Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Картины по развитию речи в детском саду. Основные требования к картине, или серии сюжетных картин, используемых на занятиях по развитию связной речи с детьми с онр

Картины по развитию речи в детском саду. Основные требования к картине, или серии сюжетных картин, используемых на занятиях по развитию связной речи с детьми с онр

Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.

Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).

Рассказ по последовательной сюжетной серии картин.

По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования. Вот пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

В обучении детей рассказыванию по картине выделяют несколько этапов.

В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.

В среднем дошкольном возрасте детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.

К рассказыванию по картине дети младшего возраста подводятся постепенно, через другие занятия, на которых учатся воспринимать содержание картинки, правильно называть изображенные на ней предметы и объекты, их качества, свойства, действия, отвечать на вопросы и с их помощью составлять описание. Этой цели служат дидактические игры с предметными картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают.

«Игра в прятки» – картинки прячут (расставляют по разным легко доступным местам), дети находят их, приносят и называют.


В работе с малышами используются предметные и сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня». Основной вид занятия по картине в младшей группе – беседа. Перед показом картины выясняют опыт детей, вызывают интерес к ней. В беседе можно выделить такие части: рассматривание картины (о методике его проведения см. выше) и рассказ воспитателя о ней.

У детей постепенно формируют умение связно, последовательно рассказывать о содержании картины с помощью вопросов воспитателя, его дополнений, вместе с ним по логической схеме: «Кошка Мурка лежит на... (коврике). У нее маленькие... (котята). Один… (котенок)» и т.д. В процессе такого рассказывания активизируется словарь детей (котята, лакать, мурлыкать, корзинка с клубками). Занятие заканчивается небольшим обобщающим рассказом воспитателя, который объединяет детские высказывания. Можно прочитать какой-либо авторский рассказ. Так, картине «Куры» по содержанию соответствует рассказ К. Д. Ушинского «Петушок с семьей». Потешки, загадки, короткие стихи могут быть использованы в самом начале, в ходе беседы, при ее завершении.

Важно мотивировать речевую деятельность: показать картину и рассказать о ней новенькой девочке, кукле, своей любимой игрушке, маме. Можно предложить еще раз внимательно посмотреть на картину, запомнить ее и дома сделать рисунок. В свободное время надо рассмотреть рисунок и предложить ребенку рассказать о нем. В конце четвертого года жизни становится возможным переходить к самостоятельным высказываниям детей. Как правило, они почти полностью воспроизводят образец рассказа воспитателя с небольшими отступлениями.

Средний дошкольный возраст характеризуется становлением монологической речи. На этом этапе продолжается обучение описанию предметных и сюжетных картин. Процесс обучения и здесь идет последовательно. Рассматриваются и описываются предметные картинки, проводится сравнение изображенных на картине предметов и животных, взрослых животных и их детенышей (корова и лошадь, корова и теленок, свинья и поросенок).

Примеры сравнений, сделанных детьми: «У свиньи хвост большой, как веревка, закорючкой, а у поросеночка хвостик маленький, закорючечкой, как тонюсенькая веревочка». «У свиньи на носу пятачок большой, а у поросеночка маленький пятачочек».

Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Постепенно дети подводятся к связному последовательному описанию сюжетной картины, в основе которого первоначально лежит подражание речевому образцу.

Для рассказывания даются картины, которые рассматривались в младшей группе, и новые, более сложные по содержанию («Медвежата», «В гости к бабушке»).

Структура занятий проста. Вначале дети молча рассматривают картину, затем проводится беседа, уточняющая основное содержание и детали. Далее дается образец и предлагается рассказать о содержании картины. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, бедностью словаря, неумением последовательно излагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики. Образец должен быть достаточно коротким, преподноситься живо, эмоционально.

Вначале дети воспроизводят образец, а позднее рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество.

Приведем пример образца рассказа по картине «Кошка с котятами». «У одной маленькой девочки была кошка Мурка с котятами. Однажды девочка забыла убрать корзинку с клубками пряжи. Пришла Мурка с котятами и улеглась на коврике. Один из котят, белый с черными пятнышками, тоже лег возле своей мамы-кошки и уснул. Серенький котеночек проголодался и стал жадно лакать молоко. А рыженький котенок-шалунишка прыгнул на скамеечку, увидел корзинку с клубками, толкнул ее лапкой и уронил. Покатились клубочки из корзины. Увидел котенок, как катится синий клубок, и стал с ним играть».

Для начала можно предложить одному ребенку описать понравившегося ему котенка, другому ребенку – описать кошку, а затем рассказать про всю картину.

В порядке усложнения по картине «Собака со щенятами» можно дать образец описания одного щенка, а другого пусть дети описывают самостоятельно по аналогии. Педагог помогает пояснениями, которые касаются последовательности описания, словаря, связи предложений. По этой же картине дается план описания всей картины, а речевой образец предлагается в конце занятия.

Следующий этап работы – рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех) – возможен при наличии у детей умения описывать картины. Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. Причем уже в процессе рассматривания выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета. Для этой цели наиболее подходит серия «Как Миша потерял варежку» /

В старшем дошкольном возрасте задачи обучения монологической речи на занятиях с картинами усложняются. Дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам.

· описанию и сравнению предметных картин;

· описанию сюжетных картин;

· повествованию по серии сюжетных картин.

Занятие начинается с рассматривания или повторного просмотра картин, уточняющего основные моменты сюжета. В зависимости от умений детей, уровня владения ими описанием или повествованием педагог использует разные методические приемы: вопросы, план, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.

Основным приемом обучения по-прежнему остается образец. По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведения, а для развития собственного творчества. В какой-то мере подражание остается – дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности. В связи с этим возможны варианты применения образца: он касается одного эпизода картины или отдельных персонажей; образец дается по одной из двух предлагаемых для рассказывания картин; предлагается в виде начала (дети продолжают и заканчивают его); может даваться после нескольких детских рассказов, если они однообразны; может вообще не использоваться или заменяться литературным текстом. В последнем случае необходимы другие приемы руководства детьми.

Например, план в виде вопросов и указаний. Так, по картине «Зимние развлечения» (автор О. И. Соловьева) детям предлагается рассказать сначала о том, как дети лепят снежную бабу, затем о тех, кто заботится о птицах, далее как катаются с горки и, наконец, что делают другие дети.

В старшей группе продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин. Такой вид рассказывания способствует развитию умения выстраивать сюжетную линию высказывания, формирует представления о его композиции, активизирует поиск образных средств выражения и способов внутритекстовой связи.

Разработаны различные варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии: на доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам; вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитие сюжета; дети размещают в нужной последовательности не правильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать (закрепляется представление о композиции рассказа).

Методику предъявления картин можно варьировать и дальше. Каждый вариант решает ряд задач: формирования представлений о композиции, развития умений описывать сюжет, предвидеть его развитие, придумывать начало и середину, когда известен конец, и др.

Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду.

В подготовительной к школе группе дети должны уметь самостоятельно составлять описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи.

Для обучения используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используется художественное произведение: короткие рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е. Чарушина, В. Бианки.

В этой группе продолжается обучение рассказыванию по серии картин, проводится рассказывание по многоэпизодным картинам («Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города»). Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обогащается образными выражениями (эпитеты, сравнения, метафоры).

Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжат. Можно использовать указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.

Э. П. Короткова рекомендует организовывать составление рассказов и придумывание сказок по юмористическим картинкам. Она советует так проводить рассматривание, чтобы было обеспечено содержание для рассказов. Начало беседы должно быть не традиционным, а несколько необычным («Почему на картину весело смотреть?» или «Чем вас развеселила картина?»).

Для придумывания творческого рассказа-повествования (последовательного во времени) берется знакомая детям картина («Шар улетел», «Новенькая», «Подарки маме к 8 Марта»), уточняется ее содержание, составляется описание. Затем детям предлагают придумать, что могло быть до того, например, как девочка Таня пришла в детский сад (по картине «Новенькая»).

Пока дети не овладеют умением придумывать начало и конец к картине, можно подсказывать завязку для развития сюжетной линии («Может быть, Таня часто видела, как дети играют на участке детского сада, как им весело, и ей тоже захотелось быть с ними. А может быть, однажды пришла мама с работы и сказала: «Завтра, Танюша, пойдешь в детский сад». Таня обрадовалась или огорчилась? Как она собиралась?»).

Сразу после этого можно придумать и концовку. Воспитатель или дети обобщают детские рассказы в одно повествование. Возможно составление коллективного рассказа. Задача воспитателя – давать четкие указания. Задание рассказать про то, что нарисовано, ведет к описанию сюжета, задание придумать начало и конец к сюжету обязывает ребенка сочинить что-то новое.

Для поддержания интереса детей к описанию картин М. М. Конина советовала использовать составление и отгадывание загадок.

Особый интерес представляют занятия с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов кисти мастеров искусства. Методику их рассматривания и описания разработала Н. М. Зубарева Остановимся кратко на особенностях этой методики.

Воспринимая пейзаж или натюрморт, дети должны увидеть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому.

Рассматривание пейзажных картин необходимо сочетать с наблюдениями природы (осенний и зимний лес, небо, оттенки цветов зелени при различном солнечном освещении и т.д.) и с восприятием поэтических произведений, описывающих природу. Запас непосредственных наблюдений над явлениями природы помогает детям воспринимать произведения искусства и испытывать эстетическое наслаждение.

Н. М. Зубарева рекомендует оригинальные приемы рассматривания пейзажных картин. Повышает эмоциональное восприятие картины рассматривание ее в сопровождении музыки («Золотая осень» И. Левитана и «Октябрь» П. И. Чайковского). Сама форма занятия вызывает у детей радость, удовлетворение.

Одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему («Березовая роща» И. Левитана и А. Куинджи) помогает детям увидеть различные композиционные приемы, которыми пользуются художники для выражения своего замысла. Предложение мысленно войти в картину, осмотреться вокруг, прислушаться стимулирует творчество и дает полноту ощущения образа. Далее организуется описание картин детьми.

Аналогичная работа проводится по рассматриванию и описанию натюрморта. Эстетическому восприятию его способствует рассматривание посуды, цветов, овощей, фруктов, знакомство с их цветом, формой, фактурой, запахом и составление из них «живых натюрмортов» на столе. Так дети подводятся к описанию натюрморта («Цветы» Д. Налбандяна, «Сирень» И. Левитана).

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Серии сюжетных картин,предназначенные для самостоятельного составления рассказов детьми.

Воздушный шарик.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ

1. Ответить на вопросы:
Кто и где потерял воздушный шарик?
Кто нашёл шарик на поле?
Какой был мышонок и как его звали?
Чем мышонок занимался на поле?
Что мышонок стал делать с шариком?
Чем закончилась игра с шариком?

2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Воздушный шарик».

Девочки рвали в поле васильки и потеряли воздушный шарик. Маленький мышонок Митька бегал по полю. Он искал сладкие зёрнышки овса, но вместо них в траве нашёл воздушный шарик. Митька стал надувать шарик. Он дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил Митьку с шариком и понес над полем.

Домик для гусеницы.

1. Ответить на вопросы:
Про кого будем составлять рассказ?
Расскажи, какая была гусеница и как её звали?
Чем гусеница занималась летом?
Куда однажды заползла гусеница? Что там увидела?
Что гусеница сделала с яблоком?
Почему гусеница решила остаться в яблоке?
Что гусеница смастерила в своём новом жилище?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Домик для гусеницы».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Жила – поживала молодая, зелёная гусеница. Звали её Настя. Хорошо ей жилось летом: лазила по деревьям, лакомилась листочками, нежилась под солнышком. Вот только дома у гусеницы не было и она мечтала его найти. Один раз гусеница заползла на яблоню. Увидела красное большое яблоко и начала его грызть. Яблоко было такое вкусное, что гусеница не заметила, как прогрызла его насквозь. Гусеница Настя решила остаться жить в яблоке. Ей там было тепло и уютно. Скоро гусеница смастерила в своём жилище окошко и дверцу. Получился чудесный домик

Новогодние приготовления.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.


1. Ответить на вопросы:
Какой приближался праздник?
Как ты думаешь, кто купил елку и поставил её в комнате?
Расскажи, какая была ёлка.
Кто пришёл украшать ёлку? Придумай имена детям.
Чем дети украсили ёлку?
Для чего в комнату принесли лестницу?
Что прикрепила к макушке ели девочка?
Куда дети посадили игрушечного деда мороза?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Новогодние приготовления».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Приближался новогодний праздник. Папа купил высокую, пушистую, зелёную елку и поставил ее в зале. Павел и Лена решили украсить елку. Павел достал коробку с елочными игрушками. Дети повесели на елку флажки и разноцветные игрушки. Лена не могла дотянуться до макушки ели и попросила Павла принести лестницу. Когда Павел установил лестницу около ели, Лена прикрепила к макушке ели золотую звезду. Пока Лена любовалась наряженной елкой, Павел побежал в кладовую и принес коробку с игрушечным дедом морозом. Дети посадили деда мороза под ёлку и довольные убежали из зала. Сегодня родители повезут детей в магазин выбирать для новогоднего карнавала новые костюмы.

Неудачная прогулка.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.



1. Ответить на вопросы:
Назови, кого ты видишь на картинке. Придумай имя мальчику и кличку собаке.
Где гулял мальчик со своей собакой
Что увидела собака и куда побежала?
Кто вылетел из яркого цветка?
Что маленькая пчёлка делала в цветке?
Почему пчёлка укусила собаку?
Что случилось с собакой после укуса пчелы?
Расскажи, как мальчик помог своей собаке?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Неудачная прогулка».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Стас и собака Сойка гуляли по аллее парка. Сойка увидела яркий цветок и побежала его нюхать. Собака носом коснулась цветка и он закачался. Из цветка вылетела маленькая пчёлка. Она собирала сладкий нектар. Пчелка разозлилась и укусила собаку за нос. У собаки распух нос, из глаз потекли слезы. Сойка опустила хвост. Стас забеспокоился. Он достал из сумки пластырь и заклеил им собаке нос. Боль успокоилась. Собака лизнула Стаса в щёку и завиляла хвостом. Друзья поспешили домой.

Как мышонок забор красил.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Придумай кличку мышонку, о котором будешь рассказывать в рассказе.
Чем решил заняться в выходной день мышонок?
Что мышонок купил в магазине?
Расскажи, какого цвета была краска в вёдрах
Какой краской мышонок стал красить забор?
Красками какого цвета мышонок нарисовал на заборе цветы и листочки?
Придумай продолжение этого рассказа.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как мышонок забор красил».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

В выходной день мышонок Прошка решил покрасить забор около своего домика. Утром Прошка сходил в магазин и купил в магазине три ведра с краской. Открыл и увидел: в одном ведре- красная краска, в другом - оранжевая, а в третьем ведре зеленая краска. Мышонок Проша взял кисточку и стал красить забор оранжевой краской. Когда забор был покрашен, мышонок обмакнул кисточку в красную краску и нарисовал цветы. Зеленой краской Проша нарисовал листочки. Когда работа была выполнена, к мышонку в гости пришли друзья, чтобы посмотреть на новый забор

Утёнок и цыплёнок.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.



1. Ответить на вопросы:
Придумай клички утёнку и цыплёнку.
Какое время года изображено на картинках?
Как ты думаешь куда направились утёнок с цыплёнком?
Расскажи, как друзья переправлялись через реку:
Почему цыплёнок не пошёл в воду?
Как утёнок помог цыпленоку переплыть на другой берег?
Чем закончилась эта история?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Утёнок и цыплёнок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Летним днём утенок Кузя и цыпленок Цыпа пошли в гости к индюшонку. Индюшонок жил с папой индюком и мамой индюшкой на другом берегу реки. Утенок Кузя и цыпленок Цыпа подошли к реке. Кузя плюхнулся в воду и поплыл. Цыпа в воду не пошел. Цыплята плавать не умеют. Тогда утенок Кузя схватил зеленый листок кувшинки и посадил на него Цыпу. Цыплёнок плыл на листике, а утёнок подталкивал его сзади. Скоро друзья переправились на другой берег и встретились с индюшонком.

Удачная рыбалка.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Кто однажды летом пошел на рыбалку? Придумай клички коту и псу.
Что взяли с собой друзья?
Где друзья устроились для ловли рыбы?
Как ты думаешь,что стал кричать кот, когда увидел, что поплавок ушёл под воду?
Куда кот кинул пойманную рыбку?
Почему кот решил украсть рыбку, которую выловил пёс?
Расскажи, как псу удалось поймать вторую рыбку.
Как ты думаешь кот и пёс ходят ещё вместе на рыбалку?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Удачная рыбалка».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Однажды летом Кот Тимофей и пёс Полкан пошли на рыбалку. Кот взял ведро, а пёс удочку. Сели на бережок реки и стали ловить. Поплавок ушёл под воду. Тимофей стал громко кричать: «Рыбка, рыбка, тяни, тяни». Полкан вытянул рыбку, а кот кинул её в ведро. Пёс во второй раз кинул удочку в воду, но на этот раз поймал старый сапог. Увидев сапог, Тимофей решил с Полканом рыбкой не делиться. Кот быстро подхватил ведро и побежал домой обедать. А Полкан вылил воду из сапога, а там была другая рыбка. С тех пор пёс и кот на рыбалку вместе не ходят.

Находчивый мышонок.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Придумай имя девочке, клички кошке, мышонку.
Расскажи, кто жил в доме у девочки.
Что девочка налила в кошачью миску?
Что сделала кошка?
Откуда выбежал мышонок и что увидел в кошачьей миске?
Что сделал мышонок, чтобы напиться молока?
Чему удивилась кошка, когда проснулась?
Придумай продолжение этой истории.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Находчивый мышонок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Наташа налила кошке Вишенке в миску молока. Кошка немного полакала молока, положила ушки на подушку и уснула. В это время из-за шкафа выбежал мышонок Тишка. Он огляделся и увидел в кошачьей миске молоко. Мышонок захотел молока. Он залез на стул и вытянул из коробки длинную макаронину. Мышонок Тишка тихонько подкрался к плошке, опустил макаронину в молоко и выпил его. Кошка Вишенка услышала шум, вскочила и увидела пустую плошку. Кошка удивилась, а мышонок убежал обратно за шкаф.

Как ворона горох вырастила.



Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Как ты думаешь,в какое время года петушок шёл по полю?
Что петушок нёс домой?
Кто заметил петушка?
Что сделала ворона, чтобы полакомиться горохом?
Почему ворона не съела весь горох?
Как птица посеяла семена гороха в землю?
Что показалось из земли после дождя?
Когда на растениях появились стручки гороха?
Чему радовалась ворона?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как ворона горох вырастила».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Ранней весной шёл по полю петушок и нёс за плечами тяжёлый мешок с горохом.

Петушка заметила ворона. Она ткнула клювом в мешок и оторвала заплатку. Из мешка посыпался горох. Ворона стала лакомиться сладкими горошинками, а когда наелась, решила вырастить свой урожай. Лапками птица утоптала несколько горошин в землю. Пошел дождь. Совсем скоро из земли показались молодые побеги гороха. В середине лета на ветках появились тугие стручки с крупными горошинами внутри. Ворона поглядывала на свои растения и радовалась богатому урожаю гороха, который ей удалось вырастить.

Главная цель, которую преследуют сюжетные картинки для составления короткого рассказа, – стремление к развитию речи и мышления детей. Глядя на картинку, ребята стараются описать изображенное на ней, стремясь к составлению единого, логически связного рассказа. К сожалению, речь сегодняшних молодых людей далека от совершенства. Дети, подростки мало читают, общаются. Поэтому развитию правильной литературной речи должны уделять внимание семья, учителя, все взрослые, окружающие ребенка. Для этого существует огромное количество способов.

Как их можно использовать?

Один из них, уже упомянутый, – картинки для составления короткого рассказа. На нашем сайте вы найдете сюжетные картинки для ребят. Чрезвычайно важно, что изображения подчинены единой тематике, а значит ребенок, рассматривая их, сможет составить связное сообщение или играть в ролевые игры для дошкольников. Не зря при обучении иностранному языку изучающих просят описать картинку, придумать диалог согласно представленной ситуации, составить ролевые игры. Эта методика применима и при обучении родному языку в рамках детского сада или эстетического центра. Вы можете скачать иллюстрации для составления короткого рассказа и распечатать их для работы.

Методика по развитию речи на основе картинок для составления короткого рассказа несложная. Родителям советуем поиграть с малышом в ролевые игры, разложить перед ним иллюстрации, придумать совместно какую-нибудь историю, рассказ, в котором будут задействованы семья или друзья малыша. Следите за тем, чтобы при описании ребенок не перескакивал с одного действия, предмета на другой, а излагал мысли последовательно, логично. Проведя такой урок один раз, вернитесь к проработанной картинке через некоторое время: спросите у малыша, помнит ли он составленный им рассказ, какие детали он не учел, что мог бы добавить. Серии сюжетных картинок для составления короткого рассказа хороши для уроков по развитию речи в начальных классах, на уроках родного или иностранного языка. Описание иллюстрации, ролевые игры, рассказ на ее основе могут стать хорошей основой для творческой работы. Обычно дети с удовольствием откликаются на подобные задания, поскольку детская фантазия еще не закоренела, ее полет свободен и беспрепятственен.

Методика работы с картинками для детей потребует от родителей внимания и регулярности занятий. Именно семья должна быть заинтересована в развитии малыша. Они должны помочь ему составить рассказ, ролевые игры для дошкольников, а затем вместе их обсудить.

Серии картинок для детского сада или домашнего использования для детей ориентированы на разную тематику. Например, можно составить рассказ на тему «Семья», «Времена года», «Лес», «Дом» и т.д. Методика по развитию речи для детей предполагает всесторонний охват тем, по которым может быть составлен рассказ. Также методика предполагает использование игры для детского сада, в которых будут присутствовать иллюстрации или рассказ на выбранную тематику. В результате серии таких занятий малыши начинают говорить гораздо более связно, логично, прослеживается единая нить в их речи.

Развивающие материалы по теме

Детский сад

Картинки по разным темам











Программа работы с детьми

Рассказывание по картине: "Лошадь с жеребенком".

Цель: Познакомить детей с новой картиной; учить составлять связанный рассказ по картине; продолжать учить детей отгадывать загадки и обосновывать отгадки; формировать умение объяснять смысл поговорки; продолжать учить детей отвечать на вопросы по прочитанному произведению (рассказ Е.И. Чарушина "Лошадь"); закреплять названия детенышей диких и домашних животных; воспитывать интерес к рассматриванию картины; воспитывать желание к рассказыванию по картине; воспитывать культуру речевого общения. Активизация словаря, уточнение и закрепление словаря (грива, копыта, подкова, телега, ноздри); обогащение словаря (фермер, молочная ферма, запряжена).

Рассматривание по сюжетным картинкам.

Цель: Учить детей составлять сюжетный рассказ по картинке; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенному и последующие; продолжать учить отгадывать загадки и объяснять их отгадки; закреплять названия животных и детенышей; упражнять детей в употреблении названий детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа, в подборе сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов; закреплять правильное произношение звука "л" в словах и фразовой речи. Воспитывать интерес к рассматриванию по картинкам, желание составлять самостоятельный рассказ по картинкам, умение работать парами, культуру речевого общения. Активизация, уточнение, закрепление и обогащение словаря (плелся, брел).

Описательный рассказ по картинкам с изображением зайца и медведя.

Цель: Продолжать учить детей детально рассматривать картины; развивать связанную речь; отвечать на вопросы воспитателя; активизировать речь детей; подбирать эпитеты к изображениям зайца и медведя; учить рассказывать эмоционально, выразительно; обогащать словарный запас. Воспитывать интерес к рассматриванию картин, желание рассказывать по картине, культуру речевого общения.

Сравнительный рассказ по картинкам с изображением двух птиц: сороки и воробья.

Цель: Развивать связанную речь детей; активизировать речь детей; учить отвечать на вопросы воспитателя; описывать картины, соблюдая детализацию; научить детей сравнивать двух птиц; продолжать учить подбирать эпитеты; обогащать словарный запас. Воспитывать интерес к рассматриванию картин, желание рассказывать по картине, культуру речевого общения.

Словесная игра – небылица

Цель: Познакомить детей с небылицами; научить детей находить несоответствия между небылицами и реальностью; научить детей самостоятельно придумывать небылицы; продолжать активизировать речь; продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать интерес к небылицам, желание самостоятельно составлять небылицы, культуру речевого общения.



Индивидуальная работа

Составление рассказа по сюжетным картинкам по произведению Н. Носова "Живая шляпа"

Цель: Учить детей составлять рассказ по произведению; самостоятельно озаглавить части рассказа; описывать характеры героев, их настроения; научить детей придумывать собственный конец к рассказу; формировать навыки подбора эпитетов, образных выражений; учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать интерес к рассказыванию по картинкам, умение слушать рассказ, культуру речевого общения, умение эмоционально рассказывать, сопереживать героям.

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Цель: Учить детей составлять рассказ по сюжетным картинкам; самостоятельно выстраивать сюжет каждой картинки; озаглавливать рассказ и каждую часть; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; формировать навыки описывать характеры героев и их настроения; придумывать рассказ, выходя за пределы картинок (прошлое, будущее); учить отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать интерес к рассказыванию по картинкам, культуру речевого общения, желание сопереживать героям.

Рассказывание стихотворения "Орел и лягушка"

Цель: Познакомить детей с новым стихотворением; развивать память и мышление детей; активизировать речь; научить рассказывать стихотворение с опорой на картинки; вызвать интерес и желание рассказывать стихотворение по картинкам.



Заключение.

Целью моей работы было изучение литературных источников по вопросу: использование картин и картинок в развитии связной речи у детей дошкольного возраста. Анализ литературы показал, что по этому вопросу существует множество точек зрения и исследований.

Этим вопросом в свое время занимались многие известные педагоги – Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.А. Пельевская, Е.И. Родина, М.М. Конина и психологи – С.Л. Рубинштейн, А.А. Люблинская, В.С. Мухина.

Я полагаю, что все по своему правы и внесли свой весомый вклад в развитие связной речи. Мы думаем, что рассказывание по картинам и картинкам в старшем дошкольном возрасте бесспорно играет весьма солидную роль в развитии правильной, свободной и красивой с точки зрения эстетики речи детей.

С полной уверенностью остается сказать, что из выбранной и изучаемой нами литературы была вынесена цель нашего исследования. Исходя из прочтенного материала, мною было выявленно, что уровень влияния картин и картинок на общее развитие детей как гармоничных личностей и, в частности, их не ценимая польза для ценности развития речи, необычайна, полезна и высока.

Часть информации по выбранной мною теме, я получила изучая работы А.М. Бородич "Методика развития речи детей" и Е.И. Тихеевой "Развитие речи детей". выше названных источников подробно и доступно изложены приемы и методы развития связной речи при работе с картинами и картинками. Этому вопросу посвящен большой раздел в книге А.М. Бородич. Е.И. Тихеева отводит особое место картине в жизни ребенка и подчеркивает ее значение в формирование речевых навыков.

Занятиям с детьми по картинам и картинкам принадлежит в методике развития речи первенствующие место. Свои переживания при рассматривание картин ребенок охотно претворяет в жизнь. Дети всегда с удовольствием рассматривают картинки и участвуют в беседе по ним.

Занимаясь данной проблемой, я смогла значительно повысить свой профессиональный уровень. Научилась легко устанавливать контакт с детьми, определять степень их заинтересованности на занятиях, более правильно грамотно подбирать материал к занятиям в соответствии с программой и интересами детей. знания, полученные при работе над темой "Развития связной речи на занятиях с картинами и картинками в дошкольном возрасте", а так же материал, подобранный при подготовке к занятиям, могут быть использованы мною при работе в детском саду.

Список литературы

1)Алексеева М.М., Яшина В.И. "Методика развития речи и обучения

родному языку дошкольников"; Москва, 1997 г.

3)Белобрыкина О.А. "Речь и общение"; Ярославль, 1998 г.

12)Козырева Л.М. "Развитие речи. Дети от рождения до пяти лет";

Ярославль, 2001 г.

15)Психология дошкольника.

16)Рубинштейн С.Л. "Основы общей психологии"; Москва, 1989 г.

17)Смирнова М.А., Ушакова О.С. "Использование серии сюжетных

картин в развитии связной речи старших дошкольников",

"Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду";

Москва, 1987г.

18)Сохин Ф.А. "Развитие речи детей дошкольного возраста";

Москва, 1979 г.

19)Сохин Ф.А. "Развитие речи детей дошкольного возраста";

Москва, 1984 г.

20)Соловьева О.И. "Усвоение детьми родного языка"; Москва, 1951г.

21)Тихеева Е.И. "Развитие речи детей"; Москва, 1981 г.

22)Урунтаева Г.А. "Дошкольная психология"; Москва, 1999 г.

23)Федоренко Л.П. "Методика развития речи детей дошкольного

возраста"; Москва, 1984 г

Методические разработки

Рассказывание по сюжетным картинам как средство развитие связной речи детей дошкольного возраста

Содержание

Пояснительная записка 3

Конспект занятий по развитию связной речи составление рассказа «Собака-санитар» 4

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Заяц и снеговик».Конспект НОД (развитие связной речи) 7

Конспект занятий. Составление и пересказ рассказа «Мамин день» 12

Конспект НОД по развитию речи. Составление рассказа "Неудачная охота" по серии сюжетных картин.

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой». Конспект НОД 20

Рассказывание по серии сюжетных картин «Мальчик и еж» Конспект НОД 24

Составление рассказа по серии сюжетных картин (по развитию связной речи) «Как щенок нашел друзей» Конспект НОД 27

Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Снеговик» Конспект НОД 31

Составление описательного рассказа по сюжетной картине(развитие связной речи) «Девочка и мороженое» 33

Пояснительная записка

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи - чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка. По данным исследований дети старшего дошкольного возраста достигают сравнительно высокого уровня развития связной речи. Родной язык имеет большое значение для формирования полноценной всесторонне развитой личности человека. Формирование связной речи позволяет дошкольникам успешно вступать в разные формы общения (деловое, познавательное, личностное). Формирование связной речи приобретает особое значение, так как от уровня речевого развития зависит готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения. Дети к моменту поступления в школу должны овладеть четким, правильным звукопроизношением, иметь богатый словарный запас и уметь им активно пользоваться, составлять рассказы, употребляя при этом слова в практической грамматической форме. Формирование у детей грамматически правильной речи, лексически богатой и фонетически четкой, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе - одна из самых важных задач в общей системе работы по обучению родному языку в детском саду. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания задавать вопросы. Но все это может быть реализовано вследствие организации эффективных форм, методов и приемов, вследствие использования наиболее рациональных средств обучения. В связи с этим развитие связной речи у детей дошкольного возраста становится предметом неустанной заботы детского сада.

Конспект занятий по развитию связной речи составление рассказа «Собака-санитар»

Цель: Обучение детей составление рассказа по серии сюжетных картин по цепочке в целом

Задачи:

1)активизировать и расширять словарь по теме;

2)закреплять знания детей о военных профессиях;

3)воспитание патриотических чувств.

Оборудование: серия сюжетных картин «Собака-санитар»

Словарная работа:

Танкисты, моряки, летчики, пограничники, артиллеристы, пехотинцы, ракетчики, санитары, госпиталь.

Предварительная работа:

Чтение художественных текстов Льва Кассиля «Сестра», Сергея Алексеева «Мишка», Анатолия Митяева «Почему армия родная», «Мешок овсянки» с обучением вести диалог по прочитанному, лепка по теме «Пограничник с собакой».

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Напомнить детям о ровных спинках, правильной осанке)

Ребята, скажите, пожалуйста, какой приближается праздник?

Ответы детей.

Ребята, а знаете ли вы, как зовут тех солдат, которые служат в

-В танковых войсках - ... (танкисты).

-В море несут службу - ... (моряки).

-В воздухе охраняют Родину - ... (летчики).

-На границе - ... (пограничники).

-В артиллерии служат (кто?) - артиллеристы.

-В пехоте - ... (пехотинцы).

-В ракетных войсках - ... (ракетчики) и т.д.

2. Объявление темы.

Ребята, а вы знаете, что с любым из этих солдат: и с танкистом, и с моряком, и с пехотинцем, в военное время может случиться беда: они могут получить ранение. И тогда к ним на помощь приходят люди еще одной военной профессии: санитары. Они помогают раненым: оказывают первую помощь прямо на месте или выносят с поля боя, если такая возможность есть, и отправляют в больницу - госпиталь. Обычно, санитарами во время войны были женщины (как в рассказе Льва Кассиля «Сестра»). Но иногда санитарами становились собаки: под пулями они искали раненых и приводили помощь. Вот об одной такой собаке мы с вами сегодня и будем составлять рассказ.

3. Беседа по картинкам.

Предлагаю детям разложить картинки в нужной последовательности.

Дети рассматривают картинки с целью дать название будущему рассказу.

-Как вы думаете, в какое время могла произойти эта история: мирное или военное? (Во время войны.)

-Что случилось с солдатом?

-Куда он был ранен?

-Кто пришел на помощь солдату?

-Что сделал солдат, когда к нему подошла собака?

-Почему собака оставила солдата?

-Кого она привела с собой?

-Что сделали санитары?

-Как вы думаете, что будет с солдатом?

-Кого он должен благодарить?

-Посмотрите еще раз на картинки и скажите, кем солдат был на войне? В каких войсках он служил? (Пехотинцем.)

-Как можно сказать о солдате, какой он? (Храбрый, выносливый, бесстрашный.)

-Как можно сказать по-другому: солдат... (боец).

4. Физкультминутка: «Мы военные»

Мы станем все военными, Шагают на месте.

Большими, здоровенными. Руки вытянуть вверх, опустить через

стороны.

Будем в Армии служить Воинское приветствие.

Будем Родину любить. Рисуем в воздухе сердечко.

Сад и дом свой охранять, Наклон вперёд, смотрим в «бинокль».

Будем мир мы защищать! Шагают на месте.

(2-ой раз вызвать ребенка)

5. Составление рассказа.

Прошу одного ребенка самостоятельно составить рассказ по картинкам.

6. Рассказы детей.

(Вызываю группами по 3 человека)

Примерный рассказ, составленный детьми.

Шла война. Солдат храбро сражался за свою Родину. Но в бою он был ранен в ногу и не мог передвигаться. И вдруг он заметил, как к нему подошел необычный санитар. Это была собака. На спине она несла сумку, в которой был бинт. Раненый перевязал себе ногу. А собака отправилась за помощью. Вернулась она с тремя санитарами. Они переложили бойца на носилки и отнесли в безопасное место. Так собака-санитар спасла жизнь защитнику Родины.

7. Итог занятия.

-Кого можно назвать защитником Отечества?

-Как нужно относиться к ветеранам войны?

Отметить активных детей. Поблагодарить за работу на занятии.



Составление рассказа по серии сюжетных картин «Заяц и снеговик» .Конспект НОД (развитие связной речи)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по реализации образовательной области

«Коммуникация», (развитие связной речи) в старшей группе.

Цель:

1. Формирование умения связно, последовательно составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

2. Учить детей включать в рассказ прямую речь персонажей.

3. Уточнять, активизировать и расширять словарь детей.

4. Развивать объяснительную речь: учить объяснять, рассуждать, доказывать свой ответ.

5. Поощрение попыток детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Материал: серия сюжетных картинок «Заяц и морковка», картинки для

составления цепочки снежных комков, схема рассказа.

Ход занятия.

I. – Ребята, я предлагаю вам разбиться на группы. Я буду называть слова, а вам предлагаю подобрать слова с противоположным значением. Кто ответит, тот занимает свое место.

Например: Исчезает – появляется.

Опускать – поднимать

Грустить – радоваться

Ссориться – мириться

Смеяться – плакать

Кричать – молчать

Бросать – ловить

Закрывать – открывать

Заснуть – проснуться

Прибежать – убежать

Высокий – низкий

Мокрый – сухой

Длинный – короткий

II. – Ребята, у меня в сундучке что – то лежит. Чтобы узнать, что это, отгадайте загадку: Человечек не простой,

Появляется зимой,

А весною исчезает,

Потому что быстро тает.

Из чего сделан снеговик? (из снега)

А чтобы построить снеговика, какой должен быть снег? (липкий, мокрый, покладистый, послушный) .

Из каких частей состоит снеговик? (из круглых комков)

Как вы думаете, наш снеговик знает, как его слепили?

Чтобы слепить снеговика, что нужно сделать со снежными комками? (соединить их между собой) .

Мы покажем нашему снеговику, как соединять снежные комки.

У каждой группы есть комочки с изображением разных предметов. Необходимо соединить комки так, чтобы предметы были чем – то похожи между собой, по какому – то признаку или свойству, или качеству.

Физминутка.

(произносится с показом движений и постепенным увеличением темпа)

Давай дружок, смелей дружок

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла!

Но солнце припечёт слегка-

Увы! - и нет снеговика.

Ребята, а в какое время года снег становится липкий и мокрый? (весной)

А по каким еще признакам мы определяем, что наступила весна? (капель, солнце греет, снег тает) .

А наш снеговик знает, что такое весна?

Что с ним произойдет весной?

Я предлагаю составить рассказ о снеговике.

Но прежде давайте вспомним. Что такое рассказ? (повествование какой – то истории, сюжета) .

Из каких частей состоит рассказ? (начало, середина, конец) – схема

Перед вами серия картинок. Выложите их в правильной последовательности так, чтобы получился рассказ. Подумайте, что случилось в начале, что потом, а что в самом конце. (Ребенок у доски) Сравните.

С какой картинки начнется ваш рассказ?

1. Кого вы видите на картинке?

Откуда появился снеговик во дворе?

Какой стоит снеговик?

Откуда прискакал заяц?

Что захотелось зайке? (достать морковку)

Каким был заяц? (голодным) .

Как вы думаете, что сказал заяц? (Какая длинная, вкусная морковка) .

Что он сделал? (Подпрыгнул)

Удалось ли зайке достать морковку? (Нет, потому что снеговик большой, а заяц маленький) .

2. – Что принес заяц? (Лестницу) .

Откуда он ее принес?

Что он сделал? (Подставил к снеговику) .

Как заяц доставал морковку (Заяц залез на лестницу и стал тянуться лапкой)

Помогла ли лестница зайцу? (Нет, т. к. она была короткой)

Как изменилась погода? (Выглянуло солнце) .

3. – Почему зайка сел на лесенку? (Решил подождать, когда растает снег) .

Какой зайка? (Умный, хитрый, догадливый) .

Как светит солнце? (Ярко) .

Что случилось со снеговиком?

Расскажите, как таял снеговик? (Снеговик стал меньше ростом и нос – морковка у него опустился. Снеговик стал грустный.)

4. – Почему растаял снеговик?

Во что превратился снеговик?

Что от него осталось?

Что сделал заяц?

Какая была морковка?

Ребята, расскажите эту историю от начала до конца. Кто – то начнет, а кто – то продолжит, будьте внимательны. Какими словами можно начать рассказ?

Заяц и морковка.

Однажды, дети слепили снеговика во дворе. Он получился веселым, красивым, высоким. Дети ушли домой, а в это время из леса прибежал заяц. Он был очень голодный. Заяц увидел морковку и сказал: «Какая длинная морковка». Заяц подпрыгнул, но достать не смог – снеговик был высоким, а заяц маленьким.

Около дома заяц увидел лестницу, принес ее и подставил к снеговику. Он залез на лестницу и стал лапкой тянуться за морковкой. Заяц и теперь не достал морковку, т. к. лестница была короткой.

В это время появилось солнце. Заяц был умный и догадливый. Он сел на лестницу и стал ждать, когда снеговик растает. Солнце светило все ярче. Снеговик стал таять, стал меньше ростом, руки и нос у него опустились и снеговик стал грустным. Превратился в воду. Остались на земле только лесенка, ведро, веточки и морковка. Заяц сел и стал грызть морковку. Она была сочной и вкусной.

О ком составили рассказ?

Какой же заяц в этом рассказе?

Что помогло зайцу добраться до морковки?

Какое солнце?

Как можно озаглавить рассказ?

Как вы думаете, нашему снеговику понравился рассказ?

К сожалению, что ждет снеговика весной?

Вы показали себя такими же умными и догадливыми как заяц. Я хочу, чтобы вы были такими же добрыми и яркими как солнце. Поэтому дарю вам солнышко – наклейки, которые вы можете поместить на ромашки достижений.

Конспект занятий. Составление и пересказ рассказа «Мамин день»

Цели: обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок; Задачи:

формировать у детей умение логически последовательно выстраивать события, определяя начало, середину и конец;

развивать связную речь через полные и грамматически верно выстроенные предложения;

активизировать психические процессы;.

Оборудование: сюжетная картина «Мамин день», серия сюжетных картинок «Саша и Шарик», раздаточный материал «Чашки»; «Соедини точки по порядку. Тюльпан».

Ход занятия:

1. Орг. Момент. Дети стоят около своих мест.

В. : «Здравствуйте, ребята! Наступила весна. Скажите, пожалуйста, какой праздник мы отмечаем в начале весны? »

Д. : «Это праздник 8 марта! Это международный женский день! »

В. : «Верно. А самые дорогие для нас женщины кто? »

Д. : «Это мамы и бабушки»

В. : «Правильно. А теперь сядет тот, кто назовёт имя и отчество своей мамы».

Дети называют имя и отчество мамы и садятся на своё место.

2. Введение в тему.

В. : «Ребята, сказали, как называется этот праздник. Это праздник 8 марта! Международный женский день! Мамин день»

Логопед вешает картину «Мамин день».

В. : «Ребята, расскажите, пожалуйста, как в этот день мы помогаем мамам? Что приятного мы можем сделать для мам? Давайте подберём слова - действия»

Д. : «Мы можем помыть посуду. Мы можем помочь папе приготовить салат. Мы можем вымыть пол. Мы можем подарить маме торт. Мы можем купить маме цветов. Мы можем маме сделать открытку своими руками»

В. : «Хорошо. Расскажите о своих мамах. Какие они? Подберите слова - признаки»

Д. : «Моя мама ласковая и добрая. Моя мама заботливая и чуткая. Моя мама красивая и любимая»

В. : «Молодцы. А сейчас я прочитаю вам пословицу, а внимательно послушайте и скажите, как вы понимаете эти слова»

При солнышке тепло – при матушке добро.

Ответы детей

В. : «Ребята, а мы можем расстроить своих мам? Сегодня мы с вами будем составлять рассказ про мальчика, который расстроил свою маму и, что из этого получилось»

Логопед вешает на доску перепутанные сюжетные картинки по рассказу «Саша и Шарик».

В. : «Ребята, посмотрите внимательно на картинки. Дул сильный ветер и перепутал их. Давайте поставим их в правильной последовательности так, чтобы получился рассказ. Но сначала давайте вспомним, что есть в любом рассказе и сказке? »

Д. : «Начало рассказа, середина и конец»

В. : «Кто герои этой истории? »

Д. : «Мама, мальчик и собака»

В. : «Давайте придумаем имя мальчику и собаке»

Д. : «Саша и Шарик»

В. : «Как вы думаете, с чего начинается рассказ? »

Д. : «Саша уронил чашку. Рядом на коврике лежал Шарик»

В. : «Что произошло потом? »

Д. : «Чашка разбилась. Мама услышала звон, пришла в комнату и спросила: «Кто разбил чашку? »»

В. : «Что Саша сказал маме? »

Д. : «Саша сказал, что чашку разбил Шарик»

Д. : «Мама рассердилась и выгнала Шарика на улицу»

В. : «Какую картинку мы поставим следующей? »

Д. : «На дворе стояла холодная погода. Саша увидел Шарика из окна. Ему стало жалко собаку»

В. : «И что тогда сделал Саша? »

Д. : «Саша решил признаться маме в том, что обманул её и что это он разбил чашку, а не Шарик»

В. : «Чем закончилась наша история? »

Д. : «Мама пустила Шарика домой»

3. Физ. минутка.

В. : «Ребята, давайте с вами дружно поможем мамам. Встаньте и повторяйте за мной»

Дети выполняют движения вместе с логопедом, повторяя хором:

«Дружно маме помогаем – шагаем на месте

Пыль повсюду вытираем. руки поднять плавно вверх

и опустить плавно вниз

Мы белье теперь стираем наклониться вперед и качать

руками влево, вправо

И полощем, и отжимаем.

Подметаем все кругом – поворот вокруг себя

И бегом за молоком. бег на месте

Маму вечером встречаем, стоя на месте развести

руки в стороны

Маму крепко обнимаем» обхватить руками себя

4. Составление связного рассказа с опорой на сюжетные картинки.

В. : «Очень хорошо. Присаживайтесь. А сейчас давайте послушаем, какой у вас получился рассказ»

Дети составляют рассказ по серии сюжетных картинок (по цепочке) :

«Саша уронил и разбил чашку. Рядом на коврике лежал Шарик. Мама услышала звон чашки и пришла в комнату.

Кто разбил чашку – спросила мама.

Это Шарик – ответил Саша.

Мама рассердилась и выгнала Шарика на улицу. На дворе стояла холодная погода. Шарик жалобно выл и просился обратно домой.

Саша увидел Шарика из окна и сказал маме:

Это я разбил чашку.

Мама пустила Шарика домой»

В. : «Хорошо, у вас отлично получилось. Ребята, скажите, правильно ли поступил Саша? Как бы вы поступили на месте Саши? »

Д. : «Саша поступил не правильно. Нужно было сразу сказать маме правду»

В. : «Верно. Это история поучительная. Чему она учит? »

Д. : «Никогда не обманывать»

В. : «Давайте придумаем название нашему рассказу»

Ответы детей.

В. : «А кто нам расскажет целый рассказ от начала до конца? »

Прослушивание рассказов 2 -3 детей.

5. Итог занятия.

В. : «Молодцы ребята, вы очень хорошо поработали. Вы знаете, что на праздник принято дарить подарки. У меня для вас есть два задания. Одно вы выполните с воспитателем, это будет подарком для Сашиной мамы»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа "Неудачная охота" по серии сюжетных картин.

Цель: обучение составления связное высказывание по серии сюжетных картин, связывая его содержание с предыдущими сериями.

Задачи:

1)Учить составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений.

2)Закреплять умение синтаксически верно строить предложения.

3)Учить детей внимательно слушать рассказы детей, дополнять и оценивать их.

Словарь и грамматика:

Активизировать в речи запас прилагательных и глаголов; упражнять в подборе определений, действий, образование притяжательных прилагательных.

Закреплять использование детьми пространственных предлогов и наречий (на, под, за, перед, между, около), упражнять в согласовании слов в предложениях.

Учить образовывать множественное число существительных, правильно употреблять падежные окончания.

Предварительная работа:

Чтение сказок, рассказов и стихотворений. Рассматривание изображений животных на картинках. Рассказы детей об их домашних питомцах, наблюдение на улице. Рисование, лепка, аппликация по теме.

Оборудование: серия сюжетных картин «Неудачная охота» ; игрушка - котенок.

Ход занятия

1. Организационный момент. (За дверью слышится мяуканье)

Ребята, слышите, что это за звуки, как вы думаете, кто это? (ответ детей: кошка) Точно, а как вы догадались? (ответ детей: потому, что кошка мяукает) Давайте скорей откроем дверь и посмотрим, кто же там мяукает. (вносится игрушка кот) Отворилась тихо дверь, И вошел усатый зверь. Ночью он совсем не спит,

Дом от мышек сторожит,

Молоко из миски пьет,

Ну конечно это – …(кот)

2. Игра «Какой, какая, какие»

Давайте повторим, какой у нас котёнок(дети подбирают определения)

3.Игра «Составь предложение».

(Котёнок прячется, дети составляют предложения: «Кот Вася сидит под столом», «Кот Вася спрятался за дерево» и т.д.

4. Объявление темы.

Кот Вася хочет рассказать нам историю о том, как он однажды охотился.

(выставляю серию сюжетных картин «неудачная охота»)

5. Беседа по картинкам.

Какое время года изображено на картинках?

(Осень).

Почему вы так думаете? (Потому, что на деревьях желтые листья)

Что делает Вася?

Почему он обратил внимание на воробьев?

Какая мысль пришла ему в голову?

Как Вася поднимается по стволу дерева? (Тихо, бесшумно, крадучись.)

Заметили его птицы?

Почему охота у Васи не удалась?

6. Физкультминутка.

Кот Васька

Кот Васька жил у нас. (Встали, руки на поясе.)

Он вставал с лежанки в час. (Потянулись, руки вверх - вдох.)

В два на кухне крал сосиски (Наклоны влево-вправо.)

В три сметану ел из миски. (Наклоны вперед, руки на поясе.)

Он в четыре умывался. (Наклоны головы к плечам влево-вправо.)

В пять по коврику катался. (Повороты влево-вправо.)

В шесть тащил сельдей из кадки. (Рывки руками перед грудью.)

В семь играл с мышами в прятки. (Хлопки спереди-сзади.)

В восемь хитро щурил глазки. (Приседания.)

В девять ел и слушал сказки. (Хлопки в ладоши.)

В десять шел к лежанке спать, (Прыжки на месте.)

Потому что в час вставать. (Шагаем на месте.)

7. Составление рассказа детьми.

Коллективное составление рассказа детьми, с помощью педагога, по картинкам. Педагог начинает рассказ, а дети продолжают. После совместного составления рассказа дети составляют рассказ индивидуально. При этом дается установка на то, что рассказ не нужно воспроизводить точно.

Примерный рассказ

После вкусного обеда кот Вася решил почистить шерстку. Пригревало тусклое осеннее солнышко. Вася уютно расположился под деревом. Вдруг его внимание привлекли птичьи голоса. Это воробьи завели между собой спор. Кот тихо подошел к дереву и стал бесшумно подниматься по его стволу. Воробьи не обращали на него внимания и продолжали спорить. Вася был уже совсем близко к своей цели. Но тут ветка хрустнула и сломалась. Воробьи улетели, а кот Вася оказался на земле. Ему было очень досадно, что он так неудачно поохотился.

8.Дидактическая игра с мячом «Чей, чье, чья, чьи?» (образование притяжательных прилагательных). Хвост (чей?- кошачий Туловище (чье?) - кошачье Голова (чья?)- кошачья Глаза(чьи?)-кошачьи 9.Д/упражнение « Подбери глагол» - Давайте повторим, что делает наш кот в рассказе?(дети подбирают глаголы)

10. Итог занятия.

Что мы делали сегодня на занятии?

Какие особенности вы узнали об охоте кошек?

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой». Конспект НОД

Задачи:

1. Расширение и активизация словарного запаса по теме «Дикие птицы».

2. Обучение пересказыванию рассказа, составленного по

серии сюжетных картин.

3. Воспитание бережного, заботливого и внимательного

отношения к птицам.

Ход занятия.

1. Интеллектуальная разминка.

Дети отгадывают загадки. Появляются картинки-от

гадки.

На осине в гуще кроны В серой шубке перовой

Вьет гнездо свое (ворона). И в морозы он герой.

Чик-чирик!

За зернышками прыг!

Клюй, не робей! Кто это?

(Воробей) .

В лесу темно, все спят давно.

Одна птица не спит, на суку сидит,

Мышей сторожит. (Сова) .

Далеко мой стук

слышится вокруг.

Червякам я враг,

а деревьям друг. (Дятел) .

Как трещетка птица эта.

Одного с березой цвета. (Сорока) .

Не ворона, не синица –

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку,

Раздалось в лесу: «Ку-ку! » (Кукушка) .

Каких еще диких птиц вы знаете?

Какие дикие птицы живут в городе?

Назовите диких лесных птиц.

2. Основная часть занятия.

1) Лексические игры с мячом.

(передавая мяч друг другу, дети называют слова-действия или слова-признаки, которые подходят птицам) .

Птицы (что делают) :летают, клюют, прыгают, поют, скачут, щебечут, порхают.

Птицы (какие) : веселые, шустрые, пестрые, пугливые,

маленькие, бойкие, забавные, пушистые.

2) Работа над серией картинок.

Беседа по содержанию каждой картины.

1-я картина.

Кто изображен на картине?

Кого ребята нашли на снегу?

Почему она замерзла?

Что решили сделать дети?

2-я картина.

Что делают дети на этой картине?

Куда ребята положили воробышка?

- Почему дети идут быстрым шагом?

3-я картина.

-Где находятся дети и птица?

- Как выглядит воробей? Что он делает?

- Почему воробышек отогрелся?

4-я картина.

- Что ребята повесили на березу в парке? Зачем?

- Чем дети кормят птиц?

- Какое настроение у детей?

Динамическая пауза.

-Изобразим воробья.

Поглядите боком, боком

(Дети ставят руки на пояс)

Шел воробей мимо окон.

(Прыжки в стороны)

Скок-поскок, скок-поскок.

(Прыжки вперед-назад)

«Дайте булочки кусок! »

(Дети разводят руками в стороны)

3) Составление рассказа по серии картин.

- Послушайте, глядя на картинки, получившийся рассказ.

Как помочь птицам?

Холодно и голодно птицам зимой на улице. Однажды днем дети гуляли в парке. Они увидели на снегу замерзающего воробышка. Девочка сняла рукавицы и согрела своим теплом воробья. Дети

Дома у ребят воробей клевал из блюдца крошки хлеба. Воробей отогрелся и в благодарность стал весело чирикать. Ребята выпустили воробья обратно в парк.

Мальчик изготовил и повесил на дерево кормушку. Дети стали подкармливать других птиц, заботиться о них.

4) Пересказ рассказа детьми (по цепочке) .

3. Итог занятия.

- Чем запомнилось занятие?

- Какой птице помогли дети?

- Как отнеслись дети к воробью в рассказе?

- Как должны люди относиться к птицам, к природе?

Рассказывание по серии сюжетных картин «Мальчик и еж» Конспект НОД

Цель: обучения детей умению сочинять повествовательные рассказы по картинам.

Задачи:

Закреплять умение понимать содержание составленного рассказа.

Формировать умение связно, последовательно описывать изображенное.

Упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений.

Воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому.

Методические приемы: дидактические игры – « Подзорная труба », « Ищем друзей »; совместное рассказывание с воспитателем, коллективный рассказ, вопросы, указания.

Предварительная работа:

рассматривание картины « Ежи » из серии « Дикие животные »;

чтение потешки « Я по лесу, по зеленому бреду… »;

лепка « Как еж готовится к зиме »;

дидактические игры « Кто больше слов скажет », « Кто заблудился ».

Ход деятельности:

Вос-ль: Дети, сегодня у нас в гостях Волшебник. Он подарил всем по подзорной трубе, через которую на картине виден только один предмет или живое существо. Посмотрите на картину в свои подзорные трубы и скажите: « Кого или что вы там видите? »

Дети: Мальчика, ежик

Вос-ль: Молодцы! Спасибо Волшебнику, что подарил нам подзорные трубы, в них вы так много увидели.

Вос-ль: Как вы думаете, когда мальчик собирал яблоки и почему?

Дети: Мальчик собирал яблоки летом, потому что яблоки растут летом.

Вос-ль: Как можно узнать какое время года на картине?

Дети: По одежде мальчика, потому что ежи не спят, по цвету листьев и травы в лесу.

Вос-ль: Правильно, ребята! Рассмотрите внимательно одежду мальчика, цвет листьев и травы.

Дети: мальчик одет в шорты, листья и трава зеленые. Значит мальчик собирает яблоки летом.

Вос-ль: Правильно, конечно на картине нарисовано лето. Ведь яблоки можно собирать только летом

Вос-ль: Как можно начать рассказ?

Дети: Однажды… один раз… как-то раз…

Вос-ль: Правильно, можно еще добавить: « Однажды летом… »

Вос-ль: Посмотрите внимательно на картину и скажите, где случилась эта история?

Дети: На лесной полянке, на лесной опушке, в лесу.

Вос-ль: Правильно. Но прежде чем мы начнем наш рассказ, давайте немножко отдохнем и разомнемся.

Физкультминутка.

Ежик топал по тропинке

И яблоки нес на спинке.

Ежик топал не спеша,

Тихо листьями шурша.

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгай-ка.

В огороде чьём-то ловко

Раздобыл косой морковку.

Вос-ль: Рассказ о мальчике начну я, а вы его продолжите, подумайте, о чем будете рассказывать

Вос-ль: Как-то раз пошел в лес…

Дети: Собирать яблоки.

Вос-ль: День был теплый, летний. Шел он, шел и вышел…

Дети: На лесную опушку.

Вос-ль: А на опушке было дерево на котором было …

Дети: Видимо-невидимо яблок.

Вос-ль: Подумал мальчик…

Дети: « Как много яблок! Я их всех соберу! »

Вос-ль: Только собрал половину корзины,как увидел

Дети: что яблок нет

Вос-ль: думает кто же их утощил…

Дети: а это был ежик

Вос-ль: но так он и не узнал об этом….

Дети: и стал дальше собирать яблоки

(Воспитатель вызывает 3-х детей. Дети рассказывают).

1-й ребенок: Однажды летом мальчик пошел в лес за яблоками. Вышел она на лесную полянку и увидел, что там яблок много - премного. Насобирал он полную корзинку.

2-й ребенок: Взял он корзинку и хотела идти домой. Но увидел что яблок нет

3- й ребенок: но не расстроился и начал дальше собирать ялоки,ведь их было еще очень много

Вос-ль: Ваш рассказ, дети, получился еще интересней. Вы рассказывали вместе, а теперь давайте повторим рассказ от начала до конца.

(Воспитатель вызывает для рассказа еще двух детей. Дети по очереди рассказывают. Воспитатель напоминает, что рассказ должен быть у каждого свой.)

Вос-ль: замечательно вы сегодня рассказывали историю про мальчика и ежей.

Составление рассказа по серии сюжетных картин (по развитию связной речи) «Как щенок нашел друзей» Конспект НОД

Цели:Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.

Задачи:

1)Обогащение активного словаря прилагательными и глаголами. Развитие долговременной памяти, словесно-логического мышления и произвольного внимания.

2)Совершенствование навыка звукового и слогового анализа слов; навыка составление рассказа с опорой на план-схему и с помощью слов –подсказок логопеда.

3)Воспитание бережного отношения к животным.

Оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей», пиктограммы плана-схемы рассказа, мяч, инд. зеркала.

Ход занятия:

1. Отгадайте мою загадку:

Он забавный, неуклюжий,

Прямо в нос меня лизнул,

Напустил в прихожей лужу

И хвостом слегка вильнул.

Я чесал его за ухом,

Щекотал ему живот,

Стал он самым лучшим другом

И теперь у нас живет.

(щенок)

2. Рассматривание картин и знакомство с пиктограммами.

-Картина№1:

Какое время года на картине?

Почему вы так думаете?

Кто изображен на картине?

Что делает щенок?

Как он выглядит?

Почему щенок такой печальный?

Почему щенок никуда не уходит?

- Картина №2

Кого вы видите на картине?

Как одеты девочки и что у них в руках?

Почему девочки остановились около щенка?

Как чувствует себя щенок?

-Картина №3:

Кого вы видите на третьей картине?

Где находятся девочки и щенок?

Как одеты девочки?

Как выглядит щенок?

Что он делает?

Как смотрят на щенка девочки?

Что изображено на картине, висящей на стене?

-Картина №4:

Что делают девочки на этой картине?

А что делает щенок?

Почему он уснул?

О чем разговаривают девочки?

Почему они решили забрать щенка к себе домой?

Как девочки смотрят на щенка?

3. Чтение рассказа составленного педагогом:

Наступила дождливая поздняя осень. Маленький бездомный щенок остался на улице по дождем совсем один. У него не было хозяина, он был голоден, сильно замерз, промок и не знал куда идти.

Мимо шли две сестрички. У них был желтый зонтик и резиновые сапоги. Девочки увидели мокрого щенка прями посреди лужи и пожалели его.

Они принесли бедолагу домой. Вытерли пушистым полотенцем, согрели и накормили.

Сытый щенок сразу заснул на теплом коврике, а девочки еще долго сидели на диване и смотрели на него добрыми, счастливыми глазами. Они назвали щенка Дружок и решили оставить его себе. Теперь у щенка появились настоящие друзья.

4. Игры с мячом «Подбери признак» , «Подбери действие».

Щенок (какой?) – пушистый, гладкошерстный, умный, ласковый, маленький, толстый, рыжий, серый, веселый, забавный, промокший, замерзший, продрогший (на картинках 1,2).

Щенок (что делает?) – играет (с мячиком), спит (сладко), лает (громко), скулит (жалобно), кусается (больно), грызет (косточку), лакает (воду), прыгает (высоко), бегает (быстро). На первой картинке - мокнет, дрожит, мерзнет.

5. Деление на слоги слов: Зонт, зон-тик, са-по-ги, ще-нок, кос-точ-ка.

6. Артикуляционная гимнастика

«Волк зубастый»

Раз в неделю волк зубастый «Улыбка»

Чистит зубы мятной пастой, «Почистим зубки»

Моет клетку, чистит вход, «Маляр», «щетка»

Стелет коврик у ворот. «Лопаточка»

И с цветочком у дверей «Иголочка», «Чашечка»

В гости ждет к себе зверей.

Но, увы! Другие звери

Не стучатся к волку в двери. «Молоточком»

Велика, конечно, честь,

Но опасно – могут съесть! «Улыбка»

7. Повторный рассказ по серии картин педагогом, придумывание названия рассказу.

8. Мимический этюд «Цветок»

9. Составление рассказа детьми (по цепочке) с опорой на картинки-пиктограммы. Рассказывание одним ребёнком (по желанию)

10. Окончание занятия, подведение итогов,оценка работы.

Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Снеговик»

Цель:

Обучение составления описательного рассказа по сюжетной картине, используя опорные слова и соблюдая структуру предложения и построения рассказа.

Задачи:

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей природе, к животным.

Ход.

1. Организационный момент. Под музыку входит снеговик и предлагает детям разгадать загадки: Не зверь, а воет. (Ветер) Кручу, урчу, знать ничего не хочу. (Вьюга). Я как песчинка мал, а всю землю покрываю. (Снег) .

-Какое слово начинается со звука с? (Снег) Когда бывает снег? Педагог выставляет на фланелеграф сюжетную картинку «Снеговик».

2. Игра «Найди предметы, названия которых начинаются со звука с». На фланелеграф выставить букву с и вспомнить, какие звуки она обозначает (согласный твердый с и согласный мягкий с) .

Дети называют слова: сугроб, снежинки, сапожки, самолет, санки, снегири, собака, скамейка, солнце, снеговик, снежки. (Назвать 2-3 слова с согласным мягким звуком) .

3. Игра «Назови круглые предметы».

комки (снега), … снежки, … ягоды рябины, … глаза снеговика. Объясните значение слов комки, сугроб, скамейка.

4. Игра «Подскажи словечко».

Снеговик дает образец: Солнце, как мяч, круглое. Снег, словно пух (мягкий). Лед, как стекло… (прозрачный). Иней, как самоцветы… (блестящий) .

5. Динамическая пауза «Снегири». Детям раздают маски снегирей.

Вон на ветке, посмотри (Дети опущенными руками хлопают себя по бокам)

В красных майках снегири. (Показывают руками на грудь)

Распушили перышки, греются на солнышке. (Мелко потряхивают кистями опущенных рук) .

Головой вертят (Поворачивают голову вправо-влево)

Улететь хотят. Кыш. Кыш. Улетели! За метелью, за метелью.

(Бегут по кругу, взмахивая руками)

6. Составление описательного рассказа по сюжетной картинке «Снеговик», используя опорные слова: зима, снег, снеговик, четвероногий друг, комки, ягоды рябины, красногрудые снегири, полакомиться (объяснить значение) .

«Снеговик».

Наступила долгожданная зима. Выпал мягкий, словно пух, снег. Вова со своим четвероногим другом Тузиком вышли на прогулку. Снежинки сверкали на солнце. Вокруг голые деревья, только на рябине висят ягоды. Прилетели полакомиться ягодами красногрудые снегири. Друзья решили вылепить снеговика. Мальчик скатал комки, а щенок принес ветки. Вова поставил комки друг на друга и одел снеговику шапку, вместо носа – морковка, вместо глаз – угольки, вместо рук и ног - ветки. Теперь у ребят и Тузика появился друг, жаль только, что он растает, когда придет весна.Но ребята не расстроился и вместо снеговика сделали нового друга пугало

Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Девочка и мороженое»

Цель:обучение составление рассказа по сюжетным картинам

Задачи:

Обучающая; различать звук с среди других

Развивающая: развивать связную речь

Воспитывающая: уважение к старшим

Ход занятия:

Восп: стихотворение «Нужно маме помогать»

мама очень устает.

Дома дел невпроворот.

Я одна у мамы дочь,

Постараюсь ей помочь.

Уберу свои игрушки:

Куклу, мишку и хлопушки,

Подмету в столовой пол,

Помогу накрыть на стол.

А приляжет на диван,

Я подушку ей подам.

Плед на ноги положу,

Тихо рядом посижу.

В кухне вымою посуду,

А шуметь совсем не буду.

Очень, очень я люблю

Маму милую мою!

Воспит:Ребята а вы маме помогаете по дому?

Дети:(да)

Воспит:А как вы ей помогаете?

Дети:(моем посуду, ходим в магазин, стираем свои вещи, подметаем

Воспит:А нужно ли это делать?

Дети:конечно

Воспит: сегодня мы с вами составим рассказ по картине.

Но для начало давайте проведем физминутку

Физминутка

Физминутка «Помощники» (речь с движением)

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли.

Чайник, чашку, ковшик, ложку,

И большую поварешку

Мы посуду перемыли

Только чашку мы разбили.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы дружно помогали.

Дети сжимают, разжимают кулачки.

Трут одной ладошкой другую.

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Опять трут ладошки.

Загибают пальчики

А теперь поиграем в игру

Игра «Накрой на стол»

Вот мы и все убрали, навели порядок, отдохнули и теперь можем накрывать на стол. Мы будем пить чай. Какая посуда нам понадобится? (Чайная).

Какая посуда еще бывает? (Столовая для обеда; кухонная для приготовления еды.)

(Дети накрывают стол для чаепития).

Воспит: ну что поиграли,отдахнули.А теперь давайте составлять рассказ. Я начну, а вы будете продолжать.

Воспит:Мама попросила дочку сходить в магазин за

Дети:Холодной водой

Воспит:мама дала ей

Дети:деньги

Воспит:по дороге девочка увдела магазин

Дети:с мороженом

Воспит:и ей очень захотелось мороженое

Дети:и она совсем забыла про воду

Воспит: и купила мороженое

Дети: и пошла домой довольнаЯ

Ребята скажите хорошо ли поступила девочка?

Нет,мама попросила купить воду а она ее не послушалась

А теперь ребята вы сами расскажите рассказ

(воспитатель выбирает 3х детей)

Таня: мама попросила дочку купить воду,а она купила мороженое

Игорь: мама попросила дочку сходить в магазин за водой,п дороге девочка увидела магазин с мороженом и купила его себе,не послушала маму.

Ирина: мама отправила свою дочь за водой и дала ей денег,девочка пошла,по дооге она увидела магазин с мороженом и купила его себе,забв о том что мама попросила ее купить воду.Она очень плохо поступила

Воспит: молодцы ребята!у нас получился очень хороший рассказ.