Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Рауль дюфи цитаты. Рауль Дюфи (Raul Dufy)

Рауль дюфи цитаты. Рауль Дюфи (Raul Dufy)

Рауль-Эрнест-Жозеф Дюфи родился в Гавре 3 июня 1877 года. Раннему осознанию творческого призвания Рауля, несомненно, способствовала семья Дюфи с ее художественными, в особенности музыкальными, интересами. Отец, служивший на небольшой металлической фабрике, играл на органе в церкви и был хормейстером. Навсегда свяжут свою жизнь с искусством братья Рауля: Жан пойдет по стопам старшего брата и будет живописцем, Леон сделается органистом в Гавре, а Гастон – известным флейтистом и издателем музыкального журнала в Париже. Искусство Рауля потом многократно напомнит о музыке, в атмосфере которой протекало его детство. В доме также ставились спектакли семейного театра – у Рауля было еще и пять сестер.

Многочисленная семья послужила причиной ранней самостоятельности Рауля Дюфи: уже в четырнадцать лет он, старший из детей, должен был оставить колледж св. Иосифа, чтобы зарабатывать на жизнь. Так он очутился на портовых набережных, среди грузчиков. Он поступил в компанию, занимавшуюся импортом бразильского кофе, в которой работал в течение пяти лет.

Желание сделаться художником окрепло у Рауля Дюфи именно во время работу в порту. Отец не сопротивлялся его желанию писать, но нужно было зарабатывать на жизнь. Уже через год после поступления в фирму швейцарцев Люти и Хаузера, в 1892 году, Дюфи начинает посещать вечерние занятия муниципальной художественной школы. Наставником Дюфи оказался поклонник Энгра и Коро портретист Шарль Люйе (Charles Lhuillier), у которого также учились Отон Фриез (Othon Friesz) и Жорж Брак (Georges Braque) . Не любя «вялой» живописи, он не препятствовал поискам молодых художников, за что неоднократно обвинялся инспекторами Департамента изящных искусств в «ереси».

Из всех учеников класса Люйе Раулю ближе всего был Фриез. Соединив свои скудные средства, оба начинающих художника сняли сообща небольшую комнату и устроили там мастерскую. И тот и другой разделяли привязанность к бытовой живописи, писали пейзажи родного города, гаврский порт с его пристанями и окрестными домами.

В 1898 года Рауль был призван в армию, к счастью, он прослужил там лишь один год. В 1900 году муниципалитет Гавра назначил ему стипендию 600 франков в год для продолжения художественного образования в Париже, такую же стипендию получил тремя годами ранее и его друг Фриез.

Класс, в котором учился Дюфи, вел Леон Бонна (Léon Bonnat), признанный мэтр европейского академизма. Бонна неприязненно относился к живописным увлечениям Дюфи, не одобрял его поиск светлых и чистых тонов. Скоро их отношения осложнились до такой степени, что Дюфи старался показывать профессору свои работы как можно реже. При таких отношениях Дюфи не мог рассчитывать на участие в конкурсе на Римскую премию, которая присуждалась поочередно кому-то из любимцев, старательно перенимавших манеру учителей. Профессорское жюри дважды проваливало на конкурсе Жоржа Руо , самого талантливого из всех, принимавших в нем участие. После смерти профессора школы Гюстава Моро ее покинули такие ученики, как Анри Матисс, Жорж Руо, Альбер Марке (Albert Marquet) и другие. Хотя Дюфи поступил в школу через два года после того, как оттуда ушел Матисс, до него еще докатывались отзвуки матиссовских теорий.

В этот период Дюфи открывает для себя Моне и Писарро, Мане и Коро. Его привлекает галерея Дюран-Рюэля и другие монмартрские галереи и лавочки, где продают картины (Воллара, Эсселя и Саго, Берты Вейль). Дюфи пишет городские пейзажи в импрессионистической манере, испытывает влияние Моне и Дега.

В холстах 1902-1904 годов не остается ничего, что могло бы импонировать профессорам Школы изящных искусств, но Дюфи не спешит уйти из Школы – там он имеет все условия для работы и, главное, стипендию от гаврского муниципалитета.

Живопись этого времени не принесла Дюфи ощутимого успеха, но все же его заметили. В 1902 году Берта Вейль за 30 франков приобретает одну из его пастелей и приглашает участвовать в групповых выставках молодых художников. В 1903 году Дюфи впервые выступает в Салоне Независимых. В первый раз ему удается продать одну из своих картин. Покупателем оказывается такой тонкий ценитель, как Морис Дени.

Дюфи испытывает влияние Ван Гога. Его подкупают жажда света, буйство красок голландца. Его покоряет живопись, в которой рисунок и цвет нераздельно слиты.

Дюфи в это время особенно тесно сближается с Марке. С ним вместе они отправляются в Нормандию: в 1904 году они работают в Фекане, позже, в 1906 году, пишут одни и те же мотивы в Трувиле, Сент-Адрессе и Гавре. Вместе с Фриезом Дюфи совершает поездку на побережье Ла Манша в Фекан и в Фалез (1905 и 1906 год). В 1906 г. совместно с Браком пишет в Дюртале.

Дюфи не участвовал в знаменитом Осеннем салоне 1905 г., где фовизм получил крещение. Вождем направления по справедливости считался Анри Матисс. Именно у него принципы фовизма воплотились с классической ясностью. В глазах публики Дюфи не выглядел пионером фовизма – он пришел в Осенний салон, когда все места возмутителей спокойствия были распределены. То, что он делал, заслонили холсты Матисса, Дерена, Вламинкка. Критике он тоже долгое время представлялся переимчивым учеником и не больше.

С 1906 г. Дюфи начинает понимать и глубоко ценить искусство такого мастера нового искусства, как Сезанн. Он становится для Дюфи не только образцом высокой художественной мудрости, но и примером честности человека, никогда не поступающегося своими принципами ради официальных наград и личного преуспевания. Сезаннизм Дюфи оказался очень связанным с природой, натура для него не стала предметом для композиции, как это наблюдается в творчестве кубистов, в частности, Брака, которые также испытали сильное влияние Сезанна.

Главным пунктом колористических расхождений с кубизмом является синий цвет – цвет неба и моря. Возможно, что в повышенном внимании к роскошно аранжированной шкале синих сказались впечатления от старинных витражей. В 1909 году, не имея денег, Дюфи поселился на Свободной вилле Медичи в Оржевилле (Orgeville), в Нормандии, созданной парижским меценатом Бонжаном (Georges Bonjean) для нуждающихся художников. Отсюда он отправляется в Эврё (Évreux), чтобы наслаждаться витражами XV-XVI вв.

В том же 1909 году Дюфи вместе с Фриезом совершил по приглашению немецкого художника, одного из первых учеников Матисса, Ганса Пурмана (Hans Purrmann) поездку в Мюнхен. Во время пребывания в баварской столице материальное положение было стесненным, работа шла тяжело. В написанных там картинах звучит необычная для художника напряженность.

Сдержанностью и мощью веет от произведений 1910-1913 годов, исполненных, главным образом, в Париже и Гавре. Дюфи охотно обращается теперь к холстам крупного размера. Писать на более масштабной плоскости, не умаляя ни силы отдельных тонов, ни монументальности целого, – требовало высокого умения организовать картину, большого композиционного мастерства. Это мастерство совершенствовалось не только благодаря неустанной живописной работе, но также ив результате занятий ксилографией, которая в эти годы привлекает художника почти наравне с живописью.

Раньше других связь живописи Дюфи с его гравюрами на дереве и искусством ксилографии вообще заметил Гийом Аполлинер, когда он написал в обзоре Салона Независимых 1910 года: «Таланту Дюфи можно найти аналогии, с одной стороны, среди умбрийских живописцев, с другой, у старинных ксилографов. Его картины хорошо организованы, и пишет он с уверенностью.»

Гийом Апполинер, один из самых дальновидных истолкователей современного искусства, договорился с Дюфи об иллюстрациях к своему «Бестиарию», которые были созданы в 1910 году. В следующем году издатель Депланш (Deplanche), который занимался печатанием визитных карточек и иллюстрированных меню (солидные издательства отказались печатать книгу), на ручном станке отпечатал 120 экземпляров тиража, который при таком мизерном количестве плохо расходился. Несмотря на все усилия Аполлинера, выпустившего даже специальный бюллетень подписки на «Бестиарий», где он ничуть не преувеличил, назвав его одной из прекраснейших и наиболее редких книг нашей эпохи», успеха это издание не имело.

Гравюры Дюфи, не имевшие никакого успеха у любителей искусства, привлекли к нему внимание Поля Пуаре (Paul Poiret), «верховного закройщика» Парижа. Будучи натурой в высшей степени артистической, Пуаре знал, как претворять свои новые художественные впечатления в эффектные приемы декоративного убранства интерьера и в новые фасоны платьев. Он сразу же распознал в Дюфи прирожденного декоратора. Пуаре начал давать Дюфи самые различные задания. В мае 1911 года, например, в своем роскошном особняке 18-го столетия Пуаре устроил грандиозный маскарад «Тысяча вторая ночь», где собрался весь парижский свет. Дюфи поручили общее оформление и составление изощренной программы празднества. Основное же, что принялся делать Дюфи для Пуаре, – это ткани. Получив от «короля моды» две с половиной тысячи франков, Дюфи устроил на эти деньги небольшую мастерскую на бульваре Клиши, на Монмартре.

Художник предпринимает все возможное, чтобы основательно овладеть новой для себя техникой: он посещает химические лаборатории, многократно присутствует при печатании тканей. Он экспериментирует, чтобы достигнуть новых декоративных эффектов. Приступая к созданию тканей, Дюфи обращается к опыту XVIII века, когда производство декоративных тканей достигло наибольшего расцвета. В издаваемые Пуаре альбомах рисунков для текстиля рекомендовалось к употреблению до двадцати красок. Дюфи использовал обычно две краски, редко три, добиваясь тем самым особой красоты и чистоты цвета и того колористического лаконизма, к которому он пришел в своей сезаннистской живописи.

С 1910 года, всецело занятый на бульваре Клиши, Дюфи обращается к живописи, не приносящей ему никакого заработка, все реже. Кроме того, работа для Пуаре по-настоящему увлекла Дюфи. Художником заинтересовался текстильный король Бьянкини и предложил ему работать на него. Финансовая стабильность была необходима Раулю Дюфи – в 1911 году он женился на Эжени Бриссон (Eugénie Brisson). Дальновидный и мудрый Пуаре предоставил Дюфи свободу выбора. Так с апреля 1912 года Дюфи был зачислен рисовальщиком в штат лионской фирмы Бьянкини-Ферье (Bianchini-Férier). Контракт с Бьянкини прерывался лишь на период Первой мировой войны (когда Дюфи был мобилизован и служил сначала в автомобильных войсках, а затем в Музее войны в Париже) и действовал до 1928 года. Уже после войны, предвкушая, какие барыши можно было бы получать, если бы Дюфи всю свою энергию отдавал тканевому производству, Бьянкини предложил ему участвовать в доходах своего предприятия. «Я отказался от миллионов, чтобы спасти свою живопись и не делать ее по вкусу торговца. Хозяин, впрочем, вовсе не был задет. «А вы крепкий человек», – сказал он мне, прямо в глаза.»

Цветочно-растительные, главным образом лиственные, мотивы перейдут и в живопись Дюфи, когда он вернется к ней через два года. Однако к живописи в эти годы Дюфи обращается не так часто, как хотелось бы. Картины и без того почти не находили покупателей, а с началом Первой мировой войны исчезают последние надежды на их продажу. На время войны прекращается работа над эскизами для тканей, что лишает художника постоянного заработка. Правда, изредка художник получает заказы от издателей, но они слишком незначительны. Художнику приходится довольствоваться виньетками, завитками, репейками для различных поэтических сборников.

В послевоенные годы Дюфи отдает живописи все больше времени. Наряду с тем, он не оставляет графики, в частности, книжной. В одном только 1920 году выходит пять книг с его рисунками. С большим интересом обращается Дюфи к искусству гобелена. Мебель, керамика, фарфор – ему везде хочется попробовать себя. Он выполняет также работы для театра. Самая значительная из них – декорация к балете-пантомиме «Бык на крыше» (либретто Жана Кокто, музыка Дариуса Мийо) в Комедии Елисейских полей (1920).

Только в 1920-е годах живопись Дюфи наконец завоевывает признание, и устанавливается непредвзятый и широкий взгляд на все смежные области его творчества. К этому времени завершается формирование индивидуального стиля Дюфи. Финальный аккорд внесло необычное открытие, сделанное Дюфи в 1926 году в Онфлере, – форма и цвет не всегда вполне совпадают. Картины Дюфи теперь представляют собой колористическую основу, на которую затем наносится рисунок, который оказывается вязью быстро нанесенных тонких линий. Одной из первых работ, выполненных в такой манере, стала картина «Казино в Ницце» (1927).

Становление зрелого стиля происходит у Дюфи одновременно с формированием тематического репертуара, отличающего его творчество на протяжении трех последних десятилетий. Одни критики выделяют в творчестве Дюфи такие темы как человек и его жизнь, город и море, другие – мастерская, оркестр, скачки, регата, жатва и т.п. Видимо, верны оба подхода.

Итак, к началу 1930-х годов Дюфи стал знаменит. В 1926 году он был удостоен звания кавалера Ордена Почетного легиона. Его персональные выставки проходят в Цюрихе и Брюссе, Праге и Нью-Йорке. Хотя и ранее у него были верные поклонники. Среди первых коллекционеров Дюфи были доктор Морис Жирарден (Maurice Girardin) и молодой врач румынского происхождения Александр Рудинеско (Alexandre Roudinesco), которые вкладывали в живопись все свои средства. Жирарден больше охотился за Громером (Marcel Gromaire) и Руо, но в его коллекцию вошли и 18 картин Дюфи. Рудинеско начал собирать коллекцию еще студентом, в нее вошли многие произведения постимпрессионистов и фовистов, но главное место в ней отведено было Дюфи – свыше сотни картин, акварелей, гуашей. Впервые произведение Дюфи попадает в музей – в 1932 году Люксембургский музей в Париже покупает его картину «Загон в Довиле» (1930).

В 1930-е годы Дюфи пишет много портретов, пейзажей, даже интерьеров. Расширение сферы деятельности происходит в декоративно-прикладном искусстве. На мануфактуре в Бове было выполнено несколько гобеленов по заказу Мари Кюттоли (Marie Cuttoli), которая в начале 1920-х годов обратилась к Матиссу, Руо, Пикассо, Браку и другим крупным живописцам с просьбой исполнить картоны для гобеленов. Однако, никому из них специфика ковроделия не была достаточно известна. Ковры по их эскизам лишь вторили станковой живописи, уступая ей по качеству и превосходя по стоимости. Дюфи постепенно постигал сущность ковроделия и в результате добился исполнения «тканых картин», в которых чувствуется знание материала и доверие к его свойствам. Лучшие гобелены Дюфи выполнены во второй половине 1930-х и 1940-х годах. Занимается мастер и керамикой – совместно с керамистом Хосе Артигасом (Josep Llorens Artigas), который позже работал с Марке, Браком и Миро. В 1920-1930-е годы было создано 109 ваз и 60 «комнатных садов».

В 1927 году Дюфи пробует себя в декоративно-монументальной живописи. Он выполняет росписи в просторной парижской столовой доктора Виара (Viard). Этот опыт пригодился Дюфи, когда он приступил к самому грандиозному своему произведению «Фее электричества». Дюфи получил заказ на создание огромного декоративного панно для павильона электричества, строившегося к Всемирной выставке 1937 года. Площадь панно составляла 600 кв. м, оно состояло из 250 отдельных панелей из фанеры, плотно пригнанных друг к другу, 2х1.2 м каждая, высота панно 10 м, ширина – 60 м. Художник работал над росписью панно в течение 4-х месяцев, помогали ему его брат Жан и Андре Робер (André Robrt). Это панно одно из самых грандиозных по своим размерам во всей истории живописи. На панно была изображена вся история развития электричества, включая портреты более ста прославленных ученых. После выставки Дюфи отказался распродать панно по частям, а также выставить в одном универмагов США. В настоящее время часть панно экспонируется в Музее современного искусства г. Парижа, оставшиеся части панно хранятся в запасниках. Вскоре после Всемирной выставки Дюфи выполняет и другие декоративные панно, в частности, для театра дворца Шайо.

В конце 1930-х годов работоспособность Дюфи постепенно снижается. Связано это было, в первую очередь, с прогрессирующим полиартритом. Болезнь его сильно ограничивала возможности передвижения Дюфи. Поле его деятельности сужается до станковой живописи и графики. Он пишет много интерьеров, мастерских, оркестров. Музыка занимает большую часть в его работе, он пишет серию картин, посвященных скрипке.

Годы Второй мировой войны Дюфи провел в Перпиньяне, где климат подходил ему по здоровью. После войны переехал в Ванс, но вынужден вновь вернуться в Перпиньян в клинику доктора Николау. В 1949 году Дюфи проходит курс лечения в Испании, а в следующем году по приглашению видного американского медика Хомбургера (Freddy Homburger), большого поклонника его живописи, отправляется в Соединенные Штаты.

После лечения в Бостоне и нескольких месяцев, проведенных по совету врачей в сухой и жаркой Аризоне, Дюфи в 1951 году возвращается во Францию. Он приезжает в Гавр, который поражает его своими разрушениями. Ни квартал, где он когда-то жил, ни колледж не сохранились. Он видит в этом предзнаменование приближающейся смерти и торопится окончить ряд незавершенных холстов. Некоторые из них показываются на Венецианской биеннале 1952 года, где Дюфи награждают Гран-при. Эту премию он передает в пользу молодых художников. Последние полтора года Дюфи проводит в провансе, в деревне Форкалькье (Forcalquier), про которую говорят, что здесь самый сухой климат во Франции. Но дни художника сочтены. 23 марта 1953 года Дюфи умер, он похоронен на кладбище Симье (Cimiez) в Ницце, в последний путь его провожал Марк Шагал. Через три месяца после кончины художника Национальный музей современного искусства в Париже организует первую крупную ретроспективную выставку Рауля Дюфи.

Рауль Дюфи (1877-1953) — французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи.

В работах Рауля Дюфи нет излома и трагизма, столь характерного для творчества многих художников рубежа ХIХ-ХХ веков. Кисть Дюфи была легкой и радостной.

Bathers

Boats in Martigues, late 1907-1908

Baccara, circa 1925

The Harbour in Deauville, circa 1928

Punters on the Turf, circa 1930-1935

In the Paddock, 1949

After Constantin Guys, 1935

Orchestra with Green Music Stand, 1941

La fée électricité, 1937

Vieilles maisons sur le bassin de Honfleur, 1906



"La Plage de Sainte-Adresse" 1906.

Le grand orchestre, 1942

Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953), французский художник, график, декоратор и керамист; известность ему принесли изображения курортов, пляжей, скачек и регат. Родился в Гавре 3 июня 1877 года; начальное художественное образование получил в родном городе в Школе изящных искусств. В 1900 году поступил в Школу изящных искусств в Париже и стал часто бывать в мастерской художника и коллекционера Леона Бонна. Дюфи был равнодушен к академической живописи; гораздо больше его привлекал импрессионизм, особенно пейзажи Клода Моне и Камиля Писсарро . Но вскоре даже их произведения стали казаться молодому художнику слишком сдержанными. В 1906 году, когда была организована первая персональная выставка Дюфи, он познакомился с Анри Матиссом и фовистами, писавшими яркими чистыми цветами и очерчивали образы выразительным резким контуром; эти же черты характерны и для работ Дюфи, выполненных в 1906-1909 годах. В произведениях Поля Сезанна художник обнаружил более тонкую живописную технику. На некоторое время он увлекся кубизмом и только к 1920-м годам выработал собственную оригинальную манеру. В картинах зрелого периода творчества художника перспективные построения почти не используются, а светлые прозрачные пятна жидкой краски накладываются быстрыми легкими мазками; эта манера получила название "стенографической". Акварели и живописные полотна Дюфи, на которых изображены сцены из суетливой и шумной жизни на морских курортах, праздничные скачки в Довиле, яхтсмены, представляют картину нравов того времени.

Дюфи приобрел славу также как иллюстратор и мастер декоративно-прикладного искусства. Он создавал рисунки тканей для известных модельеров, картоны для ковров, керамику, а также расписывал общественные здания. Его иллюстрации украшают книги Аполлинера , Малларме и Жида . Рауль Дюфи умер в Форкалькье 23 марта 1953 года.

Дюфи Рауль (1877-1953) - французский живописец, график, театральный художник, керамист. В конце 40-х годов коллекционеры вдруг увлеклись картинами Рауля Дюфи на темы скачек. Дюфи предлагали баснословные деньги за то, чтобы он вернулся к неожиданно ставшей модной теме. Но художник не мог вернуться к тому, что для него было пройденным этапом. Он ответил сдержанно и гордо: "Люди покупают какой-нибудь сюжет. Нужно, чтобы они проглотили и все остальное".

Он сам, выбирая, что почитать, раскрывал книгу на середине. Его интересовал не сюжет, а чувство жизни, которое должно присутствовать, по его мнению, в каждом слове, в каждой ноте, в каждом воплощенном на полотне цвете. Его картины и акварели поэтичны и свежи, образы красочны и порой декоративны. Его цвета легки, а рисунок чаще всего очень бегл и динамичен.

Дюфи по натуре был очень возвышенным и непосредственным человеком. Он умел во всем видеть прекрасное и бесконечно любил жизнь.

Родился Рауль Дюфи 3 июня 1877 года. Его отец служил на большой металлической фабрике, а в свободное время играл в Церкви на органе и был хормейстером. Братья Рауля тоже связали свою жизнь с искусством. Один, как и он, стал живописцем, другой - органистом, а третий - флейтистом и издателем музыкального журнала. В семье было еще пять дочерей, которые в юные годы вместе с братьями разыгрывали семейные спектакли.

В четырнадцать лет Рауль, как старший, вынужден был оставить коллеж св. Иосифа и найти занятие, которое помогло бы прокормиться. Неплохо зная немецкий язык, он поступил в компанию, которая занималась импортом бразильского кофе. Там они проработал пять лет. Именно тогда в нем пробудился мир будущего пейзажиста. Позже Рауль Дюфи вспоминал: "По запаху я мог сказать, пришел ли корабль с товарами из Техаса, Индии или с Азорских островов, и это разжигало мое воображение. На мосту и в доках я упивался тем особым, характерным для побережья светом, который позже я нашел только в Сиракузах. Примерно до 20 августа сверкающий, затем он становился вес более и более серебристым".

В 1892 году Рауль Дюфи посещал муниципальную художественную школу. Там он учился у Шарля Люйе, который больше всех ценил Энгра.

Дюфи вместе со своим товарищем, тоже начинающим художником, снял мастерскую, где они много рисовали. Год отслужив в армии, Дюфи получил стипендию гаврского муниципалитета для продолжения образования в Париже. Во Французской академии Дюфи учился в классе Леона Бонна. Стипендия была невелика, но, как вспоминали те, кто его знал, "Рауль Дюфи являл чудо неукоснительного соблюдения приличий. Никто и никогда не видел его в неряшливой одежде, без воротничка или слоняющимся в сандалиях подобно большинству его коллег. Неизменно подтянутый, с хорошо вычищенными башмаками, он носил свою бедность как-то легко и в то же время с достоинством".

Одним из первых больших произведений Дюфи была композиция "Оркестр гаврского театра", написанная в 1902 году. Это было почти подражание Дега, его "Оркестру оперы", и возвращением в чудодейственный мир музыки, который окружал Дюфи с раннего детства. Вслед за импрессионистами Дюфи игнорировал сюжет, для него важнее было общее настроение и характеры, лица музыкантов. В пейзажах 1902-1904 годов Дюфи рисует те виды, с которыми у него лично были связаны какие-то яркие впечатления, переживания, в них чувствуется свободное дыхание, есть ощущение воздуха и света. Постепенно его образы делаются более энергичными и ясными. Он сблизился с Марке. Вместе они в 1904-1906 годах поехали в Нормандию, где писали одни и те же мотивы. В 1906 году Дюфи работал с Браком.

Дюфи принимал участие в Осеннем салоне 1905 года, где получил крещение фовизм. Очень выразительно черты нового течения проявились в творчестве лидера фовистов Анри Матисса. Яркие взрывчатые краски, раскрепощенный цвет были у него подчинены строгой лапидарной живописной структуре. Особенно поразила Рауля Дюфи картина Матисса "Роскошь, тишина и нега". Он сам признавался: "Импрессионистический реализм потерял для меня свое очарование при созерцании этого чуда воображения, переведенного в рисунок и цвет".

Постепенно Рауль Дюфи пришел к выводу, что совсем не обязательно гоняться за солнечным светом, что свет в живописи - это, по его словам, "свет порядка, композиции, некий свето-цвет". Он даже точно помнил, когда пришло к нему это понимание нового ощущения света. В 1905-1906 годах он писал на пляже в Сент-Адрессе и попробовал воспроизвести не то, что видит, а то, что есть на самом деле. Контуры он моделировал смесью черного и белого, а потом закрасил то, что внутри, цельными цветами. Он не ослаблял краски примесями, добивался максимальной их насыщенности, силы цвета и в то же время пытался добиться, чтобы полотно воспринималось как единое, гармоничное целое. Чаще всего Дюфи рисовал виды, лишенные глубины. Именно благодаря цвету в композициях Дюфи необыкновенно точно передана владеющая им эмоция. Мажорно, празднично звучит написанная в 1906 году картина "14 июля в Гавре. Улица, украшенная флагами", нежно и лирично - полотно "Старые дома в Онфлере".

Дюфи пробует собирать краски в две-три соотнесенные друг с другом цветовые зоны, пишет композиции, где портрет на наших глазах перевоплощается в натюрморт ("Жанна с цветами").

Поворотным моментом в творчестве Дюфи стала совместная с Браком поездка в Марсель, а затем в Эстак. В это время, в 1908 году, он увлекся Сезанном и присмотрелся к кубизму, который ярко проявился в творчестве Брака.

Кубисты отказывались от ярких спектральных тонов и в отличие от фовистов предпочитали тяжелые землистые краски, позволяющие выразительнее показать объем, трехмерность и более послушно подчиняющиеся общему замыслу.

Контрасты зеленых тонов и охры в "Деревьях в Эстаке", "вальсирующие" линии в "Даме в розовом" и, наконец, не принимаемая кубистами яркая лазурь в "Рыбаке" свидетельствуют о том, что Дюфи, увлекаясь, оставался яркой художественной индивидуальностью и практически не примыкал к какому-нибудь одному течению.

В это же время Дюфи заинтересовался французским народам искусством, начал изучать тайны старинных гравюр, на дереве - ксилографии. В созданных Дюфи гравюрах "Любовь", "Танец", "Рыбная ловля" чувствуется энергия каждого пятна, каждого штриха. В 1910 году Дюфи проиллюстрировал книгу Гийома Аполлинера, который очень высоко его ценил,- "Бестиарй, или Кортеж Орфея". В 1911 году по просьбе законодателя французской моды Пуаре, того самого, который избавил женщину от корсета и придумал стиль "ар деко", Дюфи декорировал его особняк к празднику "Тысяча вторая ночь". Создавая ткани, Дюфи следовал традициям XVIII века, но не стилизовал, а придумывал свои собственные композиции с матросами, жнецами и т. д. Талант декоратора проявился и в его эскизах набоек для тканей фирмы Бьянкини-Ферье, в цветочно-растительных мотивах которых ощущалось удивительное дыхание жизни. Модницы были в восторге от платьев, пошитых из этих тканей.

Во время Первой мировой войны Дюфи некоторое время изготовлял так называемые военные лубки.

В послевоенное время он занимался не только живописью, но и декоративным искусством. Выполнял эскизы шпалер, мебели, керамики, фарфора. Иллюстрируя книги, демонстрировал свой талант рисовальщика, изумительно владеющего гибкой подвижной линией.

Как признавался сам художник, лучше всего ему писалось в двух шагах от моря. Именно в Ницце, Каннах, Вансе, Коллиу-ре находил он особенный, так необходимый ему свет. А например, в Мюнхене писать ему было тягостно и скучно. В этот период в полотнах Дюфи начали постепенно появляться так называемые суммированные тона. В написанных в 20-е годы пейзажах "Море", "Средиземное море", "Дворец в Сицилии" и других ясно проявляются две доминанты - густо-зеленый и синий (для неба - голубой, для моря - темный). Особенно Дюфи любил голубой. Он считал, что это единственный цвет, способный сохранить свою индивидуальность. Красный, например, коричневеет в тени, а на свету вообще гаснет. Многие пейзажи Дюфи практически затоплены атмосферой голубого цвета.

В конце 20-х - 30-е годы Дюфи, наследуя в чем-то традиции примитивистов, начал строить композиции по законам своей собственной "духовной перспективы". Он насыщает их своеобразными "эмблемаформулами" - чаще всего это раковины, кораблики и обнаженные натурщицы. Программными для, этого времени можно считать "Мастерскую в Гавре" и "Амфитриту". В это же время Дюфи, желая угодить публике, писал композиции на "светские" темы и свои знаменитые "Скачки в Эскоте", "Скачки в Довиле" и т. д., где разряженная толпа порой напоминает муравейник.

Всю свою жизнь Дюфи был бесконечно влюблен в музыку. Она звучала в самом строе его композиций. В 40-е годы он написал и чисто "музыкальные" полотна - "Оркестр", "Красная скрипка", "В честь Клода Дебюсси".

Безмятежны и спокойны его портреты - "Портрет Нико Мазараки", "Портрет жены". Весьма необычными были керамические полихромные настольные "Комнатные сады", в которых в миниатюре повторялись архитектура и растительность. Впечатляющим произведением Дюфи было грандиозное фанерное панно "Фея электричества" (его размеры 10x60 метров), которое экспонировалось на выставке 1937 года вместе с "Герникой" Пикассо.

В последние годы Рауль Дюфи тяжело болел полиартритом, но стойко сражался с болезнью и продолжал работать.

В этот период художник возвратился не только к теме музыки, но и к своим излюбленным мотивам моря.

Когда у Дюфи спросили, продолжал бы он писать, если бы оказался на пустынном острове, он ответил:

Пишешь по необходимости разобраться и в себе, и в том, что тебя окружает, пишешь из желания стать сильнее, приблизиться к тому, что выше нас. Пишешь также для нескольких друзей, которых ценишь, от которых ожидаешь искреннего мнения, но, главным образом, прежде чем писать для других, пишешь для себя...

Рауль Дюфи лечился в Бостоне, потом провел несколько месяцев в Аризоне, а в 1951 году возвратился во Францию, в Гавр. На Венецианской бьеннале 1952 года - традиционной международной выставке современного изобразительного искусства - ему за созданные в последние годы картины был присужден Гран-при. Все деньги он отдал молодым художникам. Потом переехал в Прованс, в деревню Форкалькье. 23 марта 1953 года его не стало.

Дюфи умел ценить и воспевать истинную красоту. И признавался: "А я люблю все то, что предстает в самом прекрасном свете. Лица воспринимаются в ансамбле... В живописи существеннейший момент- это цвет. А цвет есть феномен света. Чтобы писать свет, художник обращается к краскам. Цветок, женщина, бабочка? Простые происшествия великой драмы Цвета и света..."

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.


Старые дома в Онфлере. 1906. 60х72. Париж, собрание Рудинеско

«В 1905-1906 годах я писал на пляже в Сент-Андрессе. До той поры я делал пляжи в манере импрессионистов и совершенно постиг ее, понимая, что при таком способе срисовывания натуры натура приковывает меня к деталям всё более мелким и мимолетным. Я же оставался вне картины.
Однажды, уже не веря этой манере, я вышел из дома с этюдником и простым листом бумаги. Устроившись на пляже, я принялся смотреть на кисти и тюбики с красками. Как с их помощью воспроизводить не то, что я вижу, а то, что есть, что существует для меня, мою реальность? Вот вся проблема. Я чувствовал, что она заключается в этом, а не в чем-либо другом. Я начал тогда рисовать, выбирая в натуре то, что мне подходило. Затем смесью черного и белого я моделировал контуры каждого предмета, всякий раз оставляя бумагу белой внутри их, чтобы затем окрасить эти места каким-либо цельным и довольно интенсивным цветом. Что у меня было? Голубой, зеленый, охра, совсем немного красок. Между тем результат меня удивил. Я открыл, и тотчас же понял это, я открыл то, чего хотел в глубине души. С того дня для меня стало невозможно возвращение к бесплодным битвам за овладение лишь тем, что представало перед моими глазами…
В тот день в Сент-Адрессе, когда я проделал этот опыт, я интуитивно пришел к тому, что навсегда сделалось моей истинной заботой. Яоткрыл свою систему, теория которой заключается вот в чем. Гоняясь за солнечным светом, теряют даром время. Свет живописи, это совсем другое, это свет порядка, композиции, некий свето-цвет»
(из письма Дюфи – Пьеру Куртьону)


Жанна с цветами. 1907. 90х77. Гавр, Музей искусств


Ванс. 1923. 81х100. Частное собрание


Решетка. 1930. 130х162. Нью-Йорк, собрание Э.Шарп


Казино в Ницце. 1927. 50х59. Женева, собрание Ж.Моос

«Вот перед нами дерево, скамейка, дом. Но меня интересует, и это самое трудное, то, что вокруг предметов. Каким образом из всего этого сделать ансамбль? Никто не делал этого так, как Сезанн. То, что между его яблоками, не менее прекрасно и значительно, чем яблоки… Писать, когда ничего нет – вот что самое трудное и в определенном смысле самое существенное… Когда Пуссен писал поляну, то она не превращалась в какой-нибудь гербарий. Там нет дыр. Задолго до Сезанна Пуссен воспринимал объем не только вещей, но и пространство между ними».
«Пространство – это не какая-то дыра, это некое предположение, позволяющее зрителю дышать…»
(Дюфи)


Средиземное море. 1923. 129х110. Нью-Йорк, собрание Джимбел


Купальщицы в открытом море. 1925-27. 116х89. Париж, центр Помпиду

«Существует реальность и то, что видят. Это не одно и то же. Есть реальность, поддающаяся измерению, – в плане, проекции, вертикальном разрезе. Но мне принадлежит совсем не это, а мое собственное видение реальности. Я пытаюсь писать то, что я вижу, и то, что понимаю…»
(Дюфи)


Амфитрита. 1936. 186,5х157,5. Нью-Йорк, галерея Финдлей


Дом с садом. 1915. 117х90. Париж, городской музей современного искусства

«Декоративное искусство, которое вело его к границам кубизма, вместе с тем удерживало его от того, чтобы сделаться кубистом. Декоратор должен быть соблазнителем, и подчас даже поверхностным: умозрительная отвлеченность ему противопоказана. Разве не должен он соединять с величием грацию? И как же было тогда Дюфи не вернуться к этому союзу грации и величия в живописи, если это произошло в других сферах его деятельности? Больше того, он был слишком чувствителен к наиболее материальным соблазнам декоративных искусств; к нежности шелка, атласа, бархата, к глубокому блеску керамики, чтобы в равной мере не желать цвету и фактуре своей живописи той же способности очаровывать…»
(Бернар Дориваль о Дюфи)


Дельфин. Иллюстрация к книге Г.Апполинера «Бестиарий, или Кортеж Орфея». 1910. Ксилография


Слоны. Шелковый шарф из ткани фирмы Бьянкини-Ферье по эскизу Дюфи. ок. 1922

Рауль Дюфи как-то сказал: "А я люблю все то, что предстает в самом прекрасном свете. Лица воспринимаются в ансамбле. В живописи существеннейший момент - это цвет. А цвет есть феномен света. Чтобы писать свет, художник обращается к краскам. Цветок, женщина, бабочка? Простые происшествия великой драмы цвета и света ." По цвету и свету, а еще по манере письма, мы часто легко можем узнать работы того или иного художника. Живопись Рауля Дюфи узнать довольно легко: она ярка, необычна и... примитивна. Легко узнаваемый стиль фовизма, о котором ранее упоминалось в связи с живописью другого французского художника Мориса де Вламинка . Те же яркие краски - синие, желтые, красные - и тоже отсутствие перспективы, сюжета и легкость света...

Рауль Дюфи На скачках

Подобная живопись, часто кажущаяся нашим современникам авангардной, была весьма востребована 1920-е годы в интерьерах арт деко. Рауль Дюфи в 1910 году познакомился с известным парижским модельером Полем Пуаре и они вместе открыли текстильный заводик, на для которого Дюфи разрабатывал декор тканей, а Пуаре шил из них свои платья в стиле модерн. Музей моды и текстиля (Musée de la Mode et du Textile), находящийся в Лувре (Louvre), гордится работами Дюфи, а антикварные аукционы мира неизменно выставляют на торги его эскизы, рисунки, картины и ткани. "Простые происшествия великой драмы цвета и света " пришлись весьма по вкусу ценителям всего необычного в мире...

Рауль Дюфи Автопортрет 1899

Рауль Дюфи в своей студии

Краткая биографическая справка . Рауль Эрнест Жозеф Дюфи (Raoul Dufy) родился 3 июня 1877 года в Гавре в семье бухгалтера и хормейстера. В 14 лет Рауль стал работать конторщиком у шведских импортеров кофе и рисовал все свободное время, в основном это были виды из его рабочего окна: гавань, матросы, суда... Отец, увидев рисунки Рауля, отдал его в вечерние классы при местной Школе изящных искусств. Здесь Дюфи изучал основы живописи у Шарля Люилье. В первых работах Дюфи прослеживается влияние импрессионистов, в особенности Эжена Будена и Камилля Писарро. В 1903 Дюфи участвовал в "Салоне независимых". Через два года он увидел в "Осеннем салоне" работу Анри Матисса "Роскошь, покой и наслаждение" и обратился к простым, в основном ярким краскам, появившимся у него еще в 1904 в картине "Яхта с флагами в Гавре". Во время путешествия по Нормандии Дюфи написал свои первые картины в стиле фовизма. Главное внимание в них уделяется цвету, человеческие фигуры на них - это лишь контуры. С 1937 Дюфи занимался в основном созданием образцов ткани для декораций.

Рауль Дюфи Автопортрет 1901

Рауль Дюфи Лодки в Гавре

Рауль Дюфи Венеция

Рауль Дюфи Солнечный пейзаж 1902

Рауль Дюфи Порт Гавра 1906

Рауль Дюфи В яхт-клубе 1936

Рауль Дюфи Три грации

Рауль Дюфи Афродита и бабочки 1938

Рауль Дюфи Венера и органист 1949

Рауль Дюфи Акробаты 1922

Натюрморты Рауля Дюфи

Рауль Дюфи Букет

Рауль Дюфи Красная скрипка 1948

Рауль Дюфи Натюрморт 1941

Рауль Дюфи Цветы в вазе

Рауль Дюфи Анемоны в вазе

Рауль Дюфи Анемоны

Лошади, люди и скачки

Рауль Дюфи Семья Кесслер на лошадях 1931

Рауль Дюфи Семья Кесслер на лошадях 1932