий II (лат. Iulius II) поставил перед Донато Браманте интереснейшую задачу - восстановить древний христианский храм и по возможности сохранить его изначальный потенциал. По задумке архитектора, обновленная базилика должна была представлять собой большой крест, увенчанный куполом.

Просторное здание с высокими сводами должно было воплотить небесную легкость храма, однако смерть Браманте в 1514 году отодвинула воплощение проекта на неопределенное время.

Еще при жизни Браманте в 1513 году вторым архитектором храма стал Рафаэль Санти. В помощь знаменитому мастеру был послан Фра Джокондо (Fra Giocondo), а его в свою очередь сменил Джулиано да Сангалло (Giuliano da Sangallo). История создания храма была омрачена удивительным фактом: за 6 лет работы над проектом умерли три именитых мастера. Начиная с 1506 года Собор Святого Петра получил только фундамент и частично, нижний стеновой ярус, который позже был разобран.

В течение 40 лет, чертежи собора трансформировались на бумаге, меняя форму здания от греческого равностороннего креста до латинского и, наконец, остановились на форме базилики, предложенной Антонио да Сангалло (Antonio da Sangallo). В 1546 году да Сангалло умирает и Папа Павел III ангажирует Микеланджело на роль куратора возведения храма. С учетом нагромождения архитектурных идей предшественников, Буонарроти решает вернуться к изначальному плану Браманте, упростив, и одновременно, усилив конструкцию.

Массив базилики было решено выполнить в виде центрально купольной постройки , вход в которую скрывал портик, задрапированный колоннами, по примеру античных храмов. Также по традиции древних строителей, центральный вход храма расположили на восточной стороне.

При жизни Микеланджело строительство продвинулось значительным образом, был даже выстроен барабан купола.

Однако завершить свой грандиозный проект гений не успел , в 1564 году смерть прервала труды Буонарроти.

Джакомо дела Порта (Giacomo Della Porta) продолжил работу над собором, внеся свои коррективы в план Микеланджело. Появились элементы протобарокко, более вытянутые формы , что особенно заметно на чертежах барабана купола. Задумки Буонарроти были реализованы в чистом виде только в ходе возведения западной части храма.

К 1588 году дела Порта в содружестве с Доменико Фонтанной (Domenico Fontana) реализовали план подготовительных работ к возведению купола Собора Святого Петра. В последующие 2 года все силы инженеров и строителей были сосредоточены на создании главного свода храма . Уже в мае 1590 года Папа Сикст V провел торжественную мессу в свеже выстроенном соборе.

За летние месяцы была выстроена колоннада из 36 декоративных колонн, однако, Сикст V не успел полюбоваться внешней отделкой церкви , скончавшись в августе 1590 года. Золотой фонарь в форме шара и большой крест над куполом храма были установлены уже при Клименте VIII (лат. Clemente VIII).

Вдохновителем следующего витка строительства Собора Святого Петра стал Папа Павел V (Paulus V). В 1605 году он призвал Карло Модерно (Carlo Maderno) переработать план собора.

Греческий крест , в облике здания, воплощенный Микеланджело, был превращен в латинский , за счет удлинения продольной части.

Также были пристроены боковые нефы, таким образом, храм превратился в трехнефную базилику. Обновленная церковь приобрела совершенно другой вид от первоначально задуманного Микеланджело – сегодня стоя в центре площади у обелиска вы увидите только часть купола, а подойдя ближе к собору можно подумать, что это дворец, а не церковь.

Описание

Собор Святого Петра отличается впечатляющими параметрами: порядка 211 метров в длину и высотой, с учетом купола - 132 м, общая площадь храма - 23 тысячи м 2 .

Столь внушительные размеры собора позволяют ему оставить далеко позади своих ближайших конкурентов. Метки с размерами других католических храмов нанесены на пол, чтобы посетители смогли оценить монументальность постройки.

Фасад

Современный фасад собора был исполнен архитектором Карлом Модерна в 17 веке. Обшитый травертином барочный фасад имеет солидную ширину - 118 м и высоту - 48 м.

Классические колонны поддерживают аттик, увенчанный 13-ю статуями. Пятиметровая статуя Христа, в окружении Иоанна Крестителя и 11 апостолов украшают лицевую часть Собора Святого Петра . Также фасад храма украшают часы, созданные в 18 веке Джузеппе Валадье (Giuseppe Valadier).

За колоннами портика скрываются пять ворот, ведущих внутрь кафедрального собора: Врата Смерти (Porta della Morte), Врата Добра и Зла (Porta del Bene del Male), Врата Филарета (Porta del Filarete), Врата Таинств (Porta dei Sacramenti), Святые врата (Porta Santa). Наиболее примечательные из них - Врата Смерти, созданные в середине 20-го столетия, скульптором Джакомо Манцу (Giacomo Manzu). Именно через эти створки Ватикан отправляет в последний путь своих понтификов.

Центральный портал собора украшен двумя конными статуями: Карла Великого, выполненной в 18 в. Августино Корначчини (Agostino Cornacchini) и императора Константина, работы Бернини (1670 г.). Еще одна жемчужина экстерьера храма - фреска «Навичиелла» (Navicella degli Apostoli), кисти Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone), выполненная еще в 13-ом столетии.

Интерьер

Собор Святого Петра обладает внушительным внутренним пространством, которое разделено между тремя нефами. Арочные своды высотой 23 м и шириной около 13 м отделяют центральный неф от боковых. Галерея 90 м в длину и площадью порядка 2500 м 2 начинается у входа в храм и упирается в алтарь. В последней арке центрального нефа расположена чудодейственная статуя Святого Петра, отлитая из бронзы, к которой устремляются тысячи паломников .

Ватикан в лице кафедрального собора приобрел хранилище ценнейших произведений искусства, от пола до кончика купола. Мраморные полы храма частично сохранили элементы прежней базилики, реконструированной в 13 столетии.

Привлекает внимание диск из красного египетского порфира, на котором преклонял свое колено Карл Великий, во время своей коронации в 800 году, а также большинство правителей Европы до 15 века.

Множество элементов внутреннего декора были созданы при участии , потратившего на украшение собора 50 лет своей творческой жизни. Одной из значительных его работ является статуя римского центуриона Лонгина. По преданию сотник, страдающий очень плохим зрением, пронзил распятого Христа, чтобы убедиться в смерти сына Божьего. Кровь Христа попала на глаза Лонгину и он сразу прозрел . Через некоторое время Лонгин обратился в христианство, активно проповедовал, а ныне почитается одним из главных христианских святых.

Собор Святого Петра в качестве одной из реликвий хранит наконечник копья римского центуриона.

Над алтарем храма раскинулся еще один шедевр Бернини - обширный балдахин (кеворий), опирающийся на четыре фигурных столпа. Балдахин был создан при Урбане VIII, множество декоративных элементов воспевают аристократический род понтифика. Баснословная стоимость работ мастера была покрыта из казны семейства Барберри, а вот бронза и прочие стройматериалы были без зазрения совести взяты в Пантеоне (греч. πάνθειον).

И по сей день в Риме ходит поговорка: «Что не сделали варвары, сделали Бернини с Барберини».

Над балдахином возвышается кафедра, посвященная Святому Петру, также созданная Бернини.

Если прогуляться по центральному нефу собора, то в нишах можно полюбоваться статуями святых: Терезы, Елены-Софии Барат, Святого Винченцо де Паоли, Иоанна, Святого Филиппа Нери, Святого Иоанна-Баттиста де Ла Сале, Святого Иоанна Боско.

Правый неф

Пьета

В правом нефе храма расположена скульптурная группа « » (Оплакивание Христа) авторства молодого Микеланджело (1499 год).

Чтобы уберечь произведение искусства от пагубного влияния температурных колебаний, пыли, влажности, а также нерадивых посетителей, статуя накрыта прочным стеклянным колпаком. В 1972 году религиозный фанатик нанес серьезные повреждения шедевру молотком!

Памятник понтифику Льву XII

По соседству с Пьетой располагается памятник понтифику Льву XII работы Джузеппе де Фабриса (19 в) и монумент Кристине, принцессе Шведской выполненный Карлом Фонтаной в 17 веке.

В капелле Святого Себастьяна (Cappella di San Sebastiano) можно полюбоваться мозаикой, выполненной Пьером Паоло Кристофари (Pier Paolo Cristofari), по эскизам самого Доменикино (Domenichino). Свод часовни украшает мозаика Пьетро да Кортоны (Pietro da Cortona).

Усыпальница маркграфини Матильды Каносской

Уникальный памятник - усыпальница маркграфини Матильды Каносской, выполненный Бернини. Аристократка являлась первой женщиной, погребенной в храме .

Часовня Святого Причастия

Часовня Святого Причастия (Cappella del Santissimo Sacramento) украшена декоративной решеткой, созданной по наброскам (Francesco Borromini). Внутри часовни - работа по бронзе Карло Модерно, зодчество Борромини.

Левый неф

Гробница Александра VII (лат. Alexander VII)

Последняя значительная работа Бернини украшает гробницу Александра VII из семейства Киджи (Chigi). Ансамбль, выполненный из цветного мрамора и бронзы, изображает молящегося понтифика, окруженного аллегорическими статуями Милосердия, Истины, Справедливости и Благоразумия . Перед Александром VII находится скелет, завернувшийся в красную мантию – символ смерти.

В руке скелета находятся песочные часы - метафора окончания земной жизни понтифика.

Барочный ансамбль наполнен театральной драматичностью и полон тайного смысла. Так, одна из добродетелей изображена стоящей на земном шаре. Отнюдь не случаен тот факт, что каменная стопа закрывает собой Англию. К 17 веку раскол между католической и англиканской церковью достиг своего апогея. Британские монархи из рода Стюартов отреклись от короны ради того, чтобы сохранить верность католической вере. Вся эта противоречивая ситуация была художественно обыграна Бернини в камне. Гробница Стюартов сейчас находится внутри собора слева от входа.

Часовня Крещения

В левом нефе располагается часовня Крещения (Cappella del Battesimo), спроектированная Карлом Фонтаной и украшенная мозаиками Бачиччо (Baciccio). Рядом находится усыпальница Марии-Клементины Собески (Maria Clementina Sobieski), украшенная скульптором Пьетро Браччи (Pietro Bracci) в 18 веке. Соседствует с ней мемориал Стюартам, авторства Атонио Канова (Antonio Canova, 19 в). Интересна работа флорентийского зодчего 15 столетия Антонио Поллайло (Antonio Pollaiolo) - гробница понтифика Иннокентия VIII.

Центр

Центральное пространство собора, ограничено четырьмя столпами, поддерживающими купол. Эта часть храма была реализована в соответствии с задумками Микеланджело . В самом сердце церкви можно увидеть множество мозаичных картин, выполненных по эскизам Доменикино.


Особый трепет вызывает мемориал Пию VII, выполненный в 19 столетии не католическим творцом - Бертелем Торвальдсеном (Bertel Thorvaldsen). Собор Святого Петра имеет Григорианскую капеллу (Gregoriana Cappella), которая напоминает о том, кто дал человечеству григорианский календарь . Многочисленные гробницы понтификов и богато украшенные капеллы производят неизгладимое впечатление на прихожан.

Купол

Представляет собой грандиозное произведение искусства. Максимальная высота - 133,3 м от уровня земли, высота внутри базилики - 117,57 м, внутренний диаметр - 41,5 м, общий вес - 14 тысяч тонн! Изображение купола уже несколько веков является эмблемой кафедрального собора и одним из распространенных символов Ватикана.

Микеланджело, создавший архитектурный план купола в своей работе вдохновлялся и (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) во Флоренции.

Высокий барабан купола призван обеспечить устойчивость массивной постройке. В нем выделяются 16 окон, разделенных колоннами, и ровно 16 ребер жесткости. Изнутри устойчивость конструкции придают 4-е мощные столба.

В соборе хранятся макеты и эскизы купола, предполагаемого к постройке: Микеланджело, Сангалло и Браманте. Все они имели в основе более округлую форму, стремящуюся к параметрам идеального шара . Однако же строительство свода было поручено Джакомо дела Порта, который реализовал несколько иную модель. Изменения были внесены для того, чтобы обеспечить большую надежность и устойчивость куполу, особенно с учетом того факта, что конструкция вышла на 7 метров выше изначально запланированной.

Несмотря на все ухищрения архитекторов и строителей, уже в 18 веке купол стал разрушаться под собственным весом и воздействием ветров . Четыре прочных цепи стянули свод, чтобы придать ему дополнительную жесткость. Изнутри купол украшен мозаичными картинами Джованни де Веки (Giovanni De Vecchi).

Свод Микеланджело реализован согласно эскизам мастера: сфера, уходящая ввысь, украшенная кессонным декором.

Могила Святого Петра

В 1939 году по распоряжению Бенито Муссолини (Benito Mussolini) под полами собора проводились обширные археологические исследования – был обнаружен древний некрополь, одно из захоронений которого имело особый статус. Удалось выяснить, что в 1-2 веках н.э. одна из могил была особенно почитаема .

Тщательное изучение церковных хроник и повторные раскопки позволили с большой долей вероятности предположить, что в земле под Собором Святого Петра покоится могила апостола. О чем в 1968 году торжественно объявил Павел VI.

Площадь Святого Петра (Piazza San Pietro)

Грандиозный кафедральный собор, построенный в 16 веке, требовал соответствующей оправы. Ватикан постановил, что плохо спланированный прямоугольник столичной земли у подножья храма должен был обрести изящную форму. Кроме того, требовалось обустроить дорогу от Апостольского дворца (Palazzi Apostolici) к базилике.

Джан Лоренцо Бернини создал Площадь Святого Петра за 11 лет , начав строительство в 1656 году.

Архитектурный план Бернини имел два крупных элемента: овальную плоскость самой площади, окруженную полумесяцами галерей и трапециевидные аллеи, ведущие к площади и собору.

С высоты птичьего полета площадь, аллея и собор выглядят как ключ , за что и были названы «ключом Святого Петра». Овал площади, покоится в чаше из двух галерей, оснащенных колоннами. Колоннада из 284 дорических колон и 80 столпов из травертина увенчана аттиком, на котором красуются 140 скульптур святых и десяток церковных гербов. В дни больших католических праздников Площадь Святого Петра вмещает порядка 400 тысяч посетителей!

  1. На площади собора есть 2 геометрических центра с которых все 4 ряда колонн прячутся одна за другой.
  2. По легенде на вершине обелиска хранился прах , но когда обелиск переносили в 16 веке оказалось, что там ничего нет.
  3. Итальянская полиция может войти в собор только по специальному приглашению.
  4. Идею построить часть площади в форме трапеции Бернини подсмотрел у Микеланджело.
  5. Более 1000 лет Ватикан и собор святого Петра не считались центром христианства – папы переехали туда только в 15 веке из Латеранской базилики.
  6. По традиции ни одно здание в Риме не может быть выше купола собора святого Петра.

Практическая информация

  • Адрес : Piazza San Pietro
  • Время работы : летний период (с 1 апреля по 30 сентября) - с 07:00 до 19:00, зимний период (с 1 октября по 31 марта) - с 07:00 до 18:30.
  • Посещение купола : летний период (с 1 апреля по 30 сентября) - с 08:00 до 18:00, зимний (с 1 октября по 31 марта) - с 07:00 до 18:00.
  • Стоимость билета : полностью пешее восхождение (551 ступенька) - 6 евро, лифт + пешее восхождение (320 ступеней) - 8 евро, детям до 12 лет - бесплатно.
  • Индивидуальные экскурсии:
  • Посещение могилы Святого Петра и некрополя под собором : допустимо после предварительного бронирования мест по почте: [email protected] или по телефону: +39 06 69873017. Стоимость индивидуального билета – 13 евро. Время работы: пн-пт: с 09:00 до 18:00, сб - 09:00 до 17:00.
  • Официальный сайт Ватикана : www.vatican.va

Для посещения собора, купола и археологических раскопок потребуется соблюдение дресс-кода: длинные юбки и брюки, покрытые плечи, головные уборы, удобная обувь.


Как добраться

  • на метро: линия А, остановка Ottaviano (ближе к музеям) или San Pietro (ближе к площади);
  • на трамвае: №19, остановка San Pietro в 200-х метрах от собора;
  • автобусом: № 23, 32, 81, 590, 982, N11, остановка Risorgimento, №64 и 40 экспресс-маршруты от (Termini) к собору Святого Петра, №116, остановка Terminal Gianicolo.

Последние изменения: Март 7, 2019

Базилика ди Сан Пьетро (Basilica di San Pietro) – именно так на языке Данте звучит название одной из самых первых христианских церквей. Собор Святого Петра в Ватикане расположен в историческом центре Рима, на территории одного из самых маленьких государств. Ежегодно тысячи паломников и туристов с разных уголков планеты приезжают в Вечный город, чтобы воочию увидеть это великолепное сооружение, которое хранит множество религиозных святынь и знаменитых произведений искусства.

Однако являясь центром католицизма и символом Ватикана, самая большая церковь в мире используется лишь как церемониальный центр при проведении папских богослужений только по особым датам: на католическое Рождество и Пасху, при оправлении обрядов в Страстную неделю, а также при провозглашении очередных понтификов, канонизации новых святых, открытии и закрытии Юбилейного года.

Строительство нынешней базилики Святого Петра было начато в 1506г. при Папе Юлии II (Джулиано дела Ровере, 1443-1513) на месте старой церкви, возведенной римским императором Константином Великим в IV веке.

Константиновская базилика

Точная хронология строительства древней палеохристианской церкви неизвестна, однако согласно приведенных в Liber Pontificalis (Книга Понтификов) сведений, историками установлено, что она была возведена императором Константином во время понтификата Сильвестра Первого (314-335). Работы, предположительно, начались между 319 и 326 гг. на месте старого цирка Нерона. Здесь, помимо всевозможных состязаний, император Нерон с особой жестокостью казнил первых уверовавших в Спасителя христиан.

Некоторые историки предполагают, что именно на этом месте, у подножия Ватиканского холма, в 64 г.н.э. был распят апостол Петр – ученик и последователь Иисуса Христа. Захоронение христианского мученика, отмеченное скромной надгробной плитой, в течение следующих двухсот лет стало местом массового, но тайного паломничества. В IV веке н.э. по указу Константина Великого (первого из императоров, прекратившего всяческие гонения на христиан) здесь была построена базилика, названная именем Святого Петра.

На протяжении двенадцати столетий базилика Константина являлась главным центром паломничества христиан Рима. Лишь в конце XIV века церковь вместе с Ватиканским комплексом зданий стала резиденцией понтификов и была обогащена многими произведениями искусства.

Интерьер Константиновской базилики на фреске Рафаэля «Пожертвование Рима» в зале Константина в Музеях Ватикана

Взошедший на папский престол в марте 1447 года Николай V (Томазо Парентучелли, 1397-1455) решил частично реконструировать Ватиканский дворец и обветшавшую Константиновскую базилику Святого Петра. В 1452г., проконсультировавшись с архитектором Леоне Баттиста Альберти, он поручил Бернардо Росселино разработать проект, который сохранял бы важное древнее наследие. Однако смерть понтифика прервала начавшиеся работы на длительное время.

Возможно Вас заинтересует:

Архитекторы Собора Святого Петра

В начале XVI века папой Юлием II было принято решение о сносе старой церкви, чтобы освободить место для нового, грандиозного по своим масштабам здания. Его строительство было начато 18 апреля 1506 года по проекту (Донато Анджело ди Паскуччо, 1444-1514) и закончилось более полутора столетий спустя. По замыслу итальянского архитектора оно должно было представлять собой величественное сооружение, которое могло бы не только вмещать большое количество прихожан, но и подчеркнуть могущество Церкви. За гигантизм представленного проекта, разрушение и уничтожение почтенного палеохрестианского храма, Браманте дали издевательское прозвище «Maestro ruinante», т.е. Мастер разрушений. Кроме этого, в 1507 году возник грандиозный скандал в связи с раздачей Папой Юлием II индульгенций тем, кто жертвовал денежные средства на новое строительство.

В своем проекте Браманте взял за основу греческий крест в плане, в центральной части которого предполагалось построить купол, поддерживаемый четырьмя гигантскими колоннами. Возведение стен началось вскоре после утверждения проекта, однако уже через несколько лет работы были приостановлены в связи с кончиной папы Юлия II, а через год и самого архитектора.

Проекты собора Святого Петра в плане

С 1514 года проект по возведению базилики возглавил Рафаэль Санти совместно с Джулиано да Сангалло и Джованни Монсиньори, более известного как Фра Джокондо. Рафаэль предложил удлинить одну из сторон сооружения, тем самым приблизив его форму к более традиционной форме латинского креста. Позже, после смерти Рафаэля в 1520 г., пост главного архитектора занял Антонио да Сангалло-младший, а руководство строительными работами было возложено на Бальдассаре Перуцци. Тем не менее, несмотря на большое количество именитых скульпторов и архитекторов, принимавших участие в разработке проекта новой базилики, работа не двигалась – каждый из них предлагал свой, считая его лучшим. Строительство возобновилось лишь в 1538г., которое продолжалось вплоть до смерти Антонио да Сангалло в 1546-м.

Слева направо: Донато Брамантэ, Рафаэль Санти, Бальдассарэ Перуцци, Джулиано да Сангалло, Антонио да Сангалло, Микеланджело Буонарроти, Карло Мадерно

С 1546 года должность главного архитектора занял семидесятилетний Микеланджело Буонарроти. Он решил вернуться к проекту Браманте с большим центральным куполом. Руководствуясь опытом Филиппо Брунеллески, создавшим невероятную купольную конструкцию Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, Микеланджело сумел спроектировать еще более внушительное сооружение. В отличие от восьмигранного купола Брунеллески, конструкция Микеланджело имела более изящную форму, так как в ее основе лежит шестнадцать граней. К сожалению, увидеть результат своей работы Микеланджело так и не удалось. В 1564г., после смерти мастера, продолжение строительства возложили на архитектора Джакомо делла Порта (1533-1602), который завершил сооружение купола Микеланджело.

Внутренний вид купола в Соборе Святого Петра

В 1603 году, после ухода из жизни Джакомо делла Порта, новым руководителем работ по возведению базилики Папа Климент VIII назначил Карло Мадерно (1556-1629). Он приходился племянником известному архитектору Доменико Фонтана и к тому времени зарекомендовал себя как подающий большие надежды динамичный мастер. Мадерно, используя предварительные эскизы Микеланджело, спроектировал фасад грандиозного здания. Тем не менее, его работа всегда подвергалась серьезной критике. Дело в том, что удлиненный неф базилики и, как следствие, вынесенный вперед ее гигантский фасад высотой более 45 метров, скрывали потрясающий купол, и всю красоту новой церкви можно было увидеть только издали.

Строительство нового собора Святого Петра было закончено в 1626 году – 18 ноября папа Урбан VIII (Маффео Винченцо Барберини, 1568-1644) освятил самую большую католическую церковь в мире, размеры которой поражают до сих пор – при длине 220 метров, ее высота вместе с куполом составляет более 136 метров, а при проведении богослужений, она вмещает более 20тыс. верующих.

На что обратить внимание при посещении

Собор Святого Петра в Риме поражает воображение каждого, кто впервые переступает порог этого грандиозного сооружения. Под сводами главного христианского храма находятся бесценные произведения искусства, которые стремятся увидеть приезжающие со всего мира путешественники, туристы и паломники. Однако, ограниченные во времени, многие не успевают в полной мере насладиться многовековым наследием прошлого. В этом коротком разделе статьи наш сайт сайт предлагает ознакомиться с некоторыми шедеврами, на которые стоит обратить внимание при посещении базилики в первую очередь.

Пьета Микеланджело

Пожалуй, одним из самых знаменитых произведений искусства, находящихся в базилике Святого Петра, является скульптурная композиция Пьета, выполненная выдающимся художником, архитектором и скульптором эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти. В переводе с итальянского «пьета» означает «жалость, сострадание», и является термином, использующимся в изобразительном искусстве для обозначения сцены оплакивания Иисуса Христа его матерью.

Скульптура была изготовлена Микеланджело в 1499 году, когда ему было всего 25 лет, и которая принесла молодому мастеру невиданную популярность и признание. О нем заговорили не только в Италии, но и далеко за ее пределами. Многочисленные копии шедевра сегодня можно встретить во многих храмах, музеях мира и частных коллекциях. Скульптура установлена в первой от входа часовне в правом нефе собора Святого Петра и защищена стеклом.

Капелла Святого Себастьяна

В правом нефе базилики расположена еще одна примечательная часовня, посвященная Святому Себастьяну. Здесь расположена гробница Папы Римского Иоанна Павла II, занимавшего Священный Престол в период с 1976 по 2005 год.

В 2011 году, после проведения обряда беатификации, тело понтифика из Священных Грот Ватикана было перенесено в капеллу Святого Себастьяна. В правой части капеллы установлена мемориальная скульптура Папы Пия XI – основателя Ватикана. Именно в период его понтификата, согласно Латеранских соглашений, были определены границы государства Ватикан.

Балдахин Бернини

Непосредственно под куполом базилики находится громадный бронзовый навес (иначе называемый киворием или балдахином), располагающийся над главным алтарем собора Святого Петра. Разработанный по заказу папы Урбана VIII он монументальным образом должен был обозначить место захоронения апостола Петра.

Работа над его возведением началась в июле 1624 года и продолжалась почти десять лет. Это 29-метровое сооружение является настоящим шедевром – балдахин из позолоченной бронзы опирается на четыре 20-ти метровые спиралевидные колонны, покоящиеся на высоких, почти в человеческий рост, каменных основаниях. Долгое время считалось, что используемая для литья бронза была изъята с купола древнего Пантеона, однако это не так – ее доставили из Венеции, а бронзовое покрытие Храма Всех Богов послужило для отливки 80 пушек замка Святого Ангела.

Соломоновы колонны

Колонны балдахина над главным алтарем базилики Святого Петра имитируют форму мраморных Соломоновых колонн. В IV веке император Константин привез в Рим несколько колонн, взятых им, как считается, из второго Храма Соломона, существовавшего на Храмовой горе в Иерусалиме между 586г. до н.э. и 70г. н.э. Они являлись частью интерьера старой базилики Константина и использовались как пергула (разделительная структура пространства храма). Создавая внутреннее убранство нового собора Святого Петра в Риме, Бернини разместил их в нишах четырех больших пилонов церкви.

Кафедра

В центральной апсиде базилики за главным алтарем можно увидеть еще один шедевр Джованни Лоренцо Бернини – кафедру Святого Петра, изготовленную из бронзы и являющуюся ценным реликварием. Внутри грандиозной алтарной композиции хранится одна из главных реликвий собора – оригинальный деревянный трон Первого Папы Римского апостола Петра. Его передал в дар Папе Иоанну VIII король франков Карл II по случаю своего коронования 25 декабря 875года.

Работа представляет собой сложную скульптуру, центральным элементом которой является Трон Петра. Парящий в воздухе, его как бы поддерживают расположенные внизу трона монументальные фигуры великих церковных деятелей, чьи труды повлияли на формирование и развитие Церкви: святых Иоанна Златоуста, Афанасия Великого, Амвросия Медиоланского и Святого Августина.

Бронзовая статуя Апостола Петра

В последнем пилоне центрального нефа находится знаменитая бронзовая статуя Святого Петра, выполненная итальянским скульптором и архитектором Арнольфо ди Камбио (1245-1310). Древняя скульптура изображает восседающего на троне апостола, который своей правой рукой благословляет верующих, а левой держит ключ от Царства Небесного. Паломники, посещающие церковь, относятся к ней с особым почитанием – согласно поверью, считается, что если коснуться его правой ноги и с верой просить исполнения задуманного желания, то оно непременно сбудется. За многие годы правая ступня настолько истерлась, что на ней уже неразличимы пальцы ноги статуи.

Мозаика «Преображение» по картине Рафаэля Санти

Алтарь Преображения Христова, расположенный в левом нефе, украшен великолепной мозаикой, выполненной по знаменитой картине Рафаэля, являвшейся одной из последних работ художника. На сегодняшний день, сам оригинал картины находится в Музеях Ватикана.

В нашей короткой статье, конечно же, невозможно описать все, что нужно посмотреть в соборе Святого Петра в Ватикане и описать его великолепие. Наш сайт сайт предлагает читателям посмотреть демонстрировавшийся на телеканале «Культура» фильм, отснятый немецкими кинематографистами, где рассказывается об истории базилики, государстве Ватикан, а также о находящихся на его территории уникальных произведениях искусства.


Часы работы и правила посещения

В летний период – с апреля по сентябрь включительно, базилика открыта ежедневно с 07:00 до 19:00. С октября по март – с 07:00 до 18:00. Каждую среду, во время проведения понтификом общей аудиенции на площади, собор в утренние часы закрыт.

  • Запрещено проносить с собой крупногабаритные сумки и рюкзаки, режуще-колющие предметы, взрывоопасные и легковоспламеняющиеся жидкости. На входе производится досмотр.
  • При посещении рекомендуется не облачаться в вызывающие неприятие у окружающих фривольные одежды. В частности, чтобы не нарушать церковные каноны и не оскорблять чувств верующих, женщинам следует прикрывать обнаженные плечи шалью или любой другой одеждой.
  • Фотографирование в храме не запрещено, однако при этом не следует пользоваться фотовспышкой.

Купол

Посещение обзорной площадки купола собора пешком (551 ступенька!) возможно ежедневно с 08:00 до 18:00 в период с апреля по октябрь, и с 08:00 до 16:45 с октября по март. Стоимость билета составляет 8 евро.
Подняться на купол можно, также, на лифте, который доставит до обзорной площадки открытой террасы. Стоимость услуги – 10 евро.

Гроты Ватикана

Ватиканские гроты открыты каждый день с 07:00 до 18:00 с апреля по сентябрь, и с 07:00 до 17:00 с октября по март. Доступ осуществляется из трансепта базилики.

Некрополь

Собор Святого Петра в Ватикане: история, архитекторы, фото


Собор Святого Петра - главная достопримечательность не только Ватикана, но и Рима. Свое название он получил от могилы апостола Петра, предположительно находящейся на этом месте. Это грандиозный собор, внутри которого могут поместиться крупнейшие храмы Европы. Высота купола собора - 136 м. По традиции ни одно здание в Риме не может быть выше купола собора святого Петра.

Собор строился около 50 лет и был почти полностью завершен в 1607 году. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Вместимость около 60 000 человек + 400 тыс. человек на площади.

Обычно посещение собора Святого Петра является продолжением экскурсии по музеям Ватикана. После осмотра Сикстинской капеллы мы спускаемся во внутренний дворик, и переходим в собор Святого Петра.

Группы идут одна за другой непрерывным потоком

По пути я снимаю скульптуру в нише зданий

В источнике можно бесплатно попить святую воду

Источник «Святой воды»

Известно, что в Собор Святого Петра ведут 5 дверей. Одна из дверей, ведущих в Собор, особенная. Это Святая дверь, она замурована бетоном. Открывается она лишь в Святой, или юбилейный год, отмечаемый каждую четверть века. Через каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом бетон разбивается. В соответствии со специальным ритуалом после троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается, и Папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет. В древности начало юбилейного года знаменовалось звуком сделанной из козлиного рога трубы, называемой yobel, откуда и произошло слово «юбилей».

Нам повезло, что нынешний папа Франциск решил сократить этот срок до пятнадцати лет. Последний Юбилей был в 2000 году, а новый начался в декабре 2015 года, и поэтому до 25 декабря 2016 года дверь открыта. Поторопитесь, кто хочет ее увидеть

Фрагмент Святой двери.

16 прямоугольных панелей Святой двери разделены гербами 36 римских пап, праздновавшие очередные юбилейные годы. Основная тема сюжетов, изображенных на панелях, это искупление грехов человека по милости Божией. Господь стучит в дверь каждого и ждет, что мы откроем ему.

Снимать приходится над головами, идет сплошной поток, и останавливаться нельзя. Поэтому показываю только несколько верхних панелей.

Вверху: Благовещение.

Внизу: Возвращение блудного сына (слева) и Исцеление расслабленного (справа).

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.

По всему периметру Собора Св. Петра идут многочисленные капеллы, каждая из которых по-своему прекрасна. В первой капелле правого нефа рядом со Святой дверью находится гениальное творение двадцатилетнего Микеланджело “Оплакивание Христа” (Pietà).

Скульптура была высечена из единого блока белого каррарского мрамора, а на ленте, опоясывающей Мадонну, скульптор высек надпись “Микеланджело - флорентинец”. Над этом творением Микеланджело работал больше двух лет. Скульптура изображает Пресвятую Деву Марию, которая держит на коленях мертвого сына – Христа. Красота линий, идеальные пропорции тел в натуральную величину, молодые лица и скорбь Матери так явны, что хочется замереть в безмолвном поклоне перед бессмертным шедевром. Микеланджело был первым мастером, который полировал свои мраморные скульптуры. В результате они гладкие и блестящие, до него этого никто не делал. Лет тридцать назад, когда я здесь был первый раз, к Пьете можно было подойти вплотную. После того, как какой-то вандал набросился на статую с молотком и повредил ее, теперь она находится под специальным стеклом. У ограждения, за которым находится Пьета, всегда стоит много народу. Мы тоже долго стояли там, разглядывая детали и восхищаясь тем, насколько точно гений Микеланджело смог передать тончайшие эмоции скорбящей матери и детали тела и одежд.

Собор Святого Петра хранит бесконечное множество знаменитых памятников, в том числе бронзовую статую XIII века Св. Петра Благословляющего, которой приписываются чудодейственные свойства.

.

Статуя Святого Петра Благословляющего

Статуя Святого Петра, выполненная из бронзы неизвестным сирийским скульптором, пользуется необычайной славой. Считается, что стоит прикоснуться к ней и помолиться, мольбы будут услышаны. Обычай этот очень древний, поэтому одна стопа статуи стерта от прикосновений молящихся.

В левой руке Святой апостол Петр держит ключи от рая. Стена за статуей украшена мозаикой, а не тканью.

Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным собором Св. Петра. Буквы выполнены из меди. Чтобы отметки были видны, их огораживают от туристов бордовыми барьерами.

Знаменитый купол, сконструированный Микеланджело, составляет в диаметре 42,5 метра.

Свод Микеланджело реализован согласно эскизам мастера: сфера, уходящая ввысь, украшенная кессонным декором. Стоять, задрав голову кверху, и разглядывать купол Собора и детали его декора можно часами.

В самом центре купола изображен Бог-отец. Вокруг надпись по-латински: "S. PETRI GLORIAE SIXTUS PP. V.A. MDXC PONTIF. V." ("К славе Св. Петра, папа Сикст V в год 1590, в пятый год понтификата")

В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини - огромный, высотой 29 м балдахин на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Хотя в интерьере собора балдахин и не выглядит особенно большим, но по высоте он равен 4-этажному зданию.

Считается, что под ним и находится место, где был похоронен апостол Пётр. Лестница отсюда ведёт вниз, в ватиканский некрополь.

Сквозь балдахин видна созданная Бернини кафедра Святого Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло Св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа.

Внутри собора множество капелл, где находятся статуи и скульптуры, надгробия и гробницы римских пап и императоров. Богатство внутреннего убранства просто поражает своим великолепием!

Все папы похоронены в некрополе под Собором Святого Петра. Надгробия лишь самых достойных из них установлены в самом соборе.

Одним из таких был папа Бенедикт XIII

Ангелочки, держащие сосуд со святой водой. В разных местах они разные

Гробницы, выполненные итальянскими мастерами, уже сами по себе - произведения искусства.

Под алтарем стоит саркофаг с забальзамированным телом папы Иоанна XXIII

Блаженный Иоанн XXIII (25 ноября 1881 - 3 июня 1963), римский папа с 1958. Взойдя на папский престол, выступал за мир и мирное сосуществование государств с различными социальными системами. Итальянцы называли его "Добрый папа".

Алтарь Непорочного зачатия в капелле хора. Мозаика 1744-47 гг. по картине Bianchi с изображением Непорочной Девы в славе, окруженная ангелами. 8 декабря 1854 г. в день установления догмата Непорочного зачатия папа Пий IX украсил изображение Марии короной, через 50 лет папа Пий X добавил 9 звезд,

Роскошь и грандиозность

Конная статуя императора Карла Великого, первого кого короновали в соборе (старом)

Карл Великий преклонил колени, когда в 800 в рождество он был коронован папой Львом III императорской короной.

Выходим из Собора Святого Петра и направляемся к площади

Площадь Святого Петра

Вход и выход из Ватикана охраняется швейцарской гвардией.

Швейцарский гвардеец

Бросается в глаза пестрая форма, восходящая еще к XVI веку. С тех пор она почти не изменилась: шлем или берет, белый воротник, камзолы и панталоны в красно-желто-голубую полоску. По преданию, форму папских гвардейцев придумал Микеланджело.

Единственным оружием швейцарских гвардейцев на протяжении многих веков была двухметровая средневековая алебарда.

Гвардия официально была основана в 1506 году, и в ней насчитывается чуть более 100 человек. Гвардейцы выстраиваются в почетный караул во время приемов и государственных визитов в Ватикан. Гвардейцы отвечают также за личную безопасность Папы, сопровождая его во время выездов на площадь Святого Петра на специальной бронированной машине (так называемом «папамобиле»).

Два швейцарских гвардейца - представители вооружённых сил государства Ватикан. Им запрещено жениться, носить усы и бороду, иметь рост ниже 174 см и возраст меньше 19 и больше 30 лет. Кстати, в гвардию принимают только холостяков. Жениться они могут только по специальному разрешению, которое выдаётся тем, кто прослужил более трёх лет и имеет звание капрала, причём их избранницы обязательно должны придерживаться католического вероисповедания.

Пройдя несколько метров, мы попадаем на Площадь Святого Петра - самую большую римскую площадь, ее размеры - 340 на 240 метров. Площадь была спроектирована Джованни Лоренцо Бернини в 1656-1667 гг.

Вид на собор Святого Петра со стороны площади.

Классические колонны поддерживают аттик, увенчанный 13-ю статуями. Пятиметровая статуя Христа, в окружении Иоанна Крестителя и 11 апостолов украшают лицевую часть Собора Святого Петра. Также фасад храма украшают часы, созданные в 18 веке Джузеппе Валадье (Giuseppe Valadier).

Перед входом в собор возвышаются статуи Святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом.

В заключение несколько фото самой площади

Площадь Святого Петра двумя дугами окружают величественные колоннады, украшенные великолепными скульптурами из 140 статуй. В центре находится древнеегипетский обелиск, доставленный сюда по приказу императора Калигулы в 37 г.

В левой части фото над колоннадой видна часть резиденции Папы Римского. Отсюда Папа читает воскресную проповедь.

Площадь Святого Петра

Собор Святого Петра и площадь неоднократно описаны во множестве источников, но ни один из них не может передать то священное и почтительное чувство, которое возникает при его непосредственном зрительном восприятии.

Мы прощаемся с Собором Святого Петра и с Ватиканом, и говорим Италии: «До свидания!»

Апрель, 2016

Более подробно с музеями Ватикана и с наиболее интересными экспонатами в них можно познакомиться в книге:

ВАТИКАН

Что можно увидеть за один день в Ватикане, какие музеи осмотреть, на что обратить внимание и как лучше подготовится к такой экскурсии? Книга снабжена большим количеством фотографий, и может служить своеобразным путеводителем по музеям Ватикана, а также виртуальным гидом для тех, кто готовится к такой поездке.

Цена книги 100 рублей

В течение полутора столетий множество архитекторов принимали участи в строительстве собора Святого Петра, нередко в корне меняя замыслы своих предшественников. Несмотря на это, храм производит удивительно целостное впечатление, всей своей архитектурой и внутренним убранством излучая невероятное достоинство. Ансамбль собора и площади Св. Петра образуют великолепную сцену для выхода папы римского и репрезентации христианства.

Свести значение собора Святого Петра исключительно к его архитектурным достоинствам - значит позабыть о его статусе христианской святыни и той роли, которую он сыграл в судьбоносном повороте, ознаменовавшем новый этап развития западного искусства, архитектуры и культуры в целом. Этот храм - не просто историко-архитектурный памятник. В стенах главной святыни Римской католической церкви в полной мере проявили себя мировое искусство, история и духовное развитие.

Собор посвящен апостолу Петру, первому епископу Рима, преемниками которого считаются все папы римские. Вплоть до начала 1990-х гг., когда в Республике Кот-д"Ивуар была построена еще более крупная церковь, собор Святого Петра был самой большой христианской сакральной постройкой.

Время работы:
ежедн. 9.00 - 18.00;
вход бесплатный.

История

Первая церковь Святого Петра была построена при императоре Константине - пятинефная базилика, перед которой была разбита площадь, обрамленная колоннами. Базилику возвели над могилой апостола Петра и освятили в 326 г.

Первый собор Святого Петра был построен в 324 г., когда император Константин перенес останки апостола Симона Петра на гору Ватикан. Чтобы отметить святость этого места, он приказал возвести здесь базилику с пятью алтарями - всего лишь жалкую предшественницу того колосса, что возвышается теперь на ее месте.

В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае IV ее начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния Католической церкви. Первый камень собора заложили 18 апреля 1506 г. Средства на строительство добывались благодаря щедрой торговле индульгенциями и поборам с подвластных церкви территорий, названных «лепта св. Петра».

Браманте был первым «человеком Ренессанса», попытавшимся составить чертежи этого нового, непривычно монументального Божьего дома. После его смерти в 1514 г. за работу принялся Рафаэль (умер в 1520), а затем - да Сангалло и Перуцци. Вплоть до 1546 г. работа шла еле-еле, поскольку чересчур амбициозные архитекторы не могли найти общий язык. Каждого интересовала лишь возможность оставить свой отпечаток на этом сооружении, и бесконечные изменения в планах практически остановили строительство.

В 1547 г. папа Павел III доверил руководство работами 72-летнему Микеланджело. Проще сказать, он попросту повелел строптивому мастеру закончить стройку. Микеланджело был вынужден склониться перед столь твердой волей папы и взялся за дело. Он трудился над собором Святого Петра до самой смерти в 1564 г.

Базилика Святого Петра была полностью достроена 18 ноября 1623 г., когда папа Урбан VII торжественно освятил храм. Всего на возведение собора ушло почти 120 лет - за это время успело смениться 20 пап - от Юлия II до Урбана VII, причем каждый в той или иной мере пытался расширить и сделать еще более грандиозным монументальный Божий дом. Список мастеров, архитекторов и художников, чье мастерство и талант способствовали славе великолепного храма, включает такие имена как Браманте, Рафаэль, Бернини и, безусловно, Микеланджело.

Внутреннее убранство собора

Внутри собор Святого Петра потрясает своими масштабами: длина 186 м, высота в центральном нефе - 45 м, а с куполом - и все 119 м. В центре главного нефа напольные плиты содержат размеры самых значительных кафедральных соборов мира, позволяющие сопоставить их с размерами собора. На красной порфировой плите Главного портала, там, где находился прежний алтарь, папа Лев III в Рождество 800 г. возложил корону римского императора на голову Карла Великого. У четвертого столба справа - бронзовая статуя сидящего св. Петра (XIII в.), чья правая ступня отполирована поцелуями верующих.

В дополнение к главному куполу и восьми боковым интерьер собора Святого Петра украшают 800 колонн и 390 колоссальных статуй из туфа, мрамора, гипса и бронзы. Здесь имеется 45 отдельных алтарей. Посетители попадают в базилику через массивные бронзовые двери. Рядом имеются «Святые двери», которые открываются только для того, чтобы папа провозгласил праздник или святой год.

Купол собора

Двойной купол собора диаметром 42, 2 м над папским алтарем опирается на мощные столбы, а между ними в нишах стоят статуи св. Елены, св. Вероники, св. Лонгина и св. Андрея. На кольце купола латинская надпись: «Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою... И дам тебе ключи Царства Небесного». Над галереей внутри тамбура между двумя слоями купола лестницы ведут к фонарю, откуда открывается грандиозный вид на площадь Святого Петра, на Ватикан и Рим (вход в левом боковом нефе или справа в притворе).

Папский алтарь

Над Папским, или Главным, алтарем на четырех витых позолоченных колоннах - огромный бронзовый балдахин (киворий), созданный в 1633 г. Бернини по заказу папы Урбана VIII. Перед алтарем двойная лестница ведет вниз, к Confessio - месту, где предположительно находится гробница апостола Петра. Еще один шедевр Бернини - кафедра Св. Петра в апсиде. Четыре Отца Церкви поддерживают епископское кресло Петра, над спинкой которого два путти держат ключи и тиару - символы папской власти, а над ними парит символ Святого Духа.

Апсида

В первой капелле правого бокового нефа хранится великое творение Микеланджело - скульптурная группа «Пьета», созданная по заказу французского кардинала Жана Билэра де Лагрола (тогда ему было 24 года) для его будущего надгробия (1498-1499). Юная Мария держит на коленях снятого с креста Христа. Микеланджело оставил свою подпись на ленте на груди Марии. Из множества папских надгробий в боковых нефах особенно впечатляет барочное надгробие папы Александра VII - величайшее драматичное творение Бернини (1672-1678). Окруженный четырьмя фигурами добродетелей папа взирает на свою смерть.

Ватиканские гроты

Ватиканские гроты (Sacre Grotte Vaticane), туда спускаются от колонн на пересечении продольного и поперечного нефов; они представляют собой крипту, построенную при возведении новой базилики. Тогда уровень пола был поднят на 3,5 м. Под Главным алтарем - рака со святыми мощами, здесь похоронены папы Пий XII, Иоанн XXIII, Павел VI и Иоанн Павел I. Эти гроты к немецкому кладбищу Ватикана, что слева от собора.

Одежда:

Не допускается посещение в шортах, одежда с открытыми плечами и мини-юбки. Правила одинаково строгие как для мужчин, так и для женщин. Даже, если Вы прошли через представителей охраны на Площадь Святого Петра, смотрители Вас могут не пустить внутрь музеев и в Собор.

Факты

  • Статус: Поскольку это парадный собор Папы Римского, вряд ли будет правильно называть его кафедральным.
  • Размеры: Базилика длиной 211 м, шириной 1 32 м и высотой 1 38 м.
  • Размеры купола: Диаметр купола 42,34 м. Высота от нижнего края до креста ок. 43 м.

Хронология

  • 324: По приказу императора Константина на горе Ватикан построена базилика Святого Петра с пятью алтарями.
  • 18 апреля 1506: Заложен первый камень нового храма.
  • 1514: Умер первый руководитель работ, архитектор Браманте.
  • 1515-1546: Работами руководят Рафаэль, да Сангалло и Перуцци.
  • 1547-1564: За строительство собора берется Микеланджело.
  • 18 ноября 1623: Папа Урбан VII освятил собор Святого Петра, строившийся 120 лет.