Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что делали русские меценаты для писателей. Крупнейшие меценаты современной россии

Что делали русские меценаты для писателей. Крупнейшие меценаты современной россии

Благотворительность и меценатство

Российских предпринимателей ......................................................................3

Глава 2: XIX - начала XX в.в .................6 Глава 3:

Первопричины развития благотворительности………………………..12

3.1.Высокая нравственность, осознание общественного

долга предпринимателей благотворителей……………………………….13

3.2. Религиозные побуждения ……………………………………………...14

3.3. Патриотизм русских деловых людей………………………………….15

3.4. Стремление к социальным льготам, привилегиям…………………17

3.5. Интересы предпринимательского дела……………………………….18

Глава 4:

Меценатами не рождаются………………………………………………..…19

Заключение.........................................................................................................21 Список литературы...........................................................................................23

Введение.

Сложные времена, переживаемые сегодня Россией, характеризуются рядом процессов и тенденций. В бедственном положении оказалась культура, без которой действительное возрождение страны просто невозможно. «Горят» театры и библиотеки, остро нуждаются в поддержке музеи, даже самые солидные и авторитетные. Как объективную реальность надо признать последовательное сокращение числа читающих и объема читаемой литературы.

В Москве, как и Руси вообще, благотворительность как организованная общественная система стала складываться с принятием христианства, с появлением монастырей. Показательно, что именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы в Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, до наших дней сохранились здания восемнадцатого века, в которых когда-то находились лечебницы.

Анализ сферы благотворительности в дореволюционной России позволяет связать сущность благотворительности с еще одним известным феноменом-милосердием. Масштабы, этапы и тенденции благотворительности добрых, милосердных дел отчетливо прослеживаются на примере истории Москвы. Нельзя не согласиться со справедливыми выводами П.В.Власова: «Дореволюционная столица представлялась нам городом с «сорока сороками церквей», многочисленными усадьбами, доходными домами и заводами. Теперь она предстает перед нами как обитель милосердия… Представители разных сословий - имущие и бедные - отдавали нуждающимся то, что имели: одни - состояние, другие - силы и время. Это были подвижники, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие».

1. Благотворительность и меценатство Российских предпринимателей

Термин «меценат» является производным от имени вельможи, жившего в Риме в I в. до н. э., Гая Цильния Мецената - знатного и щедрого покровителя наук и искусств. Дословный смысл слова – благотворительность - творить благо,добро. Благотворительность - добровольное выделение материальных средств в помощь нуждающимся, или на какие-либо общественные нужды с ней связанные.

Ведущее место в истории благотворительности и меценатства России занимали отечественные предприниматели – обладатели значительных капиталов. Они не только развивали торговлю, промышленность, банковское дело, насыщали рынок товарами, заботились об экономическом процветании, но и внесли неоценимый вклад в развитие общества, науки и культуры страны, оставив нам в наследство больницы, учебные заведения, театры, картинные галереи, библиотеки. Филантропическое предпринимательство в дореволюционной России, благотворительность были неотъемлемой чертой, особенностью отечественных деловых людей. Во многом это качество определялось отношением предпринимателей к своему делу, которое в России всегда было особенным. Для российского предпринимателя быть благотворителем значило нечто большее, чем быть просто щедрым или иметь возможность получать привилегии и выбиваться в высшие слои общества, - это во многом было национальной чертой россиян и имело религиозную основу. В отличие от Запада, в России не существовало культа богатых людей. Про богатство на Руси говорили: Бог дал его человеку в пользование и потребует по нему отчёта. Эту истину приняли и пронесли сквозь века многие представители отечественного делового мира, и благотворительность стала в определённом смысле исторической традицией российских предпринимателей. Истоки благотворительности российских деловых людей уходят в глубь веков и связаны с подвижничеством первых русских купцов, которые в своей деятельности всегда руководствовались известными словами из «Поучения Владимира Мономаха»: «Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильному губить человека». В первой половине XIX века проводниками благотворительности были преимущественно дворяне. Строительство частных больниц, богаделен, солидные денежные пожертвования на «помощь бедным» объяснялись как патриотическим порывом, так и стремлением богатой дворянской знати «отличиться» в глазах светского общества своей щедростью, благородством, поразить современников оригинальностью даров. Именно последним обстоятельством объясняется тот факт, что иногда благотворительные заведения возводились в виде великолепных дворцов. К числу уникальных образцов благотворительных учреждений дворцового типа относятся Шереметевский Странноприимный дом, построенный в Москве известными архитекторами Дж.Кваренги и Е.Назаровым, Вдовий дом (архитектор И.Жилярди), Голицынская больница (архитектор М.Казаков) и многие другие.

Со второй половины XIX века с развитием капитализма ведущее место в российской благотворительности перешло к буржуазии (промышленникам, фабрикантам, банкирам), как правило, выходцам из состоятельного купечества, обуржуазившихся дворян и предприимчивых крестьян – к третьему или четвёртому поколению предпринимателей, начавших свою деятельность в конце XVIII– в начале XIX века. К концу XIX столетия это уже были в массе своей люди интеллигентные и высоконравственные. Многие из них обладали тонким художественным вкусом и высокими художественными запросами. Они прекрасно осознавали, что для процветания страны и собственного бизнеса в условиях рыночной конкуренции необходимо активное участие в социальной жизни общества, в развитии науки и культуры, поэтому использовали накопленные средства не только на развитие бизнеса и личного потребления, но и на благотворительность, помогая решать многие общественные проблемы. В частности, в условиях крайней поляризации богатства и бедности в дореволюционной России филантропическое предпринимательство становилось своего рода «регулятором» социального равновесия, определённым средством устранения общественной несправедливости. Конечно, нищету и отсталость благотворительностью ликвидировать было невозможно, и это прекрасно сознавали предприниматели, но они стремились хоть как-то помочь «ближнему своему» и таким образом «облегчить душу себе».

В результате широкой и разносторонней деятельности отечественных предпринимателей в стране родились целые династии, на протяжении нескольких поколений сохранявшие репутацию видных благотворителей: Крестовниковы, Боевы, Тарасовы, Колесовы, Поповы и другие. Исследователь С.Мартынов называет имя самого щедрого русского благотворителя, крупного предпринимателя конца XIX века Гаврилы Гавриловича Солодовникова, который из общей суммы наследства в 21 млн.руб. свыше 20 млн. руб. завещал на общественные нужды (для сравнения: пожертвования всего дворянства, включая царскую семью, за 20 лет не достигли 100 тыс.руб.).

При этом благотворительность предпринимателей в дореволюционной России имела свои особенности. На протяжении многих веков деловые люди традиционно вкладывали средства преимущественно в строительство церквей. Церкви продолжали строить и в XIX , и в начале XX века, но с конца прошлого столетия главное соперничество между богатыми предпринимателями проходило в социальной сфере под девизом: «Кто больше для народа сделает».

Рассмотрим подробно наиболее известных меценатов России.

2. Наиболее выдающиеся меценаты конца XIX - начала XX в.в.

Меценатство Саввы Ивановича Мамонтова (1841-1918) было особого рода: он приглашал своих друзей-художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях. Все приезжавшие под предводительством хозяина отправлялись на природу, на этюды. Все это весьма далеко от привычных примеров благотворительности, когда меценат ограничивает себя передачей определенной суммы на доброе дело. Многие работы членов кружка Мамонтов приобретал сам, для других находил заказчиков.

Русские купцы приобрели и сохранили для России бесценные сокровища отечественной и мировой культуры, но время стёрло многие имена из памяти потомков. Увы, у людей короткая память. Зато у искусства - вечная жизнь.

Галерея Третьяковых, театральный музей Бахрушина, коллекция французских импрессионистов Щукина, Кустарный музей Морозова, гимназии, больницы, приюты, институты – всё это дары московского купечества родному городу. Историк М. Погодин ставил в пример прижимистым европейским предпринимателям московских купцов-благотворителей: «Если счесть все их пожертвования за нынешнее только столетие, то они составили бы такую цифру, которой должна бы поклониться Европа».

Третьяковы

Среди московских меценатов имя Павла Михайловича Третьякова на особом месте: именно ему мы обязаны уникальной коллекцией живописи, хранящейся в знаменитой Третьяковской галерее. Купеческая семья Третьяковых особым богатством похвастаться не могла, но на приобретение картин Павел Михайлович денег не жалел. За 42 года он потратил на них внушительную по тем временам сумму – свыше миллиона рублей. К сожалению, куда менее известен нашим современникам брат Павла – Сергей Михайлович. Он собирал западноевропейскую живопись, а после смерти в 1892 г. все приобретённые им полотна перешли, по завещанию, в распоряжение Павла Михайловича. Они тоже были переданы в дар городу. 15 августа 1893 г. в Москве появился новый музей - «Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых». На тот момент коллекция насчитывала 1362 картины, 593 рисунка и 15 скульптур. Художественный критик В. Стасов писал о ней: «Картинная галерея…не есть случайное собрание картин, она есть результат знания, соображений, строгого взвешивания и более всего – глубокой любви к своему дорогому делу».

Бахрушины

Бахрушины происходили из города Зарайска, занимались кожевенным и суконным делом. И в Зарайске, и в Москве семья жертвовала крупные суммы нуждающимся. В первопрестольной Бахрушиных называли «профессиональными благотворителями», у которых «пожертвования сыпятся как из рога изобилия». Судите сами, они построили и содержали: городскую больницу, дом бесплатных квартир для неимущих, приют для детей-сирот, ремесленное училище для мальчиков, дом для престарелых артистов... За это городские власти сделали Бахрушиных почётными гражданами Москвы, предлагали дворянство, но гордые купцы от титулов отказались. Алексей Петрович Бахрушин был страстным коллекционером, собирал русские медали, фарфор, живопись, иконы и старинные книги. Он завещал свою коллекцию Историческому музею, несколько музейных залов были названы его именем. Дядя Алексея Петровича, Алексей Александрович Бахрушин, собирал всё, что связано с театром: старые афиши, программки, фотографии известных актеров, сценические костюмы. На основе его коллекции в Москве, в 1894 г., появился единственный в мире Театральный музей им. Бахрушина. Действует он и сегодня.

Семья выходцев из Егорьевска Хлудовых владела хлопчатобумажными фабриками, строила железные дороги. Алексей Иванович Хлудов собрал уникальную коллекцию древних русских рукописей и старопечатных книг. Среди них - сочинения Максима Грека, «Источник знания» Иоанна Дамаскина в переводе и с комментариями князя Курбского (автора гневных писем Ивану Грозному). Всего же коллекция насчитывала более тысячи книг. В 1882 г. после смерти Хлудова, драгоценное собрание, согласно его воле, передали Никольскому Единоверческому монастырю в Москве. Брат Алексея, Герасим Иванович, тоже был заядлым коллекционером: собирал картины русских художников. Хлудовы, как и Бахрушины, не жалели денег на благотворительность: построили на свои средства богадельню, бесплатные квартиры для неимущих, палаты для неизлечимо больных женщин и детскую больницу.

Эта династия дала России немало талантливых людей: промышленников, врачей, дипломатов. Вспомним хотя бы Пётра Кононовича - пионера чайного дела в России, или Сергея Петровича – знаменитого русского эскулапа. Коллекционерами были многие Боткины. Тайный советник и художник Михаил Петрович почти 50 лет собирал западноевропейскую живопись, терракотовые статуэтки, итальянскую майолику XV-XVII вв., а также русскую финифть. Живо интересовался творчеством художника Иванова: покупал этюды и даже издал его биографию. Василий Петрович и Дмитрий Петрович Боткины собирали картины европейских мастеров, были друзьями Павла Третьякова.

Мамонтовы

Богатая и многолюдная купеческая семья Мамонтовых «поднялась» на винном откупном промысле. Фёдор Иванович ещё в конце XVIII столетия прослыл щедрым благотворителем, за что удостоился посмертного памятника от благодарных жителей Звенигорода. Однако самой выдающейся фигурой среди Мамонтовых был Савва Иванович. Природа щедро наделила его талантами: певец (учился в Италии), скульптор, театральный режиссёр, драматург. Именно Савва открыл миру талант Шаляпина, Мусоргского и Римского-Корсакова. В собственном театре он ставил оперы, декорации к которым писали Поленов, Васнецов, Серов, Коровин. Савва Иванович помог добиться признания Врубелю: на свои средства построил для художника павильон и выставил в нём его картины. Имение Саввы Ивановича, Абрамцево, стало «приютом спокойствия, трудов и вдохновения» для многих талантливых художников и артистов.

Морозовы

Диапазон культурной деятельности династии Морозовых огромен: люди они были на редкость талантливые. Савва Тимофеевич Морозов многое сделал для Художественного театра (МХТ). Он был увлечен революционным движением, боготворил Максима Горького. Брату Саввы, Сергею Тимофеевичу, Москва обязана созданием Кустарного музея. Он собирал произведения русского декоративно-прикладного искусства ХVII-ХIХ вв., стараясь сохранить их национальный колорит и традиции. После революции музей в знак уважения к его заслугам переименовали в Музей народного искусства им. С.Т. Морозова. Михаил Абрамович Морозов с юных лет коллекционировал русскую и французскую живопись, но, увы - скончался в 33 года. Его собрание передали Третьяковской галерее. Известным меценатом был и Иван Абрамович Морозов, именно он стал первым покровителем безвестного витебского художника Марка Шагала. В 1918 г. Иван Абрамович покинул Россию. Его богатую коллекцию живописи распределили между собой Музей изобразительных искусств им. Пушкина и Эрмитаж.

Представители рода Щукиных сохранили для нас поистине уникальные сокровища. Петр Иванович был крупнейшим собирателем русской старины. Чего только не было в его коллекции: редкие книги, древнерусские иконы и монеты, серебряные украшения. В 1905 г. Петр Иванович подарил свое собрание Москве, в каталоге ценностей значилось 23 911 предметов! Полотна голландских живописцев Дмитрия Ивановича Щукина по сей день являются жемчужиной Пушкинского музея. А на картинах французских импрессионистов, приобретённых Сергеем Ивановичем Щукиным, выросло целое поколение русских художников-авангардистов. Он обладал удивительным чутьём на талант. Когда Щукин познакомился в Париже с Пикассо, тот был безвестным нищим художником. Но уже тогда проницательный русский купец говорил: «Это – будущее». Шесть лет Сергей Иванович спонсировал Пикассо, покупая его полотна. Благодаря Щукину, появились в России картины Моне, Матисса, Гогена - художников, считавшихся во Франции «отверженными». Но после революции в России «отверженным» оказался Щукин, и ему пришлось эмигрировать во Францию. Горькая ирония судьбы. В конце 1920-х гг. среди русских эмигрантов прошёл слух, будто Щукин требует у большевиков возвращения своей национализированной коллекции. Но Сергей Иванович домыслы опроверг: «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там».

Дмитрий Казённов

Завершая разговор о русском искусстве "серебряного века", нельзя не вспомнить о меценатах , о людях которые любили, ценили и понимали искусство, сохраняли его и стремились подарить его людям.

То, чем сейчас владеют музеи, они обязаны поискам и открытиям энтузиастов, собирателей, меценатов. Тогда не было никаких государственных программ и планов. Каждый коллекционер собирал то, что ему нравилось, как умел систематизировал, иной раз исследовал и публиковал. Но последствия этой стихийной деятельности поистине грандиозны: все фонды музеев дореволюционной России были составлены из собраний, скрупулезно подобранных, осмысленных и согретых сердцем русских коллекционеров . Благодаря их деятельности наши музеи располагают уникальными произведениями искусства разных времен и народов.

Мы не имеем возможности перечислить хотя бы небольшую часть истинных любителей искусства, подвижников, энтузиастов, их было много по всей великой России, скажем коротко лишь о немногих, продолжателях дела Строгановых, Румянцева, Шувалова, Юсупова, Шереметева и др.

Серья Морозовых

Начнем с Морозовых . Эта семья, разделившаяся на несколько самостоятельных ветвей, сохраняла значительное влияние и в развитии отечественной промышленности, и в благотворительных культурных начинаниях. Алексей Викулович Морозов (1857-1934) собрал прекрасную коллекцию фарфора . В его же особняке хранились изделия из стекла, гравированные портреты, литографии, древние иконы. После революции собрание А. В. Морозова было национализировано, сам владелец оставлен хранителем. К 1930-м гг. коллекция разошлась по разным музеям, значительная ее часть осела в музее керамики в усадьбе Кусково.

Михаил Абрамович Морозов (1870-1903), старший из братьев Морозовых, сыновей основателя Тверской мануфактуры производства хлопчатобумажных тканей. Он закончил историко-филологический факультет Московского университета, и даже читал лекции в нем под псевдонимом "Михаил Юрьев", издал свои исторические сочинения. Много бывал за границей, любил Париж. В Москве он был широко известен. Он был гласным городской думы, избирался почетным мировым судьей, председателем купеческого собрания. В Успенском соборе Кремля состоял старостой, занимался исследованием этого уникального памятника старины, финансировал реставрационные работы.

Морозов принимал участие в деятельности целого ряда общественных организаций:

  • Общества любителей художеств,
  • Общества литераторов и ученых,
  • Русского музыкального общества,
поддерживал их деньгами.

Жертвовал немалые деньги на поддержку Московской консерватории и Строгановского училища. Откликнулся на призыв профессора И. В. Цветаева и взял на себя расходы по созданию зала искусства Греции.

Человек разносторонний, увлекающийся, М. Морозов был страстным любителем сцены, выступая с отзывами на театральные постановки, и коллекционером картин (ныне - музей им. А. С. Пушкина).

Сначала он приобрел полотна своих друзей - московских художников К. А. Коровина, И. И. Левитана, М. А. Врубеля, В. А. Серова. Потом увлекся искусством импрессионистов и постимпрессионистов. Он раньше других собирателей оценил Гогена и Дега, Ван Гога и Ренуара.

Его коллекция насчитывала около 100 картин русских и зарубежных художников , а также более 60 старинных икон . Среди картин были такие шедевры, как

  • "Царевна Лебедь" Врубеля,
  • "Портрет Мики Морозова" Серова,
  • "Кабачок" Мане,
  • "Море в Сен-Мари" Ван Гога.

Коллекция размещалась в обширном особняке на Смоленском бульваре. Морозов был известным хлебосолом, у него собирались шумные компании художников, артистов, они знакомились с его коллекцией картин.

Михаил Абрамович прожил недолго - неизлечимо больной он умер в 33 года. Его вдова передала большую часть коллекции в Третьяковскую галерею. Полотна западноевропейских мастеров вошли в состав Музея изобразительных искусств и Эрмитажа.

После смерти брата его дело продолжил брат Иван Абрамович Морозов (1871-1921), который получил высшее образование в Цюрихском политехникуме, сам занимался живописью и рисунком. Он приобретал полотна Сислея и Писарро, Ренуара и Ван Гога, и, конечно, картины Коровина и Левитана. Уже через несколько лет в его собрании было свыше 250 произведений новейшей французской живописи, в том числе знаменитые полотна Ренуара "Купание на Сене", "Портрет Жанны Самари" и "Девушка с веером", Ван Гога "Красные виноградники в Арле" и "Пейзаж в Овере после дождя", Пикассо "Акробат на шаре", произведения Гогена, Боннара, Сезанна, Матисса. Можно было сказать, лучшие произведения парижских мастеров оказывались в руках у И. А. Морозова. Ни один из европейских собирателей, ни один из западных музеев не обогащал своих коллекций с такой энергией и стремительностью.

Для размещения своего собрания Морозов в 1899 г. приобрел в Москве на Пречистинке просторный особняк. К сожалению, коллекция И. А. Морозова была недоступна для осмотра в силу характера и склонностей владельца. В 1918 г. в период национализации, морозовская галерея послужила основой для создания "Второго музея новой западной живописи", где владелец оставался заместителем директора. Но вскоре семья Морозовых уехала за границу, Иван Абрамович умер по пути в Карлсбад, куда направлялся на лечение.

Петр Ивнович Щукин (1853-1912)

Промышленник, коллекционер и меценат из именитой купеческой семьи Петр Ивнович Щукин (1853-1912) был страстным собирателем образцов старого быта и искусства России, подобно П. П. Свиньину, П. Ф. Коробанову, М. И. Погодину, А. П. Бахрушину. Кроме предметов декоративно-прикладного искусства царских мастерских и крестьянских ремесленников, в его коллекции находились личные архивы видных государственных деятелей, представителей русской знати, науки, культуры (графов Воронцовых, богачей Демидовых и др., письма Тургенева, генерала Скобелева, список радищевского "Путешествия из Петербурга в Москву" и т. д.).

Для размещения значительной по объему и разнообразной по составу коллекции построил специальное здание на Малой Грузинской улице. С 1895 г. частный музей П. И. Щукина открылся для исследователей и всех любителей старины. Здесь писал этюды для картины "Степан Разин" В. И. Суриков, изучал планы Москвы XVII в. А. М. Васнецов.

В 1905 г. Петр Иванович все свое собрание вместе с домом, библиотекой, картинной галереей принес в дар Историческому музею. Сейчас в этих зданиях размещен Биологический музей им. К. А. Тимирязева.

Собирательством в семье Щукиных занимались и другие братья: Николай, Петр, Иван и Сергей. Так Сергей Иванович Щукин (1854-1936) пошел неизведанным путем: он начал собирать полотна французских импрессионистов и постимпрессионистов, которые тогда вызывали насмешки и недоумение. Щукин полагался на собственное чутье, которое его не подводило. Щукинская галерея насчитывала до 250 произведений , 40 из них принадлежали Матиссу. Здесь были картины Моне, Сислея, Пюви де Шаванна, Марке, Ван Гога, Гогена, Руссо, Сезанна, Синьяка, Тулуз-Лотрека, Пикассо.

С 1910 г. его галерея открылась для публичного посещения и стала популярным центром современного искусства. Здесь, в стенах особняка на Знаменке, побывали все московские художники того времени. М. С. Сарьян вспоминал: "...Щукин, у которого было богатое собрание французской живописи, устраивал у себя вечера, на которых лучшие московские музыканты исполняли произведения Скрябина, Меттнера, Рахманинова. У Сергея Ивановича мы с огромным интересом смотрели работы Ренуара, Сислея, Моне, Ван Гога, Гогена и других более молодых художников".

Собрание Щукина оказало влияние на московских художников, которые создали особую школу русского авангарда. Когда галерея была национализирована, Сергей Иванович стал Директором и хранителем, но вскоре семья Щукиных выехала за границу - сначала в Германию, затем во Францию. Он дожил до преклонных лет и похоронен в Париже на Монмартрском кладбище.

Мария Клавдиевна Тенишева (1864-1928)

Замужество Марии Клавдиевны Тенишевой (1864-1928) в 1892 г. за князем В. Н. Тенишевым, человеком образованным и богатым, положило начало ее благотворительности. Тенешева, человек одаренный (после гимназии училась в парижской оперной студии), не связала судьбу с артистическими подмостками, а стала меценатом в окрестностях имения Тенишевых - Талашкино, в Смоленском крае. Ею была основана рисовальная школа в Смоленске, творческая студия в Петербурге. Она финансировала журнал "Мир искусства", оказывала поддержку выставке передвижников в Смоленске. В дар только что учрежденному Русскому музею она приносит 500 рисунков и акварелей из личного собрания, субсидирует археологические раскопки в Новгороде, и, наконец, создает художественные мастерские в Талашкине по примеру подмосковного Абрамцево, и там же устраивает музей народного искусства "Русская старина". В Талашкине работали В. М. Васнецов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, Н. К. Рерих, В. А. Серов и другие видные художники тех лет.

В 1918 г. Мария Клавдиевна уехала за границу. Последнее свое французское десятилетие она посвятила работе в технике выемчатой эмали, которую освоила еще в Талашкине. В Париже, Риме и Праге с успехом прошли ее выставки. Она умерла в апреле 1928 г. и похоронена на кладбище Сен-Клу под Парижем.

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898)

Неоценим вклад в дело сохранения произведений искусства Павла Михайловича Третьякова (1832-1898). Он, как и многие меценаты, происходил из купеческой среды, Третьяковы торговали льняным полотном. Третьякова-коллекционера интересовала русская художественная школа. В его коллекции появились работы В. И. Якоби, А. К. Саврасова, М. П. Клодта, В. Г. Перова. Особое внимание уделял Третьяков современным ему художникам реалистического направления - передвижникам. Наиболее полно в его собрании представлены Перов, Крамской, Репин, Суриков. Попутно галерея пополнялась работами мастеров XVIII - 1-й половины XIX вв.

В рамках частного собрания Третьякова началось создание "русского пантеона" - портретов знаменитых соотечественников. Павел Михайлович приобретал имеющиеся портреты и заказывал новые ведущим портретистам времени: Перову, Крамскому, Репину, Ге и другим.

Для своей быстро растущей коллекции Третьякову пришлось строить специальное здание в замоскворецком переулке. Художник М. В. Нестеров вспоминал: "Мы, тогдашние юнцы, ученики Училища живописи и ваяния хорошо знали дорогу в Лаврушинский переулок... Мы шли туда, как домой". В августе 1892 г. П. М. Третьяков подал в Московскую городскую думу Предложение о передаче всех своих художественных ценностей в дар Москве. В собрании Третьякова насчитывалось 1287 произведений живописи и 518 графики, а также 75 картин европейских мастеров (собрание незадолго до того умершего С. М. Третьякова). 15 августа состоялось официальное открытие "Московской городской галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых".

Остроухов Илья Семенович (1858-1929)

Многим обязаны потомки таким меценатам, как художник из купеческой семьи Остроухов Илья Семенович (1858-1929), который создал частный музей изобразительного , открытый с 1890 г. для всех желающих, ученый дворянского происхождения Семенов-Тян-Шанский Петр Петрович (1827-1914), который собрал всемирно известную коллекцию картин преимущественно голландских и фламандских мастеров (свыше 700 полотен) и уступил ее Императорскому Эрмитажу, хотя зарубежные коллекционеры предлагали большие деньги за нее.

Другие меценаты

Сравнимую с Третьяковской коллекцию русского изобразительного искусства собрал издатель, благотворитель из купеческой семьи Козьма Терентьевич Солдатенков (1818-1901). Знатоком иконописания и собирателем русских древностей был Георгий Дмитриевич Филимонов (1828-1898), имеющий историко-филологическое образование из семьи полтавского помещика, он был хранителем Оружейной палаты и Румянцевского музея, автором многих трудов, посвященных изучению и систематизации памятников искусства.

Произведения Брюллова, Федотова, М. Воробьева, Маковского, Репина, В. Васнецова, Поленова входили в "Цветковскую галерею", расположенную на Пречистинской набережной, которая включала в себя свыше 1800 произведений искусства и была собрана сыном священника, служителем банка Иваном Евменьевичем Цветковым (1845-1917).

Созданию Московского музея изящных искусств Иван Владимирович Цветаев (1847-1913), сын сельского священника, а затем глава кафедры истории и теории искусств в Московском университете, которому отдал большую часть жизни. Он сумел организовать силы государственных деятелей, ученых и меценатов для благородного дела. Так автор проекта и строитель здания архитектор Р. И. Клейн безвозмездно трудился над созданием музея.

Открытие музея было приурочено к празднованию 100-летия юбилея Отечественной войны 1812 г. Первым посетителям была явлена уникальная, самая представительная в Европе коллекция слепков, памятников скульптуры и фрагментов архитектуры от древнейших времен и включая эпоху Возрождения. Музей открывал любителям искусства богатейшую панораму мирового классического наследия.

Ныне, пополненный многими коллекциями, собраниями картин выдающихся художников, цветаевский музей изящных искусств - Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина являет собой второй, вслед за Эрмитажем, музей мирового искусства в России.

Профессиональными благотворителями называли владельцев кожевенных и суконных предприятий Бахрушиных, настолько широко и постоянно они выделяли средства от своих доходов на цели благотворительности, на поддержку культурных и общественных начинаний.

На земле Бахрушиных и на их деньги (50 тыс. рублей) был построен театр Корша (ныне филиал МХАТа).

Славный представитель этого семейства Алексей Петрович Бахрушин (1853-1904) посвятил себя коллекционированию книг и старинных вещей, коллекция которых по его завещанию поступила в Исторический музей.

Находились меценаты, которые поддерживали новые течения в искусстве. Так на средства Николая Павловича Рябушинского , сына фабриканта, внука предприимчивого крестьянина, издавался журнал символистов "Золотое руно" (1906-1910). Это был дорогой, красочный журнал, в котором было три отдела: художественный, литературный и музыкальный. В журнале сотрудничали М. Врубель, Борисов-Мусатов, Блок, Белый и многие другие. О роскоши журнала свидетельствует то, что качественные иллюстрации прикрывались тончайшей шелковой бумагой, подписчикам журнал доставлялся в футляре с золоченым шнуром. Сначала журнал выходил на русском и французском языках. Расходы на журнал превышали доходы, а кризис символизма в 1910 г. положил конец этому изданию, к тому же в 1909 г. Н. Рябушинский разорился.

Читатели журнала могли познакомиться с творчеством художников "Мира искусства" , мастерами прошлого, представителями "новой волны", например, П. Кузнецова и В. Милиоти ("Голубая роза"), с творчеством поэтов-символистов, музыкальными новинками. "Золотое руно" Рябушинского явилось зеркалом целой эпохи короткой, но значительной в развитии русского искусства.

На средства же Рябушинского была организована выставка "Голубой розы" (1907), а потом выставки под названием журнала "Золотое руно" (1908, 1909, 1910).

Савва Иванович Мамонтов (1841-1918)

Огромный вклад в развитие русского искусства внес Савва Иванович Мамонтов (1841-1918) , крупный железнодорожный промышленник, человек разносторонне одаренный (замечательно пел, занимался скульптурой), большой знаток и ценитель искусства. В 1870-1890-е гг. его подмосковное имение Абрамцево стало центром художественной жизни. Здесь жили и работали лучшие художники того времени (Поленов, Репин, Антокольский, братья Васнецовы, Нестеров, Врубель, Коровин, Суриков, Остроухов, Серов и др.), с которыми сам Мамонтов был в дружеских отношениях ("Абрамцевский /мамонтовский/ художественный кружок"). Особенностью содружества было то, что в него входили художники различных направлений, но объединенных интересом к русской истории, желанием возродить и прославить русское искусство.

Художников в Абрамцево привлекали возможность творческого общения, свобода деятельности, атмосфера доброжелательности, царившая в доме Мамонтовых и благотворно влиявшая на их творчество. Здесь создавались солнечные пейзажи В. Д. Поленова, В. М. Васнецов писал в Абрамцево "Аленушку" и "Трех богатырей", И. Е. Репин работал над картиной "Не ждали", сделал многочисленные эскизы к "Крестному ходу", первые эскизы к "Запорожцам". Абрамцевский пейзаж вошел в картину М. В. Нестерова "Видение отроку Варфоломею". Молодой Серов написал в столовой мамонтовского дома портрет старшей дочери Мамонтовых Веры, вошедший в историю искусства под названием "Девочка с персиками".

При содействии Саввы Ивановича и его жены Елизаветы Григорьевны были созданы художественные мастерские , развивавшие традиции народного творчества керамики и резьбы по дереву.

В 1919 г. абрамцевская усадьба была национализирована. Здесь был создан музей . Его организатором и первым заведующим стала младшая дочь Мамонтовых Александра Саввична. В 30-е гг. здесь создали поселок художников, где жили и работали такие замечательные мастера, как И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, Б. В. Иогансон, И. И. Машков, В. И. Мухина и многие другие.

Невозможно представить музыкальную жизнь конца XIX - начала XX вв. без Московской частной оперы, основанной С. И. Мамонтовым в 1885 г. и просуществовавшей до 1904 г.

В 1899 г. Мамонтов разорился и угодил в долговую тюрьму. К сожалению, многие, кто был ему обязан моральной и финансовой поддержкой, забыли о нем. Пожалуй, лишь Шаляпин не отрекся от него и продолжал в концертах делать ему посвящения.


Введение.............................................................................................................2

Основная часть

Глава 1:

Благотворительность и меценатство

Российских предпринимателей ......................................................................3

Глава 2:

Наиболее выдающиеся меценаты конца XIX - начала XX в.в .................6

Глава 3:

Первопричины развития благотворительности………………………..12

3.1.Высокая нравственность, осознание общественного

долга предпринимателей благотворителей……………………………….13

3.2. Религиозные побуждения ……………………………………………...14

3.3. Патриотизм русских деловых людей………………………………….15

3.4. Стремление к социальным льготам, привилегиям…………………17

3.5. Интересы предпринимательского дела……………………………….18

Глава 4:

Меценатами не рождаются………………………………………………..…19

Заключение.........................................................................................................21

Список литературы...........................................................................................23

Введение.

Сложные времена, переживаемые сегодня Россией, характеризуются рядом процессов и тенденций. В бедственном положении оказалась культура, без которой действительное возрождение страны просто невозможно. «Горят» театры и библиотеки, остро нуждаются в поддержке музеи, даже самые солидные и авторитетные. Как объективную реальность надо признать последовательное сокращение числа читающих и объема читаемой литературы.

В Москве, как и Руси вообще, благотворительность как организованная общественная система стала складываться с принятием христианства, с появлением монастырей. Показательно, что именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы в Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, до наших дней сохранились здания восемнадцатого века, в которых когда-то находились лечебницы.

Анализ сферы благотворительности в дореволюционной России позволяет связать сущность благотворительности с еще одним известным феноменом-милосердием. Масштабы, этапы и тенденции благотворительности добрых, милосердных дел отчетливо прослеживаются на примере истории Москвы. Нельзя не согласиться со справедливыми выводами П.В.Власова: «Дореволюционная столица представлялась нам городом с «сорока сороками церквей», многочисленными усадьбами, доходными домами и заводами. Теперь она предстает перед нами как обитель милосердия… Представители разных сословий - имущие и бедные - отдавали нуждающимся то, что имели: одни - состояние, другие - силы и время. Это были подвижники, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие».

    Благотворительность и меценатство Российских предпринимателей

Термин «меценат» является производным от имени вельможи, жившего в Риме в I в. до н. э., Гая Цильния Мецената - знатного и щедрого покровителя наук и искусств. Дословный смысл слова – благотворительность - творить благо, добро. Благотворительность - добровольное выделение материальных средств в помощь нуждающимся, или на какие-либо общественные нужды с ней связанные.

Ведущее место в истории благотворительности и меценатства России занимали отечественные предприниматели – обладатели значительных капиталов. Они не только развивали торговлю, промышленность, банковское дело, насыщали рынок товарами, заботились об экономическом процветании, но и внесли неоценимый вклад в развитие общества, науки и культуры страны, оставив нам в наследство больницы, учебные заведения, театры, картинные галереи, библиотеки. Филантропическое предпринимательство в дореволюционной России, благотворительность были неотъемлемой чертой, особенностью отечественных деловых людей. Во многом это качество определялось отношением предпринимателей к своему делу, которое в России всегда было особенным. Для российского предпринимателя быть благотворителем значило нечто большее, чем быть просто щедрым или иметь возможность получать привилегии и выбиваться в высшие слои общества, - это во многом было национальной чертой россиян и имело религиозную основу. В отличие от Запада, в России не существовало культа богатых людей. Про богатство на Руси говорили: Бог дал его человеку в пользование и потребует по нему отчёта. Эту истину приняли и пронесли сквозь века многие представители отечественного делового мира, и благотворительность стала в определённом смысле исторической традицией российских предпринимателей. Истоки благотворительности российских деловых людей уходят в глубь веков и связаны с подвижничеством первых русских купцов, которые в своей деятельности всегда руководствовались известными словами из «Поучения Владимира Мономаха»: «Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильному губить человека». В первой половине XIX века проводниками благотворительности были преимущественно дворяне. Строительство частных больниц, богаделен, солидные денежные пожертвования на «помощь бедным» объяснялись как патриотическим порывом, так и стремлением богатой дворянской знати «отличиться» в глазах светского общества своей щедростью, благородством, поразить современников оригинальностью даров. Именно последним обстоятельством объясняется тот факт, что иногда благотворительные заведения возводились в виде великолепных дворцов. К числу уникальных образцов благотворительных учреждений дворцового типа относятся Шереметевский Странноприимный дом, построенный в Москве известными архитекторами Дж.Кваренги и Е.Назаровым, Вдовий дом (архитектор И.Жилярди), Голицынская больница (архитектор М.Казаков) и многие другие.

Со второй половины XIX века с развитием капитализма ведущее место в российской благотворительности перешло к буржуазии (промышленникам, фабрикантам, банкирам), как правило, выходцам из состоятельного купечества, обуржуазившихся дворян и предприимчивых крестьян – к третьему или четвёртому поколению предпринимателей, начавших свою деятельность в конце XVIII – в начале XIX века. К концу XIX столетия это уже были в массе своей люди интеллигентные и высоконравственные. Многие из них обладали тонким художественным вкусом и высокими художественными запросами. Они прекрасно осознавали, что для процветания страны и собственного бизнеса в условиях рыночной конкуренции необходимо активное участие в социальной жизни общества, в развитии науки и культуры, поэтому использовали накопленные средства не только на развитие бизнеса и личного потребления, но и на благотворительность, помогая решать многие общественные проблемы. В частности, в условиях крайней поляризации богатства и бедности в дореволюционной России филантропическое предпринимательство становилось своего рода «регулятором» социального равновесия, определённым средством устранения общественной несправедливости. Конечно, нищету и отсталость благотворительностью ликвидировать было невозможно, и это прекрасно сознавали предприниматели, но они стремились хоть как-то помочь «ближнему своему» и таким образом «облегчить душу себе».

В результате широкой и разносторонней деятельности отечественных предпринимателей в стране родились целые династии, на протяжении нескольких поколений сохранявшие репутацию видных благотворителей: Крестовниковы, Боевы, Тарасовы, Колесовы, Поповы и другие. Исследователь С.Мартынов называет имя самого щедрого русского благотворителя, крупного предпринимателя конца XIX века Гаврилы Гавриловича Солодовникова, который из общей суммы наследства в 21 млн.руб. свыше 20 млн. руб. завещал на общественные нужды (для сравнения: пожертвования всего дворянства, включая царскую семью, за 20 лет не достигли 100 тыс.руб.).

При этом благотворительность предпринимателей в дореволюционной России имела свои особенности. На протяжении многих веков деловые люди традиционно вкладывали средства преимущественно в строительство церквей. Церкви продолжали строить и в XIX , и в начале XX века, но с конца прошлого столетия главное соперничество между богатыми предпринимателями проходило в социальной сфере под девизом: «Кто больше для народа сделает».

Рассмотрим подробно наиболее известных меценатов России.

    Наиболее выдающиеся меценаты конца XIX - начала XX в.в.

Меценатство Саввы Ивановича Мамонтова (1841-1918) было особого рода: он приглашал своих друзей-художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях. Все приезжавшие под предводительством хозяина отправлялись на природу, на этюды. Все это весьма далеко от привычных примеров благотворительности, когда меценат ограничивает себя передачей определенной суммы на доброе дело. Многие работы членов кружка Мамонтов приобретал сам, для других находил заказчиков.

Одним из первых художников к Мамонтову в Абрамцево приехал В.Д.

Поленов. С Мамонтовым его связывала духовная близость: увлечение античностью, музыкой, театром. Был в Абрамцеве и Васнецов, именно ему обязан художник своим знанием древнерусского искусства. Тепло отеческого дома художник В.А. Серов найдет именно в Абрамцеве. Савва Иванович Мамонтов был единственным бесконфликтным покровителем искусства Врубеля. Для очень нуждавшегося художника нужна была не только оценка творчества, но и материальная поддержка. И Мамонтов широко помогал, заказывая и покупая произведения Врубеля. Так проект флигеля по Садово-Спасской заказывает Врубелю. В 1896 г. художник по заказу Мамонтова выполнил грандиозное панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде: «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза». Хорошо известен портрет С.И. Мамонтова. Мамонтовский художественный кружок был уникальным объединением. Также хорошо известна Частная опера Мамонтова.

Можно сказать вполне определенно, что если бы все достижения Частной

оперы Мамонтова были бы ограничены лишь тем, что она сформировала Шаляпина - гения оперной сцены, то и этого было бы вполне достаточно для самой высокой оценки деятельности Мамонтова и его театра.

Мария Клавдиевна Тенишева (1867-1928) была незаурядным человеком, обладательницей энциклопедических знаний в искусстве, почетным членом первого в России союза художников. Поражают масштабы ее общественной деятельности, в которой ведущим началом было просветительство: ею было создано Училище ремесленных учеников (под Брянском), открыто несколько начальных народных школ, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей, и даже создан на Смоленщине самый настоящий аналог подмосковного Абрамцева - Талашкино. «Созидательницей и собирательницей» назвал Тенишеву Рерих. Тенишева не только на редкость разумно и благородно ассигновала деньги на цели возрождения отечественной культуры, но и сама непосредственно, своим талантом, знаниями и умениями внесла заметный вклад в изучение и развитие лучших традиций отечественной культуры.

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898). В феномене П.М. Третьякова впечатляет верность цели. Высоко оценивали Третьякова и сами художники, с которыми он был, прежде всего, связан на ниве собирательства. Подобной идея - положить начало общественного, всеми доступного хранилища искусства – не возникала ни у кого из современников, хотя частные коллекционеры существовали и до Третьякова, но они приобретали картины, скульптуру, посуду, хрусталь, прежде всего для себя, для своих частных собраний и видеть принадлежавшие коллекционерам произведения искусства могли немногие. В феномене Третьякова поражает также и то, что он не имел никакого специального художественного образования, тем не менее, раньше других распознавал талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимые художественные достоинства иконописных шедевров Древней Руси.

Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926) - художник, собиратель икон. Родился в семье священника. Учился в Вятской духовной семинарии, но с последнего курса ушел. В 1867г. юноша отправился в Петербург. Вначале учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И.Н.Крамского, а с 1868г. в Академии художеств. В апреле 1878 г. он уже был в Москве и с тех пор не разлучался с этим городом. Стремясь к созданию произведений в истинно национальном стиле, Виктор Михайлович обращался к событиям прошлого, образам былин и русских сказок. Широкую известность получили монументальные росписи, выполненные Васнецовым в православных храмах. Особенно большой успех сопутствовал его работе во Владимирском соборе в Киеве в 1885г. Виктор Михайлович стал не только ценителем, но и собирателем русской старины. В начале XX века коллекция икон В.М. Васнецова была уже столь значительной, что, будучи показанной на выставке Первого съезда русских художников, обратила на себя внимание. После смерти художника его дом и все художественные собрания перешли дочери Татьяне Викторовне Васнецовой. Благодаря ей, в 1953 г. был открыт Мемориальный музей В.М. Васнецова, существующий и поныне. Сегодня в доме-музее Виктора Михайловича Васнецова хранится 25 тысяч экспонатов, которые позволяют познакомиться с биографией и творчеством знаменитого художника.

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) художник, очеркист, собиратель памятников этнографии и декоративно-прикладного искусства, родился в дворянской семье. Окончил Петербургский морской кадетский корпус. Тогда же проявил наклонности к искусству и стал посещать Рисовальную школу Общества поощрения художников. Отказавшись от военной карьеры, Верещагин поступил в Академию художеств. Собирать он начал довольно рано - в шестидесятые годы XIX века. И уже из первого путешествия по Кавказу и Дунаю привез немало разного рода «трофеев». В его собрание входили предметы, чуть ли, не со всего света. С 1892 г. жизнь Верещагина была тесно связана с Москвой. Московский дом художника напоминал самый настоящий музей. Прямо в мастерской находилась большая библиотека. В ней насчитывалось свыше тысячи книг на французском, английском и немецком языках по истории, социологии, философии, астрономии. В 1895 и 1898гг. В.В.Верещагин принес в дар Императорскому Историческому музею отдельные предметы из своего собрания. В.В.Верещагин погиб 31 марта 1904 г. при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт - Артуре.

Коллекционер, издатель, благотворитель Козьма Терентьевич Солдатёнков (1818-1901) родом из купеческой семьи. В детстве не получил никакого образования, еле обучен был русской грамоте и всю юность провел в «мальчиках» за прилавком своего богатого отца. Имя Солдатёнкова в истории культуры связывается с издательской деятельностью в России второй половины позапрошлого столетия, с коллекционированием отечественной живописи: издания Солдатёнкова имели в стране большой общественный резонанс, а собрание картин могло быть сопоставимо с галереей П.М.Третьякова. В его домашней галерее были такие известные вещи, как «Пасечник» И.Н. Крамского, «Весна - большая вода» И.И.Левитана, «Чаепитие в Мытищах» и «Проводы покойника» В.Г.Перова, «Завтрак аристократа» П.А.Федотова, этюд «Явление Христа народу» и первоначальный эскиз знаменитой картины. Значительную ценность представляло Солдатёнковское собрание икон. Известно, что Козьма Терентьевич был страстным библиофилом, его обширная библиотека насчитывала свыше 20 тысяч книг.Собрание Солдатёнкова, получившее известность как частная художественная галерея, размещалось в стенах его особняка на Мясницкой, перестроенной старинной усадьбе, рядом с нынешним домом Корбюзье. В 1864 году Солдатёнков вместе с И.Е.Забелиным, М.П.Погодиным, Д.А. Ровинским и С.М. Соловьёвым стал членом-учредителем Общества древнерусского искусства при Румянцевском музее. В течение длительного времени он жертвовал на нужды по тысяче рублей в год. Золотыми буквами вписано в летопись российской благотворительности пожертвование Солдатёнковым двух миллионов рублей на сооружение в Москве бесплатной больницы для граждан всех сословий. Открытая в 1910 году, уже после смерти Козьмы Терентьевича, солдатёнсковская больница и сегодня служит москвичам. Перед зданием этой больницы, носящей имя Боткина, в 1991 году был установлен в знак благодарности памятник - бюст К.Т.Солдатёнкова. Согласно завещанию собирателя вся его коллекция поступила в Румянцевски музей. Одних только картин в солдатенковском собрании насчитывалось около двухсотсемидесяти: после закрытия музея они влились в фонды Третьяковской галереи и Русского музея, а книги пополнили Государственную библиотеку имени Ленина (ныне Российская государственная библиотека).
Археолог, коллекционер Алексей Сергеевич Уваров (1825-1884) - из старинной и знатной семьи, сын президента Академии наук графа С.С.Уварова. По инициативе Уварова в 1864 году создаётся Московское археологическое Общество, ставившее широкие задачи в сбережении и изучении памятников искусства и старины. Алексей Сергеевич Уваров участвовал в создании Российского Исторического музея. Лучшие экспонаты, добытые трудами членов Общества, были принесены в дар Императорскому музею для его первой экспозиции. После смерти отца Алексей Сергеевич унаследовал богатейшее фамильное собрание произведений искусства и древностей в усадьбе Поречье Московской губернии. Своеобразным продолжением музея служил прекрасный ботанический сад - до тридцати тысяч «отборного вида растений», привезённых в Подмосковье со всех концов света. После смерти Уварова А.С. его вдова, Прасковья Сергеевна Уварова, продолжила работу, начатую мужем.
Прасковья Сергеевна Уварова (1840-1924), урождённая Щербатова, из знатного княжеского рода. Уварова получила разностороннее домашнее образование: в числе её наставников были профессор Ф.И.Буслаев, занимавшийся с ней русской литературой и историей искусства, Н.Г. Рубинштейн, у которого она брала уроки музыки, А.К.Саврасов, приходивший заниматься рисунком и живописью.

После смерти А.С.Уварова Прасковья Сергеевна была избрана в 1885 году почётным членом Императорского Московского археологического общества, а вскоре стала его председателем. Прасковья Сергеевна Уварова сыграла заметную роль в разработке законодательных мер по охране отечественного культурного наследия, в том числе запрещения вывоза памятников культуры за границу.
Известно её внимательное отношение к деятельности собирателей и коллекционеров. В её особняке в Леонтьевском переулке хранились собрание картин, коллекция картин, коллекция рукописей, насчитывающая боле трех тысяч единиц, коллекция монет, памятники античного искусства. Она была удостоена чести стать почётным членом императорской Академии наук и ряда университетов.
Дмитрий Александрович Ровинский (1824-1895) юрист по профессии, историк искусства, коллекционер родился в семье чиновника. В двадцать лет окончил Петербургское училище правоведения, служил в Москве в судебных учреждениях. Сумел собрать одну из самых полных коллекций оригинальных гравюр Рембрандта. В поисках произведений великого мастера он исколесил всю Европу. В дальнейшем под влиянием своего родственника, историка и коллекционера М.П.Погодина, Ровинский обратился к поиску отечественной школы. Так началось собрание русских народных картинок, со временем вылившееся в создание одной из наиболее полных коллекций такого рода. Интерес к народной иконографии обусловил внимание собирателя к поиску старинных иллюстрированных букварей, космографии, сатирических листков - всё это стал частью коллекции Ровинского. Все средства Ровинский тратил на пополнение собирания. Жил скромно, вокруг него как будто ничего не существовало, кроме массы книг по искусству и многочисленных папок с гравюрами. Свой сокровища Дмитрий Александрович охотно показывал любителям, знатокам и коллекционерам. На собственные средства Ровинский учредил премии «За лучшие сочинения по художественной археологии», а так же лучшую картину - с последующим воспроизведением в гравюре; передал подмосковную дачу Московскому университету, чтобы с получаемых доходов регулярно присуждать премии за лучшее иллюстрированное научное сочинение для народного чтения. По завещанию Дмитрия Александровича, поступали русские портреты и картины в Московский публичный и Румянцевский музей.

Коллекционер, библиофил Василий Николаевич Баснин (1799-1876) много времени и стараний отдавал общественному труду, историко-краеведческим исследованиям, коллекционированию. Еще в молодые годы предметом его увлечений стали гравюры. Помимо гравюр в собрание Баснина входили акварели, рисунки и живопись русских и западноевропейских мастеров и графика китайских художников. Он обладал уникальной по составу библиотекой. В ней насчитывалось около двенадцати тысяч книг - это было крупнейшее частное собрание тех лет. После смерти коллекционера материалы по истории Сибири были переданы в государственные архивы. Ныне баснинское собрание храниться в Москве - в гравюрном кабинете государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Всегда есть и будут разного калибра меценаты, разного масштаба коллекционеры. В истории меценатства остались имена: Николая Петровича Лихачева, Ильи Семеновича Остроухова, Степана Павловича Рябушинского, Сергея Ивановича Щукина, Алексея Александровича и Алексея Петровича Бахрушиных, Михаила Абрамовича и Ивана Абрамовича Морозовых, Павла Ивановича Харитоненко, Ивана Егоровича Забелина.

Широкое развитие филантропического предпринимательства и развития благотворительной деятельности в стране имело свои первопричины. Рассмотрим наиболее распространённые из них.

    Первопричины развития благотворительности.

Исследования показывают, что побудительные мотивы благотворительности и меценатства у российских предпринимателей были сложными и далеко не однозначными. Единой идеологической основы для совершения благотворительных поступков не существовало. В большинстве случаев одновременно действовали как эгоистические, так и альтруистические побудительные мотивы: присутствовали и деловой, хорошо продуманный расчёт, и уважение к науке и искусству, а в ряде случаев это был особый род подвижничества, восходящий своими истоками к национальным традициям и религиозным ценностям. Иными словами, всё зависело от социального облика благотворителей. С этой точки зрения можно говорить о важнейших побудительных мотивах благотворительности и меценатства российских предпринимателей.

3.1. Высокая нравственность, осознание общественного долга предпринимателей-благотворителей

В массе своей российские торговцы, промышленники и банкиры не принимали активного участия в общественно-политической жизни страны. Но наиболее яркие представители отчётливо осознавали важность общественной деятельности. Этих людей отличало глубокое национальное самосознание, сознание взаимосвязи между общественным и личным богатством, жажда деятельности на общественно полезной почве. Помимо предпринимательства многие деловые люди занимались общественной работой, с гордостью носили знаки отличия, высочайше дарованные Его Величеством за служение Отечеству. Например, такие представители купечества, как Н.А.Алексеев, Т.С.Морозов, С.А.Лепешкин, Н.И.Гучков, А.А.Мазурин. «Несомненно, что наше третье сословие, русская буржуазия, - отмечалось в газете российских предпринимателей «Русский курьер», - не ограничивая свою деятельность частными экономическими интересами и предприятиями, стремится завладеть общественно полезными делами и стать во главе местного самоуправления.» 2

Чувство высокой ответственности перед народом, Отечеством питало их гражданственность, призывало к подвижничеству на ниве благотворительности: они возводили церкви, школы, больницы, занимались собирательством и коллекционированием книг и картин, тратили деньги на удовлетворение культурных и просветительских потребностей страны. Среди щедрых жертвователей, которыми двигали исключительно нравственные мотивы, следует назвать таких известных «дарителей», как Бахрушины – московские предприниматели, владельцы кожевенной и суконных фабрик. Начав в XVII веке со скупки скота, в первой половине XIX века Бахрушины перешли к промышленному предпринимательству, а во второй половине XIX века стали известными благотворителями и меценатами. На цели благотворительности Бахрушины пожетвовали в общей сложности более 5 млн.руб. Не случайно их называи бескорыстными, «профессиональными благотворителями». Так, Алексей Петрович Бахрушин, завещая в 1901 году свои богатые коллекции произведений искусства Историческому музею, подчёркивал, что «в службе он не состоял и отличий не имеет». 3

Другой известный предприниматель, Ефим Фёдорович Гучков кроме многочисленных наград за предпринимательскую деятельность имел и награду за благотворительность, а его брат Иван Фёдорович получил орден Святой Анны 2-й степени за участие в постройке Храма на Преображенском.

3.2. Религиозные побуждения

Известно, что Церковь всегда рассматривала накопление богатства не как самоцель, а как способ социально организованной благотворительности. При этом христианская этика и мораль учат состраданию и милосердию. Не следует забывать, что многие крупные предприниматели были людьми чрезвычайно набожными. По некоторым оценкам, до 2/3 представителей купеческого сословия были выходцами из старообрядческих семей 4 , в которых детей воспитывали в строгости и послушании, в духе добролюбия. «В первой половине XIX века почти все крупнейшие торговые и промышленные фирмы Москвы находятся в руках старообрядцев: Морозовы, Гучковы, Рахмановы, Шелапутины, Рябушинские, Кузнецовы, Горбуновы и многие другие московские миллионеры принадлежат к старообрядцам» 5 . Из-за опасения быть отлученными от Церкви по обвинению в стяжательстве многие верующие предприниматели занимались благотворительной деятельностью. «Богатство обязывает», - часто говорил П.П.Рябушинский, отвечая на вопрос о мотивах благотворительности, при этом всегда подразумевая под этими словами «твёрдую христианскую веру отцов и дедов» 6 . Конечно, не все богатые набожные предприниматели были благотворителями. Однако нормы православной нравственности, традиции христианского милосердия были явно преобладающими в среде деловых людей-филантропов. Библейский тезис: «Не собирайте себе сокровищ на земле,…но собирайте себе на небе» - внутренняя потребность многих русских людей.

3.3. Патриотизм русских деловых людей.

Большинство крупных русских купцов, промышленников, банкиров были настоящими патриотами в силу своей активности и социальной ответственности. Они всегда участвовали в событиях, определявших судьбу России, оказывали влияние на развитие культуры и искусства. Жертвуя значительные суммы на снабжение русской армии, на военные нужды в годы лихолетья, они проявляли глубокий патриотизм, содействовали процветанию в самые сложные периоды развития Отечества. Известно, например, что крупный предприниматель К.В.Крестовников пожертвовал на нужды Отечественной войны 1812 года 50 тыс.руб., а фамилия С.А.Алексеева «золототкацкого короля» (который является прадедом известного режиссёра К.С.Станиславского) в числе других благотворителей была выгравирована на мраморе Храма Христа Спасителя «за помощь на нужды ополчения 1812г.». Предприниматели В.Кокорев, И.Мамонтов, К.Солдатенков в 1856 году организовали патриотическую акцию по случаю встречи в Москве героев-севастопольцев. 7

Уникальную роль сыграли отечественные предприниматели в развитии русской культуры. Предприниматели – меценаты всегда преклонялись перед деятелями науки и искусства, перед талантом и независимостью суждений, искали их общества и уважения. Многие предприниматели считали делом чести материально поддерживать наиболее талантливых представителей русской культуры, сами увлекались собиранием произведений отечественной и мировой культуры. Например, сын купца В.Я.Брюсов стал профессиональным литератором, представитель торгово-промышленной семьи Алексеевых К.С.Станиславский стал выдающимся актёром и режиссером. Чрезвычайно одарённым человеком был известный меценат, крупный промышленник, железнодорожный строитель С.И.Мамонтов. Он пробовал себя как певец, режиссёр, скульптор, драматург. На собственные средства Мамонов создал русскую частную оперу, объединив талантливых певцов, композиторов, музыкантов.

Примером выделения творческой элиты из предпринимательской среды служат Третьяковы. Всемирно известная московская национальная галерея обязана своим существованием П.М.Третьякову. Тем более весом его вклад в развитие и сохранение русской культуры, что собственное состояние Третьякова было невелико. Передавая в 1892 году в дар Москве свою коллекцию, Павел Михайлович написал завещание: «Желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию.» 8

Значительным был вклад отечественных предпринимателей в развитие науки и технике. В годы первой мировой войны братья Рябушинские начали строительство автомобильного завода в Москве, занимались нефтедобычей, жертвовали значительные суммы денег на развитие науки. Русские предприниматели вкладывали свои средства в освоение новых земель, поиск полезных ископаемых, способствовали географическим открытиям. Речь идёт о деятельности М.К.Сидорова по изучению богатств Крайнего Севера, К.М.Сибирякова по исследованию Северо-Восточного морского пути, Ф.П.Рябушинского по изучению Камчатки.

3.4. Стремление к социальным льготам, привилегиям.

Чины и ордена для многих благотворителей не были самоцелью, но они давали возможность повысить их социальный статус. В этом смысле не будет преувеличением отметить, что благотворительность и меценатство были одной из форм удовлетворения купеческого тщеславия и амбиций. Ничто человеческое купцам и промышленникам не было чуждо.

Исследователь А.Боханов справедливо указывал, что «благотворительность часто открывала единственную возможность предпринимателям получать чины, звания и прочие отличия, которых иным путём добиться было практически нельзя» 9 . Исторический опыт показывает, что далеко не все предприниматели были бескорыстными благотворителями, альтруистами и патриотами.

Далёкой от бескорыстия была благотворительная деятельность потомственного почётного гражданина, действительного статского советника А.И.Лобкова. Благотворительностью он стал заниматься не по нравственным или патриотическим соображениям, а исключительно из желания побыстрее «выбиться в люди» (он был родом из мещан), получить общественно признание, титулы. Он занялся коллекционированием икон, картин, древних рукописей и старопечатных книг и вскоре стал членом-благотворителем московского Исторического общества, казначеем совета московского Художественного общества. В 1848 году Лобков взял на попечение приют на Шаболовке для призрения девочек-сирот, обеспечив его существование материальными средствами. В результате он добился генеральского титула, став «вашим превосходительством». 10 В связи с приведённым примером возникает вопрос: «Как относиться к таким людям как Лобков?». Но здесь показательно другое. Общество, которое выработало механизм превращение корысти во благо, сделало благотворительность выгодным и престижным делом, заслуживает одобрения.

Стремление предпринимателей добиться государственного и общественного признания получило наиболее широкое развитие, когда в России была введена система поощрения благотворительных поступков: награждения орденами, чинами, пожалование в дворянское звание. К концу XIX века в России существовало 27 жалуемых наград: 15 орденов и 12 чинов. 11 Так, предприниматель-благотворитель Л.С.Поляков за пожертвование больших денежных сумм на Румянцевский музей и Музей изящных искусств получил орден Владимира 3-й степени и Станислава 1-й степени и добился на этом основании звания дворянина. Титул советника коммерции и золотую медаль на Владимирской ленте получил купец А.А.Куманин за широкую благотворительную деятельность. А его дети за щедрую благотворительность в 1830 году были возведены в дворянство. За активную благотворительную деятельность дворянина пожаловали строителю железных дорог П.И.Губонину, владельцу всемирной известной мануфактуры Н.И.Прохорову. Правда, история знает и другие примеры. Например, когда Александр I в 1893 году пожаловал П.М.Третьякову за собирательскую деятельность звание дворянина, тот отказался, ответив, что «родился купцом, купцом и умрёт».

      Интересы предпринимательского дела.

Занятие меценатством способствовало повышению у самих благотворителей уровня культуры и образования, расширения общего кругозора. В целом это свидетельствовало о росте количества интеллигентных, высокообразованных людей из числа предпринимателей. Многие предприниматели понимали, что для пользы их дела необходимы грамотные, квалифицированные рабочие. Поэтому они не жалели средств на строительство жилья для своих работников, лечебно-оздоровительных учреждений. Улучшали условия труда и быта рабочих и их семей. В результате в России в начале XX века рядом с фабриками, как правило, соседствовали школа, больница, библиотека, возведённые на средства владельцев. 12 Много внимания решению бытовых проблем и профессионального образования рабочих уделяли братья Крестовниковы, Коноваловы, Морозовы, Прохоровы. На Всемирной Парижской выставке 1900 года «Товарищество Трёхгорных мануфактур» Прохоровых получило золотую медаль по «санитарному отделу», за заботу о быте рабочих. А сам владелец – Николай Иванович Прохоров был награждён орденом Почётного легиона за промышленную деятельность.

Предпринимательская благотворительность поддерживала развитие специальных ученых заведений. В конце XIX века – начале XX века в стране были созданы инженерные школы и средние специальные учебные заведения. Так, при фабрике Товарищества М.С.Кузнецова (знаменитой фарфором) существовало Дулёвское двухклассное сельское училище, за счёт средств Нечаевых-Мальцевых функционировало Мальцевское ремесленное училище. В 1901 году В.А.Морозовой было открыто первое профессиональное училище. К 1910 году в стране насчитывалось уже 344 учебных заведения. В 1907 году по инициативе торгово-промышленных кругов в Москве было создано первое в стране высшее коммерческое учебное заведение - Коммерческий институт, ныне Российская экономическая академия им.Г.В.Плеханова.

4.Меценатами не рождаются

Всякий ли миллионер может быть покровителем искусства? Сегодня в России есть богатые люди. Но дающий деньги – это еще не меценат. Лучшие из современных предпринимателей понимают, что благотворительность - обязательная спутница солидного бизнеса.

Меценатами не рождаются, ими становятся. И я думаю, что нынешние меценаты и коллекционеры должны стремиться, прежде всего, потратить силы и средства на то, чтобы восстановить созданное их предшественниками сто лет назад.

В России меценатом экономически быть невыгодно. Хотя бы потому, что в отличие от европейских стран законодательство в этой области пока никак не предусматривает финансовых (например, налоговых) льгот. Значит, для подобного поступка должны быть некие иные причины.

Заключение

Парадокс заключался в том, что многие известные благотворители и меценаты был фигурами трагическими, непонятыми российским обществом. Жертвуя колоссальные суммы на благотворительные цели, передавая огромные капиталы из коммерческого сектора в некоммерческий, предприниматели-благотворители бросали вызов миру бизнеса и законам рынка, что неизбежно порождало зависть, часто насмешку со стороны коллег-предпринимателей, а в ряде случае приводило к разорению.

Вместе тем, без благотворительной и меценатской деятельности предпринимателей не было бы у нас таких шедевров К.Брюллова, А.Иванова, Ф.Шубина. Таких высот национальной культуры как Третьяковская галерея, Бахрушинский музей, Московский Художественный театр, усадьба Абрамцево, русская опера с её непревзойдённым Ф.Шаляпиным.

Меценатство в России в конце девятнадцатого - начале двадцатого веков было существенной, заметной стороной духовной жизни общества; оно в большинстве случаев было связано с теми отраслями общественного хозяйства, которые не приносили прибыли и не имели поэтому никакого отношения к коммерции; само число меценатов в России на рубеже двух веков, наследование добрых дел представителями одной семьи, легко просматриваемый альтруизм благотворителей, удивительно высокая степень личного, непосредственного участия отечественных меценатов в преобразовании той или иной сферы бытия- все это в совокупности позволяет сделать некоторые выводы.

Использованная литература

Школьный журнал. Московская школа. №№ 1-4; 6-10, 2006

Русский торгово-промышленный мир.- М.1993

Кузьмичёв А., Петров Р. Русские миллионщики. Семейные хроники. – М., 1993

Мартынов С. Предприниматели, благотворители, меценаты. – СПб., 1993

Абалкин Л.И. Заметки о российском предпринимательстве. - СПб., 1994

Шапкин И.Н., Кузьмичёв А.Д. Отечественное предпринимательство. Очерки ис -

тории. – М.: Прогресс-Академия, 1995

Школьный экономический журнал № 2, Десять веков Российского предпринима-

тельства, 1999

Нестеренко Е.И. Благотворительность и меценатство в российском предпринима-

тельстве: Материалы по курсу «История предпринимательства в Росси». –

М.Финансовая академия, 1996

1 Русский торгово-промышленный мир.-М.1993. с.7.

2 Кузьмичёв А., Петров Р. Русские миллионщики. Семейные хроники. – М., 1993, с.10

12 Бурышкин П.А. Москва купеческая. – М., 1990, с.104-105Реферат >> Культура и искусство

Потрясений начала 20 века . Да и самих благотворителей , как... 19 - начала 20 века . …К концу 60-х гг. 19 века ... мецената и благотворителя ;4) придание имиджу благотворителя , мецената социально-значимого статуса;5) привлечение внимания меценатов и благотворителей ...

Расходы на благотворительность Усманова в 2012 году составили 180 миллионов долларов. Он лично учредил фонды "Искусство, наука и спорт", "За будущее фехтования". Бизнесмен поддерживает спорт, театры, музеи, участвует в социальных проектах и в помощи тяжелобольным детям.

1 из 7

Во главе списка богатейших меценатов, ставший филантропом года Расходы на благотворительность Усманова в 2012 году составили 180 миллионов долларов. Он лично учредил фонды "Искусство, наука и спорт", "За будущее фехтования". Бизнесмен поддерживает спорт, театры, музеи, участвует в социальных проектах и в помощи тяжелобольным детям.

© РИА Новости / Руслан Кривобок / У известного российского предпринимателя, главы компании "Интеррос" Владимира Потанина есть свой собственный благотворительный фонд "Фонд В.Потанина", в проекты которого входят гранты молодым преподавателям государственных вузов России, программа "Преподаватель онлайн", "Профессор МГУ онлайн", программа стажировки студентов МГИМО, стипендии победителям международных олимпиад. Сумма его пожертвований в 2012 году составила 22,8 миллиона долларов.

3 из 7

У известного российского предпринимателя, главы компании "Интеррос" Владимира Потанина есть свой собственный благотворительный фонд "Фонд В.Потанина", в проекты которого входят гранты молодым преподавателям государственных вузов России, программа "Преподаватель онлайн", "Профессор МГУ онлайн", программа стажировки студентов МГИМО, стипендии победителям международных олимпиад. Сумма его пожертвований в 2012 году составила 22,8 миллиона долларов.

© РИА Новости / Алексей Филиппов / У генерального директора компании "РусАл" Олега Дерипаски также есть собственный благотворительный фонд "Вольное дело". Организации, которым Дерипаска уделяет преимущественное внимание, - МГУ, Российская шахматная федерация, Фанагорийская археологическая экспедиции, школа-студия МХАТ, помощь детям с ограниченными возможностями. Объем спонсорства Дерипаски в 2012 году составил 18,5 миллионов долларов.

4 из 7

У генерального директора компании "РусАл" Олега Дерипаски также есть собственный благотворительный фонд "Вольное дело". Организации, которым Дерипаска уделяет преимущественное внимание, - МГУ, Российская шахматная федерация, Фанагорийская археологическая экспедиции, школа-студия МХАТ, помощь детям с ограниченными возможностями. Объем спонсорства Дерипаски в 2012 году составил 18,5 миллионов долларов.

© РИА Новости / Кирилл Каллиников / Участник благотворительных фондов "Ладога", "Ключ", "Нева" предприниматель Геннадий Тимченко в 2012 году пожертвовал 10,5 миллиона долларов. Приоритеты поддержки: помощь пожилым людям, семьям с приемными детьми, проекты научного и культурного сотрудничества между Россией и Западной Европой развитие ледового спорта, восстановление памятников духовного наследия, культурные и научные проекты.

5 из 7

Участник благотворительных фондов "Ладога", "Ключ", "Нева" предприниматель Геннадий Тимченко в 2012 году пожертвовал 10,5 миллиона долларов. Приоритеты поддержки: помощь пожилым людям, семьям с приемными детьми, проекты научного и культурного сотрудничества между Россией и Западной Европой развитие ледового спорта, восстановление памятников духовного наследия, культурные и научные проекты.

© РИА Новости / Алексей Никольский / Президент ОАО "Лукойл" Вагит Алекперов - 7-й в списке щедрых меценатов, участвует в благотворительных проектах по дошкольному образованию, здравоохранению, экологии, здоровому образу жизни, детскому досугу, трудоустройству людей с инвалидностью, сельскому хозяйству, развитию села. В этому году он пожертвовал 6,3 миллиона долларов.