Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Великие оперные композиторы и их знаменитые оперы. Русские оперы, покорившие мир

Великие оперные композиторы и их знаменитые оперы. Русские оперы, покорившие мир

Музыкальные шедевры. Божественные оперные арии

Vesti La Guibba

«Паяцы», Руджеро Леонкавалло



«Надень костюм» — так переводится название одной из самых популярных арий в мире. Ее исполняет Канио, герой оперы «Паяцы», в тот момент, когда он узнает о неверности супруги, но show must go on — представление должно состояться в любом случае. Терзаемый муками ревности и несправедливости своей судьбы, он готовится к выходу на сцену. И если вы ничего не почувствуете во время кульминации арии (1:54 — 2:36), то нет у вас сердца.

La Mamma Morta

«Андре Шенье», Умберто Джордано



Ария «Они убили мою мать» из малоизвестной широкой публике оперы «Андре Шенье» обрела популярность благодаря появлению в фильме «Филадельфия», где больной СПИДом герой Тома Хэнкса сверхэмоционально слушал ее при своем адвокате, произведя неизгладимое впечатление, как на адвоката, так и на киноакадемиков, которые вручили Хэнксу Оскара.

E Lucevan Le Stelle

«Тоска», Джакомо Пуччини



Душераздирающую, полную отчаян ия арию «Сияли звезды» поет Марио Каварадосси, вспоминая о возлюбленной своей Тоске за несколько минут до своей казни. Печальная мелодия, исполняемая кларнетом, повторяется также в тот момент, когда Тоска бросается со скалы.

Celeste Aida

«Аида», Джузеппе Верди



О своей тайной любви к «божественной Аиде» в первом акте оперы поет Радамес, молодой египетский воин. Он мечтает стать военоначальником, одержать победу и получить сердце рабыни Аиды, дочери египетского царя. В конце, как известно, оба они погибнут, и от этого светлая ария о любви и мечтаниях слышится нам грустной.

Ария Ленского

«Евгений Онегин», Петр Чайковский



Печальная ария «Куда, куда вы удалились?», более известная просто как «Ария Ленского», это размышления молодого поэта о своей судьбе и возлюбленной Ольге. Сразу после завершения арии появится Онегин, и дуэль закончится не в пользу Ленского.

Ария Князя Игоря

«Князь Игорь», Александр Бородин



Вообще, самым известным фрагментом оперы «Князь Игорь» является «Хор половецких девушек», крепко вошедший в поп-культуру, но это хор, а у нас здесь подборка величайших арий. И в этом случае драматическая, полная осознания позора и провала ария плененного Князя Игоря — вне конкуренции. Мы выбрали потрясающее исполнение Дмитрия Хворостовского.

Una voce poco fa

«Севильский цирюльник», Джоакино Россини



Розина, героиня оперы «Севильский цир юльник», поет свою знаменитую арию «В полуночной тишине» (в русскоязычной версии) игриво и легко, меняя свое настроение по ходу исполнения. Смысл арии сводится к тому, что Розина хочет выйти замуж, и чтобы муж ей не перечил. В таком случае она будет очень покорной женой. Если же супруг будет показывать характер, она планирует стать мегерой.

Поддержать наш проект можно здесь:

Правда, искусство – не только область духа, но и коммерция. И если речь идет об опере, то можно часто услышать от театральных менеджеров и руководства оперных театров такую фразу: «Это, конечно, замечательная вещь, но массовый зритель на нее не пойдет – ставить не будем». Так настроения социума властно вторгаются в хрупкий мир прекрасного!

Всё это вопросы глобальные и разобраться в них непросто. Тем не менее, мы решили сегодня предложить читателям несколько статистических выкладок из мира оперы. Не претендуя на исчерпывающие ответы, они дают любопытную информацию – какие национальные школы, авторы и произведения нынче наиболее популярны в мире? При подготовке статьи использовался сайт Operabase.com. Сведения обобщают показатели 5-ти сезонов с 2007/08 по 2011/12 гг. Появившиеся недавно на этом ресурсе обновленные данные, включающие показатели последнего сезона, не сильно отличаются от итогов предыдущих лет.

I. Десять наиболее популярных оперных композиторов

Примечание: в таблице указано количество постановок, в скобках – количество произведений, включая различные редакции опер, адаптации (в т. ч. детские), а также масштабные вокально-инструментальные опусы (оратории, реквиемы, сценические кантаты, мессы и др.).

  1. Верди - 3020 (29)
  2. Моцарт - 2410 (25)
  3. Пуччини - 2294 (13)
  4. Вагнер - 1292 (14)
  5. Россини - 1045 (42)
  6. Доницетти - 853 (29)
  7. Р.Штраус - 655 (15)
  8. Бизе - 654 (7)
  9. Гендель - 598 (60)
  10. Чайковский - 432 (7)

В двадцатку входят также Бриттен (13 место), Гуно (16), Леонкавалло (17), Яначек (18), Масканьи (19) и Беллини (20). Группа русских композиторов – Стравинский, Мусоргский, Римский-Корсаков и Прокофьев – расположилась на удивление плотно и занимает соответственно 28-31 места.

II. Десять ныне здравствующих композиторов

Примечание: в таблице приводятся имена наших живых современников, чьи произведения чаще всего ставятся в музыкальных театрах. Занимающий 1-е место Ф.Гласс в общем рейтинге всех авторов числится на 42-м месте. Указанные в списке Г.Фрид и Х.В.Хенце в анализируемый период еще были живы – оба скончались осенью 2012 года.

  1. Гласс - 69 (19)
  2. Хенце - 53 (16)
  3. Адамс - 33 (6)
  4. Максвелл Дэвис - 32 (8)
  5. Хегги - 30 (6)
  6. Рим - 29 (8)
  7. Дюсапен - 29 (6)
  8. Фрид - 27 (2)
  9. Этвёш - 24 (9)
  10. Гланерт - 24 (10)

Среди других известных имен в дальнейшем списке значатся Флойд (11 место), Бёртуисл (14), Саариахо (15), Бенджамин (17), Райман (18), Превин (29), Пендерецкий (35). Наш Р.Щедрин занимает 34 место.

Кстати, упоминания имен почти всех композиторов из этого списка можно найти на страницах нашего журнала, воспользовавшись системой поиска. С той или иной степенью подробности мы информировали читателей об их творчестве.

III. Десять самых исполняемых опер

  1. «Травиата» Верди - 629 постановок
  2. «Богема» Пуччини - 580
  3. «Кармен» Бизе - 573
  4. «Волшебная флейта» Моцарта - 571
  5. «Тоска» Пуччини - 504
  6. «Свадьба Фигаро» Моцарта - 494
  7. «Мадам Баттерфляй» Пуччини - 469
  8. «Севильский цирюльник» Россини - 465
  9. «Риголетто» Верди - 434
  10. «Дон Жуан» Моцарта - 433

Итого в списке лидеров по три опуса Пуччини и Моцарта, два Верди и по одному Бизе и Россини.

Во второй десятке – еще две оперы Верди («Аида» и «Набукко»), два произведения Доницетти («Любовный напиток» и «Лючия ди Ламмермур»), «Так поступают все» Моцарта, «Турандот» Пуччини, «Паяцы» Леонкавалло и наиболее популярная русская опера - «Евгений Онегин» Чайковского (17 место).

Самая известная оперетта – «Летучая мышь» И.Штрауса – занимает 15 место.

Таким образом, все в этой двадцатке довольно логично и предсказуемо за исключением занимающей очень высокое 12-е место (!) оперы «Гензель и Гретель» Хумпердинка. Это, в общем-то симпатичное (но не более того) произведение вагнеровского эпигона, обогнало множество значительно превосходящих его по качеству оперных шедевров скорее всего из-за своей рождественской и условно детской направленности.

Любопытны и такие показатели: среди опер Вагнера впереди «Летучий голландец (25 место), из произведений Р.Штрауса лидирует «Саломея» (31), у Беллини – «Норма» (44), у Массне – «Вертер» (59), у Генделя – «Юлий Цезарь (69).

Одно из самых популярных произведений конца 19 – начала 20 века «Фауст» Гуно нынче занимает всего лишь 33-ю строчку, «Сказки Гофмана» Оффенбаха – 32-ю. «Сельская честь» Масканьи на 28-м месте, а вторая по популярности опера Россини «Золушка» на 29-й строке.

Лидирующее положение среди опер 17 века у «Дидоны и Энея» Пёрселла (61 место), а среди опусов 18 столетия (кроме Моцарта) у «Орфея и Эвридики» Глюка (47 место).

Из авангардистов на первом месте «Воццек» Берга (74). С ним соседствует самый популярный опус Бриттена – «Поворот винта» (73).

1-й оперой среди произведений восточноевропейских композиторов является «Русалка» Дворжака (40 место), из произведений столь популярного ныне Яначека впереди «Енуфа» (65).

Среди русских опер, как уже отмечалось, наиболее популярен «Евгений Онегин» Чайковского (17 место/247 постановок). В дальнейшей табели о рангах «Пиковая дама» Чайковского (54/105), «Борис Годунов» Мусоргского (60/95), «Похождения повесы» Стравинского (77/62), «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева (81/57), «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (82/56), «Иоланта» Чайковского (94/44) и «Царская невеста» Римского-Корсакова (107/35).

Чтобы читатель представлял себе масштаб цифр, укажем, что всего в мире за этот период хотя бы один раз ставились 2588 опер, из них 1250 более одного раза, 820 более 2-х и 625 более 3-х раз.

О национальных школах

Если попробовать сделать некоторые обобщения национального характера, взяв за основу 100 лучших опер, то выводы таковы:

Лидером, разумеется, является итальянская школа – 38 опер начиная с 1-го места у ведиевской «Травиаты». Далее идет немецкоязычная опера (композиторы Германии и Австрии) – 29 опусов (если не считать 3-х произведений Генделя, числящихся в таблице за Англией), возглавляемая занимающей 4-ю позицию моцартовской «Волшебной флейтой». Это абсолютные фавориты.

Следующая за ними французская школа во главе с «Кармен» Бизе представлена лишь 10-ю произведениями. Далее англичане с 8-ю операми, обогнавшие всего на 1 опус (благодаря всё тому же «приватизированному» ими Генделю) Россию (7). И, наконец, замыкает эту своеобразную таблицу Чехия с 4-мя операми. Если не считать Венгрии с ее авторами великих оперетт Легаром и Кальманом (4 опуса в списке), ни одной другой национальной школы больше в первой сотне шедевров нет!

Подведем промежуточный итог: В целом, если не принимать во внимание завышенное место Англии, картина достаточно объективная. Причем, если увеличить количество анализируемых опер, она становится все более справедливой.

Теперь давайте кратко взглянем на список из 200 опусов. У итальянцев 62 оперы, у австро-немецких композиторов 54, у французов и англичан по 24, у России – 18. Однако, если Генделю «вернуть» его немецкое происхождение, то все выглядит иначе – итальянцы уступят лидерство северным соседям, которым надо будет приплюсовать 13 опер Генделя (итого 67), а англичане останутся со своими 11-ю операми далеко позади России.

Надо отдавать себе отчет, что все эти статистические «игры» весьма условны. Это касается и англо-немецкого «спора» о Генделе, и неочевидного объединения австрийских и немецких композиторов в одну группу. Частота исполнения зависит также от количества оперных театров и интенсивности их деятельности в той или иной стране – здесь безраздельно властвует Германия.

И главное: сиюминутные вкусы публики, взятые вне исторической ретроспективы – это весьма и весьма ненадежный критерий. Только один яркий пример – обладавшего феноменальной популярностью в 19 веке Мейербера мы не найдем даже в списке из 500 произведений.

Много вопросов и по русской школе – Глинка не входит в топ-200! Впрочем, русская тема заслуживает отдельного разговора, в котором не обойтись без историко-культурного и социально-политического анализа.

Было бы неправильным не упомянуть еще об одном факторе. В этих статистических выкладках не охвачены все без исключения музыкальные театры мира. Тут есть определенные информационные пробелы. Об этом можно судить хотя бы по российскому списку Operabase, который неполон – среди 32 российских сцен, вошедших в него, нет Камерного музыкального театра Б.Покровского, театра «Зазеркалье» из Санкт-Петербурга, Челябинского оперного театра. Подобного рода лакуны есть и в других странах. Так, например, мне не удалось найти нью-йоркского театра Grattaciello, специализирующегося на веристском репертуаре, нидерландской Osse oper и еще ряда коллективов.

Впрочем, вряд ли это обстоятельство существенно повлияет на общий итог – все-таки подавляющее большинство оперных домов в статистике учтены.

Вот такая получается картина. Мы не будем ее дальше комментировать. Пусть читатели сами делают выводы и социокультурные обобщения.

Материал подготовил Е.Цодоков

Складывалась на протяжении многих лет. Одно из ведущих мест в ней занимает и русская национальная школа. Это абсолютно обоснованное утверждение, ведь многие известные композиторы в России высоко ценятся и по сей день во всем мире. Известные русские композиторы благодаря своим произведениям прославили свою страну, а также оказали непосредственное влияние на своих зарубежных коллег.

Немного истории

Расцвет русской музыкальной культуры приходится на восемнадцатый век. Этот период также принято считать эпохой больших сдвигов. В данный промежуток времени появляется первая русская композиторская школа, формируются основные традиции музыкального исполнения. Что касается жанров, довольно стремительно развивались сложнейшие из них: опера, хоровая и инструментальная музыка. Однако основным жанром все же следует считать оперу, причем в данный период она была популярна не только среди русских композиторов, но и за границей. В России опера, в отличие от иностранной, представлялась в более понятном, доступном, лаконичном и реалистичном виде, базируясь на народной основе. Вместе с ней развивалась и хоровая музыка, которая непременно сопровождала каждое представление. В данной статье вы найдете не только интересную информацию, но и фото известных композиторов.

Восемнадцатый век

На данном этапе появились первые известные русские композиторы, одним из них был Благодаря ему русская музыка получила новые традиции и тенденции, в жанре хорового концерта, например. Он славился созданным собственноручно стилем обработки - соединил черты старинных напевов с современными гармоническими тенденциями. Он мог обогатить любую, даже самую простую фактуру и превратить ее в нечто неповторимое благодаря использованию ритмичесих диверсификаций, разнообразному применению хорового состава, замечательному полифоническому мастерству. Также стоит упомянуть, что композитор работал в придворной певческой капелле и оказал немалое влияние на ее исполнительский стиль, как и многие известные композиторы России. Наиболее известными хоровыми концертами Дмитрия Бортнянского являются "Не отвержи меня во время старости" и хоровой концерт № 33.

Михаил Глинка

Известные русские композиторы начали появляться с восемнадцатого века, однако на самом деле настоящий расцвет русской классической музыки пришелся на конец восемнадцатого века. Он связывается, прежде всего, с Михаилом Ивановичем Глинкой. Именно этот композитор открыл новый исторический Главным его достижением было преломление основных классических тенденций. Глинка работал, можно сказать, во всех музыкальных жанрах, он писал оперы, произведения для симфонического оркестра, пьесы для фортепиано, множество романсов и вокальных сочинений, известны также его творения для камерных ансамблей. Новаторская роль Михаила Ивановича довольно велика, многие известные композиторы стремились к тому, чтобы соответствовать его неповторимому стилю. Глинка глубоко понимал народность, это довольно хорошо отражено в опере "Иван Сусанин". Известен композитор и своим особенным подходом к крестьянской песне, часто в произведениях он использовал распевность и вариационность. Стоит отметить, что до Михаила Ивановича Глинки многие известные композиторы писали подобные произведения, однако именно его считают основоположником русской национальной классической оперы. Наиболее известными в наше время являются сочинения "Руслан и Людмила" и "Иван Сусанин".

Александр Даргомыжский

В девятнадцатом веке в России развивается передовое общественное движение, интенсивно расцветает критический касается как искусства в целом, так и музыки. Александр Сергеевич Даргомыжский являлся представителем собственного, неповторимого стиля - интонационного реализма. Как и многие его современники, тоже известные композиторы, он продолжал традиции и новшества, введенные Михаилом Глинкой, однако внес некоторое новаторское своеобразие, этим же подчеркивая свой яркий стиль. Одним из самых больших достижений Александра Сергеевича является опера "Русалка". Ее новшество, прежде всего, заключается в том, что это первая в русской классической оперной школе лирико-психологическая драма с использованием сквозного развития. Немаловажно, что практически все новаторские элементы показаны в хоровых сценах, для них характерна напевность и некоторое сходство с популярным некогда городским романсом. Также это первая опера, в которой довольно оригинальны образы-персонажи - это и обычные люди разных социальных слоев, и мистические русалки. Еще одним популярным произведением Даргомыжского считается вокально-камерный-ансамбль "Петербургские серенады".

Самые известные композиторы, объединение "Могучая кучка"

Довольно значимым являлся и данный период. Конец девятнадцатого и начало двадцатого стало одним из самых значимых этапов в развитии культуры России. Именно в этот период известные музыкальные композиторы создали современное, всем знакомое сообщество «Могучая кучка». Данная группа внесла необыкновенно значимый вклад в развитие русской национальной композиторской школы. И это абсолютино не удивительно. Ведь в нее входили такие известные композиторы,как Модест Петрович Мусоргский, Александр Порфирьевич Бородин, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Милий Алексеевич Балакирев и Цезарь Антонович Кюи. Для их творчества характерны глубокие стилевые изменения в жанре оперы, в особенности большое значение придавалось исторической драматургии, а также массовым сценам.

Несмотря на то, что вся их деятельность, в принципе, была направлена на поддержание уникальных традиций Александра Даргомыжского и Михаила Глинки, они дополнили их массой изменений и новшеств, что впоследствии принесло им невероятную популярность за пределами России.

Модест Мусоргский

Мусоргский является основоположником абсолютно модернизированного направления в русской классической оперной школе. Довольно часто его сравнивали с Рубинштейном. Им было создано направление музыкальной драмы. Его оперное творчество также запоминается тем, что в произведениях используются такие неповторимые черты, как новые применяемые для характеристики образа народа, дифференцирование хора и выделение конкретных голосов в его составе, частое использование мелодического речитатива, диалогов. Стоит отметить, что хоровые сцены довольно величественны. Следуя уникальным тенденциям Даргомыжского, Мусоргский использовал те же сцены сквозного развития. Однако достижения композитора не ограничиваются только оперным жанром, ему отлично удавались хоровые обработки народных песен, самостоятельные фортепианные произведения и сочинения крупной формы для хора, вокально-симфонические шедевры. Наиболее популярными в наше время являются оперы композитора "Хованщина" и "Борис Годунов". Благодаря им Модеста Петровича узнали многие известные композиторы мира.

Сергей Рахманинов

Одним из наиболее популярных композиторов двадцатого века в России по праву можно считать Сергея Васильевича Рахманинова. В его произведениях им четко передавалась роль мелодичности. Основным источником вдохновения для композитора служила связь с русскими народными песнями, с древней хоровой культурой. Основным принципом его творчества можно также назвать искренность, непосредственное выражение чувств и реалистическую передачу жизненной картины. Наиболее удачным жанром для композитора послужили вокально-симфонические произведения. Они наделены невероятной психологической углубленностью и философской мыслью. Популярны в наше время кантата «Весна» и «Колокола». Кстати говоря, последняя является сочинением, благодаря которому известные композиторы мира вдохновились на написание собственных шедевров. Это были Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов. Также сюда относится и известный советский композитор Юрий Александрович Шапорин.

Большинство музыкантов также высоко ценили и ценят фортепианные сочинения Сергея Васильевича Рахманинова, невероятно красивы его прелюдии и этюды, одним из самых популярных концертных произведений является знаменитая "Элегия".

Ниже вам доступны оригинальные фото. Известных советских композиторов не так уж много, однако они оказали немалое влияние на музыкальную культуру России. Среди них Дмитрий Шостакович, Родион Щедрин, Александра Пахмутова.

Знаменитые композиторы мира. Вольфганг Амадей Моцарт

Если говорить о знаменитых композиторах в мире, первым, кто чаще всего вспоминается, является, конечно же, Моцарт. Композитор родился в Зальцбурге, играть начал очень рано, фактически в 6 лет уже гастролировал и давал концерты. Существует мнение о том, что мальчик обладал феноменальным слухом, а также памятью. Вольфганг Амадей Моцарт играл на скрипке, фортепиано, органе и клавесине, также владел отличными дирижерскими навыками и умением виртуозной импровизации. Многие классические композиторы, известные своими оригинальными произведениями, стремились к подражанию уникальному стилю Моцарта. В наше время к самым популярным его сочинениям можно отнести оперы и "Волшебная флейта", а также фундаментальный "Реквием".

Композиторы Франции: Жорж Бизе

Известные в наше время довольно популярны. Одним из самых выдающихся является Жорж Бизе - неповторимый представитель периода романтизма. Им написано большое количество оркестровых произведений, романсов и пьес для фортепиано. Однако самым известным, и, пожалуй, наиболее удачным жанром, в котором работал композитор, является опера. Конечно же, наиболее знаменитой можно назвать несравненную "Кармен". Еще одной, не такой известной, но не менее успешной стала опера "Искатели жемчуга".

В заключение можно сказать о том, что песни известных композиторов-классиков в России и во всем мире, а также их фортепианные, симфонические творения остаются популярными и на сегодняшний день. Довольно часто такие произведения звучат на концертах, по телевизору в фильмах и даже в рекламе. Это говорит о том, что музыкальная культура, со временем приобретая новую огранку, все же помнит о тех классических традициях, которые были установлены самыми известными композиторами.

Поклонников классических музыкальных произведений безусловно интересует вопрос о том, какие самые известные оперы мира существуют на сегодняшний день. Среди огромного количества шедевров, созданных композиторами на протяжении нескольких столетий, сложно выделить наиболее популярные. Однако из всех можно выявить бесспорных лидеров, которые и попали в ниже представленную десятку. Эти оперы переведены на несколько языков и регулярно ставятся на сценах лучших театров мира.

Винченцо Беллини

(Винченцо Беллини) открывает список самых популярных опер в мире. Она представляет собой лирическую трагедию в двух актах, которая была снята по произведению А. Суме «Норма, или Детоубийство». Впервые опера была представлена в Милане и практически сразу снискала себе широкую известность среди любителей оперных произведений. Заглавная партия считается одной из самых сложных в репертуаре сопрано. «Норма» была написана композитором в 31 году 19 столетия, и до сих пор пользуется мировой популярностью.

П. И. Чайковский

(П. И. Чайковский) - известнейшая опера русского композитора с мировым именем. Произведение создавалось по одноименному роману Александра Сергеевича Пушкина и положена на либретто Константина Шиловского. Опера была представлена широкой публике в московском Малом театре. Чайковский перед написанием своего шедевра долгое время пребывал в поиске оперного сюжета, который представлял бы собой сильную драму. Сюжет по стечению случайных обстоятельств был навеян композитору певицей Лавровской.

В. А. Моцарт

«Свадьба Фигаро» (В. А. Моцарт) - популярная опера австрийского композитора-виртуоза, получившая мировую славу. Написана по одноименной пьесе Бомарше. Написание музыкального произведения Моцарт начал в 86-м году 18 столетия. Создание партитуры длилось на протяжении пяти месяцев. После первого представления ее публике, она не снискала большой популярности. Слава и лавры пришли после того, как опера была постановлена в Праге. На русский язык опера была впервые переведена Петром Ильичом Чуковским. Всего опера включает в себя четыре акта. Сюжет произведения связан со подготовкой к свадьбе служанки Сюзанны и камердинера Фигаро.

В. А. Моцарт

«Волшебная флейта » (В. А. Моцарт) - одна из лучших опер мира, написанная композитором в двух действиях. Впервые была представлена публике в 1791 году в Вене. В центре сюжета принц Тамино, которому предстоит пройти через многие трудности и испытания, чтобы быть достойным находиться рядом со своей возлюбленной - дочери царицы ночи. Гете был настолько в восторге от этого произведения, что делал попытки написать продолжение этого либретто.

Джоаккино Россини

«Севильский цирюльник » (Джоаккино Россини) является одной из самых лучших опер, которая снискала себе мировую популярность. Она включает в себя два акта, которые были созданы по мотивам одноименной комедии Пьера Борамше. Вначале либретто носило такое название, как «Альмавива, или Тщетная предосторожность». Действие музыкального произведения разворачивается в Севилье в 18 столетии. Начинается опера с появления графа Альмавива, который находится под окнами своей возлюбленной. Для нее он исполняет небольшую оперную арию «Скоро восток золотою ярко заблещет зарею». Опекун возлюбленной не дает ей выйти на балкон, поэтому попытки Альвамивы тщетны.

Джакомо Пуччини

» (Джакомо Пуччини) - один из мировых музыкальных шедевров, представленный публике в далеком 1896 году. Опера включает в себя четыре акта. Она была снята по мотивам произведения Анри Мюрже «Сцены из жизни Богемы». Действия в либретто происходят в Париже в 30-х годах 19 века. Первый акт начинается с того, что бедный поэт Рудольф и его приятель художник Марсель проводят вечер у остывшего камина, который нечем растопить. Художник хочет сжечь последний стул, но Рудольф его останавливает, жертвуя одной из своих рукописей. Действие заканчивается тем, что поэт встречает свою любовь.

Г. Доницетти

«Лючия ди Ламмермур » (Г. Доницетти) входит в список самых популярных опер мира. Трагическое музыкальное произведение итальянского композитора исполняется в трех актах. Либретто написано по мотивам романа В. Скотта «Ламмермурская невеста». Чуть позже композитором была еще написана и французская версия оперы. Она прогремела на весь мир, став одной из самых лучших. Сюжет романа был использован до Доницетти несколькими композиторами, но его творение напрочь вытеснило все предыдущие. Действия либретто разворачиваются в Шотландии в 18 столетии. Всего произведение включает в себя две части: «Отъезд» и «Брачный контракт».

Жорж Бизе

(Жорж Бизе) открывает тройку лучших опер мира, которая была написана композитором по одноименной новелле Проспера Мериме. Пеовые наброски партитуры появились в 74-году 19 века. Премьера состоялась впервые во Франции, где потерпела полное фиаско. Непризнанная французской публикой и критиками опера надолго ушла со сцен и лишь 83-м вновь вернулась на сцену, сыскав себе мировую славу. Сам Чайковский говорил, что это поистине шедевральное произведение, которое спустя некоторое время возымеет масштабную славу.

С. Прокофьев

«Война и мир » (С. Прокофьев) - одна из самых знаменитых опер, прогремевших на весь мир. Написана по одноименному роману выдающегося писателя 19 столетия Льва Николаевича Толстого. Всего произведение включает в себя тринадцать картин. Опера начинается с появления на сцене Болконского, который находится в гостях в поместье графа Ростова. До него доносится голос дочери Графа Наташи, которая поражает его своим прекрасным пением. Тринадцатая завершающая картина повествует об остатках отступающей армии Бонапарта. Задумки написать оперу по знаменитому роману композитор вынашивал долгое время. Первые наброски появились в 1941 году, а на сцене большого театра она прогремела в 59-м, став одной из лучших мировых опер.

Джузеппе Верди

(Джузеппе Верди) завершает список лучших опер мира. В переводе на русский слово травиата означает, как «заблудшая» или «падшая». На ее написание композитора вдохновил роман Александра Дюма «Дама с камелиями». Впервые представленная публике «Травиата» потерпела полнейшее фиаско, однако после радикальной переработки, сыскала себе мировую популярность. Особенностью этой оперы является необычной выбор героини для того времени - падшей женщины, находящейся на смертном ложе. Действия «Травиаты» разворачиваются в Париже в середине 19 века. В центре внимания куртизанка, отвергнутая обществом и не кому ненужная. В оригинальной партитуре включено три акта.

О течественные история, литература и музыка в едином произведении.

Сценическое единение музыки, голоса, драматического сюжета. Впервые опера пришла в Россию в ХVIII веке с итальянскими исполнителями. Автором первой русской оперы с народным сюжетом стал основатель первого русского театра Федор Волков. Столетие спустя русская опера покорила весь музыкальный мир.

«Жизнь за царя» , или «Иван Сусанин», Михаила Глинки

Впервые о событиях 1612 года, польском походе на Москву, пропели 180 лет назад со сцены петербургского Большого театра. Автор либретто в первой редакции - барон фон Розен. После революции к советской действительности сюжет адаптировал Сергей Городецкий. В одной из версий костромской крестьянин стал комсомольцем и председателем сельсовета. С 1945 года опера «Иван Сусанин» открывает сезон в Большом театре . В 1993 году спектакль был представлен на историческом месте, где происходили эти события 400 лет назад, - в Ипатьевском монастыре Костромы . Постановку транслировали в 15 странах мира.

«Борис Годунов» Модеста Мусоргского

В основе оперы - сюжет одноименной трагедии Пушкина . Композитор сам писал либретто на протяжении пяти лет, используя исторические материалы Карамзина. Но путь до сцены оказался не менее длинным. Дирекцию Императорских театров сначала не устроило отсутствие яркого женского образа, затем смутили демократические нотки. Премьера состоялась в Мариинском театре в 1873 году. Но через десять лет по указу цензуры спектакль убрали со сцены. Возродил оперу Николай Римский-Корсаков . В 1908 году «Борис Годунов» с главной партией в исполнении Федора Шаляпина покорил Париж. Это были Русские сезоны.

«Князь Игорь» Александра Бородина

Сценическое воплощение «Слова о полку Игореве». Композитор работал над оперой на протяжении 18 лет, но так и не закончил свой труд. Дописывали произведение по черновым записям Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков . Оба композитора настояли на авторстве Александра Бородина. В 1890 году состоялась премьера в Мариинском театре. Опера получила восторженные отзывы. «Князь Игорь» - опера патриотическая в лучшем смысле этого слова, близкая сердцу всякого русского», - писалось в рецензиях. Спустя девять лет в Праге прошла европейская премьера, а в 1914-м «Князя Игоря» увидел Париж в оформлении Николая Рериха .

«Каменный гость» Александра Даргомыжского

Еще одна опера, законченная после смерти автора. По завещанию композитора работу над музыкальным воплощением пушкинского Дон Жуана завершили Цезарь Кюи и Николай Римский-Корсаков. Опера точно следует тексту поэта, композиторы не меняли ни слова. Произведение получилось по тем временам новаторское: вместо арий и ансамблей - «мелодичные речитативы» и декламации под музыку. «Персонажи говорят ноты» - за исключением двух песен. Впервые «Каменный гость» был представлен петербургскому зрителю в Мариинском театре в 1872 году. Мировая премьера прошла спустя полвека в Зальцбурге.

«Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова

Снова пушкинские строки в основе оперы. «Небылица в лицах» стала последней работой композитора - закончена в 1908 году. Римский-Корсаков и автор либретто Бельский основывались на русском фольклоре с его скоморошьими песнями и плясками. Работа вышла сатирической. Римский-Корсаков писал своему ученику Максимилиану Штейнбергу: «Царя Додона хочу осрамить окончательно». Цензура так и не разрешила постановку в авторской версии на сцене государственных театров. Премьера прошла в 1909 году в московском Оперном театре Сергея Зимина, спустя год - на сцене Большого театра , а далее по всему миру: от Лондона до Нью-Йорка.

«Хованщина» Модеста Мусоргского

Борьба старой и новой Руси. Драма жизни на сцене. Композитор сам взялся за либретто, изучая исторические источники ХVII века - период всевластия князя Ивана Хованского. Мусоргский хотел показать переход власти от царевны Софьи к молодому Петру и бушующие вокруг дворцовые интриги. При жизни композитора опера не исполнялась. Готовил к постановке «Хованщину» Римский-Корсаков, а первый спектакль сыгран силами Музыкально-драматического кружка любителей в 1886 году. Лишь четверть века спустя началось триумфальное шествие оперы из Мариинки до всех крупнейших театров мира.

«Война и мир» Сергея Прокофьева

13 музыкальных картин из четырехтомника Льва Толстого . Оперный вариант романа-эпопеи создавался 12 лет. Задумал композитор патриотическую оперу в 1941 году. Сергей Прокофьев и Мира Мендельсон-Прокофьева в либретто стремились показать красоту и духовное богатство героев. Но с началом Великой Отечественной войны патриотическая тема вышла на первый план. Семь картин «мира» и шесть картин «войны» впервые были представлены в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко в 1957 году. Зарубежная премьера произведения состоялась в Италии на фестивале «Флорентийский музыкальный май».