Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Андрей платонов лучшие произведения. Художественный мир рассказов андрея платоновича платонова

Андрей платонов лучшие произведения. Художественный мир рассказов андрея платоновича платонова

Андрей Платонов

Рассказы

ПРИКЛЮЧЕНИЕ

Перед глазами Дванова, привыкшими к далеким горизонтам, открылась узкая долина какой-то древней, давно осохшей реки. Долину занимала слобода Петропавловка - огромное стадо голодных дворов, сбившихся на тесном водопое.

На улице Петропавловки Дванов увидел валуны, занесенные сюда когда-то ледниками. Валунные камни теперь лежали у хат и служили сиденьем для задумчивых стариков.

Эти камни Дванов вспомнил, когда сидел в Петропавловском сельсовете. Он зашел туда, чтобы ему дали ночлег и чтобы написать статью в губернскую газету. Дванов написал, что природа не творит обыкновенного, поэтому у нее выходит хорошо. Но у природы нет дара, она берет терпеньем. Из редких степных балок, из глубоких грунтов надо дать воду в высокую степь, чтобы основать в степи социализм. Охотясь за водой, сообщал Дванов, мы одновременно попадем в цель своего сердца - нас поймут и полюбят равнодушные крестьяне, потому что любовь не подарок, а строительство.

Дванов умел интимное соединять с общественным, чтобы сохранить в себе влечение к общественному.

Дванова начала мучить уверенность, что он уже знает, как создать социалистический мир в степи, а ничего еще не исполняется. Он не мог долго выносить провала между истиной и действительностью. У него голова сидела на теплой шее, и что думала голова, то немедленно превращалось в шаги, в ручной труд и в поведение. Дванов чувствовал свое сознание, как голод, - от него не отречешься и его не забудешь.

В подводе Совет отказал, и мужик, которого все в Петропавловке звали богом, указал Дванову дорогу на слободу Каверино, откуда до железной дороги двадцать верст.

В полдень Дванов вышел на нагорную дорогу. Ниже лежала сумрачная Долина тихой степной реки. Но видно было, что река умирала: ее пересыпали овражные выносы, и она не столько текла, сколько расплывалась болотами. Над болотами стояла осенняя тоска. Рыбы спустились ко дну, птицы улетели, насекомые замерли в щелях омертвелой осоки. Живые твари любили тепло и Раздражающий свет солнца, их торжественный звон сжался в низких норах и замедлился в шепот.

Дванов верил в возможность подслушать и собрать в природе все самое звучное, печальное и торжествующее, чтобы сделать песни - мощные, как естественные силы, и влекущие, как ветер. В этой глуши Дванов разговорился сам с собой. Он любил беседовать один в открытых местах. Беседовать самому с собой - это искусство, беседовать с другими лицами - забава. Оттого человек идет в общество, в забаву, как вода по склону.

Дванов сделал головой полукруг и оглядел половину видимого мира. И вновь заговорил, чтобы думать:

«Природа - основа дела. Эти воспетые пригорки и ручейки - не только полевая поэзия. Ими можно поить почву, коров и людей и двигать моторы».

В виду дымов села Каверино дорога пошла над оврагом. В овраге воздух сгущался в тьму. Там существовали какие-то молчаливые трясины и, быть может, ютились странные люди, отошедшие от разнообразия жизни для однообразия задумчивости.

Из глубины оврага послышалось сопенье усталых лошадей. Ехали какие-то люди, и кони их вязли в глине.

Есть в далекой стране.
На другом берегу,
Что нам снится во сне.
Но досталось врагу…

Шаг коней выправился. Отряд хором перекрыл переднего певца, но по-своему и другим напевом.

Кройся, яблочко.
Спелым золотом.
Тебя срежет Совет
Серпом-молотом…

Одинокий певец продолжал в разлад с отрядом:

Вот мой меч и душа,
А там счастье мое…

Отряд смял припевом конец куплета:

Эх, яблочко.
Задушевное,
Ты в паек попадешь,-
Будешь прелое…
Ты на дереве растешь
И дереву кстати,
А в Совет попадешь
С номером-печатью…

Люди враз засвистали и кончили песню напропалую:

И-эх, яблочко.
Ты держи свободу:
Ни Советам, ни царям,
А всему народу…

Песня стихла. Дванов остановился, интересуясь шествием в овраге.

Эй, верхний человек! - крикнули Дванову из отряда. - Слазь к безначальному народу!

Дванов оставался на месте.

Ходи быстро! - звучно сказал один густым голосом, вероятно, тот, что запевал. - А то считай до половины - и садись на мушку!

Дванов не сообразил, что ему надо делать, и ответил, что хотел:

Выезжайте сами сюда - тут суше! Чего лошадей по оврагу морите, кулацкая гвардия!

Отряд внизу остановился.

Никиток, делай его насквозь! - приказал густой голос.

Никиток приложил винтовку, но сначала, за счет бога, разрядил свой угнетенный дух:

По мошонке Исуса Христа, по ребру богородицы и по всему христианскому поколению - пли!

Дванов увидел вспышку напряженного беззвучного огня и покатился с бровки оврага на дно, будто сбитый ломом по ноге. Он не потерял ясного сознания и, когда катился вниз, слышал страшный шум в земле, к которой на ходу прикладывались поочередно его уши. Дванов знал, что он ранен в правую ногу - туда впилась железная птица и шевелилась колкими остьями крыльев.

В овраге Дванов схватил теплую ногу лошади, и ему стало нестрашно у этой ноги. Нога тихо дрожала от усталости и пахла потом и травою пройденных дорог.

Страхуй его, Никиток, от огня жизни! Одежда твоя.

Дванов услышал. Он впился в ногу коня обеими руками, нога превратилась в напирающее живое тело. У Дванова сердце поднялось к горлу, он вскрикнул в беспамятстве того ощущения, когда жизнь из сердца переселяется на кожу, и сразу почувствовал облегчающий, удовлетворительный покой. Природа не упустила взять от Дванова то, зачем он был создан: семя размножения. В свою последнюю пору, обнимая почву и коня, Дванов в первый раз узнал гулкую страсть жизни и удивился ничтожеству мысли перед этой птице бессмертия, коснувшейся его обветренным трепещущим крылом.

Подошел Никиток и попробовал Дванова за лоб: тепел ли он еще? Рука была большая и горячая. Дванову не хотелось; чтобы эта рука скоро оторвалась от него, и он положил на нее свою ласкающую ладонь. Но Дванов знал, что проверял Никиток, и помог ему:

Бей в голову, Никита. Расклинивай череп скорей!

Никита не был похож на свою руку - это уловил Дванов, - он вскрикнул тонким паршивым голосом, без соответствия покою жизни, хранившемуся в его руке.

Ай ты цел? Я тебя не расклиню, а разошью: зачем тебе сразу помирать - ай ты не человек? Помучайся, полежи - спрохвала помрешь прочней!

Андрей Платонович Платонов начал писать очень рано, но при жизни его произведения издавали очень редко. Он жил в переломный момент истории России, и его творчество отражает первые десятилетия жизни народа после революции.

В 1927 году к писателю приходит известность, после того, как были издана его книга «Епифанские шлюзы », и уже в следующем году он издает еще две книги, активно печатается в журналах, выходят его многочисленные сатирические рассказы. И те произведения, которые раскрывали уничтожающую силу бюрократизма в том обществе, так и не были изданы.

Темы рассказов Платонов

Его роман «Чевергун » не был принят к печати из-за цензуры, а его знаменитое произведение «Котлован » так же не было опубликовано. Все, что тогда разрешалось печатать - это уничижительную критику на его рассказы и романы.

Андрей Платонович писал о многих вещах: о Великой Отечественной войне, о труде крестьян и рабочих, об интеллигенции, о науке и спорте, о личности человека и его свободе. Особенно остро эта тема раскрыта в его творчестве 30-ых годов. В своих рассказах «Фро » и «Река Потудань » он поднимает темы истинной человеческой свободы и ощущения полноценного, хоть и быстро проходящего счастья. Также в своем творчестве он затрагивал актуальные социальные темы, которые касались руководства, власти страны и того строя, который господствует в ней.

Рассказ «По небу полуночи » посвящен именно опасности идеи национал-социализма, и тому, чем оборачиваются такие идеи в жизни простых людей. Тема войны раскрывается в рассказе «На могиле русских солдат », в котором Андрей Платонович пытается описать всю ту жестокость и зверство, которому подвергся русский народ во времена фашизма. Платонов смело высказал свое мнение о правлении Сталина этим рассказом, при этом прямо не называя его имя, и тем самым вызвал гнев у правителя. Произведения Платонова запретили, они не издавались, читать их не разрешалось, как и многих других писателей.

Язык Платонова

Платонов, по мнению великого поэта Иосифа Бродского, проверил на прочность русский язык. Довел его до предела. Язык Платонова, столь непривычный для простого глаза, есть не просто литературный стиль. Язык Платонова - это отдельный мир, где создается свой уникальный человек. Человек этот уникален тем, что обладает он теми свойствами, которые едва ли пригодились бы ему, живи он в нашем мире.

Платонов - писатель-философ

И несмотря на серьезность тем, которые талантливый и проницательный Платонов, поднимал в своих произведениях, он не забывал писать о самых главных вещах в жизни человека - о простом, сиюминутном счастье, о справедливости и чести, о проблеме смысла жизни и его поисков, о нахождения героем Платонова покоя для души и гармонии для сердца. Одним из таких рассказов является «Цветок на земле », повествующий о маленьком скучающем Афоне, который остался дома с дедушкой. Символизм Платонова прост и понятен, его аллегории вызывают мгновенное понимание происходящего, а светлый и реалистический настрой рассказа раскрывает глубокий замысел с подкупающей простотой. Платонов говорит о гармонии жизни почти детским, искренним языком, он показывает счастье глазами маленького, невинного ребенка.

Поэтому небольшие рассказы Платонова так же насыщенны глубоким смыслом и философской задумкой, как и длинные, серьезные романы. Платонов с присущим ему умением раскрывает в своих произведениях самые различные темы, при этом говорит о них простым и доступным языком. Именно поэтому многие называли и называют этого талантливого писателя - философом.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Бунин «Господин из Сан-Франциско»: анализ романа, образ господина
Следующая тема:   «Реквием» Анны Ахматовой: анализ

Текст приводится по книгам:
А. Платонов. Записные книжки. Материалы к биографии. – М.: Наследие, 2000.
Записная книжка чужих идей, мыслей и разговоров (1936)

Всё об Андрее Платонове
Биография
Статьи об Андрее Платонове:
Орлов В. Андрей Платонов: Последние годы
Нагибин Ю. Фрагмент дневника. Похороны Платонова
Рассадин С. За что тиран ненавидел Зощенко и Платонова
Юрьева А. Главными биографами Андрея Платонова стали осведомители НКВД-ОГПУ
Андрей Платонов: Воспоминания друзей и коллег

Важнейшие даты жизни и деятельности А. Платонова

Википедия
Иосиф Бродский об Андрее Платонове:
«Платонов родился в 1899 году и умер в 1951-м от туберкулёза, заразившись от сына, освобождения которого из тюрьмы он после долгих усилий добился, для того лишь, чтобы сын умер у него на руках. С фотографии на нас смотрит худощавое лицо, простое, как сельская местность, смотрит терпеливо и как будто с готовностью принять и преодолеть всё, что выпадет». (Бродский И. «Катастрофы в воздухе»)

Краткий биографический очерк
Из книги: Михеев М.Ю. В мир Платонова – через его язык. Предположения, факты, истолкования, догадки. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 407 с.
«В конце 1929 года писатель подвергается „идеологической порке“ – за публикацию (совместно с Б. Пильняком) очерка „Че-Че-О“, а затем, в 1931-м, и за собственный рассказ „Усомнившийся Макар“ (опубликованный в журнале „Октябрь“ А. Фадеевым, в чем главный редактор сразу же публично раскаялся и повинился, назвав рассказ „идеологически невыдержанным, анархистским“, за что, мол, ему „поделом попало от Сталина“)».

Инсаров М. Андрей Платонович Платонов (1899–1951). Жизненный и творческий путь

Болот Н. Платонов Андрей Платонович

Михеев М.Ю. Записные книжки и дневники (30 гг.): Михаил Пришвин, Павел Филонов, Андрей Платонов, ...
Текст составлен из лекционного курса, прочитанного на историко-филологическом факультете РГГУ в 2002 г.
«При чтении платоновских записных книжек перед читателем, знакомым с основными его ключевыми темами, то мелькнет остов узнаваемого сюжета, а то вдруг появится неизвестная вариация какого-то уже известного характера. Или пронесется не развиваемая нигде далее, сразу же оборванная мысль, которая в будущем могла пригодиться автору и, в случае нового возвращения к ней, вылилась бы, может быть, в рассказ, повесть и т.п. Но чаще всего бывает так, что в записной книжке мысль Платонова, не доведенная до конца (как бы „не додуманная“ и нам, читателям, так и не преподнесенная, не понятная в силу нашей недостаточной осведомленности), как бы остановлена автором на полпути».

Кожемякин А. Новые страницы жизни и творчества писателя Андрея Платонова
«Как мне видится, следовало бы сравнить деятельность гидромелиоратора и электрификатора Андрея Платонова с его первыми литературными произведениями».

Симонов К. Глазами человека моего поколения. Размышления о И.В. Сталине
Фрагмент книги Константина Симонова (М., АПН, 1989).

Ковров М. Мистик русской победы (К 100-летию со дня рождения Андрея Платонова)

Антиутопия не страшнее жизни
Беседа корреспондента Г. Литвинцева с профессором Воронежского государственного университета Владиславом Свительским, автором сборника статей «Андрей Платонов вчера и сегодня».
«Думается, если бы у автора были готовые ответы, его произведения не действовали бы так неотразимо и не имели такой глубины и силы. Он искал истину вместе со своими героями и своим временем. Перепутья его мысли не менее сложны и трагедийны, чем перепутья самой истории. Платонов жил в своих вопросах и сомнениях. На рубеже 20–30-х годов он совершал то необходимое переосмысление идеологии и практики советской эпохи, к которому мы в широком масштабе прорвались только сегодня».

Иованович М. Гений у развилки дорог
Из записок литературоведа.
«Самым наболевшим для „нетерпеливого“ Платонова и его героев был вопрос вопросов – поиски счастья (всеобщего счастья). Русская литература вслед за Кантом, ставящим моральный закон выше эвдемонии (стремления к счастью), не знала этой категории; ее герои вели себя по-пушкински, ища не счастья, а покоя и воли. Платонову хотелось уклониться от этой традиции, „изобрести“ счастье как для отдельного человека, так и для целых народов».

Гумилевский Л.И. «Судьба и жизнь»
«Не трудно предположить, что оценка читателей будет разной. Кого-то привлекут колоритные картины прошлого, воссоздаваемые при помощи вроде бы по-житейски „приземленных“, но художественно емких деталей. Других больше заинтересуют портреты писателей (особо отметим страницы, посвященные Андрею Платонову)».

Басинский П. Скрипач не нужен
«Когда-нибудь он, конечно, будет современен. Когда-нибудь... в день Страшного суда. Когда станут бессмысленны материальные обиды, когда будет все равно, где застал тебя этот день, в „мерсе“ или „запорожце“, когда креветка покажется не слаще черствой корочки, а роскошный автобам не ровнее проселочной дороги. Когда и деньги будут не нужны».

Малая С. Платонов Андрей Платонович

Произведения Платонова

Электронная библиотека «Либрусек»
Наиболее полное собрание сочинений А. Платонова.

Библиотека Максима Мошкова
Рассказы. Повести. Inhabitant of the State. Голубая глубина (Книга стихов).

Классика.ру
Рассказы.
Повести: «Котлован», «Река Потудань», «Сокровенный человек», «Ювенильное море».
Романы: «Счастливая Москва», «Чевенгур».

Художественная литература: интернет сборник произведений
«Антисексус», «Впрок», «Город Градов», «Государственный житель», «Котлован», «Луговые мастера», «Московская скрипка», «Неодушевленный враг», «Однажды любившие», «Отец-мать» (сценарий), «Река Потудань», «Семен», «Сокровенный человек», «Счастливая Москва», «Усомнившийся Макар», «Фро», «Чевенгур», «Ювенильное Море».

Коллекция редких текстов
Однажды любившие
Андрей Платонов в документах ОГПУ-НКВД-НКГБ.1930–1945 (Публикация Владимира Гончарова и Владимира Нехотина)
Машинист (либретто)
Отец-мать (сценарий)

В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев)

Возвращение (Семья Иванова)

Город Градов

Котлован
«Вощев захватил свой мешок и отправился в ночь. Вопрошающее небо светило над Вощевым мучительной силой звезд, но в городе уже были потушены огни, и кто имел возможность, тот спал, наевшись ужином. Вощев спустился по крошкам земли в овраг и лег там животом вниз, чтобы уснуть и расстаться с собою. Но для сна нужен был покой ума, доверчивость его к жизни, прощение прожитого горя, а Вощев лежал в сухом напряжении сознательности и не знал полезен ли он в мире или все без него благополучно обойдется? Из неизвестного места подул ветер, чтобы люди не задохнулись, и слабым голосом сомнения дала знать о своей службе пригородная собака».

  • Художественная литература: интернет-сборник произведений

Песчаная учительница
«Прошло четыре года – самых неописуемых в жизни человека, когда лопаются почки в молодой груди и распускается женственность, сознание и рождается идея жизни. Странно, что никто никогда не помогает в этом возрасте молодому человеку одолеть мучающие его тревоги; никто не поддержит тонкого ствола, который треплет ветер сомнений и трясет землетрясение роста. Когда-нибудь молодость не будет беззащитной.
Была, конечно, у Марии и любовь, и жажда самоубийства, – эта горькая влага орошает всякую растущую жизнь».

Сокровенный человек

Счастливая Москва
«Ясная и восходящая жизнь Москвы Честновой началась с того осеннего дня, когда она сидела в школе у окна, уже во второй группе, смотрела в смерть листьев на бульваре и с интересом прочитала вывеску противоположного дома: „Рабоче-крестьянская библиотека-читальня имени А.В. Кольцова“».
  • Художественная литература: интернет-сборник произведений

Усомнившийся Макар
  • Российская Литературная Сеть: Платонов Андрей Платонович

Фро
«Молодая женщина остановилась от удивления среди столь странного света: за двадцать лет прожитой жизни она не помнила такого опустевшего, сияющего, безмолвного пространства, она чувствовала, что в ней самой слабеет сердце от легкости воздуха, от надежды, что любимый человек приедет обратно».
  • Художественная литература: интернет-сборник произведений

Чевенгур (в первой редакции – «Строители страны»)
«Появляется человек – с тем зорким и до грусти изможденным лицом, который все может починить и оборудовать, но сам прожил жизнь необорудованно. Любое изделие, от сковородки до будильника, не миновало на своем веку рук этого человека. Не отказывался он также подкидывать подметки, лить волчью дробь и штамповать поддельные медали для продажи на сельских старинных ярмарках. Себе же он никогда ничего не сделал – ни семьи, ни жилища».
Ювенильное море
Море юности
  • Художественная литература: интернет-сборник произведений

Статьи о творчестве

Раздел «Платоноведение» на сайте проекта ХРОНОС

  • Дырдин А. Путешествие в человечество. Эскиз к теме «Платонов и Пришвин»
  • Дырдин А. Горизонты странствующего духа. Андрей Платонов и апокрифическая традиция
  • Дырдин А. Андрей Платонов и Освальд Шпенглер: смысл культурно-исторического процесса
  • Дырдин А. Образ сердца в художественной философии Андрея Платонова
  • Роженцева Е. Лирический сюжет в прозе А. Платонова 1927 г. («Епифанские шлюзы» и «Однажды любившие»)
  • Яблоков Е.А. EROS EX MACHINA, или НА СТРАШНЫХ ПУТЯХ СООБЩЕНИЯ (Андрей Платонов и Эмиль Золя)
  • Яблоков Е.А.Художественная философия природы (творчество М. Пришвина и А. Платонова середины 1920-х – начала 1930-х годов)

Статьи об Андрее Платонове

  • Бобылёв Б.Г. Андрей Платонов о русской государственной идее: повесть «Город Градов»
  • Гордон А., Корниенко Н., Яблоков Е. Миры Андрея Платонова
  • Зиберов Д.А. Зарницы нежной души: Послесловие к сборнику А.П. Платонова «Потомки Солнца»
  • Корниенко Н.В. От «Родины электричества» к «Техническому роману», и обратно: метаморфозы текста Платонова 30-х годов

Боброва О. Андрей Платонов – великий русский писатель ХХ века. К 100-летию со дня рождения
«А что же есть в прозе Платонова? Есть жизнь: ее боль и кровь, величие и странности, логика и абсурд, ее хрупкость и бесконечность. Проза эта словно выталкивает человека в открытый, неуютный мир. Заставляет ощутить одиночество, страдать вместе с героями и биться над поисками истины, смысла всего сущего».

Михеев М.Ю. В мир Платонова – через его язык. Предположения, факты, истолкования, догадки
Платонов создавал в своих произведениях, по сути дела, нечто вроде религии нового времени, пытаясь противостоять как традиционным формам религиозного культа, так и сплаву разнородных мифологем, складывавшихся в рамки соцреализма.

Лютый В. О языке Андрея Платонова

Тарасов А.Б. «Третье царство» как попытка моделирования мира «нового» праведничества: А. Платонов и М. Цветаева

Суриков В. Свободная вещь Андрея Платонова
О произведениях «Чевенгур», «Котлован».
«Немножко гадко, зато потом будет хорошо... Кто ни знает этого простейшего обмана, элементарного о б м е н а душевного страдания на душевный комфорт, ежесекундно в мириадах человеческих мыслей и поступков происходящего? Кто ни знает, как невыносимо трудно устоять перед ним в повседневном, незначительном – не соблазниться доступностью покоя? Ни через этот ли обмен в каждом поступке, в каждой мысли проходит зыбкая, неуловимая грань между добром и злом? Ни здесь ли таится опасность м а с с о в о г о «соблазна» – когда какая – нибудь дразнящая всеобщим счастьем сверхидея соединяет в безумный скачок эти элементарные движения?
Андрей Платонов оказался в иной роли – в роли усомнившегося участника событий, не пожелавшего, не п о з в о л и в ш е г о себе отойти в сторону и отчаянно бросившегося в самую гущу событий, в самое жаркое и опасное место.
«Сюда нельзя, здесь бездна, здесь невиданно кровавые страдания, здесь озверение, отсюда можно выйти только на четырех лапах». Все это нужно было не сказать, а выкрикнуть – выйти наперерез взбесившейся, срывающейся с привязи здравого смысла идеи.
Требовалось уже не инакомыслие – и н а к о д е й с т в и е» .

Ордынская И.Н. «Чевенгур» Андрея Платонова – символ любви к своему народу
Это очень неблагодарное дело – писать правду о своём времени, как правило, никому не прощают таких попыток, особенно талантливым писателям, произведения которых сами словно начинают жить. Ведь уничтожить книгу часто сложнее, чем реального человека. А образы художественной литературы те часто и вовсе остаются бессмертными.

О романе «Чевенгур»
Целый ряд страшных жертв принесены коммуной ради приумножения неоднократно упоминаемого в романе «вещества существования», «вещества жизни», которое является ключевым понятием романа.

Иосиф Бродский. Послесловие к «Котловану» А. Платонова
«В наше время не принято рассматривать писателя вне социального контекста, и Платонов был бы самым подходящим объектом для подобного анализа, если бы то, что он проделывает с языком, не выходило далеко за рамки той утопии (строительство социализма в России), свидетелем и летописцем которой он предстает в „Котловане“».

О произведениях «Епифанские шлюзы», «Эфирный тракт», «Город Градов»

Баршт К.А. Истина в круглом и жидком виде. Анри Бергсон в «Котловане» Андрея Платонова // Вопросы философии. – 2007. – № 4.– С. 144–157.
Представление о том, что в «Котловане» А. Платонова описана ударная социалистическая стройка, не так уж бесспорно. Строительная тема лишь прикрывает в виде упаковочного материала то, что скрыто внутри – исполненную напряжения философскую мистерию.

Ольга Меерсон. Неостранение Андрея Платонова опасность и сила инерции восприятия
Рецензия на сборник из двух специальных номеров журнала «Essays in Poetics», где опубликованы материалы конференции по изучению платоновского творческого наследства, проведенной в 2001 г. в Оксфорде.

Логинов В. «Счастливая Москва» А. Платонова с точки зрения неискушенного компьютерного пользователя

Хенрик Хлыстовски. Послесловие к переводу «Счастливой Москвы» Андрея Платонова
«Какой же мир создан в произведениях Платонова? Этот мир (особенно в „Счастливой Москве“) целиком лишен истории, памяти и религии, мир, который хочет построить все заново, но – лишенный основного фундамента – вынужден все время убегать в будущее, в делирические несбыточные фантазии, и там помещать свои надежды. Это будущее – красиво, прекрасно и беспроблемно, но нужно до него как-то добраться, пробиться через инертность материи и человеческие пороки».

Булыгин А., Гущин А. «Постороннее пространство» . Антропонимика «Котлована» (фрагмент)

Булавка Л.А. Андрей Платонович Платонов. «Революция как паровоз»

Грачева Е. «Воодушевление»: Неснятое кино Андрея Платонова
Для Платонова это было очень важно. Он только-только начал оправляться от жесточайшего погрома, который рапповцы устроили его «бедняцкой хронике» «Впрок» («Красная Новь», 1931, № 9). Сам Сталин собственноручно украсил поля хроники пометками «Сволочь!» и «Подлец!», перепуганный Фадеев заявил, что Платонов - «кулацкий агент самой последней формации», и пошло-поехало…

А.Платонов. Неизвестный цветок

В семье Платона Фирсовича Климентова - слесаря железнодорожных мастерских - Андрей был старшим из одиннадцати детей. После учёбы в епархиальной и городской школе, четырнадцатилетним юношей он начал работать - рассыльным, литейщиком, помощником машиниста на паровозе, во время гражданской войны - на бронепоезде. «…Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона, я любил ещё (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу» (Автобиографическое письмо). «Философом-рабочим» или «поэтом-рабочим» называли в Воронеже Андрея Платонова - под такой фамилией он публиковал в местных газетах стихи и философские этюды: например, «Слышные шаги. Революция и математика». В 1921 году вышла его брошюра «Электрификация. Общие понятия», а в 1922-м - книга стихов «Голубая глубина».
Он был электротехником и мелиоратором, строил гидроэлектростанцию на Дону, очищал реки Черная Калитва и Тихая Сосна, изобрёл «опытный газовый тепловоз» и «электрический самолёт, питающийся от линии дальних электропередач» , разработал проект «полуметро». В отношении преобразований земли и человечества ему были близки идеи А.А.Богданова, К.А.Тимирязева, Н.Ф.Фёдорова, К.Э.Циолковского. Впрочем, он говорил: «Я люблю больше мудрость, чем философию, и больше знание, чем науку» .
В 1927 году Платонов получил от Наркомата земледелия назначение в Тамбов заведующим губернским отделом мелиорации.«Скитаясь по захолустьям, я увидел такие грустные вещи, что не верил, что где-то существует роскошная Москва, искусство и проза» . В Тамбове он почти одновременно писал фантастическую повесть «Эфирный тракт», историческую повесть «Епифанские шлюзы», сатиру «Город Градов» и роман «Чевенгур» («Строители страны»).
В русской литературе появился совершенно своеобразный писатель. До сих пор и читатели, и исследователи зачастую недоумевают: наивна или изысканна его манера письма? По рассуждению самого Платонова, «писатель - это жертва и экспериментатор в одном лице. Но не нарочно это делается, а само собой так получается» .
Очень скоро, в особенности после выхода из печати рассказа «Усомнившийся Макар» и бедняцкой хроники «Впрок», неистовые ревнители идеологической чистоты объявили произведения Платонова двусмысленными, мелкобуржуазными и вредными.
В тридцатые годы, в Москве, Платонов работает много, а печатается редко. «Чевенгур», повести «Котлован» и «Ювенильное море», пьеса «14 Красных избушек», роман «Счастливая Москва» будут опубликованы спустя десятилетия после смерти автора.
«…Могу ли я быть советским писателем, или это объективно невозможно?» - спрашивал Платонов у М.Горького в 1933 году. Однако перед Первым съездом советских писателей он был включён в так называемую писательскую бригаду, направлявшуюся в Среднюю Азию, а также - как мелиоратор - в отряд Туркменской комплексной экспедиции Академии наук СССР.

«Я ездил далеко в пустыню, где идёт вечный песчаный ураган» .
«…Там нет ничего, кроме редких мутных колодцев, гадов-рептилий, неба и порожнего песка…»
«Развалины (стены) глиняные, но страшно прочные. Вся Азия ведь глиняная, бедная и пустая» .
«Пустыня под звёздами произвела на меня огромное впечатление. Я кое-что понял, чего раньше не понимал» .

(Из писем к жене Марии Александровне)

Эта поездка дала Платонову замысел рассказа «Такыр» и повести «Джан», но только «Такыр» удалось опубликовать сразу.
Сборник рассказов «Река Потудань» (1937) вызвал волну оголтелой критики. Платонову ставили в вину «юродские выступления» и «религиозное душеустройство» . В мае 1938 года по ужасающему навету был арестован пятнадцатилетний сын писателя - Платон. Благодаря заступничеству М.Шолохова, мальчика освободили из лагеря, но вскоре он умер. «…Я сделал здесь на войне столь важные выводы из его смерти, о которых ты узнаешь позже, и это тебя немного утешит в твоём горе» , - писал Платонов жене с фронта.
Он добился своего назначения военным корреспондентом в действующую армию. Д.Ортенберг вспоминает: «Скромная и внешне неприметная фигура Платонова, наверно, не соответствовала читательскому представлению об облике писателя. Солдаты при нём не чувствовали себя стеснёнными и свободно говорили на свои солдатские темы» . Военные рассказы Платонова печатали газеты и журналы «Знамя», «Красная звезда», «Красноармеец», «Краснофлотец». Три сборника этих рассказов вышли в Москве. Официальная критика расценила их как «литературные выкрутасы» . На фронте Платонов был контужен и заболел туберкулёзом; демобилизовался в феврале 1946 года.
Он много, особенно в конце жизни, писал для детей и о детях: пересказы башкирских и русских народных сказок (опубликованы при содействии М.Шолохова), несколько пьес для детского театра («Избушка бабушки», «Добрый Тит», «Неродная дочь», «Ученик Лицея» - юные зрители их так и не увидели), сборники рассказов «Июльская гроза» и «Вся жизнь» (первая книга издана в 1939 году, вторая оказалась под запретом). В своём творчестве Платонов всегда относился с пристальным интересом к детству, к старости, к нищете и другим крайностям существования, потому что давно знал и помнил: люди вблизи небытия понимают такие смыслы жизни, которые в суете им недоступны. А в душе человека, говорил он, находятся пространства ещё большие, чем в межзвёздных пустынях.

Светлана Малая

ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.П.ПЛАТОНОВА

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 3 т. / Сост., вступ. ст. и примеч. В.Чалмаева. - М.: Сов. Россия, 1984-1985.

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 5 т.: К 100-летию со дня рождения писателя. - М.: Информпечать, 1998.

СОЧИНЕНИЯ: [В 12 т.]. - М.: ИМЛИ РАН, 2004- .
И это издание объявляется только приближением к полному собранию сочинений Андрея Платонова.

- Произведения,
входящие в круг чтения старшеклассников -

«Сокровенный человек»
«Пухов всегда удивлялся пространству. Оно его успокаивало в страдании и увеличивало радость, если её имелось немного» .
Машинист, красноармеец и странник Фома Пухов - сокровенный человек, «потому что нигде человеку конца не найдёшь и масштабной карты души его составить нельзя» .

«Джан»
В районе дельты Амударьи блуждает и бедствует небольшой кочевой народ из разных национальностей: беглецы и сироты отовсюду и старые изнемогшие рабы, которых прогнали, девушки, полюбившие тех, кто вдруг умер, а они не захотели никого другого в мужья, люди, не знающие бога, насмешники над миром… Этот народ никак не назывался, но сам себе дал имя - джан. По туркменскому поверью, джан - душа, которая ищет счастье.

«Епифанские шлюзы»
Для сооружения канала между Доном и Окой весной 1709 года в Россию приехал английский инженер Бертран Перри. Но уже по дороге в Епифань он «ужаснулся затее Петра: так велика оказалась земля, так знаменита обширная природа, сквозь которую надо устроить водяной ход кораблям. На планшетах в Санкт-Петербурге было ясно и сподручно, а здесь, на полуденном переходе до Танаида, оказалось лукаво, трудно и могущественно» .

«Котлован»
Землекопы и приставший к ним неприкаянный рабочий Вощев роют котлован под фундамент будущего общепролетарского дома.
«На выкошенном пустыре пахло умершей травой и сыростью обнажённых мест, отчего яснее чувствовалась общая грусть жизни и тоска тщетности. Вощеву дали лопату, и он с жестокостью отчаяния своей жизни сжал её руками, точно хотел добыть истину из середины земного праха…»

«Ювенильное море (Море юности)»
Совхозное собрание в Родительских Двориках «приняло решение строить ветряное отопление и рыть землю вглубь, вплоть до таинственных девственных морей, дабы выпустить оттуда сжатую воду на дневную поверхность земли, а затем закупорить скважину, и тогда среди степи останется новое пресное море - для утоления жажды трав и коров» .

«Чевенгур»
Чевенгур - уездный город где-то в средней полосе России. Товарищ Чепурный по прозвищу Японец организовал в нём коммунизм. «Коренные жители Чевенгура думали, что вот-вот и всё кончится: не может же долго продолжаться то, чего никогда не было» .
Утопия «Чевенгур» или антиутопия - вопрос спорный. Первоначально Платонов дал роману название «Строители страны. Путешествие с открытым сердцем».

- Издания -

ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ: Повести; Рассказы; Пьеса; Статьи / Сост. М.Платонова; Вступ. ст. С.Семёновой; Биохроника, коммент. Н.Корниенко. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 672 с. - (Круг чтения: Школьная программа).
Содерж.: Повести: Епифанские шлюзы; Город Градов; Сокровенный человек; Котлован; Ювенильное море; Рассказы: Усомнившийся Макар; Мусорный ветер; Ещё мама; Фро и др.; Пьеса: Шарманка; Статьи: Фабрика литературы; Пушкин - наш товарищ; Из писем к жене.

КОТЛОВАН: [Романы, повести, рассказ]. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - 797 с. - (Азбука-классика).

Содерж.: Чевенгур; Счастливая Москва; Котлован; Епифанские шлюзы; Одухотворённые люди.

КОТЛОВАН: [Сб.]. - М.: АСТ, 2007. - 473 с.: ил. - (Мировая классика).
Содерж.: Ювенильное море; Эфирный тракт; Епифанские шлюзы; Ямская слобода; Город Градов.

КОТЛОВАН; ГОРОД ГРАДОВ; ДЖАН; РАССКАЗЫ. - М.: Синергия, 2002. - 462 с.: ил. - (Новая шк. б-ка).

НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ: Повести и рассказы / Вступ. ст. Н.Корниенко. - М.: Дет. лит., 2003. - 318 с. - (Шк. б-ка).
Содерж.: Сокровенный человек; Котлован; Песчаная учительница; Фро; На заре туманной юности; В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев); Возвращение.

ПО НЕБУ ПОЛУНОЧИ: Рассказы / Сост. М.Платонова; Предисл. М.Коврова. - СПб.: Азбука-классика, 2002. - 315 с. - (Азбука-классика).
Содерж.: Усомнившийся Макар; Река Потудань; Третий сын; Фро; По небу полуночи и др.

ПОВЕСТИ; РАССКАЗЫ. - М.: Дрофа, 2007. - 318 с. - (Б-ка классич. худож. литературы).
Содерж.: Котлован; Сокровенный человек; Усомнившийся Макар; Фро; В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев).

ПОТОМКИ СОЛНЦА. - М.: Правда, 1987. - 432 с. - (Мир приключений).
Содерж.: Лунная бомба; Потомки Солнца; Эфирный тракт; Броня; Джан и др.

ЧЕВЕНГУР: Роман. - М.: Синергия, 2002. - 492 с. - (Новая шк. б-ка).

ЧЕВЕНГУР: [Роман] / Сост., вступ. ст., коммент. Е.Яблокова. - М.: Высш. шк., 1991. - 654 с. - (Б-ка студента-словесника).

- Рассказы и сказки для детей -

ВОЛШЕБНОЕ КОЛЬЦО: Сказки, рассказы / Худож. В.Юдин. - М.: Оникс, 2007. - 192 с.: ил. - (Б-ка младшего школьника).
Содерж.: Сказки: Волшебное кольцо; Иван бесталанный и Елена Премудрая; Умная внучка; Морока; Рассказы: Неизвестный цветок; Никита; Цветок на земле; Июльская гроза; Ещё мама; Корова; Сухой хлеб.

НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК: Рассказы и сказки. - М.: Дет. лит., 2007. - 240 с.: ил. - (Шк. б-ка).
Содерж.: Неизвестный цветок; Июльская гроза; Никита; Цветок на земле; Сухой хлеб; Ещё мама; Уля; Корова; Любовь к родине, или Путешествие воробья; Умная внучка; Финист - Ясный Сокол; Иван бесталанный и Елена Премудрая; Безручка; Морока; Солдат и царица; Волшебное кольцо.

РАССКАЗЫ. - М.: Дрофа-Плюс, 2008. - 160 с. - (Шк. чтение).
Содерж.: Корова; Песчаная учительница; Маленький солдат; Уля; Сухой хлеб; На заре туманной юности.

«В глубине нашей памяти сохраняются и сновидения и действительность; и спустя время уже нельзя бывает отличить, что явилось некогда вправду и что приснилось, - особенно если прошли долгие годы и воспоминание уходит в детство, в далёкий свет первоначальной жизни. В этой памяти детства давно минувший мир существует неизменно и бессмертно…» (А.Платонов. Свет жизни).

- Пересказы народных сказок,
сделанные Андреем Платоновым -

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ / Лит. обраб. А.Платонова; Предисл. проф. Н.Дмитриева. - Уфа: Башкиркнигоиздат, 1969. - 112 с.: ил.
Книга впервые издавалась в Москве и Ленинграде в 1947 году.

ПЛАТОНОВ А.П. ВОЛШЕБНОЕ КОЛЬЦО: Рус. нар. сказки. - Фрязино: Век 2, 2002. - 155 с.: ил.

ПЛАТОНОВ А.П. ВОЛШЕБНОЕ КОЛЬЦО: Рус. нар. сказки / [Худож. М.Ромадин]. - М.: Рус. кн., 1993. - 157 с.: ил.
Первое издание сборника «Волшебное кольцо» вышло в 1950 году.

СОЛДАТ И ЦАРИЦА: Рус. нар. сказки, пересказанные А.Платоновым / Худож. Ю.Космынин. - М.: Совр. писатель, 1993. - 123 с. - (Страна чудес).

Подробнее об этих пересказах читайте в разделе «Мифы, легенды, народные сказки»: Платонов А.П. Волшебное кольцо .

Светлана Малая

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А.П.ПЛАТОНОВА

Платонов А.П. Записные книжки: Материалы к биографии / Сост., подгот. текста, предисл. и примеч. Н.Корниенко. - М.: ИМЛИ РАН, 2006. - 418 с.
Андрей Платонов: Мир творчества: [Сб.] / Сост. Н.Корниенко, Е.Шубина. - М.: Совр. писатель, 1994. - 430 с.
Творчество Андрея Платонова: Исследования и материалы; Библиография. - СПб.: Наука, 1995. - 356 с.

Бабинский М.Б. Как читать художественную литературу: Пособие для учащихся, абитуриентов, учителей: На примере произведений М.Булгакова («Мастер и Маргарита») и А.Платонова («Сокровенный человек», «Котлован» и др.) - М.: Валент, 1998. - 128 с.
Васильев В.В. Андрей Платонов: Очерк жизни и творчества. - М.: Современник, 1990. - 285 с. - (Б-ка «Любителям рос. словесности»).
Геллер М.Я. Андрей Платонов в поисках счастья. - М.: МИК, 1999. - 432 с.
Ласунский О.Г. Житель родного города: Воронежские годы Андрея Платонова, 1899-1926. - Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2007. - 277 с.: ил.
Михеев М.Ю. В мир Платонова через его язык: Предложения, факты, истолкования, догадки. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 408 с.: ил.
Свительский В.А. Андрей Платонов вчера и сегодня. - Воронеж: Рус. словесность, 1998. - 156 с.
Чалмаев В.А. Андрей Платонов: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 141 с. - (Перечитывая классику).
Чалмаев В.А. Андрей Платонов: К сокровенному человеку. - М.: Сов. писатель, 1989. - 448 с.
Шубин Л.А. Поиски смысла отдельного и общего существования: Об Андрее Платонове. - М.: Сов. писатель, 1987. - 365 с.
Яблоков Е.А. Нерегулируемые перекрёстки: О Платонове, Булгакове и многих других. - М.: Пятая страна, 2005. - 246 с. - (Новейшие исследования рус. культуры).

С.М.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.П.ПЛАТОНОВА

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Одинокий голос человека. По мотивам рассказа «Река Потудань», а также повестей «Сокровенный человек» и «Происхождение мастера». Сцен. Ю.Арабова. Реж. А.Сокуров. СССР, 1978-1987. В ролях: Т.Горячева, А.Градов и др.
Отец. По мотивам рассказа «Возвращение». Реж. И.Соловов. Комп. А.Рыбников. Россия, 2007. В ролях: А.Гуськов, П.Кутепова и др.
Родина электричества: Новелла из киноальманаха «Начало неведомого века». Сцен. и реж. Л.Шепитько. Комп. Р.Леденёв. СССР, 1967. В ролях: Е.Горюнов, С.Горбатюк, А.Попова и др.

- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Ерик. Реж. М.Титов. Худож.-постановщик М.Черкасская. Комп. В.Быстряков. СССР, 1989.
Корова. Реж. А.Петров. СССР, 1989.

Андрей Платонов (настоящее имя Андрей Платонович Климентов ) (1899-1951) - русский советский писатель, прозаик, один из наиболее самобытных по стилю русских литераторов первой половины XX века.

Андрей родился 28 (16) августа 1899 года в Воронеже, в семье железнодорожного слесаря Платона Фирсовича Климентова. Однако традиционно его день рождения принято отмечать 1 сентября.

Андрей Климентов учился в церковноприходской школе, затем в городском училище. В возрасте 15 лет (по некоторым данным, уже в 13 лет) начал работать, чтобы поддержать семью. По словам Платонова: "У нас семья была... 10 человек, а я старший сын - один работник, кроме отца. Отец же... не мог кормить такую орду". «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности».

До 1917 года он сменил несколько профессий: был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем и т.п., о чем написал в ранних рассказах "Очередной" (1918) и "Серега и я" (1921).

Участвовал в гражданской войне в качестве фронтового корреспондента. С 1918 года он публиковал свои произведения, сотрудничая с несколькими газетами как поэт, публицист и критик. В 1920 годах сменил свою фамилию с Климентов на Платонов (псевдоним образован от имени отца писателя), а также вступил в РКП(б), но уже через год по собственному желанию вышел из партии.

В 1921 году вышла его первая публицистическая книга "Электрификация", а в 1922 - книга стихов "Голубая глубина". В 1924 году он оканчивает политехникум и начинает работать мелиоратором и электротехником.

В 1926 году Платонов был отозван на работу в Москву в Наркомзем. Был направлен на инженерно-административную работу в Тамбов. В том же году были написаны «Епифанские шлюзы», «Эфирный тракт», «Город Градов» , принёсшие ему известность. Платонов переехал в Москву, став профессиональным литератором.

Постепенно отношение Платонова к революционным преобразованиям меняется до их непринятия. Его проза ("Город Градов", "Усомнившийся Макар" и др.) часто вызвала неприятие критики. В 1929 году получил резко отрицательную оценку А.М. Горького и был запрещён к печати роман Платонова "Чевенгур" . В 1931 году опубликованное произведение «Впрок» вызвало резкое осуждение А. А. Фадеева и И. В. Сталина. После этого Платонова практически перестают печатать. Повести "Котлован", "Ювенильное море" , роман "Чевенгур" смогли увидеть свет только в конце 1980-х годов и получили мировое признание.

В 1931-1935 годах Андрей Платонов работает инженером в Наркомате тяжелой промышленности, но продолжает писать (пьеса "Высокое напряжение" , повесть "Ювенильное море" ). В 1934 году писатель вместе с группой коллег едет в Туркмению. После этой поездки появились повесть "Джан" , рассказ "Такыр" , статья "О первой социалистической трагедии" и др.

В 1936-1941 годах Платонов выступает в печати в основном в качестве литературного критика. Под разными псевдонимами он печатается в журналах "Литературный критик", "Литературное обозрение" и др. Работает над романом "Путешествие из Москвы в Петербург" (рукопись его была утеряна в начале войны), пишет детские пьесы "Избушка бабушки", "Добрый Тит", "Неродная дочь" .

В 1937 году была издана его повесть «Река Потудань» . В мае этого же года арестован его 15-летний сын Платон, вернувшийся после хлопот друзей Платонова из заключения осенью 1940 года неизлечимо больным туберкулёзом. В январе 1943 года он умер.

С началом Великой Отечественной войны писатель с семьей эвакуируется в Уфу, где выходит сборник его военных рассказов "Под небесами Родины" . В 1942 году он добровольцем уходит на фронт рядовым, но вскоре становится военным журналистом, фронтовым корреспондентом "Красной звезды". Несмотря на заболевание туберкулёзом Платонов не оставляет службу вплоть до 1946 года. В это время в печати появляются его военные рассказы: "Броня", "Одухотворенные люди" (1942), "Смерти нет!" (1943), "Афродита" (1944), "В сторону заката солнца" (1945) и др.

За напечатанный в конце 1946 года рассказ Платонова - «Возвращение» (первоначальное название «Семья Иванова» ), писатель в следующем году подвергся новым нападкам критики и был обвинён в клевете на советский строй. После этого возможность печатать свои произведения была для Платонова закрыта.

В конце 1940-х годов, лишенный возможности зарабатывать на жизнь сочинительством, Платонов занимается литературной обработкой русских и башкирских сказок, которые печатаются в детских журналах.

Платонов умер 5 января 1951 года в Москве от туберкулёза, которым заразился, ухаживая за сыном.

В 1954 году была издана его книга "Волшебное кольцо и другие сказки" . С хрущёвской "оттепелью" начали издаваться другие его книги (основые произведения стали известны только в 1980-х). Однако, все публикации Платонова в советский период сопровождались значительными цензурными ограничениями.

Некоторые произведения Андрея Платонова были обнаружены только в 1990-е годы (например, написанный в 30-е годы роман "Счастливая Москва" ).