Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Реалистическое направление в литературе 19 века. Русский реализм конца XIX – начала XX века и его развитие

Реалистическое направление в литературе 19 века. Русский реализм конца XIX – начала XX века и его развитие

Реализм в европейской литературе 19 века.

Лекция 10.

Формирование реализма происходит в европейских странах и в России практически в одно и то же время – в 20 – 40-е годы XIX века. В литературах мира он становится ведущим направлением. При этом, и в европейских литературах, и – в особенности – в литературе США в полной мере продолжается деятельность писателœей-романтиков: де Виньи, Гюго, Ирвинга, По и др.
Размещено на реф.рф
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, развитие литературного процесса идет во многом через взаимодействие сосуществующих эстетических систем.

В центре внимания литературы критического реализма - анализ социальной сущности , социально-политических противоречий современной общественной системы.

Становится важна правдивость в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах. Учение о создании художественного типа разрабатывал Бальзак. Он различал в данном процессе несколько стадий: наблюдение и изучение определœенной социальной группы, отбор самых специфических для нее черт, художественное обобщение собранного материала. Только в результате такого длительного творческого труда возникает художественный тип. Он является одновременно обобщенным образом, то есть обладает чертами, присущим многим людям, но и неповторимым индивидуумом – личностью, для которой художник слова придумал биографию, внешность, сложнейший внутренний мир.

От просветителœей критические реалисты восприняли веру в познавательную силу человеческого разума. С реалистами Просвещения критических реалистов сближает утверждение воспитательной, гражданской миссии искусства . Для Диккенса, к примеру, было характерно явное преувеличение этой роли художественного творчества, силами которого (и только ими) он полагал возможным искоренить социальное зло.

Характерной особенностью писателœей-реалистов является также историзм мышления , то есть стремление понять объективное движение истории.

Одной из ведущих тем творчества критических реалистов является тема утраченных иллюзий . Она характерна для всœей европейской литературы XIX в., и возникновение ее было связано с идеологическими последствиями Французской революции конца XVIII в.

В случае если романтики сосредоточивали внимание на духовных устремлениях человека, то критические реалисты избирают объектом изображения человеческую жизнь во всœех ее проявлениях . В их творчестве находит отражение не только идеальная, духовная, но и вся конкретная деятельность людей (их служебные, семейные, общественные дела и т.п.). В связи с этим границы литературы широко раздвинулись. В нее мощным потоком хлынула проза жизни. Житейские бытовые мотивы стали обязательным спутником реалистических произведений. В повествовательных и даже лирических жанрах главное место заняли обыкновенные заурядные личности , которые пришли на смену необыкновенным романтическим героям, жившим в мире высоких духовных и моральных интересов.

Возникла крайне важно сть реабилитировать с эстетической точки зрения весь тот жизненный материал, который теоретиками романтизма считался непригодным для поэтического воплощения. Современность вошла в творчество реалистов во всœей своей неприглядной сущности – с городскими трущобами, нищими деревнями, с бесправием ʼʼмаленького человекаʼʼ и беззаконием власть имущих.

Реализм в европейской литературе 19 века. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Реализм в европейской литературе 19 века." 2017, 2018.

Нижегородская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Кафедра общественно-гуманитарных наук

Контрольная работа

По культурологии

На тему: Две линии в русской культуре Х I Х века: романтизм и реализм.

Выполнила:

студентка 3 курса

группы 31 «З.»

фармацевтического факультета

Яковлева Елена

Валерьевна

Нижний Новгород

ПЛАН РАБОТЫ:

1. Роль литературы в общественно-политической и культурной жизни России.

2. Особенности русского романтизма. Русские поэты – романтики, основные темы их произведений.

3. Характерные черты критического реализма.

Роль литературы в общественно-политической и культурной жизни России.

Событием, оказавшим важнейшее влияние на развитие русского общества и русской литературы, стала война 1812 года. Весь народ поднялся на защиту Отечества от нашествия Наполеона. Война пробудила национальное самосознание русского народа. Крестьянин, который стал солдатом, освободил Россию и Европу. Он почувствовал свою силу и значимость и надеялся, что освободил себя. Но после войны положение крестьян стало ещё более тяжёлым («аракчеевщина», военные поселения, государственный бюрократизм). Возмущённый народ бунтовал и восставал, восстания жестоко подавлялись самодержавием.

Война 1812 г., тяжёлое положение народа, политика самодержавия, знакомство с передовой политической и философской мыслью Западной Европы – всё это привело к появлению тайных обществ, ставивших своей целью свержение самодержавия. Будущие декабристы не считали народ активной политической силой и делали ставку на заговор. Для идеологии декабризма, отразившейся в произведениях поэтов-декабристов К.Ф. Рылеева, А.А. Бестужева, А.И. Одоевского, В.К. Кюхельбекера, характерны мысли о высоком гражданском назначении поэзии, мотивы тираноборчества, высокие нравственные идеалы, патриотизм. Одно из самых значительных вольнолюбивых произведений декабристов – стихотворение К.Ф. Рылеева (1795 – 1826) «Гражданин». «Я не поэт, а гражданин» - вот творческая позиция, провозглашенная Рылеевым в этом стихотворении. Поэзия, как и вся жизнь, должна быть подчинена «борьбе за угнетённую свободу человека», считал он. Создавая свои «Думы», Рылеев ставил перед собой задачу «напомнить юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к Отечеству с первым впечатлениями памяти». Прославление мужества и героизма, проявленных в борьбе за национальную независимость родины, за освобождение народа от иноземного владычества, - вот главная тема дум «Иван Сусанин», «Дмитрий Донской», «Смерть Ермака» (последняя из них стала народной песней). Рылеев, посвящая свои думы выдающимся людям нации, порой пренебрегательно преображает персонажей, наделяя их чертами своего времени. Герои действуют в исключительных психологических обстоятельствах, подчеркивающих неординарность их личности. Драматизм развития событий роднит думу с балладой.

Идеи декабристов оказали сильнейшее влияние на развитие русской литературы, они нашли отражение в творчестве таких писателей, как А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов.

Первая четверть ХIХ века отличалась пестротой литературного движения. Для этого периода были характерны столкновение, борьба, взаимное влияние различных литературных направлений, которые существовали, не только сменяя друг друга, но и параллельно, отражая сложные процессы развития общественной мысли того времени. Ещё были живы классицистические художественные тенденции (в «Гражданине» Рылеева), ещё было влияние сентиментализма (Н. М. Карамзин), но всё громче заявляла о себе новая литературная эпоха – эпоха романтизма, который становился ведущим литературным течением, а наиболее яркими представителями его были В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков.

Русской литературе первой четверти ХIХ века свойственно острое ощущение единства нации, вера в великое будущее русского народа и общества. Именно в это время творит поэт, в произведениях которого «русский дух» проявляется во всей своей красе и силе. Речь идёт о великом баснописце И. А. Крылове. В его творчестве начал складываться реалистический метод отражения действительности. Полностью метод реализма сформировался и воплотился в творчестве А. С. Пушкина.

Яркое представление о художественных исканиях русской поэзии этого времени дают дружеские послания П. А. Вяземского, искромётные строки, исполненные ратного духа и удальства, поэта-воина Дениса Давыдова, философско-психологическая лирика Е. А. Баратынского.

Одним из наиболее значительных событий литературной жизни России в первой половине 40-х годов стал выход в свет поэмы Гоголя «Мёртвые души» и повести «Шинель», обозначавших новый этап развития русского реализма. Социально-личностный пафос этих произведений – критический показ общественных форм русской жизни, противоречащих народным идеалам, боль за судьбу страны, заострённость на теме «маленького человека» - был с воодушевлением воспринят всеми прогрессивными писателями того времени. В России 40 – 50-х гг. литература была, по словам А. И. Герцена, единственной «трибуной» общественно- культурных споров, а потому творческие взгляды писателя являлись выражением его общественной позиции. Идеи нового художественного направления были сформулированы В.Г. Белинским. Вокруг него складывается группа молодых писателей, для которых художественные принципы реализма, провозглашённые Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым – отправная точка творчества. Представитель консервативного лагеря Ф. В. Булгарин уничижительно назвал эту группу «натуральной школой», но выражение прижилось, став эстетическим лозунгом и литературным термином. «Списывание» с натуры расценивалось как отличительная черта передового писателя. Литература отныне избирает своим материалом то, что ранее, в романтический период её развития, отвергалось как заведомо «непоэтическое», «низкое», недостойное внимания художника. Проблема личности, давления на человека окружающей среды, исследования его многочисленных социальных связей выдвигаются в центр повествования реалистического произведения.

Поскольку литература, есть специфическая область познания истины, то особое значение приобретает проблема типизации. Литература 40-х гг. создаёт социально-исторические типы, «героев своего времени», в которых отразились важнейшие закономерности данного этапа общественного развития. Тип – это факт действительности, но проведенный через фантазию поэта, озарённый светом общего. Таким образом, художественный тип в реалистической литературе понимается не как явление распространённое, а как явление закономерное, характерное для определённого этапа развития общества. Историзм, т.е. отображение явлений в их исторической конкретности, становится главной чертой реалистического художественного мышления. Создание исторически конкретных социально-психологических характеров, в которых запечатлены важнейшие закономерности эпохи, развивающихся в соответствии со своей внутренней логикой, а не по произволу автора, является определяющим признаком реалистического искусства.

Писатели-реалисты стремились воссоздать в своих произведениях жизненно достоверные картины, показывать человека во взаимодействии с его окружением, раскрыть механизм социальных отношений и в целом объективные, т.е. не зависящие от воли конкретных людей, законы общественного развития.

Эти тенденции ярко проявились в творчестве представителей «натуральной школы». Идеологом этой школы выступил В.Г. Белинский, а ядро её составили Д.В. Григорович, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, И.А. Герцен, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский. Печатным органом нового направления в русской литературе стал журнал «Современник» во главе с Н.А. Некрасовым и И.И. Паниным.

40-е гг. – время сосредоточенного осмысления дворянской интеллигенцией исторических судеб России. В стране господствовала политическая реакция, усилившаяся в конце 40-х гг. в связи с волной революционных выступлений в Европе, и поэтому жаждущая активной деятельности молодёжь вынуждена была ограничиться исключительно интеллектуальными занятиями, не имея возможности реализовать способность к практическому действию на общественно-политическом поприще. Так появился тип русских дворян, которые в русской действительности той поры не находили применения своим духовно-интеллектуальным силам. Так появился литературный тип «лишнего человека».

С середины 50-х гг. наметилось оживление в общественно-политической жизни России, которое было непосредственно связано со смертью Николая I, известного своей неприязнью к печатному слову, с поражением России в крымской войне. Эта военная кампания показала экономическую и техническую отсталость России от стран западной Европы, выявив необходимость проведения реформ. В стране развернулась подготовка реформ, что вызвало к жизни новую социальную силу – внесословную интеллигенцию, так называемые «разночинцы». Постепенно «разночинцы» вытесняют с авансцены общественно-политической жизни дворянскую интеллигенцию как исчерпывающую свои исторические возможности. Процесс этот отражен в творчестве Тургенева, Чернышевского и других писателей. Этот недолгий период общественного подъёма завершилось покушением Каракозова на императора Александра II 4 апреля 1866г. Наступила новая полоса в общественно-политической жизни России, породившая чувство исторической безысходности и всеобщий пессимизм.

Поскольку искусство есть специфическая область познания истины, то особое значение приобретает проблема типизации.

Именно в ХIХ веке Россия внесла в мировую культуру чуть ли не самый весомый вклад в области литературы, если не считать, ХХ столетие, которое вполне может поспорить с ним по обилию литературных талантов мирового класса: Н.М. Языков, В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский, Ф.И. Тютчев, Н.Н. Батюшков, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.А. Фет, А.Н. Майков, Я.П. Полонский, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.М. Гаршин, В.Г. Короленко.

Таков в общих чертах путь развития русской литературы в контексте общественно-политической жизни страны. Литература не только отражает коллизии и этапы общественно-политического развития, это – самостоятельное и самоценное явление, имеющее собственные законы, которые и определяют изменения художественных форм и образов, составляющих основу самодвижения литературы.

Особенности русского романтизма. Русские поэты – романтики, основные темы их произведений.

Романтизм – продуктивный творческий метод, утверждающий диалектическое единство идеального и материального в мире (так называемое двоемирие) их противоборство как основы развития события. Романтизм утверждал безграничные возможности активной личности, способной подняться над социальными законами и переделать мир, воздействуя на его идеальную сущность. Этот метод образовывал романтическую художественную систему. Соотношение в ней направлений и течений можно представить схемой:

Романтизм – творческий метод

Романтизм – художественная система

Романтизм Символизм Неоромантизм Фэнтези

(направление) (направление) (направление) (направление)

Немецкий Английский Французский Русский романтизм

романтизм романтизм романтизм романтизм США

Английский Английский Французский Русский фэнтези

неоромантизм эстетизм символизм символизм США

(течение) (течение) (течение) (течение) (течение)

Романтики открыли для литературы диалектику психологических состояний, они первыми создали характеры, основу которых составляли глубокие внутренние противоречия («Адольф» Б. Констана, «Юрий Милославский» М.Н. Загоскина); они поставляли ряд глубоких философских проблем («Мельмонт-Скиталец» Ч. Р. Метьюрина); открыли в литературе тему «униженных и оскорбленных» («Отверженные» В. Гюго). Романтизм реконструировал систему лирических жанров, создал исторический роман (В. Скотт, М.Н. Загоскин), философскую сказку (Э.Т.А. Гофман), научно-философский роман (М. Шелли), психологический детектив (Э.А. По), романтическую поэму (Д.Г. Байрон). Заложил основы художественного анализа социальных отношений. На протяжении ХIХ века активно взаимодействовал с реализмом; именно неоромантики приняли на себя основную тяжесть противоборства, преодоления крайностей декадентства в конце ХIХ – начала ХХ столетия. Продуктивность романтического метода проявилась в ХХ веке, когда возникают «фэнтези»; на основе романтических традиций были созданы такие выдающиеся произведения, как «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «Повелитель колец» Д. Р. Р. Толкиена и др.

Романтизм – одно из самых ярких и значительных течений в искусстве. Он возник первоначально в Германии, чуть позднее – в Англии, затем распространился почти во всех европейских странах. Он оказал огромное воздействие на мировую культуру. Английский поэт Дж. Байрон, романист Вальтер Скотт, немецкие писатели Э. Т. А. Гофман и Г. Гейне, датский сказочник Г. – Х. Андерсен, американцы Э. По и Ф. Купер, польский поэт А. Мицкевич – все они романтики.

Романтизм отражает мироощущение, сформировавшееся в революционную эпоху, начало которой положила Великая французская революция (1789). Это было время гигантских общественных потрясений, буржуазных революций, национально-освободительных войн. И это было время великих ожиданий и разочарований, время решительных перемен в сознании людей. Великая французская революция не принесла людям ни свободы, ни справедливости, ни «царства разума». Старое было разрушено, а новым стало ещё более прозаическое и бесцветное «царство денег». Вера в могущество человеческого разума, характерная для XVIII века и нашедшая отражение в искусстве классицизма, была теперь подорвана. Человек чувствовал себя одиноким, неприкаянным.

В столкновении противоречивых настроений формируется новый художественный метод отражения действительности – романтизм.

Характерной чертой романтизма является крайняя неудовлетворённость действительностью, сомнение в том, что жизнь общества или даже отдельной личности может быть построена на началах добра, разума, справедливости. С другой стороны, романтическое миросозерцание отличают мечта о переустройстве мира, обновлении человека, неудержимое стремление (наперекор логике и фактам) к возвышенному идеалу.

Противоречие между идеалом и действительностью, ощущение пропасти между ними и жажда их воссоединения – определяющая черта, основной конфликт романтизма, источник напряжённых трагических переживаний.

Главный враг романтиков – благоразумный и самодовольный обыватель, человек с мертвой душой, для которого смысл жизни – сытость, покой, нажива. Поэтому романтики видели свою главную цель в том, чтобы вырвать читателя из тесного житейского мирка и увлечь его как можно дальше от серой повседневности. Романтиками воспевалось и поэтизировалось всё необычное. Особенно большой интерес проявляли они к фантастике и народным преданиям, дальним странам, минувшим историческим эпохам, жизни племен и народов, не тронутых европейской цивилизацией, миру природы.

Романтикам были интересны исключительные личности – титанические и могучие. Объект постоянного внимания и изображения романтиков – сложность и глубокая противоречивость внутреннего мира человека, его богатство и многообразие. Для их творчества характерно противопоставление героя и толпы. Романтический герой всегда в конфликте с обществом, он изгнанник, отщепенец, скиталец. Он нередко бунтует против несправедливых общественных порядков, устоявшихся форм жизни.

Романтики считали, что только в искусстве могут полностью раскрыться творческие способности человека. В противоположность сторонникам классицизма, поднявшим искусство строгим рациональным правилам, романтики были убеждены, что вдохновение и творчество не укладываются в какие бы то ни было рамки, что всякий настоящий художник создаёт произведение по собственным законам.

Творчество писателей-романтиков отличает невиданная ранее интенсивность и острота переживания, сознание могущества и свободы человеческого духа, бурная эмоциональность, напряженность стиля, резкие контрасты. Таковы общие черты романтизма.

Зарождение романтизма в России связано с общественно-идеологической атмосферой русской жизни – общенациональным подъёмом после войны 1812 года. Всё это обусловило не только становление, но и особый характер романтизма поэтов декабристов, чьё творчество было одушевлено идеей гражданского служения, проникнуто пафосом вольнолюбия и борьбы.

Произведения писателей-романтиков, живших в разных странах, содержат существенные отличия, порожденные не только творческой индивидуальностью каждого из творцов, но и своеобразием общественных условий, культуры и художественных традиций в каждой стране.

Особенности русского романтизма . В творчестве русских романтиков отразилось разочарование передовых людей в существующих самодержавно-крепостнических порядках и неясность путей исторического развития страны. В то же время в русском романтизме отразилось начавшееся пробуждение общенационального самосознания. Романтические идеи и настроения представлены в русской литературе как бы в смягчённом варианте. Не так остры и глобальные конфликты личности и толпы, например. Сохранялась тесная связь с другими литературными направлениями своей эпохи (прежде всего с классицизмом и сентиментализмом).

Романтизм зародился в России в самом начале ХIХ века, но оформился в самостоятельный художественный метод только к 20-м годам. Трагические события 1825 года определили особенности дальнейшего развития русского романтизма. Вершиной достижения романтизма 30-х гг. – произведения М. Ю. Лермонтова.

Характерными особенностями романтизма в России были:

1. Форсированность развития литературы в России в начале ХIХ века обусловило «набегание» и совмещение различных стадий, которые в других странах переживались поэтапно. В русском романтизме переплелись предромантические тенденции с тенденциями классицизма и Просвещения: сомнения во всесильной роли разума, культ чувствительности, природы, элегический меланхолизм сочетались с классицистической упорядоченностью стилей и жанров, умеренным диктатизмом (назидательностью) и борьбой с излишней метафоричностью ради «гармонической точности» (выражение А. С. Пушкина).

2. Более ярко выраженная социальная направленность русского романтизма. Например, поэзия декабристов, поэзия М.Ю. Лермонтова.

В русском романтизме получают особенное развитие такие жанры, как элегия, идиллия. Очень важным для самоопределения русского романтизма было развитие баллады (в творчестве В. А. Жуковского). Резче всего контуры русского романтизма определились с возникновением жанра лиро-эпической поэмы (южные поэмы А. С. Пушкина, произведения И. И. Козлова, К. Ф. Рылеева, М. Ю. Лермонтова и др.). Развивается исторический роман как большая эпическая форма (М. Н. Загоскин, И. И. Лажечников). Особый путь создания большой эпической формы – циклилизация, то есть объединение внешне самостоятельных (и частично печатавшихся отдельно) произведений («Двойник, или мои вечера в Малороссии» А. Погорельского, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, «Русские ночи» В. Ф. Одоевского, «Герои нашего времени» М. Ю. Лермонтова).

У истоков русского романтизма стоят две замечательно яркие фигуры – Василий Андреевич Жуковский и Константин Николаевич Батюшков.

О Жуковском говорили, что сама природа позаботилась создать в его лице «русское эхо» для западноевропейского романтизма. Поэзия Жуковского не была простым отзвуком инозычных шедевров.

Не стоит искать в его собственной поэзии прямое отражение многих пережитых им испытаний. Всё конкретное, личное – не в сюжетах, но в самом духе его произведений…

В элегии «Сельское кладбище» (1802 г.) – вольном переводе стихотворения английского поэта Т. Грея – с необычной для русской поэзии проникновенностью запечатлелось ощущения хрупкости земной жизни. «Привычкой к суеверной легенде» рождены многочисленные баллады Жуковского. Самые известные из них «Людмила» (1808 г.) и «Светлана» (1813 г.), созданные на основе стихотворения немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера «Ленора». В этих балладах рассказывается о вторжении в повседневную жизнь таинственных, потусторонних сил. Что же касается «стремления за пределы мира», то им пронизано буквально всё творчество Жуковского. Не случайно с лёгкой руки поэта слова «даль» и «вдаль» станут чуть ли не символами русского романтизма.

Романтическое отчуждение от забот и вкусов толпы, и «черни», по-своему выразили и другие поэты.

Муза Батюшкова внешне очень не похожа на музу Жуковского. Упоение любовью, земными благами, воспевание чувственной красоты, казалось бы, не имеют общего с грустным томлением автора «Людмилы» и «Светланы». Но есть в этом упоении что-то тревожное, пугающее. Поэт отдаётся наслаждению, постоянно помня об угрозе неминуемой смерти.

Николай Михайлович Языков (1803 – 1847), чья молодость была связана с Дерптским университетом, прославлял вольный дух студенческих пиров. Вольный дух противостоит и насилию («оковам»), и высшей, монаршей власти, чей символ – скипетр, жезл с драгоценными камнями.

Антон Антонович Дельвиг (1798 – 1831) нашёл поэтическое прибежище в античности. Притягивал Дельвига и мир русского фольклора. Его русские песни превосходили всё, что было создано в этом роде.

Особым направлением в русском романтизме стала философская лирика, так называемая поэзия мысли. Один из её ярких представителей – Дмитрий Владимирович Веневитинов (1805 – 1827), глава московского кружка «любомудров».

Решающее слово в судьбе нового литературного направления в России довелось сказать Пушкину.

В поэме «Руслан и Людмила» (1820 г.) Пушкин полнее, чем кто-либо другой, выразил интерес к родной старине, романтически преобразованной, подёрнутое дымкой иронии, расцвеченной разнообразием чувств молодого человека ХIХ века. Элегия «Погасло дневное светило…», написанная в ночь с 18 на 19 августа 1820 г. на корабле при переезде из Феодосии в Гурзуф, - взволнованный монолог глубоко разочарованного жизнью поэта. Интонация стиха как бы вторит колебаниям водной пучины. Это впечатление создаётся повторяющимся двустишьем:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

Читатель не только слышит шум ветра и волн, но и вместе с поэтом погружается в прошлое, в котором, оказывается, было немало печального и горького: и измена, и напрасные ожидания счастья.

Я вас бежал, отечески края;

Я вас бежал, питомцы наслаждений,

Минутной радости минутные друзья…

В этих строках – типичное для романтиков чувство мимолётности и скоротечности всего земного, обманчивости наслаждений и благ.

«Погасло дневное светило…» непосредственно предваряет так называемые южные поэмы Пушкина – «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники» и «Цыганы».

Иван Иванович Козлов (1779 – 1840). Некоторые стихи И.И. Козлова, ставшие песнями («Вечерний звон») популярны и сегодня. На современников особенно сильное впечатление производила его поэма «Чернец» - горестная исповедь монаха, который мстит «убийце сына и жены», а поэтому горько раскаивается и умирает. Трагически безысходная судьба героя отвечала романтическому вкусу.

Начиная с 1840-х гг., романтизм в основных европейских странах уступает ведущее положение критическому реализму и отходит на второй план. Влияние «Чернеца» легко обнаруживается и в лермонтовском «Мцыри».

Характерные черты критического реализма.

Продуктивный творческий метод, положивший в основу художественного мира литературных произведений познание социальных связей человека и общества, правдивое, исторически конкретное изображение характеров и обстоятельств их многосторонней взаимообусловленности. Образовал художественную систему. Соотношение реалистического метода, художественной системы, направлений и течений внутри неё может быть представлено следующей схемой:

Реализм – художественная система

Реализм реализм рубежа реализм

ХIХ в. ХIХ – ХХ вв. ХХ в.

(направление) (направление) (направление)

Немецкий Английский Французский Русский реализм

реализм реализм реализи реализм США

(течение) (течение) (течение) (течение) (течение)

Реализм (от позделатинского realis – вещественный, действительный) – литературное и художественное направление ХIХ – ХХ вв. берёт своё начало в Возрождении (так называемый «ренессансный реализм») или в Просвещении («просветительский реализм»). Черты реализма отмечаются в древнем и средневековом фольклоре, античной литературе. Реализм имеет следующие отличительные черты:

1. Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

2. Литература в реализме является средством познания человеком себя и окружающего мира.

3. Познание действительности идёт при помощи образов, создаваемых посредством типизации фактов действительности («типические характеры в типической обстановке»). Типизация характеров в реализме осуществляется через правдивость деталей в «конкретностях» условий бытия персонажей.

4. реалистическое искусство – искусство жизнеутверждающее, даже при трагическом разрешении конфликта. Философское основание этому – гностицизм, вера в познаваемость и адекватное отражение окружающего мира, отличие, например, от романтизма.

5. Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать и запечатлевать возникновение и развитие новых форм жизни и социальных отношений, новых психологических и общественных типов.

Реализм как литературное направление сформировался в 30-е годы ХIХ века. Непосредственным предшественником реализма в литературе являлся романтизм. Сделав предметом изображения необычное, создавая воображаемый мир особых обстоятельств и исключительных страстей, романтизм одновременно показал личность более богатую в душевном, эмоциональном отношении, более сложную и противоречивую, чем это было доступно классицизму, сентиментализму и другим направлением предшествующих эпох. Поэтому реализм развивался не как антагонист романтизма, но как его союзник в борьбе против идеализации общественных отношений, за национально-историческое своеобразие художественных образов (колорит места и времени). Между романтизмом и реализмом первой половины ХIХ века не всегда легко провести чёткие границы, в творчестве многих писателей романтические и реалистические черты слились воедино – произведения О. Бальзака, Стендаля, В. Гюго, отчасти Ч. Диккенса. В русской литературе это особо отчётливо отобразилось в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

В России, где основы реализма были заложены творчеством А.С. Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», поздняя лирика) ещё в 1820 – 1830-х гг., а также некоторых других писателей («Горе от ума» А.С. Грибоедова, басни И.А. Крылова), этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, А. Н. Островского и др. реализм ХIХ века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое. Обострённый социально-критический пафос – одна из основных черт русского реализма – например, «Ревизор», «Мёртвые души» Н.В. Гоголя, деятельность писателей «натуральной школы». Реализм 2-й половины ХIХ века достиг своих вершин именно в русской литературе, особенно в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, ставших в конце ХIХ века центральными фигурами мирового литературного процесса. Они обогатили мировую литературу новыми принципами построения социально-психологического романа, философской и моральной проблематикой, новыми способами раскрытия человеческой психики в её глубинных пластах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

И.О. Родин, Т.М. Пименова Справочник школьника. Литература. АСТ «Астрель» Москва 2004 г.

Э. Л. Безносов, Е.Л. Ерохина и др. Большой справочник. Литература. «Дрофа» Москва 2002 г.

М.Д. Аксёнова. Русская литература. От былин и летописей до классики ХIХ века. «Аванта +» Москва 2000 г.

А.И. Кравченко. Культурология. «Трикста» 2005 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

До возникновения реализма как литературного направления подход к изображению человека у большинства писателей был односторонним. Классицисты изображали человека главным образом со стороны его обязанностей перед государством и очень мало интересовались им в его быту, в семейной, частной жизни. Сентименталисты, наоборот, перешли к изображению личной жизни человека, его задушевных чувств. Романтики тоже интересовались главным образом душевной жизнью человека, миром его чувств и страстей.

Но они наделяли своих героев чувствами и страстями исключительной силы, ставили их в необычные условия.

Писатели-реалисты изображают человека многосторонне. Они рисуют типичные характеры и показывают при этом, в каких общественных условиях сформировался тот или иной герой произведения.

Это умение дать типичные характеры в типичных обстоятельствах и является главной чертой реализма.

Типичными мы называем такие образы, в которых наиболее ярко, полно и правдиво воплощены важнейшие черты, характерные в определённый исторический период для той или другой общественной группы или явления (например, Простаковы-Скотинины в комедии Фонвизина- типичные представители русского средне-поместного дворянства второй половины XVIII века).

В типических образах писатель-реалист отражает не только те черты, которые наиболее распространены в определённое время, но и те, которые только начинают появляться и развиваются полностью в будущем.

Конфликты, лежащие в основе произведений классицистов, сентименталистов и романтиков, тоже были односторонни.

Писатели-классицисты (особенно в трагедиях) изображали столкновение в душе героя сознания необходимости выполнить долг перед государством с личными чувствами и влечениями. У сентименталистов основной конфликт вырастал на почве общественного неравенства героев, принадлежавших к различным классам. В романтизме основа конфликта -в разрыве между мечтой и действительностью. У писателей-реалистов конфликты так же многообразны, как и в самой жизни.

В формировании русского реализма в начале XIX века большую роль сыграли Крылов и Грибоедов. Крылов стал создателем русской реалистической басни. В баснях Крылова глубоко правдиво изображена жизнь крепостнической России в её существенных чертах. Идейное содержание его басен, демократическое по своей направленности, совершенство их построения, замечательный стих и живой разговорный язык, развитый на народной основе, - всё это явилось крупным вкладом в русскую реалистическую литературу и оказало воздействие на развитие творчества таких писателей, как Грибоедов, Пушкин, Гоголь и другие.

Грибоедов своим произведением «Горе от ума» дал образец русской реалистической комедии.

Но подлинным родоначальником русской реалистической литературы, давшим совершенные образцы реалистического творчества в самых разнообразных литературных жанрах, был великий народный поэт Пушкин.

Реализм - 19 - 20 века (от латинского realis - действительный)

Реализм может определять разнородные явления, объединенные понятием жизненной правды: стихийный реализм древних литератур, реализм Возрождения, просветительский реализм, «натуральная школа» как начальный этап развития критического реализма в XIX в., реализм XIX-XX вв., «социалистический реализм»

    Основные черты реализма:
  • Изображение жизни в образах, соответствующих сути жизненных явлений, посредством типизации фактов действительности;
  • Правдивое отражение мира, широкий охват действительности;
  • Историзм;
  • Отношение к литературе как к средству познания человеком себя и окружающего мира;
  • Отражение связи человека и среды;
  • Типизация характеров и обстоятельств.

Писатели-реалисты в России. Представители реализма в России: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, И. А Гончаров, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин и др.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Духовный климат Западной Европы после 1830 года существенно переменился по сравнению с романтической эпохой. Субъективный идеализм романтиков сменился верой во всемогущество разума и науки, верой в прогресс. Две идеи определяют в этот период мышление европейцев — это позитивизм (направление в философии, основывающееся на сборе объективных фактов с целью их научного анализа) и органицизм (эволюционная теория Дарвина, распространенная на прочие сферы жизни). XIX век — век бурного роста науки и техники, подъема социальных наук, и это стремление к научности проникает и в литературу. Художники-реалисты видели свою задачу в том, чтобы описать в литературе все богатство явлений окружающего мира, все разнообразие человеческих типов, то есть наука XIX века и реалистическая литература проникнуты одним и тем же духом сбора фактов, систематизации и выработки последовательной концепции действительности. А объяснение действительности давалось исходя из принципов эволюции: в жизни общества и личности усматривалось действие тех же сил, что и в природе, сходных механизмов естественного отбора.

К тридцатым годам XIX века окончательно сложилась новая система общественных отношений. Это была буржуазная система, при которой каждая личность была достаточно жестко закреплена за определенной социально-классовой средой, то есть время романтической "свободы", "неприкаянности" человека прошло. В классическом буржуазном обществе принадлежность личности к определенному классу предстала как непреложный закон бытия, и соответственно стала принципом художественного освоения жизни. Поэтому реалисты используют открытия романтиков в сфере психологии, но вписывают по-новому понятого человека в исторически достоверную, современную им жизнь. Человек у реалистов обусловлен прежде всего социально-исторической средой, и в основе реализма лежит принцип социально-классового детерминизма.

Изменилось у реалистов и восприятие человеческого характера. У романтиков исключительный характер был субъективным достоянием отдельной личности; герой реалистического произведения — всегда уникальный продукт взаимодействия исторического процесса и конкретных (биологических, индивидуальных, случайных) обстоятельств, поэтому жизненный опыт каждого человека реалисты понимают как неповторимый и ценный уже самой этой неповторимостью, а, с другой стороны, жизненный опыт каждого человека представляет всеобщий, универсальный интерес, потому что в нем присутствуют повторяемые, всеобщие черты. Здесь лежит основа реалистического учения о типе, основа реалистической типизации.

Реалисты непосредственно унаследовали от романтиков открытую ими самоценность человеческой личности, но закрепили эту личность за определенным местом, временем, средой. Реалистическое искусство демократично — реалисты впервые вывели на сцену "маленького человека", который раньше не считался интересным объектом для литературы, восстановили его в правах. Реалистическая литература проникнута в целом оптимистическим духом: критикуя современное им общество, писатели-реалисты были уверены в действенности их критики, в том, что это общество поддается улучшению, реформированию, верили в неизбежность прогресса.

Реализм XIX века стремился как можно шире охватить жизнь, показать все детали общественного устройства, все типы человеческих отношений, для чего, понятно, требовались произведения больших объемов. Отчасти поэтому ведущим жанром в литературе реализма становится роман — жанр крупного эпического повествования, в котором есть место всему этому гигантскому жизненному материалу. Особенно на раннем этапе реализма романы отличались большим, чем принято сегодня, объемом. Кроме того, роман был в XIX веке самым новым из наличных жанров, то есть жанром без груза канонической традиции.

Роман — это жанр, открытый всему новому; романист исследует жизнь свободно и непредвзято, не зная заранее, куда его приведет его художнический поиск. Этим роман сродни духу научного поиска, эту сторону романа подчеркивали реалисты XIX столетия, и под их пером жанр превратился в инструмент исследования и познания действительности, внешних и внутренних конфликтов человеческой жизни. Реалистический роман отражает действительность в формах самой жизни, и с эпохи реализма понятие "художественная литература" начинает ассоциироваться уже не с поэзией и драматургией, а в первую очередь с прозой. Роман становится господствующим жанром мировой литературы.

Г.К. Косиков пишет: "Основная особенность романической ситуации — это изменение внутреннего и внешнего положения героя в ходе различных столкновений с окружающим его миром". В реалистическом романе, как правило, "положительный" герой противостоит как носитель идеала существующим формам социального общежития, но, в отличие от романтической литературы, в реалистическом романе разлад между героем и миром не переходит в полный разрыв. Герой может отвергать свое непосредственное окружение, но никогда не отвергает мир в целом, он всегда сохраняет надежду реализовать свой субъективный мир в каких-либо иных сферах бытия. Поэтому реалистический роман основан одновременно на противоречии между героем и миром и на глубокой внутренней общности между ними. Поиск героя реалистического романа на первых этапах его существования был ограничен сферой предлагаемых историей социальных обстоятельств. В XIX веке резко увеличилась социальная подвижность отдельного человека; пример фантастической карьеры Наполеона стал образцом изменения социального статуса для новых поколений. Это новое явление действительности отразилось в создании такой жанровой разновидности реалистического романа, как "роман карьеры". Рассмотрим его на примере произведений создателей реалистического романа Стендаля и Бальзака.

Реализм

Реализм (- вещественный, действительный) - художественное направление в искусстве и литературе, которое утверждается в первой трети XIX века. У истоков реализма в России стояли И. А. Крылов, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин (в западной литературе реализм возникает несколько позднее, первыми его представителями были Стендаль и О. де Бальзак).

Черты реализма. Принцип жизненной правды, которым руководствуется художник-реалист в своем творчестве, стремясь дать наиболее полное отражение жизни в ее типических свойствах. Верность изображения действительности, воспроизводимой в формах самой жизни, - основной критерий художественности.

Социальный анализ, историзм мышления. Именно реализм объясняет явления жизни, устанавливает их причины и следствия на социально-исторической почве. Иначе говоря, реализм немыслим без историзма, который предполагает понимание данного явления в его обусловленности, в развитии и связи с другими явлениями. Историзм - основа мировоззрения и художественного метода писателя-реалиста, своего рода ключ к познанию действительности, позволяющий соединить прошлое, настоящее и будущее. В прошлом художник ищет ответы на актуальные вопросы современности, а современность осмысливает как результат предшествующего исторического развития.

Критическое изображение жизни. Писатели глубоко и правдиво показывают отрицательные явления действительности, сосредоточиваются на обличении существующих порядков. Но при этом реализм не лишен жизнеутверждающего пафоса, ибо в основе его лежат положительные идеалы - патриотизм, сочувствие народным массам, поиски положительного героя в жизни, вера в неисчерпаемые возможности человека, мечта о светлом будущем России (например, «Мертвые души»). Вот почему в современном литературоведении вместо понятия «критический реализм», которое впервые было введено Н. Г. Чернышевским, чаще всего говорят о «классическом реализме». Типические характеры в типических обстоятельствах, то есть характеры изображались в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, сформировала в определенных социально-исторических условиях.

Взаимоотношения личности и общества - ведущая проблема, которую ставит реалистическая литература. Для реализма важна драма этих взаимоотношений. Как правило, в центре внимания реалистических произведений оказываются личности незаурядные, неудовлетворенные жизнью, «выламывающиеся» из своего окружения, люди, способные встать выше общества и бросить ему вызов. Их поведение и поступки становятся для писателей-реалистов предметом пристального внимания и исследования.

Многогранность характеров персонажей: их действия, поступки, речь, образ жизни и внутренний мир, «диалектика души», которая раскрывается в психологических подробностях ее эмоциональных переживаний. Тем самым реализм расширяет возможности писателей в творческом освоении мира, в создании противоречивой и сложной структуры личности в результате тончайшего проникновения в глубины человеческой психики.

Выразительность, яркость, образность, точность русского литературного языка, обогащенного элементами живой, разговорной речи, которые писатели-реалисты черпают из общенародного русского языка.

Разнообразие жанров (эпических, лирических, драматических, лироэпических, сатирических), в которых находит выражение все богатство содержания реалистической литературы.

Отражение реальной действительности не исключает вымысел и фантастику (Гоголь, Салтыков-Щедрин, Сухово-Кобы- лин), хотя эти художественные средства не определяют основную тональность произведения.

Типология русского реализма. Вопрос о типологии реализма связан с раскрытием известных закономерностей, определяющих доминанту тех или иных типов реализма и их смену.

Во многих литературоведческих работах присутствуют попытки установить типовые разновидности (течения) реализма: ренессансный, просветительский (или дидактический), романтический, социологический, критический, натуралистический, революционно-демократический, социалистический, типический, эмпирический, синкретичный, философско-психологи- ческий, интеллектуальный, спиралевидный, универсальный, монументальный... Поскольку все эти термины довольно условные (терминологическая неурядица) и между ними нет четких границ, предлагаем использовать понятие «этапы развития реализма». Проследим эти этапы, каждый из которых складывается в условиях своего времени и художественно оправдан в своей неповторимости. Сложность проблемы типологии реализма в том, что типологически своеобразные разновидности реализма не просто сменяют друг друга, но и сосуществуют, развиваются одновременно. Следовательно, понятие «этап» отнюдь не означает, что в тех же хронологических рамках не может быть другого рода течения, более раннего или более позднего. Вот почему необходимо соотносить творчество того или иного писателя-реалиста с творчеством других художников-реалистов, выявляя при этом индивидуальное своеобразие каждого из них, обнаруживая близость между группами писателей.

Первая треть XIX века. В реалистических баснях Крылова отразились реальные отношения людей в обществе, нарисованы живые сцены, содержание которых разнообразно - они могли быть бытовыми, социальными, философско-историческими.

Грибоедов создал «высокую комедию» («Горе от ума»), то есть комедию, близкую к драме, отразив в ней идеи, которыми жило образованное общество первой четверти века. Чацкий в борьбе с крепостниками и консерваторами отстаивает общенациональные интересы с позиций здравого смысла и народной морали. В пьесе даны типические характеры и обстоятельства.

В творчестве Пушкина уже намечены проблематика, методология реализма. В романе «Евгений Онегин» поэт воссоздал «русский дух», дал новый, объективный принцип изображения героя, первым показал «лишнего человека», а в повести «Станционный смотритель» - «маленького человека». В народе Пушкин увидел тот нравственный потенциал, который обусловливает национальный характер. В романе «Капитанская дочка» проявился историзм мышления писателя - и в верном отражении действительности, и в точности социального анализа, и в понимании исторической закономерности явлений, и в умении передать типические особенности характера человека, показать его как порождение определенной общественной среды.

30-е годы XIX века. В эту эпоху «безвременья», общественного бездействия слышны были лишь смелые голоса А. С. Пушкина, В. Г. Белинского и М. Ю. Лермонтова. Критик увидел в Лермонтове достойного преемника Пушкина. Человек в его творчестве несет в себе драматические черты времени. В судьбе

Печорина писатель отразил судьбу своего поколения, свой «век» («Герой нашего времени»). Но если Пушкин главное внимание отводит описанию поступков, действий персонажа, дает «очертания характера», то Лермонтов сосредоточивается на внутреннем мире героя, на углубленном психологическом анализе его действий и переживаний, на «истории души человеческой».

40-е годы XIX века. В указанный период реалисты получили наименование «натуральная школа» (Н. В. Гоголь, А. И. Герцен, Д. В. Григорович, Н. А. Некрасов). Произведениям этих писателей свойствен обличительный пафос, неприятие социальной действительности, усиленное внимание к будничности, повседневности. Гоголь не находил в окружающем его мире воплощения своих возвышенных идеалов, а потому был убежден, что в условиях современной ему России идеал и красоту жизни можно выразить только через отрицание безобразной действительности. Сатирик исследует вещественную, материально-бытовую основу жизни, ее «невидимые» черты и возникающие из нее духовно убогие характеры, крепко уверенные в своем достоинстве и праве.

Вторая половина XIX века. Творчество писателей этого времени (И. А. Гончаров, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, Н. С. Лесков, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, В. Г. Короленко, А. П. Чехов) отличает качественно новый этап в развитии реализма: они не только критически осмысливают действительность, но и активно ищут способы ее преобразования, обнаруживают пристальное внимание к духовной жизни человека, проникают в «диалектику души», создают мир, населенный сложными, противоречивыми характерами, насыщенный драматическими конфликтами. Произведениям писателей свойственны тонкий психологизм и большие философские обобщения.

Рубеж XIX-XX веков. Особенности эпохи наиболее ярко выразились в произведениях А. И. Куприна, И. А. Бунина. Они чутко улавливали общую духовно-социальную атмосферу в стране, глубоко и верно отражали неповторимые картины быта самых разных слоев населения, создавали цельную и правдивую картину России. Для них характерны такие темы и проблемы, как преемственность поколений, наследие веков, корневые связи человека с прошлым, русский характер и особенности национальной истории, гармоничный мир природы и мир общественных отношений (лишенный поэтичности и гармонии, олицетворяющий жестокость и насилие), любовь и смерть, недолговечность и зыбкость человеческого счастья, загадки русской души, одиночество и трагическая предопределенность человеческого существования, пути освобождения от духовного гнета. Оригинальное и самобытное творчество писателей органически продолжает лучшие традиции русской реалистической литературы, и прежде всего глубокое проникновение в суть изображаемой жизни, раскрытие отношений между средой и личностью, внимание к социально-бытовому фону, выражение идей гуманизма.

Дооктябрьское десятилетие. Новое видение мира в связи с происходящими в России процессами во всех областях жизни определило новое лицо реализма, существенно отличавшегося от классического реализма своей «модерностью». Выдвинулись новые фигуры - представители особого течения внутри реалистического направления - неореализма («обновленный» реализм): И. С. Шмелев, Л. Н. Андреев, М. М. Пришвин, Е. И. Замятин, С. Н. Сергеев-Ценский, А. Н. Толстой, А. М. Ремизов, Б. К. Зайцев и др. Для них характерны отход от социологического осмысления действительности; освоение сферы «земного», углубление конкретно-чувственного восприятия мира, художественное изучение тонких движений души, природа и человек, вступающие в соприкосновение, что избавляет от отчуждения и приближает к изначальному, неизменному естеству бытия; возврат к скрытым ценностям народно-деревенской стихии, способным обновить жизнь в духе «вечных» идеалов (языческий, мистический колорит изображаемого); сопоставление буржуазного городского и сельского уклада; мысль о несовместимости природной силы жизни, бытийного добра с социальным злом; соединение исторического и метафизического (рядом с чертами бытовой или конкретно-исторической реальности присутствует «сверхреальный» фон, мифологический подтекст); мотив очистительной любви как некий символический знак всечеловеческого естественного бессознательного начала, несущего просветленный покой.

Советский период. Отличительными чертами возникшего в эту пору социалистического реализма стали партийность, народность, изображение действительности в ее «революционном развитии», пропаганда героики и романтики социалистического строительства. В произведениях М. Горького, М. А. Шолохова, А. А. Фадеева, Л. М. Леонова, В. В. Маяковского, К. А. Федина, Н. А. Островского, А. Н. Толстого, А. Т. Твардовского и др. утверждались иная реальность, иной человек, иные идеалы, иная эстетика, принципы, положенные в основу морального кодекса борца за коммунизм. Пропагандировался новый метод в искусстве, который был политизирован: имел ярко выраженную социальную направленность, выражал государственную идеологию. В центре произведений обычно находился положительный герой, неразрывно связанный с коллективом, который постоянно оказывал на личность благотворное влияние. Основная сфера приложения сил такого героя - созидательный труд. Не случайно одним из распространенных жанров стал производственный роман.

20-30-е годы XX века. Немало писателей, вынужденных жить при диктаторском режиме, в условиях жестокой цензуры, сумели сохранить внутреннюю свободу, проявляли способность умалчивать, быть осторожным в оценках, переходить на иносказательный язык, - они были преданы истине, подлинному искусству реализма. Родился жанр антиутопии, в которой давалась суровая критика тоталитарного общества, основанного на подавлении личности, индивидуальной свободы. Трагично сложились судьбы А. П. Платонова, М. А. Булгакова, Е. И. Замятина, А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко, О. Э. Мандельштама, их надолго лишили возможности печататься в Советском Союзе.

Период «оттепели» (середина 50-х - первая половина 60-х годов). В это историческое время громко и уверенно заявили о себе молодые поэты-шестидесятники (Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, Р. И. Рождественский, Б. Ш. Окуджава и др.), ставшие «властителями дум» своего поколения вместе с представителями «третьей волны» эмиграции (В. П. Аксенов, А. В. Кузнецов, А. Т. Гладилин, Г. Н. Владимов,

A. И. Солженицын, Н. М. Коржавин, С. Д. Довлатов, В. Е. Максимов, В. Н. Войнович, В. П. Некрасов и др.), произведениям которых были свойственны острокритическое осмысление современной действительности, сохранение человеческой души в условиях командно-административной системы и внутреннее противостояние ей, исповедальность, нравственные искания героев, их высвобождение, раскрепощенность, романтизм и самоирония, новаторство в области художественного языка и стиля, жанровое многообразие.

Последние десятилетия XXвека. Новое поколение писателей, жившее уже в несколько смягченных политических условиях внутри страны, выступило с лирической, городской и деревенской поэзией и прозой, не укладывавшимися в жесткие рамки социалистического реализма (Н. М. Рубцов, А. В. Жигулин,

B. Н. Соколов, Ю. В. Трифонов, Ч. Т. Айтматов, В. И. Белов, Ф. А. Абрамов, В. Г. Распутин, В. П. Астафьев, С. П. Залыгин, В. М. Шукшин, Ф. А. Искандер). Ведущими темами их творчества становятся возрождение традиционной нравственности и взаимоотношения человека и природы, в чем проявилась близость писателей к традициям русского классического реализма. Произведения этой поры пронизаны чувством привязанности к родной земле, а значит, и ответственности за то, что на ней происходит, ощущением невосполнимости духовных потерь вследствие разрыва вековых связей природы и человека. Художники осмысливают перелом в сфере моральных ценностей, сдвиги в обществе, в которых вынуждена выживать человеческая душа, размышляют о катастрофических последствиях для тех, кто утрачивает историческую память, опыт поколений.

Новейшая русская литература. В литературном процессе последних лет литературоведы фиксируют два течения: постмодернизм (размытость границ реализма, сознание иллюзорности происходящего, смешение разных художественных методов, стилевое разнообразие, усиление влияния авангардизма - А. Г. Битов, Саша Соколов, В. О. Пелевин, Т. Н. Толстая, Т. Ю. Киби- ров, Д. А. Пригов) и постреализм (традиционное для реализма внимание к судьбе частного человека, трагически одинокого, всуете унижающей его повседневности утрачивающего нравственные ориентиры, пытающегося самоопределиться, - В. С. Ма- канин, Л. С. Петрушевская).

Итак, реализм как литературно-художественная система обладает мощным потенциалом непрерывного обновления, что проявляется в ту или иную переходную для русской литературы эпоху. В творчестве писателей, продолжающих традиции реализма, наблюдаются поиски новых тем, героев, сюжетов, жанров, поэтических средств, новой манеры разговора с читателем.