Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Изображение натуры на практике. Основы рисования карандашом

Изображение натуры на практике. Основы рисования карандашом

Основы рисунка - я рассказываю о способе обучения, благодаря которому мне, в свое время, удалось пройти курс училища за четыре месяца и поступить с первого раза в престижный художественный институт, набрав на экзаменах 298 баллов из 300 возможных. Надеюсь, мой опыт поможет и вам. После изучения материала вы поймете, что рисунок не такая уж сложная наука, как кажется с первого взгляда. Очень важно перед началом изучения основ рисунка посетить страницу о том, как правильно держать в руке карандаш. Эти знания нужны для правильной постановки руки. Изучите материал, я вас подожду.

Основы рисунка

Если вы начинающий художник, то вам сейчас нужны базовые знания основ рисунка. Не смотрите на работы великих художников, вы будете понимать их немного позже. Сконцентрируйтесь на себе. А начинать мы будем с понимания самого рисунка.

Все предметы находятся в пространстве, они окутаны им, гармонично в него вписываются и подчиняются его законам. В самом простеньком натюрморте нужно воспринимать не отдельные предметы, а целый ансамбль, созвучие линий и форм. Нужно смотреть на это как на непрерывный тондем линий, форм, света и тени. Рисунок- это условное пространство листа , в котором есть предметная плоскость, пропорциональные соотношения всех предметов и свето-тень, распределяющаяся по форме предметов.

Основные элементы изобразительной грамоты:

Плоские фигуры (двухмерные)

Объемные фигуры (трехмерные)
Все предметы, так или иначе имеют в себе, в своей основе построения- эти фигуры.

Куб- как основа трехмерного изображения в условном пространстве листа:

Основы рисунка. Понимание.
Для начала я хочу вам рассказать небольшую историю о маленьком муравье. Представляете? Маленький муравей, лазил себе по травке и набрел на что-то... На что- неизвестно. Он незнал и сам. И захотелось ему узнать, что-же преградило ему дорогу. Муравей с трудом залез на это что- то, облазил со всех сторон, вдоль и поперек но так ничего и не понял. Непонял, потому- что сам-то он был очень маленький и видел только отдельные участки предмета и не мог составить о нем картину. Тогда он вскарабкался на высокое дерево, взглянул с высоты и увидел общую картину....

Ну а что он увидел нам впринципе и не важно, зато смысл, думаю, ясен. Так и мы, чтобы было быстрее и яснее начнем с общей картины.

Продолжим. Куб является основой трехмерного изображения в условном пространстве листа. В нем есть вертикаль, горизонталь и глубина. В нем самом заложено понимание рисунка вообще. Вот для начала мы и поработаем с нашим кубом. Мы будем развивать логическое мышление на анализе реальной формы с помощью образно- логических построений.

В словосочетание "логическое мышление" вложено не так уж и мало. Это и наблюдательность, и воображение, и фантазия, в конце концов особое видение мира, которое в нашем случае позволяет создавать иллюзию видимого мира в пространстве листа. Мы будем учиться правильно видеть объемную форму предмета и логически последовательно изображать его на понимании основной нашей рабочей формы- куба.

Развить в себе логическое мышление это ваша первостепенная задача, это ваш инструмент , с помощью которого вы сможете самостоятельно понимать рисунок. И на самом деле это не сложно и даже не скучно. Это доступно каждому для понимания.

И перед работой избавимся от маленьких форматов. Отныне, ваш главный рабочий формат бумаги- А2. Переходите на большие размеры, если до сих пор вы этого не делали. Можно использовать планшеты 40/60 или 40/50 или даже больше. По началу кажется, что перед вами просто громадная белая стена и совсем не понятно, как ее заполнять. Не страшно. Вспомните об этом через пару недель. Тогда обычный альбомный лист вам покажется крохотным и совершенно неудобным.

Основы рисунка

Упражнение 1 для понимания основ рисунка:

Садимся за мольберт , крепим к нему половинку листа ватмана, можно использовать недорогую бумагу , даже обои. Обои даже лучше, если ваш бюджет ограничен и вы не хотите разориться на дорогом ватмане. Итак, давайте начнем с малого. Рисуем квадрат. Постарайтесь рисовать как можно более прямые линии, естественно, противоположные стороны должны быть в квадрате параллельны и равны.

Что мы видим перед собой? Это обычный квадратик, который никак не дает нам ощущения условного пространства в листе. Скучно и совсем не интересно. Но это пока.

А сейчас вам нужно будет превратить квадратик в куб. От углов квадрата проводите линии- грани вдаль, у меня наклон их примерно равен 45 градусам. Придерживайтесь этой цифры. Ну и нужно дорисовать наш кубик, по ощущению определяем и рисуем заднюю сторону куба.

У нас получился куб, но, пока никакого условного пространства в листе здесь тоже не чувствуется. Запросто можно перепутать ближние и дальние грани. Это плоский рисунок и не более того. Что- бы чувствовалось пространство в листе, должна присутствовать ПЛАНОВОСТЬ - некоторые детали или предметы будут находиться к нам ближе, другие дальше и эту плановость нужно правильно передать. Для начала передадим ее, а потом подумаем над словом "правильно". Плановость передаем следующим образом: та сторона куба, которая к нам ближе должна быть выделена, должна быть четче, передана активнее. Возьмем свой уголь или сангинку и наведем эту сторону более активнее.

Сейчас мы можем четко различать, где ближняя к нам сторона куба, а где дальняя. Так мы довольно просто и незамысловато передали плановость, дабы добиться результата- получить условное пространство в листе. Но это еще не все. Теперь пришло время поговорить о правильной передачи плановости, что бы получить не плоский рисунок, а объем в плоскости листа. Звучит странно, но это так.

Давайте тренировать свое логическое мышление на анализе реальной формы- нашего куба. Куб понимаем- как основа трехмерного изображения в условном пространстве листа . В нем есть вертикаль, горизонталь и глубина. В нем самом заложено понимание рисунка вообще.

Все предметы находятся в пространстве, они окутаны им, гармонично в него вписываются и подчиняются его законам. Мы не делаем с вами чертеж, мы рисуем. А без понимания пространства наш рисунок как раз и будет выглядеть жалким подобием чертежа. В пространстве- же, присутствует воздух, все стороны, грани, углы куба окутаны им. То, что мы видим перед собой мы будем видеть отчетливее, то, что расположено к нам дальше будет угасать из- за окутываемого воздуха. Значит нам нужно выделить то, что находится к нам ближе- ближние грани и углы нашего куба.

К этому еще нужно добавить следующее: то, где происходят изломы формы или пересечения плоскостей нужно выделять, потому как это некое действие в пространстве листа, акцент, НЕ статичность, динамика. Но так- же точно как и все остальное эти акценты будут угасать по мере удаления от наших глаз.

Сейчас делаем следующее: берем и выделяем углы нашего куба, так как там происходит излом формы. Углы будут наиболее отчетливы. Выделяем все углы куба, но при этом не забываем, что передние к нам углы будут более четко выражены, так как они к нам ближе. Задние уходят в пространство и будут иметь тенденцию к угасанию.

Еще раз, ближние углы и стороны будут выглядеть четче , те что уходят в глубину мы будем делать менее четко чтобы добиться ощущения пространства , ибо все, что уходит в перспективу имеет тенденцию к угасанию, из-за окружающего воздуха. Грани, уходящие в перспективу рисуем менее четко, и к тому-же их четкость будет угасать постепенно. Невидимые грани нужны для построения. Вот берем и выделяем то, что к нам ближе- углы, стороны, грани.

Ведите линии начиная от угла по направлению к другому углу. По середине грани четкость будет несколько ниже, так как напряжение на грани меньше, чем в угле. Вообще, в рисунке линия не должна быть монотонной, там, где происходит какое- то действие, поворот, пересечение линий- она четче, сильнее, отчетливее. Там, где напряжение меньше- и линия мягче. Так и в нашем случае здесь. Напоминаю еще раз: то, что к нам ближе- грани и углы- будет выражено сильнее, все, что уходит в пространство- менее выражено, угасает. Посмотрите на получившиеся рисунки. Примерно так как здесь и у вас должно получиться. И вот вы уже и создали пространство в листе с помощью простой фигуры.
Если вы понимаете, что вы делаете и знаете, чего я от вас ожидаю, эта работа совсем не кажется сложной или трудной.

Вы можете использовать сангину, пастель, уголь , рисовать карандашом. Если карандаш, он должен быть мягкий, М2 и выше.

Ну а теперь давайте нарисуем перед нашим кубиком второй! И к нему будут применимы все те условия, которые применимы для первого. Но заметьте ключевое слово- "перед ". Все так- же точно, как мы делали до этого- рисовали первый кубик, но здесь теперь второй кубик окажется к нам ближе. И мы должны его выделить четче чем первый, дабы наше уже созданное пространство в листе сохранилось.

А потом попробуйте нарисовать третий кубик, который будет расположен позади двух первых. Естественно, что третий кубик будет прорисован намного легче, мягче предыдущих.

Рисуйте и невидимые грани обязательно, конструктивное начало формы должно быть показано. Фигуры не должны наезжать и врезаться друг в друга, вы должны видеть и понимать- где заканчивается одна фигура и начинается другая. Четко.
Первый кубик находится к нам ближе, значит он будет выглядеть четче. Второй слабее и все его грани будут слабее дальних граней первого кубика, так-как второй находится позади первого кубика. Это вы должны четко понимать, это основа пространственного видения , основа рисунка.

Нужна тренировка, практика, понимание. И еще раз, рисуем кубик, который будет расположен впереди двух первых. Чтобы было видно что он впереди, его нужно выделить! Вот мы и выделяем его стороны и грани, чтобы они были четче сторон и граней кубиков на заднем плане:

Не нужно заблуждаться, это не простое рисование кубика, так кажется с первого взгляда. У этой системы обучения рисунку есть маленький, но очень хитрый секрет: возможно вы того не замечаете, но уже на этом простейшем начальном этапе обучения вы учитесь:

1. Рисовать прямые линии, ваша рука привыкает к воспроизведению четких осознанных движений, рука учится держать карандаш и управлять им осознанно. Вам ведь трудно сейчас рисовать прямые линии?

2. Уже на этом этапе вы начинаете учиться воспринимать лист не как плоскость, а как условное пространство.

3. Вы учитесь создавать объем, трехмерное изображение в пространстве листа.

4. Учитесь передавать плановость в пространстве листа и понимаете как этого всего добиться.

5. К этому можно добавить еще такой немаловажный момент, как получение навыка ведения правильной штриховки, но об этом попозже.

Вот так вот много вы уже начинаете получать, когда выполняете это нехитрое упражнение. Но делаете его осознанно- самое главное. Особо не заморачиваясь, получаете начальные знания для понимания такой точной науки , как рисунок. В этом главное преимущество данной системы обучения рисунку.

Написанное выше вам для того, что бы вы понимали смысл происходящего и повнимательней относились к этим упражнениям. И если вы понимаете, о чем я вам говорю, значит, логическое мышление у вас начинает работать.



Закрепите пройденный материал, порисуйте еще, рисуйте много. Учитесь работать с различным материалом. Учитесь "чувствовать" его- где нужно надавить, где провести жирную линию, а где только легонько ее наметить. Когда движения вашей руки будут более уверенными, возьмите обычный графитный карандаш и проработайте все то- же самое более "строгим" материалом (можно использовать планшет). Карандашом рисовать несколько сложнее, чем например углем. Но принцип вы уже знаете, а это главное. Вместе с тем, что вы уже знаете и понимаете- пусть и ваши руки тоже учатся вас слушаться. Возьмите карандаш мягкости самой большей, который у вас есть и пробуйте варьировать тональность нажимом.

Всю эту работу можно проделать на одном листе. Но для нас этого будет маловато. Рисуйте сколько у вас есть времени и терпения, пока не будет получаться все четко и грамотно.

ПЕРЕСТРАИВАЕМ ЗРЕНИЕ

Старайтесь рисовать уже сейчас не каждый кубик по отдельности, то- есть, когда рисуете один кубик, то забываете о присутствии уже нарисованного. Пытайтесь видеть сразу два кубика, все сразу. Постоянно рассеивайте свое внимание на все пространство листа. Попробуйте. Смотрите в одну точку (на грань кубика, например), но и замечаете все остальное. Используйте "боковое" зрение.

Уже на этом этапе вы учитесь видеть общую картину, а не все по отдельности. Развивается общее видение картинки, всего пространства листа. Глаза начинают видеть соотношения: объем к объему, угол к углу, высота к ширине.

Все углы кубов должны быть примерно одинаковы, как у нас- 45 градусов, все противоположные стороны- грани параллельны, другие- перпендикулярны, а этого нельзя достигнуть, если вы не будете наблюдать за всем происходящим у вас в пространстве листа, а будете смотреть на все по очереди, отдельно одно от другого.

В вашем листе кубики могут располагаться не только как солдатики, они могут летать как им вздумается. Выполняйте это упражнение до тех пор, пока не освоите его. Рисуйте за мольбертом любым материалом. Вот несколько примеров выполнения задания:

Когда кубик располагается вот так:

ближний к нам угол и ребро будут активнее. Мы их должны выделить - все остальное угасает. Не важно, сколько вы потратите бумаги на это упражнение. Не используйте ластик, лучше лишний раз подумайте. Пока не усвоите это упражнение, ко второму переходить нельзя. Здесь вы можете учиться быстро, но если не усвоите азов- все труды пойдут на смарку. Не нужно сейчас добиваться красоты и чистоты в рисунке. Главное, чтобы вы сами не запутались в том, что рисуете. Главное сейчас научиться понимать что вы делаете .

ВРЕМЯ и СРОКИ

Я не знаю, на каком уровне вы начали обучение и что умеете. Потому не могу дать четкого ответа- сколько дней вам так работать. Для кого дня достаточно будет, для кого- неделя, для других- больше. Одно могу точно сказать: пока вы не будете понимать этот материал, о нем забывать нельзя и нужно при необходимости к нему возвращаться. Что касается качества выполнения- линии не параллельны, углы разные, фигуры кривые, грязно в листе- нужна практика и время. Сразу всего не будет. То же самое относится к каждому последующему заданию.

§1 Рисунок – основа пластических искусств

Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, являясь видом графики, и вместе с этим любой вид пластических искусств не может без него обойтись, потому что рисунок – основа живописи и скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.

Рисунок – структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок – средство познания и изучения действительности.

1. Длительный рисунок гипсовой головы

Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначению, жанрам и темам.

Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям, при создании произведений разных видов искусств и украшать интерьер.

Самостоятельное значение имеет станковый рисунок – выполненное на мольберте (станке художника), на отдельном листе, тщательно проработанное художественное произведение различных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, мифологический рисунок и др.). Темы для рисунков могут подсказать сама жизнь, история или фантазия.

Жизненные впечатления художник может зафиксировать в быстро выполненных набросках и зарисовках. Подготовительный рисунок необходим при создании живописных полотен, фресок, мозаик и витражей. Дизайнер или архитектор свой первоначальный замысел проекта фиксирует с помощью рисунка в эскизах. Скульптору необходимо хорошее владение рисунком, чтобы правильно передавать пропорции и объем, располагать форму в пространстве. Композиция скульптурного рельефа начинается с рисунка.

Академический рисунок – многочасовую работу с подробной передачей конструкции и светотени объектов – выполняют слушатели Академии художеств и студенты высших специальных учебных заведений. Такая система обучения сложилась с конца XVI века и, как правило, включает копирование «оригиналов» признанных мастеров, рисование с гипсовых античных слепков и затем – с живой натуры.

Учебный рисунок представляет собой обширную область разнообразных заданий по рисованию геометрических тел, гипсовых орнаментов, разнообразных натюрмортов, объектов мира техники и природы, человека, пейзажа, архитектурных построек и др. Как правило, учебные задания по рисунку соответствуют программным задачам, их предлагается выполнять по мере нарастания сложности в специальных условиях под контролем педагога. Рисунок, включающий учебное рисование с натуры, рисование по памяти и воображению, составляет основу художественного образования.

2. Рисунок учащегося. Гипсовый орнамент

С помощью одних и тех же средств рисунка: линии, штриха, пятна – художниками создается разнообразное восприятие мира. Все зависит от того, как художник использует эти средства художественной выразительности, как он ведет линию и кладет пятно, в какой пропорции использует светлое и темное, как передает пространство и др. Благодаря рисунку мысль, наблюдение фиксируются на бумаге. Рисунок выявляет отношение художника к изображаемому. Почерк художника отражает его душевное состояние.

Главное выразительное средство рисунка – линия. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Богатство графических материалов помогает быть линии предельно разнообразной.

Работы величайших мастеров прошлого и ведущих художников современности позволяют проследить историю развития рисунка, раскрывают особенности их творческого метода и выразительные возможности работы карандашом, тушью, углем, сангиной, пастелью и другими графическими материалами.

Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежит египтянам. Они первыми стали устанавливать законы изображения, обучать определенным канонам. Обучение технике рисования осуществлялось по двум направлениям. С одной стороны, вырабатывалось свободное движение руки, чтобы ученик мог легко наносить кистью главные контурные линии на поверхность доски или папируса. С другой – ученик должен был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапывать контур рисунка на стене для фрески, на камне для барельефа и др.

Древнегреческие художники при разработке своих канонов исследовали человеческое тело. Они утверждали, что сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого. Художники Древней Греции старались изобразить реальный мир как можно точнее, поэтому в основу метода обучения рисунку было положено рисование с натуры.

В эпоху Римской империи само изобразительное искусство, а значит и рисунок, приняло как бы прикладной характер. Поэтому при обучении рисованию преобладало копирование образцов, повторение приемов работы древних греков.

Средневековое изобразительное искусство отвергало реалистические тенденции, если они не отвечали религиозному сюжету. Рисунок был направлен не на точность передачи натуры, а на ее эмоциональное, духовное состояние.

3. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Св. Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем. Фрагмент. Уголь

4. К. БРЮЛЛОВ. Портрет Полины Виардо. Графитный карандаш

Все разновидности технических приемов рисунка, дошедшие до нашего времени в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы – бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.

Техника рисунка, сложившаяся в эпоху Возрождения, оказала сильнейшее влияние на последующие поколения художников и стала основой для многих художественных школ, которые выработали свои технические и художественные приемы работы теми же материалами.

Строгую, линейную манеру рисунка вырабатывали художники Возрождения, принадлежавшие к флорентийской и римской школам: А. Матеньи, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Венецианские художники, напротив, рисовали в свободной манере, например Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто предпочитали использовать легкий живописный штрих и пятно.

Великими мастерами линейного рисунка, выполненного серебряным штифтом, были Ян ван Эйк, А. Дюрер, Рафаэль и др. Художником, блестяще владеющим графитным карандашом, в первой половине XIX века был французский художник Ж.-Д. Энгр.

Русская школа XVIII и XIX веков также внесла много нового в технику рисунка. Виртуозно владели рисунком О. Кипренский, К. Брюллов и ряд других учеников Академии художеств. Они любили выполнять работы на слегка желтой или голубой бумаге с использованием ее тона, что избавляло рисунок от излишней перегруженности листа. Даже учебные рисунки этих художников украшают в настоящее время крупные музеи изобразительного искусства.

О. Кипренский в рисунке «Натурщик с красным плащом», благодаря использованию итальянского карандаша, сангины и мела, добивается обилия полутонов и живописного впечатления.

В рисунке К. Брюллова «Портрет Полины Виардо», выполненном графитным карандашом, сделана тончайшая моделировка объема средствами светотени. Хорошо передано сходство с моделью, неповторимое движение знаменитой певицы того времени.

В известном рисунке «Группа из двух натурщиков» К. Брюллов использовал сложное сочетание материалов: сангины, пастели, угля и мела. Этим он добился богатства тоновых оттенков и цветовых нюансов.

5. К. БРЮЛЛОВ. Турчанка. Акварель.

Многочисленные рисунки Брюллова, выполненные акварелью, производят впечатление законченных картин, например поражающая своим ювелирным мастерством «Турчанка».

Рисунки русских мастеров А. Лосенко, А. А. Иванова, И. Репина и многих других дают прекрасные примеры различных приемов использования материала.

Великий живописец А. А. Иванов обогатил возможности акварели, заставил ее звучать с новой выразительной силой.

Поражают особой одухотворенностью акварельные рисунки А. А. Иванова к библейским и евангельским сюжетам, выполненные с помощью белил на бумаге приятного теплого тона.

Эти листы – многофигурные, сложные композиции, раскрывающие человеческие характеры. Художник добивается необыкновенной гармонии цветовых сочетаний.

И. Репин любил выполнять остропсихологические рисунки графитным карандашом и использовать в них растушку. Из рисунков углем на холсте интересен «Портрет Элеоноры Дузе». Репин применил в нем разнообразные технические приемы: то уголь кладется плашмя, особенно при изображении одежды и фона, и слегка растирается, то работа ведется свободным, широким штрихом. Репин очень умело передает фактуру платья, кресла, волос с помощь^} угля и шероховатой поверхности холста.

Русские художники второй половины XIX века развили и широко использовали в своем искусстве технику соуса как сухого, так и мокрого, когда он разводится водой, подобно акварели. Н. Крамской выполнил этюд женской головы к картине «Неутешное горе» в свободной манере, с использованием штриха, в технике сухого соуса.

6. И. РЕПИН. Портрет Элеоноры Дузе. Уголь

7. В. СЕРОВ. Портрет О. К. Орловой. Смешанная техника

Рисунки В. Серова, Б. Кустодиева, В. Борисова-Мусатова, М. Врубеля представляют собой образцы мастерского сочетания разнообразных рисовальных материалов в одном листе.

В. Серов, работая над «Портретом О. К. Орловой», применил уголь, сангину и цветные карандаши. Получился рисунок, близкий к живописному изображению. Серов использовал почти все употреблявшиеся в его время художественные материалы, извлекая из них максимальные возможности, необходимые для создания произведения. Ему удавалось добиваться простоты и общей гармонии тона, несмотря на сложную технику исполнения. Обладавший высоким мастерством, виртуозной техникой и тонким вкусом, Серов создал немало великолепных рисунков.

Особую манеру наложения штрихов М. Врубелем невозможно спутать с почерком другого художника. Чтобы он не изображал – розу в стакане, пейзаж, ребенка в кроватке, нервные, угловатые, перекрещивающиеся врубелевские штрихи безошибочно узнаются.

Пером как инструментом рисования охотно пользовались великие мастера всех поколений – Леонардо да Винчи, Микел- анджело, Тициан, Дюрер, Рембрандт, Доре, И. Репин, В. Серов, М. Врубель и многие другие. Они оставили нам неповторимые и бесконечно разнообразные перовые рисунки. Обычно рисовали чернилами, тушью, сепией (краской коричневого цвета) на гладкой, плотной, белой или тонированной бумаге. Часто сочетали технику работы пером и кистью. Приемы перового рисунка разнообразны, их создавали выдающиеся мастера западноевропейского и русского искусства. Рисунок пером требует от художника точности и уверенности, так как почти невозможно внести исправления.

Пастель и акварель используют и для рисунка, и для живописи. Все зависит от того, что больше предпочитает художник – линию или пятно, многоцветие или монохромность. Большое количество рисунков кистью, особенно портретов, оставили нам такие мастера, как К. Брюллов, И. Репин, И. Крамской, В. Серов, М. Врубель и многие другие.

Художники XX века продолжают развивать традиции русской школы – реалистического рисунка и создают много нового в области свободного, островыразительного, экспрессивного, нарушающего традиционные нормы рисунка авангардных направлений.

Богатый материал для изучения техники рисунка мировой и русской школ находится в крупнейших художественных музеях.

Из книги Беседы о фотомастерстве автора Дыко Лидия Павловна

БЕСЕДА СЕДЬМАЯ Ритмический рисунок кадра Художественная организация линий и тонов. В любом фотографическом снимке легко обнаруживаются два основных элемента, из которых состоит изображение, это – тона и линии, выступающие в самых различных соотношениях. Оба этих

Из книги Подход Зельцмана к традиционному классическому портрету. Структурный портрет автора Зельцман Джо

Из книги Время – кино – зритель автора Ромм Михаил Ильич

Из книги Введение в историческое изучение искусства автора Виппер Борис Робертович

Из книги Основы рисунка для учащихся 5-8 классов автора Сокольникова Наталья Михайловна

Нарцисс в стакане Рисунок с натуры (карандаш) 1. Определение композиционного расположения объекта на листе, общих пропорциональных отношений. Следите за тем, чтобы изображение размещалось свободно на листе, чтобы со всех сторон оставалось достаточно свободного места. 2.

Из книги Статьи из журнала «Сеанс» автора Быков Дмитрий Львович

Из книги Том 5. Произведения разных лет автора Малевич Казимир Северинович

Проект Дома Искусств* Как ветер весенний сильным напором стремительных волн разорвал и распылил холодные зимние тучи, открыл голубое бесконечное пространство, так бурей революционных усилий идея социализма сняла вековые покровы мрака, сняла самодержавные мантии,

Из книги Об искусстве автора Валери Поль

Дега, танец, рисунок (Фрагменты)… Я познакомился с Дега году в девяносто третьем?-?девяносто четвертом в доме у г. Анри Руара, которому был представлен одним из его сыновей, после чего подружился вскоре со всеми тремя 1.Этот особняк на улице Лиссабон весь?-?от порога

Из книги Тайные знания коммерческих иллюстраторов автора Франк Яна

Линейный рисунок или трехмерное изображение? Определившись со степенью стилизации фигур и предметов, иллюстратор должен принять второе важное решение: ему следует сделать выбор между линейным рисунком и трехмерным изображением. Линейный рисунок Трехмерное

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Основной рисунок и композиция Чтобы быстро нарисовать хороший чистовик, нужен эскиз. Первый набросок может быть совсем грубым, главное - наметить рамку с пропорциями будущей иллюстрации, горизонт, местоположение и масштаб объектов.Самой лучшей основой для гармоничной

Из книги Эстетика и теория искусства XX века [Хрестоматия] автора Мигунов А. С.

Рисунок с полутонами и раскрашивание его на компьютере Некоторым иллюстраторам нравится работать с академическими карандашными линиями и строить предметы и человеческие фигуры «старомодным» способом - на бумаге, с помощью угля, мягких карандашей, ластика и пальцев.

Из книги Искусство ручного ткачества автора Цветкова Наталья Николаевна

Из книги Беседы об искусстве [сборник] автора Роден Огюст

Из книги Супермодель и фанерный ящик [Шокирующие истории и причудливая экономика современного искусства] автора Томпсон Дональд

Из книги автора

Глава V Рисунок и цвет Роден всегда много рисовал. Обычно он использовал перо или карандаш. Прежде он очерчивал контур пером, затем кисточкой вводил черный цвет и белила. Исполненные таким способом гуаши напоминали копии барельефов или круглых архитектурных рельефов. Это

Из книги автора

Ярмарки искусств «Арт-Базель-Майами» эволюционировала из простой ярмарки по торговле искусством в почти обязательную предрождественскую остановку в осеннем миграционном перелете богатых. Гай Трибей, журналист Это все равно что привести корову на экскурсию по бойне.

Вам понадобится

  • - бумага;
  • - простые карандаши:
  • - ластик;
  • - открытки;
  • - посуда и другие предметы простой формы;
  • - гипсовые модели.

Инструкция

Осваивать навыки рисования с натуры начните с рассматривания чужих рисунков. Это могут быть поздравительные открытки с персонажами из мультфильмов, иллюстрации к детским книжкам, репродукции рисунков известных художников и т.д. Попробуйте несложную картинку. Проанализируйте, из каких частей состоит изображение, какую геометрическую фигуру напоминает тот или иной элемент, под каким углом друг к другу располагаются фрагменты, установите соотношение размеров. На первых порах рисуйте твердым карандашом, а ошибочные линии убирайте ластиком.

После того, как научитесь срисовывать изображения с картинок, перейдите к рисованию объемных предметов простой формы. Например, это может быть непрозрачная чашка. Поставьте ее на некотором расстоянии от себя и внимательно рассмотрите. Установите соотношение высоты и ширины, посмотрите, на каком расстоянии от донышка находится ручка и какой она формы. Лучше всего поставить чашку так, чтобы одна сторона ее была очень хорошо освещена, а другая находилась в тени. Внимательно посмотрите, где проходит граница света и тени. Обратите внимание на то, что сторона, находящаяся в тени, выглядит более темной. Присмотритесь, есть ли на передней стенке световой блик. Как правило, он находится на самой выпуклой части. Обратите внимание также на то, что сверху немного видна противоположная стенка, а круг под углом кажется овалом.

Нарисуйте чашку. Начните ее изображать с вертикальной линии. Отложите высоту, проведите горизонтальные линии через отметки. Отложите на них ширину Прорисуйте прямоугольник. Сверху и снизу на осях нарисуйте овалы. Нижний будет виден не весь, а только та его часть, что расположена ближе к зрителю. Прорисуйте толщину стенок. Наметьте место для ручки и нарисуйте ее контуры. Штриховкой передайте форму чашки. Штрихи могут быть как вертикальными, так и дугообразными. В первом случае в затемненных местах штриховка будет гуще. Попробуйте изобразить еще несколько непрозрачных предметов простой формы, затем переходите к рисованию стеклянных вазочек, рюмок и т.д.

Освоив рисование посуды, возьмите гипсовую модель. Для начала больше всего подойдет маска. Прежде, чем браться за работу, очень полезно хотя бы бегло ознакомиться с анатомией для художников. В частности, вам нужен раздел, посвященный строению лица. Там вы найдете основные пропорции и элементарные сведения о том, как строится основа лица. Рисованию гипсовых моделей в художественных вузах отводится большое количество учебных часов. Самодеятельному художнику важно освоить общие принципы, чтобы в дальнейшем научиться рисовать фигуры живых людей.

Попробуйте нарисовать с натуры пейзаж. Сначала нужно выбрать то, что вы хотели бы изобразить. На начальном этапе больше всего подходит несложное архитектурное сооружение. Например, это может быть деревенский дом. Перед тем, как его рисовать, узнайте, перспектива и как она передается в рисунке. На листе наметьте места для всех объектов – дома, забора, дерева, грядки с цветами. Постарайтесь представить на плоскости то, что вы видите. Высота дерева по отношению к высоте дома зависит от расстояния того и другого объекта от зрителя. Предметы, расположенные дальше, кажутся более мелкими. Обратите внимание на то, что стена дома, который стоит к вам углом, кажется короче, чем она есть, а если представить ее на плоскости, она будет располагаться под некоторым углом вверх. Наметьте контуры всех объектов, а потом прорисуйте их, учитывая форму каждого, соотношение частей и т.п. Последовательность работы над пейзажем мало чем отличается от той, что вы применяли, рисуя элементы натюрморта, просто предметов на рисунке больше и соотношения между ними будут более сложными.

Основные сведения о рисунке, графических материалах и принадлежностях

Рисунок - вид графики. Изображение, выполненное от руки, на глаз, с помощью графических средств: линии, штриха, пятна - называется рисунком. Рисунок является как самостоятельным видом изобразительного искусства, так и основой для живописи, скульптуры, гравюры, плаката, декоративно-прикладного и других искусств. Не только в произведениях искусства, но и в самых разных видах деятельности человека рисунок играет важную роль, примером могут служить рисунки в учебниках, различные элементы оформления научных трудов, зарисовки технических деталей, эскизы костюмов и зарисовки деталей одежды, узлов обработки изделий и многое другое.
Сфера применения рисунка обширна, но исключительное значение он имеет как средство познания и изучения действительности. Как в устной и письменной речи человека, так и в рисунках отражается процесс мышления и общения художника с миром.
Любой предмет может быть объектом изображения, но люди по-разному воспринимают окружающий их предметный мир. И хотя каждый из нас имеет возможность ощутить с помощью зрения разнообразие качества предметов, зрительное восприятие художника наиболее обострено. С помощью рисунка художник познает внешний мир, постигает секреты его изображения на плоскости и в объеме.
Здесь мы рассмотрим рисунок как вид графики и как самостоятельное явление искусства.
Графика (от греч. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, включающий рисунок и очень широкий и многообразный круг печатных художественных произведений. С графикой мы встречаемся всюду. Иллюстрации в книгах, рисунки в журналах и газетах, оформление упаковок различных товаров, почтовые и денежные знаки, эмблемы, плакаты и многое другое - все это работы художников-графиков. По сравнению с живописью графика более условна и не передает все богатство цвета и формы окружающего предметного мира, художник выбирает и выделяет самое основное.
Графика объединяет рисунок как самостоятельную область и печатные художественные изображения: гравюру на дереве (ксилографию), на металле (офорт), на камне (литографию), на линолеуме (линогравюру), на картоне и другие виды, основанные на искусстве рисунка, но имеющие собственные средства художественной выразительности.
В отличие от произведений печатной графики, которые могут тиражироваться во множестве экземпляров - эстампов, рисунок уникален.

Рисунки могут различаться по технике и характеру исполнения, назначению, жанрам и темам. Станковый рисунок имеет самостоятельное значение - это тщательно проработанное произведение, выполненное на мольберте (станке художника), на отдельном листе. Это могут быть рисунки различных жанров: пейзажи, портреты, натюрморты, рисунки на бытовую и историческую темы и т.д. По времени исполнения рисунки могут быть длительными и кратковременными. В отличие от длительных рисунков в набросках и зарисовках художник быстро фиксирует свои впечатления от увиденного. В подготовительных рисунках-эскизах художники, скульпторы, дизайнеры воплощают первоначальные замыслы своих проектов.
Средства художественной выразительности в графике
Как и любой вид изобразительного искусства, рисунок имеет свой образный язык. Линия, штрих, пятно, тон, светотень - средства художественной выразительности рисунка. Различные сочетания этих средств позволяют создавать светотеневые и тональные эффекты.
Главное выразительное средство рисунка - линия. Ее роль в рисунке сложна и ответственна: она неразрывно связана с сущностью изображаемого и является результатом художественного осмысления действительности. Линия художника отличается от чертежной. Она то утолщается, то становится тоньше, то усиливается, то ослабевает, может быть жесткой, угловатой, неуверенной и робкой (рис. 1.1). Линия передает не только характер изображаемого предмета, но и эмоциональное состояние самого художника.
Эмоциональная палитра линии разнообразна. Как пластична и выразительна линия в наброске В.Мухиной (рис. 1.2) и как динамична в рисунке Л.Спаццапана (рис. 1.3).

Штрих - это короткий след пера или карандаша, простейший элемент техники рисования. Системой штрихов передается пространство, выявляются объемно-пластические свойства предметов, их фактура, создаются выразительные эффекты динамики, света и тени.
Магией пространства и света поражает рисунок французского художника Ж. Сера (рис. 1.4), изображающий певицу на эстраде. Он выполнен карандашом, но не обычным карандашным штрихом, а мягкой равномерной тушевкой, создающей как бы размытые, неясные очертания фигур и предметов.
Если контур линейного рисунка залить изнутри ровным цветом, получится силуэт - пятно - плоскостное цветовое изображение. Пятно при кажущейся непластичности может выявлять бесконечное разнообразие состояний. С помощью пятна можно выразить не только форму, но и характер модели, сюжетную ситуацию (рис. 1.5). Виртуозно используют пятно в искусстве текстиля, всегда тяготеющего к плоскости.

Умение работать с пятном - важное качество для мастеров, создающих рисунки на ткани (рис. 1.6).


Рисунок пятном может и не быть силуэтным. Большей частью он основан на применении градаций тона, т.е. постепенных переходах от темного к светлому. Рисунок Н.Куприянова (рис. 1.7) выполнен черной акварелью, но в этом наброске есть какая-то поэтичность и таинственность.

Графические материалы, принадлежности и требования к ним
Для рисования используют очень многие инструменты и материалы. Наиболее распространенный из них - графитный карандаш. Уже древним римлянам был известен карандаш, но только серебряный или свинцовый. В Средние века к нему добавились оловянный и из сплава олова и свинца. Однако такие карандаши не могли получить широкого распространения. Революцию сделало открытие графита во второй половине XVI в. в Англии. Но графитные карандаши имели недостатки - пачкались и плохо держались на бумаге. И только в конце XVIII в. французский механик Гонте, смешав графитный порошок с глиной в удачной про-порции, изобрел тот карандаш, которым мы пользуемся и теперь.
Графитные карандаши выпускаются различных степеней твердости. Отечественные карандаши имеют 13 степеней твердости, более твердые обозначаются буквой Т (от 1Т до 7Т), более мягкие - буквой М (от 1М до 5М); импортные карандаши - соответственно Н и В.
Для рисования наиболее подходят относительно мягкие каранда-ши марок ТМ, М, 2М - 5М. Они могут делать линии различной толщины и диапазон тоновых градаций от самого светлого до почти черного, что достигается штриховкой.


Широко применяется в рисовании и уголь, который отличается большими выразительными возможностями. Он дает глубокий бархатистый черный цвет и различные тональные переходы. Им выполняют быстрые наброски и длительные рисунки. Углем можно провести тонкую линию и быстро покрыть большую плоскость тоном. Рисунки углем следует закреплять специальным фиксатором.
Уголь хорошо сочетается с другими материалами - сангиной, мелом, пастелью, цветными карандашами и специальным угольным карандашом «Ретушь».
Хорошо развивает руку и глаз рисование пером. Перья используют для рисования жидкими красящими веществами: тушью, чернилами, морилкой, акварелью. Как инструмент художника перо известно давно. В старину использовали гусиные, лебединые, вороньи, павлиньи, тростниковые и соломенные перья. В настоящее время в художественной практике распространены металлические перья разных форм и размеров (рис. 1.8).
Работа пером требует наблюдательности, внимания, уверенности и точности. Особенность работы пером состоит в том, что исправления почти невозможны. Меняя нажим пера, можно добиться линий различной толщины. Стальные перья дают четкую и тонкую линию, а гусиные и тростниковые - выразительную и живую (рис. 1.9).

Разнообразных графических эффектов можно достичь цветными карандашами. Размывая водой акварельные карандаши, можно получить и живописные эффекты.
Графические работы в основном выполняются на бумаге, к подбору которой надо относиться избирательно. Существуют разные сорта бумаги. Для быстрых рисунков карандашом или красками лучше под-ходит плотная белая бумага со слегка шероховатой поверхностью - ватман или полуватман. Для кратковременных рисунков и набросков, выполняемых мягкими графически-ми материалами (очень мягкими карандашами, углем, сангиной и т.д.), используют разную по качеству бумагу: обойную, оберточную, газетную и т.д. Для работы пером подходит гладкая, без шероховатостей, плотная белая бумага.
Для учебных рисунков используют бумагу форматом 1/2 или 1/4 стандартного листа чертежной бумаги. Листы бумаги для рисования лучше хранить в специальной папке, а не в рулоне, так как скрученный лист трудно прикрепить к мольберту или рисовальной доске.
В комплект принадлежностей для рисования также входит складной нож или скальпель и мягкая резинка, разрезанная по диагонали, так как острым концом ее удобнее устранять ненужные линии.
Знание художественных материалов и техники работы с ними помогает реализовать творческие замыслы и делать рисунки более выразительными.

Трехмерность. Форма. Объем

Окружающий нас мир богат разнообразием форм. Все, что мы видим вокруг, обладает формой, которая наилучшим образом характеризует любой предмет (рис. 1.11,а и б). Когда необходимо графически представить какой-нибудь предмет на плоскости, мы заостряем наше внимание на форме. Любая форма, уже прошедшая наше зрительное восприятие, может ассоциироваться в сознании с другими сходными формами, с которыми наше воображение будет создавать определенные соотношения и связи. Так, например, пятно краски может вызвать ассоциацию с лицом, а в очертании облаков можно увидеть лежащую собаку, бегущую лошадь и многое другое.
Выразительность формы изображаемого предмета очень важна для художника, ибо она определяет вид создаваемых им моделей. На плоском листе художник творит изображение, в котором зритель видит объемы, пространство. Чтобы рисующему это удалось, он должен научиться воспринимать все видимое пространство объемно: рисуя предмет с одной стороны, как бы видеть его со всех сторон. Художник должен сознательно представлять структуру предмета, закономерности его построения, а не «срисовывать» неосмысленно контуры, светлые и темные пятна.
В основе любой формы, созданной природой или человеком, лежат геометрические тела, с изучения которых начинается обучение рисунку.
Объем предмета характеризуется тремя параметрами: длиной, шириной, высотой. От их соотношения зависит внешний вид предмета и очертания его формы.
Для того чтобы в рисунке передать форму объемной, нужно с помощью воображения и логики представить себе ее внутреннее строение, т. е. разобраться в конструкции предмета.
Конструкция - это структурная основа формы, ее каркас, связующий взаиморасположенные в пространстве отдельные элементы и части в единый пластический объем.


Для того чтобы уяснить особенности строения формы, ее конструкции, в рисунке применяют метод сквозной прорисовки (рис. 1.12).
По форме предметы можно классифицировать как простые и сложные. Сложные формы представляют собой сочетание различных поверхностей (плоских, выпуклых и вогнутых). Примером может служить форма автомобиля.
Простые формы предметов можно подразделить на граненые и круглые. Поверхности граненых геометрических тел образованы плоскими гранями - это кубы, призмы, пирамиды. Поверхности круглых геометрических тел образованы вращением плоского контура вокруг своей оси - это шар, цилиндр, конус. Для них характерны кривые поверхности - сферические или цилиндрические.
Приступая к рисованию, необходимо внимательно рассмотреть изображаемый предмет со всех сторон, чтобы составить ясное представление о его объеме. Далее для уяснения конструкции предмета сделать несколько набросков, используя метод сквозной прорисовки, в которых наметить оси и характерные линии сечений.

Оптические иллюзии. Для правильного изображения формы объектов необходимо познакомиться с восприятия. Художники встречаются с целым рядом явлений, которые называют оптическими иллюзиями. Изучение и учет их помогут избежать зрительных искажений предметов. Психологи обратили внимание на то, что наше сознание стремится сгруппировать вещи в простые единицы. Точки, расположенные на равном расстоянии друг от друга и представляющие не связанные между собой объекты, в нашем сознании организуются в ряды и колонки (рис. 1.13).


На рис. 1.14, а - иллюзии, возникающие при сравнении длин отрезков. Оптические иллюзии могут появляться и при сопоставлении геометрических фигур (рис. 1.14, б). Одни и те же предметы могут казаться более крупными в окружении мелких и мелкими в окружении крупных. Восприятие геометрической характеристики может быть искаженным, если стороны прямоугольника пересечь множеством лучей, исходящих из центра (рис. 1.14, в). Эти лучи как бы превращают параллельные прямые линии сторон прямоугольника в изогнутые. Белый квадрат на черном фоне кажется больше черного на белом, хотя они одинаковые (рис. 1.14, г). Оптические иллюзии - это результат деятельности нашего собственного разума. Например, так называемые двусмысленные рисунки, которые наглядно демонстрируют, как восприятие одного и того объекта дает попеременный образ и читается то как фигура, то как фон: то мы видим два темных профиля на белом фоне, то белую вазу на темном (рис. 1.14, д).
Знание особенностей восприятия формы поможет создать точные и выразительные рисунки, интересные композиции. При художественном проектировании современной одежды знание законов зрительного восприятия и возникновения оптических иллюзий поможет художнику по костюму наиболее полно и интересно воплотить свой замысел, а закройщику - скорректировать некоторые недостатки фигуры заказчика.

Светотень и ее закономерности.

Объемная форма передается на рисунке не только с помощью конструктивного построения, но и с помощью светотени. Всякий объемный предмет ограничивается кривыми или плоскими поверхностями, которые при освещении попадают в разные световые условия. Свет, распространяясь по форме, в зависимости от характера ее поверхности имеет различные оттенки - от самого светлого до самого темного.

Степень освещенности поверхности зависит от расстояния до источника света: чем дальше от поверхности находится источник света, тем слабее она освещена, и наоборот. Видимая светлота поверхности предмета также зависит от расстояния между предметом и зрителем. При удалении светлые поверхности постепенно темнеют, а затемненные светлеют.

Немалую роль в степени освещенности поверхности играет и угол падения лучей света на поверхность. Наиболее сильно будет освещена та поверхность, на которую лучи света попадают под прямым углом, т.е. перпендикулярно. Чем меньше угол наклона лучей света к поверхности, тем слабее она освещена.
Светлота предмета зависит от цвета и фактуры его поверхности: глянцевая поверхность будет больше отражать свет, чем матовая и шероховатая. Темные поверхности поглощают больше световых лучей, а отражают меньше. На очень темных или очень светлых поверхностях градации света различаются плохо, так как наш глаз не способен различать слишком слабое или слишком сильное световое раздражение.
В качестве примера распространения светотени на различных поверхностях в зависимости от угла падения рассмотрим светотень на простейших геометрических телах.
В основе форм различных предметов лежат простейшие геометрические тела. Зная законы распределения светотени на шаровых, цилиндрических и плоских поверхностях, можно разобраться в светотени любого сложного по форме предмета.
Для того чтобы лучше представить характер распределения светотени на поверхности геометрических тел, представим, что они будут освещаться сильным боковым светом с подсвечиванием теневых сторон отраженными лучами от расположенной рядом белой вертикальной плоскости (рис. 1.15).
Часть поверхности тела, которая скрыта от источника света и находится в тени, называется собственной тенью, а освещенная часть поверхности - светом. Степень освещенности кривой поверхности определяется величиной угла падения лучей света: самым освещенным будет участок, на который они падают под прямым углом. Там, где лучи лишь скользят по поверхности, образуется полутень. По мере приближения к линии тени угол падения лучей света уменьшается. На гладких блестящих поверхностях отражается источник света и образуется самое яркое место - блик. Подсветка тени лучами, отраженными от освещенных плоскостей, находящихся рядом, называется рефлексом. Тень, которую отбрасывает предмет, - падающей тенью.
У многогранников наиболее освещенной будет та грань, на которую лучи света падают под большим углом, а по мере уменьшения угла между лучами света и гранью степень ее освещенности уменьшается. Каждая грань многогранника зрительно воспринимается неодинаково освещенной во всех ее точках. Светлая поверхность на границе с темной будет казаться светлее, а темная - темнее.
На цилиндрических, конических и сферических поверхностях переход от света к тени будет происходить постепенно, без резкого перепада светотеневых отношений. Для таких поверхностей характерен плавный, насыщенный полутонами переход от самого светлого к самому темному пятну.

Пропорции

Пропорциями называются размерные соотношения частей формы между собой, а также между различными формами.
Чувство пропорции является одним из основных в процессе рисования. Соблюдение пропорций означает умение соподчинять размеры всех частей изображаемого предмета по отношению друг к другу и к целому.
Например, чтобы нарисовать натюрморт из нескольких предметов быта, необходимо определить, как они соотносятся между собой по размерам: высоте, ширине, объему, массе. Установив пропорциональные соотношения между предметами, переходят к выявлению соразмерностей частей формы отдельно взятого предмета. Таким образом, устанавливая соотношения между предметами и между частями формы отдельного предмета, мы выявляем их пропорциональные характеристики. Следовательно, в основе пропорций лежит метод сравнения.
Соразмерность частей формы создает ее красоту. Когда мы любуемся произведениями мастеров прошлого, нас поражает их удивительная гармоничность, которая во многом определяется таким эстетическим качеством, как пропорциональность целого и деталей.
Художники разных эпох стремились познать пропорциональные закономерности объектов окружающего мира, и особенно человеческого тела.

В Древнем Египте для изображения человеческого тела был разработан специальный канон, согласно которому части человеческого тела измерялись с математической точностью. В основу деления фигуры египтяне положили 21 часть (рис. 1.18), причем на саму фигуру приходилось 19 равных частей и 2 части - на головной убор (корона фараона). Были установлены правила для изображения стоящего человека, идущего, сидящего, коленопреклоненного и т.д. Были Т9.К ЛС6 разработаны правила для изображения цветка лотоса, священных животных и птиц. При создании рельефов и росписей египтяне пользовались специальными сетками-таблицами, которые наносили на стены и каменные плиты. Художник должен был знать установленные каноном правила, соблюдать их, используя сетку-таблицу.
Древние греки в основу изобразительного искусства положили образ прекрасного человека. Они утверждали, что в мире царит строгая закономерность, и сущность прекрасного заключается в стройном порядке, симметрии, гармоничном единстве частей и целого. Эти положения легли в основу канонов, созданных греками. В 432 г. до н. э. скульптор Поликлет написал сочинение о пропорциях человеческого тела, которое называлось «Канон». Для иллюстрации своей теории он создал статую «Дорифор», что означает копьеносец. Эта статуя юно-ши-атлета служила образцом для художников. Художники Древней Греции открыли систему пропорций, которая впоследствии получила название «золотое сечение». Суть этой пропорции состоит в том, что сумма двух величин относится к большей величине, так же как большая величина относится к меньшей. Пример деления отрезка АВ по принципу «золотого сечения» показан на рис. 1.19 (АВ: АС = АС: СВ). Приблизительно в целых числах «золотое сечение» выражается как 5:3; 8:5; 13:8; 21:13 и т.д.
Знание закона «золотого сечения» сыграло немалую роль в античной архитектуре, живописи и скульптуре. Если художники древности интуитивно следовали принципу «золотого сечения» в поисках гармонии, то теоретически он был описан в эпоху Возрождения. Леонардо да Винчи, основываясь на опыте древних, разработал систему пропорций человеческого тела. Создавая правила изображения человеческой фигуры, он сделал рисунок-схему, которая наглядно показывает пропорциональную закономерность частей человеческого тела (рис. 1.20).
Среди мастеров эпохи Возрождения, занимавшихся теоретическими основами рисунка, видное место принадлежит немецкому художнику Альбрехту Дюреру. Написав несколько книг о пропорциях человека, он стремился к научному обоснованию темы, приложив к текстам большое количество рисунков, схем и чертежей.

Проблема идеальных пропорций волновала художников и в последующие эпохи. В 1947 г. французский зодчий Ш. Э. Ле Корбюзье разработал модулор - систему деления человеческой фигуры в соответствии с принципом «золотого сечения». На этой основе была создана школа моделей для архитектурного проектирования и дизайна. В данной системе человеческая фигура делится на отрезки от ступни до талии, от талии до затылка, от затылка до кончиков пальцев поднятой руки (рис. 1.21).
Развитое чувство пропорции во многом определяет успех в рисовании. Практика показывает: чем точнее найдены пропорции, тем ярче и выразительнее рисунок. Правильный подбор пропорциональных отношений имеет большое значение при проектировании костюма. Со-размерность и удачная организация частей костюма помогают придать человеческой фигуре привлекательность и скрыть некоторые недостатки. И не только в области дизайна одежды, но и в любой художественно-проектной деятельности пропорционирование играет важную роль.
В изобразительной деятельности, при рисовании с натуры, пропорции предметов можно проверить способом визирования (рис. 1.22).
Делается это так: прижимаем карандаш безымянным и средним пальцами к ладони, а большой палец движется вдоль карандаша и служит для отметки на нем нужных размеров. Карандаш держат на горизонтально вытянутой руке между натурой и глазом. Он может наклоняться и вправо, и влево в зависимости от положения измеряемого предмета, но при этом карандаш должен быть в положении строго перпендикулярном главному лучу зрения. Без соблюдения этих условий измерения будут ошибочны.
Способом визирования можно определить, сколько раз ширина предмета укладывается в его высоте, уточнить степень наклона осей формы и т.д. Однако способом визирования нельзя злоупотреблять, так как он тормозит развитие глазомера, который тренируется систематическими упражнениями. Измерения на глаз могут быть точнее измерений способом визирования, если развито чувство пропорции.

Основы перспективы
При обучении рисованию с натуры, а также по памяти и по представлению необходимо знать теоретические основы построения реалистических изображений. Рассматривая окружающий мир, человек не может не обратить внимание на то, что предметы, удаляясь, уменьшаются в своих размерах.
Объяснение этому находится в свойствах нашего зрения. Видимые нами предметы обязательно так или иначе освещены, иначе мы бы их не видели. Отраженные от освещенных предметов лучи воспринимаются нашим глазом и вызывают в его сетчатке раздражение нервных окончаний. Это раздражение в нашем сознании преображается в зрительный образ. На рис. 1.23 показана схема зрительного восприятия, на которой видно, что вследствие оптических свойств глаза из двух предметов равной величины ближний ся больше, а более удаленный - меньше.

Классический пример перспективного сокращения размеров - убегающая в даль дорога с идущими вдоль нее столбами. Удаляясь, дорога сужается, а столбы уменьшаются, пока не сойдутся где-то на горизонте в одну точку (рис. 1.24).
Горизонт не всегда виден - в городе, в лесу его не увидишь. В этом случае его надо представить. Главная особенность линии горизонта состоит в том, что она всегда проходит на уровне глаз наблюдателя. На все, что находится выше линии горизонта, вы смотрите снизу, а на все, что ниже, - сверху. Все горизонтальные линии объектов, стоящих выше линии горизонта, наклоняются вниз, а аналогичные линии объекта, стоящего ниже линии горизонта, устремляются вверх к этой линии. Все эти изменения происходят по определенным законам.
Изучением закономерностей изображения на плоскости видимого мира в соответствии с оптическими особенностями и физиологическими свойствами нашего зрения занимается наука, называемая перспективой (от лат. perspicio - ясно вижу). Перспективой называется и само изображение, выполненное в соответствии с положениями этой науки. Метод перспективных изображений был разработан в эпоху Возрождения. Одним из создателей научной теории перспективы был архитектор раннего Ренессанса Филиппо Брунеллески в сотрудничестве с математиком Паоло Тосканелли. Затем итальянские и немецкие художники Пьероделла Франческа, Паоло Уччелло, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер и др. в своих научных трудах и произведениях искусства развили открытые ранее законы.
В изобразительном искусстве можно выделить три вида перспективы: наблюдательная, линейная и воздушная. Наблюдательная перспектива - это ряд правил, выведенных из опыта непосредственного наблюдения. В этом случае художник при передаче натурного изображения основывается не на точных геометрических расчетах, а на собственном видении и анализе. В отличие от наблюдательной линейная перспектива представляет собой систему различных методов геометрического построения перспективных изображений на плоскости. Воздушная перспектива является частным разделом наблюдательной и говорит об изменении цвета и четкости контура предметов при удалении их от зрителя под влиянием атмосферы. Главным образом она используется в живописи.
Прежде чем приступить к изучению основ перспективы, следует ознакомиться с некоторыми понятиями. Все, что человек может охватить одним взглядом, не двигаясь и не поводя глазами, называется полем зрения. Оно находится в пределах угла зрения, приближающегося к 60°, однако самое ясное восприятие находится в пределах угла зрения около 30°.
Если на один и тот же предмет мы будем смотреть, передвигаясь то вправо, то влево, то приседая, то выпрямляясь, он нам будет представляться каждый раз по-разному. Положение глаз наблюдателя по отношению к наблюдаемому объекту называется точкой зрения.
При взгляде из комнаты в окно мы видим большое пространство с домами, деревьями или другими объектами, расположенными на разном удалении. Если обвести краской их очертания на стекле, то мы получим контурное изображение предметов, расположенных в пространстве. В этом случае стекло будет картинной плоскостью. Глядя на натурную постановку, рисующий как бы представляет перед собой воображаемую картинную плоскость, на которой предметы видны так, как их следует изобразить на бумаге.

Горизонтальную плоскость земли, пола или стола, на которой находятся изображаемые объекты, принято называть предметной плоскостью.
Точки на горизонте, в которые зрительно сходятся параллельные линии, уходящие в глубину картины, называют точками схода.
Для каждой группы параллельных линий, в каком бы месте картины они ни находились и каким бы предметам они ни принадлежали, существует только одна точка схода. Параллельные линии, находящиеся под прямым углом к горизонту, идут в одну точку, которая расположена против наших глаз и называется главной. На рис. 1.25 показана пространственная модель построения перспективного изображения.
Перспектива линий. Линии, которые в натуре расположены параллельно картинной плоскости, называются фронтальными. На рисунке они имеют такие же направления, как и в натуре, независимо от того, как далеко они находятся. Все фронтальные линии, в каком бы положении они ни находились, точек схода не имеют.
Линии, которые направлены в глубину картины, могут быть перпендикулярны картинной плоскости или идти к ней под различными углами. Предмет нам кажется уменьшающимся по мере удаления от глаз, а параллельные линии, направленные вглубь, кажутся сближающимися в точке схода.
Перспектива квадрата и круга. Квадрат в перспективе будет представлять собой либо трапецию, если две его стороны параллельны картинной плоскости, либо неправильный четырехугольник, если плоскость квадрата расположена под случайным углом. В первом случае две стороны квадрата будут параллельны линии горизонта, а стороны, идущие вглубь, сойдутся в центральной точке схода Р (рис. 1.26, а). Во втором случае стороны квадрата будут направлены в точки схода Fx и F2, расположенные справа и слева от центральной (рис. 1.26, б).



Круг в перспективе имеет вид эллипса (рис. 1.27). Чем ближе к линии горизонта, тем уже становится эллипс, а при совпадении с линией горизонта он превращается в прямую линию. При построении перспективы окружности следует обратить внимание на то, что передняя половина окружности будет больше, а задняя - меньше.
Перспектива куба. Осознать принципы изменения формы в перспективе лучше всего на примере такого простого геометрического тела, как куб. Может быть два главных, характерных положения куба по отношению к картинной плоскости: фронтальное (плоскости, расположенные параллельно картине) и под углом. В первом случае перспектива фронтальная, а во втором - угловая.
Во фронтальном расположении куба две его грани параллельны плоскости картины, а остальные перпендикулярны к ней. Горизонтальные линии, образующие уходящие в глубину грани, будут сходиться в одной, центральной точке схода Р (рис. 1.28).
При построении перспективы куба в угловом положении на линии горизонта будет две точки схода Fx и F2, расположенные справа и слева от центральной (рис. 1.29). Причем одна или даже обе точки схода могут оказаться за пределами картины.
Знание законов линейной перспективы поможет рисующему осознать внутреннее строение формы, чтобы живо и убедительно ее изображать. Однако использование перспективных построений не должно превращать рисунки в сухие схемы. Знание законов перспективы помогает при рисовании с натуры, по памяти и по представлению.

обнаженных натур. Женских обнаженных натур.

Пропорции, пропорции и еще раз пропорции

Вот что является главным при рисовании с натуры, так это четкое определение пропорций, стоящей перед вами, особы. Основой измерения по традиции являются размер стопы, головы или лица. Для среднестатистического человека среднего роста пропорции обычно определяются следующим образом:

Размер головы с размером тела – 7:1

Лицо, кисть руки – 10:1

Ступня – 6:1

Суть, думаю, ясна. Голова в рост человека укладывается примерно 7-8 раз, ступня – 6, ну и так далее. На самом деле, это просто такие себе замеры, но если вы будете обращать на них внимание, то вот этих гадских проблем с короткими руками и огромными ступнями у вас не возникнет. Очень важна и соразмерность частей тела. Ваша ладонь приблизительно одного размера с лицом, двуглавая мышца руки – с высотой головы и большой ягодичной мышцей.

Череп человека, по сути, имеет форму овала. Для обозначения поворота лица наметим вертикальную профильную линию (грубо говоря, пилим голову пополам). Горизонтальная ось (линия разреза глаз) определяется наклоном головы вверх или низ. Она пересекается с вертикальной линией в области переносицы, образуя опорную крестовину. Если вы рисуете объект в профиль, то горизонтальные линии должны быть ровными, при наклоне головы эти линии выгибаются вверх, ухо перемещается выше, четко выделяются надбровные дуги.

Лицо я в подробности расписывать не буду, ибо главное – красота тела в нашем случае, но наша натура будет не очень рада, если тело ее будет хорошо собой, а вот лицом она не выйдет. Для начала следует обозначить горизонтальной линией середину высоты головы, на этом уровне располагаются глаза. Верхние края ушей расположены на уровне бровей, нижние – на основании носа. Расстояние между глазами равно длине глаза.

Руки. Безусловно, вся работа будет зависеть от того, как ваш объект будет расположен. Сидит\стоит, находится в расслабленном состоянии или напряженном. Это дело уже ювелирной тонкости. Поэтому в общих чертах: если кисть находится в напряженном состоянии, то одной из главных деталей являются сухожилия разгибателей пальцев (веерообразные штукенции). Если девушка держится рукой о стул (или еще что), между сухожилием короткого разгибателя большого пальца и его длинного разгибателя образуется впадинка, которая придает кисти более выгнутую форму.

Плечевой пояс состоит из ключиц и лопаток. Тут стоит также провести серединную линию от яремной ямочки до пупка, от этой линии уже отталкиваемся при прорисовке парных форм. При напряженных руках (в случае опоры на них) выделяется надключичная ямка, напряженная грудная мышца. Груди прекрасной барышни имеют чаще не ровно круглую, а скорее немного каплеобразную форму, соски (вид сбоку) направлены чуть вверх и в стороны. Если девушка тощая, не стоит вырисовывать ей выпирающие ребра и тем более очерчивать их тенью, достаточно будет слегка обозначить их выпуклость наравне с ложбинкой между грудью.

Торс, собственно, состоит из грудной части и части живота. При расположении девушки спиной, их соединяет позвоночный столб, который чаще всего не прорисовывается, но служит вертикальной серединной линией, определяющей изгиб в ту или иную сторону. От нее обозначаем объем большой грудной мышцы, линии ребер и мышцы живота. Грудную клетку обозначаем формой цилиндра, сужающегося кверху. Сама грудь фиксируется так же лопатками, но если барышня находится в расслабленном положении, то они никак не обозначены.

Ноги. Если мы рассматриваем нашу даму со спины, то самыми примечательными в ее ногах будут формы икроножной мышцы. Особой тонкости в такой позе требует и ахилловы сухожилия. У девушек, занимающихся, допустим, танцами, мышечная часть ноги чаще всего находится в непроизвольном напряжении, что особенно выделяет накаченную мышцу. При ровном расположении ступни, наружная лодыжка всегда находится ниже внутренней. Без плоскостопия хорошо выделяется арочный изгиб стопы. Большой палец обычно чуть приподнят вверх, остальные расположены четко на уровне плоскости.

Постановка

После того, как девушка заняла нужную нам позу, ее постановка на листе начинается с наметок общей массы фигуры, определения центра тяжести. Если девушка стоит, гораздо легче провести эту вертикаль (ориентир устойчивости тела). В положении сидя первое внимание уделяется наряду с массой фигуры наклону бедренного и плечевого пояса. Средняя линия так же отмечается, но после схематичной конфигурации всего силуэта. Для упрощения можно сразу наметить линиями направление движения рук и ног. Далее находим общие пропорции фигуры, углы наклона плечевого пояса и головы, объем таза, плеч, спины. Обозначаем объем точками, начиная намечать каркас фигуры.

Не следует акцентировать на чем-либо внимание, сначала придайте силуэт (рисуя парными формами), двигаясь по всей фигуре. Прослеживайте натяжку мышц, помечая хорошо выделяющиеся их части штрихом (в итоге туда ляжет тень). После наметки каркаса переходите к прорисовке кистей рук, от них к предплечьям и локтевым суставам, передайте общие черты лица. Переходите к абрису лонной дуги, коленным чашечкам, постепенно убирая или смягчая линии построения. Далее прорабатываем бедра и голень, намечая тени.

Ну и в конечном итоге снова возвращаемся к голове. Придаем тон прическе, конечно, формируем лицо, добавляя в него светотеневое отношение, уделяем большое внимание мелким деталям: прорисовываем впадинки ключиц, отмечаем разгибатели пальцев, расставляем теневые акценты. Проводим сверку с натурой, хотя завершение рисунка (если, конечно, все тени были намечены ранее) происходит чисто автоматически, чаще, девушка нам для этого уже не нужна.