Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Русская литература второй половины xix века. Кто такие поэты-шестидесятники

Русская литература второй половины xix века. Кто такие поэты-шестидесятники

Вверху: Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина. Внизу: Булат Окуджава, Роберт Рождественский. Фото с сайта my.mail.ru

Термин "шестидесятники" принадлежит литературному критику Станиславу Рассадину, опубликовавшему одноимённую статью в журнале "Юность" в декабре 1960 года. Шестидесятниками в широком смысле называют прослойку советской интеллигенции, сформировавшуюся во времена хрущёвской "оттепели", после XX съезда КПСС, определившего новую, более либеральную по сравнению со сталинским периодом, политику советского государства, в том числе в отношении деятелей культуры. При этом следует заметить, что, несмотря на культурный либерализм и широту взглядов, большинство шестидесятников оставалось верным идеям коммунизма: перегибы 30-х годов представлялись им искажением коммунистических идеалов, произволом властей.

В формировании идеологии шестидесятников огромную роль сыграли литературные журналы. В частности, журнал "Юность", публиковавший произведения начинающих авторов, открыл новые имена в литературе. Наибольшую популярность имел журнал "Новый мир", который являлся без преувеличения культовым изданием советской интеллигенции, особенно в те времена, когда его возглавлял А.Т. Твардовский. Здесь были опубликованы произведения авторов "лейтенантской прозы": Виктора Некрасова, Юрия Бондарева, Григория Бакланова, Василя Быкова. Особым событием стала публикация рассказа "Один день Ивана Денисовича". В это же время происходит и расцвет советской научной фантастики, связанной с именами братьев Стругацких, Ивана Ефремова, Евгения Велтистова и других.

Евгений Евтушенко в Политехническом музее. Кадр из кинофильма "Застава Ильича" (режиссёр Марлен Хуциев)

Однако особое место в культуре шестидесятников заняла поэзия. Впервые после Серебряного века настала эпоха небывалой популярности поэзии: в буквальном смысле поэзия стала масштабным общественным явлением. Поэты-шестидесятники собирали многотысячные аудитории (особенно запомнились поэтические вечера в Политехническом музее в Москве и у памятника Маяковскому на нынешней Триумфальной площади), их лирические сборники мгновенно раскупались, а сами авторы на долгие годы стали не только властителями душ и умов, но и своеобразным символом творческого подъёма, свободомыслия, общественных перемен. В авангарде поэзии 1960-х оказались

  • Роберт Иванович Рождественский (1932-1994), один из самых сильных, энергичных русских поэтов, автор более 30 лирических сборников, переводчик, телеведущий; многие стихотворения Р.И. Рождественского положены на музыку ("Мгновения", "Песня о далёкой Родине/Где-то далеко", "Ноктюрн", "Позвони мне, позвони...", "Эхо любви", "Любовь настала", "Родина моя/Я, ты, он, она - вместе целая страна...", "Притяжение земли" и др.);
  • Евгений Александрович Евтушенко (1932-2017), поэт, публицист, актёр, общественный деятель; автор более 60 лирических сборников, поэм "Братская ГЭС", "Бабий Яр", "Под кожей Статуи Свободы", "Голубь в Сантьяго", "Тринадцать", "В полный рост", романов "Ягодные места" и "Не умирай прежде смерти"; некоторые стихи поэта стали песнями ("Хотят ли русские войны?", "А снег идёт...", "Со мною вот что происходит...", "Нас в набитых трамваях болтает..." и др.).
  • Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010), поэт-авангардист, писавший как традиционные для русской поэзии силлабо-тонические стихи, так и верлибры, и стихи в духе футуристической "заумной" поэзии, и стихи в прозе; автор более 40 лирических сборников и поэм "Мастера" (о строителях Храма Василия Блаженного), "Лонжюмо" (о Ленине), "Оза" (о любви в век роботизации), "Авось" (поэма о русском дипломате и путешественнике Николае Резанове легла в основу знаменитой рок-оперы "Юнона и Авось") и других.
  • Белла Ахатовна Ахмадулина (1937-2010), поэтесса, чьё имя связано с высочайшими достижениями поэзии 20 века; Иосиф Бродский называл Ахмадулину "несомненной наследницей лермонтовско-пастернаковской линии в русской поэзии", автор более 30 лирических сборников.

Кроме названных авторов, к поколению шестидесятников относятся и другие яркие поэты, например, Геннадий Шпаликов , Борис Чичибабин , Юнна Мориц . В эпоху 60-х сформировался и такой гигант русской поэзии, как .

Отдельное явление в 1960-е годы представляют поэты-песенники, или "барды". К этой категории поэтов относили авторов, исполнявших собственные стихи под свою музыку - среди них Булат Окуджава, Александр Галич, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор. Это уникальное явление получило название .

Говоря об историческом периоде под весенним названием «оттепель», невозможно смолчать о необыкновенно романтической атмосфере того времени. Воссоздать ее спустя пятьдесят лет и прочувствовать помогают не столько историки или новомодные сериалы, сколько литература 60-х годов, как будто вобравшая в легкие строки влажный воздух оттепели. Духовный подъем, вдохновленный надеждами на скорые перемены, воплотился в поэзии шестидесятников: Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко и др.

Шестидесятники – это молодые представители творческой интеллигенции СССР 60-х годов. Плеяда поэтов, сформировавшаяся в период «оттепели». Вознесенский, Рождественский и Евтушенко, лидеры того поэтического круга, развили бурную творческую активность, собирая целые залы и стадионы (поскольку появилась такая возможность ввиду смягчения политического режима). Их объединял искренний и сильный эмоциональный порыв, направленный на очищение от пороков прошлого, обретение настоящего и приближение светлого будущего.

  1. Евгений Евтушенко (годы жизни: 1933-2017) – один из самых знаменитых авторов. За свой вклад в литературу был номинирован на нобелевскую премию, но не получил ее. Самая известная его работа – «Братская ГЭС», где он впервые упомянул фразу, ставшую лозунгом советской поэзии: «Поэт в России больше, чем поэт». На родине вел активную общественную деятельность, поддерживал перестройку, но в 1991 году эмигрировал в США вместе с семьей.
  2. Андрей Вознесенский (годы жизни: 1933-2010) – не только поэт, но и художник, архитектор и публицист. Известен тем, что написал текст легендарной песни «Миллион алых роз» и либретто первой в стране рок-оперы «Юнона и Авось». Композиция «Я тебя никогда не забуду» принадлежит именно его перу. Уникальная способность Вознесенского – создавать произведения высокой художественной ценности, и в то же время популярные в народе и понятные ему. Он много раз бывал за границей, но жил, творил и умер на родине.
  3. Роберт Рождественский (годы жизни: 1932-1994)– поэт, прославившийся еще и в качестве переводчика. В советское время за независимость суждений на него обрушились гонения, поэтому он вынужден был бежать в Киргизию и зарабатывать себе на жизнь переводами текстов поэтов из других республик. Написал много эстрадных песен, например, саундтреки к фильму «Новые приключения неуловимых». Из стихотворных произведений наиболее известны «Письмо женщины», «Все начинается с любви», «Будь, пожалуйста, послабее» и т.д.
  4. Булат Окуджава (годы жизни: 1924-1997) – популярный бард, певец, композитор и сценарист. Особенно прославился авторскими песнями, например, «На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике» и т.д. Часто писал музыкальные композиции для фильмов. Выезжал за границу и снискал почет за рубежом. Активно занимался общественной деятельностью, выступая за демократические ценности.
  5. Юрий Визбор (годы жизни: 1934-1984) – знаменитый исполнитель авторской песни и создатель нового жанра — «Песни-репортажа». Также прославился в качестве актера, журналиста, прозаика и художника. Написал более 300 стихотворений, положенных на музыку. Особенно известны «Наполним музыкой сердца», «Если я заболею», «Леди» и т.д. Многие его творения использовались в кино.
  6. Белла Ахмадулина (годы жизни: 1937-2010) – поэтесса, прославившаяся в жанре лирического стихотворения. Ее мастерство очень целили в кинематографе. Например, ее работа «По улице моей который год» прозвучала в «Иронии судьбы». Для ее творчества характерно классическое звучание и обращение к истокам. Часто ее манеру письма сравнивают с импрессионизмом.
  7. Юнна Мориц (годы жизни: 1937 – нынешнее время) – в советское время автора практически не знали, так как стихи Мориц были запрещены из-за оппозиционного настроя. Так же она была исключена из литературного института. Зато ее творчество обрело читателя в самиздате. Она охарактеризовала его, как «чистую лирику сопротивления». Многие ее стихи положены на музыку.
  8. Александр Галич (годы жизни: 1918-1977)– сценарист, драматург, автор и исполнитель собственных песен. Его творческие взгляды тоже не совпали с официально одобренными, поэтому многие его произведения распространялись в подполье, зато обрели подлинную народную любовь. Из страны его изгнали, умер за границей от несчастного случая. О советском режиме всегда отзывался негативно.
  9. Новелла Матвеева (годы жизни: 1934-2016) – поэтесса, переводчица, драматург и литературовед. Часто выступала на концертах и фестивалях, однако большинство ее работ опубликовано после смерти. Исполняла она не только свои произведения, но и песни на стихи мужа.
  10. Юлий Ким – (годы жизни: 1936 –нынешнее время) — поэт-диссидент, бард, сценарист и композитор. Известен оппозиционными и смелыми для своего времени песнями «Господа и дамы», «Адвокатский вальс» и т.д. Особенной значимостью обладает пьеса-композиция «Московские кухни». Ким саркастично критиковал общество и власть в СССР. После перестройки написал множество либретто для мюзиклов, среди которых перечисляются «Граф Орлов», «Нотр-Дам де Пари», «Монте Кристо», «Анна Каренина» и другие.

Короткие стихи поэтов шестидесятников

Совсем не объемные работы есть у многих поэтов периода оттепели. Например, лиричное стихотворение о любви Андрея Вознесенского:

В человеческом организме
Девяносто процентов воды,
Как, наверное, в Паганини,
Девяносто процентов любви.
Даже если — как исключение —
Вас растаптывает толпа,
В человеческом
Назначении —
Девяносто процентов добра.
Девяносто процентов музыки,
Даже если она беда,
Так во мне,
Несмотря на мусор,
Девяносто процентов тебя.

Также краткостью, как сестрой таланта, может похвастать Евгений Евтушенко:

Рассматривайте временность гуманно.
На все невечное бросать не надо тень.
Есть временность недельного обмана
потемкинских поспешных деревень.
Но ставят и времянки-общежитья,
пока домов не выстроят других…
Вы после тихой смерти их скажите
спасибо честной временности их.

Если же вы хотите подробнее ознакомиться с одним из небольших стихотворений того периода и проникнуться его настроением и посылом, то вам следует обратить внимание на .

Особенности творчества

Эмоциональный накал гражданской лирики шестидесятников - главная особенность этого культурного явления. Непосредственные, отзывчивые и живые стихотворения звучали, словно капель. На нелегкую судьбу страны и беды целого мира поэты реагировали искренне и независимо от идеологической целесообразности. Они преобразили традиционный застойный советский пафос прогрессивный и честный голос поколения. Если они сострадали – то надрывно и отчаянно, если радовались – то просто и легко. Наверное, все о поэтах-шестидесятниках сказал Вознесенский в своем стихотворении «Гойя»:

Я - горло
Повешенной бабы, чье тело, как колокол,
било над площадью голой…

Творчество шестидесятников по праву считается одной из самых ярких страниц русской литературной истории.

Шестидесятники как культурное явление

Поэзия периода оттепели - это струя свежего воздуха в стране, тяжело переживающей нравственные последствия сталинского террора. Однако одной эпохой их творческий путь не ограничивается, многие из них пишут до сих пор. Поэты 60-х годов не отстали от времени, хоть и сохранили за собой гордое имя «шестидесятники» или «60 десятники» - ставшее модным сокращение привычного словосочетания.

Конечно же, какое творческое движение может обойтись без противостояния? Шестидесятники боролись с «силами ночи» - темными и абстрактными средоточиями зла и несправедливости. Они стояли на страже первозданным идеалов Октябрьской революции и коммунизма, хотя они потеряли непосредственную связь с ними в силу времени. Однако характерные символы воскресли в поэзии: буденовка, красное знамя, строка революционной песни и т.д. Именно они обозначали свободу, нравственную чистоту и самоотверженность, как нательный крест в православии, например. Утопическая идеология действительно заменила религию и пропитала поэзию периода оттепели.

Основная тематика

Люди болезненно восприняли «преступление культа личности», которое было предано огласке в 1956 году, когда к власти пришел Никита Хрущев и осудил сталинские репрессии, реабилитируя и освобождая многих жертв несправедливого приговора. Поэты выразили не только всеобщее смятение и негодование по поводу «искажения» прекрасной идеи, но и социалистический пафос народа, вернувшегося на путь истинный. Многие верили, что оттепель – принципиально новый этап в развитии СССР, и вскоре наступят обещанные свобода, равенство и братство. С этими настроениями совпало мировоззрение зарождающейся творческой интеллигенции, совсем еще молодых людей. Юношеский восторг, максимализм, романтические идеалы и непоколебимая вера в них - вот стимулы их честного и где-то даже наивного творчества. Поэтому стихи поэтов-шестидесятников любимы читателями до сих пор.

Своим идиллическим картинам 60-десятники придавали откровенно риторическую форму, украшая их прозрачными аллегориями. Мысли и ощущения, столь близкие обществу того времени, нередко были выражены в прямой декламации, однако самые сокровенные мечты и верования лишь подсознательно проявлялись между строк. Жажда свежего веяния, новизны, перемены чувствовалась в поэтике тропов.

Что способствовало угасанию движения?

Творчество поэтов шестидесятников приходится на 60-е годы 20 века, а это эпоха внутренних противоречий. Коммунизм как-то сочетался с индивидуализмом, художественный вкус переплетался с китчевым мещанством, физики дружили с лириками, город - с деревней, демократия - с технократией и т.д. Даже сами шестидесятники и их судьбы были разными, и это, как ни парадоксально, их объединяло. Такая гармония райского сада на земле не могла долго продолжаться, поэтому к 70-ым годам утопия оттепели начала разрушаться. Единство общественного и личного естественным образом превратилось в противостояние, личное пришло в противоречие с государственным, и романтичные вольнодумцы потеряли трибуны для выступлений: милость властей сменилась на гнев. Влияние поэтов на настроения в обществе перестали считать благотворным или хотя бы позволительным хотя бы потому, что творцы чутко восприняли «похолодание», сменившее оттепель, и не смогли скрывать этого в своей поэзии.

Стихи поэтов-шестидесятников были ориентированы на молодежную аудиторию, и когда их поколение повзрослело и осознало, насколько наивен этот революционный пафос в стране победившей бюрократии, оно перестало как создавать, так и воспринимать восторженные надежды на окончательную победу тепла.

О стихотворениях шестидесятников можно было с энтузиазмом говорить в период оттепели, но после, когда явно «похолодало», люди нуждались в другой поэзии, отражающей упадок, а не подъем. На зависимость от эпохи указывает и «название» поэтов. Культурное явление, как отражение исторических изменений, не могло скривить и подретушировать эти самые изменения.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Коробкин А.Н. История Советской культуры 60 - 70-х годов XX века РЕФЕРАТ Чингисхан, Карл Великий и первый русский академик Меньшиков - они не умели писать на бумаге, но бегло писали на "досках Судьбы"... (Сергей Федин) . 1. ЛИТЕРАТУРА В русской советской литературе военных и послевоенных четырёх десятилетий XX века нам предоставляется возможность выделить два периода: - первый - литература военных лет и послевоенного возрождения (40 - 50-е годы) - второй - литература развитого социализма (60 - 70-е годы). Переход к этапу развитого социализма в СССР историки относят к концу 50-х годов, не связывая его с одной конкретной датой. Развитой социализм не мог сложиться в течение одного только года. С вступлением социализма в стадию зрелости стало очевидным, что уже сложилась и предстала перед взором человечества во всём своём величии новая цивилизация, а отсюда и новая культура, в корне отличающаяся от основанной на эксплуатации миллионов людей труда капиталистической цивилизации. В 60 - 70-е годы были созданы новые условия для развития литературы и искусства. Глубокие изменения в социальной структуре советского общества, рост его культуры, сознательности, инициативы открывали новые перспективы проявления принципов народности и партийности, требовали нового подхода к решению проблемы современного героя и ряда других проблем. На этапе развитого социализма стало особенно ясно, что ни один художественный метод не открывал перед художником таких возможностей, какие предоставлял метод так называемого социалистического реализма. В период развитого социализма продолжали свою работу в области литературы классики социалистического реализма. Это: Константин Федин, Михаил Шолохов, Александр Твардовский, Александр Фадеев, Леонид Леонов. Наряду с ними работало новое поколение писателей, таких как: В. Белов, В. Можаев, Г. Троепольский, В. Астафьев, В. Шукшин, В. Распутин, Виль Липатов, А. Чаковский, Ч. Айтматов и мн. другие. В произведениях этих писателей общественные и нравственные противоречия чаще всего выражались в формах повседневного, привычного человеческого существования. В литературоведении уже высказывался взгляд на период 60 - 70-х годов как на наиболее близкий к классическому реализму по сравнению с литературой первых послереволюционных лет. Этот вывод основывается на характере философских и нравственных исканий таких писателей, как Василий Шукшин. Талант В.М. Шукшина всё более меряется меркой Лескова, Чехова, Бунина. Его герои бьются над проблемами, которые приковывали внимание крупнейших писателей прошлого: в чём смысл жизни, "что с нами происходит", в чём тайна мира, красоты, движения, "зачем всё?" Духовная напряжённость его рассказов связана с попытками героев объяснить мир и себя, понять связь, "докопаться до дна". Как писатель Шукшин пробовал свои силы в жанрах романа ("Любавины", "Я пришёл дать вам волю"), повести ("Там вдали", "Калина красная", "До третьих петухов"), драмы ("Энергичные люди"), рассказа. Главные герои большинства рассказов Шукшина - деревенские люди: трактористы, шофёры, счетоводы, бригадиры, словом - сеятели и хранители земли. Как правило, герои В. Шукшина - люди любознательные, часто - "с чудинкой", но в мыслях и чувствах непосредственны, порой простодушны, до трогательности обаятельны. В своих рассказах Шукшин высмеивал человеческие пороки, умел показать, где добро, а где зло. В рассказе "Охота жить" зло и добро показаны в прямой схватке. Старый охотник Никитич, человек беспредельной доброты, открытая душа, приютил уголовника, фактически спас ему жизнь, - и получил от него пулю в спину. Бескомпромиссно отрицательное отношение Шукшина к злу, в данном случае выполненному в образе уголовника. Тем важнее подчеркнуть, что писатель впоследствии не раз обращался в своих произведениях к людям, по тем или иным причинам отбывавшим тюремное заключение. Проблема счастья человека, остро волновавшая В. Шукшина, осталась неразрешённой им до конца, но решалась она в пользу нашей жизни всё с большим успехом. Литература 60 - 70-х годов, исследуя сложные пути развития нравственного сознания личности, исходила из социальной практики. Не только разум, не только знания, но и сила нравственного излучения личности приобретали особую цену. Обращаясь к широкому изображению действительности, к анализу особенностей того этапа жизни, писатели снова и по-новому ставили проблемы организации и управления производством, отношений руководителя и коллектива, творческого роста личности. Воссоздав атмосферу рабочих будней в романе "И это всё о нём", писатель Виль Липатов в конфликте Евгения Столетова с мастером Гасиловым показал борьбу созидателя с потребителем. Герой Липатова борется с такими пороками общества как мещанство, очковтирательство. Перечисленные проблемы волновали не только В. Шукшина и В. Липатова, а так же таких писателей, как В. Попов, М. Колесников, О. Куваев, поэта Е. Евтушенко. Но не только о современной им действительности повествовали писатели 60 - 70-х годов. Некоторые обращались и к военной теме, к героическому прошлому нашего народа. Теме Великой отечественной войны было посвящено много книг. Одна из них - "Блокада" А. Чаковского. Необычайный драматизм событийной стороны с несравнимой ни с чем битвой за Ленинград, - вот чем взяла "Блокада" в плен миллионы читателей. В романе показана героическая жизнь советского народа в дни вражеской блокады. Показан стратегический поединок между генералом Жуковым и фашистским фельдмаршалом фон Леебом. Победителем стал советский генерал, а в целом, конечно же, героические защитники города. К военной теме обращались так же писатели В. Быков ("Альпийская баллада", "Сотников"), М. Шолохов ("Они сражались за родину", "Судьба человека"), К. Симонов ("Живые и мёртвые", "Солдатами не рождаются"), Ю. Семёнов ("17 мгновений весны"), Ю. Бондарев ("Горячий снег"), поэт Р. Рождественский ("Реквием"). 2. АРХИТЕКТУРА В 60-е годы XX века в связи с ростом промышленности и городов перед архитектурой вставали новые и новые задачи. Всесоюзное совещание архитекторов и строителей в декабре 1954 года, постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве" в 1955 году и Всесоюзное совещание по градостроительству в 1960 году определили дальнейшие пути совершенствования планировки и застройки населённых мест, способствовали широкому развитию индустриализации строительства, внедрению в него достижений науки и техники. Наступил новый этап развития советского градостроительства. Бурное развитие производительных сил страны, особенно в Сибири, на Дальнем Востоке и в Средней Азии, вызвало строительство новых городов. Ежегодно на географической карте страны появлялось около 20 городов и посёлков городского типа. Были построены и быстро развивались города: Братск, Новосибирский Академгородок, Тольятти, Навои, Шевченко, Набережные Челны, Нижневартовск, Надым, Зеленоград, Усть-Илимск, Амурск, Тында, Червоноград, Днепрорудный и многие другие. В новых и заново отстроенных городах воздвигались памятники и мемориалы. 15 октября 1967 года состоялось торжественное открытие памятника-ансамбля на Мамаевом Кургане в Волгограде в честь советских героев победоносной Сталинградской битвы. Авторами этого мемориала являются архитектор Белопольский и cкульптор Вутетич. Ансамбль венчает 52-х метровая фигура женщины с поднятым мечом. Это олицетворение Родины-матери, которая зовёт своих сынов на разгром врага. В Зале воинской славы зажжён вечный огонь. В дотла сожжённой фашистами деревне Хатыни были установлены памятники жителям деревни. Авторами памятников являются архитекторы Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин, скульптор С. Селиханов. На всю страну известен памятник Матери, проводившей на фронт пятерых сыновей. Авторы памятника архитектор А. Трофимчук и скульптор А. Заспицкий. Ещё много можно называть памятников и их авторов. Все они заставляют нас помнить о героическом прошлом и настоящем нашего народа. Исторический XXII съезд КПСС проходил в новом величественном здании Московского Кремля - Кремлёвском Дворце Съездов. Разработка проекта Кремлёвского Дворца Съездов - большое творческое достижение авторского коллектива проектировщиков, возглавляемого членом-корреспондентом Академии строительства и архитектуры СССР М.В. Посохиным. В составе авторского коллектива были архитекторы А.А. Мндоянц, Е.Н. Стамо и ещё целый ряд архитекторов и инженеров. Кремлёвский Дворец Съездов построен в короткие сроки - менее чем за полтора года. Объём здания составляет около 400 тысяч кубических метров. 17 октября 1961 года здание было открыто. Его фасад облицован белым уральским мрамором и золотистым анодированным алюминием. Над главным входом был расположен золочёный герб СССР, который ныне заменён на герб Российской Федерации. Во внутренней отделке использован красный карбахтинский гранит, мрамор коелга и узорчатый бакинский туф, различные породы дерева. Новое здание, обогатившее кремлёвский ансамбль, построено для народа. Оно стало местом проведения общественно-политических мероприятий и культурного отдыха людей. Внутри здания были запущены установки по озонированию воздуха, смонтированы устройства - переводчики с 29-ти иностранных языков. Значительное произведение советской архитектуры, созданное молодыми зодчими, - московский Дворец пионеров и школьников имени 40-летия Всесоюзной пионерской организации - представляет собой необычный по своему составу архитектурный комплекс, предназначенный для внешкольного воспитания детей, для всестороннего развития их способностей в самых различных областях науки, техники, искусства и спорта. Проект Дворца пионеров создан (на основе конкурса, проходившего в Москве весной 1958 года) бригадой архитекторов и инженеров Моспроекта. Авторы проекта архитекторы: В. Егерев, В. Кубасов, Ф. Новиков в соавторстве с большой группой архитекторов и инженеров. Дворец пионеров расположен в юго-западном районе столицы, на Ленинских горах. Его территория (общей площадью 56 га) отличается редким сочетанием благоприятных градостроительных качеств. Ярко выраженный рельеф, разнообразие растительности, близость Москвы-реки и парка Ленинских гор - всё это придаёт участку загородный характер, несмотря на то, что он находится в системе городской застройки. Обладая богатыми природными данными, площадка имеет вместе с тем развитые инженерные коммуникации и удобные транспортные связи. Открывая новые возможности для развития общественных форм воспитания детей, Дворец пионеров представляет собой значительное явление в советской архитектурно-строительной практике. В моём родном городе Свердловске (ныне Екатеринбург) за период 60 - 70-х годов было построено множество архитектурных сооружений. С развитием архитектуры, от архитекторов требовалась новая планировка жилых домов, комплексов. В городах страны повысилась этажность жилых домов. В частности, в Свердловске пятиэтажных домов стали строить всё меньше. Строились 12-ти и 9-ти этажные дома. Было построено много общественных зданий. Почти в одно время были сданы в эксплуатацию: здание Дома Политпросвещения по улице "8-е Марта" (ныне театр Эстрады), архитектор Лопаткин, кинотеатр "Космос" и Дворец Молодёжи, архитектор Г.И. Белянкин - заслуженный архитектор РСФСР, главный архитектор города, народный архитектор СССР. К 64-й годовщине Октябрьской Революции, 6 ноября была принята в эксплуатацию очередная работа Белянкина - ДК УЗТМ, равного которому по величине не было тогда в Советском Союзе. Архитектором знаменитого памятника воинам Уральского добровольческого танкового корпуса на Привокзальной площади (1960 год) также является Г.И. Белянкин (скульпторы В.М.Друзин и П.А.Сажин). Вместо бывшего пустыря перед Окружным Домом офицеров было построено здание треста ГлавСредУралстроя и разбита площадь с цветомузыкальным фонтаном. Автором этого ансамбля является архитектор А.М. Манжелевский. В своё время эта работа получила диплом на конкурсе. Но всё названное далеко не всё. Много было построено и строится сейчас. 3. ТЕАТР, МУЗЫКА, КИНО В 60 - 70-е годы XX века были постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о выделении средств на развитие театрального и киноискусства. В это период выявились новые таланты в театральном и киноискусстве. Появились новые актёры и новые режиссёры. Они создавали новые фильмы, рассказывающие о прошлом и настоящем нашего народа. Режиссёр С. Юткевич затрагивал тему о В.И. Ленине. У него было несколько работ: "Солдат с ружьём", "Ленин в Польше". В те годы стал известен так же режиссёр С. Бондарчук. Достаточно вспомнить его киноэпопею "Война и мир", где он сам снялся в роли Пьера Безухова. В роли князя Андрея Болконского снялся Вячеслав Тихонов, талантливый киноактёр. Сергей Бондарчук снял такие фильмы на военную тему, как: "Они сражались за родину", где в главной роли Лопахина снялся писатель В. Шукшин, и "Судьба человека", который в 1960 году был удостоен Государственной премии СССР. Известен в те годы и театральный режиссёр Олег Ефремов. Он долгое время являлся художественным руководителем МХАТа. Руководителем театра "Современник" являлся прекрасный актёр театра и кино Олег Табаков. С уходом Олега Ефремова в 1970 году во МХАТ, Олег Табаков руководил "Современником" шесть с половиной лет. Он снимался в фильмах "Каштанка", "17 мгновений весны", "Несколько дней из жизни Обломова" и др. В театре им. Вахтангова работали и работают много великолепных актёров, среди них артист театра и кино Михаил Ульянов. Он создал прекрасный образ полководца Георгия Жукова в киноэпопее режиссёра Ю. Озерова "Освобождение". В Большом Театре СССР работали ведущими солистами Елена Образцова, Ирина Архипова и Борис Штоколов. Известно, что И. Архипова даже и не собиралась стать певицей. В послевоенные годы она училась в Московском архитектурном институте, там же занималась в вокальном кружке у Н. М. Малышевой. По окончании института, не проработав и года, она поступила в Московскую государственную консерваторию, и вот она уже известна во всём мире. Борис Штоколов великолепно исполнял партии Бориса Годунова, Ивана Сусанина и др. За интересные концертные программы он был удостоен Государственной премии СССР за 1981 год. Непревзойдённой исполнительницей роли царевны Лебедь в балете П.И. Чайковского "Лебединое озеро", Джульетты в балете С. Прокофьева "Ромео и Джульетта" стала заслуженная артистка СССР, лауреат Государственных премий СССР, герой социалистического труда Галина Уланова. Талантливыми исполнителями музыки Бетховена, Шопена, Листа стали широко известные музыканты, такие как пианисты Святослав Рихтер и Эмиль Гилельс, скрипач Игорь Ойстрах и мн. другие. На III международном конкурсе им. Чайковского первое место в исполнении обязательной программы занял скрипач Виктор Третьяков, а на VI одноимённом конкурсе, проходившем в 1978 году, первое место завоевал молодой пианист Михаил Плетнёв. Жюри особо отметило необычайную одарённость этого молодого исполнителя. Широко известны мастера эстрады, такие как Владимир Высоцкий, Алла Пугачёва и мн. другие. Двери филармоний и театров широко открыты для посетителей. В СССР было создано много театров сатиры и юмора. Московским театром "Миниатюр" практически бессменно руководил знаменитый актёр Аркадий Райкин, а "Театр кукол" под руководством Сергея Образцова открыт как для взрослых, так и для детей. Весёлая постановка "Необыкновенный концерт" вот уже многие годы радует зрителей. В 60-е годы продолжали работу и творили свои произведения композиторы С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Д. Кабалевский. Ими написана масса произведений. Широко известна опера Прокофьева "Война и мир". Им написаны также 7 балетов, среди них "Золушка" и "Ромео и Джульетта". Темой побочной партии первой части 7-й симфонии Прокофьева начиналась телевизионная программа "Время". На весь мир известна опера "Катерина Измайлова" и 7-я "Ленинградская" симфония Шостаковича. Для него музыка была средством для беседы с людьми о самом важном. Балеты Арама Хачатуряна "Гаяне" и "Спартак" часто ставятся на сценах театров страны. Композитор Д. Кабалевский известен операми "Кола Брюньон" (по книге Ромена Роллана), "Семья Тараса". Им написано множество песен для детей ("Наш край", "Девушка прощай" и др.). Им так же написан Реквием на слова Р. Рождественского, 4 симфонии и много других произведений. Дмитрий Кабалевский был известен так же и как активный пропагандист музыки. Последние годы жизни он работал простым преподавателем музыки в одной из московских школ. К более молодому поколению той эпохи относятся такие композиторы как Лев Шапорин, Родион Щедрин, Александра Пахмутова и др. Кто не знает известную песню Щедрина "Не кочегары мы, не плотники" из кинофильма "Высота"? Родионом Щедриным сочинены так же 4 балета, самый известный из них - "Анна Каренина". Александра Пахмутова известна как композитор песенник. Долгое время она работала с поэтами Добронравовым и Рождественским. В 60 - 70-е годы были известны так же такие композиторы как Шаинский, Сорокин, Хренников. Все они - признанные мастера музыкального искусства. Таким образом, период 40-х, 50-х и, в особенности период 60 - 70-х годов XX века ознаменовался мощным толчком вперёд в развитии социалистической культуры и мировой культуры вообще. _______ Июнь 2013.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Министерство образования Республики Беларусь

на тему: "Советские писатели 70 - 80-х годов ХХ века"

Выполнил: ученик 11 "А" класса

Рябцев Дмитрий

Учитель: Мишукова Т.А.

1. Белов Василий Иванович

2. Астафьев Виктор Петрович

3. Чингиз Айтматов

Список литературы

1. Белов Василий Иванович

Родился 23 октября 1932 года в крестьянской семье в деревне Тимониха Харьковского района Вологодской области. Учился в школе ФЗО в г. Соколе Вологодской области, работал столяром, мотористом, электромонтером. После службы в армии (1952-1955) работал на заводе в Перми, затем был сотрудником районной газеты "Коммунар", с этого времени начал выступать в печати. В 1958 г. был избран секретарем районного комитета комсомола в Грязовецком районе Вологодской области. В 1959-1964 годах учился в Литературном институте им. М. Горького. Ранние стихи и поэмы Белова несут на себе следы характерных настроений 1950-х гг. (периода "оттепели"): душевная возбужденность в пору общественных перемен, пафос дали, новых пространств, поиски подлинно ценного в мире и в себе, жажда движения, героики. В этом русле развивалась массовая поэзия того времени, с которой многообразно перекликаются стихи Белова.

Вместе с многими лириками 1950-х годов молодой Белов в "святой тревоге", в борьбе, в социальном порыве видит настоящее назначение человека, единственно достойное содержание жизни. Еще в юности он покинул родные места, спеша вырваться из малоподвижного уклада и замедленного темпа сельской жизни к притягательной яркости, ускоренно-разнообразному ритму жизни городской. Шаг этот казался радостным шагом к свободе, к небывалым возможностям.

В "Плотницких рассказах" герой Константин Зорин (наделенный автобиографическими чертами) вспоминает, как он расставался со своей деревней: "...я всей душой возненавидел все это. Поклялся не возвращаться сюда". Но очень скоро тяга к "отцовскому краю" становится той господствующей силой, которая определяет судьбу Белова и направление его творчества. В сборнике повестей и рассказов "Знойное лето" (Вологда, 1963) картины сельских будней развертываются в том неспешном порядке, который подчинен деревенскому календарю, чреде домашних дел, течению беседы. Реальные подробности жизни деревни воссоздаются в общей сдержанной гамме. Стремясь к достоверности во всем, Белов прибегает почти к документальной точности в обрисовке характеров и нередко превращает рассказ в очерк. Наброски знакомых крестьянских типов были уже в стихотворениях "Дед", "Свекровь"; одно из первых осмыслений своих отношений с родной землей состоялось у Белова в поэме "Белая кровь", над которой писатель работал в 1961 г. Не случайно отрывок из последней "На родине" (1981) лег в основу написанного впоследствии рассказа "Холмы". Переход от поэзии к прозе у Белова естествен и по-своему неизбежен. Большая повесть "Привычное дело" (1967) этапное произведение в творчестве Белова. С ее появлением старая тема народа, крестьянства приобрела новую этическую остроту, встали новые вопросы о художественной разработке этой темы. Чуткость Белова к скрытому трагизму существования героев присутствовала уже в повестях "Деревня Бердяйка" (1961), "За тремя волоками" (1965). В более сложных ракурсах эта тема дана в "Плотницких рассказах" (1968). Для повествователя Константина Зорина деревенское прошлое отделено от него годами, психологической и культурной дистанцией. Взгляд героя на деревню иногда чуть отстранен, рационалистичен, но его вопреки всему с неодолимой силой влечет к родному дому, к старой деревенской бане, отремонтировать которую он и приехал в отпуск. Зорин погружается в медлительное существование полузаброшенного села, сходится с односельчанами. Белов ищет возможность гармонической цельности и находит ее в уютном мире "малой родины", где "тихо спят теплые ельники", где от леса веет покоем, тишиной, где так хорошо жить. Однако подобное состояние редкость и почти не-доступно современному человеку.

Обращаясь к городским сюжетам, Белов обыкновенно застает героя в состояниях дисгармоничных - недостаток сердечности, любви, простоты в людях ("Воспитание по доктору Споку". Мотив "надломленности" самих оснований крестьянской жизни намечен был еще в "Плотницких рассказах". Трагическая эпоха коллективизации оказывается в центре внимания Белова с начала 1970-х гг. Писатель выходит к новому для него жанру роману-хронике, создавая "Кануны" (1972-1984) и продолжение их "Год великого перелома" (1989-1991). Книга "Год великого перелома" не воспринимается как завершение хроники. Трагический эпос о земле и крестьянстве, достигший кульминации в 30-е гг., остается не только без развязки, но и без высшего смысла. Ясно понимая это, Белов осмысление трагедии связывает с христианским взглядом на происшедшее в России.

Самая оптимистичная, даже праздничная книга Белова "Лад" (1979). Мир крестьянской общины, семьи, хозяйства, мир работ и досугов, ремесла и художеств, обычаев и языка предстает в идеально "ладном" состоянии, в каком помнит его история и в каком видит его писатель. Лад порождается правильной ритмичностью всего кругооборота земной жизни. Автор с большим тактом умеет соединить этнографическую точность с нравственной правдой. Сама его речь где картинна, где задушевна, где мягко-иронична, но всегда крепка, ладна, отчетлива в понятиях и оценках, всегда в ней уместно народное слово.

2. Астафьев Виктор Петрович

Родился В.П. Астафьев. 1 Мая 1924 года в селе Овсянка, неподалеку от Красноярска. Все детство Витя Астафьев провел в детдоме. Прекрасных людей он знавал немало, но не из родни: первым - после мамы, бабушка и деда- был Василий Иванович Соколов воспитатель в детдоме. Василий Иванович, будто угадав,что Витю не только много унижали, попрекали хлебом,даже тем, что он зачем-то живет,но и достаточно много топтали в прямом и переносном смысле.

Витя любил читать без разбора и передыха все, что пропадало в руки, дрался из-за книг, даже воровал их, не считая это большим грехом. На протяжении тех лет, которые он прожил в детдоме при Василий Ивановиче, он частенько твердил ему о его "природных данных", о " несомненной литературной одаренности ", и от этих слов он впадал то в лихую, дурашливую веселость, то в смущение, однако потихоньку начал сочинять стишки, участвовал в школьном рукописном журнале и напропалую врал ребятишкам, пересказывая прочитанные книги.

Замечательный человек встретившийся ему в начале жизненного пути, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. Он преподавал русский язык и литературу.

Впервые за все время существования 5-Б даже у лентяев в графе "поведение" появились отличные оценки. Игнатий Дмитриевич стал приносить на уроки свежие журналы, книжки - это было тогда редкостью - и обязательно читал вслух 10-15 минут. Всем было очень интересно. Дети очень полюбили самостоятельною работу- не изложение писать, не зубрить наизусть длинные стихи, а сочинять, творить самим.

В 1953 году в Перми вышла первая книжка. Виктор Петрович поставил первый в жизни автограф человеку, который привил ему уважительность к слову, пробудил жажду творчества.

Когда Игнатию Дмитриевичу исполнилось 50 лет, В.П Астафьев с радостью написал о нем статью, которую напечатал журнал "Октябрь". В.П Астафьев закончил школу ФЗО на станции Енисей и работал близ города Красноярска на станции Базаиха составителем поездов. Осенью 1942 года ушел на фронт, воевал солдатом. Демобилизовался из армии осенью 1945 года. Жена тоже была солдатом. Они приехали жить в ее родной уральский город- Чусовой. В.П Астафьев работал я сначала где придется, затем попал в горячий цех.

Врачи предложили легкую работу. Но город весь из металлургии состоит, в нем жизнь и работа трудная.

Стал вагоны с дровами разгружать, затем мясные туши- для колбасного завода. Позднее перевели его в цех мыть и подавать туши обвальщикам на стол, затем солить, селитровать и сваливать мясо в бочки -труд тяжелый и грязный. Поработал в цехе несколько месяцев, потом мне поручено было вахтерить на заводе по ночам.

Наступил новый, очень напряженный и сложный период жизни: днем работа в газете, ночью, после того, как уснут дети. Он писал рассказы. Собранные в книгу "До будущей весны", они положили начало его литературному пути.

В1959 году он поступил в Москве на Высшие литературные курсы.Писательский труд - беспрестанный поиск, сложный, изнурительный. И если Астафьев не запутался в жизни, к чему имелось множество предпосылок, ни единым пятнышком не испачкал своей биографии, вынес все трудности послевоенной жизни и с достоинством человека, который добросовестно выполняет свою работу, блюдя гражданскую опрятность и уважая собственное имя, делает свое дело - причина тому тот самый стрежневой корень, уходящий в людскую поросль. Нет страшнее доли - остаться человеку наедине с собою, заблудиться в потемках своей души, окаменеть в самом себе.

В годы перестройки Астафьева пытались втянуть в борьбу между различными писательскими группировками. Однако талант и здравый смысл помогли ему избежать соблазна политической ангажированности. Возможно, этому в немалой мере способствовало и то, что после долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке, сознательно дистанцировавшись от городской суеты. Овсянка Астафьева стала своеобразной "культурной Меккой" Красноярского края. Здесь прозаика неоднократно посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели.

Жанр миниатюрных эссе, в котором много работал Астафьев, он назвал Затесями, символически связав свою работу со строительством дома. В 1996 Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 - Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ). Умер Астафьев в с.Овсянка Красноярского края 29 ноября 2001, похоронен там же.

3. Чингиз Айтматов

творческий биография белов астафьев айтматов

Чингиз Айтматов родился в 1928 году в долине реки Талас, в кишлаке Шекер Кировского района Киргизской ССР. Трудовая биография будущего писателя началась в годы Великой Отечественной войны.

Герой социалистического труда (1978), академик АН Киргизской ССР, лауреат Гос. премии(1968, 1977, 1983), Лауреат в 1963 году Ленинской премии, кавалер ордена Дружбы (1998), принятого из рук Бориса Николаевича Ельцина, экс-главный редактор журнала "Иностранная литература". В 1990 г. назначен послом СССР в Люксембурге, где и проживает в настоящее время в качестве посла республики Киргизия.

Долго и упорно он искал свои темы, своих героев, собственную манеру повествования. И нашел их. Его герои -- рядовые советские труженики, твердо верящие в светлые, добрые начала создаваемой при самом активном их участии жизни. "Жизни светлой, человеческой", люди чистые и честные, открытые всему хорошему в мире, в деле безотказные, в стремлениях возвышенные, во взаимоотношениях с людьми прямые и откровенные. В повестях "Джамиля" (1958). "Тополек мой в красной косынке" (1961), "Первый учитель" (1962) стройность, чистоту и красоту их душ и помыслов символизируют певучие тополя весенние белые лебеди на озере Иссык-Куль и само это синее озеро в желтом воротнике песчаных берегов и сизо-белом ожерелье горных вершин.

Своей искренностью и прямотой найденные писателем герои как бы сами подсказали ему манеру повествования -- взволнованную, чуть приподнятую, напряженно-доверительную и, часто, исповедальную -- от первого лица, от "я".

С первых же произведений Ч. Айтматов заявил себя писателем, поднимающим сложные проблемы бытия, изображающим непростые, драматические ситуации, в которых оказываются люди, сильные, чистые и честные, но сталкивающиеся с не менее сильными противниками -- то ли блюстителями старых нравов и обычаев, то ли хищниками, властолюбивыми деспотами, свинцовыми бюрократами.

В "Джамиле" и "Первом учителе" писателю удалось схватить и запечатлеть яркие куски жизни, светящиеся радостью и красотой, несмотря на пронизывающий их внутренний драматизм. Но то были именно куски, эпизоды жизни, о которых он рассказывал возвышенно сам, полнясь радостью и счастьем, как полнится ими художник, задающий тон в "Джамиле" и "Первом учителе".

За это критики называли их романтическими, несмотря на добротную реалистическую основу, по мере развития таланта писателя, углубления его в жизнь, подчинявшую себе все романтические элементы.

Писатель все шире и глубже захватывает жизнь, пытаясь проникнуть в сокровенные ее тайны, не обходя острейших вопросов, порожденных двадцатым столетием. Вызвавшая острые споры повесть "Материнское поле" (1965) знаменовала переход писателя к самому суровому реализму, достигшему своей зрелости в повестях " Прощай,Г ульсары!" (1966). "Белый пароход" (1970). "Ранние журавли" (1975), в романе "Буранный полустанок (И дольше века длится день)" (1980). Уже не отдельные куски, слои, пласты жизни, а весь мир начинает видеться в картинах, создаваемых писателем, реальный мир со всем его прошлым, настоящим, будущим, мир, не ограничиваемый даже Землей. Радости, горести, светлые и мрачные возможности нашей планеты в ее географической целостности и социальной расколотости окрашивают творчество писателя в новые тона.

Айтматов обладает стратегическим мышлением, его интересуют идеи планетарного масштаба. Если в своих ранних вещах писатель сосредотачивался преимущественно на своеобычии киргизской любви, жизни, культуры то в романах "Плаха" и "И дольше века длится день", имевших шумный успех в конце 70-х - 80-е годы, он проявил себя уже как гражданин Земного шара. Поднял глобальные вопросы. Например, открыто заявил о том, что наркомания - это страшный бич. Сам себе позволил поднять, потому что до него это никому не позволялось.

Новый роман - "Тавро Кассандры", опубликованный в "Знамени" в 1994 году. Еще более неспокойный, но неспокойный по-своему, " по-айтматовски ". Казалось бы, люди на огромных просторах СНГ дерутся, деньги в огромных количествах воруют, прочие непотребности творят, - так и пиши про это. Однако Айтматов, по-видимому, не способен рассматривать всевозможные частности у себя под ногами. Взгляд его по-прежнему устремлен на Землю сверху вниз, охватывая ее целиком.

4. Распутин Валентин Григорьевич

Родился 15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Иркутской области. В марте 1937 года в семье молодого работника райпотребсоюза из районного поселка Усть-Уда, затерявшегося на таежном берегу Ангары почти на полпути между Иркутском и Братском, появился сын Валентин, впоследствии прославивший этот чудный край на весь мир. Вскоре родители перебрались в родовое отцовское гнездо - деревню Аталанка. Красота природы Приангарья захлестнула впечатлительного парнишку с первых же лет жизни, навсегда поселившись в потаенных глубинах его сердца, души, сознания и памяти, проросла в его произведениях зернами благодатных всходов, вскормивших своей духовностью не одно поколение россиян.

Местечко с берегов красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана. В том, что он таков, никто и не сомневался - в деревне ведь любой с рождения виден как на ладони. Грамоте и счету Валентин научился с малых лет - уж очень жадно тянулся он к знаниям. Смышленый паренек читал все что ни попадалось: книги, журналы, обрывки газет. Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом -у отца на пароходе срезали сумку с казенными деньгами, за что он угодил на Колыму, оставив жену с тремя малолетними детьми на произвол судьбы.

В Аталанке была только четырехлетка. На дальнейшую учебу Валентина снарядили в Усть-Удинскую среднюю школу. Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе "Уроки французского", удивительно трепетном и правдивом.

В аттестате Валентина были только пятерки. Спустя пару месяцев, летом того же 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом филологического факультета Иркутского университета, увлекался Ремарком, Хемингуэем, Прустом. О писательстве не помышлял -видно, не пришел еще срок.

Жилось нелегко. Думалось о матери и младших. Валентин чувствовал себя в ответе за них. Подрабатывая на жизнь где только возможно, он стал приносить свои статьи в редакции радио и молодежной газеты. Еще до защиты дипломной работы он был принят в штат иркутской газеты "Советская молодежь", куда пришел и будущий драматург Александр Вампилов. Жанр журналистики порой не вписывался в рамки классической словесности, но позволил приобрести жизненный опыт и крепче встать на ноги. Отец после смерти Сталина был амнистирован, домой вернулся инвалидом и едва дотянул до 60 лет…

В 1962 году Валентин перебрался в Красноярск, темы его публикаций стали масштабнее - строительство железнодорожной магистрали Абакан - Тайшет, Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС, ударный труд и героизм молодежи и т. д. Новые встречи и впечатления уже не вмещались в рамки газетных публикаций. Его первый рассказ "Я забыл спросить у Лёшки", несовершенный по форме, пронзителен по содержанию, искренен до слез. На лесоповале упавшая сосна задела 17-летнего парня. Ушибленное место стало чернеть. Друзья взялись сопровождать пострадавшего до больницы, а это 50 километров пешком. Поначалу спорили о коммунистическом будущем, но Лешке становилось все хуже. До больницы он не дотянул. А друзья так и не спросили у паренька, вспомнит ли счастливое человечество имена простых трудяг, таких, как они с Лёшкой...

Однако самое знаковое событие в жизни писателя Распутина случилось годом раньше, когда разом, один за другим появились его рассказы "Рудольфио", "Василий и Василиса", "Встреча" и другие, которые автор и ныне включает в издаваемые сборники. С ними же он поехал на Читинское совещание молодых писателей, в числе руководителей которого были В. Астафьев, А. Иванов, А. Коптяева, В. Липатов, С. Наровчатов, В. Чивилихин. Последний и стал "крестным отцом" молодого литератора, чьи произведения были напечатаны в столичных изданиях ("Огонек", "Комсомольская правда") и заинтересовали широкий круг читателей "от Москвы до самых до окраин". Распутин еще продолжает публиковать очерки, но большая часть творческой энергии отдается уже рассказам. Их появления ждут, к ним проявляют интерес.

В 1967 году после публикации повести "Деньги для Марии" Распутин был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность. Об авторе заговорили всерьез - его новые работы становятся предметом обсуждения. Будучи человеком чрезвычайно критичным и требовательным к себе, Валентин Григорьевич принял решение заниматься только литературной деятельностью. Уважая читателя, он не мог себе позволить совмещать даже такие близкие по творчеству жанры, как журналистика и литература.

В 1970 году в журнале "Наш современник" была опубликована его повесть "Последний срок". Она стала зеркалом духовности наших современников, тем костром, у которого хотелось погреться, чтобы не замерзнуть в суете городской жизни.

1976-й год подарил поклонникам творчества В. Распутина новую радость. В "Прощании с Матёрой" писатель продолжил живописать драматическую жизнь сибирской глубинки, явив нам десятки ярчайших характеров.

Распутин не срывается на обличительство и критиканство, не становится трибуном и глашатаем, призывающим к бунту. Он не против прогресса, он за разумное продолжение жизни. Его дух восстает против попрания традиций, против потери памяти, против отступничества от прошлого, его уроков, его истории. Корни русского национального характера именно в преемственности. Нить поколений не может, не должна быть прервана "иванами, родства не помнящими". Богатейшая русская культура и держится на традициях и устоях.

В произведениях Распутина человеческая многогранность переплетается с тончайшим психологизмом. Состояние души его героев - особый мир, глубина которого подвластна только таланту Мастера. Следуя за автором, мы погружаемся в водоворот жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями, следуем логике их поступков. \

Год 1977-й для писателя знаковый. За повесть "Живи и помни" он удостоен Государственной премии СССР.

Он мог бы писать многотомные романы - их бы с восторгом читали и экранизировали. Потому что образы его героев захватывающе интересны, потому что сюжеты притягивают жизненной правдой. Распутин предпочел убедительную краткость. Но как же при этом богата и неповторима речь его героев, поэзия природы. Язык распутинских произведений словно речка струится, изобилуя чудными по звучанию словами. Что ни строчка - кладезь русской словесности, речевые кружева. Случись так, что до потомков в следующих веках дойдут только произведения Распутина, они будут восхищены богатством русского языка, его мощью и неповторимостью.

Писателю удается передать накал человеческих страстей. Его герои сотканы из черт национального характера - мудрого, покладистого, порой бунтарского, из трудолюбия, из самого бытия. Они народны, узнаваемы, живут рядом с нами, а потому так близки и понятны. На генном уровне, с молоком матери передают они следующим поколениям накопленный опыт, душевную щедрость и стойкость. Такое достояние богаче банковских счетов, престижнее должностей и особняков.

Простой русский дом - та крепость, за стенами которой покоятся человеческие ценности. Их носителям не страшны дефолты и приватизация, они не подменяют совесть благополучием. Главными мерилами их поступков остаются добро, честь, совесть, справедливость. Героям Распутина нелегко вписываться в современный мир. Но они в нем не чужие. Именно такие люди определяют бытие.

Годы перестройки, рыночных отношений и безвременья сместили порог нравственных ценностей. Об этом повести "В больнице", "Пожар". Люди ищут и оценивают себя в непростом современном мире. Валентин Григорьевич тоже оказался на распутье. Он пишет мало, потому что бывают времена, когда молчание художника тревожнее и созидательнее слова. В этом весь Распутин, ведь он по-прежнему чрезвычайно требователен к себе.

В 1987 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2004), стал почетным гражданином Иркутска. В 1989 году Валентин Распутин был избран в депутаты союзного парламента, при М.С. Горбачеве вошел в состав Президентского совета. Но эта работа не принесла писателю морального удовлетворения - политика не его удел.

Валентин Григорьевич - верный сын земли русской, защитник ее чести. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Вкусив книг Валентина Распутина, познав вкус его правды, уже не захочешь довольствоваться суррогатами литературы. Живя в единении с природой, писатель по-прежнему неброско, но глубоко и искренне любит Россию и верит, что ее сил хватит для духовного возрождения нации.

Список литературы

1. "Строгая литература" - Б. Пайкин

2. http://ilib.ru/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Краткий биографический очерк жизни и творчества Валентина Григорьевича Распутина - русского прозаика, представителя "деревенской прозы". Выход первого сборника рассказов "Я забыл спросить у Лешки" в 1961 году. Победитель конкурса "Золотой ключик-98".

    биография , добавлен 14.05.2011

    Леонид Николаевич Андреев - один из самых мистических писателей культурной эпохи Серебряного века. Исследование темы анархического бунта против общества в андреевском литературном творчестве. Основные типы героев в русской реалистической литературе.

    дипломная работа , добавлен 17.07.2017

    В.Г. Распутин как выдающийся представитель русской литературы современности, краткий очерк его жизни и творчества. Анализ и автобиографичность рассказа "Уроки французского". Тема и идейная линия данного произведения, его значение в творчестве писателя.

    презентация , добавлен 27.03.2011

    Краткая биография наиболее выдающихся поэтов и писателей XIX века - Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова, В.А. Жуковского, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. Высокие достижения русской культуры и литературы XIX века.

    презентация , добавлен 09.04.2013

    Шарж и пародия в творчестве писателей круга журнала "Сатирикон" и в детской литературе первой трети XX века. Способы создания комического в прозе Саши Черного для детей. Дневник фокса Микки в контексте мемуарной и публицистической литературы 20-х годов.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2015

    Факты жизненного пути Виктора Петровича Астафьева. Ранняя утрата матери, военная стезя писателя. Начало творческой карьеры, описание изданий рассказов известного писателя, его вклад в культуру и литературу России. Памятные события в честь писателя.

    презентация , добавлен 20.04.2011

    Изучение жизни и творчества Б.Л. Пастернака - одного из крупнейших русских поэтов и писателей XX века. Характеристика и сравнительный анализ трех мужских образов в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго": Юрий Живаго, Виктор Комаровский, Павел Антипов.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2011

    Поэма Твардовского "Василий Тёркин". "Василий Тёркин" - произведение, где мало противопоставлений, но много движения, развития. Василь Быков – один из виднейших писателей. Моё мнение о произведениях этих писателей.

    сочинение , добавлен 20.05.2007

    тема Петербурга по-прежнему волнует писателей. Этот город неоднозначен, противоположные оценки его сосуществуют. "Петербург любили и ненавидели, но равнодушными не оставались", - нельзя не согласиться с этими словами критика серебряного века Анциферова.

    реферат , добавлен 22.10.2004

    Рассмотрение духовно-нравственных вопросов как части социально-философских воззрений русских писателей XIX века. Гражданственность поэзии, ее высокое назначение и гражданственность. Поэзия о любви к Родине и патриотизме, о будущем и предназначении России.