Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Величайший вампир мировой культуры.

Величайший вампир мировой культуры.

Не каждый житель планеты Земля, знает, что граф Дракула — один из самых популярных героев многих ужастиков, а также самый знаменитый вампир — это настоящая фигура, которая имела место в истории. Настоящее имя графа Дракулы, Влад III Цепеш. Жил он в XV в. и был правителем Валашского княжества, или как ещё его называют: Валахии.

Сегодня мы подробно разберем биографию Влада Дракулы и постараемся понять, почему он после смерти «стал вампиром».

Цепеш — национальный герой румынского народа и местночтимый святой, который почитается местной церковью. Он был доблестным воином и борцом против турецкой экспансии в христианскую Европу. Но почему он стал известен всему миру как вампир, который пьёт кровь невинных людей? Сейчас разберемся.

Не всё знают, что создателем текущего образа Дракулы, был английский писатель Брэм Стокер. Он являлся активным членом оккультной организации Золотая Заря. Для таких сообществ в любое время был характерен большой интерес к вампирам, который является не выдумкой писателей или фантазеров, а конкретным медицинским фактом. Медиками давно исследованы и задокументированные настоящие факты вампиризма, которые случаются и в наше время и, который является одним из тяжелейших заболеваний. Образ физически бессмертного вампира привлекает оккультистов и черных магов, стремящихся противопоставить нижний мир мирам верхним — Божественным и духовным.

В VI в. византиец Прокопий Кесарийский, чьи труды являются основными источниками по истории древних славян, отметил, что перед тем как славяне, начали поклонятся богу громовержцу (Перуну), древние славяне поклонялись — упырям. Конечно, речь шла не о голливудских вампирах, нападающих на беззащитных девушек. В древнее, языческое время, вампирами называли выдающихся воинов, героев, особо почитавших Кровь как духовную и физическую сущность. Есть даже мнения, что существовали определённые ритуалы поклонения Крови — омовения, жертвоприношения и тому подобное.

В древнее время вампирами называли выдающихся воинов, героев


Оккультистские организации, полностью извратили древнюю традицию, превратив поклонение священной, духовной Крови, в поклонение биологической. Появившееся в XIV веке княжество Валахия, на знамёнах которого с древних времён, находилось изображение коронованного орла с крестом в клюве, мечом и скипетром в лапах, было первым крупным государственным образованием на территории сегодняшней Румынии. Одной из ведущих исторических фигур эпохи национального становления Румынии является валашский князь Влад Цепеш.

Князь Влад III Цепеш, православный самодержавный господарь Валахии. Почти все, что связано с деятельностью этого человека, окутано тайной. Место и время его рождения точно не установлены. Валахия была не самым спокойным уголком средневековой Европы. Пламя бесчисленных войн и пожаров уничтожило подавляющее большинство рукописных памятников. Лишь по уцелевшим монастырским летописям удалось воссоздать облик реального исторического князя Влада, известного современному миру под именем графа Дракулы.

Год, когда родился будущий повелитель Валахии можно определить лишь приблизительно: между 1428-м и 1431-м. Построенный в начале XIV в. дом на Кузнечной улице в г. Сигишоаре до сих пор привлекает внимание туристов: считается, что именно здесь увидел свет мальчик, названный при крещении Владом. Родился ли будущий господарь Валахии именно здесь неизвестно, зато установлено, что в этом доме жил его отец князь Влад Дракул. «Дракул» по румынски означает дракон. Князь Влад состоял в рыцарском ордене Дракона, ставившего своей целью защиту Православия от неверных. Было у князя три сына, но прославился лишь один из них — Влад. Надо отметить, что он был истинным рыцарем: храбрый воин и умелый полководец, глубоко и истинно верующий православный христианин, в своих действиях всегда руководствующийся нормами чести и долга. Влад отличался огромной физической силой. Его слава великолепного кавалериста прогремела по всей стране — и это во времена, когда люди с детских лет привыкали к коню и оружию.


Как государственный деятель Влад придерживался принципов патриотизма: борьба с захватчиками, развитие ремесел и торговли, борьба с преступностью. И во всех этих областях в самые сжатые сроки Влад III добился впечатляющих успехов. Хроники повествуют о том, что во времена его правления можно было бросить золотую монету и подобрать ее через неделю на том же месте. Никто не осмелился бы не то что присвоить чужое золото, но даже прикоснуться к нему. И это в стране, где за два года до того воров и бродяг было не меньше, чем горожан и земледельцев! Как произошло такое преображение? Очень просто — в результате проводившейся валашским князем политики планомерного очищения общества от «асоциальных элементов». Суд в то время был простым и скорым: бродягу или вора, независимо от того, что он украл, ждал костер или плаха. Та же участь была уготована всем цыганам или заведомым конокрадам и вообще людям праздным и ненадежным.

«Цепеш» в буквальном переводе означает «сажатель на кол»


Важно знать, что означает прозвище, под которым вошел в историю Влад III. Цепеш в буквальном переводе означает «сажатель на кол». Именно заостренный кол во времена правления Влада III был основным орудием казни. Большинство казненных составляли пленные турки и цыгане. Но та же кара могла постигнуть любого, кто был уличен в преступлении. После того, как тысячи воров погибли на кольях и сгорели в пламени костров на городских площадях, новых охотников проверить свою удачливость уже не находилось.

Влад не давал поблажки никому, независимо от общественного положения. Всякого, кто имел несчастье навлечь на себя княжеский гнев, ожидал одинаковая участь. Методы князя Влада оказались также весьма эффективным регулятором экономической деятельности: когда несколько купцов, обвиненных в торговле с турками, испустили дух на колу, сотрудничеству с врагами Веры Христовой пришел конец.


Отношение к памяти Влада Цепеша в Румынии, даже в современной, совсем не такое, как в западноевропейских странах. И сегодня многие считают его национальным героем эпохи становления будущей Румынии, которое восходит к первым десятилетиям XIV в. В то время князь Басараб I основал небольшое независимое княжество на территории Валахии. Победа, одержанная им в 1330 г. над венграми — тогдашними хозяевами придунайских земель, — закрепила его права. Затем началась долгая, изнурительная борьба с крупными феодалами — боярами. Привыкнув к неограниченной власти в своих родовых уделах, они сопротивлялись любым попыткам центральной власти получить контроль над всей страной. При этом, в зависимости от политической ситуации, они не гнушались прибегать к помощи то венгров-католиков, то турок-мусульман. Через сто с лишним лет Влад Цепеш положил конец этой прискорбной практике, раз и навсегда решив проблему сепаратизма.

Заостренный кол во времена Влада III Цепеша был основным орудием казни


Ниже приведены некоторые из историй, написанные неизвестным немецким автором с подачи короля Хуньяди Матьяша в 1463 году:

— Иностранного купца, приехавшего в Валахию, обокрали. Он подаёт жалобу Цепешу. Пока ловят и сажают на кол вора, купцу подбрасывают по приказу Цепеша кошелёк, в котором на одну монету больше, чем было. Купец, обнаружив излишек, сразу сообщает Цепешу. Тот хохочет и говорит: «Молодец, не сказал бы — сидеть бы тебе на колу рядом с вором».

— Цепеш обнаруживает что в стране много нищих — он созывает нищих, кормит досыта и обращается с вопросом: «Не хочется ли им навсегда избавиться от земных страданий?» На положительный ответ Цепеш закрывает двери и окна и сжигает всех собравшихся заживо.

— Существует рассказ о любовнице, которая пытается обмануть Цепеша, рассказывая о своей беременности. Цепеш её предупреждает что не терпит лжи, но она продолжает настаивать на своём, тогда Цепеш вспарывает её живот и кричит: «Я же говорил, что не люблю неправды!».

— Описан также случай, когда Дракула задал вопрос двум странствующим монахам, что говорят в народе по поводу его правления. Один из монахов ответил, что население Валахии ругает его как жестокого злодея, а другой сказал, что все восхваляют его, как освободителя от угрозы турков и мудрого политика. В действительности, и одни, и другие свидетельства были по-своему справедливы, а легенда, в свою очередь, имеет два финала. В немецкой «версии» Дракула казнил первого за то, что ему не понравилась его речь. В русском варианте легенды, господарь оставил первого монаха живым, а второго казнил за ложь.

— Одно из самых жутких и наименее правдоподобных свидетельств в том документе гласит о том, что Дракула любил завтракать на месте казни или месте недавнего сражения. Он приказывал принести ему стол и еду, садился и кушал среди мёртвых и умиравших на колах людей.

— По свидетельствам древнерусской повести, неверных жён и вдов, нарушающих правила целомудрия, Цепеш приказывал вырезать половые органы и сдирать кожу, выставляя напоказ вплоть до разложения тела и поедания его птицами, либо делать то же самое, но предварительно пронзив их кочергой от промежности до уст.

— Существует также легенда о том, будто была чаша у фонтана в столице Валахии, сделанная из золота; каждый мог подойти к ней и выпить воды, но никто не осмеливался её украсть.

Правление графа Дракулы оказало большое влияние на его современников


Литературным героем Влад III Цепеш стал вскоре после гибели: о нём была написана на церковнославянском языке «Повесть о мунтянском воеводе Дракуле», после того как Валахию посетило русское посольство Ивана III. Смерть Цепеша произошла в декабре 1476 года. Похоронен в Снаговском монастыре.

В первой четверти XX века, после появления романа Брэма Стокера «Дети Ночи» (англиское «Children of the Night») и «Вампир (Граф Дракула)» (английское значение «Dracula»), а также классического немецкого экспрессионистского фильма «Носферату: Симфония ужаса» главный герой этих произведений — «граф Дракула» — стал самым запоминающимся литературным и кинематографическим образом вампира. Возникновение связи между образом Влада III Цепеша и графа Дракулы объясняют обычно тем, что Брэм Стокер услышал легенду о том, что Цепеш после смерти стал вампиром. Неизвестно, слышал ли он подобную легенду; но основания для её существования были, так как убийца Цепеш не раз проклинался умирающими, а, кроме того, сменил веру (хотя этот факт подвергается сомнению). Согласно поверьям карпатских народов, этого вполне достаточно для посмертного превращения в вампира. Однако существует и другая версия: после смерти Влада Цепеша его тело не было обнаружено в могиле.

В середине XX века на могилу известного «вампира» началось целое паломничество туристов. Чтобы уменьшить поток нездорового внимания к тирану, власти перенесли его могилу. Сейчас она находится на острове и её охраняют монахи монастыря.

Само имя героя этих очерков звучит более чем зловеще. Дракулой зовут предводителя вампиров из фильмов ужасов, и имя это заимствовано именно у Цепеша, являющегося прототипом экранного монстра. Уже более пяти веков тянется за Владом Цепешем зловещая тень его устрашающей репутации. Кажется, что речь идет на самом деле об исчадии ада. На самом же деле это был в достаточной степени обычный для той эпохи деятель, где по своим личным качествам демонстративная жестокость занимала отнюдь не последнее место.

Влад III Цепеш в массовом сознании стал чудовищем, которому нет равных


О личности валашского господаря до сих пор идут споры, и большая часть даже вполне серьезных книг о нем носит названия вроде «Влад Цепеш — миф и реальность» или «Влад Дракула — правда и вымысел», и так далее в меру фантазии авторов. Однако, пытаясь разобраться в событиях, отстоящих от нас более чем на полутысячелетие, авторы, иногда неосознанно, а иногда намеренно, громоздят новые мифы вокруг образа этого человека.

Эпоха Возрождения Лунин Сергей И.

Дракула – вампир?

Дракула – вампир?

Вот умер человек. Кладем его в могилу -

И вместе с ним добро, что сделать он успел.

И помним только то, что было в нем дурного.

Уильям Шекспир

Сказания, хроники, летописи, легенды… Во всех этих источниках Влад Дракула предстает как жестокий правитель, тиран. Но откуда взялись легенды о том, что он был вампиром?

Возможно, вас ждет разочарование, но настоящий Дракула кровь не пил. В Румынии, где историю правления этого князя дети изучают в школах и установлен памятник валашскому господарю Владу Цепешу, а его именем назван небольшой город под Бухарестом, это знает практически каждый. Возможно, правителем он был жестоким. Источники утверждают, что он жег, сдирал кожу, вспарывал животы, отрубал руки и ноги, отрезал носы, забивал гвозди в голову и, конечно же, в огромных количествах сажал на кол. Но чтобы пить кровь…

Оклеветал Влада ирландец Брем Стокер, когда писателю понадобилось имя для главного героя его нового романа о вампирах. Знакомый будапештский профессор, ставший в награду за содействие в написании книги прототипом борца с вампирами в романе, подсказал автору имя Дракулы, репутация которого соответствовала колориту романа.

Роман вышел в 1897 году и стал бестселлером. Затем образ вампира графа Дракулы был подхвачен кинематографом и благодаря своей эффектности стал чрезвычайно популярен. Количество фильмов о Дракуле исчисляется сотнями, и все время появляются новые. Естественно, кинообраз бесконечно далек от реального облика исторического Цепеша.

Далек от реального облика Дракулы и герой Стокера. Кроме имени и приблизительного места действия, ничего реального в романе не осталось. Дракула назван в романе графом, хотя даже еще не будучи господарем, то есть князем, он имел право на титул герцога. Местом его жительства в романе названа северная Трансильвания, а в реальности Влад был связан в основном с южными районами этой страны, был господарем в Валахии. Никакие легенды никогда не связывали Дракулу с вампиризмом, хотя с его именем ассоциировались мифы об оборотнях, которые в XIX веке переплелись с мисЬами о вампирах.

Впрочем, Стокер писал свой нашумевший роман не на голом месте, он опирался на тот же самый фольклор, сбору которого посвятил немало времени и сил. Возникли ли эти легенды при жизни Влада Цепеша – или это произошло позже?

В упоминавшемся русском «Сказании о Дракуле воеводе» есть немало мистических моментов: например, там рассказывается такая история: «Изготовили мастера для него (Дракулы) железные бочки; он же наполнил их золотом и погрузил в реку. А мастеров тех повелел изрубить, чтобы никто не узнал о его окаянстве, кроме тезки его дьявола». Казалось бы, в сопоставлении с прочими описываемыми деяниями Дракулы, убийство им мастеров кажется ординарным злодейством, и можно недоумевать, почему именно здесь автор «Сказания» вспоминает о дьяволе. Дело, вероятно, в том, что этот эпизод указывает на колдовские, сатанинские качества воеводы. Ведь, согласно фольклорным представлениям, клады прячут разбойники и колдуны, разбойники используют волшебные предметы, едят человеческое мясо, умеют превращаться в зверей и птиц, им ведомы запретные слова, которым повинуются люди, животные и предметы. Фольклорные грабители не только умеют грабить, они знают, как хранить награбленное. Такое знание доступно не всякому смертному и, судя по фольклорным текстам, это знание – волшебное. На Руси также бытовало поверье, что клады прячут с зароком и даются тому только, кто исполнит зарок, а согласно румынским преданиям, одной из причин неупокоенности мертвеца бывают спрятанные им при жизни сокровища. С помощью приведенного эпизода автор «Сказания» как бы подчеркивает, что валашский господарь не просто тезка дьявола, но и действует словно колдун, по определению с дьяволом связанный. Так что история закапывания Дракулой клада с последующим убийством свидетелей перекликается с целым пластом подобных историй о колдунах.

Интересным кажется и то, что в поздних легендах о смерти Дракулы источники на удивление единодушны относительно того, что стало с телом князя после смерти: его проткнули насквозь, а затем отсекли голову – по одной из версий, чтобы отправить турецкому султану в знак преданности. Однако любой поклонник жанра ужасов знает, что именно так и следует поступать с телами вампиров. Стала популярной и легенда о том, что Дракулу монахи захоронили так, чтобы входящие попирали прах ногами.

Еще одной причиной, по которой распространилось мнение о том, что Дракула стал вампиром, явился сюжет о переходе Влада в католичество. Документальных подтверждений тому нет, напротив, Цепеш был похоронен не как католик, но как православный, в монастыре. Но, тем не менее, распространилась легенда о том, что томившийся в тюрьме володарь был вынужден принять католичество, чтобы получить свободу. Авторам немецких печатных брошюр это его деяние послужило поводом к некоторому оправданию Дракулы, в соответствии с распространенным сюжетом о злодее (разбойнике, тиране), исправившемся после крещения и покаяния. У румын же, напротив, существует поверье: православный, отрекшийся от своей веры, непременно становится вампиром, ведь переходя в католичество, православный, хотя и сохранял право на причащение Телом Христовым, отказывался от причастия Кровью, поскольку у католиков двойное причастие – привилегия клира. Соответственно, вероотступник должен был стремиться компенсировать «ущерб», а коль скоро измена вере не обходится без дьявольского вмешательства, то и способ «компенсации» выбирается по дьявольской подсказке. В XV веке тема вероотступничества была очень актуальна. Именно тогда, например, гуситы воевали со всем католическим рыцарством, отстаивая «право Чаши» (т. е. право причащаться Кровью Христовой, будучи католиками-мирянами), за что их и прозвали «чашниками». Борьбу с «чашниками» возглавлял император Сигизмунд Люксембург, и как раз тогда, когда отец Дракулы стал «рыцарем Дракона».

Получается, что зловещая репутация вампира могла складываться еще при жизни валашского воеводы. Современники вполне могли видеть в Дракуле упыря, однако следует учитывать, что их представление о вампирах существенно отличалось от нынешнего, сложившегося благодаря литературе и кинематографу. В XV веке упыря считали колдуном, чернокнижником, обязательно заключившим союз с дьяволом ради благ мирских. Такому колдуну-вампиру кровь нужна для совершения магических обрядов. К примеру, современник Дракулы знаменитый Жиль де Ре, маршал Франции, вошедший в историю благодаря изуверским казням и пыткам, подозревался в колдовстве: предполагалось, что он, будучи магом, использовал кровь и внутренности жертв. Не исключено, что и кровавые расправы Влада Цепеша воспринимались аналогично – колдуну-вероотступнику тем более полагалось быть изощренно жестоким, сладострастно экспериментировать с человеческим телом и кровью. Любопытная параллель есть и в русской литературе: колдун-оборотень из повести Гоголя «Страшная месть» – вероотступник, причем перешедший именно в католичество, и он, подобно Дракуле, хранит в земле несметные сокровища.

Не следует легкомысленно относиться к легендам, ведь еще несколько десятилетий назад подобное отношение к вампирам вообще вызвало бы негодование у многих жителей Трансильвании. Для них и их предков вампир (он же упырь, вурдалак, вукодлак) вовсе не был страшной сказкой. Он часто воспринимался гораздо прозаичнее – как вполне конкретная напасть, нечто вроде смертельно опасной заразной болезни. Именно в Трансильвании и прилегающих к ней областях Южной Европы люди на протяжении столетий верили в существование живых мертвецов и приводили в подтверждение своей веры множество случаев, нередко подтвержденных десятками свидетелей.

Если обобщить эти, в общем-то, похожие истории, вырисовывается следующая картина. Вампирами, как правило, становятся люди, отрекшиеся от Христа, но захороненные в земле, освященной по христианскому обряду. (А так, по легенде, и обстояло дело с Владом Цепешем). Они не могут найти упокоения и мстят за это живым. Интересно, что вампиры предпочитают нападать на своих родственников и близких друзей.

Вампиризм в представлениях жителей Трансильвании действительно напоминает заразную болезнь – укушенный вампиром после смерти сам превращается в вампира. Интересно, что описаны случаи передачи вампиризма через животных. След от укуса напоминает укус пиявки, только расположен на шее или в области сердца. Если не принять своевременных мер, пострадавший начинает быстро терять силы и умирает без иных видимых причин через одну – две недели. Меры же для лечения человека, подвергшегося нападению вампира, народная традиция предлагает довольно специфические. Это отнюдь не цветы чеснока, крест и оградительные молитвы как в романе Стокера. В Южной Европе главным и самым действенным средством в такой ситуации считалась земля с могилы вампира, перемешанная с его кровью. Этим снадобьем следует натереть место укуса, а самого вампира обязательно уничтожить. Но его сначала нужно обнаружить. Для этого достаточно раскопать все подозрительные могилы, там и скрывается вампир, которого несложно отличить от обычного мертвеца. Тело вампира не подвержено тлению и трупному окоченению, конечности сохраняют гибкость, глаза обычно открыты. У него продолжают расти ногти и волосы, а во рту полно свежей крови.

Самым испытанным и распространенным средством уничтожения вампиров в Трансильвании, как и во многих иных местах, считается осиновый кол, который нужно загнать упырю в сердце. Однако не всегда данная мера оказывается достаточной. Поэтому кол обычно сочетают с отрубанием головы и последующим сожжением трупа. Стрельба же серебряными пулями у «знатоков» считается не более чем нелепыми дилетантскими фантазиями в стиле голливудских вестернов. Интересно, что в рассказах о появлении вампиров и борьбе с ними крайне редко можно встретить упоминание о священнике и практически отсутствует обращение к церковным Таинствам как средству защиты от живых мертвецов. Похоже, все связанное с вампирами и верой в их существование есть порождение наиболее темной стороны народной фантазии, по сей день тесно связанной с язычеством. Вместе с тем, иногда рассказы о вампирах и их жертвах становятся формой проявления народного юмора. Так, наряду с многочисленными зловещими преданиями, известен рассказ о трусливом крестьянине, которому случилось поздно вечером возвращаться домой мимо деревенского кладбища. Поравнявшись с крайними могилами, он услышал, как кто-то грызет кость. Крестьянин страшно испугался, решив, что слышит звуки, сопровождающие ужасную трапезу вампира. Вспомнив средства, рекомендованные в таких случаях, наш храбрец решил подобраться поближе и натереться землей с могилы предполагаемого вампира. Осторожно пробираясь на звук по кладбищу, он действительно увидел разрытую яму. Затаив дыхание, крестьянин подошел ближе и увидел собаку, которая грызла кость. Едва он успел облегченно вздохнуть, как собака, решившая, что пришелец хочет отнять кость, бросилась на него и укусила за руку. На сюжет этого народного анекдота А.С. Пушкин написал шутливое стихотворение «Вурдалак».

Трусоват был Ваня бедный:

Раз он позднею порой,

Весь в поту, от страха бледный,

Чрез кладбище шел домой.

Бедный Ваня еле дышит,

Спотыкаясь, чуть бредет

По могилам; вдруг он слышит, -

Кто-то кость, ворча, грызет.

Горе! малый я не сильный;

Съест упырь меня совсем,

Если сам земли могильной

Я с молитвою не съем.

Что же? вместо вурдалака -

(Вы представьте Вани злость!)

В темноте пред ним собака

На могиле гложет кость.

Шутки – шутками, легенды – легендами, но окончательно Влад Цепеш стал вампиром все-таки с легкой руки Брема Стокера, в конце XIX века. Это было время, когда писатели активно использовали народные сказания и древние источники как основу для своих произведений. Сам Стокер долгое время исследовал народные поверия, чтобы использовать их в романе, знакомился с историческими источниками. Интересно, что в это же время к «вампирской» теме обратились еще два, несомненно, куда более талантливых писателя: Проспер Мериме и Алексей Константинович Толстой. Однако их «Локис» и «Упырь» не повлекли за собой такой длинной череды продолжений, перепевов, экранизаций, как «Дракула» Стокера. Его успех обусловлен отнюдь не только литературными достоинствами книги, а потрясающим, стопроцентным попаданием в выборе героя – своеобразным обаянием настоящего Влада Цепеша, господаря валашского Дракулы.

Благодаря многочисленным экранизациям романа Стокера, образ Дракулы стал своего рода символом Трансильвании. На месте, где, якобы, находилось жилище Влада, сооружен «средневековый» замок. В нем ежегодно проходит международный фестиваль Дракулы. Конечно, этот фестиваль не имеет ничего общего с ужасами настоящей «черной мессы» и больше напоминает знаменитый американский Хэллоуин. В Румынии сооружен огромный «Дракулаленд», в котором можно приобщиться к развлечениям в стиле хоррор… Так Дракула из национального героя почти официально превратился в своеобразный румынский бренд. Город, в котором родился Влад Цепеш – Сигишоара – стал вселенской столицей вампиризма.

Дракуломания ширится и притягивает и ученых. Так, в 1994 году группа румынских историков учредила «Трансильванское общество Дракулы» – «ассоциацию, стоящую вне политики и стремления получать доходы, но целиком посвященную анализу феномена проникновения в Румынию западноевропейского мифа о Дракуле». Хотя меркантильные вопросы оказались историкам все же не чужды, поскольку большинство туристических маршрутов по «следам боевой славы» Влада Цепеша находится в ведении общества. «Общество Дракулы» раз в четыре года проводит в Сигишоаре весьма представительный международный научный конгресс. Еще бы – одних только клубов поклонников графа в мире насчитывается более 4 тысяч!

Мифическому Дракуле посвящено множество романов и повестей, статей в газетах и журналах, и даже множество томов научной литературы. Фильмография «Дракулиады» на сегодняшний день насчитывает около сотни картин – от экранных шедевров до откровенных пародий. Не говоря уже о множестве ролевых компьютерных игр вроде «Камарильи», «Маскарада», «Дракулы» и прочих.

Но как бы не распространялся масскультурный миф о «графе Дракуле», все-таки не стоит забывать, что Влад Цепеш был реальным историческим правителем, человеком неординарным и неоднозначным, непохожим ни на одного из своих экранных и литературных героев. Взгляните на прижизненный портрет Дракулы. Человек, изображенный на холсте, совсем «не тянет» на кровожадного садиста и маньяка. В выражении его лица, отмеченного печатью глубокого ума и твердой воли, есть что-то философское, а сочетанием улыбающихся глаз и саркастической складки рта он напоминает Монтеня (если судить по дошедшим до нас портретам последнего), жившего веком позже. Привлекают внимание большие, страдальческие, красивые глаза Влада. Можно предположить, что на долю этого человека выпали жестокие испытания и лишения, что он скорее мученик, нежели изверг, жертва, а не палач.

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Равк - саамский вампир Живым угрожали духи мертвых, особенно те, которые были колдунами или шаманами-нойдами при жизни. Рассказывают о том, как в избе жили старик со старухой, у которых было три дочери и сыновья. Старик умер и забрал с собой старуху: он был колдун

Из книги Дракула автора Стокер Брэм

Влад Дракула и его государство Впрочем, не следует клеветать на Центральную Европу. У себя в Валахии (современной Румынии) и сопредельных государствах Дракула также запомнился в качестве кровавого исключения.Прозванный Дракулой - «сыном дьявола», Влад происходил из

Из книги Сумерки вампиров. Мифы и правда о вампиризме автора Горьковский Павел

Дракула в России: первый визит В XV в., как и ранее, в Валахии не велись хроники - ни княжеские, ни монастырские. Потому хотя сохранились деловые письма самого Дракулы на латыни и церковнославянском языке, но румынские источники, содержащие информацию о кровавом

Из книги Эпоха Возрождения автора Лунин Сергей И.

Дракула Брэма Стокера Повествуя о вампирических похождениях Дракулы, английский романист Брэм (Абрахам) Стокер (1847–1912) словно бы повторил интерпретационный путь Федора Курицына, акцентировав оккультно-вампирическое начало валашского воеводы. Этому спосособствовало

Из книги Тайна капитана Немо автора Клугер Даниэль Мусеевич

Дракула в России: новый визит В 1900-х гг. роман Стокера достиг России, причем - таинственная славянская симпатия к вампирической проблематике? - это были первые его переводы на иностранный язык. До октябрьского переворота 1917 г. роман переводили неоднократно, явно

Из книги 125 запрещённых фильмов: цензурная история мирового кинематографа автора Соува Дон Б

Брэм Стокер «ДРАКУЛА» Моему дорогому другу Хомми-Бегу. Прочитав книгу, вы поймете, как она складывалась. В ее основе записи о непосредственно происходивших событиях, излагаемых с точки зрения и в пределах понимания их участников. Все изложено именно так, как было,

Из книги автора

5. Дракула и святой Георгий Зачастую языческие боги того или иного народа с принятием христианства переводились в разряд нечистой силы. Православные народы оказались более милостивы к побежденным, так, у румын богиня Диана перевоплотилась в любимую героиню сказок Иляну

Из книги автора

РЕАЛЬНЫЙ ДРАКУЛА (1430/1431–1462)

Из книги автора

ИСТОРИЧЕСКИЙ ДРАКУЛА (1462–1476) ПЛЕННИК КОРОЛЯ Двенадцать лет тюремного заключения в Венгрии (1462–1474) - самый темный период в необычной биографии Дракулы.В румынских источниках, устных и письменных, по вполне понятным причинам ничего не говорится об этих событиях - они

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Дракуаа: герой или вампир? Граф Дракула… Уже само имя героя нашего повествования должно внушать ужас. Практически каждый знает, что Дракула – это вампир, жуткий персонаж известной книги Брема Стокера, кочующий по театральным подмосткам и голливудским фильмам.

Из книги автора

1. Граф Дракула Многие мои ровесники, большую часть жизни прожившие в СССР, о Дракуле узнали из повести А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Помните? «Дракула, граф, - знаменитый венгерский вурдалак XVII–XIX вв. Графом никогда не был. Совершил массу

Из книги автора

5. Вампир-эстет и аристократ-убийца Характер книжного Дракулы создавался Брамом Стокером под влиянием других личностей, живших уже не в средние века, а в конце XIX столетия и хорошо знакомых писателю. Литературоведы давно обратили внимание на удивительное сходство между

Из книги автора

3. Вампир, пришедший с холода Лорд Рутвен появился на свет при обстоятельствах необычных. И на этом стоит остановиться подробнее. Летом 1816 года на берегу Женевского озера появилась компания молодых людей. Джордж Байрон, Перси Шелли, Мэри Годвин (будущая Мэри Шелли), ее

Из книги автора

ДРАКУЛА DRACULA Страна-производитель и год выпуска: США, 1931Компания-производитель / дистрибьютор: Universal PicturesФормат: звуковой, черно-белыйПродолжительность: 75 минЯзык: английский, венгерскийПродюсеры: Тод Браунинг, Карл Лэммл-мл.Режиссер: Тод БраунингАвторы сценария: Джон Л.

Начнем с того, что граф Дракула – это литературный герой ирландского писателя Брема Стокера, создавшего образ вампира в своем романе «Дракула». Как оказывается граф вовсе не граф, а князь, потому что он правил княжеством Валахией, а не графством. Это для восстановления исторической справедливости.

По преданию князь Дракула отличался невиданной жестокостью: пил кровь, сдирал кожу с живых людей, тысячами сажал на кол, прокалывал животы, прибивал тюрбаны к головам турков гвоздями, сжигал людей заживо, а затем среди всей этой вакханалии спокойно пировал.

Таким предстает перед нами одна из самых загадочных личностей средневековья – Сын Дракона (Дракул в переводе с румынского означает дракон), Князь Тьмы, Сын Дьявола – тиран и вампир – граф Дракула по прозвищу Цепеш, что дословно означает «сажающий на кол».

Все эти злодеяния ему приписывают благодаря ирландскому писателю Брему Стокеру, создавшему такой образ в своем романе «Дракула». Идею написания подобного романа ему подал его друг венгерский профессор Арминий Вамбери. В благодарность за это Стокер воссоздал своего друга в романе в образе Ван Хельсинга – непримиримого борца с вампирами.

Роман написан в 1897 году. В это время мифы и легенды о вампирах пользовались большой популярностью. Большинство жителей Европы действительно верили в их существование. Брем Стокер создал образ тирана и кровопийцы в самый подходящий момент. Семена упали в благодатную почву.

Ранее масла в огонь подлил российский дипломат Федор Курицын (умер после 1500 г). Он написал книгу «Сказание о Дракуле», в которой очень подробно описывались невероятные и просто невозможные садистские наклонности графа. Ужасы, описанные Ф.Курицыным, в России не восприняли. Книгу запретили. Но однажды она случайно попала в руки малолетнего Ивана Грозного, который ее внимательно изучил (можете себе представить ребенка с наслаждением изучающего методы пыток и способы казней). Эта книга стала для И.Грозного настольным пособием и руководством по управлению государством – государством Россия. И. Грозный даже превзошел литературного героя в способах и методах казни, описанных Ф. Курицыным. Он внес немалый вклад в усовершенствование способов и методов пыток и казней.

Кем же был Дракула на самом деле и почему румыны до сих пор считают его героем, борцом с многочисленными внешними и внутренними врагами за свободу и независимость свой родины?

Влад родился в 1431 г. в Трансильвании, которая в то время принадлежала Венгерскому королевству. В 1436г. его отец, тоже Влад только второй (Влад Дракула был третьим), стал правителем Валахии – небольшого княжества, заметьте княжества, а не графства, на территории современной Румынии. Поэтому граф Дракула вовсе не граф, а князь.

У отца Влада было три сына. Судьбы их сложились по-разному, но счастливыми их не назовешь. В результате заговора и государственного переворота, старшего сына и отца убили, закопав живьем. Младший брат Раду предал свою веру, стал фаворитом турецкого султана Мехмеда, возглавил турецкое войско и выступил с ним против своего родного брата Влада, который был готов уничтожить всю Турцию за позор и унижения, испытанные Раду в турецком плену.

Как-то в одном из боев Влад, сражаясь с турком, сбил с его головы тюрбан. Каково же было его удивление, когда он увидел столь дорогие ему черты. Надо сказать, что он очень любил своего брата. В том бою он пощадил Раду, чем и подписал себе смертный приговор. Можете себе представить: тиран, упырь, убийца опускает уже занесший над головой своего врага меч, щадя его жизнь, и при этом знает, что эта проявленная на поле боя слабость его погубит. Так и случилось. Придет время и Раду его не пощадит. Так кто негодяй и убийца? Но это будет позднее.

Сам Влад большую часть своей жизни или сражался на поле боя или сидел в тюрьме: в детстве — турецкой, будучи взрослым, – венгерской, куда его упрятал лучший друг — Венгерский король Матьяш. Вся его жизнь прошла в атмосфере клеветы и предательства. Его не щадил никто: ни враги, ни друзья, ни родственники – все были против него. Он был один. И никто не мог и не хотел ему помочь.

Влад Дракула — единственная светлая личность среди всего этого средневекого мракобесья.

В знак верности турецкому султану отец отправил Влада и Раду (младшего и горячо любимого брата Влада) в Турцию в качестве заложников. В Турции Влад пробыл более 10 лет. Выучил язык и турецкие обычаи, получил очень хорошее образование, обучился военному искусству.

Находясь в плену, Влад видел, как турки казнят христиан, сажая их на кол. Жертвы умирали мучительной смертью в течение многих часов.

После того, как в Валахии в результате заговора и государственного переворота казнили его отца и старшего брата Мирчу, закопав их живьем в могилу, трон оказался свободным и султан решил, что для него будет лучше, если правителем Валахии будет Влад. Он отправил его обратно завоевывать и так по праву наследника принадлежащий ему трон.

Пока он был в плену, бояре успели поставить во главе государства своего человека. С боями Влад Дракула отвоевал свой трон. Став правителем Валахии, он поклялся отомстить боярам за смерть своего отца и брата, и выполнил это обещание. Всех бояр, участвовавших в заговоре и казни его отца и брата он убил. Вторая клятва — отомстить туркам за унижения своего народа и младшего брата, казнив как можно больше врагов их любимой казнью. Это он в последствии и делал, сажая на кол тысячи турок, и получив, таким образом, прозвище Цепеш (сажающий на кол). И третья клятва – освободить свою родину от турецкого гнета. И эту клятву он тоже выполнит. В конце концов он освободил свою родину от османского ига. Благодаря ему румынский народ стал свободным. Поэтому румыны до сих пор чтят его как национального героя и не верят в басни про вампира Дракулу.

Возглавив государство, Влад Дракула быстро навел там порядок. Он издал закон, в соответствии с которым, за кражу, убийства и другие тяжкие преступления виновных ожидало одно наказание – смерть путем сожжения на костре. С воровством было покончено. По преданию деньги и другие ценные вещи можно было спокойно оставлять где угодно и никто даже не думал их тронуть. В стране не было ни одного вора. Общеизвестен факт, что Влад в каждом городе возле источника с питьевой водой оставлял золотой кубок, чтобы каждый мог из него напиться, но никто не осмелился его украсть, потому что наказание – смерть. В начале правления Дракулы порядок в стране действительно держался на страхе. Но другого пути у Дракулы не было. Слишком много врагов и слишком мало времени.

Кроме этого он провел и ряд других реформ. В частности, зарубежных купцов обложил большой пошлиной, своим же купцам дал большую свободу действий. Строил много замков, монастырей, заложил основы будущей столицы Румынии – Бухареста и многое другое. Страна начала подниматься. Омрачало только турецкое господство.

Власть турок на территории Европы все усиливалась. Многие христиане, спасая свою жизнь, были вынуждены принять их веру – мусульманство. Римский Папа не мог смириться с таким положением. Он решил предпринять попытку Крестового похода против турок. Но воевать с турецкой империей согласились только Венгрия и маленькая Валахия во главе с Дракулой.

Все деньги, выделенные Папой на военные нужды, присвоил себе Венгерский король Матьаш, «благополучно» их промотал и фактически не участвовал в войне. Владу не досталось ничего. Но он так обрадовался возможности отомстить туркам и избавиться от них, что с радостью согласился участвовать в Крестовом походе. Другие государства отказались, боясь турецкой мести, предпочитая и дальше находиться под их гнетом и платить им дань.

Дракула остался один. Армия его насчитывала 30000 воинов, у турок почти в 10 раз больше — 250000 человек.

При таком соотношении сходиться в открытом бою было бы равносильно поражению, поэтому Дракула избрал тактику партизанской войны. Его небольшие мобильные отряды быстро передвигались по стране, нападали на турок в неожиданном месте и в неожиданное время, побеждая превосходящего по численности противника. Кроме того, Дракулой была избрана тактика выжженной земли. Куда бы ни приходили турецкие войска, они везде заставали пустынную землю и отравленные источники воды. Ни еды, ни питья. Турки умирали тысячами от отравления, жажды и голода.

Победа была уже близка. Но Матьяш, чтобы как-то оправдаться перед Пием II и отчитаться за полученную большую сумму денег присвоил победу себе, оклеветав Дракулу. Представил Влада, как тирана, кровопийцу, вероотступника и предателя. Вершиной его «творчества» был арест Влада. Лучший друг упрятал Влада за решетку на долгие 12 лет. Папу Римского такой отчет удовлетворил, и он не стал досконально разбираться во всей этой истории. Кроме этого сфабрикованного доноса, других свидетельств о зверствах Дракулы история не знает. Нет даже городов, названия которых упоминались в доносе Венгерского короля.

Таким образом, победы Влада оказались напрасными. Матьяш, договорившись с султаном, не стал с ним воевать, и на престол Трансильвании по их обоюдному согласию был посажен родной брат Влада – Раду.

За время правления Раду Румыния полностью подчинилась Турции. Христиане массово принимали мусульманство. Это очень встревожило Сиеста 4 – нового Римского Папу. Он то и вспомнил о Владе Дракуле. Освободил его из тюрьмы и отправил в новый Крестовый поход против Османской империи. Но условием освобождения должно стать вероотступничество Дракулы. Он должен был отречься от православия и принять католичество. Кроме этого он должен был жениться на двоюродной сестре Матьяша Корвина — человека, оклеветавшего его перед Римским Папой, да и всем румынским народом.

Ради своей свободы и новой возможности отомстить Влад безоговорочно принял все условия освобождения. Возглавил венгерские войска и успешно расправился с турками на территории Трансильвании и Валахии, вновь став ее правителем.

Погиб князь Дракула в бою, но не от руки врагов. Они не могли одолеть его в открытом столкновении. Не было среди турок бойца, который смог бы его победить в сражении. Он пал жертвой заговора своих же бояр, горячо им любимого брат Раду и турецкого султана. Как-то в одном из боев, добивая остатки турецкого войска, он получил удар в спину. Удар нанесли свои. Дракуле было всего 45 лет. Они предали всё, за что боролся Сын Дракона, Князь Тьмы, Сын Дьявола, князь Дракула и его самого. Монахи похоронили Влада в часовне, построенной самим Дракулой, но кто-то перехоронил его останки, поэтому где сейчас покоится «вампир» Дракула никто не знает.

Можно считать мифом всю эту выдуманную историю о злодеяниях графа Цепеша, князя Валахии Влада Дракулы. На самом деле вся его жизнь была посвящена борьбе за независимость своей родины и свободу румынского народа против турецкого ига.

Многие жители Румынии, посмотрев фильм о Дракуле, с удивлением узнали, что их национальному герою приписывают такие ужасные злодеяния, которые он на самом деле никогда не совершал против своего народа, а вот врагов и захватчиков он не щадил и расправлялся с ними так, как и они с румынским народом. На то она и война.
В настоящее время в доме, где родился Влад, находится ресторан. У входа – изображение дракона — фамильного герба семьи Дракулы. Румынские крестьяне до сих пор с ностальгией вспоминают период правления Дракулы. Потому что при нём мамалыгу варили не на воде, а на молоке. Молоко тогда было дешевле воды. Еще и сейчас в народе популярна песня, в которой есть такие слова: Где ты Цепеш – наш Бог? Приди и освободи нас.

Маленький остров посреди озера Снагов, что в двадцати километрах от Будапешта, является местом рождения знаменитого Дракулы. Здесь он и похоронен. Местные жители уверяли побывавшего там корреспондента польского журнала “Впрост”, что по ночам Дракула переплывает с острова на берег в поисках новых жертв.

Но старик сторож вступился за Дракулу. Он показал заброшенную церквушку, где хранится надгроб­ная плита с могилы этого челове­ка, повсеместно считающегося вампиром. В XVI веке митрополит Филарет приказал стесать с нее даты и имя, а затем распорядился положить ее в церкви так, чтобы на нее обязательно наступал схо­дящий с алтаря священник — “для ночного попрания”. Внутри церк- нушки сегодня сыро и мрачно. На стенах — потемневшая от времени роспись, на полу — полувыщербленные плиты. Самая большая (та самая) — у алтаря. И никаких чере­пом под ногами, ни бросающего и дрожь ужаса…Журналисту даже немного обидно стало за вампира. Но был ли он вампиром?

ПАЛАЧ, НО НЕ КРОВОПИЙЦА:
В 1430 году у князя Валахии родился сын Влад III. Сам отец был прославленным и неустрашимым воином, за что его и прозвали Дракул (Дракон). Когда Влад под­рос, он нарек себя Дракулой (сы­ном Дракона). Судьба его в чем-то напоминает судьбу римского императора Калигулы. Тот тоже не повторил подвигов своих предше­ственников на троне, зато вошел в историю как беспощадный и изощренный палач своих соотече­ственников. Так и князь Влад, уже будучи взрослым, завоевал себе прозвище Цепеш (сажатель на кол). Впрочем, в то время (а это был разгул инквизиции) пытать и уби­вать политических противников было обычным делом. Вот Влад и прославился по этой части большой изобретательностью. Он са­жал своих жертв на кол через рот вниз головой, протыкал кольями сбоку, сзади, через грудь, пу­пок. В своей резиденции в Снагове Дракула казнил около ста ты­сяч человек. Истории о выходках трансильванского князя разош­лись по всей Европе еще при его жизни.

Однако, несмотря на много­численные убийства, по-настоя­щему вкуса крови Дракула так и не попробовал. А румынские ис­торические хроники даже называ­ют его национальным героем за организацию обороны Трансильвании от турок.

Бессмертный же Дракула-вампир “родился” на четыре века поз­же. В 1897 году никому тогда не известный ирландский писатель Брэм Стокер издал роман “Драку­ла”, в котором зачем-то понизил князя в звании до графа (впрочем, графский титул был тогда в Евро­пе моднее княжеского). Роман стал популярным. Его перевели чуть ли не на все языки мира, за исключением разве что нанайско­го. После этого вампирские рома­ны стали выходить из-под пера разных писателей, как говорится, пачками. А с появлением кино эта тема стала наиболее модной, при­чем эта мода не затухает до сих пор.

Почему же у Стокера Дракула стал кровопийцей? Может быть, тогда в Трансильвании водились другие вампиры, страсти которых писатель приписал Владу? Но нет. Исторические хроники свидетель­ствуют лишь о том, что тогда же в тех местах жила графиня Эржабет, которая по примеру Клео­патры убивала своих молодых слу­жанок, чтобы омываться их кро­вью, потому что верила, что это предотвращает старость. Чтобы наполнить ванну, она убивала до тридцати девушек, тела которых потом тайно хоронили. Кстати, этих девушек забирали у родите­лей якобы для обучения в дом молодой образованной графини. Естественно, родители больше никогда не видели своих чад. Ког­да преступления Эржабет были разоблачены, ее судили и по приговору заживо замуровали в одном из подвалов ее же замка, о чем сохранились официальные документы. Изучение этих доку­ментов историками позволило сделать вывод, что Брэм Стокер их читал и даже использовал в процессе написания романа “Дра­кула”. Но ни князь Цепеш, ни Эржабет Баторий не пили кровь своих жертв. Что ж, Стокер имел право на художественный вымы­сел для усиления пугающего эф­фекта своего произведения. Беда в том, что некоторые слишком впечатлительные читатели вос­приняли роман как руководство к действию.

КЛУБЫ ПОКЛОННИКОВ:
До выхода романа Брэма Сто­кера вампиры повсеместно счита­лись неполноценными существа­ми, живущими на кладбищах и болотах, где они и подлавливали случайных прохожих. Стокер при­дал своему Дракуле подчеркнутый аристократизм и скрытую сексуаль­ность, то есть две составляющие притягательности. И недаром в конце XIX века экзальтированные читательницы настолько сходили с ума по кровожадному герою, что в моду вошли смертельная блед­ность кожи и подчеркнутая худо­ба. Одновременно начали появ­ляться многочисленные клубы дра- кулофилов. Существующий до сих пор Нью-Йоркский центр Дракулы выпускает посвященные ему пе­риодические издания (справочни­ки, бюллетени, дайджесты). А в Сан-Франциско известный вампи- ролог Джон Веллитуни издает “Джорнел оф вампиролоджи”. Об­щество графа Дракулы из Лос-Ан­джелеса занимается изучением средневековых вампиров и печа­тает годовые отчеты о своей дея­тельности. Появилась даже отдель­ная наука — конспирология. Она занимается изучением всяческой нечисти: вампиров, оборотней, вурдалаков, упырей и т.п. Сло­вом, поклонники литературного Дракулы, ученые и просто люби­тели острых ощущений — по жиз­ни нормальные люди, которые не имеют ничего общего с кровавы­ми трапезами.

РЕАЛЬНЫЕ ВАМПИРЫ:
Но, как уже говорилось, тво­рения Брэма Стокера и его лите­ратурных последователей стали своего рода инструкцией для лю­дей с поврежденной психикой. Так, в американской прессе было опубликовано интервью с некоей госпожой Пресли. Она открыто признала, что предлагает мужчи­нам секс в обмен на порцию их крови. По. ее словам, она надре­зает руку “донора” с внутренней стороны и очень осторожно выса­сывает кровь.

А вот история юного вампира, который наверняка не читал роман Стокера. Это южноафриканский мальчик, обиженный природой: у него лысая голова, кошачьи глаза и чешуйчатая кожа. Так вот, ког­да он видит обнаженные руки лю­дей, то норовит вцепиться в них зубами.

В былые времена у нас было бы официально заявлено, что все это — выкрутасы разлагающегося империализма, а в нашей стране такое невозможно. Оказывается, возможно. Взять хотя бы Николая Джумгалиева, которого еще 25 лет назад в Институте Сербского признали невменяемым. Этот че­ловек служил в десантных войсках, затем возглавлял пожарную коман­ду, а в конце концов докатился до вампиризма и каннибализма. В архивах МВД сохранились протоколы его допросов. Так вот, на одном из них он в сердцах заявил следователю: “Эх, начальник, если бы ты попробовал крови, ты бы понял, что это такое”. А еще из этих протоколов следует, что к вампиризму Николая толкнуло зна­комство с книгой “Черный туман”. Это редкая магическая книга ор­дена средневековых восточных тамплиеров, которые известны как сатанисты, практиковавшие кровавые ритуалы. Кровь они бра­ли у смертельно напуганных лю­дей, и считалось, что она вызы­вала у пьющего диаметрально противоположные чувства: уверен­ность в себе, сознание собствен­ного мужества, ощущение силы.

Джумгалиев давно изолирован. Но практика показывает, что пос­ле его “ухода от дел” вампиризм в России не прекратился. Вот изложение милицейского протокола тех времен, когда сту­дентов и интеллигенцию еще по­сылали на картошку. Во время сельскохозяйственных работ один питерский студент набросился на своего товарища и жестоко поку­сал его. Покусанного доставили в больницу, а виновника — в мили­цию, где он ничего не мог вспом­нить о случившемся. В ходе даль­нейших допросов выяснилось, что книгу “Черный туман” он не толь­ко не читал, но даже и не знает о ее существовании.

Стало быть, не литература тол­кает людей к кровопитию. А что же? Одно из объяснений вампи­ризму попытался дать канадский ученый Джон Дольфин. Он назвал его следствием генетического сбоя, который приводит к скоп­лению под кожей пигмента пор­фирита. Такие люди боятся солн­ца, имеют искаженные черты лица. В равновесие организм при­водит только потребление гемо­глобина в большом количестве. Многие ученые считают это объяс­нение недостаточно проработан­ным. И потом тот же Джумгалиев и студент, попытавшийся испро­бовать крови своего однокурсни­ка, действовали средь бела дня, да и лица у них совсем не были искаженными. Словом, вампиризм до сих пор остается для науки загадкой. Не по силам пока ее разрешение и спе­циалистам, изучающим аномаль­ные явления. Так что ответа на вопросы, связанные с этим, ос­тается только ждать.

Моему дорогому другу Хомми-Бегу

Последовательность, в которой представлены эти бумаги, станет понятна по мере их прочтения. Все ненужное опущено, чтобы эта история, сколь бы невероятной она ни казалась по современным меркам, выглядела как бесспорный факт. Здесь нет ни слова о прошлом, в отношении которого можно заблуждаться, но все отобранные свидетельства зафиксированы по горячим следам и отражают точку зрения и меру понимания участников событий.

© И. С. Веселова, составление, комментарии, 2014

© А. Парфенова, вступительная статья, 2014

© ЗАО Фирма «Бертельсманн Медиа Москау АО», издание на русском языке, художественное оформление, 2014

«Дракула» Брэма Стокера

Роман «Дракула» Брэма Стокера никогда, за более чем столетнюю историю, не переставал печататься. Невероятная популярность, которую он обрел после первой же публикации в 1897 году и которая продолжает жить и эволюционировать с каждой новой версией, является вполне закономерным явлением. В основе романа лежат образы и идеи, которые делают его привлекательным и интригующим для читателей любой эпохи, и даже для нас, живущих спустя столетие после смерти автора.

Своим статусом культового жанрообразующего романа западноевропейской литературы «Дракула» обязан не только острым поворотам сюжета. Роман является глубоким погружением в темы, которые всегда будут волновать людей. В нем есть всё: стереотипы массовой культуры, Фрейд, Юнг, табуированные в Викторианскую эпоху темы женской сексуальности и гомосексуализма. Стокер исследует природу иррационального страха, заглядывает в лицо самому корню зла и видит в нем объект сочувствия. Он играет с читателем, уводя его все дальше и дальше в лабиринт голосов и воспоминаний, стирая границу между реальностью и городской легендой.

Роман «Дракула», как и сам граф, таит в себе множество секретов и скрытых смыслов. Для того чтобы понять секрет его нестареющей популярности, нужно заглянуть в его истоки.

Стокер собирал материалы и писал «Дракулу» в течение семи лет, о чем свидетельствуют его дневники. Однако некоторые исследователи творчества знаменитого ирландца находят предпосылки к написанию «Дракулы» еще в раннем детстве писателя.

Рожденный в 1847 году в Дублине в семье государственного служащего и писательницы, Абрахам «Брэм» Стокер рос болезненным ребенком. Его мать много времени проводила у его постели, развлекая мальчика кельтскими легендами о кровожадных божествах и духах потустороннего мира. Эти рассказы впервые зародили в юном писателе мысль о том, что в современном мире есть место необъяснимому потустороннему злу. Хотя в ирландских мифах нет вампиров, ими изобиловало бульварное чтиво того времени. Так называемые «копеечные ужасы» – дешевые издания, полные крови, живых мертвецов и испуганных юных девиц, были весьма популярны в то время. Начавшаяся в 1870 году реформа образования способствовала повсеместному повышению уровня грамотности в Британии, однако никак не прививала массам вкус к высокой литературе. Даже если Стокер и не читал сами брошюры, он, безусловно, был знаком с их первоисточниками – готическими романами начала ХIX века.

Став взрослым, Стокер увлекся литературой и театром, чему сильно способствовала его близкая дружба с Оскаром Уайльдом и женитьба на молодой актрисе, легендарной дублинской красавице Флоренс Балкомб. Через пять дней после свадьбы, в 1878 году, Стокер переезжает в Лондон и становится управляющим театром «Лайсиум», звездой которого является еще один его близкий друг – актер Генри Ирвинг. Ирвинг – фигура таинственная и неоднозначная. Современники говорили о нем, что актер одним только взглядом мог зомбировать целый зал зрителей. Ирвинг прославился благодаря ролям Мефистофеля и Ричарда III. Он был высоким и субтильным, с пронзительным взглядом и седыми висками, чем сильно напоминал описание самого графа, которое Стокер дает в «лондонских» главах романа, после преображения Дракулы из безобразного старика в мрачного обитателя Лондона.

Тем временем тема жестокого и сверхъестественного набирает все большую популярность в массовой культуре. Один за другим в свет выходят «Странная история Доктора Джекила и Мистера Хайда» Роберта Льюиса Стивенсона и «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. Пускай ни один из этих сюжетов не связан напрямую с вампиризмом, оба романа пронизаны идеей персонифицированного зла и урбанистической готикой. В 1888 году на улицах Лондона начинает орудовать Джек Потрошитель.

Несмотря на большую занятость на своей работе в театре и семейную жизнь, Стокер всегда находил время, чтобы писать. «Дракула» – его пятый роман. Ни один из предыдущих не имели ни успеха, ни признания у критиков, но писатель не сдавался. Он посвятил «Дракулу» своему другу и редактору, модному викторианскому писателю Холлу Кейну.

Стокер подошел к сбору материала очень серьезно. «Дракула» написан в очень модном в Викторианскую эпоху эпистолярном жанре. Эту повествовательную модель он выбрал неслучайно. Она позволила автору слой за слоем раскрывать свой замысел, она дала роману заговорить голосами всех главных персонажей, кроме самого Дракулы, тем самым сделав его еще более загадочным.

В 1890 году Стокер с семьей проводит отпуск в приморской деревушке Уитби в графстве Северный Йоркшир. Именно там, в местной библиотеке, он натыкается на пересказ биографии своего будущего героя. Стокер прославил эту деревню, сделав ее местом первой высадки Дракулы на берега Англии в виде огромного пса. В найденной им статье рассказывалось про Влада II по прозвищу Дракон и его сына Влада III, сына Дракона, получившего в народе прозвище Цепеш за свою невероятную жестокость. Слово «дракон» на древнерумынском языке звучало как «дракул».

Первоначально главного героя романа звали граф Вамир. Стокер переименовал его в последний момент. Кто знает, было ли это случайностью или внезапным озарением, но само слово «дракула», такое непривычное, незнакомое, экзотическое для англоязычного читателя, на много столетий вперед стало синонимом ужаса.

Стоит заметить, что в исторических источниках нет никаких записей о том, что граф действительно пил человеческую кровь. Да и рассказы о его невероятной жестокости, вполне возможно, были преувеличены летописцами в силу политической ситуации в Восточной Европе того времени. Однако источники неоднократно упоминают о пристрастии Влада III к пыткам и наказаниям. В частности, к «очищению» согрешивших до свадьбы девиц с помощью каленого железа и поеданию предателями собственных детей в наказание за государственную измену. Да и чего еще ожидать от политического лидера Средних веков, чей век почти всегда был кровавым и коротким, а главным оружием был страх.

Дракула Стокера – сборный портрет. От Влада-старшего он взял прошлое великого воина-полководца, а от младшего – непреступную крепость и кровавый след в истории. Однако Стокер сделал то, что до него не делал никто из авторов викторианских ужасов, – он сделал своего героя реальным. Именно то, что граф Дракула действительно жил, дышал и наверняка убивал, делает его таким страшным, волнующим и многогранным и отличает от любого мифа.

Вампиры до «Дракулы» – это разлагающиеся ходячие мертвецы, терроризирующие далекие аббатства и не имеющие ничего общего с тем привлекательным гламурным образом, ставшим стереотипом в наши дни. Именно Стокер избавил вампиров от когтей и лишних волос, научил их говорить и очаровывать, дал им власть над умами и длинный черный плащ с алой подкладкой. Он же научил мир, как справиться с вампиром. В одной из глав романа доктор Ван Хелсинг подробно описывает необходимые атрибуты охотника: святая вода, распятие, чеснок, серебро. Целиться обязательно в сердце, а потом отрубить голову.

Когда роман вышел в свет, вот что написали о нем в «Манчестер Гардиан»: «Человечество больше не страшится монстров и сверхъестественного. Хоть мистер Стокер и подошел к теме с большим энтузиазмом и мастерством, роман производит впечатление скорее пародии и гротеска, чем ужаса… Целый роман о средневековых страшилках – большая ошибка с точки зрения художественного замысла».