Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Где родился художник васнецов. Виктор васнецов

Где родился художник васнецов. Виктор васнецов

Великий художник Васнецов Виктор Михайлович родился 15 мая 1848 в селе Лопьял, в семье Михаила Васильевича Васнецова, священника. Отец прочил сыну будущее священнослужителя, и в первые годы становления молодого Васнецова юноша во всем слушался родителей и уже пошел было по стопам отца. Однако через несколько лет его судьба круто изменилась. Биография художника Васнецова содержит страницы становления и расцвета таланта одного из самых известных живописцев за всю историю Российского государства.

У него не было учеников, как, например, у В. И. Сурикова или других известных художников, но мастерство Виктора Васнецова было открыто для подражания любому начинающему живописцу. И молодые художники старались научиться "васнецовским" полутонам, присутствовавшим в его былинных сюжетах, или сочным веселым краскам, делающим пейзажи мастера такими яркими.

Семинария и искусство

В 1858 году по настоянию отца юный Васнецов был определен в духовное училище, где проучился четыре года, а затем продолжил учебу в Вятской духовной семинарии. Тогда же у него открылся талант живописца, и будущий художник стал учиться рисованию у Н. Г.Чернышова, преподавателя гимназии. Затем он с благоволения отца оставил семинарию и переехал в Петербург, где поступил в школу рисования и развития художеств, в класс Ивана Николаевича Крамского. Проучившись в школе один год, Васнецов перевелся в Академию художеств и там продолжил занятия живописью.

Свои студенческие работы художник выставлял для всеобщего обозрения еще в стенах Академии, чтобы они получили оценку признанных мастеров кисти. Отзывы маститых художников на работы начинающего живописца Васнецова были самыми благожелательными, многие критики отмечали творчество молодого художника как новое слово в искусстве.

Товарищество передвижников

После окончания Академии художеств в 1873 году Васнецов-художник стал участвовать в выставках передвижников, организованных в Петербурге и Москве. В "Товарищество" вошли двадцать известных русских художников, среди которых были: Крамской И. Н., Репин И. Е., Шишкин И. И., Д., Суриков В. И. и другие. Виктор Васнецов был представлен в передвижных выставках двумя картинами: "Витязь на распутье" и "Аленушка".

Расцвет и закат

Целью художников-передвижников было знакомство широких масс народа с русским искусством. Выставки проводились повсеместно, в городах и крупных селах, передвижничество развивалось и крепло. Расцвет "Товарищества" пришелся на 1870-1880 годы. Позже деятельность передвижников стала затухать по ряду объективных причин, и в 1922 году состоялась их последняя выставка.

Абрамцево

Русский художник Васнецов входил в "Абрамцевский художественный кружок", организованный промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым, хозяином Устраивались встречи художников, скульпторов, писателей и музыкантов под крышей гостеприимного дома Саввы Ивановича, а позже кружок превратился в крупный центр русской культуры. Художники-живописцы приезжали в Абрамцево и месяцами жили там, создавая свои бессмертные полотна. Виктор Васнецов тоже был частым гостем, его вдохновляла нетронутая природа заповедных окрестностей, исконные русские ценности, поля, леса и деревенские люди как неотъемлемая часть пейзажей.

Академия Художеств

В 1893 году Васнецов-художник вошел с состав Академии Художеств и, уже будучи действительным членом Академии, продолжил плодотворную деятельность на поприще воссоздания русской культуры. Революционные движения в начале ХХ века затронули и великого художника. Васнецов не участвовал напрямую в деятельности "Союза русского народа", правомонархической организации, однако косвенно поддерживал черносотенное движение и даже финансировал отдельные издания, как, например, "Книги русской скорби". В 1912 году художник был введен во дворянство Российской Империи. А в 1915-м стал активным членом "Общества возрождения Руси", которое объединило многих художников того времени.

Разнообразие творчества

Творчество художника Васнецова отличается разнообразием стилей, чего нельзя сказать о других русских живописцах. Он создавал картины, используя противоположные жанры, иногда несовместимые друг с другом. Картины бытового характера с реальными персонажами сменялись полотнами со сказочными сюжетами. И все же красной нитью на протяжении всего творческого периода художника проходит былинно-историческая тематика. Именно в этом жанре Васнецовым были созданы его главные шедевры: "Богатыри" (1898 год), "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897 год), "Иван-Царевич на Сером Волке" (1889 год), "Аленушка" (1881 год), "Витязь на распутье" (1882 год), "После побоища Игоря Святославовича с половцами" (1880 год).

Церковная тематика

В преддверии ХХ столетия Васнецов-художник, "Богатыри" которого, написанные в 1998 году, стали его визитной карточкой, обращается к религиозной теме. Он пишет картины для Владимирского собора в Киеве и храма Вознесения в Петербурге, известного как собор "Спас-на-Крови" на канале Грибоедова. Позже художник принял участие в росписи интерьера храма Александра Невского, который находится в столице Болгарии, Софии. А для московского храма Рождества на Пресне Васнецов создал эскизы потолочной и настенной росписи.

Гражданские проекты художника

Васнецов-художник в 1917 году полностью переключился на русский народный эпос, его картины-сказки "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем", написанная в 1918 году, и "Кощей Бессмертный" 1926 года стали последними работами великого художника.

Кроме гениальных живописных полотен, Васнецов создал целый ряд архитектурно-исторических проектов:

  • В усадьбе Абрамцево была построена церковь "Спаса Нерукотворного" по эскизам Васнецова совместно с художником В.Д. Поленовым и архитектором П.М. Самариным (1882 г.)
  • В Абрамцево была построена "Избушка на курьих ножках", садовая беседка по сказочным мотивам (1883 г.)
  • Проект надгробного памятника Юрия Николаевича Говорухи-Отрока, русского писателя, в некрополе московского монастыря Скорбящего (1896 г.).
  • Русский павильон для Всемирной Парижской выставки 1898 года.
  • Проект особняка И. Е. Цветкова, совместно с архитектором Б.Н. Шнаубертом, в Москве на Пречистенской набережной.
  • Проект планировки главного входа Третьяковской галереи, при участии архитектора В.Н. Башкирова в Москве, переулок Лаврушинский (1901 г.).
  • Проект переходного терема из Оружейной палаты в Большой Кремлевский дворец в Москве (1901 г.).
  • Памятный крест, отличающий место гибели Князя Великого Сергея Александровича, в Москве (1908 г.), который был разрушен и впоследствии восстановлен скульптором Н.В. Орловым, а затем перенесен в Новоспасский монастырь.
  • Надгробие В.А. Грингмута праворадикального общественного деятеля, в Москве, в некрополе Скорбященского монастыря (1908 г.).
  • Собор Святого Александра Невского на в Москве, совместно с архитектором А.Н. Померанцевым (1911 г.).
  • Проект художественной почтовой марки, созданной для сбора средств в помощь жертвам войны (1914 г.).

Филателия

Васнецов-художник и его работы в свое время были широко представлены в филателии СССР:

  • Почтовая марка "Третьяковская галерея" художника А.С. Поманского выпущена в 1950 году. На марке изображен главный фасад Третьяковки, выполненный в 1906 году по эскизам Виктора Васнецова.
  • Серия почтовых марок, посвященная 25-летию смерти художника-живописца Васнецова, автор - художник И.И. Дубасов, 1951 год.
  • Почтовая марка с изображением В.М. Васнецова на картине художника И. Крамского", вышедшая в 1952 году в ИТЦ "Марка" под №1649.
  • Почтовая марка "Богатыри" (по картине Васнецова 1881-1898 гг) ИТЦ "Марка" №1650.
  • Почтовая марка "Витязь на распутье" (1882 год), выпущена в 1968 году, оформление художников А.Рязанцева и Г.Комлева, ИТЦ "Марка", №3705.
  • 150-летие рождения Васнецова было отмечено в России выпуском двойной почтовой марки с купоном.

За всю творческую жизнь великого художника им было написано несколько десятков полотен. 24 вошли в Золотой Фонд Русского искусства:

  • Год 1871 - "Могильщик".
  • Год 1876 - "С квартиры на квартиру".
  • Год 1878 - "Витязь на распутье".
  • Год 1879 - "Преферанс".
  • Год 1880 -
  • Год 1880 - "Аленушкин пруд".
  • Год 1880 - "Ковер-самолет".
  • Год 1881 - "Аленушка".
  • Год 1881 - "Три царевны подземного царства".
  • Год 1887 - "Воины Апокалипсиса".
  • Год 1889 - "Иван-Царевич на Сером Волке".
  • Год 1890 - "Крещение Руси".
  • Год 1897 - "Гамаюн".
  • Год 1897 - "Царь Иван Васильевич Грозный".
  • Год 1898 - "Богатыри".
  • Год 1899 - "Гусляры".
  • Год 1899 - "Снегурочка".
  • Год 1899 - "Встреча Олега с кудесником".
  • Год 1904 - "Страшный суд".
  • Год 1914 - "Илья Муромец".
  • Год 1914 - "Поединок Пересвета с Челубеем".
  • Год 1918 - "Царевна-лягушка".
  • Год 1918 - "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем".
  • Год 1926 -

    Виктор Васнецов Автопортрет. 1873 Дата рождения: 3 (15) мая 1848 Место рождения … Википедия

    Живописец; род. в 1848 г.; воспитывался в Вятской духовной семинарии, откуда, в 1868 г. перешел в ученики Имп. Академии художеств, в которой пробыл до 1875 г. и получил за успехи в рисовании и за этюды с натуры две малые и одну большую серебряные … Большая биографическая энциклопедия

    Русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867‒68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868‒75), действительным членом которой стал в… … Большая советская энциклопедия

    - (1848 1926) российский живописец. Брат А. М. Васнецова. Передвижник. Жанровые картины (С квартиры на квартиру, 1876), лирические или монументально эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок (После побоища, 1880,… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1848 1926), русский живописец. Брат А. М. Васнецова. Учился в Петербурге в Рисовальной школе ОПХ (1867 68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868 75). Член ТПХВ (с 1876; см. Передвижники). Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге … Художественная энциклопедия

    - (1848 1926), рус. художник. Брат А.М.Васнецова. Чл. Т ва передвижников. В историю рус. иск ва вошел как создатель картин на сюжеты из нар. эпоса. В 1880 С. И. Мамонтов, владелец Абрамцева, предложил В. Д. Поленову и В. написать картину на сюжет… … Лермонтовская энциклопедия

    Выдающийся русский живописец. Родился в 1848 г. в Вятке, образование получил в местной духовной семинарии, в 1868 73 годах учился в Академии Художеств, по окончании которой ездил за границу. Выставлять начал с 1869 г., сначала на академических,… … Биографический словарь

    - (1848 1926), живописец. Брат А. М. Васнецова. Передвижник. Жанровые картины («С квартиры на квартиру», 1876), лирические или монументально эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок («После побоища», 1880, «Алёнушка», 1881 … Энциклопедический словарь

    ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович - (15.05.1848 10.07.1926), великий русский художник, участник право монархического движения, один из авторов Иконы Покрова Монархической, член редкомиссии «Книги русской скорби». Родился в семье сельского священника в с. Лопьял Вятской губ. В… … Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917

    В. М. Васнецов. Васнецов Виктор Михайлович (1848, село Лопьял, ныне в Кировской области — 1926, Москва), живописец, брат. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И.Н. Крамского (1867—68) и в Академии… … Москва (энциклопедия)

Книги

  • Виктор Михайлович Васнецов. издание Комиссии по устройству общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих г. Москвы , А. И. Успенский. Если до Петра Великого русская живопись носила характер преимущественно византийский, то с его времени преобладает влияние западное. - Произведения русских художников в значительной степени…

­Краткая биография Виктора Васнецова

Васнецов Виктор Михайлович­ - выдающийся русский художник-живописец; один из основоположников русского модерна. Васнецов был также архитектором и увлекался фольклорной живописью. Родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял, расположенном в Вятской губернии. Отец будущего художника был священником. Помимо Виктора, в семье было еще пятеро детей. Младший брат Аполлинарий был также известен в художественных кругах. Фамилия Васнецовых имела древне-вятские истоки.

Талант у мальчика проявился в раннем возрасте, но в связи с отсутствием денег, его отдали в духовное училище, а затем семинарию. Детей священников в такие заведения принимали бесплатно. В 19-летнем возрасте Васнецов, оставив на полпути семинарию, уехал поступать в петербургскую Академию художеств. Денег у него было совсем мало, но выручила продажа двух его картин: «Молочница» и «Жница». Уроки рисования ему когда-то давал гимназический учитель Н. Г. Чернышев и И. Н. Крамской. В Петербурге он смог отточить свое мастерство в области живописи.

Впервые работы молодого художника были представлены на одной из академических выставок в 1869 году. Уже в его ранних картинах отслеживался авторский почерк и склонность к стилю модерн. В 1878 году Виктор Михайлович переехал в Москву, где он выработал иллюстративно-фольклорную направленность. Все свои лучшие произведения художник создал именно в этом городе. Он рисовал полотна на исторические темы, былинных богатырей, персонажей русских сказок.

Искусство Васнецова не осталось незамеченным, поэтому его работы украшали страницы таких журналов как «Мир искусства». Его творчество оказало большое влияние на художников периода модерн и членов Абрамцевского кружка. В Москве ему посчастливилось общаться с Мамонтовым и Третьяковым. Совместно с В. Поленовым он построил храм в «русском стиле». Помимо этого он спроектировал фасад Третьяковской галереи, собственного дома-мастерской, галерею Цветкова и многие другие здания в городе. В 1885 году он перебрался в Киев, чтобы расписывать Владимирский собор.

Через десять лет кропотливой работы его стали почитать как великого русского иконописца. Однако пиком его творческой карьеры стала картина «Три богатыря», представленная на личной выставке художника в 1899 году. Умер В. М. Васнецов в 1926 году в своей московской мастерской. До конца жизни он не выпускал из своих рук кисть. Последнее, над чем он работал, это портрет его друга и ученика Нестерова.

Биография и эпизоды жизни Виктора Васнецова . Когда родился и умер Виктор Васнецов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты художника, фото и видео .

Годы жизни Виктора Васнецова:

родился 15 мая 1848, умер 23 июля 1926

Эпитафия

Кистью своей оживляя былины,
Сказы, легенды, преданья старинны,
Ты себя обессмертил и в вечность ушел,
Там ты покой и смиренье нашел.

Биография

Великий русский живописец Виктор Васнецов с детства был наделен художественным талантом. В зрелом возрасте он утверждался в жанре бытописательства, что прекрасно соответствовало настроениям русских художников-передвижников. Но в историю Васнецов вошел главным образом как основатель принципиально нового направления - былинно-исторического. Черпая вдохновение из бездонных колодцев родного фольклора, живописец воспроизводил на своих полотнах сказочные мотивы из русских легенд и преданий. Так в творческом наследии России появились знаменитые «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-Царевич на Сером Волке» и другие популярные сюжеты. Монументальные росписи Васнецова по сей день можно встретить на сводах Владимирского собора в Киеве, храма-памятника Александра Невского в Софии, храме Воскресения в Санкт-Петербурге. При жизни Виктор Васнецов слыл прекрасным иллюстратором и декоратором, умел проектировать дома, принимал участие в создании театральных костюмов. Словом, Васнецова интересовали различные творческие начинания, что лишь в очередной раз подтверждает искренность его призвания, истинность пути.


Виктор Васнецов родился в семье приходского священника в селе Лопьял Вятской губернии. По тем временам дети священников могли получать бесплатное образование в духовных семинариях, так что судьба мальчика, казалось бы, была предопределена. Но тяга к искусству преследовала Виктора Михайловича с детства, да и талант его был вполне очевиден, так что с позволения отца на двадцатом году жизни Васнецов отправился в Петербург для поступления в Академию художеств. Уже после года учебы молодой живописец стал принимать участие в экспозициях Академии, а после и в выставках передвижников. В раннем творчестве Васнецова преобладали бытовые сюжеты, и слава о нем, как о новоиспеченном жанровом художнике, быстро разнеслась по всей округе.

Когда же в творчестве Васнецова случился перелом - скачок с бытовых сюжетов на сказочные - прежние его ценители скорее покривились, чем обрадовались. Новаторство в искусстве - это всегда риск, но Васнецов руководствовался исключительным внутренним чутьем, увековечивая на холстах фантастические грезы своего сознания. И художник не ошибся. Его работы создали целый пласт подлинной национальной живописи, воспевающей красоту народного фольклора и величие русской истории.


Великий живописец умер в Москве в своей мастерской, работая над портретом Нестора. Смерть Васнецова пришлась на 23 июля 1926 г., когда художнику шел семьдесят девятый год. Похороны Васнецова состоялись на Лазаревском кладбище в Москве, которое оказалось ближайшим к его дому. Однако после упразднения кладбища в 30-х гг. прах живописца перезахоронили на Введенском кладбище. На могиле Васнецова установлен каменный памятник с выгравированным изображением поникшего витязя на распутье.

Линия жизни

15 мая 1848 г. Дата рождения Виктора Михайловича Васнецова.
1858 г. Поступление в духовное училище, а затем в Витебскую семинарию.
1867 г. Поступление в петербургскую Рисовальную школу.
1868 г. Поступление в петербургскую Академию художеств.
1869 г. Начало экспозиционной деятельности.
1893 г. Присуждение звания действительного члена Академии художеств.
1905 г. Участие в финансировании и оформлении монархических изданий, в т. ч. «Книги русской скорби».
1915 г. Участие в учреждении Общества возрождения художественной Руси.
23 июля 1926 г. Дата смерти Виктора Васнецова.

Памятные места

1. Село Лопьял Вятской губернии (ныне Кировская область), где родился Виктор Васнецов.
2. Академия художеств в Петербурге, где учился выдающийся живописец.
3. Лазаревское кладбище в Москве (ныне не действующее), где был похоронен Васнецов.
4. Введенское кладбище, где перезахоронен прах художника.
5. Владимирский собор в Киеве, где содержатся работы Васнецова.
6. Храм Спаса на Крови в Петербурге, где содержатся работы Васнецова.
7. Храм-памятник Александра Невского, в оформлении которого принимал участие Виктор Васнецов.
8. Дом-музей Васнецова в Москве.
9. Государственный Русский музей в Петербурге, где хранятся полотна Виктора Васнецова.
10. Памятник Васнецову в Кирове.

Эпизоды жизни

Когда молодой Васнецов задумал поездку в Петербург, средств на дорогу у него не оказалось. Художник пытался достать нужную сумму, подрабатывая иллюстратором в одном проекте, но книга так и не вышла в печать, а деньги, соответственно, выплачены не были. Позже друзья Васнецова организовали выставку его картин в Вятках, две из которых тут же были куплены. С тем юный живописец и отправился в Петербург, имея за душой не более десяти рублей.

Талант Виктора Васнецова проявился во многих сферах искусства. Так, в начале 1900-х гг. по рисункам художника был выполнен фасад Третьяковской галереи, а также ряда частных домов. В Абрамцеве по проектам живописца была возведена небольшая церквушка и сказочная изба на курьих ножках. Для знаменитой пьесы «Снегурочка» Васнецов готовил декорации и костюм главной героини. «Никогда еще фантазия не заходила так далеко и так глубоко в воссоздании архитектурных форм и орнаментики Древней Руси, сказочной, легендарной, былинной», - отзывался о его работе Владимир Стасов. По инициативе искусствоведа все декорации пьесы были перенесены на профессиональную сцену оперы мецената Мамонтова.

Завет

«Я всегда только Русью и жил…»

Сюжет о Викторе Васнецове из цикла передач «Тайники Русского музея»

Соболезнования

«Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта… А сколько у него еще живых, красивых, мощных сюжетов для картин! Желаю ему бессмертия».
Максим Горький, писатель

«Я считаю, что в истории русской живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из первейших мест… И тут и там - вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там - угнетенная и еще затоптанная… а здесь - сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа».
Владимир Стасов, художественный критик

«Стремление к русской поэтической старине, к былинам глубоко лежало в натуре Васнецова , лежало там с детских лет, ещё на родине, в Вятке», - писал критик Стасов. Так русская народная сказка в лице Виктора Михайловича Васнецова находит своего художника. Он был одним из первых, кто проник в прошлое, воплотил это на холсте и показал людям, сделав их как бы очевидцами событий.

Виктор Михайлович Васнецов родился в Вятской губернии в многодетной семье сельского священника. Отец Васнецова, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование. Все в семье рисовали: дед, бабушка, братья. С ранних лет проникался Виктор Васнецов поэзией народных преданий, более того, он узнавал их из первых рук: «Я жил в селе среди мужиков и баб и любил их попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Всё это заложило нравственно-духовные основы личности будущего художника. Образование Васнецов получил в Духовной семинарии. Здесь он изучал летописные своды, хронографы, жития святых, притчи. Древнерусская литература, её поэтика направляли интерес юноши к русской старине. Позднее он говорил: «Я всегда только Русью жил».

Занятия живописью увлекли молодого Васнецова, что он решил поступать в Академию художеств. С разрешения и благословения отца он ушёл с предпоследнего курса семинарии. В городе была устроена художественная лотерея, на которой разыгрывались картины Васнецова, и на вырученные от лотереи деньги он отправился в Петербург. Петербург – центр политической, литературной и художественной мысли – встретил Виктора Васнецова многообразием творческой жизни. Другом и советчиком Васнецова стал Иван Крамской. Но будущий живописец бросил учёбу в Академии. Причину ухода объяснял так: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались». Самая заветная мечта преследовала Виктора Михайловича Васнецова – поведать людям красоту русского народного эпоса. В душе его зрели неведомые никому и никем не виданные и не писаные полотна - сказки, былины.

В начале творческого пути Васнецов широко охватывает различные явления жизни, создаёт произведения на бытовые темы. Значительное время создавал иллюстрации, на что его толкала постоянная нужда в заработке. В годы жизни в Петербурге молодой Васнецов создал около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», к «Русской азбуке для детей», иллюстрации к книгам и т. д… Он много читает по русской истории и истории культуры, знакомится с памятниками древнерусской литературы, народной поэзии и эпоса. В нём всё больше назревает потребность выражения в искусстве основных национальных черт русского народа во всей их глубине и своеобразии.

В 1876 Васнецов был в Париже. Как и многие русские художники он стремился выйти за границы канонов академического искусства и сюжетности картин передвижников.

В 1878 году Васнецов переехал из Петербурга в Москву. Монументальный город на Неве не производил на него особого впечатления. А в Москве страсть к старине возникла ещё больше. Позже он писал: «Решительный и сознательный переход из жанра совершился в Москве златоглавой, конечно. Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать уже некуда – Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени всё это веяло на душу родным, незабвенным». И Васнецов окунулся в московскую жизнь. С друзьями Репиным и Поленовым всё свободное время тратили на знакомство с городом, с его достопримечательностями. В этих прогулках, по словам живописца, он «набирался московского духа».

Васнецов знакомится с семьёй Павла Третьякова, бывает на музыкальных вечерах в их доме. Знакомство с известным меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым сыграло важную роль в жизни художника. Крупный промышленник и предприниматель, Мамонтов, сумел объединить вокруг себя крупнейших русских художников в содружество, названное впоследствии Абрамцевским кружком. У Мамонтова был талант создавать вокруг себя творческую атмосферу поиска, заражать всех новыми идеями. Именно в этом обществе Васнецов с новой силой ощутил эстетическую ценность русской культуры. Дружба с семьями Третьяковых и Мамонтовых окончательно убедили художника в правильности выбранного им пути.

Васнецов стал первооткрывателем чудесного мира народной поэзии, ввел зрителя в царство сказок, былин, исторических преданий; он нашел изобразиельные средства равнозначные былинно-сказочным речевым оборотам и образам. Умело вводя в картины реальный, но вместе с тем окрашенный определенный настроением пейзаж (встающая над полем боя кроваво-красная луна, никнущие травы, лесные дебри и т.д.) он затрагивал глубиные душевные струны, заставляя зрителя сопереживать изображаемому. Живопись Васнецова отмечена монументально-декоративными чертами и нередко тяготеет с символике, порой словно предвосхищает произведения, написанные в стиле модерн.

В картине «ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) Виктор Михайлович Васнецов чудесно передал тревожность и загадочность момента. Всё, что взято художником от народа, показано просто и естественно, как в сказке. Мудрость сильного волей народа сказалась в сюжете сказки о поисках прекрасной царевны. Преодолевая хитрые и сложные препятствия, Иван достигает своей заветной цели.

Васнецов писал картину в Киеве, в период работы во Владимирском соборе. Он вспоминал свое детство, таинственную сказочность дремучего леса, любимую, такую волшебно-прекрасную русскую народную сказку. В волшебных сказках многое взято из жизни природы, в которой связана вся жизнь человека. В древности существовал культ волка, и в сказаниях он помогает герою, часто изображали его с крыльями птиц - так быстро он мог передвигаться - почитание в таких сказках связано с солнечной стихией.

Когда картина появилась на выставке, зрители подолгу стояли перед ней. Казалось, они слышали, как шумит лес, как шуршат листья под ногами волка. «Сейчас вернулся с передвижной выставки и хочу под первым впечатлением высказать тебе то, что чувствую, - писал Васнецову Савва Мамонтов. – «Твой Иван-царевич на волке» привёл меня в восторг, я всё кругом забыл, я ушёл в этот лес, я надышался этого воздуха, нанюхался этих цветов. Всё это моё родное, хорошее! Я просто ожил! Таково неотразимое действие истинного и искреннего творчества». Картину купил Третьяков, и с тех пор она висит там, в васнецовском зале, почти напротив «АЛЁНУШКИ». Хвалу настойчивости, выносливости русских людей, гимн светлой и крепкой любви воплотил Васнецов в картине-сказке.

Картина «АЛЁНУШКА» (1881, Государственная Третьяковская галерея) В.М. Васнецова стала одним из самых трогательных и поэтических его созданий. В лето 1880 года художник жил в деревне Ахтырка, в нескольких местах от Абрамцева. Именно здесь он уверился в давно прочувствованном, в том, что пейзаж страны, есть выразительный элемент национальной культуры. Он начинает писать пейзажный этюды, передающие грустное состояние природы. Аленушка - имя, пленившее его, он дает девушке, олицетворявшей образ едва ли не всех героинь русского фольклора. Её образ сложился у Васнецова под впечатлением случайной встречи с простой девочкой–крестьянкой, которая поразила его выражением «чисто русской печали». На берегу темного омута сидит девушка, горестно склонив голову на руки. В природе вокруг все уныло, сочувствует героине. Васнецов раскрыл тончайшую связь между переживаниями человека и состоянием природы, что великолепно передано в народной поэзии. Олицетворение русской женской доли, а может быть, и самой России. Вся картина полна единого настроения скорби, выражает любовь и сострадание к несчастной. Вот эту изумительную связь переживаний человека с природой, эту общность образов народной поэзии чутко воспринял и тонко передал художник. Она стала лейтмотивом его картины. Образ, созданный им прост и естественен. Такую бедняжку-девочку можно было часто увидеть в былое время. Васнецов в картине создал глубоко поэтический, обобщённый образ, выразив средствами живописи поэзию, которая свойственна русским сказкам и песням о горькой судьбе.

Прототипы героев для своих картин Васнецов искал в реальной действительности. Писал этюд для Елены Прекрасной с племянницы Мамонтова юной Наталии Мамонтовой. Он искал в модели такого сходства, которое можно было выразить через позу и общее настроение. Васнецовские женские образы пленительны. Он писал только близких ему людей. Женский образ возвышается до божественного звучания, в нём переплетаются небесное и земное. Вымышленные образы героинь и портреты близких для Васнецова женщин: жена, дочери, племянницы, Вера и Елизавета Мамонтовы с разных сторон высветляют то, что называется русская женская душа. Они – олицетворение Родины, России.

Народные поэтические мотивы были известны Васнецову с юных лет, ещё в Рябове он слышал их от старухи няни и на деревне. О них Виктор Михайлович Васнецов вспоминал, как о давно ушедшем в прошлое дорогом детстве и милой юности. Эти мотивы были ему близки и памятны в последующие годы его дальнейшего художественного мастерства.

Устное народное творчество – не только источник мудрости и красоты, но и вера в богатырское величие и прекрасное будущее. И Васнецов в полотнах показывает силу народа, способность к борьбе, что сделало русских людей могучими и великими. Это мощная эпическая песнь России, её великому прошлому. Защита Родины – одна из основных тем народного творчества. Воин, богатырь, защитник Русской земли – любимый образ преданий, былин и исторических песен.

Былины – русские народные песни. Если сказку рассказывали, то былину пели. До слушателя их доносили певцы-сказители торжественным, величавым, медленным и спокойным тоном повествования, т.е. напевом. Эти песни славили богатырей, их подвиги. Они защищали Русскую землю, побеждали несметные полчища врагов, преодолевали любые препятствия. Во многих сказках и былинах герой оказывается перед выбором, по какой дороге продолжить путь. И всегда выбирает путь, ведущий через опасности. Он бесстрашно преодолевает все преграды и выходит победителем.

Картина «ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ» возникла под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». В думах и переживаниях богатыря угадываются раздумья самого художника о выборе своего дальнейшего творческого пути. Что поддержано общим настроением картины, эпическим пейзажем.

Былины рассказывают о событиях далёкого прошлого. В них изображаются сражения с врагами Русской земли. Они хранят память о прошлом нашей Родины. Это реальное. Герой былины, как уже говорилось, богатырь. Он отличается необыкновенной силой, мужеством и смелостью, огромным ростом (вымысел). В богатыре воплощается мощь русского народа, он идеальный герой. Победой русского воина заканчивается любая битва. Необходимость защиты родной земли – основная идея былин. Примером может служить следующее живописное произведение. Самая крупная и значительная работа «БОГАТЫРИ» (1898, Государственная Третьяковская галерея) создавалась более 20 лет. Картину приобрёл Третьяков. В галерее был выстроен Васнецовский зал, в котором повесили полотно. Оно и теперь там находится. Написание этой картины Васнецов воспринимал для себя как гражданский долг, обязательство перед родным народом. Расставаться с ней было очень трудно и грустно. Она была любимым его детищем, к ней «всегда влеклось сердце, и тянулась рука».

Богатырская застава на границе леса и поля – ни ворогу, ни зверю не пройти, птице не пролететь. Илья Муромец – «атаман большой, крестьянский сын». Конь у него огромный, выгнул шею колесом, сверкает раскалённым глазом. С таким не пропадёшь: «С горы на гору перескакивает, с холмы на холму перемахивает». Тяжело повернулся Илья в седле, ногу вынул из стремени, руку в узорной рукавице приставил к глазам. Зорко, сурово смотрит вдаль, приглядывается, нет ли где врага. По правую руку на белом мохнатом коне - Добрыня Никитич вынимает из ножен свой длинный, острый меч-кладенец, а щит у него горит, переливается жемчугами, самоцветами. Налево от Ильи Алёша Попович. Смотрит он лукаво красивыми, ясными глазами, вынул из цветного колчана стрелу, приладил к тонкой тетиве тугого лука. У седла висят гусли-самогуды. Наготове держит нагайку, чтобы хлестнуть коня. Взгляды героев направлены в ту сторону, откуда исходит опасность. Насторожились и повернули головы вправо кони – они чуют врага. Тонкими ноздрями внюхиваются в воздух, напрягли уши – готовы к бою. Породистые лошади сильны, на них могучие наездники. Сколько тяжести в богатырях?! Щит, шлем, доспехи – нелёгкая одежда, а ещё орудия: меч, щит, лук, палица. Тяжёлая ноша для коня, но богатырские лошади сильны, быстры, так же, как и их витязи. Могучая рука Ильи Муромца легко держит палицу. О ней в народе была сложена легенда, её вес 90 пудов: «Как махнёт ею Илья прямо – проложит улицу, махнёт ею налево – проложит переулочек». Васнецову удалось выразить тяжесть палицы и громадную физическую силу Ильи. Кони под стать богатырям, в этом выражается ощущение действительности прошлого, когда конь для всадника был всем: опорой, верным помощником в битве и в жизни.

Васнецов показывает в богатырях главное – преданность родине, готовность служить ей. Необыкновенно сильный, мужественный, смелый, огромного роста богатырь всегда выходит победителем. В нём воплощается мощь русского народа, защитника Русской земли. Люди защищали рубежи родины сообща, именно в те далёкие времена появилась пословица: «Один в поле не воин». Воин, богатырь, защитник Русской земли – любимый образ былин. Сюжеты, образы, поэтика былин нашли отражение в русской литературе. Былины явились источником вдохновения не только художников (Васнецова), но и композиторов, режиссёров и т. д...

В картинах Васнецова, как и в русском народном творчестве воплощена, правда о народе, выражена любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие, высокие его качества, дающие ему право на великое будущее. Творчество Васнецова на примере сюжетов из сказок и былин рассказывает о добре и правде, о силе и мужестве, о лучших качествах русского человека.

После революции Васнецов продолжал работать над сказочными сюжетами. В 1883-1885 исполнил монументальное панно Каменный век в Круглом зале Исторического музея в Москве. В 1886 декорации к Снегурочке в Русской частной опере Саввы Мамонтова. В 1885-1886 расписывал Владимирский собор в Киеве, где работал так же и Нестеров, и руководил в нем художественными работами. По рисункам Васнецова построены церковь и Избушка на курьих ножках в Абрамцеве (1883), фасад Третьяковской галереи в Москве. (1901) и др. Он так же выполнял эскизы к мебели и другим произведениям декоративно-прикладного искусства. Во всех работах неуклонно следуя традициям русского искусства. Н.Ге увидел в его работах “синтез древнерусских и византийских черт, искусства прерафаэлитов и даже Микеланджело… но главное - это русский национальный дух”.

Василий Блаженный – памятник древнерусской архитектуры. Собор, построенный по приказу Ивана Грозного в память взятия Казани.

Рябово – село в Вятской губернии – в восьмидесяти километрах от губернского города. В нём провёл детство художник Васнецов.