Дата: 2013-10-22
Здравствуйте читатели сайта .
Сегодня в этот замечательный день я решил написать лирическую статью, которая написана для всех творческих людей, включая меня самого. Творческий кризис! Что это? Что делать, когда он возникает? Как преодолеть творчески кризис? Все в этой статье. Читайте не спеша, а то многое можете упустить.
Что такое творческий кризис? Чтобы было понятно, я скажу так: творческий кризис – это запор в голове, когда туда не лезут свежие и гениальные мысли. То есть человек думает и думает, и никак не может придумать что-то ценное и подходящее. Вот я, например, пишу статьи для сайта и иногда не знаю, на какую тему мне писать, чтобы людям захотелось прочитать эту новую статью. То есть у меня бывает такое, что я тупо сижу и смотрю в стенку. Запор в голове. То есть тоже сидишь и напрягаешься, только голову, а не ….
Музыканты, поэты, писатели, блоггеры, сценаристы – иногда сталкиваются с творческим кризисом. Знаю, что Джоан Роулинг сталкивалась с этим. Об этом я как-то в газете прочел, что однажды она сильно переживала по этому поводу, звонила мужу, а он ей советовал просто успокоиться. Музыканты тоже сталкиваются, и иногда не во время. На пике популярности нужно сочинять новую музыку, чтобы удержаться на плаву. А тут нежданный запор… то есть творческий кризис пришел, который может все разрушить.
Хороший вопрос, не правда ли? Творческий кризис наступает тогда, когда заканчивается состояние потока. Его как будто кто-то перекрывает. Если Вы не знаете, что такое состояние потока, объясняю: это когда в голову лезут такое огромное количество мыслей, что человек не успевает их фиксировать. Я уверен, что Вы знакомы с такой ситуацией, когда в школе Вам задавали написать сочинение, а Вы не знали с чего начать. Сидели и сидели, а потом просто написали первую строчку. Ну понятно, что она не лучшая… Потом вторую, третью, и полилось и понеслось. В голову неожиданно стало лезть столько мыслей, что Вы не успевали их записывать. Это и есть состояние потока. Творческий кризис – это отсутствия потока.
Так чё с ним делать-то, с этим кризисом творческим. Проще сказать, откуда он возникает. А возникает он тогда, когда в голове появляется напряжение. Ну может не в голове, а внутри человека. Чтобы Вам стало понятно, рассмотрим пример. Я заметил, что я обладаю , которое иногда не знает границ. Я умею во время ляпнуть, подколоть, сказать что-нибудь смешное, изобразить кого-нибудь и так далее. Я не знаю как, но «смешные мысли» сами откуда-то приходят. Но если выпустить меня на сцену и сказать – «Рассмеши публику» , я, когда увижу толпу народа, которая смотрит и ожидает что-то от меня, впаду в ступор. Напряжение перекроет мне поток, и кроме "бу-бу" я больше ничего не смогу сказать.
Другой пример. Допустим, именно Вы пишите статьи для блога или журнала. Пока Вы один в комнате, Вам легко это делать, но стоит посадить рядом с Вами человека, который будет критиковать каждую Вашу строчку – ВСЁ! Возникнет внутреннее напряжение, и запор тут как тут.
Человеку просто необходимо и напряжение, чтобы войти в состояние потока. Я как всегда рекомендую Вам . Читайте статью – . Кроме медитаций, предлагаю Вам здоровый и полноценный сон, и сходите в сауну или баню наконец-то. Максимальное расслабление в таких местах гарантирован.
Когда наступает творческий кризис и хорошие мысли не лезут в голову, приходит время, когда нужно временно отойти от дел, кроме тех случаев, когда установлены какие-то сроки (книгу написать, музыку сочинить). Если Вы не имеете временных рамок, тогда смело поступайте таким образом. Отойти от дел, это значит вообще не думать о своей творческой работе. Иногда надо отвлечься! У Вас что? Других забот больше нет? Оставьте свое дело на два-три дня. После отдыха могут придти свежие мысли.
Чтобы было проще забить на свои дела, предлагаю Вам назначить встречу со своими друзьями. У них как раз совсем другие интересы, которые помогут Вам переключить свое внимание. Этот способ действительно помогает преодолеть творческий кризис. Главное – переключить внимание. Наедине с собой Вам не удастся это сделать, даже если Вы будете смотреть кино, Ваши мысли будут витать вокруг Вашего проекта или дела. Такого нельзя допустить.
Еще одна причина творческого кризиса – это угасание счастья и радости. Вы же знаете, что трудно работать, когда находишься в . А когда человек находится в состоянии и
Я открываю вордовский файл и с тоской смотрю на девственно-чистую страницу. Не могу писать. Ничего. Беру альбом, задумчиво кручу в пальцах карандаш и понимаю – рисовать я тоже не могу. Не хочу ни вязать, ни вышивать. Бесцельно листаю странички в интернете, но в голове не остается никакой информации.
Это творческий кризис. Думаю, многим знакомо подобное состояние, когда, казалось бы, есть потребность творить, а душа пуста, как пересохший колодец, и так же темна и беспросветна. Но должен же быть выход из этого тягостного состояния?
Несмотря на то, что это довольно распространенное явление имеет явно психологическую природу, изучено оно мало. Авторы даже солидных книг по психологии творчества упоминают о творческом кризисе редко и вскользь, поэтому все, что вы здесь прочитаете – в большей степени результат моих собственных размышлений.
Под этим термином обычно понимают субъективное ощущение невозможности творить, которое время от времени спонтанно возникает у любой творческой личности. Что интересно, этот кризис не связан с отсутствием творческих идей, замыслов, планов. И человек его переживает еще острее, так как не в состоянии эти грандиозные планы реализовать.
Как и любой другой кризис, творческий порождается противоречием. В данном случае противоречием между потребностью творить, которую испытывают все креативы, и невозможностью заняться любимым делом. Переживается это противоречие довольно тяжело, потому что сам человек часто не видит пути его разрешения. Ведь препятствия для не внешние, созданные другими людьми или обстоятельствами, они имеют внутреннюю, психологическую природу, и разобраться в них бывает непросто. Эти препятствия имеют характер психологического блока, который преодолевается с большим трудом.
Часто творческий кризис объясняют банальной ленью, но это неправильно. Точнее иногда, действительно, кризисным состоянием оправдывается , например, когда человек не успевает в срок сдать заказ, или студент-художник не подготовил зачетную работу. А что поделаешь, если кризис, и куда-то делось?
Но настоящий творческий кризис - это довольно сложное и тяжелое психическое явление. Оно сопровождается общим снижением активности, апатией, а нередко и .
Отличить кризисные явления от простой лени несложно, так как они проявляются не только в конкретной творческой деятельности, но и во всех сферах жизни человека, в его эмоциональном и интеллектуальном состоянии. Творческий кризис отличает ряд специфических черт:
Несмотря на то, что явление это преходящее, не стоит относиться снисходительно и несерьезно к тому, кто его переживает. Это действительно тяжелое чувство, которое может привести к реальной депрессии, к попыткам снять эмоциональное напряжение с помощью алкоголя и наркотиков, к асоциальному поведению. Известны случаи, когда глубокий и затянувшийся творческий кризис становился причиной самоубийства креатива. Исследователи психологии творчества считают, что, скорее всего, именно творческий кризис стал причиной самоубийства Винсента Ван Гога, В. Маяковского, Марины Цветаевой, Курта Кобейна.
Разбираясь в причинах, порождающих состояние творческого кризиса, приходишь к выводу, что под этим термином понимают два совершенно разных явления. Они возникают в разных условиях, переживаются по-разному и, соответственно, требуют различных способов преодоления.
Первый вид творческого кризиса связан с эмоциональным и психофизиологическим состоянием личности. Существует два психических явления, которые могут стать его причиной.
Это не просто физическое переутомление, а перегрузка нервной системы, которая часто является последствием творческого подъема. В состоянии вдохновения человек переживает колоссальный всплеск трудоспособности и яркие позитивные эмоции, которые еще древнегреческий философ Платон назвал экстазом. Креатив буквально наслаждается каждым мгновением творческого процесса и может работать сутками, забывая про сон и еду.
Такую работоспособность обеспечивает сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, связанный с заинтересованностью, увлеченностью . Чтобы в течение продолжительного времени поддерживать высокую активность, организм подключает все свои резервы, но они не бесконечны. Рано или поздно наступает расплата, повышенная активность сменяется спадом, после яркой вспышки вдохновения наступает откат. Перегрузка нервной системы и истощение физических ресурсов приводит к общему упадку сил и снижению эмоционального тонуса.
После необычайного душевного подъема и эйфории, которую дарует вдохновение, такой спад переживается очень остро, иногда как ощущение невозможности творить вообще никогда. В жанре фэнтези встречается очень хорошая аналогия с волшебником, утратившим свою магическую силу.
Но несмотря на субъективные ощущения, порожденное этой причиной состояние временное, для его преодоления часто бывает достаточно просто полноценного отдыха и занятия чем-то совсем нетворческим.
Поговорка «Художника обидеть каждый может» появилась неспроста. Действительно, креативы, как правило, обладают чувствительной нервной системой. Это, с одной стороны, позволяет им замечать все нюансы изменений, происходящих в окружающем мире, видеть то, что не видят другие люди, и находить нестандартные решения. А с другой стороны, повышенная чувствительность является источником многих проблем. Творческая личность тяжело переживает неудачи, ее ранит отсутствие признания со стороны окружающих и низкая оценка творчества.
Те люди, которые говорят, что пишут книги, сочиняют стихи и создают картины «для себя», лукавят. Они так и себя пытаются обмануть, чтобы не слишком тяжело переживать равнодушие или критику общества. Признание – это основной мотив творчества, и его отсутствие становится причиной разочарования, утраты веры в себя и свои способности и отказа от творческой деятельности, которая кажется бессмысленной.
В настоящее время творческих людей часто обвиняют в меркантильности – ведь художник должен творить не ради денег, а из любви к искусству. Это ошибочная позиция, потому что деньги – это один из главных эквивалентов общественного признания. Современный человек готов платить за то, что ему нравится. Но все же денежное вознаграждение не может заменить положительную оценку социума, общественное признание – это энергетическая подпитка, без которой невозможно творчество.
Если причины кризиса первого вида коренятся в индивидуальных особенностях и психическом состоянии творца, то кризис второго вида связан с нестабильностью самого творческого процесса. У творчества бывают как подъемы, так и спады, вдохновение сменяется застоем. Это нормальное явление, которое многими креативами переживается как творческий кризис.
Есть и еще одна особенность творческого процесса. Он носит поисковый характер, и нередко затруднения, возникающие в поиске решения проблемы, подходящего образа или поворота сюжета, порождают ощущение кризиса. Невозможность решить творческую задачу, когда это так необходимо, вызывает , на себя и весь свет и нередко желание забросить творчество вообще. Что делать в этом случае? Ничего.
Действительно, ничего делать не нужно, лучше найти какое-нибудь нейтральное занятие, посуду помыть, например. Возможно, в творческом процессе просто наступил «период кристаллизации», когда наше подсознание «переваривает» имеющуюся информацию. Не надо ему мешать, тогда через какое-то время оно подкинет нам нужное решение.
Думаю, вы уже поняли, что наиболее серьезные психологические проблемы связаны с кризисом первого вида, и именно он нуждается в особых методах преодоления.
Так как главная причина этого кризиса – усталость, то и основным средством выхода из него будет отдых. Желательно, чтобы отдых был активный, приносящий позитивные эмоции и не требующий интеллектуальной деятельности. Зимой можно покататься на лыжах, сходить с друзьями на каток или в спортзал.
А летом хорошо помогают прогулки в лесу, в парке, на берегу озера или реки. Только лучше гулять в веселой компании, одинокие прогулки не способствуют отключению мышления и могут только ухудшить состояние. Особенно полезна смена обстановки, экскурсия в другой город или путешествие.
Не стоит беспокоиться о потраченном времени – в состоянии творческого кризиса вы все равно ничего толкового не сделаете. Зато отдохнув, почувствуете прилив сил и желание начать осуществлять свои планы и проекты.
Если главной причиной является отсутствие социальной мотивации, то можно посоветовать следующее:
То есть перестаньте «писать в стол», создавать проекты в мечтах и рисовать «для себя», забудьте о робости и и сделайте свое творчество открытым и публичным. Чем больше людей будут знать о нем, тем больше у вас будет поклонников и последователей.
А возможно, то, чем вы занимаетесь, не оценивается окружающими и не приносит удовлетворения вам, потому что это вообще не ваше дело. Оставьте его, займитесь чем-нибудь другим – в мире столько всего интересного. Ведь творчество – это всегда поиск, в том числе поиск себя и своего призвания.
Кризис, ступор, голяк – называть это состояние можно по-разному, но означает оно всегда одно и то же – отсутствие новых идей или невозможность их реализовать. иногда покидает всех творческих людей, которые от этого невероятно мучаются. Если вы не можете творить, часто это означает, что вы не можете работать, а это влечет за собой поток грустных мыслей и дискомфортных состояний. Сегодня мы поговорим о том, как выйти из творческого ступора – способов очень много, пробуйте и выбирайте те, что вам по душе. И не забывайте делиться в комментариях своими способами преодоления кризиса .
А еще для выхода из творческого кризиса полезно перестать думать о кризисе и способах выхода из него. :-) Не можете творить – займитесь другими делами. Общайтесь, занимайтесь домом и собой, помогайте друзьям, делайте все, что хочется – хоть на диване целыми днями лежите, только без мыслей о работе и кризисе новых идей! Иногда творческий ступор – намек на то, что вам нужно хорошенько отдохнуть.
Примите то, что у вас настал творческий кризис. Если у вас появился творческий кризис, никакие идеи не приходят на ум, когда вы пишите, вы просто застряли на том, что же писать дальше. Поймите, что любой тупик можно легко преодолеть, и существует множество способов справиться с ним. Не останавливайтесь на мысли, что вы никогда не будете писать снова.
Пишите о чем угодно. Пишите о чем угодно в мире, пишите даже об ананасах. Это позволит вашему мозгу думать больше и думать творчески. Это лучшая практика для многих людей. После того как вы обдумаете абзац или предложение, возвращайтесь назад к вашей теме.
Запишите некоторые ваши идеи на бумаге, не беспокоясь о том, как они звучат. Написанное может быть не блестящим; у писателей часто возникает творческий кризис потому, что они очень беспокоятся о качестве их написания. Помните, что никому не нужно показывать мир написанный вами. Вы можете показать его тогда, когда будете готовы.
Попробуйте изменить темп. Например, если у вас длинная футуристическая последовательность, попробуйте перейти к мотивированному разговору. Будьте уверены, что этот переход имеет смысл. Не пишите на одной скорости и в одном тоне все время. Что-то другое, в конечном счете, может реально вдохновить вас на достижение новых вершин. Если у вас есть склонность писать драматические сюжеты, переключитесь на что-то беззаботное, и наоборот.
Знайте, когда нужно отказаться от идеи. Посмотрите на то, что вы написали, и спросите себя, "не кажется ли вам, что вы идете в никуда? " Если вы почувствовали это, то это самое время изменить свое направление.
Решите, действительно ли вы чувствуете реальную обстановку. Вы можете попасть в творческий кризис, если ситуация не является реалистичной для вас. Не бойтесь переписывать часть истории, чтобы сделать ее более натуральной.
Пробуйте начать с другой части вашей истории. Если у вас возникли проблемы в самом начале, попробуйте начать с середины или конца. После того, как закончили одну часть истории, вернитесь к начальному месту.
Напишите что-то совершенно другое. Вас, возможно, даже удивит то, как вам это понравится. Монолог, песня, стихотворение, или же вы можете потратить немного времени на написание сцены с совершенно другой историей, это заставит вас почувствовать, как по венам бежит кровь писателя.
Используйте подсказки. Для всех писателей, у которых наступил творческий кризис, пользование подсказками является наиболее эффективным из средств, по выходу из него. Используйте любое случайное слово или предложение для того, чтобы начать свою историю. Например, если вы попросите друга, чтобы он дал вам подсказку, и он сказал слова "Навсегда" и "Страсть", вы скорее всего подумали о романтике. А если бы они сказали фразу "Укуси меня", то вы, скорее бы всего, подумали о вампирах или оборотнях.
Используйте мир вокруг вас. Используйте людей вокруг вас и личностей. Используйте характер, атмосферу и сцены, которые окружают вас, чтобы создать свой рассказ / сюжет. Лучший из возможных способов сделать это состоит в использовании дневника. Описывайте в нем вашу повседневную жизнь, ваши случайные мысли, чувства.
Если вы, возможно, не можете писать о чем-то, просто назовите кучу объектов, идей. Даже если вы думаете что это не сработает. Это обычный способ избавиться от творческого кризиса. Намного легче сказать то, что вы думаете, вслух. Вы обязательно натолкнетесь на что-то. Удачи!
Возьмите бумагу, ручку или карандаш. Или используйте свой компьютер, если для вас это удобнее. Первое, что нужно для создания вашего персонажа – это чистый лист бумаги.
Запишите имя, первое имя, которое приходит на ум, в верхней части страницы. Это может быть имя человека, которого вы знаете, человек, о котором вы читали, либо вообще взятый из вашей головы.
Задайте вопрос о человеке. Под его именем начните составлять список, спросите себя следующие вопросы: Кто это? Как он/она выглядит? Есть ли братья или сестры? Если да, то кто они?
Позвольте персонажу развиваться. Увидьте его характер у себя в голове, станьте персонажем.
Попробуйте представить себе жизнь персонажа. На что она похожа, когда герой просыпается по утрам? Работает ли он или учится в школе? Как он чувствует себя в своей семье? Что он предпочитает на обед? Все эти детали складываются в жизнь.
Посмотрите, что вы написали. Когда вы закончите со списком. Прочитайте его, и, надеемся, вы сможете поместить этого персонажа в сценарий, который может зажечь идею для истории. Всего лишь одна деталь может вызвать ваш интерес к целой истории.
Играйте в игру "а затем". Удивительно, но эта игра является отличным способом выйти из творческого кризиса. Вы начинаете с любой случайной фразы, например, "Однажды жила девушка по имени Судьба" вы продолжаете историю с фразы "а затем" после каждого предложения. А затем она встретила парня по имени Даниэль. А затем она узнала, что он был вампиром и т.д. Это может быть не такая история, которую вы пишите, но чем глубже вы погрузитесь в эту игру, тем скорее найдете выход из ситуации.
Напишите предысторию о вашем главном персонаже. Создайте тонны информации о вашем главном герое. Почему ее волосы такие короткие, тогда как все остальные девушки имеют длинные косы? Ее волосы тоже были такими, но злой человек хотел перерезать ей шею в погоне, и она успела поднырнуть, в результате он обрезал ей клок волос.
Читайте романы. Это может помочь с вдохновением. Перечитайте книгу, которая вам нравится, по вашему желанию. Вы даже можете записать то, что вас наиболее вдохновляет. Попробуйте выбрать что-то в том жанре, в котором пишите, научная фантастика, роман, триллер. Для того чтобы получить новые идеи.
Читайте ваши предыдущие работы. Если вы перечитываете ваши предыдущие истории или рассказы, что-то сработает у вас в мозгу. Вдохновение – таинственная вещь, оно может вернуться в любое время.
Читайте о человеке, которым вы восхищаетесь. Читайте о тех, кто вам нравится, чтобы создать базу для вашего персонажа. Включая свои личные черты характера, хобби. Так, что если вы основываете на этом рассказ, вам будет легче, так как уже все практически готово.
Читайте стихи. Поэзия также может вдохновить вас написать произведение или написать свои собственные стихи. Вы можете быть удивлены, но образ в стихотворении "Silken, sad, uncertain, rustling of each purple curtain", "The Raven," "You, my father, there on the sad height" из стихотворения Дилана Томаса "Rage, Rage Against the Dying of the Light", который доносит идею или образ до ума так, что скоро вы будете вдохновлены новыми идеями.
Читайте научную литературу. Послушайте, возьмите в руки книгу об исторических событиях, например, «Автобусные бойкоты» Мантгомери или «Блокада Ленинграда», это поможет вам найти новое видение и идеи, которые вам необходимы. Скоро, вы будете иметь новых персонажей, сюжеты и диалоги, которые будут протекать через вашу голову.
Перепишите уже существующие статьи. Найдите газету и перепишите статью о том, что на прошлой неделе было убийство, совершенное злым духом внука и… (это может помочь получить поток идей).
Сделайте перерыв. Иногда сон помогает (вы никогда не знаете, что вам приснится, плюс к этому, иногда, пока вы лежите на кровати, можно получить внезапное вдохновение. Вам следует записать это, даже если это будет глубокой ночью). Посмотрите фильм или пойдите прогуляйтесь. Смотря на что-то новое, вы дадите своему мозгу импульс. Приготовьте пищу, сделайте уборку или поиграйте с вашими домашними животными. Забудьте о вашей истории на время.
Не мучайте себя, если не можете думать ни о чем другом. Если вы не можете написать и слова, нужно прилечь отдохнуть, расслабиться, либо заняться другим делом; не наказывайте себя. Даже лучшие мировые писатели могут позволить себе писать час или несколько часов в день. Гюстав Флобер, автор классики, Мадам Бовари , говорил, что писал по одному предложению в день.
Не редактируйте во время написания. Вы можете зацикливаться на каждом предложении или каждой строчке позже. Если вы не говорите себе, что каждый абзац не должен быть абсолютно совершенным, вы никогда не доберетесь до следующего.
Не паникуйте, каждый автор, хотя бы раз в своей жизни сталкивался с творческим кризисом, это совершенно нормально. Вы можете даже сказать, что переживаете творческий кризис, и преодолев его, вы станете еще более талантливым и творческим писателем.
Не сравнивайте себя с любимыми писателями. Хорошо, может быть, вы не чувствуете скорость Стивена Кинга, Луи Сачаро, Эмили Бронте или Достоевского. Но это не значит, что вы должны чувствовать себя неадекватным или худшим писателем на планете. Используйте этих писателей для вдохновения, в качестве стандарта, которого вы хотели бы достичь. После того как вы снимите напряжение, вы сможете писать на много свободнее.
Возьмите чистый лист бумаги. Это работает лучше всего, если вы находитесь в тихом месте, где вы не чувствуете никакого суждения.
В течение примерно пяти минут старайтесь думать о сумасшедших предложениях. Например, "Летающая черепаха съела говорящий ананас, хотя она знала, что это лучший друг единорога». Вы можете создать несколько сумасшедших предложений и выбрать лучшее, если вы действительно в яме. Не судите себя и не сдерживайте. Просто пишите то, что приходит на ум.
Возьмите сумасшедшие фразы и выпишете их. Повторите это, пока у вас есть список из трех или большего количества идей.
Повторите процесс, пока у вас есть абзац полный безумных предложений. Делайте это безумнее, как только возможно. Если вы, как правило, разумный и серьезный человек вы должны сделать перерыв и пытаться записать самый скучный рассказ. Как только вы нашли, по крайней мере, 5-6 «хороших» сумасшедшие предложений вы должны иметь что-то, чтобы работать с ними. Прочитайте их. Они заставят вас смеяться, чувствовать себя более свободно и чувствовать себя менее сдержанно о том, что вы написали самые превосходные предложения в мире.
Выберете одно предложение, которое выделяется, и берите вдохновение из него. Используйте это одно предложение как открытие короткой истории. Не позволяйте удерживать вас. Может быть, просто выберете одну или две фразы или снова это предложение и используйте для вдохновения. Продолжайте писать, пока чувствуете расслабленность, и пока у вас есть с чем работать.
Если ни одна фраза не вдохновит вас, используйте само сумасшествие для вдохновения. Хорошо, допустим все ваши предложения были безумными или нелепыми для работы с ними. Тогда ладно. Пусть сам процесс вдохновит вас и покажет, что это легко выпустить и генерировать сумасшедшие предложения, пока это не достигнет совершенства. После этого упражнения вы можете просто начать пытаться вернуться в то же написание, которое вы делали раньше, а заодно чувствуя себя увереннее в вашей способности к творчеству!
Творческий кризис порой может стать настоящим бичом для копирайтеров, блоггеров и, вообще, всех творческих людей вне зависимости от национальности, возраста, половой принадлежности и политических взглядов. Откуда он берется? Как его преодолеть? И как сделать, чтобы он возникал как можно реже? Сегодняшняя статья ответит на все эти вопросы.
Творческий кризис – это временное состояние, при котором творческий процесс впадает ступор, идеи бегут из головы, как крысы с тонущего корабля, а начинает официально числиться без вести пропавшим.
Это может быть связано с усталостью, стрессом, плохим самочувствием или с банальной . В предыдущей статье, мы рассматривали такое негативное понятие как избыточная мотивация. Она может также спровоцировать творческий кризис.
Какие бы причины не приводили к исчадиям умственных тупиков, всегда есть несколько способов расставить все по местам, их мы далее и рассмотрим.
1. Хороший отдых
Один из самых безобидных способов преодолеть творческий кризис – это хорошенько отдохнуть, наполнить свою жизнь развлечениями и заниматься тем, что доставляет Вам удовольствие. Если проснется совесть, то пусть отдыхает вместе с Вами. Железная «отмазка»: отдых нужен любому человеку, каким бы трудоголиком он ни был.
2. Физические нагрузки
Физические нагрузки – это еще один способ преодолеть творческий кризис. В отличие от отдыха в этом случае удовольствие и развлечение не предполагаются, вместо них – суровые испытания физических упражнений, турников, гантелей и прочего инвентаря.
Физические нагрузки полезны не только тем, что избавят Вас от творческого кризиса, но и тем, что дополнительная физическая активность будет держать Вас постоянно в форме и послужит профилактикой неприятностей, которые досаждают людям при постоянном сидячем образе жизни.
3. Переключение задач
Если творческий кризис не позволяет Вам продвинуться в каком-то начинании, отложите дело на время и займитесь чем-нибудь другим. Например, если Вы фрилансер и работаете дома, сделайте уборку, приготовьте ужин, повесьте картину или перестирайте все грязное белье. Если же Вы работаете в офисе, переключитесь на другие задачи, сделайте пару-тройку организационных дел, освойте что-нибудь новое и т.д.
Таким образом, Вы убьете сразу двух зайцев:
4. Мозговой штурм
Если творческий кризис приводит к тому, что мысли упорно не хотят приходить к Вам в голову или тянутся еле-еле одна за другой, теряясь по пути к Вашему сознанию, можно их ускорить. Делается это с помощью, так называемого, мозгового штурма.
Суть метода состоит в том, что вы переключаетесь в режим генерации идей (и только генерации). На данном этапе Вы не задумываетесь, хорошая идея или плохая. Вы можете генерировать полный бред, главное – все мысли фиксируйте.
Затем просмотрите, что у Вас вышло. Полученный результат выведет Вас на новые мысли и идеи, и работа начнет кипеть. В любом случае, разбирая плоды генерации Вашего разума, Вы немного отвлечетесь, а если повезет, то и развлечетесь, так что напрасным это уж точно не будет.
5. Советы
Если творческий кризис мучает Вас и не дает покоя, то можно всегда спросить совета у друзей и знакомых. Все люди – социальные существа, у каждого есть связи, не важно, в реальной жизни или в Сети.
Кроме того, всегда можно задействовать такие инструменты как ICQ, Twitter , социальные сети и прочие среды для получения целой кучи советов и пищи для ума от людей, которых Вы можете даже не знать.
6. Проблемы
Радикальный вариант борьбы с творческим кризисом. Искусственное создание проблем для ощущения контраста. Не исключено, что прибегая к этому методу, Вы получите небо в алмазах, головную боль, испорченные отношения с людьми, лишние финансовые траты и тотальную деморализацию, зато от творческого кризиса не останется и следа. Можете быть уверены, Вам будет что сказать, что описать и Вас будут пронзать потоки неистовых чувств, которые Вы сможете выплеснуть наружу в своем творчестве.
Это первая фаза. Вторая фаза наступает, когда Вы разбираетесь со своими проблемами и испытываете облегчение. После такого любой творческий кризис не будет стоить и выеденного яйца, а, значит, как проблема, перестанет для Вас существовать.
Главный вопрос: где найти проблемы? Этого добра в славянских странах с головой хватает. Смойте презерватив в унитаз с верхних этажей, крикните «Спартак чемпион!» в раздевалке киевского «Динамо», высуньтесь в форточку со шваброй во время проведения под окнами мероприятий с участием высших должностных лиц – и проблемы будут обеспечены.
7. Доработка и переделывание
Если творческий кризис упорно не пускает к Вам новые идеи и мысли, можно задействовать альтернативные варианты подхода к работе. Один из таких вариантов – доработка или переделывание уже существующих идей.
Всегда создавать что-то новое чисто физически невозможно. Чем бы Вы ни занимались, всегда найдутся люди, которые либо уже что-то сделали в этой сфере, либо делают в данный момент. А раз так, что нет никаких причин, мешающих Вам взять чужую идею и реализовать ее по-своему, сделать ее лучше и доработать.
В таком случае, Вы:
Конечно, концептуальная новизна не сравнится ни с какой доработкой, но, во многих случаях, это бывает актуально и оправдано. Взять хотя бы идеи