Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сарьян художник биография. Мартирос Сарьян: все краски Армении слились на его полотнах

Сарьян художник биография. Мартирос Сарьян: все краски Армении слились на его полотнах

Мартирос Сарьян Martiros Saryan

«Жизнь природы удивительна и загадочна. Зерно прорастает в земле, растет, в положенное время цветет, снова родит зерно и поэтому не умирает. Таков же человек. Он не умирает, так как он – сама природа. Познание этого есть познание бессмертия, возвышающее человека» (Сарьян).

Мартирос Сергеевич Сарьян родился 16 февраля 1880 года в городе Нахичевань-на-Дону в армянской семье. У родителей его был небольшой участок земли на хуторе. Но жили они очень скудно. В семье росло девять детей. В 1887 году семья переехала в Нахичевань, которая в то время была одним из центров армянской культуры, а в 1889 году Мартирос поступил в нахичеванское русское городское училище, окончив которое устроился в городскую контору по подписке на газеты и журналы, увлекся рисованием. Старший брат дал ему деньги на поездку в Москву, где он в 1897 году поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Там он учился под руководством А. Корина, Л. Пастернака, А. Архипова, И. Левитана. Позже его учителями стали В. Серов и К. Коровин. Первые свои работы Сарьян показал на XXIII выставке учеников Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С 1901 года он постоянно ездил в Армению, откуда всегда привозил много интересных работ. Именно природа Армении дала возможность ему искать новые принципы стиля, свою систему образной выразительности. Сам он позже вспоминал: "Караваны верблюдов с бубенцами, спускающиеся с гор, кочевники с загорелыми лицами, стада овец, коров, буйволов, лошадей, осликов, коз; базары, уличная жизнь пестрой толпы; мусульманские женщины, молчаливые, скользящие в черных покрывалах, в фиолетовых шароварах, в деревянных башмаках, выглядывающие с плоских крыш квадратных домов; большие темные миндалевидные глаза армянок - все это было настоящее, о чем я грезил в детстве. Я почувствовал, что природа - мой дом, мое единственное утешение... Природа многоликая, многоцветная, выкованная крепкой, неведомой рукой,- мой единственный учитель".
В 1904-1905 гг., по впечатлениям, полученным от путешествий по Армении, Мартирос Сарьян создает первый цикл "Сказок и снов" - "Король с дочерью", "У подножия Арарата", "У воды", "Чары солнца", "Озеро фей", "В ущелье Ахуряна" и т. д. Первый цикл "Сказок", выполненный в основном акварелью,- это поэтические диалоги с природой; плавные, поющие ритмы линий и сказочность живописных форм придают этим небольшим работам совершенно особое обаяние. Убежденность в единстве Вселенной, нерушимая связь человека с природой и бессмертие всего живого была заложена в нем изначально и послужила первоисточником его творческих исканий.

Озеро фей

В ущелье Ахуряна

Любовь сказка


У колодца

В 1907 году Сарьян участвовал в выставке "Голубая роза", где вместе с ним экспонировали свои картины П. Кузнецов, А. Матвеев, Н. Сапунов, Н. Крымов, П. Уткин, а в 1908-1909 годах его произведения появлялись на выставках, организованных журналом "Золотое руно". Многие сюжеты его картин сказочно-фантастичны, символичны, их колорит стилизованно красочен, изысканно-декоративен. Однако постепенно его работы делались более простыми и лапидарными. Большое влияние на молодого Сарьяна оказало творчество французских художников-импрессионистов, Гогена, Матисса, с произведениями которых он знакомился на выставках. В 1910 году Третьяковская галерея приобрела три его картины, которые были созданы во время поездки в Турцию, в Константинополь - "Глицинии", "Фруктовая лавочка в Константинополе", "Улица. Полдень. Константинополь". Как отмечал в это время Александр Бенуа, Сарьян обладал "большой чуткостью к краскам, которые у него особенно приятны, изысканны по природе и в то же время изысканно дики".

Персиянка

Продавец лимонада


Бедуин с верблюдом

Улица. Константинополь, полдень

Финиковая пальма
В 1911-1913 годах Сарьян совершил поездки в Египет и Иран, откуда привез очень интересные, неповторимые по колориту произведения, которые с большим успехом экспонировались на выставках "Мира искусства", Союза русских художников, Московского товарищества художников и др. Большинство работ было выполнено темперой на картоне. Сарьян не добивался иллюзии глубинной перспективы, а почти все свои композиции строил плоскостно. Рисунок у него, как правило, обобщен, главное - сочетание и контрасты локальных пластов цвета. Большинство работ ближневосточного цикла написано в один сеанс, без предварительных эскизов.
Сарьян часто повторял, что "все хорошее получается сразу", и не любил смешивать краски.
Однажды он сказал: "Краски, как и люди, обладают своей неповторимой индивидуальностью, и надо ее уважать. Краски в картине должны быть как солисты в ансамбле, а не как певчие в хоре, которых воспринимают не поодиночке, а группами или даже всех вместе. Что за удовольствие видеть вместо отдельных интересных лиц безликую толпу!"




В Персии


Женщина в маске


Полевые цветы

Цветы Калаки
В 1916 году Сарьян женился на дочери известного армянского писателя, преподавательнице армянской школы Лусик Агаян. Позже сам художник вспоминал: "Между нами не было романа - это была встреча двух людей как бы давно знавших друг друга. Мы никогда не расставались. Даже простившись на время, я чувствовал ее присутствие рядом и знал, что это самый близкий мне человек".
Через год у них родился сын Саркис, который стал историком армянской и итальянской литературы, а в 1920 году появился сын Газарос - в будущем композитор.
Октябрьская революция застала Сарьяна в Тифлисе. В 1919 году он организовал в Ростове-на-Дону армянский краевой музей и Общество художников. А в 1921 году переехал с семьей в Ереван.
Он активно участвовал в работе Общества художников, Общества охраны памятников старины, художественной школы, работал директором Государственного музея Армении. Много сил отдавал общественной работе. В 20-е годы Мартирос Сарьян писал пейзажи, портреты, быт своих земляков. Его картины имели большой успех на выставках не только в Армении и России, но и за границей, например в Венеции и Париже. В 1928 году в Париже проходила персональная выставка Сарьяна. И корреспонденты отмечали, что редко какому художнику выпадал такой успех в Париже. Однако потом, когда картины были отправлены пароходом в обратный путь, почти все они сгорели...


Красная лошадь


Гора Арагац летом

Армения


Портрет поэта


Глициния

Полуденный пейзаж

Ереван

Гора Арагац

Горы Гегама


Караван


Весениий день

Моя семья


Лусик Сарьян
В 1935 году Сарьян написал портрет жены - "Лусик Сарьян. Три возраста", где его любимая женщина воспета им в трех разных временных образах, а в 1942 году создал "Автопортрет. Три возраста". Многих еще успел изобразить Сарьян до своей смерти (5 мая 1972 года). Но пожалуй, самым загадочным является его написанный в 1933 году "Автопортрет с маской". Мариэтта Шагинян очень точно заметила, что назначение маски "не скрыть лицо, а как-то подтвердить, раскрыть его, раскрыть не в национальной и расовой, а в общечеловеческой значимости. Общее и постоянное, как спутник рядом с меняющимся, мгновенным временем. Маска словно придает портретам их вечный, неподвижный эквивалент в текучем времени".


Автопортрет с маской


В самых простых, обыденных сюжетах Сарьян искал "красноречивости" и, как сам признавался, всегда чувствовал себя монументалистом, стремился к максимальному обобщению всех образов. Он иллюстрировал "Армянские сказки", произведения армянских писателей, оформлял многие спектакли, в том числе и оперу "Золотой петушок" Н. Римского-Корсакова в Московском театре имени К. Станиславского. Армянское правительство выделило ему дом с мастерской, его картины экспонировались во многих странах мира.
В 1940 году в журнале "Искусство" появилась статья художника "О моей жизни и работе", которая дает ключ к пониманию его творчества.
Сарьян писал: "Я люблю в живописи свет и цвет, игру светотени. Я не представляю себе живопись без солнечного света, вне обогащающего, создающего бесконечные световые, страшно трудно уловимые переливы. Французские импрессионисты дороги мне за свою любовь к цвету и свету..."
Во время Великой Отечественной войны младший сын художника был на фронте, а сам Мартирос Сарьян писал много портретов и натюрмортов.
Сарьян писал цветы всегда - и в дни грусти, и в дни радости. Работая над натюрмортами с цветами, он неизменно переживал минуты особого вдохновения и, казалось, выверял основную линию своего искусства, стремящегося к свету, к вечности.
Должно быть, именно поэтому цветы Сарьяна в большей степени, чем произведения любого другого жанра, воспринимаются как воплощение никогда не покидавшей его уверенности в победе добра.
"Задавая себе вопрос, был ли я счастлив в жизни, могу ответить вполне определенно - да. Разве не счастье вступить в жизнь из небытия, осознать свое Я, увидеть свет, день, солнце и пользоваться бесчисленными благами, щедро, в изобилии предоставленными матерью-природой человеку. Ощущение жизни - ощущение счастья..."

Его цветы...


Абрикосовое дерево в цвету


Яркие цветы

Полевые маки


Осенние цветы


Жёлтые цветы

Цветы


Розы
В ознаменование Победы художник пишет самый большой из своих натюрмортов


Армянам - бойцам, участникам Великой Отечественной войны. Цветы

И его натюрморты...


Виноград

Натюрморт


Дары осени


Осенний натюрморт. Зрелые фрукты

В 1960 году, когда отмечалось 80-летие армянского живописца, Илья Эренбург написал: "Сарьян - не локальный художник, его корни в армянской земле, его кисть не знает границ".
В большинстве пейзажей Сарьяна властвует солнечный свет. Он есть не только в хорошо освещенных местах, но и в тени, он объединяет разные пласты цвета и придает всему изображению особый лучезарный тон. Одной из самых известных стала написанная в 50-е годы серия "Моя родина". В таких полотнах, как "Армения", "Лалваре", взгляд как бы восходит к вершинам гор, а в "Сборе хлопка" сначала движется по горизонтали и только потом взмывает ввысь. В "Араратской долине из Двина" пространственные планы словно сменяют один другой. Это желание художника придать нашему видению объемность, объединить в полотне не только разные пространственные, но и временные пласты ощущается и в его портретах.
Сарьян прожил долгий век. За девяносто с лишним лет своей жизни он изведал много мучительно-трудного и несправедливого. Но и в моменты самых тяжких переживаний его никогда не покидала глубочайшая вера в могущество и конечное торжество светлых начал жизни. Умер Сарьян в Ереване 5 мая 1972.


Сбор хлопка в Араратской долине


В ботаническом саду


Армения



Http://allday.ru/index.php?newsid=187215


Памятник Мартиросу Сарьяну в г. Ереване

Под абрикосовыми деревьями 1954

Дары Осени 1954

Необходимо было побороть в себе школу серую и навязчивую и найти собственную технику, не пользуясь чужим. Я стал искать более прочных, простых форм и красок для передачи живописного существа действительности… Моя цель – простыми средствами, избегая всякой нагроможденности, достигнуть наибольшей выразительности… Я говорю о той силе выражения, которая есть во всех настоящих произведениях искусства, начиная с древних времен и кончая нашими днями.
…Свет, цвет, материал, форма, взаимоотношение находящихся рядом предметов и их частей у художника должно быть передано легко. Это та трудная лёгкость, которая является отличительной чертой крупных мастеров всех времен. Необходимо развивать в себе чувство умения видеть и понимать вещи быстро и передавать быстро, вместе с тем необходимо обладать чувством меры.

Мартирос Сарьян

Армения 1923

Арарат и арка Чаренца 1958

Мартирос Сарьян (1880 - 1972) - один из великих художников ХХ века, выдающийся мастер цвета.
«Цвет - это истинное чудо! - восклицал художник. - В сочетании с солнечным светом он создаёт внутреннее содержание формы, выражает суть вселенского бытия».

Домики. Уголок в Ереване 1968

Автопортрет. Три возраста 1942

Полотна Сарьяна, написанные яркими, насыщенными красками, развивают новое эстетическое восприятие, давая возможность понять, что искусство не есть лишь имитация реальности: оно требует свободы воображения и абстрагирования. В то же время художник сохраняет в своих произведениях простые природные формы. Сарьян всегда считал природу своим главным учителем.

Торжество утра 1957

Вечер. Арарат 1958

Бедуин с верблюдом. Феллахская деревня. 1911

Сарьян первой половины 1910-х годов – смелый новатор, мастерски соединивший живописные традиции Востока с новыми тенденциями европейского искусства ХХ века. Художник получил признание в России. Его картины были приобретены Третьяковской галереей, некоторые экспонированы в Европе.

Финиковая пальма 1911

Фруктовая лавочка. Константинополь 1910

На Кавказе. Тифлис 1907

Арарат и Рипсиме.

В 1921 году Сарьян обосновался в Армении с целью посвятить своё искусство делу духовного возрождения родного народа. И хотя идеология Советской страны, в которой он жил, создавала определённые трудности для свободного развития творчества, Сарьян оставался верным принципам своего стиля, своего видения мира. Разработанные художником ранее технические приёмы и формы выражения обогатились новым содержанием. Основоположник современной армянской школы живописи, Сарьян утверждал в своём творчестве вневременные, общечеловеческие ценности, создавая образцы высокого искусства. В этом заключается мировое значение его наследия.

Я был полон любовью, искренней любовью, видел себя в своих картинах...
Мартирос Сарьян

Портрет Ильи Эренбурга

Портрет окулиста Айка Канаяна 1942

Портрет Катаринэ Сарьян 1963

Константинополь. Собаки. 1910

Церковь VII века Кармравор. Аштарак 1956

Цветущее персиковое дерево и яблоня 1947

Арагац и гора Ара 1922

Арарат 1957

Комитас 1969

Горный пейзаж 1969

Земля 1969

Сказка. Последняя живописная работа 1971

Сегодня в галерее на Крымской набережной мое внимание привлекла одна картина. Издали я подумал, что на ней изображен узбекский кишлак, но, подойдя поближе, с удивлением прочитал название: "Старый Ереван".

Присмотревшись, я заметил и армянскую церковь на заднем плане, и снежную вершину Арарата. Так я познакомился с творчеством Мартироса Сарьяна.

На выставке было еще несколько его работ - все необыкновенно яркие, сочные. И географичные: горы Армении, улочки Константинополя, оазисы Египта.

Вернувшись домой, я обратился к гуглу, и очнулся лишь через пару часов, перечитав все, что нашел о художнике, и пересмотрев все доступные картины. Признаюсь, я настолько впечатлился его работами, что не мог ни выложить подборку. Сюда вошло далеко не всё - я отобрал лишь произведения страноведческого характера;)

В нынешней бесцветной Москве эти краски смотрятся особенно волнительно...

Мартирос Сарьян родился в Новой Нахичевани в 1880 г.. Это армянское поселение на Юге России – ныне район города Ростов-на-Дону. Армян там уже не так много, но слава армянского квартала осталось (мы исследовали этот район в ходе )

Выучившись на художника в Москве, Мартирос едет на историческую Родину и возвращается с вечной любовью к этой земле и первыми работами

«У подножья Арарата. Сказка».

Несмотря на то, что он потом не раз будет возвращаться в Нахичевань, донские степи он не напишет ни разу. А горы Армении станут основной темой его творчества.
Иногда историческая Родина оказывается сильнее Родины малой.

«Моя Родина»

В отличие от большинства отечественных художников, которые искали вдохновения на Западе: среди гор и озер Италии и Швейцарии (это, кстати, здорово видно по экспозиции выставки – до 30х годов пейзажи сплошь итальянские), Сарьян смотрит исключительно на Восток. В 1910-13 гг. он совершает путешествия в Турцию, Египет и Персию. Гор там нет – основная тема его картин: города и оазисы.

Из пустынь Востока в его творчество проникают яркие краски, чтобы уже никогда не исчезнуть.


«У колодца. Жаркий день»

«Финиковая пальма. Египет»

«Идущая женщина»

«Улица в Каире»

«Египетские маски»

Ф

«Ночь. Египет»



«Красная лошадь»


«Константинополь. Собаки»

«Улица. Полдень. Константинополь»

«Фруктовая лавка. Константинополь»

Название этой картины узнать не удалось. Но похоже, что это из персидских впечатлений.


После революции художник концентрируется на пейзажах Армении

«Горный пейзаж»

«Газели»


«Остров и озеро Севан»

«Арагац в облаках»

не нашел названия


«Октябрь в Ереване»


«Октябрьский пейзаж»

(легко понять, какое время лучшее для поездки в Армению;))

Попутно он разрабатывает эскиз для герба Армянской Советской Республики

Гора Арарат, разумеется, стала центральной основным элементом его картин

«Сбор хлопка в араратской долине»


«Арарат и римсипе»

«Арарат из Двина»

Много внимания (особенно после войны) Сарьян уделял промышленному развитию республики. На его глазах Старый Ереван превращался в Новый, росли города и поселки. И в этой новой жизни художник также находил свои цвета.

«Деревня Кировакан»

«Рабочий поселок»


«Дождь в начале мая»


«Медно-химический комбинат в Алавердах»

Но все же не трубы, а травы были его страстью.

«Персиковые деревья, ивы и тополя»

Особенно много Мартирос писал букеты.

«Полевые Маки»

«Ереванские цветы»





Портретов в его портфолио также немало, но, напомню, у нас строго географический подход)

Хотя парочку показать необходимо…

«Моя семья»

«Анна Андреевна Ахматова»

«Автопортрет»

Сарьян умер в Ереване в мае 1972 г., в тот месяц, когда природа окончательно расцветает яркими красками, которые он так любил.

В армянской столице ему поставлен памятник

А его картина красуется на купюре в 5000 драм

Мартирос Сарьян заслуженно считается самым известным армянским художником. Благодаря его работам мы восторгаемся красотой армянских гор. И корректируем свои планы на будущее. По крайней мере я – точно скорректировал;)

Красная лошадь. 1919

В Советской России Мартирос Сарьян был не просто известным армянским художником, а очень известным. Правда, сейчас уже все не так: мало кто из нового поколения россиян назовет это имя, а из среднего - едва вспомнит. Но для моего поколения Армения и Мартирос Сарьян были неразделимы, и мало кто НЕ знал этого художника. 2015 год для Сарьяна юбилейный: сто тридцать пять лет со дня рождения, но хочется вспомнить его не только поэтому.

Я буду очень субъективна, если выскажу крамольную мысль: просматривая его многочисленные картины, написанные на протяжении долгой восьмидесятилетней творческой жизни, мне показалось, что в какой-то момент художник стал другим, отступился от своего стиля раннего периода. Можно даже определить точное время, когда это произошло - в середине двадцатых годов.

Невольно приходят на ум начавшиеся в это время гонения на творческую интеллигенцию, обвинявшуюся в том числе и в формализме, под рубрику которого попадало все раннее творчество художника. От солнечных, ярких, свежих, жизнерадостно-экспрессивных, почти лубочных декоративных картин, в которых отчетливо видны народные корни, мало что осталось.

Константинополь. Собаки 1910


Мартирос Сарьян переходит от раскаленных солнцем и цветом картин к эмоционально сниженным по накалу, из картин уходит простота и непосредственность, действовавшие на зрителя мистически-завораживающе, когда от восторга буквально перехватывает дыхание. Я такого Сарьяна не видела и даже не предполагала, что он мог ТАК писать!!!

Русский авангард Серебряного века, а не Гоген и Матисс, с которыми его любят сравнивать, но Малевич и Кандинский, сделавшие главным героем живописи - цвет. Конечно, резкую смену стиля в середине и особенно конце двадцатых, можно объяснить по-разному, в том числе и тем, что после поездки в Париж Мартирос Сарьян стал использовать больше технику импрессионизма, работу со светом, мелкие мазки и сглаженность контрастов.

Но мне кажется, что не только поэтому. Создается ощущение, что художник постепенно уходит в нейтральные темы и нейтральное цветовое поле: портреты советских деятелей, пейзажи, цветы, в которых прочитывается какая-то осенняя тоска.

Красные цветы 1910


Сравнивая ранние картины с поздними, уже не удивляешься тому, что специалисты в своем большинстве называют наиболее известными картины раннего Мартироса Сарьяна:

«Чары солнца», «Финиковая пальма», «Улица. Полдень. Константинополь», «У колодца. Жаркий день», «Идущая женщина», «Египетские маски», «Ночь. Египет», «Константинополь. Собаки», «Фруктовая лавка. Константинополь», «Красная лошадь»,

почти все написанные до сорока лет, до двадцатого года. Объяснение ухода от своей ранней стилистики становится яснее, когда узнаешь, что власти обвиняли его в приверженности формализму и непонятности его искусства народу. Особенно заметно изменение стиля стало после возвращения в 1928 году из Парижа.

Цвета потускнели, сочность, лаконизм, резкие контрасты, чистота цвета и солнечность раннего периода, которыми восхищались зрители и специалисты, уступили место потускневшим работам более позднего периода, но сохранился монументализм. Иногда, правда, появлялись яркие картины, напоминавшие ранний стиль, но они не были доминирующими, словно ими автор только напоминал о себе прежнем, говоря: «Я - все тот же, но времена изменились».

Осенний мглистый день. 1928


И только когда художник перешагнул свой девяностолетний рубеж, он пишет две потрясающие картины - «Земля» и «Сказка», возвращающие нас к прежнему Сарьяну. Это был его завершающий аккорд, замкнувший творчество Мастера в единый круг, соединивший начало с концом.

Сарьян родился в армянской семье в 1880 году. Семья жила в Нахичевани, что недалеко от Ростова-на-Дону, в Приазовских степях. Отец, владевший небольшим участком земли, построил здесь в сорока километрах от города домик, в котором большая семья (девять детей) и поселилась. Первые годы жизни, несмотря на бедность, стали для будущего художника источником вдохновения и любви к природе, солнцу и свету.

«Перед глазами всё встало в сиянии солнечного света: стройные хлеба вперемежку с травами, покрытыми множеством цветов, над которыми реяли пчёлы и бабочки. Всё это безудержно влекло к себе. Я, очарованный, вошёл в хлебный строй и окунулся в мир, подобный сновидению. Я долго шёл и, уставши, уснул в кустах хлеба, на земле, как на груди своей матери» (Из неизданных воспоминаний).

Сказка. 1971


В семь лет мальчик переезжает к старшему брату в Нахичевань-на-Дону, чтобы получить школьное образование. Нахичевань тогда - центр армянской культуры с большой армянской диаспорой, в котором была не только своя армянская школа, но армянская церковь.

Мальчик пел в церковном хоре, а его учителем в школе был будущий католикос Геворг VI. В пятнадцать лет Мартирос окончил русско-армянскую школу, где особенно отмечали его способности в рисовании.

Старший брат показал рисунки Мартироса своему приятелю, выпускнику Московского УЖВЗ, и тот взялся подготовить юношу для поступления в это Училище.

Египетская ночь 1912.


В семнадцать лет Сарьян - студент МУЖВЗ, в котором проучится четыре года. Писать картину на диплом он, однако, не стал, решив продолжить образование в мастерской Серова и Коровина.

У них он проучился еще два года. Особенно сильное впечатление производил на студентов Серов, молчаливый и даже угрюмый, но с метким глазом и строгостью в оценке работ своих учеников. Он учил подходить к своим работам профессионально и строго.

Но работы Мартироса Сарьяна этого периода ученические, школьные, в них нет собственного стиля, который выработается только после поездки на Кавказ и Восток: в Турцию, Персию и Египет. Краски первых работ начинающего художника темные и серые. От этой школы, ее серости и темноты ему долго пришлось избавляться.

Портрет Сандухт. 1898



Автопортрет 1909

С поездки на Кавказ в 1904 году начинается совершенно иной Мартирос Сарьян: увидев красоту Кавказа и родной Армении, художник понял, куда надо двигаться и где искать. Все детские впечатления и сказочный мир детства словно ожили и стали реальностью. По возвращении с Кавказа в 1907 году художник создает цикл акварелей "Сказки и сны".

Это был первый самостоятельный опыт, сразу отмеченный специалистами. Нежный, чуть подернутый дымкой пейзаж так не похож на те мрачные ученические картины, которые он писал в училище. Картины участвуют в выставках Саратова (1904) и Москвы (1907). Символический мир акварелей Сарьяна действительно напоминает сновидения, грезы и сказку, пробуждая у зрителя фантазию.

Сказка. Райский сад. Акварель. 1904


С 1908 года он отходит от символизма, начинается период реализма и экспериментирования с цветом. Он уходит от прежних темных цветов, заменяя их на яркие, солнечные и экспрессивно-эмоциональные. Среди всех картин, написанных за три года до поездки на восток, особенно выделяется картина «Чары Солнца», написанная еще до знакомства Мартироса Сарьяна с Матиссом, которому приписывается влияние на армянского художника.

Но в «Чарах…» уже все есть: простота сюжета, гармоничное сочетание силуэтов, яркие, чистые и сочные цвета, большие цветовые плоскости, контрастность цветов и символическое обобщение образов. Эти образы во многом шли от древней армянской миниатюры.

Увидев Матисса и Гогена в 1906 году, Сарьян только убеждается в правильности своих поисков. В этот же период появляются такие шедевры, "У колодца" (1908), "У моря. Сфинкс" (1908), «Цветы» (1908), "Автопортрет" (1909), «Гиены» (1909), «Поэт» (1906) и другие.

Чары солнца. 1905


Яркая, звучная палитра, лаконизм, гармония красок, точность образов и восточный колорит становятся визитной карточкой художника. Начинается активный период участия в выставках молодых художников ж. «Мир искусства», «Золотое руно», «Голубая роза» и других.

Завершает этот период становления Мартироса Сарьяна как художника поездка на Восток (1910-1913), ставшая для художника настоящим прорывом. В нем словно проснулись все коды Востока, которые он впитал и на которых вырос. Это было не столько узнавание Востока, сколько узнавание себя, своей природы, своей культуры, своих корней.

«У меня была цель - понять Восток, найти характерные его черты, чтобы ещё больше обосновать свои искания в живописи, - писал художник. - Я хотел передать реализм Востока, найти убедительные пути изображения этого мира,… выявить его новое художественное осмысление». («Сарьян об искусстве»).

Улица. Полдень. Константинополь. 1910


Сначала была Турция (1910), потом Египет (1911), и наконец, Персия (1913). В планах были Китай, Индия и Япония, но первая мировая войны и революция не дали им осуществиться. В Константинополе он живет два месяца и пишет в основном улицы города, заворожившие его ритмом, яркостью красок и … собаками, которые жили здесь семействами.

Он старался как можно точнее и лаконичней передать палящее солнце и контраст цветов, возникающий в лучах раскаленного солнца. Глубина и объем создавались благодаря контрастным синим цветам. Вернувшись из Константинополя, он выставляет свои картины в Москве на выставке товарищества художников. И поражает всех.

Максимилиан Волошин в обзорной статье об итогах художественной зимы 1910-1911 годов с восторгом пишет, что картины Сарьяна стали настоящим открытием сезона, открытием неожиданным и радостным. Художник со своим стилем и своим восточным языком, резко отличающим его от всех прочих художников, в которых был почерк, но не было стиля.

Продавец лимонада. 1910

«В его живописи странно преобразились и турецкие лубочные картинки из Мекки, и элементы татарского цветочного орнамента, и любимые Востоком тона тканей, ковров, изразцов, эмалей, персидских миниатюр.

У европейца эти элементы так и остались бы элементами, а у Сарьяна они органичны, внутренно и живо слиты, и нет возможности их отделить и анализировать. Чувствуется, что он бегло и внятно говорит, но никак не по-русски, а на каком-то определенном восточном языке, который он сам создал».

Третьяковская галерея сразу приобретает картины "Фруктовая лавочка", "Глицинии", "Улица. Полдень. Константинополь", но на выставке были и другие шедевры: «Константинополь. Собаки», «Персиянка», «Улица. Вечер», «Улица. Константинополь», «Константинопольские собаки» и другие.

Собаки. Константинополь. Картон. 1910

Египет стал для художника новым открытием. Его поразила связь времен, древности и современности, а в конечном итоге - дух вечности и бессмертия: ничто и никто не умирает. На этот раз его египетские картины выставляются в Риме (1911):

"Идущая женщина", «Египетские маски», «Ночной пейзаж. Египет». Кроме них Мартирос Сарьян привез из Египта и другие картины: «Улица в Каире», «Пустыня. Египет», «Финиковая пальма. Египет», «Бананы», «Виноград» и другие.

Из Персии (1913) Мартирос Сарьян привез картинки с базара, где жизнь была спокойно и размеренной, почти застывшей в парах кальяна. Но персидские картины создавались уже в Москве, т.к. в самой стране работать было сложно. По персидским мотивам были созданы «Персидский натюрморт», «Персия», « В Персии», «В окрестностях Тегерана» Водопад Абушор около Тегерана « и другие.

Финиковая пальма. 1911

Между поездкой в Египет и Персию была новая поездка в Армению, из которой он тоже привез новые впечатления и новые картины. Свои новые работы художник выставляет в Москве, на выставке «Мира искусства», и в Швеции.

Потом наступил трагический для Армении 1915 год: геноцид, изгнание с исторической родины, убийства, смерти от голода. Художник едет в Армению помогать беженцам.

От увиденного художник тяжело заболел, его увозят в Тифлис в состоянии тяжелого душевного расстройства. Долгая болезнь, от которой его спасает работа и уверенность, что только искусство даст человеку надежду и веру в лучшее.

Персидский натюрморт. 1913

После революции художник сначала живет в Нахичевани, потом, в 1921 году, навсегда переезжает в Армению, где и жил до самой смерти в мае 1972 года. Основной темой творчества Мартироса Сарьяна в эти годы становится Армения: ее пейзажи, деревья, люди, фрукты, цветы. За свою долгую жизнь художник написал почти четыре тысячи картин и большинство - о родной и любимой Армении.

"Во время работы не думаю. Всё что ни рисую, получается Армения. Наши горы, наши ущелья, наши люди, наш свет, наш Арарат. Процесс работы - самозабвение. Вдруг видишь, что-то получилось. Видишь, как частица тебя самого смотрит на тебя. И делаешься каким-то счастливым" - Мартирос Сарьян.

Армения. 1957

Тина Гай

Будущий живописец родился в 1880 году в городке Новый Нахичевань (Нор-Нахичевань, Нахичевань-на-Дону) - сейчас это один из районов Ростова-на-Дону - в большой армянской семье. У мальчика было шестеро братьев и три сестры, Мартирос был седьмым ребенком. Детство художника прошло на хуторе, где его родители владели небольшим участком земли.

Мартирос получил воспитание в армянском духе, благо в Нор-Нахичевани жила большая армянская община, пел в церковном хоре, а одним из его школьных учителей был будущий католикос всех армян Геворг VI. Он свободно говорил и по-армянски, и по-русски, закончил армяно-русское городское училище.

Рисовать Сарьян начал не слишком рано, по собственным его воспоминаниям, он заинтересовался иллюстрациями в 15-летнем возрасте, когда работал в конторе по распространению журналов и газет. Но уже в 17 Мартирос поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ему очень повезло с учителями: в их числе оказались Валентин Серов, Константин Коровин и другие выдающиеся художники. Время летних каникул Сарьян посвящал путешествиям по Кавказу и Закавказью, тогда он и познакомился с видами родной Армении. Как будет он вспоминать позднее, на пути его становления в качестве художника «самой главной вехой и точкой опоры стала родная Армения с ее неповторимыми пейзажами и всем колоритом быта ее народа. Я избрал эту дорогу. Никакой другой путь не привлекал меня больше, чем этот». Цель своего творчества Сарьян сформулировал как «выразить сущность загадочного Востока».

Первые армянские пейзажи, написанные Сарьяном, относятся к этому периоду, 1902-1903 годам: это «Макраванк», «Гора Арагац», «Буйволы. Севан», «Вечер в саду», «В армянской деревне».

В годы учебы Сарьян также рисовал декорации для армянских вечеров, проходивших в Москве, благодаря чему получил первые похвальные отзывы в прессе.

В 1903 году Сарьян заканчивает училище в числе лучших учеников и продолжает художественное образование в местной портретной мастерской под руководством все тех же Серова и Коровина. В эти годы под впечатлением от поездок по Армении Сарьян создает первый цикл «Сказок и снов», выполненный в основном акварелью. Цикл посвящен природе и связи с ней человека.

Закончив образование, Сарьян решил, что не будет всю жизнь повторять чужие техники, которыми овладел, а найдет собственную. «Я стал искать более прочные, простые формы и краски для передачи живописного существа действительности», - скажет художник. Большое впечатление на Сарьяна произвели французские импрессионисты, с творчеством которых он познакомился в 1906-1909 годах. Набравшись новых впечатлений, Мартирос создает картины «К источнику», «Гиены», «В роще на Самбеке», а также свой первый автопортрет, выполненный на фоне гор. Таким образом, собственный стиль Сарьяна формировался в основном под влиянием русских символистов и французских импрессионистов.

"Арарат", 1923 год

В 1907 году картины из цикла «Сказки и сны» были показаны на выставке молодых художников «Голубая роза» в Москве. И критики, и зрители приняли выставку неоднозначно. Тем не менее, в последующие годы творчество этих художников - Арапова, Кнабе, Крымова, Рябушинского, Сапунова, Сарьяна и других - сформировало новое художественное течение в русском искусстве. Художники продолжали устраивать совместные выставки - «Венок» и «Золотое руно». Сарьян и его товарищи выставлялись вместе с Матиссом, Ван Гогом, Роденом.

Постепенно насмешки, которыми первоначально было встречено творчество Сарьяна, сменились на признание, за которым последовала слава. Еще до революции армянский художник успел занять видное место в русском изобразительном искусстве. Сарьян продолжает путешествовать по Армении, Персии, Египту, посещает Константинополь. По следам этих поездок рождаются картины «Улица. Полдень», «Константинопольские собаки», «Финиковая пальма», «Армянка», «Цветы Калаки». Персидской теме у Сарьяна посвящен отдельный цикл. Большое впечатление на художника произвело и древнее египетское искусство. Следующим периодом его творчества становится парижский.

Писал Сарьян и портреты, но в своеобразной манере: человек, которого изображал художник, всегда становился частью какой-то сложной композиции, образ человека создавался на символическом фоне. Он пишет и по мотивам фольклора, народного декоративного искусства, отдельное место здесь занимают хачкары. Сарьян всерьез интересуется и армянской архитектурой, спасением старинных памятников.

Уильям Сароян, Мартирос Сарьян и Виктор Амбарцумян

Революция застала Сарьяна в Ростове-на-Дону, а в 1921 году он по приглашению властей Советской Армении вместе с семьей переезжает в Ереван. Там Сарьян, которому в то время было чуть за 40, развивает кипучую деятельность: создает Музей археологии, этнографии и изобразительного искусства, ассоциацию художников, общество охраны памятников старины, художественную школу. Сарьян рисует герб Армении и занавес первого государственного театра. Творчество Сарьяна стало одним из символов расцвета армянского искусства, несколько веков пребывавшего в упадке.

Кроме того, в эти годы Сарьян активно выставляется в Европе, знакомя ее с армянскими пейзажами, искусством и культурой своей страны. Тогда же картина Сарьяна «Горы» попадает в Третьяковскую галерею. Поэт и писатель Аветик Исаакян, попав на выставку Сарьяна в Венеции, называет того «певец Армении».

В 1926-1928 годах художник вновь живет в Париже. «Мне надо было как-то разобраться в своих собственных возможностях и устремлениях. Я работал в Париже с упоением, что было сил. Когда в январе 1928 года парижская галерея Жирар (на улице Эдуарда VII) устроила персональную выставку моих работ, она включала тридцать шесть холстов. Почти все эти холсты были написаны в Париже на протяжении 1927 года. Кроме того, несколько моих картин, тогда же исполненных, уже принадлежали частным владельцам, оказались вне Парижа и на выставку не попали. А ведь обычно я писал не более десяти, редко пятнадцати композиционных полотен в год. Лишь в 1910-1912 годах я сделал много больше. Но тогда я был в каком-то самозабвении. И в 1927 году, пожалуй, тоже». Примечательно, что, находясь в Париже, художник продолжал писать на армянские темы, почти не отвлекаясь на собственно парижские мотивы.

Увы, но большинство написанных в Париже картин погибли из-за пожара на корабле, который их перевозил. Сохранились лишь фотографии сгоревших полотен.

"Полевые маки", 1945

«Я – монументалист. Дайте мне солнце, цвет, свет, общий характер природы, людей, типажа! Монументальность, обобщенность - в крови моего искусства. Будучи в Париже, искренне увлекаясь импрессионистами, я это понял - несколько по контрасту – с особой силой. Мои художественные убеждения как бы воспротивились моим собственным попыткам писать более детально и – если можно так выразиться – «рассыпчато». Тяга к обобщенности сохранилась и победила», - так описывал живописец свой стиль, свое художественное мышление. Отдельной темой его творчества остаются цветы - цветы работы Сарьяна не спутать ни с какими другими.

Вернувшись в СССР, художник продолжает выставляться в Ереване и Москве, а также занимается иллюстрированием книг армянских писателей и созданием декораций.

После окончания Второй мировой войны Сарьян пишет один из самых больших и известных своих натюрмортов - «Армянам - бойцам, участникам Великой отечественной войны. Цветы».

Сарьян прожил долгую жизнь - 92 года. До глубокой старости он не просто продолжал писать, бесконечно искал все новые и новые подходы в искусстве. «К концу моей жизни, если считать, что в мои годы уже надо посмотреть, что сделал, оправдал ли перед своей совестью, перед искусством, которому посвятил всю свою жизнь, начиная с пятнадцатилетнего возраста, - я почувствовал, что я только наметил путь и только должен начать свою работу. Так много открылось передо мной. Так много прекрасного, мудрого, непостижимого, как в самой природе».