Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Почему Вы стали православным священником? Как становятся священниками.

Почему Вы стали православным священником? Как становятся священниками.

Разговор пойдёт о священническом призвании. Иногда, встречаются на жизненном пути люди, которым, кажется просто прописано быть священниками, а они мирские. Часть людей, окончив семинарию, а часто и духовную академию, отказываются от рукоположения, часто ссылаясь на отсутствие призвания. Что ж оно такое, это призвание?

Вот, на мой взгляд, два вида призвания, не реализовать которые, это точно «зарыть талант в землю». Последствия всем известны(((.

1. Призыв Бога. Те люди, которые были обращены в веру осенением благодати, считают, что точно так же должно произойти и призвание на священство. Не ощутив этого, они не решаются стать на путь служения. И только ощутив получение дара Святого Духа в виде сверхестественного ощущения на пастырство, они готовы будут стать на путь служения. Такие призывы бывают. История знает примеры даже убегания от священства молитвенников и учителей, но священство, а потом и епископство их неумолимо настигало, как настигло призвание в миссионерство Савла.

2. Зов веры. Ещё одно определение призвания, с которым я встречался в рассуждениях семинаристов и священников, основано на внутренней убежденности безальтернативности их жизненного пути в статусе священника. Т.е., у человека внутри нет никаких сомнений. Как, не священником?! А кем же тогда? Нет! Только служить Богу. Не то что третьего, второго не дано! Причём, никакого получения дара пастырства такие люди не испытывают. Но все, кто так рассуждали, впоследствии оказались добрыми пастырями и очень активными церковными деятелями, хоть в 17 лет, хоть в 50.

Это и есть два вида именно призвания. Одно через прямое призвание, а другое – через горение веры и желание быть полезным Богу. Но священниками становятся не только таким путём. Если бы к сану было только этих два пути, то священников бы радикально не хватало. Потому встречаются не призвания, а приходы в священство. Вот те, с которыми мне довилось познакомиться, наблюдая за семинаристами и будучи знакомым со многими священниками.

3.Есть священники без призвания, но по наследству или благословению духовника, которому показалось , что его сын/духовный сын может быть священником. Они могут относиться к служению как к простой работе. Отслужил Литургию, требки отслужил, и день прошел. Если был пример с детства, то такой путь очень знакомый и понятный. И на него ступают, и служат, без энтузиазма, профессионально, иногда без души. Хотя есть у меня примеры наследственного священства с горением сердца и безальтернативностью служения. Но путь «наследственный» в стиле «ни рыба ни мясо» присутствует. Но он, кстати, ещё не самый худший.

4.Есть сознательный, чисто человеческий выбор служения, без ощущения безальтернативности, в надежде, что за желание быть полезным делу спасения людей, Господь укрепит веру и благословит служение священника. Часто бывает в зрелом возрасте, после прихода понимания, что служить Богу и людям в радость. А то, чем до этого занимался, только отвлекало в сторону. Опасность есть в принятии таких решений сгоряча, без знания содержания служения священника. Столкнувшись с приходской рутиной, может поломаться «красивая картинка» учительства и миссионерства, и возникнет сожаление о принятом решении.

Есть и опасные приходы на служение.

5.Выбор максималиста: если уж стал верующим, то только священником. Идущие по этому пути часто перегорают и могут жалеть о выбранном пути. Иногда и сходят с него, не выдержав напряжения внутреннего ропота.

6.Приход по тщеславию. Насмотревшись внешней стороны жизни некоторых знаменитых священников, или желая выделиться, или испытывая слабость к почитанию людей, которого часто удостаиваются священники. Бывают экземпляры, которым нравится ходить в священнических одеждах (не так как все). Некоторые считают себя потенциально великими богословами, не понимая, что на богословие у не священников времени намного больше. Кстати, хоть и опасный мотив, но если есть вера и понимание пути спасения, то в конце концов, после стабилизации, могут быть неплохими пастырями и учителями. Но не сразу.

Очень неблагочестивые мотивы:

7.Не нравится светская работа, вроде верю, и больше ничего не умею делать и ничему не хочу учиться. А не пойти ли мне в священники? Кадилом махать та проповеди читать. Сори за цинизм, это не мой подход, но он имеет место.

8.Предлагают по связям или за взятку «жирный приход», а у настоятеля мерс в гараже. Может и я себе наколядую/намахаю кадилом по-быстрому.

Самое страшное, что и такое бывает, хоть и не часто. Я знаю, что есть люди, ждущие осенения свыше, но которые и так горят живой верой и ищут любви. Поступая так, они остаются вне сана, оставляя места для исполнителей, а не служителей. Потому у меня и рождаются определённые соображения, не согласные с такой позицией. Если тщеславные, поправьте.

Представим человека, который прекрасно из многолетнего опыта знает суть служения иерея. Веру имеет достаточно глубокую. Давно и успешно работает по своей светской профессии. Но к нему приходит постепенное понимание того, что он мог бы служить с верой, и не служит. Он тратит кучу времени на изучение науки, совершенно бесполезной с позиций Царства небесного и даже где-то вредной с позиций спасения. Он понимает, что лучше эти усилия потратить на подготовку «Домой» себя и окружающих. Если у него есть опыт обращения людей из неверия в веру, то у него есть некоторые основания думать, что он может в служении выступить орудием Бога для спасения большего количества людей.

Он еще думает о том, что какой-то талант, с учетом вышесказанного у него есть. Он его получил от Господа, и зарывать его в землю нельзя, последствия из Евангелия всем верующим прекрасно известны. Человек понимает, что если он будет ждать призыва, как некоего разряда благодати у него в душе, то может и не дождаться. Не всех так призывают, даже если подобное произошло во время обращения в веру. И потом он не оправдается тем, что боялся войти в служение без явного призвания.

И вроде бы уже человек готов уйти в служение Богу. Но тут врубаются тормоза. А вдруг я только возомнил, что могу быть священником? А вдруг это во мне тщеславие говорит, и нет у меня вообще никакого таланта, и никто мне его не давал. Хотя я глубоко уверен, что те, кто получили обращение явным посещением благодати, уже имеют дар Святого Духа. И если к ним приходят мысли о священстве, то с большой вероятностью, что они от Бога. А вдруг это прельщение от бесов, которые знают, что потом я пожалею о выборе служения, и во мне проявится ропот? Вопросы правильные. И их самокритичный самопризывник должен задавать. Но откуда, ты, ограниченное творение, можешь знать, как благословится Господом твоё служение в его процессе, если ты будешь верен и старателен? Ведь даже козни бесов по их последствиям известны Богу, и Он их попускает, чтобы реализовался Его Промысел!!! И эти соображения всплывают в голове. А ещё понимание предоставленной мне Богом свободы выбора, которую он у меня не желает отбирать. И голова идёт кругом. При слабом уровне духовности не различить, где своё, а где привнесенное в голову извне.

Кстати, момент чёткого призвания, явного дара Духа, может отчасти бывает тем, кто внутри принял подобное решение самостоятельно. Если нет решения, то Бог через дар призывает редко, не нарушая свободы человека. Может давать дар тому, кто окажется орудием для Промысла, или тому, кто потом будет явно рад и будет благодарить Бога за призвание, а пока этого не осознаёт. Но в большинстве, человек сам должен проявить волю ко взятию креста служения. Или я не прав?

Обращаюсь с большой просьбой к священникам, которые дочитают статью до конца. Нам очень важны ответы на вопросы, чтобы понять, не слишком ли верующие осаживают порывы своей веры? Или не слишком ли они уповают на явный призыв, ожидая его, сложив руки? Ведь призыв оставить всё, взять крест и следовать за Христом и так постоянно звучит из Евангелия. Но кто уже связан семьёй и детьми, или не чувствует призвания к монашеству, тот может служить Христу диаконом или иереем. Понятно, можно оставаться на месте, и, совершенствуясь, спастись самому и помочь окружающим. Но если мысли о служении всё же регулярно и настойчиво всплывают, гнать их прочь (если нет первых двух видов призвания), или всё же есть другие правильные мотивы на служение, коих я не учел? Ведь в любом случае основным двигателем должна быть вера и желание послужить, даже если «побочные» мотивы не всегда святы (как то желание учительства или миссионерства).

Итак, вопросы, на которые хотелось бы получить ответы от действующих священнослужителей . Естественно, в обсуждении статьи могут принимать участие все желающие.

1.Расскажите, хоть инкогнито, хоть официально, что именно вас подвигло стать священником? Рассказ может быть лаконичным и без подробностей, если они не важны.

2.Чувствовали ли вы призвание от Бога на священство?

3.Что было у вас первичным: личный акт выбора или призыв благодати?

4.Как для себя понять, регулярные мысли о священстве – это прельщение с самомнением, максимализм веры или это таки готовность и желание к служению?

5.Может ли быть человеку предложение на священство не от Бога (если сам человек только размышлял об этом пути)?

6.Может в перечисленных выше видах становления на путь служения (8) я что-то упустил? Какие ещё есть мотивы становления священниками из вашего опыта или знакомых служителей?

Отвечать на вопросы можно и полностью, и выборочно. Как у кого будет со временем, вдохновением и готовности к открытости.

Не забывайте, что своими ответами, вы, возможно, поможете некоторым людям стать решительнее в поиске своего онтологически-правильного места под Солнцем.

Священники: кто они такие?

Начнем тему с того, кто такие священники. Правильнее называть их не священниками, а священнослужителями, но первое определение богослужителей более привычное для россиян, но и более короткое, удобное. Однако стоит учитывать, что священник или иерей имеет только вторую степень священства, а значит не имеет права на таинство рукоположения! Назначают священников епископы или архиереи, имеющие высшую степень священства. Назначение происходит через таинство рукоположения. В России давно обращение к священнику звучит как «батюшка», а так же «отец», но правильнее всего обращаться к священнослужителю данного чина «Ваше преподобие». В зарубежной церкви такое обращение относилось к священнику монаху, а если священник был женат, то необходимо было обращаться «Ваше благословение».

Нельзя не отметить и такое обращение, и название священнослужителя, как «Поп» (вспомните, например, сказку «О попе и его работнике Балде»). Однако обращение это имело довольно простонародный и даже негативный смысл, хотя лет пять в середине 18 века священников было официально принято называть попами. А название богослужителей, как «священников» появилось и укрепилось позднее, при Екатерине 2 и ее духовном наставнике Панфилове Иване. Под названием «папа» осуществляют свою деятельность католические священники. Интересно и название жены священника. Раньше их звали «попадьями», сейчас же они «матушки».

Путь к священству.

Для того, как стать священником, необходимо готовиться, многое знать о себе, о своей вере. Давайте разберем, какие «ступени карьерной лестницы» могут ожидать и готовятся перед будущими и действующими священнослужителями. Священнослужители различаются по степени доступных священств для них:

1. Диакон. Этот священнослужитель может служить при проведении различных таинств;

2. Священник. Священнослужитель данного «уровня» может совершать таинства, т.е. проводить их;

3. Епископ. Высшая стадия священности, священнослужитель может не только проводить службы и таинства, но и посвящать желающих и готовых к проведению таинств.

Чтобы стать священнослужителем, необходимо окончить семинарию. Поступить туда не так легко, как может показаться. Вот что предстоит, чтобы стать студентом семинарии:

— быть мужчиной старше 18 и моложе 35 лет,

— иметь минимальное образование (т.е. среднее),

— быть не женатым или иметь первый брак,

— сдать устно экзамены по истории Библии (Ветхий и Новый Завет), общецерковной и Русской Православной истории, Катехизису и Церковному уставу,

— письменно сдать изложение на церковную историческую тему или на библейскую тему,

— ответить на дополнительные вопросы приемной комиссии (могут проверить умеете ли вы читать Псалтирь, знаете ли молитвы, песнопения и есть ли у вас музыкальный слух).

Сдача экзаменов начинается в августе, а обучение как обычно с 1 сентября. Учиться необходимо не больше, чем в простом учебном заведении – 5 лет. Кроме того, студенты семинарии получают стипендию, а иногородние и неженатые получают комнату в общежитии и питание.

Через 5 лет обучения в семинарии выпускник приезжает в епархию, где совершается распределение бывших студентов по приходам. Важно вот еще что: лучше всего будущему священнослужителю сразу определиться станет ли он монахом или женится. Путей развития событий всего три:

— женитьба (один раз на всю жизнь!) до принятия сана,

— отказ от пострига, неготовность к женитьбе и отложение принятия сана (целибат).

Как только духовный сан будет принят, поменять его будет невозможно! Потому стоит определиться с решением как можно раньше, и если не хочется, то жену стоит найти во время обучения в семинарии. Это не очень сложно, т.к. найти невесту можно, например, в духовном хоре, на православном сайте или форуме и т.д.

Кто может быть священником? Как возник институт священства? Насколько реалии современной приходской жизни влияют на систему обучения в духовной семинарии? На эти и другие вопросы отвечает владыка Антоний - митрополит Бориспольский и Броварской, Управляющий делами Украинской Православной Церкви.

Кто посредник?

- Владыка, для чего существует священство? Почему нужны посредники в общении между человеком и Богом?

Представление о том, что священник – это посредник в общении между Богом и человеком, в корне ошибочно. Кого мы называем посредником в обычной жизни? Того, кто находится посередине. Посредник – тот, через кого передается что-то. Если два человека общаются через посредника, то между ними отсутствует личный контакт. И если считать священника «посредником», это будет означать, что лично с Богом мы не общаемся. А ведь Новый Завет проникнут обратным ощущением, порой просто непостижимой близостью Господа к людям. Это книга о теснейшем общении Бога с человеком, книга о Богочеловечестве!

- Что же тогда священство?

Давайте откроем Новый Завет. Мы видим, что для несения особой миссии Господь Иисус Христос избрал только 12 апостолов (в переводе с греческого - «посланников»). Они несут всему человечеству весть о том, что мир спасен во Христе, проповедуют Царство Божие, пришедшее в силе. Они вначале распространяли веру, а затем укрепляли ее среди новообращенных христиан. Без этой миссии христианство было бы просто невозможно. В Послании к Римлянам апостол Павел пишет: как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? (Рим. 10: 14–15). Эти слова как раз и говорят о рождении Церкви: Господь посылает апостолов, они проповедуют всему миру, и в результате люди принимают Христа как своего Спасителя. Таким образом, с самого начала христианства Господь Иисус Христос установил среди Своих последователей особый институт - институт апостолов.

- А как возник институт священства?

В Новом Завете ясно зафиксированы моменты, когда апостолы начинают назначать для руководства общинами епископов и пресвитеров. Так, в Книге Деяний говорится, что апостолы Павел и Варнава рукоположили пресвитеров к каждой церкви (Деян. 14: 23). Несколькими главами раньше повествуется об избрании семи диаконов для поддержания порядка и справедливости при ежедневном раздаянии потребностей (см.: Деян. 6: 1–6). Эти священнические степени существуют до сего дня. Задача епископа и священника, как мы ясно видим в Писании, состоит в том, чтобы руководить общинами, учить христиан истинам веры и помогать им идти по пути духовного совершенствования. Обычно священника называют пастырем. Это означает, что он и возглавляемая им паства идут в одном направлении. Поэтому на него возлагается особая ответственность за общину.

При знакомстве с церковной иерархией становится очевидно, что по своей сложности она не уступает «табели о рангах» в армии. Как с этим разобраться непосвященному?

На самом деле, как я уже сказал, существует лишь три степени священства: диакон, священник и епископ. Диакон (в переводе с греческого - «служитель») лишь помогает при совершении богослужений, но самостоятельно не имеет права совершать таинства. Если он состоит в монашеском чине, его называют иеродиаконом, а принявший постриг в схиму именуется схииеродиаконом. Старший диакон в женатом духовенстве называется протодиаконом (первым диаконом), а в монашестве – архидиаконом (старшим диаконом).

Вторая степень священства – пресвитер (в переводе с греческого - «старейшина»). Его еще называют священником, или иереем. Он может совершать все таинства, кроме рукоположения. Пресвитер, состоящий в монашестве, именуется иеромонахом, а принявший схиму – схииеромонахом. Старшие из пресвитеров белого духовенства называются протоиереями и протопресвитерами (первыми священниками). Старшие из монахов-священников именуются игуменами и архимандритами. Игумены и архимандриты обычно руководят монастырями.

Третья (высшая) степень священства – епископ (в переводе с греческого - «надзиратель»). Он имеет право совершать все семь таинств. Епископов еще называют архиереями или иерархами. Они возглавляют большие церковные округа (епархии). В состав епархии может входить от нескольких десятков до нескольких сотен храмов. Епископы могут управлять и объединениями епархий, которые обычно именуются митрополичьими округами. Соответственно, такой епископ именуется митрополитом. Епископ, возглавляющий Поместную Церковь, может носить титул архиепископа, митрополита или патриарха.

«После принятия сана вступать в брак запрещено»

Многие думают, что выпускник семинарии становится священником автоматически. Как совершается Таинство Священства?

Рукоположение во все три степени священства совершается только во время Божественной литургии. Священника и диакона рукополагает епископ. А рукоположение епископа могут совершить не менее двух епископов. Единолично один епископ не может рукоположить другого - это запрещено каноническими правилами.

- С чем связан этот запрет?

Прежде всего, с соборной природой Церкви. Священник и диакон получают свои полномочия от епископа. Рукополагая диакона или священника, епископ делегирует ему часть своих полномочий в сфере богослужения и совершения таинств. Диакон и священник подчинены власти епископа, в епархии которого они служат. Но между епископами каноны устанавливают совсем иные отношения. Епископы равны между собой. Высшая власть в Церкви - Собор епископов, который является наследником апостольского Собора. Поэтому избрание и рукоположение нового епископа должно совершаться только Собором епископов. В практике Украинской Православной Церкви избрание нового епископа осуществляется Священным Синодом. Рукоположения новых епископов происходят в торжественной обстановке, на Литургии.

- Как происходит само Таинство? Что в нем является главным?

Главный момент Таинства – возложение рук, во время которого читается особая молитва. Когда происходит рукоположение диакона и пресвитера, то руки на него возлагает епископ, в епархии которого он будет служить. Когда же рукополагают епископа, то ему на главу возлагают раскрытую книгу Евангелия, а руки на него возлагают все епископы, которые присутствуют на богослужении.

- А кто вообще может быть рукоположен в священный сан? Какие требования предъявляются к будущему священнику?

В Православной Церкви к священству могут быть допущены только лица мужского пола, исповедующие Православную веру и имеющие опыт церковной жизни. Степени священства можно проходить только последовательно. Нельзя быть рукоположенным сразу в пресвитера, миновав степень диакона. И, соответственно, нельзя стать епископом, если ты до этого не был пресвитером. В диаконы или в священники могут быть рукоположены как женатые, так и безбрачные кандидаты. Однако в брак они должны вступить еще до рукоположения.

После принятия сана вступать в брак запрещено. А вот в епископы могут быть рукоположены кандидаты только из числа монашествующих. Существует и возрастной ценз. В священники обычно рукополагают не ранее 25-летнего возраста, а в епископы - не ранее 30-летнего.

Очень важно, чтобы кандидат в священство был укоренен в традиции церковной жизни. Канонические правила не разрешают рукополагать новообращенных. Ведь священник должен помогать своим прихожанам войти в полноту церковной жизни. Едва ли такую задачу сможет выполнить тот, кто сам еще не вполне усвоил церковную традицию. Также нужно иметь необходимые знания и высокие нравственные качества.

Быть образцом

Светское общество тоже предъявляет к священникам высокие требования в области морали. Почему же их поведение порой разочаровывает людей?

Прискорбно слышать о таком недостойном поведении. Мы живем в информационном обществе. И поэтому проступок священника практически моментально может стать достоянием гласности. Но самое печальное, что в таких случаях пятно позора ложится не только на самого нерадивого пастыря, но и на всю Церковь. Такова закономерность общественного сознания. Недостатки священника автоматически переносятся на всю Церковь.

Каждый священник должен помнить о том, какая ответственность на него возложена. Ведь ему вручается крест, на обратной стороне которого написаны важные слова: будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4: 12). В этих словах как раз и выражено главное нравственное требование, предъявляемое священнику. Он должен быть, в первую очередь, образцом для своих прихожан. Те нравственные требования, которые в Новом Завете предписаны всем христианам, священник должен соблюдать с особой тщательностью, чтобы в нем всегда можно было видеть именно образец. Христос в Нагорной проповеди называет своих учеников светом мира: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5: 16). Всякий христианин должен светить миру своей добродетельной жизнью. Но для пастыря Церкви это требование актуально вдвойне.

При этом мы должны понимать: и диакон, и священник, и епископ – тоже люди, которые борются с грехом. В этой борьбе не всегда удается одерживать победу. И если мы сталкиваемся с недостойным поведением священника, прежде всего, не должны его осуждать. Лучше помолиться Богу об этом человеке, чтобы Господь дал ему силы исправиться и достойно нести свое служение.

- А есть ли такие виды деятельности, которые не рекомендованы или запрещены священникам?

Каноны запрещают те виды деятельности, которые не совместимы с высоким служением. Священник не может предаваться пьянству и участвовать в азартных играх. Ему нельзя устраивать алкогольный пир и посещать места, в которых распивают спиртное. В постановлениях древних церковных Соборов также встречаются запреты для священников на участие в празднествах, связанных с языческими обрядами, переодеванием мужчин в женские одежды, использованием масок. В Византии священнику запрещалось посещать ипподром или присутствовать на других подобных общественных увеселениях. Также нельзя посещать общественные бани, поскольку в них еще с языческих времен мужчины и женщины мылись вместе. Могут быть ограничения и по участию в свадьбе: если там происходят непристойные игры, оттуда следует удалиться. Также священнику строго запрещено поднимать руку на человека, даже на провинившегося. Не разрешаются любые занятия, связанные с пролитием крови (не только человека, но и животного). Это касается не только охоты, но и врачебной практики, особенно хирургии. Ведь в случае смертельного исхода (во время операции) хирурга могут обвинить в невольном убийстве, а это влечет за собой извержение из сана. Со священнослужением несовместимы и другие занятия (профессии): исполнение общественных и государственных должностей, пребывание на военной службе, ростовщичество и торговля (особенно винная). Что касается внешнего вида, то нельзя носить щегольскую и пышную одежду: она должна быть скромной и пристойной. Главная цель таких требований - оградить священника от всего, что может послужить соблазном для окружающих.

Отвечать не только за себя

- Наличие семинарского образования – обязательное условие для принятия сана?

От кандидата в степень пресвитера и особенно епископа требуется и наличие основательных знаний, и умение передавать эти знания другим. Еще апостол Павел писал, что епископ должен быть силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1: 9). Поэтому в Церкви существует специальная система подготовки кандидатов в священство. До революции для рукоположения необходимо было успешно пройти курс обучения в духовной семинарии, а для епископа считалось обязательным окончание духовной академии. Хотя бывали случаи, когда высоких иерархических степеней достигали и без духовного образования. Яркий пример - духовный писатель XIX в. святитель Игнатий (Брянчанинов), сочинения которого вошли в золотой фонд православной аскетической литературы.

После революции система духовного образования была разрушена. В условиях жестоких гонений на Церковь получить духовное образование было просто невозможно. Потому к рукоположению допускали и тех, кто не имел образования. Но сегодня мы имеем достаточное количество учебных заведений для подготовки пастырей. Поэтому рукоположение кандидатов, не обучавшихся в семинарии, допускается лишь в виде исключения.
Те, кто обучается на дневном отделении духовных семинарий, могут принимать сан диакона, начиная с третьего курса. А к принятию пресвитерского сана мы обычно допускаем тех, кто учится на последнем (четвертом) курсе семинарии.

Вам часто приходится совершать рукоположение своих студентов. Интересуетесь ли дальнейшей судьбой бывших воспитанников?

Наши выпускники, как правило, возвращаются для служения в те епархии, откуда они были направлены на учебу. Мы стараемся поддерживать их в пастырском служении. Однако отследить судьбы всех выпускников едва ли возможно… В связи с этим хотел бы напомнить: еще до революции, когда Киевская духовная академия готовилась отметить свой 300-летний юбилей (в 1915 г.), профессор протоиерей Федор Титов решил собрать сведения о всех выпускниках, окончивших академию в течение XIX – начала ХХ вв. Он трудился несколько лет, собрал массу материала, но так и не смог решить столь масштабную задачу. Сейчас мы тоже занимаемся изданием материалов, собранных отцом Федором. Работая над ними, мы видим сколь неожиданно порой складывались судьбы наших выпускников…

- Насколько реалии современной приходской жизни влияют на систему обучения в духовной семинарии?

Разумеется, в духовной школе нужно получить всестороннюю подготовку: и теоретическую, и практическую, и общегуманитарную. Поэтому создать сбалансированный учебный план очень непросто. Мы регулярно корректируем учебные программы, исходя именно из современных нужд Церкви. Для нас крайне важны и обратная связь с выпускниками, и постоянное общение с правящими архиереями, которые прекрасно знают нужды своих епархий.

- Сколько священников служат в Украинской Православной Церкви?

Более 11 тысяч. Они несут служение на приходах, количество которых превышает 12 тысяч. В разных регионах - разная ситуация. В одних епархиях практически нет священнических вакансий, а в других - ощущается нехватка духовенства. Как показывает статистика, количественный рост священнослужителей Церкви (который начался еще после падения атеистического советского государства) продолжается и по сей день: создаются новые общины, возводятся новые храмы и монастыри.

О чем должен думать человек, которому впервые пришла мысль о священстве? Какой мотив должен присутствовать в таком желании?

Желание стать священником обязательно должно быть связано с решимостью отдать всего себя на служение Богу и людям. Стремление к священству – это стремление к самоотвержению, а не к власти, карьерному росту или материальному обогащению. Принятие священства – принятие добровольного бремени. Ведь на Страшном суде священник будет отвечать не только за себя, но и за тех людей, которых ему вверил Господь. Прежде чем стать священником, нужно испытать свое сердце…

Записал протоиерей Владислав Софийчук

После долгих гонений на религию при советской власти Православная Церковь России переживает период возрождения. Восстанавливаются храмы и монастыри, с каждым днем увеличивается количество прихожан. Для правильного воцерковления верующим людям нужны опытные, доброжелательные священнослужители.

Где и сколько учат на священника

Для того, чтобы стать священником в России, духовную семинарию. Обучение длится 4-5 лет, сроки зависят от учебного заведения. После окончания семинарии новоиспеченные священнослужители поступают в распоряжение Церковных Патриархатов Русской Православной Церкви и распределяются по приходам.

Высшее церковное образование делится на два этапа: бакалавриат и магистратуру. Для того, чтобы закончить первую ступень, нужно учиться 4 года. Вторая ступень духовного образования длится 2 года.

Магистратура приравнивается к академическому образованию и возможна только при окончании бакалавриата, то есть семинарии. Духовных в России много, можно выбрать из большого количества учебных заведений то, которое абитуриенту ближе по расположению и духу.

Семинарии есть в Москве, Санкт-Петербурге, средней полосе России, а также за Уралом и на Дальнем Востоке. Программы обучения в русских духовных семинариях позволяют получить качественное и бесплатное для духовное образование.

Существуют в семинариях и заочные формы обучения. Учатся таким образом 5 лет, существуют ежегодные пожертвования на обучение в размере 4 тысяч рублей и плата за проживание на период сессий.

Как поступить в семинарию

В семинарии принимаются только мужчины в возрасте от 18 до 35 лет, обязательно православного вероисповедания. Поступающие должны закончить полную среднюю школу, иметь аттестат и быть воцерковленными.

При поступлении нужны рекомендации священников из местных приходов, заверенные архиереями и перечень документов, необходимых абитуриенту всех ВУЗов России. Это справка о состоянии здоровья, паспорт, копия медицинского полиса и военный билет. Полный перечень документов нужно уточнять в учебном заведении.

В семинарии сдаются вступительные экзамены по Закону Божьему, а также поступающие пишут сочинение на церковно-историческую тематику. Стать священнослужителем в России можно только при наличии до этого духовной жизни в Русской Православной Церкви и очень большого желания служить людям, неся им Слово Божие.

Источники:

  • Как живут и учатся будущие священники
  • Правила поступления в Донскую Духовную семинарию

Для поступления в духовную семинарию нужно соответствовать внутренним требованиям, предъявляемым Русской православной церковью к абитуриентам. Согласно им, в семинарию принимаются лица православного исповедания мужского пола в возрасте до тридцати пяти лет, имеющие среднее или высшее образование, холостые или женатые первым браком.

Инструкция

Для в духовную семинарию необходимо подготовить следующие документы:
прошение на имя ректора (заполняется по прибытии в канцелярии);
рекомендацию епархиального архиерея или приходского священника, заверенную епархиальным архиереем;
две фотографии формата 3х4 и шесть 6х8;
заполненную анкету (заполняется по прибытии в канцелярии);
автобиографию (заполняется по прибытии в канцелярии);
паспорт (в паспорте должны быть отмечены регистрация по месту жительства и гражданство);
билет или приписное свидетельство (должна быть отметка о постановке на воинский учёт);
страховой полис обязательного медицинского страхования, выданный по месту постоянного проживания (для граждан Российской Федерации) или международный страховой полис (для граждан ближнего и дальнего зарубежья, в том числе Белоруссии);
свидетельство о рождении;
документ об (духовном и светском);
справку о составе семьи;
свидетельство о Крещении;
свидетельство о брака и о Венчании (для женатых);
медицинскую справку ( № 086/у);
копию удостоверения о хиротесии во чтеца (для чтецов), копию удостоверения о рукоположении в сан священника (диакона) и копию последнего указа правящего архиерея о назначении на приход (для священнослужителей).

Порядок поступления в духовную семинарию един для всех учебных заведений. Различия встречаются только в дисциплинах, по которым экзамены. Поэтому, разумеется, нужно удостовериться о правилах поступления непосредственно в выбранном учебном заведении:
«Библейская », «Вероучение Церкви» и «Православное богослужение» (комплексный экзамен)
«Церковнославянский язык»;
Сочинение или изложение на церковно-исторические темы.
«Церковное пение» (прослушивание).

На собеседовании абитуриент должен продемонстрировать знание и понимание молитв:
: «Слава Тебе, Боже наш, Тебе», «Царю Небесный...», «Святый Боже...», «Пресвятая Троице...», «Отче наш...», «Приидите поклонимся...»;
утренних: «От сна востав...», «Боже, очисти мя, грешнаго...», Ангелу-Хранителю;
вечерних: «Боже Вечный...», «Вседержителю, Слово Отчее...», «Благаго Царя Благая Мати...», Ангелу-Хранителю;
Божией Матери: «Богородице Дево, радуйся...», «Достойно есть...», «Взбранной Воеводе...», «Милосердия двери...», «Не имамы иныя помощи...»;
Символ веры. Молитва святого Ефрема Сирина. Молитва перед Святым Причащением «Верую, Господи, и исповедую...». Десять заповедей. Заповеди Блаженств. Тропари двунадесятых праздников. Тропарь своему святому. Псалом 50-й и 90-й.

Обратите внимание

Порядок поступления в духовную семинарию на заочное отделение отличается от обычного. На сектор заочного обучения принимаются священнослужители Русской Православной Церкви, возраст неограничен. Зачисление на сектор заочного обучения происходит по рекомендации епархиального архиерея без вступительных экзаменов. Поступающие на заочный сектор лично предоставляют в семинарию следующие документы:

Связанная статья

Источники:

  • Сайт Московской Правослвной Духовной Академии

Признанными центрами церковного образования в Русской Православной Церкви являются Московская Духовная Академия и Московская Духовная Семинария. Выпускники этих образовательных учреждений внесли огромный вклад в развитие духовности России. Главным условием для христиан, пожелавших обучаться в Академии, будет являться прохождение ими курса обучения в Семинарии.

Наверное, перед каждым человеком вставал вопрос о смысле собственной жизни - в какой-то момент более остро, в какой-то менее. Но именно от решения этого вопроса зависит направленность человеческой деятельности, человеческого бытия.

Жизненное самоопределение начинается с детства. Человек познает мир, его добрые и отрицательные стороны. И в этом процессе познания важно сделать собственный выбор в системе ценностной ориентации: что именно, добро или зло он будет привносить в мир человеческих взаимоотношений. Чем будет руководствоваться в своих поступках - мотивами любви или мотивами эгоизма.

Принято считать, что важнейшим шагом в личном самоопределении является выбор профессии. Каждая профессия связана с определенным видом деятельности, которая несет определенную нравственную нагрузку. Несомненно, профессии врача, школьного учителя по своему характеру отличаются от многих других. В основе их деятельности лежит самоотдача, любовь, сострадание. Специфика работы учителя или врача заключается в том, что здесь необходима не только сумма профессиональных знаний, но и доброе любящее сердце. Именно оно помогает делать невозможное: неотступно сидеть у постели больного, переживать и сорадоваться, терпеть и восхищаться.

Есть еще одна область человеческой деятельности, которая требует большей самоотдачи, большей любви и сердечной чистоты - это служение священника. И подобно тому как представители светских профессий однажды приняли важное решение в выборе образа своей деятельности, так и священнослужитель решил раз и навсегда связать свою жизнь со служением Богу и людям.

Когда происходит этот выбор? Наверное, у каждого по-разному. Но есть один момент, который и является определяющим - это внутренний Божественный призыв. В момент этого призыва человек чувствует, как Тот, Кто является Источником жизни возлагает на него особые надежды в плане соработничества в деле добра. Он как бы слышит Божественный голос: "кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?" (Ис. 6, 1).

Это служение непростое, и подобно тому, как профессиональной работе предшествует получение образования, так и пастырская деятельность предполагает процесс подготовки. В чем он заключается? В христианской богословской терминологии этот процесс называется "духовным образованием". Духовное образование специфично. В основе его лежат две составляющие: интеллектуальное и нравственное совершенствование. И эти два аспекта неотделимы друг от друга. Цель светского образования - приобретение суммы знаний, необходимых для той или иной профессии. Однако для пастырского служения требуется не только это. Священник должен быть, прежде всего, нравственно совершенным. Чем отличается лучший выпускник светского учебного заведения? - Высоким уровнем образования. Напротив, лучшим выпускником духовного учебного заведения будет тот, кто стремился в процессе обучения стяжать доброе и любящее сердце, твердую и незыблемую веру в Бога.

Традиционно в Церкви духовное образование приобретается в духовных школах. Их можно разделить на три группы: Духовные Училища (средне-специальное), Духовные Семинарии (высшее профессиональное) и Духовные Академии (высшее богословское). Основная учебная и воспитательная нагрузка ложится на Духовные Семинарии, на деятельности которых мы и остановим наше внимание. На канонической территории Русской Православной Церкви насчитывается около тридцати Духовных Семинарий. Численность подобных духовных школ составляет от восьмидесяти до пятисот человек. Целью деятельности Семинарий, несомненно, является духовное образование будущих пастырей Церкви.

Что такое духовное образование? Ответ на этот вопрос корнями уходит глубоко в христианское богословие. Согласно Библии, человек призван к Богоподобию, то есть весь смысл его бытия заключается в постоянном стремлении к совершенствованию и в этом движении существует лишь один ориентир - Божественный образ. Следовательно, в основе духовного образования в первую очередь лежит личное нравственное совершенствование человека, и лишь потом интеллектуальное познание.

К сожалению, в светской системе образования аспект нравственной подготовки практически опускается. Несомненно, подобное явление есть следствие той культуры, которая и определяет общественное сознание. Идеалом современного общества служит образ материально преуспевающего человека. Можно сказать, что в основе отношений современного человека к окружающему миру лежит принцип "иметь". Именно он, как неотъемлемый аспект потребительской культуры, формирует отношение молодого поколения к образованию. Поэтому в современном обществе популярны те профессии, которые обеспечивают беззаботный и беспечный образ жизни.

Христианская философия предлагает смотреть на мир иными глазами. Человек существует на земле не для того чтобы потреблять, а для того чтобы отдавать свои силы для служения другим. При этом качество данного служения зависит от степени сформированности самой личности. Поэтому система духовного образования не мыслится без внутреннего нравственного совершенствования. Человек должен в основу своих отношений к окружающему миру положить не принцип "иметь", а принцип "быть", но для этого необходима продолжительная и упорная борьба со своим эгоизмом. Если нет этой борьбы, деградация личности неизбежна. Подобно тому, как мышцы человека атрофируются при полной бездеятельности, так и силы души, при отсутствии стремления к самосовершенствованию, делают её неспособной сопротивляться злу и творить добро. Именно этот важный аспект образования утрачен в светских учебных заведениях, но традиционно существовал и существует в духовных учреждениях - духовных школах.

Итак, основа человеческого бытия, согласно христианскому богословию, есть стремление к совершенству. Само же совершенствование невозможно без Божественной помощи. Это и является определяющим ориентиром духовного образования.

Как осуществляется это совершенствование? Начало данного пути лежит во встрече со Христом. Собственно христианами называются не те, кто признает уникальность личности Христа, а те, кто нуждается в Нем, кто чувствует Его участие в своей личной жизни.

Согласно христианской антропологии, Божественная благодать не является чем-то внешним по отношению к человеку, она есть сила, без которой человек лишается основы своего бытия. И эта благодатная сила, некогда утраченная Адамом и Евой, была вновь возвращена благодаря Личности Христа Спасителя. Здесь подчеркивается уникальность христианской религии. Если в буддизме - Будда, а в мусульманстве - пророк Мухаммед, являются лишь учителями-проповедниками, то в христианстве основной акцент делается на важности мистического единения с Личностью Христа, вне Которой человек не способен к совершенствованию. Христос говорит: "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15, 15).

Где проходит встреча со Христом? Конечно, в храме. Поэтому здесь и находится основная "аудитория" семинариста. Участие в богослужении, в таинствах Церкви, пост, молитва - все это главные составляющие духовного образования. В связи с этим, именно критерий церковности служит основанием для зачисления в Семинарию. Абитуриент должен знать не только основные особенности последовательности богослужения, но и принимать в нем непосредственное участие, не только регулярно посещать церковные службы, но и любить их атмосферу, их внутреннюю суть.

Таким образом, духовное совершенствование имеет две составляющие - личное стремление воли и помощь Божественной благодати. Личное стремление воли, в отличие от действия Божественной благодати, характеризуется своей нестабильностью. Человек, будучи слаб в выборе добра, нуждается во внешней поддержке, внешних условиях, которые способствуют его внутреннему становлению. В духовных учебных заведениях подобные условия существуют, и одним из их аспектов является строгая внутренняя дисциплина.

Семинария, внутренний уклад её жизни, часто напоминает армию. Здесь существует четкий распорядок дня, действует система поощрений и наказаний, студенты имеют одинаковую форму одежды. Образ воина не случайно заимствован христианством. Древняя Церковь отождествлялась с военным станом, постоянно находившимся в полной боевой готовности. Да и сами священнослужители часто называются воинами Христа. Разумеется, все эти аналогии имеют символический смысл. И образ воина, и образ военного стана отражает дух сплоченности, постоянной готовности к атаке врага и, конечно же, хорошую внутреннюю подготовку, закалку и мужество.

Жизнь христианина - это борьба. И эта борьба, по словам апостола Павла, "не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф. 6, 12). В подобной борьбе священник является военачальником, от которого зачастую зависит исход битвы. Поэтому в бою враг старается поразить именно его, и в связи с этим именно ему, как никому другому, необходимо быть особо бдительным, особо подготовленным.

Нечто подобное происходит и в христианской жизни. Церковная община концентрируется вокруг священника. Он является руководителем духовной жизни членов своего прихода. В нем они видят пример для подражания и молитвенника пред Богом. Безусловно, это очень высокое служение, требующее особых внутренних дарований, особых внутренних сил. Учитывая высоту пастырского служения, Церковь уделяет особое внимание нравственной жизни студентов духовных школ. Преподаватели и воспитатели несут косвенную ответственность за того, кто будет продолжателем дела Христа. Что, если этот человек окажется не пастырем, а наемником, что, если по его вине люди отвернутся от Бога? Цена ошибки слишком велика - это жизнь многих людей, ввергнутых в погибель по вине нерадивого пастыря.

Вот поэтому в духовных школах существует тщательный отбор, строгая дисциплина. И воспитатели, и преподаватели чувствуют особую ответственность за тех, кто изъявил желание стать священнослужителем. И если молодому человеку не по силам то, к чему он приступил, если он не соответствует столь высокому званию, то его исключают из числа воспитанников Духовной школы. Это исключение не из Церкви, оно вызвано не личным осуждением и презрением: в этом случае все прекрасно понимают, что от нравственной жизни священника зависит не только его личное спасение, но и спасение тех людей, которые ему поручены Богом на том или ином приходе.

Ситуация в современных Духовных школах непростая. Сюда поступают молодые люди разной степени нравственности и религиозности. Как правило, это ребята восемнадцати - двадцати лет, которые воспитывались в обществе, где доминируют материальные и гедонические ценности. И именно в их мир проник луч Божественного призыва, на который они откликнулись, благодаря которому поступили в Духовные школы. Теперь перед ними ставится трудная задача - личное совершенствование. Трудность данной задачи заключается в том, что вся современная культура лишает человека опыта стремления к нравственному идеалу, поэтому они приходят в духовную школу не вполне подготовленными. Здесь, в Семинарии, воспитанникам приходится усваивать азы аскетического образа жизни и приобретать первые навыки духовной борьбы со своими страстями.

Учитывая эти обстоятельства, не стоит питать иллюзий относительно идеальной атмосферы семинарского общества. Кто-то из пришедших сюда усваивает мир Церкви, кто-то, напротив, продолжает жить прежними ценностями, противоречащими христианскому духу. Кто-то справляется с собой, кто-то терпит поражения. Это нормально. Главное не потерять стремления, не утратить желания, не сделаться теплохладным, равнодушным к своему состоянию, то есть просто не сдаться. Ведь Церковь называется святой не потому, что её члены обладают абсолютной святостью, а потому что они стремятся к святости. Так и семинарское общество это общество не совершенных, а совершенствующихся, как в интеллектуальном, так и в нравст-венном плане.

Да, идеал священника высок. Путь к нему очень трудный. Здесь человек преодолевает самые главные препятствия - собственные страсти и эгоизм. Но необходимо всегда помнить, что нет более высокого служения, чем служение доброго пастыря, и нет более достойного звания, чем звание священника. Ибо в этом служении человек становится другом и соработником Бога, как в деле собственного спасения, так и в деле бескорыстного и самоотверженного служения другим людям.