Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Общие биографические сведения. Михаил Юрьевич Лермонтов

Общие биографические сведения. Михаил Юрьевич Лермонтов

5 ноября 2015

Популярность в шоу-бизнесе - явление переменчивое. Сегодня тебя знает вся страна, а завтра вдруг перестают узнавать на улице и брать автографы. Однако некоторым артистам удается оставаться на сцене не один десяток лет. К их числу относится и Андрей Князев - известный музыкант и поэт.

Общие биографические сведения

Андрей родился 6 февраля 1973 года в благополучной семье. Родители не только уделяли воспитанию сына достаточно времени и внимания, но и стремились развивать его таланты и с самого раннего детства считали мальчика одаренным. Андрей Князев всегда хорошо рисовал, зачастую сам придумывал какие-то необычные фантастические сюжеты. Его родители верили, что их сын когда-то обязательно станет известным художником. Однако судьба распорядилась иначе. Уже после окончания 8-го класса общеобразовательной школы Андрей поступает в реставрационное училище и именно там знакомится с Михаилом Горшеневым.

«Король и Шут»

Всероссийскую известность Андрей Князев, он же известен под прозвищем Князь, получил благодаря работе в культовой музыкальной группе «Король и Шут». Собрать свою музыкальную группу и играть нечто неформальное Михаил Горшенев пытался и до той судьбоносной встречи с талантливым одногруппником. Но в полной мере эта мечта осуществилась именно в соавторстве с Князем. Все просто - Горшок (Горшенев) писал музыку, а Андрей - стихи. Сочетание агрессивного панк-рока и оригинальных страшных «сказок-легенд» в текстах - это фирменный стиль коллектива. Датой основания группы «Король и Шут» считается 1988 год. За всю историю менялись музыканты, случались скандалы и кратковременные размолвки двух лидеров, но, несмотря на все эти мелочи, Князь и Горшок продолжали радовать поклонников новыми альбомами и концертами.

Новая группа Андрея Князева

С самого начала совместной работы между Князем и Горшком были некоторые разногласия. Андрей считает себя романтиком, и всегда склонялся к созданию более лиричных текстов с достаточно мелодичным музыкальным сопровождением. В то время как Михаил, напротив, любил агрессивные и жесткие мелодии и соответствующие тексты. Еще во время работы в группе «Король и Шут» Андрей Князев успевает записывать сольные композиции и даже издает свой авторский альбом. Однако не отвлекается и от основного проекта. Но в 2011 году Князь официально объявляет о своем уходе из «Короля и Шута» и создает новый проект под названием «Князь» с оригинальным написанием - в конце двойная английская буква Z вместо правильного «зь». Этот коллектив существует и сегодня, записываются новые композиции и альбомы, регулярно проводятся концерты.

Легендарный «Король и Шут» просуществовал некоторое время и без Андрея, окончательно группа прекратила свое существование в 2014 году в связи со смертью ее лидера - Михаила Горшенева. Что примечательно, Князь, пришедший в музыку как поэт и автор текстов, достаточно быстро научился играть на гитаре и петь. Сегодня он не только пишет стихи для своих песен, но и музыку, а также является лидером и вокалистом своей группы.

Личная жизнь и интересные факты

Несмотря на яркий сценический образ панка и анархиста, Андрей Князев, песни которого наизусть знает вся страна, в жизни является человеком спокойным, скромным и несколько замкнутым. Он привык к своей популярности, но до сих пор не любит, когда его узнают на улице и начинают приставать с вопросами. Впрочем, к поклонникам Князь относится благосклонно, никогда не отказывает в просьбах дать автограф.

Сегодня Андрей женат второй раз, его супруга - Агата Нигровская. У супругов подрастает совместная дочь Алиса, рожденная 12 октября 2010 года. Есть у Князева и еще один ребенок от первого брака с Аленой Исаевой, тоже девочка - Диана (родилась 12 декабря 2005 года). Близкие люди характеризуют Князя как человека мягкого, доброго, справедливого и очень отзывчивого.

Помимо основного музыкального творчества, Андрей не забывает и о своем художественном таланте. Еще в составе группы «Король и Шут» он лично занимался оформлением обложек музыкальных альбомов. Впрочем, стихи для Князя всегда были намного важнее, и что самое интересное - долгое время главным критиком была его мама. Именно ей в первую очередь он показывал свои новые произведения и ждал конструктивной критики.

Андрей Князев - музыкант культовый, его талант просто впечатляет, так же как и способность оставаться невероятно популярным в течение длительного срока.

Источник: fb.ru

Актуально

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Время - штука вредная и неуловимая. Вечно сочится сквозь пальцы и утекает непонятно куда. Что делать, если всю жизнь хотел писать симфонии получше моцартовских, а у тебя на руках двое детей, жена, мама и еще плюс ко всему горящий проект?

Мы в сайт тоже крайне озабочены данной проблемой: хотим и себя в жизни реализовать, и косточкой не подавиться. Не опускать руки и вершить великие дела нам помогают примеры знаменитых людей, которым уж точно хватало 24 часа в сутках.

Леонардо да Винчи

Возглавит наш список знаменитый «универсальный человек». Напомним, что Леонардо - выдающийся художник эпохи Возрождения (все помнят Джоконду?), изобретатель (все его изобретения легли в основу построения современных подводных кораблей), ученый, а также писатель и музыкант. А еще он первым объяснил, почему небо синее: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой». Успевал он все это благодаря собственно выработанной системе сна: спал он в сумме по 2 часа (отбой на 15 минут несколько раз в сутки), а во все остальное свободное время менял мир и себя к лучшему.

Антон Чехов

Гениальный брат своего брата (псевдоним был такой у него). Знаменитый мастер короткого рассказа, юморист и сатирик, величайший драматург и по совместительству врач. Сам он признавался: «Медицина - моя законная жена, а литература - любовница. Когда надоедает одна, ночую у другой». Постоянно разрываясь на распутье двух своих талантов, Чехов занимался врачебными делами до конца своей жизни. Даже собакам своим он дал имена по названию лекарственных препаратов: Бром и Хина. Но и «любовницу» уважал: за всю жизнь Чеховым создано более 300 произведений, среди которых и коротенькие рассказы, и внушительного размера драмы. А еще великий юморист любил марки коллекционировать. Вот человек был!

Владимир Набоков

Писатель и ученый-энтомолог, причем энтомолог-самоучка. В честь Владимира Владимировича названо более 20 родов бабочек, один из которых (вот милота!) зовется Nabokovia. Также Набоков отлично играл в шахматы. Им было составлено несколько сложных шахматных задач. Его любовь к этому интеллектуальному виду спорта была отражена в романе «Защита Лужина». Напомним, что Набоков в совершенстве владел английским языком. «Лолиту» в Америке любят так же, как и у нас.

Иоганн Вольфганг фон Гете

Гете слыл не только великим писателем и поэтом, но еще и ученым: он сделал некоторые открытия в области теории света. К тому же он активно коллекционировал минералы - его коллекция насчитывает 18 000 экземпляров (понятно, откуда у Фауста такая тяга к алхимии). Автор знаменитой драмы был таким везучим или молодцом, что спал всего по 5 часов в сутки, а сил хватало на многие-многие свершения. Возможно, это оттого, что Гете придерживался строгих правил и был сторонником ведения здорового образа жизни: он совсем не употреблял спиртного и не терпел запаха табачного дыма. Потому он и прожил 82 года и успел столько всего создать.

Хью Джекман

Не только знаменитый актер, но и бродвейский артист, да еще какой! В течение одного сезона ему удалось получить все основные театральные премии. Всем известна и третья область деятельности Джекмана, в которой он достиг успеха, - семейная жизнь. Брак Хью и Деборры-Ли Фёрнесс длится вот уже 20 лет, и вместе они воспитывают двух детей. Да что уж там! Нашему Хью вообще все по силам: он умеет играть на пианино, гитаре, скрипке, а еще... вибрировать зрачками и даже жонглировать. Наверное, даже Росомахе такое не по силам.

Сальвадор Дали

Все говорят, что он сумасшедший, а вот о том, что был универсальным, молчат. Дали славится не только как живописец и скульптор, но и как режиссер ужаснейшего «Андалузского пса». Также Дали написал несколько «трудов»: «Тайную жизнь Сальвадора Дали, рассказанную им самим» и «Дневник одного гения». Ради своих психоделических шедевров скромный гений зачастую «извращался» по части сна. Поясним: Дали нанимал себе специального слугу, который, видя, что хозяин в полном изнеможении начинает засыпать, будил его, прождав несколько секунд. Взъерошенный Дали тут же хватался за бумагу и пытался набросать то, что видел в первые секунды поверхностной фазы сна.

Михаил Ломоносов

Русский ученый-естествоиспытатель, химик и физик, поэт, художник... все тут вряд ли перечислишь. Ломоносов не просто активный деятель - он почитается как реформатор. Именно он провел реформу стихосложения. Поэтому заучиванием ямбов и хореев, мы, как ни странно, обязаны выдающемуся химику. Кстати, быть умным не значит представлять собой объект издевательств. Во время учебы в Марбурге, например, Ломоносов в совершенстве овладел умением обращаться со шпагой. Местные задиры обходили стороной этого чересчур способного и умелого московита. Вот уж точно талантливый человек талантлив во всем!

Исаак Ньютон

Все должны знать, что он известен не только благодаря яблоку, упавшему на голову. Ньютон писал книги по теологии, где говорил об отрицании Святой Троицы, а также являлся председателем Королевского общества искусств. Не многим известно, что Ньютон также изобрел две ошеломительно гениальные вещи: средство для переноски кошек и дверцу для них же (куда же теперь мы без них?). В этом виновна его любовь к мохнатым и усатым друзьям. Ньютон предпочитал активную деятельность сну - на ночной отдых он отводил всего 4 часа в сутки.

Бенджамин Франклин

Все мы знаем его как дяденьку с доллара и политика, однако Франклин все равно что наш Ломоносов. Он был журналистом и изобретателем. Он изобрел, например, печь («пенсильванский камин»), а еще предсказывал погоду. Первый разработал детальную карту Гольфстрима. Основал Филадельфийскую академию, а также первую в Штатах публичную библиотеку. Также Франклин обладал музыкальным талантом. Все успевать дяде Бену помогало четкое следование режиму дня, в котором сну отводилось лишь 4 часа в сутки.

Александр Бородин

Человек, чей портрет висит и в классе музыки, и в классе химии. А вы знаете, что автор знаменитой оперы «Князь Игорь» был еще и химиком, и медиком? Называл он себя в шутку «воскресным музыкантом»: приходилось жертвовать выходными ради того, чтобы создать что-нибудь эдакое для мира музыки. Воспоминание о трудовых буднях Бородина оставила его жена: «Мог сидеть по десять часов подряд, мог совсем не спать, не обедать». Еще бы! Ведь, как известно, одним из девизов Бородина была такая супермотивирующая фраза: «Всем тем, чего мы не имеем, мы обязаны только себе». Также Александр Порфирьевич был активным общественным деятелем - он являлся одним из инициаторов открытия Женских врачебных курсов.

Фли (Майкл Питер Бэлзари)

Неутомимый и дерзкий бас-гитарист группы Red Hot Chilli Peppers. Его прославил уникальный стиль игры на бас-гитаре, который окрестили как slapping and popping - шлепки и щипки. Удивительно, что Фли пошел обучаться музыке только в 2008 году (после 25 лет игры в составе группы) - он признался, что всегда играл на слух, а теории музыки не знал. Тем не менее Фли признан одним из лучших бас-гитаристов всех времен. Как говорится, четверть века играй и век учись. А если вы думаете, что рок-музыканты только и делают, что целыми днями бунтуют, то Фли вам в опровержение: его фильмография насчитывает 25 картин, среди которых и мультфильмы. Кстати, он и есть тот чокнутый босс в фильме «Назад в будущее - 2».

Михаил Булгаков

В юные годы Булгаков работал земским врачом, и ему приходилось быть универсалом: и терапевтом, и гинекологом, и хирургом, и стоматологом. «Записки юного врача» своим появлением на свет обязаны именно тому периоду жизни молодого Булгакова. Совмещать врачевание и творчество было трудно, потому приходилось «отпахивать» смену, целый день лечить деревенский непритязательный народ, а потом еще и выкраивать время на писательство... Чем только не пожертвуешь ради искусства. Как-то в письме к маме он написал: «По ночам пишу „Записки земского врача“. Может выйти солидная вещь». Также Булгаков - образчик правильного отношения к критике. Он коллекционировал критические статьи о своих работах, среди которых 298 отрицательных и 3 положительных отзыва критиков.

Ну как, все еще думаете, что вам не хватает времени?

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: литература.

Класс: 6

Количество участников: 13

Возраст: 10 – 11 лет

Время работы над проектом: 3 недели

Тип проекта: социальный исследовательский проект

Продукт: альбом «Поэтический мир ».

Цель: изучить творчество и проследить, как художественные и музыкальные наклонности отразились на творчестве поэта.

Этапы работы над проектом:

1. Постановка проблемы

2. Сбор и анализ информации

3. Составление плана решения проблемы

4. Осуществление проекта

5. Презентация и защита проекта

Выбор проблемы

Что за звуки! неподвижен внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.

Познакомившись с творчеством, мы выяснили, что творчество - творчество не только поэта, но и человека творчески одаренного и в музыке, и в живописи; человека, ощущающего свою тесную взаимосвязь с миром природы. Лермонтов видел природу глазами художника, он слушал её как музыкант. Именно поэтому, поэзия Лермонтова читателями воспринимается не только с точки зрения содержания, смысла стихотворений, но и с точки зрения ее особого звучания, особого "голоса" лирики: зрительного и цветового.

Перед нами встал вопрос: как живописные и музыкальные дарования отразились в поэзии Лермонтова?

В нашем представлении лирика Лермонтова эмоциональная и яркая, но не броская, как рисунок масляной краской, а прозрачная и нежная, как акварель . Велик и музыкальный потенциал творчества Лермонтова, используемая активно в его творчестве звукопись делает лирику поэта утонченной, возвышенной, но в то же время грустно - печальной, как музыкальная поэма или медленный вальс.

Произведения изучаются на протяжении всего курса литературы. Программа 9 класса предполагает монографическое изучение творчества поэта, что подразумевает создание целостной концепции художественного мира.

Именно поэтому, мы и мы приняли решение создать проект « – поэт, художник, музыкант».

Собранный нами материал может пригодиться учащимся, которые интересуются поэзией Лермонтова. Его можно использовать как дополнительную литературу при подготовке к урокам литературы, М Х К или внеклассным мероприятиям.

Актуальность

Выявив проблему (как живописные и музыкальные дарования отразились в поэзии Лермонтова), изучив соответствующую литературу, мы пришли к выводу, что данная проблема актуальна в наши дни, так как Лермонтов – то явление в поэзии, которое принято называть чудом. Идёт третье тысячелетие, а Лермонтов становится поэтом всё более современным. Каждый заново открывает для себя Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца. Белла Ахмадулина назвала Лермонтова «высочайшим юношей вселенной». Он навсегда останется одновременно и зрелым поэтом – по силе своего таланта и ума, и порывистым юношей – по страстности чувств и максимализму отношений с миром. А это значит, что его творчество всегда будет современным, всегда будет находить сильнейший отклик в сердцах молодых людей.

24 мая 2011 г., учитывая выдающийся вклад в отечественную культуру и в связи с исполняющимся в 2014 году 200-летием со дня его рождения, ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ подписан указ «О праздновании 200-летия со дня рождения »

План сбора информации

1. Посещение библиотеки, выбор книг по теме « - поэт, художник, музыкант».

2.Обзор Интернет ресурсов.

3.Обзор публикаций газет и журналов

Выбор продукта

Продуктом нашего проекта станет альбом «Поэтический мир », в который войдёт собранный материал по теме.

План решения проблемы

1.Конференция «Величайший юноша вселенной»».

2.Творческая работа «Своеобразие поэтического мира ».

3. Подготовка презентаций по темам:

- « – поэт и музыкант»,

- « - художник».

4. Оформление альбома «Поэтический мир ».

Определение необходимых средств

Энциклопедии, компьютер, произведения.

Памятка – инструкция

Чтобы проектная работа была успешной, нужно:

1.Работать с полной отдачей

2.Помогать друг другу

3.Чувствовать ответственность за результат совместной работы.

4.Планировать свою работу

5.Обсуждать подготовленный материал

6.Подготовить презентацию проекта

7.При подведении итогов быть сдержанным, объективным.

Организация работы

Форма работы – групповая.

Деление на группы

1группа.

Тема: « и музыка»

2 группа .

Тема: « - художник»

Осуществления плана действий

1. «Величайший юноша вселенной»

– поэт, художник, музыкант.

По данной теме мы собрали следующий материал.

Природа одарила Лермонтова разнообразными талантами. Он обладал редкой музыкальностью - играл на скрипке, играл на рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку: есть сведения, что он положил на музыку свою "Казачью колыбельную песню". Он рисовал и писал маслом картины и, если бы посвятил себя живописи, без сомнения, мог стать выдающимся художником. В течение всей жизни ря­дом с тетрадями были кисти и краски. В юности на художественную манеру Лермон­това оказали влияние полотна Рембрандта, их эффект светотени, сумрачный колорит. В „Кня­гине Лиговской" есть описание картины - это была „фантазия, глубокая, мрачная". Возможно, Лермонтов имел в виду свою работу - портрет воображаемого предка. Далеко не все, что рисовал поэт, сохранилось. Сейчас известно 13 живописных работ, около 50 акварелей, многочисленные карандашные наброски в альбомах, на отдельных листах, на страницах рукописей. Он легко решал сложные математические задачи и слыл сильным шахматистом. Он был великолепно образован, начитан, владел несколькими иностранными языками . Все давалось ему легко. И все же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом. Будучи современником Пушкина, он хотел вступить в литературу со стихами, достойными занять место рядом с пушкинскими. Необыкновенно рано ощутил Лермонтов в себе предназначение творца, осознал немыслимую высоту подвига, который ему предстояло свершить своим творчеством:

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я – или Бог – или никто!

Так писал о себе восемнадцатилетний юноша. Кто в начале жизни не мечтает потрясти мир своими делами?

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал.

… Мне жизнь все как-то коротка

И все боюсь, что не успею я

Свершить чего-то…

Но сколько же успел свершить он к исходу 27 года своей жизни! Лермонтов не просто много написал за краткий срок: он создал пером целый мир. Неповторимый, свой. Мир Лермонтова.

2.Своеобразие поэтического мира М. Ю.

Поэтический мир Лермонтова – это тревожный мир исканий, напряженной мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясён царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева.
Поэтический мир Лермонтова – это мир высоких, прекрасных чувств: любви и дружбы. Мир глубоких, тонких переживаний человеческой души. А всё творчество поэта проникнуто томлением, тоской по идеалу.
Лермонтов видел природу глазами художника, он слушал её как музыкант. В его поэтическом мире всё звучит и поёт, всё сверкает и переливается красками. Тут и яркий блеск солнечного дня, тут и лунное голубое сияние ночи.
Горы, скалы, утёсы, потоки, реки, деревья – вся природа живёт в его произведениях. У него даже камни говорят, а горы думают, хмурятся, спорят между собой, как люди, утёсы плачут, деревья ропщут на бога и видят сны. Здесь и целая симфония вечно движущихся и меняющих свою форму облаков. Здесь и нежные горы Кавказа, здесь и нежная вьюга над Москвой.
Необыкновенной музыкальностью отличаются такие лермонтовские стихотворения, как «Парус», «Утес», «Тамара», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…», «Морская царевна», «Выхожу один я на дорогу…». Они, как и многие другие лермонтовские стихи, положены на музыку и часто исполняются в концертах. Белинский сравнивал лирику Лермонтова с музыкой, а многие произведения поэта по богатству и силе красок – с изобразительным искусством. Так, о стихотворении «Три пальмы» он писал: «рельефность образов, выпуклость форм и яркий блеск восточных красок сливает в этой пьесе поэзию с живописью».

3.Презентации прилагаются.

4.Альбом «Поэтический мир » прилагается.

Выводы

Творчество вызвало у нас особый интерес.

Сама личность поэта поразила своей незаурядностью: он обладал редкой музыкальностью - играл на скрипке, играл на рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку; рисовал и писал маслом картины; легко решал сложные математические задачи и слыл сильным шахматистом; был великолепно образован, начитан, владел несколькими иностранными языками. Мы решили продолжить изучение поэтического наследия Пастернака. Тему нашего проекта мы определили так: « – поэт, художник, музыкант». Выявили проблему: как живописные и музыкальные дарования отразились в поэзии Лермонтова. Проанализировав собранную информацию, мы приступили к разработке варианта решения проблемы. Подготовили презентации, создали альбом «Поэтический мир ». Осуществив план действий, мы пришли к выводу, что поэт создал пером целый мир. Неповторимый, свой. Мир Лермонтова:

Живопись и музыка органично вошли в мир его поэзии;

В нашем представлении лирика Лермонтова эмоциональная и яркая, но не броская, как рисунок масляной краской, а прозрачная и нежная, как акварель;

Велик и музыкальный потенциал творчества Лермонтова, используемая активно в его творчестве звукопись делает лирику поэта утонченной, возвышенной, так что порой звучание, а не значение слов определяют отбор образов.

Список литературы, использованной при разработке проекта:

1. Андреев - Кривич пора. – М., 1964.

2. теперь об этом. – М., 1964.

3. Белинский М. Лермонтова. – М., 1964.

4. Журавлев и смысл. Москва, 1991г.

4. Лермонтов. – М., 1964.

5. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.

6. Максимов Лермонтова. – М., 1964.

7. Скоркина лирического произведения в старших классах. М., 2002.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Архангельская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Краснова В.М.»

Борис Пастернак -

художник, музыкант, философ.

Подготовила учитель русского языка

и литературы Козина О.М.

Класс: 11

Вид урока: информационно - исследовательский

Тип урока : защита проекта

Цели:

образовательная : рассмотреть влияние искусства, музыки, философии на лирику Пастернака, отразить их роль в творчестве поэта, формировать у учащихся представление о своеобразии творческой манеры поэта;

развивающая : развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, развивать умение частично – поисковой познавательной деятельности, развивать коммуникативные качества;

воспитательная : воспитывать у учащихся толерантность, вдохновлять на развитие такого навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать, формировать нравственную культуру учащихся.

Объект исследования – поэзия Пастернака.

Оборудование: портрет Б.Пастернака, книги, свеча, гитара, презентации, слайды.

Эпиграф : Я весь мир заставил плакать

Над красой земли своей.

Б.Пастернак.

Вступительное слово учителя:

Он награжден каким – то вечным детством,

Той щедростью и зоркостью светил,

И вся земля была его наследством,

И он её со всеми разделил, - так писала о Борисе Пастернаке Анна Ахматова. Другая поэтесса Марина Цветаева скажет о нем: «Пастернак – большой поэт. Он сейчас больше всех: большинство из сущих были, некоторые есть, он один будет…»

Композитор Галич сочинил песню «Памяти Бориса Пастернака». Владимир Высоцкий исполнял песню на слова Пастернака «Гул затих».

Обратите внимание на портрет поэта, рассмотрите его внимательно. Внешность поэта, речь были особенными. Он был поразительно красив: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, глубокий, красивый голос, звучный как колокол. Это был открытый и добрый, впечатлительный и чувствительный человек. Существовала какая – то таинственная связь между обликом, духовным миром и характером его стихов.

Многие годы имя поэта оставалось под запретом, и вот вернулось, заговорило, засверкало. «Наследие Пастернака … завоевало любовь и признание самых взыскательных и строгих ценителей поэзии. Знание этого наследия становится насущной необходимостью» (Лев Озеров). В 1989 году диплом и медаль Нобелевского лауреата были вручены в Стокгольме сыну поэта – Евгению Борисовичу Пастернаку.

Мы изучили творчество Пастернака, но наверняка у вас остались вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы.

Ученик: Познакомившись с творчеством Бориса Пастернака, мы узнали, что он имел незаурядные живописные и музыкальные способности, готовился стать философом. Он мог стать замечательным художником, великим композитором, но выбор был сделан – человечество приобрело поэта. Возник вопрос: почему Пастернак из всех увлечений выбрал поэзию? Второй вопрос: как живописные наклонности и музыкальные способности, знание философии отразились на творчестве Пастернака? Стараясь дать ответы на эти вопросы, мы провели исследовательскую работу «Особый почерк поэзии Пастернака» и создали проект, который назвали «Борис Пастернак – художник, музыкант, философ».

Учитель: О работе над проектом расскажет нам руководитель группы.

Ученица: Выявив проблему, изучив соответствующую литературу, мы пришли к выводу, что данная проблема актуальна в наши дни, так как интерес к творчеству поэта не угасает, песни на его стихи звучат в кинофильмах. Немало пастернаковских формул, образов, изречений вошло в литературный обиход. У Пастернака по – своему учились и учатся многие писатели. Пастернаковские строчки берутся литераторами для заглавий романов, пьес. Людям всегда будет нужна его одухотворённая, чудесная и полная жизни поэзия. В учебнике литературы (Г.И.Беленький, Ю.И.Лыссый, А.Б.Воронин. Литература 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М, Мнемозина. 2010) эта тема раскрыта не совсем полно. Поэтому мы приняли решение создать проект. Разделившись на группы, мы обозначили темы, по которым необходимо было собрать материал. Составили план сбора информации и приступили к разработке действий.

Осуществив план действий, мы пришли к выводу, что у поэзии Пастернака особый стиль:

Живопись, музыка, философия, перестав быть главным делом жизни Пастернака, «вошли в состав» его творчества;

У живописи поэт учился говорить о себе, о своих чувствах, изображая окружающий мир;

Композиторское умение Пастернака в звуке передавать и внешний и внутренний мир приводят к тому, что порой звучание, а не значение слов определяют отбор образов;

Сблизившись с философией, лирика Пастернака обрела глубину и силу.

Продуктом нашего проекта стал альбом «Поэтический стиль Бориса Пастернака», куда вошел собранный материал по теме, анализ стихотворений, рисунки, викторины. Этот альбом можно будет хранить в кабинете русского языка и литературы, читать, использовать на уроках. Собранный материал мы рекомендуем как учащимся общеобразовательных школ, так и учителям в качестве методического пособия.

Учитель: Пастернак писал: «Я сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме». Послушаем отчёт 1 группы: «Живописные наклонности Пастернака».

Ученик: Борис Леонидович Пастернак родился в семье одного из первых русских художников – импрессионистов, графика, мастера жанровых композиций и книжной иллюстрации, академика, профессора Училища живописи. Трудно сказать, в каком направлении художественного творчества Л.О.Пастернак преуспел в наибольшей степени. Любители книжной иллюстрации восхищаются его рисунками к роману Толстого «Воскресение». Сторонники графических работ с удовольствием рассматривают его литографии. Его написанные пастелью картины тоже принесли художнику известность. Наконец, работы, написанные маслом, свидетельствуют о незаурядном даре Леонида Пастернака как живописца. Перед вами известные картины Леонида Осиповича. (Рассматривание картин)

Когда Борису Пастернаку было 4 года, его семья переехала на квартиру в Училище живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой. Это был едва ли не самый лучший вуз страны, в котором преподавали самые известные и талантливые художники того времени. Борис с детства рос в семье интеллигенции, среди талантливых, гениальных людей. На его мировосприятие огромное влияние оказывали художники, писатели, музыканты. Среди гостей семьи Пастернак были Лев Николаевич Толстой, художники В.Поленов, И.Левитан, В.Серов.

Борис с детства любил рисовать. На сохранившихся рисунках можно увидеть и дом, и вид холма на церковь, и мост через речку. И хотя ничего удивительного не было в том, что сын художника пробовал свои силы в рисовании, однако уверенная рука, меткий глаз и упорство, с которым мальчик, неоднократно повторяя рисунок, добивался все большего сходства с натурой, говорят о явных способностях рисовальщика.

«Мог стать художником, если бы работал», - таково было заключение отца - художника. Но в 13 лет Борис оставил живопись ради музыки. А уже через 10 лет он опубликует первое стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать». Это стихотворение – своеобразная визитная карточка поэта. Мир здесь представляется очень образно: чернила, слякоть, проталины, колеса, грачи, лужи, ветер. Все говорит о приближении весны, хотя используются черные краски. Думаю, что такое внимание к предметам у поэта от отца.

(Ученик читает стихотворение наизусть)

Учитель: Как живописные наклонности Пастернака проявились в его поэтическом творчестве?

Ученица : У живописи поэт учился говорить о себе, о своих чувствах. С первых шагов в поэзии Борис Пастернак обнаружил особый почерк, особый строй художественных средств и приемов. Композитор Скрябин приметил «цветность» стихотворений Пастернака. Мы провели исследование. Взяли 15 стихотворений поэта из разных сборников и выяснили, какие цвета преобладают в поэзии Пастернака.

Сборник «Начальная пора». Стихотворения «Как бронзовой золой жаровень»: бронзовой золой, тополь обветшало – серый. «Все наденут сегодня пальто»: засеребрятся малины листы. «Сегодня с первым светом встанут»: сизый дождь, краской синей.

Сборник «Поверх барьеров». Стихотворение «Тучи, как волосы встали дыбом»: дымной, бледной Невой, черной рекой.

Сборник «Сестра моя – жизнь». Стихотворение «Ты в ветре, веткой пробуждающем»: сиреневая ветвь, синих слез.

Сборник «Книга степи». Стихотворение «Наша гроза»: эмали луг, лазурь клевер бурен и багров, в бордовых брызгах роскошь розовей.

Сборник «Темы и вариации». Стихотворения «Клеветникам»: багровым папоротником, черных клавиатур. «В лесу»: жаром лиловатым, черное солнце, синий циферблат, терпкий янтарь.

Сборник «На ранних поездах». Стихотворения «Художник»: в желтом плисе, черный лежебок, земля в белом, красным воском, белокурая копна, в черном котике.

«Сосны»: густая синева, краснолесье, белой магией, черной магией. «Дрозды»: лиловый лес, седое облако.

Сборник «Стихотворения Юрия Живаго». Стихотворение «Март»: синих жил.

Сборник «Когда разгуляется». Стихотворения «Весна в лесу»: корою посерелою. «Когда разгуляется»: белой грудой, черной тенью, синева, зелень листьев. «Золотая осень»: позолота, обруч золотой, желтых клёнах, золоченых рамах, след янтарный, вишневый клей.

Вывод: В палитре Пастернака присутствуют разные краски: серая, серебряная, синяя, сиреневая, сизая, лиловая, багровая, бронзовая, бурая, розовая, вишнёвая, красная, белая, чёрная, жёлтая, янтарная, позолоченная. Чаще всего употребляется синий цвет и оттенки синего (в 15 стихотворениях 10 раз).

Пастернак создает словесные картины – пейзажи: он рисует осень, зиму, весну, лето. Мы провели исследование: какому времени года Пастернак отдает предпочтение в поэзии?

В сборнике «Начальная пора» преобладает зимний пейзаж: «Февраль. Достать чернил и плакать», «Все наденут сегодня пальто», «Зима», «Зимняя ночь».

В сборнике «Поверх барьеров» - зима, весна, лето: «Зимнее небо», «Метель», «Ледоход», «Весна», «Июльская гроза».

В сборнике «Сестра моя – жизнь» в основном летние пейзажи: «Звезды летом», «Наша гроза», «Лето», «Гроза, моментальная навек», «Весенний дождь», «До всего этого была зима».

В сборнике «Темы и вариации» все времена года: «Зимнее утро», «Весна», «Сон в летнюю ночь», «Осень».

Сборник «Девятьсот пятый год»: «Москва в декабре», «Лето», «Весеннюю порою льда».

Сборник «На ранних поездах»: «Летний день», «Зазимки», «Иней», «Опять весна».

Сборник «Стихотворения Юрия Живаго»: «Март», «Весенняя распутица», «Лето в городе», «Бабье лето», «Осень», «Август», «Зимняя ночь».

Сборник «Когда разгуляется»: «Весна в лесу», «Июль», «По грибы», «Осенний лес», «Заморозки», «Золотая осень», «Первый снег», «Следы на снегу», «После вьюги», «После грозы», «Зимние праздники».

Вывод: В стихотворениях Пастернака преобладают зимние пейзажи. Можно предположить, что зима – любимое время года поэта. Тем более Пастернак писал Фрейденберг: «Какая непередаваемая красота жизнь зимой в лесу, в мороз, когда есть дрова. Глаза разбегаются, это совершенное ослепленье».

Читая стихотворения Пастернака, можно отметить особый строй художественных средств и приемов. Стихи изобилуют неожиданными сравнениями: садились, как голуби, облака; гул ворвался, как шомпол; дождь затяжной, как нужда; падает чайка, как ковшик; тоска, как оккупант; войдёшь, как будущность; твоё присутствуе, как город; где воздух синь, как узелок с бельём. Исследователи творчества поэта указывали на пастернаковскую метафористику. Метафоры у него неожиданные: булки фонарей, пышки крыш, плащи тополей, ширма лени, лагерь мрака, стекло стрекоз, болтовня ручейков. Можно сказать, что стихотворение «Давай ронять слова…» построено на метафорах. (Чтение стихотворения).

Учитель: Лев Озеров скажет о Пастернаке: «Его стихи полны шорохов, звона весенней капели, сияния синевы неба и синевы инея, раскатов грома, блеска радуги, влюбленного шепота, звучанья музыки. Поэтический мир Пастернака сливается с миром природы и души человеческой». Стихотворение «Золотая осень» - образец мастерства Пастернака.

Ученица: (Чтение и анализ стихотворения «Золотая осень»). К сожалению, сборники стихотворений Пастернака мало иллюстрированы. Мы решили создать иллюстрации к некоторым стихотворениям о природе (демонстрация картин).

Вывод по теме: Поэзия Пастернака живописна. Он мог стать художником, но став поэтом, сохранил в своем творчестве остроту художественного восприятия мира. Природа превратилась в поэзии Пастернака в главного лирического героя. При помощи метафор, сравнений, оживают сады, дороги, пространства. Эпитеты делают стихотворения необыкновенными, яркими, образными. Свою манеру написания Пастернак определил как стремление «поймать живое», «мгновенную рисующую движение живописность». Пастернак – пейзажист рисует все времена года. Особенно удаются ему зимние пейзажи. Чаще всего у Пастернака встречается синий цвет: это синева ледника, синий рассвет, синие слёзы, лазурь реки, сиреневая ветвь, пепел сиреневый, голубая прохлада.

Учитель: «Жизни вне музыки я себе не представлял. Музыка для меня была культом, то есть той разрушительной точкой, в которую собиралось всё, что было самого суеверного и самоотверженного во мне...» - скажет Пастернак в «Охранной грамоте».

Как развивались музыкальные способности Пастернака? Послушаем отчёт

Ученица: Борис Пастернак был щедро одарён от природы. Мать поэта, Роза Кауфман – пианистка европейской известности, ученица Антона Рубинштейна, привила сыну любовь к музыке. Занятия музыкой на шесть лет стали для сына пианистки главным делом жизни и как будто определили выбор профессии.

«Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина», - писал впоследствии поэт. Знакомство с музыкой Скрябина состоялось для Пастернака в 1903 году, когда семья Пастернаков и Скрябиных оказались соседями по даче. Летом он случайно услышал работу Скрябина над Третьей симфонией, а затем и лично познакомился с композитором. «Он играет – этого не описать…». Пастернак изучает творчество Скрябина, импровизирует, сочиняет и проходит цикл предметов музыкальной теории под руководством Глиера. Под влиянием Скрябина у Бориса Пастернака разгорелась страсть к импровизациям и сочинительству. Ему всё прощали ради музыки. Но Пастернак оставил музыку. Он оставил тогда, когда все кругом его поздравляли, так как понимал, что в этом деле он не может достичь наивысшего совершенства. «У меня не было абсолютного слуха, способного угадывать высоту любой произвольно взятой ноты, умения. Музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным».

Музыкантом, композитором Пастернак не стал, но музыкальное начало заложено почти во всех стихотворениях поэта. Недаром многие стихи положены на музыку. Мы провели опрос среди старшеклассников и выяснили, что самой популярной песней на стихи Пастернака является «Зимняя ночь». (Ученица читает стихотворение под музыку. Прослушивание песни).

Учитель: Какое влияние на творчество поэта оказала музыка?

Ученик: Став поэтом, Пастернак не отрёкся от музыкальных идеалов до конца жизни. В своих музыкальных пристрастиях поэт оставался верен музыке Шопена, Листа, Вагнера, Чайковского, Скрябина. Мы провели исследование и пришли к выводу, что в стихах Пастернака чаще всего присутствует Шопен («Баллада»: Позднее я узнал о мертвом Шопене, «Сон в летнюю ночь»: И сплошной поток шопеновских этюдов, «Музыка»: Свой сон дописывал Шопен, «Всё утро с девяти до двух»: Опять депешею Шопен к балладе страждущей отозван, «Опять Шопен, не ищет выгод…»). Но это не поклонение автору любимой музыки, это как бы обращение к знакомому, к собрату по профессии.

Любимая форма контакта Пастернака с музыкой – импровизации («Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот») и вариации («Оригинальная», «Подражательная», «Мчались звёзды. В море мчались мысы…» и другие).

Некоторые исследователи (например, Н.А.Фатеева) определяют основные созвучия и любимые музыкальные инструменты Пастернака: рояль, орган, колокол. Мы решили проверить, какой музыкальный инструмент чаще всего упоминается в стихотворениях поэта. Для исследования мы взяли 16 стихотворений из разных сборников.

Рояль (пианино) – в 15 стихотворениях – 4 раза: «Музыка», «Импровизация», «Заместительница», «Разрыв»; орган – 1 раз: «Весна»; колокол (благовест) – 2 раза: «Февраль. Достать чернил и плакать», «Сон».

Связь музыкального и стихотворного в лирике Пастернака отражает особый ритмический текст. Мы поинтересовались, каким стихотворным размером и какой рифмой чаще всего пользуется Пастернак, взяв для исследования 10 стихотворений.

Сборник «Начальная пора». Все – на – де – нут - се – год – ня - паль – то - анапест.

Сборник «Поверх барьеров». Нет – сил – ни – ка – ких – у – ве – чер – них – стри – жей – анапест.

Сборник «Сестра моя – жизнь». Так – пах – ла – пыль – так – пах – бурь – ян – ямб.

Да – вай – ро – нять – сло – ва – как – сад – ян – тарь – и – цед – ру – ямб.

Сборник «Темы и вариации». Во – да – рва – лась – из – труб – из – лу – но – чек – из – луж – ямб. Мча – лись – звёз – ды – вмо – ре – мы – лись – мы – са – хорей. Лу – га – му – ти – ло – жа – ром – ли – ло – ва – тым – ямб. По – те – ли – стёк – ла – две – ри –на - бал – кон – ямб.

Сборник «Второе рождение». Плат – ки – под – бо – ры – жут – кий – взгляд – ямб.

Ни – ко – го – не – бу – дет – вдо – ме - кро – ме – су – ме – рек – ноч – ных – ямб с пиррихием.

Вывод: В произведениях Пастернака преобладает стихотворный размер – ямб.

(В 10 стихотворениях ямб -7 раз, хорей – 1 раз, анапест – 2 раза).

Во всех стихотворениях, кроме одного, рифма перекрёстная.

Стихотворение «Никого не будет в доме» как раз отвечает всем предпочтениям поэта, поэтому оно музыкально, и его поют до сих пор (чтение стихотворения, прослушивание песни).