Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Майя кристалинская биография личная. Кристалинская майя владимировна

Майя кристалинская биография личная. Кристалинская майя владимировна

Биография Майи Кристалинской должна быть знакома всем поклонникам отечественной эстрады. Это знаменитая советская певица, которая в 1974 году получила зван...

От Masterweb

28.09.2018 00:00

Биография Майи Кристалинской должна быть знакома всем поклонникам отечественной эстрады. Это знаменитая советская певица, которая в 1974 году получила звание заслуженной артистки РСФСР. Она обладала уникальным голосом, который завораживал всех слушателей.

Ранние годы

Рассказывать биографию Майи Кристалинской начнем с 1932 года, когда героиня нашей статьи родилась в Москве в семье редактора Владимира Григорьевича и его супруги Валентины.

Принято считать, что судьбу будущей артистки определил ее дядя Павел Златогоров, который в то время работал режиссером в музыкальном театре. Он был женат на двоюродной сестре ее отца Лилии, игравшей в театре Станиславского. На один из дней рождений он подарил Майе губную гармошку. Несмотря на юный возраст, героиня нашей статьи достаточно быстро освоила этот музыкальный инструмент, а вскоре начала исполнять перед родными и близкими популярные в то время военные песни, например, «Синий платочек» или «Друзья-однополчане».

Отец Майи, хоть и был весьма загружен на работе, успевал еще вести кружок в Доме пионеров. Его посещала Валентина Котелкина, которая стала лучшей подругой певицы на протяжении многих лет. Их объединяла страсть к творчеству.

Образование

В школе Майя постоянно демонстрировала свой талант. Например, она могла практически без подготовки выступить на сцене под аккомпанемент рояля. На ее способности обратили внимание руководители хора Центрального Дворца детей железнодорожников. В то время им руководил известный композитор Исаак Дунаевский.

Сама певица признавалась, что тогда даже не думала, что ее судьба будет связана с выступлением на сцене. Будучи всесторонне развитым ребенком, она демонстрировала успехи в литературе, математике, иностранных языках.

Казус вышел перед тем, как девочка собралась получать свой первый паспорт. Дело в том, что она была русской по матери, а еврейкой по отцу. Майя решила посоветоваться со своей подругой Котелкиной, какую национальность ей записать в документ. Та ответила, что всегда было принято определять происхождение по отцу. Это мимолетное решение сыграло определенную роль в биографии Майи Кристалинской. Но тогда она не могла себе представить, что из-за одной графы в паспорте в 60-е годы ее не будут допускать на телеэфиры.

Окончив школу, героиня нашей статьи поступила в столичный авиационный институт. Вместе с Валентиной Котелкиной они стали студентками на факультете экономики самолетостроения. Через пять лет получили дипломы инженеров-экономистов. По распределению их отправили на авиационный завод в Новосибирск.

Работа на заводе

Это была не самая светлая полоса в биографии Майи Кристалинской. Она вспоминает, что руководство завода встретило их холодно, даже не предложив места в общежитии.

На этой работе их все отталкивало: матерящиеся женщины, грязные цеха, издевательское и надменное отношение со стороны начальства. Вскоре подруги решили бросить эту работу, и попросту сбежать. Они вернулись в Москву, а с завода пришла жалоба с требованием привлечь к ответственности нерадивых сотрудниц.

Однако девушкам повезло. Начальник главка их хорошо знал, был одним из рецензентов диплома Кристалинской, поэтому им нашли новое место работы в столице - в конструкторском бюро у Яковлева.

Увлечение музыкой


Несмотря на загруженность по работе, героиня нашей статьи не оставляла занятия музыкой, посещая кружок самодеятельности Центрального Дома работников искусств.

В 1957 году в честь проведения в СССР Всемирного фестиваля молодежи и студентов было разрешено организовать джазовый оркестр, хоть само музыкальное направление было тогда в стране запрещено. Композитор Юрий Саульский пригласил в него Кристалинскую.

Ее выступления покорили зрителей, однако в прессе их оценили негативно. В газете «Советская культура» даже вышла рецензия под названием «Музыкальные стиляги». Работу Саульского подвергли критике, всех, кто принимал участие в работе оркестра, выгнали из Дома работников искусств.

Профессиональная певица


Отработав три положенных года в конструкторском бюро, героиня нашей статьи уволилась, чтобы посвятить себя музыке. Певица Майя Кристалинская к тому времени уже фактически стала профессиональной артисткой. На гастроли она ездила с оркестром Эдди Рознера.

Настоящая популярность к ней пришла в 1960 году, когда на советские экраны вышла военная драма Евгения Тишкова «Жажда». В ней прозвучала песня Майи Кристалинской «Мы с тобой два берега». Буквально на следующее утро после выхода фильма артистка проснулась знаменитой. Альбом Майи Кристалинской с записью песен из фильма разошелся 7-миллионным тиражом. Композицию практически каждый день ставили на радио.

Популярность

В голос героини нашей статьи влюбилась вся страна. У нее вышло большое количество шлягеров. Среди них песни «А за окном то дождь, то снег», «А снег идет», «Внуки», «Наши мамы». Фото Майи Кристалинской печатали популярные советские газеты и журналы.

В своей творческой биографии ей посчастливилось работать с лучшими композиторами и исполнителями того времени в Советском Союзе. Это Иосиф Кобзон, Микаэл Таривердиев, Валентина Толкунова.

В 1966 году Кристалинскую признали главной эстрадной певицей года, в то время она находилась на пике своей популярности. Хитом на долгие годы стала композиция «Нежность» в ее исполнении, которая прозвучала в мелодраме Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе».

Разительная перемена в ее биографии произойдет всего через несколько лет после смены председателя Госкомитета Советского Союза по теле- и радиовещанию. Артистка на долгие годы превратится фактически в персону нон грата на отечественной эстраде.

Проблемы со здоровьем


Несмотря на популярность, славу и успех, в конце 60-х в жизни Кристалинской наступает непростая полоса. После того как в новогоднем эфире она исполняет романс «В нашем городе дождь», руководство обвиняет ее в «пропаганде грусти», количество эфиров певицы резко сокращается.

В то же время врачи обнаруживают у нее серьезный недуг для ее профессии - опухоль лимфатических желез. Это онкологическое заболевание, которое может вызывать онемение лимфоузлов на шее человека.

На протяжении долгого времени Кристалинская лечилась, а на концертах выступала с косынкой на шее, чтобы скрыть следы болезни. Ведь ее лимфатические узлы были сильно увеличены. Со временем платок стал ее визитной карточкой, присутствующей практически на всех ее изображениях. При этом зрители даже не подозревали, что это не детали стиля, а вынужденная мера. На гастроли ей приходилось брать с собой целые чемоданы лекарств.

С приходом в руководство Гостелерадио Сергея Лапина Кристалинскую практически полностью убирали из телеэфира. Предположительно, виной тому стала ее национальность, указанная в паспорте, так как Лапин, по слухам, был антисемитом.

Со временем героиня нашей статьи начала не только петь, но и пробовать себя в публицистике. Она писала статьи и заметки в «Вечернюю Москву», перевела на русский язык биографическую книгу Марлен Дитрих «Размышления».

Семья


Личная жизнь Майи Кристалинской сложилась непросто, она дважды была замужем. Ее первый муж - Аркадий Арканов, к тому моменту только окончил медицинский институт. Молодые люди были практически ровесниками - Арканов на год младше.

Они встретились в начале 1958 года и уже летом расписались. Причем родителям молодожены сообщили об этом уже после случившегося. Пораженные родственники были не в восторге, поэтому, по воспоминаниям, праздничный свадебный ужин прошел в полной тишине.

Спустя годы Арканов будет заявлять, что познакомился с певицей на спор, а настоящей любви между ними никогда не было. К тому же, как считают их общие знакомые, муж завидовал успехам жены, так как сам в то время работал обычным участковым врачом, а популярность Кристалинской росла с каждым днем.

Важную роль в биографии, личной жизни Майи Кристалинской сыграл ее второй муж, архитектор и дизайнер Эдуард Барклай. Он заботился о певице, когда у нее обнаружили тяжелый недуг. Именно благодаря ему она смогла так долго прожить. Детей у Майи Кристалинской и ее мужа так и не появилось.

Смерть


Однако проблемы со здоровьем были и у самого Эдуарда. Летом 1984 года он скончался от сахарного диабета.

Для артистки его смерть стала тяжелым ударом, так как он оставался ее поддержкой и опорой на протяжении многих последних лет. Практически сразу после кончины супруга, у Майи обострилось онкологическое заболевание. Прожить в одиночестве она смогла совсем недолго.

В июне 1985 году в возрасте 53 лет Кристалинская умерла. Но незадолго до этого она полностью потеряла дар речи. По иронии судьбы, певица, песнями которой восхищалась вся страна, в последние месяцы не могла произнести ни слова. Болезнь окончательно взяла над ней верх. И после потери близкого и любимого человека ее уже было некому поддержать.

Прощание с певицей было организовано в Центральном доме работников искусств. На протяжении всей гражданской панихиды звучали ее песни, а гроб выносили из здания под композицию «Русь». Героиня нашей статьи похоронена на столичном Новом Донском кладбище.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Детство Майи Кристалинской

Майя Владимировна Кристалинская родилась в Москве. В 20-х годах у её родителей родилась дочь, которую также звали Майей. В возрасте двух лет девочка умерла. Когда в 1932 году появилась вторая дочь, ей решили дать тоже имя – Майя. Отец Майи - Владимир Григорьевич Кристалинский был ученым-математиком, он занимался созданием кроссвордов и головоломок, которые печатали в детской газете «Пионерская правда», а также проводил занятия в Доме пионеров.

Майя Кристалинская - Нежность

Двоюродная сестра Владимира Кристалинского – Лилия была певицей и актрисой, в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. Муж тёти Лилии - Павел Самойлович Златогоров был известным режиссёром и долгое время возглавлял театр. Благодаря «дяде Паше» и «тете Лиле» музыка с самого детства вошла в жизнь Майи, она пересмотрела почти весь репертуар театра. Однажды дядя подарил маленькой Майе гармошку, на ней она самостоятельно научилась играть.

В школе она училась хорошо, ей легко давалась литература, иностранный язык и математика. С детства у Майи проявились способности к пению. На школьных вечерах она часто пела под рояль без подготовки. Она начала петь в хоре в Центральном Дворце детей железнодорожников (бывшем Доме пионеров), руководителем которого был Семен Дунаевский. На выпускном вечере в июне 1950 года на Манежной площади Майя исполняла для случайных зрителей песни военных лет «Синий платочек» и «Друзья-однополчане».

Восхождение звезды и начало карьеры Майи Кристалинской

После окончания школы Майя поступила вместе с подругой в Московский авиационный институт на инженера-экономиста. В институте она участвовала в художественной самодеятельности, пела в хоре. Руководители заметили в тихой, скромной девушке от природы поставленный голос. Подруга Майи - будущая известная оперная певица Галина Карева предлагала ей оставить институт и посвятить себя пению, но Майя не могла решиться на такой радикальный шаг.

В 1955 году Майя Кристалинская окончила институт. Вместе с подругой Валей Котелкиной их по распределению направили в Новосибирск, на завод имени Чкалова. Девушки оказались в совершенно непривычных условиях, по десять-двенадцать часов в день им приходилось работать в грязном цеху «выдавальщицами» деталей. Долго они не выдержали и спустя некоторое время решили бежать в Москву. В те времена это было преступлением. Новосибирский завод направил в Москву ходатайство о привлечении их к уголовной ответственности за самовольное оставление места работы. Только благодаря связям им удалось избежать неприятностей. По знакомству их устроили на работу в "Авиационное конструкторское бюро имени Яковлева".

Майя продолжала принимать участие в самодеятельности в эстрадном ансамбле Центрального Дома работников искусств. В 1957 году в Москве проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Кристалинскую пригласили в джазовый ансамбль студии «Первый шаг» при ЦДРИ. В составе ансамбля Майя приняла участие во множестве спектаклей, концертов и шоу. Вскоре в газете «Советская культура» вышла разгромная статья «Музыкальные стиляги» с критикой молодёжного оркестра «Первый шаг». Заказчиком статьи был главный джазмен страны А. Цфасман, который видел в молодёжном оркестре своих конкурентов. Вскоре последовали «оргвыводы», и студия «Первый шаг» прекратила существование.

Майя Кристалинская - Таежный вальс

Летом 1958 года Майе Кристалинской поступило предложение от Госконцерта принять участие в гастролях по Закавказью. Она согласилась и взяла отпуск в конструкторском бюро. Её выступления имели ошеломляющий успех. Известный джазмен Эдди Рознер предложил ей стать солисткой его ансамбля. Майя приняла это предложение и твёрдо решила посвятить себя эстраде, в конструкторское бюро она уже не вернулась.

Кристалинская много гастролировала по стране с джаз-оркестрами, выпустила множество пластинок с песнями, которые моментально раскупались. Широкое признание она получила после выхода фильма "Жажда", в нём Майя исполняла песню «Мы с тобой два берега». Пластинка с этой песней разошлась по стране тиражом в семь миллионов экземпляров. Певица первой исполнила песню Булата Окуджавы «Ах, Арбат», которая до этого звучала только на магнитофонных записях. В 1966 году Майя Кристалинская была признана лучшей эстрадной певицей года.

Позже удача отвернулась от неё. В 70-м году председателем Гостелерадио стал Сергей Георгиевич Лапин, который был личным другом Брежнева. После чего начались гонения на многих известных певцов, в число которых попала и Кристалинская. После исполнения на новогоднем «Голубом огоньке» песни «В нашем городе дождь» телеруководство обвинило исполнительницу в пропаганде грусти. Её практически перестали показывать по телевидению, гастроли её продолжались, но выступать ей разрешали только в сельских клубах и райцентрах Рязанской, Тульской и Орловской областей.


В последние годы своей жизни Кристалинская занималась переводом с немецкого языка книги Марлен Дитрих «Размышления». Книга вышла уже после смерти певицы.

Личная жизнь Майи Кристалинской

Первым мужем Кристалинской стал писатель Аркадий Арканов в 1958 году. Расписались они втайне от родителей, а потом просто поставили их перед фактом. Брак продлился недолго, уже через год Арканов и Кристалинская расстались. Официально они развелись только в 1962 году.

Вторым мужем стал известный архитектор Эдуард Барклай, с которым она познакомилась на званом ужине, дома у знаменитого врача А. Вишневского. За столом они сидели рядом и Эдуард Максимович весь вечер вежливо ухаживал за Майей. Спустя несколько месяцев они стали жить вместе.

Брак Барклая и Кристалинской продлился почти двадцать лет. В июне 1984 года супруги устроили застолье, отмечая отъезд в отпуск, который они планировали на следующий день. Утром Эдуард Максимович почувствовал себя плохо, он страдал сахарным диабетом. Он потерял сознание. Майя вызвала скорую, приехавшие врачи сделали Эдуарду укол, но было уже поздно, он скончался. 19 июня его похоронили. Потерю мужа Майя переживала тяжело, утратила интерес к жизни и перестала наблюдаться у врача.

Майя Кристалинская - Отчего

Болезнь и смерть Майи Кристалинской

В 1962 году во время гастролей Майя Кристалинская попала в больницу с высокой температурой. У неё была обнаружена тяжёлая болезнь - опухоль лимфатических желез (лимфогранулематоз). Майя не сдалась, она продолжала выступать на сцене. Её выступления сменялись длительным лечением в клиниках. После курса химиотерапии ей приходилось выступать на сцене в косынке, чтобы скрыть от зрителей следы болезни. К счастью ей повезло с врачами, которыми были известные гематологи Воробьев и Кассирский. Они продлили ей жизнь на двадцать пять лет.

В начале 1985 года после очередного сеанса облучения у неё ухудшилась речь и стали плохо двигаться правая рука и нога. Болезнь прогрессировала. В июне 1985 Кристалинская опять легла в больницу, состояние её резко ухудшилось. Она потеряла сознание и впала в кому. 19 июня 1985 года Майя Кристалинская скончалась в возрасте 53 лет.

Похоронена она была в Москве на Донском кладбище. На её могиле можно прочесть эпитафию: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься - и опять споёшь».

Майя Владимировна Кристалинская. Родилась 24 февраля 1932 года в Москве - умерла 19 июня 1985 года в Москве. Советская эстрадная певица, заслуженная артистка РСФСР (1974).

Отец - Владимир Григорьевич Кристалинский (1904-1972), еврей, родом из Мглина Черниговской губернии, окончил реальное училище в Могилёве.

Мать - Валентина Яковлевна Кристалинская (урождённая Пыткина, 1911-1996), русская, родом из Павлодара.

Ее родители поженились в Саратове и вскоре переехали в Москву, где отец окончил художественно-конструкторский факультет Высших художественно-технических курсов (ВХУТЕМАС) и работал во Всероссийском обществе слепых, был сочинителем игр, головоломок и кроссвордов для детей, которые печатались в газете «Пионерская правда», автором книги «Шутки-минутки».

Во время учёбы в школе Майя занималась в детском хоровом коллективе Народного ансамбля песни и танца Центрального дома детей железнодорожников, которым руководил Семён Осипович Дунаевский, брат Исаака Дунаевского.

После окончания школы в 1950 году поступила в Московский авиационный институт. В институте она занималась художественной самодеятельностью.

После окончания института уехала по распределению в Новосибирск на завод имени Чкалова. Но, по воспоминаниям подруги и одногруппницы Валентины Котёлкиной, они вскоре вернулись в Москву, и Майя стала работать в КБ А. Яковлева.

В 1957 году Майя Кристалинская стала лауреатом Московского международного фестиваля молодёжи и студентов, на котором выступала с самодеятельным ансамблем «Первые шаги» под руководством Юрия Саульского.

После 1960 года она записала песню Маши для кинофильма «Жажда» и с выходом фильма стала популярна в СССР. Первоначально эту песню исполнила Ирина Сергеевна Денисова, артистка молодёжного ансамбля «Полный вперёд!» Ленинградской Филармонии, позднее журналистка (творческий псевдоним Рыжова), но это даже не было отражено в титрах. Когда фильм и песня стали популярны, песню стали исполнять певицы, к фильму сделали новую звуковую дорожку и вставили в титры фамилию исполнительницы (в разных вариантах: Кристалинская, Дворянинова).

Несмотря на то, что композиция «Жажда» ежедневно звучала на радио, пластинки с ее записью, выпущенные тиражом в 7 млн экземпляров, мгновенно разлетелись с прилавков магазинов.

Майя Кристалинская - Нежность

В 1966 году согласно опросам телезрителей Майя Кристалинская была признана лучшей эстрадной певицей года.

В 1970 году новым председателем Гостелерадио стал С. Лапин. Обладая безграничной властью, Лапин проводил на ТВ политику антисемитизма.

Попали в чёрный список и практически остались без работы (а многие и уехали из страны) известные певцы и певицы: Вадим Мулерман, Эмиль Горовец, Нина Бродская, Лариса Мондрус. Путь на телеэкран и в радиоэфир был практически закрыт и для Майи Кристалинской.

Однако для Кристалинской изредка всё же делались исключения и её приглашали участвовать в творческих вечерах известных поэтов и композиторов-песенников проводившихся в Колонном зале Дома Союзов под давлением авторитета этих мэтров таких как Колмановский, Пахмутова, Френкель, Ошанин и др., а также бессменного дирижёра Ю. Силантьева.

Кристалинская стала персоной нон грата на Центральном телевидении, кроме описанных выше исключений.

Последние десять лет жизни звезда советской эстрады выступала в сельских клубах, в райцентрах Тульской, Рязанской, Орловской областей. Добиться разрешения на концерты в областных центрах, не говоря уже о Москве, оказалось очень сложно.

Майя Кристалинская была человеком большой эрудиции, безгранично любила театр, разбиралась в живописи, её интересовали проблемы психологии, она знала литературу так, как её знают только специалисты.

В 1974 году ей было присвоено звание «Заслуженная артистка РСФСР», хотя на самом деле ее обрекли на забвение.

Майя Кристалинская - Старый клён

Любила она и кино. Её любимой актрисой была .

В последние годы жизни она взялась за перевод книги Дитрих «Размышления» с немецкого языка на русский. Книга вышла в СССР уже после смерти Майи Кристалинской.

Также в 1970-е Майя Кристалинская нашла себя в новой сфере: она писала культурологические статьи в «Вечернюю Москву».

В 1984 году её болезнь обострилась, и прожить ей удалось ещё только год. 19 июня 1985 года в возрасте 53 лет Майя Кристалинская скончалась, чуть больше, чем на год пережив своего спутника жизни, архитектора Эдуарда Барклая, который умер от сахарного диабета 15 июня 1984 года.

Прощались с Майей в ЦДРИ, звучали её песни, выносили под песню «Русь».

Похоронена на Новом Донском кладбище в Москве. Эпитафия на её могиле гласит: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься - и опять споёшь» .

Майя Кристалинская (документальный фильм)

Личная жизнь Майи Кристалинской:

Первый муж - , писатель-сатирик. Поженились в 1957 году, но брак был недолгим и вскоре распался.

Арканов позже рассказывал: "В то время она еще не была знаменита. Я только что окончил институт, а Майя готовилась к выступлению на Международном студенческом фестивале. Случайно стал свидетелем, как она репетирует с оркестром Юрия Саульского. Надо сказать, мне всегда нравились худенькие девушки с огромными глазами, особенно если они хорошо пели. А Майя пела завораживающе - я влюбился. Все время думал о ней и однажды рассказал все своему другу. А он: «Слабо тебе жениться?» «Нет, - говорю, - не слабо». И вскоре сделал предложение Майе. А через полгода мы расстались, потому как в таких вопросах, как женитьба, спешить не надо!".

Второй муж - Эдуард Максимович Барклай (1925-1984), архитектор и скульптор, с ним прожила около 20 лет в счастливом браке.

Песни Майи Кристалинской:

А в Подмосковье (В. Шаинский - Э. Успенский);
А любовь, как песня (О. Фельцман - В. Харитонов);
А мне не грустно (Е. Птичкин - Я. Халецкий);
А снег идёт (А. Эшпай - Е. Евтушенко) - из кинофильма «Карьера Димы Горина»;
А я такая (К. Акимов - К. Филиппова);
Август (Я Френкель - И. Гофф);
Аист (Аркадий Островский - В. Семернин);
Аисты (Е. Глебов - ?);
Апрель (А. Фаттах - О. Фокина);
Белые сны (С. Заславский - М. Пляцковский);
Березка (Е. Мартынов - С. Есенин);
Буду я ждать на земле (В.Гевиксман - Л.Дербенёв);
Будь добрей (М. Вайнберг - Р. Сеф);
Будь, женщина, уверена в себе (Б. Терентьев - Б. Дубровин);
Бывает так (М. Таривердиев - Б. Гайкович) - из кинофильма «Человек за бортом»;
Была у Фрола (К. Акимов - К. Филиппова);
Белый свет (О. Фельцман - М.Танич, И. Шаферан);
В землянке (К.Листов - А.Сурков);
В лесу прифронтовом (М. Блантер - М.Исаковский);
В мае (О. Анофриев) - дуэт с Олегом Анофриевым;
В нашем городе дождь (Э. Колмановский - Е. Евтушенко);
В парке у Мамаева кургана (Я. Френкель - И. Гофф);
В песне - жизнь моя (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
Вальс о вальсе (Э. Колмановский - Е. Евтушенко);
Вдвоем с тобой (А. Аверкин - В. Матвеев);
Вдруг тебя вспоминая (Е. Стихин - Л. Румарчук);
Верба-вербочка (Я. Френкель - Р. Рождественский);
Вёрсты (М. Вайнберг - Булат Окуджава);
Верю, верю (П. Аедоницкий - Я. Халецкий);
Ветер северный (Я. Френкель - И. Гофф);
Ветерок бессонный (Д. Львов-Компанеец - М. Лисянский);
Взрослые дочери (О. Фельцман - Н. Доризо);
Внуки (Э. Колмановский - Н. Доризо);
Возможно (Аркадий Островский - Игорь Шаферан);
Вокализ (Микаэл Таривердиев) - дуэт с Юрием Ростом, из кинофильма «Мой младший брат»;
Волны (Г. Портнов - К. Рыжов);
Восемнадцать лет (О. Гришин - В. Застрожный);
Вот что песня сделала (В. Дмитриев - О. Долматов);
Всё как прежде (И. Дунаевский - В. Шкваркин);
Всё потому (П. Аедоницкий - И. Шаферан);
Всегда со мной (То ли встречу…) (А. Эшпай - В. Котов);
Вязаный жакет (А. Долуханян - Н. Доризо);
Где ты раньше был (Э. Колмановский - Е. Долматовский);
Главное, ребята, сердцем не стареть (А. Пахмутова - С. Гребенников, Н. Добронравов);
Говорила я ветру (Ю. Зацарный - Р. Рождественский);
Горизонт (А.Зацепин - Л.Дербенёв);
Горит звезда (М. Табачников - А. Гангов);
Город спит (А. Островский - Л. Ошанин);
Городок (Дм. Покрасс - М. Светлов);
Да, то есть нет (К. Акимов - К. Филиппова);
Два берега (А. Эшпай - Г. Поженян) - из кинофильма «Жажда»;
Две копейки за счастье (М.Звездинский);
Девчонки танцуют на палубе (А. Пахмутова - С. Гребенников, Н. Добронравов) - дуэт с Иосифом Кобзоном;
Детство ушло вдаль (А. Островский - Л. Ошанин);
Для тебя (Я. Френкель - И. Шаферан);
До завтра (О. Фельцман - М. Лисянский);
Доброе утро (автор не известен);
Добрый вечер (О. Фельцман - М. Лисянский);
Добрый день (Э. Колмановский - В. Дыховичный, М. Слободской);
Добрый мой друг (Б. Терентьев - Н. Добронравов);
Доверчивая песня (Аркадий Островский - Лев Ошанин);
Довоенное танго (Д. Покрасс - Ф. Лаубе);
Дожди (Аркадий Островский - И. Кашежева);
Дождь идёт (Д. Оливьери - Б. Дубровин);
Его зарыли в шар земной (Я. Вайсбурд - С. Орлов);
Еду я (А. Эшпай - Л. Дербенёв);
Если вам ночью не спится (А. Островский - С. Михалков);
Если можешь, прости (Г. Раймондо - И Аркадьев);
Если отец герой (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
Если ты любить устал (С. Туликов - Р. Рождественский);
Ещё раз о письмах (А. Экимян - В. Лазарев);
Жалоба (В. Кудрявцев - В. Орлов);
Жду любви (Т. Хренников - Е. Шатуновский);
Женский возраст (В. Хорощанский - Б. Шифрин);
Женщины (Л. Лядова - В. Лазарев);
Журавлёнок (Э. Колмановский - Игорь Шаферан);
За окошком света мало (Э. Колмановский - К. Ваншенкин);
За рулём (И. Лебедовская - С. Фогельсон);
Записка (А. Островский - Ф. Пузырёв);
Заря (Ю. Саульский - Ю. Цейтлин);
Зачем мы перешли на «ты» (Б. Окуджава - А.Осецка, Б. Окуджава);
Звёзды Мехико (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
Здравствуй (А. Петров - С. Фогельсон);
Зимняя песня (А. Норченко - В. Фельдман);
Знакомая песенка (М. Таривердиев - В. Орлов);
Знакомый мотив (С. Мелик - Ю. Гарин);
Золотые сумерки (М. Таривердиев - В. Орлов, С. Давыдов);
И меня пожалей (А. Пахмутова - И. Гофф);
Иванушка-дурачок (Н. Богословский - М. Танич);
Ивушка (С. Пожлаков - С. Голиков);
Ивы России (Ю.Степанов - Г.Иванов);
Как знать (Э. Колмановский - И. Гофф);
Как тебе служится (Я. Френкель- М. Танич);
Как хороши, как свежи были розы (А. Аренский);
Какая песня без баяна (О. Анофриев);
Камыши (В. Соловьёв-Седой - А. Чуркин);
Карелия (А. Колкер - К. Рыжов);
Килиманджаро (А. Островский - В. Громов, Ф. Данилович);
Когда разлюбишь ты (Э. Колмановский- И. Гофф);
Колыбельная (Э. Колмановский - К. Кулиев, Н. Гребнев);
Колыбельная с четырьмя дождями (С. Пожлаков - Л. Лучкин);
Колыбельная Светлане (Т. Хренников);
Костёр на снегу (А. Зацепин- Л. Дербенёв);
Красно солнышко (П. Аедоницкий - И. Шаферан);
Круги на воде (А. Островский - И. Кашежева);
Кто отзовётся (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
Лесная колыбельная (В. Махлянкин - А. Кондратьев);
Летний снег (Д. Тухманов - М. Ножкин);
Лето кончилось (В. Зубков - Н. Кондакова);
Летят стрижи (Аркадий Островский - Лев Ошанин);
Листопад (С. Туликов - В. Лазарев);
Листья клёнов (Ю. Акулов - Л. Шишко);
Листья прошлогодние (Э. Колмановский - М. Матусовский);
Лунный камень (Аркадий Островский - И. Кашежева);
Лучший город земли (А. Бабаджанян - Л. Дербенёв);
Люби меня, как я тебя (Г. Пономаренко - Г. Георгиев);
Любимым прощают (В. Левашов - В. Харитонов);
Люблю тебя (Б. Терентьев - В. Винников и В. Крахт);
Люди как реки (А. Флярковский - Р. Рождественский);
Маленький принц (М. Таривердиев - Н. Добронравов);
Мамина осень (Ю. Акулов - Н. Малышев);
Москва и Варшава (Б. Терентьев - Ю. Каменецкий);
Москвичи (А. Эшпай - Е. Винокуров);
Мосты (А. Бабаджанян - В. Орлов);
Мы с тобой случайно встретились (Е. Рохлин - И. Финк);
На кургане (А. Петров - Ю. Друнина);
На лодке (В. Соловьёв-Седой - В. Лебедев-Кумач);
На причале (В. Гевиксман - Б. Окуджава);
Наши мамы (Э. Колмановский - И. Шаферан);
Не было печали (О. Фельцман - И. Шаферан);
Не зажигай огня (Е. Жарковский - А. Поперечный);
Не знаю тебя (Э. Рознер - М. Пляцковский);
Не зови меня (С. Кац - Г. Рублёв);
Не повторяется такое никогда (С. Туликов - М. Пляцковский);
Не рассказывай никому (А. Норченко - Г. Регистан);
Не спеши (А. Бабаджанян - Е. Евтушенко);
Нежность (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
Неизвестный солдат (А. Пахмутова - Е. Евтушенко);
Ненаглядный мой (А. Пахмутова - Р. Казакова);
Нет и да (Н. Богословский - М. Танич);
Нет, не прошла весна (Я. Френкель - И. Гофф);
Неужели это мне одной (Г. Портнов - Ю. Принцев);
Ничего не говорила (В. Соловьёв-Седой - А. Фатьянов);
Новогодний тост (А. Зацепин - М. Матусовский) - дуэт с Леонидом Харитоновым;
Новогодняя песня (Е. Птичкин - Л. Куксо);
Ночные вокзалы (М. Фрадкин - Е. Долматовский);
О любви и о тебе (Д. Тер-Татевосян - Б. Брянский);
Обучаю игре на гитаре (Я. Френкель - К. Ваншенкин);
Оглянись (Я. Френкель- И. Гофф);
Одноклассники (В.Дмитриев - М. Пляцковский);
Опять плывут куда-то корабли (А. Колкер - И. Кашежева);
Осенние ели (Д. Покрасс - А. Пришелец);
От разлуки до разлуки (В. Баснер - М. Матусовский);
Отчего (Б.Терентьев - В. Крахт);
Офицерские жёны (А. Долуханян - Е. Долматовский);
Палуба (Ю. Левитин - Г. Шпаликов) - из кинофильма «Коллеги»;
Перед дальней дорогой (М.Блантер - В.Дыховичный, М.Слободской) с Геннадием Пономарёвым;
Песенка Люси (Э. Колмановский - Л. Ошанин) - из спектакля «Дайте крышу Матуфлю»;
Песенка о ветре (Г. Портнов - К. Григорьев);
Песенка о счастье (К. Акимов - К. Филиппова);
Песенка об Арбате (Б. Окуджава);
Песенка почтальона (А. Колкер - Л. Норкин);
Песня Веры (Я. Френкель - Р. Рождественский) - из кинофильма «Корона Российской империи»;
Песня о ветре (Г. Портнов - Ю. Принцев);
Песня о матери (А. Зацепин - Л. Дербенёв) - из кинофильма «Ангел в тюбетейке»;
Песня о пожарнике (М. Таривердиев);
Песня о стюардессах (Л. Лядова - О. Милявский);
Письма (А. Экимян - В. Лазарев);
Письмо на Усть-Илим (А. Пахмутова - С. Гребенников, Н. Добронравов);
Поговорим (Г. Мовсесян - Игорь Шаферан);
Подкова (А. Изотов - С. Гершанова);
Подмосковные вечера (В. Соловьёв-Седой - М. Матусовский);
Позови меня (А. Зацепин - А. Галиев);
Пока ещё не осень (В. Левашов - А. Детерихс);
Пока стучат часы (В. Шаинский - М. Ножкин);
Половинка (Л. Иванова);
Полынь (А. Пахмутова - Р. Рождественский);
Признание в любви (С. Туликов - М. Танич);
Присядем друзья перед дальней дорогой (М. Блантер - В. Дыховичный, М. Слободской) - дуэт с Г. Пономарёвым;
Просто очень люблю (К. Акимов - К. Филиппова);
Просто-напросто (Л. Вербицкий - А. Вратарёв);
Прощайте, голуби (М. Фрадкин - М. Матусовский);
Птицы (Р. Майоров - А. Ольгин);
Пускай сложилось всё иначе (С. Туликов - Д. Смирнов);
Пусть дни проходят (Б. Терентьев - И. Финк);
Расцвёл мангустан (О. Лундстрем - русский текст Е. Гвоздев) - индонезийская народная песня;
Ретро (В. Мильман - Б. Шифрин);
Родимая земля (Г. Мовсесян - Р. Рождественский);
Ромашка (К. Акимов - К. Филиппова);
Россия (А. Флярковский - М. Сергеев);
Русь (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
С Новым Годом (О. Фельцман - А. Внуков, Я. Хорейчик) - песня с О. Анофриевым, В. Трошиным, Л. Барашковым;
Садовое кольцо (М. Таривердиев - С. Гребенников, Н. Добронравов);
Седые мужчины (Н. Кудрин - В. Бут);
Сидят в обнимку ветераны (А. Пахмутова - М. Львов);
Синие розы (Л. Вербицкий - Ю. Ерусалимский);
Сколько лет, сколько зим (В. Ветров - О. Фокина);
Сны (Мальчишки уснули…) (А. Флярковский - Р. Рождественский);
Сны (Мы наши первые печали…) (Э. Колмановский - И. Гофф);
Спящая красавица (Н. Богословский - М. Танич);
Старое время (Дм. Покрасс - Ф. Лаубе);
Старый клён (А. Пахмутова - М. Матусовский);
Старый клён (А. Пахмутова - М. Матусовский) - дуэт с Владимиром Трошиным на польском языке;
Старый причал (В. Гевиксман - Б. Окуджава);
Судьба (Я. Френкель - Э. Пузырев);
Суздаль (В. Соловьёв-Седой - М. Матусовский);
Счастливый день (В. Дмитриев - М. Рябинин);
Сын полка (О. Фельцман - Е. Долматовский);
Сыновья покидают родительский дом (А. Изотов - М. Лисянский);
Таёжный вальс (Э. Колмановский - Лев Ошанин);
Так уж бывает (А. Флярковский - М. Танич);
Так устроен свет (Д. Тухманов - М. Пляцковский);
Такие ночи (Г. Портнов - ?) - дуэт с Эдуардом Хилем, из кинофильма «Когда песня не кончается»;
Текстильный городок (Я. Френкель - М. Танич);
Телефонный звонок (Ю. Акулов - Л. Шишко);
Течёт Волга (М. Фрадкин - Л. Ошанин);
Тик-так (А. Флярковский - Л. Дербенёв);
Товарищу комсоргу (А. Пахмутова - С. Гребенников, Н. Добронравов) - дуэт с Иосифом Кобзоном;
То ли буря, то ли вьюга (Г. Пономаренко - М. Агашина);
Только любовь права (А. Бабаджанян - С. Гребенников, Н. Добронравов);
Топ-топ (С. Пожлаков - А. Ольгин);
Тоска по Родине (М. Фрадкин - В. Лазарев);
Три товарища (Ю. Левитин - Б. Ахмадуллина);
Трио из оперетты «Сто чертей и одна девушка»;
Тропена когийре - бразильская шуточная народная песня-скороговорка в обработке А. Котякова;
Ты мечтаешь о дальних полётах (Я. Френкель - В. Войнович) - дуэт с Иосифом Кобзоном;
Ты не печалься (Микаэл Таривердиев - Николай Добронравов);
Ты сейчас далеко (С. Туликов - М. Пляцковский);
Ты это не забудь (О. Фельцман - А. Гангов);
У песни есть имя и отчество (Е.Мартынов - М.Лисянский);
У тебя такие глаза (М. Таривердиев - С. Кирсанов);
Улыбка (Е. Птичкин - Я. Халецкий);
Ходите чаще в гости к старикам (А. Изотов - С. Гершанова);
Царевна-несмеяна (Г. Шангин-Березовский);
Часы (В. Людвиковский - Б. Брянский) - дуэт с Владимиром Трошиным;
Это было, это будет (Д. Тухманов - М. Танич);
Этот Новый Год (Е. Птичкин - Б. Брянский);
Я - Земля (А. Абрамов - Игорь Шаферан);
Я ваша весна (Ю. Левитин - Е. Шевелёва);
Я иду на свидание с тобой (Д. Покрасс - П. Градов);
Я с утра к тебе шла (Л. Иванова - Л. Иванова);
Я тебя не знаю (В. Кащеев - Л. Иванова);
Я тебя подожду (А. Островский - Л. Ошанин)

Биография и эпизоды жизни Майи Кристалинской. Когда родилась и умерла Майя Кристалинская, памятные места и даты важных событий её жизни. Цитаты певицы, фото и видео.

Годы жизни Майи Кристалинской:

родилась 24 февраля 1932, умерла 19 июня 1985

Эпитафия

«Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься - и опять споёшь».
Надпись на могиле М. Кристалинской

«В жизни Майя
не была особенной,
не была кумиром.
Просто пела.
За столом
и на концертах собственных
пела, как могла.
И как умела.
Невосславленна и небалованна,
шла от песни к песне,
как по вехам…
Эхом
нашей юности была она.
Тихим эхом.
Добрым-добрым эхом».
Из стихотворения Роберта Рождественского на похороны М. Кристалинской

Биография

Майя Кристалинская, любимая певица 1960-х гг., исполнительница знаменитой «Нежности», пела с детства. В школе она занималась в хоре, да и просто пела - везде, всегда, с удовольствием. Мало кто знал о её трагедии, о той боли, с которой была для нее тесно связана песня.

Майе не было и 30 лет, когда ей поставили диагноз «лимфогранулематоз», злокачественная опухоль лимфатических желез. Врачи предупредили, что от пения состояние Майи может ухудшиться, но она уже не могла оставить эстраду. К тому времени девушку, успевшую поработать инженером по специальности, заметил знаменитый Олег Лундстрем, и она уже выступала с его оркестром.

Голос Майи был несильным, грудным, манера - сдержанной. И тем не менее она покорила сердца слушателей глубиной чувства, которая звучала в её песнях. «Старый клён», «Топ-топ», «Сегодня праздник у девчат», «Не повторяется такое никогда» - эти песни звучали не только в радиоприёмниках, но и в сердцах.

На «Новогоднем огоньке» Майя исполнила песню «В нашем городе дождь», и это стало официальной причиной запрета её выступлений на телевидении. Кристалинскую обвинили в «пропаганде грусти». В этот сложный период Майю поддерживала только любовь и забота второго мужа; детей у певицы не было, и она тяжело переживала это. Когда супруг Майи ушёл из жизни, обострилась и её болезнь.

За год до смерти Кристалинская, которая чувствовала себя всё хуже, согласилась попробовать новую методику лечения. Но она не принесла положительных результатов, даже наоборот: Майя окончательно потеряла голос и плохо двигалась. Рядом оставались несколько друзей, но, наверное, певице казалось, что держаться за жизнь больше незачем. Когда она ушла, ей было всего 56 лет.

Линия жизни

24 февраля 1932 г. Дата рождения Майи Владимировны Кристалинской.
1950 г. Поступление в Московский авиационный институт.
1957 г. Кристалинская становится лауреатом Московского международного фестиваля молодёжи и студентов. Брак с писателем Аркадием Аркановым.
1959-1960 гг. Работа солисткой в оркестре О. Лундстрема.
1960 г. Запись песни Маши из к/ф «Жажда».
1962 г. Знакомство со вторым мужем, Э. Барклаем.
1966 г. Запись песни «Нежность» из к/ф «Три тополя на Плющихе». Признание ее лучшей эстрадной певицей года.
1970 г. Запрет на появление на телевидении из-за новой антисемитской политики.
1974 г. Звание заслуженной артистки РСФСР.
1984 г. Обострение болезни.
19 июня 1985 г. Дата смерти Майи Кристалинской.

Памятные места

1. Московский авиационный институт, который закончила Майя Кристалинская.
2. Новосибирск, где Кристалинская оказалась после распределения из вуза.
3. Конструкторское бюро А. Яковлева, где работала Майя Кристалинская.
4. Польша, где М. Кристалинская была на гастролях с Марком Бернесом в 1964 г.
5. Новое Донское кладбище в Москве , где похоронена Майя Кристалинская.

Эпизоды жизни

Майя Кристалинская исполнила песни, которые звучали в более чем 20 кинофильмах, в числе которых «Тишина», «Карьера Димы Горина», «Человек идёт за солнцем», «Девчата» и т. д.

На выступлениях на Майе Кристалинской всегда была шейная косынка. Певице приходилось скрывать ожоги от лучевой терапии.

Первый брак Кристалинской с А. Аркановым продлился меньше года. Со вторым своим гражданским мужем певица прожила душа в душу больше 20 лет. Они умерли в один день, только с разницей в год.

Любимой актрисой Кристалинской была Марлен Дитрих. Майя самостоятельно перевела её книгу «Размышления» и связалась с Дитрих, жившей в Париже. Книга вышла только после смерти Майи.


Майя Кристалинская исполняет песню «Нежность»

Завет

«Лучше убейте меня сразу, без сцены я буду умирать медленно, день за днем».

Соболезнования

«Ее голос не врывался в дома и квартиры, как врываются нынче песни-налетчики. Ее голос ласково вливался в ваш дом и вашу душу навсегда. Недаром вершиной ее творчества стала пахмутовская «Нежность». Честно прожитая жизнь - это не так уж мало. Жизнь, прожитая всем смертям назло, да еще с песней, кристальной майской песней, - это уже подвиг».
Олег Анофриев, певец.

«Она всегда пела, сколько я ее помню: и в школе, и в институте, и в конструкторском бюро. За обеденный перерыв успевала перепеть весь репертуар Лолиты Торрес… Я часто бывала на ее концертах и, глядя на нее, такую красивую и веселую, думала: „Неужели она так тяжело больна?! Да не может быть!“».
Валентина Котелкина, лучшая подруга певицы


Заслуженная артистка РСФСР (1974)

В конце 20-х годов у Владимира Кристалинского и его жены родилась девочка, которую они назвали Майей. Но ребенок прожил всего два года. Горе родителей было безутешным, и когда 24 февраля 1932 года у них снова родилась девочка, ее тоже назвали Майей.

Ее отец, Владимир Григорьевич Кристалинский, был ученым-математиком, сочинял головоломки и кроссворды, которые охотно печатала «Пионерская правда» и вел занятия в Доме пионеров, который позже стал Центральным Домом детей железнодорожников. В его кружок ходила десятилетняя Валя Котелкина. Она стала подругой Майи на всю жизнь. Обе были музыкальны, любили петь. Вечерами, гуляя по улицам, играли в такую игру: одна начинала арию, другая говорила: «Гадание Марфы» из оперы Мусоргского «Хованщина». Или: «Ария Любаши из «Царской невесты» Римского-Корсакова». В школе Майя пела на вечерах, попросту, без подготовки, под рояль, стоящий в актовом зале. Ее хвалили, пела она чисто, с артистизмом, но превратить эту игру в профессию она не планировала.

Двоюродная сестра отца Кристалинской, Лилия, была актрисой Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Муж ее, Павел Златогоров, — известным режиссером, ближайшим помощником Немировича, поставил вместе с ним «Катерину Измайлову», «Тихий Дон», «В бурю», а после его смерти — «Войну и мир», «Так поступают все женщины».

Благодаря «тете Лиле» и «дяде Паше» Майя еще девочкой пересмотрела практически весь репертуар их театра. В квартире Златогоровых маленькая Майя познакомилась с художественным руководителем Еврейского театра Соломоном Михоэлсом и его главным актером Зускиным, с примадоннами Музыкального театра Надеждой Кемарской и Софьей Големба, с московским грузином Владимиром Канделаки.

За ее хрупкостью Майи скрывался железный характер, и даже из бед девочка умела извлекать пользу. Во время войны Майя училась музыке под вой сирен и выстрелы зениток. Она с нетерпением дожидалась вражеских авианалетов, чтобы поиграть на пианино. В другое время тревожить соседей по коммунальной квартире Кристалинская не решалась.

Майяхорошо училась в школе, ей легко давались математика, литература и иностранный язык. Она стала выступать в хоре Центрального Дворца детей железнодорожников, которым руководил Семен Дунаевский. Выпускным июньским вечером 1950 года на Манежной площади Майя решилась спеть для случайной публики. Она пела «Друзей-однополчан», «Синий платочек» и другие песни недавних военных лет. Но о карьере эстрадной певицы Майя не задумывалась, и поступила после окончания школы в МАИ.

И потянула за собой Валю. Котелкиной было все равно — лишь бы вместе, и девочки подали документы на факультет экономики самолетостроения. «Будем с парашютом прыгать», — пугала Майя Валю. Сама она спортивной отнюдь не была. Когда надо было сдать зачет по плаванию (а плавать она не умела), Майя договорилась с Валей: Валя плывет, где помельче, а Майя за ней, делая гребки руками и перебирая по дну ногами. Физкультурник их трюк раскусил сразу: «Кристалинская, твою мать, вылазь, все ноги собьешь! Зачет я тебе и так поставлю, за находчивость».

Как-то девушки, приехавшие погостить на каникулы к Валиной тетке в деревню, услышали от одного колхозника: «А власть-то сейчас на штыках только держится…» Оставшись одни, девушки заспорили. Валя кипятилась: «Стыдно так говорить! Что ж, и любовь к Сталину на штыках держится?» Майя задумалась: «Я лично отношусь к товарищу Сталину хорошо. Но почему каждое его слово считают гениальным? В газетах по нескольку раз: «Как указывает великий Сталин…», «Как учит мудрый товарищ Сталин…» Он же читает их, почему не запретит? Вождь должен показывать образец скромности».

В МАИ она пела в хоре. Руководители хора разглядели в скромной, тихой девушке поставленный от природы голос. Подруга Майи по хору, будущая прима Александринки Галина Карева, настаивала, чтобы Майя посвятила себя пению. Но Майя закончила в 1955 году МАИ и получила распределение в Новосибирск.

Ей предстояло три года отработать на производстве. В путь она отправилась с подругой Валей Котелкиной, которую тоже направили в Новосибирск. Девушки надеялись, что их ждет интересная работа и участие в культурной жизни столицы Сибири.

Заместитель директора завода встретил девушек неприветливо:

— Из Москвы?

— Да.

— Будете «выдавальщицами» — выдавать детали рабочим. Семьсот тридцать рублей. Оформляйтесь… — И вышел из кабинета.

Деньги по тем временам были небольшие и работа скучная. Девочкам даже не предложили места в общежитии. Секретарша отвела их в «красный уголок», и они ночевали на диване. Назавтра пришли к директору проситься отпустить обратно в Москву. Директор отрезал: «Нет!» — и дал команду поселить их в комнате при бухгалтерии, которую они окрестили «казематом». Вечерами они слушали по радио Москву и плакали. По утрам завтракали зеленой колбасой. На заводе все казалось отталкивающим: грязный цех, матерящиеся женщины, десяти-двенадцатичасовой рабочий день. У девочек созрел план побега. С остатком сухарей и десятью рублями они уехали в Москву в общем вагоне.

Они понимали, что за дезертирство их не погладят по головке. Новосибирский завод прислал в Москву ходатайство о привлечении к уголовной ответственности выпускников Московского авиационного института гр. Кристалинской М. В. и Котелкиной В. И., самовольно оставивших место работы. Но в Министерстве авиационной промышленности девочек пожалели. Начальник главка был рецензентом Майиного дипломного проекта, получившего оценку «отлично», решил не портить девушкам биографии и пристроил их на работу в Москве — в КБ генерального конструктора Яковлева.

Работа в КБ Яковлева была поставлена строго - любимец Сталина не терпел расхлябанности. Кристалинской весь день приходилось работать у кульмана. И только в обеденный перерыв можно было потратить пятнадцать минут на репетиции концерта участников самодеятельности. Эти пятнадцать минут, а также вечера, проведенные в хоре Центрального Дворца детей железнодорожников, и были временем, которое было отпущено Майе Кристалинской на занятия искусством.

Первой машиной, которую им дали обсчитать, стал ЯК-18А в 260 лошадиных сил, небольшой учебно-тренировочный самолет. Целый рабочий день девушки чертили и вели расчеты, а в обеденный перерыв народ из окрестных лабораторий сбегался на концерт. Майя пела. Тогда была безумно популярна аргентинская картина «Возраст любви» с только начинавшей карьеру Лолитой Торрес. Кристалинская пела песни из этого фильма по-испански и по-русски — «Не смотри на меня» и «Коимбра» («Мой город родной, знаменитый…»). Слушатели были довольны.

Решающим в жизни Майи стал 1957 год, - год проведения Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Студия «Первый шаг» при ЦДРИ по поручению ЦК комсомола занялась поиском и подготовкой джазового ансамбля. Ее возглавил молодой композитор и дирижер Юрий Саульский. Наслышанный о способной девушке из КБ, он пригласил Майю в свой оркестр. Коллектив был в основном любительский, и заниматься пришлось очень напряженно.

Несколько летних фестивальных дней получились сплошным праздником - было проведено множество спектаклей, концертов и шоу. Общение участников шло на всех улицах и на всех языках. Гость фестиваля молодой Гарсия Маркес заметил: «Счастье советского народа и советского правительства в том, что народ просто не знает, как он плохо живет».

Однако восьмого августа, в день, когда раздавали награды фестиваля, в газете «Советская культура» появилась разгромная статья под названием «Музыкальные стиляги». Ее «герой» — Молодежный оркестр под управлением Юрия Саульского — был бит по всем статьям за «заигрывание со зрителем» и «рявканье тромбонов, вой саксофонов, грохот ударных». «Когда на сцену выходят наши, хочется ощущать, что это — представители Советской страны. Досадно наблюдать подслушанные по заграничному радио интонации, штампованные для американизированного джаза приемы оркестровки и прочие «штучки». Манера исполнения крикливая, грубая, физиологическая, «синкопа на синкопе сидит и синкопой погоняет». Мы с отвращением наблюдаем за вихляющими ужимками длинноволосых стиляг в утрированно узких и коротких брючках и экстравагантных пиджачках…»

Статья была инициирована музыкальным консерватором Д. Кабалевским и джазменом А. Цфасманом. Он и был вдохновителем этого опуса, усмотрев в «Первом шаге» будущих конкурентов. Последовали «оргвыводы», и «Первый шаг» прекратил свое существование.

Известность Кристалинской как певицы становилась все шире. После одного из выступлений к ней подошел молодой человек, чем-то похожий на Марчелло Мастрояни. Он представился. Это был Аркадий Арканов. Майя оценила пылкость и настойчивостьпоклонника, который тотчас же предложил ей руку и сердце. Знакомство состоялось в конце апреля 1958 года, а в начале июня они расписались. Но сказки из этого романа не получилось.

«Родные и близкие» молодоженов были поставлены перед фактом. На свадьбу прибыла родня Арканова из Украины, от которой явно не была в восторге московская родня Кристалинской. Над свадебным столом витало напряженное молчание. Его попытался разрядить отец Майи. Узнав, что Арканов пишет юморески, он пошутил: «Вот есть у нас сатирик Аркадий Райкин. А теперь еще будет и Аркадий Майкин!»

Шутка должного эффекта не возымела. Тогда он достал из портфельчика железные «головоломки» и раздал участникам пиршества. Свадьба засопела над хитрыми железками. Позже Арканов признался, что познакомился с Майей «на слабо», поспорив с другом.

У супругов тоже было не все гладко, в первую очередь, не совпадали их взгляды на искусство. «Майя, у тебя нет музыкального образования, ты темна, как деревенский человек. Голос от природы, неплохой слух и способность воздействовать на слушателей — этого мало», — убеждал жену Арканов. Но та не желала внимать советам неспециалиста. Она вообще болезненно относилась к критике. Прошло всего 10 месяцев брака, и Аркадий Арканов уехал к своим родителям — голосовать на выборах по месту прописки. «Когда ты придешь?» — спросила Майя. «Думаю, что я не приду вообще», — ответил он и сдержал слово.

Арканов и Кристалинская сохранили хорошие отношения и числились еще несколько лет мужем и женой, пока Арканову не понадобился развод для получения отдельной жилплощади.

Лето 1958-го стало для Майи судьбоносным. Она взяла в КБ сразу два отпуска: очередной и месяц «за свой счет», и отправилась на гастроли по Закавказью. Успех был ошеломляющий. Одна из юных поклонниц, не имея никакой другой бумажки для Майиного автографа, протянула ей свою «зачетку». После этих гастролей Майя в КБ уже не вернулась. Она решила работать только на эстраде.

Ей поступило предложение от «первого трубача Старого Света» Эдди Рознера, которому в ансамбль требовалась солистка после ухода Ирины Бржевской. Это было весьма лестное предложение. Тем более, что джазовым вокалом Майя не владела. Эту миссию взяла на себя юная Гюли Чохели, потом в этом качестве ее сменила Ирина Подошьян. А Майе достался ее коронный лирический репертуар.


Во время гастролей в начале 1960-х Майя почувствовала себя нездоровой, у нее былавысокая температура. Врачи обнаружили у Кристалинской тяжёлую болезнь - лимфогранулематоз. Она прошла тяжёлый курс лечения, но с тех пор ей пришлось выходить на сцену с косынкой на шее, скрывавшей следы облучения. Это нисколько ее не портило, напротив - появились подражетельницы ее «фирменного» стиля. Впоследствии известные гематологи Кассирский и Воробьев лечили Кристалинскую около четверти века, продлив ей жизнь наполовину срока ее жизненного пути.

Кристалинская не сдалась, не бросила сцену, а продолжала выступать, втайне от всех проводя творческие отпуска на больничной койке. Страшный недуг удалось перевести в стадию ремиссии, но с тех пор её гастрольный чемодан ломился от таблеток и пилюль. И от шейных платков - по нескольку для каждого наряда.

Ее называли «уютной», «домашней», «мамочкой нашей эстрады». Ее голос не был сравним ни с каким другим голосом, и был совершенно индивидуален. Как и весь облик, - до середины 60-х она выходила на эстраду не в вечернем платье, а в костюме, словно до этого весь день провела в КБ или в другой советской конторе.

Не смотря на болезнь, теплый и душевный голос Майи Кристалинской стал визитной карточкой передачи «С добрым утром!» Для нее написали песни Ошанин и Островский. Исполнив их Майя Кристалинская стала одной из самых известных певиц тогдашней эстрады. Мало кто помнит, что и еще один хит времени - песню «Пусть всегда будет солнце!» - первой исполнила Майя Кристалинская. Позже эта песня стала популярной в исполнении Тамары Миансаровой.

С Кристалинской сотрудничали лучшие эстрадные композиторы-песенники. Молодой Микаэл Таривердиев начинал писать именно для нее. А с песней «В нашем городе дождь…» (музыка Э. Колмановского, стихи В. Поженяна и Е. Евтушенко) произошло сразу несколько казусов. Композитор писал ее для одной певицы из Большого театра и ни за что не хотел отдавать песню Кристалинской для исполнения в передаче «С добрым утром!». А формат передачи требовал премьеры. Майя в записала песню на радио и упросила Колмановского «только послушать». Он послушал. И сказал, что для певицы из Большого он напишет лучше оперу. А эту песню подарил Майе.


Песни «Тишина», «Царевна-несмеяна», «Возможно», «У тебя такие глаза» стали шлягерами. Пластинка «Мы с тобой два берега» с песнями из кинофильма «Жажда» разошлась тиражом в 7 миллионов экземпляров в те годы, когда проигрыватель считалсяроскошью и имелся далеко не в каждой семье. Певица одной из первых исполнила на эстраде песенку Булата Окуджавы «Ах, Арбат», звучавшую до этого только в магнитофонных записях. В совершенстве владея несколькими иностранными языками, Майя записала цикл песен на английском языке: «Подмосковные вечера» Соловьева-Седого, «Течет Волга» М. Фрадкина, на польском - «Старый клен» Пахмутовой и «Москвичи» Эшпая. А в 1966 году Кристалинская получила приз телезрительских симпатий как лучшая певица СССР.


Однако, прошла хрущевская «оттепель», и Гостелерадио возглавил Сергей Лапин, печально знаменитый своими диктаторскими замашками и хамскими высказываниями об артистах, чьё творчество не укладывалось в железобетонные рамки социалистического реализма. Кристалинскую Лапин невзлюбил сразу; говорил, что «она не поёт, а ноет», а в её песне «В нашем городе идёт дождь» вообще усмотрел антисоветчину.

На съемки одной из новогодних передач Майю Кристалинскую впервые пригласили на ТВ именно с песней «В нашем городе дождь…» В результате последовали разгромные оргвыводы теленчальства - песня не по сезону (про дождь, а у нас, типа, снег), упадочническая по характеру (о несчастной любви, что в принципе чуждо нашему оптимизму и советскому образу жизни). Кроме того, нельзя давать такое в новогодней программе, когда все пьют, веселятся и особенно много надеются на хорошее.

Насколько певица была востребована на радио, в фирме «Мелодия», и в Госконцерте, настолько же упорно ее отторгало теленачальство. Некоторые объясняют это антисемитизмом Лапина. Отец Майи был евреем, мать - русская. Оформляя паспорт, она, как это было принято у советских людей, записала национальность «по отцу». Наивная девушка не подозревала, что поступила опрометчиво.

60-е годы - годы наивысшей популярности Кристалинской, и во многом - горькие для нее годы. Ей приходилось много ездить по стране, отказаться было нельзя: популярность и полученное звание обязывали. Однако, болезнь постоянно проявлялась в рецидивах, и певица была вынуждена ложиться в клинику. Где ее ждали тяжелые курсы химиотерапии, вызывавшие тошноту и депрессию.

Усугубляло ситуацию и неприязнь Лапина. Майя всё реже и реже стала появляться на экране телевизора, а затем её и вовсе убрали из эфира с идиотичной формулировкой: «За пропаганду грусти». Оставались живые выступления, но опала быстро распространилась и на концертную деятельность - и всенародной любимице было разрешено петь лишь в сельских клубах в райцентрах Тульской, Рязанской и Орловской областей.

В 1974 году Майе Кристалинской присвоили утешительное звание Заслуженной артистки РСФСР.

Личная жизнь певицы тоже не ладилась. Некоторое время у Кристалинской был роман с одним журналистом из «Огонька». Он был красив, но выпивал, а выпив, скандалил. Однажды в ресторане Дома журналистов он стащил со стола скатерть на пол. Властный голос из-за соседнего столика приказал:

А ну-ка вывести эту парочку отсюда и никогда больше их не пускать!

И все же в жизни Майи Владимировны произошли две очень важные встречи. Она встретила свою лучшую песню и встретила любимого, достойного ее человека.

Песня - это «Нежность», написанная Александрой Пахмутовой, С. Гребенникова и Николаем Добронравовым. «Нежность» во многом обязана своим успехом настойчивости именно Майи Владимировны. Когда Кристалинская исполнила ее в первый раз, то особого успеха «Нежность» не имела. Аркадий Островский даже набросился на Пахмутову в антракте: «О чем вы пишете? Какой-то никому не известный французский летчик! Уж тогда бы о Чкалове написали, что ли! Ближе к народу быть надо! Вот у меня: «А у нас во дворе…» - всем понятно, близко, и все довольны…»


Но Кристалинская упорно всегда включала эту песню в свои концерты. В фильме «Три тополя на Плющихе», лирическим лейтмотивом фильма стала именно эта песня - «Нежность». Теперь представить историю нашей эстрады без этой песни уже невозможно.

А человека, которого Майя встретила - звали Эдуард Барклай. Молодой красавец, душа общества, Эдуард Барклай входил в высшие круги московского бомонда. Запросто общался с дочерью Сталина Светланой, с дочерью Молотова, был женат на дочери Орджоникидзе. Когда его брак распался, Барклай был весьма успешным дизайнром и архитектором, и желанным гостем в лучших домах Москвы. Этот человек и стал Майиной судьбой.

По совету Эдуарда, Майя начала появляться на сцене не в привычных костюмах, а в элегантных платьях с высоким воротом. Он сам выбирал фасоны платьев и расцветку ткани. Кристалинская и Барклай стали жить вместе, а через некоторое время гражданский брак сменился официальным, хотя из-за болезни Майя не могла иметь детей.

Они полюбили друг друга с молодой пылкостью и с заботливой мудростью зрелых людей. Их однокомнатную кооперативную квартиру он постарался сделать настоящим убежищем для усталой, измученной души своей любимой женщины. Наступили годы счастья. Барклай не подпускал Майю к работам по дому, лично следил, чтобы она вовремя принимала лекарства, и без устали напоминал жене, какая она красивая и талантливая. Не привыкшая сидеть без дела, Майя стала пробовать себя в разных ипостасях. Когда ей не давали петь, она писала культурологические статьи в «Вечернюю Москву».

Он оказался искусным кулинаром, и кормил ее разными изысканными блюдами. Рядом с ним она почувствовала, что такое настоящая женщина. У него было очень много друзей, которые не переставали говорить Майе: «Вы даже не представляете, как у вас замечательный муж! Таких мужчин на свете почти уже не осталось!» Майя чувствовала это. К сожалению, Барклай тоже не отличался богатырским здоровьем, врачи обнаружили у него признаки сахарного диабета. Их квартира скоро начала напоминать госпиталь: лекарства, микстуры, стойкий запах химии.

В июне 1984 года Майя и Эдуард собирались на курорт и устроили пир для друзей. Застолье шло своим чередом. Рано утром Барклай разбудил Майю: «Майечка, мне очень плохо. Вызови скорую». И потерял сознание. Врачи приехали быстро, сделал укол, но буквально через несколько минут сердце Эдуарда остановилось. Его похоронили 19 июня 1984 года.

Майя тяжело переживала эту потерю. Кристалинская не раз признавалась, что после смерти Эдуарда потеряла интерес к жизни, даже перестала наблюдаться у Воробьева. Она занималась переводом с немецкого мемуаров своей любимой актрисы Марлен Дитрих. Книга была опубликована в СССР после смерти Майи Кристалинской.

«После того, как ушел Эдик, мне стало неинтересно жить», — говорила Кристалинская. Она перестала наблюдаться у Воробьева. В начале 1985 года Майя легла в клинику, где ей сделали очередной сеанс облучения, но вскоре у нее ухудшилась речь, плохо стали двигаться правая рука и нога. После возвращения домой болезнь начала прогрессировать. Майя потеряла голос. Она не могла говорить, только набирала номер знакомых и плакала в трубку.

В июне 1985 года Кристалинская снова легла в больницу. Там она потеряла сознание, потом впала в кому. Все усилия врачей оказались тщетными. Она умерла 19 июня - в тот день, когда годом ранее был похоронен Эдуард Барклай.


Майя Кристалинская похоронена на Донском кладбище в Москве.

На мраморной стеле надпись:

Ты не ушла,
Ты просто вышла,
Вернешься
И опять споешь…

Использованные материалы:

Материалы сайта www.vilavi.ru

Материалы сайта www.peoples.ru

Текст статьи «Майя Кристалинская», автор В.Бондаренко

Текст статьи «Она не ушла, она просто вышла», авторы С.Новикова и К.Орлов

Текст статьи «Какой бывает любовь? Майя Кристалинская и Эдуард Барклай», автор Ю.Москаленко