Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Поль Гоген. Гений, не дождавшийся славы

Поль Гоген. Гений, не дождавшийся славы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1. Краткая биография Поля Гогена
  • 2. История создания картины «Женщина, держащая плод»
  • 3. Анализ картины
  • 4. Картина «Женщина, держащая плод» в Эрмитаже
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Художники считали, что цвета должны смешиваться не на палитре, как повелось в живописи еще со времен Зевксида, а непосредственно в глазу зрителя картины. Математически выверенные, соотнесенные между собой чистые цвета следовало наносить на холст точечным мазками (фр. рointiller -- писать точками.) Однако, точечное письмо в пуантилизме -- простой технический прием. Главное -- это само разделение (division), под которым, по мнению П. Синьяка необходимо понимать сложную систему гармонии -- не только общей, но и «духовной гармонии, о которой импрессионисты не заботились». Понимание гармонии у дивизионистов максимально сближено с некоторыми восточными духовными традициями, увлекавшими в то время многие европейские умы.

В конце 1880-х гг. заявляет о себе такое постимпрессионистическое направление, как Понт-авенская школа (П. Гоген, Э. Бернар, Л. Анкетен и др.) и ее синтетический постимпрессионизм. Художники понт-авенцы призывали живописца следовать «таинственным глубинам мысли». Основной целью гогеновской живописной системы синтетизма являлось раскрытие символов бытия через форму и цвет изображаемого предмета. Упрощенные, обобщенные формы и линии, ритмически расположенные крупные цветовые плоскости, четкие контуры -- характеризуют живопись этого течения импрессионизма.

В данной работе рассматривается история картины П.Гогена «Женщина, держащая плод», относящаяся к таитянскому периоду в творчестве художника и выполненная в манере постимпрессиоизма.

1. Краткая биография Поля Гогена

Поль Гоген - французский живописец, график, скульптор, представитель постимпрессионизма, близкий к символизму, создатель понт-авенской эстетической школы, а также живописной системы «синтетизма». В юности служил моряком, работал биржевым маклером. В 35 лет оставил работу и целиком посвятил себя живописи. Около 10 лет прожил на Таити и Маркизских островах. Изображая сочную полнокровную красоту Океании с ее обилием цветов и плодов, Гоген создавал в своих полотнах ощущение первозданного рая, который насыщен солнцем и населен духовно цельными людьми, живущими в гармонии с природой. Писал также религиозные и аллегорические композиции. Работал в области графики, скульптуры, керамики. Принимал участие в выставках импрессионистов, однако при жизни признания не получил. Произведения Гогена несли в себе многие черты складывавшегося стиля «модерн» и оказали влияние на творческие поиски мастеров группы «Наби» и живописцев начала XX в.

Поль Эжен Анри Гоген родился в 1848 г. в Париже в семье редактора одной из столичных газет. В 1849 г. в связи с неблагоприятной политической обстановкой семейство отправляется в Южную Америку к родственникам Алины Гоген, матери Поля. В пути от разрыва аневризмы умирает отец Поля. Некоторое время вдова с двумя детьми живет у своего дяди в Перу, однако, испугавшись назревающей революции, семья возвращается в Орлеан, где в 1855 г. Поль поступает в пансион.

После окончания учебы Поль определяется учеником штурмана на торговое судно, затем отбывает моряком воинскую повинность. После демобилизации Гоген работает биржевым маклером, в свободное время занимаясь живописью. В 1873 г. Гоген женится на молодой гувернантке из Дании Мете Софии Гад, которая в последующие десять лет родила ему пятерых детей.

Всерьез увлекшись живописью, Поль посещает академию Колоросси. В 1876 г. его пейзаж «Лес в Вилофоре» был принят в Салон. На выставке импрессионистов в 1881 г. Гоген выставляет «Этюд обнаженной натуры», вызвавший благосклонную реакцию критиков.

В 1883 г. Поль оставляет работу и целиком отдается живописи. Это приводит художника к разрыву с семьей, нищете и скитаниям. В 1886 г. он живет в Понт-Авене, в 1887 -- на Панаме и острове Мартиника, в 1888 -- работает в Арле с Ван Гогом. В этот период были написаны «Кафе в Арле», «Видение после проповеди», «Желтый Христос».

Сблизившись с символистами, Гоген, а также работавшие под его влиянием художники (так называемая «понт-авенская школа») пришли к созданию своеобразной живописной системы -- синтетизма, использующей обобщение и упрощение форм и линий. Дальнейшее развитие эта система получила в картинах, написанных Гогеном на островах Океании Перрюшо, А. Жизнь Гогена. - Ростов-на-Дону: Феникс, М.: Зевс, 2007. - С.89 .

Неприятие современного ему общества пробудило у Гогена интерес к традиционному укладу жизни, к искусству Древней Греции, стран Древнего Востока, первобытным культурам.

В 1891 г., увлекаемый мечтой об идеальном обществе, художник едет на Таити. Хотя на поверку колониальная действительность оказалась весьма далекой от утопической мечты Гогена, -- тем не менее, в своих полотнах он создает ощущение первозданного рая, который насыщен солнцем и населён духовно цельными людьми, живущими в единстве с природой («Пейзаж с павлинами», «Женщины Таити» («На пляже»), «А, ты ревнуешь?», «Женщина, держащая плод», «Около моря»). Художник и здесь живет в нищете и, чтобы хоть как-то наладить свой быт, обзаводится женой, тринадцатилетней таитянкой Техурой. В счастливый медовый месяц Гоген пишет свою знаменитую картину «Дух умершего бодрствует». Тогда же был создан «Таинственный источник» -- цикл картин по мотивам древнетаитянской религии и мифов.

Осенью 1893 г. Гоген вернулся в Париж и сразу приступил к организации выставки, однако здесь его ожидал полный провал: экспозиция вызвала всеобщее недоумение и презрение. От неминуемой нищеты и унижений Гогена спасло наследство умершего дяди. Художник вернулся к светской жизни и приступил к написанию книги о «неиспорченных детях природы» («Ноа-Ноа» -- «Благоухающий остров»). В этот краткий период пребывания во Франции Гоген пишет серию картин с изображением бретонских крестьян и пейзажей (Пейзаж в Бретани. Мулен-Давид, 1894, Орсе, Париж, Бретонские крестьянки, 1894, Орсе, Париж), несколько портретов.

В сентябре 1895 г. Гоген возвращается на Таити. Узнав, что Техура вышла замуж, он берет себе новую жену -- Пахуру. Гоген в это время страдает рядом болезней. В периоды улучшения он пишет картины («Жена короля», «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?», «Никогда больше»).

В 1897 г. из Дании приходит сообщение о смерти дочери Алины. Духовные и физические страдания толкнули художника на самоубийство. В результате неудавшегося суицида Гоген на целый год оказался прикованным к постели. Оправившись от болезни, он продолжает работать («Белая лошадь», «Женщины на берегу моря» («Материнство»), «<Две таитянки», «Месяц Марии», 1899, Эрмитаж, СПб).

В 1901 г. художник перебирается на Маркизские острова, где строит свой последний приют -- «Веселый дом», хозяйкой которого стала четырнадцатилетняя Ваехо. В последние годы жизни Гоген создает картины «Варварские сказания», «И золото их тел», «Всадники на берегу», «Девушка с веером»; спешно заполняет дневник воспоминаниями и размышлениями («До и после»).

Гоген создал целый ряд скульптурных произведений («Техура»). Работал в области графики (Три фигуры, 1898, Национальная библиотека, Париж).

2. История создания картины «Женщина, держащая плод»

гоген живописец женщина постимпрессионизм

Рубеж XIX-XX веков - это период новых технических открытий; появления новых видов транспорта и ускорение ритма жизни; урбанизации, индустриального прогресса и промышленной революции и, в связи с этим, время переосмысления ценностных ориентиров, нарастания тревоги, духовного диссонанса, ожидания катастрофы. Миропонимание человека изменяется, его жизнь становится неустойчивой и лишенной гармонии, в поисках которой ему и помогало в тот период искусство.

Еще во Франции поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников к созданию своеобразной живописной системы - синтетизма, в которой светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины. Эта система получила дальнейшее развитие в картинах, написанных Гогеном на островах Океании. Изображая сочную полнокровную красоту тропической природы, естественных, неиспорченных цивилизацией людей, художник стремился воплотить утопическую мечту о земном рае, о жизни человека в гармонии с природой.

Творчество Поля Гогена предлагает свою модель идеального мира, обретения гармонии, выхода за пределы замкнутого существования в качестве одного из «винтиков» общества. Различные точки зрения, с которых Гоген имел возможность познать и почувствовать жизнь, позволили ему составить разностороннее представление о европейском обществе Шевелева, Н. Очарование экзотики / Н. Шевелева // Искусство. - 2006. - №20. .

Цивилизация в мировоззрении Гогена была антиподом природы, «антиприродой». В своей книге «Ноа Ноа» Гоген писал: «Цивилизация мало-помалу отходит от меня... Да, старый цивилизованный человек отныне действительно уничтожен, умер! Я возрождался, вернее, во мне заново возникал человек сильный и чистый!». По мысли Гогена, в современности существуют два противоположных мира: мрачное царство цивилизации, где человек потерян в своем ожидании надвигающейся социальной катастрофы, и живая стихия природы, источник радости и света Перрюшо, А. Жизнь Гогена. - Ростов-на-Дону: Феникс, М.: Зевс, 2007. - С.166 .

Океанийская природа очаровала художника своими яркими красками, но, привыкший к иным цветовым сочетаниям, он долго не решался передать на полотне то, что видел своими глазами. Гоген вначале больше наблюдал, делал этюды, зарисовывая характерные позы таитян, их фигуры и лица. Только через несколько месяцев, когда художник, наконец, понял характер майорийцев, овладел новой формой и новой пластикой, он приступил к серьезной работе. Никогда раньше Гоген не испытывал такого творческого подъема. Он создает один шедевр за другим. За первый год художник выполнил 44 работы -- портреты, обнаженные фигуры, пейзажи, резьба по дереву, несколько скульптур. А накануне отъезда, весной 1893 г., у него уже 66 полотен.

Вскоре после прибытия в Океанию Гогеном овладело желание написать крупным планом фигуру таитянки, Евы туземного рая. Гоген создает несколько произведений на эту тему: «Прекрасная земля», «Куда идешь?» и «Женщина, держащая плод». Последняя картина из собрания Эрмитажа принадлежит к главным шедеврам первого пребывания художника на Таити.

В образе женщины с плодом в руках исследователи узнают черты Техаманы, таитянской жены Гогена. Родители девушки охотно отдали ее за европейца, считая его выгодной партией. Техамане было всего 13 лет, но, по таитянским понятиям, она уже созрела для замужества. Даже по европейским меркам она была красива: удивительно нежная кожа, большие выразительные глаза, черные, как смоль, волосы по пояс. Гоген был очарован ею. Преданная, любящая и в то же время не очень разговорчивая, она не только не мешала художнику работать, но всячески помогала ему.

«…Я снова принялся за работу, и счастье поселилось в моем доме… Золото лица Техаманы заливало радостью и светом внутренность жилья и весь окрестный пейзаж. Как хорошо было утром пойти вместе освежиться в соседнем ручье, так в раю, несомненно, делали первый мужчина и первая женщина».

Техамана становится героиней многих работ Гогена. Изображая ее в картине «Женщина, держащая плод» более зрелой, художник, возможно, хотел представить ее такой, какой она должна была стать со временем. Смуглое тело таитянки передано намеренно плоскостно. Единая непрерывная линия, охватывающая всю фигуру, делает ее весомой и объемной. Желтый орнамент на красной юбке вторит узору, образуемому листьями деревьев над головой женщины, и сама она кажется неотъемлемой частью этой вечной природы. Как ни плодотворна была работа на Таити, болезнь и нужда заставляют художника вернуться во Францию. С тяжелым сердцем покидает он Техаману и тот светлый мир, который на короткое время здесь открылся ему. Он вернется на остров через два года - на этот раз навсегда, чтобы навечно слиться с благоуханной землей.

3. Анализ картины

Портрет как жанр у Гогена нередко сочетается с пейзажным жанром, поскольку на сочетании одного жанра живописи с другим складывалась главная тема искусства Гогена - «созвучие человеческой жизни с животным и растительным миром в композициях, в которых большую роль играет великий голос земли». Героиней большинства полотен мастера является прекрасная, дикая и загадочная таитянская женщина. Именно через ее величественный и гибкий образ Гоген передает свое пантеистическое видение мира. Так, в полотне «Женщина, держащая плод» совершенно обыденный бытовой мотив художник превратил в возвышенно-эстетический. На первом плане изображена молодая девушка, таитянка в возрасте невесты, в ярко-красном парео, держащая бережно, словно ребенка, плод тропического растения. В некотором отдалении от нее, на фоне хижин, сидят ее подруги, внимательно смотрящие на зрителя. Стиль этой работы намного мягче и естественнее предыдущих полотен мастера. Рисунок почти утратил былую резкость, а линия приобрела гибкость и живость. Посредством композиции Гоген ненавязчиво объединил плоскостные ритмичные мотивы, смягчив границы контрастных цветов. Колорит картины изыскан; благодаря разнообразию теплых розовых оттенков она словно подернута знойным маревом.

Силуэт женщины очерчен простыми и ясными контурами. Художник любуется её спокойным смуглым лицом, естественной грацией позы. Узор юбки напоминает форму ветвей и листьев над головой женщины.

У эрмитажной картины есть таитянское название, данное ей Гогеном. Оно переводится: «Куда идешь?». Этот вопрос островитяне задают встречным. Ответ должна дать главная героиня картины. Плод в ее руках -- это тыква, употреблявшаяся как сосуд для воды. Если присмотреться, то можно даже различить веревочку, за которую держат сосуд. Значит, таитянка идет по воду. Но ведь вода у многих народов -- это символ жизни, а тыква, у китайцев, например, служила знаком связи двух миров, земного и небесного. Техамана, изображенная Гогеном, была беременна, и это объединяет присутствие сосуда и воды, а также таитянки с младенцем -- мотив материнства Поль Гоген // Искусство. - 2007. - №6. .

Гоген не стремится к оптической верности в передаче окружающего мира. Он пишет не столько то, что видит, сколько то, что хочет увидеть вокруг себя. Картины Гогена по своей плоскостности, орнаментальности и яркости красок напоминают декоративные ткани и в известной степени - искусство восточных народов. Кроме того, Гоген вызвал своим творчеством большой интерес к культуре неевропейских народов, и это составляет его несомненную заслугу.

Гогена поразила на Таити статуарная неподвижность людей, которая вызывала ощущение неизменности бытия и была в полном согласии с представлениями художника о первозданном мире. Поэтому и в картинах Гогена позы таитян всегда спокойны, устойчивы, гармоничны. Женщина, держащая плод, может, кажется, простоять века, не шелохнувшись. Это придает особый оттенок таитянскому названию картины «Еу хаэре иа ое» («Иди!»).

Природа как фон представлена в первозданном виде и непрерывно развивается по естественным законам мироздания. Она воплощает идеальное природное пространство, выступающее посредником между человеком и Абсолютом, в котором присутствует божество. Человек, который способен полностью соединиться с космическим ритмом природы, вернуться к первозданному состоянию, получает особую благодать, способность преображаться и преображать самому.

Актуально-исторический аспект художественной идеи данного произведения заключается в конкретной представленной модели острова Таити как райского острова, жители которого уже получили благодать. Таитянки гармонично существуют внутри своей родной природы, с рождения встраиваясь в определенный космический ритм существования.

Отбрасывая случайное, художник стремится выявить в полотнах тот духовный мир, то настроение, которое содержится в окружающей природе. Искусство - это обобщение, которое надо уметь извлечь из натуры, - таков основной тезис Гогена. И он находит формы и образы, наиболее полно передающие характерное во внешнем облике, манере поведения таитян. Отсюда частое повторение в ряде картин аналогичных поз, жестов, лиц, отсюда и несколько вариантов одной композиции. Казалось бы, сюжетно картины Гогена просты, в них ничего не происходит - люди сидят, стоят, лежат. Но ни одна не является повторением натуры, хотя все построено на реальных наблюдениях.

4. Картина «Женщина, держащая плод» в Эрмитаже

Зал 316 Эрмитажа полностью посвящен картинам Гогена, написанным во время его пребывания на Таити. В том числе там находятся «Весна священная» (написана в Париже) и «Женщина, держащая плод». Считается, что на последнем полотне изображена его таитянская жена.

О появлении в России «Женщины, держащей плод» известно немного. В 1908 г. И.А. Морозов купил ее у знаменитого торговца картинами Воллара за 8 тысяч франков - цена по тому времени очень высокая.

После того как 19 декабря 1918 года был подписан декрет о национализации морозовского собрания, оно стало доступно широкой публике Васильева-Шляпина Г. Л. Изобразительное искусство. История зарубежной, русской и советской живописи М.: 2006 - С.127 . Но в музей собрание сразу преобразовано не было, штата сотрудников не имелось, и бывший владелец по воскресеньям, утром, при помощи родных и прислуги сам показывал собрание, давая пояснения.

11 апреля 1919 года собрание И.А. Морозова было превращено во Второй Музей новой западной живописи и 1 мая открыто для публики. В начале лета бывший владелец дома на Пречистенке бесследно исчез. В доме на Пречистенке произведен обыск. Печати на стальной кладовой и несгораемых сейфах оказались в сохранности, картины и скульптуры тоже в неприкосновенности. Вся коллекция (страховая стоимость только ста наиболее ценных французских картин превышала полмиллиона) осталась на своих местах в полной целостности и сохранности. Бывший владелец, как значилось в протоколе МЧК, «с семьей отмечен как выбывший в июне 1919 года в Петроград».

Лишенный колоссального состояния - фабрики, земель, коллекции, превращенной во Второй музей новой западной живописи, Иван Абрамович, под влиянием жены, принял решение переехать в Швейцарию. Спустя два года, 22 июня 1921 года, И.А. Морозов скоропостижно скончался в возрасте пятидесяти лет в Карлсбаде.

В 1928 году в бывший морозовский особняк из Большого Знаменского переулка было перевезено собрание С.И. Щукина. А в каталоге ГМНЗИ 1929 года от имен прежних владельцев уже остались лишь инициалы: «Щ» и «М». Объединенные в Государственный музей нового западного искусства коллекции просуществовали в этом помещении до их расформирования в 1948 году, когда в разгар борьбы с космополитизмом постановлением правительства ГМНЗИ был ликвидирован. Обреченные на уничтожение, коллекции по счастливой случайности удалось спасти и их разделили между собой ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственный Эрмитаж.

Коллекции Морозова хранились в запасниках, поскольку современное французское искусство в СССР, считалось неподходящим для развития вкуса советского человека Матвеева Е. Роньшин В. История живописи. В 12 томах. Том 10. (раздел о коллекционерах) СПб.: Лабиринт, 2007 . И только в средине 50-х годов коллекции стали вновь обретать заслуженное внимание. В частности, творчество Поля Гогена таитянского периода было выставлено в Эрмитаже только в 1963 году.

Заключение

В творчестве Поля Гогена представлен особый путь выхода из кризиса мировоззрения, достижения некоего равновесия посредством коренного изменения жизни, обращения к естественному порядку. Другие мастера искусства также предлагают свои методы преодоления неустойчивости рубежного мироощущения, и исследование искусства становится, таким образом, еще и поиском наиболее корректного варианта возвращения к гармоничному существованию человека в эпоху глобальных перемен в обществе, что актуально и в настоящее время.

Картина «Женщина, держащая плод», относится к таитянскому периоду творчества Гогена. Она была исполнена в Полинезии, куда художника привела романтическая мечта о естественной гармонии жизни. Экзотический, полный таинственности мир, не похожий на Европу. Впечатления от ярких красок и буйной растительности Океании, от облика и быта таитян стали для живописца источником вдохновения.

В обыденном эпизоде из жизни островитян художник видит воплощение вечного ритма жизни, согласия человека и природы. Стоящая на первом плане таитянка с плодом в руке - Ева этого туземного рая.

Отказавшись от правил традиционной живописи, а затем и от импрессионистической манеры, мастер создал собственный стиль. Уплощенность пространства, ритмические повторы линий, форм и цветовых пятен, чистые краски, положенные крупными массивами, создают повышенный декоративный эффект.

Полотна Гогена, по декоративности цвета, плоскостности и монументальности композиции, обобщенности стилизованного рисунка подобные панно, несли многие черты складывавшегося в этот период стиля модерн, оказали влияние на творческие поиски мастеров группы «Наби» и других живописцев начала XX века. Гоген работал также в области скульптуры и графики.

Список использованной литературы

1. Васильева-Шляпина Г. Л. Изобразительное искусство. История зарубежной, русской и советской живописи М.: 2006 - 280 с.

2. Матвеева Е. Роньшин В.. В 12 томах. Том 10. (раздел о коллекционерах) СПб.: Лабиринт, 2007

3. Перрюшо, А. Жизнь Гогена / Анри Перрюшо. - Ростов-на-Дону: Феникс, М.: Зевс, 2007. - 400 с.

4. Поль Гоген // Искусство. - 2007. - №6.

5. Шевелева, Н. Очарование экзотики / Н. Шевелева // Искусство. - 2006. - №20.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Личное счастье, профессиональный успех и тяжелые болезни Пьера Огюста Ренуара - французского живописца, графика и скульптора, одного из основных представителей импрессионизма. Отношение современников к творчеству художника, его прекрасные картины.

    презентация , добавлен 04.03.2013

    Творчество Сезанна. Винсент Ван Гог - классик постимпрессионизма. Живописные искания Поля Гогена. О художнике и его творениях в разрезе его вклада в мировую культуру. С XX столетия Сезанн становится вождем нового поколения.

    реферат , добавлен 21.05.2003

    История создания картины "Всадница", изображенные на ней персонажи. Жизненный путь и творчество К. Брюллова, особенности его портретов. Художественный анализ картины: композиционная схема, цветовое решение, эмоциональное наполнение, мастерство живописца.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2013

    Гоген Поль как французский живописец, скульптор и график. Выставки импрессионистов, участие Гогена в них. Краткая биографическая справка из жизни живописца. Пребывание на Таити, работы Поля. "Натюрморт с мандолиной" 1885 г. "Аликаны в Арле" 1888 г.

    презентация , добавлен 19.10.2014

    Краткая биография Поля Делароша - знаменитого французского исторического живописца. Предпосылки формирования авторского стиля художника. Перечень основных работ Поля Делароша. Анализ особенностей творчества художника, его последователи и ученики.

    реферат , добавлен 15.02.2012

    Серия картин с изображением подсолнухов как самые знаменитые произведения голландского художника Винсента Ван Гога. Основные вехи биографии живописца. История создания картины "Ваза с двенадцатью подсолнухами". Описание картины, гипотезы о подлинности.

    контрольная работа , добавлен 28.05.2012

    Композиционные, стилистические и цветовые особенности масштабной картины "Плот Медузы" французского художника Теодора Жерико. Сюжетная связь полотна с романом Дж. Барнса, который повествует о крушении фрегата и страданиях терпящих бедствие людей на плоту.

    творческая работа , добавлен 11.01.2012

    Ознакомление с историей жизни и творчества Эдварда Мунка. Рассмотрение возможных источников вдохновения норвежского художника. Тема одиночества в работах молодого экспрессиониста. История создания и описание картины "Крик"; ее роль в мировой культуре.

    реферат , добавлен 07.04.2014

    Исследование жизненного пути и творчества великого испанца Сальвадора Дали. Проведение экскурсии в Музее современного искусства города Нью-Йорк. Анализ сюжета картины "Постоянство памяти". История создания произведения. Выяснение скрытого смысла картины.

    контрольная работа , добавлен 28.07.2015

    Биография В.И. Сурикова – исторического живописца и жанриста. Живопись художника в московском храме Спасителя. Композиция и сюжет картины "Боярыня Морозова". Психологизм полотна "Утро стрелецкой казни". Тема Сибири в картине "Покорение Сибири Ермаком".

8 мая 1903 на острове Хива-Оа во Французской Полинезии в возрасте 54 лет умер от сифилиса Эжен Анри Поль Гоген. Отец, о котором забыли собственные дети, писатель, ставший посмешищем парижских журналистов, художник, осмеянный современниками, он и подумать не мог, что после смерти его картины будут стоить десятки тысяч долларов. В нашем обзоре 10 картин великого художника, на которых изображены таитянки, дарившие Гогену любовь, радость и вдохновение.

1. Таитянские женщины на побережье (1891)


Таитянские женщины на побережье. 1891 год. Париж. Музей Д" Орсэ.

На Таити Поль Гоген написал более 50 картин, лучших своих картин. Особой темой для темпераментного живописца были женщины. Да и женщины в сравнении с чопорной Европой на Таити были особенными. Французский писатель Дефонтен писал: «Угодить на них невозможно, им всегда не хватает денег, как бы щедры вы ни были… Думать о завтрашнем дне и испытывать благодарность - и то, и другое одинаково чуждо таитянкам. Они живут лишь настоящим, о будущем не помышляют, прошлого не помнят. Самый нежный, самый преданный любовник забыт, едва ступил за порог, забыт буквально на следующий же день. Главное для них - опьянять себя песнями, танцами, алкоголем и любовью ».

2. Парау Парау - Беседа (1891)


На этой картине рукой самого Гогена сделана надпись, которая с языка островитян переводится как «сплетни». Женщины сидят кружком и заняты беседой, но будничность сюжета картины не лишает её таинственности. Эта картина не столько несколько конкретная реальность, сколько образ вечного мира, а экзотика природы Таити – всего лишь органичная часть этого мира.

Органичной частью этого мира стал и сам Гоген – он не переживал из-за женщин, не влюблялся и не требовал от местных дам того, чего они не могли дать ему изначально. После расставания с любимой женой, оставшейся в Европе, он утешался любовью телесной. Благо, таитянки дарили любовь любому неженатому мужчине, достаточно было только показать пальцем на понравившуюся барышню и заплатить её «опекуну».

3. Её зовут Вайраумати (1892)


И всё же на Таити Гоген был счастлив. Особенно вдохновенно ему работалось, когда в его хижине поселилась 16-летняя Техура. За смуглую девушку с волнистыми волосами её родители взяли с Гогена совсем немного. Теперь по ночам в хижине Гогена тлел ночник - Техура боялась призраков, ждущих своего часа. Поль каждое утро приносил воду из колодца, поливал огород и становился к мольберту. Гоген был готов жить так вечно.

Как-то Техура рассказала художнику о тайном обществе Ареои, пользовавшемся особым влиянием на островах и считавших себя адептами бога Оро. Когда Гоген узнал о них, он загорелся идеей написать картину о боге Оро. Картину художник назвал "Её зовут Вайраумати".

На картине сама Вайраумати изображена восседающей на ложе любви, а у её ног свежие плоды для её возлюбленного. За спиной Вайраумати в красной набедренной повязке сам бог Оро. В глубине полотна видны два идола. Весь придуманный Гогеном таитянский пейзаж призван олицетворять любовь.

4. Манао Тупапау – Дух мертвых бодрствует (1892)


У названия картины «Манао Тупапау» два значения – «она думает о привидении» и «привидение думает о ней». Повод к написанию картины Гогену дала бытовая ситуация. Он уехал по делам в Папеэте, а вернулся домой только поздно ночью. Дом был окутан мраком, потому что масло в лампе закончилось. Когда Поль зажёг спичку, он увидел, что Техура дрожит от ужаса, вцепившись в кровать. Привидений боялись все туземцы, и поэтому они по ночам не гасили в хижинах свет.

Эту историю Гоген внёс в свою записную книжку и прозаически закончил: «А вообще, это просто обнаженная натура из Полинезии».

5. Жена короля (1896)


Картину «Жена короля» Гоген написал во время своего второго пребывания на Таити. Таитянская красавица с красным веером за головой, который является знаком королевского рода, заставляет вспомнить о "Олимпии" Эдуарда Мане и "Венере Урбинской" Тициана. Зверь, крадущийся по склону, символизирует женскую загадочность. Но самое главное, по мнению самого художника, а картине цвет. «...Мне кажется, что по цвету я еще никогда не создавал ни одной вещи с такой сильной торжественной звучностью», - писал Гоген одному из своих друзей.

6. Эа хаэре иа оэ - Куда идешь? (Женщина, держащая плод). (1893 г.)

Title="Эа хаэре иа оэ - Куда идешь? (Женщина, держащая плод). 1893.
Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. " border="0" vspace="5">


Эа хаэре иа оэ - Куда идешь? (Женщина, держащая плод). 1893.
Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.

В Полинезию Гогена привела романтическая мечта о полной гармонии – в мир таинственный, экзотический и не абсолютно непохожий на Европу. Он видел воплощение вечного ритма жизни в ярких красках Океании, а сами островитяне были для него источником вдохновения.

Название картины с языка племени маори переводится как приветствие "Куда идешь?". Самый, казалось бы простой мотив приобрёл практически ритуальную торжественность. Тыква (так островитяне переносили воду) на картине стала символом таитянского рая. Особенность этой картины - ощущение солнечного света, материализуется который в смуглом теле таитянки, которая изображена в красно-огненном парео.

7. Те авае но Мариа - Месяц Марии (1899 г.)


Картина, главной темой которой стало цветение весенней природы, была написана Гогеном в последние годы жизни, которые он провёл на Таити. Название картины – Месяц Марии – связано с тем, что в католической церкви все майские службы были связаны с культом девы Марии.

Вся картина проникнута впечатлениями художника от экзотического мира, в который он погрузился. Поза женщины на картине напоминает скульптуру с храма на острове Ява. На ней белое одеяние, считающееся символом чистоты и у таитян, и у христиан. Художник в этой картине соединял различные религии, создавая образ первозданности.

8. Женщины на берегу моря (материнство) (1899 г.)


Картина, созданная Гогеном в последние годы жизни, свидетельствует о полном уходе художника от европейской цивилизации. Эта картина вдохновлена реальными событиями – Пахура, таитянская возлюбленная художника в 1899 году родила ему сына.

9. Три таитянки на желтом фоне. (1899)


Ещё одна из последних работ художника – «Три таитянки на желтом фоне». Она полна загадочных символов, которые не всегда можно расшифровать. Не исключено, что художник закладывал в это произведение некую символическую подоплеку. Но при этом полотно это декоративное: полная гармония ритмичных линий и цветовых пятен, пластика и грация в позах женщин. На этой картине художник изобразил мир с той естественной гармонией, которую цивилизованная Европе утратила.

10. «Нафеа Фаа Ипоипо» («Когда ты выйдешь замуж?») (1892)


В начале 2015 года картина Поля Гогена «Нафеа Фаа Ипоипо» («Когда ты выйдешь замуж?») стала самым дорогим произведением живописи – она ушла с аукциона за $300 миллионов. Полотно, принадлежавшее швейцарскому коллекционеру Рудольфу Штехелину, датируется 1892 годом. Факт продажи шедевра он подтвердил, на сумму сделки не озвучивал. СМИ удалось выяснить, что купила картину организация Qatar Museums, которая покупает произведения искусств для музеев Катара.

Специально для ценителей живопись и для тех, кто только знакомится с мировыми шедеврами, .

Противоречивый характер французского художника-постимпрессиониста Поля Гогена и его необычная судьба создали особую новую реальность в его работах, где доминирующую роль играет цвет. В отличие от импрессионистов, придававшим значимость теням, художник свои мысли передавал через сдержанную композицию, четкий контур фигур и цветовую гамму. Максимализм Гогена, его неприятие европейской цивилизованности и сдержанности, повышенный интерес к чуждым Европе культурам островов Южной Америки, введение нового понятия «синтетизм» и стремление обрести ощущение рая на земле позволило художнику занять в мире искусства конца ХIX века своё особенное место.

От цивилизации в заморские страны

На свет Поль Гоген появился 7 июня 1848 года в Париже. Его родителями были французский журналист, приверженец радикального республиканства, и мать франко-перуанского происхождения. После неудачного революционного переворота семья вынуждена была перебраться к родителям матери в Перу. Отец художника скончался во время пути от сердечного приступа, а семья Поля семь лет прожила в Южной Америке.

Вернувшись во Францию, Гогены поселились в Орлеане. Ничем не примечательная жизнь провинциального городка быстро надоела Полю. Авантюрные черты характера привели его на торговое судно, а затем в военно-морской флот, в составе которого Поль побывал в Бразилии, Панаме, на островах Океании, продолжил свои путешествия от Средиземноморья до Полярного круга, пока не оставил службу. К этому времени будущий художник остался один, его мать скончалась, Опекунство над ним взял Гюстав Ароза, устроивший Поля в биржевую фирму. Достойный заработок, успехи на новом поприще должны были предопределить жизнь обеспеченного буржуа на много лет.

Семья или творчество

В это же время Гоген познакомился с гувернанткой Меттой-Софией Гард, которая сопровождала богатую датскую наследницу. Пышные формы гувернантки, решительность, смеющееся лицо и манера говорить без нарочитой робости покорили Гогена. Метта-София Гад не отличалась чувственностью, не признавала кокетства, свободно держалась и выражалась напрямую, что отличало её от других молодых особ. Многих мужчин это отталкивало, но мечтателя Гогена наоборот пленило. В самоуверенности он увидел оригинальный характер, а присутствие девушки прогоняло мучавшее его одиночество. Метта казалась ему покровительницей, в объятиях которой он может себя чувствовать спокойно как дитя. Предложение обеспеченного Гогена избавляло Метту от необходимости думать о хлебе насущном. 22 ноября 1873 года состоялось бракосочетание. В этом браке родилось пять детей: девочка и четыре мальчика. Дочь и второго сына Поль назвал в честь родителей: Кловис и Алина.

Могла ли молодая супруга думать о том, что её обеспеченную респектабельную жизнь сломает невинная кисть художника в руках мужа, который в один из зимних дней объявит ей, что будет отныне заниматься только живописью, а сама она с детьми вынуждена будет возвратиться к родственникам в Данию.

От импрессионизма к синтетизму

Для Гогена живопись была путем к освобождению, биржа – безвозвратно потерянным временем. Только в творчестве, не тратя время на ненавистные обязанности, он мог быть самим собой. Дойдя до критической точки, уволившись с биржи, приносивший неплохой доход, Гоген убедился, что все далеко не так просто. Сбережения таяли, картины не продавались, но возврат к работе на бирже и отказ от обретенной свободы приводили Гогена в ужас.

Неуверенно, ощупью, двигаясь вслепую, Гоген пытался уловить бушевавший в нём мир красок и форм. Под влиянием Мане им в это время написан ряд натюрмортов, создан цикл работ на тему побережья Бретани. Но тяготение цивилизацией заставляет его уехать на Мартинику, участвовать в строительстве Панамского канала, на Антильских островах приходить в себя после болотной лихорадки.

Работы островного периода становятся необычайно колоритными, яркими, не помещающимися в рамки канонов импрессионизма. Позже, приехав во Францию, Гоген в Понт-Авене объединяет художников в школу «цветного синтетизма», для которой характерными чертами являлись упрощённость и обобщение форм: контур тёмной линии заполнялся цветовым пятном. Этот метод придавал работам выразительность и одновременно декоративность, делая их очень яркими. Именно в такой манере написаны «Борьба Иакова с ангелом», «Кафе в Арле» (1888). Это всё значительно отличалось от переливов теней, игры света, пробивающегося через листву, бликах на воде – всем тем приёмам, которые так характерны для импрессионистов.

После провала выставки импрессионистов и «синтетиков», Гоген покидает Францию и отправляется в Океанию. Острова Таити и Доминик вполне соответствовали его мечте о мире, лишённом признаков европейской цивилизации. Многочисленные работы этого периода отличает открытая солнечная яркость, передающая сочные краски Полинезии. Приёмы стилизации статичных фигур на цветовой плоскости превращают композиции в декоративные панно. Желание жить по законам первобытного человека, без влияния цивилизации было прекращено вынужденным возвращением во Францию из-за пошатнувшегося физического здоровья.

Роковая дружба

Гоген проводит некоторое время в Париже, Бретани, останавливается вместе с Ван Гогом в Арле, где происходит трагический случай. Восторженные поклонники Гогена в Бретани невольно дали возможность художнику обращаться с Ван Гогом с позиции учителя. Экзальтированность Ван Гога и максимализм Гогена приводил к нешуточным скандалам между ними, во время одного из которых Ван Гог бросается на Гогена с ножом, а затем отрезает себе часть уха. Этот эпизод вынуждает Гогена покинуть Арле и спустя некоторое время вернутся на Таити.

В поисках рая на земле

Соломенная хижина, глухая деревушка и яркая палитра в работах, отображающая тропическую природу: море, зелень, солнце. На полотнах этого времени изображена юная жена Гогена, Техура, которую родители в тринадцатилетнем возрасте охотно отдали замуж.

Постоянная нехватка денег, проблемы со здоровьем, серьёзная венерическая болезнь, вызванная беспорядочными связями с местными девушками, вынудили Гогена вновь вернуться во Францию. Получив наследство, художник вновь возвращается на Таити, затем на остров Хива-Оа, где в мае 1903 года уходит из жизни от сердечного приступа.

Через три недели после смерти Гогена его имущество было описано и продано с молотка за бесценок. Часть рисунков и акварелей некий «эксперт» из столицы Таити попросту выбросил. Оставшиеся работы были куплены с аукциона морскими офицерами. Наиболее дорогая работа «Материнство» ушла с молотка за сто пятьдесят франков, а «Бретонскую деревню под снегом» оценщик вообще демонстрировал вверх ногами, дав ей название… «Ниагарский водопад».

Постимрессионист и новатор синтетизма

Наряду с Сезанном, Сёра и Ван Гогом Гоген считается величайшим мастером постимпрессионизма, Впитав его уроки, он создал свой художественный неповторимый язык, привнеся в историю современной живописи отказ от традиционного натурализма, взяв за исходную точку абстрактные символы и фигуры природы, акцентируя в линейных рамках поразительные и таинственные цветовые переплетения.

При написании статьи использовалась литература:
«Иллюстрированная энциклопедия мировой живописи», составитель Е.В. Иванова
«Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма», составитель Т.Г. Петровец
«Жизнь Гогена», А. Перрюш

Марина Стаскевич

«Невезение преследует меня с самого детства. Я никогда не знал ни счастья, ни радости, одни напасти. И я восклицаю: «Господи, если ты есть, я обвиняю тебя в несправедливости и жестокости», — писал Поль Гоген, создавая свою самую знаменитую картину «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?». Написав которую, он предпринял попытку самоубийства. Действительно, над ним будто бы висел всю жизнь какой-то неумолимый злой рок.

Биржевой маклер

Все началось просто: он бросил работу. Биржевому маклеру Полю Гогену надоело заниматься всей этой суетой. К тому же в 1884 году Париж погрузился в финансовый кризис. Несколько сорванных сделок, пара громких скандалов – и вот Гоген на улице.

Впрочем, он давно уже искал повод погрузиться с головой в живопись. Превратить это свое давнее хобби в профессию.

Конечно, это была полнейшая авантюра. Во-первых, Гогену было далеко еще до творческой зрелости. Во-вторых, новомодные импрессионистские картины, которые он писал, не пользовались у публики ни малейшим спросом. Поэтому закономерно, что через год своей художнической «карьеры» Гоген уже основательно обнищал.

В Париже стоит холодная зима 1885-86 года, жена с детьми уехала к родителям, в Копенгаген, Гоген голодает. Чтобы хоть как-то прокормиться, работает за гроши расклейщиком афиш. «Что действительно делает нужду ужасной - она мешает работать, и разум заходит в тупик, – вспоминал он позже. – Это прежде всего относится к жизни в Париже и прочих больших городах, где борьба за кусок хлеба отнимает три четверти вашего времени и половину энергии».

Именно тогда у Гогена возникла идея уехать куда-нибудь в теплые страны, жизнь в которых представлялась ему овеянной романтическим ореолом первозданной красоты, чистоты и свободы. К тому же он полагал, что там почти не надо будет зарабатывать на хлеб.

Райские острова

В мае 1889 года, слоняясь по огромной Всемирной выставке в Париже, Гоген попадает в зал, уставленный образцами восточной скульптуры. Осматривает этнографическую экспозицию, наблюдает ритуальные танцы в исполнении грациозных индонезиек. И с новой силой загорается в нем идея уехать прочь. Куда-нибудь подальше из Европы, в теплые края. В одном из его писем того времени читаем: «Весь Восток и запечатленная золотыми буквами в его искусстве глубокая философия, все это заслуживает изучения, и я верю, что обрету там новые силы. Современный Запад прогнил, но человек геркулесова склада может, подобно Антею, почерпнуть свежую энергию, прикоснувшись к тамошней земле».

Выбор пал на Таити. Изданный министерством колоний официальный справочник, посвященный острову, рисовал райскую жизнь. Вдохновленный справочником, Гоген в одном из писем того времени сообщает: «Вскоре я уезжаю на Таити, маленький островок в Южных морях, где можно жить без денег. Я твердо намерен забыть свое жалкое прошлое, писать свободно, как мне хочется, не думая о славе, и в конце концов умереть там, забытым всеми здесь в Европе».

Одно за другим шлёт он прошения в правительственные инстанции, желая получить «официальную миссию»: «Я хочу, – писал он министру колоний, – отправиться на Таити и написать ряд картин в этом краю, дух и краски которого считаю своей задачей увековечить». И в конце концов эту «официальную миссию» он получил. Миссия обеспечивала скидки на недешевый проезд до неблизкого Таити. И только.

К нам едет ревизор!

Впрочем, нет, не только. Губернатор острова получил из министерства колоний письмо об «официальной миссии». В итоге первое время Гогену был обеспечен там весьма хороший прием. Местные чиновники подозревали даже поначалу, что никакой он вовсе не художник, а скрывающийся под маской художника инспектор из метрополии. Его даже приняли в члены «Сёркл Милитер», мужского клуба для избранных, куда обычно брали только офицеров и высших чиновников.

Но длилась вся эта тихоокеанская гоголевщина недолго. Гоген не сумел поддержать это первое впечатление. По свидетельству современников, одной из главных черт его характера была некая странная надменность. Он часто казался высокомерным, заносчивым и самовлюбленным.

Биографы полагают, что причиной этой самоуверенности была нерушимая вера в свой талант и призвание. Твердое убеждение, что он – великий художник. С одной стороны, эта вера всегда позволяла ему быть оптимистом, выдерживать самые тяжкие испытания. Но эта же вера была и причиной многочисленных конфликтов. Гоген частенько наживал себе врагов. И вот именно это стало происходить с ним вскоре после его приезда на Таити.

Вдобавок довольно быстро выяснилось, что как художник он – весьма своеобразен. Первый же заказанный ему портрет произвел ужасное впечатление. Загвоздка крылась в том, что Гоген, желая не отпугнуть людей, попытался быть проще, то есть – работал в сугубо реалистической манере, а потому придал носу заказчицы натуральный красный цвет. Заказчица посчитала это издевательской карикатурой, упрятала картину на чердак, а по городу разнесся слух, будто у Гогена нет ни такта, ни дарования. Естественно, после этого никто из обеспеченных жителей таитянской столицы не хотел стать его новой «жертвой». А ведь он делал большую ставку на портреты. Надеялся, что это станет для него главным источником дохода.

Разочарованный Гоген писал: «Это была Европа - Европа, от которой я уехал, только еще хуже, с колониальным снобизмом и гротескным до карикатурности подражанием нашим обычаям, модам, порокам и безумствам».

Плоды цивилизации

После случая с портретом Гоген решил как можно скорее покинуть город, и осуществить, наконец, то, ради чего обогнул половину земного шара: изучать и писать настоящих, неиспорченных дикарей. Дело в том, что Папеэте, столица Таити, крайнее разочаровала Гогена. В сущности, он опоздал сюда лет на сто. Миссионеры, торговцы и прочие представители цивилизации уже давно сделали свое омерзительное дело: вместо красивого селения с живописными хижинами Гогена встретили шеренги лавок и кабаков, а также безобразные, неоштукатуренные кирпичные дома. Полинезийцы ничуть не походили на голых Ев и диких Геркулесов, которых представлял себе Гоген. Их успели уже как следует отцивилизовать.

Все это стало для Коке (так называли Гогена таитяне) серьезным разочарованием. И когда он узнал, что если убраться из столицы, то можно еще обнаружить на окраинах острова прежнюю жизнь, он, разумеется, стал стремиться это сделать.

Однако отъезд состоялся не сразу, Гогену помешало непредвиденное обстоятельство: болезнь. Очень сильное кровоизлияние и сердечные боли. Все симптомы указывали на сифилис во второй стадии. Вторая стадия означала, что Гоген заразился много лет назад, еще во Франции. А тут, на Таити, течение болезни было лишь ускорено бурной и далеко не здоровой жизнью, которую он стал вести. А, надо сказать, что расплевавшись с чиновничьей элитой, он всецело окунулся в простонародные развлечения: регулярно посещал вечеринки бесшабашных таитян и так называемый , где можно было всегда без проблем найти себе красотку на час. При этом, конечно же, для Гогена общение с туземцами было в первую очередь отличной возможностью наблюдать и зарисовывать все то новое, что он видел.

Пребывание в больнице стоило Гогену 12 франков в день, деньги таяли, как лёд в тропиках. В Папеэте вообще стоимость жизни оказалась выше, чем в Париже. Да и Гоген – любил жить на широкую ногу. Все привезенные из Франции деньги кончились. Новых доходов не предвиделось.

В поисках дикарей

Как-то в Папеэте Гоген познакомился с одним из областных вождей Таити. Вождь отличался редкой лояльностью к французам и свободно говорил на их языке. Получив приглашение пожить в подчиненной своему новому другу области Таити, Гоген с радостью согласился. И не прогадал: то была одна из самых красивых областей острова.

Гоген поселился в обычной таитянской хижине из бамбука, с лиственной крышей. Первое время он был счастлив и написал два десятка картин: «Было так просто писать вещи такими, какими я их видел, класть без намеренного расчета красную краску рядом с синей. Меня завораживали золотистые фигуры в речушках или на берегу моря. Что мешало мне передать на холсте это торжество солнца? Только закоренелая европейская традиция. Только оковы страха, присущего выродившемуся народу!»

К сожалению, долго такое счастье продолжаться не могло. Вождь не собирался брать художника на баланс, а европейцу, не владеющему землей и не знающему таитянского земледелия, прокормиться было в этих краях невозможно. Он не умел ни охотиться, ни ловить рыбу. И даже если бы со временем научился, то все его время уходило бы на это, – ему бы просто было некогда писать.

Гоген оказался в финансовом тупике. Денег реально ни на что не хватало. В итоге он вынужден был просить, чтобы его отправили домой за государственный счет. Правда, пока прошение шло с Таити во Францию, жизнь вроде бы стала налаживаться: Гоген умудрился-таки получить кое-какие заказы на портреты, а также обзавестись супругой – четырнадцатилетней таитянкой по имени Теха’амана.

«Я снова начал работать, и мой дом стал обителью счастья. По утрам, когда всходило солнце, мое жилье наполнялось ярким светом. Лицо Теха’аманы сияло, словно золотое, озаряя все вокруг, и мы шли на речку и купались вместе, просто и непринужденно, как в садах Эдема. Я больше не различал добра и зла. Все было прекрасно, все было замечательно».

Полный провал

Дальше была нищета вперемежку со счастьем, голод, обострение болезни, отчаянье и эпизодическая финансовая подпитка от продажи картин на родине. С большим трудом Гоген возвращается во Францию, дабы устроить большую персональную выставку. До самого последнего момента он был уверен, что его ожидает триумф. Ведь он привез с Таити несколько десятков поистине революционных картин – так до него не писал еще ни один художник. «Вот теперь я узнаю, было ли с моей стороны безумием ехать на Таити».

И что же? Равнодушные, презрительные лица недоумевающих обывателей. Полный провал. Он уехал в далекие края, когда посредственность отказалась признать его гений. И надеялся по возвращении предстать во весь рост, во всем своем величии. Пусть мое бегство – поражение, говорил он себе, но возвращение будет победой. Вместо этого возвращение нанесло ему лишь новый сокрушительный удар.

В газетах картины Гогена назвали «измышлениями больного мозга, надругательством над Искусством и Природой». «Если хотите позабавить своих детей, пошлите их на выставку Гогена», – писали журналисты.

Друзья Гогена всячески уговаривали его не поддаваться естественному порыву, не уезжать тотчас обратно в Южные моря. Но тщетно. «Ничто не помешает мне уехать, и я останусь там навсегда. Жизнь в Европе – какой идиотизм!» Он будто бы позабыл обо всех тех лишениях, которые еще недавно испытывал на Таити. «Если все будет в порядке, я уеду в феврале. И тогда я смогу закончить свои дни свободным человеком, мирно, без тревоги за будущее, и не надо больше воевать с болванами… Писать не буду, разве что для своего удовольствия. У меня будет деревянный резной дом».

Невидимый враг

В 1895 году Гоген снова уехал на Таити и снова поселился в столице. Вообще-то он собирался в этот раз на Маркизские острова, где надеялся найти более простую и легкую жизнь. Но его мучила все та же так и не долеченная болезнь, и он выбрал Таити, где, по крайней мере, была больница.

Болезнь, нищета, отсутствие признания, эти три составляющие злым роком висели над Гогеном. Оставленные для продажи в Париже картины никто не хотел покупать, а на Таити он и вовсе никому был не нужен.

Окончательно сломило его известие о внезапной смерти девятнадцатилетней дочери – возможно, единственного существа на земле, которое он по-настоящему любил. «Я до того привык к постоянным несчастьям, что первое время ничего не чувствовал, – записал Гоген. – Но постепенно мой мозг ожил, и с каждым днем боль проникала все глубже, так что сейчас я совершенно убит. Честное слово, можно подумать, что где-то в заоблачных сферах у меня есть враг, который решил не давать мне ни минуты покоя».

Здоровье ухудшалось с той же скоростью, что и финансовые дела. Язвы распространились по всей больной ноге, а затем перешли и на вторую ногу. Гоген втирал в них мышьяк, до самых колен обматывал ноги бинтами, но болезнь прогрессировала. Потом у него вдруг воспалились глаза. Правда, врачи уверяли, что это не опасно, но писать он в таком состоянии не мог. Только подлечили глаза – нога разболелась до того, что он не мог ступать на нее и слег. От болеутоляющих он тупел. Если же пробовал подняться, начинала кружиться голова, и он терял сознание. Временами поднималась высокая температура. «Невезение преследует меня с самого детства. Я никогда не знал ни счастья, ни радости, одни напасти. И я восклицаю: «Господи, если ты есть, я обвиняю тебя в несправедливости и жестокости». Понимаешь, после известия о смерти бедняжки Алины я больше ни во что не мог верить, лишь горько смеялся. Что толку от добродетелей, труда, мужества и ума?»

Люди старались не подходить к его дому, думая, что у него не только сифилис, но и неизлечимая проказа (хотя это было не так). Вдобавок ко всему его стали одолевать сильнейшие сердечные приступы. Он страдал от удушья и харкал кровью. Казалось, он действительно был подвержен какому-то страшному проклятию.

В это время, в перерывах между приступами головокружения и невыносимых болей медленно создавалась картина, которую потомки назвали его духовным завещанием, легендарная «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?».

Жизнь после смерти

О серьезности намерений Гогена говорит тот факт, что принятая им доза мышьяка была просто убойной. Он действительно собирался покончить собой.

Укрылся в горах и проглотил порошок.

Но именно слишком большая доза помогла ему выжить: организм отказался ее принять, и художника вывернуло. Обессиленный Гоген уснул, а, проснувшись, кое-как дополз до дома.

Гоген молил бога о смерти. Но вместо этого – болезнь отступила.

Он решил построить большой и удобный дом. И, продолжая надеяться, что парижане вот-вот станут покупать его картины, взял очень большой кредит. А чтобы расплатиться с долгами, устроился на нудную работу мелким чиновником. Снимал копии с чертежей и планов и инспектировал дороги. Эта работа отупляла и не давала заниматься живописью.

Все изменилось внезапно. Как будто где-то на небесах вдруг прорвало плотину невезения. Внезапно он получает из Парижа 1000 франков (кое-что из картин, наконец, было продано), отдает часть долга и оставляет службу. Внезапно он находит себя как журналист и, работая в местной газете, достигает на этом поприще достаточно ощутимых результатов: играя на политическом противодействии двух местных партий, поправляет свои финансовые дела и возвращает себе уважение местных жителей. Ничего особенно радостного, правда, в этом не было. Ведь свое призвание Гоген по-прежнему видел в живописи. А из-за журналистики великий художник на два года был оторван от холста.

Но внезапно появился в его жизни человек, который сумел хорошо продавать его картины и тем самым буквально спас Гогена, позволив снова заняться своим делом. Звали его Амбруаз Воллар. В обмен на гарантированное право приобретать не глядя не меньше двадцати пяти картин в год по двести франков каждая, Воллар стал платить Гогену ежемесячный аванс в триста франков. А также за свой счет снабжать художника всем необходимым материалом. О таком соглашении Гоген мечтал всю жизнь.

Получив, наконец, финансовую свободу, Гоген решил осуществить свою старую мечту и переехать на Маркизские острова.

Казалось, все плохое закончилось. На Маркизских островах он построил новый дом (назвав его не иначе как «Веселый дом») и зажил так, как давно хотел жить. Коке много пишет, а в остальное время проводит в дружеских застольях в прохладной столовой своего «Веселого дома».

Однако счастье было недолгим: местные жители втянули «прославленного журналиста» в политические интриги, начались проблемы с властями, и в итоге он и тут нажил себе множество врагов. Да и болезнь Гогена, которая было присмирела, опять постучалась в дверь: сильная боль в ноге, перебои сердца, слабость. Он перестал выходить из дому. Вскоре боли стали невыносимыми, и Гогену в очередной раз пришлось прибегать к помощи морфия. Когда он увеличил дозу до опасного предела, то, боясь отравления, перешел на опийную настойку, от которой его все время клонило в сон. Он часами сидел в мастерской и играл на фисгармонии. А немногие слушатели, собравшись на эти щемящие звуки, не могли удержать слез.

Когда он умер, на тумбочке возле кровати стоял пустой флакон из-под опийной настойки. Возможно, Гоген, нечаянно или намеренно, принял чрезмерно большую дозу.

Через три недели после его похорон местный епископ (и один из нажитых Гогеном врагов) отправил начальству в Париж письмо: «Единственным примечательным событием здесь была скоропостижная кончина недостойного человека по имени Гоген, который был известным художником, но врагом Господа и всего благопристойного».

1848-1903: между этими цифрами - целая жизнь крупнейшего, великого, гениального живописца Поля Гогена.

«Единственный способ стать Богом—это поступать, как Он: творить».

Поль Гоген

на фото: фрагмент картины Поля Гогена "Автопортрет с палитрой", 1894

Подробности жизни Поля Гогена сложились в одну из самых необычных биографий в истории искусства. Его жизнь действительно давала поводы разным людям говорить о ней, восторгаться, смеяться, возмущаться и преклонять колени.

Поль Гоген: ранние годы

Поль Эжен Анри Гоген родился в Париже 7июня 1848 года в семье журналиста Кловиса Гогена, убеждённого радикала. После поражения июньского восстания, семья Гогена по причинам безопасности вынуждена была перебраться к родственникам в Перу, где Кловис намеревался издавать собственный журнал. Но по пути в Южную Америку журналист умер от сердечного приступа, оставив жену с двумя маленькими детьми. Нужно отдать должное душевной стойкости матери художника, которая одна, без жалоб, воспитывала детей.

Ярким примером мужества в семейном окружении Поля была и его бабушка Флора Тристан, одна из первых в стране социалистка и феминистка, опубликовавшая в 1838 году автобиографическую книгу «Скитания парии». От неё Поль Гоген унаследовал не только внешнее сходство, но и её характер, её темперамент, безразличие к общественному мнению и любовь к путешествиям.

Воспоминания о жизни у родственников в Перу были так дороги Гогену , что впоследствии он называл себя «перуанским дикарём». Поначалу ничто не предвещало ему судьбу великого художника. После 6 лет жизни в Перу семья вернулась во Францию. Но серая провинциальная жизнь в Орлеане и учёба в парижском пансионе надоели Гогену , и он в 17 лет, вопреки воле матери, поступил на службу во французский торговый флот и побывал в Бразилии, Чили, Перу, а затем—у берегов Дании и Норвегии. Это был первый, по общепринятым меркам, позор, который Поль принёс своей семье. Мать, которая умерла во время его плавания, не простила сына и, в наказание, лишила всякого наследства. Возвратившись в Париж в 1871 году, Гоген с помощью своего опекуна Гюстава Ароза, друга матери, получил должность брокера в одной из самых солидных биржевых фирм столицы. Полю было 23 года, и перед ним открывалась блестящая карьера. Он довольно рано обзавёлся семьёй и стал образцовым отцом семейства (у него было 5 детей).

«Семья в саду», Поль Гоген , 1881, х.м., Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген

Занятия живописью как хобби

Но своё стабильное благополучие Гоген без колебании принёс в жертву своему увлечению—живописи. Писать красками Гоген начал в 1870-х годах. Поначалу это было воскресное хобби, и Поль скромно оценивал свои возможности, а семья считала его увлечённость живописью милым чудачеством. Через Гюстава Ароза, который любил искусство и коллекционировал картины, Поль Гоген познакомился с несколькими импрессионистами, с энтузиазмом восприняв их идеи.

После участия в 5 выставках импрессионистов имя Гогена зазвучало в художественных кругах: сквозь парижского брокера уже просвечивал художник. И Гоген решил полностью посвятить себя живописи, а не быть, по его выражению, «воскресным художником». Выбору в пользу искусства способствовал и биржевой кризис 1882 года, подкосивший финансовое положение Гогена . Но финансовый кризис отразился и на живописи: картины плохо раскупались, и жизнь семьи Гогенов превратилась в борьбу за выживание. Переезд в Руан, а позже—в Копенгаген, где художник продавал брезентовые изделия, а его жена давала уроки французского, не спасли от нищеты, и брак Гогена распался. Гоген с младшим сыном вернулся в Париж, где не нашёл ни душевного покоя, ни благополучия. Чтобы прокормить сына, великий художник вынужден был зарабатывать расклейкой афиш. «Я узнал настоящую нищету, - писал Гоген в «Тетради для Алины», своей любимой дочери. - Это верно, что, вопреки всему, страдание обостряет талант. Однако его не должно быть слишком много, иначе оно вас убивает».


«Цветы и японская книга», Поль Гоген , 1882, дерево, масло, Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген

Формирование собственного стиля

Для живописи Гогена это был переломный момент. Школой художника был импрессионизм, достигший в тот период своего расцвета, а учителем — Камиль Писсарро , один из основателей импрессионизма. Имя патриарха импрессионизма Камиля Писсарро позволило Гогену принять участие в пяти из восьми выставок импрессионистов между 1874 и 1886 годами.


«Водопой», Поль Гоген , 1885, х.м., частная коллекция

В середине 1880-х годов начался кризис импрессионизма, и Поль Гоген начал искать свой путь в искусстве. Поездка в живописную Бретань, сохранившую свои древние традиции, положила начало переменам в творчестве художника: он отошёл от импрессионизма и выработал собственный стиль, соединив элементы бретонской культуры с кардинально упрощённой манерой письма—синтетизм. Этому стилю свойственно упрощение изображения, передаваемого яркими, необычно сияющими красками, и намеренно чрезмерная декоративность.

Синтетизм появился и проявился около 1888 года в работах и других художников школы Понт-Авена—Эмиля Бернара, Луи Анкетена, Поля Серюзье и др. Особенностью синтетического стиля было желание художников «синтезировать» видимый и воображаемый миры, и зачастую создаваемое на полотне было воспоминанием о некогда увиденном. Как новое течение в искусстве, синтетизм получил известность после организованной Гогеном выставки в парижском кафе Вольпини в 1889 году. Новые идеи Гогена стали эстетической концепцией известной группы «Наби», из которой выросло новое художественное течение «ар-нуво».


«Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом)», Поль Гоген, 1888, х.м., 74,4 х 93,1см., Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Искусство древних народов как источник вдохновения для европейской живописи

Кризис импрессионизма поставил художников, отказавшихся от слепого «подражания природе», перед необходимостью найти новые источники вдохновения. Искусство древних народов стало поистине неисчерпаемым источником вдохновения для европейской живописи и оказало сильное влияние на её развитие.

Стиль Поля Гогена

Фраза из письма Гогена «Ты всегда можешь найти утешение в примитиве» свидетельствует о его повышенном интересе к примитивному искусству. Стиль Гогена , гармонично сочетающий импрессионизм, символизм, японскую графику и детскую иллюстрацию, прекрасно подходил для изображения «нецивилизованных» народов. Если импрессионисты, каждый по-своему, стремились анализировать красочный мир, передавая действительность без особой психологической и философской основы, то Гоген не просто предлагал виртуозную технику, он размышлял в искусстве:

«Для меня великий художник—это формула наибольшего разума».

Его живопись—это полные гармонии метафоры со сложным смыслом, часто пронизанные языческим мистицизмом. Фигуры людей, которые он писал с натуры, приобретали символический, философский смысл. Цветовыми соотношениями художник передавал настроение, душевное состояние, раздумья: так, розовый цвет земли на картинах—символ радости и изобилия.


«День божества (Махана но натуа)», Поль Гоген , 1894, х.м., Чикагский институт искусств, США

Мечтатель по натуре, Поль Гоген всю жизнь искал рай земной, чтобы запечатлеть его в своих произведениях. Искал его в Бретани, на Мартинике, на Таити, на Маркизских островах. Три поездки на Таити (в 1891, 1893 и 1895 годах), где художник написал ряд своих знаменитых работ, принесли разочарование: первобытность острова была утрачена. Занесённые европейцами болезни сократили население острова с 70 до 7тысяч, а вместе с островитянами вымирали их обряды, искусство и местные ремёсла. В картине Гогена «Девушка с цветком» чувствуется двойственность культурного уклада на острове в то время: об этом красноречиво свидетельствует европейское платье девушки.

«Девушка с цветком», Поль Гоген

В своих поисках нового, неповторимого художественного языка Гоген не был одинок: стремление к переменам в искусстве объединило непохожих и самобытных художников (Сёра, Синьяка, Ван Гога, Сезанна, Тулуз-Лотрека, Боннара и других), дав рождение новому течению—постимпрессионизму. Несмотря на принципиальную несхожесть стилей и почерков, в творчестве постимпрессионистов прослеживается не только мировоззренческое единство, но и общность в житейском плане—как правило, одиночество и трагизм жизненных ситуаций. Их не понимала публика, да и они не всегда понимали друг друга. В рецензиях на выставку картин Гогена , привезённых с Таити, можно было прочитать:

«Чтобы развлечь своих детей, пошлите их на выставку Гогена . Они позабавятся перед раскрашенными картинками, изображающими четверорукие женские существа, распростёртые на биллиардном столе…».

После такой уничижительной критики Поль Гоген на родине не задержался и в 1895 году вновь, и уже в последний раз, уехал на Таити. В 1901 году художник перебрался на остров Доменик (Маркизские острова), где и умер от сердечного приступа 8 мая 1903 года. Поль Гоген был погребён на местном католическом кладбище острова Доменик (Хива-Оа).

«Всадники на побережье», Поль Гоген , 1902 год

Даже после смерти художника французские власти на Таити, преследовавшие его при жизни, безжалостно расправились с его художественным наследием. Невежественные чиновники продавали его картины, скульптуры, деревянные рельефы с молотка за гроши. Жандарм, проводивший аукцион, на глазах у собравшихся людей сломал резную трость Гогена , но припрятал его картины и, вернувшись в Европу, открыл музей художника. Признание пришло к Гогену через 3 года после его смерти, когда в Париже были выставлены 227 его работ. Французская печать, зло высмеивавшая художника при жизни по поводу каждой из его немногочисленных выставок, начала печатать хвалебные оды его искусству. О нём писали статьи, книги и воспоминания.


«Когда свадьба?», Поль Гоген, 1892, х.м., Базель, Швейцария (до 2015 года)

Однажды в письме к Полю Серюзье Гоген с отчаянием предположил: «…мои картины пугают меня. Никогда публика не примет их». Однако, картины Гогена публика принимает и покупает за большие деньги. Например, в 2015 году неназванный покупатель из Катара (по данным МВФ—самой богатой страны мира с 2010 года) купил картину Гогена «Когда свадьба?», за 300 млн. долларов. Картина Гогена получила почётный статус самой дорогой картины в мире.

Справедливости ради нужно отметить, что Гогена совершенно не волновало отсутствие интереса публики к его творчеству. Он был убеждён: «Каждый должен следовать за своей страстью. Я знаю, что люди будут понимать меня всё меньше и меньше. Но разве это может иметь какое-то значение?» Вся жизнь Поля Гогена была борьбой с мещанством и предрассудками. Он всегда проигрывал, но, благодаря своей одержимости, никогда не сдавался. Любовь к искусству, жившая в его неукротимом сердце, стала путеводной звездой для художников, шедших по его следам.