Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Кремлевский балет. Пресса о спектакле

Кремлевский балет. Пресса о спектакле

Действующие лица:
Эсмеральда , цыганка.
Гренгуар , поэт.
Клод Фролло , архидьякон Собора Парижской Богоматери.
Квазимодо , звонарь Собора Парижской Богоматери.
Феб де Шатопер , капитан королевских стрелков.
Альбер Флоран , - офицеры, друзья Феба.
Алоизия де Горделорье .
Флер де Лис , её дочь, невеста Феба .
Диана, Беранже - подруги Флер де Лис .
Клопен Трульфу , король бродяг.
Судья.
Палач.

Бродяги, нищие, цыгане и цыганки, дамы и кавалеры, подруги Флер де Лис, шуты и шутихи, народ.

Действие происходит в средневековом Париже в конце XV века.

Действие первое.
Картина первая.
Двор чудес.
Поэт Пьер Гренгуар попадает в руки обитателей парижского дна. Бродяги обыскивают его и, не найдя ничего ценного, решают повесить. Гренгуар молит о пощаде. Король нищих Клопен Трульфу обещает сохранить ему жизнь в том случае, если кто-нибудь из находящихся в его подданстве женщин согласится выйти за него замуж. Все присутствующие осматривают Гренгуара, но никто не решает взять его в мужья. В это время появляется Эсмеральда. Узнав о том, что Гренугару грозит смерть, она решает спасти его. Их объявляют мужем и женой на четыре года.
Цыганка и её новообретенный супруг идут домой по ночным улицам Парижа. Клод Фролло, давно и безответно влюбленный в Эсмеральду, с помощью Квазимодо, Клопена и трёх бродяг пытается похитить её, но подоспевший ночной патруль во главе с капитаном Фебом де Шатопером вырывает её из рук похитителей. По приказу Феба, солдаты заковывают Квазимодо в цепи.
Эсмеральда очарована спасшим её офицером. Феб спрашивает, в порядке ли она и узнаёт, кто она такая. На память он дарит ей свой шарф. По просьбе Эсмеральды стража освобождает Квазимодо.
Картина вторая.
Комната Эсмеральды .
Цыганка любуется подаренным шарфом и мечтает о прекрасном офицере, выкладывает его имя из букв и гравирует его ножом на стене.
Вошедший Гренгуар предъявляет свои права супруга. Эсмеральда отвергает его домогательства, объясняет, что она вышла за него замуж, чтобы спасти его от смерти, и что они будут только друзьями. Она учит Гренгуара танцевать. Она велит ему спать в соседней комнате, а сама ложится в этой.
Как только она засыпает - в каморку входят Клод Фролло, Квазимодо и Клопен. Они вновь пытаются похитить цыганку, но ей удается скрыться. Клод Фролло поднимает оброненный Эсмеральдой кинжал: в его голове рождается план мести.
Действие второе.
Картина третья.
Сад в замке Алоизии де Гонделорье .
Флер де Лис танцует со своими подругами.
Входит её мать со свитой, затем - её жених Феб. Флер замечает, что на нём нет шарфа, который она для него вышила.
Эсмеральда, Гренгуар и четыре цыганки приглашены в замок - погадать невесте и развлечь гостей своими танцами. Эсмеральда предсказывает Флер де Лис счастливое замужество. Цыганки начинают танец. Эсмеральда замечает, что жених Флер - это спасший её офицер, в которого она влюбилась с первого взгляда. Ею овладевает отчаяние, но, побуждаемая Гренгуаром, она продолжает танцевать для гостей.
Флер де Лис замечает на цыганке шарф Феба. От волнения она лишается чувств. Гости взволнованно реагируют на происходящее. Гренгуар уводит Эсмеральду; Феб уходит за ними.
Действие третье.
Картина четвёртая.
Комната в таверне.
Клопен Трульфу приводит в таверну, где должно состояться свидание Эсмеральды и Феба, Клода Фролло. Он показывает ему, где спрятаться и удаляется.
Появляются счастливые любовники. Феб клянётся Эсмеральде в силе своих чувств, но цыганка, сорвав с его плюмажа перо и подбросив его, говорит: твоя любовь улетучится также легко.
Клод Фролло выходит из своего укрытия и поражает Феба кинжалом - тем самым, который он подобрал в каморке Эсмеральды. Когда на крики собирается народ, он обвиняет её в убийстве. Прибежавший Гренгуар умоляет его спасти ни в чём неповинную девушку. Клод лицемерно обращается к небу и говорит, что её может спасти только Бог.
Картина пятая.
Праздник шутов.
Берег Сены; справа - тюрьма; в отдалении - башни собора Парижской Богоматери.
Вечерние улицы Парижа полны ряженными - шутами и шутихами и горожанами, участвующими в празднике. Квазимодо, избранный шутовским Папой, танцует в тиаре и с посохом. Появившийся на площади Клод Фролло останавливает кощунственное действо.
Стража выводит из тюрьмы подвергшуюся пыткам Эсмеральду. Она готовится к смерти и молится. Клод предлагает ей спасение, если она согласится принадлежать ему. Девушка отвергает его предложение. Архидьякон приказывает начать казнь.
В это время на площадь вбегает Феб де Шатопер - он был не убит, а только ранен. Он указывает судье, что цыганка не виновата в нападении на него. В ответ на вопрос судьи: кто же виновен, он указывает на Клода Фролло.
Фролло хочет наброситься на Феба, но его останавливает и убивает Квазимодо.
Феб и Эсмеральда соединяются .

Либретто

Либретто балета написано балетмейстером Жюлем Перро по мотивам оперного либретто В. Гюго «Эсмеральда», в свою очередь основанного на его романе «Собор Парижской Богоматери» .

Балетная версия включает некоторое мотивы романа, не использованные Гюго при переработке его для оперы. Однако, как и в опере, судьба балетной Эсмеральды кончается благополучно: в последний момент перед казнью её спасает Феб (после этого, в отличие от оперного либретто, он не погибает и герои воссоединяются).

В остальном либретто Перро практически не подвергалось перекройкам: основные изменения касались введения дополнительных сцен, призванных дать танцевальную характеристику Клоду Фролло и Квазимодо, изначально действовавших исключительно в сфере пантомимы, и картины быта средневекового Парижа . Заданная же раскладка основных событий романа на три акта сохранялась почти неизменной.

Музыка

Для первой постановки музыкальную партитуру создал итальянский композитор Цезарь Пуни .

В период сценической жизни в России балет дополнялся вставными номерами на музыку различных композиторов.

В 1886 и 1899 годах, возобновляя спектакль в Мариинском театре М. И. Петипа поручил Р. Дриго написать новые номера для второго акта - вариации для Флер де Лис и двух её подруг в «Танце с корзиночками» и Pas de six Эсмеральды, Гренгуара и четырёх цыганок, заменивший существовавшее ранее на этом месте Pas de deux с муз. Пуни. Позднее вариации в «Танце с корзиночками» заменялись в отдельных спектаклях на вставные (по желанию исполнительниц)

Музыкальная структура последнего возобновления Петипа стала канонической. Именно от неё отталкивались при создании всех последующих версий спектакля.

В 1926 году для постановки балета в Большом театре Р. М. Глиэр заново оркестровал партитуру Пуни - Дриго и сделал в ней несколько вставок. В 1950 году аналогичную работу ещё раз проделал Сергей Василенко . С тех пор театрами обычно используются их редакции. В 2006 году в спектакле театра «Кремлёвский балет» прозвучала музыкальная редакция В. Качесова .

В 2009 году при постановке балета в Большом театре новая концепция музыкальной драматургии балета была разработана Ю. Бурлакой, на основании оригинальной партитуры Пуни, восстановленной Александром Троицким по архивным материалам Библиотеки Консерватории Сан-Пьетро а Майелла в Неаполе и Музыкальной библиотеки Большого театра России .

Последующие постановки

Экранизация

В 1994 году постановка Боярчикова была экранизирована студией «Лентелефильм».
В фильме-балете роли исполнили: Эсмеральда - Э. М. Хабибулина, Феб - К. В. Мясников, Флёр де Лис - А. К. Кондрашова, Гренгуар - А. В. Кулигин, Клод Фролло - А. В. Константинов, Квазимодо - А. Б. Брегвадзе, Клопен Трульфу - И. Ю. Соловьёв.
Режиссёром телеверсии выступила Евгения Попова.

Запись постановки Петипа

На протяжении первой четверти XX века оригинальная постановка Петипа была записана по системе Степанова режиссёром балетной труппы Н. Г. Сергеевым (записи отдельных фрагментов датируются в интервале 1903 - 23 гг.) .

Сегодня хореографическая нотация «Эсмеральды» входит в «Коллекцию Сергеева» и хранится в Театральной библиотеке Гарварда .

В 2009 году материалы гарвардской коллекции были использованы Ю. Бурлакой в ходе работы над «Эсмеральдой» в Большом театре (балетм. Ю. Бурлака и Д. Медведев) . Однако их версию нельзя считать восстановлением спектакля М. И. Петипа.

Известные фрагменты

Pas de six

Pas de six Эсмеральды, Гренгуара и четырёх цыганочек из второго акта балета часто исполняется в качестве концертного номера. Эта композиция на музыку Дриго была поставлена Петипа в 1886 году, для В. Цукки и заменила ранее существовавшее в спектакле Pas de deux на муз. Пуни, с хореографией Перро (исполнялось Эсмеральдой с Гренгуаром или безымянным солистом) .

Pas de six - единственный фрагмент постановки Петипа, считающийся «каноническим» и воспроизводимый в большинстве редакций без изменений. Особенностью хореографии Pas de six’а является то, что, в отличие от многих других танцевальных ансамблей в классических балетах, он требует от балерины актёрской игры, параллельной танцу: изображая танцующую перед знатными гостями цыганку, она в то же время, должна мимикой передать отчаяние, охватывающее Эсмеральду при виде Феба и его невесты .

Наиболее знаменитый момент Pas de six’а - заключительная часть вариации Эсмеральды: балерина спиной вперед движется на пуантах на мелком pas de bourre suivi змейкой, отступая в глубь сцены, затем через центр сцены выходит вперед и, лишаясь чувств, падает на колено.

Pas de Dian (Pas de deux Дианы и Актеона)

Самостоятельную жизнь обрело Pas de deux Дианы и Актеона, поставленное в 1935 году Вагановой на музыку Пуни из балета «Царь Кандавл», по мотивам постановки Петипа и с использованием женской вариации из «Танца с корзиночками» (муз. Дриго, хореогр. Петипа).

В оригинальном спектакле Вагановой солистам аккомпанировал ансамбль кордебалетных танцовщиц - нимф, отсутствующий в концертной версии номера.

Pas de deux

В концертах исполняется также Pas de deux Гренгуара и Эсмеральды на муз. Пуни (или отдельно - вариация с бубном из этого Pas de deux). Многие ошибочно принимают этот номер за часть спектакля Петипа, хотя на самом деле он был создан в 1954 году Николаем Березовым, поставившим в Лондоне собственную версию «Эсмеральды».

ПРОЛОГ
Ночь. По дороге идет Гудула со спящей девочкой на руках. Выбившись из сил, она опускается на землю и забывается тяжелым сном. Проходящие мимо цыгане, подумав, что Гудула мертва, уносят с собой ребенка. Проснувшись, Гудула не находит ребенка и решает, что он похищен цыганами. От горя несчастная мать лишается рассудка.

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
На площади перед собором Парижской Богоматери народ справляет праздник шутов. По традиции из числа самых уродливых участников празднества должен быть избран «папа шутов». Его должны назвать «короли» парижских нищих. Их выбор падает на горбатого звонаря собора Квазимодо. Сидя на бочонке в шутовской тиаре с бубенчиками, он милостиво принимает поздравления с избранием в «папы». Неожиданно перед ним вырастает фигура архидиакона собора Клода Фролло. Он гневно обвиняет горбуна в кощунстве. Толпа хочет защитить своего избранника, но Квазимодо бросается между толпой и архидиаконом, защищая своего господина.

На площадь выбегают цыгане, и среди них девушка с тамбурином. Это – Эсмеральда. Толпа жадно следит за танцем цыганки. Не спускает с нее глаз и Клод Фролло. Эсмеральда бежит к толпе, чтобы собрать деньги, и вдруг останавливается в испуге, увидев старуху, одетую в жалкие лохмотья, с безумными глазами. Так встретились Гудула с Эсмеральдой.
Наступает ночь. Когда Эсмеральда собирается покинуть опустевшую площадь, Клод Фролло приказывает Квазимодо похитить девушку. На крик о помощи прибегает ночной караул во главе с капитаном Фебом. Они набрасываются на Квазимодо, но Эсмеральда просит отпустить его. Как зачарованная, смотрит она вслед уходящему красавцу-капитану.

АНТРАКТ

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Первая картина
Парижская знать собирается отпраздновать помолвку прелестной Флер-де-Лис с капитаном королевских стрелков Фебом. Собравшихся гостей приглашают во внутренние покои. Задержавшийся во дворе Феб видит среди подошедших цыган Эсмеральду. Он приказывает впустить цыган. Эсмеральда счастлива, увидев своего спасителя. Не сводя с него глаз, она начинает танцевать. Феб, опьяненный страстью, присоединяется к танцу. Возмущенная хозяйка дома приказывает прогнать незваных гостей.

Вторая картина
В таверне пляшут цыгане. Входит Феб с группой офицеров. В темном углу, прячась от людей, сидит горбун Квазимодо. К офицерам подходит Эсмеральда. Феб подает ей знак, и она покорно следует за ним. Следом в дверь проскальзывает человек в монашеском одеянии. Это – Клод Фролло.

Третья картина
Комната, куда привел Эсмеральду Феб. Он хочет обнять девушку, но падает, сраженный ударом кинжала. Когда Эсмеральда приходит в себя, ее окружают солдаты. Девушку уводят. В комнате остается один Квазимодо. Он поднимает с пола кинжал и понимает, что преступник – Клод Фролло.

АНТРАКТ

ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ

Первая картина
Эсмеральда заточена в подземелье. Все происшедшее кажется ей страшным сном. Перед ней появляется Клод Фролло. Он молит девушку о любви, обещая ей спасенье. Эсмеральда гневно отталкивает от себя ненавистного человека. Оставшись одна, она падает без чувств.

Вторая картина
Эсмеральда приговорена к смерти. Все готово к казни. Со всех сторон Парижа собрался народ. Двери собора распахиваются, и перед Эсмеральдой вновь появляется архидиакон Клод Фролло. Он повторяет свое предложение: жизнь в обмен на любовь. Но Эсмеральда готова к смерти. Около Эсмеральды встает палач. Квазимодо, сбив с ног палача, подхватывает Эсмеральду и бросается с ней в собор. Толпа оттесняет стражу, но из дверей собора выходит Клод Фролло с Эсмеральдой на руках и передает ее палачу. В это время из толпы к ней протискивается старуха. Это Гудула, проклинающая цыган за кражу своего ребенка. На мгновение к ней возвращается разум. По висящему на груди талисману она узнает в Эсмеральде свою дочь. Гудула пытается спасти Эсмеральду, но солдаты отталкивают ее.

Третья картина
На одной из башен собора сидит Квазимодо и оплакивает казненную Эсмеральду. Появляется Клод Фролло. Завязывается борьба. Квазимодо сталкивает священника с башни на площадь…

Показать краткое содержание

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Картина первая
Двор чудес

Заход солнца. С наступлением темноты площадь превращается в «Двор чудес»: царство бродяг, цыган и нищих. Случайно очутившийся здесь Гренгуар попадает в руки грабителей. Не найдя у бедного поэта денег, бродяги приговаривают его к смертной казни. Однако по законам жертве сохранят жизнь, если какая-нибудь женщина выберет его себе в мужья.

Никто не соглашается, и Гренгуар должен быть повешен. В эту минуту появляется очаровательная Эсмеральда. Узнав в чем дело, она тотчас решается спасти несчастного, став его женой. Гренгуар в восторге. Он, по обычаю бродяг, разбивает кувшин и их венчают на четыре года – по количеству черепков.

Коварный архидьякон Клод Фролло, пылающий страстью к Эсмеральде, подговаривает Клопена и его друзей украсть ее и велит горбуну Квазимодо участвовать в похищении. Но появившийся патруль останавливает преступников. Капитан Феб велит арестовать Квазимодо и оказать помощь прелестной цыганке. Очарованная благородным красавцем Фебом и глубоко благодарная ему Эсмеральда получает от него шарф на память. Феб по просьбе добросердечной девушки освобождает Квазимодо. Он пытается заигрывать с Эсмеральдой, но та ускользает.

Картина вторая
Новобрачные

Эсмеральда в задумчивости любуется шарфом Феба. Выбрав из азбуки нужные буквы, она составляет имя Феба и танцует перед самым дорогим именем на свете. Входит Гренгуар. Он пытается обнять ее, заявляя свои права мужа. Но Эсмеральда объявляет ему, что только хотела спасти его от смерти, но женой ему не будет никогда. Несчастный «супруг» примиряется со своей участью и соглашается быть ее партнером в танцах, которым она его учит.

Устав от танцев, Гренгуар говорит, что пора ложиться спать. Эсмеральда шутливо прогоняет поэта в отведенную ему комнату и остается одна. Мечтая о Фебе, она засыпает. В глубине медленно открывается дверь – и в комнате возникает мрачная фигура Клода Фролло. Разбуженная его появлением Эсмеральда приказывает Фролло удалиться, но он бросается перед ней на колени, моля ответить на его страстную любовь. Эсмеральда с презрением отвергает его предложение и, указывая на имя Феба, говорит: «Вот тот, кого я люблю!» Но Фролло продолжает настойчиво добиваться цыганки, и она выхватывает кинжал. Квазимодо останавливает руку Эсмеральды, но, вспомнив о проявленной к нему доброте, помогает девушке скрыться. «Горе тебе и проклятие ему!», – с этой угрозой Фролло подбирает кинжал, оброненный Эсмеральдой, и в мрачной душе его рождается план мести.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Картина третья
Флер де Лис

Великолепный дворец, ярко освещенный для праздника. Идут приготовления к помолвке Феба и Флер де Лис. Ее подруги собирают цветы в букеты, вышивают. Входит Алоиза де Гонделорье, все радостно приветствуют ее. Появляется Феб. Он рассеян – воспоминания о встречи с Эсмеральдой не дают ему покоя. Не заметив на любимом подаренного ею шарфа, Флер де Лис обращается к Фебу с упреком. Но он преподносит невесте кольцо, и печаль ее развеивается.

В сопровождении Гренгуара и подруг входит Эсмеральда. Она гадает Флер де Лис и сулит ей счастья в любви, а затем танцует для гостей, любующихся ее грацией. В разгар веселья, когда пускаются в пляс цыганки, Эсмеральда видит Феба и понимает, что он - жених Флер де Лис. Убитая горем, она решает покинуть праздник и надевает шарф. Увидев свой подарок на цыганке, Флер де Лис не может сдержать слез и бросает кольцо Феба. Общее смятение. Эсмеральда убегает. Феб устремляется за нею – той, кому принадлежит его сердце.

Картина четвертая
Любовь и ревность

Клопен вводит Клода Фролло и указывает ему потайное место, чтобы наблюдать за свиданием Эсмеральды и Феба. Не в силах вынести нежностей и поцелуев влюбленных, Фролло бросается на соперника с кинжалом Эсмеральды. Феб падает без дыхания.

Собирается народ, и Фролло, не показывая волнения, смешивается с толпой. Он доносит судье, что кинжал принадлежит Эсмеральде, и судья обвиняет ее в преступлении. Эсмеральда протестует, клянясь в своей невиновности. «Ты будешь спасена, если станешь моей», – шепчет отчаявшейся девушке Клод Фролло. Но та с негодованием отталкивает его. Судья велит схватить Эсмеральду. Фролло торжествует. Во главе процессии он ведет цыганку в тюрьму. Любопытная толпа следует за ними, все напряженно ожидают развязки. Вбегает Гренгуар. Он пытается пробиться к Эсмеральде и спасти ее, но тщетно. Поэт безутешен.

Картина пятая
Праздник шутов

На площадь врывается толпа нищих и бродяг, празднующих День шутов. Выбранный на этот день их королем Квазимодо восседает на телеге в королевской мантии. Фролло с негодованием срывает с Квазимодо кощунственный наряд.

Эсмеральду выводят из тюрьмы и ведут на казнь. Она прощается со всеми и просит Гренгуара похоронить ее с шарфом Феба. Клод Фролло снова предлагает Эсмеральде спасение в обмен на ее любовь. «Бог тебе судья», – отвечает Эсмеральда. Она готова к смерти и усердно молится. В эту минуту появляется оправившийся от раны Феб. Он открывает изумленному народу истинного виновника злодейства: его хотел убить Клод Фролло, осужденная Эсмеральда невиновна! Она бросается в объятия возлюбленного.

Взбешенный архидьякон хватается за кинжал, но Квазимодо вырывает у него клинок и расправляется со злодеем, сбрасывая его в Сену. Эсмеральда отдает Фебу руку и сердце.

Ц. Пуни балет «Эсмеральда»

Балет Цезаря Пуни «Эсмеральда» создан по мотивам знаменитого произведения Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Автор либретто Ж. Перро - известный балетмейстер. Сюжет балета претерпел значительные изменения по сравнению с первоисточником, балетмейстера категорически не устроил трагический финал произведения, поэтому он решил его изменить, оставив в живых всех главных героев и подарив Эсмеральде долгожданное счастье. Кроме того, он решил отказаться от острого социального подтекста, выдвинув на первый план линию любви. Примечательно, что когда Ж. Перро работал над сюжетом, он опирался вовсе не на само произведение В. Гюго. В основном он пользовался либретто, которое создал великий писатель для оперы «Эсмеральда», естественно с собственными изменениями.

Краткое содержание балета Пуни «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

француженка, похищенная цыганами
Гренгуар нищий поэт и философ, жених Эсмеральды
Квазимодо звонарь собора, полуслепой и глухой горбун
Феб де Шатопер капитан лучников, королевских телохранителей
Клод Фролло священник и настоятель собора
Флер де Лис дворянка и невеста Феба
Клопен Трульфу предводитель Двора Чудес, бродяга

Краткое содержание «Эсмеральды»

Все события разворачиваются в конце XV века. Двор чудес – это место в Париже, где собираются бродяги, воры и нищие. Именно там, красавица Эсмеральда спасает бедного поэта Пьера Гренгуара от казни и по законам этого места, они теперь должны пожениться. Саму девушку преследует влюбленный в нее КлодФролло и Квазимодо. Он всячески пытается добиться расположения красавицы, но все напрасно. От преследований настойчивого ухажера ее спасает капитан Феб де Шатопер со своим патрулем. Теперь и этот бравый офицер пленен красотой Эсмеральды, однако, у него есть невеста Флер де Лис. У них уже назначена дата свадьбы, но появление молодой цыганки внезапно нарушает все их планы.

Клод Фролло не может успокоиться и смититься с отказом, он снова пытается заполучить сердце своей любимой, только уже обманом. Он видит, что Эсмеральда влюблена в Феба и внезапно нападает на него, вонзив в грудь капитана кинжал. Виновной во всем этом он выставляет несчастную девушку, у которой есть спасение от неминуемой казни – быть с Фролло. Эсмеральда отказывается от этого и внезапно появляется спасенный Феб, ее возлюбленный, который лишь получил тяжелое ранение. Квазимодо, безнадежно любящий Эсмеральду, спасает ее от Фролло и сам убивает его. Теперь счастью красавицы и капитану Фебу ничего не мешает.

Фото :

Интересные факты

  • Интересный случай связан с одной премьер балета «Эсмеральда» в России. Вторая постановка в нашей стране состоялась уже в Москве и имела оглушительный успех. После спектакля, восторженная публика преподнесла исполнительнице главной роли Фанни Эльслер драгоценный подарок. Это был серебряный футляр с массивным браслетом, в котором было шесть драгоценных больших камней. На каждом их них были нанесены буквы, которые складывались в слово Москва. Балерина также отблагодарила щедрых поклонников и во втором действии, там где красавица Эсмеральда думает о любимом Фебе и пишет на стене его инициалы, отчетливо начертала «Москва» русскими буквами. На этом удивительные события вечера не закончились. Восторженные поклонники решили повезти карету балерины на себе, освободив лошадок. За этот легкомысленный поступок со своего поста был уволен редактор «Московских ведомостей». Таким образом, эта премьера оставила неизгладимый след в жизни многих любителей искусства.
  • На сегодняшний день полная версия спектакля ставится только в России, некоторых странах восточной Европы и Нью Джерси(США), в остальных странах с успехом исполняются отдельные номера.
  • Премьера балета состоялась в Королевском (лондонском) театре Ее Величества в марте 1844 года и прошла великолепно. Это был уже второй удачный балет Перро и Пуни, первый – «Ундина».
  • Творческое наследие Пуни включает в себя 321 балет. Во многом это было обусловлено его службой. В 1851 году Пуни получил приглашение в Санкт-Петербург, чтобы сочинять балетную музыку для императорских театров. Здесь же он познакомился и начал тесно сотрудничать с Мариусом Петипа .
  • В 1982 году ЮНЕСКО одобрила предложение Петра Гусева, постановщика версии 1949 года, об утверждении Всемирного Дня Танца . Этот праздник отмечают 29 апреля.
  • Итальянка Вирджиния Цукки, исполнившая роль Эсмеральды в постановке 1886 года, покорила великого К.С. Станиславского своей игрой. Впоследствии он называл её лучшей мимической актрисой и отмечал необычайное актёрское мастерство.
  • Долгожданная телеверсия балета появилась в редакции Боярчикова.
  • Еще одна совместная работа Пуни и Перро – балет «Ундина», который также стал впоследствии достаточно популярным.
  • Роман Гюго стал основой и для других балетов. В 1902 году А. Горский представил на Московской сцене спектакль «Дочь Гудулы» композитора А. Симона. Уже в 1965 году Ролан Пети поставил свой балет вместе с Морисом Жарром, на этот же сюжет. Кроме того, по роману Гюго А. Даргомыжский в это же время создал свою оперу «Эсмеральда».
  • Примечательно, что спектакль «Эсмеральда» - это единственная работа Перро, которая дошла до наших дней в хореографии самого автора, пусть и с небольшими правками Мариуса Петипа.

История создания «Эсмеральды»


В 1840 году Цезарю Пуни поступило интересное предложение сочинить музыку для балета по недавно опубликованному роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Либретто было создано Ж. Перро, который в то время прославился, как один из самых знаменитых балетмейстеров.

Конечно, первоисточник претерпел изменения, а самая главная линия противопоставления Квазимодо и Феба де Шатопера была сглажена. Тема матери Эсмеральды и вовсе отсутствует в балете. Несмотря на все изменения, принципы хореографической выразительности были определены романтической поэтикой автора романа.

Постановки

Премьера балета с успехом прошла 9 марта 1844 года в Лондоне. Главные роли исполнили именитые танцоры того времени. В роли Эсмеральды выступила К. Гризи, Феба де Шатопера – А. Сен-Леон, а Гренгуара – сам Ж. Перро. В 1844 году публика Санкт-Петербурга смогла оценить произведение Пуни. Главную партию в этом спектакле исполнила Фанни Эльслер.


В 1850 году постановка состоялась в Москве. Премьера в московском Большом театре произвела настоящий фурор у публики. Спектакль решено было оставить на несколько лет в репертуаре.

В 1886 году балет вновь вернулся в Санкт-Петербург, только теперь уже в редакции «первого русского Феба» Мариуса Петипа , который стал к этому времени главным хореографом. Партию Эсмеральды исполнила Вирджиния Цукки.

Еще одна редакция спектакля появилась в 1935 году в России, когда советский балетмейстер Агриппина Ваганова представила свою версию балета.

В 1950 году балет был вновь возрожден, благодаря композитору Глиэру , который заново оркестровал партитуру Пуни и добавил музыку Сергея Василенко. Либретто написали В. Бурмейстер и В. Тихомиров.

Возвращение балета в Большой театр произошло в 2009 году, благодаря стараниям балетмейстера Юрия Бурлаки и хореографа Василия Медведева. В своей работе они попытались восстановить образ большого исторического балета. Бурлаки и Медведев попытались сохранить хореографию Перро, Мариуса Петипа, но также внесли и свои изменения.

В отличие от многих других произведений, у балета «» счастливая сценическая судьба, он много раз ставился в разных театрах и всегда имел невероятный успех.

Смотреть балет «Эсмеральда» Пуни

о Спектакле

Эсмеральда

Балет «Эсмеральда» в театре Станиславского и Немировича-Данченко, созданный по мотивам известного классика Виктора Гюго Владимиром Бурмейстером, впервые был представлен публике в 1950 году. Дебютная постановка прошла успешно, и сейчас, по прошествии нескольких десятилетий, она по-прежнему любима поклонниками театрального искусства. Страстная атмосфера, удачные стенографические решения, до совершенства отточенный танец, грандиозные декорации и захватывающи сюжет - все это балет «Эсмеральда» в театре Станиславского и Немировича-Данченко, заказ билетов на который можно сделать на сайте нашего билетного агентства.

В основе сюжетной линии спектакля лежит история прекрасной Эсмеральды, воспитанной цыганами, которые похитители ее в детстве. Девушка выросла настолько свободолюбивой и непокорной, настолько и красивой. Ее замечает архидиакон собора Парижской Богоматери Клод Фролло и приказывает горбуну Квазимодо похитить девушку для него. Но Эсмеральду спасает красавец-капитан Феб, в которого она влюбляется. По приказу Фролло Феба убивают, а Эсмеральду обвиняют в убийстве и приговаривают к смертной казни. Квазимодо знает о невиновности девушки, он пытается ее спасти, но безрезультатно. В итоге Квазимодо сталкивает коварного священника Фроддо с башни

«Эсмеральда» - восхитительный образец балетного искусства, который поразит и впечатлит каждого театрала. Чтобы увидеть это представление, стоит заказать билеты на балет «Эсмеральда» в театр Станиславского и Немировича-Данченко у нас на сайте уже сейчас онлайн или по телефону.

Продолжительность спектакля составляет 2 часа 50 минут (с двумя антрактами).

Композитор Цезарь Пуни, Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко
Автор либретто Владимир Бурмейстер и Василий Тихомиров
Балетмейстер-постановщик Владимир Бурмейстер
Дирижер: Владимир Басиладзе
Дирижер: Антон Гришанин
Руководитель возобновления постановки Сергей Филин
Художник-постановщик и художник по костюмам Александр Лушин
Художник по костюмам Наталия Кириллова
Жанр Балет
Количество актов 3
Оригинальное название Эсмеральда
Продолжительность 2 часа 50 минут (два антракта)
Дата премьеры 14.10.1950
Возрастное ограничение 12+

Дирижер - Владимир Басиладзе, Антон Гришанин

Эсмеральда - Оксана Кардаш, Наталья Крапивина, Эрика Микиртичева, Наталья Сомова
Феб - Денис Дмитриев, Сергей Мануйлов, Иван Михалев, Михаил Пухов, Георги Смилевски
Клод Фролло - Никита Кириллов, Георги Смилевски
Квазимодо - Антон Домашев, Роман Маленко
Флер де Лис - Наталия Клейменова, Наталья Крапивина, Анастасия Першенкова, Ксения Рыжкова, Наталья Сомова
Гудула - Анастасия Блохина, Яна Большанина, Наталья Крапивина, Анастасия Першенкова