Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сообщение на тему татьяна милый идеал. Сочинение на тему: Татьяна — милый идеал Пушкина

Сообщение на тему татьяна милый идеал. Сочинение на тему: Татьяна — милый идеал Пушкина

Является роман в стихах «Евгений Онегин». На его создание писатель потратил более семи лет. В результате «Евгений Онегин» стал одним из наиболее значительных произведений русской словесности. Главных героев автор изобразил яркими, запоминающимися и необычайно живыми. Это и молодой повеса Онегин , и романтичный мечтатель Ленский , и легкомысленная Ольга , и погруженная в свой мир Татьяна . Повышенный интерес у критиков вызывали женские образы в этом романе. Как известно, каждый писатель стремился изобразить тот идеал, в котором видел лучшие народные черты. Таким идеалом у Пушкина стала Татьяна.

Она стала эталоном и образцом подражания для множества других женских персонажей в произведениях русских классиков. Главные черты Татьяны - пылкость, искренность, прямодушие, мечтательность. Она всегда задумчива, печальна, полна необъяснимой глубины. В романе она проявила себя, как преданная дочь, сестра, друг и жена. Такое имя для своей героини Пушкин выбрал неслучайно. В первой половине 19-го века оно не было особо популярным и считалось простонародным, даже немного старомодным. Как он сам отмечает: «Впервые именем таким/ страницы нежные романа/ мы своевольно освятим». Он хотел, чтобы она отличалась от жеманных столичных красавиц, поэтому имя Татьяна оказалось самым подходящим для его героини.

Внешность Татьяны довольно заурядна и даже не так красива, как многие могли себе представить. По сравнению со своей младшей сестрой, розовощекой, белокурой красавицей Ольгой, Татьяна не привлекает ни красотой, ни румяной свежестью, но Онегин замечает в ней что-то неординарное, как раз то, что ему нравится в людях. Эта застенчивая барышня-подросток даже дома чувствовала себя лишней и чужой. Она всех сторонилась, проводила много времени за чтением иностранных романов и изучением народных приданий. Описывая Татьяну, нужно отметить, что она безумно любила русскую зиму, катания на санях и святочные гадания. Неслучайно ее именины проходят в этот период года. Она любит ворожить, верит в приметы, гаданья и сбыточные сны.

Сон, увиденный ею в период святок, сбывается со всей реалистичностью. Она видит, как Онегин в гневе убивает Ленского и с ужасом просыпается, не найдя объяснения картинам, возникшим в ее воображении. В результате так и получается. Ленский, ревнуя Ольгу к Онегину, вызывает его на дуэль и умирает от руки друга. Тот факт, что Татьяна предвидела это событие, свидетельствует о том, что она обладала чутким сознанием и обостренной интуицией. Не случайно она выбирает Онегина героем своих надежд и мечтаний. Она видит в нем недюжинный ум и способности, скрытые под маской отстраненности. Даже понимая, что он, скорее всего, не умеет любить, девушка продолжает им восхищаться.

Для Татьяны, как и для Ленского, любовь - это основа всего, великое счастье и единственный путь к благополучию. К Онегину это понимание приходит позже, когда он понимает, что Татьяна его единственный идеал. Встретив ее через несколько лет, уже в качестве жены какого-то новомодного князя, он думает, что наверняка она изменилась, стала фальшивой и жеманной, как все дамы света. Но как же его удивляет ее прежняя простота, которая осталась неизменной. Одна строка в романе удивительным образом описывает Татьяну - «без подражательных затей». Героиня действительно настолько прямодушна и прекрасна на фоне светской фальши, что Онегин вдруг отчетливо понимает, что упустил самое важное в своей жизни. Это любовь его идеальной женщины.

Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» является самым сложным творением автора. И самым любимым. Автора выдает особое отношение к своим героям: и Татьяна Ларина, и Евгений Онегин очень ему милы. Для А.С.Пушкина Татьяна является неким идеалом русской женщины. Вот этот вопрос и будет нам сегодня интересен.

«Впервые именем таким / Страницы нежные романа / Мы своевольно освятим», - говорит поэт, обращая внимание читателя на то, что эта героиня романа ему очень важна. Как нежно, с любовью вводит А.Пушкин образ Татьяны Лариной в повествование. Он раскрывает основные черты ее характера, так что перед нами предстает «милая Танечка»: простая русская девушка, начитанная, скромная, религиозная, серьезная. Онегин сразу заметил эту девичью простоту. А Татьяна открыла свое сердце: «Пора пришла, она влюбилась». Любовь овладела всем существом Татьяны: «…и дни и ночи, \ …Все полно им». Героиня представляла себе образ возлюбленного: честного, сильного, достойного, - а любовь казалась ей неведомой силой, сжигающей все препятствия на своем пути. Девушка мечтала, гуляя по дорожкам сада, воображала себе героя из французских романов «и Ричардсона, и Руссо», которых прочитала она много. Письмо, которое Татьяна напишет Онегину, тоже навеяно ей «романной любовью».

Особое место в романе А.Пушкин уделил посланию Татьяны к любимому. Оно находится между XXXI и XXXII строфами главы третьей и имеет название «Письмо Татьяны к Онегину». Признание в любви далось нелегко. Татьяна говорит о том, что Евгений - ее избранник: «Нет, никому на свете / Не отдала бы сердца я!» Пламенное чувство живет в ее сердце, и она искренне верит, что Онегин достоин ее чистоты и нежности. Эмоциональность послания автор подчеркивает восклицательными, вопросительными знаками и многоточием.

Что ж делает Татьяна, получив отказ от Онегина? Она смиренно принимает свою долю и продолжает любить, тоскуя и страдая. А.С.Пушкин «страдает» вместе с героиней: «…я так люблю / Татьяну милую мою!» Так и читатель сочувствует Татьяне и разделяет ее печаль. После отъезда Евгения, связанной еще и с гибелью Владимира Ленского, Татьяна попадает в барский дом Онегина, где читает книги из его библиотеки. Ей открывается другой Онегин - безнравственный и сухой. Но любовь Татьяны не меркнет, сердце ее все так же принадлежит ему…

И вот читатель видит Татьяну - светскую модную даму, строгую, всеми уважаемую супругу старого генерала. Видит ее такой и Онегин. Но внешняя сухость и холодность скрывает все те же нежные чувства любви: «Я вас люблю (к чему лукавить?)». Читатель в ожидании развязки - а Татьяна дает Евгению отказ: «Но я другому отдана; / Я буду век ему верна».

Идеал русской девушки, женщины воспет А.Пушкиным в образе Татьяны Лариной. И, наверное, читатель понимает, почему автор выбрал такие черты, такие чувства, такой характер для создания своего идеала.

«Жизнь Татьяны -- страдание, ибо весь ее облик, ее чувства и мысли находятся в противоречии с окружающим ее миром. Пушкин умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества», -- отмечал Белинский в критической статье. Я думаю, что с этими словами критика согласятся все, ведь никто, кроме Пушкина, не умел так красочно описать жизнь русского общества на столь интересной стадии развития. Роман А. С. Пушкина оказал огромное влияние на современную ему и последующую литературу. «Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор».

С кого же нарисован "Татьяны милый идеал?" До сих пор идут споры об этом. Одни литературоведы утверждают, что это Мария Раевская, вышедшая замуж за Волконского и разделившая его судьбу в Сибири. Другие утверждают, что это жена декабриста Фонвизина. Ясно лишь одно: образ Татьяны Лариной это художественное явление русской литературы. Пушкинская характеристика Татьяны говорит о том, что даже в великолепной светской жизни она сумела сохранить свою личность, достоинство, естественность, благородную простоту, которая пленяет в ней даже чопорную, высокомерную знать.

Беспечной прелестью мила,

Она сидела у стола

С блестящей Ниной Воронскою,

Сей Клеопатрою Невы.

"Беспечная прелесть" Татьяны -- это маска, которую она носит с поразительной естественностью, ибо этого требуют суровые законы света. Здесь неуместны открытость чувств, внешние проявления страстей и переживаний. Это прекрасно понимает Татьяна своим умным и чутким сердцем. Принимая правила игры, она становится образцом "безупречного вкуса", облагораживая своим присутствием даже пустой светский разговор.

Перед хозяйкой легкий вздор

Сверкал без глупого жеманства,

И прерывал его меж тем

Разумный толк без пошлых тем...

Вначале может показаться, что Татьяна удовлетворена своей роскошной жизнью, своим светским успехом. Но откровенный разговор с Онегиным убеждает нас в том, что это не так. В великолепной княгине живет прежняя Татьяна, тоскующая о милом деревенском доме, о зеленых дубравах, привольных полях. Она называет светскую жизнь "ветошью маскарада", которую с радостью бы отдала "за полку книг, за дикий сад". Но Татьяна прекрасно понимает, что ее желание несбыточно, ибо она сама связала себя обещанием, данным нелюбимому мужу. И расплачиваться за эту ошибку она должна сама, неукоснительно выполняя роль верной жены и хозяйки дома, подавляя в себе чувства к любимому человеку

В последнем разговоре с Евгением Татьяна не унижается до лжи, она по-прежнему честна с ним, но принять его любовь не может, так как не способна и предать своего мужа, который "в сраженьях изувечен" и который окружил ее вниманием и заботой. Ответ Татьяны произвел переворот в душе Онегина.

Она ушла. Стоит Евгений,

Как будто громом поражен.

Именно в таком состоянии оставляет Пушкин своего героя "надолго... навсегда". Гениальна развязка сюжета. Откровенность и "открытость" слов Татьяны поражают героя. Она не кокетничает и не лукавит. Она в немногих словах раскрывает ему свою душу. Татьяна живет не только сердцем, но и душою, и не может предать человека, который верит ей и любит ее. Долг, честь, добродетель для нее выше личного счастья, которое сейчас можно построить только на несчастье близкого человека. Верность долгу, верность мужу вопреки живому чувству любви делают образ Татьяны необыкновенно притягательным. Невозможно не восхищаться благородством Татьяны, ее мужеством и силой духа.

Почему же после этого разговора Евгений стоит "как будто громом поражен"? Наверное, потому, что только теперь он открыл настоящую Татьяну, впервые увидел ее нравственную силу, ее духовную красоту и тут же потерял, навсегда.

Несмотря на духовную эволюцию Татьяны, она сохранила свою индивидуальность, свои лучшие качества, но вместе с тем навсегда утратила черты наивной девочки, познающей мир по книгам. Теперь она приобрела реальный, критический взгляд на жизнь, который открыл ей пустоту и бесцельность светского Петербурга, научил ее владеть своими чувствами, дал ей силу любить и скрывать свою любовь и быть верной супружескому долгу. Об этом замечательно сказал великий русский писатель Ф. М. Достоевский, рассуждая над мотивами поступка Татьяны: "А разве может человек основать свое счастье на несчастии другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а в гармонии духа". Именно эта "гармония духа" и составляет сущность характера Татьяны и делает пушкинскую героиню "милым идеалом", одним из самых привлекательных и ярких женских образов русской и мировой литературы.

Очень важна эта строка -- «без подражательных затей». Татьяне незачем кому-то подражать, она сама по себе личность, и в этом сила ее обаяния, вот почему «и нос и плечи подымал вошедший с нею генерал». Он по праву гордился своей женой.

Татьяна равнодушна к светской жизни. Она видит фальшь, царящую в высшем петербургском обществе. Татьяна красива и внешне, и внутренне, у нее проницательный ум, потому что, став светской дамой, она быстро дала оценку аристократическому обществу, в которое попала. Ее возвышенная душа требует выхода. Пушкин пишет: “Ей душно здесь... она мечтой стремится к жизни полевой”.

Она имела возможность испить горькую чашу барышни, вывезенной на “ярмарку невест”, пережив крушение своих идеалов. Она имела возможность в московских и петербургских салонах, на балах внимательно понаблюдать за людьми типа Онегина, глубже понять их незаурядность и эгоизм.

Татьяна -- та решительная русская женщина, которая могла бы пойти за декабристами в Сибирь. Все дело в том, что Онегин не декабрист. В образе Татьяны Лариной Пушкин показал проявление независимого женского характера, только в области личных, семейных, светских отношений. Впоследствии много русских писателей -- Тургенев, Чернышевский, Некрасов в своих произведениях ставили вопрос о правах русской женщины, о необходимости ее выхода на широкую арену общественно-политической деятельности. У каждого писателя есть книги, где он показывает свой идеал женщины. Для Льва Толстого -- это Наташа Ростова, для Лермонтова -- Вера из “Героя нашего времени”, у Пушкина -- это Татьяна Ларина. В нашей современной действительности облик "милой женственности" приобрел несколько другую канву, женщина более деловая, энергичная, ей приходится решать много проблем, но суть души русской женщины остается прежней: гордость, честь, нежность все то, что так ценил Пушкин в Татьяне.

В нашей современной действительности облик “милой женственности” приобрел несколько другую канву, идеалом видится женщина более деловая, энергичная, ведь ей приходится решать так много проблем, но суть души русской женщины остается прежней: гордость, честь, нежность -- все то, что так ценил Пушкин в Татьяне.

Как Онегину немила его «постылая свобода», так и Татьяна тяготится мишурой «постылой жизни».

Судьба Татьяны трагична. Жизнь принесла ей много разочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась, но не изменила себе. Это очень цельный, сильный, волевой женский характер.

В последней строфе романа читаем строки: «А та, с которой образован Татьяны милый идеал... О много, много рок отъял». А. С. Пушкин восхищается своей героиней.

С кого же написан «Татьяны милый идеал?» До сих пор идут споры об этом. Одни литературоведы утверждают, что это Мария Раевская, вышедшая замуж за Волконского и разделившая его судьбу в Сибири. Другие утверждают, что это жена декабриста Фонвизина. Ясно лишь одно: образ Татьяны Лариной стоит в ряду наиболее ярких женских образов русской литературы. Роман А. С. Пушкина оказал огромное влияние на современную ему и последующую литературу. «Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор».

Роман заканчивается очень грустно, потому что очень хоче?ся, чтобы люди, по-настоящему близкие друг другу, были счастливы. Но в трагичной концовке больше правды и знания жизни, которая далеко не всегда быстро и точно удовле?воряе? наши желания.

"Евгений Онегин" -- философский роман, роман о смысле жизни. В нем Пушкин поднимает проблемы бытия, размышляет о том, что такое добро и зло. И если жизнь Онегина бессмысленна, он сеет зло. смерть, безразличие вокруг себя, то Татьяна -- личность цельная, гармоничная, а смысл своей жизни она видит в любви, в выполнении своего долга перед мужем. Героиня не способна порвать узы брака с человеком, за которого она вышла. Кем бы он ни был она никогда не причинит ему боль. Это в очередной раз доказывает ее духовное превосходство над окружающими, ее верность, преданность своему мужу. Примирившись с суровыми законами жизни, лишавшими человека счастья, Татьяна вынуждена бороться за свое достоинство, проявляя в этой борьбе бескомпромиссность и присущую ей моральную силу. Именно в этом заключается высокая нравственность Татьяны. Открытие такого характера русской женщины, как Татьяна, с ее готовностью защищать себя и свои нравственные убеждения было громадной художественной победой Пушкина.

Роман Пушкина заканчивается очень грустно, потому что очень хочется, чтобы люди, по-настоящему близкие друг другу, были счастливы. Но в трагичной концовке больше правды и знания жизни, которая далеко не всегда быстро и точно удовлетворяет наши желания. Наблюдение за судьбой и взаимоотношениями героев очищае? нас, обогащае? наши чувства и душу, поскольку в образе Евгения Онегина Пушкин отобразил хоть и?ипичного, но совсем не заурядного своего современника, а образ Татьяны Лариной на долгие десятиле?ия остане?ся идеалом русской женщины. Сам поэт считал образ Татьяны "идеальным" положительным образом русской женщины. Проходят эпохи, меняются мода, увлечения, общественные условия и законы, но всегда будут в чести те душевные качества, которые делают Татьяну Ларину и других "пушкинских девушек" милыми и привлекательными: благородство, чистота, верность.

Татьяна Ларина открыла собой галерею прекрасных образов русских женщин, нравственно безупречных, верных долгу, ищущих содержательной жизни.

Такова Ольга Ильинская в романе Гончарова "Обломов", тургеневские героини: Наталья из "Рудина", Елена из "Накануне", жены декабристов, воспетые Некрасовым.

Я считаю, что "Татьяны милый идеал" и в наше время не потерял своей свежести и чистоты. Образ пушкинской героини учит современных девушек верности избраннику, нравственной чистоте, жертвенности во имя любви. Не сомневаюсь, что немало молодых людей и сегодня восхищаются нежным образом Татьяны за ее светлый ум, чистоту души, красоту помыслов и поступков. Татьяна Ларина - заложница собственной гордости, собственного чувства долга. Она не может переступить через себя, и Пушкин, и читатели ее за это уважают. При этом, несмотря на сложную эволюцию этого образа, как и образа Онегина, она остается совершенством и идеалом женственности, которого ни один Онегин не достоин.

Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило в ее душе, ум ее спал.
В.Г. Белинский

В романе «Евгений Онегин» Пушкин демонстрирует не только дворянский уклад жизни, но и вторую менее освещаемую культуру простонародья. Пушкин освещает его быт, нравы, обычаи и фольклор, показывая семью Лариных, а точнее Татьяну.

Образ юной девушки, созданный Александром Сергеевичем, не менее важен, чем образ самого Онегина. Становление Татьяны, ее характера и души, происходило под воздействием мира окружающего ее: простонародной культуры, обычаев, быта, преданий и нравов. Из этого следует, что Пушкин хотел воплотить в ней самые яркие и одновременно самые лучшие черты русской женщины. Татьяна любит природу, но это не обычное поклонение и вознесение природы, в ее чувствах есть отголосок чего-то личного и индивидуального. Все относились к ней по-иному, но Таня - необычная.

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.

Татьяна любит зиму безотчетно. Пушкин отмечает, что его «милый идеал» не похож на «красавиц недоступных, холодных, чистых как зима». Для нее характерны такие черты, как сдержанность в проявлении чувств, строгость, но ясность и искренность души и взгляда на мир. Кроме того, она способна на «безумные страданья» любви, и, как обнаружится в VIII главе, она склонна к тайной, спрятанной, но не умершей любви. Все эти черты помогают Пушкину показать на почему героине так близка зима. В любви Татьяны к природе нет привычности: каждый раз она воспринимается ей по-новому и оценивается в зависимости от сердечного, душевного состояния. Однако у Татьяны есть вечный неизменный спутник - луна, которая сопровождает ее на всем протяжении романа. Луна озаряет весь путь Татьяны, всю ее жизнь сопутствует ей.

В мире существовали, существуют и будут существовать люди «дневные» и «лунные». «Лунных» делят на 2 категории:

Люди, у которых существует «естественная» близость с луной;
Люди, которые «намеренно» поклоняются, боготворят луну.

Татьяна относится к первой группе, так как помимо естественной любви к ночному светило, она также бледна, как луна. Это подчеркивается тем, что Пушкин часто показывает бледность лица своей героини.

Татьяна погружена в свет своей покровительницы целиком, полностью, привязана к «хладной красе» зимы. Это совместимость всех черт Татьяны создает впечатление гармонии, хоть и печальной, и позволяет автору назвать героиню своим «милым идеалом».

Татьяна росла, воспитывалась в усадьбе своих родителей - помещиков Лариных. Она рано пыталась узнать побольше об окружающем мире, но, видимо, родители и люди старше ее не могли ответить на многочисленные вопросы девочки. И тогда она обратилась к книгам, которым доверяла полностью. У нее просыпается небывалый интерес к романам, которые читает с жадностью, представляя себя героиней то одного, то другого произведения.

Ей рано нравились романы.
Они ей заменяли все:
Она влюблялась в обманы…

Жизнь, которой жила Татьяна, стала не удовлетворять ее требовательную душу. Читая французские романы, мечтала встретить человека, похожего на Ромео, Дон Жуана. И вот ее мечта сбылась, она встретила Онегина - светлого молодого человека, приехавшего из Петербурга, умного и благородного. Девушка влюбляется в него, но сначала видит в нем только героя романа.

Все полно им; все деве милой
Без умолку волшебной силой
Твердит о нем…

Татьяна решается на смелый шаг и пишет Онегину любовное послание. Резкий отказ Евгения - неожиданный для Татьяны поворот событий. Но именно этот шоковый отказ, помогает Татьяне понять, что объект ее желаний - не герой ее романа, и далеко не романтический персонаж. По-прежнему питая к Евгению нежные чувства, Ларина не может понять ни одно из его действий.

До глубины души своей
Она проникнута: не может
Никак понять его.

Татьяна находится на распутье: она не может разлюбить естественного Онегина, и в то же время убеждена, что была раньше влюблена в вымышленный образ.

После того, как Евгений отверг любовь Татьяны и на дуэли убил Ленского , девушка, посещая дом любимого, понимает, что человек, которого любила был совсем другим, чем она его себе представляла. Татьяна понимает, что любимый ею образ Онегина был ей самой и придуман. Именно тогда Таня соглашается ехать на «ярмарку невест», но после этого героиня спешит к природе, ищет понимания среди ее красот и естественности:

Простите, мирные долины,
И вы, знакомых гор вершины,
И вы, знакомые леса;
Прости, небесная краса,
Прости, веселая природа;
Меняю милый, тихий свет
На шум блистательных сует…

В Москве Татьяна выходит замуж. Став княгиней, вместе с титулом она получает уважение и преклонение перед ней «высшего света».

К сожалению, социальные изменения и отказ во взаимных чувствах от горячо любимого человека, не могли не сказаться на Татьяне. Она, как и раньше прелестна, как и раньше в ней жива любовь к Онегину, природе, книгам, родным местам, няне…

… Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей…

Вновь представшая перед нами Татьяна - княгиня, которой на балах восхищаются все. Она становится образом безупречного вкуса, «верным снимком du comme il faut». Она слишком много и умело играет на публику.

«Беспечная прелесть» - такую роль для себя определила Татьяна. Исполняла она ее безукоризненно, поразительно естественно.

Мы понимаем, что подлинная целостность уже потерянна, прямое и доверчивое проявление чувств исчезло.

Изменения Ззатронули не только душу девушки, но и ее внешность, не зря Онегин едва разглядел в Татьяне «забытые черты».

Но что мы видим? Едва увидев Онегина, Татьяна встрепенулась, хотя виду не подала:

Как сильно ни была она
Удивлена, поражена,
Но ей ничто не изменило…
Чувства есть, но они спрятаны глубоко в душе девушки.

Душа раскрывается только при личном разговоре с Онегины. Она сказала ему все, что накипело в ее сердце, но даже эти «все» было заключено в рамки светских приличий. Но она не скована приемами «утеснительного сана», почти свободна и преодолевает неловкость неожиданной встречи, которой смущен Евгений. Эта свобода в ограничивающих рамках совершенно поразила Онегина, привела его в оцепенение.

Мы видим, что чувственность и пылкое проявление чувств, характерное для прежней Татьяны, сменилось достаточно холодным самообладанием. Это самообладание не покидает ее и во время визита Онегина. Теперь она, хоть и не полностью, но зависит от мнения света, опасается его. Татьяна - «неприступная богиня» не показывает, что прежние чувства по-прежнему пылают в ее сердце. Но никто, кроме автора и нас, читателей, не видит и не понимает каких внутренних усилий ей это стоит. Одно только появление Онегина заставляет ее меняться. Ее беспечность, наигранная перед обществом, улетучивается, едва она видит Евгения:

Потом к супругу обратила
Усталый взгляд; скользнула вон…
И недвижим остался он.

Татьяна по-прежнему любит Евгения, она просто перестала ждать его, разочаровалась в нем.

Последний монолог Татьяны - последний шаг в изучении характеров романа в целом. Первые слова Татьяны очень важны для дальнейшего толкования разговора. Кажется, что раз мы слышим их в обыденной жизни, то они обыкновенные, но, нет, здесь несут определенную символику. Это «довольно» звучит, как призыв очнуться от забытья чувств. Татьяна не скажет: «Я хочу объясниться с вами», - как это сделал Евгений в саду:

Но вас хвалить я не хочу;
Я за нее вам отплачу.
Татьяна говорит сурово, жестоко:
Довольно: встаньте! Я должна
Вам объясниться откровенно.

Теперь Татьяна стала «равнодушною княгиней», так как свет, видимо, все-таки повлиял на ее характер, ожесточил его. Она говорит: «Я должна вам объясниться откровенно». «Должна», а не «хочу». А все потому, что Татьяна хоть и любит Евгения, но лишена возможности следовать своим чувствам. Теперь в ней есть то, что не подчиненно Онегину - семья, положение в обществе. В Татьяне любовь жива, но она «другому отдана»:

Я вас люблю (к чему лукавить?).
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна…

Как с вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого рабом?

Это вовсе не риторический вопрос. С недоумением произносит эти слова Татьяна. С недоумение, так как она уже поверила, решила, что Онегин не создан для блаженства. Еще в деревне девушка поняла: «Не может он мне счастье дать». И теперь она судит Онегина по представлениям, которые сложились еще тогда несколько лет назад. В этом ее заблуждении, эта запоздалость «отзыва», ставшая виной Онегина, заставляет Татьяну отвергнуть его.

Начиная объясняться, Татьяна с горечью говорит: «Сегодня очередь моя». Лавры холодного, бессердечного проповедника ее не прельщают. Но ведь она исполняет долг не только перед мужем, обществом, самой собой - перед Онегиным. Ее первое движение в монологе - желание заставить Онегина очнуться от «обидной страсти» вдохновлено любовью. Нет, Татьяна не забыла время, когда она была «влюбленной, бедной и простой», ей дороги «места, где в первый раз» увидела Онегина. Воспоминания живы, Татьяна живет ими, и, может быть, они позволяют ей выжить в «вихре света», а на языке самого поэта - «в мертвящем упоенье света».

Зачем в объяснении Татьяна так сурова с покорным ей Евгением? Зачем отвергает его любовь? Первая причина, наверное, заключается в том, что сердце Татьяны боль от холодного отказа Онегина еще не забыта. Вторая - свет, который Татьяна знает и не сомневается, что общество истолкует его страсть в тонах далеких от благородства. «Высший свет» судит низко, и в вопросах, обращенных к Онегину, звучит возможное мнение «суетной молвы».

Что же ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?..

Эти слова оскорбительны. И не будь они выражены в форме вопроса, Татьяна, по-моему, уже не смогла бы сказать: «я вас люблю» …

Третья причина: Татьяной руководит ошибочное мнение об Онегине. Она ценит его прежнюю холодность больше, чем нынешнее состояние. Складывается ощущение, что Татьяна не видит, что он полностью изменился. Она сама забыла, какой была та Таня, милая Таня. Татьяна теперь далека от себя прежней. Эта отчужденность, отвержение от себя прежней - еще одной препятствие любви. И, наконец, последнее и самое важное:

Я вышла замуж…
… я другому отдана
И буду век ему верна.

Еще в письме Онегину она мечтала стать «верной супругой и добродетельной матерью». Татьяна подчинила свою жизнь дому, обманувшись в счастье. Это подчинение дому делает Татьяну «смиренной» перед судьбой.

Онегин «погребен» под стеной, которую в своей исповеди возводила Татьяна между ними и в конце разрушила одной фразой:

«Я вас люблю (к чему лукавить?) …»

Добившись взаимной любви, Евгений остается одиноким «чудаком», чужим и обществу и самому себе. Он этими последними словами Татьяны поднят на вершину и сброшен в бездну. Его душевные потрясения даны как образы стихийных сил природы:

Она ушла. Стоит Евгений,
Как будто громом поражен,
В какую бурю ощущений
Теперь он сердцем погружен!

Теперь он поставлен на место Татьяны. Он отвержен. Татьяна Ларина - это первооткрыватель в галерее прекрасных образов русских женщин, созданных писательской мыслью. Она нравственно безупречна и стремится к высоконравственным жизненным целям. Наряду с ней стоят Ольга Ильинская из романа Гончарова «Обрыв»; героини романов И.С. Тургенева: Наталья из «Руднева», Елена из «Накануне».

Татьяну Ларину Пушкин называл своим «милым идеалом», а Белинский - «колоссальным исключением».

Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой», ее непохожесть на всех видна даже во внешности:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива…

Пушкин не дает подробного описания внешности Татьяны, и это не случайно: в Татьяне интересен внутренний облик, склад ее души. Обилием отрицательных частиц – «не привлекла б», «ни красотой сестры своей», «ни свежестью» - Пушкин акцентирует внимание не столько на том, какой была Татьяна, сколько на том, какой не была – не была такой, как все, какой ей предписывалось быть.

Исключительность Татьяны выявляется более ярко при сопоставлении с ее младшей сестрой Ольгой. Ольга «всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела». Несколько настораживает это «всегда»: в Ольге не чувствуется внутренней жизни, поэтому не случайно внешний портрет полностью исчерпывает её характеристику:

Глаза, как небо, голубые,

Всё в Ольге… но любой роман

Возьмите и найдёте верно

Её портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Не случайно Онегин, увидев сестёр в первый раз, в одно мгновение отличил Татьяну от Ольги:

Позволь, я выбрал бы другу,

Когда б я был, как ты, поэт.

В чертах у Ольги жизни нет.

Татьяну отличает напряженная внутренняя жизнь, умение глубоко и сильно чувствовать. «Задумчивость», «мечты», «воображение мятежное» - всё это указывает именно на жизнь души, полнокровную, бурную, многогранную. Татьяна черпает пищу для души во всём, что ее окружает: в природе, в рассказах няни, в русских песнях, обрядах, во французских романах. Это – ее мир, который для других странен, непонятен, и, пожалуй, лишь Онегин смог почувствовать глубину и самобытность этого мира.

Нигде так, как в любви, не раскрывается человек. Именно Татьяна, в отличие от Онегина, изначально наделена умением искренне и глубоко любить. В Татьяне никогда не было ни малейшей фальши, неискренности – «Татьяна любит не шутя». Её любовь – это пожар, пламень, не случайно Пушкин использует такие выражения, как «жаркий сон», «тайный жар», «ланиты мгновенным пламенем покрыты», «пышет бурно», «в ней страстный жар».

За что ж виновнее Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте?

За то ль, что любит без искусства,

Послушная влеченью чувства,

Что так доверчива она,

Что от небес одарена

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным?

Любовь Татьяны не подвластна расчету, даже хладнокровному размышлению. Ее письмо к Онегину – единственная возможность быть услышанной и понятой в этом пожаре любви. Испуг, смятение и вместе с этим страстное ожидание, томление от неизвестности и надежда, которая готова обернуться отчаянием, - насколько богата палитра чувств Татьяны перед встречей с Онегиным в саду! Как далеко это состояние от «науки страсти нежной», которую в совершенстве постиг Онегин.

Даже неразделенная любовь воспринимается Татьяной как неизбежная часть жизни. После объяснения с Онегиным в саду и его разумной, но холодной «проповеди» Татьяна не замыкается в себе, в своем страдании, напротив, страдание и любовь обостряют все чувства Татьяны, именно поэтому еще до ссоры Онегина и Ленского Татьяна, почувствовав их разность, предугадала неизбежную трагедию, что отразилось в ее фантастическом сне.

Почему именно Онегин стал ее избранником? «Пора пришла, она влюбилась», - читаем у Пушкина. Однако почему влюбилась именно в Онегина, а не в Ленского, например? Татьяна чувствует людей сердцем, она не умеет судить о людях «хладнокровно». Еще не зная Онегина, она почувствовала его исключительность, его «странность», а ведь и она сама для всех была странной. Более глубокое понимание Онегина приходит к Татьяне лишь после его отъезда, когда Татьяна читает книги с его пометками, разгадывая ход его мыслей. Увидев портрет лорда Байрона, «каменную куклу Наполеона» в кабинете Онегина, Татьяна предполагает: «Уж не пародия ли он?» Татьяна здесь недалека от истины, но истины уже прошлой. После дуэли с Ленским прежний мир Онегина, в котором он не без удовольствия играл роль разочарованного скептика, в котором и впрямь был недалек от пародии на «байронического героя», этот мир разрушается, меняются представления Онегина о жизни и о месте любви в человеческих отношениях. Татьяна понимает Онегина Петербурга и не знает изменившегося Онегина. Однако именно с этого момента «для бедной Тани все были жребии равны», и она дает согласие ехать в Москву на «ярмарку невест».

В финале романа Татьяна, изменившись, казалось бы, внешне, всё же сохраняет свою прежнюю исключительность – это подчеркивается ее сопоставлением со светской красавицей Ниной Воронской, которую Пушкин называет «Клеопатрою Невы». Простота, соединенная с чувством собственного достоинства, искренность, благородство натуры – всё это выделяет Татьяну из блестящей светской толпы.

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей,

Всё тихо, просто было в ней.

Не внешний блеск, а внутреннее содержание отличает Татьяну от всех. Пушкин подчеркивает в ней «величавость», которая всегда считалась признаком национальной русской красоты. Величавость – внутреннее состояние, состояние души. Светская мишура, суетность не касаются Татьяны. Она ни в чём не изменила себе. Ее отказ Онегину – закономерный и единственно возможный для нее поступок, ведь еще в письме к нему Татьяна признавалась, что хочет быть «верною супругой и добродетельной матерью». Татьяна сохранила верность себе, то «самостоянье», которое Пушкин считал «залогом величия человека».

Противопоставление Онегина и Татьяны – противоречивого, «мятежного» героя и гармоничной героини, воплощающей идею «русской души», - отражает авторское тяготение к гармонии и одухотворенности жизни.