Предлагаемый мастер-класс по рисованию по ознакомлению с пуантилизмом «Золотая осень» предназначен для педагогов дошкольного образования в работе с детьми старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет).
Назначение композиции: «Золотая осень» станет прекрасным украшением стен детской комнаты, подарком для родных и близких, выразительной композицией в любой выставке детских работ.
Представленная композиция является интересным вариантом для педагогов для использования в совместной деятельности или индивидуальной работе с одаренными, увлекающимися живописью дошкольниками. Создание изображения с помощью точек способствует не только развитию у детей мелкой моторики, усидчивости, но и развитию воображения, мышления, фантазии.
Цель мастер-класса : познакомить с особенностями создания изображения в технике «пуантилизм» с помощью акварельных красок.
Задачи в работе с детьми:
Познакомить старших дошкольников с нетрадиционным течением в живописи - «пуантилизмом»;
Обучать созданию композиции «Золотая осень» в технике «пуантилизм»;
Развивать воображение, моторику, творческое мышление у детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет);
Воспитывать усидчивость в работе, эстетическое восприятие.
Уважаемые коллеги. Представленный мастер-класс является более сложным вариантом использования пуантилизма в творчестве дошкольников, чем предложенный мною мастер-класс «Золотая рыбка», выполненный фломастерами. Позвольте Вам в нескольких словах напомнить особенности техники «пуантилизм».
Описание техники «пуантилизм».
Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Художники, которые работали в стиле пуантилизм, наносили на холст чистые, не смешанные предварительно на палитре краски. Оптическое смешение красок происходило уже на этапе восприятия картины зрителем.
На одной из встреч я познакомила дошкольников с несколькими картинами художников, выполненных в технике «пуантилизм».
Ребята были очень удивлены эффектом от увиденных картин, особенно им понравилось рассматривать их издалека. Конечно, я не могла не предложить им попробовать изобразить собственные композиции в этой технике акварельными красками. Позвольте представить Вашему вниманию неболльшой мастер-класс, который поможет создать осеннюю композицию.
1. Бумага для черчения А3
2. Простой карандаш
3. Стирательная резинка
4. Акварельные краски
5. Стаканчик для воды
6. Рамка для оформления работы
Предлагаем приступить к первому этапу - созданию эскиза будущей композиции. Лист необходимо простым карандашом разделить горизонтальной линией на две плоскости: небо и земля. Вдоль линии горизонта располагаем деревья, на заднем плане - горы, на переднем - река.
Эскиз готов, теперь самое время приступить ко второму этапу - окрашиванию нашей композиции цветными точками. Работу необходимо начинать с заднего плана - гор. Наносим точки коричневого цвета.
Немного добавим серой и черной краски, чтобы подчеркнуть контур каждой вершины, склона.
Теперь переходим к среднему плану композиции - деревьям: окрашиваем точками коричневого цвета стволы и веточки.
Далее необходимо «одеть» деревья в осеннюю листву. Деревья, расположенные ближе к горам, лучше окрасить желтым цветом, чтобы они не сливались со склонами, цвет других деревьев вы можете варьировать по своему усмотрению (мы воспользовались оранжевым, красным и пурпурным цветами).
Вдоль берегов реки нанесем оттенок зеленого цвета - это травка, сохранившая свежесть у воды. Можно добавить желтый цвет - речной песок.
Приступаем к созданию осеннего «покрывала» для земли. Под деревьями, на отдельных участках наносим темно-зеленый оттенок травы.
Затем расширяем окрашиваемые участки, используя более светлый оттенок зеленого цвета.
Оставшиеся участки земли заполняем охрой.
Приступим к окрашиванию небосвода. Для этого воспользуемся голубой (или светло-синей) краской. При заполнении верхней части листа можно оставить незакрашенные участки - облака.
Конспект урока рисования для детей 5-6 лет "Поздняя осень"
Автор: Фирсова Ольга Владимировна, воспитатель город Москва ГБОУ Гимназия 1569 "Созвездие" корпус 9 (детский сад №1267, город Москва.Ход работы:
Дети, скажите мне, пожалуйста, какое время года у нас за окном?(Осень)
- Начало осени или её конец??(Конец)
- Почему вы так думаете? Какие признаки осени мы можем сейчас наблюдать? Что изменилось в природе? (ответы детей)
- Итак, мы можем сказать что за окном поздняя осень?
-Вы любите рисовать? Чем вам больше всего нравится рисовать?
- Сейчас я вас научу как можно нарисовать осень красками без помощи кисти.
- Для начала нарисуем фон (идет одновременно объяснение-руководство и показ): расположите лист так, как вам больше нравится, нарисуйте простым карандашом еле видную линию горизонта. Подумайте, какие цвета присутствуют в осеннем небе? Возьмите губку, намочите её и поочередно наносите краски губкой горизонтальными мазками выше линии горизонта. Теперь представьте, какие цвета могут присутствовать на земле, ниже горизонтальной линии. Также горизонтальными мазками наносим краски.
- Проверьте, не осталось ли пустых мест на ваших рисунках.
- Теперь внимательно посмотрите как я буду изображать дерево (показ, дети только смотрят). Зачерпываю ложечкой жидкую гуашь и капаю ниже горизонта, получилась клякса. Теперь беру трубочку и «выдуваю» из кляксы ствол и ветки дерева, направляю трубочку снизу-вверх и в стороны о ствола. Посмотрите, что получилось. Эта техника рисования называется «кляксография», т. е. рисование кляксами или из клякс.
-Теперь попробуйте сами. (помогать детям, подсказывать как лучше).
- Посмотрите какие разные деревья у вас получились!
- Поздней осенью бывает снег? А листья на деревьях?
- Правильно, может выпасть снег, на деревьях остаются редкие засохшие листочки.
- Давайте возьмем ватные палочки и нарисуем падающий снег или засохшие листья на ветках. Можно нарисовать и то и другое, а можно что-то одно.
Дети рисуют. Затем все рисунки собираются в одном месте(выставка).
- Посмотрите, все рисунки отличаются друг от друга. Кто запомнил как называется техника в которой мы рисовали??(кляксография) Из чего мы рисовали деревья? (клякса). Вам понравилось рисовать кляксами?? Вот какие замечательные рисунки получились у нас без помощи кисти!
ЦЕЛЬ : Развивать художественно-творческие способности детей.
ЗАДАЧИ :
познакомить с новым нетрадиционным методом рисования - печать листьями ;
побуждать детей передавать особенности осенних деревьев , добиваясь выразительности с помощью цвета;
продолжать работу по обогащению словарного запаса, активизировать в речи детей прилагательные, закрепить понятие «пейзаж» ;
совершенствовать мелкую моторику рук;
воспитывать умение находить нестандартные решения творческих задач;
воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени .
ОБОРУДОВАНИЕ : лист белой бумаги формат А4, гуашь, акварель,2 кисть : толстая №5, банка с водой, салфетки, листья деревьев (дуб, ясень, осина и др.) ,белая бумага у всех детей для пробы. Запись музыки П. И. Чайковского « Осень » из цикла «Времена года» ; репродукция картин И. Левитана «Золотая осень » , И. Грабаря «Рябина» , И. Остроухова «Золотая осень » и др. ; стихотворение З. Федоровской « Осень » .
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : - наблюдение за деревьями на прогулке; - знакомство с нетрадиционными художественно - графическими техниками рисования , рассматривание образцов; - беседа о приметах осени; предварнительно заштриховали лист(сделали фон всего рисунка) .
Ход:
Воспитатель : -Ребята во все времена года наша природа прекрасна, но есть одно время года, которое дарит нам особенную красоту. В это время природа вспыхивает в последний раз разноцветными красками, чтобы заснуть до весны глубоким сном.
Ребята, как называется это время года?
Дети : Осень .
А какая бывает осень ?
Дети : -Ранняя, золотая, поздняя.
- осень разная , то яркая нарядная, то грустная и серая, об осени много сказано , о ней писали поэты в своих стихах, рисовали художники картины .
Дети как называются картины о природе?
Дети : -Пейзаж. (показываю слайды с картинами)
Дети, а вам нравиться путешествовать?
Да!
Вот сегодня мы отправимся с вами в волшебный лес Царицы Осени . Давайте закроем глазки и перенесемся туда. (дети закрывают глаза, звучит музыка)
Воспитатель- Осень : Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь елок, сосен . Кто я -…
Дети : - Осень
Воспитатель :
А сейчас ребята я вам прочитаю стихотворение: «Улетает лето» :
Утром мы во двор идем
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. ,.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летит!
Должно быть это
Улетает наше лето!
Воспитатель-:
Какой замечательный стих. А давайте с вами немного поиграем, представим, что мы осенние листочки !
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Листочки
Мы листики осенние ,
На ветках мы сидим. Дунул ветер - полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
Воспитатель:
Вы знаете, я умею раскрашивать листья в разные цвета!
Хотите я научу вас?
Дети : -Да!
А чтобы начать нашу работу нам понадобятся альбомные листы, вы их уже подготовили , затонировали!
Давайте посмотрим на листочки, скажите с каких деревьев эти листья?
Дети : С дуба, дубовый, с клена, кленовый…
Воспитатель : -Ребята, давайте удивим нашу осень , и нарисуем для нее замечательные пейзажи! Но для начала вспомним, какие нетрадиционные способы рисования мы уже знаем ? Дети : - Мы умеем рисовать пальчиком , ладошкой, печатать поролоном, мятой бумагой, по мокрой бумаге, печать листьями.
Воспитатель : -Чтобы нарисовать наши осенние пейзажи , мы используем сегодня способ рисования – печать листьями .
Воспитатель :
Если внимательно посмотреть на листочек, то в каждом из них можно увидеть маленькое дерево, сам листок похож на крону дерева, в середине листика проходит прожилка, от которой в стороны отходят более тонкие прожилки- это веточки. В нижней части листа черенок, он напоминает ствол дерева. Сейчас я покажу, как печатать с помощью листьев. Для этого надо : 1) Взять любой лист, покрыть его краской (желтой, красной, оранжевой, коричневой) . Можно покрыть одну половину листа одним цветом, а вторую другим. Наносить краску мы будем толстой кистью, не оставляя пустых мест. 2) Окрашенной стороной листочек нужно положить на альбомный лист, черенком вниз и плотно прижать его к бумаге салфеткой. 3) Затем осторожно взять листик за черенок и снять его с поверхности листа бумаги.
4) Взять следующий листочек, покрасить его в другой цвет и отпечатать рядом с первым.
5) И так все листья.
Воспитатель : - А сейчас вы нарисуйте свои деревья.
Но для этого нужно размять наши пальчики.
«Ветер, ветер, ветерок»
Ветер по лесу гулял, Ребенок выполняет ладошками плавные
Ветер листики считал : волнообразные движения.
Вот – дубовый, Ребенок загибает по одному пальчику.
Вот – кленовый, Ребенок поднимает руки вверх, а затем плавно
Вот – рябиновый, резной, опускает ладошки на стол или колени.
Вот – с березки, золотой.
Вот – последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку
Дети садятся за столы и рисуют, звучит лёгкая, тихая, музыка. Воспитатель проводит индивидуальную работу. Воспитатель : - Наши пейзажи почти готовы. Дети заканчивают работы, воспитатель оказывает помощь тем, кто затрудняется.
Воспитатель:
А какие вы молодцы ребята, какие красивые рисунки у вас получились. Давайте сделаем выставку ваших картин, когда ко мне придут другие дети, они увидят ваши замечательные рисунки!
АНАЛИЗ РАБОТ :
Воспитатель: - Как вы думаете, у кого получилась самая яркая картина? У кого самый густой лес? У кого самые высокие деревья? А какой нетрадиционный способ рисования вы использовали ?
ИТОГ ЗАНЯТИЯ. Воспитатель:
Вы все такие молодцы, вы все старались, за это я вам приготовила подарки, мои осенние яблочки , угощайтесь! ( Осень раздает яблоки )
Рисование красками.
Занятие в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития подготовительной к школе группе
Тема: осеннее дерево под ветром и дождём.
Цель: продолжать развивать умение создавать сюжетные изображения при помощи красок.
Задачи:
1. Учить изображать дерево в ветреную и дождливую погоду.
2. Продолжать формировать навыки рисования тонких линий концом кисти.
3. Развивать умения вносить в рисунок свои дополнения (тучи, птицы, трава и т. д.).
4. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, речь, наглядно-образное мышление.
5. Развивать интерес и наблюдательность к окружающей природе, замечать изменения в ней.
6. Воспитывать любовь к природе, самостоятельность, активность.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Словарная работа: поздняя осень, пасмурный (ая), ветреный (ая), дождливый (ая).
Предварительная работа: отработка лексической темы «Осень», рассматривание осеннего дерева на прогулке. В утренние часы: рассматривание иллюстраций и фотографий по теме «Осень».
Материалы: краски, подставки для кисточки, кисточки, баночки-непроливайки, салфетки, рисунки поздней осени (образцы), схемы выполнения работы.
Ход занятия.
1.Вводная часть
Педагог собирает детей на ковре и предлагает прослушать стихотворение.
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья летят…
Птицы на юг улетели: гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая,
Крыльями машет в дали.
2.Основная часть
Дети, скажите, какое сейчас время года? (осень)
А осень-какая? (поздняя)
Какая погода бывает поздней осенью? (ветреная, пасмурная, дождливая)
Скажи, Кирилл,…….. (многократное произнесение словарных слов, закреплять произношение слов индивидуально и хором).
Давайте посмотрим на рисунки поздней осени и отгадаем загадку.
Неизвестно где живёт,
Налетит - деревья гнёт,
И его нам не видать,
Кто же это - можем отгадать? (ветер).
Правильно, ветер.
Рассматривание образцов.
Скажите, а если на улице ветер, то погода какая? (- ветреная, повторение слова).
А что происходит с деревьями? (качаются, гнуться к земле).
Постановка цели. Рассматривание схем и их обсуждение.
Сегодня мы будем рисовать осеннее дерево под ветром и дождём.
В рисовании вам будут помогать вот эти схемы. Давайте посмотрим, с чего мы начинаем, что сначала…
А сейчас, давайте немного поиграем, представим, что мы деревья.
Координация речи с движением.
Руки подняли и покачали;
Это деревья в лесу;
Руки согнули и встряхнули,
Это ветер сбивает листья,
Плавно помашем - это птицы летят,
Как они сели - руки - согнули назад.
Прежде чем приступать к работе разомнём пальчики, поиграем с ними: пальчиковая гимнастика
1,2.3,4.5, будем листья собирать. Листья берёзы, листья рябины, листики клёна, листья калины, листики дуба мы соберём, - маме осенний букет отнесём
(Предлагаю приступить к работе. Во время работы детей использую приёмы косвенного руководства, использую физическую помощь, указания, обращаю внимание на схемы. Создаю ситуацию успеха, стимулирую детей к деятельности.
Предлагаю дополнять свой рисунок деталями: тучи, дождь, птицы улетают, последние листья облетают и т. д..).
3.Заключительная часть. Итог.
Тем, кто закончил, предлагается убрать своё рабочее место, тихо, не мешая другим.
По мере окончания работы собираю детей и задаю вопросы:
Скажите, что мы сегодня (сейчас) рисовали?
А какие у нас получились деревья?
Вы все большие молодцы, замечательные рисунки, давайте их отнесём на нашу выставку и покажем родителям.
Конспект НОД для детей 6-7 лет «Осенняя рябина. Пленэр»
Ход деятельности
1 этапДоброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
- Что вы испытываете, когда вам с улыбкой говорят: «Доброе утро!»?
(появляется улыбка, становится хорошим настроение)
- Что ещё может поднять настроение?
(хорошая погода, новая игрушка, весёлая музыка, что-нибудь вкусное).
А нам поднимает настроение солнышко. Давайте с вами пройдем на веранду.
Дети выходят на веранду, усыпанную осенними листьями.
Загадка
- Ребята, послушайте загадку.
Падают с ветки золотые монетки. Что это? (осенние листья.
Д/ игра«С какого дерева лист?».
Воспитатель обращает внимание на окраску листьев:
- Почему деревья так изменились? (осень наступила).
-Молодцы ребята. Вы все правильно сказали. Осень имеет свой характер. Каждый день меняется ее настроение: она волнуется, ласкается, хмурится, плачет, нехотя прощается с теплым летом. Но в то же время осень очень красивое время года. И нам иногда очень хочется запечатлеть эту красоту. Как можно это сделать? А сделать это можно при помощи рисунков и картин. Художников, которые пишут картины о природе, называют художниками-пейзажистами, а их картины пейзажами. Художники - это наблюдательные люди. Они отражают в своих картинах все капризы природы.
Дыхательная гимнастика:
- Дети, чувствуете какой запах? Обратите внимание на дуновение свежего ветерка. Давайте сядем на корточки, вдохнем в себя как можно больше воздуха и почувствуем себя деревьями-великанами (медленно приподняться на носочки, попридержать воздух в течении 2-3 секунд). Теперь также медленно выдохнем – стали маленькими кустиками (присесть). (Повторить 2-3 раза).
2 этап
Работа над темой
Приглашение подойти к деревьям (рябине) на участке.
- Словно девушка молодая, стоит рябина в своем осеннем одеянии; накинула на плечи платок разноцветный, да надела ярко-красные бусы из ягод.
Давайте рассмотрим рябину.
Каким цветом ствол и ветви? (зеленые, желтые)
Какие цветом ягоды? (красные)
Как ягоды расположены? (близко друг от друга, гроздьями)
- Сегодня, ребята, мы с вами будем художниками и будем рисовать осеннюю рябину. Каждый художник, прежде чем написать картину красками, должен ясно представить, как она будет выглядеть, где и что будет расположено, т.е. продумать композицию картины. Рябина у нас одна? (две-три).
Правильно. Ближнее дерево крупнее, а те, что немного подальше, на заднем плане, поменьше.
Вопросы: какие краски мы будем использовать?
Физминутка:
«На холме стоит рябинка (потянуться, руки вверх)
Держит прямо, ровно спинку.
Ей не просто жить на свете (вращение туловища вправо-влево),
Ветер кружит, кружит ветер.
Но рябинка только гнется (наклоны в стороны).
Вольный ветер грозно дует (машут руками, изображая ветер)
На рябинку молодую.
3 этап
Творческая деятельность
Объяснение:
При изображении дерева сначала нужно увидеть общий силуэт дерева, изучить его конструкцию. Любое дерево, как всякое растение вообще, имеет свою собственную форму, отличную от другого.
- Давайте вспомним правила рисования сухой кистью.
- Чего нельзя делать, когда рисуем в технике «сухая кисть»?
- Как мы держим кисть наклонно или вертикально?
- Кто нам покажет, как рисовать сухой кистью?
Пальчиковая гимнастика:
- Давайте сядем к мольбертам, согреем наши ручки. Подуйте теплым воздухом на свои ладошки. (упражнение на дыхание: дети дуют целенаправленной теплой воздушной струей.
- А теперь каждый пальчик разотрем, рисовать сейчас начнем.
Педагог вовлекает детей в изобразительную деятельность,
Оказывает помощь, включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; наблюдает за детьми во время выполнения задания.
Итог:
- Вам было интересно? Было ли вам трудно? В чем заключались трудности? Ребята, как бы вы назвали свою картину? Молодцы, ребята, у вас получились красивые пейзажи. Вам хотелось бы зайти в свою картину и погулять там? Спасибо вам ребята. Мне тоже было интересно с вами. А хотите, мы из ваших работ мы сделаем выставку?
А сейчас, кому необходимо, заканчивает свою работу (творческую), кому интересно, можете посмотреть работы ребят.
Планируемый результат:
Умение высказывать свои мысли.
Проявление интереса.
Приобретение определенных знаний.
Проявляют творческую активность в процессе изобразительной деятельности.
Умение подбирать необходимую цветовую гамму для работы.
Умение оценивать результат своей. деятельности.
Умение выражать чувства.
Умение делать выводы.
Практическая часть
Работы детей.