Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Тщетная предосторожность как "народный балет". Тщетная предосторожность (балет) Краткое содержание балета тщётная предосторожность

Тщетная предосторожность как "народный балет". Тщетная предосторожность (балет) Краткое содержание балета тщётная предосторожность

П. ГЕРТЕЛЬ
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ
Балет в двух действиях
Либретто Ж. ДОБЕРВАЛЯ

О БАЛЕТЕ «Тщетная предосторожность»

«Тщетная предосторожность» - первенец классического хореографического наследия. Более чем два столетия она украшает репертуар многих театров мира. Созданная накануне французской реврлюции 1789 года, «Тщетная предосторожность» кровно связана с философией Руссо и Дидро. Она продолжила, но в области хореографии, новаторские искания Глюка, Моцарта, Бомарше, и в жанре лирической комедии, практически, воплотила заветы великого теоретика и реформатора танцевального искусства Ж. Новерра. Во второй половине XVIII века балет из развлекательного дивертисменно-прикладного зрелища к опере или драме превратился в самостоятельный вид искусства. С передовой литературой, музыкой, живописью его объединяла общая тематика и круг образов. Здесь нашли отражение прогрессивные идеи энциклопедистов, их борьба за театр-трибуну, за изображение реальной действительности.
Греческие и римские персонажи трагических балетов ведущих хореографических того времени - Новерра, Хильфердинга, Анджиолини наделялись глубокими и искренними чувствами. В пределах традиционных классических сюжетов сквозь оболочку популярных мифов и сказаний античности проглядывали новые черты. Естественно, что в отличие от наивно пасторальных представлений придворного балета начала столетия, такие спектакли требовали новых выразительных средств. На смену холодноватой изощренной технике доноверровского периода пришла пантомима, живописный и эмоционально окрашенный жест. Холодную виртуозность заменил осмысленный и лаконичный пластический речитатив. Новерр утверждал, что любой жест танцовщика-артиста - это «стрела, пущенная душой». Трансформация балетного представления в содержательную «пьесу с танцами», разработка пантомимы и па д"аксьон (действенного танца), реформа костюмов, декораций, исполнительского искусства - вот основные заслуги Новерра. Продолжателем его начинаний стал французский танцовщик и балетмейстер Жан Берше Доберваль (1742-1806). Виртуоз в полухарактерном жанре, он пользовался заслуженным успехом в комических балетах на сцене парижской Академии музыки. О «мужественной красоте гибкого и изящного тела», «сильных движениях, волнующих душу», которыми отличалось искусство Доберваля, с восторгом писал его современник Бомарше. После завершения блистательной сценической карьеры в Париже он уехал в Бордо, где начал второй, пожалуй, самый плодотворный этап своего творчества. В небольшом городском театре одна за другой появились постановки Доберваля - «Дезертир» (1784), «Ветренный парк» (1786), «Тщетная предосторожность» (1789).
Их идейно-тематическое звучание, сценические ситуации, фабула и занимательность интриги близки французской комической опере. «Совершеннейшим образом комического балета» назвал «Тщетную предосторожность» итальянский балетмейстер и педагог К. Блазис. Следуя заветам Новерра, Доберваль первыйв истории балета вывел на сцену своих современников. Его герои - простые люди. Они живут в привычной для зрителя обстановке, веселятся и грустят, трудятся и мечтают о счастье, активно защищают свое право на любовь, выступают против социальных предрассудков и меркантильных расчетов.
Успеху балета сопутствовало и наличие широко распространенного в искусстве XVIII века наивного сюжета о счастливом соединении юных влюбленных Лизы и Колена, вопреки желанию тетушки Марцелины выдать Лизу замуж за сына сельского богача. Сюжет идеально соответствовал и музыкальной партитуре спектакля. В ее основе - известные мелодии и песни того времени, отрывки из произведений Гайдна, обилие народных танцев. Их отобрал и обработал сам Доберваль, а строка песни «От худа до добра один шаг...», даже вошла в название первой редакции балета («Балет о соломе или От худа до добра один шаг»). «Мольером танца» назвал Доберваля его ученик Шарль Дидло. «Основным свойством Доберваля было умение очертить характеры... Никто лучше его не умел ставить, показывать и играть пантомиму, тут все у него было правдиво и глубоко», - писал Дидло. Доберваль подробно разработал сюжет, обыграл предметы быта, поэтизировал повседневное. Он создал целую галерею неповторимых сценических портретов. И каждого из героев Доберваль наделил богатой и самобытной танцевальной речью.
«Тщетная предосторожность» с момента появления стала настоящей школой исполнительского мастерства - танцевального и актерского. При жизни Доберваля в главных партиях балета выступали его ученики, впоследствии знаменитые хореографы XIX века Ш. Дидло, Ж. Омер, С. Вигано. Именно они перенесли хореографический шедевр на лучшие сцены Европы - в Вену, Милан, Мадрид.
Несмотря на всеобщий успех балета, его демократичность и народность были всегда чужды вкусам руководителей Парижской оперы. Как и Новер, Доберваль не получил признания у себя на родине. Лишь через два с лишним десятилетия после смерти Добервиля «Тщетная предосторожность», наконец, появилась на сцене ведущего музыкального театра Франции. В 1828 году она была поставлена Ж. Омером в музыкальной редакции Л. Герольда. Постановщики сохранили лучшие танцевально-музыкальные и игровые эпизоды первой редакции, самостоятельно сочинили забытые и новые фрагменты.
Тем не менее, балет не задержался надолго в репертуаре театра. И в дальнейшем желанного результата не дали многократные попытки возродить спектакль. Чуждая с момента создания Парижской опере постановка балета во второй половине девятнадцатого века окончательно исчезла из репертуара.
Второй родиной «Тщетной предосторожности» стала Россия. Впервые она была показана в 1800году в Москве и Петербургском театре балетмейстером Д. Соломони под названием «Обманутая старуха или Тщетная предосторожность». В Москве и Петербурге она появлялась неоднократно под разными названиями в редакциях Бернарделли, Дидло, Перро. В течении всего XIX века «Тщетная предосторожность» постоянно имела место в репертуаре театров. Сценическая история балета в России связана с именами замечательных исполнителей, среди них - воспетая А.С. Пушкиным А. Истомина, любимица московского студенчества Е. Санковская. Большой успех имели исполнительницы партии Лизы знаменитая Ф. Эльслер, итальянка В. Цукки. Несмотря на обилие в то время балетов периода романтизма, старинный балет XVIII века все же успешно продолжал свою сценическую жизнь.
В 1863 году немецкий композитор П. Гертель предложил третью музыкальную редакцию балета. Именно она послужила отправной точкой для М. Петипа и Л. Иванова в Петербурге (1885, 1894 гг.), А. Горского в Москве (1905, 1916 гг.). В основе этих редакций балета — добервалевская концепция решения спектакля в целом. Изменился ее танцевальный текст — обогатился находками и нововведениями балетной техники XIX века. В начале нашего столетия в «Тщетной предосторожности» блистали А. Павлова, Т. Карсавина, С. Федорова, М. Мордкин. Лучшими исполнительницами партии Лизы позднее стали Е. Гельцер, О. Лепешинская, С. Головкина. В первое послереволюционное десятилетие (1917—1927 гг.) «Тщетная предосторожность» была одним из самых репертуарных балетов Большого театра. В последние десятилетия появились разные сценические редакции «Тщетной предосторожности». К более ранней редакции балета Л. Герольда обратились английский балетмейстер Ф. Аштон (1960) и русский балетмейстер О. Виноградов (1971). В Москве «Тщетная предосторожность» шла в редакции А. Горского — П. Гертеля, в постановке конца 40-х годов А. Мессерера и А. Радунского. В. МАЙНИЕЦЕ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Первая картина

Раннее утро. Перед домом Марцелины прогуливается молодой крестьянин Колен. Он влюблен в Лизу, воспитанницу Марцелины, и ищет с ней встречи. но добиться этого не легко. Марцелина строго следит за своей воспитанницей и оберегает ее от нежеланных женихов. На ферму приходят крестьяне, чтобы получить деньги за полевые работы. Марцелина, неохотно расплачиваясь, спешит быстрее отправить их, так как ее отвлекают многочисленные хозяйственные заботы. Воспользовавшись уходом Марцелины, Колен подходит к Лизе, которая неравнодушна к нему. Влюбленные, никого не замечая, увлеченно танцуют. Возвращается Марцелина и с негодованием их разгоняет.
Появляется богач Мишо со своим глуповатым сыном Никезом, которого он бы очень хотел женить на Лизе, чтобы породниться с Марцелиной. Марцелина не в восторге от Никеза, но ее прельщает богатство его отца, и она готова начать переговоры. Лиза, почувствовав, что ее любви угрожает опасность, отвлекает внимание Мишо н уводит его за собой. Вслед за ними спешат Марцелина и Никез.

Вторая картина.

Успешное завершение жатвы венчает праздник урожая. Все радуются и веселятся. В порыве щедрости и радости Марцелина дарит детям новые сабо. Марцелина и Мишо, окруженные счастливыми детьми, уходят. Молодежь увлеченно танцует и веселится. Танцуют и юные влюбленные — Лиза и Колен. Появляются цыгане. Веселье в полном разгаре. Неожиданно начинается гроза. Все разбегаются. Марцелина и Мишо договариваются о встрече в ее доме.

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Третья картина.

Марцелина и Лиза возвращаются домой и усаживаются за прялки. Гроза прошла. Марцелина выходит к пришедшим крестьянам и запирает Лизу на ключ. Обиженная Лиза мечтает о любимом. Вдруг она замечает спрятавшегося Колена. Лиза смущена и просит Колена уйти. Но дверь на замке, и уйти Колен не может. Однако, Лиза сердится недолго, и они с Коленом обмениваются платками. Послышались шаги Марцелины. Лиза выталкивает Колена в чулан. Вошедшая Марцелина сразу же замечает чужой платок на шее у Лизы и хочет ее наказать. Марцелина заставляет Лизу сесть в чулан, не подозревая, что там находится Колен. Лиза отчаянно сопротивляется, но Марцелина все же заталкивает ее в чулан. В дверь просовывается голова нотариуса, крючкотвора и кляузника. Вместе с ним входят Мишо, Никез, молодежь. Подписывается брачный контракт. Жениху вручается ключ от чулана. Дверь открывается и... на пороге появляются, держась за руки, Колен и Лиза. Все смущены. Мишо смертельно оскорблен. Брачный контракт разорван. Влюбленные бросаются к ногам Марцелины, и она благословляет их. Всеобщий восторг и ликование.

Четвертая картина.

Собираются гости, чтобы поздравить Марцелину и влюбленных с торжественным событием. Молодые Лиза и Колен с удовольствием танцуют для гостей. Все герои спектакля прощаются со зрителями, благодарят за внимание и соучастие в событиях, которые разыгрывались на сцене.

Сценарий Ж. Доберваля.

«Балет о соломе, или От худа до добра всего один шаг»

Балет в 2 актах (3 картинах) на сборную музыку, балетмейстер Ж. Доберваль .

1. Ферма тетушки Симоны (в русских постановках Марцелины). Она заставляет свою дочь Лизу выполнять различную домашнюю работу. А девушка думает о встрече с любезным ее сердцу Коленом. Приходят крестьяне наниматься на работу по уборке урожая Симоны. Среди них Колен, но Симона гонит его прочь. Ей не нужен бедный жених, она собирается выдать дочь за сына винодела Тома (в русских постановках Мишо). Вот и он легок на помине, пришел вместе со своим сыном Никезом (в русских постановках Аленом). Никез обещает богатое приданое, Симона, поторговавшись, соглашается. Лиза упрямится, вырывает у молодого человека свою руку и убегает. Остальные уходят вслед за ней.

Поле. Уборка урожая. В полуденный перерыв Лиза находит Колена, но Симона снова мешает влюбленным. Общее веселье и танцы крестьян. Начинается гроза. Никез раскрывает зонтик, но сильные порывы ветра валят его с ног. Ливень заставляет всех удалиться. В суматохе влюбленные снова вместе.

2. Комната на ферме Симоны. На заднем плане лестница в спальню. Симона велит дочери сесть за прялку. Сама также пытается прясть, но ее одолевает сон. Лиза пытается выкрасть ключ из кармана матери. Та просыпается и, для того чтобы прогнать сон, предлагает дочери потанцевать. Лиза с радостью соглашается и приносит матери тамбурин. Симона пытается аккомпанировать танцу Лизы, но снова засыпает. В окне над дверью появляется Колен, Лиза снова пытается украсть ключ. Симона внезапно просыпается и отчаянно бьет в тамбурин. Симона танцует с дочерью.

Приходят жнецы и жницы. Приносят много снопов и просят расплаты. Симона скупо раздает деньги и провожает работников. Внезапно из снопов появляется Колен. Трогательная встреча, влюбленные обмениваются шейными платками. Услышав, что мать возвращается, Лиза в испуге отправляет юношу в спальню, а сама изображает, что заснула за работой. Симона будит дочь. Увидев у нее новый платок, она в гневе велит Лизе отправляться в спальню. Напрасно девушка умоляет не делать этого - мать прялкой загоняет дочь туда, где находится Колен, и запирает за ней дверь.

Входят Тома, Никез, нотариус и за ними крестьяне. Тома кладет на стол два мешка с деньгами, все готовы подписать брачный договор. Симона дает жениху ключ от спальни и предлагает сходить за невестой. Никез надевает перчатки и торжественно поднимается по лестнице. Но только он поворачивает ключ в замке, как в дверях все видят смущенных, но счастливых Лизу и Колена. Никез отказывается от женитьбы, Симона в отчаянии. Молодые на коленях просят ее согласиться на их счастье. Все, включая нотариуса, присоединяются к ним. Симоне ничего не остается, как согласиться. Негодуют лишь Тома и Никез, им ничего не остается, как с позором удалиться.

Сельский праздник заканчивает представление.

«Тщетная предосторожность» - старейший из дошедших до нас шедевров хореографического наследия, так сказать, прабабушка современного балета. Прославленного танцовщика, педагога и балетмейстера Жана Берше (1742-1806), по прозвищу Доберваль , современники называли «Мольером танца», его искусством восхищались Дидро, братья Гримм и Бомарше. Премьера состоялось в Большом театре города Бордо за две недели до взятия Бастилии. Неудивительно, что первые зрители находили в балете темы, созвучные своему с времени. Прежде всего - борьба героев за свое счастье, не взирая на имущественные и сословные предрассудки. Со временем этот конфликт в обществе обострялся, и Мишо становился владельцем богатой мельницы, то отходил на второй план, и Ален становился лишь придурковатым парнишкой.

С годами менялось и название балета: «Балет о соломе», «Худо сбереженная дочь» (La Fille mal gardée), «От худа до добра один шаг», «Обманутая старуха» и, наконец, «Тщетная предосторожность» - название, утвердившееся на русской сцене. За два с лишним века стерлись из памяти и первоначальная хореография, и музыка. Сохранилось главное - дух и стиль балета, который не утерял своей свежести, жизнерадостности и непосредственного веселья.

Драматургия «Тщетной предосторожности» по праву считается образцовой - действие, мастерски разработанное Добервалем, движется с предельной простотой и в то же время с неумолимой последовательностью. Рассказ изобилует неожиданными и острыми поворотами. Выразительная пантомима сочетается с разнообразным танцем и удачно оттеняет его. Герои балета уже не условные комедийные маски, а живые люди, хотя влияние традиций ярмарочных комедиантов, безусловно. В персонажах, как это нередко бывает в старинных балетах, сегодня аккумулированы артистические удачи многих поколений выдающихся исполнителей «Тщетной предосторожности». Мари Теодор, Фанни Эльслер, Вирджиния Цукки, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Екатерина Гельцер, Елена Люком, Татьяна Вечеслова, Павел Гердт, Тимофей Стуколкин, Михаил Фокин, Михаил Мордкин, Никита Долгушин - вот только несколько славных имен.

Балет Доберваля, как и многие хореографические спектакли того времени, разыгрывался под музыку, собранную из популярных мелодий и куплетов. В незатейливом сопровождении танцев звучали французские народные интонации. В 1828 году при первой постановке «Тщетной предосторожности» на сцене Парижской Королевской академии музыки известный композитор Луи Герольд тактично обработал разрозненные музыкальные фрагменты, оберегая их наивную простоту и национальный характер. В 1864 году при постановке в Берлинской придворной опере балет приобрел новый музыкальный наряд, сочиненный немецким композитором Петером Гертелем. Утратившая былую наивность и французский колорит музыка стала типично балетной, порой сентиментальной, порой банальной. В дальнейшем она дополнялась фрагментами разного плана и качества: вальсами, польками и даже чардашем.

В России балет появился в начале девятнадцатого века почти из первых рук. Балетмейстер петербургского театра Шарль Дидло в молодости танцевал Колена у самого Доберваля. Впоследствии «Тщетную предосторожность» часто ставили и в Москве, и в столице. Большим успехом пользовались гастроли Фанни Эльслер , рисовавшую Лизу наивной, кокетливой и шаловливой простушкой. В 1885 году для дебюта в Петербурге итальянской балерины Вирджинии Цукки Лев Иванов и Мариус Петипа сочинили уже трехактный спектакль на музыку Гертеля. Танцам отводилось все большее место: во второй картине появился танец богемских цыган, а третий акт был сплошным дивертисментом в деревенском французском стиле. С 1896 года почти на десятилетие роль Лизы монополизировала всесильная Матильда Кшесинская . Балерина блистала и в знаменитом танце с лентами из первой картины и в пантомимных сценах и, конечно, в эффектном па-де-де. Постановка сохранялась в Мариинском театре до конца 1920 годов.

В 1937 году в другом ленинградском театре - Малом оперном - молодой Леонид Лавровский решил отказаться от прежней, по его словам, «пасторали с очаровательными пастухами и пастушками, предающимися разным шалостям». Музыка Гертеля была очищена от позднейших наслоений дирижером Павлом Фельдтом , сочинившим заодно и новый третий акт, посвященный рождению первенца у Лизы и Колена. Задорный и смешной балет был, казалось бы, не ко времени в 1937 году, однако он выдержал 26 представлений и сошел со сцены «под давлением» пушкинского юбилея. В трудные годы Великой Отечественной войны оба ленинградских театра в эвакуации снова вспомнили о комедийной «Тщетной предосторожности». В Малом, вернувшийся к руководству, Федор Лопухов сочинил новую хореографию с сохранением трех фрагментов из спектакля Льва Иванова.

В Кировском театре обновление балета в редакции 1923 года выпало на долю Владимира Пономарева . С этим спектаклем связана единственная балетная рецензия композитора Сергея Прокофьева. В ней он поясняет непреходящей интерес к «Тщетной предосторожности»: «Сюжет, сочиненный знаменитым французским балетмейстером Добервалем, незамысловат, но танцевален и легко передается средствами балета. В нем не приходится прибегать, как в некоторых балетах, к отчаянным жестикуляциям, чтобы объяснить между двумя танцевальными номерами, что „он" любит „ее", а „она" любит „другого", причем публика чувствует неловкость, зачем „они" так много машут руками и все-таки не понимает, кто кого любит. В „Тщетной предосторожности" действие ясно из самого танца». Однако по возвращению в родной город обе балетные труппы не сохранили комедийный спектакль в репертуаре.

Во второй половине двадцатого века при новых постановках «Тщетной предосторожности» вернулись к музыке Герольда, обновив ее оркестровку и общую композицию. В 1960 году в Лондонском Королевском балете хореографом Фредериком Эштоном «Тщетная предосторожность» была поставлена заново. Дирижер спектакля Джон Лэнчбери сделал удачную транскрипцию музыки Герольда, консультировала постановку легендарная Тамара Карсавина . Удачный спектакль не только долгие годы украшал лондонскую афишу, но практически не имел конкуренции при желании других западных трупп реализовать «Тщетную предосторожность». В 2002 году он был перенесен и в московский Большой театр, найдя там достойных исполнителей. А между тем в Киеве и Фрунзе, Риге и Одессе, Таллине и Саратове танцевали совсем иную версию старинного балета.

Ее в 1971 году в ленинградском Малом оперном театра осуществил Олег Виноградов в содружестве с известным историком балета Юрием Слонимским . Балетмейстер сочинил всю хореографию заново, опираясь на лучшие традиции прошлого и не избегая современных средств выразительности. Три акта спектакля - по существу, три сюиты танцев с обязательным па-де-де в каждой. Диапазон настроений этих дуэтов велик: скромный, тесно связанный с развитием сюжета в первой картине, более развитый, эмоционально насыщенный в картине жатвы и, наконец, финальное радостное торжество героев, использующее многообразное богатство классического танца. В последнем акте выделяется и своеобразный квартет-состязание саботьеров, представляющий немалые трудности для исполнителей и всегда вызывающий восторг зрителей. Весь спектакль погружен в поэтическую атмосферу быта, в нем много света, ярких, порой забавных декораций. Это озорная и увлеченная игра в старинный балет из сельской жизни. Актеры то и дело «подают реплики», много и удачно играют с серпами, граблями и т. п. Стиль и манера танца, детали сценического поведения развивают традиции французского комедийного балета Доберваля. Только на родной сцене этот спектакль, изобиловавший многими актерскими удачами, прошел 186 раз. То, что такая «Тщетная предосторожность» не устарела и в двадцать первом веке, показали ее недавние постановки в Перми, Казани и московском Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

А. Деген, И. Ступников

Фото: «Тщетная предосторожность» в Михайловском театре

Тщетная предосторожность (балет)

Тщетная предосторожность
La Fille mal gardée
Композитор

П. Гаво (1796, переделка в комическую оперу);
Л. Герольд (1828 год);
П. Гертель (1864 год)

Хореограф
Количество действий
Первая постановка
Место первой постановки

«Тщетная предосторожность» (фр. La Fille mal gardée - в дословном переводе Плохо присмотренная дочь ) - балет в двух действиях, созданный французским балетмейстером Жаном Добервалем .

«Тщетная предосторожность» - единственный дошедший до нашего времени балет классического репертуара, в котором герои были современниками зрителя дней премьеры .

История создания

По другой версии, его вдохновил офорт работы Шоффара (Pierre-Philippe Choffard) (1730-1809) по картине Бодуена с изображением комической бытовой сценки: пожилая дама распекает юную девушку, а по лестнице чердака со всех ног улепетывает её любовник с панталонами в руках.

А есть версия, что в образе красавца Колена Жан Доберваль намекал на себя и собственные амурные похождения .

Действующие лица и сюжет

Действующие лица и сюжет даются по версии композитора Л. Герольда в переводе на русский язык, запись Л.Энтелиса . Первоначально, по замыслу Ж.Доберваля, имена персонажей несколько отличались от более поздних редакций. Так, главных героев звали не Лиза (фр.: Lise) и Колен (фр.: Colin), а Лизон (Lison) и Кола (Colas). А современная Марцелина звалась вдовой Раготтой (Ragotte) или в более поздних версиях - Симоной (Simone), при этом её балетная партия всегда отдавалась на откуп мужчинам-исполнителям.

Действующие лица

Подруги Лизы. Крестьяне и крестьянки.

Сюжет

Марцелина мечтает выгодно пристроить свою красавицу-дочь Лизу замуж за Никеза, сына местного богача Мишо. Но дочь уже сама выбрала себе любимого - это соседский бедный крестьянский парень Колен. Такой поворот событий совершенно не устраивает ищущую материального благополучия мамашу, и она не спускает глаз с дочери, препятствуя её свиданиям с Коленом. Но проворный бедняк не собирается предавать любимую. Он пробирается в чулан дома, где живут Марцелина и Лиза, и прячется в стоге сена. А Марцелина, ничего не зная о коварстве Колена, задумала собственное коварство: чтобы дочь в неподобающий момент не убежала к нищему возлюбленному, она запирает её в чулане - том самом, где спрятался Колен. Сама же она активно готовится к предстоящей свадьбе непокорной дочери, и лишь когда в доме собираются все: нотариус, богач Мишо, его сын жених Никез, гости-крестьяне, - она торжественно выпускает узницу-дочь из чулана. Но перед взорами присутствующих предстают двое - влюблённые Лиза и Колен, да ещё в каком виде!.. Планам Марцелины на материальное благополучие не суждено сбыться - несчастной матери, все так тщательно продумавшей и принявшей все меры предосторожности, ничего не остаётся, как согласиться на брак Лизы и Колена.

Премьера

  • 1 июля 1789 г. - Бордо, Большой музыкальный театр; под названием Le Ballet de la paille ou Il n’y a qu’un pas du mal au bien («Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг»), на сборную музыку. Главные партии исполняли: Лизон - Мари-Мадлен Креспе, Кола - Эжен Юс, суровая вдовая мамаша Раготта - танцор Франсуа ле Риш.

Постановки

Ж.Доберваль ещё повторял свой неизменно пользующийся зрительским успехом балет на других сценах. Затем постановки стали возобновляться другими балетмейстерами. Музыка поначалу использовалась любая по вкусу постановщиков. В 1796 году П.Гаво написал музыку для переделки балета в комическую оперу, и эту музыку использовал Омер для своей постановки балета. Однако музыка Пьера Гаво продержалась недолго. В 1828 году композитор Л. Герольд одарил балет наконец постоянной музыкой. А в 1864 свой музыкальный вариант сделал другой композитор - П.Гертель. Таким образом, у одного произведения оказалось сразу две партитуры. Балет прошёл чуть ли не во всех мировых музыкальных театрах .

Сам балет был полон фривольного юмора и неоднозначных намеков. Эти любовные сценки ставились по-разному в разное время, в зависимости от общепринятых норм морали, которые быстро менялись: стог сена то ставился на середину сцены как главное место действия, то целомудренно убирался за декорации подальше от глаз, а на первом плане трудолюбивая Лиза - в зависимости от фантазии и знаний постановщика в области крестьянского быта и его колорита - кормила настоящих кур, занималась стиркой и глажкой, пряла или, горестно вздыхая, живо представляла себе счастливую семейную жизнь с любимом Коленом и рождение их детей - словом, занималась чем угодно, но не предназначенным по сценарию на сеновале в объятиях любимого.

Некоторые постановки:

С этого времени балет Ж.Доберваля победно пошёл по европейским сценам.

В той же редакции балет ставился в Вене (1794), Марселе (1795), Лионе (1796), Неаполе (1797) .

  • 15 сентября 1837 - Королевская академия музыки и танца, Париж, возобновление постановки с музыкой Луи Герольда, но с добавлением па-де-дё , написанное Э. Леборном для Ф. Эльслер . Первые исполнители: Лиза - Ф. Эльслер ; Колен - Ж. Мазилье.

В версии музыки Луи Герольда балет неоднократно ставился на европейских сценах, в том числе в России: в Петербурге в Большом Каменном театре : 20 ноября 1848 (по редакции Ш. Дидло, Лиза - Ф. Эльслер ; Колен - Х. П. Иогансон ; Марцелина - Ж. Перро) и 28 октября 1854 (балетмейстер Ж. Перро, Лиза - Анна Прихунова) и в московском Большом театре : 12 февраля 1845 (балетмейстер И. Н. Никитин по редакции Ш. Дидло, Лиза - Е. А. Санковская; Колен - И. Н. Никитин) и 11 мая 1850 (Лиза - Ф. Эльслер) .

Натали Бок в балете «Тщетная предосторожность». 1987

За время своего существования с 1789 года этот балет привлекал внимание многих выдающихся хореографов, а исполнителями партий были звезды балета мировой величины. Но все эти созданные спектакли, с разной музыкой, прочно опираются на самую первую постановку Жана Доберваля .

Примечания

Категории:

  • Балеты по алфавиту
  • Балеты Петипа
  • Балеты Горского
  • Балеты Лопухова
  • Балеты 1789 года
  • Балеты 1828 года
  • Балеты 1864 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

«Тщетная предосторожность».
Михайловский театр.
Музыка Луи Герольда, хореография Фредерика Аштона.

После семилетнего перерыва в репертуаре Михайловского театра снова появилась «Тщетная предосторожность», на этот раз в хореографии Фредерика Аштона (1960). Прежняя постановка — Олега Виноградова (1971) на музыку Луи Герольда — продержалась в афише до 2007 года. В 2002 году балет Аштона был перенесен в Большой театр, но сейчас в его репертуаре осталась только версия Юрия Григоровича.

Сцена из спектакля.

«Тщетная предосторожность» — лирическая комедия (редкий жанр в классическом балете), чудесным образом пережившая все реформы и потрясения XIX и XX веков, считается старейшим балетом, дошедшим до наших дней. Речь, правда, идет только о либретто Жана Доберваля: хореография и сборная музыка премьеры 1789 года не сохранились. Пасторали с незатейливой интригой, где обстоятельства мешают соединению влюбленных, были традиционны для балетной сцены. Но этот балет воспринимался современниками как новаторский. Доберваль сделал сюжет и героев боле реалистичными (пусть и наивно): буколические шелка он заменил на прозаический ситец в прямом и переносном смыслах. Важным отличием явилась также действенность хореографии. Вслед за своим учителем Жаном Новерром Доберваль создал балет, где действие развивалось через хореографию, а не только пантомиму, что не раз отмечала критика. На одном из премьерных показов в театре Бордо главный танцовщик, услышав весть из Парижа о том, что третье сословие получило право голоса, провозгласил со сцены тост, бурно поддержанный залом. В XIX веке этот «народный» балет обрел две партитуры — Луи Герольда (1828) и Петера Гертеля (1864), и, в интерпретации разных хореографов, с успехом шел на европейских сценах, часто избираемый для дебютов и гастролей благодаря простоте и универсальности.

В России балет благополучно пережил революцию 1917 года, сойдя за пособие для начинающего балетомана. В 1937 году Леонид Лавровский поставил «Тщетную предосторожность» (на основе партитуры Гертеля). Пасторальное «кукольное царство» (по определению Лавровского) версии Мариуса Петипа — Льва Иванова, которое сохранялось в репертуаре до 1922 года, он заменил реалистичностью и социальной подоплекой. Главным мотивом стала борьба за «свободную любовь», которая торжествует победу в третьем акте, сочиненном хореографом для праздничных танцев по поводу рождения первенца Лизы и Колена.

А. Соболева (Лиза), В. Лебедев (колен).
Фото — архив Михайловского театра.

«Тщетная предосторожность» Аштона гармонично вписалась в снизошедшую на Михайловский театр атмосферу буржуазной респектабельности, приятно оттененную растительным орнаментом дуатовских опусов и умело разбавленную выверенными дозами неординарных режиссерских интерпретаций в опере. Сегодня балет Аштона — классика, но еще не архаика — смотрится как комическая пастораль ХХ века. В спектакле даже предусмотрено появление тележки, запряженной живым пони, а открывает балет комический pasdecinq петуха и четырех упитанных курочек.

Как и огромное количество других версий этого балета, «Тщетная» Аштона собрана из мозаики музыкальных фрагментов (обработка Джона Ланчбери на основе партитуры Герольда), находок предшественников и оригинальной хореографии. Многое было почерпнуто из рассказов Тамары Карсавиной — исполнительницы партии Лизы в балете Петипа-Иванова, а также из фотографий спектакля Лавровского. Так появились танец с ленточками, зонтик-лошадка деревенского дурачка Алена, сцена с майским деревом и ключами… В программке к спектаклю Михайловского театра приведена цитата из книги Джули Кавана, которая приписывает идею танца Симоны в сабо (номер-хит спектакля) Аштону, хотя по версии российских исследователей он появился уже в спектакле Петипа-Иванова.

В хорошо сделанном балете Аштона, где гармонично переплетены танец (вполне действенный) и пантомима, будет столько блеска, сколько смогут привнести талантливые исполнители. Характерные и гротесковые роли в комедии предполагают импровизационность в создании образа. Однако в данном случае есть серьезные ограничения: за точным соответствием оригиналу скрупулезно следят балетмейстер-постановщик Майкл О’Хэйр и правообладатель постановки Аштона Жан-Пьер Гаскье.

Сцена из спектакля.
Фото — архив Михайловского театра.

Премьере 27 марта, исполненной не без энтузиазма, не хватило именно блеска, азарта, актерского мастерства. Главные герои — Лиза (Анастасия Соболева) и Колен (Виктор Лебедев) — скорее классичные, чем характерные, более естественно смотрелись бы в дворцовом, а не деревенском окружении. Порою милым и нежным, ведущим кокетливую игру, им не доставало витальности и убедительности, самостоятельно найденных, запоминающихся штрихов.

Вдовушка Симона — гротесковая роль, партитуру которой вел Майкл О’Хэйр, — не стала такой фееричной и смешной, какой могла быть. Ален (Денис Толмачев) оказался хоть и странноватым, но добрым малым.

В целом сложился однородный актерский ансамбль: никто не перетягивал внимание на себя, но и не вдохновил чудом театрального перевоплощения.

Действие I

Картина 1

Раннее утро. У дома богатой фермерши Марцелины появляется молодой крестьянин Колен. Он влюблен в племянницу Марцелины - Лизу и ищет встречи с ней. Но это не так-то просто! Даже нанимая крестьян для уборки урожая, Марцелина не отпускает с ними Лизу, а находит ей работу во дворе. Не удивительно, что первое свидание влюбленных происходит у маслобойки. Но вновь появляется Марцелина и прогоняет нежеланного ухажера.

А вот и выгодный жених - Никез. Он хоть и глуповат, но его отец - Мишо весьма состоятелен, и Марцелина всерьез уговаривает Лизу познакомиться с богатыми гостями. Лишь вмешательство Колена смогло расстроить это сватовство.

Картина 2

Жатва. В заботах об урожае Марцелина все-таки продолжает мечтать о свадьбе Лизы и Никеза, несмотря на его глупые выходки. Но помолвка, затеянная как игра с лентами, снова заканчивается в пользу Лизы и Колена. ...Общие танцы прерываются грозой. Все разбегаются, спасаясь от непогоды.

Действие II

Картина 3

Гроза прошла. Марцелина и Лиза возвращаются домой, и усаживаются за прялку. Крестьяне приносят спасенные от дождя снопы. Марцелина уходит с ними, заперев Лизу на ключ.

Обиженная Лиза мечтает о любимом. Вдруг она замечает спрятавшегося Колена. Лиза смущена и велит ему уйти. Но дверь на замке, и уйти Колен не может. Однако, Лиза сердится недолго, и в знак примирения они с Коленом обмениваются платками.

Слышен шум за дверью. В панике Лиза прячет Колена в чулане. Вошедшая Марцелина замечает чужой платок на шее Лизы и в наказание запирает ее в тот же чулан, не подозревая, что там находится Колен.

Как к себе домой входит Мишо. За ним следуют нотариус для подписания брачного контракта и даже нанятый по этому случаю духовой оркестр. Марцелина не скрывает своей радости и вручает Никезу ключ от чулана. Дверь открывается, и... на пороге появляются смущенные Лиза и Колен. Мишо смертельно оскорблен. Брачный контракт разорван. Влюбленные бросаются к ногам Марцелины, и ей лишь остается благословить их.

Распечатать