Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Какие художники предсказывали будущее. Галерея: каким видят мир будущего современные художники

Какие художники предсказывали будущее. Галерея: каким видят мир будущего современные художники

Отправлено 20 ноября 2013

Сегодня вам выпадает редкий случай перенестись на много лет назад. Вы увидите, как человечество представляло себе 21 век задолго до появления компьютеров, сотовых телефонов и даже электричества.

Кино и телевидение: без шансов на успех

В конце 1925 года Сэм Уорнер (один из четырех братьев-основателей концерна Warner Bros. Entertainment) приобрел собственную вещательную радиостанцию. Вдохновленный ее работой, он предложил своему брату Гарри использовать записанный голос и в кино, синхронизируя аудио с движениями актеров на экране. На то время кино уже не было полностью немым, но в фильмах использовалось лишь несинхронизированное звуковое сопровождение.

На предложение брата Гарри Уорнер выдал потрясающую фразу: "Да кого, черт возьми, вообще волнует, о чем там говорят актеры?". Всего спустя два года Warner Bros. представила The Jazz Singer - первый фильм, в котором зрители могли услышать голоса актеров.

Однако, к сожалению, сами братья пропустили его премьеру из-за смерти Сэма. Того самого, кто первый подал идею сделать такой фильм.

В перспективы телевидения почему-то тоже верили не все. Так один из руководителей студии 20th Century Fox Дэррил Занук (Darryl Zanuck) в 1946 году сказал: "Телевидение не сможет продержаться на рынке более полугода. Народу просто надоест пялиться на фанерный ящик каждую ночь".

Кстати, на то время телевидение уже вот-вот должно было стать массовым явлением. Например, в нашей стране московский телецентр на Шаболовке с 1 марта 1939 года транслировал регулярные передачи по два часа четыре раза в неделю.

Как художники прошлого видели будущее

Артур Радебо: будущее ближе, чем мы думаем

Многие художники прошлого века, вдохновленные стремительным (как тогда казалось) развитием науки и техники, старались своими работами доказать всем остальным, что “будущее ближе, чем мы думаем”. Именно такое название художник Артур Радебо (Arthur Radebaugh) дал серии рисункам, которые были опубликованы в период с 1958 по 1962 год.

Рисунки-комиксы содержали много интересных идей и концептов. Например, Артур предполагал, что в будущем появятся полностью автоматизированные сельскохозяйственные угодья, на которых растения будут выращиваться под управлением многочисленных датчиков, систем полива и т.д.

Некоторые из футуристических предсказаний были сделаны художником не на пустом месте. Так, например, на одном из рисунков автор показывает, что в будущем автомобили можно будет перекрашивать за считанные минуты с помощью электромагнитных пистолетов. Такая возможность должна была появиться благодаря новым материалам, которые предполагалось использовать при конструировании новых автомобилей.

И это не совсем фантазии. О похожих перспективах в то время упоминал Д.С. Хардер (D.S. Harder), вице-президент компании Ford. Он намекал, что в скором времени могут появиться автомобили, которые будут устойчивы к загрязнению, а также будут обладать другими удивительными свойствами, например, сами смогут очищаться от пыли.

Почтальоны будущего должны быть оснащены реактивными ранцами. Подобное устройство, как показало время, не только трудно реализуемое, но еще и совершенно непрактично. Немногочисленные экземпляры таких ранцев были слишком шумные, требовали огромного количества топлива и, к тому же, представляли реальную угрозу для “летуна”, поскольку управлять ими было очень сложно.

В будущем, по мнению художника, автомобиль станет главным способом перемещения для обычного человека. Поэтому для удобства было бы целесообразно построить что-то вроде магазинов для авто. Работают они, примерно, по принципу Макдрайва - водитель подъезжает на специальную стоянку и делает заказ продуктовых товаров, которые по ходу движения вдоль “прилавков” загружаются покупателю в багажник. Скорее всего, Arthur Radebaugh не подозревал, насколько бесперспективной будет подобный проект в условиях поголовной “автомобилизации”. Достаточно всего полтора десятка автомобилей, чтобы на такой точке продажи образовалась “пробка”.

Что касается медицины, то тут Артур практически угадал. Если закрыть глаза на технические подробности и оставить только суть предсказания, то можно сказать, что художник практически предвидел в своем комиксе лазерную терапию, благодаря которой стали возможны очень сложные операции, без крови и осложнений.

Учебные заведения будущего должны быть переполнены желающими получить знания. Вот тут художник проявляет оптимизм. По его мнению, а вернее, согласно прогнозам ученых, чьи идеи он воплощал в рисунки, в будущем будут активно использоваться дистанционные формы обучения. Давать и проверять задания студентам должны автоматизированные системы.

Следующий концепт особенно интересен, поскольку он напрямую затрагивает нас с вами. Художник высказывал предположение, что Аляска и Россия будут соединены между собой прямой магистралью, которая пройдет по туннелю по дну Берингового пролива. Очень жаль, что с тех пор идеи по поводу постройки такого туннеля так и не были воплощены в реальность.

Также художник предсказывал в своих рисунках транспорт, управляемый роботами, больницы в космосе, вращающиеся здания. А еще он уверенно заявлял о том, что в скором времени появится устройство, с помощью которого можно будет записать любые телевизионные передачи, а затем просмотреть их в удобное для себя время. Называется это чудо “телевизионный магнитофон”. В будущем читать книги можно будет прямо с потолка, лежа на диване. Система проекторов будет выводить изображение с помощью микрофильмов. Главное - не уснуть от такого удобства.

Мысли на холсте: города будущего в представлении предков

В начале прошлого века многие производители сигарет, кондитерских товаров и прочих вещей нередко вкладывали в упаковку открытку. Красочные картинки могли просто рекламировать сам товар, а еще их собирали коллекционеры. Так, например, один из производителей сигарет того времени без лишней скромности заявлял, что и в 2500 году в городе будущего (судя по всему, в Лондоне) будет стоять фабрика, производящая именно эту марку табака.

В товарах, которые продавались в России, тоже можно было найти подобные карточки. Например, в 1914 году кондитерское «Товарищество Эйнемъ» (позже - фабрика Красный Октябрь) выпустило партию конфет “Москва в будущем”. В коробки с конфетами были вложены особенные открытки - с видами Москвы спустя 200 лет. Эти замечательные работы были выполнены российским художником-баталистом Николаем Николаевичем Каразиным. На оборотной стороне каждой открытки были комментарии.

И что же мы видим в этих открытках-предсказаниях? Москва-река теперь перегружена торговыми судами. В воздухе бипланы и монопланы, у пристани взлетает гидроплан, а товарный дирижабль с надписью “Эйнемъ”, летит в Тулу с запасом шоколада. Есть тут аэросани, кавалерия и полицейский с саблей. Впрочем, кое-что из предсказанного все же сбылось: посмотрите, например, на поезда метрополитена и дорожные «пробки».

О том, как должен был выглядеть Нью-Йорк будущего, можно узнать, например, из работ художника Ричард Раммель (Richard Rummel). В 1910 году он нарисовал футуристические иллюстрации города небоскребов, которые впоследствии использовались для дизайна открыток.

Американский политический журнал Harper"s Weekly (A Journal of Civilization) издавался в Нью Йорке с 1857 года. В его штате значился талантливый карикатурист с немецкими корнями Томас Наст. В его задачи входило создание шаржей на политиков и всяческое высмеивание аппарата власти. Что-то вроде таких рисунков.

Однако в творчестве этого карикатуриста есть интересный эпизод. В 1881 году он попытался изобразить, каким будет Нью Йорк спустя много лет. Художник 19 века тоже не сомневался, что расти этот город будет не только вширь, но и вверх.

Франция 100 лет спустя: прогнозы художников

Человек всегда мечтал покорить воздух. Это было едва ли не первым его желанием, когда он осознал, что может своими руками делать прогресс. Он постоянно пробовал, экспериментировал, терпел неудачи и тем не менее, не терял оптимизма. Человек верил в то, что покорение воздушной стихии - вопрос времени. И уж конечно, в будущем все будут летать. Это убеждение очень хорошо прослеживается в работах французских художников-карикатуристов конца девятнадцатого - начала двадцатого века.

Летают все. Пожарники в костюме Бэтмэна тушат пожар, а неверная жена отвлекает мужа, пока ее любовник, словно Карлсон с пропеллером на спине, улетает в распахнутое окно.

Многие из футуристичных иллюстраций конца 19 века года принадлежат художнику по имени Жан-Марк Коте (Jean-Marc Côté). Возможно, про творчество этого человека никто бы никогда и не узнал, если бы Айзек Азимов в 1985 году совершенно случайно не наткнулся на большой комплект из 50 открыток с серией работ EN L’AN 2000 французского художника.

Знаменитый фантаст, не задумываясь, приобрел их, а спустя год выпустил целую книгу Futuredays: A Nineteenth Century Vision of the Year 2000. В ней Азимов анализирует каждый рисунок и рассуждает о том, почему те или иные сюжеты могли прийти на ум человеку из другой эпохи.

У Азимова достаточно и своих предсказаний будущего, но когда талантливый футоролог проводит собственное расследование артефактов прошлого - это чертовски интересно.

Так, например, Жан-Марк на одной из своих работ показывает настоящий бомбардировщик, а на другой - бронированные автомобили для сражений. На открытках есть роботы с дистанционным управлением, субмарины и много-много других самых разных идей.

Многие из сюжетов картин показаны в стихиях, ранее недоступных человеку. Под водой люди играют в крокет, запряженный китом автобус везет пассажиров по дну океана, а над водной гладью идут воздушные баталии.

Взгляд на космос из прошлого

Почти все футуристические прогнозы теперь выглядят наивно и вызывают лишь удивление - как можно было даже просто подумать, что такое возможно? У людей того времени не было багажа знаний, который есть у нас. Им приходилось додумывать, импровизировать и мыслить теми образами, которые их окружают. Быть может, поэтому их воссозданное будущее часто было похоже на их собственный мир, в котором люди носят те же прически и цилиндры, а на самых сложных машинах все равно есть выхлопная труба.

Даже если за создание картин будущего брались очень основательно, результат все равно был тот же. Например, в 1935 году советский зритель увидел потрясающий для того времени фильм “Космический рейс”. Это была история о группе советских ученых, которые путешествуют на Луну. Чтобы сделать этот фильм, проводились консультации с самим Константином Эдуардовичем Циолковским.

Именно поэтому в фильме есть масса мелочей, на которые никто бы в то время не обратил внимание. В фильме показана невесомость, которую испытывают члены команды в космосе, а при прогулке по Луне демонстрируется слабое притяжение. Но при этом сам ракетоплан больше напоминает дирижабль, самое фантастическое летательное средство того времени.

Вряд ли у кого-то есть сегодня сомнения по поводу того, что в скором времени люди полетят на Марс. Как будет выглядеть их первые шаги на Красной планете, скорее всего, мы увидим в режиме прямой трансляции. Когда это произойдет, увиденное на экранах можно будет сравнить с иллюстрацией Джорджа Бэкакса (George Bakacs), сделанной еще в 1964 году к книге Rockets to Explore the Unknown (“Ракеты исследуют неизвестность”).

Художники всех времен пытались представить будущее в своих картинах и скульптурах. Сегодня мы называем это направление ретрофутуризмом. Мы собрали работы современных художников, которые станут ретрофутуристами уже через пару десятилетий.

Саймон Сталенхаг

Шведского художника Саймон Сталенхага (Simon Stalenhag) с детства зачаровывала красота родных ландшафтов. В юности он писал пейзажи в духе своих любимых художников-соотечественников. Но когда художник повзрослел, в сельскую идиллию его картин вторглись роботы, адронные коллайдеры и гигантские летающие тракторы. Впрочем, люди в этом альтернативном мире живут повседневной жизнью и, кажется, совершенно не удивляются окружающим их диковинам.

«В 1950-х правительство запустило огромный ядерный ускоритель и научно-исследовательскую лабораторию всего в нескольких километрах от Стокгольма. Лаборатория расположена под землей и выпускает большое количество экспериментальных технологий. Вплоть до 70-х все идет отлично, но потом система начинает разрушаться. Начинают происходить плохие вещи. Изображения на моем сайте показывают жизнь людей того мира, и как на нее повлияло фиаско исполинского научного проекта. Никто не знает, чем все это закончится», - рассказывает Саймон о том, что происходит в выдуманном им мире.

Грег Бразертон

Скульптор Грег Бразертон (Greg Brotherton) в своих работах, выполненных из механических деталей, показывает мир угнетения и рабства. Его скульптуры изображают безликих, маленьких людей, прикованных к своему рабочему месту и выполняющих монотонные, бессмысленные действия. В юности Грег зачитывался произведениями Оруэлла и Кафки, которые отвечали его тогдашнему настроению. До сих пор художник смотрит на окружающий мир глазами мрачного подростка, исполненного страхом перед будущим.

Лео Эгиарте

​Художник из Лос-Анджелеса Лео Эгиарте (Leo Eguiarte) превращает старые печатные платы в пессимистичные иллюстрации будущего. Его произведения, выполненные в кислотной цветовой гамме, касаются проблемы фиксации человека на материальных ценностях. Любимые цвета художника — фиолетовый, бирюзовый и изумрудный — присутствуют на всех картинах Эгиарте, формируя в сочетании с геометричностью форм образ синтетического будущего. Серия «Синтетическая мечта» («Synthetic Dream»), обращается к проблеме власти, узурпированной меньшинством, и предлагает зрителю подумать о том, как наши решения и способ взаимодействия с реальностью могут изменить цивилизацию.

Ян Юнлян

Китайский художник Ян Юнлян в цифровых коллажах демонстрирует разрушительное влияние индустриализации на природу. Таким неприветливым и серым будет мир, если человечество продолжит безрассудно перестраивать окружающую среду и засорять планету отходами своей деятельности.


"Собака станет первой, кто полетит в космос" (1938).
Бенжамин за 19 лет предвидел полет собаки Лайки, первого живого существа, в космическое пространство. Нашумевший полет первого животного, выведенного на орбиту Земли, состоялся в 1957 году.


«Летающие тарелки в виде ярких круговых вспышек света будут навещать Землю, принося с собой странных существ с других планет. Это будут те, кто наводнит землю. Те, кто в Ветхом Завете называли себя ангелами и все их снова увидят и станут слушать» (1938).

Любопытно, что сам термин «летающая тарелка» впервые получил огласку только в 1947 году после описанного пилотом Арнольдом Кеннетом увиденного им НЛО.


«Придет атом и станет властвовать над миром» (1939)
Принимая во внимания тот факт, что первые попытки создания атомной бомбы приходятся на 1945 год, а первый атомный реактор был запущен лишь в 1951 году, пророчество кажется невозможным.



"В Испании к власти придет диктатор, который разрушит страну. Вслед за ним на трон взойдет Бурбон, и тогда ослабленный тиран сбежит в Аргентину, если только ему позволит здоровье" (1938).
Пророчество написано в самый разгар гражданской войны в Испании, в год, в год рождения будущего Короля Хуана Карлоса Бурбона. Парравичина уже тогда предвидел победу Франко, его приход к власти после гражданской войны в 1939 году и последующую передачу короны Хуану Карлосу после смерти тирана.
Франко скончался от болезни Паркинсона в 1975, не успев осуществить свое намерение переехать в Аргентину.


"Россия подчинит себе Китай и распространит там свои догмы" (1939).
Спустя 10 лет после гражданской войны, в Китае к власти пришел Мао Цзедун, провозгласив коммунизм в качестве национальной идеологии государства.


"Папство примет новые формы. То, что вчера еще казалось злом, перестанет им быть. Месса станет протестантской, не будучи таковою. Католики обратятся в протестантов, не будучи ими. Папа отдалится от Ватикана из-за своих поездок и доберется до Америки; человечество падет" (1938).
Бенджамин предвидел пересмотр реформ католической церкви на II Консилиуме Ватикана в 1962 году, а также назначение нового Папы Иоана Павла II в 1978 году, известного своими постоянными поездками по всему миру, в особенности в Латинскую Америку.



«Гитлер – Муссолини. Их ждет один конец; один конец» (1939).
За 7 лет до свержения фашистов, Бенжамин нарисовал связанных и поверженных нацистских лидеров.





«Сердце мира падет в 40-м году. Падет и будет принадлежать немцам вплоть до 44-го» (1938).
В 1938 году, еще до начала Второй Мировой войны, Парравичини уже знал о падении Франции перед лицом фашистской Германии. На рисунке пророка прекрасно различима Эйфелева башня, на фоне которой вырисовывается французский флаг.

«Человек с бородой, который всем покажется святым, зажжет Антильские острова» (1937)
Революция на Кубе произошла спустя 22 года после пророчества. Когда Бенжамин предсказывал событие, будущему революционеру Фиделю Кастро было всего 11 лет.
Ровно через год Парравичини добавил к своему пророчеству:
«На Кубе победу одержат бородачи» (1938).



"Абсолютная темнота. После «Карибского хаоса» одно-единственное «око» увидит с единственной «пальмы» «свет с Юга». Планету ждут кардинальные перемены, и только Юг навсегда останется Югом." (1938)
На рисунке Бенжамин отчетливо изобразил молнию, которую многие специалисты интерпретируют как программу высокочастотных активных авроральных исследований HAARP, сталкивающейся со слоем ионосферы и провоцирующей мощные подземные толчки.
Под пальмой, по всей вероятности, подразумевается остров Гаити, где в ходе последнего землетрясения погибло, по меньшей мере, 200 тыс. человек, а земная ось сместилась на несколько сантиметров.


"Свобода Северной Америки потухнет, ее факел уже не будет светить как прежде, на нее дважды будет совершена атака”. (1939)
Бенжамин даже нарисовал знаменитые башни-близнецы, которые подверглись атаке 11 сентября 2001 года. Самое удивительное, что на момент создания рисунка, башни даже не были еще построены.




"Наступит начало конца! Человек сам растопчет свою сущность, чтобы воспроизводить потомство особь мужского пола перестанет быть нужной. Человеческие организмы будут производиться на свет без всякого потомства. И все это на фоне атомных взрывов, которые разрушат человечество. Людей убьет радиация; из чрева матерей на свет будут появляться монстры монстры животного и растительного происхождения. Из-за стронция люди станут рождаться с костями, подобными стекляшкам; он также выест их мозги кровяные клетки; рак же станет совершенно нормальным явлением. В результате ядерной войны в привилегированном положении окажутся русские и желтокожие". (1936)




Любое художественно произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т.п. Способность к произведению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства. Любое художественно произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т.п. Способность к произведению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.


Альбрехт Дюрер Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер () создал серию гравюр "Апокалипсис" (греч. apokalypsis - откровение - это слово служит названием одной из древних книг, которая содержит пророчества о конце света). Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которое действительно через некоторое время потрясли Германию.


Четыре всадника апокалипсиса Самой значительной из этой серии является гравюра "Четыре всадника". Всадники - Смерть, Суд, Война, Мор - яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение.




Примера предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины "Герника" П. Пикассо, "Большевик" Б. Кустодиева, "Новая планета" К.Юона и многие другие. Примера предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины "Герника" П. Пикассо, "Большевик" Б. Кустодиева, "Новая планета" К.Юона и многие другие.




"Герники" Пабло Пикассо Причиной создания "Герники" Пабло Пикассо стала бомбардировка города страны баксов - Герники. Во время Гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года легион "Кондор", добровольческое подразделение люфтваффе, совершил ночной налет на Гернику. Картина "Герника" П.Пикассо На город было сброшено несколько авиабомб, что послужило причиной разрешительного пожара, в результате которого была уничтожена значительная часть города и пострадало по разным расчетам около человек. Художник показал зверское лицо войны, отражение той страшной действительности в абстрактных формах, и она по-прежнему в нашем антивоенном арсенале. В общем эта картина как нельзя лучше передает всю трагичность бессердечия людей.


Большевик. Б. Кустодиев В картине "Большевик" Борис Михайлович Кустодиев () использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышавшемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. Многие События последнего десятилетия XX в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.


Новая планета. К. Юон Новая планета - это Советская Россия, появление которой сотрясло вселенную и сдвинуло светила с их путей. Крошечные фигурки людей, в ужасе повергнутых на землю или простирающих руки к залитому мистическим светом небу, призваны напомнить о том, что судьба одного человека ничтожна на фоне мировых катаклизмов, одном из которых и видится Юону "Октябрьская революция".


Вопрос, оставшийся без ответа В музыкальном искусстве примером предвидений может служить пьеса для оркестра "Вопрос, оставшийся без ответа" ("Космический пейзаж") американского композитора Ч. Айвза (). Она создана в начале XX в. - во время, когда совершились научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.


Аристарх Васильевич Лентулов () Колокольня Ивана Великого


В картинах "Москва" и "Василий Блаженный" невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшие формы и понятия, хаотичное смещение цветов передают калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы.

В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.

Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis - откровение - это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света). Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию. Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники - Смерть, Суд, Война , Мор - яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение .

По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни - война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур - в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие.

В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы.

Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.

В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (1874-1954). Она создана в начале XX в. - во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной .

Русский художник Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) в своих динамичных композициях стремился выразить внутреннюю энергию объекта. Дробя предметы, надвигая их друг на друга, сдвигая плоскости и планы, он создавал ощущение молниеносно меняющегося мира. В этом беспокойном, смещающемся, несущемся и расщепленном пространстве угадываются знакомые очертания московских соборов , виды Новгорода, исторические события , выраженные в аллегорической форме, цветы и даже портреты.

Лентулова волнуют бездонные глубины человеческого сознания, находящегося в постоянном движении. Его привлекает возможность передать то, что вообще неизобразимо, например, распространяющийся звук в картине «Звон. Колокольня Ивана Великого».

В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передает калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы.

В русском музыкальном искусстве тема колокольности нашла яркое воплощение в творчестве разных композиторов прошлого и современности: (М. Глинка, М. Мусоргский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В.Гаврилин. А. Петров и др.).

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки