Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Мужчины делают харакири женщины. Разница между харакири и сеппуку

Мужчины делают харакири женщины. Разница между харакири и сеппуку

Современная Япония вот уже много лет находится в первой тройке стран по количеству суицидов. Большинство причин самоубийств идентичны с остальными странами. Однако Япония прочно держит первое место по самоубийствам как способе избежать позора.
Надо заметить, что японцы довольно легко добровольно расстаются с жизнью, поскольку такой уход в Стране Восходящего Солнца всегда поэтизировался и считался почетным.

Самоубийства в Японии

Среди стран «большой семерки» Япония занимает 1-е место по количеству самоубийств на душу населения – в среднем 90 случаев в день. В конце 90-х одной из самых читаемых и почитаемых книг в Стране Восходящего Солнца, настоящим лидером продаж была книга под названием «Самое полное руководство для самоубийц». Правительство пытается бороться против этой «эпидемии» самыми разными способами, даже штрафами – самоубийцы не имеют права использовать для своих целей чужую собственность, иначе родственников покойного ждут серьезные финансовые трудности. Для примера: самоубийца бросился под поезд – платите железнодорожной компании; повесился на съемной квартире – платите домовладельцу.
Но даже это не останавливает желающих свести счеты с жизнью, зато формируют новые традиции суицида. Японские самоубийцы все чаще предпочитают сесть в свою машину, провести резиновый шланг от выхлопной трубы в салон, плотно закрыть все окна и тихо задохнуться, оставив записку с просьбой никого не винить…
В 2003 году жизнь самоубийством покончили 34427 японцев. То есть, на каждые 4250 граждан страны приходится один самоубийца. Суицидники молодеют. Резко увеличилось количество покончивших с собой учеников начальной и средней школы. В Японии количество суицидов в 2 раза больше, чем в Великобритании и в 3 раза больше, чем количество смертей, наступивших в результате ДТП. Правительство «весьма обеспокоено создавшейся ситуацией».
Кроме того, в последнее время в Японии, как грибы после дождя, появляются веб-сайты, посвященные самоубийствам. Благодаря этому в стране постоянно растет число не только индивидуальных, но и групповых самоубийств. Групповые самоубийства совершают молодые люди в возрасте 18-25 лет. Они всегда выбирают один и тот же способ ухода из жизни – отравление угарным газом.
Другой распространенный вид самоубийства в Японии – уход из жизни семьями. Самоубийство совершают муж, жена, их престарелые родители и все дети. В этих семьях, как правило, 4-5 человек малолетних детей. Все они выбирают разные способы ухода из жизни. Иногда отец убивает всех членов семьи, проломив им головы, а затем вешается сам.
В свое время в тогда еще Советском Союзе много шума наделала японская кинолента «Легенда о Нараяме», в которой рассказывается об одной из наиболее варварских, с точки зрения европейца, японских традиций, сохранявшихся вплоть до XIX века. Этот обычай, конечно, не совсем, суицид, но тем не менее… Речь идет об обычае, когда старший в семье сын относил своих престарелых родителей на гору Нараяма и оставлял там умирать от голода, холода и когтей диких зверей.
Повторюсь, что, с точки зрения европейца, эта традиция совершенно дикая. Однако, с точки зрения, японца она имеет свою чисто утилитарную функцию: провизии в японских деревнях не хватало, и те, кто сам не мог себя обрабатывать недостоин был есть.
Любопытно, что, если дети вдруг «забывали» о своей обязанности – отнести родителей на Нараяму, те сами напоминали им об этом.
Стоит заметить, что все виды ухода из жизни в традиционной японской культуре строго регламентированы и имеют свои названия:
докуяку дзисацу – самоубийство ядом, или снотворным; дзисю дзисацу – утопление; тоосин дзисацу – суицид путем прыжка с высоты; сеппуку - самоубийство путем вспарывания живота.
Ниже речь пойдет о об одном из видов ритуальных самоубийств – сеппуку.

Что такое сеппуку

Если в двух словах, то сеппуку – это ритуальное самоубийство японских самураев путем вспарывания живота.
Если говорить о таком способе ухода из жизни, то большинство из нас, скорее вспомнит термин «харакири».
В этом смысле следует пояснить, что в японском языке одни и те же иероглифы могут читаться двояко: в данном случае и как «харакири», и как «сеппуку». Однако в Японии сложились свои предпочтения в терминологии. Сами японцы склонны читать иероглифы как «сеппуку», когда речь идет именно о ритуальном самоубийстве, совершенном в соответствии с вековыми традициями. В других случаях, даже когда речь идет о самоубийстве, совершенном пускай теми же видами холодного оружия и теми же способами, но без соблюдения остальных правил древнего ритуала, японцы предпочитают термин «харакири». Следует также заметить, что те два иероглифа, которые употребляются в случае обозначения этих двух терминов, меняются местами. При обозначении «сеппуку» они пишутся так – 切腹 (сначала идет иероглиф «резать» а потом - «живот»), при обозначении «харакири» так - 腹切 (сначала идет иероглиф «живот», потом – «резать»).
Сеппуку являлось ключевым моментом бусидо (путь воина – авт. ), кодекса чести самураев, оно совершалось воинами в целях избегания попадания в плен и для смягчения
позора. Самурай также мог сделать сеппуку по приказу своего даймё (господина – авт . ). В более позднее время воинам, которые каким-либо образом провинились, также разрешали сделать сеппуку, а не убивали в обычном порядке посредством обезглавливания.
Первое сепукку было совершено дайме из рода Минамото в войне между Минамото и Тайра, в 1156 году, при городе Хеген. Минамото но-Таметомо, побежденный в этой короткой, но жестокой войне, разрезал себе живот, чтобы избежать позора плена. Подобный способ сведения счетов с жизнью быстро распространился среди военного сословия и стал почетным для самурая способом избежать позора.
Скорее всего, вспарывание живота как один из наиболее эффективных и быстрых способов умерщвления стало популярно среди самурайского сословия средневековой Японии по нескольким причинам.
Во-первых, это быстрый и относительно безболезненный способ расстаться с жизнью был более предпочтителен нежели долгие пытки в плену, ведь остаться в живых после обширной проникающей раны живота практически невозможно.
Во-вторых, способность вспороть себе живот недрогнувшей рукой доказывала мужество и высокую степень самообладания самурая, его презрение к смерти.
В-третьих, свою роль сыграли и причины более утилитарного характера, а именно постоянного наличие при себе орудия самоубийства – меча.
Очень часто сеппуку называли «последним доводом самураев».

Немного истории

Несколько тысяч лет Япония была изолирована от внешнего мира. Конечно, во многом этому способствовала ее география – дальневосточное островное государство, но не это главная причина. Японцы вполне сознательно самоизолировались от влияния культур соседних государств, не желая быть ни на кого похожими, оставаться самобытными. Нарушение этого правила каралось смертью даже в отношении простых рыбаков, которые не по своему желанию, а волею шторма уносило в Корею или Китай.
Вообще, феномен ритуальных самоубийств возник очень давно: около двух тысячелетий назад похожие языческие обряды практиковались не только на Японских или Курильских островах, но также в Маньчжурии и Монголии. Древние предки самураев вели долгие и ожесточенные войны с племенами айнов, населявшими в те времена Японские острова, и позаимствовали у них не только сам кровавый обычай, но и генетически впитали их воинственный дух: часть тех непокорных племен была истреблена, а часть ассимилирована японцами.

Ритуал

Со временем сеппуку превратилось в настоящий ритуал. Иногда он проводился в комнате на татами, но чаще всего на покрытом песком месте в саду.

Специально отведенное место в саду для совершения сеппуку

Обычно присутствовали трое представителей господина и/или сегуна, которые должны были наблюдать за самоубийством и написать потом отчет, разные другие лица и кайсяку (ближайший родственник или друг самоубийцы; он выбирал его сам – авт. ) , которого иногда еще называют «вторым» - человек, завершающий ритуал.

Кайсяку с мечом
готовится завершить ритуал

Совершавший сеппуку, облаченный в белое кимоно (белый в Японии – цвет траура – авт .) сидел в сэйдза (поза сидения на коленях («по-японски»), является традиционным японским способом сидения на полу – авт. ), и ему подавался поднос из нелакированного дерева на подставке, который делали специально для этого случая, а затем выбрасывали. На подносе лежала стопка васи (белой японской бумаги), маленькая закуска и низкая, широкая чашка с саке. Затем самурай обычно писал хокку (оригинальное японское стихотворение, состоящее из 17-ти слогов – авт .) , которое отражало его душевный настрой и время года, выпивая саке и закусывая.
Интересно, что стихи, сочиненные перед совершением сеппуку, были неизменно поэтичны: в них шла речь о красоте окружающей природы, о бренности мира, а вовсе не о делах или обидах. Ниде мы приводим типичные образцы таких стихов, написанных тысячу лет назад:
Все прекрасно, как сон.
Сон придет и уйдет.
Наша жизнь − сон во сне…
Обата Акира

Взойдёт ли солнце,
Останется ль в небе луна,
Ах, уже все равно…
Масамунэ Акира

Под порывом весеннего ветра цветы опадают,
Я еще легче с жизнью прощаюсь.
И всё ж, почему?
Наганори Асано


Генерал Акаси Гидаю готовится совершить
сеппуку после проигранной битвы за своего
господина Акэти Мицухидэ в 1582 году. Он только
что написал свой предсмертный стих, который
можно видеть в верхнем правом углу картины

Затем начинался сам ритуал. Приносили низкий деревянный помост, на котором поверх
стопки бумаги васи лежал обнаженный клинок (кусунгобу или вакидзаси – авт. ) .

Кусунгобу


Вакидзаси

Плечи верхней одежды (камисимо) подкладывались под колени, чтобы помочь самураю не опрокинуться назад и не умереть в такой неблагородной позе. Иногда под ягодицы подкладывался низкий деревянный помост, чтобы корпус немного наклонялся вперед. Часть клинка обматывалась бумагой, чтобы его можно было держать, так как делать рукоять и ножны для него было не принято, потому что клинок выбрасывался сразу после ритуала.
Способы вскрытия живота были четко регламентированы, для чего существовало с десяток подробно описанных методик. Для европейцев это может показаться если не диким, то чрезвычайно странным, однако в самурайских семьях было принято знать и уважать не только сам ритуал, но и практические способы его совершения. Поэтому юные самураи начинали постигать тонкости совершения сеппуку с детства. Этому же, но с учетом их специфики, обучали и девочек. Женщины из самурайских семей считали для себя позором не суметь покончить с собой. А ритуальные кинжалы для этого были обычным свадебным подарком невесте от жениха.
Ритуальный кинжал, кстати, назывался кайкэн, а само ритуальное действо, совершаемое женщиной, - дзигай.


Кайкэн


Ритуал дзигай

Строгим правилом женского варианта ритуала было обязательное связывание собственных лодыжек, дабы и после смерти выглядеть пристойно.
Самым обычным для мужчин был прямой горизонтальный разрез живота, слева направо, в конце которого делался резкий разрез вверх. Таким образом открывалось место, чтобы могли выпасть внутренности, в буквальном смысле слова раскрывая истинные намерения самурая (в японском языке слова «живот» и «дух» синонимичны). Затем, если у самурая сохранялось достаточно самообладания, он наклонялся вперед, сохраняя прямую осанку. Шею надо было держать прямо, а не закидывать ее назад от боли, потому что тогда сжимаются связки и мышцы и кайсяку становится сложнее отрубить голову. Поэтому так важна правильная осанка – чтобы не пришлось отрубать голову с нескольких попыток.
Когда самурай наклонялся вперед, ему сразу же отрубали голову; причем при соблюдении правильного ритуала, кайсяку оставлял неразрубленной небольшую часть шеи спереди. Конечно, кровь все равно хлестала, но голова не отлетала и не катилась по полу - это считалось дурным вкусом. Полностью рубили головы только преступникам.
Не все люди обладали достаточным самообладанием и внутренней силой для проведения такого сеппуку, поэтому существовали вариации. Женщины могли умереть быстро, просто перерезав себе вены на шее.
Для сильных духом людей существовал еще более сложный способ совершения сеппуку – дзюмондзи гири. После обычно горизонтального разреза они извлекали нож и делали себе вертикальный разрез снизу вверх посередине живота (от пупка до диафрагмы). В результате резаные раны образовывали по форме крест, японскую цифру 10 (дзю).
Иногда случаи совершения сеппуку доходили до абсурда. Например, сохранилось описание инцидента, когда два самурая начали спорить между собой из-за того, что их мечи случайно задели друг друга, когда они проходили по узкой дворцовой лестнице. Недолгий спор закончился тем, что оба совершили сеппуку.

Сеппуку как смертная казнь

Хотя добровольное сеппуку было наиболее распространенной формой, также существовали обязательные формы этого ритуала.
В частности, оно использовалось в качестве смертной казни для опальных самураев, особенно в отношении совершивших неспровоцированные убийства, грабежи, государственную измену или бравших взятки.
Между добровольным сеппуку и сеппуку «по принуждению» существовала определенная разница, например, в последнем случае семья самоубийцы не очищалась от вины и в зависимости от тяжести проступка ее могли понизить в ранге и/или конфисковать половину – или все – имущество покойного.
Также, к примеру, в случае проступков привилегированных лиц, влекущих за собой смертную казнь, казнь через обезглавливание могла быть в порядке снисхождения заменена на сеппуку с участием кайсяку. Однако, подобное снисхождение делалось только в тех случаях, когда проступок не противоречил этике – во всех остальных случаях применялось именно обезглавливание.

Сеппуку в современной Японии

После реставрации 1868 г. с началом организации государственного строя по европейскому образцу и начавшимся под давлением новых идей изменением всего вообще уклада жизни, официальное применение сеппуку в качестве смертной казни было отменено.
Но сэппуку, совершаемое добровольно, полностью не исчезло. Как известно, десятки людей, в том числе и военнослужащие, совершили сеппуку в 1895 г. в знак протеста против возвращения завоеванных территорий Китаю
Случаи сеппуку нередко встречались и в XX.
В 1912 г., когда скончался император Мэйдзи, генерал Ноги и его жена совершили «дзюнси»: в день похорон императора генерал отправился во дворец и воздал последние почести своему императору. Вечером он вернулся домой, поужинал с женой и после захода солнца, когда пушечные залпы возвестили о том, что катафалк с телом императора проезжает через дворцовые ворота, генерал Ноги и его жена Сидзуко сели напротив портрета императора, после чего генерал вспорол себе живот, а Сидзуко, одновременно с этим, вонзила себе в сердце кинжал… Рядом с телами осталось завещание Ноги, в котором были такие строки: «Я не могу более служить своему господину. Находясь в глубоком горе по причине его смерти, я решил окончить свою жизнь». На дворе стоял 1912 год, закончилась эра Просвещенного правления, положившая начало современной Японии – лидеру в науке и технике.
Также в конце Второй мировой войны многие японские солдаты и гражданские лица предпочли умереть, чем сдаться.
В 1970 г. известный писатель Юкио Мисима и один из его последователей совершили публичное сеппуку в штаб-квартире Сил самообороны Японии после неудачной попытки провокации вооружённых сил на совершение государственного переворота. Мисима совершил сеппуку в кабинете генерала Канэтоси Масит. Его кайсяку был 25-летний Масакацу Морита, который трижды пытался отсечь Мисиме голову, но неудачно. Наконец, один из соратников Мисимы Хироясу Кога сумел совершить требуемое по ритуалу.


Юкио Мисима

После этого Морита попытался совершить сеппуку сам, однако нанесенные им раны были слишком неглубоки, чтобы стать смертельными, поэтому он подал сигнал, по которому Кога обезглавил и его.

Сословия средневековой Японии .

Принятая в среде самураев, эта форма самоубийства совершалась либо по приговору как наказание, либо добровольно (в тех случаях, когда была затронута честь воина, в знак верности своему даймё и в иных подобных случаях). Совершая сэппуку, самураи демонстрировали своё мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми.

В случае, когда сэппуку должны были совершить лица, которым не доверяли, или которые были слишком опасны, или не хотели совершать самоубийство, ритуальный кинжал (кусунгобу) заменялся на веер, и таким образом сэппуку сводилась к обезглавливанию.

Следует отметить, что проникающие ранения брюшной полости - самые болезненные по сравнению с подобными же ранениями других частей тела. Женщины из самурайских родов могли перерезать себе горло.

Этимология

«Сэппуку» и «харакири» пишутся одними и теми же двумя иероглифами. Разница в том, что «сэппуку» пишется 切腹 (сначала идёт иероглиф «резать» а потом «живот», при прочтении используются «онные », китайско-японские чтения), а «харакири» наоборот - 腹切り (первый иероглиф - «живот», используются «кунные », японские чтения). Часто указывают, что «харакири» несёт некоторый бытовой и уничижительный оттенок: если «сэппуку» подразумевает совершённое по всем правилам ритуальное самоубийство, то «харакири» переводится скорее как «вспороть себе живот мечом». В действительности, 切腹 («сэппуку»), «онное » прочтение, используется только в официальной речи, в разговорной же речи японцы используют «харакири», соответственно, не вкладывая в это какого-либо уничижительного смысла. Таким образом, «харакири» - это разговорный, а «сэппуку» - письменный термин, и они обозначают одно и то же действие .

История возникновения

В древности сэппуку не было распространено в Японии ; чаще встречались другие способы самоубийства - самосожжение и повешение. Первое сэпукку было совершено даймё из рода Минамото в войне между Минамото и Тайра , в 1156 году, при Хэгэн. Минамото но-Тамэтомо, побеждённый в этой короткой, но жестокой войне, разрезал себе живот, чтобы избежать позора плена. Сэппуку быстро прививается среди военного сословия и становится почётным для самурая способом свести счёты с жизнью.

Сэппуку состояло в том, что самоубийца прорезал живот поперёк, от левого бока до правого или, по другому способу, прорезал его дважды: сначала горизонтально от левого бока к правому, а потом вертикально от диафрагмы до пупка. Впоследствии, когда сэппуку распространилось и стало применяться в качестве привилегированной смертной казни, для него был выработан особый сложный ритуал, один из важных моментов которого состоял в том, что помощник (кайсяку) невольного самоубийцы, обычно его лучший друг, одним взмахом меча отрубал ему в нужный момент голову, так что сэппуку по смыслу сводилось к ритуальному обезглавливанию. Обезглавливание производилось тогда, когда тело самоубийцы начинало клониться вперёд. Самурай стоически терпел мучения, показывая силу своего духа (хара), и как только тело качнётся - взмах меча обрывал его жизнь.

Между обезглавливанием по сэппуку и обыкновенным обезглавливанием установилась юридическая разница, и для привилегированных лиц, начиная с самураев, смертная казнь заменялась в виде снисхождения смертью через сэппуку, то есть смертной же казнью, но только в виде ритуального обезглавливания. Такая смертная казнь полагалась за проступки, не позорящие самурайской этики, поэтому она не считалась позорной, и в этом было её отличие от обыкновенной смертной казни. Такова была идеология, но в какой мере она осуществлялась на практике, сказать трудно. Фактом остаётся только то, что сэппуку в виде казни применялось только к привилегированному сословию самураев и так далее, но никоим образом не к классам населения, считавшимся ниже самураев.

Это официальное применение сэппуку относится к более позднему времени, а именно к токугавскому периоду сёгуната , но независимо от него этот способ самоубийства в частном его применении получил очень широкое распространение во всей массе населения, почти став манией, и поводами для сэппуку стали служить самые ничтожные причины. После реставрации Мэйдзи с началом организации государственного строя по европейскому образцу и начавшимся под давлением новых идей изменением всего вообще уклада жизни, официальное применение сэппуку в конце концов было отменено, а вместе с тем и частное его применение стало выводиться, но не исчезло. Случаи сэппуку нередко встречались и в XX веке (например, самоубийство японского писателя Юкио Мисимы в 1970 году), и каждый такой случай встречался скрытым одобрением нации, создавая по отношению к некоторым применившим сэппуку лицам более видного положения ореол славы и величия.

Идеология

Существует точка зрения, согласно которой сэппуку усиленно насаждалось религиозными догматами буддизма , его концепцией бренности бытия и непостоянством всего земного. В философии дзэн-буддизма центром жизнедеятельности человека и местоположением его души считалось не сердце или голова, а живот , занимающий как бы срединное положение по отношению ко всему телу и способствующий более уравновешенному и гармоничному развитию человека. В связи с этим возникла масса выражений, описывающих разные душевные состояния человека с использованием слова «живот», по-японски хара [фуку]; например, харадацу - «ходить с поднявшимся животом» - «сердиться», хара китанай - «грязный живот» - «низкие стремления», хара-но курой хито - «человек с чёрным животом» - «человек с чёрной душой», хара-но най хито - «человек без живота» - «бездуховный человек». Считается, что вскрытие живота путём сэппуку осуществляется в целях показать чистоту и незапятнанность своих помыслов и устремлений, открытие своих сокровенных и истинных намерений, как доказательство своей внутренней правоты; другими словами, сэппуку является последним, крайним оправданием себя перед небом и людьми.

Возможно также, что возникновение этого обычая вызвано причинами более утилитарного характера, а именно постоянным наличием при себе орудия самоубийства - меча. Вспарывание живота мечом являлось очень действенным средством, и остаться в живых после такой раны было невозможно. В Европе существовала некоторая аналогия этого ритуала: обычай бросаться на меч в древнем Риме возник не в силу какой-нибудь особой идеологии этого явления, а в силу того, что меч был всегда при себе. Как на Западе, так и на Востоке применение меча как орудия для самоубийства началось именно среди сословия воинов, которые постоянно носили его при себе.

См. также

  • Самоубийцы, совершившие сэппуку

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • Jack Seward, Hara-Kiri: Japanese Ritual Suicide (Charles E. Tuttle, 1968)
  • Christopher Ross, Mishima’s Sword: Travels in Search of a Samurai Legend (Fourth Estate, 2006; Da Capo Press 2006)
  • Seppuku - A Practical Guide (tongue-in-cheek)
  • Zuihoden - Мавзолей Дате Масамунэ - Когда он умер, двадцать его сторонников убили себя, чтобы служить ему в следующей жизни
  • Seppuku and «cruel punishments» at the end of Tokugawa Shogunate
  • SengokuDaimyo.com The website of Samurai Author and Historian Anthony J. Bryant

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Харакири" в других словарях:

    - (японск.). Японский обычай, ко которому приговоренные к казни, а также удрученные безысходным горем или отчаянием лишали себя жизни, вспарывая живот. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ХАРАКИРИ… … Словарь иностранных слов русского языка

    харакири - ХАРАКИРИ, нескл., с. Наказание, нагоняй. Сделать харакири кому распечь, изругать, побить кого л. Японское «харакири» самурайское самоубийство путем вспарывания живота … Словарь русского арго

    Нагоняй, наказание, самоубийство Словарь русских синонимов. харакири сущ., кол во синонимов: 3 нагоняй (44) … Словарь синонимов

    - (от японского хара живот и кири резать), в Японии самоубийство вспарыванием живота. Известно со времени средневековья. Принято в среде самураев, совершалось по приговору или по собственному решению … Современная энциклопедия

    - (от япон. хара живот и кири резать) в Японии самоубийство вспарыванием живота. Известно со времен средневековья. Принятая в среде самураев, эта форма самоубийства совершалась по приговору или добровольно (в тех случаях, когда была затронута честь … Большой Энциклопедический словарь

Сложно представить себе более жестокий и безжалостный ритуал, чем харакири. В среде самураев данная форма самоубийства осуществлялась либо в качестве наказания, либо в добровольном порядке как способ демонстрации мужества. Однако, наряду с харакири, нередко употребляется термин «сеппуку». Что же он означает и в чем отличие этих понятий?

Определение

Харакири – вспарывание живота мечом. Данное слово японцы считают несколько вульгарным и употребляют его крайне редко, только в разговорной речи.

Сеппуку – ритуальное вспарывание живота по всем правилам. Письменный вариант термина.

Сравнение

Данные термины имеют, по сути, одинаковый смысл. Харакири и сеппуку даже обозначаются на письме одинаковыми иероглифами, но в разном порядке. В слове сеппуку первым идет иероглиф, обозначающий глагол «резать», второй иероглиф читается как «живот». Харакири обозначается теми же символами, но в другой последовательности. Данный термин несет чисто бытовой, а порой даже уничижительный оттенок. Сеппуку же подразумевает под собой ритуальный уход из жизни, совершенный по всем правилам кодекса самурая. Таким образом, слово «харакири» употребляется преимущественно в разговорной речи, в то время как «сеппуку» является его письменным аналогом. Европейцы чаще используют термин «харакири», потому что он кажется им более благозвучным.

В кодексе поведения самурая прописано, что сеппуку – это вид ритуального самоубийства, являющийся самым достойным способом ухода из жизни. Обряд должен быть совершен по всем правилам. Целью проведения ритуала служит демонстрация чистоты намерений и помыслов для самооправдания перед людьми и небом. К примеру, если в процессе боевых действий погиб хозяин самурая, то проведение сеппуку станет лучшим доказательством его верности и преданности. Данный обряд также мог применяться как способ казни посредством обезглавливания.

В 1968 году ритуал харакири, или сеппуку, был официально запрещен законом, однако по сей день встречаются случаи подобных самоубийств. Ведь для японцев жизнь – неизбежный предвестник смерти, им важно покинуть этот мир красиво и эффектно. И даже проснувшись солнечным утром, они стараются провести этот день так, как если бы он был последним.

Выводы сайт

  1. Харакири является преимущественно разговорным вариантом обозначения самоубийства посредством вспарывания живота, порой носящим некий уничижительный смысл. Сеппуку – письменный вариант термина.
  2. Словом «харакири» зачастую называют сам процесс вспарывания живота мечом, тогда как сеппуку считается священным ритуалом, выполненным по всем правилам кодекса самураев.
  3. Термин «харакири» больше распространен в Европе, что связано с его благозвучностью и привычностью для европейцев.

1603 — 1867 гг.), когда обряд сформировался окончательно, — по приговору суда как наказание за совершённое преступление. Харакири являлось привилегией самураев, гордившихся тем, что они могут свободно распоряжаться своей жизнью, подчёркивая совершением обряда силу духа и самообладание, презрение к смерти. Разрезание живота требовало от воина большого мужества и выдержки, так как брюшная полость — одно из наиболее чувствительных мест тела человека. Средоточие многих нервных окончаний. Именно поэтому самураи , считавшие себя самыми смелыми, хладнокровными и волевыми людьми Японии, отдавали предпочтение этому мучительному виду смерти.

В дословном переводе харакири означает «резать живот» (от «хара» — живот и «киру» — резать). Однако слово «харакири» имеет и скрытый смысл. В японском языке ему соответствуют слова «живот», «душа», «намерения», «тайные мысли» с тем же написанием иероглифа.

Согласно философии буддизма, в частности учению секты «дзен», в качестве основного, центрального жизненного пункта человека и тем самым местопребыванием жизни рассматривается не сердце, а брюшная полость. В соответствии с этим японцы выдвинули тезис, что жизненные силы, расположенные в животе и занимающие как бы срединное положение по отношению ко всему телу, способствуют более уравновешенному и гармоничному развитию человека.

Несмотря на то, что в некоторых работах европейских авторов приводилась мысль об отождествлении японского понимания категории «душа» с аналогичными понятиями у древних греков (называвших вместилищем души — психэ — грудно-брюшную преграду) и у древних иудеев (древнееврейские пророки говорили о местопребывании души в кишечнике), «хара» в японском смысле не является эквивалентом «души» в европейском понимании. Здесь можно говорить скорее о чувствах и эмоциях. И не случайно в связи с этим имеется множество выражений и поговорок, относящихся к «хара». Например, человек, призывающий другого быть откровенным в разговоре, употребляет выражение «хара о ваттэ ханасимасё», что означает «давайте поговорим, разделяя хара», или, другими словами, «давайте поговорим, открыв наши животы». Характерны также такие изречения, как «харадацу» (подняться к животу, рассердиться); «харагинатай» (грязный живот, подлый человек, низкие стремления) и т.д.

Важное место японцы отводят также «искусству хара» (живота) — «харагэй». Под этим «искусством» подразумеваются процесс общения людей на расстоянии в результате интуитивной связи и понимание друг друга при помощи намёков.

Таким образом, живот японцы рассматривают как внутренний источник эмоционального существования, и вскрытие его путём означает открытие своих сокровенных и истинных намерений, служит доказательством чистоты помыслов и устремлений. Другими словами, по понятиям самураев, «сэппуку является крайним оправданием себя перед небом и людьми», и оно более символика духовного свойства, чем простое самоубийство.

Происхождение обряда

В древний период истории Японии обряд харакири не был распространён среди японского населения архипелага . Однако, имея уже определённые представления о животе как главнейшем пункте человеческого тела, вероятно, легко смогли заимствовать айнский обряд «пере». Собственно харакири появилось относительно поздно в среде воевавших против айнов военных поселений северных провинций, которые превратились впоследствии в сословие японских воинов.

Вполне закономерен именно тот факт, что обряд начал развиваться у воинов — людей, находившихся в постоянной боевой готовности и всегда носивших при себе оружие — средство для ведения войны и орудие самоубийства.

Харакири, или сэппуку – очень сложный ритуал, во время которого самураи демонстрировали своё мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми. Эта ритуальная казнь была возведена японцами в ранг искусства. И так как правильно сделать харакири:

Первое, что нужно сделать, это найти помощника (кайсяку или кайсякунин). Вопреки общепринятому мнению технически харакири это не самоубийство в прямом смысле этого слова, а нанесение себе фатальных телесных повреждений. Фактически убивает кайсякунин. Если бакуфу (правительство сёгуна) приказывало выполнить сэппуку, то назначался официальный помощник. В других случаях нужно было попросить помощи у близкого друга или у человека, владеющего мечом в достаточной степени, чтобы убить одним ударом. Если друг отказался выступить в роли кайсякунина на том основании, что он в недостаточной степени владеет мечом, его можно попросить об этом повторно. Друг должен согласиться, так как теперь все погрешности, которые он может допустить, будут ему прощены.

Идеальное место для проведения ритуала сэппуку – сад или буддистский храм (синтоистские храмы не подходят для этих целей, так как их нельзя осквернять убийством). Совершающий харакири должен быть одет в белые одежды, символизирующие чистоту намерений. Сидеть он должен в позе сэйдза (традиционный японский способ сидения на коленях). Слуга приносит деревянный столик, на котором размещены чашка саке, листы традиционной японской бумаги «васи», изготовленной из коры тутового дерева. Также на столике находятся письменные принадлежности и нож «кодзука». Также в качестве ножа можно использовать танто – кинжал без эфеса, завернутый в несколько листов бумаги, чтобы его можно было держать за лезвие. Самурай может использовать свой меч вакидзаси.

В некоторых случаях, например, когда человек слишком молод или слишком опасен для окружающих, вместо ножа кладётся веер.

Чашка наполняется саке одним из помощников, участвующим в ритуале. Чашка наполняется левой рукой, что в других обстоятельствах считается непростительной грубостью. Совершающий харакири выпивает саке в два приёма, каждый раз делая по два глотка. Если выпить саке в один прием, это станет признаком жадности, а если в три или больше – признаком нерешительности. В общем итоге делается четыре глотка. Слово «четыре» в японском языке созвучно слову «смерть».

Затем необходимо написать прощальный стих в жанре вака (в первой и четвертой строке по пять слогов, во второй, третьей и пятой строках по семь слогов, всего пять строк). Вака должна быть изящной, естественной, что-нибудь о скоротечности нашего бытия. Ни в коем случае не должен упоминаться факт предстоящей смерти. Асано, чьё сэппуку спровоцировало известный инцидент под названием «Сорок семь ронинов», как говорят, написал особенно плохое прощальное стихотворение, показывая незрелость и слабость характера, которые в некотором смысле и послужили причиной того, что ему было приказано совершит сэппуку.

В этот момент совершающий харакири сбрасывает верхнюю одежду (камисимо) и заправляет рукава под свои колени, стараясь при этом не допустить, чтобы одежда резко упала с одной стороны. Затем он берёт нож «кодзука» в одну руку, другой рукой поднимая столик «санбо» и помещая его под свои ягодицы. При этом тело наклоняется немного вперёд, принимая правильное положение.

Если человек, совершающий харакири, настолько молод или настолько опасен, что ему нож заменили на веер, кайсякунин наносит мечом кириороши – вертикальный удар сверху вниз, как только человек касается веером своего живота. Если харакири выполняется ножом, то кайсякунин будет ждать, пока человек не погрузит лезвие ножа глубоко в левую сторону живота, и затем проведет лезвием направо с резким восходящим надрезом в конце.

Самурай, который находит в себе силы, может затем погрузить лезвие в пах и сделать надрез вверх к груди, завершая его горизонтальным разрезом под ребрами. Однако кайсякунин должен внимательно следить за происходящим и нанести удар мечом при первых признаках боли или нерешительности.

Кайсякунин должен нанести удар так, чтобы голова не была полностью отсечена, а осталась соединена с телом куском кожи в области горла. Необходимо нанести удар точно, иначе это будет непочтительно по отношению к человеку, совершающему харакири. При слабом ударе человек может начать двигаться, разбрызгивая кровь. Особенно недопустимо бить катаной в челюсть, как это сделал кайсякунин Юкио Мисимы в 1970 году. Как отмечено выше, незначительные промахи в технике выполнения финального удара могут быть прощены, если кайсякунин согласился на свою роль из дружбы.

После окончания ритуала все ножи и мечи, задействованные в харакири, выбрасываются, так как они считаются оскверненными смертью.

Можно также отметить, что некоторые задиры убивали себя в ритуале, известном как дзюмондзи гири. Это точно такой же ритуал, как сэппуку, за исключением того, что отсутствует кайсякунин. После выполнения разрезов человек спокойно сидит примерно около получаса и истекает кровью. Последний человек, который сделал дзюмондзи гири, был генерал Ноджи, который сделал это как дзюнси (совершающий самоубийство из-за верности) после смерти императора Мэйдзи в 1912 году. Он не только совершил дзюмондзи гири, но и сумел застегнуть после этого свой белый военно-морской китель.

Причинами совершения сэппуку были дзюнси (самоубийство верных - хотя эта причина не поощрялась правительством, поскольку уносила слишком много жизней), фунси (самоубийство в знак протеста), канси (как упрёк своему господину за его поведение), чтобы искупить постыдные действия или избежать плена в сражении. При таких обстоятельствах обычно не было времени для проведения ритуала в полном объеме, поэтому часто с жизнью кончали банально перерезая горло.