Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Игорь Николаев - История России с древнейших времен до конца XX века. Андрей Сахаров - История России с древнейших времен до конца XVII века

Игорь Николаев - История России с древнейших времен до конца XX века. Андрей Сахаров - История России с древнейших времен до конца XVII века

Автор этих строк, посвятивший немало лет изучению массовых источников по аграрной истории России, со временем обнаружил четкие контуры существенного влияния природноклиматического фактора на российский исторический процесс. С выходом ряда публикаций по этой проблеме появились и ученые, в свою очередь обнаружившие проявления этого фактора. В итоге был создан коллектив, предпринявший разработку нового курса российской истории.

В последние десятилетия в историографии отечественной истории наблюдается резкое повышение интереса к концептуальным построениям курса русской истории. Выходит огромное количество книг. Однако многие из них по-прежнему создаются в традиционном плане, молчаливо исходя из отрицания какой-либо существенной роли в развитии российского социума природно-климатического фактора. В то же время современная публицистика с недавних пор довольно часто подчеркивает суровый, холодный климат нашей страны. Правда, дальше констатации этого факта дело не идет. Да и в курсах отечественной истории фиксация суровых природных условий не сопряжена с выявлением особенностей российского исторического процесса.

В предлагаемой вниманию читателей «Истории России с древнейших времен до начала XXI века» в трех книгах предпринята попытка анализа как непосредственных, так и опосредованных проявлений воздействия природно-климатического фактора на исторический процесс в нашей стране.

Общеизвестно, что на заре человечества природа и климат сыграли громадную роль в становлении рас и народов. Мыслители западного Средневековья отчетливо сознавали, что деятельность людей, их жизненные потребности обусловлены средой обитания, а условия географической среды во многом определяли психический склад народов и их исторические судьбы. Влияние природно-климатического фактора ярко прослеживается не только в том случае, когда сопоставляются, с одной стороны, страны Двуречья и Нила, а с другой - страны севера Европы, но и в том случае, когда сравниваются исторические судьбы и темпы развития запада и востока Европы.

Важнейшей особенностью экономики Российского государства всегда был необычайно короткий по времени для земледельческих обществ рабочий полевой сезон. На западе же Европы, благодаря теплым течениям Атлантики и влиянию атлантических циклонов, этот сезон был примерно вдвое длиннее, а «мертвым сезоном», когда львиная доля работ на полях прекращалась, были лишь декабрь и январь. Эта не бросающаяся горожанину в глаза деталь носит между тем фундаментальныйхарактер. так как столь кардинальное различие в производственных условиях функционирования земледельческих обществ радикальным образом влияло на экономическое, политическое и культурное развитие запада и востока Европы. В основных европейских странах благоприятные природно-климатические условия способствовали не только росту совокупного прибавочного продукта в виде высоких урожаев, но и развитию широкого спектра неземледельческих занятий, росту городов, промышленности, культуры и т. д., создавали более комфортные условия быта. При таком типе развития роль государства в создании так называемых всеобщих условий производства была всегда минимальна, а центр тяжести развития был «внизу»: в крестьянском хозяйстве, в хозяйстве горожанина ремесленника и купца. Феодальной сеньории и городской коммуне была свойственна максимальная активность их административной, социальной и социокультурной функций. В конечном счете отсюда проистекало удивительное богатство и разнообразие форм индивидуальной деятельности, бурное развитие промышленности и торговли, культуры, науки, искусства.

На просторах Восточно-Европейской равнины с ее резко отличными от Запада природно-климатическими условиями ситуация была совсем иной. Преобладание неплодородных почв и необычайная кратковременность рабочего цикла земледельческих работ делали индивидуальное крестьянское хозяйство не только малоэффективным, но и напрямую зависимым в критические моменты производства от помощи крестьянской общины Даже в этих условиях, требующих величайшего напряжения сил и мобилизации всех ресурсов семьи, - русский крестьянин не достигал необходимой степени концентрации труда. Отсюда невысокая агрикультура, низкая урожайность, скудная кормовая база скотоводства, отсутствие удобрений, что в конечном счете приводило к низкому объему совокупного прибавочного продукта в масштабах целостного социума. Подобная ситуация, казалось бы, должна была обречь нашу страну на многовековое существование лишь примитивного земледельческого общества. Однако потребности более или менее гармоничного развития общества вызывали к жизни и в конце концов порождали своего рола компенсационные механизмы, помогавшие преодолеть отрицательное воздействие неблагоприятных условий жизнедеятельности. Одним из таких механизмов была просуществовавшая целое тысячелетие община, выручавшая каждое индивидуальное крестьянское хозяйство в критические моменты производства. Другим механизмом явилось, по завершении объединения русских земель, создание жестких рычагов власти по изъятию необходимого обществу совокупного прибавочного продукта, обеспечивающего в первую очередь функционирование самого государства. Это выразилось в становлении российского самодержавия и неотделимого от него режима крепостного права. Созданное на востоке Европы Русское самодержавное государство, как показано в данном курсе, отличалось целым рядом институциональных особенностей, вызванных опосредованным влиянием окружающей среды. Самой трудной для него была задача создания крупной промышленности. Слабая продуктивность российского земледелия заставляла включаться в него практически весь социум. И только усилиями государства в XVII–XVIII вв. в России была создана крупная промышленность, правда, большей частью на основе подневольного крепостного труда. Но, тем не менее, она была создана. Были сооружены оборонительные системы, обеспечивающие освоение южных и юго-восточных пространств страны. Посредством подневольной мобилизации огромных масс народа была создана и необходимая инфраструктура (дороги, гавани, верфи, сама блистательная столица Российской империи). В итоге многовековых усилий держава достигла грандиозных успехов, став сильнейшим европейским государством. Однако итог такого развития был асимметричным, ибо подавляющее большинство населения страны попрежнему продолжало заниматься земледелием, экстенсивный характер которого и низкая урожайность постоянно требовали все новых рабочих рук и роста эксплуатации крестьянства. В XIX столетии европеизация дворянской элиты и разночинной интеллигенции достигла высокого уровня. Географическая близость России и Европы резко усиливала в обществе иллюзии близости путей развития. Между тем вопиющий контраст с Западом - отсталость деревни и огромного большинства населения - будоражил общественную мысль, заставлял ее искать выход из создавшегося положения, в том числе посредством радикальных левых идей. К середине этого века, когда промышленность России достигла внушительного развития, компенсационные механизмы общинного уклада жизни крестьянства и жесточайший режим крепостничества лишились энергии своего поступательного развития. Российское общество было обречено на мучительные поиски новых путей, средств и способов развития, которые дали бы мощный импульс аграрному развитию.

Реформа 1861 г., ликвидировав в основном крепостное право и положив начало буржуазным реформам, дала простор, хотя и ограниченный, капиталистическому развитию страны. Тем не менее аграрный вопрос тяжелейшими веригами лежал на плечах общества. Земля по-прежнему цепко держала огромнейшую часть населения. Парадоксальное аграрное перенаселение старого земледельческого центра сдерживалось организацией массовых переселений на восток страны. В свою очередь, российская промышленность, пережив в 1890-е гг. стремительный подъем, тем не менее, была не в силах поглотить этот «излишек» населения, поскольку по-прежнему общий объем реальной продукции земледелия был далек от необходимой нормы. Прогрессивные попытки П. А. Столыпина создать крупное товарное крестьянское хозяйство за счет ликвидации общины в течение примерно 20 лет не учитывали повседневную острую актуальность архаичной общины в выживании российского крестьянства. Итог известен - три революции начала XX века.

М.: 2013. - 448 с.

Учебник крупнейших учёных-историков А.Н. Сахарова и Н.В. Загладина охватывает курс истории человечества с древнейших времён до конца XIX в. на базовом уровне обучения. Особое внимание уделяется роли и месту России в мировой истории, чей самобытный путь развития органично встроен в событийную канву мирового исторического процесса. Вопросы и задания учебника, а также рубрика «Практикум» направлены на развитие основных универсальных учебных действий и отработку навыков проектной деятельности. Учебник предназначен для общеобразовательных учреждений: школ, гимназий, лицеев и колледжей.

Формат: pdf

Размер: 20 Мб

Смотреть, скачать: 29

Формат: djvu

Размер: 11 ,2 Мб

Смотреть, скачать: 29 .12.2017г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Русское слово" (см. примечание)

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Раздел I. ПУТИ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ИСТОРИИ
§ 1. Этапы развития исторического знания 4
§ 2. Основы исторической науки 8
§ 3. Россия во всемирной истории 16
Раздел II. ОТ ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ
§ 4. У истоков рода человеческого 22
§ 5. Государства Древнего Востока 31
§ 6. Культура стран Древнего Востока 40
§ 7. Цивилизация Древней Греции 46
§ 8. Древнеримская цивилизация 53
§ 9. Культурно-религиозное наследие античной цивилизации 62
Раздел III. РУСЬ, ЕВРОПА И АЗИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА
§ 10. Европа в эпоху раннего Средневековья 70
§ 11. Рождение исламской цивилизации 78
§ 12. Славяне в раннем Средневековье 83
§ 13. Образование Древнерусского государства 91
§ 14. Расцвет Древней Руси 98
§ 15. Социально-экономическое развитие Древней Руси 107
§ 16. Политическая раздробленность Руси 114
§ 17. Культура Руси X - начала XIII в. Зарождение русской цивилизации 122
§ 18. Католический мир на подъёме 130
§ 19. Государства Азии в период европейского Средневековья. Падение Византии 137
§ 20. Монгольское нашествие на Русь 142
§ 21. Русь между Востоком и Западом. Политика Александра Невского 148
§ 22. Западная Европа в XIV-XV вв 155
§ 23. Европейская культура, наука и техника в Средние века 163
§ 24. Мир за пределами Европы в Средние века 170
§ 25. Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы 174
§ 26. Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского 181
§ 27. Междоусобная война на Руси 190
Раздел IV. РОССИЯ И МИР НА РУБЕЖЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (КОНЕЦ XV - XVII в.)
§ 28. На заре новой эпохи 194
§ 29. Западная Европа: новый этап развития 201
§ 30. Тридцатилетняя война и первые революции в Европе 209
§ 31. Образование Русского централизованного государства 217
§ 32. Правление Ивана TV Грозного 225
§ 33. Культура и быт России в XIV-XVI вв 236
§ 34. Смутное время на Руси 244
§ 35. Россия при первых Романовых 253
§ 36. Экономическое и общественное развитие России в XVII в 262
§ 37. Россия накануне преобразований 268
§ 38. Культура и быт России в XVII в 274
Раздел V. РОССИЯ И МИР В ЭПОХУ ЗАРОЖДЕНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
§ 39. Промышленный переворот в Англии и его последствия 280
§ 40. Эпоха Просвещения и просвещённый абсолютизм 286
§ 41. Государства Азии в XVII-XVIII вв 292
§ 42. Россия при Петре I 298
§ 43. Россия в период дворцовых переворотов 303
§ 44. Расцвет дворянской империи 309
§ 45. Могучая внешнеполитическая поступь империи 315
§ 46. Экономика и население России во второй половине XVIII в 320
§ 47. Культура и быт России XVIII в 327
Раздел VI. РОССИЯ И МИР В КОНЦЕ XVIII-XIX В.
§ 48. Война за независимость в Северной Америке 336
§ 49. Великая французская революция и её последствия для Европы 342
§ 50. Европа и наполеоновские войны 349
§ 51. Россия в начале XIX в. Отечественная война 1812 г. 354
§ 52. Россия и Священный союз. Тайные общества 359
§ 53. Реакция и революции в Европе 1820-1840-х гг 365
§ 54. Европа: облик и противоречия промышленной эпохи 371
§ 55. Страны Западного полушария в XIX в. Гражданская война в США 376
§ 56. Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока 382
§ 57. Россия при Николае I. Крымская война 389
§ 58. Воссоединение Италии и объединение Германии 394
§ 59. Россия в эпоху реформ Александра II 400
§ 60. Правление Александра III 406
§ 61. Общественно-политическое развитие стран Запада во второй половине XIX в 412
§ 62. Власть и оппозиция в России середины - конца XIX в 417
§ 63. Наука и искусство в XVIII-XIX вв 421
§ 64. Золотой век русской культуры 427
Заключение 443

В.В. Барабанов, И.М. Николаев, Б.Г. Рожков

История России с древнейших времен до конца XX века

Под редакцией профессора В.В. Барабанова

Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для абитуриентов высших учебных заведений

К читателю

Перед вами учебное пособие, которое может оказать реальную помощь в подготовке к экзаменам по истории России, в том числе к единому государственному экзамену по этому предмету.

Авторы подошли к отбору материала таким образом, чтобы максимально учесть требования образовательного минимума, примерных школьных программ, а также примерной программы вступительных экзаменов по истории России в высшие учебные заведения. Также была учтена практика приема экзамена по этой дисциплине в вузах Российской Федерации, сложившаяся в последние годы.

Изложение исторического материала в пособии отличается краткостью, а по своей структуре приближено к вопросам экзаменационных билетов. Большое внимание уделено наиболее сложным для понимания абитуриентов проблемам отечественной истории. С этой целью в пособие включены историографические справки под рубрикой «Мнения историков». По замыслу авторов, данные материалы будут полезны тем, кто выберет для себя повышенный уровень подготовки, необходимый для поступления на факультеты, где экзамен по истории является профилирующим. Также историографические очерки помогут лучше разобраться в сложных процессах отечественной истории.

Пособие предлагает, прежде всего, базовый уровень знаний по истории, то есть факты, события, понятия, идеи, без которых невозможно понять исторические процессы и явления.

Большую помощь при подготовке к экзамену могут оказать справочные материалы, помещенные в пособии, – словарь исторических терминов и понятий, хронологическая таблица важнейших событий отечественной истории, а также персоналии. В самом тексте выделяются опорные даты (полужирным шрифтом) , а хронологическая таблица позволит запомнить большой объем фактов и событий. Словарь может использоваться при повторении и самоконтроле за запоминанием экзаменационного материала. Для лучшего усвоения термины и понятия выделены в тексте курсивом .

В пособии изложение событийного материала носит, как правило, конспективный характер. Однако некоторые сюжеты, вызывающие у абитуриентов затруднения, раскрыты более подробно. Особое внимание уделено темам, которые недостаточно освещены в других пособиях и учебниках.

Проблемная постановка некоторых вопросов в экзаменационных билетах определила и проблемное их изложение в данном пособии (образование централизованного государства, церковь и государство в разные историческое периоды, сталинские репрессии в СССР и др.).

Следует отметить, что в пособии рассматривается ряд дискуссионных вопросов. Абитуриентам предлагается алгоритм нахождения ответов на подобные вопросы. При использовании материалов пособия они смогут не только изложить эти проблемы, но и сформировать свою точку зрения.

Отдельный раздел пособия посвящен истории культуры. Такое расположение материала позволяет проследить развитие культурных процессов на протяжении многих веков и в то же время облегчает повторение этого материала.

В пособие включены тесты по всем разделам отечественной истории. Они помогут проверить и закрепить знания, полученные в ходе подготовки к экзамену. Тесты будут также полезны тем, кто решит вместо устного экзамена по истории пройти тестирование.

На экзамене абитуриент должен показать:

Знание фактического материала;

Владение историческими понятиями и терминами;

Умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями;

Способность анализировать и сопоставлять факты, делать выводы;

Умение ориентироваться в исторической карте;

Знание хронологии важнейших исторических событий и явлений.

Пособие написано преподавателями факультета социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: В.В. Барабановым (разделы I–III, XIII–XV), И.М. Николаевым (разделы IV–VII, XV), Б.Г. Рожковым (разделы VIII–XII, XV, тесты).

Раздел I. Древняя Русь

Славянский мир. Восточные славяне в древности

Предыстория восточных славян своими корнями уходит в глубокую древность. Они относятся к индоевропейской языковой группе, их прародиной считаются северные склоны Карпатских гор. О восточных славянах под именем венедов, славян или антов упоминают византийские источники. От Карпат славяне двинулись на юг, северо-запад и восток, образовав три ветви славянских племен: южных (балканские славяне), западных (чехи, моравы, поляки) и восточных. Восточные славяне в VI–VII в. пришли на Днепр, а затем постепенно достигли озера Ильмень и верховий Оки. Восточнославянские племена расселились следующим образом: поляне, древляне и дреговичи обосновались на правом берегу Днепра, северяне, радимичи и вятичи перешли Днепр и поселились на его левобережье, причем вятичи продвинулись даже на Оку, кривичи проникли далеко на север и заняли территории в верховьях Волги и Западной Двины, словене (ильменские славяне) обосновались вокруг озера Ильмень.

Передвижения славян зависели от других народов, прежде всего литовских и угро-финских племен. На раннюю историю славян оказали влияния и перемещения кочевых народов (готы – III в., гунны – IV в.). С VI в. в степной зоне усиливается активность тюркоязычных племен, к числу которых принадлежали авары (обры). В середине VIII в. приднепровские славяне вынуждены подчиниться хазарам, которые прочно обосновались в степях Прикаспия и Причерноморья. В Хазарское государство (каганат) входили разноязычные народы, отличающиеся друг от друга по верованиям, но господствующая группа населения Хазарского каганата исповедовала иудаизм. Установив контроль над низовьями Днепра, Дона, Волги, хазары и другие племена стали активно вести торговлю. Отношения между завоевателями-хазарами и покоренными ими славянами не были спокойными. С возникновением у славян государственности противостояние между ними усилилось.

К числу соседей восточных славян принадлежали варяги , которые тоже оказали воздействие на развитие восточнославянских племен. Варягами славяне и другие народы называли норманнов, выходцев из Скандинавии. С IX в. их военные и торговые дружины появились в землях восточных славян. Их привлекала Византия (торговля с греками и арабами, военные набеги за добычей). Варяги постоянно взаимодействовали со славянскими племенами, по землям которых проходил знаменитый торговый путь «из варяг в греки».

МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ

Существует много гипотез о происхождения славян. Одна из миграционных теорий получила название «дунайской», или «балканской». Появилась она в Средние века, и ее долгое время разделяли историки XVIII – начала XX в. Дунайскую прародину славян признавали С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и другие историки. По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Он утверждал, что «история России началась в VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат». Отсюда часть славян расселилась на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII–VIII вв.

К эпохе Средневековья относится появление еще одной миграционной теории происхождения славян, получившей название «скифско-сарматской». Ее последователи утверждали, что предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и стали известны как «скифы», «сарматы», «аланы», «роксоланы». Постепенно предки славян расселились из Северного Причерноморья на запад и юго-запад.

Оригинальную теорию происхождения славян выдвинул крупный историк и языковед академик А.А. Шахматов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн рек Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда на рубеже II–III вв. славяне под именем венедов продвинулись на Нижнюю Вислу. Шахматов считал Нижнюю Вислу второй прародиной славян.

В противоположность теориям миграционного характера происхождения славян существуют точки зрения, согласно которым славяне являлись коренными жителями тех мест, где они обитали с глубокой древности. Отечественные историки, указывая на сложность процесса возникновения того или иного этноса, в том числе и славянского, подчеркивали, что этот процесс основывается на взаимодействии множества племен с последующим их объединением. Он связан с различными стадиями постепенного культурного и языкового развития. Роль переселений в этом развитии, по мнению этих историков, является второстепенной.

Пособие для поступающих в вузы

Введение

Тема 1. Происхождение и ранняя история восточного славянства.

Тема 2. Образование древнерусского государства.

Тема 3. Древняя Русь Х-начала ХII вв.

Тема 4. Принятия христианства и начало становления российской православной цивилизации.

Тема 5. Государственная раздробленность Древней Руси.

Тема 6. Культура Древней Руси.

Тема 7. Борьба народов Руси за независимость в XIII в.

Тема 8-9. Объединение русских земель и образование Московского государства.

Тема 10. Русская культура середины XIII-ХV вв.

Тема 11. Социально-экономическое развитие России в первой половине ХVI в.

Тема 12. Социально-политическое развитие России в ХVI в.

Тема 13. Закрепощение крестьян в России

Тема 14. Русская культура в конце XV-XVI вв.

Тема 15. Социально-политическое развитие России в начале ХVII в.

Тема 16. Социально-экономическое развитие России в ХVII в.

Тема 17. Социально-политическое развитие России в ХVII в.

Тема 18. Внешняя политика России в ХVII в.

Тема 19. Русская культура в ХVII в.

Тема 20. Эпоха петровских преобразований

Тема 21. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в.

Тема 22. Эпоха дворцовых переворотов

Тема 23. Русская культура первой половины ХVIII века.

Тема 24. Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

Тема 25. Внутренняя политика 60-90-х гг. XVIII в.

Тема 26. Восстание под руководством Е.И. Пугачева (1773-1775 гг.)

Тема 27. Внешняя политика 60-90-х гг. XVIII в.

Тема 28 . Русская культура 60-90-х гг. ХVIII века.

Тема 29. социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

Тема 30. Внутренняя политика первой четверти XIX в.

Тема 31. Внешняя политика России первой четверти XIX в.

Тема 32. Движение декабристов.

Тема 33. Внутренняя политика второй четверти XIX в.

Тема 34. Общественное движение второй четверти XIX в.

Тема 35. Внешняя политика 1825-1856 гг.

Тема 36. Культура России первой половины ХIХ в.

Тема 37. Социально-экономическое развитие 1860-начале 1890-х гг.

Тема 38. Отмена крепостного права.

Тема 39. Внутренняя политика 1860-1881 гг.



Тема 40. Внутренняя политика 1881-1894 гг.

Тема 41. Общественное движение 60-90-х гг. XIX в.

Тема 42. Внешняя политика России второй половины XIX В.

Тема 43. России второй половины ХIХ В.

Тема 44. Развитие сельского хозяйства России в конце XIX-начале XX В.

Тема 45. Социально-экономическое развитие России в конце XIX-начале XX В.

Тема 46. Социально-политический кризис начала 1900-Х гг.

Тема 47. Внешняя политика России в конце XIX В.-1905 Г.

Тема 48. Первая Российская революция

Тема 49. Третьеиюньская монархия в 1907-1914 гг.

Тема 50. Столыпинская аграрная реформа 1906-1917 гг.

Тема 51. Внешняя политика России в 1906-1914 гг.

Тема 52. Россия в первой мировой войне в 1914-1916 гг.

Тема 53. Российская культура в начале ХХ века.

Тема 55. Россия в межреволюционный период

Тема 56. Октябрьская революция и Внутренняя политика большевков в первые годы советской власти

Тема 57. Гражданская война в России

Тема 58. Экономическая политика советского государства периода гражданской войны (1918-1920 гг.)

Тема 59. Новая экономическая политика

Тема 60. Национальная политика советского государства

Тема 61. Политическая борьба в РКП(б) в 1920-е годы.

Тема 62. Внешняя политика Советского государства в 1917-1920-е годы.

Тема 63. Развитие отечественной культуры в период 1917- середина 1920-х гг.

Тема 64. Социально-экономическое развитие СССР в конце 1920-х-30-е гг.

Тема 65. Общественно-политическое развитие СССР в 1930-е гг.

Тема 66. Внешняя политика СССР в конце 1920-х-1930-е гг.

Тема 67. Развитие отечественной культуры в конце 20-х - 30-е гг.

Тема 68. Великая Отечественная война.

Тема 69. СССР во второй половине 1940-х - начале 50-х гг.

Тема 70. Общественно-политическое развитие СССР в середине 1950-х-начале 60-х гг.

Тема 71. Социально-экономическое развитие СССР в 50-х - середине 60-х гг.

Тема 72. Внешняя политика СССР в середине 50 - начале 60-х гг.

Тема 73. "Оттепель" и советская культура в конце 50-х - 60-е гг.

Тема 74. СССР в середине 1960-х - начале 80-х гг.

Тема 75. Отечественная культура в 1960-е - середине 1980-х гг.

Тема 76. СССР в годы перестройки (1985-1991 гг.)

Тема 77. Внешняя политика СССР в годы перестройки.

Тема 78. Российская Федерация в 1991-2000 гг.

Тема 79. Внешняя политика Российской Федерации

Тема 1. Происхождение и ранняя история восточного славянства

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН

Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из-за отсутствия достоверных и полных письменных свидетельств об ареале их расселения и хозяйственной жизни быте и нравах. Первые достаточно скудные сведения содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.

1.1. Античные источники. Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитающих между германскими и сарматским племенами. При этом римский историк Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые, например, уничтожали пленных иноплеменников. Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохраняющих еще свое этническое единство и занимающих приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.

1.2. Византийские историки VI в. были более внимательны к славянам, т.к. они, окрепнув к этому времени, начали угрожать Империи. Иордан возводит современных ему славян - венедов, склавинов и антов - к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в У1-У111 вв.. Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и давлением других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (финно-угры, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы). Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства - восточной, западной и южной - участвовали представители всех группировок, зафиксированных Иорданом.

1.3. Древнерусские источники. Данные о восточнославянских племенах мы находим в Повести временных лет (ПВЛ) монаха Нестора (нач. ХII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дуная Нестор связывал с вавилонским столпотворением, приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их рассеиванию по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - волохов, вытеснивших славян с прародины.

Второй путь продвижения славян в Восточную Европу, подтверждаемый археологическим и лингвистическим материалом, проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень.

2. РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН К VIII В.

Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах:

1) поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье в полях и потому так и прозвавшиеся;

2) древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах;

3) северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по реке Десне, Суле и Северский Донец;

4) дреговичи - между Припятью и Западной Двиной;

5) полочане- в бассейне р. Полоты;

6) кривичи - в верховьях Волги и Днепра;

7-8) радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода ляхов (поляков), и были приведены, скорее всего, своими старейшинами - Радимом, который пришел и сел на р. Соже(приток Днепра) и Вятко - на р. Оке;

9) ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р.Волхов;

10) бужане или дулебы (с X в. они назывались волынянами) в верховьях Буга;

11) белые хорваты - в Прикарпатье;

12-13) уличи и тиверцы - между Днестром и Дунаем.

Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором.

3. ЗАНЯТИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

3.1. Земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры, используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины. В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а полевых трав.

С У111 в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала ХХ века.

3.2. Другие виды деятельности. Наряду со скотоводством славяне занимались и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развиваются ремесла, которые, правда, еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути из варяг в греки, связывающим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

4. ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

4.1. Военная демократия. Сложнее реставрируются общественные отношения восточных славян. Византийский автор Прокопий Кесарийский (У1 в.) пишет:

Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща. Скорее всего речь здесь идет о собраниях (вече) общинников, на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей - военных предводителей. При этом в вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины. Таким образом в этот период славяне переживали последний период общинного строя - эпоху военной демократии, предшествующую образованию государства. Об этом же свидетельствуют и такие факты как острое соперничество между военными вождями, зафиксированное другим византийский автором У1 в. - Маврикием Стратегом, появление рабов из пленных, набеги на Византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж военных предводителей и приводили к складыванию дружины, состоящей из профессиональных военных, соратников князя.

4.2. Переход от родовой общины к земледельческой. Кроме того происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владеющих всеми угодьями сообща приходит община, состоящая из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями и самостоятельно распоряжающихся продуктами своего труда.

4.3. Племенные княжения. Сведения о первых князьях содержатся в ПВЛ. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих княженье. Так в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.

Более достоверными являются данные арабского энциклопедиста ал-Масуди (Х в.), который писал о том, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение, названное им Валинана. Скорее всего речь идет о славянах-волынянах (летописных дулебах), чей союз был сокрушен, согласно данным ПВЛ, аварским нашествием в нач. У11 в. В трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куявии, Славии, Артании. Первый некоторые отечественные историки отождествляют с Киевом, второй - с Новгородом или его более древним предшественником. Месторасположение Артании продолжает вызывать споры. Видимо они представляли собой предгосударственные образования, включающие в себя ряд племенных союзов. Однако все эти местные княжения были мало друг с другом связаны, соперничали между собой и потому не могли противостоять мощным внешним силам: хазарам и варягам.

5. РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

5.1 Верования. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности- в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс. лет до н.э. С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись более новыми, а наслаивались друг на друга. Поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложна. Помимо этого обстоятельства воссоздание картины язычества славян затруднено и потому, что до сего дня практически не сохранилось письменных источников. По большей части - это христианские антиязыческие сочинения.

5.2. Боги. В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожениц, тесно связанный с поклонением предкам. Род - божественный образ родовой общины вмещал всю вселенную - небо, землю и подземное обиталище предков. Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя.

В дальнейшем славяне все более поклонялись великому Сварогу - богу неба и его сыновьям - Даждьбогу и Стрибогу - богам солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун - бог грозы, творец молний, который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины культ Перуна стал укрепляться. В языческий пантеон входили также Велес или Волос - покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков, Макошь - богиня плодородия и другие. Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в родственную мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом. Кроме того, мир восточных славян был населен многочисленными берегинями, русалками, лешими и пр.

1. Жрецы. Нет точных данных о языческих жрецах, видимо ими были летописные волхвы, боровшиеся в Х1 в. с христианством. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах - капищах (от старославянского капь - изображение, идол) богам приносились жертвы, включая человеческие. По умершим устраивали тризну, а затем труп сжигали на большом костре. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян.

5.4. Уровень развития. В целом, славянское язычество не могло удовлетворить потребностям зарождавшихся у славян государств, ибо оно не имело разработанной социальной доктрины, способной объяснить реалии новой жизни. Дробный характер мифологии препятствовал целостному пониманию восточными славянами природного и социального окружения. У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п.. К Х веку стала очевидной необходимость модернизации религиозной системы.

6.1. Миграции, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых землях приводили к складыванию восточнославянского этноса, состоящего из 13 племенных союзов.

6.2. Основой хозяйственной деятельности восточных славян становилось земледелие, возрастала роль промыслов и внешней торговли.

6.3. В новых условиях, в ответ на изменения, происходящие как внутри славянского мира, так и во внешней среде намечается переход от родовой демократии к военной, от родовой общины к земледельческой.

6.4. Усложняются и верования восточных славян На смену синкретическому Роду - главному богу славян-охотников с развитием земледелия приходит обожествление отдельных сил природы. Однако все более ощущается несоответствие существующих культов потребностям развития восточнославянского мира.

6.5. Итак, славяне У1-сер. 1Х вв., сохраняя основы общинного строя (общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций, т.е. обычного права, вечевую демократию), претерпевали как внутренние изменения, так и давление внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия образования государства.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Почему информация о жизни древних славян так скупа?

2. Покажите на карте расселение восточных славян. Определите особенности среды их обитания. Как эти особенности могли повлиять на хозяйственную деятельность и общественный быт отдельных племенных союзов?

3. Расскажите о хозяйственной деятельности восточных славян.

4. Определите основные черты эпохи военной демократии и назовите ранние политические образования восточных славян.

1. Что известно о языческих верованиях славян?

ЛИТЕРАТУРА

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (1Х-Х11 вв.). М., 1999. Лекции 1-3, 7.

История России с древнейших времен до 1861 г. / Под. ред. Н.И. Павленко) М., 1996.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси 1Х-Х1 веков. Смоленск, 1995.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.

Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.

Седов В.В. Славяне в древности и раннем средневековье. Т. 1-2. М., 1994, 1995.

Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995.

Топоров В.Н. Боги древних славян // Очерки истории культуры славян. М., 1996.

Энциклопедия для детей. т.5.ч.1. История России. От древних славян до Петра Великого. М.,1995.

Хрестоматия по истории России. Т.1. С древнейших времен до ХУ11 века. М.,1994.

Тема 2. Образование древнерусского

государства

1. Предпосылки

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов.

1.1. Социально-экономические предпосылки

1.1.1. Развитие земледелия. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в У11 - 1Х вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).

1.1.2.На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли.

1.1.3. В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Такая община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных небольших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило - производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.

Кроме того, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.

1.2. Социально-политические предпосылки.

1.2.1. Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.

1.2.2. Кроме того, борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В итоге, власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, все менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы все более отчуждались от интересов соплеменников.

1.3. Духовные предпосылки.

Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров росли его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников. Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины, он наделялся сверхъестественными силами и способностями, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации обожествлению княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

1.4. Внешнеполитические предпосылки. К внешним предпосылкам следует отнести то давление, которое оказывали на славянский мир его соседи - хазары и норманны.

1.4.1. С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Получая со своих соплеменников продукты сельского хозяйства и промыслов, в первую очередь, пушнину и меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.

1.4.2. С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Подлинным эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя.

1.4.3. Не случайно, также, что долгое время великие князья на Руси назывались по примеру мощного государственного образования Хазарского каганата - хаканами (каганами). Следует учесть и то, что существование в Низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов кочевников, которые, в предшествующие эпохи (гунны в 1У -У вв., авары в У11 в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению зародыша государственности.

В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам; некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы; однако, представляется, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в 1Х-Х вв.

2. Основные этапы СКЛАДЫВАНИЯ

ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.

2.1. На первом этапе образования древнерусского государства (VIII-середина IХ вв.) происходило вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров, которые упоминаются у восточных авторов. К IХ в. восходило появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.

2.2. На втором этапе (2-ая половина IХ- середина Х в.) процесс складывания государства ускорился, во многом, благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). ПВЛ сообщает о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На Юге хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.

2.2.1. Возникновение ядра восточнославянского государства. Данные Повести временных лет. Норманская теория. Летописец отмечает (под 862 годом), что славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула распря, и пошел род на род и воевати почаша сами на ся. (Скорее всего в летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати между которой шла борьба престижей). В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно-угры со словами: Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володеть нами решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их князю - Рюрику, с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде (по другим сведениям - в Старой Ладоге), Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 году его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивиших там Аскольда и Дира - норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти. Так, согласно летописной легенде, произошло образование русского государства.

Норманнская теория происхождения древнерусского государства. Эти летописные данные легли в основу т.н. норманнской теории, разработанной в ХУ111 в. немецкими учеными на русской службе. Ее сторонники приписывали создание государства варягам, давшим ему и свое имя - Русь. Крайние норманисты делали вывод об извечной отсталости славян, якобы не способных к самостоятельному историческому творчеству.

Некоторые дореволюционные и большинство советских историков, правда, с разных методологических позиций, оспаривали эту теорию.

Так, академик Б.А. Рыбаков доказывал, что варяги появились в Восточной Европе тогда, когда Киевское государство (возникшее, якобы, в VI в.) уже сложилось и использовались лишь как наемная военная сила. Летописные сведения о мирном призвании варягов он считал поздней вставкой, дописанной под влиянием политической конъюнктуры, сложившейся в Киеве в эпоху правления Владимира Мономаха. Русь же, по его мнению, - производное от реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева).

Современные исследователи, преодолевая крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам:

Процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам.

Рюрик - реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от заморских варягов (свеев), захватывает власть, подавив восстание под руководством Вадима (скорее всего местного племенного князя). Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства.

Существуют и другие точки зрения, отрицающие реальность Рюрика, но очевидно, что вопрос о происхождении Рюрика не связан с проблемой образования древнерусского государства

Норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско-дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов.

Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь из варяг в греки, подвел экономическую базу под складывающееся государство.

Этноним русь северного происхождения. И хотя летопись относит ее к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это собирательное имя (от финского ruotsi - гребцы) под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей и представляющих собой дружину князя. Тогда, с одной стороны, становится понятным быстрое распространение этого понятия, уже не связанного с какой-либо этнической группой, среди восточных славян, чья племенная верхушка сливалась с пришлым элементом, а с другой, - быстрая ассимиляция самих варягов, принимавших к тому же восточнославянские языческие культы и не державшихся за своих богов.

2.2.2. Объединение восточно-славянских племен. В эпоху правления Олега (879-912 гг.) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входящих в это объединение племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и воев (вооруженных свободных общинников) совершает в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли. Новые уступки заключались в соглашении от 911 г.

Игорь (912 -945 гг.) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор, а в 945 г. во время полюдья в древлянской земле был убит за требование дани сверх обычной.

2.3. Третий, завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги.

2.3.1. Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает погосты, где сидел боярин с малой дружиной. Погосты стали опорой княжеской власти на местах. Политика сына Ольги Святослава (964-972), добившегося победы над Хазарией и предпринявшего неудачные походы на Дунай (970-971), требовала мобилизации значительных сил. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли.

2.3.2. Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980-1015). Сын Святослава и Малуши,

Малуша в большинстве учебников названа рабыней или наложницей. Фактически же она являлась второй женой Святослава. У восточных славян дохристианского периода было распространено многоженство.

он хитростью победил своего брата Ярополка в борьбе за киевский стол. Его первые шаги не обещали каких-либо качественных изменений. Так в 981 г., продолжив политику расширения территории межплеменной федерации, он присоединил к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли.

Пытался он укрепить и языческую веру, а вместе с ней княжескую власть. С этой целью был создан пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди дружинников. Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир произвел своеобразную духовную революцию сверху - ввел в 988 г. христианство, установив обязательное отчисление десятой части полюдья в пользу православной церкви. Единобожная (монотеистическая) по своей сути религия, имевшая мощные традиции, тесно связанная со светской властью, позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства.

2.3.3. Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, стала замена Владимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность организовать население всей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей. Сам великий князь, как свидетельствуют былины, начал восприниматься народным сознанием уже не как воин - защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей.

3. основные признаки

ДРЕВНЕРУССКОГО государства к концу Х в.

1. Династическая (родовая) княжеская власть.

2. Простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя.

3. Система данничества.

4. Территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной.

5. Монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

4. Особенности образования государства

восточных славян.

4.1. Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян. Оно формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что и позволило ему появиться, произрастая лишь на одной общинной основе. Германские же племена, восприняв достижения римской цивилизации, раньше и быстрее подошли к государственным формам организации общественной жизни.

4.2. Одной из особенностью древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было многоэтническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

5. историческое значение образования

государства у восточных славян

5.1. Образование государства создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли.

5.2. Государство влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.

5.3. Мощный импульс получает древнерусская культура.

5.4. В рамках древнерусского государства происходило складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.

5.5. Древнерусское государство в течение веков после своего возникновения отбивало волны кочевников, принимало удар на себя, обеспечивая тем самым благоприятные условия для развития европейской цивилизации.

5.6. С другой стороны, Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом влияло на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия, углубляя социокультурный раскол.

Вопросы и задания

1. Какие внутренние предпосылки образования государства сложились у восточных славян в 1Х в? Попытайтесь определить степень их зрелости.

2. Как внешние связи и влияния воздействовали на жизнь восточных славян в 1Х-Х вв.?

3. В чем сущность, а также сильные и слабые стороны норманизма и антинорманизма?. Каково происхождение этнонима русь?

4. Проанализируйте содержание летописной легенды о призвании варягов, а также арабские источники, рассказывающие о русах. Что в них вам представляется мифическим, а что реально отражающим процесс становления государства у восточных славян? Какова реальна роль варягов в этом процессе?.

5. Расскажите об основных событиях жизни восточных славян во 2-ой пол.1Х- нач. Х вв. Можно ли считать, что государство сложилось во время правления Олега?

6. Найдите доказательства тому, что процесс образования государства у восточных славян завершился лишь к концу Х в.

Литература

1. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (1Х-Х11 вв.). М., 1999. Лекции 4-5.

2. Думин С.В., Турилов А.А. Откуда есть пошла Русская земля?// История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России 1Х -нач. ХХв. М.,1991.

3. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII-XV вв. - М., 1993. - 1-6.

4. Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги: Русско-скандинавские отношения домонгольского времени // Славяне и скандинавы. М., 1986.

5. Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность. СПб., 1998. Гл.1.