Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » «Основные образы. Честь и бесчестье: роман «Белая гвардия», пьеса «Дни Турбиных

«Основные образы. Честь и бесчестье: роман «Белая гвардия», пьеса «Дни Турбиных

Белая гвардия. Историческая правда в романе

По характеристике исследователя В. Лакшина, роман Булгакова "Белая гвардия" представляет собой «нечто... подлинное, обаятельное и самобытное». На первый план в романе выдвигается не классовое начало, а человеческое. Позиция автора – на стороне вечности, поднимающей его над схваткой. "Белая гвардия" – это лирический роман-исповедь о русской истории, который, по словам автора, выявил «те тайные изгибы, по которым бежит и прячется душа человеческая».

Главная тема романа – судьба послереволюционной России, ее культуры и интеллигенции. В центре повествования – судьба семьи Турбиных, Гражданская война в России. Но книг о революции и Гражданской войне в то время было немало. Поэтому большое значение имеет позиция, с которой написан роман. Сам автор, приступая к созданию произведения, ставил целью «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы Гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях «Войны и мира».

На допросе в ОГПУ, на который Булгаков попал из-за своего романа, писатель сказал: «Я остро интересуюсь бытом интеллигенции русской, люблю ее, считаю хотя и слабым, но очень важным слоем в стране. Судьбы ее мне близки, переживания дороги». Однако в своем романе этот «слабый» слой Булгаков сумел оценить как талантливый продолжатель традиций школы Л.Н. Толстого.

Называя слой интеллигенции «лучшим», Булгаков вовсе не имел в виду то, что он лучше и выше всех и может вершить судьбы тех, кто находится ниже. В "Белой гвардии" автор самокритично рассуждает о трагедии русской интеллигенции, многое в ней осуждая, главным образом, ее народолюбие. Ведь не секрет, что представители интеллигенции весь народ, как понятие отвлеченное, обожали, а каждого его конкретного представителя считали хамом и вором. В записях Булгакова содержится открытый вызов образованному сословию: «Мучительно думать, что в стране, давшей Пушкина и Гоголя, существуют десятки миллионов людей, никогда не слыхавших о них».

В "Белой гвардии" Булгаков показал ту часть интеллигенции, которая по собственной вине оказалась в историческом тупике. Ее представители вольно или невольно способствовали разрушению государства и культуры. По ее вине погибло немало честных людей. Автор романа и его близкие на собственном опыте убедились, что удар, обрушившийся на интеллигенцию был заранее спланирован и рассчитан. Писатель был свидетелем того, как поредевшие от изнурительной борьбы то с красным, то с белым террором, от голода и болезней, ряды интеллигенции стремились в эмиграцию.

Писатель в романе выступает не только как адвокат интеллигенции, но и как прокурор. Псевдоинтеллигенты типа Шполянского, Тальберга и Лисовича сыграли, по мнению Булгакова, роковую роль в истории российской смуты. Роль народа в этом романе также неоднозначна, с одной стороны, людские массы сравниваются с «черным морем», с «черной рекой», а с другой стороны, Булгаков отражает на страницах романа извечные чувства справедливости и доброты народа. Так, убитый на Первой мировой войне вахмистр Жилин предстает во сне Алексея Турбина как «светозарный рыцарь».

Испугавшаяся реального народа, разделенная различными партиями значительная часть русских людей, носителей духовной культуры, теряла веру в родину и будущее, понимая, что это великий грех. И перед представителями интеллигенции со всей остротой встал актуальный во все времена вопрос: «Что делать?» Этот вопрос ставит Булгаков перед героями своего романа.

Создавая роман, Булгаков старался как можно правдивее передать историческую действительность. На примере Турбиных он показал, что трагический тупик – это неизбежный виток судьбы, что русской интеллигенции нужно расстаться с иллюзиями и мечтами о светлом мире социальной справедливости и победе демократии, посмотреть правде в глаза и, постаравшись уйти от отчаяния, попытаться найти выход из создавшегося положения. Сам Булгаков ко времени написания романа уже распрощался с иллюзиями, подтверждением чего служит одна из его сохранившихся записей: «Надвигается новое, совершенно неизведанное страшное... Просто даже если в окна посмотреть, сразу чувствуется, что ничего уже не будет...» Такие же предчувствия терзают душу молодого врача Алексея Турбина. Пусть не сразу, но он поймет, что назад пути нет. И к этому выводу его, как и других героев романа, подводит само время.

Семья Турбиных, два брата и сестра, в каждом из которых по-своему преломляются родовые черты, пытается решить вопрос, как жить. Опорой семьи в романе является Елена, воплощение женственности, уюта, преданности, которая тщетно пытается сохранить прежний нравственный уклад дома. На ее фоне старший брат, Алексей Турбин, на долю которого падает основной груз смятения и растерянности, выглядит человеком, которому с трудом дается определенная линия поведения. Восемнадцатилетний Николка, в отличие от него, более активно ищет свое место в событиях, способен к активным самостоятельным действиям.

Революция и Гражданская война поставили интеллигенцию перед выбором: «за» или «против». Поэтому конфликт в романе "Белая гвардия" определился двояко: столкновением действующих лиц с исторической действительностью и противостоянием вечных понятий – добра и зла, гуманизма и жестокости. Лучшие люди своего времени, такие как полковник Малышев и полковник Най-Турс, трагически воспринимают крушение идеалов. Малышев, видя что все попытки спасти Город оказываются безрезультатными, понимает – защищать некого и не от кого, и распускает дивизион, спасая таким образом сотни молодых жизней. Прикрывая студентов и юнкеров, гибнет и Най-Турс. Алексей Турбин все происходящие события переживает с мучительной болью. Пережив и осмыслив все происходящее, он приходит к мысли о том, что революция – это не борьба за высокую идею народного счастья, а бессмысленное кровопролитие. И так думает не только он. «Революция уже выродилась в пугачевщину», – говорит инженер Лисович Карасю. Но главную опасность для общества Василиса видит не столько в уничтожении материальных ценностей, сколько в разрушении моральных устоев: «Да ведь дело, голубчик, не в одной сигнализации! Никакой сигнализацией вы не остановите того развала и разложения, которые свили теперь гнездо в душах человеческих...»

Но несмотря ни на что, позиция автора оптимистична. На примере Турбиных он показывает, что ни войны, ни революции не в состоянии уничтожить Красоту, потому что она составляет основу человеческого бытия. Турбины, следуя завету Пушкина, сумели сберечь честь смолоду и потому выстояли, многое потеряв и дорого заплатив за ошибки и наивность. Прозрение, пусть позднее, все же пришло. Жизнь замечательной книги, ее героев и автора продолжалась, но, как всегда, перетекла в другое русло.

Для любимого 11 «Б»

Тематическое направление «Честь и бесчестие»


Тематическое направление «Честь и бесчестие»

Пружина чести , наш кумир !

И вот на чем вертится мир !

(А. С. Пушкин)


Честь и бесчестие

  • В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным
  • принципам или идти путём предательства, лжи и лицемерия.
  • Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных качеств человеческой личности: от верности нравственным
  • правилам и различных форм компромисса с совестью - вплоть до глубокого морального падения личности.

Честь-

это честность,

порядочность,

добросовестность,

достоинство -

все моральные качества и принципы,

достойные уважения .

это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».

(по В.Далю)

это добрая, незапятнанная

репутация, честное имя.


Что, по вашему, честь? Как вы понимаете слово « честь»

достоинство

честное имя

верность

ЧЕСТЬ

Чистая совесть

порядочность

благородство души

справедливость


Запишите (назовите) имена литературных героев, их отличительное качество как «человека чести» (укажите произведение).

Матрёна А.И.Солженицын «Матрёнин двор»

Маша Миронова

незапятнанная репутация

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

честное имя

справедливость

Андрей Соколов

купец Калашников

ЧЕСТЬ

порядочность

достоинство

М.А.Шолохов

Петр Гринёв

благородство души

М.Ю.Лермонтов «Песнь про купца Калашникова...»

верность

«Судьба человека»

Пьер Безухов Л.Н.Толстой

А.С.Пушкин

чистая совесть

«Война и мир»

«Капитанская дочка»

Сонечка Мармеладова

Ф.М.Достоевский.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

«Преступление и наказание»


Честь как воплощение духовной силы героя.

«Мастер и Маргарита» М. Булгаков.

Честь – это та высокая духовная сила , которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости.

Это стержень , который укрепляет личность в выборе поступка, это ситуация, когда судьей является совесть.

Иешуа пришёл в мир с истиной: человек добр. Добро является для него абсолютной ценностью, и именно это убеждение Иешуа определяет его поведение во время допроса. Изменить своим убеждениям для героя означает предать самого себя, поступить бесчестно.

Иешуа Га- Ноцри.

Иешуа- это прежде всего человек, который находит нравственную,психологическую опору в себе самом и в своей истине, которой он остался верен до конца. Он совершенен красотой духовной,не внешней, и это позволяет ему с достоинством принять решение Понтия Пилата, не позволив прокуратору склонить его к трусости. Хотя Иешуа испытывает чувство страха перед кентурионом Марком Крысобоем, солгать даже самому себе он не может.


Честность, порядочность – это уже половина счастья

Тезис

Пример. Л. Толстой « Война и мир»

Счастье – это спокойная совесть. Это осознание того, что ты прожил свою жизнь честно.

Пьер Безухов, находясь в постоянном поиске смысла жизни, ни разу не изменил своей чести и всегда поступал как порядочный человек. Поэтому в эпилоге романа мы видим, что он обрел счастье.

Чувство чести и долга, душевная щедрость и чистота – залог мира и счастья людей на земле.

Показывая, какие беды несет война миру, Толстой делает вывод, что только стремление каждого человека жить по законам чести и совести избавит народы от разрушения и гибели. Любимые герои Толстого, понимая это, следуют дорогой чести.


Невозможно представить былинных Илью Муромца, Святогора, Микулу Селяниновича вне категории чести.

С древних времен понятие честь в русской культуре является определяющим для оценки человека.

В «Повести о разорении Рязани Батыем» антитеза «честь и бесчестие» воплощается в образах рязанского князя Федора Юрьевича и «безбожного царя Батыя».

Защитником народных представлений о чести и достоинстве является купец Калашников в знаменитой

« Песне о купце Калашникове…»

М.Ю. Лермонтова .


Какой может быть честь

Воинская

  • А.С. Пушкин "Капитанская дочка" (Швабрин и Петр Гринев с Машей Мироновой);
  • М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" (Печорин сам по себе, Печорин и Грушницкий);
  • Л.Н. Толстой "Война и мир" (Курагины и Болконские; Пьер Безухов, Федор Долохов);
  • Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"
  • М. Булгаков "Белая гвардия" (Алексей Турбин и Тальберг);
  • Э. Хемингуэй "Прощай, оружие!" (Фредерик Генри);
  • В. Быков "Сотников" (Рыбак и Сотников)
  • М. Карамзин «Бедная Лиза»
  • А. Пушкин «Евгений Онегин»
  • А. Пушкин « Дубровский»
  • « Слово о полку Игореве»

Дворянская

Честь как достоинство

Честь против бесчестия


Воинская честь

Кодекс чести русского офицера Составлен в 1804 году, актуален навсегда

К жизни русского военного человека обращались многие писатели:

А. С. Пушкин (в романе « Капитанская дочка»)

А. И. Куприн (в повести «Поединок»)

М. А. Булгаков (в романе «Белая гвардия»).

В своих произведениях они пытались показать проблемы жизни русских офицеров.

Душа - Богу,

сердце - женщине,

долг - Отечеству,

честь - никому!

Господа офицеры

М. А. Булгакова «Белая гвардия».

Белая гвардия - это в основном «господа офицеры», для которых честь, совесть, воинский долг, рыцарское отношение к женщине -вечные понятия. Алексей Турбин как истинный офицер думает прежде всего не о себе и даже не о других, а о России, о своей чести. Принимая присягу, верит, что может честно служить, но не на благо кого-то «наверху», а на благо своей Родины, которую он любит и уважает. Со страниц романа с нами говорят настоящие офицеры, которые, если потребуется, отдадут свою жизнь до последней капли крови, но не потеряют своей чести.

А. Куприн в своей повести «Поединок» писал о буднях армейской жизни. Главный герой произведения - подпоручик Романов. Именно он ощущает ту пропасть, которая отделяет его от праздной богатой публики, и он начинает задумываться над причинами этого бедственного положения. Армейская служба превращается в обязанность, нудную, подневольную. Никто «в службу не верит и разумной цели этой службы не видит». Гибель героя неизбежна: «армейская знать», создавшая миф о «чести мундира», о своей исключительной роли в жизни страны, ополчается против каждого, кто отважится этот миф разоблачить.

« И ПЕРВЫЙ КЛАД МОЙ ЧЕСТЬ БЫЛА» А. ПУШКИН

Честь в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Проблема чести и совести в «Капитанской дочке» раскрывается на примере жизни и поступков Петра Гринёва.

Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. В напутствии сыну отец особенно подчеркивает необходимость соблюдения чести: « Служи верно, кому присягнешь, слушайся начальников; за их ласкою не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду ».

Оторвавшись от дома и родителей, Петр Гринев оказывается вовлеченным в карточную игру и проигрывается. Хотя Савельич уговаривал его уклониться от расчета, Гринев поступил по чести и вернул карточный долг.

Видя замерзающего путника, Гринёв, буквально, спасает его от гибели: совесть не позволяет равнодушно смотреть, как замерзает человек.

Честь дворянина не позволяет Гринёву простить Швабрина, с которым он подружился, за грязные намёки в адрес Маши. Дуэль, по мнению Петра – единственный способ отстоять честь девушки.

Полюбив Машу, молодой человек считает себя ответственным за её судьбу, и это тоже проявление чести и достоинства настоящего дворянина.

Так же достойно ведёт себя Пётр, оказавшись в плену у соратников Пугачёва: он не унижается, не молит о пощаде и готов принять смерть

Будучи честным человеком, Гринёв не может не возмущаться нерешительностью и бездарностью военных чиновников Оренбурга.

Честью и совестью продиктованы все последующие поступки Гринёва во время Пугачёвского бунта: он готов отвечать за своё общение с бунтовщиком перед государыней.


Дворянская

Дворянская честь

Долг дворянина, как считал Фонвизин , в том, чтобы блюсти свое человеческое достоинство и «быть другом честных людей». «Дворянину недостаточно быть дворянином – подлее этого ничего не знаю,» – говорит Стародум в комедии «Недоросль»

Женская честь

Быть женщиной – великий шаг.

И. А. Бунин .

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина

Пример

Для Татьяны честь – это прежде всего нутренняя правда и верность себе. Став княгиней, Татьяна отвергает ухаживания Онегина, которого все еще любит, поскольку верность согласуется с ее душевным строем, является ее внутренней потребностью: Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.

«Анна Каренина» Л.Н. Толстой

Анна Аркадьевна своим уходом от мужа к молодому любовнику, подрывает не только свою честь, но и честь семьи. Светское общество перестает принимать Анну, и прежняя, насыщенная жизнь, пусть и без любви, канет в прошлое, а в настоящем останется суровая реальность.

Ф.М. Достоевский «Идиот». Настасья Филипповна.

Дворяне, в особенности женщины-дворянки, опорочившие честь семьи, или не сумевшие найти в жизни счастье, либо боролись за свое положение в этом мире до конца, либо погибали.

Писатель показывает, как может быть поругана человеческая и женская честь.

В отрочестве героиню обесчестил богатый дворянин Тоцкий. Долгое время живя у него на содержании, Настасья Филипповна опустилась, прежде всего, в своих глазах. Будучи от природы чистым существом, героиня стала презирать и ненавидеть себя, хотя во всем случившемся не было ее вины. Уверовав в свою порочность и бесчестие, она стала вести себя подобающим образом. Настасья Филипповна считала, что она недостойна счастья и искренней любви, поэтому не вышла замуж за князя Мышкина.


Распутин « Женский разговор»

Честь для Натальи –любить, быть « любее любой».

Наталья

Хочется Наталье, чтобы внучка сохранила себя по капельке, подготовила к замужеству. У Натальи свое представление о невесте. Она за уважение друг к другу, внимание, заботу, жалость, сочувствие – это и составляло основу жизни, было любовью«ранешной». Это жизненный принцип Натальи.

А как же иначе: все честь по чести , по закону, по сговору. А не по обнюшке… … Я его до чутельки знала.


Женская честь

Женская честь –

это и целомудрие, и гордость, и скромность, и женственность,

и самообладание, и выдержка.

Целомудрие дочери дороже мне жизни и собственной чести.

А. В. Суворов.

Целомудрие – это чистота ума и сердца, чистота мыслей, поступков, это целостное отношение к миру, необходимое нравственно-психологическое условие для прочного брака и счастливой семьи .

« Целомудрие – это то, что оберегает дух человека от погружения его в плоть; это самосохранение человеческого духа, без чего человек становится плотью, животным, теряет всё человеческое », - такое определение этому слову давал Ефрем Сирин.

Старухи – то никуда не денутся, они, сменяя друг друга, будут всегда, но вот вопрос: какие старухи?

В. Г. Распутин


Дворянская

Основой самосознания дворянства является понятие чести. Это понятие связывалось с правами и обязанностями, которые зависели от положения человека. Рыцарский кодекс западноевропейского рыцаря-дворянина связывал честь с «верностью» и «служением».

Дворянская честь - это индивидуальные или официальные взгляды дворян на свой служебный и общественный долг, на свое положение в государстве и на социальной лестнице, на незыблемость своих привилегий и прав.

Долг дворянина, как считал Фонвизин , в том, чтобы блюсти свое человеческое достоинство и «быть другом честных людей».. «Дворянину недостаточно быть дворянином – подлее этого ничего не знаю,» – говорит Стародум в комедии «Недоросль»

А.С. Грибоедова «Горе от ума» . Преданность Александра Андреевича Чацкого своим идеалам и убеждениям - свидетельство того, что он является человеком чести.


Дуэль как способ защиты чести

А.С. Пушкин , « невольник чести » , защищая честь своей жены и свою честь, вызвал на дуэль Дантеса, оторый сомнительным поведением мог опорочить имя четы Пушкиных. Поэт не мог жить « оклеветанный молвой » и положил конец бесчестию ценою собственной жизни.

М.Ю. Лермонтов тоже пал жертвой бесчестных и злобных завистников.


Дуэль в литературе

Пример

Произведение

  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
  • Из-за необоснованной ревности Ленский вызывает на дуэль своего друга Онегина.
  • М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Печорин убивает на дуэли Грушницкого, вступившись за честь оклеветанной дамы. Трусость и малодушие Грушницкого нашли выражение в его бесчестном поведении по отношению к княжне Мери и к товарищу, которому он завидовал.
  • Арбенин, защищая свою честь, убивает собственную жену, поверив в искусно сплетенную интригу. Эгоист и злодей загубил невинную душу ради своих амбиций. Болезненное самолюбие и ложное представление о чести сделали его игрушкой в руках недоброжелателей и толкнули на злодейство.
  • М.Ю. Лермонтов «Маскарад»
  • Пьер искренне доверял старому другу, а Долохов опозорил его имя. Герой вступился за свою честь. Но, понимая, что «фальшивая» Элен не заслуживает того, чтобы из-за неё произошло убийство, готов раскаяться не из страха, а потому, что уверен в виновности жены.
  • Л.Н. Толстой «Война и мир» .

В чем выражается внутренняя честь?

Тезис

Произведение

Честный человек бережет свое и чужое достоинство.

Пример

Рыбак из повести В.Быкова «Сотников»

Честный человек держит слово.

Леонид Пантелеев «Честное слово»

На войнечувства обострены, в том числе и чувство собственного достоинства, чувство патриотизма, чувство товарищества.

Ведет себя порядочно - не нарушает этических норм.

Рассказ повествует о мальчике, которому старшие ребята велели ему стоять на посту, и он не мог уйти, не мог нарушить данное им честное слово

М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

«А зовут меня Степаном Калашниковым, А родился я от честного отца, И жил я по закону господнему: Не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью темною, Не таился от свету небесного...»


(по В.Далю)

Бесчестие

склонность к позорному поведению и поступкам, противным чести.

Всякое действие, противное чести, позор

стыд, срам, позор, поношение, поругание.


Истинная и ложная честь

Честь истинная

Честь ложная

Всегда в соответствии с совестью.

Мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее - «чиновничьей») души. И мираж вредный, созидающий ложные цели, ведущий к расточительству, а иногда и к гибели подлинных ценностей. Поэтому честь должна быть в гармонии с совестью». Статья Д.С.Лихачева «И пробил час...»

«Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу . Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом».

Д.С. Лихачёв « Письма о добром и прекрасном»


Антитеза честь-бесчестие в литературе

В. Дёгтев «Аморальный приказ»

Нельзя говорить: «Я только выполнял приказ».

Каждый человек наделен свободной волей, и в своих поступках руководствоваться должен высшим смыслом. Если получаешь аморальный приказ, ты обязан его не выполнять. Если выполняешь, то берёшь на себя вину не меньшую, чем тот, кто дал приказ. Исполнение аморального приказа противоречит чести офицера. Поэтому даже самому себе герой кажется чужим.Понятие чести, долга офицера для него сводится к соблюдению внешних проявлений «умылся, переоделся во всё чистое, облачился в парадный китель, как требует того морская традиция.»

  • Что я мог поделать – приказ есть приказ! Помня о долге капитана, я спустился в каюту, умылся, переоделся во всё чистое, облачился в парадный китель, как требует того морская традиция. Внутри у меня было, как на покинутой площади… Долго не выходил из каюты, находя себе всякие мелкие заботы, и всё время чувствовал, как из зеркала на меня смотрело бескровное, чужое лицо.

Произведения, в сюжетах которых

сталкивается честь и бесчестие

Д.Фонвизин «Недоросль» – Правдин, Стародум, Софья - Простаковы. А.Грибоедов «Горе от ума» – Чацкий – Молчалин, фамусовское общество. А. Пушкин «Капитанская дочка» – Гринёв – Швабрин. М. Лермонотов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» – купец Калашников – Кирибеевич. Н. Гоголь «Тарас Бульба». А.К.Толстой «Князь Серебряный». Л. Толстой «Война и мир» – Андрей Болконский – Долохов; старый князь Болконский – Василий Курагин… Ф.Достоевский «Идиот» – Князь Мышкин – Гаврила Иволгин; «Преступление и наказание».

А.Куприн Поединок». М.Булгаков «Белая гвардия»- Турбины- Тальберг.«Мастер и Маргарита». В. Каверин «Два капитана» - Саня Григорьев – Ромашин, Николай Антонович. Н.Думбадзе «Я вижу солнце». Н. Лесков «Человек на часах». А..Куприн «Чудесный доктор». М.Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон». В.Быков «Обелиск»; «Сотников». В.Распутин «Живи и помни»


Задание

Продумайте, какие аргументы вы приведёте для доказательства

утверждения;

сформулируйте их.

« Мне нужно, чтобы моё имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России»

А.С. Пушкин.

«Честь - жизнь моя. Они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни»

В. Шекспир


Задание

Подумайте,какими выражениями, в том числе и устойчивыми, со словом « честь » вы пользуетесь. Часто ли вы употребляете их? В каких ситуациях и с какой целью? Кто из литературных героев отстаивал свою честь?

«Человек незапятнанной чести.

По чести...

Уверяю вас честью.

Поступок, несовместимый с честью...

Знал бы ты честь...

Поле чести...

Возможные темы сочинений :

  • Произведение о чести и бесчестии, которое вас взволновало...
  • Называться человеком легко, быть человеком труднее (пословица).
  • Чем похожи слова «честь», «честность», «чистота»?
  • Почему честь ценилась во все времена?
  • Уместно ли говорить о чести и совести в наше время?
  • Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
  • Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. (Конфуций)
  • Когда виновный признает свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать, - свою честь (Виктор Гюго)
  • Кто теряет честь, сверх того уже ничего потерять не может. (Публилий Сир)
  • Честь похожа на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает её блеска и отнимает у неё всю её цену. (Пьер Бошен, французский писатель)
  • Верна ли русская пословица: «Береги честь смолоду»?
  • Торгуя честью, не разбогатеешь. (Ф.М.Достоевский, великий русский писатель)
  • Честного человека можно подвергнуть преследованию, но не обесчестить. (Ф.Вольтер)
  • Честь может быть потеряна только однажды. (Э .М.Капиев, дагестанский советский прозаик)
  • Честь нельзя отнять, её можно потерять. (А .П.Чехов)

Афоризмы, которые можно использовать в качестве тезисов

Лишать чести другого - значит лишаться своей. Публий Сир

Честь дороже жизни. В. Шекспир

Истинная честь не может терпеть неправду. Филдинг

Честь - это награда, присуждаемая за добродетель… Аристотель

Вытерплю несправедливость, только не бесчестье. Цецилий

Каждая нечестность - шаг к бесчестью. В. Синявский

Бесчестный человек готов на бесчестное дело. Пословица


Тематическое направление «Честь и бесчестие»

Эпиграфы к направлению

«Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон)

Бесчестие хуже смерти

Счастье с бесчестием-ведро с ненастьем

Всякому своя честь дорога

Честь нельзя отнять, ее можно потерять. А. П. Чехов

знал бы честь- посовестился

Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости. В. Г. Белинский

Честь - это желание снискать почести; соблюдать свою честь - это значит не совершать ничего такого, что было бы недостойно почестей. Ф. Вольтер

Соотнесите эпиграфы с темами сочинения, подберите аргументы


Мостики-переходы.

Мотив чести(бесчестия) является одним из ведущих в ….

- изображение поступков героя (пример???)

- отражение сущности человека, приём характеристики героя(пример???);

- средство раскрытия внутреннего, духовного мира персонажа(пример???).

Гражданская война началась 25 октября 1917 года, когда Россия раскололась на два лагеря: “белых” и “красных”. Кровавая трагедия перевернула представления людей о морали, чести, достоинстве, справедливости. Каждая из воюющих сторон доказывала свое понимание правды. Для многих людей выбор цели стал жизненной необходимостью. “Мучительные поиски” изображены в романе М. Булгакова “Белая гвардия”. Ведущей темой этого произведения стала судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны и окружающего хаоса.
Семья Турбиных является представителем русской интеллигенции, которая тысячами нитей (родовых, служебных, воспитанием, присягой) связана с монархической Россией. Семья Турбиных - это семья военных, где старший брат Алексей - полковник, младший Николай - юнкер, сестра Елена - замужем за полковником Тальбергом. Турбины - люди чести. Они презирают ложь, корысть. Для них верно, что “честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что иначе нельзя будет жить на свете”. Так говорил шестнадцатилетний юнкер Николай Турбин. А людям с такими убеждениями сложней всего было вступать во времена обмана и бесчестия. Турбины вынуждены решать: как жить, с кем идти, кого и что защищать. На вечеринке у Турбиных разговоры ведутся об этом же. В доме Турбиных мы можем найти высокую культуру быта, традиций, человеческих отношений. Обитатели этого дома начисто лишены высокомерия и чопорности, ханжества и пошлости. Они радушны и сердечны, снисходительны к слабостям людей, но непримиримы ко всему, что за порогом порядочности, чести, справедливости. Турбины и часть интеллигенции, о которой в романе сказано: армейские офицеры, “сотни прапорщиков и подпоручиков, бывших студентов”, выметены из обеих столиц метелью революции. Но именно они и принимают на себя самые жестокие удары этой метели, именно им “при дется мучиться и умирать”. Со временем они поймут, какую неблагодарную взяли на себя роль. Но то будет со временем. А пока убеждены, что иного выхода нет, что смертельная опасность нависла над всей культурой, над тем вечным, что растилось веками, над самой Россией. Турбиным преподан урок истории, и они, делая свой выбор, остаются с народом и принимают новую Россию, они стекаются под белые знамена, чтобы драться насмерть.
Большое внимание вопросу о чести и долге уделил Булгаков в романе. Почему Алексей и Никол-ка Турбины, Най-Турс, Мышлаевский, Карась, Шер-винский и другие белогвардейцы, юнкера, офицеры, зная, что все их действия ни к чему не приведут, шли защищать Киев от превосходивших в несколько раз по численности войск Петлюры? Их заставила это делать офицерская честь. А честь, по мнению Булгакова, есть то, без чего невозможно было бы жить на земле. Мышлаевский с сорока офицерами и юнкерами, в легких шинелях и сапогах на морозе оберегал город. Вопрос о чести и долге связан с проблемой предательства и трусости. В самые критические моменты положения белых в Киеве эти страшные пороки проявились у многих военных, находившихся во главе белой армии. Их Булгаков называет штабной сволочью. Это и гетман Украины, и те многочисленные военные, которые при первой опасности “крысьей пробежкой” удалились из города, в числе которых был и Тальберг, и те, из-за которых на снегу около Поста замерзали солдаты. Тальберг - белый офицер. Окончил университет и военную академию. “Это же лучшее, что должно было быть в России”. Да, “должно было...” Но “двухслойныеглаза”, “крысиная пробежка”, когда уносит он ноги от Петлюры, оставляя жену и ее братьев. “Чертова кук ла, лишенная малейшего понятия о чести!” - вот что такое этот Тальберг. Белые юнкера Булгакова - это обыкновенные юнцы из определенной классовой среды, терпящим крушение со своими дворянско-офицерскими “идеалами”.
В “Белой гвардии” события бушуют вокруг тур-бинского дома, который, несмотря ни на что, остается островком красоты, уюта и покоя. В романе “Белая гвардия” дом Турбиных сравнивается с вазой, которая незаметно разбилась и из которой потихоньку вытекла вся вода. Дом для писателя - это Россия, и потому процесс гибели старой России во время гражданской войны и гибели дома Турбиных как следствие гибели России. Молодые Турбины, хоть их и затягивает водоворот этих событий, до конца сохраняют то, что особенно дорого писателю: неистребимое жизнелюбие и любовь к прекрасному и вечному

    М.А. Булгаков родился и вырос в Киеве. Всю жизнь он был предан этому городу. Символично, что имя будущему писателю было дано в честь хранителя города Киева архангела Михаила. Действие романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» происходит в том самом знаменитом...

    Роман М. А. Булгакова «Белая гвардия» посвящен событиям Гражданской войны. «Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй...» -- так начинается роман, в котором рассказывается о судьбе семьи Турбиных. Они живут в...

  1. Новое!

    Роман «Белая гвардия» – роман тревожный, неспокойный, рассказывающий о суровом и страшном времени Гражданской войны. Действие романа происходит в любимом писателем городе – Киеве, который он просто называет Город. Седьмая глава тоже очень тревожная,...

  2. Алексей Турбин - самый старший в семье, военный врач, ему 28 лет. Понятие чести для А., как и для всех Турбиных, превыше всего. Это один из лучших представителей белого движения. Он борется с новыми порядками до конца, хотя и понимает, что ему нечего...

Окт 24 2010

М.А.Булгаков дважды, в двух разных своих произведениях, вспоминает, как начиналась его работа над романом «Белая гвардия» (1925). В «Театральном романе» Максудов рассказывает: «Он зародился ночью, когда я проснулся после грустного сна. Мне снился родной город, снег, зима, гражданская … Во сне прошла передо мной беззвучная вьюга, а затем появился старенький рояль и возле него люди, которых уже нет на свете». А в повести «Тайному другу» - иные подробности: «Я притянул насколько возможно мою казарменную лампу к столу и поверх ее зеленого колпака надел колпак из розовой бумаги, отчего бумага ожила. На ней я выписал слова: «И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими». Затем стал писать, не зная еще хорошо, что из этого выйдет. Помнится, мне очень хотелось передать, как хорошо, когда дома тепло, часы, бьющие башенным боем в столовой, сонную дрему в постели, книги и мороз…» С таким настроением и писались первые страницы романа.

Но замысел его вынашивался не один год. В обоих эпиграфах к «Белой гвардии»: из «Капитанской дочки» («Вечер завыл, сделалась метель») и из Апокалипсиса («…судимы были мертвые…») - никаких загадок для читателя нет. Они непосредственно связаны с сюжетом. И метель действительно бушует на страницах - то самая 45 натуральная, то аллегорическая («Давно уже начало мести с севера, и метет, и метет»). И суд над теми, «кого уж нет на свете», а по существу - над русской интеллигенцией, идет по всему роману. Сам выступает на нем с первых строк. Выступает свидетелем. Далеко не беспристрастным, но честным и объективным, не упускающим ни добродетелей «подсудимых», ни слабостей, недостатков и ошибок.

Роман открывается величественным образом 1918 года. Не датой, не обозначением времени действия - именно образом. «Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская - вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс». Дом и Город - два главных неодушевленных героя книги. Впрочем, не совсем неодушевленных. Дом Турбиных на Алексеевском спуске, изображенный со всеми чертами семейной идиллии, перечеркнутой крест-накрест , живет, дышит, страдает, как живое существо.

Будто чувствуешь тепло от изразцов печи, когда на улице мороз, слышишь башенный бой часов в столовой, бренчанье гитары и знакомые милые голоса Николки, Елены, Алексея, их шумных, веселых гостей… И Город - безмерно красивый на своих холмах даже зимой, заснеженный и залитый вечерами электричеством. Вечный Город, истерзанный обстрелами, уличными боями, опозоренный толпами солдат, временщиками, захватившими его площади и улицы. нельзя было писать без широкого осознанного взгляда, того, что называлось миросозерцанием, и Булгаков показал, что оно у него есть.

Автор избегает в своей книге, во всяком случае в той части, которая была закончена, прямого противостояния красных и белых. На страницах романа белые воюют с петлюровцами. Но писателя занимает более широкая гуманистическая мысль - или, скорее, мысль-чувство: ужас братоубийственной . С печалью и сожалением наблюдает он отчаянную борьбу нескольких враждующих стихий и ни одной не сочувствует до конца. Булгаков защищал в романе вечные ценности: дом, родину, семью. И остался реалистом в своем повествовании - не щадил ни петлюровцев, ни немцев, ни белых, и о красных не сказал ни слова неправды, расположив их как бы за занавесом картины. Вызывающая новизна романа состояла в том, что спустя пять лет после окончания гражданской войны, когда не утихли еще боль и жар взаимной ненависти, он осмелился показать офицеров белой гвардии не в плакатной личине «врага», а как обычных - хороших и плохих, мучающихся и заблуждающихся, умных и ограниченных - людей, показал их изнутри, а лучших в этой среде - с очевидным сочувствием.

В Алексее, в Мышлаевском, в Най-Турсе и в Николке автор больше всего ценит мужественную прямоту, верность чести. Для них честь - род веры, стержень личного поведения. Офицерская честь требовала защиты белого знамени, нерассуждающей верности присяге, отечеству и царю, а Алексей Турбин мучительно переживает крушение символа веры, из-под которого с отречением Николая II выдернута главная подпорка. Но честь - это и верность другим людям, товариществу, долгу перед младшими и слабыми. Полковник Малышев - чести, потому что распускает юнкеров по домам, поняв бессмысленность сопротивления: мужество и презрение к фразе нужны для такого решения.

Най-Турс - человек чести, даже рыцарь ее, потому что сражается до конца, а когда видит, что дело проиграно, срывает с юнкера, почти мальчика, брошенного в кровавую кашу, погоны и прикрывает его отход пулеметом. Человек чести и Николка, потому что мечется по простреливаемым улицам города, ища близких Най-Турса, чтобы сообщить им о его смерти, а потом, рискуя собой, едва ли не похищает тело погибшего командира, извлекая его из горы мерзлых трупов в подвале анатомического театра. Где честь, там мужество, где бесчестье - трусость.

Читатель запомнит Тальберга, с его «патентованной улыбкой», набивающего дорожный чемодан. Он чужак в тур- бинской семье. Людям свойственно заблуждаться, иногда заблуждаться трагически, сомневаться, искать, приходить к новой вере. Но человек чести проделывает этот путь по внутреннему убеждению, обыкновенно с мукой, с надрывом расставаясь с тем, чему поклонялся. Для человека, лишенного понятия чести, такие перемены легки: он, подобно Тальбергу, просто меняет бант на лацкане пальто, приспосабливаясь к изменившимся обстоятельствам.

Автора «Белой гвардии» волновал и другой вопрос: скрепой старой «мирной жизни», помимо самодержавия, было и православие, вера в Бога и загробную - у кого искренняя, у кого выветрившаяся и оставшаяся лишь как верность обрядам. В первом романе Булгакова нет разрыва с традиционным осознанием, но не чувствуется и верности ему. Живая, жаркая мольба-молитва Елены о спасении брата, обращенная к богородице, совершает чудо: Алексей выздоравливает.

Перед внутренним взором Елены возникает тот, кого автор впоследствии назовет Иешуа Га-Ноцри, - «совершенно воскресший, и благостный, и босой». Легкое прозрачное видение предвосхитит своей зримостью поздний роман: «стеклянный свет небесного купола, какие-то невиданные красно-желтые песчаные глыбы, масличные деревья…» - пейзаж древней Иудеи. Многое сближает автора с его главным героем - врачом Алексеем Турбиным, которому он отдал частицу своей биографии: и спокойное мужество, и вера в старую Россию, вера до последнего, пока ход событий не избудет ее до конца, но больше всего - мечта о мирной жизни.

Смысловая кульминация романа заключена в вещем сне Алексея Турбина. «Мне от вашей веры ни прибыли, ни убытку, - по-крестьянски просто рассуждает бог, «явившийся» вахмистру Жилину. - Один верит, другой не верит, а поступки… у вас у всех одинаковые: сейчас друг друга за глотку…» И белые, и красные, и те, что пали под Перекопом, равно подлежат высшему милосердию: «…все вы у меня одинаковые - в поле брани убиенные». Автор романа не прикидывался человеком религиозным: и ад, и рай для него скорее всего «так… мечтание человеческое». Но Елена говорит в домашней молитве, что «все мы в крови повинны». И мучился вопросом, кто заплатит за напрасно пролитую кровь.

Страдания и муки братоубийственной войны, сознание справедливости того, что он назвал «корявый мужичонков гнев», и вместе с тем и боль от попрания старых человеческих ценностей вели Булгакова к созданию своей 48 литература необычной этики - по существу безрелигиозной, но сохраняющей черты христианской нравственной традиции. Мотив вечности, возникший в первых строчках романа, в одном из эпиграфов, в образе великого и страшного года, возвышается в финале. Особенно выразительно звучат библейские слова о страшном суде: «И судим был каждый по делам своим, и кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное». «…Крест превратился в угрожающий острый меч. Но он не страшен. Все пройдет.

Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?»

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Офицерская честь в романе «Белая гвардия» . Литературные сочинения!

» стоит особняком, и прежде всего потому, что это не политический роман. Автор не ставит читателя перед выбором: за красных, за белых или зеленых, как делали многие писатели революционных и послереволюционных лет, он просто рассказывает нам о тех далеких событиях. Личное участие в военных действиях и долг перед потомками не позволяют ему коверкать факты. На мой взгляд, целью Булгакова было показать трагедию людей, живших в России двадцатых годов, и, в частности, гибель класса, к которому принадлежал он сам. Представители русской интеллигенции нередко оказывались людьми долга и чести, и именно эту мысль пытается донести до нас писатель.

Революция и последовавшая за ней ураганом пронеслись по стране, сметая все на своем пути, выкорчевывая старые порядки и устои. Не избежали этой участи и представители интеллигенции. Но почти никто не сдавался без боя - эти люди боролись за свою свободу, счастье, за все то, чем они жили. И даже перед лицом смертельной опасности бывшие офицеры, врачи, учителя оставались верны кодексу чести. Булгаков показывает своих героев в различных условиях: в домашней обстановке и во время кровопролитного боя, в счастье и в беде - и постоянно устраивает им испытания, чтобы мы, глядя на то, как они их преодолевают, смогли глубже проникнуть в душу и понять характер героев.

На мой взгляд, центральное место в романе занимает образ дома Турбиных. В этом доме все держится на вековых традициях, он символ былого геройского духа, и все нити связываются в узел именно в нем. Недаром после тяжелого боя туда приходит Мышлаевский, обовшивевший и замерзший, но не оставивший своих позиций, ведь он дал присягу государю и готов выполнить долг перед отечеством. Туда же приходит Карась, который, как и многие, сбит с винтов жизни и не знает, за кого он воюет. Он знает одно: «Всем нужно идти», -идти, чтобы выполнить долг каждого мужчины: защитить свою семью, свой дом, свой город.

В тот вечер полковника Най-Турса не было в гостях у Турбиных, но будь он там, я думаю, он не считал бы себя лишним, потому что он является типичным представителем «вымирающего класса». Мне кажется, что очень показателен в раскрытии его образа сон Алексея Турбина. В этом сне полковник находится в раю, то есть его смерть уже как бы предопределена. Такие люди, как Най-Турс, не могли выжить, так как, чтобы выжить в большевистском обществе, им пришлось бы изменить своим принципам, но это расходится с их понятиями о чести, а значит, неприемлемо для них. В том сне полковник был в форме витязя, «которой нет уже ни в одной армии со времен крестовых походов» , а ведь с древних времен богатыри были символом мужества, силы, достоинства, они всегда защищали свою Родину. И еще очень показательна смерть полковника. Видя, что бой проигран, Най-Турс, который устал, но который готов еще воевать, кричит: «Юнкегга! Слушай мою команду: сгывай погоны, кокагды, подсумки, бгосай огужие!… Бой кончен! Бегом магш!» Он понимает, что смерть этих мальчишек абсолютно бессмысленна, но сам не бежит, так как он офицер и его долг - оставаться на поле боя до конца.

Полковник Малышев находится далеко от Най-Турса, но поступает аналогично. Он опытный солдат и поэтому понимает: невозможно воевать с «составом», который ему «послал господь Бог». Эти добровольцы, не державшие в руках оружия, будут убиты сразу же. Честь офицера не позволяет Малышеву вести под пули этих обманутых людей. Он распускает дивизион и при этом говорит: «…Петлю-ре через три часа достанутся сотни живых жизней, и единственно, о чем я жалею, что я ценой своей жизни и даже вашей, еще более дорогой, конечно, их гибели приостановить не могу». Возможно, вот истинная сила характера.

Но более всего мне нравится Николка Турбин. Наверно, благодаря своей молодости и, следовательно, какой-то душевной чистоте. Он искренне верит в то, что должен стать героем, и не оставляет до самой смерти полковника Най-Турса, хотя тот всячески прогоняет его: «Удигай, гвупый мавый! Говогю - удигай!» Никто не обязывает Николку искать родных полковника, чтобы сообщить им о гибели главы семейства, отыскивать среди сотен трупов тело своего командира, чтобы предать его земле. Но, чувствуя свой долг - долг солдата, долг порядочного человека и друга, он старается исполнить последнюю волю умирающего.

Булгаков иногда говорит о своих героях с доброй иронией. Он дает Най-Турсу картавость, отчего грозные командирские приказы отдают какой-то простотой. Николка сообщает родным о смерти полковника «лучшим своим голосом», а Карася автор изображает «маленьким, укладистым и действительно похожим на Карася». Такая ирония помогает осознать, что перед нами простые люди, но на фоне людей, подобных Таль-бергу, который, спасая себя, бросил семью и дом, а потом город и Родину, не имеющих чести вообще, они кажутся героями.«Белая гвардия» - это любимое творение А. М. Булгакова, и даже не потому, что герои выражают убеждения автора, просто они сами являют собой образчик доблести, чести и мужества, достойный преклонения.