Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Отношение евгения онегина к светскому обществу. Главный герой - онегин

Отношение евгения онегина к светскому обществу. Главный герой - онегин

Понимание человека Пушкиным сказалось не только при создании образа Онегина, но и почти всех остальных. Таков был у Пушкина главный принцип создания характеров. Как художник-реалист, он понимал, что эти естественные и как бы вечные человеческие свойства предстают неодинаковым образом у людей разных возрастов, эпох или национальностей. Ведь в разные эпохи человек формируется под воздействием несходных социально-исторических обстоятельств! Но значит ли это, что человек остается неизменным — даже при одних и тех же условиях бытия? Вот тут Пушкинвплотную подошел к художественному открытию, которое в полной мере развил впоследствии Л. Толстой и которое прославило не только его имя, но и всю русскую литературу. Чернышевский через четверть века после Пушкина назовет это «диалектикой души». В его понимании это означало самодвижение, развитие человеческой души вследствие борьбы и преодоления внутренних противоречий. Вот как это выглядело в романе Пушкина. Светская толпа вокруг Онегина не переменилась. Остался неизменным образ жизни. Одни и те же впечатления входят в его сознание. Одни и те же речи он принужден вести. Среда воздействует на него в одном и том же направлении. Означает ли это, что и он должен вечно оставаться молодым повесой? С точки зрения Пушкина, это невозможно. Почему? Потому что юность миновала. Онегин приблизился к поре зрелости. Жизненной необходимостью стала потребность в осмыслении окружающего мира и самого себя. Бездумное наслаждение уже не радует, потому что в нем ощущается принудительность. Он должен быть как все! А он не хочет и уже’ не может оставаться безликим или исполнять надоевшие ему роли. На протяжении двадцати двух строф Пушкин изобразил, как у Онегина начинается духовное опустошение. Бодро отправляется он на бульвар, но далее все положенное на день совершается с чувством возрастающей усталости. И уже под утро он возвращается домой полусонный и обессиленный. Вечный праздник жизни уносит не меньше сил, нежели деятельный труд. Вот так Онегин созрел для новой роли пассивного романтика. Но почему именно романтика, причем пассивного, а не другого типа? Тип романтика, драпировавшегося в плащ байроновского Чайльда Гарольда, уже сложился к началу 1820-х годов. Увлечение им было повсеместным на Западе и в России. Быть или казаться разочарованным романтиком — это для тех лет было так ново и модно, что сразу же выделяло из толпы заурядных повес. Были творчески одаренные романтики. Были романтики активные, стремившиеся преобразовать мир и искавшие действенных средств для осуществления своих стремлений. И многие из пассивных романтиков добивались яркого самовыявления: в мечтах, в стихах, в фантастических видениях они преображали мир. Так что по новой роли Онегину полагалось сотворить хоть что-нибудь. И первоначально Пушкин предполагал включить в роман его стихотворные наблюдения и соображения. Но впоследствии «альбом Онегина», якобы обнаруженный Татьяной в барском доме, он удалил из текста романа и оставил короткое замечание об этом эпизоде: * Отступник бурных наслаждений, * Онегин дома заперся, * Зевая, за перо взялся, * Хотел писать — но труд упорный * Ему был тошен; ничего * Не вышло из пера его, * И не попал он в цех задорный * Людей, о коих не сужу, * Затем, что к ним принадлежу. Только ли отвращение к упорному творческому труду помешало Онегину стать поэтом? Может быть, и таланта у него не было — сильного, яркого, самобытного таланта? Во всяком случае, вариант с альбомом оставлял бы читателя в сомнении. Удалив его, Пушкин тем самым отверг этот путь деятельности своего героя. Итак, поэтический талант не обнаружен, а потому естественно попробовать себя в науке. Может быть, окажется у Онегина сильный ум, логика и способность к широким плодотворным обобщениям: * И снова, преданный безделью, * В том совести, в том смысла нет, * Томясь душевной пустотой, * На всех различные вериги; * Уселся он — с похвальной цель» * И устарела старина, * Как женщин, он оставил книги * И полку с пыльной их семьей * Задернул траурной тафтой. Значит, и эта надежда похоронена. Начитанность — одно, а пытливость ума, исследовательский подход при восприятии мира, умение добираться до корня явлений, неутомимая жажда все знать — это совсем другое. Ум проявляется в обобщении, в умении отыскать сущность вещей и явлений, установить связь между предметами и событиями. Ум открывает новое, начитанность повторяет старое и комбинирует уже известное. Вероятно, Онегин все-таки понимал разницу между ними — потому-то он пытался себе присвоить ум чужой. Онегин достаточно (умен, чтобы понять необходимость быть во всеоружии европейской учености. Он решил пополнить знания- это верно, но еще не все: он фактически попытался исправить недостатки своего домашнего образования. И скоро понял, что «присвоенные» плоды чужого ума еще не позволяют самому создать новое. В какой мере глубоко и остро осознал это Онегин? Об этом мы можем догадываться. Пушкин показал лишь внешние проявления процесса внутренних переживаний, но они позволяют догадываться о том, что происходит в душе Онегина. Ведь иа протяжении всего нескольких строф изображено, как одна за одной надежды оставляют Онегина. Надежды иа то, чтобы стать значительным, незаурядным или даже выдающимся среди людей зрелых, а не легкомысленных светских повес. Вот в какой последовательности это происходит. В сорок второй строфе сказано: * Причудницы большого света! * Всех прежде вас оставил он.

Характер Онегина не выдуман Пушкиным. Он в этом образе обобщил черты, типичные для многих тогдашних молодых людей. Это люди, обеспеченные трудом крепостных крестьян, получившие самое беспорядочное воспитание. Но в отличие от громадного большинства представителей господствующего класса помещиков, спокойно и безмятежно относившихся и к своей бездельной жизни и к положению угнетенного народа, эти молодые люди, более умные, более чуткие, более совестливые и благородные, испытывали неудовлетворенность от окружающей их среды, от всего общественногостроя и в то же время недовольство собой. Не приученные ни воспитанием, ни своим социальным положением к труду, к работе, к активным действиям, они и не думали бороться против несправедливого общественного строя, против развращенных этим строем представителей дворянского класса. Они презрительно замыкались в себе, чувствовали себя разочарованными в жизни, озлобленными на все и на всех. Они резко выделялись среди светской толпы, казались в обществе какими-то странными людьми, но сами продолжали вести ту же бессодержательную, пустую светскую (в городе) или помещичью (в деревне) жизнь, хорошо понимая всю бессодержателн-ность ее и не испытывая от нее ничего, кроме скуки и душевных страданий. Пушкин прекрасно характеризует чувства скуки и безнадежности, свойственные этим людям, в следующих стихах XI строфы восьмой главы: * Несносно видеть пред собою * Одних обедов длинный ряд, * Глядеть на жизнь, как на обряд, * И вслед за чинною толпою * Идти, не разделяя с ней * Ни общих мнений, ни страстей. Пушкин изображает в лице Онегина, конечно, эгоиста, но это не самодовольный, влюбленный в себя эгоист, а, как правильно назвал Онегина великий критик Белинский,- «страдающий эгоист». Онегин, видимо, понимает, что одним из главных источников его тоски, «хандры» является отсутствие труда, какой бы то ни было деятельности общественного характера. Но он настолько умен, что не может пойти по проторенным путям, доступным в то время молодому дворянину, желающему найти себе «полезное» занятие. Он не станет служить ни офицером, ни чиновником, потому что понимает (или чувствует), что это значило бы активно поддерживать тот строй, несправедливости которого и являются конечной причиной его тоски и разочарования. Делать целью своей жизни те или иные мелкие улучшения в труде или быте своих крестьян он не смог бы, чувствуя, что это были бы отдельные заплатки, незначительные, частные меры, не решающие основной и главной проблемы уничтожения рабства крестьян, крепостного права… Единственным делом, которому мог бы достойно посвятить все свои силы, всю свою жизнь молодой просвещенный дворянин, подобный Онегину, была бы прямая борьба с основным злом тогдашней русской жизни — с крепостным правом и царским самодержавием. Но мы уже видели, что как раз к этому-то он и не был способен в силу своего воспитания и условий жизни, убивших в нем всякую общественную активность. «Тоскующая лень» — вот характерная черта Онегина, «труд упорный ему был тошен…». Были в этой среде передовых, просвещенных дворян и такие, которые сумели преодолеть свой классовый эгоизм, у которых безотрадные впечатления от тяжкого положения крестьян, от жестоких мучений солдат, от грубости и реакционности самодержавия взяли верх над вредными последствиями их воспитания и социального положения. Они и вступили решительно на путь революционной борьбы с царским правительством, борьбы за свержение самодержавия и уничтожение крепостного права. Таковы были декабристы, которые как раз в те годы, когда происходит действие пушкинского романа (1819-1825), тайно готовили революционное восстание; таков был и сам Пушкин, который своими революционными стихами воспитывал у читателей ненависть к угнетателям, страстную любовь к свободе и к родине, жажду революционного подвига. Такие люди, как Онегин, не принадлежали к этой категории дворянских революционеров. Но уже и то, что они чувствовали себя неуютно в тогдашней общественной обстановке, тосковали, хандрили, говорит о том, что они все же стояли значительно выше общего уровня дворянской молодежи. И если бы обстоятельства жизни Онегина помогли ему излечиться от эгоизма, от гордого невнимания к окружающим, то вполне естественным и закономерным было бы сближение его с людьми, разделяющими его основные взгляды, его резко отрицательное отношение к существующему строю,- с революционерами-декабристами.

1. Общий замысел романа.
2. Образ Евгения Онегина
3. Образ Татьяны Лариной
4. Сравнительная характеристика героев.
5. Авторское отношение к высшему обществу.

Роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина — первое стихотворное произведение, соответствующее реалистической направленности. В нем автор произведения, блистательный поэт и прозаик мировой известности представил широкую панораму общественной жизни высшего общества Москвы и Петербурга первой четверти XIX века. Критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман «энциклопедией русской жизни» — в нем блистательно и живо показана жизнь общества, приведены основные человеческие типы того времени, выведен характер отношений представителей высшего света и простолюдин.

Большая роль в романе принадлежит изображению русского провинциального дворянства, весьма характерного для пушкинской эпохи. Часто в произведениях этого времени автором сознательно или бессознательно на первое место выдвигался конфликт между двумя стихиями — европеизированным, блестяще образованным и воспитанным обществом Петербурга и простым, патриархальным, незатейливым, хранящим «привычки милой старины» уездным или провинциальным дворянством. В «Евгении Онегине» также стоит подобный конфликт, отраженный в отношениях главного героя и Татьяны Лариной. Первая глава романа повествует читателю о повседневной, обыденной жизни главного героя. Подробно описаны его день, привычки в еде и вкусы в одежде, литературные предпочтения. Автором дан анализ воспитанию, полученному Онегиным в детстве и типичному для представителей дворянства того времени: герой не получил должной пищи для сердца

... бранил Гэмера, Феокрита...
и ума
...мы все учились понемногу
чему-нибудь и как-нибудь...

но зато с блеском усвоил правила поведения в обществе:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!
Как томно был он молчалив,
Как пламенно красноречив,
В сердечных письмах как небрежен!
Одним дыша, одно любя,
Как он умел забыть себя!

Автор очень точно и детально описывает времяпрепровождение юного повесы, быт и интересы героя. Не удивительно, что при такой жизни молодого человека настиг «сплин» или «вечная русская хандра». Эта болезнь стала естественной реакцией мыслящего человека на пустоту и никчемность подобной жизни.

В начале произведения надо отметить положительное, сочувствующее отношение автора к своему герою, более того, читатель может встретить и открытое признание: «мне нравились его черты...» отмечаются черты характера, сближающие поэта с героем, например, привычка к частоте

«быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»,

любовь к театру и дамам.

Но при этом автор не устает разграничивать свой голос с голосом героя, повторяя о различиях между ним и Евгением. И главным таким различием становится отношение к природе. Онегина к ней, как и ко всему остальному, по началу привлекала новизна: «...и очень рад, что прежний путь переменил на что-нибудь». Но скоро она исчезает:

Два дня ему казались новы
Уединенные поля...
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле,
Потом уж наводили сон... —
уступив место привычной хандре.

У автора сохранилось чистое отношение к природе, как к положительному началу, дающему силу для вдохновения. Он говорит о себе как о «простом воспитаннике природы», рожденном «Для жизни мирной, для деревенской тишины». Подобное трепетное отношение к природе наблюдается у героини романа, Татьяны Лариной. Именно в ней она видит успокоение и путь к спокойной жизни. Перед ее переездом в Петербург звучат строки:

Она, как с давними друзьями,
С своими рощами, лугами
Еще беседовать спешит.

Потому, попав в высший свет, в «шум блистательных сует», героиня более всего тоскует о своей прежней, «полевой» жизни. Сам Пушкин считал, что все истинно русское, народное, должно находиться в гармонии с национальной природой, уметь находить в ней красоту и любить ее. Потому и Татьяна Ларина, несмотря на ее «неспособность» говорить на родном языке, изображена с «русской душой».

Героиня «верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны», была гораздо ближе к народной жизни, чем испорченный светом Евгений. Она общалась с народом, со своими крепостными. Ее няня тоже из крестьян. Стала Татьяне второй матерью и лучшей подругой, которая доверяла ей все свои сердечные тайны. И гадает героиня по старому русскому обычаю вместе со своими крепостными девками:

Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьев военных и поход.

Неторопливый и размеренный деревенский уклад, однако, дает ничуть не больше возможностей для реализации, чем высший свет. Этому в подтверждение дана Ольга, красивая девушка, воплощение образа того времени («глаза, как небо, голубые, улыбка, локоны льняные»), совершенно лишенная духовного содержания.

Она не стремилась к духовному росту, к новым знаниям, ей хватало для комфортной жизни «потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем» с соседями. Не долго плакала Ольга после гибели Ленского, смога быстро утешиться и выйти замуж за проезжего улана. Читатель может догадаться, что в будущем ее ждет такая же судьба, которой оказалась достойна ее мать. Татьяне же «романы заменили все, она влюблялася в обманы и Ричардсона, и Руссо». При этом героиня чужда окружающим ее людям:

Она в семье своей родной казалась девочкой чужой...
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела...
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей...

Татьяна также одинока в своем окружении, насколько одинок и не принят обществом Онегин. Но Татьяна ближе к простому народу, у нее есть отдушина, где героиня может быть счастлива. Не случайно именно с образом этой девушки связано большое количество фольклорных элементов в тексте. Ее сон, важный для основных событий романа, напоминает русскую сказку с чередой странных героев. С типичным для фольклора изображением нечистой силы: полужуравль и полукот, карла с хвостиком, живая мельница.

Заслуга Пушкина как автора романа заключается и в создании нового, не виданного доселе в русской литературе образа истинно русской героини. Таким образом, отношение общества и героя понимается на сравнении образов Евгения и Татьяны. Если девушка, сознательно огораживает себя от суеты высшего света, то Онегин, устав от общества, вытесняется самим обществом. При этом блеск высшего света Татьяной отрицается, она близка природе и народу, поэтому более полноценна, чем герой, далекий от родного народа.

Духовные искания Онегина

Роман в стихах А. С. Пушкина насыщен самыми разнообразными образами. Каждый герой Евгения Онегина имеет свой внутренний своеобразный мир, свой взгляд на окружающие вещи, свои пути к духовному успокоению души.

Главный герой романа – блистательный светский лев Евгений Онегин. Юноша имел возможность получить хорошее образование, но первоначально определив для себя ложные жизненные приоритеты, учил только то, что было ему нужно: оставался равнодушным к истории, поверхностно читал поэзию - только для того, чтоб блеснуть при возможности в высшем свете.

Евгения интересуют только произведения Адама Смита, он сравнивает себя с героями его произведения – просвещенными европейцами, ведущими праздный образ жизни. Он старается подстраивать свою жизнь под литературные произведения, надевая маску светского повесы.

К сожалению, это была только роль, которую Онегин мастерски умел играть, не давая отчета в этом даже самому себе. Попадая в светское общество и считая себя его частью, Евгений вступает в яростное противоречие с ним.

Восприятие окружающего мира Онегиным
Онегин привык воспринимать окружающий мир таким, как его описывают его любимые европейские писатели, но петербургская действительность оказывается далекой от литературного идеала.

О тонкой душевной структуре Онегина говорит и его дружба с Ленским. Онегин восхищается умением Ленским чувствовать окружающий мир и воплощать свои ощущения в стихах. Вызывая на дуэль своего друга, Онегин продолжает играть литературного героя, ведь именно так они поступили бы в его ситуации.

Однако он забывает, что находится в реальном мире, что смерть его или его друга будет настоящая. Понимание этого к Евгению придет значительно позже. Даже образ Татьяны он воспринимает как образ героини из книги, которая является абсолютно не подходящей для его героя.

Ведь Ольга более подходящая кандидатура для роли Дамы сердца в его романе. В этом и заключается трагическая судьба героя Онегина и его главные противоречия с миром, который существовал здесь и сейчас, а не летал в призрачном литературном сценарии.

Трагедия Онегина
В конце романа мы не узнаем Евгения. Только спустя несколько лет для него открылась вся глубина собственного самообмана. Онегин понимает, что ошибся еще в молодости, когда выбрал неправильные жизненные приоритеты, когда не разглядел настоящих, верных, искренне любящих его людей, которые встречались на его жизненном пути, и которых он отверг в силу своего иллюзорного призрачного восприятия мира.

Душа Евгения с самого начала стремилась к развитию и духовному поиску, но методы, выбранные для этого, привели его только к страданиям и внутреннему самоуничтожению.

Последний разговор с Татьяной показал Евгению всю необратимость его трагедии. Ведь уже нельзя заново начать с ней любовные отношения, тем более, невозможно вернуть Ленского, настоящего друга, который погиб от его руки.

А. С. Пушкин во всех трагедиях Онегина, делает виновным его и общество, которое очень часто тогда поддерживало способы юношеского формования сознания, которое было свойственно Онегину. Однако финал романа открытый. И кто знает, может быть, наконец – то хорошо разобравшись в себе, Евгений найдет новую настоящую любовь и верных друзей.

Двойственность изображения светского общества. Сознание человека, систему жизненных ценностей, как из­вестно, во многом формируют нравственные законы, принятые в обществе. Пушкин пишет в романе как о столичном, так и о мос­ковском и провинциальном дворянстве.

Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дво­рянству, типичным представителем которого и является Евге­ний Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина - типичный день столичного дворянина. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества. Модное дневное гуляние по определенному маршруту («Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар…»), обед в ресторане, посещение театра. Причем для Онегина театр является не художественным зрелищем и да­же не своеобразным клубом, а скорее местом любовных интриг, закулисных увлечений. Пушкин дает своему герою следующую характеристику:

Театра злой законодатель,

Непостоянный обожатель Очаровательных актрис,

Почетный гражданин кулис…

Очень подробно описывает Пушкин кабинет Онегина, его на­ряд. Автор как бы желает еще раз подчеркнуть оторванность мо­лодых людей того времени от национальной почвы, ведь они с раннего детства находились в атмосфере чужого языка, людей (гувернантки и гувернеры - иностранцы) и вещей. («Но панта­лоны, фрак, жилет, - всех этих слов на русском нет…»). День молодого франта завершает бал, любимое времяпровождение столичных дворян.

Пушкин говорит о петербургском высшем обществе с изряд­ной долей иронии и без особых симпатий, ибо жизнь столичная «однообразна и пестра», а «света шум очень быстро наскучивает».

Поместное, провинциальное дворянство представлено в романе весьма широко. Это дядя Онегина, семейство Лариных, гости на именинах Татьяны, Зарецкий.

Дядя Онегина был «деревенским старожилом», занимался тем, что бранился с ключницей, смотрел в окно, давил мух и чи­тал «календарь осьмого года».

Яркие представители провинциального дворянства собирают­ся у Татьяны на именинах: Гвоздин, «хозяин превосходный, вла­делец нищих мужиков»; Петушков, «уездный франтик»; Флянов, «тяжелый сплетник, старый плут». Если в рассказ о столич­ном дворянстве Пушкин вводит реальных исторических лиц, например Каверина, то в данном случае автор использует фами­лии известных литературных персонажей: Скотинины - герои «Недоросля» Фонвизина, Буянов - герой «Опасного соседа» В. Л. Пушкина. Автор употребляет также говорящие фамилии. Например, Трике означает «битый палкой» - намек на то, что он не может быть принят в высшем обществе, но зато в провин­ции он гость желанный.

Недалеко от Ленского проживает Зарецкий, «некогда буян», «глава повес», теперь же «отец семейства холостой», «помещик мирный». Но его никак нельзя назвать порядочным человеком, ведь он любит «друзей поссорить молодых и на барьер поставить их». Так происходит и в случае с Ленским и Онегиным. В общем-то, Зарецкий является виновником гибели Ленского; хотя он, как секундант, мог предотвратить дуэль, но сделал все воз­можное, чтобы она состоялась.

И Владимира Ленского можно отнести к поместным дворя­нам. Он «романтик и больше ничего», по определению Белинско­го. Как романтик, он совершенно не знает жизни, людей видит всех либо в розовом, либо в черном свете («Он сердцем милый был невежда…»). Он отчужден от национальной культуры, мо­жет быть, больше Онегина (соседи называют Ленского полурус­ским). Рассуждая о будущем Владимира Ленского, Пушкин ви­дит два возможных пути. Следуя первому из них, он мог бы стать Кутузовым, Нельсоном или Наполеоном или даже закончить жизнь так, как Рылеев, ведь Ленский - человек страстный, спо­собный на безрассудный, но героический поступок (в этом он близок Пушкину). Но беда его в том, что среда, в которую он по­падает, враждебна ему, в ней его считают чудаком. Ленский ско­рее пошел бы по второму пути:

А может быть и то: поэта

Обыкновенный ждал удел.

Он стал бы заурядным помещиком, каким был дядя Онегина или Дмитрий Ларин.

Ларин, о котором Белинский говорит, что он «что-то вроде полипа, принадлежащего в одно и то же время двум царствам природы - растительному и животному», был «добрым малым», но вообще-то человеком ординарным (свидетельство тому - очаковская медаль, которая не была индивидуальной наградой в отличие от ордена). Его жена увлекалась в молодости книгами, но увлечение это было скорее возрастным. Вышла за­муж поневоле, была увезена в деревню, где «рвалась и плакала сначала», но потом занялась хозяйством, «привыкла и довольна стала».

Мир поместного дворянства далек от совершенства, ибо в нем духовные интересы, потребности не являются определяющими, так же как интересы интеллектуальные («Их разговор благора­зумный о сенокосе, о вине; о псарне, о своей родне»). Однако Пушкин пишет о нем с большей симпатией, чем о петербург­ском. В провинциальном дворянстве сохраняются естествен­ность и непосредственность как свойства человеческой натуры («Соседей добрая семья, нецеремонные друзья»). Поместные дво­ряне в смысле мироощущения, быта были достаточно близки к народу. Это проявляется в отношении к природе и религии, в соблюдении традиций («Они хранили в жизни мирной привыч­ки милой старины…»).

Московскому дворянству Пушкин уделяет меньше внимания, чем петербургскому. Проходит несколько лет со времени, когда Пушкин писал первую главу своего романа, а А. С. Грибоедов за­кончил комедию «Горе от ума», но Пушкин вносит в эпиграф седьмой главы грибоедовские строки, подчеркивая тем самым, что с тех пор в Москве мало что изменилось. Древняя столица всегда отличалась патриархальностью. Так, например, Татьяну встречает у тетки седой калмык, а мода на калмыков была в кон­це XVIII века. Московское дворянство - образ собирательный в отличие от петербургского, где Евгений Онегин является глав­ным героем. Пушкин, говоря о Москве, как бы населяет ее героя­ми грибоедовской комедии, которых не изменило время («Но в них не видно перемены, все в них на старый образец…»). Появ­ляется в московском обществе и реальное историческое лицо: «К ней (Татьяне) как-то Вяземский подсел…» Но и в Москве все та же суета, «шум, хохот, беготня, поклоны», которые оставля­ют равнодушными и Татьяну, и автора.

Влияние высшего света сам автор расценивает неоднозначно. Первая глава дает резко сатирическое изображение света. Траги­ческая шестая глава заканчивается лирическим отступлением - размышлениями автора о возрастном рубеже, который он готовит­ся перешагнуть: «Ужель мне скоро тридцать лет?» И он призыва­ет «младое вдохновенье» спасти «душу поэта» от гибели, не дать

…окаменеть

В мертвящем упоенье света,

В сем омуте, где с вами я Купаюсь, милые друзья!

Итак омут, мертвящий душу. Но вот восьмая глава:

и ныне музу я впервые На светский раут привожу.

Ей нравится порядок стройный Олигархических бесед,

И холод Гордости спокойной,

И эта смесь чинов и лет.

Очень верно объясняет это противоречие Ю. Лотман: «Образ света получал двойное освещение: с одной стороны, мир бездуш­ный и механистический, он оставался объектом осуждения, с дру­гой - как сфера, в которой развивается русская культура, жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и духовных сил, По­эзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковско­го и самого автора «Евгения Онегина» - он сохраняет безуслов­ную ценность. Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет ли он нравственные законы малодушного большинства или луч­ших представителей света».