Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Нательные кресты в романе преступление и наказание. Числовая символика «Преступления и наказания» как ключ к пониманию идейной проблематики романа Ф.М

Нательные кресты в романе преступление и наказание. Числовая символика «Преступления и наказания» как ключ к пониманию идейной проблематики романа Ф.М

Тезисы к работе «О символах Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Символ всегда будоражит мысль, открывает свободу ассоциациям, активизирует воображение, вызывает затаенный трепет чувств, мыслей. Символ притягивает к себе таинственностью, непредсказуемостью, недоговоренностью своего смысла, открывая тем самым бесконечный простор для размышлений и толкований, бесконечную перспективу для поиска.

Символу всегда есть что сказать, к нему всегда есть что добавить. Особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно. Даже у одного и того же автора в одном произведении символ может иметь неограниченное количество значений. Примером произведения от заглавия до эпилога, построенного на символах, может служить роман «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского.

В данной работе рассматриваются символы:

    Символы «преступления» (слово «преступление», слово «нерешительность», фамилия главного героя)

    Символы «смерти» (топор, железо, камень, медь, заклад)

    Символы духовного возрождения (чистое белье, тлетворный дух, нательные кресты)

    Символы и смерти, и духовного возрождения (порог)

  • Символы-цифры (3,4,7)

Введение. 3

1. Символы преступления. 5

1.1. Слово «преступление» 5

1.2. Слово «нерешительность» 6

1.3. Фамилия главного героя 7

2. Символы смерти. 7

2.1. Топор. 7

2.2. Камень. 8

2.3. Медь. 9

2.4. Заклад Раскольникова. 10

3. Символы духовного возрождения. 11

3.1. Символика чистого белья. 11

3.2. Тлетворный дух. 12

3.3. Нательные кресты. 14

4. Символы и смерти, и духовного возрождения. 15

4.1. Порог. 15

5.1. Цифры. 16

Заключение. 18

Список используемой литературы 19

Введение.

Символ только тогда истинный символ,

когда он неисчерпаемо беспределен

в своем значении. Он многолик, многосмысленен и всегда темен в своей глубине.

Д. Мережковский

Символ всегда будоражит мысль, открывает свободу ассоциациям, активизирует воображение, вызывает затаенный трепет чувств, мыслей. Символ притягивает к себе таинственностью, непредсказуемостью, недоговоренностью своего смысла, открывая тем самым бесконечный простор для размышлений и толкований, бесконечную перспективу для поиска. Символ может продемонстрировать свои смыслосодержательные возможности, поскольку символ способен передавать и подразумеваемые смыслы. Восприятие символа каждый раз уникально. Символу всегда есть что сказать, к нему всегда есть что добавить. Особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно. Даже у одного и того же автора в одном произведении символ может иметь неограниченное количество значений. Примером произведения от заглавия до эпилога, построенного на символах, может служить роман «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского.

Целью данной работы является: рассмотреть символику «Преступления и наказания» как ключ к пониманию психологического романа Достоевского. Для решения этой цели необходимо выделить следующие задачи:

    Разобраться в «лаборатории символов»;

    Проанализировать и выделить объединяющую роль символов по их значению;

3. Проследить, как изменяются значения символов в соответствии с развитием сюжета и изменением состояния героя.

1. Символы преступления.

Медь тоже присутствует при сценах убийства, однако её роль совсем другая. Медь знает о готовящемся или уже свершившимся убийстве, она свидетель трагедии. Убивает же железо, независимо от того, в какую форму оно отлито – топора, револьвера Медь – материя иного свойства. Медь мягче железа. Её цвет напоминает цвет человеческого тела. Медь утоляет боль; железо – металл сугубо мужской, медь – женский: в алхимической традиции железо означает Венеру. Если же говорить о смыслах, более близких уму русского человека, то среди них прежде всего окажутся церковность и государственность меди: «Медь Богу и царю честь воздает». Символ меди у Достоевского – странный колокольчик над дверью старухиной квартиры. Особый звук колокольчика (звонка) упоминается настойчиво, напряженно. Помимо медного колокольчика, медь присутствует в момент, когда Свидрагайлов собирается нажать на курок своего револьвера. Появление меди здесь неожиданно, до самого последнего мига предугадать очень трудно. Свидрагайлов свернул к большому каменному дому с каланчой «У запертых больших ворот дома стоял, прислонясь к ним плечами, небольшой человек, закутанный в серое солдатское пальто и в МЕДНОЙ ахиллесовой каске. Дремлющим взглядом холодно покосился он на подошедшего Свидригайлова»(гл.6, ч.6). Вот так, стоя ровно напротив медной каски пожарника, «в трех шагах» от нее, Свидригайлов приставил револьвер к своему виску. Медь и смерть сблизились, почти соприкоснулись друг с другом, Похоже, медь каким – то образом облегчила задачу Свидригайлова, помогла сделать шаг, переступить порог. Мысль застрелится при «официальном свидетеле» для Свидригайлова не более, чем насмешка над собой: его притянул к себе СИМВОЛ МЕДИ, хотя сам он себе в этом отчета, разумеется, не отдавал.

2.4. Заклад Раскольникова.

Заклад Раскольникова становится свёрнутым сюжетом убийства и его последствий. Поэтому важно обратить внимание на подробности его устройства. «Этот заклад был впрочем, вовсе не заклад, а просто деревянная гладко обструганная дощечка, величиной и толщиной не более, как могла бы быть серебряная папиросочница. Эту дощечку он случайно нашёл в одну из своих прогулок, на одном дворе, где во флигеле помещалась какая-то мастерская. Потом уже он прибавил к дощечке гладкую и тоненькую ЖЕЛЕЗНУЮ ПОЛОСКУ, - вероятно, от чего-нибудь отломок, которую тоже нашёл на улице тогда же. Сложив обе дощечки, из коих железная была меньше деревянной, он связал их вместе накрепко, КРЕСТ-НАКРЕСТ, НИТКОЙ; потом аккуратно и щеголевато увертел их в чистую бумагу и обвязал тоненькою тесёмочкой, тоже НАКРЕСТ, а узелок приладил так, чтобы помудренее было развязать. Это для того, чтобы отвлечь внимание старухи, когда она начнёт возиться с узелком и улучить, таким образом, минуту. Железная же пластинка прибавлена была для весу, чтобы старуха хоть в первую минуту не догадалась, что «вещь» деревянная» (гл. ч.). Главные части «заклада» – это деревянная дощечка и железная полоска. Первая представляет собой «изображение» тела жертвы, а железная «гладкая» полоска – орудие убийства. Заклад становится свёрнутым сюжетом, моделью, схемой убийства. С описания ложного заклада Раскольникова и начинается вещественно представленная и документированная история преступления и наказания Раскольникова. Это своего рода мини-преступление, макет, проба, в чём-то родственная той, что сделал сам Раскольников, навестив старуху незадолго до убийства. Находит своё место в этой «репетиции» и нитка с тесёмкой, которыми был скреплён внутри и обвязан снаружи «заклад». Удачная выдумка Раскольникова – устроить петлю под мышкой, чтобы можно было незаметно нести топор под одеждой – была осуществлена с помощью тесьмы, которую он оторвал от своей старой рубашки. Следуя намеченной линии сопоставлений, мы получим примерно следующую картину: тесьма держит настоящий топор, спрятанный под пальто, она же держит, скрепляет топор символический, условный, спрятанный в раскольниковском закладе. Поскольку же тесьма была взята им от одежды и связана с одеждой, то выходит, что нитка, навернутая на сами, спрятанные под бумагой – одеждой пластинки, оказывается своего рода «снурком», прилегающим к телу жертвы. На теле старухи был снурок с висящими на нем крестами; тема крестов, таким образом, через ходы метонимии просачивается в устройство раскольниковского заклада: деревянная дощечка, представляющая тело жертвы, и прижатая к ней металлическая полоска – топор, были связаны друг с другом «крест накрест ниткой», а бумага – одежда была замотана «тесемочкой, тоже накрест».

3. Символы духовного возрождения.

3.1. Символика чистого белья.

Символика чистого белого белья универсальна для всей европейской культуры, но тот способ, которым она заявляет о себе в романе Достоевского, выглядит необычно. Вспомним, кто помешал Раскольникову осуществить задуманное – прачка! Ею временно стала хозяйкина служанка Настасья. Раскольников уже шел на дело, уже занес ногу, чтобы переступить порог, когда возникло некоторое замешательство. Войдя на кухню за топором, он увидел, что «Настасья не только на этот раз дома, у себя на кухне, но еще и занимается делом: вынимает из корзины белье и развешивает на веревках!» (гл.6, ч.1). Найдя топор в дворницкой, Раскольников все-таки совершает убийство. И сразу же после этого сталкивается снова с чистым бельем, но уже на квартире старухи: отмыв кровь, он затем «оттер бельем, которое тут же сушилось на веревке, протянутой через кухню». Чистое белье выступает то как помеха, то как подспорье в его действиях. Сначала белье, висевшее на Настасьиной кухне, пыталось помешать Раскольникову, однако после того, как он уже добился своего, оно превращается в его помощника, «перелетев» из Настасьиной кухни на кухню старухи. Чистое белье, сушившееся на кухне в доме Раскольникова и на кухне старухи-процентщицы, - саван для убийцы и его жертв. Значительно одно место в романе: Раскольников через несколько дней после убийства приходит в квартиру старухи и застает там работников: «Они оклеивают стены новыми обоями, белыми с лиловыми цветочками, вместо прежних желтых истрепанных и истасканных». Раскольникову это почему-то уже ужасно не понравилось, он смотрел на эти новые обои враждебно, жаль было, что все так изменили». (гл.6, ч.2) Чистые обои – намек на возможное возрождение или излечение, что-то обнадеживающее.

3.2. Тлетворный дух.

Размышления о природе, загадке человеческого тела составляют своего рода смысл идеологии Достоевского: иногда он говорит об этом напрямую, чаще же это сказывается в интуитивно найденных деталях, в положениях, которые содержат в себе этот исходный онтологический подтекст. Запах тленья, исходящий от тела умершего человека, именно человека, - самый страшный и загадочный из всех запахов. Формально, умершее тело не имеет ничего общего с прежним живым человеком; умершее тело есть часть внешней природы и в том смысле, что оно уже не хранит в себе ничего духовного, осмысленного, т.е. того высшего, что позволяет человеку оставаясь существом природным, не быть существом только лишь природным. Если есть мертвое тело, значит, будет и дух. Это своего рода онтологическое ожидание нередко сбывается у Достоевского в формах знака, намека, детали, дающих о себе знать в моменты наивысшего напряжения смысла, как, например, в эпизоде самоубийства Свидригайлова.

В рисунке предсмертных действий Свидригайлова проступают очертания уже известной нам схемы: здесь есть и тяжелый сон, и видения и внезапный прилив сил (Свидригайлов «очнулся, вздрогнул, встал и решительно пошел из комнаты. Через минуту он был на улице»(гл.6, ч.6). Здесь есть и мертвое тело, но, однако, не тело самоубийцы, а тело теленка, которое в виде «порции телятины» было подано Свидригайлову в гостинице. На эту деталь можно было бы не обратить внимания, если бы не настойчивое и подчеркнутое напоминание о ней: «порция телятины» здесь не просто еда, а нечто отмеченное, наделенное особым смыслом. Заказав себе телятину, Свидригайлов, тем не менее, не способен проглотить и куска; всю ночь порция лежит нетронутой на столе в гостиничном номере. Свидригайлов вспоминает об этом под утро, хочет встать с кровати, чтобы прикрыть мясо от мух, но не может. Наконец, проснувшись, Свидригайлов видит мух, которые налетели на лежащий на столе кусок холодного мяса. («Проснувшиеся мухи лепились на нетронутую порцию телятины…») Мухи – это еще не тлетворный дух, но это уже явный намек на него. Тяжелый дух появляется в финале романа «Преступление и наказание», когда Раскольников готовит свое признание в конторе, причем очевидно, что здесь этот запах выполняет ту же самую задачу, что и тлетворный дух – сам эффект. Раскольников задыхается от «спертого воздуха» конторы, он едва не теряет сознание, затем выходит на улицу и, возвратившись, делает свое признание.

Особое значение истории о воскресшем Лазаре для Достоевского общеизвестно. В «Преступлении и наказании» эта тема идет как символ нравственного обновления, однако присутствует здесь и намек на смысл буквальный, телесный, что позволяет включить цитирование эпизода с воскресшим Лазарем в ряд упоминаний о «спертом духе», «тлетворном духе» и «мефитическом запахе» В смердящем и воскресшем, т.е. победившем свою природу, свою погибшую телесность Лазаре скрыт основной, исходный смысл, давший все остальные – производные – варианты тяжелых запахов в романе Достоевского. У Достоевского смысл тела воскресающего сказался в летучей субстанции тлетворного духа. Запах стал смысловым стержнем, вокруг которого начали собираться подробности, психологические, бытовые, идеологические. Появляясь в те мгновения, когда герои Достоевского стоят перед порогом или уже переступают этот порог, запах определяет характер ситуации, подталкивает к действию, предостерегает, указывает на возможное направление, которое примут события.

Символика света в «Преступлении и наказании»

По словам А. Белого, «в душе своей Достоевский носил образ светлой жизни, но пути, ведущие в блаженные места, были неведомы ему. Взоры его были устремлены туда, где ясные лики детей-ангелов являли новый град русский. А вокруг него было хмуро и скучно: в тумане мёрзлой осени усмехались огоньки кабачков, да шныряли подозрительные мещане…» Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. С. 197.. На светлый образ будущей жизни легла тень жизни развратной, и от этого ангельские лики детей усмехались улыбкою сфинкса (см. сон Свидригайлова). В романе «Преступление и наказание» мы видим грандиозное художественно-философское исследование человеческой природы, христианскую трагедию о смерти и воскресении души. Что подчёркивает его световая символика, которая так же связана с ключевыми событиями романа. Ниже мы рассмотрим эту связь и расшифруем её смысл.

Свет как общий символ и Добра и Зла влияет на жизнь и поступки героев. Свет - жизнь, истина, источник духовного блага; соотносится с жизнью, красотой. Освещая земную поверхность, солнце как бы передает ее во власть божественных сил, а скрываясь на ночь, оставляет во власти зла. Излучение света олицетворяет новую жизнь, даруемую божеством. Ощущение света - это встреча с абсолютной реальностью. Достичь света - значит прийти к равновесию, гармонии.

«Стараясь развязать снурок и оборотясь к окну, к свету (все окна у ней были заперты, несмотря на духоту), она на несколько секунд совсем его оставила и стала к нему задом» (Ч.1,VII, с. 115). Раскольников отдал старухе подложный заклад, чтобы отвлечь её внимание. Алёна Ивановна повернулась к свету и попыталась развернуть вещицу. Улучив момент, Раскольников ударил её топором. Алёна Ивановна заслонила Раскольникову путь к свету, отгородив от влияния божественных сил. К преступлению его подвели те же инфернальные силы, благодаря которым в его руки попадает другой топор.

«Та [Поленька] сбежала последнюю лестницу и остановилась вплоть перед ним, ступенькой выше его. Тусклый свет проходил со двора. Раскольников разглядел худенькое, но милое личико девочки, улыбавшееся ему и весело, по-детски, на него смотревшее» (Ч.2, VII, с.235). Катерина Ивановна отправила Поленьку вслед за Раскольниковым, чтобы та узнала его адрес. Тусклый свет символизирует жизнь бедную, ограниченную, предопределённую.

«Не умерла ещё моя жизнь вместе с старою старухой! Царство ей небесное и - довольно матушка, пора на покой! Царство рассудка и света теперь и… и воли, и силы… и посмотрим теперь! Померяемся теперь! - прибавил он заносчиво, как бы обращаясь к какой-то тёмной силе и вызывая её. - А ведь я уже соглашался жить на вершине пространства!» (Ч.2,VII, с. 237). Увидев, что девушку, которая хотела утопиться, спасли, Раскольников передумал сводить счёты с жизнью. Он решил бросить вызов обуявшим его тёмным силам. Царство света - новая жизнь , даруемая божеством, за которую он хочет побороться.

«Разве не видишь? Свет в моей комнате, видишь? В щель... Они уже стояли перед последнею лестницей, рядом с хозяйкиною дверью, и действительно заметно было снизу, что в каморке Раскольникова свет » (Ч.2, VII, с.241). Раскольников возвращается домой и видит, что в его комнате горит свет. Там его ждали мать Пульхерия Александровна и сестра Авдотья Романовна. Здесь свет символизирует источник духовного блага , который олицетворяют мать и сестра.

Также сюда мы отнесём свет предметов, который они обрели из-за воздействия на них инфернальных сил. «Вдруг он вздрогнул. Из каморки дворника, бывшей от него в двух шагах, из-под лавки направо что-то блеснуло ему в глаза … Он бросился стремглав на топор ...» (Ч.1,VI, с. 110-111). Раскольников не смог взять топор своей хозяйки из кухни, так как Настасья затеяла там стирку. Проходя мимо каморки дворника, он заметил, как под лавкой что-то блеснуло. Подойдя ближе, он понял, что это топор и быстро схватил его. Блеск топора символизирует воздействие бесовских сил на Раскольникова. Во-первых, происходит подмена топора: вместо хозяйского он получает топор, подкинутый бесом. Во-вторых, преступление не спланировано и ведёт его не разум, а некая инфернальная сила. Таким образом, в данном эпизоде мы имеем дело не со Светом, а с его зеркальным отражением; то есть не с божественным, а с дьявольским светом.

Солярные символы освещают очень важные, ключевые моменты романа, в которых герои находят истину, приобретают важное для них знание, открывают правду. Солнце - источник жизни, тепла и света, основной символ созидательной энергии и мудрости, истины. Как источник света , оно символизирует знания, интеллект.

«В эту минуту луч солнца осветил его левый сапог: на носке, который выглядывал из сапога, как будто показались знаки. Он сбросил сапог: "действительно знаки! Весь кончик носка пропитан кровью"; должно быть, он в ту лужу неосторожно тогда ступил...» (Ч.2, I, с. 129). Придя домой после преступления, Раскольников осматривает свою одежду и обнаруживает пятна крови на носке. Луч солнца изобличает его, являя собой символ истины .

«Солнце ярко блеснуло ему в глаза , так что больно стало глядеть и голова его совсем закружилась, - обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день » (Ч.2, I, с. 132). Совершив преступление, Раскольников как бы «лишился души», поэтому в солнечный день он чувствует себя плохо, тогда как в сумерках и в вечерние часы ему становится легче. Солнце символизирует созидательную энергию , в то время как теория Раскольникова предписывает ему жить в сумерках.

«Наконец он совсем пришёл в себя. Произошло это утром , в десять часов. В этот час утра, в ясные дни, солнце всегда длинною полосой проходило по его правой стене и освещало угол подле двери» (Ч.2,III, с. 159). Утром Раскольников оправился от лихорадки. Солнце, как всегда, освещало угол возле двери. Солнце, символизирующее божественную силу , даёт понять, что у Раскольникова есть шанс на спасение. Оно освещает путь к двери, то есть указывает на то, что выход есть; нужно найти в себе силы выйти из тьмы.

«Солнце ярко освещало комнату; кадильный дым восходил клубами; священник читал «Упокой, Господи» (Ч.6, I, с.515). Раскольников пришёл на похороны Катерины Ивановны. Солнечный свет - символ божьей благодати , символ того, что Катерина Ивановна уходит в лучшую жизнь, которую она, несомненно, заслужила.

«Не во времени дело, а в вас самом. Станьте солнцем , вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем » (Ч.6,II, с. 538). Эти слова принадлежат Порфирию Ивановичу. Он произносит их во время разговора с Раскольниковым, когда пытается донести до него следующее: не нужно быть Наполеоном, чтобы тебя заметили, нужно просто стать Солнцем. В этом эпизоде солнце - источник духовного блага , неиссякаемой созидательной энергии , любви к людям. Нужно отдавать , а не отнимать.

«Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его» (Ч.6,II, с. 635). В Раскольникове происходит духовный переворот, в конце концов, он обращается к Свету. Солнце предстаёт здесь как символ свободы и новой жизни .

Заря - символ юности и надежды. «Выходит она, приседает, ну можете себе представить, еще в коротеньком платьице, не развернувшийся бутончик, краснеет, вспыхивает, как заря (сказали ей, конечно). Не знаю, как вы насчет женских личек, но, по-моему, эти шестнадцать лет, эти детские еще глазки, эта робость и слезинки стыдливости, - по-моему, это лучше красоты, а она еще к тому ж и собой картинка» (Ч.6, IV, с. 560). Свидригайлов рассказывает Раскольникову о пятнадцатилетней девушке, на которой он якобы хотел жениться. Его прельщали её юность и неопытность. Здесь заря является символом юности .

В следующем эпизоде заря имеет совершенно другую символику. «Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь» (Эпилог, II, с. 636). Соня понимает, что Раскольников очень сильно полюбил её. Их чувства взаимны. Любовь даёт им право надеяться на лучшее будущее. Заря - символ надежды .

Свет заката символизирует определённый итог, завершение какого-либо цикла или периода времени, а так же побуждает героев к рефлексии.

«Небольшая комната, в которую прошёл молодой человек, с жёлтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем .

-Тогда , стало быть, так же будет солнце светить !..» (Ч.1, I, с.36).

Мотив косых лучей появляется в эпизоде, когда раскольников приходит к Алёне Ивановне на «пробу» убийства. В данной цитате мы видим, что лучи заходящего солнца выражают с одной стороны бесконечность и вечность самой жизни , с другой стороны, они противопоставлены мыслям Раскольникова об убийстве старухи.

« Господи! - молил он, - покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой мечты … моей!

Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца . Несмотря на слабость свою, он даже не ощущал в себе усталости. Точно нарыв на сердце его, нарывавший весь месяц, вдруг прорвался. Свобода, свобода!» (Ч.1,V, с.96-97). Раскольников просит Бога указать ему путь, он хочет отречься от своей теории (о Наполеонах и обычных людях). На закате солнца он почувствовал себя свободным. Закат символизирует некий итог его душевных терзаний.

«Через минуту он был уже на улице. Было часов восемь, солнце заходило … Голова его, слегка было начала кружиться; какая-то дикая энергия заблистала в его воспалённых глазах и в его исхудалом бледном лице» (Ч.2,VI, с. 199-200). Раскольников чувствует себя очень плохо и принимает решение покончить жизнь самоубийством. Закат здесь - ни что иное, как символ принятого решения , определённости , стремление прийти к другой, более совершенной жизни.

«Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката , на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на одно отдалённое окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно в пламени, от последнего солнечного луча , ударившего в него на мгновение, на темневшую воду канавы и, казалось, со вниманием всматривался в эту воду» (Ч.2,VI, с. 215). Раскольников понимает, что он не способен на самоубийство. Он размышляет над возможностью добровольного признания. Закат побуждает Раскольникова к самоанализу.

«Солнце заходило. Какая-то особенная тоска начала сказываться ему в последнее время. В ней не было чего-нибудь особенно едкого, жгучего; но от нее веяло чем-то постоянным, вечным, предчувствовались безысходные годы этой холодной, мертвящей тоски, предчувствовалась какая-то вечность на "аршине пространства". В вечерний час это ощущение обыкновенно еще сильней начинало его мучить.

Вот с этакими-то глупейшими, чисто физическими немощами, зависящими от какого-нибудь заката солнца , и удержись сделать глупость! Не то что к Соне, а к Дуне пойдешь! - пробормотал он ненавистно» (Ч.5,V, с. 501). Раскольников хочет пойти к Соне и во всём сознаться. На закате им овладевает жажда покаяния. И снова закат символизирует итог его размышлений, самоанализа.

«Раскольников шел в свою квартиру; он спешил. Ему хотелось кончить все до заката солнца . До тех же пор не хотелось бы с кем-нибудь повстречаться» (Ч.6,VII, с.602). Раскольников принял окончательное решение во всём признаться Порфирию Петровичу. Этот закат становится символом границы между его жизнью во тьме и началом пути к искуплению греха, пути к свету.

Лунарные символы воздействуют на жизнь героев, их поступки. Луна ассоциируется в народных представлениях с загробным миром, с областью смерти и противопоставленное солнцу как божеству дневного света, тепла и жизни. Представляет инфернальное начало, символизирует изменчивость, непостоянство.

Символичен сон Раскольникова пред встречей со Свидригайловым. «Был уже поздний вечер . Сумерки сгущались, полная луна светлела всё ярче и ярче; но как-то особенно душно было в воздухе. … Вон окно в первом этаже; грустно и таинственно проходил сквозь стёкла лунный свет ; вот и второй этаж. Ба! Эта та самая квартира, ... Вот и третий этаж; … В передней было очень темно и пусто, ни души, как будто всё вынесли; тихонько, на цыпочках прошёл он в гостиную: вся комната была ярко облита лунным светом ; всё тут по-прежнему: стулья, зеркало, жёлтый диван и картинки в рамках. Огромный, круглый месяц глядел прямо в окна. «Это от месяца такая тишина, - подумал Раскольников, - он, верно, теперь загадку загадывает». (Ч.3,VI, с. 332-334). Перед встречей со Свидригайловым Раскольников видит сон, описанный выше. Свидригайлов связан с лунной символикой, он не брезгует пользоваться доверчивостью юных девушек. Мало того, он даже не пытается это скрыть. Луна здесь символизирует инфернальное начало , антисолнце .

В наибольшей степени со светом связаны глаза человека , являющиеся носителями света, причем они не только воспринимают свет извне, но и как бы сами испускают его, а когда человек умирает, то свет «теряется» из очей.

«Немного спустя дверь приотворилась на крошечную щёлочку: жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись её сверкавшие из темноты глазки » (Ч.1, I, с.25). По описанию глаз Алёны Ивановны можно сказать, что перед нами человек хитрый и корыстный. В данном случае «сверкание глазок» символизирует алчность и недоверие .

Мотив света является существенным при описании Мармеладова. «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста, с проседью и с большою лысиной, с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом и припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щёлочки, но одушевлённые красноватые глазки . Но что-то было в нём очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл и ум, - но в то же время мелькало как будто и безумие» (Ч.1, II, с. 41). Свет глаз выражает восторженность и безумие. Символизирует его душевность , степень его переживаний, бурные чувства .

Степень внутренних переживаний Раскольникова передаёт описание Достоевским его взгляда. «Раскольников не вытерпел и злобно сверкнул на него загоревшимися гневом черными своими глазами ». (Ч.3,V, с.304). Взгляд Раскольникова выражает гнев и негодование по отношению к Порфирию Петровичу. Здесь сверкание глаз - символ злобы и гнева .

«А знаете что? - вскричал Раскольников, приподнимаясь на подушке и смотря на него в упор пронзительным, сверкающим взглядом , - знаете что?» (Ч.2, V, с.198). Взгляд выражает ненависть Раскольникова к Лужину. Этот сверкающий взгляд символизирует негодование .

Описание глаз Сони передаёт её глубокую веру, набожность и её внутреннюю силу духа. «Соня молчала, он стоял подле нее и ждал ответа.

Что ж бы я без бога-то была? - быстро, энергически прошептала она, мельком вскинув на него вдруг засверкавшими глазами , и крепко стиснула рукой его руку» (Ч.4, IV, с.385). Взгляд отражает степень веры, возмущение сомнением Раскольникова в Сониной вере. Засверкавшие глаза Сони - символ истинной веры .

«С новым, странным, почти болезненным, чувством всматривался он в это бледное, худое и неправильное угловатое личико, в эти кроткие голубые глаза , могущие сверкать таким огнем , таким суровым энергическим чувством, в это маленькое тело, еще дрожавшее от негодования и гнева, и все это казалось ему более и более странным, почти невозможным» (Ч.4, IV, с.385). Здесь взгляд Сони раскрывает её внутреннюю силу и энергетику, которыми одарил её Бог. Взгляд символизирует внутреннюю силу духа .

Внутренний, душевный свет (важную символику которого мы видим на протяжении всего романа) внезапно озаряет героя, символизируя просветление, счастье и внутреннюю гармонию.

«Впрочем, и это бледное и угрюмое лицо озарилось на мгновение как бы светом , когда вошли мать и сестра, но это прибавило только к выражению его, вместо прежней тоскливой рассеянности, как бы более сосредоточенной муки. Свет померк скоро, но мука осталась … ». (Ч.3, III, с. 272). Раскольников был рад приезду матери и сестры, но его мучили мысли о его теории. Свет душевный символизирует мимолётное счастье , которое Раскольников почувствовал при встрече с родными.

«Лицо матери осветилось восторгом и счастьем при виде это окончательного и бессловного примирения брата с сестрой» (Ч.3, III, с. 274-275). Здесь описывается радость Пульхерии Александровны примирению её детей. Внутренний свет в данном контексте символизирует душевную гармонию .

В «Преступлении и наказании» свеча, лампа и лампада представляют собой важный образ символа света. Ниже мы рассмотрим значение каждого из них в отдельности.

Свеча - означает свет во тьме жизни, озарение; жизнь, которую легко погасить, мимолетность. В более частном смысле свеча краткостью своего существования символизирует одинокую, трепетную, человеческую душу.

«Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; <…>. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике» (Ч.1, II, с. 56). Здесь мы видим описание комнаты Мармеладова, беспросветную бедность, обречённость. У Мармеладова нет достаточно сильной воли к жизни, он не способен добиться успеха на службе, обеспечить семью. Поэтому догорающий сальный огарок символизирует здесь неверную жизнь, которую легко погасить .

«Возвратясь с Сенной, он бросился на диван, и целый час просидел без движения. Между тем стемнело; свечи у него не было, да и в голову не приходило ему зажигать» (Ч.1,VI, с. 104). После того, как Раскольников случайно услышал разговор, подтверждающий его теорию (необычный человек, «Наполеон», ради блага многих может позволить себе убить обычного человека, «зловредную вошь»), пришёл домой и погрузился в тёмные мысли о необходимости преступления. Таким образом, отсутствие свечи и её света выражает внутреннюю готовность совершить преступление, погружённость во тьму жизни .

«Раскольников в бессилии упал на диван, но уже не мог сомкнуть глаз; он пролежал с полчаса в таком страдании, в таком нестерпимом ощущении безграничного ужаса, какого никогда еще не испытывал. Вдруг яркий свет озарил его комнату: вошла Настасья со свечой и тарелкой супа» (Ч.2,II, с. 157). Спрятав краденое, Раскольников вернулся домой и лёг спать. Проснулся он с нестерпимым ощущением ужаса от кошмарного сна, поэтому свет от свечи, внесённой кухаркой Настасьей, показался ему очень ярким. Раскольников всё глубже погружается во тьму, теперь свет озаряет не его самого, а тьму вокруг него.

«Все отступили. Исповедь длилась очень недолго. Умирающий вряд ли хорошо понимал что-нибудь; произносить же мог только отрывистые, неясные звуки. Катерина Ивановна взяла Лидочку, сняла со стула мальчика и, отойдя в угол к печке, стала на колени, а детей поставила на колени перед собой. Между тем двери из внутренних комнат стали опять отворяться любопытными. В сенях же все плотнее и плотнее стеснялись зрители, жильцы со всей лестницы, не переступая, впрочем, за порог комнаты. Один только огарок освещал всю сцену» (Ч.2,VII, с.230-231). Катерина Ивановна привела детей проститься с умирающим отцом (Мармеладовым). Огарок свечи с одной стороны символизирует краткость человеческой жизни, а зажигаемый возле постели умирающего, освещают тьму смерти, олицетворяя свет мира предстоящего.

«Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги» (Ч.3, IV, с.390). Ища путь к спасению, Раскольников приходит к Сонечке Мармеладовой. Вместе они читают Евангелие. В этом эпизоде мы видим сразу же два символа - огарок свечи (стремление к свету ) и «Евангелие» (символ пути к «свету», Богу), которые усиливают важность момента.

Отдельно нужно выделить символ бабочки, летящей на пламя свечи .

«Ну, да там как обернется... посмотрим... сейчас... хорошо иль не хорошо, что я иду? Бабочка сама на свечку летит . Сердце стучит, вот что нехорошо!..» (Ч.3, IV, с.299). Во время разговора с Порфирием Петровичем Раскольников чуть было не выдал себя. О том же метафорически говорит Раскольникову Порфирий Петрович. «Видали бабочку перед свечкой ? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки , кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!» (Ч.4, V, с.404). Порфирий Петрович говорит Раскольникову, что убийца подобен бабочке, он находится рядом и, пытаясь запутать следствие, запутывается сам. На основании этих цитат, мы делаем вывод, что бабочка, летящая на свечку, - не что иное, как символ неизбежного поражения , гибель, верная смерть .

Лампада , стоящая на алтаре или у образа, олицетворяет постоянное присутствие божественной силы и связь с ней.

«В углу перед небольшим образом горела лампада » (Ч.1, I, с.36). В комнате, где жили Алёна Ивановна и Лизавета, перед образом горела лампада. Она является символом религиозности Лизаветы и выражает её глубокую связь с богом . В то же время, она подчёркивает безбожность Алёны Ивановны, которая втридорога перепродавала вещи, взятые за бесценок в заклад у бедных людей.

Лампа - символ правды, указание пути, свет во тьме

«В коридоре было темно; они стояли возле лампы . С минуту они смотрели друг на друга молча. Разумихин всю жизнь помнил эту минуту. Горевший и пристальный взгляд Раскольникова как будто усиливался с каждым мгновением, проницал в его душу, в сознание. Вдруг Разумихин вздрогнул. Что-то странное как будто прошло между ними... Какая-то идея проскользнула, как будто намек; что-то ужасное, безобразное и вдруг понятое с обеих сторон» (Ч.4, III, c.374). Здесь Разумихин с ужасом догадывается о том, что Раскольников - истинный убийца старухи-процентщицы и её сестры. Таким образом, лампа в этом отрывке является символом пути к правде . В коридоре темно и свет лампы - ни что иное, как свет истины во тьме неведения.

«О господи, что это я было вздумал. Да-с, это было затмение, и я пред ним виноват! Это он тогда у лампы , в коридоре, затмение на меня навел. Тьфу! Какая скверная, грубая, подлая мысль с моей стороны! Молодец, Миколка, что признался» (Ч.6, I, с. 521). После признания Миколки в убийстве старухи Разумихин осуждает себя за то, что преждевременно обвинил Раскольникова в преступлении. В данном контексте значение символа меняется на противоположное, то есть для Разумихина, выведенная им первоначально истина, становится заблуждением .

Из вышесказанного следует, что механический свет (свет лампадок, свечей) в данном произведении символически связан с поворотными событиями, с предопределённостью судеб героев, и, несмотря на это, с их стремлением к свету.

Выводы:

1) Итак, мы видим, что свет в романе Достоевского может быть как прямым, так и отражённым. Прямой свет символизирует божественное начало, источник блага, жизнь, тогда как отражённый свет или отсутствие прямого света - инфернальное начало.

2) Солярные символы освещают очень важные, ключевые моменты романа, в которых герои находят истину, приобретают важное для них знание, открывают правду и дают им надежду на светлое будущее, показывают, что выход из ситуации есть всегда (никогда не поздно «обратиться к свету»). Закаты побуждают героев к рефлексии, подводят итог, завершение чего-либо, создают временные рамки, а также дают возможность примирения с жизнью, умиротворение и надежду на правду.

3) Лунарная символика связана с героями, заблудившимися во тьме или осознанно, погрязшими в ней. Инфернальные силы подводят к преступлению, помогая совершить его; а также помогают в тёмных делах. Причём искупить свои ошибки за связь с ними можно лишь очень сильным страданием и раскаянием или смертью.

4) На протяжении всего романа символ света соотносится с глазами человека, как носителями света. Свет глаз, беспокойный, сверкающий, показывает натуру страдающую, бунтующую, порой безумную. Является символом выражения человеческих эмоций, бурных чувств и степени переживаний. Чтобы наиболее полно передать состояние героя в минуты сильного душевного волнения, Достоевский делает сильный акцент на описание глаз героя, таким образом, усиливая воздействие на читателя.

5) Внутренний, душевный свет внезапно озаряет героя, символизируя просветление, счастье и внутреннюю гармонию. Через призму света и внутреннего, и света глаз писатель показывает развитие тонких срезов психики человека. Чаще всего свет выявляет депрессивные и в противовес этому - маниакальные состояния души, душевные муки героя и его переживания.

6) Свеча, лампа и лампада представляют в данном произведении важный образ света, который символически связан с поворотными событиями, с предопределённостью судеб героев, и, несмотря на это, с их стремлением к свету. Свеча беспристрастно освещает давящую бедность жилья героев, при свете свечи происходят поворотные события романа, важные умозаключения героев. Она символизирует, с одной стороны, краткость человеческой жизни и, с другой стороны, стремление к свету. Особое значение имеет так же символ летящей на пламя свечи бабочки - символ быстрой смерти. Лампа заключает в себе символ истины, к которой стремятся все герои, а лампада - истинной веры в Бога некоторых героев.

Символика в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине.

Д. Мережковский

Особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно. Даже у одного и того же автора в одном произведении символ может иметь неограниченное количество значений. Именно поэтому и интересно проследить то, как изменяются эти значения в соответствии с развитием сюжета и с изменением состояния героя. Примером произведения, от заглавия до эпилога построенного на символах, может служить “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского.

Уже первое слово - “преступление” - символ. Каждый герой “переступает черту”, черту, проведенную им самим или другими. Словосочетание “преступить” или “провести черту” пронизывает весь роман, “переходя из уст в уста”. “Во всем есть черта, за которую перейти опасно; но, раз переступив, воротиться назад невозможно”. Все герои и даже просто прохожие объединены уже тем, что все они “сумасшедшие”, т. е. “сошедшие” с пути, лишенные разума. “В Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших... Редко где найдется столько мрачных, резких и стран-ных влияний на душу человека, как в Петербурге”. Именно Петербург - фантастический город А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя - с его вечной “духотой и нестерпимой вонью” превращается в Палестину, ожидающую прихода Мессии. Но это еще и внутренний мир Родиона Раскольникова. Имя и фамилия главного героя не случайны. Достоевский подчеркивает то, что герою “не хватает воздуху”. “Родион” означает “родной”, но он и Раскольников - раскол, раздвоение. (Раздваивается и город: реальные улицы и мираж, фантастика, “Новый Иерусалим” и “Ноев ковчег” - дом старухи.) Слово “Раскольников” употребляется и как нарицательное, ведь Миколка тоже “из раскольников”. Вспоминается герой сна Раскольникова - и вот уже все повествование оказывается опутанным трепещущей сетью символов. Цвет у Ф. М. Достоевского символичен. Самый яркий здесь цвет - желтый. Для М. А. Булгакова это тревога, надрыв; для А. А. Блока - страх; для А. А. Ахматовой это враждебный, гибельный цвет; у Ф. М. Достоевского он желчен и злобен. “А желчи-то, желчи в них во всех сколько!” Этот “яд” оказывается разлитым везде, он в самой атмосфере, а “воздуху нет”, только духота, “безобразная”, “страшная”. А в этой духоте Раскольников бьется “в лихорадке”, у него “озноб” и “холод в спине” (самое страшное наказание ада - наказание холодом - “страшный холод охватил его”). Выбраться из кругов ада можно только по лестнице, поэтому Раскольников (кроме блуждания по улицам) чаще всего находится на пороге или движется по лестнице. Лестница в мифологии символизирует восхождение духа или его нисхождение в глубины зла. Для А. А. Ахматовой “восхождение” - счастье, а “нисхождение” - беда. Герои “мечутся” по этой лестнице жизни, то вниз, в бездну, то вверх, в неизвестность, к вере или идее. Петр Петрович “вошел с чувством благодетеля, готовящегося пожать плоды и выслушать весьма сладкие комплименты. И уж конечно теперь, сходя с лестницы, он считал себя в высочайшей степени обиженным и непризнанным”, а его “круглая шляпа” - один из кругов ада. Но есть в романе и герой, “выбравшийся из-под земли”, но, выбравшись, Свидри-гайлов (как и все герои) попадает на улицу.

Ни у одного из героев нет настоящего дома, а комнаты, в которых они живут и которые они снимают; комната Катерины Ивановны и вовсе проходная, а всем им “некуда пойти”. Все скандалы, которые происходят, происходят на улице, где люди ходят “толпами” (библейский мотив).

Евангельские мотивы тоже обретают новое звучание в этом дьявольском городе. “Тридцать сребреников” превращаются в “тридцать копеек”, которые Соня дает Мармеладову на выпивку; под камнем вместо могилы Лазаря оказываются спрятаны украденные после убийства вещи; Раскольников (как Лазарь) воскресает на четвертый день (“четыре дня едва ешь и пьешь”). Символика цифр (четыре - крест, страдание; три - Троица, абсолютное совершенство), основанная на христианстве, мифологии и фольклоре, переходит в символику созвучных слов, где “семь” значит “смерть”, “узость” порождает “ужас”, а “теснота” переходит в “тоску”.

Живущие в таком мире, несомненно, грешники. Они привыкли врать, но “вранье” для них “дело милое, потому что к правде ведет”. Через вранье они хотят познать истину, веру, но попытки их часто обречены. Дьявольский смех “нараспашку” (а смеется дьявол, но не Христос) сковывает их, и они “скривляют рот в улыбку”, что делает еще более удивительным существование чистоты в грехе, чистоты, сохранение которой воспевает Ф. М. Достоевский. И страдания, перенесенные героями, лишь подчеркивают эту чистоту.

Но Катерина - “чистая” - умирает, ведь надо быть мудрой (Софья) и прощать и веровать (в Родиона веруют Дуня и Софья). Устами Дуни, Родиона и Сони Ф. М. Достоевский восклицает (как Василий Фивейский): “Верую!” Этот символ поистине безграничен, ведь “во что веришь, то и есть”. Весь роман становится как бы символом веры, символом идеи, символом человека и прежде всего возрождения его души. Несмотря на то что “хрустальный дворец” - трактир, а не мечта Веры Павловны; а Христос не праведник, а убийца; на голове у него вместо тернового венца шляпа, а за полой рубища - топор, но в сердце его идея и святая вера в нее. А это дает право на воскрешение, ведь “истинно великие люди... должны ощущать на свете великую грусть”.


Введение. Наша жизнь наполнена знаками судьбы, которые подсказывают, верной ли дорогой мы идём. Иногда мы можем их не замечать, но они все же существуют и помогают нам в жизни. К примеру, многие люди верят в приметы и видят в проявлениях природы голос свыше, слушают и доверяют ему. Литературные классики уделяли немалое внимание знакам судьбы и ее символам. Особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно. Даже у одного и того же автора в одном произведении символ может иметь неограниченное количество значений. Именно поэтому и интересно проследить то, как изменяются эти значения в соответствии с развитием сюжета и с изменением состояния героя. Примером произведения, от заглавия до эпилога построенного на символах, может служить Преступление и наказание Ф. М. Достоевского.


Введение. Уже первое слово преступление символ. Каждый герой переступает черту, черту, проведенную им самим или другими. Словосочетание преступить или провести черту пронизывает весь роман, переходя из уст в уста. Во всем есть черта, за которую перейти опасно; но, раз переступив, воротиться назад невозможно.


Фамилия главного героя. Фамилия главного героя Раскольникова так же имеет символический характер, может быть прочитана в буквальном смысле. Раскольников ведь не просто убивает, он убивает топором: фактически он раскалывает свою жертву как полено. Тут очень важен поворот топора с обуха на острие при убийстве Лизаветы. Похоже, что после первого «машинального», убийства старухи топор начинает осознавать себя, превращаясь в орудие раскалывания. Раскольников тот, кто раскалывает. Если вспомнить о том, что тема раскалывания является уже в самый миг зарождения мысли об убийстве («Странная мысль наклевывалась в его голове, как из яйца цыпленок»), что топор был взят из дворницкой, где лежал между двумя расколотыми поленьями, что Раскольников, спрятав топор на своем теле, под одеждой, в определенном смысле сливается с ним, что отмывает он топор от крови на старухиной кухне мылом, взятым с расколотого блюдечка. Раскольников со своей смертоносной идеей, нависшей над толпой похож на топор, а его каморка вытянутая и узкая не только «гроб», но и «футляр» для хранения тяжелого и опасного инструмента.


Топор. Пожалуй, ключевым символом стал топор Раскольникова, который на долгие времена стал ассоциироваться с именем Достоевского. Старуху-процентщицу Раскольников бил обухом по голове, а Лизавету - ее сестру, кроткую и тихую женщину, - острием. В течение всей сцены убийства лезвие топора было обращено к Раскольникову и угрожающе глядело ему в лицо, как бы приглашая стать на место жертвы. "Не топор во власти Раскольникова, а Раскольников стал орудием топора". Убийством Лизаветы топор жестоко отплатил Раскольникову. В топоре смысловая подмена.


Топор Топор. Новый топор Раскольникова уже не инструмент его воли, идеи, а подлог случая-беса. Топор взят из-под земли (дворницкая) и наделён самостоятельной злой силой. Настоящий (кухонный) топор мог оказаться неподъемным! Подставным же Раскольников действовал «почти без усилия, почти машинально», «силы его тут как бы не было». Сила шла от подложного топора с минуты его обретения Раскольниковым, который ободрился при этом «чрезвычайно». В словах Раскольникова о том, что не он, а черт убил старушку мотив навязанности действия и намек на неслучайность происшедшего: старуха-«ведьма» убита бесовским топором.


Белое белье. Способ, которым символика чистого белого заявляет о себе в романах Достоевского, выглядит очень необычно. Осуществить задуманное Раскольникову помешала прачка. Он уже занес ногу, чтобы переступить «порог», когда возникло некоторое замешательство. Войдя в кухню за топором, он увидел, что «Настасья не только на этот раз дома, у себя на кухне, но еще занимается делом: вынимает из корзины белье и развешивает на веревках!» После убийства Раскольников сталкивается с чистым бельём уже на квартире старухи: отмыв кровь, он затем «все оттер бельем, которое тут же сушилось на веревке, протянутой через кухню».


Белое белье. Свидригайлов перед самоубийством видит во сне мертвую девочку в «белом тюлевом платье», лежащую на столе, покрытом «белыми атласными пеленами». Появление «чистого белья» приходится на пороговые точки, через которые проходят герои. Это новые белые обои в старухиной квартире и свежевыкрашенная и побеленная комната, где сразу после убийства прятался Раскольников и т.д. «Удвоенное» чистое белье в судьбе Раскольникова и, особенно, его возвращение в старухину квартиру, после убийства, когда квартира уже оклеена новыми белыми обоями идет как намек на возможное возрождение или излечение…


Символика снов Раскольникова. Сны главного героя являются знаками судьбы, они подсказывают ему правильную дорогу. Но Раскольников или не замечает эти знаки, или игнорирует их. В первый раз Раскольникову снится, как мужик - Миколка засек насмерть свою лошадь, а "он"- семилетний мальчик - это увидел, и ему стало до слез жалко "бедную лошадку". Здесь проявляется добрая сторона натуры Раскольникова. Это снится ему до убийства, очевидно, подсознание противится тому, на что он идет. Второй сон Раскольников увидел после убийства. Ему снится, что он пришел на квартиру к убитой старушонке, а она спряталась за салопом, в углу своей комнаты, и тихонько смеялась. Тогда он вытаскивает "из петли топор" и бьет ее "по темени", но со старухой ничего не происходит, тогда он начинает "бить старуху по голове", но от этого она только сильней смеется. Здесь мы осознаем, что образ старухи будет преследовать Раскольникова всю жизнь. Второй сон Раскольников увидел после убийства. Ему снится, что он пришел на квартиру к убитой старушонке, а она спряталась за салопом, в углу своей комнаты, и тихонько смеялась. Тогда он вытаскивает "из петли топор" и бьет ее "по темени", но со старухой ничего не происходит, тогда он начинает "бить старуху по голове", но от этого она только сильней смеется. Здесь мы осознаем, что образ старухи будет преследовать Раскольникова всю жизнь.




Желтый цвет. Действительно, желтый цвет встречается в романе наиболее часто. Желтый цвет Достоевского во всех описаниях людей и вещей это болезненный цвет. Например: Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, со слитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару; Когда он оглянулся, то увидел, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою... Здесь желтый сахар сочетается с надтреснутым сломанным чайником и слитым чаем, который также имеет желтый цвет. Во втором примере желтый стакан, т.е. давно не мытый, с налетом желтой ржавчины, и желтая рисовая вода непосредственно связаны с болезнью героя, с его обморочным состоянием. Болезненная убогая желтизна встречается и при описании других вещей, например: пожелтелая меховая кацавейка Алены Ивановны, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах шляпа Раскольникова и т.д.


Желтый цвет. Желтый цвет преобладает в описании и той комнаты, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями... Мебель вся очень старая из желтого дерева... громовые картинки в желтых рамках... Так описывает автор квартиру старухи процентщицы. А вот описание жилища Раскольникова: Это была крошечная клетушка, шагов в б длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями... Достоевский сравнивает жалкое жилье главного героя с желтым шкафом. Желтый цвет в описании предметов гармонирует с болезненной желтизной героев романа, окруженных этими предметами. В описании портретов большинства героев романа встречается тот же болезненно-желтый цвет. Например: Мармеладов с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками...; лицо Порфирия Петровича было цвета больного, темно-желтого.


Красный цвет. И на этом же фоне большое символическое значение приобретают другие цвета, и в первую очередь красный. Так, после убийства Алены Ивановны ее квартирка, которая в начале романа описывается в желтом цвете, приобретает в глазах Раскольникова красный оттенок, напоминающий цвет крови. Раскольников замечает, что в квартире стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном... Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром... Прежде всего он принялся было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки.


Цвет глаз героев. Особую символическую нагрузку несут цвета глаз героев. Это замечательные голубые глаза Сонечки и уже совсем другие голубые глаза Свидригайлова с холодным, тяжелым взглядом; это прекрасные темные глаза Раскольникова с горящим взглядом на первых страницах романа и эти же глаза с воспаленным, а затем и помертвевшим взглядом после совершенного убийства и т.д. По этим примерам можно увидеть, как цвет, обозначенный даже косвенно, передает состояние души героя: от прекрасно-темного, т.е. глубокого, цвета к воспаленному, т.е. естественно блестящему, и затем к помертвевшему, т.е. бесцветному.


Христианские образы и мотивы. В романе широко использованы христианские мотивы и образы. В нем присутствует реминисценция из Библии о Лазаре, притча, которую Соня читает Раскольникову на четвертый день после преступления. При этом Лазарь из этой притчи воскрес именно на четвертый день. То есть Раскольников эти четыре дня духовно мертв и, по сути, лежит в гробу ("гроб" - каморка героя), а Соня пришла, чтобы спасти его. Из Ветхого Завета в романе присутствует притча о Каине, из Нового - притча о мытаре и фарисее, притча о блуднице ("если кто не греховен, пусть первым бросит в нее камень"), притча о Марфе - женщине, всю жизнь нацеленной на суету и пропускающей самое главное (Марфа Петровна, жена Свидригайлова, всю жизнь суетится, лишенная основного начала).


Христианские образы и мотивы. Свидригайлов предстает перед нами в виде "черной бани с пауками и мышами" - в христианском представлении это картина ада, для грешников, не знающих ни любви, ни покаяния. Также при упоминании о Свидригайлове постоянно возникает "черт". Свидригайлов обречен: даже добро, которое он вот-вот уже готов совершить, напрасно (сон о 5-летней девочке): его добро не принимается, слишком поздно. Страшная сатанинская сила, черт, преследует и Раскольникова, в конце романа он скажет: "Черт меня вел на преступление". Но если Свидригайлов кончает жизнь самоубийством (совершает самый страшный смертный грех), то Раскольников очищается. Также присутствуют такие образы и символы, как крест и Евангелие. Соня дает Раскольникову Евангелие, принадлежавшее Лизавете, и, читая его, он возрождается к жизни. Крест Лизаветы Раскольников сначала от Сони не принимает, так как пока не готов, но затем берет, и опять же это связано с духовным очищением, возрождением от смерти к жизни.




Число 3. Число три играет в романе значительную роль. Его связь с евангельскими мотивами несомненна. Так, например, Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников, как некогда предал, по евангельскому рассказу, Иуда Христа за тридцать сребреников. Соня вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек, и он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой. Марья Марфовна оставила Дуне 3 тысячи рублей по завещанию. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за 33 тысяч сребреников. Свидригайлов хотел предложить Дуне «тысяч до тридцати». Раскольников 3 раза позвонил в колокольчик старухи, 3 раза ударил ее топором. «Три встречи» Расскольникова с Порфирием Петровичем,«3 раза приходила» Марфа Петровна к Свидригайлову. У Сони три дороги, как думает Раскольников, когда она стоит в трёх шагах от стола. У Сони «большая комната с тремя окнами» и т. д.


Число 4. Число 4 имеет основополагающее значение. В откровениях Иоанна Богослова – 4 животных (гл. 4); 4ангела, 4 угла земли, 4 ветра (гл. 7); 4 имени сатаны (гл.12); 4 сотворённых богом предмета (гл. 14); 4 имени народа (гл. 17) и т. д. «…Сестра умершего Марфа говорит ему: господи! Уже смердит: ибо четыре дни, как он во гробе… Она энергично ударила на слово: четыре »».(Ч. 4, гл. 4, стр. 262). «Стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю…поклонись всему свету на все четыре стороны…»(ч.5, гл.4, стр.336) В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Родиону Раскольникову, Лазарь был мёртв 4 дня. История эта помещена в четвёртом Евангелии (от Иоанна).


Число 7. Можно предположить, что, «посылая» своего героя на убийство именно в семь часов, Достоевский тем самым уже заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать «союз» бога с человеком. Вот почему, чтобы снова восстановить этот «союз», чтобы снова стать человеком, Раскольников должен снова пройти через это «истинно святое число». Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число: «Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастья! Семь лет, только семь лет!». Можно отметить также семь детей портного Капернаумова, семилетний голосок, певший «хуторок», сон Раскольникова, когда он представляет себя семилетним мальчиком, семьсот тридцать шагов от дома Раскольникова до дома старухи, семьдесят тысяч долга Свидригайлова.


Число 7. «Он узнал, он вдруг, внезапно и совершенно неожиданно узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветты, старухиной сестры и единственной ее сожительницы, дома не будет и что, стало быть, старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна.»(ч.4, гл.5, стр.53) Сам роман семичленен (6 частей и эпилог) Первые две части состоят из семи глав каждая. «Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: -Семой час давно!»(ч.1, гл.4, стр.58) Свидригайлов тоже прожил с Марфой Петровной 7 лет, но для него они были не как 7 дней счастья, а как 7 лет каторги. Об этих семи годах Свидригайлов настойчиво упоминает в романе: «…во все наши 7 лет…», «семь лет из деревни не выезжал», «…все 7 лет, каждую неделю сам заводил…», «…7 лет безвыездно проживал…»)


Число 11. Число 11 здесь не случайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение высшей справедливости. Эту же евангельскую притчу Достоевский мог слышать и в проповеди св. Иоанна Златоуста, читаемой в православных церквях во время пасхальной заутрени. Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что Раскольникову все еще не поздно сбросить с себя наваждение, еще не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться и стать последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым. (Недаром для Сони был «весь приход» в том, что в момент прихода к ней Раскольникова у Капернаумовых пробило одиннадцать часов.)


Число 11. «Одиннадцать часов есть? - спросил он…(время прихода к Соне) - Есть, - пробормотала Соня. - …сейчас у хозяев часы пробили… и я сама слышала… Есть.» (Ч. 4, гл. 4) «Когда на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошёл в дом – й части, в отделение пристава следственных дел, и попросил доложить о себе Порфирию Петровичу, то он даже удивился тому, как долго не принимали его…».(Ч. 4, гл. 5) «Был час одиннадцатый, когда он вышел на улицу.» (ч.3, гл.7) (время ухода Раскольникова от умершего Мармеладова)


Вывод. «Преступление и наказание» наполнено мельчайшими деталями, которые мы на первый взгляд не воспринимаем, но которые находят отражение в нашем подсознании. Часто люди не замечают знаки судьбы, как и главный герой Раскольников, а потом расплачиваются за допущенные ошибки всю жизнь.


Источники. Л. В.Карасёв. - О символах Достоевского Вопросы философии С Белов С.В. Неслучайные слова и детали в «Преступлении и наказании». – «Русская речь»,1975, 1, с. 40. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» / Под ред. Д.С.Лихачева. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Просвещение, – 240 с. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание». Роман. В 6 ч. С эпилогом / Послесл. и коммент. А.Н. Муравьева. – М.: Просвещение, – 480 с



В романе Достоевского «Преступление и наказание» множество символических деталей. Символичны пейзажи, интерьеры, портреты, имена и фамилии персонажей.

Символика имён

Главный герой романа — Родион Романович Раскольников. Само имя — Родион греческого происхождения, что означает «житель острова Родос ». Этимологически к тому же корню восходят слова «руда», «рыжий», «роза». «Руда» — в старославянском языке означает «кровь ». Так, уже в самом имени главного героя задается мотив крови, который затем реализуется в сюжете.

Однако здесь есть связь и с самой теорией героя. Остров Родос славился великими полководцами, там обучались Помпей, Цезарь, Тиберий . Так, здесь возникает мотив сильных мира сего, людей, которые смогли преступить через кровь и страдания. Раскольников не может стать Цезарем и Тиберием, поэтому он становится «обыкновенным» убийцей. Здесь у Достоевского воспроизводится известный афоризм Эзопа: «Здесь Родос, здесь и прыгай!». Эта басня рассказывала о некоем путешественнике, прибывшем на Родос и хваставшем тем, что некогда он совершил грандиозный прыжок в длину. В ответ на его хвастовство местные жители предложили ему «продемонстрировать свое умение». Так и Раскольников в романе Достоевского. Его Родосом становится убийство старухи-процентщицы.

Отчество Раскольникова — Романович. Роман — в переводе с латинского означает «римлянин», происходит от греческого слова «крепость», «сила». Обращаясь к содержанию романа, вспомним, что Раскольников хотел силу в себе испытать, крепость духа, хотел «Наполеоном сделаться». Таким образом, в отчестве героя продолжает развиваться мотив «наполеонов», сильных мира сего.

Наконец, сама фамилия — Раскольников — указывает на мучительное раздвоение его личности, раскол души героя на две половинки. Одна часть души его — бескорыстна, сострадательна и по-детски невинна (детская улыбка Раскольникова, детский плач его в первом сне), другая — холодна, эгоистична, самолюбива, переполнена гордыней и индивидуализмом.

Раскольников бескорыстно помогает Мармеладовым, товарищу по учебе. Обожженный, он спасает из огня детей. Благороден он и по отношению к Дуне, не принимая ее жертвы в виде брака с «прекрасным человеком» Лужиным. И вместе с тем жизнь человеческая для Раскольникова ничего не стоит: проверяя свою теорию, вместе со «злой и вредной старушонкой» он убивает ни в чем не повинную Лизавету.

Интересную интерпретацию имени, отчества и фамилии Раскольникова мы также находим у С. В. Белова. Исследователь замечает, что имя Родион по своему звучанию ассоциируется со словом «родина». «Раскольников „раскалывает" породившую его мать-землю, „раскалывает" родину» Романовых (отчество героя — Романович).

Таким образом, Достоевский выступает здесь как бы гениальным предвестником грядущих исторических событий, когда во имя «великих» идей разрешена была «кровь по совести», а родина Романовых, Россия, оказалась «расколотой» в буквальном смысле этого слова.

Побочная сюжетная линия романа — линия Мармеладовых . Эта фамилия, напоминающая о сладостях и ассоциирующаяся с довольством, комфортом , чем-то приятным, призвана оттенить бедственное положение героев. Жизнь этого несчастного семейства совершенно противоположна этим ассоциациям. Постоянная нужда, нищета, голод, болезнь Катерины Ивановны, пьянство Мармеладова, Соня, вынужденная получить «желтый билет», — беды и несчастья сопровождают героев на протяжении всего повествования. «Семья Мармеладовых — фокус, в котором преломлены все несчастья неправильно устроенного... общества, и, как „сладок" этот мир, рисуется уже горько-иронической фамилией, подобранной Достоевским», — писал В. Я. Кирпотин.

Многозначительно в романе и имя Лизаветы, ставшей невинной жертвой Раскольникова. Имя Елизавета древнееврейского происхождения, означает «Божья клятва», «Обет Богу». Лизавета изображена в романе наподобие юродивой. Это «высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть ли не идиотка, ... бывшая в полном рабстве у сестры своей». В лице Лизаветы есть что-то детское, защищаясь от нападения Раскольникова, она по-детски закрывается рукой.

Юродивые всегда считались на Руси людьми, близкими к Богу . Убив Алену Ивановну, а заодно и Лизавету, оказавшуюся в квартире случайно. Раскольников, по Достоевскому, убивает обет Богу, почтение к нему. И после этого жизнь как будто уходит из него. А затем в финале романа его воскрешает любовь к Соне, той самой Соне, которая читала ему Лизаветино Евангелие и которая сама казалась похожей на нее.

Ситуация здесь в высшей степени символична: в духовном воскресении героя, возвращении его к жизни незримо участвует та, которую он этой жизни лишил. И в этом Достоевский видит высший смысл и высшую мудрость, заложенную в христианстве.

Таким образом, имена и фамилии героев в романе Достоевского глубоко знаменательны, связаны с идейным смыслом произведения, с символикой, с развитием сюжета.

Символика в романе. Крест

В христианском нравственном богословии есть совокупность жизненных лишений, страданий и т.п., которые должны терпеливо переноситься во имя Христа. Впервые в тексте слово «крест» слышится из уст пьяного Мармеладова в распивочной. Он рассказывает о грядущем пришествии Христа и Его милостивом суде. Мармеладов надеется на спасение через страдание. Читая письмо матери, Родион Раскольников сразу узнаёт и выделяет крест, который готовится нести ради ближних своих его сестра Дуня. Мать не говорит о жертвенности сестры, не употребляет слова «крест», напротив старается описать ситуацию как наиболее выгодную для них всех, удобную, спасительную в житейском смысле этого слова, но Родион всё мгновенно понял: «Нет, Дунечка, всё вижу и знаю, о чём ты… всю ночь продумала, ходя по комнате, и о чём молилась перед Казанскою Божией Матерью, которая у мамаши в спальне стоит. На Голгофу-то тяжело всходить». Крест и поругание, даже без обозначения словами-символами, видятся и в рассказе Мармеладова о судьбах Сони и Катерины Ивановны, и в письме Пульхерии Раскольниковой о пережитых Дуней событиях в доме Свидригайловых. Причём кресты не существуют раздельно, они либо передаются людьми от одного другому и принимаются целиком (из сострадания или по необходимости), либо люди вынуждены помогать друг другу нести их.

Символика цифр в романе

Есть в романе немало деталей, неслучайных слов, цифр, связанных с библейскими мотивами. Так, «кроткая», «безответная» Соня поселяется у Капернаумова. А Мария Магдалина жила недалеко от этого селения в Галилее, которое любил Иисус Христос.

Цифры в романе — одна из тайн Достоевского, который считал, что каждая цифра имеет определенное значение. Ряд цифр перекликается с библейскими сюжетами.

Число «три» в романе

Раскольников (трижды позвонил в колокольчик старухи; трижды встречается с Порфирием Петровичем; думает, что у Сони 3 дороги, когда она стоит в 3-х шагах от стола)

Соня (в её комнате 3 больших окна; отдала Мармеладову 30 копеек; Катерине Ивановне « выложила 30 целковых»)

Свидригайлов (хотел предложить Дуне до 30 тысяч; вручает Соне 3 билета, за три дня достает билет за границу)

Марфа Петровна (оставила 3 тысячи руб. Дуне по завещанию; выкупила Свидригайлова за 30 тыс.сребреников; 3 раза приходила к Свидригайлову)

Разумихин (3 часа дожидается, пока проснётся Раскольников)

Дуня (стреляет в Свидригайлова в 3-х шагах)

Достоевский не случайно выделяет число «четыре». Это число тоже относится к библейской числовой символике (четыре варианта Евангелия). После преступления Раскольником четыре дня находится в бредовом состоянии. В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Родиону Раскольникову, Лазарь был мертв четыре дня. Кроме того эта история помещена в четвертом Евангелии от Иоанна.

Число « семь » в романе

Роман состоит из 6 частей и эпилога

1-я и 2-я части романа состоят из 7гл.

7 часов вечера - роковое время для Раскольникова (назначает убийство)

7 лет прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной)

7детей у портного Капернаумова

Раскольников видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком

730 шагов до дома старухи - процентщицы

7 лет каторги - срок, определённый в качестве наказания герою романа.

Символика цвета.

Основной цвет романа - жёлтый . Раскольников (жёлтая каморка с жёлтенькими обоями; « тяжёлая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам »). Соня (комната с « желтоватыми обоями »). Порфирий Петрович (мебель из « жёлтого отполированного дерева »). Свидригайлов (жёлтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой). Старуха - процентщица (одета в истрёпанную и пожелтелую кацавейку, мебель из жёлтого дерева).