Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Почему делают харакири. Сеппуку и харакири: разница и значение

Почему делают харакири. Сеппуку и харакири: разница и значение

Для церемонии подготавливали новые циновки татами, а самурай принимал ванну и облачался в торжественную одежду.

Самоубийств в Японии, живущей в наши дни в глобализации, компьютеризации, постоянном стрессе и давлении от общества довольно много. В японском обществе и культуре важную роль играет сохранение лица и мнение окружающих. К тому в религиях буддизме и синтоизме самоубийство не считается грехом, хотя и не одобряется. В свое время религия Японии не помешала совершать ее последователям уход из жизни посредством церемонии харакири.

Харакири - это традиционный японский способ самоубийства. При этом раньше это был единственный способ воинам спасти свою честь, честь своей семьи и господина. Так уходили из жизни самураи. В Японии харакири чаще называют сэппуку, для них это слово более благозвучно. По сути, харакири является неким видом казни. Приговорённый должен был сам лишить себя жизни, что считалось почётным, так как не все самураи удостаивались такой чести. Сэппуку совершали и после смерти господина в знак верности. Хотя в современной Японии самураев больше нет, идея почетной смерти воина посредством харакири накрепко осталась в сознании японцев.

Следует отметить, что случаев совершения харакири в истории Японии в целом было мало. В Средние века среди самураев умереть вслед за господином считалось хорошим тоном. Но в начале XVIII века на это был законодательно наложен запрет. А окончательно харакири запретили во второй половине XIX века после установления Японией постоянных связей с европейцами.

Как же выглядела харакири, жестокая и болезненная церемония спасения человеческой чести? Почему при харакири удар наносили именно в живот? Согласно японским поверьям, в животе находится душа и жизнь человека. Делая харакири, самурай показывал свою душу, чтобы все убедились, что она была чиста. Кроме того кровавый харакири закрепился в сословии самураев, давая им возможность продемонстрировать свою храбрость и хладнокровие.

Для церемонии подготавливали новые циновки татами, а самурай принимал ванну и облачался в торжественную одежду. Его сопровождал помощник кайсяку, чтобы отсечь голову после того, как смертник вспорет себе живот. Как и во всех японских традициях, в харакири все было продумано до мельчайших деталей. Самурай тщательно подворачивал широкие рукава одежды под колени, чтобы предотвратить падение мёртвого тела назад, что считалось неподобающим.

Во время самого ритуала, самурай оголял живот и разрезал его крестом, сначала от одного бока к другому, затем от груди до пупка. Иногда резали и по форме буквы Х. Позднее метод упростили: самурай втыкал меч вакидзаси в живот, наваливаясь на него всем телом.

При харакири самурай обязан был вести себя, как подобает истинному воину: не корчиться от боли, не кричать, не падать, не делать ничего лишнего. В противном случае такие действия считались большим позором. Отрубание головы так же должно было происходить подобающим образом. Помощник кайсяку старался отрубить голову так, чтобы она оставалась висеть на полоске кожи. Отскакивание и катание головы по полу считалось не эстетичным. После совершения обряда кайсяку протирал клинок белой бумагой. Затем он поднимал голову за волосы и показывал свидетелям, после чего накрывал тело белой тканью. Кстати говоря, харакири делали не только мужчины-самураи, но и женщины самурайского сословия. Правда в их случае самоубийство совершалось вонзанием кинжала в сердце или разрезанием горло.

В средневековой Японии существовал кодекс чести самурая − бусидо, предписывающий правила поведения идеального воина. Если самурай нарушал эти правила, свое бесчестье он мог смыть, совершая сеппуку – ритуальное самоубийство. Этот обряд проводился по строгим правилам, а его цель состояла в демонстрации мужества самурая перед лицом боли и смерти.

Кодекс чести

В среде воинского сословия буси почитался так называемый этикет смерти, согласно которому самурай должен был умереть красиво, достойной смертью, приняв ее легко и спокойно. Умирать от старости считалось слишком банальным и недостойным самурая. Важно было не испортить «некрасивой» смертью родословную и честь дома. Красивой смертью считалась смерть от меча. Поэтому в ритуале совершения сеппуку присутствовал ассистент – кайсаку, прекращающий мучения убивающего себя самурая ударом меча. Смерть через сеппуку считалась почетной у привилегированных сословий.

К сеппуку официально приговаривались самураи, совершившие преступление, недостойное пути настоящего воина. При этом приговор мог быть вынесен как одному самураю, так и всем мужчинам его семейства. Самурай, потерявший в бою хозяина, терял свой статус и становился ронином, после чего совершал сеппуку как лучшее доказательство верности и преданности.

Так поступили в 1703 году 47 мужественных ронинов, когда их господин Асано Такуми-но-Ками был спровоцирован на открытый конфликт и приговорен к сеппуку. Ронины обезглавили обидчика своего господина, а потом сами все вместе совершили ритуальное самоубийство. В наши дни могилы 47 ронинов в монастыре Сэнгаку-дзи являются местом паломничества как памятник кодекса чести самураев.

Ритуал

Юкио Мисима, японский писатель, совершивший харакири в 1970 году

В философии дзен-буддизма, формировавшей мировоззрение самураев, центром двигательной активности человека и местоположением его души считался живот (по-японски «хара»). Поэтому вскрытие живота (харакири) путем сеппуку осуществлялось для того, чтобы показать чистоту своих помыслов как доказательство правоты. Это было последней возможностью оправдать себя перед небом и людьми.

Церемония и правила выполнения сеппуку приобрели силу закона при сегунате Асикага (1338-1573 годы). Если ритуал проводился в комнате или храме, пол выстилался белыми татами. Когда сеппуку совершалось в саду, то вокруг покрытого песком места сооружалась загородка из кольев с натянутыми на них полотнищами белой материи. Белый цвет в Японии считается траурным.

При самоубийстве присутствовали представители сегуна и другие лица, выполняющие строго предписанные формальности. Наиболее ответственная обязанность возлагалась на кайсаку, который находился рядом с совершающим сеппуку и после ритуала отрубал ему голову. Приговоренный знал, что не будет долго мучиться, потому что на роль кайсаку назначался тот из его близких друзей, кто мог обезглавить тело одним ударом.

Совершавший сеппуку сидел на коленях в белом кимоно, а перед ним лежала стопка японской бумаги и стояла чашка с саке (традиционный японский алкогольный напиток. – Прим. ред.). Выпивая саке, самурай писал последнее короткое послание, обычно в стихах. Затем он усаживался так, чтобы до конца ритуала не мог опрокинуться назад и умереть в неблагородной позе. На принесенном подносе лежал обнаженный клинок, не имеющий рукояти. Чтобы клинок можно было держать в руке, часть его обматывали бумагой.

Секретарь английского посольства в Японии Алджернон Митфорд, приглашенный в середине XIX века на официальную церемонию сеппуку, так описывает этот ритуал: «Не спеша, крепкой рукой самурай поднял кинжал, лежащий перед ним. Он смотрел на него с грустью, почти с любовью. На миг остановился – казалось, он в последний раз собирается с мыслями, а потом вонзил кинжал глубоко в левую часть живота и медленно провел его вправо, после чего повернул лезвие в ране, выпуская наружу небольшую струйку крови. Во время этих невыносимо болезненных действий ни один мускул на его лице не пошевелился. Вырвав кинжал из тела, он наклонился вперед и вытянул шею. Лишь сейчас на его лице промелькнуло выражение страдания, но он не издал ни звука. В этот миг кайсаку, который внимательно следил за каждым его движением, поднял меч в воздух. Мелькнуло лезвие, раздался тяжелый, глухой удар и звук падения. Голова была отсечена от тела одним ударом».

Не для слабонервных!


Исаму Тё, японский генерал лейтенант покончил жизнь самоубийством, чтобы не сдаться американцам после битвы за Окинаву

Существовали различные способы выполнения сеппуку. Самым обычным был прямой горизонтальный разрез живота, слева направо, в конце которого лезвием делался резкий рывок вверх. Таким образом, открывалось место, чтобы могли выпасть внутренности − хара, символически раскрывая истинные намерения самурая.

Сильные духом самураи применяли более сложный способ совершения сеппуку – дзюмондзи гири. После обычного горизонтального разреза они извлекали нож и делали вертикальный разрез снизу вверх по животу от пупка до диафрагмы. В результате резаные раны образовывали крест, или японскую цифру 10 – дзю.

Самурай, пытающийся смыть с себя особый позор, после выпадения своих внутренностей омывал их в стоящей перед ним чаше с водой и вкладывал обратно в живот, очищая себя перед смертью. После этого самурай наклонялся вперед, не сгибая спину. Шею он держал прямо, чтобы кайсаку было легче отрубить ему голову.

Если отрубленная голова катилась по полу, обрызгивая свидетелей и приглашенных кровью, – это считалось дурным тоном. Правильно выполняемый ритуал предписывал кайсаку оставлять неразрубленным лоскут кожи на шее спереди. Тогда голова не отлетала, а откидывалась и висела на груди самурая, не пачкая никого вытекающей кровью.

После совершения обряда свидетели поднимались и уходили в особое помещение, где хозяин дома или дворца предлагал им чай и сладости.

Сеппуку совершали не только мужчины. Но женщины, вынужденные совершить ритуальное самоубийство, часто не обладали достаточным самообладанием и внутренней силой. Они имели право умереть быстро, просто перерезав себе сосуды на шее острым ножом, который обычно вручался жене самурая в качестве свадебного подарка. Короткий меч (вакидзаси) для пронзания сердца вручался каждой дочери самурая во время обряда совершеннолетия. Слабые же духом самураи просто дотрагивались до ножа, не вспарывая себе живот, и им тут же отрубали голову.

Современные традиции


Меч танто для церемониального убийства

В конце XIX века с изменением государственного строя Японии и завершением «эпохи самураев» официальное применение сеппуку было отменено. Последнее известное харакири, совершенное посредством крестообразного разреза живота, было выполнено японским генералом в начале XX века, когда умер его любимый император.

Множество профессиональных воинов в это время остались без дела и средств к существованию. Часть из них стали разбойниками, а некоторые, напротив, взяли на себя роль телохранителей в зарождающейся мафиозной организации – якудза, контролирующей игровой и развлекательный бизнес. Находясь на полулегальном положении, они пользовались авторитетом в обществе.

В настоящее время якудза контролируют в Японии не только теневой рынок, но и часть легального бизнеса и даже влияют на политику. Многие считают их наследниками самурайских традиций. Якудза сохранили высокую дисциплину, иерархичность отношений внутри клана и свой «кодекс чести», за нарушение которого существует ритуальное наказание для рядовых членов клана – отрезание мизинца на руке. Боссы якудза, преступившие законы организации, приговариваются к сеппуку.

Согласно традициям самурайского прошлого, если сеппуку должен совершить член клана, которому не доверяют или который не хочет накладывать на себя руки, ритуальный кинжал заменяется на веер, и после прикосновения осужденного к нему производится обезглавливание.

Многие любители Японии и ее культуры часто задаются вопросом: «Есть ли между харакири и сеппуку разница?». Действительно, слово «харакири» наиболее известно в Еропе, а поэтому является привычным обычному человеку, еще 70% европейцев знают значение этого слова, еще 20% когда-нибудь слышали его, но не используют в речи, а остальные 10% не считают нужным вникать в культуру другой страны. Для интересующихся попробуем разобраться, есть ли какие-то отличия и в чем они заключаются.
На самом деле, никакой разницы в этих двух терминах нет, разве что в произношении и употреблении. И харакири, и сеппуку обозначают «ритуальное самоубийство», даже на письме они обозначаются одинаково, только у первого сначала идет символ живота, а только потом глагол «резать», в сеппуку же наоборот. Стоит сказать, что слово «харакири» японцы до сих пор считают чуть ли не ругательным, уничижительным и просторечным, а поэтому не используют его. В России помимо или вместо термина «харакири» употребляется слово «харакари», но любой японовед скажет, что это лишь изощрения русского языка.
Более того, в древности этим якобы «деревенским» словом «харакири» называли самоубийство, произошедшее не по правилам рыцарского кодекса, то есть без уважения к нему. Настоящее сеппуку тщательно готовилось и казалось чуть ли не страшным театральным представлением.

Ритуал.

Само действо проходило на публике и поражало своим хладнокровием и стремлением человека к «благородной» смерти. Именно по этой причине рыцарь готовился к харакири (будем называть так, ибо вспарывание живота и в Африке вспарывание живота) заранее: он омывался, надевал свое лучшее белое кимоно, вкушал любимую еду, а когда почувствовал, что насладился прикрасами земной жизни, садился перед зрителями на коврик и перед ним клали меч на ткани или тарелке. На него стоит обратить особое внимание, так как у самоубийцы был выбор, каким предметом себя убивать, это для нас нет никакой разницы, а японцы относились к этому очень серьезно, так как считалось, что с помощью этого ритуала они очистятся перед Небом и людьми. Традиционно харакири совершалось специальным кинжалом Кусунгобу, в редких случаях для этого дела использовался меч Вакидзаси.
Но на выборе средства самоубиения процесс не заканчивался, все проходило достаточно медленно, ведь у самурая оставалось еще время на предсмертное стихотворение, в нем он писал о смерти, философствовал, описывал то, что ему было дорого при жизни. Читать эти стихотворения можно лишь без мыслей о том, что человек с собой сделал после того, как дописал последнее слово.
Самурай мог выбрать себе помощника, коим являлся близкий друг или родственник, который бы сразу же отрубил ему голову, спасая человека от мучений. Причем друзья преследовали еще одну цель помимо спасения товарища, таким образом они могли показать уровень своего мастерства в фехтовании.
Позднее обряд харакири с поля боя, где пораженный воин, сильно расстроившись по поводу проигрыша, решал убить себя, а победитель благородно соглашался отрубить ему голову, в судебную практику, то есть судья мог назначить провинившемуся японцу приговор в виде сеппуку.
Исходя из всего вышесказанного, стоит ответить на вопрос, заданный в начале: между харакири и сеппуку разница небольшая, она исходит из разных способов прочтения одного словосочетания «ритуальное самоубийство», китайский способ предполагает благородное прочтение, а японское бытовое, низменное, то есть харакири. Если переводить два этих слова на уровень фразеологизмов, то харакири будет значить «отдать концы», а сеппуку «отойти в мир иной».

Бусидо – кодекс чести самураев.

Самоубийство через вонзание кинжала в живот тесно связано с бусидо, кодексом чести самураев. Считалось, что с помощью смерти рыцарь избегает позора и нежелательного плена, который также отражается на репутации того или иного воина. После того, как сеппуку распространилось, провинившимся рыцарям разрешали убить себя самим, а не лишиться головы, как обычный смертный. Тут и прослеживается тонкая грань между сеппуку и харакири, первое обозначает благородное самоубийство, а второе позорную казнь, следовательно, это четкое разделение зародилось еще в самом начале, когда ритуал только практиковался и вливался в жизнь, было это около 1156 года.
Не стоит думать, что резали себя исключительно все мужчины-японцы, от обычных людей этого никто не ждал, ибо совершать этот ритуал разрешалось только тем, кто находился в сообществе самураев, это объясняется благоговейным отношением к процессу. Но и не каждый воин мог покончить жизнь самоубийством, даже если он очень захочет искупить свои грехи таким способом, он обязательно должен попросить разрешения у хозяина.
Рыцари имели право потребовать назначения сеппуку своим врагам, итаким образом они могли выместить на человеке свой гнев или обиду, а остальные бы просто подумали, что благородный японец хочет, чтобы душа неправедного спаслась и переродилась.
Еще в кодексе самураев значится, что главная цель самоубийства – показать Небесам благие намерения, вот, к примеру, в бою погиб вассал, его подчиненный может сделать себе харакири, дабы показать свою преданность господину и др.

Женщина и сеппуку.

Женщины также имели право на самоубийство, только они совершали его более тихо, без лишних приготовлений, и, тем более, зрителей. Каждая из них всегда носила с собой кинжал для самообороны кайкен, с помощью него они могли перерезать себе шейную артерию. Единственная важная деталь – нужно было склониться набок, это ассоциировалось у японцев с увядшим цветком.

Разница харакири и сеппуку.
Стоит подвести итог всему сказанному и кратко изложить разницу двух родственных понятий.
Харакири является бытовым, разговорным и даже принижающим термином, обозначающим самоубийство посредством вспарывания живота, им пользуются, в основном, непосвященные в кодекс японского рыцарства европейцы. Сеппуку же можно назвать более благозвучным и благородным названием для самих японцев.
Европеизированным словом обычно называют само вспарывание живота (живот у японцев – центр, откуда вытекает вся энергия), а сеппукой ритуал, к которому японец тщательно готовился.
Написание этих слов сходно, но в сеппуку «резать» стоит на первом месте, а «живот» на втором, в харакири же наоборот.
Сеппуку для самурая – достойный отход от жизни, харакири же наоборот – позор не только для него, но и для всей семьи.
К счастью или, быть может, сожалению для японцев, в 1968 году ритуал отменили, однако случаи похожих самоубийств случаются до сих пор, ведь японцы, такой народ, желающий даже умереть красиво, поэтому и проживают они каждый день так, будто он последний.

Сеппуку и харакири – это часть культурного и религиозного наследия Японии. Оба эти явления относят к способам самоубийства, но исполняются они практически одинаково.

Что такое сеппуку?

Сеппуку – это ритуальное самоубийство, совершаемое самураем согласно кодексу Бусидо. К такому способу смерти прибегают тогда, когда самурай оказывается покрыт позором, смыть который можно только его смертью. Чтобы сеппуку было проведено правильно, необходимо строго соблюсти свод правил, которые четко регламентируют этот страшный процесс.

Ритуал сеппуку самурай мог совершить по приговору или по собственному желанию. Например, если он терял своего хозяина в бою, или плохо исполнял свой долг, другие воины могли заставить его совершить сеппуку.

Но, часто, самурай сам хотел оправдаться перед Богами и людьми. Поэтому принимал решение вспороть себе живот особым образом. Вспарывать живот нужно было сидя, чтобы не упасть на спину и не опозориться. Оголив живот, самурай делал два крестообразных движения мечом или вспарывал свою плоть от одного бока до другого, а после от пупка до груди.

Позднее самоубийство сеппуку совершали, наваливаясь на меч. Данный способ считался более гуманным. Кричать и корчиться во время совершения ритуала самураям не полагалось. Поэтому некоторые из них пользовались услугами специального помощника, который после разрезания самураем живота, отрубал ему голову, но не до конца, чтобы голова не упала на пол.

Женщины из сословия самураев в случае позора, измены мужу, предательства или недержания слова тоже совершали этот обряд. Поступить так могла и та женщина, которой грозило бесчестие не по ее вине.

Женское сеппуку совершалось ножом, который японке подарил муж или отец. Им она прокалывала себе сердце, или, согласно другим сведениям, перерезала горло. Перед ритуалом женщина сама связывала себе ноги, чтобы умереть в достойной и целомудренной позе.

Что такое харакири?

Харакири – это все то же ритуальное самоубийство, только это слово больше прижилось на Западе, поэтому находится на слуху. В переводе с японского этот термин означает «живот» и «резать». Слово сеппуку пишется теми же иероглифами, но читается со слова «резать». Такая транскрипция относится к китайским лингвистическим корням.

История сеппуку

В Древней Японии ритуал сеппуку распространен не был. Он стал популярен в средние века. В 1156 году дайме из Минамото совершил первое харакири в истории. Он сделал это, чтобы избежать плена, так как попадание в плен считалось позором. С тех пор, многие военные стали использовать данный обряд в критических ситуациях.

Затем, с течением времени сеппуку стало массово использоваться по любым поводам. Но с приходом реформ в период Мэйдзи такие самоубийства официально стали порицаться, а в 1968 году обряд был запрещен на законодательном уровне. Но в культуре японцев сеппуку по-прежнему занимает важное место.

Ритуальные самоубийства сегодня

Религия Японии не осуждает самоубийства. Наоборот, такой способ смерти считается обдуманным и достойным. Не мешает уйти в лучший мир, помогает смыть позорные пятна с репутации.

Самоубийства во всем мире совершаются по разным причинам. Например, это может быть крах бизнеса, финансовые проблемы, романтические трудности или болезни, мешающие полноценно жить. Во многих мировых религиях харакири осуждается, считается слабостью, бегством от проблем. Но не в Японии. Так как японцы полагают, что для сеппуку нужна большая сила воли, а также способность признавать свои ошибки.

Харакири и сеппуку изначально были привилегией дворянства. Но затем ими стали пользоваться не только военные, но и простые люди. Совершают ли сеппуку сегодня? Конечно, такие случаи можно встретить и в нашем веке. Но они менее распространены, и более обоснованы современными реалиями.

Сеппуку и харакири отличаются друг от друга лишь звучанием иероглифов. В остальном, данное явление характеризуется, как обряд, в конце которого человека ожидает неотвратимое наступление смерти. Плохо это или хорошо? Пусть на этот вопрос ответят сами японцы, потому что их культура кардинальным образом отличается от культуры других народов. Их жизнь устроена совсем по-другому. Ценности основаны на почтении к предкам и исторически сложившихся устоях общества. Для них харакири – это часть жизни, а смерть – закономерное явление, которое необходимо встретить достойно.

1603 — 1867 гг.), когда обряд сформировался окончательно, — по приговору суда как наказание за совершённое преступление. Харакири являлось привилегией самураев, гордившихся тем, что они могут свободно распоряжаться своей жизнью, подчёркивая совершением обряда силу духа и самообладание, презрение к смерти. Разрезание живота требовало от воина большого мужества и выдержки, так как брюшная полость — одно из наиболее чувствительных мест тела человека. Средоточие многих нервных окончаний. Именно поэтому самураи , считавшие себя самыми смелыми, хладнокровными и волевыми людьми Японии, отдавали предпочтение этому мучительному виду смерти.

В дословном переводе харакири означает «резать живот» (от «хара» — живот и «киру» — резать). Однако слово «харакири» имеет и скрытый смысл. В японском языке ему соответствуют слова «живот», «душа», «намерения», «тайные мысли» с тем же написанием иероглифа.

Согласно философии буддизма, в частности учению секты «дзен», в качестве основного, центрального жизненного пункта человека и тем самым местопребыванием жизни рассматривается не сердце, а брюшная полость. В соответствии с этим японцы выдвинули тезис, что жизненные силы, расположенные в животе и занимающие как бы срединное положение по отношению ко всему телу, способствуют более уравновешенному и гармоничному развитию человека.

Несмотря на то, что в некоторых работах европейских авторов приводилась мысль об отождествлении японского понимания категории «душа» с аналогичными понятиями у древних греков (называвших вместилищем души — психэ — грудно-брюшную преграду) и у древних иудеев (древнееврейские пророки говорили о местопребывании души в кишечнике), «хара» в японском смысле не является эквивалентом «души» в европейском понимании. Здесь можно говорить скорее о чувствах и эмоциях. И не случайно в связи с этим имеется множество выражений и поговорок, относящихся к «хара». Например, человек, призывающий другого быть откровенным в разговоре, употребляет выражение «хара о ваттэ ханасимасё», что означает «давайте поговорим, разделяя хара», или, другими словами, «давайте поговорим, открыв наши животы». Характерны также такие изречения, как «харадацу» (подняться к животу, рассердиться); «харагинатай» (грязный живот, подлый человек, низкие стремления) и т.д.

Важное место японцы отводят также «искусству хара» (живота) — «харагэй». Под этим «искусством» подразумеваются процесс общения людей на расстоянии в результате интуитивной связи и понимание друг друга при помощи намёков.

Таким образом, живот японцы рассматривают как внутренний источник эмоционального существования, и вскрытие его путём означает открытие своих сокровенных и истинных намерений, служит доказательством чистоты помыслов и устремлений. Другими словами, по понятиям самураев, «сэппуку является крайним оправданием себя перед небом и людьми», и оно более символика духовного свойства, чем простое самоубийство.

Происхождение обряда

В древний период истории Японии обряд харакири не был распространён среди японского населения архипелага . Однако, имея уже определённые представления о животе как главнейшем пункте человеческого тела, вероятно, легко смогли заимствовать айнский обряд «пере». Собственно харакири появилось относительно поздно в среде воевавших против айнов военных поселений северных провинций, которые превратились впоследствии в сословие японских воинов.

Вполне закономерен именно тот факт, что обряд начал развиваться у воинов — людей, находившихся в постоянной боевой готовности и всегда носивших при себе оружие — средство для ведения войны и орудие самоубийства.