Музыкальное воспитание младших школьников
Введение
Музыкальное воспитание младших школьников всё настойчивее входит в разряд первостепенных задач, волнующих общественность, что даёт простор для радикального решения ряда важнейших аспектов проблемы музыкально-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Проблема активизации музыкально-нравственного воспитания младших школьников ставит перед педагогами вопросы поиска и нахождения путей оптимального подхода к развитию различных задатков детей. Усиление интереса и внимания к вопросам нравственной культуры детей с полной очевидностью сказывается в расширении сферы влияния нравственности. Перестав быть лишь наукой о прекрасном в искусстве и в жизни, нравственность сегодня вторгается буквально во все области жизни, причём не как внешнее украшение, а как её существо, как неотъемлемая часть её внутреннего содержания.
Конечно, искусство как сфера сущности человека, его жизни и деятельности, как сфера наиболее полного выражения, прекрасного остаётся важнейшим объектом нравственности, а расширение роли искусства в начальной школе соответственно влечёт за собой и расширение круга педагогических проблем. Нравственность, труд, производство, спорт, поведение человека и, конечно, музыка - вот неполный перечень аспектов, в которых развивается наука о прекрасном.
Современная педагогика твёрдо определила, что музыкальное искусство в школе должно быть в первую очередь методом воспитания. Тем не менее, долгое время задачи музыкально-нравственного воспитания в школе сводились к поверхностному ознакомлению учащихся с музыкой, к приобретению ими некоторых художественных познаний и навыков, то есть подменялись задачами элементарного образования, что было серьёзной ошибкой. К тому же самому музыкальному искусству практически уделялось очень ничтожное время, а больше было утомительных для детей бесед о музыке и записей текста песен.
Вся ответственность за нравственное воспитание возлагалась на учителей музыки и литературы. Забывалось, что нравственно воздействуют на человека все стороны жизни и что необходимо повышать нравственную активность, т.е. интеллектуальную и практически-деятельностную активность личности младшего школьника.
Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней - обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль, чтобы она служила формированию духовной культуры.
Опыт работы школ Российской Федерации показывает необходимость сосредоточения усилий учителей музыки и начальных классов, ведущих уроки музыки, на дальнейшем совершенствовании музыкального воспитания в аспектах формирования всесторонне развитой личности, становления высокого уровня музыкальности в начальных классах общеобразовательной школы, активизации музыкально-творческих проявлений музыкально слаборазвитых детей, нравственного воспитания младших школьников средствами музыкального искусства.
1. Музыкально-нравственное просвещение учащихся
В современных условиях социально сложного переходного периода развитие личности возможно только при наличии комплексного подхода к воспитанию, подразумевающему единство трудового, нравственного и эстетического воспитания, т.е. объединение в единую систему всех форм просвещения, способствующих выработке социально ценных качеств личности младшего школьника.
Современная школа, сочетая интересы государства, общества и личности, становится образовательным учреждением, в котором ученик приобретает реальный статус субъекта культурного развития.
Музыкальное искусство с позиций нравственного просвещения должно служить выполнению главной цели нашего общества - формированию человека практичного, но с высокой духовной культурой. Каждый тип искусства, отражая объективную действительность с помощью своих специфических средств выразительности, по-разному воздействует на человека.
Музыка - это искусство, которое обладает наибольшей силой эмоционального влияния на человека, а поэтому служит одним из важных средств формирования высоких нравственных качеств личности.
Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Таким образом, музыкальное воспитание должно рассматриваться как важная составная часть нравственного просвещения и образования.
Целенаправленное воздействие музыкального искусства на учащихся предполагает активность и глубину его восприятия, а также формирование и развитие самостоятельной художественной деятельности. Важная роль отводится музыкально-нравственному просвещению учащихся на уроках. Нравственное просвещение на уроках по ряду причин носит ограниченный характер, зато во внеклассной работе для него открываются большие возможности: беседы, утренники, клубы друзей искусства, выходы в музеи, картинные галереи, концертные залы.
Беседы по искусству несут в себе, как правило, два вида воздействия: на интеллект и на чувства младших школьников. В методическом отношении важно, чтобы прослушивание музыки, показ произведений искусства, то есть непосредственное обращение к чувствам учащихся, шли бы параллельно с размышлением об искусстве.
Наиболее действенной формой познания основ эстетики является чтение книг по искусству. А значит, чтение специальной музыкальной литературы учащимися должно направляться учителем.
«Исследования российских педагогов показали, что правильно поставленный процесс обучения ведёт к развитию в человеке тех качеств, которые необходимы для успешной деятельности в какой-то определённой области. Решающее значение при этом имеет умение учителя осуществлять руководство познавательным процессом, воспитывать учащихся через осмысленное, активное, целенаправленное усвоение музыкально-нравственных ценностей».
Среди форм нравственного просвещения учащихся, как в классной, так и во внеклассной работе особая роль принадлежит возможности непосредственного восприятия искусства. Речь идёт о просмотре музыкальных кинотелефильмов, прослушивании музыки и художественном чтении, посещении выставок произведений изобразительного искусства, театра. Основное назначение этих форм нравственного воспитания состоит в обогащении и дифференциации чувственного опыта младших школьников. «Опыт школ убеждает в том, что систематическое слушание, например, классической музыки постепенно приводит учащихся к её пониманию и развивает интерес к ней. Следует, однако, учесть, что любое непосредственное восприятие произведений искусства требует известного предварительного и сопутствующего просвещения, но этот рациональный момент не должен оттеснять эмоционального восприятия произведений искусства. При подготовке и проведении музыкальных утренников, вечеров, просветительских бесед важно чётко определять их основную цель, чтобы обеспечить соответствующее сочетание работы мышления и чувств учащихся, а главное - позаботиться о правильной идейной направленности этих встреч».
Программа по музыке для общеобразовательной школы служит ярким примером того, как на уроке, используя конкретный тематический материал, учитель должен воспитывать у школьников чувства патриотизма, национальной гордости и интернационализма, восхищения подвигом и героизмом на благо Родины.
Школа должна научить детей любить и понимать искусство, воспитать в них творческую активность, воображение, умение мыслить художественными категориями, что и является нравственным просвещением учащихся.
Цель музыкальных занятий заключается в том, чтобы привить, преждевсего, младшим школьникам интерес к искусству, умение разбираться в музыкальной информации.
Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности: интересно и увлечённо рассказывать детям о музыке, её формах и жанрах, на высоком профессиональном уровне вести занятия по разучиванию и исполнению песен, квалифицированно исполнять на инструменте аккомпанемент песен, а также музыкальные произведения, давать теоретические знания в доступной и увлекательной форме, вести различные виды внеклассной работы.
Богатство музыкального воображения, вдумчивое отношение к содержанию произведения подсказывают исполнителю и пути для его реализации. Сплав идей, мыслей, чувств и стремлений педагога-музыканта образует то состояние его психики, которое рождает замысел и предвосхищает результат творческой деятельности.
«Развитие личности ребёнка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи нравственного воспитания с эстетическим, умственным, физическим. Осуществлению идейно-нравственного воздействия помогают правильно разработанная программа и подобранные в соответствии с возрастными возможностями детей произведения. Но самое главное - это эмоциональность восприятия благодаря особому свойству музыки, вызывающему сопереживания слушателей».
На музыкальных занятиях активизируются познавательная и умственная деятельности. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значении, если перед ребенком будут поставлены задачи: вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу эмоций и переживаний ребёнка, придают им осмысленность.
Гармоничность музыкально-нравственного просвещения считается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, присущие младшему школьному возрасту, активизируются все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью. «Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических просветительских задач:
Воспитывать любовь и интерес к музыке, так как развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости даёт возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки;
Обогащать впечатления детей, знакомя их в определённой системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности;
Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах, развивая элементарную музыкальную грамотность, что позволит детям действовать осознанно, непринуждённо, выразительно;
Развивать общую музыкальность детей, их сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений, ибо если в этом возрасте ребёнка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей;
Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса, в связи с чем на основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение с исполняемым произведениям, формируется музыкальная потребность;
Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего, в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах с применением новых сочетаний знакомых танцевальных движений, а также импровизацией попевок, что помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать, ибо такие проявления более характерны для детей младшего школьного возраста».
Общеобразовательная школа, призванная осуществлять последовательное музыкально-эстетическое воспитание, должна научить детей любить и понимать искусство, воспитывать в них творческую активность, воображение, умение мыслить художественными категориями. Цель музыкальных занятий заключается в том, чтобы привить младшим школьникам интерес к искусству, умение ориентироваться в огромном потоке музыкальной информации, отбирать произведения действительно достойные и значительные. Уроки должны способствовать формированию богатого духовного мира учащихся, развивать их художественный вкус и нравственные потребности.
Задачи предмета «Музыка» чётко изложены в программе разработанной лабораторией музыкального обучения НИИ школ под руководством Д.Б. Кабалевского, и главная из них - «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве ее" форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры».
В настоящее время большой популярностью пользуется программа по музыке, разработанная коллективом учёных под общей редакцией Ю.Б. Алиева. Принципиально важным в содержании этой программы является то, что она активно реализует один из основных принципов дидактики - связь с жизнью. «Не менее важны, - подчёркнуто в программе, - и задачи развития у учащихся музыкального слуха (звуковысотного, ладового, гармонического, ритмического, динамического и тембрового), музыкального мышления, воображения, памяти, всех музыкально-творческих способностей».
Вокального воспитания младших школьников настолько важна для формирования всей музыкальной культуры... Игровой метод в развитии музыкально -просветительских интересов младших школьников в детском хоре / Т. А. Жданова. Музыкальное воспитание в школе. М.: ...
... воспитанию младших школьников» Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников . Предмет исследования – формы и средства эстетического воспитания школьников ... искусства. Визуальная и музыкально -звуковая грамоты, способствующие...
Влияющие на эстетическое воспитание младших школьников ; Выявить условия, влияющие на эстетическое воспитание младших школьников . Гипотеза исследования... занятии (комплексное использование литературных и музыкальных произведений). Умелое использование игр и...
... воспитания младших школьников ……………………………………………………………. 6 Теория гражданского воспитания в историческом контексте - Воспитание гражданственности в современной школе … 9 Глава II. Гражданское воспитание младших школьников ... и музыкальным стал обобщающий...
Планы семинарских занятий по предмету «Методика музыкального воспитания»
1 раздел. Общие основы теории и методики музыкального воспитания и развития детей
Тема 1.1. Теоретические основы музыкального воспитания детей
1. Задачи современного искусства
2. Музыка как один из видов искусства
3. Проблемы музыкально-художественного воспитания детей
4. Психологические основы музыкального воспитания детей
Тема 1.2. Структура музыкальности и возрастные уровни развития детей
1. Структуры музыкальности
2. Музыкальность как комплекс способностей
3. Развитие музыкальности в зависимости от учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
4. Уровни развития музыкальных способностей детей
Тема 2. Основные исторические этапы музыкального образования детей в России
1. Музыкальное воспитание в дореволюционной России
2. Становление системы отечественного музыкального воспитания (1917-1990 г.)
3. Некоторые современные тенденции музыкального воспитания
4. Внешние формы музыкального воспитания детей
5. Музыкальные школы в системе музыкального образования и воспитания детей
Тема 3. Предмет и методики музыкального воспитания детей
1. Значение музыкального воспитания
2. Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития
3. Задачи музыкального воспитания детей
4. Характеристика системы музыкального воспитания
5.Средства музыкального воспитания
6.Музыкотерапия и ее педагогические возможности. Каковы истоки музыкотерапии?
7. Каково воздействие музыки на бессознательные и подсознательные процессы?
8. В чем заключается сущность методов музыкотерапии и их педагогические возможности?
Тема 4.1. Методы и приемы музыкального воспитания, обучения и развития детей
1. В чем заключается специфика применения общедидактических методов в музыкальном образовании?
2.Охарактеризуйте специальные и инновационные методы музыкального образования.
3. Раскройте содержание метода эмоциональной драматургии на музыкальных занятиях.
4. Этапы музыкального обучения детей дошкольного возраста.
5.Использования методов и методических приемов в разных возрастных группах: а) младшая группа; б) средняя группа; в) старшая и подготовительная к школе группы
2 раздел. Виды детской музыкальной деятельности
Тема 4.2. Слушание – восприятие музыки
1. Значение и задачи слушания – восприятия музыки
2. Формы слушания музыки
3. Общая характеристика приемов воспитательной работы
Тема 5. Пение
1. Роль и задачи пения
3. Основные певческие навыки
4. Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению
5. Песенный материал и требования к его подбору
6. Подготовка педагога к обучению детей пению
7. Обучение пению в разных по возрасту группах: а) первый год жизни; б) второй год жизни; в) третий год жизни; г) четвертый год жизни; д) пятый год жизни е) шестой год жизни; ж) седьмой год жизни
Тема 6. Музыкально-ритмические движения
1. Значение и задачи музыкально-ритмического воспитания
2. Виды музыкально-ритмической деятельности
3. Общие приемы обучения музыкально-ритмическим движениям
4. Подготовка педагога к обучению детей музыкально-ритмическим движениям
Тема 7.1. Игра на музыкальных инструментах
1. Значение игры на инструментах
2. Классификация музыкальных инструментов
3. Организация занятий по обучению игре на инструментах
4. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах
Тема 7.2. Музыкально-дидактические игры
1. Назначение музыкально-дидактических игр
2. Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения
3 раздел. Методика музыкального воспитания в начальной школе
Тема 8. Методика музыкального воспитания в начальной школе
Вопросы:
1.Раскройте и обоснуйте методологические и научные основы музыкального развития, образования и воспитания младших школьников.
2. Перечислите и охарактеризуйте основные дидактические принципы музыкального воспитания детей младшего школьного возраста.
3. Обоснуйте связь методики музыкального воспитания с возрастной психологией и общей педагогикой.
4. Охарактеризуйте методы музыкального развития детей младшего школьного возраста.
5. Проанализируйте особенности детского голоса и определите песенный репертуар для детей 1-го, 2-го и 3-го классов.
6. Охарактеризуйте методы активизации музыкального восприятия детей младшего школьного возраста.
7. Охарактеризуйте значение и функции музыкально-ритмических движений как вида музыкальной деятельности.
8. Охарактеризуйте основные знания и умения по музыкальной грамоте, которые дети должны освоить в 1-м, во 2-м и в 3-м классах.
9. Проанализируйте программу по музыке для начальной школы, разработанную авторским коллективом под руководством Л.А. Безбородовой, и сравните ее с программой Д.Б. Кабалевского.
10. Дайте характеристику программам: «Музыка в четырехлетней начальной школе» (разработана под руководством Л.В. Школяр); «Музыка для 1-8-х классов» (программа для начальной школы, разработана под руководством Ю.Б. Алиева).
11. Охарактеризуйте традиционные формы внеклассной музыкальной работы (музыкальные кружки, хор, ритмика, музыкальный театр, фольклорный ансамбль и др.). Расскажите об основных принципах организации музыкальной деятельности во внеклассной работе.
12. Выявите сходства и различия урока музыки с другими предметами.
13. Музыкальный дневник как способ музыкальной рефлексии
Задания для НИРС
1. Составить драматургию урока или внеклассного занятия по музыкальному воспитанию для детей младшего школьного возраста. Объясните драматургические компоненты предложенной вами разработки.
2. Представить фрагмент музыкального мероприятия, разработанного для детей младшего школьного возраста.
3. Приведите фрагмент мероприятия, разработанного вами для детей. Сделать отчет.
4. Разработайте план урока на тему "Путешествие в мир звуков" направленный на актуализацию знаний обучающихся о звуках окружающего мира, развитие слухового восприятия, внимания, памяти. (Возрастную категорию детей студент выбирает самостоятельно).
5. Разработайте перспективное планирование по музыкальному воспитанию в детском саду. (Возрастную категорию детей студент выбирает самостоятельно).
1. Составление электронных презентаций по темам курса.
2. Составление глоссария по темам дисциплины.
3. Составьте список музыкальных произведений из программы «Музыка» для первого класса, которые можно использовать для создания спокойной атмосферы в классе.
4. Проанализируйте средства музыкальной выразительности одного из музыкальных произведений.
5. Разработайте план-конспект диагностики по музыкально-эстетическому воспитанию «Развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному в искусстве». (Возрастную категорию детей студент выбирает самостоятельно).
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27
Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников
Педагогика и дидактика
Лекция 1. Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников План лекции 1. Специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника. 2. Цели и задачи музыкального воспитания. Методы музы
Лекция 1.
Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников
План лекции
1. Специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника.
С точки зрения современной психологии возникновение музыки связано с потребностью человека в эмоциональных контактах и общении. Основным содержанием музыки является выражение мыслей, настроений, переживаний и чувств человека. Познавательная деятельность проходит в очень важной сфере чувств.
В музыке через эмоцию происходит личностное познание мира, смысла его существования для человека. Таким образом, музыка это эмоциональное познание бытия, выражение отношения к действительности и к самому себе. В отличие от науки, которая опирается лишь на понятия и значения, музыка опирается на смысл. Она есть поиски смысла существования, смысла бытия.
1. Музыкальное искусство обладает возможностью своеобразно познавать действительность;
2. Музыкальное искусство обладает возможностью своеобразно оценивать действительность;
3. Музыкальное искусство способно вызывать душевный подъем, особое худ о жественное удовлетворение и наслаждение, вызывать специфический восторг через наслаждение свободой голоса и дыхания в пении (точность и раскованность движений в инструментальной игре и та н це, скрытое пение и игру в процессе слушания музыки). Человек, слушая музыку, превращает свои руки, мышцы, дыхание, голосовые связки в звучание, перевоплощается в звуки. Этот процесс можно сравнить с удовольствием игры в т е атре или со спортом;
4. Музыкальное искусство способно внушать определенный строй эмоций и мыслей, терапия через искусство;
5. Музыкальное искусство способно сообщать знания, быть «учебником жи з ни»;
6. Музыкальное искусство способно активизировать и развивать тво р ческий потенциал человека;
7. Музыкальное искусство способно выступать в роли особого универсального языка, своеобразн о го средства общения.
2. Цели и задачи музыкального воспитания. Методы музыкального воспитания. Формы организации музыкальных занятий.
Основная цель изучения предмета «Музыка» - формирование музыкальной культуры личности как части ее общей духовной культуры (Д.Б.Кабалевский).
Задачи учебного предмета «Музыка»
Воспитание любви к музыке;
Освоение музыкального искусства посредством овладения музыкальными знаниями, слушательскими и исполнительскими умениями;
Приобретение опыта самостоятельной музыкально-творческой деятельности;
Воспитание эстетических чувств и формирование художественного вкуса;
Развитие музыкального восприятия, мышления, слуха, певческого голоса, творческих способностей учащихся.
Под методом понимается способ деятельности для достижения определенной цели. Методы обучения предста в ляют собой систему действий учителя, направленных на организацию деятельности учащихся по усвоению содержания образ о вания.
В музыкальной педагогике существует множество различных по структ у ре методов: от единичных, предполагающих простое односложное действие, до комплексных, многосоставных, способных охватить целый урок.
В музыкальной педагогике выделяют общедидактические, комплексные и частные методы.
Общедидактические методы
К ним относятся: словесные, наглядно-слуховые; деятельно-практические; проблемно-поисковые; игровые методы; контроля.
Комплексные методы
1. Метод эмоциональной драматургии.
Данный метод реализуется в следующих приемах:
2. Метод музыкального обобщения
Данный метод реализуется в следующих приемах.
1. Метод размышления о музыке в разных формах общения с ней.
Сущность данного метода в том, "чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникшие вопросы, а не довольствовались получение от учителя готовых ответов-истин, которые им остается лишь запомнить".
Решение новых вопросов приобретает форму кратких собеседований, с о стоящих из трех связанных моментов:
Четко сформулированная учителем задача;
Постепенное, совместно с учителем решение этой задачи;
Окончательный вывод, который должны сделать сами учащиеся.
Это метод тесно связан с созданием проблемно-поисковых ситуаций, к о гда перед учащимися ставятся различные творческие задания.
Находит свое выражение в "выходе" за пределы музыки в другие виды искусства, природу, историю, жизненные ситуации, образы. Этот метод обе с печивает целостное восприятие музыки. Этот метод можно назвать методом художественных ассоциаций. К нему примыкает метод "пластического" инт о нирования, свободного дирижирования, помогающий включению учащихся в образный строй произведений.
Его суть в создании различных вариантов исполнения музыкальных пр о изведений. Метод реализуется в разных вариантах соединения пения педагога с пением детей, игры педагога и игры детей на музыкальных инструментах, с ч е тырехручьем, с сольным пением, с движением.
4. Метод забегания вперед и возвращения к пройденному.
Его суть в том, что освоение новой темы, по возможности, должно снач а ла опираться на уже знакомую музыку или знакомых композиторов и лишь з а тем на новый материал. Этот метод дает возможность возращения к пройде н ному с новой точки зрения для более глубокого понимания, обнаружения н о вых черт и связей в творчестве композитора.
5. Метод анализа художественного произведения путем сопоставления по принципу сходства и различия.
Урок музыки это, прежде всего общение школьников с музыкальным искусством. Любой урок музыки должен решать в единстве три ведущие зад а чи: развитие эмоционального, осознанного, деятельно-практического отнош е ния учащихся к музыке.
К наиболее типичным видам уроков музыки относятся:
1. Урок введения в тему.
Основной признак усвоение учащимися нового "ключевого" знания о музыке. Процесс введения в тему складывается обычно из трех основных моментов:
Активизация накопленного ранее жизненного и музыкального опыта учащихся, усвоенных ранее тем, знакомого музыкального материала под углом зрения нового ключевого знания.
Создание поисковой ситуации, в ходе которой учащиеся, опираясь на восприятие музыки, приходят к решению поставленной задачи.
Закрепление обобщенного представления о новом знании в ходе восприятия новых произведений.
2. Уроки углубления и закрепления темы.
Основной признак применение усвоенного ключевого знания в процессе восприятия незнакомых произведений. Углубление и закрепление осуществляется за счет более широкого обращения к частным, конкретным знаниям.
3. Урок обобщения темы.
Основной признак наличие в его содержании более обобщенной хара к теристики "ключевого" знания. Урок строится в зависимости от того, как дети усвоили данную тему.
4. Урок-концерт.
Он представляет собой демонстрацию учебных успехов детей, их знаний, умений и навыков, способностей к восприятию и художественному мышлению, исполнительских способностей.
Кроме того, современная музыкальная педагогика предлагает и другие многочисленные виды уроков. Существуют: урок-сценарий, урок-обучение, урок-процесс, урок-исследование, урок-монография и т д. Предлагается строить уроки исходя из законов формообразования в музыке: урок в форме рондо, урок-вариация, тре х частная форма урока.
«Музыка» - учебный предмет, предназначенный для формирования у учащихся знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей и мотивации к музыкальной деятельности. Изучение предмета «Музыка» осуществляется во всех общеобразовательных учреждениях РБ. Срок обучения: 1 4 класс, 1 час в неделю.
Сверхзадача предмета «Музыка» выявление связи музыки и жизни. Центром образовательного процесса в области музыкального искусства является живое музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная импровизация, сочинение музыки). Содержание построено по линейно-концентрическому принципу.
Содержание предмета «Музыка» структурировано в соответствии со следующими разделами: «Мир звуков », «Как рассказывает музыка», « Из чего выросла музыка», «О чём рассказывает музыка», «Средства музыкальной выразительности», «Путешествие в музыкальные страны Оперу, Балет, Симфонию, Концерт», «Песенный, танцевальный и маршевый характер музыкальной речи», «Интонация», «Развитие музыки», «Строение (формы) музыки», «Музыкальная культура Беларуси», «Музыкальные путешествия».
4. Этапы знакомства с новым музыкально-теоретическим материалом.
Существуют определенные этапы знакомства с новыми музыкально-теоретическим материалам по предмету «Музыка», имеющие свою логику внутреннего построения.
2. Функционирование музыки в жизни человека
3. Отечественная и мировая музыкальная культура
5. Методика развития у школьников ладовысотного слуха и чувства ритма.
В основе развития у школьников ладовысотного слуха и чувства ритма лежит система относительной сольмизации.
Относительная сольмизация дает возможность наиболее эффективно развивать ладовое чувство и звуковысотные представления. Она акцентирует внимание учащихся на ступенях лада, их тяготениях. При помощи ручных знаков, которые используются в данной системе, у учащихся создаются координационные связи между моторикой, слухом, голосом и зрением. Она дает возможность творческого развития способностей детей, позволяет учитывать ладоинтонационные, метроритмические особенности национальной музыки. Ее простота и доступность позволяют использовать большое количество наглядных пособий и педагогических приемов.
К основным атрибутам данной системы относятся: система относительных слогов, ручные знаки, относительная нотация, «подвижная нота», «лесенка», игра «живые ступени», ритмические карточки.
Литература
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать |
|||
19488. | Основні характеристики шини | 16.34 KB | |
Основні характеристики шини Розрядність шини визначається числом паралельних провідників що входять в неї. Перша шина ISA для IBM PC була восьмирозрядний тобто по ній можна було одночасно передавати 8 біт. Системні шини сучасних ПК наприклад Pentium IV 64розрядні. Пропус... | |||
19489. | Создание окного приложения | 18.61 KB | |
Создание окного приложения Первым шагом в разработке приложения C Builder является создание проекта. Файлы проекта содержат сгенерированный автоматически исходный текст который становится частью приложения когда оно скомпилировано и подготовлено к выполнению. Чтобы с | |||
19491. | ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ | 26 KB | |
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Процесс создания описания нового объекта может выполняться различными способами. Если весь процесс проектирования осуществляет человек то проектирование называют неавтоматизированным. В настоящее время неавтома | |||
19492. | Распределенная система управления | 29.5 KB | |
Распределенная система управления А. Развитая сетевая структура. наличие всех трех уровней сетей информационная системная полевая с имеющимися вариантами сетей отдельных уровней; использование мощных системных сетей позволяющих подсоединять к одной шине сот... | |||
19493. | Требования к надёжности системы управления | 45.5 KB | |
Требования к надёжности Уровень надежности АС в существенной степени зависит от следующих основных факторов: Состав и уровень надежности используемых технических средств их взаимодействие и взаимосвязь в структуре Комплекса Технических Средств АС. Состав... | |||
19494. | Интегрированная система автоматизации предприятия | 45 KB | |
Интегрированная система автоматизации предприятия В современном промышленном производстве все большее значение приобретает возможность оперативного доступа к достоверной и точной информации из любой точки управления производством поскольку это определяющим обр... | |||
19495. | Классы микропроцессорных комплексов | 49 KB | |
Классы микропроцессорных комплексов 1. Контроллер на базе персонального компьютера PC based control. Это направление существенно развилось в последнее время ввиду повышения надежности работы персональных компьютеров; наличия их модификаций в обычном и промышлен... | |||
19496. | АРХІТЕКТУРА СУЧАСНИХ ПЕРСОНАЛЬНИХ КОМП’ЮТЕРІВ | 80.5 KB | |
Персональний комп’ютер – це складна обчислювальна система, яка являє собою сукупність апаратних (основні технічні пристрої) та програмних (сукупність програмних засобів для обробки інформації) засобів, що дають змогу накопичувати і автоматизувати обробку будь-якої інформації. | |||
Методы музыкального воспитания
Метод (metodos, греч. - путь к чему-либо) музыкального воспитания - определенные действия педагога и учащихся, направленные на достижение цели музыкального воспитания школьников.
Различают общепедагогические методы и методы, определяемые спецификой музыкального искусства. Обе указанные группы методов музыкального воспитания выполняют обучающую, раз - пикающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) к контрольно-коррекционную функции в музыкальном развитии учащихся.
Общепедагогические методы, используемые на уроках музыки, дифференцируют :
· по источнику знаний - практический (выполнение заданий в творческих тетрадях по музыке), наглядный (иллюстрирование учителем фрагмента произведения для слушания, показ голосом учителя сложных интонационных особенностей разучиваемого произведения), словесный (объяснение учителем музыки сущности средств музыкальной выразительности, стилевых особенностей творчества композитора и т. д.), работа с книгой (учебниками по музыке), видеометод (просмотр фрагментов экранизаций балетов, опер и т. д.);
· назначению - приобретение знаний (например, объяснение учителем сущности жанра кантаты, сюиты и т. д.), формирование умений и навыков (например, вокально-хоровых навыков звукообразования, ансамбля, строя и т. д.), применения знаний, творческой деятельности (сочинение мелодии к предложенному тексту и т. д.), закрепления, проверки знаний, умений, навыков (выполнение заданий в творческих тетрадях по музыке);
Основные критерии оценки проектной деятельности учащихся:
Актуальность темы, практическая значимость работы;
Логика и ясность изложения материала;
Владение познавательными операциями сравнения и обобщения;
Оригинальность идей, нестандарность решения поставленных проблем;
Технологичность исполнения и презентабельность проекта.
Естественно, что общепедагогические методы в музыкальном воспитании имеют свою специфику. Широко распространенный словесный метод, экономичность и эффективность которого в педагогической практике была отмечена рядом отечественных ученых (, и другими), в музыкальном образовании понимается не столько как передача необходимой информации, сколько как образно-психологический настрой, направленный на духовное общение ребенка с музыкальным искусством. Поэтому для словесного пояснения музыки речь должна быть не бытовой, а образной.
Аналогично вышесказанному своеобразие и других общепедагогических методов музыкального воспитания заключается в применении наглядного и практического методов, что отражено в самих формулировках, претерпевших некоторую трансформацию: и наглядно-слуховой, наглядно-выразительный и художественно - практический методы.
К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства, известные музыканты и педагоги относили и относят:
· метод наблюдения за музыкой (а не обучения ей), метод не навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать, метод импровизации ();
· метод сопереживания ();
· метод музыкального обобщения, метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному, метод размышления о музыке (), метод эмоциональной драматургии ();
· метод художественного контекста через «выходы» за пределы музыки (J1. В. Горюнова);
· метод интонационно-стилевого постижения музыки ();
· метод моделирования художественно-творческого процесса; содержательного анализа произведений (JI. В. Школяр) и др.
Названные методы, направленные на развитие музыкального мышления школьников, адекватны эстетической сущности искусства, а также цели и задачам музыкального образования детей.
Так, метод музыкального обобщения предполагает становление у учащихся системы музыкальных знаний, развитие осознанного отношения к музыкальному искусству.
определяет ряд последовательных действий этого метода:
· активизация музыкального, жизненного опыта школьников с целью введения в тему или углубление ее;
· ознакомление с новым знанием посредством четко поставленной учителем задачи, совместного решения ее с учащимися и формулированием детьми выводов;
· закрепление знаний в разных видах учебной деятельности школьников.
В силу направленности метода обобщения на развитие художественного мышления считал данный метод основным в музыкальном образовании.
Метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному направлен на формирование целостного представления у детей о музыке. По мнению Кабалевского, каждое «забегание» становит: своеобразной разведкой того, насколько сознание учащихся подготовлено к восприятию нового материала. «Возвращение» Кабалевский уподоблял «взгляду человека, поднимающегося в гору, когда, достигнув новой высоты, он сверху оглядывается на пройденный отрезок пути и замечает в нем то, что не было ему видно раньше».
Метод эмоциональной драматургии инициирует активизацию эмоционального отношения учащихся к музыке, а также способствует созданию увлеченности и живого интереса детей к музыкальному искусству. Не менее важная функция данного метода - «режиссура» структуры занятия, определение его кульминации. В таком понимании метод эмоциональной драматургии () близок методу эмоционального воздействия (J1.Г. Дмитриева,).
Основными принципами метода эмоциональной драматургии являются:
· эмоциональный контраст;
· последовательное насыщение эмоционального тона урока.
Метод моделирования художественно-творческого процесса направлен на становление творческих способностей ребенка. Школяр в этой связи отмечала, что «очень важно, чтобы уже в школе ребенок состоялся как личность, как Музыкант, проходя по смыслу, по сути (а не в профессиональном понимании) весь путь становления Музыканта, мучаясь теми же проблемами, которыми жили и мучились уже состоявшиеся Музыканты - Композиторы, Исполнители, Слушатели» Этот метод требует: самостоятельности в творчестве (когда школьник в опоре на музыкальный опыт и воображение, фантазию, интуицию сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т. д.), способствует развитию способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации.
Метод содержательного анализа произведений основан на объединении художественно-творческого процесса и научного поиска. Будучи активным «вмешательством» слушателя в произведение данный метод способствует формированию особого рода знаний, умений и навыков. «Особого рода - потому что они не связаны с запоминанием явлений, событий и фактов, а вырабатываются как алгоритмы понимания механизма развития музыки». К таковым авторы метода относят:
· умения находить противоречия в звучащей музыке и давать их смысловую интерпретацию;
· уяснение роли повтора, т. е. умение интерпретировать изменения одного и того же материала на разных стадиях развития;
· умение услышать переходы интонаций в их противоположность;
· умение понять и интерпретировать темы-образы, которые звучат между повторами, в логике, преопределенной развитием собственной слушательской гипотезы;
· способность интегрировать несколько музыкальных смыслов в один и включать его в дальнейшее постижение логики развития;
· умение слышать лейтмотивные элементы и понимать их роль в развитии смысла произведения и др.
Метод интонационно-стилевого постижения музыки адекватен природе музыкального искусства. По мнению, он обеспечивает представленность в содержании занятий школьников различных пластов музыкальной культуры в интонационно - образных сопоставлениях эпохальных, национальных, индивидуальных стилей. Данный метод способствует выявлению традиции и новаторства, преемственности развития искусства.
Характерным и адекватным эстетической сущности музыкального искусства является метод сопереживания. -Пашаев, определяя значимость данного метода в педагогике искусства, отмечал, что если сознательной деятельности по правилам, работе с терминами, понятиями, знаками предшествует эмоционально - чувственный опыт ребенка, тогда и сама история искусства откроется детям не как совокупность внешних фактов и объективных взаимосвязей, а как сокровищница духовных содержаний, котором ученик сопровождает, находя им аналогии в собственном внутреннем опыте, познавая и развивая свою душу, испытывая сопричастность культурному творчеству человечества. Необходимым условием появления сопереживания является образование определенно контекста сознания, когда реципиент отдается впечатлению о созерцания произведений искусства. При этом не следует забывать, что, пробуждая в детях внутреннее сопереживание, методика, должна быть направлена на тактичную поддержку эстетических впечатлений. Естественность данного положения определяется пониманием эстетического восприятия как процесса личностно обусловленного, а эстетического переживания как специфического проявления индивидуальной позиции человека.
В занятию по ОВР музыки, как правило, различные методы применяются в зависимости от вида музыкальной деятельности детей, типа урока, а также задач развития музыкальных способностей.
МИКРОПРАКТИКУМ
Определите виды музыкальной деятельности в предлагаемом конспекте урока музыки (табл. 9).
1. Проведите с сокурсниками ролевую игру «Урок-концерт». Продумайте, какое произведение вы исполните в качестве музыкальной иллюстрации рассказа А. Кленова «Рояль без ножек».
Учитель: Когда-то, когда вы пришли на свой первый урок музыки, мы с вами говорили о том, что музыка идет всегда рядом с нами по жизни, начинаясь с колыбельных песен наших мам. Когда нам хорошо, так и хочется петь, а когда тяжело, трудно, больно, в первую очередь, опять же спешит к нам навстречу музыка как незримый друг, который нсегда поддержит и утешит. Доказательством чему служат воспоминания Юрия Герасимовича Соколовского, профессора Петербургской консерватории, на долю которого выпали трудные дни блокады в годы Великой Отечественной войны.
(Учитель читает фрагмент рассказа А. Кленова как воспоминания Соколовского.)
«...Блокадная зима была бедна звуками. Лишь сухо пощелкивал в радиорепродукторах метроном, и время от времени обрушивался на город грохот артобстрела. В один из вечеров я отправился к брату. На груди у меня, завернутые в тряпочку, лежали несколько десятков зерен, которые мы с женой случайно обнаружили в гербариях, еще до войны собранных дочкой.
Вышел я на Литейный проспект. Близко к домам была протоптана узкая, в человеческую стопу дорожка. Шаги мои: скрип... скрип...скрип... Темно. Холодно. Каждый шаг - словно в гору взбираешься. Идешь, как в забытьи. И навстречу вдруг тоже шаги. Женский голос в тишине: «Осторожно, там справа от Вас будет ямка, не упадите». «Спасибо, - отвечаю, - до свидания». Отошел в сторонку, в снег. Пропустил ее, д лица не видал, а сказали друг другу «до свидания», как знакомые. По дошел до улицы Жуковского, вконец измотался, а ведь до войны считал что мы с братом живем рядом.
Вошел во двор и остановился пораженный. В тишине я услышал, где-то играли на рояле. Мне казалось, что звуки разносятся по всему городу, так четко и звонко звучал в морозном воздухе инструмент. Рояль… немного осталось их в блокаду. Топить было нечем. В другое время показалось бы кощунственным - жечь рояль. Но когда от тепла, которое заключалось в блестящем отполированном дереве, зависела жизнь человека, выбирать не приходилось.
И меня поразило не то, что сохранился рояль. Меня изумило то, что играют. Ведь что означало в эти холодные и голодные дни сесть за рояль и начать заниматься! А играющий именно занимался, а не просто наигрывал. И звучало вот что...
(Исполняется клавирная музыка)
Не помню, сколько времени простоял я, слушая музыку. Потом запомнил полутемное окно, из которого неслись звуки рояля, и поднялся к брату. Каково же было удивление, когда оказалось, что инструмент за стеной.
–– Кто там живет? - спросил я у брата.
–– Не знаю, вход с другого подъезда. Но порой мне кажется, что там живу я. Эта музыка, звучащая каждый день, для меня как последний лист в рассказе О"Генри. Помнишь? Человек сказал, что умрет, когда с дерева упадет последний лист. И вот один художник, узнав об этом больном, нарисовал осенний лист, вырезал его, влез ночью на дерево и прикрепил к ветке вместо настоящего засохшего и уже упавшего последнего листка. Больной остался жить, а художник умер, потому что простудился ночью, когда прикреплял нарисованный лист.
Брат мой был очень плох. Перевезти его ко мне никак не удавалось. Он категорически отказался уехать из своей квартиры. Я говорил ему, что у меня тоже есть рояль, и я буду ему каждый день играть все, что он захочет. В отличие от постоянно звучавшего за стеной Баха. Почему-то там играли только музыку великого немца.
Брат отказывался. Нельзя, говорил он, оставлять того, кто там за стеной. У всякого артиста должен быть зритель, у каждого музыканта - слушатель.
Я говорил ему, что играющий за стеной, наверное, не желал бы, чтобы его слушали. Ведь он не выступает, а занимается, и, честно говоря, игра его далека от совершенства.
– Не имеет значения, - отвечал брат. - Тот последний лист, возможно, тоже не был шедевром живописи.
– Но ведь ты даже не знаешь, кто там играет.
–– Тем больше у меня желания поскорее встать на ноги и увидеть этого человека, чтобы сказать: я встал, благодаря Вам, я выжил, благодаря Вам.
Пришлось мне переселиться к брату, а за стеной с поразительной волей продолжали заниматься. Рояль страшно расстроился, дребезжал, некоторые клавиши попросту не отвечали. Но с каждым днем исполнение становилось лучше. Как вдруг в один из дней рояль замолчал. Все мы ужасно забеспокоились. Особенно разволновался брат. Несмотря на то, что он еще был болен, брат потребовал, чтобы ему помогли одеться. Я до сих пор помню каждый шаг этого пути вверх по лестнице соседнего подъезда. Едва передвигая ноги, опираясь на меня, брат шел, цепко держа в руках дневную пайку того самого знаменитого блокадного хлеба, Который в ту пору означал жизнь.
Нам открыла девочка лет четырнадцати. Открыла не сразу. Видно, долго добиралась до двери. Она ничего не сказала, не спросила, а тотчас же повернулась и, касаясь рукой стены, пошла в комнату. Когда мы пошли за ней, мы увидели, что она лежит, не в силах пошевелиться.
Одного взгляда было достаточно, чтобы понять, в чем дело. В комнате стоял, нет, не стоял, лежал рояль без ножек, без пюпитра, без верхней крышки. Осталось только самое необходимое, без чего нельзя было бы играть. Ножки, крышка были сожжены в печке...
Девочку удалось спасти, а брат мой окончательно встал на ноги».
(Звучит фрагмент музыки.)
«Урок музыки всегда должен быть целостным, объединяющим и входящие в него элементы в единое понятие: музыка, музыкальна искусство...»".
1. Е. Паркхерст, критикуя классно-урочную систему, отмечала, mi это неволя, лишение ученика свободы работать в соответствии со свои ми способностями.
Какими вы видите пути индивидуализации музыкальной деятеле ности учащихся на уроках музыки?
2. В музыкально-слушательской деятельности позитивность фроп тальной формы объяснима возможностями взаимодействия детей меж; собой в процессе решения проблем. Возможно ли в условиях музыкальн слушательской деятельности использовать групповую форму? Если - да, то каким образом?
3. отмечала в своих исследованиях, что развитие музыкального искусства неотделимо от развития чувственных cnocoil ностей самого человека. С этой точки зрения выявите характерную осо-1 бенность урока музыки.
4. Проанализируйте цель урока-викторины.
Учитель: Наш сегодняшний урок мы проведем в виде викторины, 1 Вам надо будет разделиться на 3 команды, каждой из которых предстоит 1 ряд испытаний. При правильном ответе на каждое задание команда по-| лучает три балла, если ответ дан неточный - 2-1 балл в зависимости! от количества ошибок. Команда, набравшая большее количество балов,! считается победителем и награждается CD-дисками с записями произ-1 ведений.
4. задание - угадать, из какого произведения звучит музыкальный ] фрагмент. Условие: ответ может быть дан только по завершению звучания музыки. (Звучат фрагменты из цикла «Детская музыка» - ] ва - «Утро», «Вечер», «Ходит месяц над лугами».)
4. задание - используя инструменты детского оркестра (металлофоны, 1 треугольник, бубны, барабаны, деревянная коробочка), придумать аран-1 жировку фрагмента «Марша» из цикла «Детская музыка» - | фьева. При показе один из детей выполняет роль дирижера. (Предварительно фрагмент «Марша» - 1 часть - прослушивается всеми участии - " ками конкурсных заданий.)
4. задание - капитан каждой команды выбирает лист с названием произведения. Задача детей - как можно ярче и интереснее рассказать содержание балета «Золушка», симфонической сказки «Петя и волк», кантаты «Александр Невский».
4. задание - необходимо собрать воедино отдельные части рисунка музыкального инструмента и определить название инструмента, какого героя озвучивает данный инструмент в симфонической сказке кофьева «Петя и волк». (На рисунках изображены флейта, гобой, удар-
1 Кабалевский принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. - Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательных школ. 1-3 классы. - М., 1980. - С. 16.
libit".) При правильном ответе звучит фрагмент симфонической сказки Иети и волк».
I 5 задание - капитан команды выбирает лист, на котором изображен Мкой-либо из персонажей балета «Золушка» . Детям предлагается, используя музыкально-пластические движения, изобразить конкретного персонажа из балета «Золушка» (учитель танцев, Золушка, ||«я осени), другие команды должны угадать героя по звучащей музыке н пластике движений. При оценке учитывается соответствие выбранных /шижений характеру звучания музыки.
4. задание - из предложенного каждой команде списка произведений (.(". Прокофьева надо найти одно, которое не относится к его творчеству.
4. задание - каждой команде предлагается решить кроссворд, оперируя жанрами произведений, в которых работал (песня, кантата, опера, балет, симфоническая сказка). На выполнение кросс - норда командой отводится 10 минут.
Подведение итогов.
Внеклассная и внешкольная работа по музыкальному воспитанию детей
Внеклассная и внешкольная музыкальная деятельность детей направлена на углубление получаемых на уроках музыки музыкальных знаний учащихся, развитие музыкальных способностей, а также совершенствование исполнительских навыков и умений слушательской деятельности. Основными принципами организации внеклассной музыкальной деятельности детей являются преемственность с уроками музыки, планомерность, последовательность, системность и увлеченность.
Среди организационных форм внеклассной и внешкольной работы по музыкальному воспитанию различают посещение концертных залов, музеев музыкальной культуры, музыкальных лекториев, музыкальных абонементов, просмотр видеофильмов- экранизаций опер и балетов.
Музыкальная деятельность может явиться составной частью комплексных занятий, проводимых во внеурочное время. Одно из таких занятий по теме «Мы слушаем осень» выглядит следующим образом: идет беседа о картинах осенней природы, затем свои впечатления от картин дети передают красками, звуками, движениями - поют песни об осени, читают стихи, изображают падающие с деревьев листья, на металлофонах и треугольниках сочиняют и исполняют «Танец дождя», мастерят поделки из природных материалов, составляют коллективно красочное панно из осенних
МИКРОПРАКТИКУМ
5. Одним из методов в музыкальном воспитании младших школьников! является метод игры. Проанализируйте цель и составляющие компоненты предлагаемой ниже дидактической игры (игровой замысел, игровые действия, роли, правила) из опыта работы педагогов-практиков. Смоделируйте дидактическую игру на развитие звуковысотного слуха детей.
Выбирается водящий, который выходит из класса. Оставшиеся договариваются, куда спрятать металлофон. Задача водящего - найти музыкальный инструмент, руководствуясь динамикой звучания песни, которую будут петь все участники. Всем необходимо помнить основное правило: звучание песни усиливается по мере приближения к месту, где находится металлофон, или ослабевает по мере удаления от него. Если ребенок успешно справился с заданием, он может исполнить звукоряд, последовательно касаясь молоточком каждой пластинки металлофона, или сыграть свою импровизацию, выступив в роли композитора.
6. Метод проектной деятельности направлен на становление навыков и умений подбора и анализа материала по поставленной проблеме, оформления собранной информации, планирования работы, продуктивного и конструктивного сотрудничества с группой и научным руководителем.
Проведите ролевую игру «Проектная деятельность». Для этого необходимо распределить роли - руководитель проекта, дети и члены жюри. Как руководитель разработайте темы для проектной деятельности учащихся в области музыкального искусства. Обратите особое внимание на проблематику, которой в школьном курсе практически не уделяется внимания. Составьте план работы и продумайте список литературы по данной проблеме. Будучи в роли детей, предусмотрите возможные вопросы к руководителю, а также будьте готовы защищать презентацию проекта, отвечая на вопросы членов жюри.
МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
5.1. Музыкально-слушательская деятельность
Музыкально-слушательская деятельность имеет цель развитие культуры восприятия музыки у школьников. Термин восприятие музыки имеет два значения. Одно, более емкое, понимается как естественное условие различных видов музыкальной деятельности детей на уроке. Другое значение термина более узкое, подразумевает слушание музыки: знакомство с музыкальными произведениями различных стилей, жанров, форм, композиторами и исполнителями. При этом две стороны музыкального развития школьников - восприятие и собственное творчество - неразрывно связаны и взаимно дополняют друг друга. -Пашаев отмечал, что в произведениях большого искусства учащийся обычно видит замыслы несравненно более глубокие и гораздо более совершенные, чем в непосредственно в его собственном творчестве.
В основе музыкального восприятия лежит сложный психический процесс вычленения в произведениях искусства свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства. Однако «...не раз приходилось наблюдать, - отмечал музыковед - ский, - как хитросплетения контрапункта, изобретательность узоров фактуры и яркость гармонических красок вдруг заслоняют от увлекающегося анализом сознания глубинные, сокровенные, потайные ходы, по которым движется музыкальная мысль, как слишком большое приближение к материальной и технической стороне произведения искусства неожиданно оборачивается удалением от него и притом таким, что музыканты не замечают самой сути, не слышат музыки...». Поэтому более естественным
1 Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. I - 8 кл. / под руководством. - М., 2006. - С. 16.
Кленов А. Рояль без ножек // Пионерский музыкальный клуб. - М., 1977. - Вып. 15. - С. 56-62.
Целесообразно было бы выявить актуальные темы в беседе с учителем музыки общеобразовательной школы.
О психологии музыкального восприятия. - М., 1972. - С. 9.
В пособии раскрываются наиболее важные вопросы музыкального воспитания в начальной школе, с учетом имеющихся программ в современной школе и опыта музыкального воспитания с древних времен до современности; рассмотрены различные виды музыкальной деятельности, типы уроков, разнообразные формы, практический материал и методические разработки внеклассных музыкальных мероприятий. Данная работа представляет собой учебное пособие нового поколения. В нем раскрыты новые подходы к музыкальному образованию детей в начальной школе: предмузыкальное и аудиальное развитие детей, разнообразные виды фантазирования, работа с музыкальным дневником, крупные и малые формы внеклассной музыкальной работы. С целью создания целостной музыкальной картины мира у детей в большом объеме представлен материал по музыке Востока и восточной педагогике.
Пособие написано для студентов дневного и заочного отделений педагогических факультетов и учителей начальных классов.
Музыка Древнего мира.
Музыка в Древнем мире выполняла функции воспитания, лечения, оздоровления, воодушевления, одухотворения. В древнейшие времена она сливалась с научным знанием и религиозным верованием. Музыкальное воспитание с древних времен являлось неотъемлемой частью жизни, традиций, нравов, устоев общества и отражало особенности уклада каждого народа. Творчество порождалось житейской необходимостью и уровнем развития народа. В древности разделения на виды искусства практически не существовало. Искусство означало любой вид практической деятельности. Охота, ремесло, рыболовство определялись как искусства.
Музыка не мыслилась как искусство звуковедения, звуковысотности, ритма и темпа, она была отражением внутренних переживаний, состояний, выраженных в пластике тела, в действии, в голосе одновременно. Слово, движение, звук сливались воедино. Известно, что произведения древнегреческих поэтов, называемые «мелодическими», пелись. В Древнем Риме девочки и девушки учились петь стихи Катулла, Тибулла и Проперция. Стихи исполнялись под аккомпанемент какого-либо музыкального инструмента. Так, Гораций свои оды сочинял для пения под струнные инструменты.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Истоки музыкального воспитания в европейских странах
1.2. Особенности музыки и музыкального воспитания в восточных странах
Традиции музыкального воспитания на Руси
1.4. Носители музыкальной культуры
1.5. Тенденции музыкального воспитания в современном мире
1.6. Воздействие на ребенка современного музыкального искусства
1.7. Музыкотерапия и ее педагогические возможности
Глава II. АУДИАЛЬНОЕ КАК ПРЕДМУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
2.1. Пространственно-временные основы аудиального развития
2.2. Основные средства аудиального развития детей
2.3. Музыкальность как свойство аудиально развитой личности
2.4. Синестетическое воздействие аудиальной информации
2.5. Воспитательная сила хороводов
2.6. Музыкальное творчество как созидание
2.7. Виды музыкального фантазирования
Глава III. МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
3.1. Методологические основы и принципы музыкального воспитания в начальной школе
3.2. Музыкальное развитие, воспитание и образование детей
3.3. Виды музыкальной деятельности
3.4. Методика преподавания музыки в начальных классах
3.5. Драматургия музыкального занятия
3.6. Формы и содержание внеклассной музыкальной работы
3.7. Организация комплексных внеклассных занятий по музыке
3.8. Музыкальный дневник как способ музыкальной рефлексии
Глава IV. «МУЗЫКАЛЬНАЯ КОПИЛКА»
4.1. Рассказы о композиторах
Иоганн Себастьян Бах
Людвиг ван Бетховен
Жорж Бизе
Александр Порфирьевич Бородин
Михаил Иванович Глинка
Эдвард Григ
Вольфганг Амадей Моцарт
Сергей Сергеевич Прокофьев
Сергей Васильевич Рахманинов
Николай Андреевич Римский-Корсаков
Камиль Сен-Санс
Петр Ильич Чайковский
Фридерик Францишек Шопен
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Родион Константинович Щедрин
4.2. Музыкальная картина мира: тексты, материалы
4.3. Стихотворные тексты
Вербальное выражение эмоций
Отгадай-ка!
4.4. Музыкальный глоссарий
Перечень практических заданий по курсу
Заключение
Библиографический список.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе, Яфальян А.Ф., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.