Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Лубо́к (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик ) - вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии , гравюры на меди , литографии и дополнялся раскраской от руки .
Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.
Самые древние лубки известны в Китае . До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки, выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке . Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии . Позже добавляются гравюра на меди и литография .
Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как средство агитации (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времён Великой французской революции).
В Германии фабрики по производству картинок находились в Кёльне , Мюнхене , Нойруппине ; во Франции - в городе Труа . В Европе широко распространены книжки и картинки непристойного содержания, например, «Tableau de l’amur conjual» (Картина супружеской любви). В Россию «соблазнительные и безнравственные картинки» завозились из Франции и Голландии.
Русский лубок XVIII века отличается выдержанной композиционностью.
В России XVI века - начала XVII века продавались эстампы , которые назывались «фряжские листы» или «немецкие потешные листы» . В России рисунки печатались на досках особого пиления. Доски назывались луб (откуда палуба ). Чертежи, рисунки, планы писали на лубу ещё с XV века. В XVII веке большое распространение получили раскрашиваемые лубяные коробы . Позднее бумажные картинки получили название лубок, лубочная картинка.
В конце XVII века в Верхней (Придворной) типографии был установлен фряжский стан для печати фряжских листов. В 1680 году мастер Афанасий Зверев резал для царя на медных досках «всякие фряжские рези» .
Немецкие потешные листы продавались в Овощном ряду, а позднее на Спасском мосту.
Сюжеты и рисунки заимствовались из иностранных Альманахов и Календарей. В начале XIX века сюжеты заимствуются из романов и повестей Иоганна Вольфганга фон Гёте , Анны Радклиф , Софи Коттен , Франсуа Рене де Шатобриана и других писателей.
В конце XIX века преобладали картинки на темы из священного писания, портреты императорской семьи, затем шли жанровые картинки, всего чаще нравственно-поучительного характера (о гибельных последствиях обжорства, пьянства, жадности), лицевые издания «Еруслана Лазаревича» и других сказок, изображения в лицах народных песен («Ехали бояре из Нова-города», «Била жинка муженька»), женские головки со вздорными надписями, изображения городов (Иерусалим - пуп земли ).
Одна из первых российских фигурных фабрик возникла в Москве в середине XVIII века. Фабрика принадлежала купцам Ахметьевым. На фабрике работало 20 станков.
В середине XIX века в Москве работают крупные фигурные типографии: Ахметьева, Логинова, Щурова, Чижова, Кудрякова, Руднева, Флорова, девицы Лаврентьевой, Шарапова, Кирилова, Морозова, Стрельцова, Яковлева.
Во второй половине XIX веке одним из крупнейших производителей и распространителей печатного лубка был И. Д. Сытин . В 1882 году в Москве состоялась Всероссийская художественно-промышленная выставка , на которой продукция Сытина была отмечена серебряной медалью.
И. Д. Сытин около 20 лет коллекционировал доски, с которых печатались лубки. Коллекция стоимостью несколько десятков тысяч рублей была уничтожена во время пожара в типографии Сытина во время Революции 1905 года .
В конце XIX века Сытин выпускал ежегодно около 2 млн экземпляров календарей, около 1,5 млн картинок на библейские сюжеты и 900 тыс. картинок светского содержания, Морозов изготовлял ежегодно до 1, 4 млн картинок, литография Голышева - около 300 тыс. Простовиков , то есть самых дешевых картинок, стоимостью в 1/2 копейки штука, печаталось и раскрашивалось в Московском уезде около 4 млн ежегодно. Высшая цена лубочных картинок составляла 25 копеек.
Лубок Трапеза благочестивых и нечестивых.png
Четырёхлистовый лубок «Трапеза благочестивых и нечестивых» (XVIII век)
Лубок Как мыши кота хоронили.png
«Как мыши кота хоронили» (XVIII век)
Лубок Медведь с козою прохлаждается.jpg
Медведь с козою прохлаждается (XVIII век)
Мужик лапти плетёт (XVIII век)
Лубок Храбрый Витязь Франц Венециан.png
Храбрый Витязь Франц Венециан (XIX век)
Лубок В селе малом Ванька жил.png
В селе малом Ванька жил… (XIX век)
30x30px | Портал «Российская империя » |
---|---|
30px | Лубок в Викисловаре |
30px | [[|Лубок]] в Викицитатнике |
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Лубок]] в Викитеке | |
30px | [{{localurl:Commons:Category:Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. }}?uselang=ru Лубок] на Викискладе |
30x30px | Проект «Искусство » |
Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Что такое лубок? Для чего и как он изготовлялся? Что общего у него с палубой корабля? И почему власти запрещали его? Ответы – в статье!
Новости разного рода стали неотъемлемой частью жизни современного человека. И неважно, откуда мы их получаем: из Интернета, из газет или по телевидению. Для нас важно, чтобы информация была свежей, разносторонней и постоянной. И если вы думаете, что наши предки обходились без этого, то вы сильно ошибаетесь. В старину тоже были свои СМИ. И они тоже пользовались бешеной популярностью. И некоторые из них тоже запрещали. И они также что-то рекламировали, кого-то ругали, что-то внушали. Так что же выпускали тогдашние редакции?
В старину существовал один вид СМИ, и это – лубок. Лубок, он же лубочный лист или картинка, представляет собой нанесённое на бумагу стилизованное изображение с комментариями. А так как он отображает творчество скорее народа, чем профессионалов, то и отличался простотой, лаконичностью и доходчивостью.
Первые лубки (няньхуа) появились в Китае. Причём поначалу каждый лист прорисовывался вручную, и лишь после 8 века китайцы научились изготовлять оттиски. Из Поднебесной лубочное искусство распространилось в Индию и арабские страны. Как и вся восточная живопись, азиатские лубки отличались насыщенностью красок и изобилием элементов.
В европейских странах лубок известен с 15 века. Сначала изображения были черно-белыми, и напоминали неказистые детские раскраски; обрели цвет они немного позднее. Европейские лубки отличались разнообразием сюжетов и были схожи с современными газетами и журналами: в крупных городах существовали редакции-фабрики (которые позже переродились в типографии), и магазины по их продаже.
В некоторых странах лубки просуществовали до 19 века. Вытеснили их обычные печатные газеты и комиксы.
На Востоке картинки имели преимущественно религиозное и философское содержание, но как только лубки попали в Европу, то их тематика значительно расширилась. Появились сказочные или былинные, исторические и юридические (изображения судебных процессов, наполненные сатирой и моралью). А также картинки с изображением святых (как современные календари), всадников и народных героев. Отдельное место и большую популярность имели балагурники – юмористические лубки с карикатурами, сатирой, шутками, тостами и баснями.
Кроме того, в Европе некоторые крупные фирмы и предприятия заказывали рекламные лубки, рассказывающие об их продукции или услугах. Очень часто лубки использовались правительством и церковью в качестве пропаганды или агитации. В общем, лубки раньше играли ту же самую роль, что и современные газеты и листовки.
В Россию лубок попал из Европы в 16 веке и он назывался тогда «фряжский лист». Сначала в продаже были только импортные картинки, но с конца 17 столетия в Московской Придворной типографии научились их изготовлять самостоятельно. По способу производства они и получили своё новое название – лубок. Но об этом ниже.
Несмотря на наличие в продаже отечественной продукции, импортные балагурники пользовались большой популярностью. Православную церковь возмущала их «безнравственность и непристойность», и дело дошло до запрета на продажу «листов еретиков». Запрет ввели в 1674 году, а в 1721 году по настоянию церкви ввели цензуру и на отечественные лубки. Так называемая Изуграфская палата следила за нравственностью картинок.
Но, к счастью, процветали типографии, умевшие обойти цензуру. Иначе мы не имели бы замечательных лубков, демонстрирующих народные нравы прошлых времён.
В России изготовители лубков назывались «фряжских резных дел мастерами». Сам процесс нанесения и раскрашивания рисунка – знаменованием.
Работа заключалась в следующем: художник (знамёнщик) рисовал на доске изображение, а гравёр вырезал его, то есть изготовлял оттиск. Затем копировальщик наносил на него тёмную краску и делал отпечаток на бумаге – получалась картинка-простовик. Эти листы передавали в артели, занимающиеся раскрашиванием. В них, как правило, работали дети и женщины. Профессиональные работники таких картелей назывались цветальщиками. Но с появлением новых, более совершенных способов нанесения рисунка (литография и гравюра), подобные артели распустили.
Так почему отпечатанные картинки получили такое название – лубок? Ответ: рисунок для оттиска наносился на липовую доску, полученную особым способом пиления из нижней части коры дерева. Подобные доски носили название луба. Они шли на изготовление кровель домов и палуб кораблей, а луб, полученный с молодых деревьев, годился на лыко.
Такова история лубка – особого вида народного творчества, предшественника газет, журналов и популярных ныне комиксов.
Кто и почему назвал их «лубочными» – неизвестно. Может, потому, что картинки вырезали на липовых досках (а липу тогда называли лубом), может, потому, что продавали их в лубяных коробах офени-коробейники, или, если верить московскому преданию, все пошло с Лубянки – улицы, на которой жили мастера по изготовлению лубков.
Именно юмористические народные картинки, продаваемые на ярмарках еще в XVII веке, вплоть до начала XX-го, считались самым массовым видом изобразительного искусства Руси. Хотя отношение к ним было несерьезным, в высших слоях общества категорически отказывались признавать искусством то, что создавали простолюдины-самоучки на радость крестьянскому народу, зачастую на серой бумаге. Разумеется, о бережном сохранении лубочных листов тогда мало кто заботился, ведь никому на тот момент и в голову не приходило, что дошедшие до наших дней картинки станут истинным достоянием, настоящим шедевром русской народной живописи. Это сегодня понятно, что в лубке воплотились не только народный юмор и история древней Руси, но и природный талант русских художников, истоки живого карикатурного мастерства и красочной литературной иллюстративности.
Лубок – это гравюра, или оттиск, получаемый на бумаге с деревянного клише. Изначально картинки были черно-белыми и служили для украшения царских палат и боярских хором, но позднее их производство стало более массовым и уже цветным. Черно-белые оттиски раскрашивали заячьими лапками женщины под Москвой и Владимиром. Зачастую такие лубочные картинки походили на современную раскраску маленького ребенка, неумелую, торопливую, нелогичную по цвету. Однако среди них встречается очень много картинок, которые ученые считают особо ценными, рассуждая о прирожденном чувстве цвета художников, позволявшем создавать совершенно неожиданные, свежие сочетания, недопустимые при тщательной, детальной раскраске, и поэтому неповторимые.
Тематика народных картинок очень разнообразна: она охватывает темы религиозные и нравоучительные, народного эпоса и сказок, исторические и медицинские, обязательно сопровождаемые назидательным или шутливым текстом, повествующие о нраве и быте того времени, содержащие народную мудрость, юмор, а иногда и мастерски замаскированную жестокую политическую сатиру.
Со временем менялась и техника лубка. В 19 веке рисунок стали делать не на дереве, а на металле, что позволяло создавать мастерам более изящные работы. Изменилась и цветовая гамма лубков, став еще ярче и богаче, переходя зачастую в фантастическое, неожиданное буйство цвета. Долгое время лубочные картинки были главной духовной пищей простого трудового народа, источником знаний и новостей, так как газет было очень мало, а лубок был популярен, дешев и распространялся по всей стране, преодолевая немыслимые расстояния. К концу 19 века лубочное творчество исчерпало себя – появились новые картинки, изготавливаемые на фабриках.
Русский лубок – это творения безымянных народных мастеров. Бурно развиваясь под клеймом бездарности и безвкусицы, поставленным высокообразованной частью русского общества, сегодня он признан особой ценностью и является предметом собирательства и тщательного изучения многих ученых не только России, но и зарубежных стран, занимая достойное место на стенах музеев изобразительного искусства рядом с работами величайших мастеров прошлого.
Лубок
Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как средство агитации (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времен Великой французской революции).
В Германии фабрики по производству картинок находились в Кёльне , Мюнхене , Нойруппин ; во Франции - в городе Труа . В Европе широко распространены книжки и картинки непристойного содержания, например, «Tableau de l’amur conjual» (Картина супружеской любви). В Россию «соблазнительные и безнравственные картинки» завозились из Франции и Голландии.
Немецкие потешные листы продавались в Овощном ряду, а позднее на Спасском мосту.
Сюжеты и рисунки заимствовались из иностранных Альманахов и Календарей. В начале XIX века сюжеты заимствуются из романов и повестей Гёте , Радклиф , Коттен , Шатобриана и других писателей.
Одна из первых российских фигурных фабрик возникла в Москве в середине XVIII века. Фабрика принадлежала купцам Ахметьевым. На фабрике работало 20 станков.
Генерал-майор Александр Сеславин. Исторический лубок XIX века
В середине XIX века в Москве работают крупные фигурные типографии: Ахметьева, Логинова, Щурова, Чижова, Кудрякова, Руднева, Флорова, девицы Лаврентьевой, Шарапова, Кирилова, Морозова, Стрельцова, Яковлева.
Первые литографские лубки Сытина назывались: Петр Первый за учителей своих заздравный кубок поднимает; как Суворов играет в бабки с деревенскими ребятишками; как наши предки славяне крестились в Днепре и свергали идола Перуна. Сытин начал привлекать к изготовлению лубков профессиональных художников. Для подписей к лубкам использовались народные песни, стихи известных поэтов. В 1882 году в Москве состоялась художественная выставка. Лубки Сытина получили диплом и бронзовую медаль выставки.
И. Д. Сытин около 20 лет коллекционировал доски, с которых печатались лубки. Коллекция стоимостью несколько десятков тысяч рублей была уничтожена во время пожара в типографии Сытина во время Революции 1905 года .
Портал «Российская империя» | |
Лубок на Викискладе | |
Проект «Искусство» |
И русское слово «буква», и английское слово «book», и немецкое «das Buch» связано с названием дерева бук. Дерева твердого. Это его свойство использовали первые печатники. На твердых буковых досках гравировали (в зеркальном отражении) страницу книги, с которой потом делали многочисленные оттиски. Твердое дерево успешно сопротивлялось давлению печатного пресса (слово «пресса» как раз и происходит от «presso», «давить») и позволяло напечатать множество экземпляров книги, в первую очередь Библии. Вырезать цельные страницы было сложно, к тому же при таком способе производства книг во множестве могли возникнуть опечатки. Поэтому довольно скоро печатники придумали собирать печатаемый текст из отдельных букв. В Европе первопечатником считается Иоганн Гутенберг . О нем было написано в статье от 08.05.2013.
Но существовала и другая технология печати. На доске из мягкого дерева, чаще всего, из липы, рисовали рисунок. Там, где на рисунке должен был быть белый цвет, дерево вырезали, делая углубления. Черные части рисунка оставались выпуклыми. Затем полученную доску мазали густой черной краской (такой, чтобы она не стекала в углубления), накладывали сверху лист бумаги и прокатывали по листу валиком. На бумаге образовывался отпечаток. После чего бумагу снимали с доски и давали краске высохнуть. В ходе этого процесса печати валик не оказывал большого давления на липовую доску, она не разрушалась, и с одной доски можно было сделать множество оттисков. Поскольку в процессе участвовала липовая доска, которая называлась «луб», отпечатанные с нее рисунки назывались «лубком».
Липа – дерево, растущее по всей Европе и известное всем живущим здесь народам. Поэтому и названия этого дерева во многих центрально-европейских языках похожи: лiпа по-украински и по-белорусски, liepa по-литовски и по-латышски, linden по-немецки. Кстати, по-эстонски липа называется pärn. Так что эстонский город Пярну – это Липовый город. Так же, как латвийский порт Лиепая. Ну, а главная, парадная, улица Берлина называется «Unter den Linden» – «Под липами». Слово «луб» происходит от индоевропейского корня «lip» или «lib», которым называли и дерево и то, что с этого дерева получают. «Лубом» называли не только липовые доски, но и мягкую липовую кору, из которой плели рогожи и лапти. Так что для своей пользы люди обдирали липовое дерево настолько, что «ободрать, как липку» вошло в поговорку. Да, и слово «палуба» – тоже родственник лубка. Ее ведь настилали из липовых досок, луба.
Но вернемся к лубку. Липа – материал мягкий, в отличие от бука. Изготовить липовую доску было проще, поэтому в конечном счете лубок стоил дешевле книги. Это было массовое чтение, вроде нынешних листовок. А может быть, даже и газет.
Темы лубков были достаточно разнообразны. Во-первых популярное изложение библейский сказаний и проповедей, во-вторых, попросту сказки и забавные истории, в-третьих информационные статьи (говоря нынешним языком) на темы географии, политики, и всякого рода полезные советы.. Кстати, а не попробовать ли?
Впрочем, идея не новая. В этом стиле, например, работает современный художник Андрей Кузнецов.
Среди тем лубков были еще переводные лубки, вкратце пересказывающие популярные европейские романы. А еще было изрядное количество рисунков, как говаривали на Руси в то время, «срамных». То есть попросту порнографического содержания. Такие лубки завозили из Франции или из Голландии и перерисовывали, добавляя русские подписи. Хотя, нужны ли порнографии подписи? И так все понятно.
И в Западной Европе, и в России лубки были также идеологическим оружием. Вроде нынешних плакатов. Так, знаменитый русский лубок «Мыши кота погребают» – народная реакция на смерть Петра I. Маленькие усики Петра были точь-в-точь как у кота. Любил народ своего императора, что и говорить!
Технология изготовления лубка определяла технику его рисунка. Мягкая доска позволяла делать изогнутые фигурные контуры. Острые углы получались плохо, поэтому рисунок лубка состоял из плавных линий. Пояснительный текст иногда служил узором и фоном для картинки.
Печать лубков была массовым производством. Массовое производство предполагает разделение работ. Были художники, наносившие карандашом рисунок на деревянную доску. Их называли знамёнщиками. Гравировали рисунок на доске граверы. Полученные черно-белые лубки назывались простовики. Их отвозили в специальные артели, где работали цветальщики, в основном женщины и дети. Таких артелей много было в подмосковных и владимирских селах и деревнях. Один цветальщик за неделю раскрашивал тысячу лубочных листов-простовиков и получал за эту работу рубль. По старым ценам – неплохо. А уж раскрашенные лубки торговцы распродавали тысячами на ярмарках и в городских магазинах.
Вплоть до 19-го века в Москве большая торговля лубяными изделиями была на площади, которая так и называлась, Лубянка. Кроме дров, саней, возов, а также коробов и лаптей, здесь торговали и лубками. Неподалеку, на углу Рождественского бульвара был район, который назывался Печатники. В этом районе жили мастера, изготавливавшие лубки. Здесь до сих пор находится знаменитая церковь «Успения в Печатниках». А неподалеку находится еще одна церковь с «лубочным» названием «Троицы в Листах». Около ограды этой церкви по праздникам продавали лубочные картинки.
Лубки стоили недорого, на порядок дешевле книги. Поэтому их охотно покупали. К тому же такая красочная картина вешалась на стену и украшала собой избу. Помните фильм «Операция Ы», где Г.Вицин продает на рынке лубочного вида гобелены? «Граждане новоселы, внедряйте культурку. Вешайте коврики на сухую штукатурку. Никакого импрессионизма, никакого абстракционизьма!» Так что это искусство было любимо народом аж до революционного 1917 года. А после роль лубков взяли на себя плакаты. Причем многие послереволюционные плакаты даже не слишком таили свое родство с простонародным лубком. Даешь народу народное искусство!