Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что такое литература определение для детей. Что такое художественная литература? Описание и примеры отдельных жанров

Что такое литература определение для детей. Что такое художественная литература? Описание и примеры отдельных жанров

Литература это один из основных видов искусства - искусство слова. Термином «литература» обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением; различают литературу техническую, научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако в обычном и более строгом смысле литературой называют произведения художественной письменности.

Термин литература

Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения).

Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).

Литература (искусство слова) возникает на почве устной народной словесности в глубокой древности - в период формирования государства, которое с необходимостью порождает развитую форму письменности. Однако первоначально литература не выделяется из письменности в широком смысле слова. В древнейших памятниках (Библия, «Махабхарата» или «Повесть временных лет») элементы словесного искусства существуют в нераздельном единстве с элементами мифологии, религии, зачатками естественных и исторических наук, различного рода информацией, моральными и практическими указаниями.

Синкретический характер ранних литературных памятников (см. ) не лишает их эстетической ценности, т.к. отразившаяся в них религиозно-мифологическая форма сознания была по своей структуре близка к художественной. Литературное наследие древнейших цивилизаций - Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима и др. - образует своего рода фундамент мировой литературы.

История литературы

Хотя история литературы насчитывает несколько тысячелетий, она в собственном смысле - как письменная форма искусства слова - формируется и осознает себя с рождением «гражданского», буржуазного общества. Словесно-художественные творения прошедших времен также приобретают в эту эпоху специфически литературное бытие, переживая существенное преобразование в новом - не изустном, а читательском восприятии. Одновременно происходит разрушение нормативного «поэтического языка» - литература вбирает в себя все элементы общенародной речи, ее словесный «материал» становится универсальным.

Постепенно в эстетике (в 19 веке, начиная с Гегеля) на первый план выдвигается чисто содержательное, духовное своеобразие литературы, и она осознается прежде всего в ряду других (научной, философской, публицистической) видов письменности, а не других видов искусства. К середине 20 века утверждается, однако, синтетическое понимание литературы как одной из форм художественного освоения мира, как творческой деятельности, которая принадлежит искусству, но вместе с тем является такой разновидностью художественного творчества, которая занимает в системе искусств особое место; это отличительное положение литературы зафиксировано в употребительной формуле «литература и искусство».

В отличие от остальных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, танца), обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или из действия (движение тела, звучание струны), литература создает свою форму из слов, из языка , который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно - в буквах), действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании.

Форма литературы

Таким образом, форма литературы включает в себя предметно-чувственную сторону - определенные комплексы звуков, ритм стиха и прозы (причем эти моменты воспринимаются и при чтении «про себя»); но эта непосредственно чувственная сторона литературной формы приобретает реальное значение лишь в ее взаимодействии с собственно интеллектуальными, духовными пластами художественной речи.

Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания (а не непосредственного восприятия). Духовность, насквозь пронизывающая литературу, позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами искусства, возможности.

Предметом искусства является человеческий мир, многообразное человеческое отношение к реальности, действительность с точки зрения человека. Однако именно в искусстве слова (и это составляет его специфическую сферу, в которой к литературе примыкают театр и кино) человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил. Качественное своеобразие предмета литературы было замечено еще Аристотелем, считавшим, что фабулы поэтических произведений связаны с мыслями, характерами и поступками людей.

Но лишь в 19 веке, т.е. в преимущественно «литературную» эпоху художественного развития, эта специфика предмета была вполне осознана. «Объект, соответствующий поэзии, есть бесконечное царство духа. Ибо слово, этот наиболее податливый материал, непосредственно принадлежащий духу и наиболее способный выражать его интересы и побуждения в их внутренней жизненности, - слово должно применяться преимущественно для такого выражения, которому оно наиболее подходит, подобно тому как в других искусствах это происходит с камнем, краской, звуком.

С этой стороны главная задача поэзии будет состоять в том, чтобы способствовать осознанию сил духовной жизни и вообще всего того, что бушует в человеческих страстях и чувствах или спокойно проходит перед созерцающим взором, - всеобъемлющего царства человеческих поступков, деяний, судеб, представлений, всей суеты этого мира и всего божественного миропорядка» (Гегель Г. Эстетика).

Всякое произведение искусства есть акт духовно-эмоционального общения между людьми и вместе с тем новый предмет, новое явление, сотворенное человеком и заключающее в себе некое художественное открытие. Эти функции - общения, созидания и познания - равно присущи всем формам художественной деятельности, но разным видам искусства свойственно преобладание той или иной функции. В связи с тем, что слово, язык есть действительность мысли, в формировании словесного искусства, в выдвижении литературы на особое, а в 19-20 веках даже на центральное место среди древних искусств наиболее полно выразилась главная историческая тенденция развития художественной деятельности - переход от чувственно-практического созидания к смыслосозиданию.

Место литературы

Расцвет литературы находится в определенной связи с подъемом познавательно-критического духа, характерного для Нового времени. Литература стоит как бы на грани искусства и умственно-духовной деятельности; именно поэтому те или иные явления литературы можно прямо сопоставить с философией, историей, психологией. Её нередко называют «художественным исследованием» или «человековедением» (М.Горький) за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровеннейших глубин его души. В литературе более, чем в пластических искусствах и музыке, художественно воссозданный мир предстает миром осмысленным и поднятым на высокую ступень обобщения. Поэтому она - наиболее идеологическое из всех искусств.

Литературные, образы

Литературные, образы которой не непосредственно ощутимы, а возникают в человеческом воображении , уступает другим искусствам по силе чувств, воздействия, но выигрывает с точки зрения всеохватывающего проникновения в «суть вещей». Вместе с тем писатель, строго говоря, не рассказывает и не размышляет о жизни, как это делают, например, мемуарист и философ; он творит, созидает художественный мир точно так же, как и представитель любого искусства. Процесс создания литературного произведения, его архитектоники и отдельных фраз связан с почти физическим напряжением и в этом смысле родствен деятельности художников, работающих с неподатливой материей камня, звука, человеческого тела (в танце, пантомиме).

Эта телесно-эмоциональная напряженность не исчезает в готовом произведении: она передается читателю. Литература в максимальной степени апеллирует к работе эстетического воображения, к усилию читательского сотворчества, ибо представленное литературным произведением художественное бытие может быть явлено только в том случае, если читатель, отправляясь от последовательности словесно-образных высказываний, сам начинает восстанавливать, заново творить это бытие (см. ). Л.Н.Толстой писал в дневнике, что при восприятии подлинного искусства возникает «иллюзия того, что я не воспринимаю, а творю» («О литературе»). В этих словах подчеркнут важнейший аспект созидательной функции литературы: воспитание художника в самом читателе.

Словесная форма литературы не есть речь в собственном смысле: писатель, творя произведение, не «говорит» (или «пишет»), но «разыгрывает» речь подобно тому, как актер на сцене не действует в прямом смысле слова, а разыгрывает действие. Художественная речь создает последовательность словесных образов «жестов»; она сама становится действием, «бытием». Так, чеканный стих «Медного всадника» словно воздвигает неповторимый пушкинский Петербург, а напряженные, задыхающиеся слог и ритм повествования у Ф.М.Достоевского делают как бы осязаемыми духовные метания его героев. В итоге литературные произведения ставят читателя лицом к лицу с художественной действительностью, которую можно не только постигать, но. и переживать, «жить» в ней.

Совокупность литературных произведений , созданных на определенном языке или в определенных государственных границах, составляет ту или иную национальную литературу ; общность времени создания и обусловленных этим художественных свойств позволяет говорить о литературе данной эпохи; взятые вместе, в их возрастающем взаимовлиянии, национальные литературы образуют мировую, или всемирную литературу. Художественная литература любой эпохи обладает огромным многообразием.

Прежде всего литература делится на два основных типа (формы) - поэзию и прозу, а также на три рода - эпос, лирику и драму. Несмотря на то, что границы между родами нельзя провести с абсолютной точностью и имеется много переходных форм, основные особенности каждого рода достаточно определены. В то же время в произведениях различных родов есть общность и единство. В любом произведении литературы выступают образы людей - характеры (или герои) в определенных обстоятельствах, хотя в лирике эти категории, как и ряд других, обладают принципиальным своеобразием.

Выступающую в произведении конкретную совокупность характеров и обстоятельств называют темой, а смысловой итог произведения, вырастающий из соположения и взаимодействия образов, - идеей художественной. В отличие от логической идеи, художественная идея не формулируется авторским высказыванием, а изображается, запечатлевается на всех деталях художественного целого. При анализе художественной идеи нередко вычленяют две стороны: понимание отображенной жизни и оценку ее. Оценочный (ценностный) аспект, или «идейно-эмоциональную направленность», называют тенденцией.

Литературное произведение

Литературное произведение представляет собой сложное сплетение специфических «образных» высказываний - мельчайших и простейших словесных образов. Каждый из них ставит перед воображением читателя отдельное действие, движение, которые в совокупности представляют жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении. Динамичный характер словесного искусства, в отличие от статичного характера изобразительного искусства, впервые осветил Г.Э.Лессинг («Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», 1766).

Отдельные элементарные действия и движения, из которых слагается произведение, имеют различный характер: это и внешние, объективные движения людей и вещей, и внутренние, душевные движения, и «речевые движения» - реплики героев и автора. Цепь этих взаимосвязанных движений представляет собой сюжет произведения. Воспринимая по мере чтения сюжет, читатель постепенно постигает содержание - действие, конфликт, фабулу и мотивировку, тему и идею. Сам же сюжет является содержательно-формальной категорией, или (как иногда говорят) «внутренней формой» произведения. К «внутренней форме» относится композиция.

Формой произведения в собственном смысле является художественная речь, последовательность фраз , которую читатель воспринимает (читает или слышит) прямо и непосредственно. Это отнюдь не означает, что художественная речь - чисто формальное явление; она всецело содержательна, т.к. в ней-то и опредмечен сюжет и тем самым все содержание произведения (характеры, обстоятельства, конфликт, тема, идея).

Рассматривая строение произведения, его различные «пласты» и элементы, необходимо сознавать, что эти элементы можно выделить лишь путем абстракции: реально каждое произведение представляет собой нерасчленимую живую целостность. Анализ произведения, опирающийся на систему абстракций, отдельно исследующий различные аспекты и детали, в итоге должен привести к познанию этой целостности, ее единой содержательно-формальной природы (см. ).

В зависимости от своеобразия содержания и формы произведение относят к тому или иному жанру (например, эпические жанры: эпос, повесть,роман,рассказ, новелла, очерк, басня и др.). В каждую эпоху развиваются многообразные жанровые формы, хотя на первый план выходят наиболее соответствующие общему характеру данного времени.

Наконец, в литературе выделяют различные творческие методы и стили. Определенные метод и стиль характерны для литературы целой эпохи или направления; с другой стороны, каждый большой художник создает свои индивидуальные метод и стиль в рамках близкого ему творческого направления.

Литература изучается различными отраслями литературоведения. Текущий литературный процесс составляет основной предмет критики литературной

Слово литература произошло от латинского litteratura - написанное и от littera, что в переводе означает - буква.

Затем, чтобы:

а) учиться мастерству именно в своем жанре;
б) точно знать, какому издателю предложить рукопись;
в) изучать свою целевую аудиторию и предлагать книгу не «вообще всем», а именно тем людям, которые могут быть в ней заинтересованы.

Что такое художественная литература?

Под художественной литературой понимаются все произведения, которые имеют вымышленный сюжет и вымышленных героев: романы, рассказы, повести и пьесы.

Мемуары относятся к нехудожественной литературе, потому что речь идет о невыдуманных событиях, однако они пишутся по канонам художественной литературы - с сюжетом, героями и пр.

А вот поэзия, в том числе и тексты песен, - это художественная литература, даже если автор вспоминает о былой любви, которая приключилась на самом деле.

Типы художественной литературы для взрослых

Художественные произведения делятся на жанровую литературу, мейнстрим и интеллектуальную прозу.

Жанровая литература

В жанровой литературе первую скрипку играет сюжет, при этом он вписывается в определенные, заранее известные рамки.

Это вовсе не значит, что все жанровые романы должны быть предсказуемыми. Мастерство писателя заключается именно в том, чтобы в заданных условиях создать уникальный мир, незабываемых героев и интересный способ добраться из пункта «А» (завязка) в пункт «Б» (развязка).

Как правило, жанровое произведение кончается на позитивной ноте, автор не углубляется в психологию и прочие высокие материи и старается просто развлечь читателей.

Основные сюжетные схемы в жанровой литературе

Детектив: преступление - расследование - изобличение преступника.

Любовный роман : герои встречаются - влюбляются - сражаются за любовь - соединяют сердца.

Триллер: герой жил своей обычной жизнью - возникает угроза - герой пытается спастись - герой избавляется от опасности.

Приключения: герой ставит перед собой цель и, преодолев множество препятствий, добивается желаемого.

Когда мы говорим о фантастике, фэнтези, историческом или современном романе, речь идет не столько о сюжете, сколько о декорациях, поэтому при определении жанра используются два или три термина, которые позволяют ответить на вопросы: «Что происходит в романе?» и «Где происходит?». Если речь идет о детской литературе, то делается соответствующая пометка.

Примеры: «современный любовный роман», «фантастический боевик» (боевик - это приключения), «исторический детектив», «детская приключенческая повесть», «сказка для младшего школьного возраста».

Жанровая проза, как правило, публикуется сериями - либо авторскими, либо общими.

Мейнстрим

В мейнстриме (от англ. mainstream - основной поток) читатели ждут от автора неожиданных решений. Для этого типа книг самое главное - нравственное развитие героев, философия и идеология. Требования к автору мейнстрима гораздо выше, чем к писателям, работающим с жанровой прозой: он должен быть не только отличным рассказчиком, но и хорошим психологом и серьезным мыслителем.

Еще один важный признак мейнстрима - такие книги пишутся на стыке жанров. Например, невозможно однозначно сказать, что «Унесенные ветром» - это только любовный роман или только историческая драма.

Кстати, сама по себе драма, то есть рассказ о трагическом опыте героев, - это тоже признак мейнстрима.

Как правило, романы этого типа выпускаются вне серий. Это связано с тем, что серьезные произведения пишутся долго и сформировать из них серию довольно проблематично. Более того, авторы мейнстрима настолько отличаются друг от друга, что их книги сложно сгруппировать по какому-либо признаку, кроме «хорошая книга».

При указании жанра в мейнстрим-романах обычно делается упор не столько на сюжет, сколько на некие отличительные признаки книги: историческая драма, роман в письмах, фантастическая сага и пр.

Возникновение термина

Сам термин «мейнстрим» возник благодаря американскому писателю и критику Уильяму Дину Хоуэллсу (1837–1920). Будучи редактором одного из самых популярных и влиятельных литературных журналов своего времени, The Atlantic Monthly , он отдавал явное предпочтение произведениям, написанным в реалистическом ключе и акцентирующим внимание на нравственных и философских проблемах.

Благодаря Хоуэллсу реалистическая литература вошла в моду, и некоторое время именно ее называли мейнстримом. Термин закрепился в английском языке, а оттуда перешел в Россию.

Интеллектуальная проза

В подавляющем большинстве случаев интеллектуальная проза имеет мрачный настрой и выпускается вне серий.

Основные жанры художественной литературы

Примерная классификация

При подаче заявки в издательство мы должны указывать жанр - чтобы нашу рукопись отправили соответствующему редактору.

Ниже приведен примерный перечень жанров, как их понимают в издательствах и книжных магазинах.

  • Авангардная литература. Характеризуется нарушением канонов и языковыми и сюжетными экспериментами. Как правило, авангард выходит очень маленькими тиражами. Тесно переплетается с интеллектуальной прозой.
  • Боевик. Ориентирован преимущественно на мужскую аудиторию. Основа сюжета - драки, погони, спасение красоток и т.п.
  • Детектив. Основная сюжетная линия - раскрытие преступления.
  • Исторический роман . Время действия - прошлое. Сюжет, как правило, привязан к значимым историческим событиям.
  • Любовный роман. Герои обретают любовь.
  • Мистика. Основа сюжета - сверхъестественные события.
  • Приключения. Герои ввязываются в авантюру и/или отправляются в рискованное путешествие.
  • Триллер/ужасы. Героям грозит смертельная опасность, от которой они пытаются избавиться.
  • Фантастика. Сюжет закручивается в гипотетическом будущем или в параллельном мире. Одна из разновидностей фантастики - альтернативная история.
  • Фэнтези/сказки. Основными признаками жанра являются сказочные миры, волшебство, невиданные существа, говорящие животные и пр. Часто основывается на фольклоре.

Что такое нехудожественная литература?

Нехудожественные книги классифицируются по темам (например, садоводство, история и т.п.) и типам (научная монография, сборник статей, фотоальбом и пр.).

Ниже приведена классификация книг нон-фикшн, как это делается в книжных магазинах. При подаче заявки в издательство указывайте тему и тип книги - например, учебник по писательскому мастерству.

Классификафия нехудожественной литературы

  • автобиографии, биографии и мемуары;
  • архитектура и искусство;
  • астрология и эзотерика;
  • бизнес и финансы;
  • вооруженные силы;
  • воспитание и образование;
  • дом, сад, огород;
  • здоровье;
  • история;
  • карьера;
  • компьютеры;
  • краеведение;
  • любовь и семейные отношения;
  • мода и красота;
  • музыка, кино, радио;
  • наука и техника;
  • питание и кулинария;
  • подарочные издания;
  • политика, экономика, право;
  • путеводители и тревелоги;
  • религия;
  • саморазвитие и психология;
  • сельское хозяйство;
  • словари и энциклопедии;
  • спорт;
  • философия;
  • хобби;
  • школьные учебники;
  • языкознание и литература.

Если ты, читатель, задавался вопросом: "Литература - что это такое?" и хотел бы получить ёмкий ответ, но всё равно верный и научный, то ты обратился к нужному тексту. Итак, в этой статье я кратко рассмотрю, что такое литература, а также расскажу о двух её основных формах - устной и письменной.

Академический словарь, составленный РАН, определяет литературу как «всю совокупность научных, художественных, философских и тому подобных произведений». Недостаток этой формулировки в том, что под предметом можно усмотреть нелитературное, например, графические иллюстрации. Я могу предложить своё определение, более подходящее статье: литература (латинское litteratura - написанное) - это совокупность речевых конструкций, запечатлённых в устной и письменной форме. Литература является объектом изучения литературоведения (подробнее смотри статью "Основы теории литературы"). Литература одновременно особая деятельность человека и также продукт этой деятельности, где основным инструментом, посредством которого происходит создание продуктов, является язык и его единица - слово.

На определениях и кратком пояснении можно было бы, на первый взгляд, ограничиться, однако есть существенные "но", обыватель нередко воспринимает литературное произведение, как запечатлённое только в письменной форме, но на самом деле существует форма устной литературы, к рассказу о которой я и приступлю далее.

Устная литература

В-первых, да, существует устная литература и даже с появлением письменности она не исчезла. А если затрагивать период, когда человечество, став пусть разрозненными, но общностями разумных существ, принялось формировать свою культуру, но не имело письменности, тогда устная литература является важным инструментом передачи созданных продуктов. Последнее без письменности особенно важно, так как если автор, создав литературное произведение, запечатлённое в письменной форме, более мог не прилагать особых усилий по его сохранению (с известными допущениями, разумеется), то продукт в устной литературной форме требовал от него ряд дополнительных усилий, например:

  • Точно запомнить то, что он создал. Ведь мало что-то придумать, важно точно сохранить это в памяти, чтобы верно, как изначально задумано, воспроизвести в устной форме. Да, нередко постоянное переосмысление созданного идёт ему на пользу, но бывают случаи, когда наоборот – в вред, но это следствия здесь лишние к рассмотрению;
  • Самостоятельно сообщить созданное другим. Если продукт письменной литературы читатель мог самостоятельно изучить, то с устной формой автору для начала необходимо было передать своё произведение кому-то ещё, презентовать при непосредственном контакте устно, говоря проще – рассказать, поведать;
  • Трудности многоступенчатой передачи. В том случае, если автору удавалось точно воспроизвести им же придуманное, то его должно было беспокоить следующее: как слушатель понял услышанное, насколько он хорошо запомнил и сможет ли в свою очередь верно это воспроизвести (частично проблема из пункта один).

В общем, устная форма передачи и сохранения информации далеко не лучший инструмент развития культуры. Однако влияние и роль устной литературы на формирование и развитие культуры, как отдельных социальных групп, так и народов, или даже всего человечества, переоценить сложно. Более того, устная форма сохраняется до сих пор и, по всей видимости, никуда не исчезнет в ближайшем будущем, потому что человек сохраняет и потребность в вербальной коммуникации, и в том, что в ряде ситуаций удобнее пользоваться устной формой, нежели писать друг другу эссе. Только следует уточнить, что само по себе устное общение не является литературой, если в нём не создаётся и не сохраняется для последующего воспроизведения некая речевая конструкция. Например, если двое обсуждают, какое сегодня ясное небо, а автобус задерживается на семь минут, то это не литература. Если же в устном общении создаются, передаются (рассказчиком) или воспроизводятся конструкции, подходящие под признаки литературного произведения, например, сочиняется анекдот или под ситуацию декламируется поэма, то да – это устная литература. Понятное дело, что данная тема освещена кратко и она куда глубже, но для такового её изучения следует обратиться к исследованиям соответствующего размера, а я перейду к письменной форме литературы.

Письменная литература

Возможности письменной литературы обеспечила, как нетрудно догадаться, письменность, и чем более эффективной становилась последняя, тем более лучшими были продукты литературы. Да, развитие письменности происходило не сразу, этот процесс был очень длительным, занявшим несколько тысяч лет и по сути своей обусловленным тем, что у человечества была постоянная потребность делать вневременными продукты своего умственного труда, то есть, как вариант, записывать их, желательно подробнее и в деталях. Так сметливые представители человечества и совершенствовали этот столь нужный инструмент, в том числе его графемы: от пиктографии через иероглифы к буквенному письму.

Письменная литература предоставила возможность не только сохранять произведения в их точном виде, но и давала возможность лёгкого воспроизводства сохранённого, постепенно она сокращала сложность трактовки, например, одно дело, когда нужно понять смысловое значение послания в рисунках и приходиться гадать, а другое, когда оно составлено в слоговом или буквенном письме. В настоящее время каждый цивилизованный человек может освоить письменную составляющую своего языка и создавать литературные произведения; и да, не только эссе или повесть являются литературным продуктом, но и краткие почтовые письма или даже записки или сообщения, передаваемые с помощью «службы коротких сообщений»(SMS).

Надеюсь, что из статьи стало понятно, что это такое – литература, а также, что последняя имеет не только письменную, но и устную форму, и насколько каждая из них полезна и попросту необходима современному человеку независимо от его профессиональной, досуговой или учебной деятельности. И ещё я надеюсь, что ты, читатель, сможешь самостоятельно отличать в устной речи создание или презентацию литературного продукта от таковым не являющимся.

февраль 4715

«Что написано пером, то не вырубишь топором». Эту старую пословицу вполне справедливо применить к литературе – одному из самых древних и всеобъемлющих видов искусства.

Литературу можно назвать самым универсальным искусством. Она может существовать в различных внешних формах, то есть её можно

  • прочитать,
  • прослушать,
  • даже «прощупать» (имеются в виду книги для слепых).

И она пронизывает большинство других видов искусства:

  1. музыку, куда входят:
  2. живопись и графику,
  3. кино и театр:
    • сценарии,
    • либретто.

Что такое литература? Определение этого в разные эпохи давалось различное.

Например, в древности так называемую «художественную литературу» не отделяли от других видов авторских текстов: например, сочинение Лукреция «О природе вещей» не противопоставляли «Энеиде» Вергилия. Да и сама эта научно-философская работа (как и большинство других античных сочинений) написана в форме поэмы. Разделяя древнюю литературу на художественную и нехудожественную, мы пытаемся проецировать наше понимание этого явления на античное искусство, что не является верным.

Даже в XIX веке резкие отличия «художественной» и «нехудожественной» словесности ещё не установились, и лучшими образцами русской прозы критики считали, например,

  • «Опыт теории налогов» Николая Тургенева (не путать с И.С. Тургеневым),
  • «Историю государства Российского» Карамзина.

Тем не менее, различие устанавливалось в ином аспекте. Так, художественную литературу примерно до середины XIX века преимущественно считали простым развлечением дворянского сословия, и только позднее было окончательно признано её полноценное духовное значение.

Художественная литература — прежде всего это автор

Один из главных атрибутов художественной литературы – авторство. В отличие от фольклора, художественное произведение всегда имеет конкретного автора и строго определённую (в основном единственную) версию. Если произведение пересказано «своими словами» кем-то другим, то этот пересказ, как правило, относят к фольклорному явлению.

Конечно, существуют литературные произведения, авторы которых либо легендарны (например, Гомер), либо точно установленного автора на данный момент не найдено («Эпос о Гильгамеше»). В последнем случае версий произведения может быть несколько, каждая из которых создана отдельным безвестным переписчиком. Однако и такие тексты принято относить к художественной литературе, а не к фольклору.

Духовный код человечества

И всё-таки, каково же определение (что такое литература) и важна ли она для тех, кто привык вести иной, более «деятельный» образ жизни? Множество людей считают литературу

  • совсем уж бесполезным делом,
  • бессмысленной тратой времени,
  • устаревшим явлением,

которое давно пора «дискредитировать». Однако в той или иной форме литература продолжает существовать и не сдаёт своих позиций, лишь видоизменяясь в духе времени. Литература – искусство, цель которого заключается в изучении человека и общества, раскрытии его, если можно так выразиться, духовного кода.

“Язык появился, когда у людей возникла потребность что-то сказать друг другу. А литература появилась, когда у людей возникла потребность сказать друг другу что-то чрезвычайно важное”.

Возможно, что своеобразие и некая притягательность литературы во все времена заключается в её своеобразном устройстве. Литературное произведение

  • создаётся одним человеком,
  • в одиночестве и наедине с самим собой,
  • однако непременно предназначается для публики.

Видео: О литературе за одиннадцать минут