Биография
В 1791 г. он поступает в Тулузскую академию изящных искусств. Был учеником Г.Ж.Рока и Вигана, сотрудничал с Ж.Брианом. Занимаясь в Академии и в мастерских своих учителей, Энгр одновременно подрабатывал игрой на скрипке в оркестре оперного театра Тулузы "Капитолий" (родители Жана Доминика не обладали большим достатком, и он с юного возраста должен был думать о заработке). Музыка навсегда осталась для Энгра любимейшим, после рисования и живописи, занятием.
На фестивале молодых художников в Тулузе Энгр получает награду за рисование с натуры. Учителя единодушно предсказывают ему блестящее будущее.
В августе 1797 г. Энгр в Париже поступает в мастерскую прославленного Жака Луи Давида, а спустя два года был принят в Школу изящных искусств. Давид очень скоро обратил внимание на исключительную одаренность Жана Доминика и даже привлек его в качестве помощника к работе над таким значительным своим произведением, как портрет мадам Рекамье, поручив написать некоторые аксессуары. Энгр внимательно изучал все созданное учителем. Размолвка между ними (и последовавший за ней уход Энгра из мастерской Давида) произошла из-за присуждения в 1800 г. Большой римской премии, дававшей право продолжать в течение четырех лет обучение во Французской академии в Риме. Энгр рассчитывал на нее, но Давид решительно настоял, чтобы она была дана другому его ученику.
Первые работы художника датируются 1800 г. Для получения Большой римской премии требовалось умение построить многофигурную сцену на исторический или мифологический сюжет. С весны 1800 г. все усилия Энгра были направлены на получение столь желанной для каждого начинающего художника награды. 29 сентября 1801 г. его попытка увенчалась успехом - картина "Послы Агамемнона у Ахилла" (1801, Париж, Школа изящных искусств) была удостоена Большой римской премии.
01 - Послы Агамемнона в палатке Ахиллеса, 1801
Энгр систематически посещал и так называемую академию Сюисса - одну из частных художественных школ Парижа, где за сравнительно небольшую плату он мог писать живую натуру. В поисках заработка художник пробовал заняться иллюстрацией книг, но вскоре оказалось, что самый доступный и надежный способ пополнить материальные ресурсы - это писать портреты. С первых же шагов в этой области Энгр считал ее второстепенной. Он всегда тяготился выполнением портретных заказов и сетовал до конца своих дней на то, что они отвлекают его от более возвышенных задач.
С большим парадным портретом Первого консула (1803) связаны первые успехи Энгра-портретиста. В дальнейшем выставлялся в Салоне (в 1803, 1805), однако первые его работы получили негативную оценку критиков.
02 - Портрет консула, 1804
03 - Портрет М. Филибера Ривьера, 1805
04 - Портрет мадам Ривьер, 1805
05 - Портрет мадмуазель Ривьер, 1805
Многие поступки Энгра объяснялись его повышенной чувствительностью к критике и обидчивостью. В 1806 он переехал в Рим, где вскоре получил студию.
Пенсионеры Французской академии были обязаны ежегодно посылать в Париж в качестве отчета одну картину, скомпонованную "по воображению". Для произведения, которое надлежало послать в Париж в первую очередь, им был выбран греческий миф о мудром Эдипе. В парижском Салоне 1808 г. картина "Эдип и Сфинкс" не произвела особенно сильного впечатления, но и не подверглась серьезной критике.
06 - Эдип и сфинкс, 1808
07 - Купальщица, 1808
08 - Юпитер и Фетида, 1811
Пока в Риме французская администрация чувствовала себя хозяйкой положения, Энгр получил несколько официальных заказов на декоративные произведения исторического содержания. Наиболее монументальным и тщательно разработанным явилось пятиметровое полотно "Ромул, победивший Акрона" (1812, Париж, Школа изящных искусств). Для потолка спальни, во дворце Сан-Джованни ин Латерано Энгр исполнил плафон "Сон Оссиана" (1813, Монтобан, Музей Энгра). В истории французской живописи XIX в. эта работа явилась одним из провозвестников приближающегося романтизма.
09 - Ромул, победитель Акрона приносит богатые дары в храм Зевса, 1812
10 - Сон Оссиана, 1813
В Салон 1814 г. мастер послал несколько работ. Из исторических композиций художник выбрал картины "Испанский посол дон Педро Толедский, целующий шпагу Генриха IV в галерее Лувра", "Рафаэль и Форнарина" и композицию на современный сюжет - "Папа Пий VII в Сикстинской капелле" (1814, Вашингтон, Национальная галерея). Энгр современными считал все неантичные темы, и, сюжеты из истории XVI-XVII вв. полностью входили в понятие современных.
11 - Рафаэль и Форнарина, 1814
12 - Смерть Леонардо да Винчи, 1818
13 - Большая одалиска, 1814
14 - Роже, освобождающий Анджелику, 1819
Приглашенный своим старым другом итальянским скульптором Лорренцо Бартолини, художник в конце лета 1820 г. переезжает во Флоренцию. Их объединяло многое: взгляды на цели и задачи изобразительного искусства, пылкая любовь к музыке. Период наибольшей душевной и творческой близости этих двух художников падает на конец 1820 г., когда Энгр работает над известным портретом своего друга, хранящимся ныне в Лувре.
15 - Портрет Паганини, 1819
16 - Обет Людовика XIII, 1824
Около месяца длилось путешествие Энгра из Парижа в Рим. Его путь лежал через Милан, Бергамо, Брешию, Верону, Падую, Венецию и Флоренцию с остановками для краткого отдыха и осмотра достопримечательностей.
Это были годы материальной обеспеченности и внешнего благополучия, когда Энгр добросовестно и старательно выполнял свои административные и педагогические обязанности, сравнительно мало внимания уделяя собственному творчеству.
В период директорства Энгра значительно пополняются также библиотека и коллекция галереи слепков с античных и ренессансных произведений. Годы его второго пребывания в Риме ознаменованы появлением трех новых картин: "Одалиска и рабыня"(1839), "Стратоника"(1840) и "Мадонна перед чашей с причастием"(1841).
17 - Одалиска с рабыней, 1839
18 - Антиох и Стратоника, 1840
В это же время Энгр работал над росписями в замке Дампьер по заказу герцога де Люин (1841-1847, "Железный век" и "Золотой век", обе не были закончены).
1849 годом Энгр не пометил ни одну из своих картин. Большое горе обрушилось на него: тяжелая болезнь и смерть любимой жены.
19 - Мадам Энгр, 1859
20 - Автопортрет, 1858
В 1853 художник выполнил плафон Триумф Наполеона I для городского замка (разрушен в 1871, в дни Коммуны), в 1855 выставил свои работы на Всемирной выставке в Париже. В 1862 получил звание пожизненного сенатора.
21 - Триумф Наполеона, 1853
В том же году памяти художника была посвящена персональная выставка его картин, этюдов и рисунков, устроенная в Школе изящных искусств в Париже. Каталог ее насчитывал 584 номера. В 1869 г. открылся Музей Энгра в Монтобане, превратившийся в наши дни в центр научного изучения творчества художника. Основные произведения мастера остались во Франции, и большинство их хранится в различных музеях.
Вклад в мировую культуру
22 - Апофеоз Гомера, 1827
23 - портрет мадам Сеннон, 1814
24 - Венера Анадиомена - 1808-1848
25 - Портрет мадам Девосе, 1807
26 - Портрет Франсуа Марио Гранье, 1807
27 - Ингресс, Паоло и Франческа, 1819
28 - Источник, 1820-1856
29 - Принцесса де Брогли, 1851-1853
30 - Жанна д"Арк на коронации Карла VII, 1854
31 - Портрет мадам Муатессье, 1856
32 - Турецкие бани, 1862
33 - Портрет Наполеона на императорском троне, 1860
Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в городе Монтобан неподалеку от Тулузы. Отец, будучи скульптором и живописцем, с самого детства привил ребенку любовь к творческим занятиям, обучив пению, игре на скрипке и, конечно, рисованию. Неудивительно, что среди картин будущего классика европейского академизма можно найти рисунок, выполненный им в возрасте девяти лет.
Дальнейшее обучение художник получил в Тулузе, в местной академии изящных искусств. Будучи довольно стесненным в средствах, юноша зарабатывал на жизнь, играя в оркестре тулузского театра «Капитолий». По завершению курса обучения в академии семнадцатилетний Энгр отправляется в столицу, где его учителем становится Жак-Луи Давид. Признанный приверженец и один из лидеров классицизма, Давид оказал сильное влияние на взгляды и стиль творчества своего талантливого ученика. Но Энгр довольно быстро отошел от слепого наследования манеры классиков и своего наставника, придал классицистической системе новое дыхание, расширил и углубил ее, сделав существенно ближе к запросам и требованиям меняющейся эпохи.
Ежегодно одному из парижских молодых художников по традиции присуждалась Большая римская премия, лауреат которой мог в течение четырех лет продолжать обучение живописи во Французской академии Рима. Энгр очень сильно мечтал получить ее, но по настоянию Давида премия 1800 года досталась еще одному его ученику. Произошла серьезная размолвка между Энгром и его наставником, результатом которой стал уход молодого художника из мастерской своего учителя.
Настойчивость и несомненный рост мастерства молодого живописца позволили ему добиться в следующем 1801 году присуждения вожделенной премии за полотно «Послы Агамемнона у Ахилла». Но мечта попутешествовать по Италии и провести четыре года в академии в Риме тогда не смогла воплотиться в жизнь – у художника были серьезные финансовые проблемы. Оставшись в Париже, он посещает частные художественные школы, чтобы сэкономить на натурщиках. Попытки заработать, иллюстрируя книги, особым успехом не увенчались, а вот рисование портретов под заказ оказалось весьма доходным занятием. Но душа у широкой натуры Энгра не лежала к портретам, и он до конца жизни утверждал, что настоящему его творчеству эти заказы только мешают.
В 1806 году Энгр все-таки смог перебраться в Италию, прожил долгих 14 лет в Риме и еще 4 – во Флоренции. Вернувшись затем в Париж, он открывает свою школу живописи. Через некоторое время 55-летний мастер получает должность директора Римской Французской академии и снова оказывается в Вечном городе. Но уже в 1841 году он навсегда возвращается в Париж, где на вершине славы и признания доживает до своей смерти в 1867 году.
идеализированные и вместе с тем полные острого чувства реальной красоты ню
“Купальщица Вольпенсон”, 1808,
“Большая одалиска”, 1814,
- оба в Лувре, Париж.
Произведения Энгра, особенно ранние, отмечены классической стройностью композиции, тонким чувством цвета, гармоничностью ясного, светлого колорита, но главную роль в его творчестве играл гибкий, пластически выразительный линейный рисунок. Энгр - автор блестящих карандашных портретов и натурных штудий (большинство - в Музее Энгра в Монтобане).
Сам Энгр считал себя историческим живописцем, последователем Давида. Однако в своих программных мифологических и исторических композициях Энгр отступал от требований учителя, внося больше живых наблюдений натуры, религиозного чувства, расширив тематику, обратившись, в частности, подобно романтикам, к эпохе античности и средневековья (“Обет Людовика XIII”, 1824, Собор Монтобан, “Апофеоз Гомера”, 1827, Париж, Лувр).
Если историческая живопись Энгра представляется традиционной, то его великолепные портреты и зарисовки с натуры составляют ценную часть французской художественной культуры 19 века.
Одним из первых Энгр сумел почувствовать и передать не только своеобразный облик многих людей того времени, но и черты их характеров - эгоистический расчет, черствость, прозаизм личности у одних, и доброту и одухотворенность у других.
Чеканная форма, безупречный рисунок, красота силуэтов определяют стиль портретов Энгра. Меткость наблюдения позволяет художнику передать манеру держаться и специфический жест каждого человека
портрет Филибера Ривьера, 1805;
портрет госпожи Ривьер, 1805,
обе картины — Париж, Лувр;
госпожи Девосе, 1807, Шантильи, Музей Конде).
Сам Энгр не считал портретный жанр достойным настоящего художника, хотя именно в области портрета создал самые значительные свои произведения. С тщательным наблюдением натуры и восхищением ее совершенными формами связаны удачи художника при создании ряда поэтических женских образов в картинах “Большая одалиска” (1814, Париж, Лувр),
“Источник” (1820—1856, Париж, Лувр);
в последней картине Энгр стремился воплотить идеал «вечной красоты».
Закончив в старости это начатое в ранние годы произведение, Энгр подтвердил свою верность юношеским устремлениям и сохранившееся чувство прекрасного. Если для Энгра обращение к античности заключало прежде всего преклонение перед идеальным совершенством силы и чистотой образов высокой греческой классики, то считавшие себя его последователями многочисленные представители официального искусства наводнили Салоны (выставочные залы) «одалисками» и «фрипами», используя античность лишь как предлог для изображения обнаженного женского тела.
Позднее творчество Энгра с характерной для этого периода холодной отвлеченностью образов оказало значительное воздействие на развитие академизма во французском искусстве XIX века.
Послы Агамемнона в палатке Ахиллеса, 1801, Лувр, Париж
Автопортрет 1804г.
Портрет Бонапарта 1804
Портрет дочери Филибера Ривьера 1805
Энгр. Наполеон на императорском троне. 1806
Венера Анадиомена 1808-1848
Ромул - победитель Акрона 1812
. Сон Оссиана 1813.
Энгр. Джозеф Вудхед с женой и шурином. 1816
Леонардо умирающий на руках Франциска I 1818
Энгр. Никколо Паганини. 1819 графит
Роже, освобождающий Анжелику, 1819.
Христос, передающий св. Петру ключи от рая (1820)
Портрет мадам Леблан 1823.
Эдип и Сфинкс 1827, Лувр, Париж
Энгр. Одалиска и рабыня. 1840
Энгр. Царевич Антиох и Стратоника. 1840
The Virgin of the Host". 1841.
Энгр. Виконтесса д’Оссонвиль. 1845
"Jupiter and Antiope". 1851.
Французская живопись XVIII -XIX вв.
(Электронные материалы «Раздольская В. И.»)
ЖАН-ОГЮСТ-ДОМИНИК ЭНГР (1780-1867)
Из мастерской Давида вышло много выдающихся художников, но самым крупным среди них был Жан-Огюст-Доминик Энгр. Его искусство настолько значительно, что неправомерно рассматривать его в рамках школы Давида. Энгр - несомненно, один из великих художников XIX столетия, но и один из самых парадоксальных, поражающий своей непоследовательностью и при этом неизменно хранящий свою индивидуальность.
Его искусство по-разному оценивалось и современниками, и последующими поколениями. Долго велись споры, с каким из явлений французской художественной культуры следует связывать Энгра, его работы демонстрировались на разных тематических выставках во второй половине XX века - классицизма, романтизма и даже реализма. Ибо Энгр - один из тех мастеров, которые не вмещаются в порой шаткие типологические рубрикации, установленные историками искусства.
В мастерской Давида Энгр проникся преклонением перед классическим идеалом. Верность классицистической доктрине Энгр провозглашал в течение всей жизни, называя себя ее верным хранителем, а не новатором. Энгр утверждал: «Ничего существенного нельзя открыть в искусстве после Фидия и Рафаэля». При этом Энгр всегда внимательно изучал натуру - свидетельство тому его прекрасные рисунки. Но он полагал, что, взяв ее за образец, следует передавать ее возвышенный облик. Уродство - случайность, а совсем не основная часть живой натуры. «Искусство должно быть только прекрасным и должно нас учить только красоте» - таков девиз Энгра, ему он оставался верен всю свою жизнь.
Вместе с тем в поисках идеала он далеко не всегда следовал классицистическим догмам, им же самим провозглашенным. И в лучших своих работах он демонстрировал как раз отступления от этих догм и дерзкую интерпретацию не только классических образцов, но и высокопочитаемой им натуры. Большинство подобных работ относится к раннему периоду его творчества.
В «Автопортрете за мольбертом» чеканная форма - фигура, переданная крупной, монолитной массой, - сочетается с захватывающей экспрессией взгляда, обращенного на зрителя. Как считал Энгр, в каждом портрете первое, что надо сделать, - это заставить говорить глаза. Этот автопортрет с поразительной интенсивностью воссоздания напряженной внутренней жизни моделей, нередко сравнивают с образами романтической литературы. С другой стороны, в портретах супругов Ривьер Энгр предстает блестящим светским портретистом, развивающим тип давидовских портретов, но с большим вниманием к деталям костюма и аксессуарам, составляющим в портрете мадам Ривьер изысканный декоративный антураж, благодаря
которому банальная модель обретает своеобразное очарование.
И совершенно иначе решен портрет их юной дочери Каролины Ривьер. Энгр считал его своим шедевром. Хрупкая фигура девушки в белом платье, с белым боа, на фоне весеннего пейзажа - образ редкого изящества и тончайшего лиризма. «Французской Джокондой» назвал ее Жан Кассу, и это не кажется грубым преувеличением, столь совершенна и целостна в картине гармония человека и необъятного мира.
Парадные портреты Наполеона писали и другие художники. Но ни в одном из них не была достигнута подобная мера трансформации реального человека в объект поклонения. Этот портрет сравнивали и с Зевсом Олимпийским, их Богом Отцом ван Эйка (Энгр мог видеть Гентский алтарь, который одно время находился в Париже). Державное величие сочетается в нем с почти магической напряженностью неподвижного взгляда, устремленного с высоты трона на простых смертных. Образ в своей византийской пышности и застылости.
Портрет Наполеона на троне. 1806
Энгр считал рисунок «высшей честностью искусства»: «Рисовать вовсе не значит просто делать контуры; рисунок не состоит только из линий. Рисунок - это еще и выразительность, внутренняя форма, план, моделировка... Рисунок содержит в себе более трех четвертей того, что представляет собой живопись».
Этот линеарно-плоскостный стиль находит выражение в картинах «Эдип и Сфинкс» и «Юпитер и Фетида». Нереида Фетида умоляет Юпитера о заступничестве за ее сына Ахилла. Обманчивое на первый взгляд следование классицистическим приемам - фронтальность композиции, строгая выписанность деталей - оборачивается произвольностью композиционного решения: иррациональностью пространственного построения с парящим в небесах троном, масштабное несоответствие мощной фигуры Юпитера и прильнувшей к нему Фетиды, а главное - дерзким отступлением от анатомической точности. Плавные, как бы струящиеся формы фигуры нереиды, столь гибкие, что кажутся бескостными, особенно руки, непомерно вытянутая шея, странно запрокинутая голова, - все это определяет ее пленительную грацию и особую экспрессию в контрасте с мужественной и суровой бесстрастностью Юпитера Фетида воспринимается как пластическое воплощение мольбы и нежности. Удивительно цельная и совершенная по линейному ритму, эта картина - и одна из самых красивых по цвету работ Энгра. Интенсивно-голубое небо с клубящимися белыми облаками, розовато-оранжевый плащ Юпитера, желтовато-зеленоватая драпировка Фетиды объединяются в выразительное трезвучие, своеобразно интерпретирующее традиционные цветовые отношения.
Картина вызвала критику ортодоксальных адептов классицистической школы, а в дальнейшем подобные работы Энгра высоко оценили молодые романтики.
Эдип и Сфинкс 1808 Юпитер и Фетида. 1811 Сон Оссиана. 1813
Близость к романтизму особенно очевидна в композиции «Сон Оссиана», воссоздающей заоблачный мир Элизиума и озаренные таинственным светом призрачные фигуры муз, героев и нимф. Это, пожалуй, самая фантастическая и завораживающе притягательная картина Энгра, демонстрирующая свободу романтического видения.
Например, «Роже и Анжелика», «Паоло и Франческа», в которых очевидно влияние «примитивов». Как и близкие по стилю работы других художников, они нередко определяются понятием «стиль трубадур», представляющим определенную, хотя и не доминирующую, тенденцию во французском романтизме.
Роже и Анжелика. 1819 Паоло и Франческа. ок. 1819
В Италии Энгр создал и некоторые, едва ли не самые совершенные, изображения обнаженной натуры. Энгр достиг в картине «Купальщица Вальпинсона» гармонии живого восприятия натуры. Уверенный мягкий контур охватывает фигуру, изображенную со спины словно одним непрерывным движением кисти. Она моделирована тончайшими отношениями скользящего света и легких теней, рождающими почти неуловимое ощущение объема. Сдержанны и просты цветовые отношения: желтоватое тело, зеленоватый занавес слева, белая драпировка, покрывающая сиденье, серый фон. И только узор головной повязки вносит деликатный красочный акцент в эту строгую гамму.
«Большая одалиска» вначале подверглась резкой критике, а в дальнейшем стала одним из прославленных произведений художника. Эта полулежащая женская фигура в восточном тюрбане, с веером из павлиньих перьев не столь естественна и непринужденна, как «Купальщица Вальпинсона». Но нельзя не оценить очарование этого стройного тела, мелодичность его линий, изящество и элегантность форм. При этом Энгр не побоялся допустить анатомические искажения: в вытянутой гибкой спине одалиски критики насчитали два лишних позвонка.
Купальщица Вальпинсона. 1808 Большая одалиска. 1814
В Италии до 1824 года были созданы прекрасные портреты, живописные и графические. Энгр выработал в рисунках особую технику. Карандашом он передавал фигуру, единой непрерывной линией, почти без моделировки, но уделяя большее или меньшее внимание костюмам и аксессуарам. Впрочем, главным всегда было лицо, как правило, проработанное более подробно («Портрет мадам Детуш», «Портрет Паганини»). Энгр умел остановиться вовремя и не нарушать прозрачную легкость графической формы, которой он мог подчинять даже громоздкие мужские костюмы или перегруженные деталями дамские наряды.
Конечно, это относится не только к портретам, но, может быть, в еще большей степени к рисункам обнаженной натуры, которую Энгр мог передавать единым контуром, часто не отрывая карандаш от бумаги, с безошибочной уверенностью и трепетным чувством, «Строя фигуру, не создавайте ее по частям, - учил он. - Согласуйте все одновременно и рисуйте ансамбль». В этих пленительных рисунках гибкие, текучие линии слагаются в безупречно выверенные формы.
Портрет мадам Детуш. 1816. Портрет Паганини. 1819
В Италии Энгр выполнил прекрасные женские портреты: благородный и сдержанный по цвету чуть отрешенный по выражению портрет мадам Девосе, более сложный по композиции и нарядный по колориту портрет мадам де Сенонн. Среди портретов друзей-художников, живших в Риме, многие сочетают строгость пластической формы с напряженностью внутренней жизни. Даже в портрет надменно-бесстрастного русского дипломата графа Н. Д. Гурьева Энгр вносит оттенок романтической взволнованности благодаря выразительному пейзажному фону с тревожным грозовым небом.
Портрет мадам Девосе. 1807 портрет мадам де Сенонн. 1814 Портрет графа Н. Д. Гурьева. 1821
В 1820 году он получил заказ на большую алтарную картину для собора в Монтобане - «Обет Людовика XIII». В ней он вернулся к классицистической традиции, словно забыв о своих прежних оригинальных и смелых творческих устремлениях. Композиционное построение картины, образ Мадонны с Младенцем, являющейся в облаках коленопреклоненному Людовику XIII, фигуры ангелов - все решено, как говорил сам художник, «в рафаэлевском и моем духе». Но в этой безжизненной стилистической реконструкции творческая оригинальность Энгра оказалась совершенно нивелированной влиянием его кумира. Что касается образа Людовика ХШ, то его прототипом послужил портрет Филиппа де Шампеня. Результатом стало совершенно эклектическое, хотя и мастерски выполненное произведение.
К счастью, работы, решенные в классицистическом плане, которым Энгр придавал особое значение, не исчерпывали его творческих устремлений. Он продолжал писать великолепные изображения обнаженной натуры, ставшие классическими в высоком смысле этого слова. Таковы «Венера Анадиомена» и «Источник». В отличие от ранней «Купальщицы Вальпинсона», Энгр писал их долго, в течение многих лет, упорно стремясь к идеалу, который ему самому порой казался недостижимым.
Венера Анадиомена. 1848Источник. 1856
Своеобразным обобщением работы в этом жанре стала композиция «Золотой век» (незаконченная роспись в замке Дампьер). Прекрасные обнаженные фигуры на фоне идеального пейзажа - алтарная картина культа античности. Энгр выразил в ней извечную мечту о счастливой гармонии идеальных людей и прекрасной природы, для выражения которой он не находил мотивов в своей эпохе.
К последним годам жизни Энгра относится и одна из самых удивительных интерпретаций мотива наготы - картина «Турецкая баня» - сложная арабеска из обнаженных тел, заключенная в форму тондо. В ней вновь, более чем полвека спустя, появляется Купальщица Вальпинсона на фоне округлых сплетающихся фигур, исполненных томной задумчивости или чувственной неги.
Золотой век. Незаконченная роспись в замке Дампьер. 1843-1847 Турецкая баня. 1863
В портретах Энгр блестяще выразил меняющееся лицо эпохи. Различие между мужскими и женскими портретами: в первых более выражается характер модели, в женских - поиски красоты линейно-пластической структуры и цвета.
Портрет Бертена-старшего - один из самых прославленных в искусстве XIX века. Энгр добился в нем не просто поразительной передачи портретного сходства, образ энергичного и самоуверенного магната французской прессы воспринимается как «выражение Целой эпохи», как «Будда торжествующей, богатой, пресыщенной буржуазии».
Столь же красноречиво выражена эпоха в портрете Инесс Муатесье. Эту величавую красавицу, которую современники сравнивали с Юноной, Энгр писал мучительно долго, придирчиво выбирая и меняя ее наряд и украшения. В окончательном варианте она изображена сидящей в позе, близкой к позе аркадской богини. Фигура отражается в зеркале, где хорошо видны ее обнаженные плечи и классический профиль. Пышное платье лионского шелка с цветочным узором, подчеркивающее ее зрелую, несколько тяжеловесную красоту, обилие драгоценностей - все выражает вкус времени, с его пристрастием к декоративному богатству.
Портрет Инесс Муатесье. 1856 Портрет Бертена-старшего. 1832
В поздние годы Энгр был материально независимым и мог выбирать свои модели. В рисунках это чаще всего его близкие или друзья. Великолепными образцами поздних графических портретов Энгра могут служить его автопортрет, отличающийся особой деликатностью и мягкостью манеры или портрет Дельфины Энгр, второй жены художника.
Автопортрет. 1835 портрет Дельфины Энгр. 1852
В поздний период многие его произведения не соответствовали академической доктрине, в частности узкое неожиданное и своеобразное проявление ориентализма, как картина «Одалиска и рабыня».
Одалиска и рабыня. 1839
Жан Огюст Доминик ЭнгрФранцузский художник Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года на юге Франции в старинном городе Монтобане.
Отец - Жозеф Энгр , занимался живописью, гравюрой, музыкой. Причем, по мнению благодарного сына, уже обретшего к тому времени признание, если бы Энгр-старший имел те возможности, которые он предоставил своему отпрыску, то стал бы величайшим художником современности. Одно из самых ярких воспоминаний Доминика Энгра о собственном детстве — красный мелок, которым он учился рисовать под руководством отца. А на плечи матери, урожденной Анны Муле, легли все остальные заботы о троих детях.
Отец решил опробовать все доступные варианты и обучал сына одновременно рисованию, пению и игре на скрипке. Быстро выяснилось, что лучше всего мальчика слушаются карандаш и кисть. Хотя любовь к музыке Доминик Энгр сохранил на всю жизнь, выражение «скрипка Энгра» стало нарицательным. Так говорили о маленькой слабости большого человека. Энгр дружил со многими музыкантами и композиторами, Лист характеризовал его игру как «миленькую» — это увлечение явно не было его сильной стороной.Ференц Лист
С 11 до 16 лет юный Энгр обучался основам живописи в Школе изящных искусств в Тулузе. Там впервые проявился и его интерес к античности. К прославленному Давиду на курс в парижскую Академию Изящных искусств Энгр поступил в 17 лет и сразу стал одним из сильнейших учеников. Он не отличался общительностью, зато отличался упорством. На курсе ему дали прозвище «отшельник». Давид заметил трудолюбие и немалый талант юноши, и выдвинул студента на Большую Римскую премию, главная награда в которой — четырехлетняя оплаченная стажировка в Риме. Со второй попытки, в 1801 году Энгр за картину Послы Агамемнона у Ахилла получил эту премию. Увы, казна в наполеоновских войнах поиздержалась, и правительство не могло себе позволить такие расходы. В качестве компенсации художник получил в свое пользование мастерскую, в которой продолжил работать над копиями великих и завоевывал признание публики своими портретами.
С 1802 Энгр начинает выставляться в Салоне. Ему заказывают Портрет Бонапарта — Первого консула (1804), и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне.
"Наполеон на императорском троне"Портрет мадам Devaucay, 1807
Энгр с благоговением относился к красоте, воспринимая ее как редкий дар. Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника.
Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий "Большая купальщица" (Купальщица Вальпинсона); исполненная элегантной грации и царственности Большая одалиска.
"Купальщица Вальпинсона". 1808
Известна легенда о том, как в 1837 выдержка и спокойствие духа Энгра во время вспышки эпидемии холеры спасли его студентов. Один из студентов заболел и умер, остальные запаниковали, бросились паковать вещи, чтобы бежать, — словно в то время были способы сбежать от такой напасти. Энгр запер все двери и запретил кому бы то ни было покидать стены виллы Медичи. В течение нескольких недель студенты и преподаватели не выходили из здания, упорно занимались, по вечерам устраивали музыкальные выступления, а иногда Энгр читал вслух Плутарха… Так эпидемия обошла Академию стороной.
«Вергилий, читающий Энеиду»
"Счастлив, кто мог познать причины вещей и поверг под ноги все страхи, и неумолимую судьбу, и шум волн жадного Ахеронта".
Вергилий
"Паоло и Франческа"Энгр был честолюбив, всегда мечтал о признании и очень болезненно переживал критику: через много лет мог воспроизвести ругательный отзыв в свой адрес и ответно уколоть оппонента.
«Природная впечатлительность и безграничное желание славы не дают мне покоя», — признавался он сам.
Впоследствии искусствоведы сошлись во мнении, что Энгр-портретист — одна из сильнейших сторон его таланта. Сам же он считал портреты халтурой, ремесленным способом зарабатывать деньги. Всерьез Энгр относился к своим работам на античную и историческую тематику.
"Композитор Керубини с музой лирической поэзии". 1842
Талантливый ученик Давида, Энгр довольно быстро отошел от его принципов. На вершине личного Олимпа Энгра нашлось место лишь для главного кумира — Рафаэля. Он вообще был убежден, что Рафаэль — лучшее, что случилось во всей мировой живописи, а после него история искусств свернула «куда-то не туда». Свою задачу Энгр видел в том, чтобы вернуться к Рафаэлю и от него пойти в правильном направлении, продолжая и развивая его традиции. А Рубенса Энгр терпеть не мог, заявляя, что его живопись ему «противна и враждебна, как лучу света мрачная темнота» .
"Портрет мадам Муатессье". 1856
Говоря про Энгра, вспоминают Делакруа. Противостояние этих титанов - противостояние классицизма и романтизма создавало напряженность, в которой развивалась французская живопись тех лет. Античные мотивы и сюжеты, обращение к фрескам возрождения, поклонение Рафаэлю, тончайший рисунок, приверженность классицизму Энгра противостояли страстности, изощренному владению цветом и романтической доктрине Делакруа. Уравновешивалось соперничество, пожалуй, их равновеликим по силе талантом.
Энгра называли последним оплотом классической школы, но при этом явно недооценивали. Потому что импрессионисты, которым в том числе был призван противостоять этот «оплот», Энгром восхищались. Его влияние признавали фовисты во главе с Матиссом, кубисты под началом Пикассо. А все они эти академизм не почитали. Так что Энгр — это гораздо больше, чем классическая традиция.
Автопортрет в возрасте 79 лет - Жан Огюст Доминик Энгр
Ещё: Жан Огюст Доминик Энгр (1780 - 1867)
Оригинал записи и комментарии на