Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Пародист еврипида 5 букв. Тема женщин у Еврипида

Пародист еврипида 5 букв. Тема женщин у Еврипида

Еврипид (485 или 480–406 до н.э.), греческий поэт, автор трагедий, считающийся (вместе с Эсхилом и Софоклом) одним из столпов греческой драмы.

Достоверных сообщений о жизни Еврипида немного. Многие истории, передававшиеся о нем позднейшими писателями, с течением времени стали казаться заслуживающими доверия, между тем как большинство из них недостоверны, а некоторые явно безосновательны. Истый афинянин как по рождению, так и по гражданству, Еврипид постоянно жил на родине, за исключением последних года или двух, когда он гостил при дворе македонского царя Архелая.

Родители Еврипида не принадлежали к числу самых богатых или самых видных аристократических афинских семейств. В комедии Женщины на празднестве Фесмофорий (ст. 387) Аристофан называет мать Еврипида «торговкой овощами». Еврипид не был беден, хотя, разумеется, сочинением пьес он зарабатывать не мог. Нет оснований предполагать, чтобы Еврипид принимал особенно активное участие в общественно-политической жизни Афин, несмотря даже на то, что его пьесы обнаруживают интерес к риторической аргументации и, возможно, сам Еврипид обучался риторике. Его драмы несомненно свидетельствуют о стойких убеждениях автора по многим вопросам общественной жизни. Кроме того, они указывают на его интерес к современной теоретической мысли и делают вполне убедительной традиционную версию о близости Еврипида к афинскому натурфилософу Анаксагору. Менее вероятна его дружба с Сократом.

Великий комедиограф Аристофан неодобрительно относился ко многим идеям и приемам Еврипида, о чем особенно ярко свидетельствует комедия Лягушки. Однако этим нападкам не следует придавать большого значения. В древности пытались объяснить переезд Еврипида из Афин в Македонию стремлением убежать от критики или даже угроз со стороны противников. Однако, перебираясь в Македонию, Еврипид вполне мог рассчитывать на радушный прием царя Архелая, который старался привлечь к своему двору выдающихся греков, так что возможность покинуть город, истощенный войной и внутренними раздорами, уже сама по себе была достаточным основанием для такого шага. Еврипид прожил в Македонии достаточно долго для того, чтобы завершить свою великую трагедию Вакханки.

Критическая оценка

Об Еврипиде обычно говорят как о третьем по значимости в ряду трех великих драматургов, трагедии которых главным образом и составили славу Афин в 5 в. до н.э. Эсхил жил в первой половине этого столетия, и его творчество завершилось почти на пятьдесят лет раньше, чем творчество двух других драматургов. Софокл был несколько старше Еврипида и пережил его. Следует отметить, что античная литература сохранила больше отрывков из Еврипида, чем из Эсхила и Софокла вместе взятых.

Произведения Еврипида во многом отличаются от трагедий Софокла и Эсхила, однако сперва нужно указать черты, характерные для всякой греческой трагедии. Человеку, впервые обратившемуся к греческой трагедии, эти общие свойства бросаются в глаза скорее, чем различия, хотя бы уже потому, что греческая драма столь не похожа на современные произведения. Структура ее постоянна: эпизоды (диалоги в стихах между двумя или тремя актерами) перемежаются песнями хора (написанными размером лирической поэзии). Участники хора формально являются персонажами трагедии, по сути же они представляют собой нечто среднее между актерами и публикой, их скорее можно уподобить хору, пребывающему в некоторых религиозных церемониях посредине между клиром и прихожанами. Диалогу нередко предшествует лирическая партия актера, исполняемая соло или в сопровождении хора.

Сюжет трагедии, как правило, заимствуется из мифа. История Троянской войны, рок, преследующий микенскую и фиванскую династии, и многие другие более или менее известные легенды из далекого прошлого давали авторам трагедий обильный материал. При том, что канва сюжета известна заранее, его детали могут меняться по желанию поэта. В этом пьесы Еврипида сходны с произведениями других греческих драматургов как с точки зрения формы, так и содержания. Что их бесспорно и резко отличало, так это различие в духе и задачах трагедии. Главное различие в форме – частое использование прологов и эпилогов, которые написаны стихом, обыкновенно применяемым в диалогах, и произносит их либо один из персонажей драмы, либо (и это случается чаще) божество, не принимавшее в ней участия. Явная цель пролога – изложить состояние дел, при котором начинается действие, порой здесь же делаются намеки на то, что будет происходить в дальнейшем. Явная цель эпилога – внести изменения в участь или поведение персонажей и досказать историю до конца.

Мировоззрение Еврипида

Содержание трагедий, их направленность и смысл – вот что отличает Еврипида от двух других великих драматургов. Он не идеализирует своих персонажей. Софокл якобы говорил, что сам он изображает людей такими, какими их следует изображать, а Еврипид – такими, каковы они на самом деле. В руках Еврипида традиционные мифы подвергаются таким истолкованиям и изменениям, что герои утрачивают героические черты, превращаясь в заурядных людей. Лишь смиренные и презренные персонажи еврипида – женщины (в особенности молодые девушки), крестьяне и т.п. – способны порой подняться над общим уровнем, совершив подвиг мужества, верности и самоотверженности. Кроме того, афиняне понимали персонажей Еврипида и сочувствовали им не только потому, что они были реалистично обрисованы и напоминали им самих себя, но еще и потому, что, в сущности, он изображал в трагедиях своих современников.

Тема трагедии – выпадающие на долю людей несчастья и страдания. Какова их причина? Ответ Эсхила можно кратко сформулировать так: это наказание за грех. Софокл усматривает причину в соединении человеческой гордыни с упрямством и столкновении их с несчастным случаем (причем боги скорее санкционируют происходящее, чем его подстраивают). Еврипид же видел причину исключительно в человеческой природе: это невежество и глупость самих людей, их необузданные страсти и чувства, их жадность, честолюбие и жестокость, которые губят как их собственные жизни, так и жизни близких. Взгляд Еврипида на жизнь можно назвать печальным, но отнюдь не циничным: злу и заблуждению могут противостоять добродетель и здравый смысл. Однако слишком часто зло торжествует, и разражается несчастье. Как бы то ни было, боги никак не вмешиваются в жизнь людей. Мы сами несем ответственность (разумеется, в отведенных нам пределах) за все хорошее и плохое, что происходит с нами в жизни.

Трагедии

Под именем Еврипида до наших дней практически полностью сохранились 19 пьес. Одна из них, Рес, представляет собой неумелое переложение X песни Илиады и почти наверняка не принадлежит Еврипиду. Еще одна, Киклоп, относится к жанру не трагедии, а драмы и является единственной полностью уцелевшей пьесой такого рода, несмотря на то, что сатировские драмы писали все трагики. Эти веселые, комические пародии на трагедию, где хор был составлен из сатиров, ставили на драматических состязаниях в честь праздника Великих Дионисий, как приложение к трагической трилогии. Остальные 17 трагедий, примерно пятая часть всего написанного Еврипидом, относятся к зрелому периоду его творчества. Датировка большинства из них сомнительна, хотя некоторые лингвистические особенности позволяют отличать ранние произведения от поздних.

Алкеста

Будучи по форме трагедией, по содержанию Алкеста является скорее волшебной сказкой со счастливым концом. Адмет, царь Фер в Фессалии, обречен умереть, если никто не отдаст за него свою жизнь. Умереть ради него соглашается лишь его жена Алкеста. Она умирает, и тело ее помещают в гробницу. Вскоре в Ферах оказывается Геракл, который проводит ночь в гостях у своего старого друга Адмета. Узнав о его беде, Геракл подстерегает возле гробницы бога смерти Танатоса, одолевает его и возвращает Алкесту к жизни.

Медея – история женской мести. Ясон, вернувшийся из Колхиды победителем, с золотым руном, привез с собой и колхидскую царевну Медею. Они поселились в Коринфе и много лет счастливо там прожили. Но вот Ясон собирается жениться на коринфской царевне (чужестранка его законной женой не признается). Ясон здесь – не герой, но несправедливо было бы воспринимать его как достойного презрения подлеца, как полагает Медея, а с ней – большинство современных читателей. Ясон утверждает, и небезосновательно, что новый брак обеспечит безопасность и Медеи, и их детей, и самого Ясона. Однако Медея, которую измена Ясона ввергает в неистовство, помышляет только о мести. Ей удается извести царевну, послав ей в подарок отравленный плащ. Затем, выдержав нелегкую борьбу с материнскими чувствами, Медея наносит Ясону поистине сокрушительный удар, убивая своих и его сыновей. В финале мы видим Медею, которая взлетает ввысь на крылатой колеснице, посланной ей дедом – богом Солнца, и упивается горем и ужасом Ясона, лишенного даже возможности покарать ее за злодеяние.

Ипполит – история чистого, склонного к аскетизму юноши, сына Тесея от амазонки. Ипполит навлек на себя гнев богини любви Афродиты своим презрением к ней и исключительной преданностью Артемиде, покровительнице охоты. Чтобы погубить юношу, Афродита заставляет влюбиться в него Федру, жену Тесея и мачеху Ипполита. Федра готова скорее умереть от любви, чем обнаружить свою страсть. Однако старая кормилица Федры, желая ее спасти, посвящает в тайну Ипполита, тот выслушивает ее рассказ с ужасом и отвращением. Федра совершает самоубийство, однако обида побуждает ее оставить записку, в которой она обвиняет Ипполита в посягательстве на свою честь. Тесей находит это послание и отправляет сына в изгнание. Проклятие это неизбежно должно сбыться – так в свое время пообещал Тесею Посейдон, и оно действительно становится причиной гибели Ипполита. Умирающего юношу приносят назад в Афины, в эпилоге появляется Артемида и раскрывает правду, но слишком поздно.

Выступал в хоре юношей, прославлявших одержанную победу. Так древнегреческими летописцами была представлена преемственность трех великих трагиков. Точная привязка дня рождения Еврипида к победе является приукрашением, которое часто встречается в рассказах античных авторов о великих. Так в Суде сообщается, что мать Еврипида зачала его в то время, когда Ксеркс вторгся в Европу (май, 480 до н. э.), из чего следует, что в сентябре он родиться никак не мог. Надпись на Паросском мраморе определяет год рождения драматурга как 486 до н. э. , причем в этой летописи греческой жизни имя драматурга упоминается 3 раза - чаще, чем имя любого царя. По другим свидетельствам дата рождения может быть отнесена к 481 до н. э.

Отец Еврипида был уважаемым и судя по всему богатым человеком, мать Клейто занималась продажей овощей. В детстве Еврипид серьёзно занимался гимнастикой, даже выиграл соревнования среди мальчиков и хотел было попасть на Олимпийские игры, но был отвергнут по молодости. Потом занимался рисованием, без особого, впрочем, успеха. Затем стал брать уроки в ораторском искусстве и литературе у Продика и Анаксагора и уроки философии у Сократа . Еврипид собирал книги в библиотеку, а вскоре сам стал писать. Первая пьеса, «Пелиад», вышла на сцену в 455 до н. э. , но тогда автор не победил из-за ссоры с судьями. Первый приз за мастерство Еврипид завоевал в 441 до н. э. и с тех пор вплоть до смерти создавал свои творения. Общественная активность драматурга проявилась в том, что он участвовал в посольстве в Сиракузы на Сицилии, видимо, поддерживая цели посольства авторитетом писателя, признанного всей Элладой.

Семейная жизнь Еврипида складывалась неудачно. От первой жены, Хлоирины, имел 3 сыновей, но развелся с ней из-за её супружеской неверности, написав пьесу «Ипполит», где высмеивал сексуальные отношения. Вторая жена, Мелитта, оказалась не лучше первой. Еврипид снискал славу женоненавистника, что давало повод шутить над ним мастеру комедии Аристофану .

«Их [афинян] продавали в рабство и ставили на лбу клеймо в виде лошади. Да, были и такие, кому вдобавок к неволе привелось терпеть ещё и это. Но даже в такой крайности им приносило пользу чувство собственного достоинства и умение себя держать. Владельцы либо отпускали их на свободу, либо высоко ценили. А некоторых спас Еврипид. Дело в том, что сицилийцы, вероятно, больше всех греков, живущих за пределами Аттики, чтили талант Еврипида. Когда приезжающие доставляли им небольшие отрывки из его произведений, сицилийцы с наслаждением вытверживали их наизусть и повторяли друг другу. Говорят, что в ту пору многие из благополучно возвратившихся домой горячо приветствовали Еврипида и рассказывали ему, как они получали свободу, обучив хозяина тому, что осталось в памяти из его стихов, или как, блуждая после битвы, зарабатывали себе пищу и воду пением песен из его трагедий. »

«Еврипид окончил жизнь в результате заговора Арридея из Македонии и Кратея из Фессалии, поэтов, ревнующих к славе Еврипида. Они подкупили за 10 мин придворного по имени Лисимах, чтобы тот спустил с привязи на Еврипида царских гончих, за которыми следил. Другие говорят, что Еврипид был разорван не псами, но женщинами, когда он ночью спешил на свидание с Кратером, юным любовником Архелая. Третьи утверждают, что он собирался встретиться с Никодикой, женой Арефа

Версия про женщин - грубая шутка с намёком на пьесу Еврипида «Вакханки», где обезумевшие женщины разорвали царя. Про любовь престарелого писателя к юношам сообщает Плутарх в «Цитатах». Современная версия более приземлённая - организм 75-летнего Еврипида просто не выдержал суровой зимы в Македонии.

Афиняне испросили разрешения захоронить драматурга в родном городе, но Архелай пожелал оставить могилу Еврипида в своей столице, Пелле . Софокл , узнав о смерти драматурга, заставил актёров играть пьесу с непокрытыми головами. Афины поставили в театре статую Еврипида, воздав ему почести после смерти. Плутарх передал легенду: в гробницу Еврипида ударила молния, великое знамение, которого удостоился из знаменитых людей только Ликург.

Новаторство Еврипида

Еврипид изменил отношение к мифологическим текстам. Его пьесы - не интерпретации мифологии, а раскрытие проблем в жизни современного полиса. Он сознательно выбирает сюжеты, которые позволяют высветить «болевые точки»: кризис полисной идеологии, падение гражданственности, растущий индивидуализм и эгоизм; критика института рабства; проблема семейных отношений (положение женщины); отношение к богам (Еврипид - скептик).

Трагедии Еврипида

Из 92 пьес, приписывавшихся Еврипиду в древности, можно восстановить названия 80. До нас дошло из них 18 трагедий, из которых «Рес», как считается, написан более поздним поэтом, а сатирическая драма «Циклоп» представляет собой единственный уцелевший образец данного жанра. Лучшие по оценке древних драмы Еврипида для нас потеряны; из уцелевших увенчан был только «Ипполит». В числе сохранившихся пьес самая ранняя - «Алкеста», а к более поздним принадлежат «Ифигения в Авлиде» и «Вакханки».

Предпочтительная разработка женских ролей в трагедии была нововведением Еврипида. Гекуба, Поликсена, Кассандра, Андромаха, Макария, Ифигения, Елена, Электра, Медея, Федра, Креуса, Андромеда, Агава и многие другие героини сказаний Эллады представляют собой типы законченные и жизненные. Мотивы супружеской и материнской любви, нежной преданности, бурной страсти, женской мстительности в сплаве с хитростью, коварством и жестокостью занимают в драмах Еврипида весьма видное место. Женщины Еврипида превосходят его мужчин силой воли и яркостью чувств. Также рабы и рабыни в его пьесах не являются бездушными статистами, но имеют характеры, человеческие черты и проявляют чувства подобно свободным гражданам, заставляя зрителей сопереживать. Лишь немногие из уцелевших трагедий удовлетворяют требованию законченности и единства действия. Сила автора прежде всего в психологизме и глубокой проработке отдельных сцен и монологов. В старательном изображении душевных состояний, обычно напряженных до крайности, заключается главный интерес трагедий Еврипида.

Список полностью дошедших пьес Еврипида:

  1. Алкеста (438 до н. э., 2-е место) текст
  2. Медея (431 до н. э. , 3-е место) текст
  3. Гераклиды (430 до н. э.)текст
  4. Ипполит (428 до н. э., 1-е место) текст
  5. Андромаха (425 до н. э.) текст
  6. Гекуба (424 до н. э.) текст
  7. Просительницы (423 до н. э.) текст
  8. Электра (413 до н. э.) текст
  9. Геракл (416 до н. э.) текст
  10. Троянки (415 до н. э., 2-е место) текст
  11. Ифигения в Тавриде (414 до н. э.) текст
  12. Ион (414 до н. э.) текст
  13. Елена (412 до н. э.) текст
  14. Финикиянки (410 до н. э.) текст
  15. Циклоп (408 до н. э., сатирическая драма) текст
  16. Орест (408 до н. э.) текст
  17. Вакханки (407 до н. э., 1-е место посмертно совместно с «Ифигенией в Авлиде») текст
  18. Ифигения в Авлиде (407 до н. э.) текст
  19. Рес (приписывается Еврипиду, с чем не согласно большинство современных литературоведов) текст
  20. Фаэтон (ок. 420 до н. э.) Трагедия сохранилась частично.

Музыкальная деятельность

Вероятно, Еврипид сам писал музыку для своих трагедий. Сохранился фрагмент первой антистрофы из «Ореста» на папирусе III в. до н. э. , содержащий над стихотворным текстом хорошо различимые нотные знаки . Фрагмент музыки Еврипида подтверждает приписываемую ему в ряде немузыкальных трактатов славу дерзкого композитора-реформатора , который по свидетельству древних внедрил в трагедию хроматику и стал широко использовать кифару (в более древних образцах трагедии стандартно применялся только авлос) . Нотация фрагмента, показывающая все три рода мелоса греков - диатонику , хроматику и энармонику , свидетельствует об изысканности и сложности музыкального письма Еврипида.

Другой сохранившийся фрагмент Еврипида - из «Ифигении в Авлиде» (хоровой эпод из второго музыкального антракта; датирован ок. 280 г. до н. э.) - примечателен тем, что кроме букв, обозначающих высоту звуков, папирус содержит знаки ритмической нотации. Анализ этого фрагмента показывает, что музыкальный ритм изменяет ритмику стиха . Таким образом, становится очевидно, что (принятая по традиции у филологов) запись текста трагедии как «чистого» стиха (без учёта распева) не даёт правильного представления о его звучании.

Примечания

Литература

Тексты и переводы

Русские (переводы отдельных пьес см. в статьях о них ):

  • Театр Еврипида. В 6 т. / Пер. И. Ф. Анненского . (Серия «Памятники мировой литературы»). М.: Сабашниковы. (вышли тт. 1-3; первое издание т. 1 вышло в 1906 году с иным составом)
    • Т. 1. Алкеста. Андромаха. Вакханки. Гекуба. 1916. 406 стр.
    • Т. 2. Гераклиды. Геракл. Елена. Ипполит. 1917. 516 стр.
    • Т. 3. Ифигения Авлидская. Ифигения Таврическая. Ион. Киклоп. 1921. 548 стр.
  • Еврипид . Просительницы. Троянки. / Пер. С. В. Шервинского. // Трагедии. В 2 т. (Серия «Библиотека античной литературы»). М.: Худож. лит. 1969.
  • Еврипид . Просительницы. Троянки. / Пер. С. Апта. // Сочинения. В 2 т. (Серия «Античная драматургия»). М.: Искусство. 1980.
  • Еврипид . Трагедии. / Пер. Инн. Анненского, ст. М. Л. Гаспарова и В. Н. Ярхо, прим. В. Н. Ярхо. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники »). В 2 т. М.: Ладомир-Наука. . (переизд.: М.: Ладомир-Наука. 2006)
    • Т. 1. Алькеста. Медея. Гераклиды. Ипполит. Андромаха. Умоляющие. Гекуба. Геракл. Троянки. Ифигения в Тавриде (Ифигения-жрица). 656 стр.
    • Т. 2. Электра. Елена. Финикиянки. Ион. Орест. Вакханки. Ифигения в Авлиде (Ифигения-жертва). Киклоп. 704 стр. (в приложении «Рес» Псевдо-Еврипида и «Вакханки» в пер. Ф. Ф. Зелинского)
  • Незнакомый Еврипид. Трагедии интриги и случая. / Пер. и прим. В. Н. Ярхо . // Вестник древней истории . 1995. № 3-4. 1996. № 1-2. (перевод фрагментов 12 трагедий: «Эгей», «Кресфонт», «Александр», «Фрикс» («Фрикс 1» и «Фрикс 2»), «Мудрая Меланиппа», «Меланиппа-узница», «Гипсипила», «Антиопа», «Авга», «Алопа», «Алкмеон в Коринфе»)

Английские : В «Loeb classical library » изданы сохранившиеся пьесы (включая «Рес») в 6 томах (№ 12, 484, 9, 10, 11, 495) и фрагменты (т. 7, 8, № 504, 506)

  • Том II.
  • Том III. Вакханки. Геркулес в безумии. Гераклиды. Финикиянки. Умоляющие

Французские :

  • В серии «Collection Budé» изданы сохранившиеся пьесы в 7 томах (см.) и фрагменты (т. 8 в 4 частях, 1998-2003). Euripide. Tragédies:
    • Tome VIII, 1re partie: Fragments. De Aigeus à Autolykos. Texte établi et traduit par F. Jouan et H. Van Looy. 2e tirage 2002. LXXXIII, 509 p. ISBN 978-2-251-00466-2
    • Tome VIII, 2ème partie: Fragments de Bellérophon à Protésilas. Texte établi et traduit par F. Jouan et H. Van Looy. 2e tirage 2002. 983 p. ISBN 978-2-251-00485-3
    • Tome VIII: 3e partie. Fragments. De Sthénébée à Chrysippos. Texte établi et traduit par F. Jouan et H. Van Looy. 2002. 400 p. ISBN 978-2-251-00502-7
    • Tome VIII: 4e partie. Fragments de drames non identifiés. Texte établi et traduit par François Jouan et Herman Van Looy. 2003. VIII, 308 p. ISBN 978-2-251-00510-2

Исследования

  • Орбинский Р. В. Еврипид и его значение в истории греческой трагедии. СПб., 1853. 98 стр.
  • Котелов Н. П. Эврипид и значение его «драмы» в истории литературы. СПб., 1894. 87 стр.
  • Гаврилов А. К. Театр Еврипида и афинское Просвещение: Источниковедческое исследование. Автореф. дисс. … д. и. н. СПб., 1995.
  • Гаврилов А. К . Знаменья и действие - мантика в «Ифигении Таврической» Еврипида //Традиции и новаторство в античной литературе. Philologia classica. Вып. 2 (Толстовский сборник). Л., 1982. С. 88-101.

Схолии к Еврипиду

Источники и ссылки

  • Фрагменты Еврипида в издании Уолкера, 1920. 72 стр. (греч.)
  • Euripides , Encyclopædia Britannica on-line
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Еврипид (англ.) . - в Smith "s Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Еврипид краткая биография древнегреческого философа-трагика и драматурга изложена в этой статье.

Еврипид краткая биография

Родиной Еврипида был Саламин. Здесь он появился на свет приблизительно в 480 году до нашей эры. Историки считают, что его родители были богатыми, но по происхождению не знатными людьми, но получил прекрасное образование.

В детские годы Еврипид мечтал стать участником Олимпийских игр (он был способным гимнастом), но слишком юный возраст помешал принять ему участие в них. Решив пойти другим путем, он стал учиться литературе, ораторскому искусству, философии. Его произведения новаторство Еврипида красноречиво свидетельствуют о том факту, что он преуспел в этом деле. Мировоззрение Еврипида во многом формировалось под влиянием учений Анаксагора, Протагора, Продика. Он собирал редкие книги в личную библиотеку, и однажды наступил тот знаменательный момент, когда Еврипид решил писать сам.

Еврипид начал искать себя в творчестве, когда ему выполнилось 18 лет. Первое состязание в драматическом искусстве, в котором он принимал участие со своей пьесой «Пелиад», относится к 455 году до нашей эры. И только в 440 году до нашей эры его впервые удостоили высшей награды.

Еврипид держался вдали от политической и общественной жизни города и страны, но не был полностью к ней безразличен. Он был дважды женат и дважды неудачно. Это сделало драматурга в глазах общественности злостным женоненавистником.

Сколько пьес написал Еврипид?

Достоверно известно, что Еврипид сочинил от 75 до 92 пьес, а до сегодняшнего дня целиком сохранилось 17 драматических произведений. Самыми известными считаются «Медея», «Электра», «Ифигения в Тавриде». Новаторство Еврипида в написании произведений выразилось в том, что больше внимания стало уделяться частной жизни людей, бытовой стороне, и душевным страданиям людей. Еврипид произведения которого высоко ценились в обществе, получили четыре награды за постановки в Афинах. Но этого показалось драматургу мало и он, обидевшись, покинул город Перикла.

Древняя Греция подарила человечеству трех великих трагиков - Эсхила, Софокла и

Еврипида. Еврипид последний и самый младший в их ряду. Ко времени его появления

творчество Эсхила уже утвердило трагедию как ведущий литературный жанр.

Насмешник Аристофан говорил, что Эсхил "первый из греков нагромоздил величавые

слова и ввел красивую шумиху трагической речи".

Еврипид облегчил язык трагедии, осовременил его, приблизил к разговорной речи,

потому, видимо, он был более популярен у последующих поколений, нежели у своего,

привыкшего к "величавым словам"

Начало творческой деятельности Еврипида пришлось на период высшего расцвета

афинского государства, возглавившего союз множества мелких государств и островов

Эгейского архипелага при правлении Перикла в 445-430 годах до н э., а вторая

половина его жизни совпала с начинающимся кризисом в пору Пелопоннесской войны

(431 - 404 годы до н э.), когда демократические Афины столкнулись с другим

могущественным объединением - олигархической Спартой. Ненависть афинян к Спарте

стала эмоциональным содержанием трагедии Еврипида "Андромаха", где спартанский

царь Менелай, его жена Елена, виновница Троянской войны, и их дочь Гер-миона

выведены коварными и жестокими людьми.

В "век Перикла" Афины сделались главным культурным центром всего греческого

мира, привлекающим творческих людей со всех его концов. Этому способствовал и

сам Перикл, необычайно образованный для своего времени человек, прекрасный

оратор, талантливый полководец, тонкий политик При нем перестраивались Афины,

возводился Парфенон, замечательный ваятель Фидий возглавлял строительные работы

и украшал храм своими скульптурными работами. Подолгу жили в Афинах историк

Геродот, философ Анаксагор, софист Протагор (которому принадлежит знаменитая

формула: "Человек есть мера всех вещей") В то время Гиппократ начал создавать

медицину, Демокрит и Антифонт развивали математическую науку, расцветало

ораторское искусство. .

Афины называли "школой Греции", "Элладой Эллады" Не удивительно, что

патриотическое воодушевление отразилось во многих произведениях искусства того

времени, среди них были и особо отмеченные патриотическим чувством трагедии

Еврипида - "Гераклиды", "Просительницы", "Финикиянки".

Древние "Жизнеописания" Еврипида утверждают, что он родился в день победы в

Саламинском сражении (где феческий флот разгромил персов) в 480 году до н. э. на

острове Саламине. В этом сражении

участвовал Эсхил, а шестнадцатилетний Софокл выступал в хоре юношей,

прославлявших одержанную победу. Так была представлена древнегреческими

летописцами преемственность трех великих трагиков - слишком красиво, чтобы быть

правдой "Паросская хроника" называет датой рождения Еврипида 484 год до н. э.,

что исследователям представляется более достоверным.

В "Жизнеописаниях" говорится, что Еврипид был сыном лавочника Мнесарха и

торговки овощами Клито. И эти сведения ученые подвергают сомнению, поскольку они

взяты из комедии Аристофана ("Женщины на празднике Фесмофорий"), известного

своими нападками на трагика: он намекал и на его низкое происхождение от простой

зеленщицы, и на неверность его жены и т.д.

По другим источникам, которые считаются более надежными, Еврипид происходил из

знатного рода и даже служил при храме Аполлона Зостерия. Он получил прекрасное

образование, имел одну из самых богатых библиотек своего времени, дружил с

философами Анаксагором и Архелаем, софистами Протагором и Продиком. Это больше

похоже на правду - за избыток ученых рассуждений в его трагедиях современники

называли Еврипида "философом на сцене". Подтверждает последнюю биографическую

версию и римский писатель Авл Геллий в "Аттических ночах", где говорит, что

Еврипид имел средства и учился у Протагора и Анаксагора.

Еврипида описывают замкнутым, мрачным человеком, склонным к уединению, плюс ко

всему еще и женоненавистником. Угрюмым он изображен и на сохранившихся

портретах. Если переложить древние характеристики Еврипида на язык наших

понятий, можно сказать, что он был крайне честолюбивым (впрочем, это одно из

условий творчества), обостренно впечатлительным и обидчивым человеком Можно ли

Аристофана) Даже "демонической" Медее Еврипид позволяет произнести слова, за

много веков предвосхитившие некрасовскую тему "долюшки женской":

Да, между тех, кто дышит и кто мыслит, Нас, женщин, нет несчастней За мужей Мы

платим и недешево. А купишь, Так он тебе хозяин, а не раб И первого второе горе

больше. А главное - берешь ведь наобум. Порочен он иль честен, как узнаешь? А

между тем уйди - тебе ж позор, И удалить супруга ты не смеешь

(Перевод И. Анненского)

Причин для мрачного состояния духа у Еврипида хватало. Его произведения редко

пользовались успехом у современников. В состязаниях поэтов, принятых в Древней

Греции, Еврипид побеждал всего три раза (и два после смерти - за трагедии

"Вакханки" и "Ифигения в Авлиде", поставленные его сыном). Впервые его трагедия

("Пелиады") появилась на сцене в 455 году до н. э., а первую победу он одержал

только в 441-м. К примеру, Софокл выходил в победители восемнадцать раз.

Еврипид поддерживал близость с выдающимися умами своего времени, приветствовал

все новации в области религии, философии и науки, за что подвергался нападкам

умеренных общественных кругов. Выразителем их взглядов являлась аттическая

комедия, самым ярким представителем которой был современник трагика Аристофан. В

своих комедиях он высмеивал и общественные взгляды, и художественные приемы, и

личную жизнь Еврипида.

Возможно, этими обстоятельствами объясняется тот факт, что на склоне лет, в 408

году до н. э., Еврипид принял приглашение македонского царя Архелая и

переселился в Македонию. Там им написана трагедия "Архелай" в честь предка

своего покровителя, а также "Вакханки" - под впечатлением местного культа

Диониса. В Македонии он и ушел из жизни в 406 году до н. э. Даже смерть его была

окружена слухами и сплетнями. По одной версии, он якобы был растерзан собаками,

по другой - женщинами. Здесь слышатся отзвуки той же комедии Аристофана "Женщины

на празднике Фесмофорий". По ее сюжету женщины, разгневанные на Еврипида за то,

что он выводит их слишком неприглядными в своих трагедиях, сговариваются его

убить. В комедии самосуд не состоялся, зато "украсил" биографию трагика.

Еврипиду принадлежат 90 трагедий, из которых до нас дошло 18. Хронологию их

появления на сцене исследователи определяют приблизительно: "Алкестида" (438 год

до н. э.), "Медея" (431), "Геракли-ды" (около 430-го), "Ипполит" (428),

"Циклоп", "Гекуба", "Геракл", "Просительницы" (424-418), "Троянки" (415),

"Электра" (около 413), "Ион", "Ифигения в Тавриде", "Елена" (около 412),

"Андромаха" и "Финикиянки" (около 411-го), "Орест" (408), "Вакханки" и "Ифигения

в Авлиде" (405).

Сюжеты для своих трагедий, как и его предшественники, Еврипид черпал из сказаний

Троянского и Фиванского циклов, аттических преданий, мифов о походе аргонавтов,

подвигах Геракла и судьбе его потомков. Однако в отличие от Эсхила и Софокла у

него уже совсем иное осмысление мифа. Он отошел от традиции возвышенных,

нормативных образов и стал изображать мифологических персонажей как земных людей

Со всеми страстями, противоречиями и заблуждениями.

Еврипид выработал и новые принципы изображения человека, показывая

психологические мотивы поступков, а не типологически предусмотренные, как было

прежде: герой поступает героически, злодей - злодейски. Ему первому удалось

представить психологическую драму, когда борения, смятения чувств персонажей

передаются зрителям и вызывают сочувствие, а не просто осуждение или восхищение.

Пожалуй, наиболее ярко это выражено в трагедии "Медея".

В основе "Медеи" - сюжет из мифа о походе Аргонавтов. Ясон добыл в Колхиде

золотое руно с помощью дочери колхидского царя волшебницы Медеи. Личность яркая,

сильная, бескомпромиссная, она под влиянием страсти к Ясону оставляет родной

дом, предает отца, убивает брата, обрекает себя на несносное существование в

чужой стране, где ее презирают как дочь "варварского" народа. Между тем Ясон

обязан ей и жизнью, и престолом. Когда он покидает Медею, чтобы жениться на

наследнице коринфского царя Главке, обида и ревность настолько ослепляют Медею,

что она задумывает самую страшную месть - убийство их детей. Терзания Медеи, в

безумии мечущейся между материнскими чувствами и властью мстительного порыва,

столь ужасны, что невольно вызывают сочувствие. Здесь трагедия, рок в чистом

виде - Медея обречена, у нее нет никакого выхода. Она не может вернуться домой и

не может остаться в Коринфе, откуда ее изгоняет Ясон ввиду новой женитьбы. Не

уверена она и в будущем своих детей, даже если оставит их с отцом, ведь они для

греков - дети "варварки". И Медея принимает решение:

Так клянусь же

Аидом я и всей подземной силой, Что не видать врагам моих детей, Покинутых

Медеей на глумленье...

"Медея", непревзойденная трагедия во всей мировой литературе, до сих пор не

сходит со сцен. Одна из самых ярких современных исполнительниц Медеи -

замечательная актриса Любовь Селютина в московском Театре на Таганке, где эта

трагедия неизменно идет с аншлагами.

Слава пришла к Еврипиду, увы, после смерти. Современники не сумели его оценить.

Исключение составил только остров Сицилия. Древнегречески историк Плутарх в

своих "Сравнительных жизнеописаниях" рассказывает о том, как отдельным афинским

воинам, плененным и попавшим в рабство во время неудачного сицилийского похода,

удалось вырваться на родину: "...некоторых спас Еврипид. Дело в том, что

сицилийцы, вероятно, больше всех греков, живущих за пределами Аттики, чтили

талант Еврипида... Говорят, что в ту пору многие из благо-

получно возвратившихся домой горячо приветствовали Еврипида и рассказывали ему,

как они получали свободу, обучив хозяина тому, что осталось в памяти из его

стихов, или как, блуждая после битвы, зарабатывали себе пищу и воду пением песен

из его трагедий. Нет, стало быть, ничего невероятного в рассказе о том, что в

Кавне какому-то судну сначала не позволяли укрыться в гавани от пиратов, а затем

впустили его, когда после расспросов удостоверились, что моряки помнят наизусть

стихи Еврипида" ("Никий и Красе").

Спустя век трагедии Еврипида начали пользоваться большим успехом и у него на

родине, в то время как Эсхил и Софокл стали терять популярность. Позднее к

трагедиям Еврипида неоднократно обращались римские драматурги. К примеру,

"Медею" перерабатывали Эн-ний, Овидий, Сенека. В эпоху классицизма Еврипид

оказал влияние на Корнеля ("Медея"), Расина ("Федра", "Андромаха", "Ифигения",

"Фи-ваида, или Братья-враги"). Вольтер по мотивам его трагедий написал "Меропу"

и "Ореста". Шиллер на основе "Финикиянок" Еврипида создал "Мессинскую невесту".

В России интерес к Еврипиду возник давно - известны "Андромаха" П.А Катенина, а

также многочисленные переводы Один из лучших переводчиков Еврипида Иннокентий

Анненский написал и несколько подражаний, использовав сюжеты не дошедших до нас

трагедий

Угрюмый Еврипид, так страдавший когда-то из-за своих редких побед в состязаниях

поэтов, одержал главную победу - над временем, и по сей день его трагедии

украшают театральные сцены.

Еврипи́д (правильнее Эврипи́д, др.-греч. Εὐριπίδης, лат. Euripides, 480 — 406 до н. э.) — древнегреческий драматург, представитель новой аттической трагедии, в которой преобладает психология над идеей божественного рока.

Согласно позднему свидетельству в «Су́де», раньше Еврипида жил малоизвестный драматург с таким же именем.

Древние «Жизнеописания» Еврипида утверждают, что он родился на Саламине, в день знаменитой победы греков над персами в морском сражении, 23 сентября 480 до н. э., от Мнесарха и Клейто. Родители оказались на Саламине в числе других афинян, бежавших от войска персидского царя Ксеркса. В этом сражении участвовал Эсхил, а шестнадцатилетний Софокл выступал в хоре юношей, прославлявших одержанную победу. Так древнегреческими летописцами была представлена преемственность трех великих трагиков. Точная привязка дня рождения Еврипида к победе является приукрашением, которое часто встречается в рассказах античных авторов о великих. Так в Суде сообщается, что мать Еврипида зачала его в то время, когда Ксеркс вторгся в Европу (май, 480 до н. э.), из чего следует, что в сентябре он родиться никак не мог. Надпись на Паросском мраморе определяет год рождения драматурга как 486 до н. э., причем в этой летописи греческой жизни имя драматурга упоминается 3 раза — чаще, чем имя любого царя. По другим свидетельствам дата рождения может быть отнесена к 481 до н. э.

Отец Еврипида был уважаемым и судя по всему богатым человеком, мать Клейто занималась продажей овощей. В детстве Еврипид серьёзно занимался гимнастикой, даже выиграл соревнования среди мальчиков и хотел было попасть на Олимпийские игры, но был отвергнут по молодости. Потом занимался рисованием, без особого, впрочем, успеха. Затем стал брать уроки в ораторском искусстве и литературе у Продика и Анаксагора и уроки философии у Сократа. Еврипид собирал книги в библиотеку, а вскоре сам стал писать. Первая пьеса, «Пелиад», вышла на сцену в 455 до н. э., но тогда автор не победил из-за ссоры с судьями. Первый приз за мастерство Еврипид завоевал в 441 до н. э. и с тех пор вплоть до смерти создавал свои творения. Общественная активность драматурга проявилась в том, что он участвовал в посольстве в Сиракузы на Сицилии, видимо, поддерживая цели посольства авторитетом писателя, признанного всей Элладой.

Семейная жизнь Еврипида складывалась неудачно. От первой жены, Хлоирины, имел 3 сыновей, но развелся с ней из-за её супружеской неверности, написав пьесу «Ипполит», где высмеивал сексуальные отношения. Вторая жена, Мелитта, оказалась не лучше первой. Еврипид снискал славу женоненавистника, что давало повод шутить над ним мастеру комедии Аристофану.

В 408 до н. э. великий драматург принял решение покинуть Афины, приняв приглашение македонского царя Архелая. Неизвестно точно, что повлияло на решение Еврипида. Историки склоняются к мысли, что основной причиной явилась если и не травля, то обида ранимой творческой личности на сограждан за непризнание заслуг. Дело в том, что из 92 пьес (75 согласно другому источнику) только 4 были отмечены призами на театральных состязаниях при жизни автора, и одна пьеса посмертно. О популярности драматурга в народе говорит рассказ Плутарха про страшное поражение афинян на Сицилии в 413 до н. э.:

«Их [афинян] продавали в рабство и ставили на лбу клеймо в виде лошади. Да, были и такие, кому вдобавок к неволе привелось терпеть ещё и это. Но даже в такой крайности им приносило пользу чувство собственного достоинства и умение себя держать. Владельцы либо отпускали их на свободу, либо высоко ценили. А некоторых спас Еврипид. Дело в том, что сицилийцы, вероятно, больше всех греков, живущих за пределами Аттики, чтили талант Еврипида. Когда приезжающие доставляли им небольшие отрывки из его произведений, сицилийцы с наслаждением вытверживали их наизусть и повторяли друг другу. Говорят, что в ту пору многие из благополучно возвратившихся домой горячо приветствовали Еврипида и рассказывали ему, как они получали свободу, обучив хозяина тому, что осталось в памяти из его стихов, или как, блуждая после битвы, зарабатывали себе пищу и воду пением песен из его трагедий.»

Архелай выказывал знаменитому гостю почет и демонстративное уважение до такой степени, что знаки расположения явились причиной гибели самого царя. Аристотель в труде «Политика» сообщает о неком Декамнихе, которого выдали для бичевания Еврипиду за нанесённую тому обиду, и этот Декамних в отместку организовал заговор, в результате которого Архелай погиб. Случилось это уже позже смерти самого Еврипида в 406 до н. э. Смерть столь замечательной личности породила легенды, изложенные в Суде:

«Еврипид окончил жизнь в результате заговора Арридея из Македонии и Кратея из Фессалии, поэтов, ревнующих к славе Еврипида. Они подкупили за 10 мин придворного по имени Лисимах, чтобы тот спустил с привязи на Еврипида царских гончих, за которыми следил. Другие говорят, что Еврипид был разорван не псами, но женщинами, когда он ночью спешил на свидание с Кратером, юным любовником Архелая. Третьи утверждают, что он собирался встретиться с Никодикой, женой Арефа.»