Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Отрывок из повести Л. Толстого «Отрочество

Отрывок из повести Л. Толстого «Отрочество

«Детство Толстого» - Этапы и сроки проведения проекта. Чувства,поступки и духовный мир гл.героя в повести Л. Результаты представления. Студентка Филологического факультета,342 г. Янкявичюте Диана. Мы будем изучать следующие главы. Толстого « Детство». Толстого «Детство». Основополагающий вопрос. Проблемные вопросы.

«А.К.Толстой» - Карьера. Восьми лет Толстой, с матерью и Перовским, переехал в Петербург. Козьма Прутков. А. К. Толстой(1817-75), Встреча с Александром II. Родители. Творчество. Брак был несчастлив; между супругами скоро произошел открытый разрыв. Образование.

«Татьяна Толстая» - «Мне интересны люди «с отшиба»…». Дата рождения:3 мая 1951г. Предыстория Симеонова. Творчество. «Плохой» - «хороший» человек в рассказе «река оккервиль». Телевидение. В 2002 году участвовала в телепередаче «Основной инстинкт». Переехала в Москву в начале 1980-х и начала работать в издательстве «Наука» корректором.

«Писатель Толстой» - Наташа – идеальный образ женщины в представлении Толстого. На Кавказе Л.Н. Толстой начинает свою писательскую деятельность. Повесть «Детство». В 1857 г. Началась война России м Турцией. Жизнь ставит перед героями серьезные вопросы. В 1862 Л. Толстой женился на дочери известного врача Софье Андреевне Берс.

«О Жизни Льва Толстого» - В кругу литераторов. Появление «Войны и мира» сделало Толстого величайшим русским писателем. Отрочество и юность. Здесь Толстой впервые почувствовал бессмысленную, жестокую сторону войны. «Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком» М.Горький. Бурная жизнь юношеского периода. Род Толстых существовал в России 600 лет.

«Биография Алексея Толстого» - В последние годы обратился к поэзии (писал баллады и политические сатиры в стихах). Рос в богатой дворянской семье. Владимир Михайлович. В 1843 получил звание камер-юнкера. Алексей Михайлович. братья Жемчужниковы. Похоронен в Ницце на Русско кладбище Кокад. В своем творчестве сочетал острую сатиру с лиризмом.

Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика Захарова Оксана Юрьевна

Лев Толстой Детство Отрывок из повести

Лев Толстой

Отрывок из повести

Собираются гости

Судя по особенной хлопотливости, заметной в буфете, по яркому освещению, придававшему какой-то новый, праздничный вид всем уже мне давно знакомым предметам в гостиной и зале, и в особенности судя по тому, что недаром же прислал князь Иван Иваныч свою музыку, ожидалось немалое количество гостей к вечеру.

При шуме каждого мимо ехавшего экипажа я подбегал к окну, приставлял ладони к вискам и стеклу и с нетерпеливым любопытством смотрел на улицу. Из мрака, который сперва скрывал все предметы в окне, показывались понемногу: напротив - давно знакомая лавочка, с фонарем, наискось - большой дом с двумя внизу освещенными окнами, посредине улицы - какой-нибудь ванька с двумя седоками или пустая коляска, шагом возвращающаяся домой; но вот к крыльцу подъехала карета, и я, в полной уверенности, что это Ивины, которые обещались приехать рано, бегу встречать их в переднюю. Вместо Ивиных за ливрейной рукой, отворившей дверь, показались две особы женского пола: одна - большая, в синем салопе с собольим воротником, другая - маленькая, вся закутанная в зеленую шаль, из-под которой виднелись только маленькие ножки в меховых ботинках. Не обращая на мое присутствие в передней никакого внимания, хотя я счел долгом при появлении этих особ поклониться им, маленькая молча подошла к большой и остановилась перед нею. Большая размотала платок, закрывавший всю голову маленькой, расстегнула на ней салоп, и когда ливрейный лакей получил эти вещи под сохранение и снял с нее меховые ботинки, из закутанной особы вышла чудесная двенадцатилетняя девочка в коротеньком открытом кисейном платьице, белых панталончиках и крошечных черных башмачках. На беленькой шейке была черная бархатная ленточка; головка вся была в темно-русых кудрях, которые спереди так хорошо шли к ее прекрасному личику, а сзади - к голым плечикам, что никому, даже самому Карлу Иванычу, я не поверил бы, что они вьются так оттого, что с утра были завернуты в кусочки «Московских ведомостей» и что их прижигали горячими железными щипцами. Казалось, она так и родилась с этой курчавой головкой.

Поразительной чертой в ее лице была необыкновенная величина выпуклых полузакрытых глаз, которые составляли странный, но приятный контраст с крошечным ротиком. Губки были сложены, а глаза смотрели так серьезно, что общее выражение ее лица было такое, от которого не ожидаешь улыбки и улыбка которого бывает тем обворожительнее.

Стараясь быть незамеченным, я шмыгнул в дверь залы и почел нужным прохаживаться взад и вперед, притворившись, что нахожусь в задумчивости и совсем не знаю о том, что приехали гости. Когда гости вышли на половину залы, я как будто опомнился, расшаркался и объявил им, что бабушка в гостиной. Г-жа Валахина, лицо которой мне очень понравилось, в особенности потому, что я нашел в нем большое сходство с лицом ее дочери Сонечки, благосклонно кивнула мне головой.

Бабушка, казалось, была очень рада видеть Сонечку: подозвала ее ближе к себе, поправила на голове ее одну буклю, которая спадывала на лоб, и, пристально всматриваясь в ее лицо, сказала: «Quelle charmante enfant!» Сонечка улыбнулась, покраснела и сделалась так мила, что я тоже покраснел, глядя на нее.

Надеюсь, ты не будешь скучать у меня, мой дружок, - сказала бабушка, приподняв ее личико за подбородок, - прошу же веселиться и танцевать как можно больше. Вот уж и есть одна дама и два кавалера, - прибавила она, обращаясь к г-же Валахиной и дотрагиваясь до меня рукою.

Это сближение было мне так приятно, что заставило покраснеть еще раз.

Чувствуя, что застенчивость моя увеличивается, и услыхав шум еще подъехавшего экипажа, я почел нужным удалиться. В передней нашел я княгиню Корнакову с сыном и невероятным количеством дочерей. Дочери все были на одно лицо - похожи на княгиню и дурны; поэтому ни одна не останавливала внимания. Снимая салопы и хвосты, они все вдруг говорили тоненькими голосками, суетились и смеялись чему-то - должно быть, тому, что их было так много. Этьен был мальчик лет пятнадцати, высокий, мясистый, с испитой физиономией, впалыми, посинелыми внизу глазами и с огромными по летам руками и ногами; он был неуклюж, имел голос неприятный и неровный, но казался очень довольным собою и был точно таким, каким мог быть, по моим понятиям, мальчик, которого секут розгами.

Мы довольно долго стояли друг против друга и, не говоря ни слова, внимательно всматривались; потом, пододвинувшись поближе, кажется, хотели поцеловаться, но, посмотрев еще в глаза друг другу, почему-то раздумали. Когда платья всех сестер его прошумели мимо нас, чтобы чем-нибудь начать разговор, я спросил, не тесно ли им было в карете.

Не знаю, - отвечал он мне небрежно, - я ведь никогда не езжу в карете, потому что, как только я сяду, меня сейчас начинает тошнить, и маменька это знает. Когда мы едем куда-нибудь вечером, я всегда сажусь на козлы - гораздо веселей - все видно, Филипп дает мне править, иногда и кнут я беру. Этак проезжающих, знаете, иногда, - прибавил он с выразительным жестом, - прекрасно!

Ваше сиятельство, - сказал лакей, входя в переднюю. - Филипп спрашивает: куда вы кнут изволили деть?

Как куда дел? да я ему отдал.

Он говорит, что не отдавали.

Ну, так на фонарь повесил.

Филипп говорит, что и на фонаре нет, а вы скажите лучше, что взяли да потеряли, а Филипп будет из своих денежек отвечать за ваше баловство, - продолжал, все более и более воодушевляясь, раздосадованный лакей.

Лакей, который с виду был человек почтенный и угрюмый, казалось, горячо принимал сторону Филиппа и был намерен во что бы то ни стало разъяснить это дело. По невольному чувству деликатности, как будто ничего не замечая, я отошел в сторону; но присутствующие лакеи поступили совсем иначе: они подступили ближе, с одобрением посматривая на старого слугу.

Ну, потерял так потерял, - сказал Этьен, уклоняясь от дальнейших объяснений, - что стоит ему кнут, так я и заплачу. Вот уморительно! - прибавил он, подходя ко мне и увлекая меня в гостиную.

Нет, позвольте, барин, чем-то вы заплатите? знаю я, как вы платите: Марье Васильевне вот уж вы восьмой месяц двугривенный все платите, мне тоже уж, кажется, второй год. Петрушке…

Замолчишь ли ты! - крикнул молодой князь, побледнев от злости. - Вот я все это скажу.

Все скажу, все скажу! - проговорил лакей. - Нехорошо, ваше сиятельство! - прибавил он особенно выразительно в то время, как мы входили в залу, и пошел с салопами к ларю.

Вот так, так! - послышался за нами чей-то одобрительный голос в передней.

Бабушка имела особенный дар, прилагая с известным тоном и в известных случаях множественные и единственные местоимения второго лица, высказывать свое мнение о людях. Хотя она употребляла вы и ты наоборот общепринятому обычаю, в ее устах эти оттенки принимали совсем другое значение. Когда молодой князь подошел к ней, она сказала ему несколько слов, называя его вы , и взглянула на него с выражением такого пренебрежения, что, если бы я был на его месте, я растерялся бы совершенно; но Этьен был, как видно, мальчик не такого сложения : он не только не обратил никакого внимания на прием бабушки, но даже и на всю ее особу, а раскланялся всему обществу, если не ловко, то совершенно развязно. Сонечка занимала все мое внимание: я помню, что, когда Володя, Этьен и я разговаривали в зале на таком месте, с которого видна была Сонечка и она могла видеть и слышать нас, я говорил с удовольствием; когда мне случалось сказать, по моим понятиям, смешное или молодецкое словцо, я произносил его громче и оглядывался на дверь в гостиную; когда же мы перешли на другое место, с которого нас нельзя было ни слышать, ни видеть из гостиной, я молчал и не находил больше никакого удовольствия в разговоре.

Гостиная и зала понемногу наполнялись гостями; в числе их, как и всегда бывает на детских вечерах, было несколько больших детей, которые не хотели пропустить случая повеселиться и потанцевать, как будто для того только, чтобы сделать удовольствие хозяйке дома.

Когда приехали Ивины, вместо удовольствия, которое я обыкновенно испытывал при встрече с Сережей, я почувствовал какую-то странную досаду на него за то, что он увидит Сонечку и покажется ей.

Из книги Древняя Индия. Быт, религия, культура автора Эдвардс Майкл

Из книги Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика автора Захарова Оксана Юрьевна

Лев Толстой Война и мир Отрывок из романа-эпопеи Том I XVII Пьер сидел в гостиной, где Шиншин, как с приезжим из-за границы, завел с ним скучный для Пьера политический разговор, к которому присоединились и другие. Когда заиграла музыка, Наташа вошла в гостиную и, подойдя прямо

Из книги Загадки известных книг автора Галинская Ирина Львовна

Александр Бестужев-Марлинский Испытание Отрывок из

Из книги Прерафаэлиты: мозаика жанров автора Диккенс Чарльз

Владимир Соллогуб Большой свет Повесть в двух танцах Отрывок из

Из книги Мифы и правда о женщинах автора Первушина Елена Владимировна

Иван Тургенев Затишье Отрывок из повести Гаврила Степаныч Акилин, у которого назначен был бал, принадлежал к числу помещиков, возбуждающих удивление соседей искусством жить хорошо и открыто при незначительных средствах. Имея не более четырехсот душ крестьян, он

Из книги Блуд на Руси (Устами народа) - 1997 автора Манаков Анатолий

Лев Толстой Анна Каренина Отрывок из романа XXII Бал только что начался, когда Кити с матерью входила на большую, уставленную цветами и лакеями в пудре и красных кафтанах, залитую светом лестницу. Из зал несся стоявший в них равномерный, как в улье, шорох движенья, и, пока они

Из книги автора

Анна на шее Отрывок из рассказа II Наступила между тем зима. Еще задолго до Рождества в местной газете было объявлено, что 29 декабря в дворянском собрании «имеет быть» обычный зимний бал. Каждый вечер, после карт, Модест Алексеич, взволнованный, шептался с чиновницами,

Из книги автора

Юнкера Отрывок из романа Глава ХХ Полонез - Полонез, господа, приглашайте ваших дам, - высоким тенором восклицал длинный гибкий адъютант, быстро скользя по паркету и нежно позванивая шпорами. - Полонез! Дамы и господа, потрудитесь становиться парами.Александров

Из книги автора

Поединок Отрывок из повести

Из книги автора

Лев Толстой После бала Отрывок из рассказа - Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае. Я вот про себя скажу.Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после

Из книги автора

Константин Веригин Благоуханность Отрывок из биографической

Из книги автора

Натали Отрывок из рассказа Через год она вышла за Мещерского. Венчали ее в его Благодатном при пустой церкви - и мы и прочие родные и знакомые с его и с ее стороны не получили приглашения на свадьбу. И обычных после свадьбы визитов молодые не делали, тотчас уехали в Крым.В

Из книги автора

Повести о Глассах В квалификационном перечне системы «дхвани-раса» последнюю, десятую строчку занимает поэтическое настроение родственной близости, введенное в канон, как мы уже упоминали, лишь в эпоху индийского средневековья, т. е. позже всех остальных

Иван Ильич Головин, 45-летний член судебной палаты, упал и стукнулся боком о ручку рамы. После этого появились боли в левом боку. Самыми разными путями Иван Ильич противился сознанию того, что с ним что-то неладно. Он долгое время никак не придавал значения этому «пустячному случаю». Всей душой не желал принимать Иван Ильич этого дурацкого положения. Особенно досаждали его боли, когда они появлялись в самое неподходящее время. Например, на заседании суда, в тот самый момент, когда Иван Ильич, по обыкновению, должен был взять слово, перед которым он каждый раз волновался, зная, что назавтра речь и логику доказательства будет обсуждать весь город; досаждала она и тогда, когда дела требовали постоянной умственной деятельности ввиду сложности случая или по приезду начальства, перед которым следовало держать отчет и быть, как говорится, «в форме». Надо сказать, что Иван Ильич был человеком уважаемым, к его мнению прислушивались и к нему шли за советом, бывало и министры разных дел не принимали решений без дружеской беседы с Иваном Ильичом.

В конце концов он обратился к врачу. Но и это не принесло облегчения, боли усиливались при переезде от врача к врачу, а диагноз все не был уточнен. Болезнь захватила его целиком. Будучи человеком умственно весьма одаренным, он изучил все медицинские книги, которые нашел, сравнил свою болезнь со множеством подобных случаев, но так и не нашел для себя ответа: что за боль мучает его в левом боку? Наконец, он остановился на варианте «блуждающей почки». Усилием воображения он пытался поймать эту почку, остановить, укрепить её. Лежа на боку он прислушивался к тому, как благотворно действует лекарство, прописанное врачом, как оно снимает боль….Но, конечно, разочаровался и в этом. Раз, знакомая дама рассказывала про исцеление иконами. Иван Ильич поймал себя на том, что внимательно прислушивается и проверяет действительность факта. «Неужели я так умственно ослабел?» - сказал он себе и бросил все попытки лечения, вновь обратившись к работе. Но…и товарищи и подчиненные с удивлением и огорчением видели, что он, такой блестящий и тонкий судья, путался, делал ошибки. Избавиться от боли было невозможно, она проникала через все, и ничто не могло её заслонить.



Отношение Прасковьи Федоровны к болезни мужа было такое, что в болезни этой виноват Иван Ильич. Сам же он много переживал от того, что боль делает его раздражительным, что через эту свою раздражительность, с которой нет возможности справиться он приносит много страданий близким… Близкие же со временем перестали принимать во внимание его болезнь, и вели себя так, будто все в наибольшем порядке…

Постепенно Иван Ильич признает, что не в слепой кишке, не в почке дело, а в жизни и …..смерти. Он все чаще возвращается к впечатлениям детских лет, перед ним постоянно проплывают воспоминания, впечатления прошлого. «Вот – сливы. Они точно те, что я ел, когда был ребенком, и садовник наш Серафим, ругался, когда мы детворой общипывали сливовое дерево…

Буфетный мужик Герасим, - единственный, кто проявляет к нему чувство, подобное жалости к ребенку. Ивану Ильичу хотелось, чтобы его приласкали, поцеловали, поплакали бы над ним, как ласкают и утешают детей. Он знал, что он важный член, что у него седеющая борода и что поэтому все это невозможно; но ему все-таки хотелось этого. И в отношениях с Герасимом было что-то близкое к этому, и поэтому отношения с Герасимом утешали его. Ивану Ильичу хотелось плакать, хочется, чтоб его ласкали и плакали над ним и вот приходит товарищ Шебек, и вместо того, чтобы плакать и ласкаться, Иван Ильич делает серьезное, строгое, глубокомысленное лицо и по инерции говорит свое мнение о значении кассационного решения и упорно настаивает на нем…

Боль и страдания нарастают. Все то же. То капля надежды блеснет, то взбушуется море отчаяния…Ужасные сны мучают его. Ему казалось, что его с болью суют куда-то в узкий черный мешок и глубокий и все дальше просовывают и не могут просунуть И это ужасное для него делается совершенным страданием. И он и боится, и хочет провалиться туда, и борется, и помогает. И вот вдруг он оборвался, и упал, и очнулся…. Агония длилась три дня, три дня он не переставая кричит от мук. Три дня он чувствует, насколько в тягость окружающим, жалеет их…И вот приходит смерть Иван Ильич чувствует её как желанное, и ещё помня стыд за свое он хотел сказать «прости», но сказал «пропусти»…..

3. На основе анализа приведенного ниже текста напишите эссе: «Разгадка эпилепсии в варианте А.Менегетти»

Клинический случай эпилепсии . Отношения родителей способствовали развитию эпилепсии у их первенца А. (16 лет) и передаче этой динамики второму ребенку Ф., страдающему заиканием (оно представляет собой усиленную форму спорадического заикания матери). С пятилетнего возраста пациент лечился под наблюдением главного врача одной из самых известных больниц Рима. Диагноз: общая эпилепсия. Ко мне его привели после случившегося прямо в классе припадка, длившегося 20 минут, во время которого юноша находился в состоянии полного шока.

Индивидуальная консультация помогла мне понять его мать - женщину, хотя уже и замужнюю, но в глубине души тяготеющую к давно ушедшему детству, память о котором она по-прежнему хранит в себе. Именно эта детская форма поведения характеризует ее взаимоотношения с суровой повседневностью, превращая ее жизнь в мучения. Муж, воспитанный приемными родителями и не получивший настоящей уверенности от матери, по отношению к своей жене выказывает удушающую ее аффективность собственника. Жена, несмотря на испытываемое ею давление от этого невысказанного чувства собственничества, не способна оказать сопротивление и продолжает воспроизводить инфантильную модель поведения (в ее семье правом голоса также обладал только отец), тем самым подавляя свой порыв к протесту, и - что совершенно неизбежно - расплачивается за это патологией.

С рождением первенца, впрочем, устанавливается висцеральная связь, компенсаторный симбиоз, прямой, глубокий и интуитивный контакт между бессознательным матери и ребенка. Мы знаем, что бессознательное говорит прямо и непосредственно, оно не связано ни верованиями, ни нормами общественной морали, способными стать для него тормозом. Таким образом, подавленная матерью форма инстинктивного бунта и неудовлетворенности на бессознательном уровне становится законом, подпитывая в ребенке агрессивность и стремление к отмщению. В таком семейном эпизоде как, например, купание А., концентрируется вся динамика связи «мать-ребенок»: мать хочет, чтобы ребенок мылся самостоятельно, а он требует, чтобы его по-прежнему купала она. Эта пуповина, связывающая мать и ребенка, с одной стороны, поддерживается женской фрустрацией, а с другой определенным комфортом, в котором воспитан ребенок и без которого не может обойтись, предпочитая, чтобы с ним нянчились.

Во время консультации у А. обнаружилась сильная агрессивность (а ее не следует недооценивать), посредством которой он пытается навязать родителям игру, разрешенную ему в детстве. Очень чувствительный А. интуитивно уловил реальность бессознательного матери: его личность создавалась под влиянием духа вытесненной мстительности матери, которая вложила в него собственное несчастье. Окрепший и сформировавшийся ребенок, будучи уже независимым от родителей, тем не менее, магически претендует на продление сверхвознаграждения, и если ему в этом отказывают, он дает волю болезни, как форме шантажа или мщения, разрушительного для него и для других. Начало болезни совпадает с периодом беременности матери младшим братом. А. интуитивно ощущает какое-то чужое присутствие в бессознательном матери. Бессознательный заряд матери действительно смещается с первенца на ожидаемого ребенка, и А. своей болезнью неожиданно развязывает войну против родителей.

Эпилепсия и в самом деле развивается в результате своего рода короткого замыкания: когда существуют напряжение и фрустрированная агрессивность, субъект разряжает их внутрь себя; это грозит возмездием и той среде, в которой он живет. Это - упорная форма претензии на то, что субъект считает необходимым для своего выживания. Как только субъект осваивает этот механизм психосоматической реакции, он структурирует ее в гармонии с собственным организмом. Если бы мать в молодости была более раскрепощенной, раскованной, то она приучила бы и мужа относиться к ней соответствующим образом - как к свободному и зрелому человеку. Таким образом, здоровье детей зависит от счастья родителей. Чтобы вернуть А. его автономность, помочь заново сформировать характер, научить его ответственности за собственные действия и помочь управлять своей энергией, мне пришлось разрушить эту динамику связи с матерью. Для этого потребовалось 15 индивидуальных и семейных консультаций, после которых были отменены лекарственные препараты (метинал Л, гарденал, диамокс), которые пациент принимал ежедневно с 12-летнего возраста. Уже пять лет молодой человек чувствует себя хорошо, не проявляя никаких симптомов болезни.

Районный конкурс

на лучшую методическую разработку урока,

посвященного жизни и творчеству Л.Н.Толстого

«Гениальный мастер слова»

Тема: Л.Н.Толстой. Отрывок из повести "Детство".

Возраст учащихся: 12-14 лет

Цели:

Познакомить учащихся с краткой биографией писателя, историей появления романа “Четыре эпохи развития”, с содержание отрывка из повести.

Развивать навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умения воспроизводить в памяти прочитанные ранее произведения по прослушанным отрывкам; умения составлять выставку из книг на заданную тему с краткой аннотацией к каждой книге; умение анализировать прочитанный текст и в результате анализа определить, какие средства выразительности использует автор для выражения своих чувств.

На примере героя отрывка из повести воспитывать тёплое и бережное отношение к матери – самому дорогому человеку.

Оборудование:

    книги для выставки;

    рисунки учащихся с 1 по 7 класс;

    аудиозапись с отрывками из произведений Л.Н.Толстого;

    фотографии о жизни писателя; высказывание А.М.Горького;

    презентация

    магнитофон

    компьютер

Выставка

На доске : тема урока, эпиграф

Нет человека более достойного имени гения, более сложного и противоречивого и во всём прекрасного…” М.Горький

Звучит песня о Маме (Ассоль)

ХОД УРОКА.

I. Организация начала урока

Определение эмоционального настроя учащихся. Каждый ученик выбирает себе Ладошку и приклеивает в тетради, напротив даты.

Ребята, Цвет ладошки – это ваше настроение. Давай те посмотрим, какое оно у вас?

II. Вступительная часть

На доске – высказывание А.М.Горького, которое зачитывает учитель: “Нет человека более достойного имени гения, более сложного и противоречивого и во всём прекрасного…”

С этим человеком мы знакомы уже давно по его произведениям. Имя его – Лев Николаевич Толстой.

Кадр1

Сегодня на уроке мы подробнее поговорим о его жизни и творчестве, познакомимся с отрывком из его повести. (Во время знакомства с биографией, звучит тихая музыка.)

III. Знакомство с биографией

Учитель:

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября по новому стилю) в 1828 году в имении Ясная Поляна, близ Тулы. Большую часть своей жизни провёл писатель в этом местечке.

Кадр 2,3

По своему происхождению Лев Николаевич принадлежал к знаменитым дворянским фамилиям. В семье, кроме Льва Николаевича, было ещё трое сыновей: Николай, Сергей, Дмитрий и дочь Мария, сестра писателя. К сожалению, дети рано осиротели: Мария Николаевна, их мать, умерла в1830 году, Николай Ильич, их отец, – в 1837 году.

Кадр 4

Воспитательницей детей стала их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Она сохранила детские сочинения Л.Н.Толстого. Большим увлечением для Толстого было чтение.

Кадр 5,6

С 1841 года дети толстые жили в Казани у тётушки-опекунши Пелагеи Ильиничны Юшковой. В 1844 году Лев Николаевич поступил в Казанский университет. Но существующее преподавание не удовлетворяло его пытливый ум, и в 1847 году Толстой подал прошение об увольнении его из числа слушателей.

Кадр 7

В 1851 году Толстой с братом Николаем (к тому времени офицером-артиллеристом) отправился на Кавказ, чтобы поступить на военную службу. На Кавказе Л.Н.Толстой написал свою первую повесть “Детство”. Под названием “История моего детства” повесть была напечатана в журнале “Современник” и по желанию автора была подписана только его инициалами: “Л.Н.

Кадр 8,9

В период реформ 1860-х годов Толстой много сил отдавал практической деятельности, стремясь не на словах, а на деле облегчить жизнь народа. Он принял должность мирового посредника, чтобы по справедливости разрешать поры между помещиками и крестьянами.

Кадр 10

Настойчивые советы Тургенева оставить военную службу все-таки имели действие на Толстого: он подал прошение об отставке и в ноябре 1856 года получил увольнение от военной службы, а в начале 1857 года отправился в свое первое заграничное путешествие через Варшаву в Париж, а затем в Лондон.

Кадр 11,12

В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Вслед за тем в Крапивенском уезде при деятельном участии Толстого было открыто ещё 26 школ. Толстой сам обучал ребят грамоте. В 1870-х годах он создал “Азбуку” и первоначальные книги для чтения. Эти короткие рассказы и басни знают все с раннего детства.

Кадр 13,14

IV. Проверка домашнего задания

1. Возвращение к прочитанным произведениям Толстого.

С этими рассказами мы с вами знакомились на протяжении всех четырёх лет учёбы в школе. Они хорошо запоминаемы, потому что рассказы Л.Н.Толстого учат только добру и справедливости. Прослушайте отрывки и вспомните, из каких произведений они взяты? Подберите к ним рисунки.

Детям предлагается прослушать пять отрывков из рассказов и басен Л.Н.Толстого, записанных на аудиокассету:

Отрывок из рассказа “Филиппок”.

Отрывок из басни “Отец и сыновья”.

Отрывок из рассказа “Прыжок”.

Отрывок из басни “Муравей и Голубка”.

Отрывок из рассказа “Акула”.

2. Выставка книг, рисунков, подобранных учащимися, с краткими аннотациями.

Какие ещё рассказы Л.Н.Толстого вы нашли в библиотеке? Расскажите о своих находках.

V. Знакомство с биографией (продолжение)

На склоне лет Толстой был полон творческой энергии. За последнее десятилетие своей жизни он написал около пятидесяти произведений. На всю жизнь сохранил Толстой любовь к детям. В 1900-е годы он опять занимался с крестьянскими ребятишками, как в молодости.

Кадр 15

28 октября 1910 года в шестом часу утра Толстой навсегда покинул Ясную Поляну. Он направлялся на юг России. В дороге он заболел воспалением лёгких и вынужден был сойти с поезда на станции Астапово. В доме начальника станции прошли последние семь дней жизни писателя.

Кадр 16

Лев Николаевич прожил долгую жизнь. Он умер, когда ему было 82 года. Похоронили его, как он завещал, в Ясной Поляне, среди деревьев, на краю оврага.

Кадр 17

В Ясной Поляне находится музей Льва Николаевича. Туда приезжают люди со всех уголков мира, чтобы посмотреть своими глазами дом, где жил и творил великий русский писатель.

Кадр 18

Много времени с тех пор прошло. Но люди помнят, чтят имя нашего земляка, пишут о нем книги. Давайте послушаем стихотворение, написанное учениками 8 класса нашей школы, посвященное Л.Толстому.

Чтец. Его имя в мире стало легендой.

И как сказал один поэт:

«Толстой, как Бог, под золотою липой

На кленовом престоле любил посидеть»

Кадр 19

Был дом в Москве, на окраине.

Усадьба под Тулой была.

Милее Ясной Поляны

Усадьбы найти нельзя.

Съезжались к нему миллионы.

Пред ним преклонялся весь мир.

Но вместо великого гения,

Простой к ним старик выходил.

Пронзительный взгляд, и добрые

Сквозь брови виднелись глаза.

Блузон, сапоги высокие,

Седая совсем борода.

Кадр 20

Пронзительный, как бы колющий,

Взгляд серых глаз удивлял.

И сразу судью и мыслителя

Взгляд этот напоминал.

Любил он гулять вдоль флигеля,

Одевшись в скромный наряд:

И «шапонька» светло-коричневая,

И самодельный башмак.

Любил он Пушкина, Фета.

Шопена и Глинку любил.

Крестьян и их ребятишек

Открыл он для бедных школу.

И «Азбуку» он написал.

А для больных и страждущих

Все, что можно он отдавал.

Любил становиться невидимым

Для всех часов до пяти.

И сидя в комнате темной,

Писал он романы свои.

Кадр 21

Писал о «Войне и мире»,

Судьбу страны показал.

И девушку Анну Каренину

В романе он описал.

А в шесть выходил на террасу,

Пил кофе, с детьми он играл.

И музыку слушал прекрасную,

И молодость он вспоминал.

В то время, не очень легкое,

Пришлось на Кавказе служить.

И очень любил по - осени

Он на охоту ходить.

Любил поиграть он в теннис.

Народ от души веселил.

И до конца своей жизни

Верхом прокатиться любил.

Внезапно случилось несчастье.

Как гром среди белого дня,

Толстого болезнь поразила.

И всех она потрясла!

Ушел он из дома надолго.

И не вернулся туда.

Мы все потеряли Толстого,

Любимого земляка!

Кадр 22

Мы чтим до сих пор его имя.

Гордимся своим земляком.

И счастливы тем, в мире

На Тульской земле мы живем!

VI. Знакомство с новым произведением

1. История появления повести “Детство”

В своём рассказе о творчестве Толстого я упоминала о повести “Детство”. Эта повесть родилась на Кавказе. Именно там Лев Николаевич сделал свой самый главный выбор в жизни – он стал писателем. Он задумал роман “Четыре эпохи развития”, в котором хотел изобразить процесс духовного развития человека, “резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни: в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве скептицизм; в юности красоту чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе”. На Кавказе написана первая часть задуманного романа – “Детство”; позднее были созданы две другие – “Отрочество” и “Юность”, а четвёртая часть “Молодость” осталась так и не написанной.

Мы с вами на уроке познакомимся лишь с отрывком из первой повести. Создавая образы героев повести, писатель использовал свои личные впечатления и переживания, но повесть автобиографичная лишь отчасти. Л.Н.Толстой утверждал, что писал не о своём только детстве, но и о том, что есть в детстве каждого человека.

2. Первичное восприятие текста.

Комбинированное чтение: учитель – хорошо читающие учащиеся.

Какими чувствами переполнен этот отрывок?

3. Речевая разминка.

Прежде, чем мы приступим к самостоятельному чтению, проведём речевую разминку, которая поможет нам подготовить артикуляционный аппарат к работе. Разминка называется так же, как и отрывок Л.Н.Толстого, – “Детство” М.Яснова.

выразительное чтение учителем;

чтение выделенных слов, объяснение их образования;

чтение про себя учащимися;

хоровое чтение в умеренном темпе.

В ЧУДЕТСТВО откроешь окошки –

СЧАСТЛИВЕНЬ стучит по дорожке,

Цветёт ВЕСЕЛЮТИК у речки,

И звонко поют СОЛОВЕЧКИ.

А где-то по дальним дорогам

Бредут НОСОМОТ с БЕГЕРОГОМ…

Мы с ними в ЧУДЕТСТВО скорее пойдём –

Спешит ТОРОПИНКА под самым окном,

Зовёт нас глядеть – заглядеться:

Что там за окошком?

Чу!.. Детство!

4. Словарная работа.

Maman – читается “маман” на французский манер.

5. Чтение учащимися с заданием:

Найдите в тексте, какими словами обращается Николенька к матери, как он её называет.

6. Анализ отрывка с выборочным чтением.

Как мама называет своего сына?

О чём нам с вами, читателям, могут говорить эти выражения?

Что испытывал мальчик, когда находился рядом с матерью? Что хотелось ему сделать в эти минуты для всех знакомых и незнакомых ему людей? Прочитайте.

7. Выделение основной мысли текста.

Это произведение Л.Н.Толстого называется “Детство”. Как вы считаете, только ли о детских годах мальчика Николеньки хотел рассказать писатель?

Найдите и прочитайте строчки, которые выражают главную мысль отрывка.

VII. Подведение итогов урока

Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с отрывком из замечательного произведения Л.Толстого «Детство», узнали, как Николенька обращается к маме. А вы ребята, любите свою маму? Расскажите, как вы обращаетесь к ней, какая она у вас?

Давайте послушаем песню о самом лучшем друге на земле? Вы догадались о ком?

(Звучит песня о маме)

Закончить наш урок мне хочется словами самого Льва Николаевича, с которыми он обращался к своим ученикам в Яснополянской школе: “Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро”. Этим добром пронизаны все произведения Льва Николаевича. Именно поэтому их любят и знают взрослые и дети.

Кадр 23

VIII. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение по ролям этого произведения.

Попробовать написать четверостишие о писателе, герое.

IX . Рефлексия учащихся

1. «Автопортрет»

Учащиеся снова выбирают Ладошки и прикрепляют их в тетрадь. Делается вывод о состоянии учащихся на конец урока.

2. Высказывания учащихся о том, что им понравилось и что они для себя взяли.