Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сообщение о грабаре. Русский художник игорь грабарь

Сообщение о грабаре. Русский художник игорь грабарь

Этого русского живописца современники не зря называли "человеком-оркестром". Художник, реставратор, музейный деятель, искусствовед, педагог - он умел делать практически все. Многогранная личность, полностью отдававшаяся искусству, творила на протяжении более чем шестидесяти лет. Грабарь Игорь Эммануилович, специализировавшийся на портретах и пейзажах, первым в Советском Союзе получил звание Заслуженного деятеля искусств.

Увлеченный живописью

Будущий гений родился в Будапеште, в 1871 году. Уже через пять лет его семья эмигрирует в Россию. Мальчик, получающий образование в московском лицее, грезит искусством: он посещает все выставки, изучает картины Третьяковской галереи, делает копии портретов из старинных журналов. Учась на историко-филологическом и юридическом факультетах в Петербурге, юноша поступает и в Академию художеств, где его примечает сам Илья Репин. Молодой человек постоянно рисует с натуры, делает зарисовки и портреты окружающих. Он входит в узкий круг людей, занимающихся искусством, иллюстрирует издание "Нива".

Новый этап творчества

Еще будучи студентом, Грабарь Игорь Эммануилович посещает Германию, Францию и Италию. Восхищенный искусством Возрождения и работами импрессионистов, он возвращается в Россию в 1903 году с новыми идеями. Как признавался сам мастер, в его жизни наступил новый этап и самый творческий период. Его работы замечают современники в России и за границей, и каждое новое произведение получает лестные отзывы.

Восхищенный красотой природы, он не скупится на яркие краски. Как полагают исследователи, на художника оказал огромное влияние французский импрессионизм, однако он работает в исконно русском стиле. Никому не подражает, а пишет по-своему.

Многогранная личность

Начиная с 1910 года, Грабарь Игорь Эммануилович отходит от живописи. Он безмерно увлечен архитектурой и музейной деятельностью. Талантливый автор спасает разрушавшиеся на глазах памятники зодчества, пишет книги и даже создает в память о русском враче Г. Захарьине больницу-мемориал в "палладианском" стиле. Возглавивший Третьяковскую галерею, он проводит реформу экспозиции и размещает картины в исторической последовательности. Имея репутацию бунтаря, Грабарь устраивает в Лондоне выставку русских произведений и идет против воли Третьякова, завещавшего не трогать его коллекцию.

От импрессионизма к реализму

И только с 1924 года мастер вновь обращается к живописи, увлекаясь не только пейзажным, но и портретным жанром. Работающий в лучших традициях реалистической живописи, он стремится к правде жизни и изумительно передает натуру. Его работы на многочисленных выставках по достоинству оцениваются критиками, считающими, что полотна художника Грабаря Игоря Эммануиловича заслуживают отдельного внимания.

Однако сам автор не стесняется называть некоторые свои творения откровенными неудачами. Именно так он отзывался о работах "Туркестанские яблоки" и "Красные яблоки на синей скатерти". А вот зрители увидели в них контраст фактур, противопоставление холодного оттенка теплому и по достоинству оценили пластику объемов.

Живописец работает и над камерными полотнами своих родственников и коллег. Так, он создал изумительный "Портрет В. М. Грабарь, жены художника", впечатляющий "Портрет академика С. А. Чаплыгина". Отличающиеся реализмом и безукоризненной передачей света, картины Грабаря Игоря Эммануиловича всегда вызывали восхищение его преданных поклонников.

В 1937 году он создает двухтомную монографию о Репине - своем любимом авторе. Вскоре его награждают за работу Сталинской премией.

Умер художник в 1960 году в Москве.

Величие природы

Мастер мечтал, чтобы его творения в большей степени отвечали зрительским представлениям о природе. Начиная работу, он тут же вставал на место публики. Пожалуй, самым известным шедевром гениального автора является "Февральская лазурь". Грабарь Игорь Эммануилович вспоминал, как однажды он приехал погостить к друзьям на дачу в Подмосковье. Природа пробуждалась от долгой спячки и праздновала новый этап своей жизни. Засмотревшийся на красавицу-березу, автор восхитился открывшемуся ему виду. Художник, вырыв ямку в снегу у дерева и глядя только вверх, чтобы запомнить необыкновенное зрелище, на свежем воздухе сделал набросок, восхитивший зрителей и критиков. Грабарь не обращал внимания на сильные морозы, а был переполнен счастьем от увиденной красоты, которую ему захотелось передать.

Необычный эффект

Публика была в восторге, увидев сказочные переливы ярких и чистых цветов, объединенных в единое целое лазурью неба. Живописец накладывает на белоснежный холст ярко-голубые тени с темно-изумрудными и коричневатыми вкраплениями. Стволы березок, окутанные кружевным инеем, буквально купаются в сияющем солнечном свете и сверкают, словно радужные бусы.

Любопытно, что автор создал полотно, которое заставляет зрителя посмотреть в насыщенную синеву неба снизу вверх. В самом облике исконно русского деревца сказалось радостное восприятие автором природы родного края. Художник видел удивительное очарование в русском пейзаже и стремился запечатлеть его в чистых красках, передающих все градации небесной синевы.

Последний пленэрист России

Обобщенный образ русской природы в картине Игоря Эммануиловича Грабаря "Февральская лазурь" (1904 г.) понравился публике, назвавшей мастера "последним пленэристом Руси". Талантливый живописец, нашедший собственный стиль, продолжил и развил все самое лучшее, что проявилось в творчестве Серова, Левитана и других известных пейзажистов.

Он достиг предельной цветовой насыщенности, нанося густые мазки плотным слоем. А написание картины с низкой точки - необычный прием, придающий творению удивительный эффект. Автор не старается перенасытить полотно светлыми красками, а темные проталины и грязноватый снег говорят о скором приближении весны. Все цвета, которые используются мастером, сливаются в единую палитру ярких и пастельно-прозрачных оттенков. Грабарь слышит музыку весны и чувствует легкую грусть расставания с любимой порой. Притягательное полотно, раскрывающее поэтический мир русской зимы, поднимает настроение, и именно такого чувства добивается художник, рисующий родную землю.

Грабарь Игорь Эммануилович: картины с названиями

Полотно "Осень. Рябины и березы" (1906 г.) создавалось под впечатлением произведений импрессионистов. Мастер создает настоящее чудо при помощи небрежных, слегка размытых мазков желтоватого, коричневого и пурпурного оттенков. Живописец восхищается чудесной порой и заставляет сделать это зрителя. Здесь даже не конкретное изображение золотой осени, а впечатление автора от увиденного. И этот восторг передается публике, которая не проходит равнодушно мимо картины. Кажется, еще немного, и можно услышать тихий шелест листвы высоких березок, ощутить на себе последнее тепло осеннего солнышка. Мастер играет с красками, стараясь передать свежесть и прозрачность воздуха, и это ему удается.

В 1937 году появляется работа "Подсолнухи", которая подкупила зрителей своей простотой. Здесь нет особой игры света, однако гармоничное сочетание золотистых подсолнухов, светло-голубого неба, затянутого облаками, и листвы очень темного, почти сине-зеленого цвета привлекли внимание публики.

Склонившиеся под своей тяжестью головки подсолнухов и смущенно жмущиеся друг к другу тоненькие березки производят огромное впечатление.

На ранних полотнах Грабаря Игоря Эммануиловича, биография и творчество которого волнуют его поклонников, можно заметить густую сетку из плотных мазков разных цветов. Издали они смешиваются в единое целое, образуя реалистические произведения, наполненные светом и любовью. Автор потрясающих шедевров, обожавший снежную зиму и морозные пейзажи, признавался, что природа весной, когда снег сменяется изумрудной листвой, перестает его привлекать. "Порой на моей палитре не хватает оттенков, которые способны передать невероятную красоту морозного дня", - рассказывал мастер. А именно такая природа играла для него насыщенными красками.

Один из самых последовательных русских импрессионистов владел секретом радужного сияния красок, позволяющим посмотреть на окружающий мир с радостью. Позднее, под влиянием соцреализма, его манера писать кардинально меняется.

В произведениях Грабаря Игоря Эммануиловича, наделенного многими дарованиями, нашли отражение отголоски наследия прошлого и воплотились в жизнь самые смелые идеи живописи будущего. Автор многочисленных работ вошел в историю как поэт русской зимы, хотя писал и осень, и лето. Он открыл миру русский пейзаж и показывал необычное в обычном.

Грабарь Игорь Эммануилович - (25. 3. 1871, Будапешт, - 16. 5. 1960, Москва), советский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Учился в петербургской АХ (1894-96) у В. Е. Савинского, Н. А. Бруни и И. Е. Репина, в Мюнхене в школе А. Ажбе (1896-98; после её преобразования в 1898 в школу А. Ажбе и Грабаря преподавал там же). Неоднократно путешествовал по странам Западной Европы, посетил США, Египет и Турцию. Работал в Петербурге (с 1889) и в Москве (с 1903). Член объединений "Mup искусства" и Союз русских художников. В ранний период испытал влияние югендстиля ("Дама с собакой", 1899, Третьяковская галерея). В 1901-08 в ходе работы Г. над жизнерадостными, пронизанными светом пейзажами, отличающимися необычайно эмоциональным восприятием русской природы, постепенно сформировалась его живописная манера, основанная на творческом освоении принципов импрессионизма ("Сентябрьский снег", 1903, "Белая зима. Грачиные гнёзда", 1904, "Февральская лазурь", 1904, "Мартовский снег", 1904, - все в Третьяковской галерее). В этот же период Г. создаёт ряд картин-натюрмортов; стремясь передать бесконечное разнообразие и изменчивую игру освещения, красоту и поэзию материального мира, окружающего человека, Г. пользуется густыми, рельефными мазками, обращается к живописным приёмам, близким к неоимпрессионизму ("Хризантемы", 1905, "Неприбранный стол", 1907, - обе в Третьяковской галерее). С 1906 в пейзажах Г. усиливается декоративное начало (серия этюдов "День инея", 1906, Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). В 1905-06 Г. участвовал в издании революционных сатирических журналов "Жупел" и "Адская почта". В 1909-14 по проекту Г. была построена больница (ныне санаторий "Захарьино") под Москвой.

Абрамцево. Плетень
1944г
Автопортрет в шляпе
1921г
Автопортрет в шубе
1947г
Балюстрада
1901г
Нижнетагильский
художественный
музей ИЗО
Банка с вареньем
и яблоки
1904г
Белая зима.
Грачиные гнезда
1904г
Берёзовая аллея
1940г
В гололедицу
1908г
В саду.
Грядка дельфиниумов
1947г
В.И.Ленин у
прямого провода
1927-1933г
Васильки.
Групповой портрет
1914г
Ветка яблони
1958г
Вешний поток
1904г
Въезд в усадьбу
1922г
Груши на зеленой
драпировке
1922г
Груши на синей
скатерти
1915г
Русский Музей
Дама с собакой
1899г
Девушка в
русском платке
Дельфиниум
1908г
Дельфиниумы
1944г
Дубки
1923г
За самоваром
1905г
За чтением.
Портрет В.М.Грабарь,
жены художника
1928г
Зима
1906г
Зимнее утро
1907г
Зимний вечер
1903г
Зимний пейзаж
1954г
Зимой.
Портрет О.И.Грабарь,
дочери художника
1934г 48х62см т
Золотые листья
1901г
Иней
1904г
Иней
1905г
Иней
1908г
Иней
1919г
Иней.
Восход солнца
1941г
Красные яблоки
на синей скатерти
1920г
Крыши под снегом
1889г
Луч солнца
1901г
Лучезарное утро
1922г
Майский вечер
1905г
Мартовский снег
1904г
Морозное утро.
Розовые лучи
1906г
Московский дворик
1930г
На озере
1926г
Натюрморт
1904г
Неприбранный стол
1907г
Новая дача
1903г
Няня с ребенком
1892г
Осень.
Рябина и березы
1924г
Павильон в Кузьминках
1904г
Под березами
1904г
Под березами,
1904г
Портет композитора
С.С.Прокофьева за
работой над
оперой Война и мир
1941г
Портрет академика
Алексея Николаевича
Баха
1939г
Портрет академика
В.П.Волгина
1946г
Портрет академика
Н.Д.Зелинского
1935г
Портрет академика
Сергея Алексеевича
Чаплыгина
1935г
Портрет
В.Г.Дуловой
1935г
Портрет
Валентины Михайловны
Грабарь,
жены художника
1931г
Портрет
Е.Г.Никулиной-Волконской
1935г
Портрет
К.И.Чуковского
1935г
Портрет композитора
С.С.Прокофьева
1934г
Портрет
М.И.Грабаря,
сына художника
1935г
Портрет
Н.П.Горбунова
1927г
Портрет
народного артиста
А.Б.Гольденвейзера
1940г
Портрет художника,
музейного деятеля
П.И.Нерадовского
1946г
Портрет Э.И.Грабаря,
отца художника
1895г
Последний снег
1931г
Послеобеденный чай
1904г
Проходной двор
в Замоскворечье.
Серый день
1941г
Разгар осени
1921г
Разъяснивается
1928г
Рябинка
1915г
Рябинка
1915г
Рябины
1924г
Светлана
1933г
Сентябрьский снег
1903г
Сийский монастырь
1920г
Сирень и незабудки
1905г
Сказка инея и
восходящего солнца
1901г
Снежные сугробы
1904г
Солнце поднимается
1941г
Старый сарай в
морозный день
1933г
Толстые женщины.
Гротеск
1904г
Туркестанские
яблоки
1920г
Угасающий день
1904г
Уголок уходящей
Москвы
1930г
Утренний чай.
В аллее
1917г
Утренний чай.
Подснежники
1954г
Февральская лазурь
1904г
Флора
1934г
Хризантемы
1905г
Цветы и фрукты
на рояле
1904г
Яблоки
1905г
Яблоки и астры
1926г
Ямщик
1904г
Ясный осенний
вечер
1923г

С начала 1890-х гг. Г. выступает с художественно-критическими статьями (с 1899 в журнале "Мир искусства"). По инициативе и под руководством Г. была издана первая научная "История русского искусства" (т. 1-6, 1909-16; редактор и автор важнейших разделов). Г. сыграл большую роль в распространении в России научных принципов искусствознания (окончательно сложившихся уже в советское время) и организации комплексного метода изучения истории искусства, при котором она рассматривается в тесной связи с общим развитием национальной культуры и общественной мысли. В дореволюционный период Г. создал ряд монографических исследований о творчестве русских художников. В 1913-25 возглавлял Третьяковскую галерею, где в 1914-15 перестроил экспозицию на научных началах и издал каталог (1917). После Великой Октябрьской социалистической революции Г. стал одним из организаторов и руководителей охраны памятников искусства и старины, одним из основоположников советского музееведения и реставрационные дела, инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918-30 директор, с 1944 научный руководитель). С деятельностью Г. - реставратора и учёного - связано открытие и исследование многих произведений древнерусского искусства 11-14 вв. (иконы, монументальные росписи) и заложены основы его научной истории. В пейзажной живописи Г. советского времени непосредственная эмоциональность импрессионистического этюда сменяется стремлением к картине, создающей обобщённый и законченный образ родной природы ("Ясный осенний вечер", 1923, "Зимний солнечный день", 1941, - обе в Третьяковской галерее). С конца 1920-х гг. Г. работал над портретами деятелей советской культуры (портреты: Н. Д. Зелинского, 1932, С. С. Прокофьева за работой над оперой "Война и мир", 1941, - оба в Третьяковской галерее; М. В. Морозова, 1934, Курская картинная галерея; С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба "Абрамцево"). Выполнил также историко-революционные картины "В. И. Ленин у прямого провода" (1933) и "Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина" (1938; обе - в Центральном музее В. И. Ленина, Москва). В советское время Г. опубликовал ряд монографических исследований и статей о русском искусстве. Г. - редактор и один из авторов "Истории русского искусства" (т. 1-13, 1953-69). Директор института истории искусств АН СССР (с 1944). Преподавал в Московском университете (профессор с 1921), Московском Художественном институте (1937-43, директор), институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской АХ (в 1943-46 директор). Государственная премия СССР (1941). Награжден 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

И́горь Эммануи́лович Граба́рь (1871-1960) - русский и советский живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор.

Академик АХ СССР (1947). Академик АН СССР (1943). Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

Родился 25 марта 1871 года в Будапеште в семье галицко-русинского общественного деятеля Эммануила Грабаря, избранного в конце 1860-х годов депутатом венгерского парламента. Крещён православным священником сербского происхождения, восприемником был Константин Кустодиев, дядя художника Б. М. Кустодиева . Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель русского движения в Закарпатье и Галиции. Мать художника, Ольга Грабарь, также занималась русской просветительской деятельностью в Галиции. Вскоре после рождения сына Ольга Грабарь с детьми уехала в имение отца в Карпатской Руси. Эммануил Грабарь был вынужден бежать в Италию, где устроился в качестве домашнего преподавателя детей князя Сан-Донато П. П. Демидова, а через три года последовал за ними в Париж. В 1876 году Э.Грабарь переехал в Российскую империю и поселился в Егорьевске Рязанской губернии, где, сдав экзамен на право преподавания французского и немецкого языков, стал работать в местной гимназии под фамилией Храбров. В течение 1879-1880 гг. в Россию переехали его жена с сыновьями.

С 1880 по 1882 годы Игорь Грабарь учился в Егорьевской прогимназии и посещал занятия Варвары Житовой, сводной сестры писателя И. С. Тургенева. С 1882 года учился в лицее цесаревича Николая, который окончил в 1889 году с золотой медалью; затем - на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.

В отличие от старшего брата, Владимира, ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника. Ещё в Москве он посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств; с 1892 года начал заниматься в академической мастерской профессора Павла Чистякова, а в 1894 году поступил в Петербургскую академию художеств, где в 1895 году начал заниматься в мастерской И. Е. Репина . В 1896 году он уехал в Европу и в Мюнхене поступил в частную школу-студию Антона Ашбе . К мюнхенскому периоду творчества относятся такие его работы, как «Дама с собакой» (1899) и «Дама у пианино» (1899).

В 1901 году вернулся в Россию; участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников», на выставках которых экспонировались его пейзажи и натюрморты.

В 1903 году он окончательно переехал в Москву. С этого времени Грабарь принимал участие в выставках «Мира искусства» в «Салоне» и «Союзе»; его работы выставлялись и за границей - в Мюнхене, в Париже, в Salon d’Automne, в 1906 году на выставке русского искусства, устроенной С. П. Дягилевым, в Риме на международной выставке в 1909 году и др. В 1910-х годах с И. В. Рыльским и И. В. Жолтовским входил в городское жюри, которое проводило в Москве «конкурсы красоты фасадов» .

Вскоре после переезда в Москву Игорь Грабарь познакомился с художником Николаем Мещериным; неоднократно посещал усадьбу Мещериных Дугино (ныне - посёлок Мещерино в Ленинском районе Московской области).

После Октябрьской революции Грабарь также активно занимался живописью, создавая как пейзажи, так и официальные, «придворные» композиции.

Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимала исследовательская и просветительская работа. И. Э. Грабарь много писал об искусстве в журналах - в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял; он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Написана маслом по холсту в 1931 г., располагается вертикально, размер составляет 95 на 78,5 см. Хранится в Национальном музее искусств имени Гапара Айтиева, Бишкек, Кыргызстан. Этот пейзаж является одним из многих отражений […]

Картина «Березовая аллея» посвящена красоте родной земли и относится к позднему творчеству Игоря Грабаря. Но, несмотря на тяжелые времена, совпавшие с написанием картины, она наполнена душевностью и трепетом перед мощью природы. Картина […]

Эта картина написана на самый простой и незатейливый сюжет. Тяжелый деревенский день подходит к концу. Солнце еще светит, но уже клонится к горизонту. Последние лучи заката озаряют крестьянский сарай, деревянную изгородь и […]

Сам художник вспоминал, что его натюрморты всегда отражали настроение. Вот и картина «Сирень и незабудки» (1904г.) – пронизанная солнечным светом, радостью, сиреневым благоуханием. Около натюрморта словно чувствуется яркий цветочный аромат. Хотя сам […]

В 1871 году на свет появился мальчик, которому было предрешено стать великим русским художником. Его имя – Игорь Эммануилович Грабарь. За свою долгую жизнь мастер нарисовал множество картин, восстановил и отреставрировал потрепанные […]

Игорь Эммануилович Грабарь – многогранная творческая личность. Он был любим многими за уникальные и очень красивые пейзажи русской природы. Почти всю свою жизнь являлся активным участников и руководителем художественной жизни страны. Отличавшийся […]

И.Э.Грабарь - Это одно из самых известных имен в истории русской культуры XX века. Человек многогранный, проявивший себя в искусстве, науке, музейном и реставрационном деле. За свою очень долгую жизнь Грабарь много трудился, отдавая всего себя делу, которым он занимался в этот период.

И.Э. Грабарь родился в Будапеште, в русской семье. Все его многочисленные родственники активно принимали участие в освободительном движении против "мадьяризации" славян, входивших в состав Австро-Венгерской империи, куда входил в то время Будапешт. За эту деятельность судили его деда и мать. Отец был вынужден скрываться, а в 1876 г. он эмигрировал в Россию. Некоторое время спустя в Россию привезли и Игоря.

После окончания гимназии Грабарь учился в московском лицее. Он мечтал о живописи, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской гаалереи и других московских музеев.

Осенью 1889г., 18 лет от роду, без денег, Грабарь едет в Петербург. Поступает в университет, учится на двух факультетах одновременно - юридическом и историко-филологическом, и упорно готовится в Академию художеств. Зарабатывает на жизнь сочинением юмористических рассказов и рисованием иллюстраций в журналы. И Грабарь поступает в Академию художеств, блестяще учится, занимается в мастерской самого Ильи Репина.

А летом 1895 года на каникулах совершает поездку в Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. В Италии он потрясен творениями великих мастеров Возрождения, а в Париже - работами импрессионистов и постимпрессионистов.

В 1900 г. Грабарь возвращается в Россию, и тут начинается его самый "творческий период", как признавался сам художник. Он вновь влюбляется в русскую природу, ошеломлен красотой русской зимы.

Безусловно, на него оказало искусство французских импрессионистов, но он не подражает им, пишет по-своему, по-русски. Вдохновенно бросает краски на холст, передает все переливы оттенков голубого, бирюзового, розового, не скупясь на яркие, звонкие краски в изображении русской природы.

В 1910 - 1923 годах художник отходит от живописи, он увлекается архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Он издает шеститомное издание "Истории русского искусства", для которого пишет важнейшие разделы. 12 лет Грабарь возглавлял Третьяковскую галерею. Активно занимается охраной памятников культуры от разрушения.

С 1924 года Грабарь вновь много занимается живописью, увлекается портретом. Изображает своих близких, пишет портреты ученых и музыкантов. Пишет и сюжетные картины: "В.И.Ленин у прямого провода"(1933), "Крестьяне-ходоки на приеме у В.И.Ленина"(1938).

И снова пишет пейзажи, по-прежнему предпочитает снег, солнце и радость жизни. В основном Грабарь работал в традициях русской реалистической живописи.

"Лучший отдых есть перемена работы", - говорил сам художник. И до конца своих дней он активно работал во многих областях культуры. Смерть застала его за работой.