Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Гопак - национальный танец украины. Гопак — это танец украинской души

Гопак - национальный танец украины. Гопак — это танец украинской души

Гопак

"Гопак". Неизвестный художник конца XVIII в.
Направление:
Размер:
Истоки:

демонстрация ловкости парней

Место и время возникновения:

Войско Запорожское XVI-XVIII вв.

Родственные:
См. также:

В современной истории возрождение гопака связывают с деятельностью П. П. Вирского , создавшего в 1937 году ансамбль народного танца УССР и бывшего с 1955 по 1975 годы художественным руководителем Государственного ансамбля народного танца Украинской ССР. На основе классики и традиционного фольклора, он поставил, ставшим академическим, тот гопак, которым до сих пор завершает концерты академический ансамбль танца Украины его имени .

Сценические костюмы

Используемые для гопака мужские костюмы (красные шаровары, цветной пояс, вышитая сорочка, остроконечные сапоги), являются по своей сути казачьей формой того времени . Участие женщин в гопаке возникло лишь в его сценическом варианте. Их костюмы обычно являются историческими костюмами центральной части Украины (вышитая рубашка, запаска или плахта, кирсетка, остроконечные красные сапожки, венок с лентами) .

Особенности танца

Характерной чертой является демонстрация силы, ловкости, героизма и благородства. Танец импровизационного типа. Двигаясь парами по кругу, парни соревнуются в ловкости. Девушки их поощряют к всё новым трюкам, а затем танцуют лирическую часть. В финале гопак вновь бурный, искрометный и темпераментный . К специфическим чертам гопака следует отнести шпагат в прыжке ("разножка"), когда ноги и руки разносятся в разные стороны. Также присутствует фигура «ползунок», когда танцор в присядке опирается сзади на руки и выбрасывает ноги вперед, перемещаясь по сцене.

Гопак на сцене

В операх

  • «Майская ночь » Римского-Корсакова
  • «Сорочинская ярмарка » Мусоргского
  • «Мазепа » Чайковского
  • «Запорожец за Дунаем (опера) » Гулак-Артемовского
  • «Энеида » Лысенко
в балетах
  • «Конёк-Горбунок » Пуни
  • «Тарас Бульба » Соловьёва-Седого
  • «Гаянэ » Хачатуряна
  • «Маруся Богуславка » Свечникова

Напишите отзыв о статье "Гопак"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гопак

– Ну, рассказывай же, – говорил сын. Князь Андрей, не отвечая ему, снял его с колон и пошел из комнаты.
Как только князь Андрей оставил свои ежедневные занятия, в особенности как только он вступил в прежние условия жизни, в которых он был еще тогда, когда он был счастлив, тоска жизни охватила его с прежней силой, и он спешил поскорее уйти от этих воспоминаний и найти поскорее какое нибудь дело.
– Ты решительно едешь, Andre? – сказала ему сестра.
– Слава богу, что могу ехать, – сказал князь Андрей, – очень жалею, что ты не можешь.
– Зачем ты это говоришь! – сказала княжна Марья. – Зачем ты это говоришь теперь, когда ты едешь на эту страшную войну и он так стар! M lle Bourienne говорила, что он спрашивал про тебя… – Как только она начала говорить об этом, губы ее задрожали и слезы закапали. Князь Андрей отвернулся от нее и стал ходить по комнате.
– Ах, боже мой! Боже мой! – сказал он. – И как подумаешь, что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! – сказал он со злобою, испугавшею княжну Марью.
Она поняла, что, говоря про людей, которых он называл ничтожеством, он разумел не только m lle Bourienne, делавшую его несчастие, но и того человека, который погубил его счастие.
– Andre, об одном я прошу, я умоляю тебя, – сказала она, дотрогиваясь до его локтя и сияющими сквозь слезы глазами глядя на него. – Я понимаю тебя (княжна Марья опустила глаза). Не думай, что горе сделали люди. Люди – орудие его. – Она взглянула немного повыше головы князя Андрея тем уверенным, привычным взглядом, с которым смотрят на знакомое место портрета. – Горе послано им, а не людьми. Люди – его орудия, они не виноваты. Ежели тебе кажется, что кто нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости. Мы не имеем права наказывать. И ты поймешь счастье прощать.
– Ежели бы я был женщина, я бы это делал, Marie. Это добродетель женщины. Но мужчина не должен и не может забывать и прощать, – сказал он, и, хотя он до этой минуты не думал о Курагине, вся невымещенная злоба вдруг поднялась в его сердце. «Ежели княжна Марья уже уговаривает меня простить, то, значит, давно мне надо было наказать», – подумал он. И, не отвечая более княжне Марье, он стал думать теперь о той радостной, злобной минуте, когда он встретит Курагина, который (он знал) находится в армии.
Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним; но князь Андрей отвечал, что он, вероятно, скоро приедет опять из армии, что непременно напишет отцу и что теперь чем дольше оставаться, тем больше растравится этот раздор.
– Adieu, Andre! Rappelez vous que les malheurs viennent de Dieu, et que les hommes ne sont jamais coupables, [Прощай, Андрей! Помни, что несчастия происходят от бога и что люди никогда не бывают виноваты.] – были последние слова, которые он слышал от сестры, когда прощался с нею.
«Так это должно быть! – думал князь Андрей, выезжая из аллеи лысогорского дома. – Она, жалкое невинное существо, остается на съедение выжившему из ума старику. Старик чувствует, что виноват, но не может изменить себя. Мальчик мой растет и радуется жизни, в которой он будет таким же, как и все, обманутым или обманывающим. Я еду в армию, зачем? – сам не знаю, и желаю встретить того человека, которого презираю, для того чтобы дать ему случай убить меня и посмеяться надо мной!И прежде были все те же условия жизни, но прежде они все вязались между собой, а теперь все рассыпалось. Одни бессмысленные явления, без всякой связи, одно за другим представлялись князю Андрею.

Князь Андрей приехал в главную квартиру армии в конце июня. Войска первой армии, той, при которой находился государь, были расположены в укрепленном лагере у Дриссы; войска второй армии отступали, стремясь соединиться с первой армией, от которой – как говорили – они были отрезаны большими силами французов. Все были недовольны общим ходом военных дел в русской армии; но об опасности нашествия в русские губернии никто и не думал, никто и не предполагал, чтобы война могла быть перенесена далее западных польских губерний.
Князь Андрей нашел Барклая де Толли, к которому он был назначен, на берегу Дриссы. Так как не было ни одного большого села или местечка в окрестностях лагеря, то все огромное количество генералов и придворных, бывших при армии, располагалось в окружности десяти верст по лучшим домам деревень, по сю и по ту сторону реки. Барклай де Толли стоял в четырех верстах от государя. Он сухо и холодно принял Болконского и сказал своим немецким выговором, что он доложит о нем государю для определения ему назначения, а покамест просит его состоять при его штабе. Анатоля Курагина, которого князь Андрей надеялся найти в армии, не было здесь: он был в Петербурге, и это известие было приятно Болконскому. Интерес центра производящейся огромной войны занял князя Андрея, и он рад был на некоторое время освободиться от раздражения, которое производила в нем мысль о Курагине. В продолжение первых четырех дней, во время которых он не был никуда требуем, князь Андрей объездил весь укрепленный лагерь и с помощью своих знаний и разговоров с сведущими людьми старался составить себе о нем определенное понятие. Но вопрос о том, выгоден или невыгоден этот лагерь, остался нерешенным для князя Андрея. Он уже успел вывести из своего военного опыта то убеждение, что в военном деле ничего не значат самые глубокомысленно обдуманные планы (как он видел это в Аустерлицком походе), что все зависит от того, как отвечают на неожиданные и не могущие быть предвиденными действия неприятеля, что все зависит от того, как и кем ведется все дело. Для того чтобы уяснить себе этот последний вопрос, князь Андрей, пользуясь своим положением и знакомствами, старался вникнуть в характер управления армией, лиц и партий, участвовавших в оном, и вывел для себя следующее понятие о положении дел.

Святослав Князев

Украинский парламент на днях принял за основу проект внесения изменений в закон «О физической культуре и спорте», предоставляющий официальный статус «национальных видов спорта» боевому гопаку и другим экзотическим боевым искусствам. Судя по всему, лоббистом «легализации» боевого гопака выступил спикер Верховной Рады Андрей Парубий. Он не скрывал радости по поводу результатов голосования (провести вопрос удалось, правда, лишь со второй попытки) и даже признался телеканалу «112», что в свое время лично занимался гопаком. Министр молодежи и спорта Украины Игорь Жданов, комментируя решение депутатов, отметил, что «за годы независимости Украины начали восстанавливаться и развиваться виды спорта, которые выросли из украинских традиций». Вот только у людей, хоть немного знакомых с историей вопроса, происходящее сегодня вокруг «боевого гопака», ничего, кроме гомерического хохота вызвать не может.

Украинская редакция «Википедии» утверждает, что «боевой гопак - это украинское боевое искусство, воссозданное на основании элементов традиционного казацкого боя, которые сохранились в народных танцах, и собственного опыта исследователя боевых искусств львовянина Владимира Пилата». Владимир Пилат - личность примечательная. Согласно той же Википедии и многочисленным интервью, по отцу он происходит из древнего рыцарского рода, известного еще с 1121 года. Его дед по матери якобы служил в личной охране австрийского императора Франца-Иосифа. Именно дед и начал учить юного Владимира бороться. Пилат регулярно утверждает, что он «казацкого рода». Рассчитывает он при этом, очевидно, на совершенно темных людей, так как любой мало-мальски грамотный человек знает, что никаких казаков на Западной Украине никогда не было (вернее, они заходили, но ненадолго, чтобы жестоко наказать «бывших братьев», подавшихся в униатство, но создавать семьи с галичанами, определенно, не были склонны).

Прозанимавшись четыре года спортивной гимнастикой, и два - вольной борьбой, Владимир, которому в это время было всего 12−13 лет, с 1968 года якобы начал постигать кёкусинкай (киокушинкай) каратэ. Во всяком случае, так он об этом рассказывает журналистам. Где Владимиру удалось найти учителя - большая загадка. Дело в том, что даже в Японии первый признанный центр кёкусинкай возник только в 1964-ом. В СССР стиль впервые «принес» Александр Иванович Танюшкин, узнавший о его существовании в 1969-ом и привезший его на Родину из-за границы только в 1970-е годы. Так, что юному Пилату для того, чтобы начать осваивать кёкусинкай в 1968 году, нужно было, по меньшей мере, обладать даром предвидения.

Параллельно с кёкусинкаем, Владимир Пилат, по его собственному признанию, изучал годзю-рю, соне, шотокан каратэ, дзюдзюцу, айкидо и кикбоксинг. В конце 1970-х Пилат стал преподавать единоборства, а в 1985 году - создал «Экспериментальную школу по изучению боевых искусств украинского народа». Последнее начинание стало возможным благодаря поддержке со стороны… комсомола, предоставившего «сэнсэю» под нужды национальных боевых искусств спортивный зал. В это время Пилат и заявил о том, что в украинском гопаке зашифрованы сакраментальные знания о древних казацких единоборствах, которые он смог «расшифровать» благодаря знаниям, полученным от деда.

Вскоре Владимир пойдет дальше. В интернете ходят выдержки из интервью, которое он дал в свое время ровенской газете «Волынь». В материале приведены слова Пилата, утверждавшего, что на самом деле боевой гопак возник 8 тысяч лет назад на волынском озере Свитязь, с которого происходит индуистский бог Кришна и его охранники «гопы», танцевавшие боевой танец «гопак». Наследие «гопов» передавалось из поколения в поколение, пока не было уничтожено советской властью, а затем восстановлено Пилатом…

В других публикациях, посвященных пилатовским изысканиям, можно найти утверждения о том, что при помощи гопака запорожские казаки тренировались.

И все бы ничего, если бы не одно большое «но». Если бы Пилат разобрался в вопросе потщательнее, то знал бы, что гопак в его современном виде - это культурный продукт не запорожских казаков, а советских хореографов, в частности - Павла Павловича Вирского, работавшего в 20-е-40-е годы ХХ столетия в театрах Одессы, Харькова, Днепропетровска и Киева, а в 1955 - ставшего художественным руководителем Государственного ансамбля танца Украинской ССР. А также - Игоря Александровича Моисеева, с 1937 года руководившего Ансамблем народного танца СССР. Именно они «воссоздали» (фактически придумали с нуля с учетом некоторых известных этнографических особенностей) уже позабытый к тому времени «казацкий» танец.

Таким образом, секретные техники древнего боевого искусства Владимир Пилат восстанавливал по наработкам советских артистов балета. О том, кто передал сокровенные знания смертоносных казацких единоборств Вирскому и Моисееву - тайна, покрытая мраком…

Возможно, «боевой гопак» так и не вышел бы никогда за пределы щедро предоставленного «советской властью» львовского спортзала, если бы не политический фактор. Советский Союз уверенно двигался к распаду, на Западной Украине подняли голову националисты, которым «боевой гопак» пришелся как нельзя кстати. В 1990-ом Пилат уже основал уникальную организацию под называнием «Галицкая Сечь» (уникальная потому, что, как мы помним, казаков на Галичине никогда не было, и Сечей, до ХХ века, соответственно, тоже).

Новоявленный сэнсэей боевого гопака начал готовить боевиков для праворадикальных организаций и связался с Социал-национальной партией Украины (сегодня - ВО «Свобода» Олега Тягнибока). При всей своей внешней опереточности, «боевой гопак» был в известной степени применим на практике. Конечно, синхронные удары двумя ногами в прыжке вызывают у знатоков боевых искусств только смех, но то, что Пилат объективно занимался различными видами боевых искусств - это факт. И под видом «исконно-украинского гопака» он учил молодежь локальному варианту каратэ.

К женским занятиям боевыми искусствами Пилат изначально относился скептически, но затем в его взглядах на жизнь что-то поменялось, и он создал «девичью версию гопака» под называнием «Асгарда». Какое именно отношение имеют древние скандинавские боги к западноукраинским богатыршам - неизвестно…

Вслед за боевым гопаком появилась школа «украинского национального фитнеса» - гопакробика. В самом гопаке была сформирована система уровней мастерства, аналогичная восточным поясам, - от «желтяка» до «волхва». «Волхвы», согласно Википедии, приравниваются к мастерам спорта международного класса и могут владеть левитацией, телекинезом и умением превращаться в животных. О том, будут ли данные умения проверяться теперь украинскими спорткомитетами, история умалчивает. Но это было бы, по крайней мере, интересно. Количество одновременно занимающихся боевым гопаком на Украине постепенно достигло семи тысяч человек.

Новым шансом для Пилата стали майданы. После первой «революции» президент Виктор Ющенко наградил украинского «сэнсэя» орденом, а его «наработки» пообещало применять при подготовке спецназа руководство СБУ. После второго Майдана для адептов боевого гопака и вовсе началось восхождение к звездам. В марте 2014 года бывший львовский физрук и по совместительству глава одной из федераций гопака Николай Величкович стал заместителем министра внутренних дел Украины. И вот теперь странный новодел, история которого восходит к Кришне с Волыни и советскому балету, уже получает официальный статус с государственной поддержкой. Я не удивлюсь, если уже скоро его начнут преподавать в украинских школах, как тхэквондо в корейских.

В принципе, в любой физической активности нет ничего плохого. Да и умение бить прямой удар ногой человеку в жизни может пригодиться. Но та идеологическая обертка, в которой сегодня подается «боевой гопак», является благодатной почвой для роста нацистских настроений и антинаучного иррационализма. Кришна с озера Свитязь - это достойное продолжение историй о «копке Черного моря» и «древнеукраинском государстве Киевской Руси».

После создания СССР возникла идея создания национальных видов танца. Задачи были выполнены советскими хореографами строго по указаниям - больше всего сил было уделено зрелищности грузинской лезгинки. Традиции русского балета были творчески переработаны хореографами, преимущественно еврейскими. Любовь к особой роли грузинского народа нашла своё танцевальное выражение. Зато возникли проблемы с созданием особой чеченской лезгинки или кабардинской лезгинки. Фонды выделили более скромные.

Отношение народа к танцам до появления телевидения в целом было "малокультурным" - никто не брал на себя обязательств ограничиваться строгим, предписанным сверху набором движений. Подбирали движения под себя, поэтому терские казаки или кабардинцы танцевали лезгинку, не обращая внимания, что в ней грузинского или сугубо дагестанского. Точно также пресловутая русская присядка не запрещала танцевать без приседаний, махать руками в стиле грузинской лезгинки или брать элементы "цыганочки", то есть хлопать руками по лодыжкам и подскакивать. Вдобавок, во многих местах танцевали под разные мелодии и делали разные движения в зависимости от музыки. Не было жесткой унификации стилей танца по принципу национальности, было нечто иное - различие стилей танца в зависимости от мелодий. Лезгинку разные народы танцевали схожим образом, поскольку мелодии задавали схожий ритм и настроение. По этой же причине часто не было некой принципиальной разницы между беларусским, русским и украинским танцем. Молдавские отличались в силу традиций, но там чаще танцевали под скрипку, в итоге имели другой ритм и настроение. Впрочем, и здесь сходство музыки и стиля, например, славян-буковинцев и молдован, свидетельствовало, что народ не очень-то придерживался принципой - это движение славянское, а то движение молдавское.

Могучая советская хореография, подкрепленная всей мощью традиций русского балета, позволила создать целую систему танцев. Причем принцип социалистической иерархии культур, где русска национальная культура своим убожеством и бесцветностью должна была подчеркивать красочность и самобытность иных культур, требовал, чтобы украинские танцы были заведомо более красочными, чем русские. Поэтому в гопак ввели акробатические элементы. Позднее эти элементы советского новодела американцы безо всяких ссылок на авторство и авторские права использовали при создании брейк-данса - национального танца негров, который негры не желали и не хотели придумать до того момента, как этот танец придумали для них. Суть брейк-данса проста - подчеркнуть физическое превосходство негров. Гопак преследовал схожую цель - подчеркнуть особую силу и акробатичность украинцев на фоне других народов. Правда, гопак в идеальном исполнении требовал гимнастов-разрядников, то брейк-данс оказался ещё круче. Для качественного исполнения брейк-данса желательно иметь как минимум уровень кандидата в мастера по гимнастике и соответствующие кондиции - маленький рост, способность спокойно сесть на шпагат, иметь отличные навыки в акробатике. Впрочем, даже гопак в лучшем виде простому крестьянину никогда доступен не был. А воину-козаку при исполнении гопака в стиле ансамбля Александрова мешали бы большая мышечная масса и большой рост. Недаром хорошие гимнасты и акробаты в большинстве своем низкорослы.

Естественно, хорошая гимнастическая и акробатическая подготовка легко используется в единоборствах. Единобоства изначально всегда включали в себя подготовку в виде акробатических упражнений, растяжку, мостик и т.д. Упражнения среди прочего способствуют координации и скорости движения. Однако выдумать боевой гопак мог только идиот, который ничего не смыслил ни в истории русского балета, ни в логики советского, "национального" новодела, ни в истории казачества.

Если вы откроете первую страницу повести Гоголя Тарас Бульба, то сразу наткнетесь на описание тренировочного, кулачного боя. Удары наносятся в корпус, удары в голову и шею запрещены. Если добавить сюда право наносить удары ногами, то получим классический вариант японского карате. Пожалуйста, тренируйтесь, отрабатывайте удары и защиту. Контрольная проверка с ударами в голову будет во время кулачного боя в праздник. Всё это было у русских, было у украинцев, было у массы иных народов. Во времена Тараса Бульбы никому не пришло бы в голову заниматься "боевым" гопаком. Надевали доспехи, брали в руки деревянные сабли и рубились. Потом дворянство придумало для себя особые рапиры с безопасным наконечником, а до этого от Рима до Японии использовали деревянное оружие, неспособное повредить доспехи, вдобавок, часто его покрывали кожей для мягкости. Подобный вид спорта и военной тренировки существовал вплоть до начала 20-го века. Например, Чехов впервые познакомился с Гиляровским в спортзале, где Гиляровский упражнялся в бое на эспадронах (саблях) с напарником. Правда, доспехи уже использовались спортивные. А сейчас существует спортивный бой на "саблях". Раньше доспехи были более тяжелыми, они ещё более надежно защищали тренирующихся. Таким же образом тренировались сабельному бою, сидя на лошадях.

Другое дело, что огнестрельное оружие сделало доспехи бесполезными. Поэтому к концу 19-го века доспехи сохранились не в каждой казачьей семье и не в каждой дворянской семье. Многие просто не имели возможности нормально тренироваться. Поэтому чаще семейные предания сохранили иные способы тренировки, необходимые для перехода от условного боя с противником к реальному, когда в удар вкладывается сила несколько иначе. Это рубка лозы на скаку, отработка удара по струйке воды. Но раньше главным способом тренировки был бой в доспехах. Точно также искусство вращать саблю было исключительно вспомогательным способом тренировки мышц кисти руки. Ничто никогда не могло заменить реальный спарринг.

Кстати, пресловутые затрещины как символ особого, славянского боевого искусства тоже вздор. Да, затрещиной можно нокаутировать соперника, но логика боя, которую мы видим у Гоголя, показывает, что, скорее всего, касание пальцами как при затрещине или оплехе, а не касание основанием ладони, использовалось для имитации ударов по голове - пальцами в нокаут или в нокдаун не отправишь, но, если попал пальцами, значит, мог достать кулаком. А при наличие шлемов использовать оплеуху для отработки ударов совсем логично. Не надо забывать, что тренировка направлена на развитие навыков, а не имеет целью искалечить соперника.

Боевой гопак - типичный пример бреда, который возникает в головах под влиянием советского новодела. Реальный казак или дворянин, который с детства тренировался и регулярно спарринговал на саблях, просто зарубил бы насмерть любого спеца по боевому гопаку. И не таких убивали. Например, нам много говорят о ниндзя. Да, они много умели - крались, подслушивали. Но в подавляющем большинстве случаев бой между ниндзя и самураем кончался в пользу самурая. Самураи были выше ростом и массивнее, они не могли так долго висеть на кончиках пальцев и ползать по стенам, зато они отлично владели мечами и готовились отразить любое нападение. Вжик мечом и нет ниндзя. Кстати, и на Западе дворяне готовились против разных неожиданностей - нападение с дубинкой, удары ногами и т.д. Хорошее владение шпагой позволяло расправиться с любым крестьянином, возомнившим себя непобедимым от успехов в драке на дубинах или от умения ударить ногой.

Советский новодел - страшное явление. Казалось бы, под соусом борьбы за национальное новодел пора выбросить, ан, нет, новодел оказывается сильнее. Причем, новодел оказывается особенно удобным для дураков. Твори, выдумывай, пробуй. Русский балет в принципе позволял имитировать всё, что угодно - бой на саблях, цирковую акробатику, танец маленьких лебедей, перетягивание канатов. Украинский гопак был создан для того, чтобы украинский обыватель смотрел на сцену и восхищался - ах, какие мы культурные и крутые. Но танец это не боевые искусства. И, вообще, была бы задача создать чукотский гопак краше украинского, создали бы. И боевой чукотский гопак создали бы. Кстати, и с западенческим национализмом пора разобраться - где его больше сочиняли, во Львове, на Западе или в Москве.

Украинцы постоянно хотят чем-то гордиться. Причем они даже не гордятся – они чаще «пышаются». Хотя слово «пыха» переводится на русский, как «спесь».
Хотя, как уже писал «Антифашист» в украинском языке нет слова «гордиться». Там где у русского гордость, у свидомого - «пихатість», что по-русски «тщеславие».

Но гордится надо. Потому что как иначе возвеличить нацию? Чтобы оправдать убийства всяких «недочеловеков» – «сепаров», «ваты», «врагов Украины»? Оттого и придуманы «киборги», «герои АТО», а так же сказки про то, что Будда и Христос имели украинские корни, а древние укры основали всю земную цивилизацию. Ну и, конечно же, перекраивают историю Украины, рассказывая о государстве, которого не было на карте мира до образования СССР.

Но украинцам как-то фиолетово гордиться древними украми, тем более что многие адекватные граждане Украины, имеющие образование и читавшие умные книги, понимают, что это – самая наглая ложь, до которой только могли додуматься украинские власти. И нужны какие-то более реальные примеры. Потому что нельзя же бесконечно гордиться одной только вышиванкой и наряжать в нее собак .

И вот – нашли! И сразу же канонизировали – боевой гопак официально стал национальными видами спорта. Ранее Верховная Рада в приняла законопроект №5324, который вводит в законодательство понятие «национальный вид спорта», а теперь украинский парламент узаконил пляски в шароварах на спортивной арене.

Ну, и ладно, стал танец боевым искусством, кому от этого плохо? Вон, есть у Бразилии капоэйра, танцуют себе, и ногами машут, все нравится. Но капоэйру бразильцы древним боевым искусством не называли, это изначально были танцы рабов, которые маскировали в своих танцах обучение рукопашному бою. А вот с «боевым гопаком» гораздо сложнее.

Автором этого стиля является Владимир Пилат, который развивает его с 1985 года и издал даже две книги. Он, кстати, не только верховный учитель боевого гопака, но и президент Международной федерации боевого гопака, Генерал-атаман (соответственно – генерал-полковник КВУ), председатель Священного Совета Объединения сыновей и дочерей Родной Украинской Национальной Веры («РУНВера»).

Уже после этого перечисления титулов любой здравомыслящий человек все должен понять. Но это – только начало.

Украинские историки на полном серьезе считают, что каждое движение гопака несет закодированную информацию. Этот стиль направлен на возрождение гармоничного воина и пока считается экзотическим. И вот после слова «эзотерический» достаточно вспомнить еще один шарлатанский стиль – бесконтактный бой. Специалисты о нем наслышаны.

Но вернемся к боевому гопаку.

Начнем с того, что ничего национального в этом так называемом боевом искусстве нет. Я это уверенно заявляю, как тренер по единоборствам и как человек, занимающийся боевыми искусствами 30 лет. Давайте разберем эти «боевые элементы».

Нижний уровень – вращения (мельница, бочонок, гарбуз) – то есть, различные виды подсечек.

Все это давным-давно есть в арсенале китайского ушу, которое гораздо более древнее, чем самый древний укр. Так же эти движения есть и в корейский, и в японский боевых искусствах, которые почти все заимствовали в том же Китае.

Дальше – присядки (простая, боковая, с ударом руки об пол, по голенищу, по подошве), растяжка вниз и вбок, ползунец, метелочка, подсечка, закладка – те же подсечки и удары ногами снизу из положения сидя. Многие эти элементы известны и в джиу-джитсу, и в самбо и в любой другой борьбе, когда борец подсаживается для выбивания ног противника или для производства бросков с захватом его ног.

Верхний уровень – прыжки (разножка, кольцо, ястреб, жабка и др.). Это элементы ударов в прыжке, которые в гопаке больше похожи не на удары, а именно на красивые и высокие прыжки. Если бы практикующие боевой гопак хотя бы раз показали, как такими «гопами» они могут разбить доски, черепицу или что-то подобное, как это делают корейские спортсмены танг-су-до или тае-квон-до – можно было бы считать ЭТО ударами. А так – мастера «боевого гопака» просто тупо копируют удары японского каратэ-до – маваши-гери, майя-гери, йоко-гери и другие.

Кстати, сам Верховный Учитель Боевого Гопака Владимир Пилат утверждает, что 9 лет занимался Киокушин-каратэ, в 1977 году успешно сдал экзамены на I дан и получил черный пояс. Он открыл собственную школу киокушин-каратэ под названием «Школа Тигра», параллельно изучает другие стили каратэ-до, кик-боксинг, а также профессиональный бокс.

Вопросы есть?

Можно, конечно, спорить о боевом гопаке, но давайте поговорим о самом танце. Потому что боевой стиль создан как бы на основе танца, а танец этот упоминается еще Гоголем, а первые сведения о нем относятся к XVI веку. Мелодия гопака использовалась многими композиторами. Так, темы гопака присутствуют в «Майской ночи» Римского-Корсакова, «Мазепе» Чайковского и многих других произведениях.

Упоминался – но никто не помнит, как он выглядел.

Первым, кто подробно описал гопак, считается украинский композитор Василий Верховинец (1880-1938), автор книги «Теория украинского народного танца». Описанный Верховинцем гопак включал в себя прыжки, присядки и вращения, в просторечии называемые на Украине гопками. Но он записал танцы, использовав только комбинации рисунков и описания словами. Но только словами нельзя описать движения настолько подробно, чтобы с такой записи, можно было воспроизвести танец. Для движения, как и для музыки, нужна своеобразная система записи. На сегодняшний день есть две такие системы, которые употребляют для записей современного танца и балета (Laban. Method, Benegh Method).

Но история гопака, то есть, того так называемого «национального» украинского танца на самом деле началась с создания в 1940 году ансамбля песни и танца Украины, который возглавлял с 1955 по 1975 годы Павел Павлович Вирский. Даже сами украинцы признают , что «именно этот балетмейстер создал академический народный танец на основе классики и традиционного фольклора, и поставил тот знаменитый гопак, которым до сих пор завершает концерты академический ансамбль танца Украины его имени».

Вот только «традиционный фольклор» был не украинским. Ведь традиционными украинскими могут считаться гуцульские пляски или хороводные коломыйки. Как пишут историки, украинский сценический танец существовал до той поры лишь в виде вставных номеров в спектаклях украинского музыкально-драматического театра да единичных украинских операх. И вот Вирский создал украинский народный танец, что называется, с нуля.

Газета «Правда» от 13 марта 1936 года писала: «Надо прямо сказать, что танцы – лучшее, что было показано в спектакле. Гопак в четвертом акте «поставил на ноги» буквально весь театр!»

Взлетающие высоко в воздух танцовщики с саблями наголо в руках, умопомрачительные вращения, мастерское фехтование в танце, стремительные прыжки и разнообразные «присядки», выполненные к тому же с сохранением технических канонов классической хореографии (выворотность, вытянутый подъем, четкие позиции рук и ног и т. д.), – потрясли не только обычную московскую публику, но и самого К. С. Станиславского, восторженно оценившего гастроли киевлян».

То есть, гопак был создан именно советскими хореографами в СССР в середине 30-х годов прошлого столетия. То есть, национальный украинский танец, гордость украинцев создали ненавидимые нынешними украинцами… коммунисты.

Гопак нужно срочно декоммунизировать!

Но и это еще не все.

Позвольте внести последнюю ложку дегтя в украинскую тщеславную сказку. Как вы думаете, откуда были взяты основные элементы украинского народного танца? Никогда не догадаетесь. Из Китая. Точнее, гопак основные, так сказать, базовые свои элементы получил из… народного уйгурского танца. На видео это очень хорошо видно на 2.26 минуте.

Уйгурский национальный танец

Уйгуры – тюркоязычный народ, подавляющее большинство которого живут в регионе под названием Синьцзян на крайнем западе Китая. Но украинский гопак удивительно смахивает и на таджикский, и на туркменский, и на адыгейский народные танцы. То есть, основой украинского танца стали танцы тюркских племен.

Гопак — это танец украинской души.

Историю возникновения гопака связывают с боевыми тренировками казаков Запорожской Сечи в 16-18 веках. Поэтому первоначально это был исключительно мужской танец. Гетьманы, взяв булаву, начинали плясать в центре круга, а входившие в круг казаки подтверждали этим их главенство. Название гопака произошло от слова «гопать» — прыгать, и от аналогичного восклицания «гоп».

Мужские костюмы, которые до сих пор используют для гопака (красные шаровары, цветной пояс, вышитая сорочка, остроконечные сапоги), являются по своей сути формой кадровых военных того времени. Женщины появились в гопаке только в его сценическом варианте, но также одеты в исторические костюмы центральной части Украины (вышитая рубашка, запаска или плахта, кирсетка, остроконечные красные сапожки, венок с лентами).

Новая история гопака началась с создания в 1940 году ансамбля песни и танца Украины, который возглавлял с 1955 по 1975 годы Павел Павлович Вирский. Именно этот балетмейстер создал академический народный танец на основе классики и традиционного фольклора, и поставил тот знаменитый гопак, которым до сих пор завершает концерты академический ансамбль танца Украины его имени.
Гопак относится к бытовым украинским танцам. Характерные черты гопака – сила и ловкость, героизм и благородство. Это импровизационный танец: передвигаясь парами по кругу, парни соревнуются в ловкости и настойчивости. Девушки весело их поощряют к новым трюкам, и, отделившись, скромно и достойно танцуют лирическую часть. Потом снова вступают парни – это шквал виртуозных присядок, прыжков, вращений и пр. Финал гопака бурный, веселый, искрометный и темпераментный.