Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Описание картин антониса ван дейка. Дейк антонискартины и биография

Описание картин антониса ван дейка. Дейк антонискартины и биография

Известный портретист Ван Дейк, картины которого известны многим людям, учился у знаменитого Рубенса. Его работы имели тематику мифов и религии. Они похожи на произведения учителя, но все-таки несут свою индивидуальность. Рубенс отличался своим темпераментом, излишней эмоциональностью, что отражалось в его произведениях, а вот картины Ван Дейка сохранили сдержанность и спокойствие своего автора.

Биография

Антверпен стал местом рождения будущего гения-художника. Его отец был богатым коммерсантом и воспитывал в сыне родовую аристократию. Наверное поэтому многие работы Антониса ван Дейка пронизаны хрупкостью и изысканностью.

Художник мало путешествовал и почти всю жизнь провел в Антверпене. На родной земле он писал портреты своих знакомых и друзей. Причем мужчина старался передавать и создавать произведения с максимальной реалистичностью. Хотя заметно и то, что некоторые модели приобретали свойственный художнику аристократизм. Местная знать полюбила Дейка, и молодой человек получал множество заказов. Картины Антониса ван Дейка становились популярнее с каждым днем.

В 1632 году Антонису пришлось покинуть родной город, так как домой вернулся знаменитый Рубенс. Художник не хотел конкурировать со своим учителем, поэтому перебрался в Англию. Тут его ждала настоящая слава: Дейк стал главным живописцем короля Карла I.

В Англии художнику удалось основать собственную школу портретного искусства. Тут он продолжал писать портреты знаменитых людей. В 1639 году живописец нашел свою любовь, Мэри Ратвен, и женился на ней.

Последние годы своей жизни Антонис занимался крупными проектами и был полностью охвачен вдохновением. Он трудился над циклом шпалер для дворца в Лондоне, работал с галереями Лувра. Но, к сожалению, желаниям Ван Дейка не суждено было сбыться: художник заболел и умер в 1641 году. В завещании он просил о своем захоронении в соборе св. Павла.

Картины Ван Дейка имеют общую черту, которая выделяет их из всего ряда произведений фламандских художников. Но, как уже говорилось ранее, наиболее популярными стали именно портреты.

"Святой Бруно"

Картина «Святой Бруно» была написана в 1620 году. По сей день точных данных о том, что это картина Антониса, нет. Тем не менее есть предположение, что это его произведение, которое относят к раннему периоду творчества. Картина была написана в то время, когда молодой живописец помогал Рубенсу работать над росписью церкви.

Ван Дейка дать не сложно. Его произведения не замысловаты, и на них все понятно. На холсте, написанном маслом, расположился Святой Бруно. Образ представлен в три четверти и размещен на фоне окна с яркой тканью. Можно разглядеть в окне пейзаж. Мощь Святого Бруно показана ярким светом, который падает сверху. Такое освещение символизирует Христа. Внимание же зрителя сосредоточено на лице и руках Святого Бруно. Никаких больше деталей, которые отвлекали бы от основного замысла, нет.

"Автопортрет"

Это произведение, на котором изображен Ван Дейк. Картины подобной тематики всегда становятся популярными. Антонис создал её после того, как вернулся из Италии. Картина сейчас входит в эрмитажное собрание и является жемчужиной коллекции.

Многие по сей день считают, что это лучшее творение фламандского живописца. Современники назвали Дейка «баловнем судьбы», и это изображено на «Автопортрете». Антонис выглядит на картине как светский кавалер, черты лица его тонкие, а руки холеные. Картины Ван Дейка всегда отличались особой изящностью, и это произведение не лишено утонченности. Творение было написано в 1622-1623 гг. маслом.

"Портрет Джеймса Стюарта"

Картины Ван Дейка с названиями описываются нами. Они известны всему миру. "Портрет был написан в 1634-1635 годах. На очередном портрете автор изобразил знаменитого герцога. Молодой человек был кузеном короля, а его внешний вид ярко показывает принадлежность к королевскому роду. Камзол украшен серебряной звездой, которая представляет кавалера ордена Подвязки. Его фигура горделивая, а художник изобразил Стюарта так, что он смотрит словно свысока.

Антонис мастерски подчеркнул длинную фигуру Джеймса массой элементов. Тут и зауженная рама, и высокая собака, которая была любимицей герцога. Несмотря на попытки быть строгим и высокомерным, Стюарт привлекает всех своим обаянием и добротой.

"Карл I на охоте"

Картину художник создавал на протяжении трех лет, с 1635 года. На холсте изображен Карл I, который опирается на трость и стоит на краю пропасти. Фигура короля - главная на картине. Её четко видно на фоне светлого неба, а шляпа является контрастным акцентом, подчеркивающим выразительность образа.

"Автопортрет с сэром Эндимионом Портером"

Картина, написанная в 1635 году, является неким противопоставлением художника и Эндимиона Портера. Последний походил на человека из буржуазной семьи, но достиг уважения и почета среди высоких титулов. Ван Дейк отлично поработал над своим изображением, изобразив себя в выгодном свете, а вот фигура Портера выглядит слишком простой.

О многом может сказать и положение рук героев. Об их дружбе говорит то, что они оба держат руку на камне. Но вот то, что живописец надел перчатку, возможно, говорит о характере дружбы людей. Ведь если присмотреться внимательно, вторая рука Антониса обнажена.

"Портрет Маргариты Лотарингской"

Это очередной портрет, написанный Ван Дейком в 1634 году. На нем мастерски изображена Маргарита. Антонис создал утонченную фигуру девушки, подчеркнув красоту её шеи и рук. На холсте не найти ярких и агрессивных цветов, а вот сдержанность придает молодости и привлекательности.

"Леди Элизабет Тимбелби и Дороти"

На холсте поместились две сестры-католички - Элизабет и Дороти. Портрет был создан накануне свадьбы одной из них. Картина передает исторический характер событий. Антонис изобразил слева Элизабет сдержанной, что указывало на её замужество. А вот Дороти держит в руках корзину с цветами, которая характеризует приближающуюся свадьбу и искреннюю любовь молодой женщины.

"Конный портрет Карла I"

Эта картина написана в 1637-1638 годах, и она отобразила Карла I воинственным и мужественным. Король-воин восседает на коне, на нем рыцарские доспехи, а в руке командный жезл. Его одеяние родом из Гринвича 16 века.

Карл I в 1625 году стал королем Великобритании и Ирландии. Когда Ван Дейк стал главным живописцем короля, из-под его кисти начали появляться шедевры. По тем произведениям, что были найдены, известно, что Антонис создал 35 портретов Карла I, из них семь конных.

"Портрет рыцаря с красной повязкой"

Этот шедевр считается лучшим из произведений Антониса ван Дейка. Художник смог создать идеальную композицию. Фигура выглядит словно в движении, от неё исходит сила, энергия и отвага. Скорее всего, успех этого портрета связан с периодом вдохновения в творчестве Ван Дейка. После у живописца были проблемы с деньгами, поэтому объемы работы увеличивались, а вдохновение покидало художника.

Главным различием голландского и фламандского искусства по сей день остается то, что в первом преобладало написание натюрмортов, а во втором - портретов. Художник Ван Дейк, картины которого по сей день украшают известные галереи и музеи, стал самым ярким представителем принеся в мир парадный портрет.

На автопортрете молодого Ван Дейка (конец 1620-х - начало 1630-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) знаменитый живописец Фландрии привлекателен, изящен, кажется элегантным аристократом. Родившийся в многодетной купеческой семье Антверпена, он тяготел к придворным кругам и изысканному стилю жизни. Вместе с тем автопортрет Ван Дейка - своего рода идеал творческой натуры. В истории европейской живописи XVII века Ван Дейк - баловень судьбы, которому всегда сопутствовала удача и шумная слава. Между тем яркая, заполненная непрестанным трудом жизнь мастера отличалась на редкость напряженным, словно беспокойным ритмом, что во многом объяснялось его деятельным характером и неуемным честолюбием.

Десятилетним мальчиком он пришел в мастерскую авторитетного в ту пору художника Хендрика ван Балена, учился легко и блестяще, а в девятнадцать лет уже был принят в гильдию живописцев Святого Луки. Решающее влияние на развитие творчества Ван Дейка оказал Рубенс, в мастерской которого он работал и с которым сотрудничал в ряде заказов.

Молодой Ван Дейк стремился отойти от прямого подражания своему учителю, обращался к более легкой живописи, насыщенной контрастами к изображению конкретных ситуаций и разнообразных характеров. Его не лучшая, но типичная картина на библейский сюжет о наделенном невиданной силой Самсоне и предательстве филистимлянки Далилы (ок. 1620, Лондон, Картинная галерея Далвичского колледжа) вдохновлена величественной композицией Рубенса на ту же тему. Более сдержанна и жизненно убедительна картина "Святой Мартин и нищий" (ок. 1620-1621, Виндзор, Королевское собрание).

Существуют два равноценных варианта этой картины. Создание вариантов было связано с огромным успехом произведений Ван Дейка, что, по-видимому, объяснялось их большей, чем у Рубенса, доступностью зрительским вкусам.

Исследователи тщетно пытались обнаружить возможное соперничество между Рубенсом и его талантливейшим учеником. Факты свидетельствовали об обратном. Неоспоримый авторитет учителя поддерживал Ван Дейка в художественных кругах Англии и Италии. Рубенс первый прозорливо отметил редкий дар молодого живописца как мастера портрета.

Ван Дейк не только один из создателей парадного аристократического портрета XVII века, широко признанного в высших кругах европейского общества. Особую привлекательность его образов составляет воплощенный в них эмоциональный и интеллектуальный мир человека. Портреты, как бы приподнятые над повседневностью, обладают правдивой и живой характерностью.

В ранний антверпенский период Ван Дейк писал портреты зажиточных горожан, художников с женами, обогащая нидерландскую традицию XVI века изображения семейств и супружеских пар. Его работы отмечены строгой простотой, сердечностью, духовной близостью. «Семейный портрет» из Эрмитажа (1621) с компактной композицией, нарядным сочетанием черных, белых, красных и золотистых тонов принадлежит к числу самых известных. Вдумчивый, слегка грустный взгляд отца семейства и доброжелательный - его молодой миловидной жены устремлены на зрителя. Мастер ценил этот живой контакт между зрителем и моделью и часто его использовал. Иногда, как в данном случае, под влиянием Рубенса изображались архитектурные мотивы, драпировки, элементы пейзажа. Такого рода декоративные детали более свободно представлены в поколенном портрете Франса Снейдерса (Нью-Йорк, Коллекция Фрик), известного фламандского живописца, работавшего с Рубенсом. Портрету Снейдерса соответствует портрет его супруги Маргариты де Вос, но он менее выразителен. Снейдерс находится на террасе с пышным пурпурным занавесом и пейзажем на дальнем плане. У него тонкое бледное лицо с проницательным, устремленным на зрителя взглядом, красивые руки. Изображение изящного непринужденного жеста холеных рук с длинными пальцами украшает многие портреты Ван Дейка.

Знакомство во время первой поездки в Англию ко двору Якова I с английскими собраниями итальянских картин Возрождения побудило Ван Дейка посетить саму Италию.

Путь его лежал в Геную, связанную с Фландрией давними торговыми отношениями. В 1621-1627 годах помимо Генуи он посетил дважды Рим, Венецию, Падую, Милан, Турин и Палермо. Активно изучая итальянскую живопись, Ван Дейк особенно увлекался произведениями Тициана. Его альбом с зарисовками с натуры и с картин венецианцев хранится в Британском музее Лондона.

В Риме Ван Дейк написал портрет ученого и дипломата кардинала Гвидо Бентивольо (1623, Флоренция, Палаццо Питти), одно из лучших своих произведений. Поток золотистого света озаряет одухотворенное лицо Бентивольо, мерцающий алый шелк и белоснежные кружева кардинальского одеяния.

В Палермо (Сицилия в ту пору подчинялась испанской короне) мастер создал превосходный поколенный портрет вице-короля Эммануила Филиберта Савойского (1624, Лондон, Картинная галерея Далвичского колледжа). Светлая фигура правителя Сицилии парадном позолоченном вооружении выступает на темном фоне, весь его облик проникнут властностью.

Основная деятельность Ван Дейка в Италии проходила в Генуе под покровительством старинных аристократических семей, для которых раньше работал Рубенс. Пребывание в Генуе стало триумфальным этапом в развитии его портретного искусства.

Основываясь на принципах парадных генуэзских портретов Рубенса, Ван Дейк создал блестящие обстановочные портреты-картины. Перед зрителем предстает романтизированный мир изысканной аристократической красоты, одновременно величественной и непринужденной. Несколько удлиненные в пропорциях фигуры в рост изображены на фоне пурпурных драпировок и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов, их открытых природе террас. Прекрасны стройные женщины в тяжелых драгоценных платьях со шлейфами и больших воротниках из накрахмаленных кружев. Маркиза Паоло Адорно трижды позировала художнику. На одном из портретов она сидит в кресле рядом с маленьким сыном, нежным жестом касаясь его руки (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Елена Гримальди, маркиза Каттанео в черном элегантном платье словно проходит перед зрителем. Над ее головой мальчик-негритенок держит красный зонтик (1623, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Внутреннее оживление, душевный подъем угадываются в образе прелестной юной маркизы Бальби (1622-1623, Нью-Йорк, Музей Метрополитен).

Обогащенный итальянскими впечатлениями, Ван Дейк возвращается в Антверпен и в отсутствии Рубенса, занятого дипломатической деятельностью, практически становится первым художником Фландрии. Вдовствующая испанская наместница Изабелла назначает его своим придворным живописцем. Заказов так много, что художник, работавший исключительно быстро и много, вынужден обзавестись помощниками. Его картины, написанные на религиозные и мифологические сюжеты, сочетающие в своих истоках традиции Рубенса и Тициана, следуют канонам барочной живописи. Среди этих эффектных многофигурных композиций привлекает тонким лиризмом «Отдых на пути в Египет» (1630, Мюнхен, Старая пинакотека). Но по-прежнему господствуют портреты, которые обретают зрелость мастерства, становятся разнообразнее и глубже. Тщательная передача костюмов, сдержанного набора аксессуаров сочетаются с широтой свободного письма, утонченностью и благородством живописных решений. Объем портретных работ огромен, он включает парадные изображения сановников, вельмож, бюргеров, военных и полные живой естественности портреты друзей, собратьев по искусству, людей науки (например, портрет филолога и издателя Яна ван дер Ваувера, ок.1632, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Богатство характеристик отличает также офорты Ван Дейка, составившие изданную в 1645-1646 годах Иконографию - сборник офортных портретов известных современников (мастер собственноручно исполнил полтора десятка изображений, для остальных он делал предварительные эскизы).

После краткого посещения Голландии Ван Дейк в 1632 году уехал по приглашению короля Карла I в Англию, где при английском дворе, одном из самых блестящих и богатых в Европе, его ждала громкая слава. Карл I, тонкий ценитель искусства, назначает его главным королевским художником, дарует ему дворянское достоинство и золотую цепь рыцаря. Жизнь Ван Дейка в Лондоне почти также роскошна, как и у его вельможных заказчиков. Поздний брак с Мери Расвен, молодой фрейлиной королевы, вводит живописца в ряды чопорной английской аристократии. Чести позировать Ван Дейку добивается все высшее общество. Он пишет множество портретов короля, королевы Генриетты Марии, королевских детей.

В оригинальном по замыслу и великолепном по живописи портрете Карла I на фоне пейзажа принципы парадного изображения как бы смягчены, истолкованы более интимно. Король стоит в изящно небрежной позе, рядом слуга держит породистого коня (1635, Париж, Лувр). По словам известного исследователя Э. Гомбриха, король «является таким, каким он хотел жить в истории: образ непревзойденной элегантности, неоспоримого авторитета и высшей культуры, покровителя искусства, защитника божественного права королевской власти». Интересен тройной портрет, изображающий короля в профиль справа, в три четверти, и в фас (1637, Виндзор, Королевское собрание). Этот необычный портрет, предназначенный для создания Лоренцо Бернини скульптурного бюста, был послан ему в Италию.

Портретируя знатных особ, художник сглаживал их физические недостатки и подчас откровенно приукрашивал свои модели. Идеализация заметно коснулась женских портретов и в первую очередь образа Генриетты Марии. Ван Дейк написал двадцать портретов английской королевы. Один из ранних, исполненный с блестящим мастерством, подчеркнуто параден. Генриетта Мария в голубом атласном платье и широкополой черной шляпе стоит на лестнице, ведущей в сад. Свиту составляют любимцы: миловидный карлик и сидящая на его плече обезьянка (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Смышленый карлик сэр Джерри Хадсон привлек внимание королевы, когда вылез из пирога на одном из торжественных приемов.

По словам принцессы Софии, племянницы короля, прекрасные портреты Ван Дейка создали у нее выгодное представление о всех английских дамах. Когда же она в 1641 году встретила королеву, то была изумлена, увидев, что Генриетта Мария - «коротышка с длинными и тощими ручками, с одним плечом выше другого и торчащими изо рта, как бивни, зубами». Присмотревшись, принцесса убедилась, что у королевы «очень красивые глаза, прямой нос и восхитительный цвет лица».

Ван Дейк часто писал портреты королевских детей и отпрысков старинных аристократических родов. Совсем маленькие - трогательно прелестны, те, кто постарше, следуя придворному этикету, напоминают «маленьких взрослых». Но художник стремился подчеркнуть чистоту и обаяние их возраста.

Многочисленные портреты Ван Дейка воссоздают атмосферу английского двора накануне революции 1648 года, приобретают значение бесценных исторических и художественных документов. Они не все равноценны. Среди помпезных, сияющих красками придворных изображений встречаются более строгие, правдивые образы, отмеченные содержательным психологизмом.

Постепенно творчество Ван Дейка приобретает черты холодной импозантности, внешней декоративности, ощущение внутреннего тока жизни, исходящего от его образов, контакт со зрителем сменяются скованностью позирующих фигур. Появляются ранее чуждые мастеру аллегорические ассоциации и символические намеки. Так, в своем портрете леди Дигби олицетворяет Благоразумие (Виндзор, Королевское собрание). Работа над множеством заказов приобрела в мастерской Ван Дейка приметы четко организованного производства. Приятель живописца кёльнский банкир Эберхард Ябах (его портреты находятся в Эрмитаже) рассказывал, что Ван Дейк работал над несколькими портретами, уделяя каждому заказчику сеанс в день, длившийся не более часа, и оставляя исполнение одежды, аксессуаров, фона своим помощникам; знаменитые вандейковские руки писались с восковых моделей. Хотя на втором сеансе Ван Дейк столь же быстро заканчивал портрет, подобный метод работы не мог не привести к изобразительным штампам.

Трудно судить, насколько художник с его творческими амбициями осознавал наступающий политический кризис монархии Стюартов. В последние годы жизни он был охвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ (цикл шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, завершение после смерти Рубенса больших исторических картин для испанского короля, росписи главной галереи Лувра). Он совершил две поездки в Париж. Потерпевший неудачу во всех своих замыслах, больной художник вернулся в Лондон и вскоре умер. По его завещанию он был похоронен в лондонском соборе Святого Павла. Через год после смерти Ван Дейка в Англии началась гражданская война.

Влияние Ван Дейка на европейскую живопись было всепроникающим и длительным. Он стал основателем английской школы портрета, достигшего исключительного расцвета в XVIII веке.

Татьяна Каптерева

Антонис ван Дейк. Автопортрет. 1618-19

Эпоха Барокко. Нидерланды. XVI век.

22 марта 1599 года в многодетной семье антверпенского зажиточного торговца тканями, Франса ван Дейка, родился мальчик Антонис, седьмой по счету ребенок из двенадцати детей четы ван Дейк. Антонис был особенным ребенком – талантливым и романтичным. Его способности к рисованию проявились слишком рано и были трепетно взлелеяны учителем – художником Хендриком ван Баленом. Первые шаги в творческую жизнь маленький живописец предпринял в 10-летнем возрасте и, спустя шесть лет (1615 год), имел возможность стать самостоятельным художником.

Особенной в развитии живописного таланта юного Антониса бала его необъяснимая любовь к портретным работам. Технику написания людей он оттачивал на автопортретах, которых насчитывалось за всю его жизнь немало. Первым из авторских портретов был тот, что написан в период 1613 – 1614 годов. С полотна этой работы на зрителя смотрит мальчишка с рыжими волосами, оливковыми глазами и здоровым румянцем. Эта работа «говорит» на языке таланта и прекрасного чувства цвета, осознанности, сравнимой со взрослым восприятием мира. Мальчик-художник с огненными волосами был отмечен самим Рубенсом. Начиная с 1618 года, юноша становится рубенсовским учеником и впитывает особенности написания постановочных картин у своего наставника. Теперь палитра ван Дейка более сочная, яркая и разнообразная. Тема портрета разбавляется мифологической и религиозной тематикой («Юпитер и Антиопа» - 1620-е гг., «Отдых на пути в Египет» - 1625г., «Триумф Силена» - 1625г., «Коронование терновым венцом» - 1620г.).

Юпитер и Антиопа. 1620

Отдых на пути в Египет. 1625

Триумф Силена. 1625

Коронование терновым венцом. 1625

Усердие ван Дейка заслужило особой похвалы Питера Пауля Рубенса, назвавшего своего подмастерье одним из лучших учеников. А в доказательство его таланта Антонису была подарена собственная мастерская.

В 1620-ом году ван Дейк впервые покинул свою страну, чтобы выполнить большой заказ на написание портретов королевской семьи Якова I. Лондонская жизнь познакомила молодого мастера с работами Тициана. Очарованный совершенно иной техникой письма и наложением мазков, использованием цветовой гаммы, Антонис смог обогатить былые композиционные уроки Рубенса с тициановскими нюансами.

Тяготение к портретной живописи, тем более к парадному портрету, так или иначе, брало верх над попытками ван Дейка переключиться на мифологические темы. Переехав в Италию в конце 1621 года, в течение шести лет, Антонис изучал творчество итальянских мастеров и писал знатных людей. Его поздние работы, по возвращении в Англию, стали по-взрослому жизненными и «настоящими». Ван Дейк наполняет своих героев подлинной красотой и естеством, уделяет внимание мелочам в одежде и украшениях, кутает образы в глубокий бархат и мерцающий атлас, подчеркивает настроение персоны и статус (Портрет Филадельфии и Элизабет – 1640г., Портрет дамы – 1634-1635гг., Конный портрет Карла I – 1633г.).

Портрет Филадельфии и Элизабет. 1640

Портрет дамы. 1634-35

Конный портрет Карла I. 1633

Своим письмом Антонис пытается угодить заказчикам, однако, бывали и недовольные. Так, графиня Сассекская, взглянув на свой законченный портрет, оказалась не совсем довольна пухлым и круглым лицом женщины, смотрящей с холста, при этом подозревая, что оригинал вполне соответствует картине.

Особенным в работах живописца стал коричневато – охристый колорит, теплый и деликатный. Теперь мастер замахнулся на постановочные портреты, одевая своих героев в охотничьи и бальные наряды, окружая персонажей пейзажем лесов или дворов. Отдавая предпочтение работам по заказу, Антонис ван Дейк, тем не менее, пробует свои силы и в других жанрах. Например, в гравюре, работая по собственным эскизам и чертежам. Его станковые произведения, в том числе серия тарелок, составляли оригинальную коллекцию работ. Еще следует ряд карандашных и акварельных работ. Но, как и все коммерсанты, художник отдал предпочтение живописи, приносящей большую прибыль.

Ван Дейк, Антонис – художник эпохи Барокко, стал основоположником совершенного нового направления в портретной живописи, затронувшей европейское искусство. Он позволил себе использовать манекены в поздних постановках, допустил учеников к собственным картинам. Разумеется, это сказалось на качестве его последних работ, но не стало менее ценным подарком для последователей. Скончался мастер от продолжительной болезни в Лондоне 9 декабря 1641 года. Ему было 42 года, и последним его пристанищем стал Собор Святого Павла.

Антонис Ван Дейк. Автопортрет. 1622-1623 гг. Государственный Эрмитаж. Wikipedia.org

Фландрия. Антверпен. В зажиточной купеческой семье в 1599 году родился Антонис Ван Дейк. Он был седьмым по счёту ребёнком. Его мать родит ещё пятерых. И умрет вскоре после 12-ых родов. Антонису было всего 8 лет.

Его отец не видел ничего дурного в том, что сын хочет стать художником. Ведь его мать виртуозно вышивала. Сам он в молодости увлекался рисованием. Поэтому с лёгким сердцем в 10 лет отец отдал мальчика в обучение к художнику.

Имея талант и необыкновенную усидчивость, уже через 4 года обучения юный Ван Дейк начал работать самостоятельно.

Ван Дейк был вундеркиндом

Вот его автопортрет, написанный в 14 лет. Ван Дейк явно был вундеркиндом. Согласитесь, уже видно, что этот мальчик слеплен из особого теста. Во взгляде читается и честолюбие, и самоуверенность.

Антонис Ван Дейк. Автопортрет. 1613 г. Музей истории искусств в Вене. Wikipedia.org

Его успехи замечены. В 18-летнем возрасте его принимают в гильдию св. Луки, которая объединяла художников. Только в рамках этой гильдии художник имел право принимать заказы и получать за них деньги.

А приняли его в гильдию благодаря серии потрясающих работ. Он создаёт “Головы апостолов”. Вот один из этюдов.


Антонис Ван Дейк. Головы старца. 1618 г. Музей “Дом Рококса” в Антверпене, Бельгия

По этой работе уже можно сказать, что быть Антонису Ван Дейку великим портретистом.

Но пока он этого ещё не осознал, он попадает в ученики к великому Рубенсу.

Кто лучше, Ван Дейк или Рубенс?

В 24 года Антонис пишет свой очередной шедевр. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо.


Антонис Ван Дейк. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо. 1625 г. Палаццо Питти, Флоренция

Что же особенного в этом портрете? А то, что перед нами не просто облеченный властью церковный чиновник. Перед нами человек с определенным характером. Интеллигентный и начитанный. Честолюбивый дипломат. Гвидо был противоречивой личностью.

С одной стороны он сделал многое, чтобы предотвратить повторение Варфоломеевской ночи*. С другой стороны, он был одним из тех, кто подписал смертный приговор Галилео Галилею. Хотя когда-то был его учеником.

Заказов в Италии было достаточно. Но в 1627 году Ван Дейк возвращается в Антверпен.

Ван Дейк мог стать религиозным художником

Вернуться художника заставило несчастье в семье. Серьёзно заболела его сестра. Однако живой он не успел ее застать.

Несколько лет Ван Дейк сосредотачивается на религиозных сюжетах. Видимо под влиянием происшедшего. Так появилась его картина “Вознесение Марии”.


Антонис Ван Дейк. Вознесение Марии. 1628-1629 гг. Национальная галерея Вашингтона. Nga.gov

Почему-то Ван Дейк всех святых дев изображал с толстыми шеями. Да и некоторые ангелочки у него весьма странные. Вот зачем один из них обернул голову покрывалом? Да ещё так своенравно на нас смотрит.

Вот для сравнения картина Рубенса на ту же тему.


Питер Пауль Рубенс. Вознесение Марии. 1618 г. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф. Artchive.ru

У Рубенса больше возвышенности, религиозной торжественности. Его герои не подразумевают двусмысленности. Мария безукоризненна. Ангелы тоже.

Нет, все-таки не зря Ван Дейк отступил. Зачем бороться с гением? Когда можно уехать в другую страну и стать равным по величию, но в другом жанре. Так Ван Дейк и поступил.

Почему Ван Дейк переехал в Англию

В 1632 году Ван Дейк получил предложение от короля Англии Карла I стать придворным художником.

Он согласился. В Англии у него были все шансы стать художником номер один. Алтарные картины англичанам были не нужны. Этим они отличались от католиков. А вот портреты с удовольствием заказывали.

Вот какой портретная живопись в Англии была до приезда Ван Дейка.

Портреты Уильяма Ларкина. Слева: Леди Лове. 1610-1620 гг. Частная коллекция. Справа: Джордж Вилльерс, Букингемский герцог, 1616 г. Национальная портретная галерея, Лондон

Что вы видите? Абсолютно неподвижных кукол. С цветом кожи и худобой тяжело больных существ. И оживить этих людей не может ни яркий румянец, ни парадная одежда.

Ничего удивительного, что Ван Дейк пленил английскую аристократию. И в первую очередь короля Карла I.

Вот самый известный его портрет, созданный Ван Дейком. “Карл I на охоте”.

Антонис Ван Дейк. Портрет Карла 1 на охоте. 1635 г. . Renessans.ru

Перед нами живой человек. Джентельмен. Никаких тяжёлых платьев, а лишь охотничий костюм. Непринужденная, но аристократичная поза. Томный взгляд человека, наделённого властью.

Королю было, от чего прийти в восторг. И он заказывает свой портрет, а также портреты жены и детей 30 раз!


Антонис Ван Дейк. Королева Генриетта-Мария и сэр Джеффри Хадсон. 1633 г. Национальная галерея Вашингтона

Ван Дейк, конечно, приукрашивал своих заказчиков. Судить об этом мы можем по воспоминаниям их современников. Одна дама видела портреты Ван Дейка. По которым заключила, что все дамы в Англии красивы.

Но была сильно разочарована, когда вживую увидела Королеву Генриетту-Марию. Вместо миловидной женщины ей явилась немолодая особа с тощими руками, кривыми плечами и торчащими изо рта передними зубами.

Звёздный час Ван Дейка

Мастеру был присвоен титул дворянина. Он получил из рук короля звание рыцаря. Мечты сбылись.

Ему позируют самые знатные вельможи британского общества. У него нет отбоя от дорогостоящих заказов.

Ван Дейк виртуозно чувствует и передает на холсте атмосферу королевского окружения. Портретист придает осанке своих клиентов горделивость, а позам и жестам элегантное благородство.

Вот отпрыски семейства Стюарт. Один из самых известных портретов Ван Дейка.

Антонис Ван Дейк. Лорд Джон Стюарт и его брат Лорд Бернард Стюарт. 1638 г. Национальная лондонская галерея. Nationalgallery.org.uk

Этим кавалерам всего по 17 и 16 лет. Оба они погибнут в возрасте 23 лет на Гражданской войне. В результате которой погибнет и сам Карл I. Он будет единственным казнённым английским королём за всю историю Англии.


Антонис Ван Дейк. Леди д’Обиньи и графиня Портленд. 1638-1639 гг. , г. Москва

А эти дамы рассказывают свою семейную историю. Та, что слева, сестра мужа той, что справа. Портрет был написан в знак их примирения. Ведь граф Стюарт женился на девушке без согласия семьи. Через некоторое время его родственники признали этот брак. И сестра графа благосклонно это демонстрирует.

Еще Ван Дейк был непревзойдённым детским портретистом. Хоть и изображает он их во взрослых позах и взрослой одежде. А иначе не позволял этикет.

Но в их глазах мы можем уловить озорство. А ещё читается у каждого свой характер.


Антонис Ван Дейк. Старшие дети короля Карла 1. 1636 г. Королевское художественное собрание Виндзорского замка, Великобритания

Горшочек, не вари

Ван Дейк был по горло завален подобными заказами. Каждый аристократ жаждал быть запечатлённым Ван Дейком.

В результате получилось как в сказке, “Горшочек, не вари”.

Работа была поставлена на поток. Художник уделял заказчику в день менее часа. Своей рукой он изображал лишь главное, а все остальное писали его ученики с приглашенных натурщиков.

Либо он писал все сам, но торопился. Работая над двумя, а то и пятью портретами одновременно. В работах появилась некоторая небрежность.

Но заказчиков это не отпугивало. Наоборот, его тонкий слой краски и быстрые мазки делали изображение более живым, вибрирующим. Что на самом деле нравилось его моделям.


Антонис Ван Дейк. Портрет сэра Энтони-Джорджа Дигби. 1638 г. Далвичская картинная галерея, Великобритания. Commons.wikimedia.org

Личная жизнь Ван Дейка

В Англии у Ван Дейка была возлюбленная Маргарет Лемон. Она была его натурщицей. У них были отношения не один год.

Но жениться он решил на аристократке. Мисс Лемон была в полном шоке, когда узнала о помолвке возлюбленного. Устроила скандал, попытавшись откусить художнику палец. Чтобы он не смог больше писать. Но благо ей не удалось этого сделать.


Антонис Ван Дейк. Маргарет Лемон (портрет не окончен). 1639 г. Хэмптон-корт замок, Великобритания. Royalcollection.org.uk

Несчастной пришлось смириться. И в 40 лет художник женился на Мэри Ратвен, молоденькой фрейлине королевы. Так он сам стал английским аристократом.

Антонис Ван Дейк. Портрет Марии Русвен, жены художника. 1639 г. . Artchive.ru

Была ли это любовь? Или очередной тщеславный поступок? Неизвестно. В любом случае семейное счастье длилось очень недолго.

Однажды Ван Дейк поехал в Париж, где занимался росписями галерей Лувра. Там он серьезно заболел. Вернувшись домой в декабре 1641 г., он скончался. Ему было всего 42 года.

Похоронен он был в день крестин своей новорожденной дочери. Которой на тот момент было всего восемь дней.

Почему Ван Дейк так известен

Ван Дейк стал величайшим портретистом. Что само по себе феноменально. Так как в этом жанре мало известных имён. По одной простой причине.

Портретист вынужден угождать заказчику. А в таких тисках мало кому удаётся привнести что-то своё. А уж тем более повлиять на развитие живописи.

Ван Дейку удавалось и то, и другое. И заказчики были довольны. И имя он своё прославил на много поколений вперёд. Потому что он поднял планку на следующий уровень.

Теперь уважающий себя художник не имел права изображать неподвижных кукол. Отныне в глазах каждой модели обязан читаться характер. Как это делал гениальный Ван Дейк.

О другом выдающемся художнике Эпохи Барокко читайте в статье Похожее

Антонис ван Дейк (22 марта 1599 - 9 декабря 1641) - южнонидерландский (фламандский) живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко.

Биография Антониса ван Дейка

Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 г. в Антверпене, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка. Он был седьмым из двенадцати детей.

В 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические темы.

Первый шедевр Антонис написал, когда ему было 14 лет, - портрет 70-летнего старика. С 1615 г. у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, где он вместе с рядом молодых художников создал серию «Головы апостолов».

Творчество Дейка

К ранним его работам относится Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью.

В 1618-1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Матфей (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира.

В феврале 1618 года ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской.

Ван Дейк рано проявил себя мастером портрета и живописи на религиозные и мифологические сюжеты. С 1618 по 1620 г. он работал в мастерской Рубенса.

Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621, 1-й берлинский вариант - не сохранился; 2-й - Мадрид, Прадо); «Поцелуй Иуды» (ок. 1618-1620, 1-й вариант - Мадрид, Прадо; 2-й - Минеаполис, Институт искусств); «Несение креста» (ок. 1617-1618, Антверпен, Синт-Паулускерк); «Св. Мартин и нищие» (1620-1621, 1-й вариант - Виндзорский замок, Королевское собрание; 2-й вариант - Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. Себастьяна» (1624-1625, Мюнхен, Старая Пинакотека).

В конце 1620 - начале 1621 г. ван Дейк работал при дворе английского короля Якова I, но затем вернулся в Антверпен. Некоторое время жил в Италии, в основном, в Генуе.

С 1632 г. живописец снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I.

В 1632 г. король посвятил его в рыцари, а в 1633 г. пожаловал ему статус королевского художника. Живописец получал солидное жалование.

В Англии он женился на дочери лорда Рутвена.

Известный фламандский живописец Антонис Ван Дейк должен был написать портрет английской королевы, внешность которой была далека от совершенства.

Проблема заключалась в том, что королева настаивала на правдоподобии изображения, а художник опасался, что чем ближе портрет будет к оригиналу, тем меньше может оказаться гонорар. Когда портрет был закончен и представлен высокопоставленной заказчице, она, внимательно всмотревшись в изображение, поинтересовалась:

— Почему лицо изображено в полном соответствии с моей внешностью, а руки изобразили такими красивыми?

— Ваше величество, – ответил живописец, – я реалист, поэтому лицо изобразил таким, какое оно есть, тем более, что оно не сулит мне никаких наград. Ведь вознаграждение я должен буду получить из Ваших рук, поэтому их я немного приукрасил.