Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Юрий и Наталья Башмет: четыре свадьбы и жизнь по нотам любви. Юношеский разряд по фехтованию

Юрий и Наталья Башмет: четыре свадьбы и жизнь по нотам любви. Юношеский разряд по фехтованию

Юрий Абрамович БАШМЕТ - Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РФ.

Родился 24 января 1953 года в Ростове-на-Дону. Отец – Башмет Абрам Борисович. Мать – Кричевер Майя Зиновьевна. Супруга – Башмет Наталья Тимофеевна. Дочь – Башмет Ксения Юрьевна. Сын – Башмет Александр Юрьевич.

Есть музыканты, которым Богом и судьбой предназначено не просто достойно пройти тернистый, но славный творческий путь, а и всем своим естеством стать Личностью в музыкальном искусстве и тем самым открыть новые горизонты для будущих поколений. Сегодня таким музыкантом, несомненно, является Юрий Башмет, сделавший альт одним из лидеров современного концертного исполнительства.

В 1971 году он окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу. С 1971 по 1976 год учился в Московской консерватории. Первым его преподавателем по классу альта был профессор Вадим Борисовский, а после его смерти, с 1972 года, – профессор Федор Дружинин. Под его руководством Юрий Башмет проходил стажировку и обучение в ассистентуре Московской консерватории (1976–1978).

В 1972 году Юрий Башмет приобретает альт мастера Паоло Тесторе (Милан, 1758), на котором играет по настоящее время. Еще в студенческие годы музыкант был удостоен Второй премии Международного конкурса альтистов в Будапеште (1975) и Гран-при на конкурсе альтистов, проводимом ARD в Мюнхене (1976). О нем заговорили как о феноменально одаренном артисте.

Активная концертная деятельность Ю. Башмета началась в 1976 году с гастролей по Германии с Московским камерным оркестром, который основал Р. Баршай. Сегодня география концертных выступлений артиста очень широка: это лучшие концертные залы Европы, США, Канады, Латинской Америки, Австралии, Новой Зеландии и Японии. Впервые в мировой исполнительской практике Юрий Башмет дал сольные альтовые концерты (Recital, Viola Abend) в таких залах, как Карнеги-холл (Нью-Йорк), Концертгебау (Амстердам), Барбикан (Лондон), Берлинская филармония, «Ла Скала» (Милан), Большой зал консерватории в Москве и Большой зал Ленинградской филармонии.

Юрий Башмет – один из немногих музыкантов современности, получивший всемирное признание и авторитет. Он сотрудничал с выдающимися дирижерами, такими как Рафаэль Кубелик, Сейджи Озава, Геннадий Рождественский, сэр Колин Дэвис, Джон Эллиот Гардинер, Мстислав Ростропович , Валерий Гергиев, Шарль Дютуа, Нэвил Мэрринер, Пауль Захер, Майкл Тилсон Томас, Курт Мазур, Бернард Хайтинк, Кент Нагано, Саймон Раттл, Юрий Темирканов, Николаус Арнонкур.

Начав в 1985 году свою дирижерскую деятельность, Юрий Башмет и здесь остался верен себе, подтвердив блистательную репутацию смелого, никогда не боящегося рисковать, современного художника.

В 1986 году Ю. Башмет создает камерный оркестр «Солисты Москвы». В 1991 году, находясь на гастролях за рубежом, Ю. Башмет, как художественный руководитель оркестра, подписал временный контракт на работу коллектива с мэрией города Монпелье (Франция). Впоследствии музыканты оркестра приняли решение остаться во Франции, что было абсолютно неприемлемо для Башмета, поскольку, подписывая контракт, он не собирался уезжать из России, которая была и остается его домом. Ю. Башмет принимает решение отказаться от руководства оркестром и оставляет коллектив, предоставив музыкантам право выбора оставаться или вернуться в Россию. Вскоре ансамбль прекращает свое существование. Сегодня его музыканты работают в различных творческих коллективах за рубежом.

В 1992 году Ю. Башмет создает новый оркестр, участниками которого становятся самые талантливые молодые музыканты России, выпускники и аспиранты Московской консерватории.

Изматывающий, но счастливый период стартового марафона: совместная репетиционная работа, концерт-дебют в Большом зале Московской консерватории обозначил несомненную перспективность нового содружества. Сегодня без этого коллектива трудно представить полнокровную художественную жизнь не только России, но и многих стран. Ансамбль сыграл множество концертов в разных странах мира. Его выступления записаны крупнейшими радиокомпаниями, такими как Би-Би-Си, Баварское радио, Радио Франс, Радио Люксембург.

Ансамбль записал несколько компакт-дисков, среди которых особое место занимает премьерная запись Тройного концерта А. Шнитке , сделанная для фирмы «EMI Records», где солистами выступили Г. Кремер, Ю. Башмет и М. Ростропович. А компакт-диск с записью Тринадцатого квартета Д. Шостаковича и квинтета И. Брамса (солист Ю. Башмет), сделанной для фирмы «Sony Classics», отмечен критиками крупнейшего музыкального журнала «STRAD» как «лучшая запись 1998 года».

В качестве солиста и дирижера Юрий Башмет выступает с лучшими симфоническими оркестрами: Berlin Philharmonic, Berlin Symphony, New York Philharmonic, Bayerishe Rundfunk, San Francisco Symphony, Chicago Symphony, Boston Symphony, London Symphony, Radio France, Оркестр de Paris, Wiener Philharmonic и др. С этими оркестрами он с успехом исполнял симфонические произведения Брамса, Гайдна, Шуберта, Моцарта, Чайковского, Бетховена. А исполнение под его руководством Симфонии №13 Д. Шостаковича в Большом театре России стало значительным и ярким событием в музыкальной жизни страны.

Его сольные концерты, а также выступления в ансамбле с такими выдающимися музыкантами-исполнителями, как С. Рихтер, М. Ростропович, И. Стерн, А.-С. Муттер, Г. Кремер, М. Порталь, Ш. Минц, О. Каган, Н. Гутман, В. Третьяков, М.-Ж. Пиреш, неизменно собирают полные залы и вызывают жгучий интерес.

Юрий Башмет и Святослав Рихтер. Содружество исполнителей разных поколений, но тождественных художественных взглядов обрело высший смысл. Их совместные выступления на знаменитом фестивале «Декабрьские вечера» в ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве и в мировых турне создавали незабываемую атмосферу сотворчества двух великих музыкантов.

И еще одна многолетняя творческая дружба. Общение с гениальным музыкантом М. Ростроповичем, как на сцене так и в жизни, для Ю. Башмета всегда огромная радость.

В его программах – музыка разных эпох и стилей. Современными композиторами специально для Ю. Башмета написаны или ему посвящены более 50 альтовых концертов и других произведений: А. Шнитке – «Концерт», «Монолог»; С. Губайдулина – «Концерт»; Э. Денисов – «Концерт»; Д. Тавенер – «The Myth Bearer»; А. Головин – «Соната-бреве»; А. Раскатов – «Соната»; Г. Канчели – «Stix», «Литургия»; А. Чайковский – два «Концерта»; Баркаускас – «Концерт»; А. Эшпай – «Концерт»; П. Рудерс – «Концерт»; А. Шнитке – «Концерт на троих» (посвящается М. Ростроповичу, Ю. Башмету, Г. Кремеру) и многие другие. Юрий Башмет переработал «Струнное трио» А. Шнитке для струнного оркестра (под названием «Трио-соната» оно вышло в издательстве «Сикорски», Вена).

В огромном репертуаре Юрия Башмета есть произведения, интерпретация которых признана непревзойденной в истории исполнительского искусства. Среди них – «Чакона» И.С. Баха, Соната «Арпеджионе» Ф. Шуберта, Симфония-концерт для скрипки и альта В. Моцарта, Альтовая соната Д. Шостаковича, Концерт для альта с оркестром А. Шнитке.

Ю. Башмет участвовал во многих фестивалях по всему миру: Танглвуд (США), Бордо, Биарриц, Ментон (Франция), Брюссель (Бельгия), Кухмо, Миккели (Финляндия), Кройт (Германия), Сиена, Камерино, Сорренто, Стреза (Италия), «Мартовские музыкальные дни» (Русе, Болгария). Он является артистическим директором и одним из организаторов фестивалей в Роландсеке (Германия), Туре (Франция) и на о. Эльба (Италия). Он – регулярный участник Променад-концертов в Альберт-холле (Лондон, Англия). Высочайшей оценкой таланта Юрия Башмета стало назначение его художественным руководителем музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», который 17 лет проходил под руководством гениального Святослава Рихтера в Москве.

Юрий Башмет – основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве. Он является президентом Международного конкурса альтистов имени Л. Тертиса в Англии.

Ю. Башмет – уникальная, яркая личность в современном музыкальном мире. Благодаря неповторимому, Богом данному таланту, огромной эрудиции, благороднейшему артистизму и неуемной энергии Юрия Башмета во всем, к чему он прикасается, чувствуется рука Мастера. Отзывы мировой прессы – еще одно подтверждение всемирной славы «первого альтиста мира» Юрия Башмета. «...По совершенству трактовки и блеску звукоизвлечения его можно сравнить только с Давидом Ойстрахом...» – писала одна из немецких газет. Его имя сегодня – высочайшая планка исполнительского искусства современности.

Кино и телекомпаниями разных стран (Англия, Франция, Россия) снято несколько фильмов о его творчестве. Его компакт-диски неоднократно становились обладателями таких престижных европейских наград, как «Золотой диапазон» и «Шок».

Исполнительское искусство Юрия Башмета постоянно находится в центре внимания отечественной и мировой общественности. Его творчество нашло признание на Родине и за рубежом. Он удостоен почетных званий заслуженный артист РСФСР (1983), народный артист СССР (1991), лауреат Государственной премии СССР (1986), лауреат Государственных премий России (1993, 1995, 2000), лауреат премии «Award-1993» – «Лучшему музыканту-инструменталисту года» (титул сродни кинематографическому «Оскару»). Ю. Башмет – Почетный Академик Лондонской академии искусств.

В 1995 году он награжден одной из самых престижных в мире премий –«Sonnings Musikfond», присуждаемой в Копенгагене. Ранее этой премии были удостоены И. Стравинский, Л. Бернстайн, Б. Бриттен, И. Менухин, И. Стерн, А. Рубинштейн, Д. Шостакович, М. Ростропович, С. Рихтер.

Юрий Башмет награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (Россия), «За заслуги перед Отечеством» (Украина), «За заслуги перед Отечеством» (Литва). Он – офицер ордена «Почетного легиона» (Франция), командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (Италия), офицер ордена «Изящных искусств и словесности» (Франция). Награжден также орденом Серафима Саровского, орденом «За профессиональную честь, достоинство и почетную деловую репутацию”.

С 1978 года Юрий Башмет преподает в Московской консерватории; с 1988 года – доцент, с 1996 года – профессор.

С 1980 года Ю. Башмет проводит мастер-классы в Японии, Европе, Америке и Гонконге; преподает на летних курсах в академиях Киджана в городе Сиена (Италия) и в городе Туре (Франция). Его ученики, среди которых немало лауреатов международных конкурсов, играют в крупнейших оркестрах мира.

В 1996 году он создает и возглавляет в Московской консерватории «Экспериментальную кафедру альта», на которой помимо произведений сольного альтового репертуара в программу студента включается расширенное изучение альтовых партий в камерной, оперной и симфонической музыке, а также углубленное изучение истории исполнительских стилей прошлого и современности.

Ю. Башмет ведет широкую просветительскую работу, являясь телеведущим и художественным руководителем телевизионных программ «Вокзал Мечты» и «Музыка в музеях мира».

Юрий Башмет – участник многих крупнейших благотворительных акций мирового значения: в Карнеги-холл (с участием Э. Джона и С. Уандера), в Лондоне (памяти принцессы Дианы); в концертах, сборы от которых были направлены в фонды помощи пострадавшим от стихийных бедствий в Армении, Японии, фонды помощи детям-инвалидам.

Созданный музыкантом Международный благотворительный фонд учредил Международную премию имени Д. Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства. Эта премия присуждена Г. Кремеру (1994), Т. Хвастхоффу (1995), В. Третьякову (1996), В. Гергиеву (1997), Анне-Софи Муттер (1998), О. Бородиной (1999), И. Антоновой (2000), Н. Гутман (2001), Е. Кисину (2002), М. Венгерову (2003).

Трудно переоценить его вклад в миротворческую деятельность. Высокая гражданская позиция Юрия Башмета в сочетании с его выдающейся творческой деятельностью ставят его имя в ряд самых великих имен современности.

Имя: Юрий Башмет (Yuriy Bashmet)

Возраст: 66 лет

Деятельность: советский и российский альтист, дирижёр, педагог, общественный деятель, Народный артист СССР

Семейное положение: женат

Юрий Башмет: биография

Юрий Башмет – знаменитый советский, а впоследствии российский альтист, который доказал всему миру, что альт – это полноценный солирующий инструмент. Кроме того, Юрий Башмет – дирижер, педагог и создатель камерного ансамбля «Солисты Москвы».

Юрий Абрамович Башмет родился в Ростове-на-Дону в интеллигентной еврейской семье в январе 1953 года. Собственную национальность музыкант не скрывает.


Когда сыну исполнилось 5 лет, семья перебралась во Львов. Туда отправили главу семьи – Абрама Борисовича Башмета, работавшего инженером железнодорожного транспорта.

На Западной Украине прошла юность Юрия Башмета. Здесь альтист сделал первые шаги в музыкальном образовании: окончил специализированную музыкальную школу. Примечательно, что в семье Башметов музыкантов не было. Но родственники поддержали Юрия, обнаружив в мальчике музыкальные таланты. А окончательное решение о том, что мальчик будет учиться в музыкальной школе, приняла мама, филолог по образованию. Женщина отвела сына в учебное заведение, выбрав для него скрипку. Но мест в «скрипичном» классе не было, и Башметам предложили альт.


Поначалу родители были озадачены: этот незнакомый инструмент даже не рассматривали как альтернативу. Но Юрий, на тот момент здорово увлекшийся игрой на гитаре, согласился. Друг рассказал Юре, что учеба игре на альте займет намного меньше времени, чем скрипка. Таким образом, можно будет больше времени уделять любимой гитаре.

В 1971 году Юрий Башмет окончил музыкальную спецшколу и отправился в Москву. Он поступил в столичную консерваторию, где сначала учился по классу альта, а потом остался в ассистентуре, которую окончил в 1978 году.

Музыка

О Юрии Башмете как о талантливом музыканте и альтисте заговорили еще во время учебы в консерватории. Уже после 2-го курса альтист выступил в Большом зале консерватории. Это выступление принесло альтисту признание и уважение педагогов и ценителей классической музыки, но также и первый заработок.


В 1972 году Юрий Башмет сделал великолепное приобретение: альт ХVIII столетия работы знаменитого итальянского мастера Паоло Тесторе. Юрий заплатил за него большие на то время деньги – 1500 рублей. Деньги Башмет заработал сам, играя на гитаре культовый . На этом инструменте Юрий Абрамович играет и сегодня.

Концертная деятельность ныне знаменитого на весь мир альтиста началась в 1976 году. Игру Башмета услышали как в России и ближнем зарубежье, так и в лучших концертных залах Европы, Австралии, Японии и США. Русский музыкант первым в мировой истории дал сольные концерты на альте в Карнеги-холле, Ла Скала, лондонском Барбикане, Берлинской филармонии, токийском Сантори-холле и еще нескольких культовых концертных залах мира.


К тому же Юрий Башмет оказался первым за последние 230 лет альтистом, кому в Зальцбурге позволили сыграть на альте, принадлежавшем . Такая честь была оказана Юрию Абрамовичу по той причине, что тот стал первым в мировой истории музыкантом, кому удалось доказать возможности альта как солирующего инструмента.

В 1985 году творческая биография Юрия Башмета обогатилась еще одной славной главой. Музыкант впервые выступил как дирижер. Это произошло во французском городе Туре, куда не смог приехать друг Башмета – маэстро . Юрия Абрамовича уговорили стать за дирижерский пульт. Неожиданно музыканту это занятие понравилось.


В следующем, 1986, году Башмет организовал камерный ансамбль «Солисты Москвы». Коллектив быстро прославился и начал гастролировать по миру. Но во время гастролей во Францию коллектив предал создателя: музыканты остались в стране, отказавшись возвращаться в Россию. Юрий Башмет вернулся сам. К счастью, спустя 6 лет музыкант собрал второй состав «Солистов Москвы», который тоже стал известным.

С 1992 года музыкальная жизнь страны немыслима без камерного ансамбля Башмета. В репертуаре «Солистов Москвы» широчайший диапазон музыки разных стран и эпох. Они записали несколько дисков и активно гастролируют по всей планете.


В 1994 году Юрий Абрамович основал первый российский Международный конкурс альтистов. К тому же, музыкант является президентом аналогичного английского конкурса и членом жюри конкурсов, проходящих в Мюнхене и Париже.

В 2002 году музыкант стал главным дирижером, а также творческим руководителем московского Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». С этого момента коллектив под руководством Башмета дал больше 500 выступлений как в родной Москве, так и на гастролях. Новые выступления коллектива регулярно освещаются на официальном сайте оркестра.

В 2004 году знаменитый альтист провел именной Международный фестиваль Юрия Башмета. Это мероприятие прошло в Минске, а соорганизатором фестиваля выступил белорусский пианист Ростислав Кример.

В 2005 и 2007 годах музыкант получил премии не за профессиональные выступления, а как телеведущий и просветитель. Авторская передача альтиста «Вокзал мечты» в эти годы получила престижные статуэтки «ТЭФИ».

Нередко Юрий Башмет выступает с сольными концертами. Интерпретацию музыкантом и композитором некоторых знаменитых произведений ценители высокой музыки признали выдающейся. Это «Чакона» , соната «Арпеджионе» и некоторые другие.

Юрий Абрамович известен и как преподаватель. Свои мастер-классы он дает по всему миру. А еще он учредитель и президент Международного конкурса альтистов Великобритании и России.

Башмет удостоен звания Народный артист СССР. Все остальные его награды трудно перечислить по причине огромного их количества. О знаменитом музыканте снято несколько документальных картин.

Личная жизнь

Об этом человеке можно сказать, что жизнь его удалась. Да он и сам считает себя счастливым, ведь занимается любимым делом, которое приносит ему удовольствие, славу и деньги. А еще у музыканта прекрасная и дружная семья.


Личная жизнь Юрия Башмета – это его любимая жена Наталья. Она скрипачка. Пара познакомилась во время учебы в столичной консерватории. Юрий обратил внимание на обаятельную девушку на одной из студенческих вечеринок еще на 1-ом курсе. Но Наталье робкий юноша не понравился. А вот для Башмета увлечение переросло в любовь. На 2-ом курсе юная скрипачка присмотрелась к Юрию внимательнее: на тот момент он уже громко заявил о себе как о талантливом музыканте.


Пара сыграла свадьбу на 5-ом курсе. С тех пор они всегда вместе. В браке родились дочь Ксения и сын Александр. Родители, зная, что карьера музыканта – это тяжелый хлеб, не планировали для детей будущего, связанного с музыкой. Но Ксения все же стала прекрасной пианисткой. За рояль девочка села уже в 5 лет. Сын получил экономическое образование. Но он тоже играет на флейте и рояле. Причем играть научился самостоятельно.

Юрий Башмет сейчас

В 2017 году Юрий Башмет объединился в своеобразный дуэт с рок-исполнительницей . Вместе коллективы «Новая Россия» и собрали полный зал Кремлевского Дворца. Поклонники пришли посмотреть на результат совместного творчества двух легенд: рок-музыки и классической музыки.


Концерт получил положительные отзывы, а музыкальная пресса отметила предельную гармонию, которую показало сочетание рок-группы и оркестра. Солистка визуально и привлекала больше внимания публики: у Дианы яркая высветленная стрижка, да и ростом певица оказалась выше альтиста, хотя рост Арбениной всего 165 см. При этом критики отмечают, что певица дала время и пространство оркестру.

Дискография

  • 1991 - Britten / Hindemith / Reger / Schnittke
  • 1994 - Trios, op. 9/1 & op. 9/3
  • 1996 - Concerto for Three / String Trio / Minuet / Canon
  • 1998 - Concertos pour violoncelle 1 & 2
  • 2003 - Sonata for Violin, op. 134 / Sonata for Viola, op. 147
  • 2005 - Chamber Symphonies
  • 2007 - Stravinsky: Apollo / Concerto in D / Prokofiev: 20 Visions Fugitives
  • 2007 - Jazz Suite / Little Symphony for Strings / Reflections / Adagio
  • 2014 - December Nights
  • 2015 - Carte Blanche (Live)
  • 2016 - Yuri Bashmet - The Complete RCA Recordings
  • 2017 – «Юрий Башмет. 50 лет на альте»

Награды и достижения

  • 1976 – лауреат гран-при конкурса альтистов ARD
  • 1991 – народный артист СССР
  • 1993, 1996, 2001, 2014, 2017 – лауреат государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства
  • 1993 – лауреат премии «Award» в номинации «Лучшему музыканту-инструменталисту года»
  • 1995 – лауреат премии «Sonnings Musikfond»
  • 1999 - офицер ордена Великого князя Литовского Гядиминаса
  • 2000 - командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой»
  • 2000 - офицер ордена искусств и литературы Франции
  • 2003 - офицер ордена Почетного легиона
  • 2008 – лауреат премии «Грэмми»
  • 2008 – кавалер ордена Почета
  • 2014 – кавалер ордена Дружбы
  • 2016 – лауреат премии «Скрипач на крыше» от Федерации еврейских общин России

Народный артист СССР, народный артист России, лауреат Государственной премии СССР и четырех Государственных премий РФ, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, лауреат премии «Grammy», художественный руководитель, дирижер и солист камерного ансамбля «Солисты Москвы», художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, профессор

Есть музыканты, которым Богом и Судьбой предназначено не просто достойно пройти тернистый, но славный творческий путь, а и всем своим естеством стать Личностью в музыкальном искусстве и тем самым открыть новые горизонты для будущих поколений. Таким музыкантом, несомненно, является Юрий Башмет, сделавший альт одним из лидеров современного концертного исполнительства. Он - первый в истории альтист, который начал выступать с сольными концертами, а также самый гастролирующий классический музыкант в мире.

Родился 24 января 1953 года в Ростове-на-Дону. Отец - Башмет Абрам Борисович, инженер железнодорожного транспорта. Мать - Кричевер Майя Зиновьевна, филолог. Супруга - Башмет Наталья Тимофеевна, скрипачка. Дочь - Башмет Ксения Юрьевна, пианистка. Сын - Башмет Александр Юрьевич, экономист. Брат - Башмет Евгений Абрамович, музыкант. Внуки: Грант, Майя, Филипп.

Как говорил педагог, народный артист Украинской ССР П.С. Столярский: «Мне не нужны талантливые дети, мне нужны талантливые мамы». Именно таким человеком была мать Юрия Башмета, Майя Зиновьевна, о которой сам он говорил: «Моя мама - божественный проводник. Через материнскую любовь она внушала мне уверенность в будущем».

Отец, Абрам Борисович, обладал прекрасным слухом, голосом красивого тембра, любил петь. Он, так же как и мать, сделал все, чтобы приобщить сына к музыке. А потом до глубокой старости занимался архивом Юрия Башмета, который пополнял с 1970 года. Помимо этого, он читал лекции в русском и еврейском обществах, писал газетные статьи. Постоянно посещал концерты, не пропускал ни одной театральной премьеры.

Юрий Башмет вырос во Львове, куда в 1958 году перевели работать его отца из Ростова-на-Дону. Неподалеку от дома находилась консерватория, в учебный отдел которой устроилась работать мать Юрия, Майя Зиновьевна. По воспоминаниям Абрама Борисовича, именно благодаря маме Юрий с малых лет находился в музыкальном окружении. Музыку в семье Башметов очень любили, и дома всегда звучали пластинки. Юрий рассказывал, что у его матери был безупречный музыкальный вкус, и вспоминал, как она точно оценивала его выступления.

Юрий Абрамович считает себя «человеком львовской национальности, потому что во Львове были первые звуки музыки, первый концерт, первый бокал и первый поцелуй». Именно там он получил музыкальное образование и сделал первый шаг к будущей всемирной славе. Сначала Юрий самостоятельно освоил игру на гитаре, а потом ему подарили небольшую скрипку. Абрам Борисович вспоминал, что поначалу сын даже испугался этого инструмента, поскольку на уме у него была исключительно гитара и он всеми силами старался играть под популярных в то время «битлов».

Мать Юрия настояла на том, чтобы сын поступил в музыкальную школу, но случился невиданный парадокс - мальчику сказали, что у него нет слуха! Однако следующая попытка поступления оказалась удачной, и Юрий сразу же стал выделяться среди других учеников. Юрий Башмет с благодарностью вспоминает своего первого педагога - Нину Леонидовну Вишневскую. Его отец всю жизнь хранил у себя школьное сочинение сына о смысле жизни, в котором тот писал, что в будущем представляет себя не кем иным, как музыкантом, причем солистом.

Интересен тот факт, что родители, отдавая сына обучаться игре на скрипке, изначально руководствовались соображениями экономии, поскольку купить, например, фортепиано им было просто не по карману, а скрипка с нотами, футляром и смычком обходилась всего в 10 рублей.

Играя на скрипке, маленький Юрий с завистью поглядывал в окно на ребят, гонявших во дворе футбольный мяч. Сам он позже объяснял это так: «Мама, стремясь защитить сына от влияния улицы, заняла меня музыкой». Надо отметить, что мать никогда насильно не принуждала Юрия к занятиям скрипкой. Когда ему было 10 лет, она достала билеты на концерт знаменитого скрипача - американца Иегуди Менухина. После этого концерта Юрий пришел домой окрыленный - в нем родилось желание играть по-настоящему. Этот ключевой эпизод своей творческой судьбы Юрий Абрамович нередко приводит в многочисленных интервью.

Учась в 8-м классе, Юрий впервые сыграл на альте - этот инструмент требовал от музыканта особенных физических данных: длинных пальцев, твердой руки, сильной растяжки. Юрий был единственным альтистом, попавшим на киевский конкурс струнников музыкальных десятилеток, и более того - он занял первое место, играя на альте в конкурсе скрипачей. Во время учебы в музыкальной школе у юноши проявлялись феноменальные способности: он за полчала успевал выучить материал, на который его коллегам по специальности требовалось целых четыре.

Отец Юрия Абрам Борисович вспоминал: «Если преподаватели видели, что из ученика не получится хорошего скрипача, его переводили учиться на альт. Этот инструмент тогда называли «золушкой». Забегая наперед, без хвастовства могу сказать: историческая миссия Юрия в том, что именно он вывел альт на мировую сцену, сделал его сольным, поставил наравне со скрипкой, фортепиано и виолончелью. А в то время мы не знали, что такое альт, колебались, соглашаться ли вообще на это предложение. И тогда один из студентов консерватории, который бывал у нас дома и немного учил Юру играть на гитаре, сказал ему: «Хочешь, чтобы у тебя было время для игры на гитаре, иди на альт, появится больше свободного времени, потому что альт - значительно проще скрипки».

Если раньше альт характеризовали как нечто промежуточное между скрипкой и виолончелью, то Юрий Башмет в середине 1970-х годов назовет альт тем центром, к которому тянутся и скрипка, и виолончель.

Во время учебы в Львовской средней специальной музыкальной школе-десятилетке мать возила Юрия в Москву на прослушивания, а параллельно организовала дополнительные занятия с репетитором по сольфеджио и гармонии. Все это принесло плоды, когда Башмет блестяще сдал специальность на вступительных экзаменах в Московскую консерваторию. На поступлении именно в это учебное заведение настояла мать Юрия, и дело было не только в первоклассных московских педагогах, но и в возможности регулярно бывать на концертах выдающихся музыкантов, набираться опыта, оттачивать свое исполнительское мастерство.

В Московской консерватории Юрий проучился с 1971 по 1976 год, где познакомился со своей будущей супругой Натальей, которая была его однокурсницей. Любопытно, что на брак Башмета благословил Мстислав Ростропович, человек, с которым его свяжет многолетняя творческая дружба. Общение с гениальным музыкантом Ростроповичем, как на сцене, так и в жизни, станет для Юрия Абрамовича огромной радостью, а оба его оркестра станут непременными участниками фестивалей Ростроповича.

Первым преподавателем Юрия по классу альта в Московской консерватории был профессор Вадим Борисовский, а после его смерти, с 1972 года, - профессор Фёдор Дружинин. Под его руководством Башмет проходил стажировку и обучение в ассистентуре Московской консерватории в 1976–1978 годах.

В 1972 году Юрий Башмет приобрел альт работы миланского мастера Паоло Тесторе 1758 года, на котором играет и по сей день. Еще в студенческие годы музыкант был удостоен второй премии Международного конкурса альтистов в Будапеште (1975) и Гран-при на конкурсе альтистов, проводимом ARD в Мюнхене (1976). Уже тогда о Башмете заговорили как о феноменально одаренном артисте.

Конец 1970-х - начало 1980-х годов стали этапом стремительного восхождения солиста на вершину музыкального Олимпа. Гастроли по Германии 1976 года в составе Московского камерного оркестра, основанного Р. Баршаем, открыли дорогу активной концертной деятельности Юрия Башмета. География выступлений артиста охватывает весь земной шар - это лучшие концертные залы Европы, США, Канады, Латинской Америки, Австралии, Новой Зеландии и Японии.

С 1980 года Юрий Башмет начал проводить мастер-классы в Японии, Европе, Америке и Гонконге; преподавать на летних курсах в Академиях Киджана (г. Сиена, Италия) и в г. Туре (Франция). Его ученики, среди которых немало лауреатов международных конкурсов, играют в крупнейших оркестрах мира.

Своей дирижерской деятельностью, начавшейся в 1985 году по совету Святослава Рихтера, маэстро подтвердил блистательную репутацию харизматичного современного художника с безупречным вкусом и чувством стиля.

В 1986 году Юрий Абрамович создал камерный оркестр «Солисты Москвы». В 1991 году, находясь на гастролях за рубежом, Башмет как художественный руководитель оркестра подписал временный контракт на работу коллектива с мэрией города Монпелье (Франция).

Однако впоследствии музыканты оркестра приняли решение остаться во Франции, что было абсолютно неприемлемо для Башмета, поскольку, подписывая контракт, он не собирался уезжать из России, которая была и остается его домом. Юрий Абрамович отказался от руководства оркестром и оставил коллектив, предоставив музыкантам право выбора либо остаться, либо вернуться с ним в Россию. Вскоре ансамбль прекратил существование, а в настоящее время его музыканты работают в различных творческих коллективах за рубежом.

В 1992 году Юрий Башмет сформировал камерный ансамбль, дав ему прежнее название «Солисты Москвы», участниками которого стали талантливые молодые музыканты - выпускники и аспиранты Московской консерватории. Без этого коллектива невозможно представить полнокровную художественную жизнь не только России, но и многих стран и континентов, в которых ансамбль провел множество концертов. Его выступления записаны крупнейшими радиокомпаниями, такими как Би-Би-Си, Баварское радио, Радио Франс, Радио Люксембург. Ансамбль записал несколько компакт-дисков, среди которых особое место занимает премьерная запись Тройного концерта А. Шнитке, сделанная для фирмы «EMI Records», где солистами выступили Г. Кремер, Ю. Башмет и М. Ростропович. А компакт-диск с записью Тринадцатого квартета Д. Шостаковича (переложение для камерного оркестра и солирующего альта А. Чайковского) и квинтета И. Брамса (солист Юрий Башмет), сделанной для фирмы «Sony Classics», отмечен критиками крупнейшего музыкального журнала STRAD как «лучшая запись 1998 года».

В качестве солиста и дирижера Юрий Башмет выступает с лучшими симфоническими оркестрами: Berlin Philharmonic, Berlin Symphony, New York Philharmonic, Bayrische Rundfunk, San Francisco Symphony, Chicago Symphony, Boston Symphony, Wiener Philharmonic, Orchestra Radio France, Оркестр de Paris и др. С этими оркестрами он с успехом исполнял симфонические произведения Брамса, Гайдна, Шуберта, Моцарта, Чайковского, Бетховена. А исполнение под его руководством Симфонии №13 Шостаковича в Большом театре России стало значительным и ярким событием в культурной жизни страны.

Юрий Башмет - уникальная, яркая личность в современном музыкальном мире. Благодаря неповторимому, Богом данному таланту, огромной эрудиции, благороднейшему артистизму и неуемной энергии, во всем, к чему он прикасается, чувствуется рука Мастера.

Его сольные концерты, а также выступления с выдающимися музыкантами-исполнителями, такими как С. Рихтер, М. Ростропович, И. Стерн, А.-С. Муттер, Г. Кремер, М. Аргерих, М. Майский, М. Порталь, Ш. Минц, О. Каган, Н. Гутман, В. Третьяков, М.-Ж. Пиреш, неизменно собирали полные залы, вызывая жгучий интерес публики.

С 1978 года Юрий Башмет преподает в Московской консерватории, являясь с 1988 года ее доцентом, а с 1996 года - профессором. В 1996 году Юрий Абрамович создал и возглавил Экспериментальную кафедру альта в Московской консерватории, на которой помимо произведений сольного альтового репертуара в программу студента включается расширенное изучение альтовых партий в камерной, оперной и симфонической музыке, а также углубленное изучение истории исполнительских стилей прошлого и современности.

Созданный музыкантом Международный благотворительный фонд учредил Международную премию им. Д.Д. Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства.

Юрий Башмет - участник многих крупнейших благотворительных акций мирового значения: в Карнеги-холле (с участием Элтона Джона и Стиви Уандера), Лондоне (памяти принцессы Дианы); концертах, сборы от которых направлены в фонды помощи пострадавшим от стихийных бедствий в Армении, Японии, фонды помощи детям с ограниченными возможностями.

Юрий Абрамович ведет широкую просветительскую работу, являясь автором и ведущим телевизионной программы «Вокзал мечты», ставшей лауреатом ТЭФИ-2005 и ТЭФИ-2007 в номинации «Музыкальная программа». Выпуск «Вокзал мечты. Мстислав Ростропович» получил Гран-при VIII Международного телекинофорума «Вместе» 2007 года.

С 2002 года Юрий Башмет является художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». Стиль Маэстро, при внешней мягкости жеста, отличается строгой манерой ведения музыки, в которой нет ничего нарочито-театрального, но за которой безоговорочно следуют солисты и оркестранты, отзываясь на малейший внутренний импульс дирижера. Выступления оркестра за рубежом неизменно вызывают всплеск восторженных отзывов.

Кино- и телекомпаниями разных стран (Англия, Франция, Россия) снято несколько фильмов о творчестве Юрия Башмета, а его компакт-диски неоднократно становились обладателями таких престижных европейских наград, как «Золотой диапазон» и «Шок».

В 2008 году Юрий Башмет вместе с ансамблем «Солисты Москвы» стал лауреатом премии «Grammy». Впервые за всю 50-летнюю историю этой престижной премии ее был удостоен российский камерный ансамбль.

В программах Юрия Башмета - музыка разных эпох и стилей. Современными композиторами специально для него написаны и ему посвящены свыше 50 произведений для альта. В огромном репертуаре музыканта есть произведения, интерпретация которых признана непревзойденной в истории исполнительского искусства. Среди них - «Чакона» И.С. Баха, Соната «Арпеджионе» Ф. Шуберта, Концертная симфония для скрипки и альта В. Моцарта, Альтовая соната Д. Шостаковича, Концерт для альта с оркестром А. Шнитке, Концерт С. Губайдулиной и «Styx» Г. Канчели.

Юрий Башмет участвовал во многих фестивалях по всему миру: Танглвуд (США), Бордо, Биарриц, Ментон (Франция), Брюссель (Бельгия), Кухмо, Миккели (Финляндия), Кройт (Германия), Сиена, Камерино, Сорренто, Сгреза (Италия), «Мартовские музыкальные дни» (Русе, Болгария). Он - регулярный участник Променад-концертов в Альберт-холле (Лондон, Англия).

Его вклад в миротворческую деятельность трудно переоценить. Высокая гражданская позиция Юрия Башмета в сочетании с его выдающейся творческой деятельностью ставят его в ряд самых великих имен XX века и начала третьего тысячелетия.

Высочайшей оценкой таланта стало назначение Юрия Абрамовича Башмета художественным руководителем музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», который на протяжении 17 лет проходил под руководством гениального Святослава Рихтера в Москве. Содружество исполнителей разных поколений, но тождественных художественных взглядов обрело высший смысл.

Их совместные выступления на знаменитом фестивале «Декабрьские вечера» в Пушкинском музее Москвы и в мировых турне создавали незабываемую атмосферу сотворчества двух великих музыкантов.

После смерти Святослава Рихтера Юрий Башмет стал его преемником в руководстве фестивалем. Помимо этого, маэстро с 1997 года возглавляет один из крупнейших музыкальных фестивалей «Эльба - музыкальный остров Европы» (Италия), а также Зимний международный фестиваль искусств в Сочи, Музыкальные фестивали Юрия Башмета в Минске (Беларусь), Ярославле, Хабаровске и Пензе.

За 10 лет своего существования Зимний международный фестиваль искусств в Сочи обрел узнаваемое лицо и стал важным культурным событием не только для города, но и для страны в целом - событием, заметным уже во всем мире. С 2011 года фестиваль в Сочи вошел в Европейскую ассоциацию фестивалей.

Международный музыкальный фестиваль в Ярославле, артистическим директором которого является Юрий Башмет, привлекает к участию ведущих российских и зарубежных музыкантов. Среди них - Сэр Джеймс Гелвей (Великобритания), Кристоф Барати (Венгрия), Клаудио Ванделли (Италия), секстет солистов Берлинской филармонии, Майю Кишима (Япония), Вадим Репин (Россия), Елизавета Леонская (Австрия). Постоянные участники фестиваля: Камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Государственный симфонический оркестр «Новая Россия». Концерты фестиваля проходят не только в Ярославле, но и в Мышкине, Рыбинске и Гаврилов-Яме.

Именем Юрия Башмета названа Детская музыкальная школа №1 в Новокуйбышевске. Он руководит Детской музыкальной академией стран СНГ, которая впервые проводилась летом 2011 года в Самаре и городах Самарской области. В работе академии приняли участие 47 детей из стран СНГ, с которыми занимались ведущие европейские педагоги. Занятия в рамках детской академии проводятся по следующим специальностям: скрипка, альт, виолончель, кларнет, фортепиано, гитара и флейта.

Молодежная музыкальная академия в Минске - еще один ежегодный проект, проводящийся при активном участии всемирно известного музыканта. Созданная в 2009 году минская академия проходит в форме индивидуальных занятий ведущих европейских педагогов с лучшими студентами высших учебных заведений стран СНГ, мастер-классов и совместных концертов. Среди педагогов - ведущие профессора российских и европейских консерваторий, и, кроме того, сам Юрий Башмет также делится опытом с подрастающими музыкантами.

С 2011 года под творческим руководством Юрия Абрамовича проводится Международный музыкальный фестиваль классической музыки в Хабаровске. Высокая посещаемость концертов фестиваля показывает огромное желание публики прикоснуться к высокому искусству.

Помимо концертов в рамках фестиваля ежегодно проводятся творческие встречи и мастер-классы именитых музыкантов.

Другая яркая страница в книге фестивалей, проводимых Юрием Башметом, - Международный музыкальный фестиваль классической музыки в Республике Сейшельские Острова. Большой успех концерта Башмета и Камерного ансамбля «Солисты Москвы» на Сейшелах продемонстрировал огромный интерес, который есть во всем мире к русскому исполнительскому искусству, вновь доказав, что именно лучшие образцы русской культуры и искусства показывают истинное лицо России за рубежом.

Юрий Башмет также - основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве, президент Международного конкурса альтистов им. Л. Тертиса в Англии, член жюри конкурсов альтистов в Мюнхене и «Мориса Вье» в Париже.

Симфонические абонементы Юрия Башмета в центральных залах Москвы раскрывают масштаб творческих пристрастий артиста. Русская музыка - Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков, Прокофьев, Шостакович; европейская классика - Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт; современное творчество - Шнитке, Губайдулина, Канчели - все эти шедевры предстают перед многотысячной аудиторией в совершенном исполнении мастера, глубоко познавшего тайны музыкального языка и артистической свободы. Гастрольные туры маэстро с оркестром «Новая Россия» по городам Сибири и Урала, Поволжья, Золотого кольца явились прекрасной демонстрацией огромного интереса соотечественников к творчеству великого артиста.

В 2012 году под артистическим руководством Юрия Башмета впервые был создан Всероссийский юношеский симфонический оркестр. Финалистов конкурса, которые вошли в состав оркестра, отбирали в течение семи месяцев по всей стране. В прослушиваниях приняли участие более 400 учащихся детских музыкальных школ, детских школ искусств и музыкальных училищ со всей России. «Путевку в жизнь» от экспертного жюри получили 79 юных музыкантов в возрасте от 9 до 21 года из 28 городов России.

В 2014 году под руководством Ю.А. Башмета, который с 2009 года являлся первым послом XXII Олимпийских зимних игр в городе Сочи, была записана и исполнена вся музыкальная программа торжественной церемонии открытия Игр, и параллельно были даны 10 фестивальных концертов в Сочи.

Летом 2015 года в регионе Просекко (Италия) с успехом прошел III Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета.\

Компания «Красный квадрат» сняла документальный телефильм под названием «Круговорот Башмета», премьера которого состоялась в сентябре 2015 года на «Первом канале». Съемочная группа побывала вместе с великим альтистом на концертах, гастролях, репетициях, пообщалась с его семьей, друзьями и коллегами.

Исполнительское искусство Юрия Абрамовича Башмета постоянно находится в центре внимания отечественной и мировой общественности. Его творчество нашло свое признание в самых различных наградах и регалиях у себя на Родине и за рубежом.

Юрий Абрамович Башмет - народный артист СССР, народный артист России, заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, четырехкратный лауреат Государственной премии Российской Федерации, обладатель званий «Человек года», «Ревнитель просвещения».

Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, орденом Почёта, орденом Святого преподобного Серафима Саровского, орденом «За профессиональную честь, достоинство и почетную деловую репутацию», орденом Изящных искусств и словесности и орденом Почётного легиона (Франция), орденом Великого князя Литовского Гядиминаса (высший орден Литовской Республики), орденом «За заслуги перед Итальянской Республикой», орденом «За заслуги» III степени (Украина), орденом Франциска Скорины (Беларусь), орденом Почёта (Армения), памятной медалью «Патриот России» и другими наградами.

Музыкант является лауреатом многочисленных премий: первая премия на конкурсе альтистов в Мюнхене, премия «Award-1993» - «Лучшему музыканту-инструменталисту года» (титул сродни кинематографическому «Оскару»), вторая премия на Международном конкурсе альтистов в Будапеште, премия «Sonnings Musikfond» (Копенгаген) - одна из самых престижных в мире; премия Американской академии звукозаписи «Grammy» вместе с ансамблем «Солисты Москвы» за исполнение произведений Стравинского и Прокофьева в номинации «Лучшее выступление в составе малого ансамбля», премия «Овация» вместе с ансамблем «Солисты Москвы», Общенациональная премия «Олимп».

Юрий Абрамович Башмет - член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (заведующий кафедрой альта), почетный академик Лондонской академии искусств, почетный профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, почетный профессор Музыкальной академии Киджана (Италия), член Попечительского совета благотворительного фонда Олега Дерипаски «Вольное дело».

Ю.А. Башмет - создатель, художественный руководитель и главный дирижер камерного ансамбля «Солисты Москвы», художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия».

С 1994 года он является учредителем ежегодной Международной премии имени Дмитрия Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства. Основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве, артистический директор Международных музыкальных фестивалей «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в Москве, «Эльба - музыкальный остров Европы» (Италия), Зимний фестиваль классической музыки в Сочи; фестивалей Юрия Башмета в Ярославле, Минске (Беларусь), Хабаровске и Пензе; руководитель Детской музыкальной академии стран СНГ в городе Новокуйбышевске (Самарская область) и Юношеской музыкальной академии стран СНГ в Минске (Республика Беларусь).

По выражению известного британского издания «The Times», «Юрий Башмет, без сомнения, - один из величайших ныне живущих музыкантов».

Юрий Башмет - один из наиболее талантливых и неординарных музыкантов современности, уникальный педагог, выдающийся общественный деятель, родился 24.01.1953 года в Ростове-на-Дону.

Детство

Родители мальчика были людьми интеллигентных профессий. Отец трудился инженером на железной дороге, мать, филолог по образованию, преподавала во Львовской консерватории, куда вскоре после рождения сына перебралась семья. Именно она начала с раннего детства прививать мальчику любовь к классической музыке и хорошей литературе.

Юрий в детстве

Когда Юре исполнилось 5 лет, мать настояла на том, чтобы ребенок занимался музыкой, хотя сам он такого желания не испытывал. Впрочем, зайдя в музыкальный магазин и впервые взяв в руки настоящую скрипку, мальчик захотел научиться извлекать из инструмента красивые звуки и даже согласился пройти прослушивании в студии при консерватории.

К удивлению самого ребенка и величайшему счастью матери, педагоги обнаружили у Юры прекрасный слух и отличную музыкальную память. Но скрипичные классы были уже полностью укомплектованы. Мальчику предложили заниматься на альте.

Родители были разочарованы, зато Юрий быстренько согласился, поскольку кто-то из друзей подсказал, что для освоения альт значительно легче скрипки. Сам же Юра к тому времени уже пробовал играть на гитаре.

Музыкальная карьера

Талантливый ученик очень быстро стал одним из лучших в музыкальной школе и без его выступления не обходился ни один отчетный концерт. Родители не могли нарадоваться успехам своей маленькой звездочки, а в старших классах Юрий уже сам пробовал писать музыку и осваивал один музыкальный инструмент за другим.

После окончания музыкальной школы он автоматически стал студентом Львовской консерватории. Его приняли без вступительных экзаменов, так как педагоги прекрасно знали, на что он способен. Будучи второкурсником, он вышел со своим альтом на сцену Большого зала Консерватории. Дебют прошел замечательно, и о юном даровании заговорил весь город.

Одновременно он подрабатывал, играя на гитаре в ресторанах и работая «квартирники» с небольшой группой единомышленников. К 1972 году ему удалось собрать таким образом немыслимую по тем временам для студента сумму в 1500 рублей. За такие деньги в 1972 году можно было приобрести подержанный, но вполне приличный автомобиль.

Но Юрий потратил их на уникальный антикварный музыкальный инструмент, с которым не расстается и по сей день - альт работы известного мастера Паоло Тесторе, изготовленный в середине 18 века.

С 1976 года, сразу же после окончания консерватории, Юрий начинает активную концертную деятельность, причем гастролирует не только по России, но и по дальнему зарубежью. Ему рукоплескали лучшие концертные площадки мира: Карнеги-холл, Ла Скала, Берлинская филармония, Сантори-холл. В австрийском Зальцбугре он удостоился величайшей чести сыграть на альте, принадлежавшим Моцарту.

Спустя почти 10 лет, будучи уже мировой знаменитостью, Юрий Башмет впервые попробовал себя в качестве режиссера. Первый опыт работы с симфоническим оркестром оказался удачным, и спустя всего год Юрий собирает из лучших московский музыкантов собственный коллектив.

Благодаря оригинальной и узнаваемой манере исполнения классических и современных произведений, оркестр «Солисты Москвы» быстро приобретает популярность и тоже начинает выезжать за границу.

Но и сольную карьеру Юрий Башмет на завершил. Правда, в качестве солиста он выступает теперь крайне редко и покупать билеты на его концерт надо за полгода вперед. Для популяризации альта он организовал международный конкурс альтистов и является бессменным председателем его жюри.

На его мастер-классы собираются не только начинающие, но и опытные музыканты со всего мира. Башмет имеет множество музыкальных премий и правительственных наград, главной из которых считает звание Народного артиста СССР.

Личная жизнь

Со своей будущей женой Натальей Юрий познакомился еще на первом курсе консерватории. Девушка целый год не обращала на него никакого внимания. Во-первых, он не был писаным красавцем, за которыми бегали девушки, а во-вторых, совершенно не умел ухаживать. Но когда Наталья услышала, как он играет, он просто покорил ее сердце тончайшим чувствованием музыки.

С женой Натальей

Вскоре пара поженилась, и с тех пор они не расставались. В семье выросло двое прекрасных детей. Причем сын и дочка унаследовали от родителей великолепные музыкальные способности. Оба с раннего детства занимались музыкой, хотя профессиональной музыкальной карьеры для детей Башметы не хотели.

Сын послушался отца и получил экономическое образование, а вот Ксения стала довольно известной пианисткой, профессионально занимается музыкой.

Заслуженный артист РСФСР (8.04.1983).
Народный артист РСФСР (5.07.1989).
Народный артист СССР (25.03.1991).

В 1971 году окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу. С 1971 по 1976 годы учился в Московской консерватории.
В 1972 году приобретает альт мастера Паоло Тесторе (Милан, 1758 год), на котором играет по настоящее время. Еще в студенческие годы музыкант был удостоен Второй премии Международного конкурса альтистов в Будапеште (1975) и Гран-при на конкурсе альтистов, проводимым ARD в Мюнхене (1976). О нем заговорили, как о феноменально одаренном артисте.

Активная концертная деятельность Ю. Башмета началась в 1976 году с гастролей по Германии с Московским камерным оркестром, который основал Р. Баршай. Сегодня география концертных выступлений артиста очень широка: это лучшие концертные залы Европы, США, Канады, Латинской Америки, Австралии, Новой Зеландии и Японии. Впервые в мировой исполнительской практике Юрий Башмет дал сольные альтовые концерты (Recital, Viola Abend) в таких залах, как Карнеги-холл (Нью-Йорк), Концертгебау (Амстердам), Барбикан (Лондон), Берлинская филармония, Ла Скала (Милан), Большой зал консерватории в Москве и Большой зал Ленинградской филармонии.

Юрий Башмет – один из немногих музыкантов современности, получивший всемирное признание и авторитет. Он сотрудничал со многими выдающимися дирижерами, такими как Рафаэль Кубелик, Сейджи Озава, Геннадий Рождественский, сэр Колин Дэвис, Джон Эллиот Гардинер, Мстислав Ростропович, Валерий Гергиев, Шарль Дютуа, Нэвил Мэрринер, Пауль Захер, Майкл Тилсон Томас, Курт Мазур, Бернард Хайтинк, Кент Нагано, Саймон Раттл, Юрий Темирканов, Николаус Арнонкур.

Начав в 1985 году свою дирижерскую деятельность, Юрий Башмет и здесь остался верен себе, подтвердив блистательную репутацию смелого, никогда не боящегося рисковать, современного художника.
В 1986 году создаёт камерный оркестр «Солисты Москвы». В 1991 году, находясь на гастролях за рубежом, Юрий Башмет, как художественный руководитель оркестра, подписал временный контракт на работу коллектива с мэрией города Монпелье (Франция). В последствии, музыканты оркестра приняли решение остаться во Франции, что было абсолютно не приемлемо для Башмета, поскольку, подписывая контракт, он не собирался уезжать из России, которая была и остаётся его домом. Он принимает решение отказаться от руководства оркестром и оставляет коллектив, предоставив музыкантам право выбора вернуться с ним в Россию. Вскоре ансамбль прекращает своё существование. Сегодня его музыканты работают в различных творческих коллективах за рубежом.

В 1992 году создаёт новый оркестр, участниками которого становятся самые талантливые молодые музыканты России, выпускники и аспиранты Московской консерватории.
Ансамбль записал несколько компакт-дисков среди которых особое место занимает премьерная запись Тройного концерта А. Шнитке, сделанная для фирмы EMI Records, где солистами выступили Г. Кремер, Ю. Башмет и М. Ростропович. А компакт диск с записью Тринадцатого квартета Д. Шостаковича и квинтета И. Брамса (солист Ю. Башмет), сделанной для фирмы Sony Classics, отмечен критиками крупнейшего музыкального журнала STRAD как «лучшая запись 1998 года».

В качестве солиста и дирижера Юрий Башмет выступает с лучшими симфоническими оркестрами: Berlin Philharmonic , Berlin Symphony, New York Philharmonic, Bayerishe Rundfunk, San Francisco Symphony, Chicago Symphony, Boston Symphony, London Symphony, Radio France, Оркестр de Paris, Wiener Philharmonic и др. С этими оркестрами он с успехом исполнял симфонические произведения Брамса, Гайдна, Шуберта, Моцарта, Чайковского, Бетховена. А исполнение под его руководством Симфония №13 Д. Шостаковича в Большом Театре России стало значительным и ярким событием в музыкальной жизни страны.
Его сольные концерты, а также выступления в ансамбле с такими выдающимися музыкантами-исполнителями, как С. Рихтер, М. Ростропович, И. Стерн, А.-С. Муттер, Г. Кремер, М. Порталь, Ш. Минц, О. Каган, Н. Гутман, В. Третьяков, М.-Ж. Пиреш неизменно собирают полные залы и вызывают жгучий интерес.

Юрий Башмет – основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве. Он является президентом Международного конкурса альтистов им. Л. Тертиса в Англии, членом жюри конкурсов альтистов в Мюнхене и «Мориса Вье» в Париже.

С 1978 года преподает в Московской консерватории, являясь сначала ее доцентом (с 1988), а ныне профессором (с 1996).
С 1980 года проводит мастер-классы в Японии, Европе, Америке и Гонконге; преподает на летних курсах в Академиях Киджана (г. Сиена, Италия) и в г. Туре (Франция). Его ученики, среди которых немало лауреатов международных конкурсов, играют в крупнейших оркестрах мира.
В 1996 году он создаёт и возглавляет в Московской консерватории «Экспериментальную кафедру альта», на которой помимо произведений сольного альтового репертуара в программу студента включается расширенное изучение альтовых партий в камерной, оперной и симфонической музыке, а также углублённое изучение истории исполнительских стилей прошлого и современности.

Созданный музыкантом Международный Благотворительный Фонд, учредил Международную премию им. Д. Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства.
Почетный Академик Лондонской Академии искусств.
Почётный профессор МГУ им. Ломоносова (2004).