Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Олимпиада по литературе (9 класс). III

Олимпиада по литературе (9 класс). III

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Узнайте произведение по его началу» Литературная викторина:

1. «- Что, Петр? Не видать еще? – спрашивал 20 мая 1859 года… барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги…» роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»

2. «Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин…» Повесть А.С.Пушкина «Дубровский»

Роман в стихах А.С.Пушкин «Евгений Онегин» 3. «Мой дядя самых честных правил…»

4. «У лукоморья дуб зеленый…» Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

5. «Богат и славен Кочубей…» Поэма А.С.Пушкина «Полтава»

6. «Однажды бурмистр из дальней вотчины, Антон Васильев, окончив барыне… доклад о своей поездке в Москву для сбора оброков… вдруг как-то таинственно замялся на месте…» Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»

Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том,как один мужик двух генералов прокормил » 7. «Жили да были два генерала…»

8. «Ребенок родился в богатой семье Юго-западного края в глухую полночь. Ребенок родился слепым…» В.Г. Короленко, «Слепой музыкант»

9. «Моя мама умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моем существовании». В.Г. Короленко, «Дети подземелья»

10. «Раз у отца, в кабинете, Саша портрет увидал, Изображен на портрете Был молодой генерал». Поэма Н.А. Некрасова «Дедушка»

11. «У сильного всегда бессильный виноват…» Басня И.А. Крылов «Волк и Ягненок»

12. «Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит…» Н.А. Некрасов «Железная дорога»

13. «Звезды меркнут и гаснут. В огне облака…» И.С. Никитин «Утро»

14. «Молодая рыжая собака… очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам». Рассказ А.П.Чехова «Каштанка»

15. «Савраска увяз в половине сугроба…» Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

16. «Скажи-ка дядя…» М.Ю. Лермонтов «Бородино»

17. «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов…» Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон»

18. «Пришел поезд, слава богу. Который час?» Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад», слова Лопахина

19. «В больничном дворе стоит небольшой флигель, окруженный целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли». Повесть А.П.Чехова «Палата №6»

М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова» 20. «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!»

Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» 21. «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие…»

Н.В. Гоголь, поэма «Мертвые души» 22. «В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостики …»

Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница» 23. «Звонкая песня лилась рекою по улицам села…»

Рассказ И.С. Тургенева « Бежин луг» 24. «Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго».

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба » 25. «А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой!»

Рассказ А.П. Чехова «Толстый и Тонкий» 26. «На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля…»

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 27. «Я ехал на перекладных из Тифлиса».

А.С.Пушкин «Борис Годунов» 28. «Наряжены мы вместе город ведать, Но, кажется, нам не с кем смотреть: Москва пуста…»

А.М. Горький «Песня о Соколе» 29. «Море огромное, лениво вздыхающее у берега, - уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны».

Поэма А.Твардовского «Василий Теркин» 30. «На войне, в пыли походной, В летний зной и в холода… Лучше нет воды холодной, Лишь вода была б вода».

31. « Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотного база ведут на север к Дону». Роман М.Шолохова «Тихий Дон»

М. Шолохов «Судьба человека» 31. «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая».

Молодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальный вечер по произведениям С.А.Есенина

В рамках вечера звучат стихи знаменитого русского поэта и песни на его слова, которые исполняют учителя школы...

Сценарий отчетного тематического концерта. Литературно-музыкальная композиция по произведениям Ю. Слонова.

Данный сценарий отчетного концерта класса совмещает в себе сразу несколько форм тематического концерта: концерт-лекция, т.к. в основе лежит рассказ о творчестве композитора Ю. Слонова; концерт-п...

Сценарий литературно- музыкальной композиции по произведениям советских писателей.20-30х годов ХХ века

Сценарий был написан по произведениям И.Илфа и Е.Петрова, В.Катаева, М.Зощенко и рассказывает о буднях коммунальной квартиры, где собрались представители самых разных слоев населения, волею судеб собр...

Олимпиадные задания по литературе для 5 класса на сайт
Душа народная – вот колыбель истинной литературы. (А. Мицкевич). Гениальная литература живет вечно. (М.Булгаков)

Литература 5 - 11 класс

Русский язык 5 - 11 класс

Сочинения

Литература

    Только одна литература неподвластна законам тления. Она одна не признаёт смерти.
    (М. Е. Салтыков-Щедрин).

    В литературе, как и в жизни, стоит помнить одно правило, что человек будет тысячу раз раскаиваться в том, что сказал много, но никогда в том, что сказал мало.
    (А. Ф. Писемский).

Цитаты Афоризмы

Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее.

Александр (сын) Дюма

Хороший стиль не должен хранить следа усилий. Написанное должно казаться счастливой случайностью.

Сомерсет Моэм

Большинство писателей считают правду наиболее ценным своим достоянием - вот почему они так экономно ею пользуются.

Марк Твен

Самая новая и самая самобытная книга та, которая заставляет любить старые истины.

Люк де Клапье Вовенарг

Они (поэты) недостаточно чистоплотны: они мутят воду, чтобы казалась она глубже.

Фридрих Ницше

Литература - дело глубоко ответственное и не требует кокетства дарованиями.

Максим Горький

Время проходит, но сказанное слово остается.

Лев Николаевич Толстой

Я был вскормлен законами, и это дало мне представление о темной стороне человечества. Тогда я стал читать поэзию, чтобы сгладить это впечатление и ознакомиться с его светлой стороной.

Томас Джефферсон

Для успешной подготовки к олимпиаде по литературе, рекомендую ознакомиться и попробовать ответить на реальные варианты олимпиадных заданий по литературе.
На моем сайте размещены наиболее реалистичные варианты заданий и ответы на большинство из этих заданий. Все варианты заданий взяты с реальных олимпиад по литературе.
Представленные примеры ответов на задания, позволят Вам хорошо подготовиться к олимпиадам и даже стать их призерами, а это очень серьезный шаг к поступлению в ВУЗ, ведь победителям олимпиад льготы при поступлении никто не отменял. Правильность ответов на выполненные задания можно проверить на страницах с ответами. Удачи.

Олимпиадные задания по литературе 5 класс с ответами

Олимпиадные задания по литературе для 5 класса.

Олимпиадные задания по литературе для 5 класса. (С ответами)

1. О ком идёт речь в этом описании?
Студенту Петербургского университета всего 18 лет, он постеснялся отнести рукопись своей сказки в редакцию и отдал её своему любимому профессору, а тот не только прочитал её студентам, но и помог опубликовать в самом читаемом журнале «Библиотека для чтения». А. С. Пушкин после прочтения этой сказки сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».

М. Ю. Лермонтов П. П. Ершов В. А. Жуковский Н. В. Гоголь.

2. Определите жанр произведения по проведенному отрывку:
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье, И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
баллада миф басня поэма.

3. Прочитайте строки стихотворения, посвященные русской природе. Определите автора этих стихотворных строк:
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
А. Майков А.С.Пушкин А.Фет Ф.Тютчев.

4. «Произведение древнерусской литературы, содержащее погодовую запись исторических событий». О каком жанре идёт речь?
сказ миф летопись притча.

5. В каком произведении встречаются следующие герои: Вакула, Солоха, Оксана, Чуб.
А. С. Пушкин «Дубровский»
Н. С. Лесков «Левша»

6. Продолжите пословицу: На чужой каравай гостей созывай...
песню запевай
стол накрывай
рот не разевай.

7. Из какой сказки это чудо?
Махнула левым рукавом – появилось озеро, махнула правым рукавом – поплыли по озеру белые лебеди.
«Иван-царевич и Серый волк»
«Марья Моревна»
«Белая уточка»
«Василиса Премудрая».

8. Из какой басни И. А. Крылова взяты эти строки:
«Быть сильным хорошо, быть умным лучше»
«Лев и Комар»
«Лев и человек»
«Кот и Повар»
«Мышь и Крыса».

9. Какое средство художественной выразительности применил А. С. Пушкин в строках:
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела...
сравнение гипербола олицетворение метафора.

10. Узнайте произведение по началу.
«Ей-богу, уже надоело рассказывать! Да вы что думаете? Право. Скучно: рассказывай, да и рассказывай, и отвязаться нельзя! Ну, извольте, я расскажу, только, ей-ей, в последний раз. Да, вот вы говорите насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то есть если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи… однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит. Ей-богу, обморочит!».
А. С. Пушкин «Метель»
А. П. Чехов «Хирургия»
Н. С. Лесков «Левша»
Н. В. Гоголь «Заколдованное место».

11. Узнайте произведение по его концовке
«Они взглянули друг на друга и тут только поняли смысл старого псалма:
Розы цветут… Красота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа.
Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло тёплое благодатное лето».
И. С. Тургенев «Бирюк»
А.С.Пушкин «Дубровский»
Г. Х. Андерсен «Снежная королева»
В. А. Жуковский «Спящая царевна».

12. Вспомните, из какого произведения следующее «крылатое выражение»:
«Идёшь в лес – бери еду, бери спички».
В. П. Астафьев «Васюткино озеро»
М. М. Пришвин «Кладовая солнца»
В. Г. Распутин «Уроки французского»
К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб».

13. Какому событию посвящены строчки М. Ю. Лермонтова:
«Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась, как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…»
Полтавской битве
Балаклавскому сражению
битве на Двине
Бородинскому сражению.

14. Назовите, из какой повести Н. В. Гоголя это чудо?
Тут дед остановился, достал рожок, насыпал на кулак табаку и готовился было поднести к носу, как вдруг над головой его «чихи!» – чихнуло что-то так, что покачнулись деревья и деду забрызгало всё лицо.
«Заколдованное место»
"Ночь перед Рождеством"
«Сорочинская ярмарка»
«Страшная месть».

15. Узнайте произведение по его началу: «Дети странный народ, они снятся и мерещатся. Перед елкой и в самую елку перед Рождеством я встречал на улице, на известном углу, одного мальчишку, никак не более как лет семи».
И. С. Тургенев «Бежин луг»
А.С.Пушкин «Станционный смотритель»
Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»
И. С. Тургенев «Бирюк».

16. Узнайте произведение по его концовке: «-– Приходила, – отвечал Ванька, – я смотрел на неё издали. Она легла здесь и лежала долго. А там барыня пошла в село и призвала попа, дала ему денег и поехала, а мне дала пятак серебром – славная барыня!
И я дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных».
Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
Н. С. Лесков «Левша»
А. С. Пушкин «Станционный смотритель»
М. М. Пришвин «Кладовая солнца».

17. Вспомните произведение, в котором встречаются эти герои: Татьяна, Капитон, Степан?
А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»
И. С. Тургенев «Муму»
Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»
А. П. Чехов «Лошадиная фамилия».

18. Подумайте и ответьте, о творчестве какого русского поэта идет речь в приведенном отрывке:
«Высокий полный человек; крупная голова с седыми кудрями, лицо его кажется сонным, но глаза из-под нависших бровей смотрят молодо и лукаво. В молодости издавал журнал «Почта духов». Светлейший князь Михаил Илларионович Кутузов во время войны с Наполеоном читал его произведение «Волк на псарне» перед офицерами».
И. А. Крылов
А. С. Пушкин
М. Ю. Лермонтов
Н. В. Гоголь.

19. Из какой басни И. А. Крылова взяты эти строчки, несущие в себе мораль всей басни.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука
«Квартет»
«Мартышка и очки»
«Чиж и Голубь»
«Лебедь, Щука и Рак».

20. Назовите имя героя, который прославился тем, что похитил для людей огонь?
Прометей Геракл Ясон Зевс

Ответы олимпиады по литературе для 5 класса:

1 - П. П. Ершов / 2 - басня / 3 - А. Майков / 4 - летопись

5 - Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» / 6 - рот не разевай / 7 - «Василиса Премудрая»

8 - «Лев и человек» / 9 - сравнение / 10 - Н. В. Гоголь «Заколдованное место»

11 - Г. Х. Андерсен «Снежная королева» / 12 - В. П. Астафьев «Васюткино озеро» / 13 - Бородинскому сражению

14 - «Заколдованное место» / 15 - Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»

16 - А. С. Пушкин «Станционный смотритель» / 17 - И. С. Тургенев «Муму»

18 - И. А. Крылов / 19 - «Лебедь, Щука и Рак» / 20 - Прометей.

ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (9 КЛАСС)

    Узнайте произведение по его началу, назовите автора. Немного лет тому назад/Там, где сливаяся, шумят,/ Обнявшись, будто две сестры,/Струи Арагвы и Куры,/ Был монастырь… Узнайте произведение и его автора по финальным строкам. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует Вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице. Герой какого произведения говорит «златое слово» и по какому поводу? Определите произведение и автора описания природы. А) Открылась бездна звезд полна;/ Звездам числа нет, бездне дна. Б) Мать и сын теперь на воле; /Видят холм в широком поле, /Море синее кругом,/ Дуб зеленый над холмом. Перечислите имена поэтов, писавших сонеты. Известно, что Пушкин подсказал Н.В.Гоголю два сюжета для его произведений. Каких? Назовите авторов произведений: «Хамелеон», «Тарас Бульба», «Русские женщины», «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил», «Левша». Назовите не менее трех переводчиков «Слова о полку Игореве». В названии каких произведений древнерусской литературы есть указание на жанр ? Перечислите признаки, характерные для классицизма. Дайте определение: «Ремарка - ………» Какие стихи М.Ю.Лермонтова положены на музыку? Что скрывается за названием «Всякая всячина»? Определите стихотворный размер отрывка: Выхожу один я на дорогу;/ Сквозь туман кремнистый путь блестит… Напишите свою интерпретацию стихотворения Н.Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»
Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица – подобия жалких лачуг. Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие – как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Но малую хижину знал я когда-то, Была неказиста она, небогата, Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня. Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица – подобья ликующих песен. Из этих как солнце сияющих нот Составлена песня небесных высот.

Ответы к олимпиаде по литературе (9 класс)

    М.Ю.Лермонтов «Мцыри» Н.В.Гоголь «Ревизор» «Слово о полку Игореве» Святослав (упрекает сыновей за ослушание, призывает князей к объединению, перечисляет их заслуги) А) М.В.Ломоносов «Вечернее размышление о божием величии при случае великого северного сияния»; б) А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Шекспир, Петрарка, Пушкин «Ревизор», «Мертвые души» «Хамелеон» - А.П.Чехов «Тарас Бульба» - Н.В.Гоголь «Русские женщины» - Н.А.Некрасов «Повесть о том, как мужик..» - М.Е.Салтыков –Щедрин «Левша»- Н.С.Лесков Лихачев, Заболоцкий, Жуковский, Бальмонт, Майков «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Житие протопопа Аввакума», «Житие Сергия Радонежского», «Житие Феодосия Печерского», «Сказание о Борисе и Глебе», «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве» Античное наследие как норма, образец; конфликт общественных и личных начал, долга и чувства; возвышение героических и нравственных идеалов и т.д. Ремарка – авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняется место действия, внешний или духовный облик персонажей. «Белеет парус одинокий», «И скучно, и грустно», «Тучки небесные» «Всякая всячина» - сатирический журнал, издаваемый Екатериной II, где она спорила с журналистами о главных российских проблемах. Хорей (перрихий)

Немного лет тому назад

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь… (Лермонтов М. Ю. «Мцыри»)


  1. Сколько стоит книга, если за нее надо заплатить два пятиалтынных? Алтын – это сколько? (Два пятиалтынных – это тридцать копеек. Алтын – это старинная монета в три копейки)

Исключи 4-е лишнее


  1. КОФЕ, ТАБУ, СИРОТА, КРУИЗ, ТЮЛЬ, ШАМПУНЬ. (сирота – общий род).

  2. Сидеть на мели. Сидеть на берегу. Сидеть на чемоданах. Сидеть в печенках. (Сидеть на берегу – не является фразеологизмом)

  3. Найдите четвертое лишнее слово. Аргументируйте свой выбор.
Зодчий, редька, след, усадьба.

(Лишнее слово - усадьба, так как только в нем буква д обозначает звонкий звук [ д], в остальных трех словах [ д] оглушается и звучит как [т])


  1. ВОЛЕЙБОЛ, ГИМНАСТИКА, ФУТБОЛ, БАСКЕТБОЛ (гимнастика, все остальные слова заимствованы из английского языка).

  2. Проведите соответствие
1. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» 1. Поэма

2. П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» 2. Повесть

3. И. А. Крылов «Волк на псарне» 3. Сказка

4. «Повесть временных лет» 4. Летопись

5. А. П. Чехов «Хирургия» 5. Сказ

6. Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос» 6. Баллада

7. Р. Стивенсон «Вересковый мёд» 7. Басня

8. В. А. Жуковский «Спящая красавица» 8. Рассказ

(1-2, 2-5, 3-7, 4-4, 5-8, 6-1, 7-6, 8-3)


  1. Какие фразеологизмы из второго столбика являются антонимами к фразеологизмам первого столбика?

1. На руках носить;

А) Переливать из пустого в порожнее;

2. Бить баклуши;

Б) Работать с огоньком;

3. Черепашьим шагом;

В) Взять себя в руки;

4. Сидеть на чужой шее;

Г) Держать в ежовых рукавицах;

5. Выйти из себя;

Д) Своим горбом наживать;

6. Говорить по существу

Е) Мчаться сломя голову

1.Г; 2.Б; 3. Е; 4.Д; 5.В; 6.А

  1. Одна из глав романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» называется «Союз меча и орала». Что обозначает слово орало ? Каково значение устойчивого выражения перековать мечи на орала ? Назовите источник этого фразеологизма. (Орало - плуг, приспособление для вспашки земли. «Перекуем мечи на орала» - лозунг перехода от войны к мирной созидательной жизни. Библейское происхождение)

  1. Уже 3 века этот герой известен всем. В. Г. Белинский так писал о нем: "Вот молодой человек, сын великого царя, наследник его престола, увлекаемый жаждой знания, проживает в чуждой и скучной стране... Вернувшись на родину, этот принц становится убийцей - вольным или невольным - матери, отчима, возлюбленной, ее отца, брата». Назовите его имя. (Гамлет)

  1. Говорят, что один из молодых дворян узнал себя в герое этого произведения и до того был потрясён, что бросился в ученье, учился дома и за границей, изучил языки, философию, историю живописи, стал художником и в конце концов – президентом академии художеств. Это был Николай Алексеевич Оленин. Назовите произведение, которое так потрясло Н. А. Оленина.
    («Недоросль» Фонвизин).

  1. Напишите слово, взяв 3-й звук от слова редька , ударный гласный от слова позвонит , 4-й звук от слова съехал , 3-ю букву от слова юмор . (Тихо).

  1. Разберите по составу слова опростоволоситься, тихохонько . (О-прост-о-волос-и-ть-ся, тих-охоньк-о).

  1. Найдите и выпишите однокоренные слова в отрывке из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.
Дом царевна обошла

Всё порядком убрала,

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.

(Убрала – взобралась, засветила – свечку)


  1. Выпишите грамматическую основу предложения из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.
И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

(Царица хохотать, пожимать, подмигивать, прищелкивать, вертеться)


  1. Составьте словосочетания со словами дуло, рву, тепло – так, чтобы эти слова были разными частями речи. Как называются эти слова с точки зрения лексики? (Дуло пистолета – из окна дуло; рву васильки – во рву много воды; тепло одеваться – беречь тепло. Эти слова называются омоформы)

  1. В устойчивых выражениях одно слово употреблено неверно, его следует заменить
Крокодил в мешке. Как с совы вода. Утиная песня. Тигриная доля. Конское упрямство. Стреляный петух. Подложить барана. Барсучья услуга.

(Кот в мешке. Как с гуся вода. Лебединая песня. Львиная доля. Ослиное упрямство. Стреляный воробей. Подложить свинью. Медвежья услуга.)


  1. Найдите и исправьте речевые ошибки.

    1. В этом стихотворении выполняют большую роль метафоры и эпитеты.

    2. Пассажир обязан оплатить за проезд и провоз багажа.

    3. В спектакле впервые дебютировала молодая актриса.
(Выполняют – играют, оплатить – заплатить, впервые дебютировала - дебютировала)

  1. Исключите 4-е лишнее. Голландка, китайка, лебёдка, толстовка, шотландка (китайка, оно однозначное и не может обозначать одушевлённое лицо и неодушевленный предмет).

  2. Исключите 4-е лишнее. Уйти в свою скорлупу, отгородиться китайской стеной, вариться в собственном соку, прожигать жизнь (прожигать жизнь – этот фразеологизм является антонимом по отношению ко всем остальным)

  3. Исключите 4-е лишнее. «Саша», «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Бахчисарайский фонтан» («Бахчисарайский фонтан» не принадлежит Некрасову Н. А.).

  4. Проведите соответствие.
1.Птицы одинакового оперенья держатся 1. Когда рак на горе свистнет.

2. Когда море вернёт всех погибших в нём. 2. Будет и на нашей улице праздник

3. Для каждой собаки наступит её день. 3. Два сапога пара.

4. Не стоит и пуговицы. 4. Беречь как зеницу ока.

5. На другой стороне холма и трава зеленее. 5. Называть вещи своими именами.

6. По самые локти. 6. Как дважды два.

7. Просто, как пирог. 7. Гроша ломаного не стоит.

8. Убить двух птиц одним камнем. 8. Убить двух зайцев

9. Называть лопату лопатой. 9. Там хорошо, где нас нет.

10. Хранить в вате. 10. По горло.

(1-3; 2-1; 3-2; 4-7; 5-9; 6-10; 7-6; 8-8; 9-5; 10-4)


  1. Какого гласного звука никогда не бывает в начале исконно русских слов? (а)

  1. Какое лексическое значение имеет слово «гламур»? (очарование, шарм, шик)

  2. Какого рода слово очки в русском языке (нельзя определить род, так как слово множественного числа).

  1. Разграничьте в следующих примерах а) литоту б) анафору в) антитезу г) олицетворение д) гиперболу

    1. Отчего прослыл я шарлатаном? Отчего прослыл я скандалистом?

    2. Одну секундочку! Сейчас открою!

    3. Тысячу раз тебе говорил: «Вымой руки!»

    4. Служить бы рад – прислуживаться тошно.

    5. Как метель, черёмуха машет рукавом.
1б, 2а, 3д, 4в, 5г.

  1. Как звали бы Вагнера, известного композитора, если бы он был не немцем, а французом?
1) Рихард 2) Риккардо 3) Ришар

  1. Посмотрите на слова аппетит, мозги, нежности, холод и решите, кто лишний?

  1. собака 2) телёнок 3) кошка 4) курица 5) волк
(собачий холод, телячьи нежности, куриные мозги, волчий аппетит).

1. Кто из поэтов так говорит о своем творчестве, заслугах, целях творчества? (Максимальное количество баллов – 2 балла)

      …первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге,

И истину царям с улыбкой говорить.

Но я живу, и на земле мое

Кому – нибудь любезно бытие:

Его найдет далекий мой потомок.

В моих стихах; как знать? Душа моя

Окажется с душой его в сношеньи,

И как нашел я друга в поколеньи,

Читателя найду в потомстве я.

2. О каких героях каких произведениях идет речь?

      Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что! Это их дело. Это – таки и наука не дворянская. Дворянин только скажи: свези меня туда. Свезут, куда изволишь. Мне поверь… то вздор, чего не знает сын.

      От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось.

3. Определи автора афоризма:

(Максимальное количество баллов – 4 балла)

3.1 Свежо предание, а верится с трудом.

3.2. Человек создан для счастья, как птица для полета.

      И крестьянки любить умеют.

      Рожденный ползать летать не может.

4. Узнай произведение по его началу, назови автора.

(Максимальное количество баллов – 6 баллов)

4.1 Немного лет тому назад

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры

Струи Арагвы и Куры

Был монастырь…

      Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!

      Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов отрада,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют,

И классы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

    Историко – литературные задания.

1. Что объединяет поэтов трех разных времен: Горацио, Г.Державина, А С.Пушкина? (Максимальное количество баллов – 1 балл)

2. Перечислите 3 произведения древнерусской литературы разных жанров. (Максимальное количество баллов – 3 балла )

3. Как называется сборник н.В.Гоголя, в который вошли произведения «Старосветские помещики», «Вий», «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

(Максимальное количество баллов – 1 балл)

    Знание теории литературы

1. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке? (Максимальное количество баллов – 3 балла)

Море блеска, гул, удары,

И земля потрясена, -

То стеклянная стена

О скалы раздроблена,

То бегут чрез крутояры

Многоводной Ниагары

Ширина и глубина!

(Н.М.Языков «Водопад»)